Психика это свойство: Психика как свойство живой материи. Эволюция психики животных

📖 § 3. Психика — особое свойство высокоорганизованной материи, Глава 2. Диалектический материализме психике. Введение в психологию. Гальперин П. Я. Страница 7. Читать онлайн


Имея ввиду общие характеристики психики — как человека, так и животных, — мы остановимся на двух положениях диалектического материализма о психике, с которыми не может не согласиться всякий непредвзятый естествоиспытатель: психика — особое свойство высокоорганизованной материи, психика — продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира.

1. Психика — особое свойство высокоорганизованной материи. Это краткая, сжатая формула и, чтобы лучшеучесть ее действительное значение, нужно несколько развернуть ее содержание.

Прежде всего, этим утверждается: психика есть свойство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (предмет, процесс, явление, сила), какой ее считали все домарксистские и внемарксистские учения о психике. Только у Спинозы «мышление» понимается как атрибут субстанции, и это высшее решение вопроса в домарксистской философии. Но современному знанию оно уже не отвечает: атрибут — не свойство, да еще производное, а «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность» 42 — сущность, а не свойство, и притом нечто первичное и вечное. Механистический материализм (если не решался совсем отрицать психику) рассматривал ее как «явление», абсолютно инородное всему материальному миру (и в этом делал принципиальную уступку идеализму). Даже признавая, что психика порождается мозгом и неотделима от своей физиологической основы, механистический материализм продолжал считать непонятной связь психики и материальных процессов (для объяснения этой связи Дж. Пристли обращался к помощи Бога). Многие дуалисты (Фехнер, Эббингауз) соглашались признать психику «внутренней, субъективной стороной» материальных процессов, наглухо в них замурованной «субъективной видимостью», а не свойством, потому что свойство проявляется во взаимодействии с другими вещами.


42 Спиноза Б. Этика. В кн.: Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1957. Ч. 1.С. 361.


В решительном противоречии со всеми попытками «упорядочить» (и сохранить) дуализм находится первый вывод из огромного исторического опыта, пропущенного через фильтр естественно-научного и философского анализа, вывод, состоящий в том, что психика есть только свойство высокоорганизованных материальных тел.

2. Психика — свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной — следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира. На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной среде 43. К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения — психической деятельности.


43 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М,Изд-воАПН РСФСР, 1959. С. 159–176.


Чтобы оценить это простое положение, нужно вспомнить, что до сих пор ни психологам, ни философам, стоящим на позициях самого умеренного дуализма — психофизического параллелизма, — не удавалось указать такие признаки, по которым можно было бы уверенно судить о наличии или отсутствии психики у другого существа (организма, тела, устройства). И это служило основанием для прямо противоположных утверждений: о наличии психики во всей материи (панпсихизм) или отсутствии ее у других людей (солипсизм). От этих детски смелых умозрений осторожная констатация того факта, что психика свойственна лишь «высокоорганизованной материи», возвращает нас к объективному положению вещей и его нелегким, но реальным проблемам.

В качестве свойства, которое появляется лишь у высокоорганизованных существ, психика есть свойство не всеобщее и не первичное, а вторичное и производное. Она предполагает наличие механизмов, которые ее производят, и несомненную полезность ее для организма, которая оправдывает это производство. Словом, вопреки традиционному идеалистическому представлению о психике (о котором не стоило бы говорить, если бы оно не было таким распространенным), психика должна иметь естественнонаучное объяснение как со стороны реализующих ее физиологических механизмов, так и по ее роли в поведении.

3. Психика — особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особость» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. В аспекте диалектического материализма эта «особость» имеет совершенно иное значение. Она обозначает, во-первых, несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее производят и составляют ее физиологическое основание, и, во-вторых, выделение и разделение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: без психики и оснащенных психической деятельностью.

