3.3. Отличия психики животных и психики человека
А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:
Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.
Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.
Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг.
Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.
Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта.
Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.
Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики: первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов; вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не — Я»; третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека; четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.
Бессознательное
Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное. Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне; некоторые патологические явления; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые.
Впервые бессознательное в структуре личности выделил З. Фрейд. Согласно его теории, структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), суперэго («сверх – я»). В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». К ним относятся механизмы отрицания, вытеснения, проекции, рационализации, включения, компенсации, идентификации, сублимации. Механизмы психологической защиты работают в комплексе.
В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.
Различия психики животных и человека
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.
Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.
Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.
Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.
Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации.
Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно.
Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.
В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.
Третья отличительная черта психической деятельности человека — передача общественного опыта . И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт . общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт . С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).
В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах . Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует — положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.
Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то
Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.
Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.
Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных : человек — продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.
Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада — в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.
Психика
- Взаимосвязь психики и мозга
- Идеалистическое и материалистическое понимание психики
- Мозг и психика
- Общее понятие о психике
- Понятие о психике
- Психика и среда
- Развитие психики
- Развитие психики в онтогенезе
- Развитие психики животных
- … и другое
Человек
- Адаптация
- Адаптация человека
- Антропогенез
- Антропология
- Архетип
- Индивидуальность
- Инстинкт
- Конституция человека
- Личный капитал
- Менталитет
- … и другое
Взгляд на взаимосвязь психологии животных и человека
Я начал этот блог чуть более года назад, чтобы исследовать пересечение исследований поведения животных и психологии человека. Исследования поведения животных дают много информации для понимания поведения в целом, независимо от того, исходит ли поведение от человека или животного.
Между всеми видами животных есть много общего с точки зрения поведения, и этот блог предназначен для предоставления информации об этих сходствах. Это то, что я начал после публикации моей книги, Сравнительная психология для клинических психологов и терапевтов (Marston & Maple, 2016). «Сравнительная психология» — это термин для изучения поведения разных видов, и, как и эта книга, этот блог предназначен для изучения того, какую полезную информацию содержит эта область для понимания того, почему мы делаем то, что делаем.
Во время написания этого блога я узнал много нового о пересечении психологии животных и человека. О некоторых из них я немного знал, когда начинал этот блог, и узнал больше, когда писал материал. Другие знания были для меня совершенно новыми. Но все это было очень интересно и давало больше понимания поведения лучше. Я решил поделиться некоторыми мыслями, которые я получил в области сравнительной психологии за последний год или около того.
Человеческое поведение не обязательно лучше, чем нечеловеческое поведение
Люди и нечеловеческие животные все пытаются пробиться в мире. Все виды поведения направлены на повышение шансов человека на выживание и процветание. Различное поведение возникает не потому, что какой-то один вид лучше другого. Что отличается, так это окружающая среда и то, что нужно каждому из нас, чтобы выжить и процветать.
Нечеловеческие животные ведут себя иначе, чем люди, потому что этого требуют их ситуации. То, что работает для людей, не обязательно будет работать для животных. Люди не все лучше понимают в том, что работает, они просто понимают, что лучше всего работает для них в их конкретных ситуациях. Определение того, что работает, зависит от контекста, а не от того, что «лучше» или «хуже».
Иногда способность говорить не так уж и хороша
Люди в основном общаются с помощью вербальной речи. Несмотря на то, что языки во всем мире разные, упор на вербальное общение распространен во всем мире. Животные общаются, но не полагаются на словесную речь. Они не могут использовать слова или подобные вербальные средства и полагаются на другие способы общения.
Как я упоминал ранее в блоге, вербальная речь позволяет общаться о том, что происходит в разных местах и в разное время. Общение с животными подчеркивает то, что происходит «здесь и сейчас». Несмотря на то, что возможность сообщить о том, что происходит (или произошло) в другом месте, может быть очень полезной, это не всегда так уж хорошо. Сосредоточение внимания за пределами «здесь и сейчас» может иметь проблемы, потому что заставляет людей ожидать, что мы можем понять или контролировать то, что происходит в другом месте, так же, как и то, что происходит в настоящий момент. Поскольку «здесь и сейчас» — это единственное место, где у нас есть непосредственный контроль, часто полезно сосредоточиться только на нем. Животные делают это естественным образом, и люди могли бы многому научиться из такого подхода.
Психотерапия и консультирование уходят своими корнями в психологию животных.
Зигмунд Фрейд, как известно, много работал над описанием того, как понимание поведения животных может помочь нам понять человеческую психологию. В его трудах по психоанализу многое подчеркивалось из того, что было известно в то время об обезьянах и других приматах. Изучение обезьян внесло свой вклад в его знаменитую теорию под названием «Эдипов комплекс» (Herman, 1938) и в его работу по социальной психологии (Eissler, 1963). Несмотря на то, что большая часть его работ была разоблачена в последние десятилетия, он предоставил значительный материал, на котором основывались более поздние авторы психотерапии и теории.
Б. Ф. Скиннер известен тем, что разработал еще одно очень важное направление психотерапии, называемое «поведенческой терапией». Позже это легло в основу так называемой «когнитивно-поведенческой терапии». Скиннер много работал с животными, и, по сути, большинство его теорий основывались главным образом на его исследованиях в области сравнительной психологии. Он действительно работал с голубями и крысами, что заложило основу для понимания того, как работает поведение. Затем эта информация привела к вмешательству для изменения поведения, связанного с психологическими состояниями (Скиннер, 19 лет).88). Его работа с животными также создала родственную область под названием «прикладной анализ поведения», которая является наиболее распространенным терапевтическим подходом, используемым для помощи людям с умственной отсталостью и аутизмом (Morris, Smith & Altus, 2005).
Есть еще один автор по имени Пол Гилберт, который много сделал в последние годы, подчеркнув, как исследования развития животных способствуют полезным подходам к терапии и консультированию. Он начал с рассмотрения того, как исследования на животных способствовали развитию «когнитивной терапии» (Gilbert, 2002), а затем совсем недавно разработал свой собственный терапевтический подход, во многом основанный на исследованиях сравнительной психологии, который называется «терапия, ориентированная на сострадание» (Gilbert, 2002). , 2014).
У вас есть информация, показывающая, что сравнительная психология внесла свой вклад в наиболее выдающиеся виды терапии и консультирования. Сравнительные психологические исследования показывают, что животные полагаются на поведение, которое, скорее всего, поможет им справиться с окружающей средой. Когда исследователи изучают «контекст», в котором происходит поведение, они значительно лучше понимают, каким целям служит это поведение. Подобный подход позволяет клиническим психологам и терапевтам помогать клиентам находить разные способы достижения тех же результатов с менее проблематичным поведением.
«Выживает сильнейший» — это не то, что движет поведением.
Все животные, люди и не люди, стремятся выжить. И многие действия направлены на достижение этой цели. Но индивидуальное выживание — не единственная движущая сила поведения. Если бы это было так, то поведение выглядело бы совсем иначе, чем на самом деле. Отдельные животные будут искать только пищу и возможности размножения для себя. Когда дело доходит до поведения, не будет никакой «групповой психологии», потому что каждый будет искать то, что ему нужно. Даже родители не будут беспокоиться о своих детях, потому что они будут искать только собственное выживание.
Поведение лучше всего можно объяснить в общем, сказав, что все животные стремятся «выжить и процветать» в своей среде. Это фраза, которую трудно определить конкретно, но она отражает общие цели поведения. Люди стремятся не только к собственному выживанию, но и к помощи в выживании своего вида (или, по крайней мере, некоторой части своего вида). Вот почему отдельные животные беспокоятся о своем потомстве и членах семьи. Они также часто беспокоятся о членах своих ближайших группировок. Это не то, что могло бы произойти, если бы отдельные животные заботились только о себе.
Также чаще всего бывает так, что животные стремятся закрепиться и защитить свое выживание и выживание других, которые важны для них, используя наименьшее количество энергии и ресурсов. Это отражает не лень, а общее признание того, что использование наименьшего количества энергии и ресурсов оставит больше трудностей в будущем. Иногда это означает быть максимально эффективным в том, что кто-то делает, а иногда это может даже означать «сдаться», когда ясно, что попытка выиграть битву будет слишком дорогостоящей. Получение максимума с наименьшими усилиями — общий подход для всех видов животных.
Поведение у разных видов очень похоже.
Поведение может сильно различаться у разных видов животных. Люди, в частности, часто выглядят так, будто их поведение сильно отличается от поведения других животных. Но правда в том, что все виды поведения, исходят ли они от людей или нечеловеческих животных, следуют очень схожим правилам.
Поощрение является руководящим принципом любого поведения. То поведение, которое приводит к положительному подкреплению, — это поведение, которое имеет тенденцию повторяться. И то поведение, которое не приводит к желаемым результатам, не повторяется. Это может показаться простым, но на самом деле это очень сложно. Одна из причин заключается в том, что то, что подкрепляет одного человека, может не подкреплять другого человека. Это также сложно, потому что бывает трудно установить, как часто что-то должно происходить, чтобы оно было подкрепляющим. Азартные игры, например, могут быть трудным для искоренения поведения для некоторых людей, потому что люди периодически выигрывают в игры и знают, что выигрыш может быть «не за горами», что может сделать продолжение азартных игр очень привлекательным для некоторых людей.
Правила поведения одинаковы для всех видов — это одна из причин, по которой поведение является наиболее важной областью изучения сравнительной психологии. Часто ведутся дискуссии о том, есть ли у животных «мысли» или «эмоции». И эти обсуждения могут быть очень интересными и даже важными. Но даже если эти вещи действительно существуют для разных видов, мало сомнений в том, что они будут выглядеть очень по-разному. Эмоции, например, должны быть другими для нечеловеческих животных, потому что вербальная речь во многом влияет на то, как люди обрабатывают эмоции. Поскольку нечеловеческие животные не используют вербальную речь, их переживания чего-либо, похожего на эмоции, должны были бы сильно отличаться от переживаний человеческих животных.
Но это не относится к поведению. Правила подкрепления одинаковы для типов поведения и для всех видов животных. И поведение можно наблюдать. Для измерения и тестирования поведения не требуется, чтобы человек сообщал о чем-либо, потому что другие могут видеть, что происходит. Это делает поведение не только доступным, но и делает изучение поведения более научным.
У ученых не всегда есть ответы.
Поскольку областью моих интересов является пересечение сравнительной психологии и клинической психологии, я много общался с группой под названием «Общество поведенческой нейронауки и сравнительной психологии». И, честно говоря, мне не очень нравится с ними иметь дело. Одна из основных причин заключается в том, что они состоят почти исключительно из ученых и не проявляют особого интереса к продвижению понимания сравнительной психологии за пределы университета. Их взгляд на понимание психологии человека и животных является хорошим примером старой поговорки «Когда все, что у вас есть, это молоток, все выглядит как гвоздь». Поскольку все, что многие из них знают, это университет, они считают его единственным местом, где можно оценить поведение разных видов.
Для меня это слишком ограниченное представление. Понимание поведения животных и человека может помочь всем специалистам лучше понять, что способствует психологическим процессам и как вызвать психологические и поведенческие изменения. Все профессионалы должны больше общаться о том, как лучше всего понять все виды поведения и что лучше всего приведет к изменениям, в которых мы все нуждаемся. Держать обсуждение сравнительной психологии «запертым внутри» университетских дверей — не лучший способ сделать это.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и медико-биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |