Явление психическое. Что такое «Явление психическое»? Понятие и определение термина «Явление психическое» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Явление психическое – компоненты психической жизни человека, а также закономерности его поведения, которые можно наблюдать.
Сам термин «явление» первоначально употреблялся в философии для обозначения всего того, что можно чувственно ощутить. В психологии это понятие появилось позже и, исходя из названия, ограничено сферой, в которой возможна фиксация процессов – сознание и психическая деятельность.
В зависимости от того, кто может наблюдать психическое явление, оно может быть объективным или субъективным. Сторонний наблюдатель может делать выводы об объективных психических явлениях: например, собеседник делает определенные выводы о характере своего оппонента.
Отечественная психология предлагает деление психических явлений на три вида: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы – самые сложные для изучения явления, они отвечают за отражение действительности (пример: память). Психические свойства – устойчивые параметры, присущие психике конкретного индивида (пример: черты характера).
< Явление массовидное (массовидные явления психики)
Явление субъективное >
Популярные термины
Явление психическое
Трудный характер или «расстройство прерывистой вспыльчивости»?
Вспышки агрессии, словесные оскорбления, рукоприкладство — характерные реакции человека, страдающего вспыльчивостью. Казалось бы, «сорвался», «психанул», с кем не бывает? Но иногда речь идет о болезни — расстройстве прерывистой вспыльчивости. И страдают ею в основном мужчины.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Как познакомиться с нормальной девушкой?»
- Как питаться в стрессе: принципы полезной диеты — узнайте выводы ученых
- 14 секретов долгого брака — узнайте, как живут счастливые пары
- Как живут сестры Хачатурян: рассказ матери
- Жить полной жизнью: как минимизировать симптомы менопаузы
- Патологические лжецы: зачем они обманывают других без всякой выгоды для себя?
- «Я хуже тех, кто смог найти свое дело: вдруг мне это не удастся?»
- 5 способов справляться с неопределенностью
Сегодня читают
- «Вышла замуж за иностранца и оказалась в плену у абьюзера»
- «Друг без причин заблокировал меня в переписке»
- «Всю жизнь забочусь о родственниках, но чувствую себя виноватой перед ними»
- «Муж рвется общаться с моей подругой: как мне достойно выйти из этой ситуации?»
- Блат, сексизм и начальники в трусах: россияне поделились дикими историями с собеседований
- «Как вернуть отношения с бывшей девушкой?»
Psychologies приглашает
Telegram-канал Psychologies
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Психические явления
Психика проявляется в психических явлениях и представляет собой системное свойство высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в активном отражении субъектом объективного мира.
Ряд ученых отмечают, что психика это есть функция мозга, а его изучением занимаются различные науки. Так, например, анатомия исследует его строение, а сложную деятельность мозга изучают нейрофизиология, биофизика, биохимия, медицина, нейрокибернетика.
Психология занимается изучением того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении материальной действительности, в результате чего формируются идеальные (психические) образы этой действительности. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. У разных людей эти образы возникают по-разному и зависят от опыта прошлого, знаний, потребностей, психического состояния, интересов и др.
Данное определение позволяет выделить ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики:
- Психика является свойством только высокоорганизованной живой материи. Это значит, что не всякая живая материя наделена этим свойством, а только та, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность её существования;
- Способность отражать объективный мир является главной особенностью психики. Это означает, что обладающая психикой высокоорганизованная живая материя располагает способностью получения информации об окружающем её мире. С другой стороны получение самой информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей субъективного по своей природе и идеалистического по своей сути образа;
- Информация об окружающем мире, которую получает живое существо служит основой для регуляции внутренней среды живого организма. Она формирует его поведение и в постоянно меняющихся условиях среды обитания определяет возможность длительного существования этого организма. Это значит, что обладающая психикой живая материя способна реагировать на изменение внешней среды.
Как отражательная способность психика есть и у животных, но высшей её формой является сознание, возникшее в процессе общественно-трудовой практики и неразрывно связанное с языком и речью. Человек, благодаря сознанию может произвольно регулировать свое поведение, но понятие «психика», включающее в себя сферу подсознания и надсознания («сверх-Я»), значительно шире.
Таким образом, психика есть субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых происходит регулирование взаимодействий человека с внешней средой обитания.
Понятие «психический образ»
Понятие психического образа является основным понятием психологии и представляет собой целостное, интегративное отражение самостоятельной, дискретной части действительности. Говоря другими словами, это есть информационная модель действительности, которая используется человеком и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы имеют свои свойства, а наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности. Всеобщая их функция – регуляция деятельности. Психические образы могут быть:
- Первичные, к ним относятся образы ощущений, восприятия, в них представлена совокупность качеств, присущих отражаемому объекту – форма, цвет, фактура и др.
- Вторичные психические образы – образы памяти, мышления, воображения. Психические образы пластичны и, как реальные объекты, дают возможность совершать определенные действия, т.е. «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Имея большую информационную емкость, психический образ сам по себе может служить источником разнообразной информации, обеспечивая достижение определенных целей.
Мир в сознании человека представлен общезначимыми, идеальными формами, поэтому психические образы идеальны. От психической активности и психической организации человека зависит то, что находится перед ним, что он воспринимает. Многие элементы объекта отражения могут отсутствовать в психическом образе и, наоборот, могут быть те элементы, которых нет в конкретном отражаемом объекте.
Моделируя различные отношения между объектами, что происходит благодаря способности действовать в уме, человек может предвидеть результаты своих действий, осуществлять психическую саморегуляцию поведения.
Основные виды психических явлений
Психическими явлениями называют все психические процессы, которые происходят в психике человека.
Они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга:
- Мотивационные состояния, проявляющиеся в желаниях, стремлениях, в интересах, влечениях и др.
- Эмоциональные состояния. К ним можно отнести стресс, конфликт, эмоциональный отклик на какие-либо явления действительности и др.
- Волевые состояния, проявляющиеся в целеустремленности, решительности, инициативности. Их классификация связана со структурой сложного волевого действия.
Как правило, эти особенности сопровождают его на протяжении всей жизни или достаточно длительный период. Данные психические свойства включают:
- Направленность или иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения, стремление человека к чему-либо;
- Характер – обобщенный способ поведения и тип адаптации к среде, а также темперамент человека;
- Способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
25 интересных явлений человеческого разума
Вот список из 25 интересных явлений человеческого разума.
1-5 Интересные явления человеческого разума
1. Иллюзия кластеризации: Иллюзия кластеризации — это иллюзия того, что случайные события, происходящие в кластерах, на самом деле не случайны. Иллюзия возникает из-за нелогичного предположения о статистических шансах. Например, большинству людей кажется неожиданным, если орел выпадает четыре раза подряд во время серии подбрасываний монеты. Теперь, если у вас выпало 3 последовательных орла, вы можете подумать, что следующий бросок не может быть орлом, хотя вероятность 50% все еще остается. Думать, что вероятности изменились, — распространенное предубеждение. Из-за этого игроки теряются, думая, что вероятность изменилась.
2. Обратная психология: Также известное как реактивное сопротивление, это побуждение делать противоположное тому, что кто-то хочет от вас, из-за необходимости сопротивляться предполагаемой попытке ограничить вашу свободу выбора. Это также напоминает нам о домашних заданиях учащихся. Когда вы можете использовать некоторые источники помощи, такие как Assignment Geek, но вам нужно сделать это самостоятельно. Фактически, теорию реактивного сопротивления иногда называют теорией «запретного плода».
3. Эффект ореола: Известный также как эффект Хорна, эффект дьявола и обратный эффект ореола — это когда люди, бренды или другие вещи, которые, как считается, имеют одну нежелательную черту, впоследствии оцениваются как имеющие много плохих черт. Позволить одному слабому месту или негативной черте повлиять на восприятие человека, бренда или чего-либо в целом. Упрощая, когда мы считаем человека плохим в одной области, мы, вероятно, даем аналогичную оценку в других областях.
4. Эффект Пигмалиона: Эффект Пигмалиона относится к явлению, при котором чем больше ожиданий возлагают на людей, часто детей или студентов и сотрудников, тем лучше они работают. Эффект Пигмалиона — это форма самосбывающегося пророчества, это предсказание, которое становится правдой. В этом отношении люди с плохими ожиданиями усваивают свой негативный ярлык, а люди с позитивными ярлыками соответственно преуспевают. Например, вы предполагаете, что сегодня будете плохо сдавать экзамен, поэтому вы уменьшаете усилия и в конечном итоге делаете плохо. Если я думаю, что мои отношения с моей второй половинкой обречены на провал, я начинаю действовать по-другому, эмоционально отстраняюсь, что может привести к провалу.
5. Дежавю: Буквальное значение «уже увиденное» — это феномен сильного ощущения того, что переживаемое в настоящее время событие или опыт уже был пережит в прошлом. Этот опыт обычно сопровождается сильным ощущением знакомости и чувством жуткости, странности или странности. «Предыдущее» переживание обычно приписывают сновидению, но иногда возникает твердое ощущение, что оно действительно имело место в прошлом.
6-10 Интересные явления человеческого разума
6. Обзорный эффект: Из всех когда-либо названных, наблюдаемых и изученных психологических эффектов обзорный эффект наименее распространен. Только астронавты когда-либо испытывали условия, которые приводят к этому. Когда астронавты на орбите или на поверхности Луны впервые видят Землю целиком, многие сообщают о глубоком ощущении масштаба и перспективы, которое стало называться эффектом обзора. Эффект может быть глубоко трогательным, сбивающим с толку, вдохновляющим и эмоционально сложным, поскольку вид на всю Землю глубоко меняет точку зрения. Астронавты вернулись домой с обновленным пониманием того, как мы все связаны, с относительной бессмысленностью культурных границ и желанием заботиться об окружающей среде Земли.
7. Эффект случайного падения: В социальной психологии эффект случайного падения — это тенденция увеличения или уменьшения привлекательности после совершения человеком ошибки в зависимости от предполагаемой способности человека действовать хорошо в общем смысле. Воспринимаемый как способный человек в среднем будет более симпатичным после совершения ошибки, в то время как противоположное произойдет, если предполагаемый средний человек совершит ошибку.
8. Эффект свидетеля: A.k.a. апатия свидетеля — это социально-психологический феномен, относящийся к случаям, когда люди не предлагают никаких средств помощи жертве в присутствии других людей. Вероятность помощи обратно пропорциональна количеству прохожих. Другими словами, чем больше наблюдателей, тем меньше вероятность того, что кто-то из них поможет.
9. Эффект прожектора: Это склонность переоценивать то, насколько другие люди замечают ваш внешний вид или поведение. Причина эффекта прожектора исходит из врожденной склонности забывать, что, хотя человек является центром своего собственного мира, он не является центром мира всех остальных. Многие профессионалы в области социальной психологии призывают людей осознавать эффект прожектора и позволять этому явлению смягчать степень, в которой человек считает, что находится в центре внимания общества.
10. Эффект фокусировки: Якорение или фокализм — это когнитивное искажение, описывающее распространенную человеческую склонность слишком сильно полагаться на первую предложенную информацию («якорь») при принятии решений. . Во время принятия решений привязка происходит, когда люди используют первоначальную информацию для вынесения последующих суждений. Например, начальная цена, предлагаемая за подержанный автомобиль, устанавливает стандарт для остальных переговоров, так что цены ниже начальной цены кажутся более разумными, даже если они все еще выше реальной стоимости автомобиля.
11-15 Интересные явления человеческого разума
11. Эффект вечеринки с коктейлем: Эффект вечеринки с коктейлем — это феномен способности сосредоточить слуховое внимание на определенном стимуле, отфильтровывая ряд других раздражители. Эффект позволяет людям разговаривать в шумных местах. Например, разговаривая на музыкальном концерте, люди могут одновременно слушать группу и понимать друга. Они также могут одновременно игнорировать громкие звуки. Тем не менее, если кто-то выкрикнет ваше имя через всю комнату, люди это заметят.
12. Эффект растормаживания в сети: Это относится к тому, как люди ведут себя в Интернете с меньшей сдержанностью, чем в реальных ситуациях. Многие люди меняют свое естественное поведение онлайн. Это чрезвычайно мощный когнитивный феномен, который представлен ослаблением социальных ограничений и запретов, которые в противном случае присутствовали бы при нормальном общении лицом к лицу. Из-за потери торможения некоторые пользователи Интернета проявляют крайние и эмоциональные наклонности. Некоторые люди станут более ласковыми и менее осторожными, рассказывая другим о своих чувствах в попытке достичь эмоционального катарсиса.
13. Иллюзорное превосходство: Иллюзорное превосходство — это когнитивное искажение, которое заставляет людей переоценивать свои положительные способности и недооценивать свои отрицательные качества по отношению к другим. Это позитивная иллюзия, которая широко изучается в социальной психологии. Позитивные иллюзии описывались как нереально благоприятное отношение человека к себе. Существуют три широкие категории положительных иллюзий: завышенная оценка собственных способностей, нереалистичный оптимизм в отношении будущего и иллюзия контроля. Иллюзорное превосходство часто называют эффектом выше среднего. Эффект выше среднего гласит, что люди относятся к себе более позитивно и менее негативно, чем другие на самом деле их воспринимают.
14. Когнитивный диссонанс: Возможно, это одно из самых странных и тревожных открытий в психологии. Когнитивный диссонанс — это идея о том, что нам трудно придерживаться двух противоречивых убеждений, поэтому мы бессознательно приспосабливаем одно, чтобы оно соответствовало другому. В классическом исследовании студенты находили скучное задание более интересным, если им платили меньше за участие. Наше бессознательное рассуждает примерно так: если я сделал это не ради денег, значит, я сделал это, потому что это было интересно. Как по волшебству, скучная задача становится интереснее, потому что иначе я не могу объяснить свое поведение.
15. Эффект тетриса: Когда человек, посвящающий большое количество времени определенной деятельности, основанной на шаблонах (в данном случае тетрис), начинает бессознательно думать и мечтать об этом. Люди, которые играли в тетрис в течение длительного времени, могли задуматься о том, как разные формы в реальном мире могут сочетаться друг с другом, например, коробки на полке в супермаркете, здания на улице или галлюцинации, которые создаются и встают на свои места. на невидимом макете.
16-20 Интересные явления человеческого разума
16. Эффект чирлидерши: Эффект чирлидерши, также известный как эффект групповой привлекательности, представляет собой когнитивное искажение, которое заставляет людей думать, что люди более привлекательны, когда они в группе. Этот термин был придуман в 2008 году во время эпизода «Как я встретил вашу маму» «Не день отца» и был подтвержден клиническими исследованиями Дрю Уокера и Эдварда Вула. Эффект возникает из-за склонности мозга вычислять средние свойства объекта при просмотре группы.
17. Обратный эффект: Обратный эффект возникает, когда, несмотря на противоречивые доказательства, устоявшиеся убеждения не меняются, а на самом деле укрепляются. Эффект был продемонстрирован экспериментально в психологических тестах, где испытуемым даются данные, которые либо усиливают, либо противоречат их существующим предубеждениям, и в большинстве случаев можно показать, что люди повышают свою уверенность в своей прежней позиции независимо от доказательств, с которыми они столкнулись.
18. Эффект Даннинга-Крюгера: Это тенденция неквалифицированных людей переоценивать свои способности и склонность экспертов недооценивать свои способности. Бертран Рассел сказал: «В современном мире глупцы самоуверенны, а умные полны сомнений».
19. Социальная леность: В социальной психологии социальная леность — это явление, когда люди прилагают меньше усилий для достижения цели, когда они работают в группе, чем когда они работают в одиночку. Исследователь в 1970-е завязали участникам глаза и сказали, что они будут играть в перетягивание каната против другой команды. Когда им сказали, что с ними тянут еще трое, они тянули на 18% меньше, чем когда им сказали, что они одни.
20. Семантическое насыщение: Это психологический феномен, при котором повторение заставляет слово или фразу временно терять смысл для слушателя, который затем обрабатывает речь как повторяющиеся бессмысленные звуки. Это особенно заметно, если вы повторяете про себя странное слово несколько раз, чтобы добиться правильного произношения и ударения на правильном слоге, и чем больше вы пытаетесь, тем страннее оно звучит, прежде чем станет полной ерундой для ваших ушей.
21-25 Интересные явления человеческого разума
21. Эффект ИКЕА: Люди склонны придавать непропорционально высокую ценность предметам, которые они частично собрали сами, например, мебели из ИКЕА, независимо от качество конечного результата.
22. Феномен сломанного эскалатора: Феномен сломанного эскалатора, также известный как эффект Уокера, представляет собой ощущение потери равновесия или головокружения, о котором сообщают некоторые люди, когда они ступают на неработающий эскалатор. Говорят, что возникает кратковременное странное ощущение дисбаланса, несмотря на полное осознание того, что эскалатор не собирается двигаться.
23. Эффект Google: Это когнитивное искажение, при котором человек склонен забывать информацию, которую можно легко найти с помощью поисковых систем в Интернете.
24. Криптомнезия: Это искажение памяти, при котором человек может ложно вспомнить, что создал мысль, идею, песню или шутку, не занимаясь преднамеренным плагиатом, а скорее переживая воспоминание, как если бы оно было новым вдохновением. .
25. Функциональная фиксированность: Это когнитивное искажение ограничивает человека использованием объекта только так, как он используется традиционно. Например, если кому-то нужно пресс-папье, но у него есть только молоток, он может не увидеть, как можно использовать молоток в качестве пресс-папье. Функциональная неподвижность — это неспособность использовать молоток ни для чего другого, кроме как для забивания гвоздей; человек не мог подумать, что можно использовать молот иначе, чем в его обычной функции.
10 психологических явлений, которые мы могли пережить
Человеческий мозг — самый увлекательный и сложный орган человеческого тела. Это до сих пор остается загадкой для нейробиологов, стремящихся разгадать глубокие тайны этого очаровательного органа. На протяжении всей истории человечества люди испытывали и воспроизводили определенные вещи, называемые «психологическими феноменами».
Они определяются как «уловки мозга», которые не поддаются научному объяснению и остаются загадкой для всех. Вот список из десяти психологических феноменов, с которыми мы могли сталкиваться, но никогда о них раньше не слышали.
1 Синдром фантомной вибрации: ощущение, при котором мобильный телефон вибрирует или звонит, когда он не звонит. Колоссальные 89% людей испытали этот синдром.Сталкивались ли вы с тем, что ваш мобильный телефон звонит, даже когда он не звонит? Это явление получило название «синдром фантомной вибрации».
Согласно исследованию Мишель Друэн, девять из десяти студентов бакалавриата ее колледжа испытывали эти фантомные вибрации. Исследования показывают, что этот синдром возникает из-за чрезмерного использования мобильного телефона.
Вибрации стали проявляться через месяц после того, как у человека появился телефон. Предполагается, что кора головного мозга путает или неправильно интерпретирует другие сенсорные сигналы, такие как мышечные сокращения, давление и другие стимулы, как вибрации телефона или мелодию звонка.
Эти проблемы с обнаружением человеческого сигнала человеческим мозгом воспринимаются как влияние психологических характеристик. Исследователи предположили, что эти вибрации не причинят никакого вреда, но их можно остановить.
Согласно опросу Ротберга, медицинский персонал, у которого был пейджер или мобильный телефон, успешно останавливал вибрации. Они просто отключили устройство от режима вибрации и вместо этого использовали звуковой сигнал вызова.
Кроме того, они изменили местоположение устройства, а некоторые даже изменили устройство. Эти модификации привели к успеху в 75%, 63% и 50% соответственно. (1,2)
2 Граница события: возникает, когда мы иногда склонны забывать, что нам нужно, когда заходим в комнату, из-за явления, называемого «граница события».Каждый из нас вошел в комнату только для того, чтобы понять, что мы забыли, зачем мы здесь вообще. Ученый Нотр-Дама Габриэль Радвански потратил почти два десятилетия на изучение причин этого явления.
Он провел эксперимент, используя три комнаты, чтобы проверить способность участников вызывать воспоминания, когда они переходили из одной комнаты в другую. Он смог определить, что проходя через дверь в новую комнату, люди забывали, какой предмет они только что внесли в новую комнату.
Рекламные объявления
Этот лежащий в основе мозговой феномен объясняется повышенной частотой ошибок при ответе и называется «границей события». Было установлено, что человеческий мозг разделяет события и связывает их с определенной средой или местом, где они произошли.
Когда человек переходит из одной комнаты в другую, мозг работает как файл, который извлекает всю информацию о текущей комнате и событиях, произошедших в ней.
Когда человек уходит в другую комнату, фокус переключается на новую, текущую комнату. Человеку трудно вспомнить, что он намеревался сделать в текущей комнате, из-за чего человеку трудно вспомнить задачу, о которой он думал в предыдущей комнате.
Вы можете преодолеть это явление, бормоча задание при переходе из одной комнаты в другую. (источник)
3 Эффект прожектора: явление, которое заставляет людей значительно переоценивать то, насколько заметно их смущающее поведение для других. Этот эффект возникает из-за когнитивного искажения.Вы когда-нибудь заходили в комнату и чувствовали, что все смотрят и осуждают вас? Если вы так себя чувствовали, вы испытывали «эффект прожектора».
Эффект прожектора — это когнитивное искажение, при котором человек думает, что за ним постоянно наблюдают, замечают и судят другие. Термин был придуман и популяризирован американскими психологами Томасом Гиловичем и Кеннетом Савицким.
По мнению экспертов, в основе эффекта прожектора лежит механизм фиксации и регулировки. Эффект возникает из-за того, что вы чрезвычайно застенчивы в отношении того, что могут подумать другие.
Заинтересованный человек страдает от «эгоцентрической предвзятости», которая представляет собой тенденцию включать точки зрения других людей в свой собственный мыслительный процесс.
Другими важными факторами, способствующими этому эффекту, являются наивный реализм и предвзятость слепого пятна. Эта мощная комбинация создает ситуацию, когда человек использует свой личный опыт и знания для оценки других.
Они также склонны переоценивать степень, в которой их восприятие считается точным и приемлемым для других. Чтобы преодолеть этот эффект, человек может сосредоточить свое внимание на других, а не осознавать себя. (1,2)
Рекламные объявления
4 Ушной червь: явление, при котором запоминающаяся музыкальная пьеса постоянно повторяется в голове человека после того, как она перестала играть.Вы не можете выкинуть песню из головы и в конечном итоге распеваете ее часами? Это явление получило название «непроизвольные музыкальные образы» или «ушные черви».
Ушные черви — обычное явление и пример спонтанного познания. По мнению исследователей, ушные черви обычно представляют собой более быстрые мелодии с общими текстами и запоминающимися мелодиями.
Кроме того, эти песни также могут быть связаны с воспоминаниями или характеристиками, которые отличают их от других. Эти ушные черви обычно вызываются переживаниями или непроизвольными воспоминаниями.
Согласно исследованию Джеймса Келлариса, 98% людей страдают от ушных червей, причем у женщин они возникают чаще и дольше, чем у мужчин.
Типичными примерами ушных червей являются «Bad Romance», «Alejandro» и «Poker Face» Леди Гаги, «Don’t Stop Believing» Journey, «Can’t Get You Out Of My Head» Кайли Миноуг. , «Bohemian Rhapsody» группы Queen и «California Gurls» Кэти Перри.
В 2015 году исследование, проведенное Школой психологии и клинических языковых наук Университета Рединга в Пенсильвании, показало, что жевательная резинка может помочь, блокируя субвокальный репетиционный компонент слуховой кратковременной памяти. (источник)
5 Иллюзия частоты, также известная как Феномен Баадера-Майнхоф: явление, при котором люди, которые только что узнали или заметили что-то, начинают видеть это повсюду.Представьте, что у вас есть лишние 35 000 долларов, и вы хотите побаловать себя новой поездкой на с трудом заработанные деньги. Внезапно ваш коллега предлагает вам приобрести модель автомобиля, о которой вы никогда раньше не слышали. Вы проявляете повышенный интерес к этой машине и начинаете встречать ее повсюду. Вы боитесь, что вы представляете вещи, или ваш разум играет с вами злые шутки? По мнению специалистов, это явление называется «Баадер-Майнхоф» или «частотная иллюзия».
Рекламные объявления
Баадер-Майнхоф — это явление, когда человек натыкается на малоизвестную информацию и сталкивается с ней часто и неоднократно. Этот термин похож на «синхронность», вызывая чувство легкого удивления и появление избирательного внимания.
Это редкое событие с вероятностью 1 к 1000. Это означает, что вероятность возникновения этого события составляет 0,1%. Так человеку легче представить себя лицом к лицу с необычным событием.
Баадер-Майнхоф называют фантастическим явлением, уникальность которого разбавлена наукой и фактами. Если вы слышите это впервые, следите за тем, не столкнетесь ли вы с этим явлением неоднократно в течение следующих нескольких дней. (источник)
6 Семантическое насыщение: психологическое явление, при котором повторение заставляет слово или фразу временно терять значение для слушателя, который затем воспринимает речь как повторяющиеся бессмысленные звуки.Случалось ли с вами когда-нибудь, что совершенно обычное слово, повторяемое снова и снова, вдруг звучит странно и теряет смысл?
Это явление возникает при длительном просмотре слова и прослушивании его активного повторения и называется «смысловым насыщением». Это психологический феномен, связанный с субъективной потерей смысла в результате длительного воздействия слова.
В 1962 году аспирант Леон Якобовиц Джеймс придумал фразу «семантическое насыщение» в своей докторской диссертации в Университете Макгилла.
По словам Джеймса, это форма «реактивного торможения», при котором клетки мозга выделяют повышенную энергию для повторения слова. Когда вы слышите, читаете или произносите слово, ваш мозг на самом деле не прислушивается к его звуку, а тратит время на то, чтобы преобразовать звук в идею.
Идея связана с другими словами, чтобы сформировать сложную идею. Когда слово повторяется часто, мозг перестает распознавать его как слово и разбивает на звуки.
Идея семантического насыщения используется для разработки различных техник снижения речевой тревожности у заикающихся. Постоянное повторение слова приводит к снижению интенсивности негативных воспоминаний и эмоций, возникающих во время разговора. (источник)
Рекламные объявления
7 Воспоминания: явление, при котором пожилые люди имеют повышенную склонность вспоминать воспоминания, произошедшие с 16 до 25 лет.Воспоминания — это способность пожилых людей вспоминать события, произошедшие в подростковом и раннем взрослом возрасте.
Это связано с изучением автобиографической памяти и построением воспоминаний для формирования кривой продолжительности жизни. Исследователи смогли обнаружить, что люди, как правило, помнят события своего подросткового и двадцатилетнего возраста лучше, чем события любого другого времени.
Есть три возможных объяснения этого феномена, такие как когнитивный, нарративный/идентификационный и биологический/взрослый. Когнитивный подход имеет дело с памятью, возникающей в период быстрых изменений, за которым следует период относительной стабильности.
Описание повествования/идентификации происходит из-за чувства идентичности, которое развивается в подростковом и раннем взрослом возрасте. Биологический/возрастной подход предполагает, что генетическая приспособленность улучшается за счет наличия большого количества воспоминаний, попадающих в выпуклость воспоминаний.
Наконец, возникновение всплеска воспоминаний прекрасно объясняется жизненным сценарием. Это относится к ряду культурно важных переходных вех. Эти вехи происходят последовательно в ожидаемое время в течение жизни.
Возможно, прошли десятилетия с тех пор, как вы испытали свою первую любовь, первую работу, первую машину или первое горе. Эти воспоминания субъективны и, как правило, остаются в памяти, поскольку считаются особенными. (источник)
8 Эффект Даннинга-Крюгера: термин, объясняющий, почему невежественные люди склонны хвастаться своей уверенностью, несмотря на то, что они неправы, а более мудрые люди часто сомневаются в своих знаниях.В какой-то момент нашей жизни мы могли столкнуться с надоедливыми людьми, которые хвастаются собой, но ничего не смыслят в вещах и обладают раздутым эго.
Термин «Эффект Даннинга-Крюгера» был придуман в 1999 году психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером. Это когнитивное искажение, при котором некомпетентные люди не осознают свою некомпетентность, а скорее чувствуют себя уверенно, думая о своей конкурентной природе.
Рекламные объявления
В онлайн-опросе только 39% сотрудников смогли выдержать конструктивную критику и смогли определить, почему их критикуют. В то время как оставшиеся 61% были отвергнуты, и было обнаружено, что они демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера.
Это также часто называют «иллюзорным превосходством», когда люди склонны переоценивать свои достоинства по сравнению с другими.
Возникновение эффекта Даннинга-Крюгера резко возросло во время президентских выборов в США в 2016 году и в последующие месяцы. Эффект опасен, когда кто-то, обладающий влиянием или средствами причинить вред, не имеет никого, кто мог бы честно указать на его ошибки.
Многих критических ситуаций можно избежать, если человек воспринимает критику конструктивно. (1, 2)
9 Синдром среднего мира: явление, при котором насилие, связанное с содержанием средств массовой информации, заставляет зрителей поверить в то, что мир опаснее, чем он есть на самом деле.Когда вы в последний раз проверяли новости? Удалось ли вам после этого чувствовать себя хорошо? Новости, которые транслируются в наши дни, имеют тенденцию делать сенсацию об опасности и правонарушениях.
Этот механизм сообщения вызывает чувство страха, опасности и негативного воздействия на общество. Синдром среднего мира — это термин, введенный Джорджем Гербнером и описывающий материалы, связанные с насилием, о которых сообщают средства массовой информации и которые заставляют зрителей поверить в то, что мир — опасное место.
Термин является выводом из его «Теории культивирования». В нем говорится, что существует большое количество телезрителей, восприимчивых к средствам массовой информации и считающих, что заявления верны и реальны.
Зрители склонны полагать, что мир, созданный телевидением, является точным изображением реального мира, а также связанной с ним агрессии. Многие родители пытаются оградить своих детей от насилия по телевидению, но Гербнер утверждает, что вместо того, чтобы защищать детей, нужно подвергать сомнению то, как насилие изображается в СМИ.
Гербнер опасался, что чрезмерное насилие, демонстрируемое по телевидению, может прославлять агрессивное поведение и снижать чувствительность зрителей. Чтобы бороться с негативными последствиями насилия, показанного в СМИ, можно проверять целостность источника и время от времени отключаться от СМИ. (1,2)
Рекламные объявления
10 Феномен самозванца: феномен, при котором человек ставит под сомнение свои достижения и сталкивается с опасением быть разоблаченным как «мошенник».Известные знаменитости, такие как Нил Гейман, Мерил Стрип и некоторые другие, боролись с синдромом самозванца.
По словам клинического психолога Джарувана Сакулку, около 70% людей хоть раз в жизни сталкивались с этим синдромом.
Синдром самозванца — это всепроникающее чувство неуверенности в себе и незащищенности. Люди сомневаются в своих достижениях и испытывают стойкое чувство, что их критикуют как мошенников.
Люди приписывают свой успех чистой удаче или результату обмана других, заставляя их думать, что они умнее других.