Психические явления и психологические свойства че…
Психические явления и психологические свойства человека создатель Мөлдір Оспанова
1. План
1.1. Понятие психического явления
1.1.1. Объективный
1.1.2. Субъективный
1.2. Виды психического явления
1.2.1. психические процессы
1.2.1.1. Психические процессы — это отдельные подпроцессы целостной психической деятельности, имеющие свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция — обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.
1.2.2. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
1.2.3. Психические свойства
1.2.3.1. Психические свойства личности — это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени.
1.2.4. Психические состояния
1.3. Психологические свойства человека
1.3.1. Характер человека
1.3.1.1. Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным сознанием и «отключением» ощущений.
1.3.2. Направленность
1.3.2.1. Темперамент – это совокупность особенностей личности, связанных с динамикой поведения человека. Первым человеком, разделившим всех людей на 4 темперамента, стал Гиппократ еще 2500 лет назад. Он основывался на содержании соков организма человека, а также типе строения тела. Таким образом, он выделил 4 типа темперамента.Гораздо позже И.П. Павлов создал теорию о темпераментах человека, которая стала основной в современной психологии. Павлов основывался на особенностях строения нервной системы:
1.3.2.1.1. Направленность – важнейшее психологическое свойство личности. Если говорить о направленности как о сложном психическом свойстве, то она представляет собой единение мотивов, целей и потребностей личности, все это определяет характер деятельности человека.
1.3.2.1.2. Холерический темперамент
1.3.2.1.3. Сангвинический темперамент
1.3.2.1.4. Меланхолический темперамент
1.3.2.1.5. Флегматический темперамент
1.3.3. Темперамент
2. ТЕМПЕРАМЕНТ
2.1. Холерическийй темперамен
2.1.1. Подвижен, порывист, но неуравновешен.
2.2. Сангвинический темперамент
2.2.1. Люди этого типа темперамента уравновешены, инертны. Спокойные, невозмутимые люди. Уравновешенны в эмоциях.
2.2.2. Сочетают в себе все три качества: силу, подвижность, уравновешенность. Это общительные, активные, энергичные люди.
2.3. Флегматический темперамент
2.4. Меланхолический темперамент
2.4.1. Действует медленно, неуравновешен в эмоциях, чувствах. Неуверенные в себе, робкие люди.
3. ВИДЕО
Структура психических свойств личности
Учебная литература по юридической психологии
Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебник
СПб., 2001.
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
§ 4. Структура психических свойств личности
Поведение личности – это реализация ее психических регуляционных качеств в социально значимой сфере жизнедеятельности.
Поведенческие акты человека взаимосвязаны, системны. Деятельность, поведение возникают на основе потребности, их реализация начинается с мотивационных побуждений. При этом сознание направляется на существенные для деятельности объекты – они становятся объектами познания: отражаются отдельные свойства объектов (ощущения), предметы и ситуации в целостном виде (восприятие), система закономерных связей между явлениями (мышление), прогнозируется развитие ситуации (воображение), учитывается предшествующий опыт (память).
Движение к цели регулируется волей, а чувственное отражение текущей значимости явлений и связанные с ним экстренные реакции осуществляются механизмом эмоций. Все регуляционные компоненты человеческой деятельности – познавательные, волевые и эмоциональные процессы – функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности.
Выделяя структурные компоненты личности, необходимо рассматривать их как комплексы психорегуляционных возможностей индивида. Личность – целостное психическое образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные возможности индивида (тип его высшей нервной деятельности) закономерно определяют его темперамент – общие психодинамические особенности. Эти особенности служат общим психическим фоном для проявления других психических возможностей индивида – познавательных, эмоциональных, волевых. Психические возможности, в свою очередь, связаны с направленностью личности, ее характером – общеадаптивными способами поведения.
Когда мы даем общую классификацию психических явлений (психические процессы, психические состояния, психические свойства личности), мы абстрагируем, искусственно дифференцируем, разъединяем эти явления. Когда же мы говорим о структуре психических свойств личности, мы интегрируем психические явления, личностно объединяем.Темперамент, характер, ценностные ориентации личности – все это проявления комплексов регуляционных возможностей индивида. Свойства личности составляют динамическую систему ее функциональных возможностей.
Психические свойства многосистемны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.
Совокупность психических свойств образует психический склад личности.
Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти психические качества личности традиционно подразделяются на четыре группы: 1) темперамент, 2) направленность, 3) способности и 4) характер.
Система этих психических качеств и образует структуру личности.
НАВЕРХ
Почему разум может быть физическим
Философы долго бились над вопросом, сводится ли сознание к физическим свойствам или оно нередуцируемо ментально. За немногими исключениями, современные философы утверждают, что сознание является физическим. Некоторые думают, что сознание — это просто свойство мозга. Другие думают, что ментальные свойства и физические свойства различны, но что ментальные свойства зависят от физических свойств мозга. Большинство этих взглядов предполагают, что придет время, когда физика сможет полностью объяснить сознание (пробела в объяснении нет), и что существует только один фундаментальный тип свойств, а именно, самые основные физические свойства (нет онтологический разрыв).
Новые данные, опубликованные в научном журнале Nature’s Scientific Reports, предлагают новый способ сведения ментальных свойств к физическим свойствам, но без предположения, что существует только один тип фундаментальных свойств. Исследователи под руководством Дмитрия Крюкова из Суперкомпьютерного центра Сан-Диего Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили, что рост и организация Вселенной, по-видимому, эквивалентны структуре и росту сложных сетей, таких как мозг, сознательный разум, Интернет и социальные сети. Они считают, что эта эквивалентность указывает на то, что законы, очень похожие на те, что управляют вселенной, управляют и другими сложными системами.
Криуков и его коллеги использовали сложное суперкомпьютерное моделирование Вселенной, чтобы показать, что причинно-следственная сеть, представляющая пространство-время, представляет собой граф, заметно похожий на технологические, социальные и биологические сети, предполагая, что существует единый фундаментальный закон, управляющий ростом и структура сетей. Природа этого главного закона исследователям пока неизвестна.
Создание симуляций, представляющих вселенную, — дело непростое. Исследователям пришлось уменьшить вселенную до размера, который мог бы обрабатывать компьютер. Они также должны были доказать, что существенные свойства пространства-времени не зависят от размера или возраста рассматриваемой сети. Если бы фундаментальный закон действительно управлял всеми сетями, он имел бы разные ограничивающие режимы, включая законы гравитации. Для каждой специальной сети существовал бы предельный режим, описывающий ее динамику.
Если команда права, что это может сказать нам о сознании? Мы уже знаем из физики, что существует четыре элементарных взаимодействия и 12 элементарных частиц «материи». Четыре элементарных взаимодействия — это гравитация, электромагнетизм, слабое и сильное ядерное взаимодействие. 12 элементарных частиц включают шесть кварков и шесть лептонов. Кварки являются компонентами нейтронов и протонов. Лептоны включают электрон, двух братьев и сестер электрона и три нейтрино. Силы состоят из элементарных «силовых» частиц, которые все демонстрируют корпускулярно-волновой дуализм. Например, свет состоит из фотонов. Сильные и слабые ядерные взаимодействия состоят из глюонов и бозонов W и Z. Никто точно не знает, что представляет собой гравитация.
Четыре элементарные силы и 12 элементарных частиц составляют физическую материю. Все они подчиняются некоему ограничивающему физическому режиму. Но этот режим является примером более фундаментального закона природы, который имеет ограничивающие режимы, управляющие другими сетями, говорят исследователи. Тогда не исключено, что другие сети, включая сознательный разум, состоят из элементарных частиц или элементарных сил (или и того, и другого), которые будут элементами, подчиненными ограничивающим режимам.
Если бы все динамические сети управлялись одним фундаментальным законом, мы могли бы сказать, что сознательный разум, или сознание в более общем смысле, является физическим в объяснительном смысле. Но ментальные свойства нельзя свести к элементарным частицам или физическим силам. Хотя оно подчиняется тому же фундаментальному закону, что и элементарные явления физики, сознание должно основываться на своем собственном типе элементарных сил или частиц. Таким образом, новообретенная эквивалентность сложных систем может означать, что некий тип дуализма в отношении разума будет верным с точки зрения того, что существует, но не с точки зрения того, что мы можем узнать, изучая законы физики. Если один фундаментальный закон управляет всей сложной системой, мы в конечном итоге сможем предложить своего рода физическое объяснение того, как сознание возникает из более элементарных вещей.
АККА | Философия | Содержание темы
Что мы подразумеваем под «умом»?
Особенности психических состояний:
- Все или, по крайней мере, некоторые ментальные состояния обладают феноменальными свойствами
- Некоторые, но не все, философы используют термин «qualia» для обозначения этих свойств, где «qualia» определяется как «внутренние и непреднамеренные феноменальные свойства, которые интроспективно доступный’
- Все или, по крайней мере, некоторые психические состояния обладают интенциональными свойствами (т. е. преднамеренность).
Дуалистические теории
Дуализм субстанций
Разум существует и не тождественен телам или частям тела.
Аргумент неделимости дуализма субстанции (Декарт).
отклика, в том числе:
- ментальное в каком-то смысле делимо
- не все, что считается физическим, делимо.
Аргумент представимости субстанциального дуализма (выраженный без ссылки на Бог) (Декарт).
ответа, в том числе:
- разум без тела немыслим
- мыслимое может быть метафизически невозможным
- метафизически возможное ничего не говорит нам о действительном мире.
Дуализм свойств
Существуют по крайней мере некоторые ментальные свойства, которые нельзя свести ни к ни супервентные по физическим свойствам.
Аргумент «философских зомби» в пользу дуализма свойств (Дэвид Чалмерс).
ответа, в том числе:
- «философский зомби»/мир «зомби» немыслим
- мыслимое может быть метафизически невозможным
- метафизически возможное ничего не говорит нам о действительном мире.
Аргумент «знание/Мэри» в пользу дуализма свойств (Фрэнк Джексон).
ответа, в том числе:
- Мэри не получает новых пропозициональных знаний, но получает знания о способностях (т. ответ «знание способностей»).
- Мэри не получает новых пропозициональных знаний, но получает знакомые знания (ответ «знание-знание»).
- Мэри получает новое пропозициональное знание, но это знание физических фактов, которые она уже знала по-другому (ответ «Новое знание/Старый факт»).
Проблемы
Проблемы, связанные с дуализмом, в том числе:
- Проблема чужого разума
- Ответы в том числе:
- аргумент по аналогии
- существование других разумов лучше всего гипотеза.
- Дуализм допускает «категориальную ошибку» (Гилберт Райл)
Проблемы, стоящие перед интеракционистским дуализмом, в том числе:
- проблема концептуального взаимодействия (как сформулировано Елизавета, принцесса Богемии)
- проблема эмпирического взаимодействия.
Проблемы эпифеноменального дуализма, в том числе:
- вызов интроспективного самопознания
- вызов, поставленный феноменологией нашей психической жизни (т.е. как связанные с причинно-следственными связями, как психологическими, так и психо-физический)
- вызов, поставленный естественным отбором/эволюцией.
Физикалистские теории
Физикализм
Все является физическим или супервентным по отношению к физическому (включая свойства, событий, объектов и любых существующих субстанций).
Философский бихевиоризм:
- «Жесткий» бихевиоризм: все утверждения о психических состояниях можно свести к минимуму. без потери смысла предложениям, использующим исключительно язык физики говорить о телесных состояниях/движениях (включая Карла Гемпеля).
- «Мягкий» бихевиоризм: суждения о психических состояниях — это суждения о поведенческих диспозициях (т. е. предложениях, использующих обычный язык) (включая Гилберта Райла).
Вопросы, включая:
- дуалистические аргументы в применении к философскому бихевиоризму
- отличие психических состояний от поведения (включая Хилари «Суперспартанцы» Патнэма и идеальные актеры)
- проблемы, определяющие психические состояния удовлетворительно из-за (а) цикличности и (б) множественная реализуемость психических состояний в поведении
- асимметрия между самопознанием и познанием других людей психические состояния.
Теория тождества типа разум-мозг
Все психические состояния идентичны состояниям мозга («онтологическая» редукция), хотя «психическое состояние» и «состояние мозга» не являются синонимами (поэтому не является «аналитическим» снижение).
Выпусков, в том числе:
- дуалистические аргументы в применении к теории тождества типа разум-мозг
- проблемы с предоставлением типовых тождеств (множественная реализуемость ментальных состояния).
Элиминативный материализм
Некоторые или все здравомыслящие («народно-психологические») психические состояний/свойств не существует, и наше понимание здравого смысла радикально ошибочно (как защищают Патрисия Черчленд и Пол Черчленд).
Выпусков, в том числе:
- наша уверенность в существовании наших ментальных состояний имеет приоритет перед другими соображения
- народная психология обладает хорошей предсказательной и объяснительной силой (и поэтому гипотеза)
- артикуляция элиминативного материализма как теории самоопровергается.
Функционализм
Функционализм: все психические состояния можно охарактеризовать с точки зрения функциональных ролей. которые могут быть многократно реализованы.
Выпусков, в том числе:
- возможность функционального дубликата с разными квалиями (перевернутыми квалиа)
- возможность функционального дубликата без менталитета/квалиа (Нед Блок Китайский мысленный эксперимент)
- аргумент «знание»/Мэри может быть применен к функциональным фактам (никакое количество фактов о функции достаточно, чтобы объяснить квалиа).
Установить текст
Аврамидес Анита (2001). Другие разумы. Рутледж, Глава 2.
Блок, Нед (1980) «Проблемы с функционализмом», в Readings in Philosophy of Психология, Том 1. Издательство Гарвардского университета, 275–278 – раздел 1–2.
Чалмерс, Дэвид (1996), Сознательный разум: в поисках фундаментальной теории. Издательство Оксфордского университета, глава 1.
Чалмерс, Дэвид (2003). «Сознание и его место в природе» в Руководстве Блэквелла по философии разума, разделы 2 и 3. Блэквелл
Черчленд, Патрисия Смит (2002). Мозговой. Введение (разделы 1, 3, 4) и Глава 4, раздел 2. The MIT Press.
Черчленд, Пол (1981), «Элиминативный материализм и пропозициональные установки», Journal of Philosophy 78, 67–90 (раздел 2, Почему народная психология может (действительно) быть ложным)
Декарт, Рене (1641), Размышления о первой философии, 6
Хемпель Карл (1949/2000), «Логический анализ психологии». Ричард Джеффри (ред.) Карл Г. Хемпель: Избранные философские очерки, Cambridge University Press
Джексон, Франк (1982), «Эпифеноменальные квалиа», Philosophical ежеквартально, 32, 127–136
Патнэм, Хилари (1975/1986), «Природа психических состояний» в уме, языке и реальности.