Свойства тела проявляются в его взаимодействии с другими телами, и психика как свойство не составляет исключения из этого правила. Она тоже проявляется во взаимодействии с другими телами, но как особое свойство отличается тем, что обладающие ею организмы еще до столкновения с другими телами могут предусматривать и учитывать их свойства. Это было бы таинственно и непонятно без психики, но просто при ее наличии — в психическом отражении объективного мира уже представлены те веши, с которыми организму еще только предстоит встретиться.

Психология bookap

Естественно, что при таком предвосхищении и само взаимодействие происходит иначе, чем без него. Вот почему особость психики состоит не только в том, что она качественно отличается от своей физиологической основы, но еще и в том, что благодаря психическому отражению у организмов, обладающих психикой, в отличие от организмов, ограниченных только физиологическими отношениями с внешней средой, устанавливаются дополнительные, новые формы взаимодействия с окружающим миром, гораздо более обширные, гибкие и выгодные для их существования и развития.

Таким образом, характеристика психики как «особого свойства» не только не исключает, а, наоборот, включает ее в общие связи материального мира. Но включает не на равне с другими, тоже качественными изменениями, а как скачок в существовании «высокоорганизованной материи», как переход к телам не только живым, но и наделенным новыми возможностями, возможностями целенаправленных действий. Эти новые возможности открываются благодаря психическому отражению объективного мира. А развитие такого отражения у высших животных является реальным залогом того, что впоследствии у человека получит форму сознания.

«Как вы думаете, психика -это врождённое или приобретённое свойство человека?» — Яндекс Кью

Никак не думаю в смысле предположений. Ответ есть в учебных пособиях, например, Основы психологии и педагогики: конспект лекций. Часть 1 / А.Л. Церковский, С.А. Петрович. — Витебск: ВГМУ, 2017 — 74 с. или Ложкина Л.И., Шелыгин К.В. Общая психология и психопатология: учебное пособие / Л. И. Ложкина, К.В. Шелыгин. — Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2016 — 126 с. Если кратко, психика человека — и врождённое, и приобретённое свойство. А ещё и в чём-то наследственное свойство, также заслуживающее внимания в этом комплексе.

Психика человека свойство его нервной системы, а также свойство его головного мозга отражать (конкретно-чувственно и абстрактно-логически) воздействие факторов реальной действительности. Это неполная формулировка определения. Ведь психика человека — сложное понятие, включающее также регуляцию его поведения и деятельности.

В психологии есть такие взаимосвязанные процессы как филогенез, антропогенез и онтогенез. Филогенезом можно назвать историческое развитие живых организмов, а также отражение развития психики как продукта эволюции. Антропогенезом как частью филогенеза можно назвать процесс историко-эволюционного рождения, развития людей. Онтогенезом можно назвать индивидуальное развитие живого организма (с момента зачатия и до смерти), а также и психики.

С научной позиции человек формировался в ходе эволюционного становления, очеловечения. Можно выделить основные стадии: переходная стадия — Человек умелый (лат. Homo habilis), стадия архантропа (питекантропа) — Человек прямоходящий (лат. Homo erectus), стадия палеоантропа (неандертальца) — (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) и стадия неоантропа (кроманьонца) — Человек разумный (лат. Homo sapiens) (Васильева М.В., Коптев А.В. Происхождение человека: основные проблемы антропогенеза. Методические материалы для студентов. Вологда: “Русь”, 1997. — С. 17-48.). В длительном процессе эволюции человека формировались и его психика и психические явления. Согласно Таблица 2.1. Этапы развития психики (Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб. — Питер, 2008. — С. 27-28.) развитие сознания человека начинается с древнейших людей Homo habilis  («Человека умелого»), а развитие самосознания человека начинается с современного человека Homo sapiens («Человека разумного»).

Психика человека формируется одновременно с развитием нервной системы и головного мозга, то есть задолго до его рождения. Петросьян С.Н. в статье Пренатальный и перинатальный периоды развития ребенка как кризисный этап становления личности (Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск 3 (183). — 2016. — С. 115) отмечает: «Пренатальный (внутриутробный) период развития сравнительно недавно стал считаться одним из важнейших этапов развития личности. <…> мать и плод составляют единый нейрогуморальный организм и плод связан с матерью не только биологически, но и эмоционально. «. Внутриутробное развитие, а также рождение и первые годы жизни отражаются, сказываются на последующей жизни человека. Так, развитие человека и его психики начинается в утробе матери, затем, после рождения и в ходе взросления, его психическая деятельность усложняется и происходит до геронтогенеза (старости), когда начинается уже замедление, ослабление, нарушение её функций.

Мне кажется, психологи в своей работе не всегда учитывают генетическую наследственность и больше ориентируются на врождённо-приобретённые или приобретённые психологические функции человека. Наследственность способность организма [человека] на генетическую (ДНК) передачу потомству части своих признаков и особенностей развития. Таким образом, все люди сохраняют часть характерных признаков и особенностей развития своих предков. Например, это могут быть черты внешности, может быть талант, может быть болезнь. Следует заметить, что наследственность не каждый раз тождественна врождённости. Ведь наследственность изначально обусловлена генетикой. А на врождённые свойства могут влиять различные факторы. И всё же психика человека может обеспечивать его адаптацию к изменчивым условиям окружающей среды.

Мной здесь не рассмотрены конкретные психические (врождённые и приобретённые) функции — из-за их большого объёма. А фрагментарное перечисление не даст общего и верного представления. Поэтому автор вопроса может самостоятельно ознакомиться (если есть желание и время) с информацией в названных ресурсах. В частности, тему вопроса раскрывает Таблица 2.2. Этапы онтогенеза психики человека (Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб. — Питер, 2008. — С. 30-31).

Комментировать ответ…Комментировать…

Дом как зеркало души. Юнг записал замечательный сон: он вошел в дом со множеством комнат и множеством уровней, каждый из которых соответствует разным уровням человеческой истории.

Я был в незнакомом мне двухэтажном доме. Это был «мой дом». Я оказался на верхнем этаже, где располагалось что-то вроде салона, обставленного прекрасными старинными предметами в стиле рококо. На стенах висело несколько ценных старинных картин. Я подумал, что это должен быть мой дом, и подумал: «Неплохо». Но потом мне пришло в голову, что я не знаю, как выглядит нижний этаж. Спустившись по лестнице, я оказался на первом этаже. Там все было намного старше. Я понял, что эта часть дома должна быть датирована примерно пятнадцатым или шестнадцатым веком. Обстановка средневековая, полы из красного кирпича. Везде было довольно темно. Я ходил из одной комнаты в другую, думая: «Теперь я действительно должен исследовать весь дом». Я наткнулся на тяжелую дверь и открыл ее. За ним я обнаружил каменную лестницу, ведущую в подвал. Спустившись снова, я очутился в прекрасном сводчатом помещении, которое выглядело чрезвычайно древним. Осматривая стены, я обнаружил слои кирпича среди обычных каменных блоков и кирпичную крошку в растворе. Как только я это увидел, я понял, что стены датируются римскими временами. Мой интерес к настоящему времени был интенсивным. Я внимательнее посмотрел на пол. Он был из каменных плит, и в одной из них я обнаружил кольцо. Когда я потянул его, каменная плита приподнялась, и я снова увидел лестницу из узких каменных ступеней, ведущую вниз, в глубину. Я тоже спустился и вошел в низкую пещеру, вырубленную в скале. На полу лежала густая пыль, а в пыли валялись кости и черепки глиняной посуды, словно остатки первобытной культуры. Я обнаружил два человеческих черепа, явно очень старых и наполовину разложившихся. Потом я проснулся. (MDR, стр. 58)

Для Юнга дом был всем. Он предоставил как карту нашей коллективной эволюции, так и описание индивидуальной психики. Салон, или верхний этаж, представляет собой лицо, которое человек представляет миру. Нижний уровень представляет идеи, которые мы наследуем от наших предков и культуры. Подвал, склеп и пещера содержат более примитивные состояния бытия — наши бессознательные побуждения, мечты и желания, грубые эмоции, которые мы мало осознаем и еще меньше контролируем.

 В то время как у Фрейда был гидравлический образ психики с эросом или фаллосом в качестве движущей силы, модель Юнга была архитектурной. Он видел комнаты и лестничные клетки, ведущие в разные состояния сознания.

Внешний дом: дом Юнга недалеко от Цюриха, где он принимал пациентов и развлекал своих коллег. Роланд zh — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16235595

Стоит отметить, что у Юнга было два дома, каждый из которых представлял разные части его личности. личность. Великолепный в Кюснахте, разделенный с его женой, Эммой и их детьми, имел красивую мебель, витражи и богатые ковры и отражал его растущий статус врача и психиатра. В этом воздушном, просторном помещении он принимал своих пациентов и коллег в роли врача, решателя проблем и идейного вдохновителя. На озере примерно в 20 милях к юго-западу находился его ретрит в Боллингене, где он приобщился к гораздо более старому ощущению себя. Юнг построил большую часть этого места вручную, используя местный камень и инструменты средневековья. Дом был изолированным, примитивным. Именно сюда ушел Юнг после разрыва с Фрейдом, а затем после смерти жены. Самым примечательным его элементом является башня, которую Юнг пристроил к зданию, когда достиг преклонного возраста.

Внутренний дом: ретрит Юнга на озере Боллинген. Эндрю Тейлор из Devizes, Великобритания – C.G.Jung’s Tower House Retreat, Боллинген. Он писал: «Я чувствовал, что Башня была в некотором роде местом взросления… в котором я мог стать тем, кем я был, кем я являюсь и кем буду». До последнего оно оставалось глубоко уединенным местом, предоставляя Юнгу место для инкубации его собственных воспоминаний, снов и размышлений и помогая ему достичь глубокого чувства покоя.

Дом, как и человеческая психика, состоит из двух компонентов — фасада и интерьера, один из которых соответствует публичному я, а другой — личному я. Для Юнга ведение домашнего хозяйства было идеальной метафорой для интеграции личности — того, как мы пытаемся привести нашу внешнюю жизнь в гармонию с нашими сокровенными желаниями.

Часть каждого года в Боллингене, выживая без отопления, электричества и водопровода, Юнг наслаждался своими домашними делами. Здесь, сказал он, «я в самом разгаре своей истинной жизни. Я наиболее глубоко сам». Это Юнг говорит ближе к концу своей карьеры, когда ему больше не нужно проявлять себя. К настоящему времени он перешел из Дома Достижений в Дом Вечности, где его больше заботит судьба мира, чем собственные амбиции и достижения.

Юнг пишет с точки зрения этого второго дома, когда говорит:

 «Мы стремительно бросаемся в новизну, движимые нарастающим чувством недостаточности, неудовлетворенности и беспокойства. Мы больше не живем тем, что имеем, а обещаниями… Мы отказываемся признавать, что все лучшее приобретается за счет чего-то худшего… Новые методы или приспособления, конечно, поначалу впечатляют, но в долгосрочной перспективе они сомнительны. и… дорого оплачено. Они никоим образом не увеличивают довольство или счастье людей в целом. По большей части это обманчивые подсластители существования, вроде более быстрых сообщений, которые неприятно ускоряют темп жизни и оставляют нам меньше времени, чем когда-либо раньше». (MDR, стр. 236)

Современная жизнь, по мнению Юнга, отвлекает от дома, который мы все должны построить, — дома размышлений на берегу уединенного озера.

Филипп Роэлли, Дитер Бахманн (фотография) — собственная работа (фотография), CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8052217

Когда Юнг руководил строительством башни его потянуло к какой-то плите, и он сказал: «Это мой камень». Он сидел рядом с ним и слушал его сообщение, прежде чем вырезать эти слова на латыни.

 «Я сирота, одинокая, но везде встречающаяся, одинокая, но противоположная себе, юная и старая одновременно, я не знала ни отца, ни матери, ибо я должна быть поднята из глубины в подобии Рыбы, или я спускаюсь с неба, как Белый Камень, я брожу по рощам и горам, но я прячусь в сокровенном человеке, смертен в каждой голове, и до сих пор не затронут сменой времен года».

Для Юнга это была дань уважения философскому камню древней алхимии. Рыба является символом духовной жизни. «Я смертен в каждой голове» — это строка Горация, относящаяся к божественному 9.0037 гений  в каждом человеке.

Боллинген был местом для размышлений о том, как мудрость приходит в этот мир.

Рекомендуемое чтение

Воспоминания Сны Размышления К.Г. Юнг
Дом как зеркало себя: исследование более глубокого смысла дома Клэр Купер Маркус

Психология недвижимости — ЗАВТРАШНИЙ МИР СЕГОДНЯ®

Перейти к содержимому

В любой отрасли, основанной на людях, постоянно задействована значительная часть психологии. А в индустрии, основанной на эмоциях, такой как недвижимость, это только увеличивается. Помните об этих психологических стратегиях, чтобы убедиться, что ваш разум не играет с вами злую шутку, когда вы делаете покупки для своего следующего дома!

Charm Pricing 

Вы когда-нибудь замечали, сколько магазинов и компаний предлагают товары, в которых последняя цифра оканчивается на 9, а не просто целое число? Некоторые компании, такие как Apple, даже оценивают свои продукты исключительно таким образом, например, цена новейшего iPhone составляет 699 долларов.

Очаровательное ценообразование Apple Фото: ZD Net

На самом деле за этим стоит психологическая мотивация: ценообразование очарования, стратегия, используемая для того, чтобы заставить потребителей покупать продукт по определенным ценам. Ценообразование очарования, также известное как психологическое ценообразование, использует нечетные числа, обычно 9., чтобы продемонстрировать воспринимаемые ценности покупателям и убедить их купить продукт. Исследователи из Чикагского университета и Массачусетского технологического института обнаружили, что этот принцип верен, установив цены на женскую одежду на уровне 34, 39 и 44 доллара. Несмотря на то, что это самый дорогой вариант, товары лучше всего продавались по цене 39 долларов.

Эта тактика часто применяется и к жилью. Согласно исследованию Journal of Real Estate Finance and Economics, снижение прейскурантной цены с 300 000 до 299 000 долларов дает премию от 2,5% до 3% при продаже дома. С другой стороны, снижение прейскурантной цены с 250 000 до 249 долл. ,000 не имеет значения, потому что в этом принципе имеет значение только крайняя левая цифра. Еще один способ, которым работает эта тактика, заключается в том, что покупатели часто ограничивают свой бюджет округленным числом, например, 500 000 долларов. Таким образом, даже если дом стоит 500 000 долларов, указание дома за 499 000 долларов приводит к тому, что он появляется в большем количестве поисковых запросов в Интернете.

Использование эмоций

Покупка и продажа дома — одно из самых эмоциональных личных решений, которые люди принимают в своей жизни. Например, некоторые покупатели настаивают на том, чтобы продать дом не дешевле, чем они заплатили за дом, что заставляет их игнорировать реалии рынка. Исследование, проведенное в Journal of House Economics, показало, что домовладельцы переоценивают стоимость своей собственности на 5-10%. Когда покупатели придерживаются своего представления о том, сколько стоит дом, а не о том, сколько заплатит рынок, их дома остаются на рынке.

Риэлторы и агенты понимают эмоции, которые возникают в доме, и создают вокруг них свой клиентский опыт. Вся бизнес-модель EXIT Realty, занимающейся недвижимостью, полностью построена на обеспечении исключительного качества обслуживания клиентов. Каждый агент в компании проходит курсы обучения таким принципам, как «Профили личности», чтобы лучше распознавать ценность клиента и понимать его эмоции.

Психология цвета

Цвета внутри и снаружи дома играют важную роль в психологии покупки дома. Онлайн-база данных по недвижимости Zillow провела исследовательский эксперимент, сравнивая психологию цвета и покупку дома. В целом они определили, что дома и комнаты в домах светлых и нейтральных цветов продаются лучше всего.

Slate Blue Dining Room
Фото: Lowe’s

В ходе этого исследования они также обнаружили, что дома со светло-голубыми или светло-голубыми ванными комнатами продавались на 5440 долларов дороже, чем ожидалось, а дома с обеденной зоной от сланцево-голубых до бледно-серо-голубых комната была продана более чем за 1926 долларов, чем белые стены в столовой. Дома с фасадом, окрашенным в светло-серый и бежевый цвета, продавались на 3496 долларов дороже, чем дома с фасадом, окрашенным в средне-коричневый цвет или с желтовато-коричневой штукатуркой. Они также обнаружили, что дома с белыми ванными комнатами продавались в среднем на 4035 долларов дешевле, чем аналогичные дома.

Психология запахов

Ни для кого не секрет, что агенты по недвижимости часто пекут печенье или зажигают свечи в доме, чтобы сделать его более уютным. Но есть ли наука, подтверждающая это? В отчете BMO Financial Group они обнаружили, что 80% потенциальных покупателей знают, является ли дом тем, что они хотят, в течение нескольких секунд после того, как они вошли внутрь. Теория состоит в том, что исследования еще не догнали скорость, с которой человеческий разум обрабатывает сенсорную информацию, которая, конечно же, включает обоняние.

Кроме того, исследование 2013 года, опубликованное в Journal of Retailing, пришло к выводу, что продажи в розничных магазинах снижаются с появлением сложных ароматов. Например, смешивание запахов ванили и шоколада может вызывать воспоминания о доме, но для их идентификации также требуется мысль, прерывающая принятие решений. Тот же процесс происходит и при покупке жилья: люди, занимающиеся недвижимостью, должны следить за тем, чтобы запах был знакомым, но не навязчивым. Исследование предполагает, что определенные запахи способствуют покупке дома по разным причинам. Например, цитрусовые заряжают энергией и поднимают настроение, ваниль делает дом уютным и теплым, а сосна и кедр особенно эффективны при продаже жилья в зимние месяцы, потому что их легко узнать.

Теория социального доказательства

Маловероятно, что сегодня кто-то подумает о выборе риелтора, агента или компании по недвижимости, не просматривая их в цифровом виде, через их веб-сайт или социальные сети. В обеих этих ситуациях используется психологический принцип социального доказательства. Теория социальных доказательств, популяризированная психологом Робертом Чалдини, представляет собой психологический феномен, при котором люди имитируют действия других, пытаясь отразить правильное поведение в данной ситуации.

Социальное доказательство в сфере недвижимости
Фото: Agent Fire

На цифровых платформах этот принцип демонстрируется отзывами бывших клиентов и историями успеха. Веб-сайты часто показывают фотографии счастливых клиентов рядом с их новым домом, чтобы доказать, что они могут добиться успеха. Они также будут хранить проданные дома на своем веб-сайте, чтобы показать, сколько домов они продали, что является прекрасным примером социального доказательства. Хотя это может быть отличным способом для компании или агента продемонстрировать свою способность продавать дом, покупатели должны помнить об этом принципе и быть уверенными, что они покупают дом по правильным причинам, не позволяя себе просто следовать примеру других. .

Чтобы узнать больше об инновациях в сфере недвижимости, транслируйте Завтрашний мир сегодня «Наука за переездом» на SCIGo и Discovery GO.

Узнайте больше о мире вдохновения с 5 величайшими космическими событиями за последние 5 лет, самой большой в мире подводной пещерой и скалами Мохер в Ирландии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *