Психическое воздействие: Психологическое воздействие | Диплом по психологии

Психологическое воздействие следователя на участников уголовного судопроизводства: пределы допустимости

Першуткина Алина Александровна

Московский государственный гуманитарно-экономический университет, г. Москва

В процессе межличностной коммуникации одним из основополагающих факторов  является психологическое влияние на человека. В процессе производства следственных действий большое внимание уделяется взаимодействию лица, ведущего расследование, и других участников уголовного судопроизводства [1].

Характеризуя психологическое воздействие в рамках уголовного процесса следует отметить его избирательность, зависимость от сложившейся следственной ситуации, необходимость учета выбора стратегии, вида, средств влияния, особенностей лица, на которое рассчитано такое воздействие, соответствие методов, приемов, технологий воздействия требованиям уголовно-процессуального законодательства, нормам морали и профессиональной этики [2, c. 23].

В психологии выделяется три стратегии взаимодействия: развивающая, императивная, манипулятивная [4, c.

44-46].

Основными функциями императивной стратегии являются функции контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, а также функция принуждения по отношению к объекту воздействия. Реализация императивной стратегии происходит чаще всего там, где человек в силу тех или иных обстоятельств обладает ограниченными возможностями для самостоятельного выбора поступков и решений, например, лица с нарушениями слуха, зрения и т.п. [4, c. 42-43].

К видам психологического воздействия относят: произвольное, непроизвольное воздействие; непосредственное, опосредованное; индивидуальное, социально-психологическое воздействие; явное, скрытое; длительное, краткосрочное воздействие [3, c. 19-23].

В связи с тем, что психологическое воздействие напрямую оказывает влияние на свойства и состояния личности, то первоочередной задачей, в том числе и в уголовном судопроизводстве, является установление гарантий психологической безопасности от такого воздействия и пределов его допустимости.

Нарушение психологической безопасности может привести к плачевным последствиям: нарушению психического здоровья, адекватного восприятия окружающей действительности, а также к изменению ценностных ориентиров и мировоззрения личности [6, c. 20-24].

Сформулировать точные критерии объективной оценки негативного психологического воздействия очень не просто – психика любого человека уникальна и очень изменчива, не говоря уже о непредсказуемости эмоциональных реакций на ту или иную ситуацию.

Вопросы правомерности и допустимости тех или иных приемов, методов (в том числе «следственных ловушек», «следственных хитростей», как их иногда называют) при общении в рамках уголовного процесса, всегда представляли интерес для ученых и практиков.

Субъект психологического воздействия – это источник получения информации по расследуемому событию. Различность статусов участников процессуального взаимодействия очевидна, поскольку одна из сторон (следователь, дознаватель) имеет явное преимущество в силу имеющихся официальных властных полномочий.

Показателями манипуляции являются: скрытность намерений, стремление получить односторонний выигрыш, разрушающий личность эффект воздействия [5, c. 178].

Манипуляция — преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию состояний, принятию решений и выполнению действий для достижения инициатором своих собственных целей [7, c. 49]. Исходя из данного понятия, психологическое воздействие в рамках уголовно-процессуальных действий не должно служить средством для удовлетворения интересов воздействующей стороны.

Выбор стратегии психологического воздействия, хоть и обусловлен восприятием гражданина как объекта воздействия, непосредственно должен  быть связан с положительными результатами для него же, что обусловлено инновационной  концептуальной идеей уголовного судопроизводства, первоочередной ориентир которой направлен на защиту прав и законных интересов лиц, оказавшихся в среде  уголовно-процессуальных взаимодействующих отношений.

Законодательно закрепленный критерий правомерности психологического воздействия следователя на участников уголовного судопроизводства содержит ограниченный набор конкретных противоправных действий. Составление полного и точного перечня видов противоправного воздействия не может быть успешно реализовано в практике расследования, поскольку перечень таких действий не может быть исчерпывающем в принципе. Таким образом, теоретически сохраняется возможность использования противоправных средств и методов психологического воздействия на участников уголовного процесса.

Например, принуждение как форма психологического воздействия полностью запрещено ч. 4 ст. 164 УПК РФ.  Ст. 302 УК РФ («Принуждение к даче показаний») предусматривает уголовную ответственность за применяемое ими насилие к допрашиваемому, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя, или лица, производящего дознание.

Однако, стоит оговорить, что противоправное воздействие следователя (дознавателя) может осуществляться и неосознанно. Зачастую следователь, разрабатывая одну из версией о причастности лица к совершенному преступлению, не видя иного исхода событий, навязыванием тех или иных фраз, неосознанно, внушает объекту влияния свою версию о  значимых  обстоятельствах. Это проявляется, например, при формулировании наводящих вопросов, запрещённых ч. 2 ст. 189 УПК РФ.

В подобной ситуации допрашиваемое лицо поддается внушению, начинает сомневаться в своей правоте, либо не видит смысла перечить следователю, что может привести к так называемому самооговору.

Таким образом, можно сделать вывод, что правомерность  и критерии допустимости психологического воздействия следователя на участников в ходе уголовного судопроизводства требует дальнейшего изучения.  Одним из путей разрешения данной проблемы, по нашему мнению, является повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в части получения знаний по основам межличностной коммуникации.


Список литературы:

  1. Енгалычев В.Ф. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / под ред. проф. А.М. Столяренко. М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2001.   
  2. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: учебное пособие.
    М.: Педагогическое общество России, 2000. – 544 с. 
  3. Кроз М.В., Ратинова Н.А., Онищенко О.Р. Криминальное психологическое воздействие. М.: Юрлитинформ, 2008. – 200 с.  
  4. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 44 — 46.
  5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб, 2001. – 544 с.
  6. Решетина С.Ю., Смолян Г.Л. Информационно-психологическая безопасность личности (контуры проблемы) // Проблемы информационно-психологической безопасности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1996. – С. 18-26.
  7. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 256 с. 

Боруленков Ю.П., Дмитриева Л.А. Психологическое воздействие как инструмент юридического познания и доказывания

 

Оратор должен или убедить, или взволновать, или пленить аудиторию. Убеждают доказательствами, взволновывают – возбуждением соответствующего настроения или чувства, пленяют – своей личностью.

Цицерон

Юридическое познание и доказывание [3; 4, с. 188-192] происходят в правовой ситуации, контекст которой содержит процессуальные факторы, обусловливающие специфичность функций и ролей взаимодействующих субъектов, а следовательно, и особый стиль этого взаимодействия.

В юридическом процессе общение имеет формализованный и одновременно ситуационный характер. Психологическое воздействие может оказать любой субъект процесса на своего оппонента вне зависимости от занимаемого процессуального положения посредством речи и в невербальной форме в рамках следственных, иных процессуальных, а также и во внепроцессуальных действиях. Любое процессуальное действие, ставящее задачей собирание, проверку и оценку доказательств, объективно всегда несет собой психическое воздействие на личность в результате взаимодействия между субъектами правоотношений.

Избрание средств и способов психологического воздействия зависит от субъекта воздействия, от складывающейся правовой ситуации, от волевого, интеллектуального, психического развития субъекта – отправителя воздействия и субъекта – адреса воздействия, а также от их процессуального статуса.

Под психологическим воздействием в юридической коммуникации следует понимать проявляющуюся на интеллектуальном, эмоциональном и волевом уровнях целенаправленную вербальную и невербальную активность субъектов (индукторов), направленную на других людей (реципиентов) и осуществляемую ими в различных формах и различными средствами. Целенаправленность и неизбежные противоречия обусловливают превращение общения в его особый вид – стратегическую коммуникацию, включающую иерархию основных и вспомогательных стратегий и тактик, реализация которых направлена на достижение актуального решения.

В психологии воздействие трактуется как целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождаемый изменением установок, намерений, представлений, оценок, состояния и поведения человека, на которого оно было направлено.

Психологическое воздействие может быть только направленным – имеющим целью изменение состояния и поведения человека. При отсутствии цели воздействие является психическим и реализуется двумя способами – психическим заражением и подражанием.

И психологическое, и психическое воздействие можно осуществить в двух формах – прямой и косвенной. Прямое воздействие состоит в открытом предъявлении контрагенту требований. Косвенное предполагает изменение условий ситуации, в том числе правовой (см. рис 1).

Рис. 1. Соотносимость психологического и психического воздействия.

Феноменология психологического воздействия в юридической коммуникации включает разноплановые и разноуровневые компоненты: принципы, цели, стратегии и методы (см. рис. 2).

Рис 2. Феноменология психологического воздействия
как инструмента юридического познания и доказывания

 

При этом релевантными являются многие опосредующие факторы:

а) индивидуально-психологические особенности и эмоциональные состояния реципиента и индуктора;

б) обратная реакция реципиента, которая должна иметь прогнозируемый характер;

в) мотивация и установки реципиента и индуктора;

г) внешние условия обстановки коммуникации.

Рассмотрим аспекты психологического воздействия подробнее.

В качестве основополагающих принципов психологического воздействия в юридическом познании и доказывании следует признать:

1) индивидуальный и дифференцированный подходы, предполагающие:

а) глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей его участников;

б) определение конкретных задач влияния в соответствии с их личностными характеристиками;

в) постоянный анализ психологического влияния как результата воздействия;

г) своевременное внесение корректив в тактику его осуществления с учетом особенностей каждого конкретного объекта воздействия;

2) законность – непротиворечивость действующему законодательству воздействия на личность субъекта процессуальных правоотношений, осознанно, критически, вне всякого насилия, выраженного в форме действия-бездействия, при котором сохраняется свобода выбора занимаемой активной позиции последним [6, с. 27-28].

В современных работах, посвященных крайне сложным проблемам поиска все более совершенных критериев правомерности и допустимости подчас изощрённых приёмов и средств психологического воздействия, используемых в предполагающей столкновение интересов и борьбу юридической практике, ставится вопрос о правовых и профессионально-этических пределах реализации юристом управляемого воздействия и, соответственно, о правомерности используемого для этих целей средств и методов психологического воздействия [1, с. 511].

Примечательно, что обман как прием воздействия на допрашиваемое лицо, построенный на умолчании или сознательном утверждении со стороны, например, следователя об известных ему обстоятельствах, не упоминается уголовно-процессуальным законом в числе непосредственно определяемых действий [2, с. 102-103]. Следует разграничивать допускаемый законом тактический обман, связанный с применением приемов допроса, и процессуальный обман, например, о том, что явка с повинной освобождает лицо от уголовной ответственности. Процессуальный обман недопустим ни в отношении обвиняемого, ни в отношении иных участников уголовного судопроизводства [7, с. 77-82].

