Карта сайта
Карта сайта
|
|
Воля и другие психические процессы.
Особенности развития волиВоля человека тесно связана с другими психиче-скими процессами.
б) Воля связана с эмоциональной жизнью чело-века. С од ной стороны, эмоциональные процес-сы, высшие чувства мо гут выступать стимулами сложных волевых актов, с другой — воля целеуст-ремленно подавляет отрицательные эмоции.
в) Наиболее значимой является связь воли с мышлением. Без участия мысли наши действия, поступки лишены смысла, глубокого содержания, цели, средств ее достижения. Без мыш ления, без осознания необходимости преодолеть трудности существование волевых усилий невозможно.
В связи с этим важно выделить следующие воле-вые качества личности:
• целеустремленность, активность, организован-ность (выдержка, самоконтроль, дисциплиниро-ванность, уверенность, самостоятельность ).
5. Особенности развития воли. Воля не дана че-ловеку от природы, она есть результат жизненной практики, воспита ния и самовоспитания. У ре-бенка до года волевые действия отсутствуют. Способность производить их он приобретает поз-же по мере роста и развития. Первые целенаправ-ленные действия, наблюдаемые у ребенка этого возраста, представ ляют собой лишь предпосылку для развития воли (малыш ви дит игрушку и тя-нется к ней, прислушивается к голосу матери и ползет на зов, испытывает неудобство от надетой шапочки и пытается стащить ее с головы). Встре-ча с затруднениями де лает ребенка беспомощ-ным. К концу первого года жизни с развитием ре-чи ребенку становятся доступными разнообраз ные произвольные действия. Научившись пони-мать речь взрос лых, ребенок выполняет ряд дей-ствий по их требованию. Он еще не умеет ставить цель сам, но слова взрослых по принци пу вре-менной связи вызывают у него привычные дейст-вия и побуждают его к действию. В дальнейшем регулирующее влияние речи в поведении ребенка становится все более значительным.
Заметное продвижение в развитии воли наблюда-ется у детей трех лет. Дети этого возраста в со-стоянии не только выдвинуть цели, но и органи-зовать выполнение действия. Они способны пред-видеть некоторые последствия своих действий, могут сознательно затормозить движения, ме-шающие достижению цели. Трехлетки проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие. Они способны к некоторому само-ограничению. Значит, простейшие волевые дейст-вия трехлетних детей уже содержат элементы нравственно воспитанной воли.
К концу дошкольного возраста в связи с дальней-шим умственным, физическим и нравственным развитием ребенок способен преодолевать им-пульсивность своего поведения. Шестилетний ре-бенок в состоянии поступить обдуманно и даже руководствоваться чувством ответственности пе-ред взрослыми. Среди мотивов, побуждающих дошкольников к волевым действиям, на первом месте стоят чувства. Дети могут проявить ини-циативу при выборе цели, настойчивость, само-стоятельность главным образом тогда, когда их действия побуждаются чувствами радости, удив-ления или огорчения.
С поступлением в школу резко меняется образ жизни ребенка. У младшего школьника с первых дней пребывания в школе появляется много но-вых серьезных обязанностей, несоблюдение кото-рых учитель и родители считают недопустимым. Ребенок с большим интересом идет в школу, од-нако, нельзя учиться только тогда, когда интерес-но. Приходится выполнять задания и по необхо-димости, на основе понимания ответственности. Конечно, если у младшего школьника воспитано чувство ответственности и долга, ему учиться легче. Жизнь в большом школьном коллективе, совместное учение ребенка с другими детьми в классе требуют от него соблюдения специальных правил поведения. Усвоение их под руководством и контролем учителя постепенно развивает само-контроль в отдельных поступках, а затем и в по-ведении в целом. Учебная деятельность требует не только определенной организации поведения детей, соблюдения ими установленного режима труда и отдыха, но и умения произвольно регули-ровать течение своих психических процессов.
Воля подростков переходит на новую ступень развития. Школьники среднего возраста в состоя-нии самостоятельно ставить довольно сложные и отдаленные цели и подчинять им свое поведение. Они могут составить план действий, проявить инициативу, решительность и настойчивость в его осуществлении. Под влиянием расширения обще-го кругозора, дальнейшего развития мировоззре-ния и участия подростка в общественной жизни школы меняется и характер мотивации волевых действий. На первый план все чаще выступают общественные мотивы: чувства товарищества, дружбы, ответственности, долга, чести, познава-тельные интересы, стремления к идеалу, школь-ник использует волевые усилия, направляющие течение познавательных процессов
‹ Виды мышления. Формы мышления Вверх Методы психологии ›
Конкуренция, сотрудничество и механизмы умственной деятельности
Обучение, отбор и сотрудничество
Понимание природы психических функций представляет собой одну из самых сложных задач для современной нейронауки. Хотя точный способ, которым различные мозговые структуры обеспечивают когнитивные процессы более высокого порядка (тщательный путь, ведущий «от молекул к разуму»), все еще остается загадкой, ряд влиятельных моделей психических функций подчеркивают важность конкуренции между нейронными цепями как один из основных механизмов поведенческой гибкости и изощренности, проявляемой когнитивными процессами более высокого порядка. Такие понятия, как «избирательная стабилизация синапсов» (Changeux et al., 1973; Changeux and Danchin, 1976) и «нейронный дарвинизм» (Edelman, 1993), которые можно отнести к семейству объяснительных моделей, основанных на стратегиях вариации/отбора, пытаются понять, как взаимодействие с окружающей средой влияет на нейронную архитектуру, изменяя структуру нейронов. тонкая структура синаптических связей.
Значение избирательных механизмов для понимания психических процессов нельзя недооценивать. Однако в этих моделях иногда бывает трудно идентифицировать точные единицы репликации (особенно если кто-то хочет придерживаться строго дарвиновской парадигмы) и критерии отбора, используемые мозгом, по крайней мере, в отсутствие репродуктивных аргументов, подобных присутствующим в стандартный биологический дарвинизм. Кроме того, несмотря на широко распространенное отсутствие предварительной спецификации и высокую степень универсальности, которая может быть приписана группам нейронов в модели Эдельмана, ясно, что корковые функции во многих случаях локализованы в определенных областях (Blanco Pérez, 2017). Таким образом, проблема совмещения локализации и интеграции до сих пор во многом остается нерешенной.
Кроме того, на теоретическом уровне также необходимо учитывать эффекты сотрудничества между нейронными цепями и то, как этот процесс связан с конкуренцией. Конечно, решающая роль сотрудничества также признается наиболее влиятельными селективными моделями когнитивной функции, в которых сочетание генетики и отбора часто направляется через стратегии сотрудничества, соединяющие различные уровни организации мозга в соответствии с адаптивными последствиями. определенного поведения. Тем не менее стоит остановиться на некоторых важных особенностях механизмов сотрудничества, которые могут свидетельствовать об их концептуальной независимости.
Специфика нейронных связей не может быть объяснена ни однозначным биохимическим соответствием, проистекающим из генетической программы, ни избирательной стабилизацией, происходящей в результате приобретения нового опыта в часто непредсказуемой среде. Хотя этих процессов может быть достаточно, чтобы оправдать существование и преобладание определенных путей обработки, они не могут объяснить, как информация интегрируется в единое восприятие. Если, говоря очень упрощенно, генетические и избирательные пути объясняют степень специализации, проявляющуюся в некоторых нервных процессах, в которых тщательно различается сенсорная информация, то на некоторых уровнях организации мозга они также должны благоприятствовать совместным стратегиям, которые вводят дополнительные степени изменчивости или «неспециализированный». Эта гибкость должна лежать в основе способности объединять разнородные черты в связное воспринимаемое целое, способности, которая, по-видимому, составляет одну из фундаментальных характеристик психической функции.
Сотрудничество можно понимать с точки зрения различных механизмов клеточной связи между группами нейронов и более крупными сетями. Одним из них является так называемое «обучение по Хеббу», согласно которому синаптические связи усиливаются, когда задействованные нейроны имеют высококоррелированные выходные сигналы. На нейронном уровне этот процесс влечет за собой возможность того, что цепи, обрабатывающие информацию конвергентного, но гетерогенного характера, могут создавать нейронные сети. Связь между цепями помогает нам понять объединение различных свойств объектов в единое восприятие. Возможность коммуникации, возможно, лучше всего определяется физическими аспектами, такими как близость между тематически организованными цепями, природа самой сенсорной системы и способность определенных нейронных сетей создавать общие паттерны активности, которые облегчают конвергенцию между различными видами Информация. Таким образом, гипотетически мы можем ожидать, что как близость в пространстве, так и временная синхронизация вызовут определенные паттерны проводки в нейронных сетях. Природа и свойства раздражителя проявляются в самих проводящих путях, то есть в структурной организации конкретной сенсорной системы.
Такой процесс интеграции должен происходить в разных масштабах. Вообще говоря, первый уровень определяется способностью определенного сенсорного пути извлекать информацию из стимула. На втором, многоуровневом этапе происходит объединение сенсорной системы в целом (как и зрительной системы), чтобы получить единое восприятие в этой сенсорной модальности. Но все же можно теоретизировать о более высоком уровне интеграции: перцептивном целом, в котором различные сенсорные модальности сходятся в когерентное единство (тайна интеграции, изящно резюмированная Карлом Лэшли: «как [выходит, что] специализированные области коры головного мозга взаимодействуют, создавая очевидную интеграцию в мышлении и поведении») (Лэшли, 19 лет). 31). Эта способность связана с большими связями, особенно если принять во внимание, что «ни одна область коры головного мозга не соединяется только с одной или двумя другими областями» (Zeki and Shipp, 1988).
Если селективные стратегии анализируют и декомпозируют особенности стимула посредством функциональной дифференциации и иерархического разделения труда, горизонтальные процессы помогают синтезировать эту информацию в связное целое. Говоря более абстрактно, механизмы функциональной дифференциации представляют собой успешные эволюционные стратегии преодоления сложностей окружающей среды. Однако те процессы, которые имеют тенденцию интегрировать эти различия в пространстве и времени в унифицированные восприятия, являются необходимым противовесом опасностям, связанным с растущей степенью специализации, которая может препятствовать восприятию реальности в целом.
Таким образом, с этой точки зрения функциональная логика корковых связей предполагает сосуществование генетически детерминированных, конкурентных и кооперативных процессов, построенных на принципах действия разной концептуальной природы. Окончательные паттерны проводки, определяющие нейронные связи, должны затем описываться как минимум тремя классами процессов: генетическими механизмами, которые инструктируют создание определенных нейронных сборок (через генные сети, которые кодируют нейронные сети; Greenspan, 2009).), селективные эпигенетические стратегии, которые следуют за активностью нейронов и изменяют ранее сформированные сети, и кооперативный эпигенез, основанный на возможности связи между различными сетями. Эта комбинация обучения, выбора и сотрудничества предоставляет мозгу изобилие конфигурационных возможностей и может рассматриваться как существенная основа его поведенческой многосторонности.
Некоторые сенсорные системы
Как известно, зрительная информация передается по различным каналам, каждый из которых достиг выдающейся степени функциональной специализации в обработке определенных характеристик зрительного стимула, таких как движение, форма и цвет (Зеки и Шипп, 19 лет88). Поэтому принцип функциональной специализации зрительной коры имеет первостепенное значение для понимания природы восприятия. Информация о цвете обрабатывается в области V4, в то время как информация о движении относится к системе V5, так что повреждение в первой области (например, ахроматопсия) может не повлиять на вторую систему (одной из наиболее известных патологий которой является акинетопсия; Zeki, 2003). ).
Специализация, рассматриваемая как разделение нейронной работы между группами корковых нейронов, регулируется иерархической обработкой информации, при которой можно достичь растущих уровней абстракции (или «формализации») при усвоении стимула. Таким образом, в восходящих путях функциональная дифференцировка сосуществует с кооперацией между различными группами клеток.
Учитывая, что информация в сенсорных системах обрабатывается параллельно и иерархически через релейные клетки, гарантируется функциональная дифференциация через таламо-кортикальную и кортико-кортикальную связь. От сенсорной периферии к высшим центрам мозга (Guillery and Sherman, 2002) сложные клетки, такие как пирамидальные нейроны большого размера, контролируют активность групп более простых нервных клеток в ретрансляционной цепи, проходящей через звездчатые клетки в слое 4C, ганглиозные клетки, и фоторецепторы.
Таким образом, функциональность зрительной системы обеспечивается некоторыми заметными анатомическими особенностями. Среди них следует отметить его иерархическую организацию (способствующую возрастанию степени абстрагирования от содержания стимула), наличие параллельных маршрутов (каждый из которых приобрел важные уровни специализации и стратегии, в то время как на в то же время гарантирующий конвергенцию между этими дифференцированными путями), топографическая организация системы и существование вертикальных столбцов нервных клеток, которые собирают нейроны, наделенные сходными свойствами (Hubel and Wiesel, 19).68). Точно так же анализ таких структурных характеристик необходимо объединить с анализом активности нейронных цепей, действующих в этой сенсорной системе, в частности, ответов нейронов с обратной связью через реентерабельные или рекурсивные связи.
Объединение психических функций
На этом этапе можно оценить необходимость объединения изучения основных молекулярных механизмов с подходом, вдохновленным системной нейронаукой, чтобы восходящие и нисходящие процессы могли сойтись в единой картине. головного мозга и связанных с ним функций. Действительно, кажется очевидным, что понимание мозга в целом требует интеграции редукционистских и холистических подходов. Например, расшифровка фундаментальных химических механизмов дает возможность постепенно раскрыть обширную нить, ведущую от генов, нейронов, мессенджеров, глии и синапсов к психическим функциям в целом.
В этом динамическом взаимодействии между унаследованными и приобретенными элементами информации и, кроме того, между специфичностью и пластичностью (Merzenich et al., 1988), посредством которых деятельность и опыт могут реконструировать мозговую функцию, можно выделить один из наиболее мощные адаптивные функции мозга. В то время как фундаментальные нейроанатомические структуры могут обладать высокой степенью стабильности (определяемой генетической программой инструкций, применяемой с раннего натального и постнатального развития до критических периодов), функциональная связность демонстрирует замечательный уровень пластичности. Равновесие между структурной стабильностью и функциональной изменчивостью достигается посредством процесса постоянной регуляции, при котором нервные клетки способны производить устойчивые паттерны активности, поддающиеся модификации в соответствии с новым опытом, накопленным субъектом. Вытекающие из поучительных механизмов восходящие причинно-следственные связи можно интерпретировать как ограничения, ограничивающие общую изменчивость системы; однако существование нисходящих процессов позволяет усилить его изменчивость в границах, установленных этими ограничениями.
Отсутствие предварительной спецификации значительного числа нейронных соединений предлагает мощный инструмент для адаптации к меняющейся среде. Вместо создания жестких паттернов, связывающих нейробиологические структуры и функции в уникальных формах, мозг разработал эффективный способ справляться с вызовами окружающей среды с помощью очень гибкой репрезентативной архитектуры (Dehaene-Lambertz et al., 2002).
Таким образом, сложное взаимодействие между, с одной стороны, локализацией (т. поведение и психическая деятельность которых вытекают из целостной деятельности головного мозга) необходимо обратить внимание на процессы функциональной специализации, опосредованные избирательными механизмами, и процессы функциональной интеграции. Последние требуют механизмов взаимодействия между нейронными сетями, многие из которых действительно могут быть направлены через определенные органы, отвечающие за соединение физически разделенных областей мозга или удаленных зон внутри определенной области.
Эту модель ISC (инструкция-выбор-сотрудничество) можно обобщить как комбинацию инструкции, способной создать стабильную, но относительно гибкую нейронную архитектуру, отбора посредством взаимодействия с окружающей средой и сотрудничества, которые будут играть фундаментальную роль в продвижении объединение психических функций, видимое в интегрированном характере многих восприятий и поступков. Таким образом, развертывание тонкой нити Ариадны, связывающей самые элементарные нейробиологические структуры с высшими когнитивными функциями, потребует правильной интеграции этих трех основных классов процессов. С метафорической точки зрения, «эгоистичные схемы» должны сосуществовать с «альтруистическими сетями».
Вклад авторов
Автор подтверждает, что является единственным автором этой работы и одобрил ее публикацию.
Заявление о конфликте интересов
Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
Бланко Перес, К. (2017). «Философия, неврология и дар творчества», в Argumenta Philosophica: Revista de la Encyclopedia Herder 9.0030, изд. Э. Гердер (Барселона: Гердер), 95–108.
Google Scholar
Changeux, J.P., Courrége, P., and Danchin, A. (1973). Теория эпигенеза нейронных сетей путем избирательной стабилизации синапсов. Проц. Натл. акад. науч. США 70, 2974–2978 doi: 10.1073/pnas.70.10.2974
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Чанже, Дж. П., и Данчин, А. (1976). Избирательная стабилизация развивающихся синапсов как механизм спецификации нейронных сетей. Природа 264, 705–712. doi: 10.1038/264705a0
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Дехане-Ламбертц Г., Дехане С. и Герц-Паннье Л. (2002). Функциональная нейровизуализация восприятия речи у детей раннего возраста. Наука 298, 2013–2015. doi: 10.1126/science.1077066
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Эдельман, Г. М. (1993). Нейронный дарвинизм: отбор и повторная передача сигналов в высших функциях мозга. Нейрон 10, 115–125. doi: 10.1016/0896-6273(93)-A
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Гринспен, Р. Дж. (2009). «Отбор, взаимодействие генов и гибкие генные сети», в Cold Spring Harbour Symposia on Quantitative Biology (Cold Spring Harbour, New York, NY: Cold Spring Harbour Laboratory Press).
Google Scholar
Гильери, Р. В., и Шерман, С. М. (2002). Релейные функции таламуса и их роль в корково-корковых коммуникациях: обобщения зрительной системы. Нейрон 33, 163–175. doi: 10.1016/S0896-6273(01)00582-7
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Хьюбел, Д. Х., и Визель, Т. Н. (1968). Рецептивные поля и функциональная архитектура стриарной коры обезьяны. J. Physiol. 195, 215–243. doi: 10.1113/jphysiol.1968.sp008455
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Лэшли, К. С. (1931). Массовое воздействие на мозговую деятельность. Наука 73, 245–254. doi: 10.1126/science.73.1888.245
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Мерцених М. М., Реканцоне Г., Дженкинс В. М., Аллард Т. Т. и Нудо Р. Дж. (1988). Корковая репрезентативная пластичность. Нейробиол. Неокортекс 41–67.
Реферат PubMed | Google Scholar
Зеки, С. (2003). Разобщенность сознания. Тенденции Cogn. науч. 7, 214–218. doi: 10.1016/S1364-6613(03)00081-0
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
Зеки С. и Шипп С. (1988). Функциональная логика корковых связей. Природа 335, 311–317. doi: 10.1038/335311a0
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Модель обработки информации: понимание наших психических механизмов
Мы все были там — вы пытаетесь что-то вспомнить, и это просто на кончике вашего языка. Но что бы вы ни делали, вы просто не можете этого вспомнить. Почему это происходит?
Согласно модели обработки информации, наша память работает как компьютер. Информация поступает через наши органы чувств через различные раздражители и обрабатывается нашим мозгом. Эта информация может храниться в нашей кратковременной или долговременной памяти, в зависимости от ее важности.
Однако эта система обработки не всегда работает гладко, и потеря информации может произойти в любой момент, особенно если мы отвлечемся. Вот почему так трудно вспомнить, куда вы положили ключи, или название песни, которую вы услышали, — эта информация просто не была должным образом закодирована в нашей памяти.
Давайте рассмотрим модель обработки информации и то, как она помогает нам усваивать и вспоминать новую информацию.
Модель обработки информации — это структура, используемая когнитивными психологами для объяснения и описания процессов человеческого мозга. Согласно этим моделям, наш мозг получает, интерпретирует и использует информацию поэтапно, что соответствует различным этапам в системе обработки информации.
Теория обработки информации сравнивает систему обработки человеческого мозга с компьютером. Компьютер (наш мозг) получает данные (сенсорную информацию), затем обрабатывает их, либо сразу используя для выполнения задачи, либо сохраняя в своих файлах для последующего использования.
Однако это не идеальная аналогия работы мозга. Человеческий мозг — это не просто пассивный процессор информации. Мы не рождаемся с данными, алгоритмами и декодерами — мы рождаемся с чувствами, рефлексами, эмоциями и способность учиться и меняться со временем.
Эта «проблема уникальности» побудила когнитивных психологов и ученых изучать человеческий мозг — успешно и безуспешно — и формировать модели, объясняющие, как мы обрабатываем информацию.
Подход к обработке информации представляет собой скорее структуру, чем одну модель. Когнитивные психологи используют его для построения моделей, позволяющих понять наши психические процессы. Психологи предложили несколько моделей обработки информации, каждая со своей изюминкой.
Вам может быть интересно, как может быть более одного объяснения того, как что-то работает? В конце концов, автомобильный двигатель работает не более чем одним способом.
Ответ кроется в сложности и уникальности человеческого разума.
Как объяснил в своем невероятном эссе « Пустой мозг :»
старший психолог-исследователь Американского института поведенческих исследований и технологий Роберт Эпштейн, подумайте, насколько сложна эта проблема. как мозг поддерживает человеческий интеллект, нам может понадобиться знать не только текущее состояние всех 86 миллиардов нейронов и их 100 триллионов взаимосвязей, не только разную силу, с которой они связаны, и не только состояния более 1000 белков. которые существуют в каждой точке соединения, но то, как ежеминутная активность мозга способствует целостности системы Добавьте к этому уникальность каждого мозга, вызванную отчасти уникальностью истории жизни каждого человека. .. »
Сложность наших когнитивных систем объясняет, почему для понимания человеческого мозга было разработано множество моделей. По мере роста нашего понимания их будет больше.
Необходимо сделать несколько предположений, чтобы любая модель обработки информации была признана точной Чтобы модель работала, эти предположения должны быть верными. В целом, любая модель обработки информации опирается на следующие предположения о мозге:
- Он способен управлять информацией и обрабатывать ее 9. 0174 Люди генетически адаптированы для обработки информации и упрощения сложностей определенным образом.
- Требуется управляемая система. Регуляторный механизм необходим для наблюдения за тем, как мозг получает, интерпретирует, изменяет, вспоминает и использует информацию.
- Имеет ограниченную вместимость. Система может обрабатывать ограниченный объем информации либо из-за ограничений потока информации, либо из-за индивидуальных умственных способностей.
С учетом этих предположений у психологов есть основа для изучения когнитивной обработки информации и построения моделей для описания процесса.
Базовая модель обработки информации оказала большое влияние на когнитивную психологию и помогла сформировать наше понимание того, как информация обрабатывается человеческим мозгом. Существует несколько моделей концептуализации обработки информации, но большинство из них включают одни и те же основные части.
1. Ощущение и восприятиеМодель обработки информации начинается с ощущения и восприятия. Ощущение — это способность испытывать физические ощущения или восприятие, получая информацию от раздражителей окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие осознает, организует и интерпретирует эту информацию так, чтобы она имела для нас смысл.
Например, если вы зрячий человек, и друг идет к вам, ваши глаза сначала воспринимают информацию о внешности вашего друга через ваше зрение. Затем эта информация передается в ваш мозг, где она организуется и интерпретируется на основе вашего прошлого опыта. В этом случае вы можете узнать своего друга и сказать, что он рад вас видеть.
Хотя сенсорная информация часто является отправной точкой обработки информации, это не единственный источник ввода. Наш мозг также может получать информацию из наших мыслей и чувств, и эти психические процессы также влияют на наше восприятие.
Если вы видели оптическую иллюзию, то знаете, что восприятие не всегда точно. На то, что мы воспринимаем, могут влиять наши предшествующие знания и опыт, а также контекст, в котором мы что-то видим.
Взгляните на изображение ниже. Кого ты видишь — молодую женщину или пожилую женщину?
И то, и другое!
Когда ваши глаза воспринимают изображение, ваш мозг организует его и интерпретирует на основе того, что вы уже знаете (ваш опыт). Ваш мозг заполняет недостающие данные в зависимости от того, как вы воспринимаете информацию, поэтому вы увидите либо молодую женщину, либо пожилую женщину.
Оптические иллюзии, такие как неоднозначные цифры , являются хорошим напоминанием о том, что наше восприятие не всегда точно. Вот почему мы должны быть осторожны при интерпретации информации, особенно при принятии решений.
2. ПамятьВторой частью модели обработки информации является память. Как только информация собрана из среды, она должна быть сохранена в памяти, чтобы к ней можно было получить доступ и использовать ее позже. Память необходима для изучения и понимания новой информации, и мы еще многого в ней не понимаем.
Мы точно знаем, что существует несколько различных типов человеческой памяти, и каждый тип имеет разную емкость. Например, у вас другой объем памяти для номера телефона, чем для событий вашего детства.
Существует три основных типа памяти:
- Сенсорная память. Этот тип памяти позволяет вам временно хранить информацию после того, как она попала в ваш мозг через органы чувств. Например, вы можете повторить чей-то номер телефона, услышав его.
- Кратковременная память. Этот тип памяти позволяет вам удерживать информацию в уме в течение короткого периода времени, достаточного для использования. Например, если вам нужно запомнить список продуктов, вы можете удерживать информацию в кратковременной памяти, пока не запишете ее или пока не пойдете в магазин.
- Долговременная память. Эта форма памяти позволяет хранить информацию в течение длительного периода времени. Долговременную память можно разделить на два типа:
- Эксплицитная память. Это форма долговременной памяти, которую вы можете вспомнить сознательно. Например, вы можете четко вспомнить любимую детскую игрушку.
- Неявная память. Это долговременная память, которую вы не можете вспомнить сознательно, но которая влияет на ваше поведение. Вы, вероятно, все еще помните, как ездить на велосипеде, например, даже если это было давно.
Сенсорная память, кратковременная память и долговременная память имеют важное значение и работают вместе, чтобы помочь вам хранить и систематизировать информацию . Важно отметить, что наша память не идеальна. На самом деле они часто весьма ошибочны, потому что на них могут влиять наши предубеждения, эмоции и прошлый опыт.
Простой поиск, сбор и систематизация информации
Встречайте ABLE — комплексный инструмент нового уровня для сбора знаний и повышения производительности
Подробнее
3. ПознаниеПознание — это третья часть модели обработки информации. Это относится к тому, как мы обрабатываем информацию в своем уме. Наши когнитивные способности включают в себя простые психические процессы (такие как ощущение и восприятие) и более сложные психические процессы (такие как память и решение проблем ). Эти процессы позволяют нам осмысливать информацию, которую мы получаем из окружающего мира.
Вот несколько примеров когнитивной обработки информации:
- Внимание. Это умственный процесс выбора определенной информации об окружающей среде, на которой нужно сосредоточиться. Например, если вы находитесь в шумной комнате, вы можете обратить внимание на разговор, который вы ведете с другом, и отключить посторонний шум.
- Дробление. Это когнитивная способность группировать информацию. Например, если вы видите такой номер телефона, как 5558675309, вы можете сгруппировать числа в три части — 555, 867 и 5309. — чтобы номер легче было запомнить.
- Организация. С помощью этого процесса мы упорядочиваем информацию в осмысленном порядке. Например, предположим, что вы пытаетесь запомнить этапы рецепта. В этом случае вы можете организовать их в том порядке, в котором вы их делаете: сначала разогрейте духовку, смешайте ингредиенты и, наконец, выпекайте в течение 30 минут.
Познание — сложный процесс, и мы еще многого в нем не понимаем. Однако исследования когнитивного развития и когнитивных способностей помогли нам лучше понять наши психические процессы и то, как мы можем улучшить свои когнитивные навыки.
На протяжении всей истории несколько моделей внесли значительный вклад в наше понимание человеческого мозга и его функций. Эти модели отличаются своими сильными и слабыми сторонами, но все они имеют схожие черты.
1. Модель Аткинсона-ШиффринаМодель Аткинсона-Шиффрина является самой ранней и наиболее известной моделью обработки информации. Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин в 1968 году предложили «модель с несколькими магазинами», согласно которой обработка информации происходит в три этапа:0005
- Сенсорная память. Это первый шаг в обработке информации, который включает в себя всю информацию, воспринимаемую человеком в данный момент. Если к ней не обратиться, эта информация хранится в краткой, неорганизованной форме и длится доли секунды.
- Кратковременная память. Кратковременная память, или рабочая память, — это место, где мы храним информацию, которую знаем в данный момент. На этом этапе информация еще неорганизована и, как правило, обрабатывается лишь частично, и хранится в течение короткого периода времени, обычно около 20-30 секунд.
- Долговременная память. Долговременная память является последней стадией обработки информации. Мы можем хранить эту информацию долгое время, иногда даже всю оставшуюся жизнь. На этом этапе информация обычно хорошо организована и легко извлекается.
Многие критикуют эту модель за помещение элементов памяти и когнитивных задач в одно кратковременное хранилище. Также ведутся споры о том, необходима ли репетиция для передачи информации в долговременную память. Хотя эта модель не дала комплексного решения, она заложила основу для будущих исследований и разработок в этой области.
2. Модель Баддели-ХитчаРабочая память была добавлена к модели Аткинсона-Шиффрина в 1974 году Грэмом Хитчем и Аланом Баддели. Модель Baddeley-Hitch , также известная как «рабочая модель», предполагает, что кратковременная память имеет несколько подсистем, которые обрабатывают разные типы информации. К ним относятся:
- Фонологическая петля. Эта область рабочей памяти отвечает за обработку информации, которую мы слышим, например произнесенных слов.
- Визуально-пространственный блокнот. Эта часть рабочей памяти отвечает за визуальную обработку информации, которую мы видим, такой как изображения и пространственные отношения.
- Центральный исполнительный. Эта часть рабочей памяти отвечает за координацию обработки информации, принятие решений и критическое мышление , а также контроль внимания.
- Эпизодический буфер. Позднее Баддели и Хитч предложили добавить в свою модель буфер эпизодической памяти. Эта система временного хранения позволяет интегрировать и временно хранить информацию из других частей рабочей памяти.
Модель Баддели-Хитча является наиболее широко распространенной моделью обработки информации и подтверждена множеством эмпирических данных. Одним из основных недостатков этой модели является то, что она слишком сильно полагается на вербальную информацию, которая не отражает того, как информация обрабатывается в реальном мире.
3. Модель параллельной распределенной обработкиМодель параллельной распределенной обработки (PDP) была предложена Дэвидом Румелхартом и Джеймсом Макклелландом в 1980-е годы.
PDP сложно объяснить в деталях. Идея состоит в том, что информация обрабатывается через несколько взаимосвязанных узлов, каждый из которых представляет отдельный фрагмент информации. Каждый узел соединен серией связей, и знания и воспоминания, которые у нас есть, хранятся не локально, а в связях между ними.
Модель PDP оказала большое влияние на обработку информации и привела к разработке нескольких различных компьютерных моделей, имитирующих процесс обработки информации в мозгу. Однако модель PDP также подверглась критике за отсутствие четкого объяснения того, как информация хранится в мозгу.
Модель обработки информации — это инструмент когнитивной психологии, который может помочь вам понять, как мозг воспринимает, сохраняет и вспоминает окружающий мир. Изучение того, как человеческий мозг обрабатывает информацию, позволяет нам решать проблемы более эффективно и результативно.