Условия и способы функционирования юридического общения (стратегии, фактор адресата, интенциональность, информативность и т.п.) рассматриваются в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы. На когнитивном уровне (замысел и планирование) будущая информация и знания рождаются в результате конкуренции целей и ограничений. Здесь происходит игра и диалог конкурентов. Выходом из положения является саморазвитие плана изложения, когда «дозволенное» выражается в тексте вербально, а «недозволенное» – в подтексте [11, с. 110-115].

Актуальными в юридическом познании и доказывании целями коммуникативного воздействия могут быть следующие:

а) введение новой информации в систему взглядов, установок человека;

б) изменение структурных отношений в системе установок, т.е. введение информации, вскрывающей объективные связи между объектами, изменяющей или устанавливающей новые связи между установками, взглядами человека;

в) изменение отношения человека, т.е. произведение сдвига мотивов, сдвига в системе ценностей объекта воздействия [12].

Стратегия воздействия понимается как способ оперирования информацией с целью изменения поведения объекта в направлении, планируемом субъектом воздействия. Стратегический подход к профессиональной (судебной) коммуникации предполагает толкование стратегии как линии поведения, которую избирает юрист для выполнения коммуникативной задачи, достижения своих целей во взаимодействии. В большинстве случаев существует несколько способов достижения цели, что и требует привлечения понятия «тактика», являющейся практическим инструментом субъекта воздействия.

Виды стратегий можно классифицировать по различным основаниям.

1. По функциональному основанию – основные (семантические, или когнитивные) и вспомогательные стратегии. Как основная рассматривается стратегия, которая на данном этапе взаимодействия является наиболее значимой с точки зрения мотивов и целей. Семантические стратегии играют решающую роль в построении картины «дела» в судопроизводстве. К таковым относятся убеждение, деконструкция и интерпретация действительности с соответствующими наборами тактик.

Убеждение, как правило, основывается на рациональной аргументации, однако может носить и исключительно эмоциональный или нравственный характер. Иными словами, важное значение в убеждении имеют психические и эмотивные аспекты.

Деконструкция направлена на то, чтобы разрушать и порождать сомнения в доброкачественности юридической позиции процессуального оппонента. Основной в рамках этой стратегии является тактика дискредитации.

Интерпретация действительности реализуется тактикой интенсификации, предполагающей «игру на повышение», и приуменьшения, заключающейся в сокрытии или затушевывании информации (приуменьшается нанесенный ущерб, степень угрозы, наличие преступного умысла) [5].

Информация или событие, воздействующее на сознание человека соотносится и интерпретируется в соответствии со структурой когнитивного или психологического пространства этого человека. Чем ближе эта информация по психологической дистанции к структуре значений психологического пространства субъекта, тем большей значимостью, ценностью, а следовательно, и воздейственностью, она обладает.

К вспомогательным относятся прагматические (коммуникативно-ситуационные), диалоговые (конверсационные) и риторические типы стратегий. Следует отметить особую значимость прагматических стратегий, опирающихся на компоненты конкретной ситуации юридического общения. Диалоговые стратегии активно и успешно реализуются на этапе судебного следствия, но в судебных прениях проявляют себя слабо. Риторические стратегии широко используются в выступлениях в суде присяжных. В рамках риторических стратегий используются различные приемы ораторского искусства и риторические техники эффективного воздействия на адресата. Риторические стратегии носят инструментальный характер и связаны с внушением как глобальным способом речевого воздействия. В определенных ситуациях особую значимость приобретают прагматическая стратегия самопрезентации (реализующаяся посредством статусно-ролевой, имиджевой тактик и тактики подстройки) и эмоционально-настраивающая стратегия, относящиеся к коммуникативному контексту (тактика создания эмоционального фона и тактика комплимента) [9, с. 7-9, 14-15, 16-20].

2. По направленности – «объектная» («императивная»), «субъектная» («манипулятивная») и «субъект-субъектная» («развивающая») стратегии.

Использование «императивной» стратегии психологического воздействия наиболее уместно и эффективно в экстремальных ситуациях, где требуется оперативное принятие и исполнение важных для сохранения системы решений в условиях временного дефицита. Эффект такой стратегии воздействия в лучшем случае будет заключаться в кратковременных, оперативных субъективных последствиях и состоять, главным образом, лишь в подкреплении или усилении уже существующих смысловых образований объекта влияния, проявляясь чаще всего во внешнем поведенческом подчинении этого объекта факторам ситуации.

Манипулятивная стратегия предполагает использование ресурсов другого субъекта в собственных целях. В современном гуманитарном познании проблема манипуляции индивидуальным и общественным сознанием и поведением изучается в двух основных аспектах: нарушение прав человека и нарушение взаимопонимания между людьми.

«Развивающая» стратегия воздействия помогает понять основные психологические предпосылки успешных и психологически неэффективных межличностных контактов. Принципиальным условием этой стратегии является открытый диалог между субъектами взаимодействия. В контексте системного подхода указанные стратегии воздействия могут взаимодополнять друг друга [8, с. 10-13, 18, 20, 23-25].

В психологии профессионального взаимодействия еще не достигнута терминологическая точность в разделении понятий «стратегии» и «методы». Под методами воздействия традиционно понимается совокупность приемов, реализующих воздействие: а) на потребности, мотивы и ценности – источники активности человека; б) на установки, групповые нормы, самооценки людей – регуляторы активности; в) на психические состояния человека (тревога, возбужденность или депрессия и т. п.), корректирующие его поведение. Если все три фактора – мотивация (побуждения к удовлетворению актуальной потребности), установки (готовность к определенным действиям и реакциям на конкретные социально значимые раздражители) и эмоциональные состояния людей – будут учтены, тогда воздействие окажется наиболее действенным.

К основным методам относятся убеждение, внушение, подражание и заражение.

Убеждение – сознательное, аргументированное воздействие, ориентированное на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики, основанное на логических приемах доказательств, имеющее своей целью изменение отношения, состояния или решения реципиента. Содержание и форма данного метода должны соответствовать уровню развития личности, мышления убеждаемого лица, поскольку убедить в чем-либо можно лишь при его способности осознать информацию, оценить соответствие аргументов выводам, а выводов – имеющемуся жизненному опыту.

Внушение (суггестия) – это сознательное неаргументированное воздействие на личность, основанное на некритическом восприятии ею информации, которая помимо воли интроецируется (встраивается) в сознательную и бессознательную сферу. Внушение может происходить без включенности внимания и без осознания воспринимающего (например, гипноз, введение в трансовое состояние, нейролингвистическое программирование). В процессе внушения познавательные процессы идут на уровне восприятия и запоминания.

Подражание – способ усвоения поведенческих моделей и традиций, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека. В связи с этим в имиджелогии сознательное подражание называется моделированием.

Заражение – нецеленаправленная передача определенного психического состояния другому человеку или группе людей, основанная на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека и количества слушателей.

Кроме основных, эффективными могут быть и иные методы психологического воздействия:

— самопрезентация – открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации с целью их оценки и получения преимуществ в микросреде;

— просьба – обращение к партнеру с призывом удовлетворить потребности или желания;

— принуждение – психологическое давление, требование выполнять распоряжения, подкрепленное открытыми или скрытыми угрозами;

— критика – высказывание замечаний в отношении результатов деятельности или свойств личности, снижающие ее самооценку и самоуважение;

— игнорирование – умышленное невнимание по отношению к партнеру, его чувствам или действиям, воспринимаемое как проявление неуважения или пренебрежения.

Манипуляция – скрытое использование чужого ресурса для достижения своих целей – является более сложным социально-психологическим феноменом, который является скорее стратегией, реализуемой эффективными приемами.

Под приемом воздействия понимают совокупность средств и алгоритм их использования. В качестве средств воздействия используются:

а) вербальная (словесная) информация;

б) невербальная информация (интонация, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия собеседника).

Каждый тип воздействия (убеждение или внушение) допускает несколько различных средств.

Тактическое воздействие осуществляется при условии соблюдения конкретных требований: а) законность; б) научная, фактологическая и нормативная обоснованность; в) исключение оговора и самооговора; г) исключение шантажа и угроз; д) несоотнесенность с неосведомленностью участников юридического процесса.

В завершение следует отметить, что для юридического познания и доказывания проблематика психологического воздействия актуальна, поскольку выводит «специалистов системы «человек-человек», т. е. тех, кто работает с людьми и для кого воздействие на людей – производственная необходимость» [10, с. 39-40], на раскрытие конкретных механизмов, способов и методов управления психическими и социальными явлениями. Овладение юристом навыками и знаниями приемов правомерного психологического воздействия обеспечивает эффективное выполнение повседневной задачи в установлении превосходства в ранге рефлексии над процессуальными противниками с целью реализации намеченных целей.

 

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. – М., 2000. – 990 с.

2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. – М., 2001. – 240 с.

3. Боруленков Ю.П. Юридическое познание в процессуальной, оперативно-розыскной и частной детективной деятельности. – Владимир, 2009. – 552 с.;

4. Боруленков Ю.П. О концепте «юридическое познание» // Проблемы в российском законодательстве. – 2012. – № 5. – С. 188-192.

5. Боруленков Ю.П. Об информационно-интерпретационной сущности юридического познания // Российский следователь. – 2013. – №№ 7,8.

6. Зорин Р.Г. Криминалистическая характеристика тактического (психического) воздействия в системе следственных действий // Юридическая психология. – 2008. – №8 – С. 27-28.

7. Князьков А.С. Тактический обман как элемент профессиональной этики следователя // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, имена (к 90-летию профессора Р.С. Белкина): Сб. матер. 53-х криминалистических чтений: в 3-х ч. – М., 2012. Ч. 2. – С. 77-82.

8. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Автореф. дис. … д-ра психолог. наук. 19.00.01. – М. 1991.

9. Мальцева В.А. Стратегии речевого воздействия в профессиональной коммуникации (на примере юридического дискурса): Автореф. дис. … канд. филолог. наук. 10.02.19. – Челябинск, 2011.

10. Панасюк А.Ю. Судебная психология: Избранные лекции. – М. , 2007. – 160 с.

11. Пихтовникова Л.С., Коринь С.Н. Дискурс и метаметафора в синергетическом аспекте // Опубліковано в: Науковий вісник Волинського національного університету імені Лесі Українки. – Філологічні науки. Мовознавство. – 2011. – № 5. – Частина 2. – С. 110-115.

12. Cтoлярeнкo Л.Д. Психологическое воздействие. Важнейшие элементы и противодействие. URL:http://bizkiev.com/content/view/1018/205/http://leav.ru/yp/1_4.htm. [Дата обращения 5.08.2013]


 

 

Yury Petrovich Borulenkov

Dmitrieva Liliya Alekseevna

PSYCHOLOGICAL IMPACT AS A TOOL

LEGAL KNOWLEDGE AND EVIDENCE

In the center of attention of the author there is a psychological influence as the tool of legal knowledge and proof, a problem of its practical application in legal activity. Emphasizes the necessity of mastering the skills of a lawyer, and knowledge techniques legitimate psychological impact for tactical superiority over the adversary in order to implement the goals. A system of strategies, tactics and methods of psychological influence.

Keywords : legal knowledge , proof , psychological impact

 

 

Поддержка работников общественного здравоохранения и медицинских работников

Распечатать

Предоставление ухода и услуг населению может быть сложным и напряженным. Связанный с работой стресс может повлиять на ваше самочувствие, заботу и услуги, которые вы оказываете другим, выполняя свою работу, а также на благополучие людей, о которых вы заботитесь вне работы.

Руководителям и руководителям крайне важно понять, как выглядит стресс, и изменить организационную политику и практику, чтобы уменьшить стресс, связанный с работой. Руководителям и рабочим также полезно научиться справляться со стрессом и знать, куда обращаться за помощью.

  • Чувство раздражения, гнева или отрицания
  • Чувство неуверенности, нервозности или беспокойства
  • Чувство беспомощности или бессилия
  • Отсутствие мотивации
  • Чувство усталости, подавленности или выгорания
  • Чувство грусти или депрессии
  • Проблемы со сном
  • Проблемы с концентрацией внимания

Знайте о выгорании:

Работники, переживающие выгорание, часто чувствуют себя истощенными и циничными.

Работа в стрессовой обстановке может привести к перегрузке физического, эмоционального и психологического состояния человека. Работники с выгоранием чаще испытывают психические расстройства, такие как тревога и депрессия. Выгорание также может повлиять на удержание сотрудников. Работники, испытывающие эмоциональное выгорание, могут быть менее вовлечены в работу и вообще уйти с работы или профессии.

Менеджеры и супервайзеры могут сыграть большую роль в снижении и предотвращении стресса, связанного с работой. Выгорание может развиться, когда у работников слишком много требований, требующих усилий, и недостаточно ресурсов для удовлетворения этих требований. В то время как индивидуальные решения, такие как самопомощь и обучение устойчивости, могут помочь, изменение политики и практики на рабочем месте — лучший способ справиться с выгоранием.

Менеджеры и супервайзеры могут использовать подход Total Worker Health ® для реализации политик, практик и программ.

Программа по снижению стресса, связанного с работой, может включать:  

  1. Внедрение организационных и управленческих политик, направленных на устранение основных причин стресса, таких как чрезмерные требования или травля на рабочем месте. Также внедрите политики, обеспечивающие работникам повышенную гибкость и контроль над их работой и графиками.
  2. ","469777815":"hybridMultilevel"}» aria-setsize=»-1″ data-aria-posinset=»1″ data-aria-level=»1″> Обеспечить обучение руководителей стратегиям снижения стрессовых условий труда.
  3. Обеспечьте обучение и мероприятия по повышению устойчивости к управлению и снижению стресса для всех работников. Предоставьте доступ к программам помощи сотрудникам.
  • Сообщите своим коллегам, руководителям и сотрудникам о стрессе на работе.
    • Открыто расскажите о том, как стресс на работе влияет на ваше самочувствие.
    • Определите факторы, вызывающие стресс, и вместе найдите решения.
    • Спросите, как получить доступ к ресурсам по охране психического здоровья на вашем рабочем месте.
  • Определите и примите те вещи, которые вы не можете контролировать.
  • Делайте перерывы во время смены, чтобы отдохнуть, размяться или пообщаться с поддерживающими вас коллегами, коллегами, друзьями и семьей.
  • В свободное от работы время по возможности занимайтесь спортом. Проводите время на свежем воздухе, занимаясь спортом или отдыхая. Делайте то, что вам нравится в нерабочее время.
  • Научитесь здоровым способам справляться со стрессом.

Если вы обеспокоены тем, что вы или кто-то из членов вашей семьи может причинить вред себе или кому-либо еще:

  • 988 Линия помощи для самоубийц и кризисных ситуаций (ранее известная как Национальная линия помощи для предотвращения самоубийств)
    • 988 для английского или испанского языка или Lifeline Chat. Пользователи телетайпа могут использовать предпочитаемую услугу ретрансляции или набрать 711, а затем 9. 88.
  • Национальная горячая линия по вопросам домашнего насилия

Если вам необходимо найти поставщиков услуг по лечению или психическому здоровью в вашем районе:

    • Администрация службы охраны психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами (SAMHSA) Поиск лечения
    • Горячая линия SAMHSA: 1-800-662-HELP (4357) и (TTY) 1-800-487-4889
    • SAMHSA Outreach Materials для кризисного консультирования, учебных программ и программ по охране психического здоровья при стихийных бедствиях

Если вам нужна дополнительная информация о том, как справиться со стрессом и повысить устойчивость:

  • Как прямо сейчас
  • Центр кадровых ресурсов PH-HERO
  • Медицинские работники: стресс на работе и психическое здоровье
  • Психическое здоровье на рабочем месте
  • Укрепление здоровья на рабочем месте
  • Совместная комиссия по быстрой безопасности: развитие устойчивости к выгоранию медсестер [PDF – 166 КБ]
  • CDC Стратегии предотвращения самоубийств
Последняя проверка: 27 апреля 2023 г.

Источник: Национальный центр профилактики хронических заболеваний и укрепления здоровья, Отдел здоровья населения.

Психическое здоровье на работе

Психическое здоровье на работе
    • Все темы »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • 90 009 Н
    • Я
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z
    • Ресурсы »
      • Бюллетени
      • Факты в картинках
      • Мультимедиа
      • Публикации
      • Вопросы и Ответы
      • Инструменты и наборы инструментов
    • Популярный »
      • Загрязнение воздуха
      • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
      • Гепатит
      • оспа обезьян
    • Все страны »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • 90 009 H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z
    • Регионы »
      • Африка
      • Америка
      • Юго-Восточная Азия
      • Европа
      • Восточное Средиземноморье
      • Западная часть Тихого океана
    • ВОЗ в странах »
      • Статистика
      • Стратегии сотрудничества
      • Украина ЧП
    • все новости »
      • Выпуски новостей
      • Заявления
      • Кампании
      • Комментарии
      • События
      • Тематические истории
      • Выступления
      • Прожекторы
      • Информационные бюллетени
      • Библиотека фотографий
      • Список рассылки СМИ
    • Заголовки »
    • Сосредоточиться на »
      • Афганистан кризис
      • COVID-19пандемия
      • Кризис в Северной Эфиопии
      • Сирийский кризис
      • Украина ЧП
      • Вспышка оспы обезьян
      • Кризис Большого Африканского Рога
    • Последний »
      • Новости о вспышках болезней
      • Советы путешественникам
      • Отчеты о ситуации
      • Еженедельный эпидемиологический отчет
    • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
      • Наблюдение
      • Исследовать
      • Финансирование
      • Партнеры
      • Операции
      • Независимый контрольно-консультативный комитет
      • Призыв ВОЗ о чрезвычайной ситуации в области здравоохранения 2023 г.
    • Данные ВОЗ »
      • Глобальные оценки здоровья
      • ЦУР в области здравоохранения
      • База данных о смертности
      • Сборы данных
    • Панели инструментов »
      • Информационная панель COVID-19
      • Приборная панель «Три миллиарда»
      • Монитор неравенства в отношении здоровья
    • Основные моменты »
      • Глобальная обсерватория здравоохранения
      • СЧЕТ
      • Инсайты и визуализации
      • Инструменты сбора данных
    • Отчеты »
      • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
      • избыточная смертность от COVID
      • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
    • О ком »
      • Люди
      • Команды
      • Состав
      • Партнерство и сотрудничество
      • Сотрудничающие центры
      • Сети, комитеты и консультативные группы
      • Трансформация
    • Наша работа »
      • Общая программа работы
      • Академия ВОЗ
      • Деятельность
      • Инициативы
    • Финансирование »
      • Инвестиционный кейс
      • Фонд ВОЗ
    • Подотчетность »
      • Аудит
      • Программный бюджет
      • Финансовые отчеты
      • Портал программного бюджета
      • Отчет о результатах
    • Управление »
      • Всемирная ассамблея здравоохранения
      • Исполнительный совет
      • Выборы Генерального директора
      • Веб-сайт руководящих органов
      • Портал государств-членов
    • Домашний/
    • Отдел новостей/
    • Информационные бюллетени/
    • Деталь/
    • Психическое здоровье на работе

    ВОЗ / Noor Images / Джоанна Демарко
    Департамент инфраструктурных услуг Мальтийского агентства информационных технологий, Мальта, октябрь 2021 г.

    © Кредиты

    Ключевые факты

    • Достойная работа полезна для психического здоровья.
    • Плохая рабочая среда, в том числе дискриминация и неравенство, чрезмерная рабочая нагрузка, низкий уровень контроля над работой и отсутствие гарантий занятости, представляют риск для психического здоровья.
    • По оценкам, в 2019 году 15% взрослых трудоспособного возраста страдали психическим расстройством.
    • Ежегодно во всем мире из-за депрессии и беспокойства теряется около 12 миллиардов рабочих дней, а потери производительности составляют 1 триллион долларов США в год.
    • Существуют эффективные меры по предотвращению рисков для психического здоровья на работе, защите и укреплению психического здоровья на работе и поддержке работников с психическими заболеваниями.

    Работа может защитить психическое здоровье

    Почти 60% населения мира работает (1) . Все работники имеют право на безопасные и здоровые условия труда. Достойный труд поддерживает хорошее психическое здоровье, обеспечивая:

    • средства к существованию;
    • чувство уверенности, цели и достижения;
    • возможность для позитивных отношений и включения в сообщество; и
    • платформа для структурированных процедур, среди многих других преимуществ.

    Для людей с психическими расстройствами достойный труд может способствовать выздоровлению и интеграции, повышению уверенности в себе и социальному функционированию.

    Безопасная и здоровая рабочая среда является не только одним из основных прав, но и с большей вероятностью сведет к минимуму напряжение и конфликты на работе и улучшит удержание персонала, производительность труда и производительность. И наоборот, отсутствие эффективных структур и поддержки на работе, особенно для людей с психическими расстройствами, может повлиять на способность человека получать удовольствие от своей работы и хорошо выполнять свою работу; это может подорвать посещаемость людей на работе и даже вообще помешать им получить работу.

    Риски для психического здоровья на работе

    Риски для психического здоровья на работе, также называемые психосоциальными рисками, могут быть связаны, среди прочего, с содержанием работы или графиком работы, конкретными характеристиками рабочего места или возможностями карьерного роста.

    Риски для психического здоровья на работе могут включать:

    • недостаточное использование навыков или недостаточная квалификация для работы;
    • чрезмерная нагрузка или темп работы, недоукомплектованность персоналом;
    • продолжительный, необщительный или негибкий рабочий день;
    • отсутствие контроля над структурой работы или рабочей нагрузкой;
    • небезопасные или плохие физические условия труда;
    • организационная культура, допускающая негативное поведение;
    • ограниченная поддержка со стороны коллег или авторитарное наблюдение;
    • насилие, притеснение или запугивание;
    • дискриминация и изоляция;
    • неясная должность;
    • недостаточная или чрезмерная реклама;
    • ненадежность работы, неадекватная оплата или плохие инвестиции в развитие карьеры; и
    • конфликтующие домашние/рабочие требования.

    Более половины мировой рабочей силы работает в неформальной экономике (2), где нет нормативной защиты здоровья и безопасности. Эти работники часто работают в небезопасных условиях труда, работают сверхурочно, практически не имеют доступа к социальным или финансовым защиты и сталкиваются с дискриминацией, и все это может подорвать психическое здоровье.

    Хотя психосоциальные риски встречаются во всех секторах, некоторые работники подвержены им с большей вероятностью, чем другие, из-за того, что они делают, где и как они работают. Медицинские работники, гуманитарные работники или работники службы экстренной помощи часто имеют работу, связанную с повышенным риск воздействия неблагоприятных событий, которые могут негативно повлиять на психическое здоровье.

    Экономический спад или гуманитарные и медицинские чрезвычайные ситуации вызывают такие риски, как потеря работы, финансовая нестабильность, сокращение возможностей трудоустройства или рост безработицы.

    Работа может быть средой, которая обостряет более широкие проблемы, негативно влияющие на психическое здоровье, включая дискриминацию и неравенство, основанные на таких факторах, как раса, пол, гендерная идентичность, сексуальная ориентация, инвалидность, социальное происхождение, статус мигранта, религия или возраст.

    Люди с тяжелыми психическими расстройствами с большей вероятностью будут исключены из работы, а при трудоустройстве они с большей вероятностью столкнутся с неравенством на работе. Отсутствие работы также представляет опасность для психического здоровья. Безработица, работа и финансы незащищенность и недавняя потеря работы являются факторами риска суицидальных попыток.

    Меры по охране психического здоровья на рабочем месте

    Правительство, работодатели, организации, представляющие работников и работодателей, и другие заинтересованные стороны, ответственные за здоровье и безопасность работников, могут способствовать улучшению психического здоровья на рабочем месте путем:

    • предотвращения работы- связанные с психическим здоровьем состояния путем предотвращения рисков для психического здоровья на работе;
    • защита и укрепление психического здоровья на работе;
    • помогать работникам с психическими расстройствами участвовать в работе и преуспевать в ней; и
    • создать благоприятную среду для перемен.

    Действия по решению проблемы психического здоровья на работе должны осуществляться при конструктивном участии работников и их представителей, а также лиц, сталкивающихся с проблемами психического здоровья.


    Профилактика психических заболеваний, связанных с работой

    Профилактика психических расстройств на работе связана с управлением психосоциальными рисками на рабочем месте. ВОЗ рекомендует работодателям делать это путем проведения организационных мероприятий, направленных непосредственно на условия труда и окружающую среду. Организационные вмешательства Это те, которые оценивают, а затем смягчают, изменяют или устраняют риски для психического здоровья на рабочем месте. Организационные вмешательства включают, например, предоставление гибких условий работы или внедрение механизмов борьбы с насилием и домогательствами. на работе.

    Охрана и укрепление психического здоровья на рабочем месте

    Охрана и укрепление психического здоровья на рабочем месте заключается в укреплении способности распознавать психические расстройства на рабочем месте и реагировать на них, особенно у лиц, ответственных за надзор за другими, например, руководителей.

    Для защиты психического здоровья ВОЗ рекомендует:

    • обучение менеджеров по вопросам психического здоровья , которое помогает менеджерам распознавать и реагировать на эмоциональные расстройства супервизируемых; развивает навыки межличностного общения, такие как открытое общение и активное слушание; и способствует лучшему пониманию как факторы стресса на работе влияют на психическое здоровье и как с ними можно справиться;
    • обучение работников грамотности и осведомленности в области психического здоровья, с по повышение уровня знаний о психическом здоровье и снижение стигматизации психических заболеваний на работе; и
    • вмешательства для отдельных лиц для развития навыков управления стрессом и уменьшения симптомов психического здоровья, включая психосоциальные вмешательства и возможности для физической активности в свободное время.

    Помогите людям с психическими расстройствами участвовать в работе и добиваться успеха на работе

    Люди с психическими расстройствами имеют право на полное и справедливое участие в работе. Конвенция ООН о правах инвалидов представляет собой международное соглашение по продвижению прав людей с ограниченными возможностями (включая психосоциальные нарушения), в том числе на работе. ВОЗ рекомендует три вмешательства для поддержки людей с психическими расстройствами в получении, сохранении и участии в работе:

    • Разумные приспособления на работе Адаптация рабочей среды к способностям, потребностям и предпочтениям работника с психическим заболеванием. Они могут включать предоставление отдельным работникам гибкого графика работы, дополнительное время для выполнения задания, измененные задания для снижения стресса, свободное время для визитов к врачу или регулярные поддерживающие встречи с руководителями.
    • Программы возвращения к работе сочетают ориентированную на работу помощь (например, разумные приспособления или поэтапное возвращение на работу) с постоянной клинической помощью, чтобы помочь работникам осмысленно вернуться к работе после отсутствия, связанного с психическим расстройством. состояния здоровья, а также уменьшая симптомы психического здоровья.
    • Инициативы по поддержке трудоустройства помогают людям с тяжелыми психическими расстройствами получить оплачиваемую работу и поддерживать свое рабочее время, продолжая оказывать психологическую и профессиональную поддержку.

    Создание благоприятных условий для перемен

    Как правительство, так и работодатели, консультируясь с ключевыми заинтересованными сторонами, могут помочь улучшить психическое здоровье на работе, создав благоприятную среду для изменений. На практике это означает усиление:

    • Лидерства и приверженности охране психического здоровья на работе, например, путем включения охраны психического здоровья на работе в соответствующие политики.
    • Инвестиции достаточных средств и ресурсов, например, путем создания специальных бюджетов для мероприятий по улучшению психического здоровья на работе и предоставления услуг по охране психического здоровья и трудоустройства предприятиям с меньшими ресурсами.
    • Права на участие в работе, например, путем приведения трудового законодательства и нормативных актов в соответствие с международными договорами о правах человека и реализации политики недискриминации на работе.
    • Интеграция охраны психического здоровья на рабочем месте в разных секторах, например, путем включения охраны психического здоровья в существующие системы безопасности и гигиены труда.
    • Участие работников в принятии решений, например, путем проведения содержательных и своевременных консультаций с работниками, их представителями и людьми с жизненным опытом психических заболеваний.
    • Фактические данные о психосоциальных рисках и эффективности вмешательств, например, путем обеспечения того, чтобы все рекомендации и действия по охране психического здоровья на работе основывались на последних фактических данных.
    • Соблюдение законов, постановлений и рекомендаций, например, путем включения охраны психического здоровья в обязанности национальных инспекций труда и других механизмов соблюдения.

    Ответ ВОЗ

    ВОЗ привержена делу улучшения психического здоровья на работе. Глобальная стратегия ВОЗ в отношении здоровья, окружающей среды и изменения климата и Комплексный план действий ВОЗ в области психического здоровья (2013– 2030) изложить соответствующие принципы, цели и стратегии реализации, чтобы обеспечить хорошее психическое здоровье на рабочем месте. К ним относятся воздействие на социальные детерминанты психического здоровья, такие как уровень жизни и условия труда; снижение стигмы и дискриминации; и расширение доступа к научно обоснованной помощи посредством развития служб здравоохранения, включая доступ к службам гигиены труда. В 2022 году Доклад ВОЗ о психическом здоровье в мире: преобразование психического здоровья для всех , выделил рабочее место как ключевой пример среды, в которой необходимы преобразующие действия в отношении психического здоровья.

    Руководство ВОЗ по охране психического здоровья на рабочем месте содержит основанные на фактических данных рекомендации по укреплению психического здоровья, профилактике психических заболеваний и предоставлению людям с психическими расстройствами возможности участвовать в работе и преуспевать в ней. Рекомендации охватывают организационные мероприятия, обучение и подготовка рабочих, индивидуальное вмешательство, возвращение на работу и получение работы. Прилагаемая аналитическая записка ВОЗ и Международной организации труда, Психическое здоровье на работе: аналитическая записка обеспечивает прагматическую основу для реализации рекомендаций ВОЗ. В нем конкретно указывается, что могут сделать правительства, работодатели, организации, представляющие работодателей и работников, и другие заинтересованные стороны для улучшения психического здоровья на работе.

     


    1. Мировая занятость и социальные перспективы – тенденции 2022 г. Женева: Международная организация труда; 2022 г. (https://www.ilo.org/global/research/global-reports/weso/trends2022/WCMS_834081/lang—en/index.htm, по состоянию на 26 августа 2022 г.)
    2. Женщины и мужчины в неформальной экономике: статистическая картина. Женева: Международная организация труда; 2018 г. (https://www.ilo.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *