Психика | Философио.Ру
Добро пожаловать! > Философия сознания > Психика
Для того, чтобы выяснить сущность сознания, необходимо ответить на вопрос о том, как оно связано с человеком, какую роль играет в его жизнедеятельности. Поскольку сознание — это метафизический объект, его понятие является предельно общим, то есть не входит в состав более широкого понятия. Иными словами, оно не является видовой спецификацией какого-либо рода. Поэтому, для того, чтобы «подступиться» к сознанию, с чего-то начать его изучение, следует подобрать сопоставимый с ним объект. В качестве такого объекта выступает психика. С одной стороны она объединяет человека с другими живыми существами, а с другой — позволяет понять качественное различие между психикой животного и человеческим сознанием.
Психика (от греч. psychikos — душевный) — это высшая форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности.
Появление психики является следствием биологической эволюции. Изменение и усложнение окружающей среды потребовали от живых организмов изменения способов и форм реагирования на окружающий природный контекст. Ни одно живое существо не может жить, не обмениваясь информацией с другими живыми существами и с миром в целом. Такой обмен возможен благодаря свойству отражения, которое присуще природным объектам и заключается в их способности, при взаимодействиях с другими объектами, воспроизводить их особенности. Отражение имеет свою специфику в неживой и живой природе. Примером отражения в неживой природе может служить след, оставленный метеоритом при его падении на поверхность планеты. Или эрозия почвы вследствие сильных ветров.
Отражение в живой природе имеет два уровня: до-психический и психический. До-психическое отражение присуще простейшим живым организмам, не имеющим психики и реагирующим на внешний мир посредством раздражимости. Инфузории, лямблии, амебы и другие одноклеточные организмы, взаимодействуя со средой обитания, могут менять цвет, форму, размеры, что является свидетельством получения ими жизненно необходимой информации.
Психическое отражение связано с формирование психики, основой которой является нервная система. Чем развитее последняя — тем сложнее и совершенней психическая организация живого существа. Психическое отражение не является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно предполагает поиск, выбор, специфическую обработку поступающей информации. Нейрофизиологическая деятельность является одной из предпосылок психики, но утверждать, что психика вырабатывается мозгом — неверно. Формы психического отражения являются результатом взаимодействия мозга с внешней средой. Для аналогии уместен такой пример: ходьба не содержится в ногах как некая врожденная способность. Она не содержится и в поверхности, на которую ступают ноги. Ходьба возникает в результате соприкосновения между ногами и твердой поверхностью — почвой, полом и т.д.
Выделяют следующие формы психического отражения действительности: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение — это воспроизведение отдельных свойств предметов и явлений при их воздействии на органы чувств. Нейрофизиологический механизм ощущений таков: физический объект, воздействуя на органы чувств, вызывает возбуждение нервной ткани, которое передается в кору головного мозга и вызывает ощущение. Чем более высокую организацию имеет животное, чем сложнее его нервная система и поведение, тем более разнообразны и совершенны его ощущения.
Восприятие — это психическое отражение физических объектов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства тел, — цвет, температуру, плотность, — в результате восприятия объект предстает как нечто целое, как совокупность свойств и качеств. Недостатком отражения на уровне восприятия является, во-первых, то, что воспринимаемый объект должен быть «в настоящем времени» и непосредственно воздействовать на психику, и, во-вторых, воспринимается лишь внешние проявления объекта, но не его глубинная суть.
Представление — это форма психического отражения объектов, не воздействующих непосредственно на психику, но ощущавшихся или воспринимаемых ранее. Информация об объекте, получаемая в результате представления, имеет более обобщенный и отвлеченный характер, чем при восприятии. К примеру, представляя автомобиль, человек вызывает в памяти некий обобщенный образ автомобиля, соединяющий признаки конкретных моделей — «Москвичей», «Жигулей», «Мерседесов», «Фордов». Представление включает в себя, в том числе, и информацию о практической применимости объекта: автомобиль ассоциируется с возможностью передвижения и перевозки грузов.
Формы психического отражения формировались постепенно и имеют иерархию: самой простой является ощущение, а представление возникает на более высоком уровне развития высшей нервной деятельности и требует наличия сложного головного мозга.
Высокоразвитой психикой, помимо человека, обладают многие животные. Обезьяны отряда приматов, как показывают многочисленные эксперименты, обладают элементами мыслительной деятельности, могут решать двух- и трехфазные задачи. Можно утверждать, что уровень психики и разнообразие её форм зависят от объема информации, необходимой живому организму для того, чтобы выжить, сохранить себя, обеспечить воспроизводство рода.
У психики человека и психики животных много общего. Прежде всего — это общая физиологическая основа — деятельность центральной нервной системы, осуществляемая в форме безусловных и условных рефлексов, составляющих первую сигнальную систему. Однако сущность человеческой психики составляет не то, что ее сближает, а как раз то, что ее отличает от психики животных. Ядром психики человека, её системообразующим началом выступает сознание. Оно придает отражению совершенно новое качество.
Человек живет в социокультурном мире, который в значительной степени является результатом деятельности его самого и предшествующих ему поколений. Животное интегрировано в природу, частью которой оно само и является. Психика животного предназначена для того, чтобы наилучшим образом способствовать его приспособлению к окружающей среде. Человеку психика позволяет не только приспосабливаться к миру, но и изменять этот мир. Благодаря ей люди способны ставить цели, планировать деятельность, подбирать необходимые средства, контролировать и корректировать процесс достижения результата.
ПСИХИКА • Большая российская энциклопедия
ПСИ́ХИКА (от греч. ψυχιϰός – душевный), система функций внешней и внутренней деятельности субъекта, обеспечивающих его ориентировку в мире, построение в результате этой ориентировки образа мира и регуляцию на его основе деятельности субъекта в его мире.
Психика в индийской философии
В истории философии проблемы П. рассматривались в контексте разнообразных учений о душе. Разветвлённая иерархич. система психич. функций была разработана в инд. философии (при этом одна и та же функция в разл. школах могла обозначаться разными терминами). П. в инд. традиции (ощущения, эмоции, воля, ум, мышление, сознание) образует с телесным единый психосоматич. континуум, который признаётся единственной реальностью в буддизме, а в брахманизме и джайнизме ему противостоит трансцендентное высшее духовное начало (безличный абсолют – Атман в адвайта-веданте, Пуруша в санкхье, Джива в джайнизме).
Описание индивидуального психич. опыта начинается с объекта (объект трактуется в терминах четырёх или пяти «великих элементов» – земли, воды, огня и ветра, а также акаши), инструментов восприятия (индрии), соотносительных с элементами по принципу «подобное воспринимает подобное» (земле соответствует обоняние, воде – вкус, огню – зрение, ветру – осязание, акаше – слух), затем следуют орган, кординирующий контакт индрий и объектов (манас), и разл. психич. функции.
Одной из наиболее распространённых в инд. мысли является пятиричная система описания П. Напр., в Упанишадах: «Предметы выше индрий (способностей восприятия), манас (орган мысли, рассудок) выше индрий, буддхи (разум) выше манаса, великий атман (великая душа) выше буддхи, авьякта (непроявленное) выше великого атмана. Пуруша выше непроявленного». В буддийской традиции школ абхидхармы (см. Буддизм) это схема пяти скандх (групп психосоматич. явлений). Группе рупа (четыре великих элемента внешних объектов и внешние индрии, их воспринимающие) соответствуют предметы и органы восприятия, группе ведана – приятные, неприятные и нейтральные ощущения и способности (внутр. индрии) восприятия внутр. психич. состояний – удовольствия, страдания и т. п., группе санджня – мысленная концептуализация и вербализация. Место атмана, не признаваемого буддистами, занимает виджняна (5 способностей чувственного распознавания: зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, осязательного). В школе йогачара развивается представление о способности сознания к самоотражению, которая сопровождает все психич. события, оставаясь нами незамеченной; этим объясняется, в частности, память, которая в брахманистских школах считается отд. способностью (смрити).
Из брахманистских филос. школ П. наиболее полно описывается в классической санкхье и близкой ей школе йоги Патанджали (в др. школах эта схема воспроизводится с небольшими вариациями). Познание внешних объектов и внутр. состояний порождает модификации «внутреннего органа» (антахкарана в санкхье, читта в йоге). Внутр. психич. жизнь объясняется действием манаса, отвечающего за функции вербализации и концептуальной фиксации, освоением этого опыта в терминах «я», «моё» (принцип индивидуации – аханкара), а также работой буддхи, отвечающего за суждения (правильные или неправильные), оценки и принятие решения, как действовать в той или иной ситуации. Буддхи связан с органами чувств лишь опосредованно, через манас, однако он, как и манас, подвержен эмоциям и аффектам, поэтому является предметом обуздания и контроля (йога). В вайшешике действие начинается именно с буддхи.
В инд. психологии не было отд. термина для воли, волевое устремление к действию часто включалось в познават. процесс как его осн. стимул и цель. Буддисты ввели волевой элемент в понятие «намерение» (четана), настаивая на большей значимости намерения в сравнении с физич. действием. По словам Будды, «по возникновению намерения совершается действие – телом, речью или умом». Хотя намерение тесно связано с сознанием, оно может определять и совершенно бессознат. действие. В махаяне (особенно йогачаре) именно намерение к действию оставляет кармич. отпечатки, определяющие будущие мысли и поступки человека (см. Карма).
Психика в европейской философии и психологии
В европ. философии П. могла рассматриваться как всеобщее свойство (одушевлённость) природы (панпсихизм), как особенность всех живых организмов, в т. ч. и растений (биопсихизм), или же как свойство только тех животных, которые имеют нервную систему (нейропсихизм). В дуалистич. концепции Р. Декарта с его фундам. противопоставлением «мыслящей» и материальной, «протяжённой» субстанций (и соответственно души и тела) П. отождествляется с сознанием и т. о. присуща только человеку (антропопсихизм). В 17 в. психич. явления становятся предметом особого типа опыта – «внутреннего», или рефлексии, осн. их свойство усматривается в их уникальной субъективности, т. е. «непосредственной данности» субъекту в его переживании, в силу чего они признавались недоступными для объективного познания. Такой подход к П., сформировавшийся в русле идей Декарта и Дж. Локка, во многом определил её понимание на протяжении последующих столетий, вплоть до интроспективной психологии с её методом внутр. наблюдения и бихевиоризма, противопоставившего «внутренне наблюдаемой» П. (сознанию) «внешне наблюдаемое» поведение. В противовес данной позиции (ещё в работах Г. В. Лейбница) возникло представление о бессознательной П. (см. Бессознательное), ставшей предметом спец. исследования в психоанализе и глубинной психологии.
В рос. психологии 20 в. разрабатывались идеи тесной связи П. и деятельности субъекта. Предложенный С. Л. Рубинштейном «принцип единства сознания и деятельности» был распространён в школе А. Н. Леонтьева также и на деятельность животных (принцип единства П. и деятельности) и получил эмпирич. разработку на материале разл. видов развития П. (т. е. филогенеза, в котором были выделены 3 стадии – элементарной сенсорной П., перцептивной П. и стадия интеллекта, а также антропогенеза, онтогенеза и др.). Согласно взглядам представителей школы Леонтьева, П. не «включается» в деятельность в качестве особых «компонентов», а выступает как функция деятельности в её внешних (практических) и внутренних (умственных) формах, обеспечивающая активное построение деятельным субъектом моделей его возможных миров и адекватную регуляцию его деятельности в этих мирах. Двумя аспектами П. являются субъект-объектный процесс деятельного построения субъектом «моделей» своего мира и сам образ («картина», «модель» субъектного мира).
Если примитивным живым организмам было достаточно простой раздражимости – способности «учитывать» в своей жизнедеятельности непосредственно значимые для жизни т. н. биотич. стимулы (напр., свет, энергия которого непосредственно используется в процессах фотосинтеза у растений), то для организмов, находящихся в предметно-расчленённой среде, возникла необходимость чувствительности (собственно П.), т. е. учёта и т. н. абиотич. стимулов, которые в силу их связи с собственно биотич. стимулами могут приобрести для субъекта «сигнальное» значение (биологич. смысл). Высшей формой П. является сознание, в структурах которого представлен общественно-историч. опыт человечества, зафиксированный прежде всего в системах значений (операциональных, предметных, вербальных, ролевых), а также в динамич. смысловых системах личности.
Психич. процессы обычно разделяют на познавательные (ощущение, восприятие, мышление), «универсальные» (память, внимание и воображение), процессы эмоционально-волевой регуляции деятельности (см. Эмоции, Воля) и др.
Психея | Encyclopedia.com
буря
просмотров обновлено«Психея» у Гомера сначала означает жизнь, а позже означает умершую жизнь или призрак. Первое отождествление с душой в смысле самосознания встречается, возможно, в Ионии, а самое раннее полное отождествление как с рациональной, так и с эмоциональной стороной личности приписывается Сократу. Во всем этом не было противоречия между душой и телом. Учение о том, что душа заключена в теле, взятое Платоном из орфического учения, пришло в Грецию, возможно, из Скифии, еще до Пифагора, вероятно, в связи с учением о переселении душ. Платон, в Федон , признавая, что большинство людей не верят в выживание после смерти (80d), выдвинул точку зрения, сочетающую сократовскую и орфическую точки зрения. Однако в трехчастной душе Республики бессмертна только разумная часть; это также было точкой зрения Аристотеля.
Большинство досократиков рассматривали вселенную как квазиживой организм, и этот взгляд нашел выражение и в учении Платона в Тимее о мировой душе как источнике упорядоченного движения во вселенной. Аристотель представил развитую человеческую и животную психологию в своем анализе души в 9 веке.0009 De Anima и др. В то время как Платон рассматривал душу как субстанцию, отдельную от тела, окончательный взгляд Аристотеля рассматривал ее как форму живого тела. Для стоиков душа есть аспект всепроникающего космического логоса, а для эпикурейцев — сочетание особо гладких атомов. В рамках христианского богословия августинцы придерживаются по сути платонистской точки зрения, тогда как томисты предпочитают подход Аристотеля.
См. также Аристотель; августинианство; Эпикуреизм и эпикурейская школа; Гомер; орфизм; Платон; Платонизм и платоническая традиция; Досократовская философия; Пифагор и пифагореизм; Сократ; Стоицизм; Томизм.
Бернет Дж. «Сократовское учение о душе». Труды Британской академии 7 (1915–1916): 235–259.
Роде, Э. Психея . Перевод У. Б. Хиллиса. Лондон: Рутледж и К. Пол, 1925.
Г. Б. Керферд (1967)
Энциклопедия философии Душа В Библии В библейский период личность рассматривалась как единое целое. Таким образом, душа не была резко отделена от тела. В биб… Бессмертие , Учение о том, что человеческая душа бессмертна и будет продолжать существовать после смерти человека и растворения его тела, является одним из краеугольных камней… Переселение душ , Предполагаемый переход души при смерти в другое тело называется переселением душ (реинкарнацией, метемпсихозом). Эта доктрина, в ее… загробной жизни, иудаизм всегда придерживался веры в загробную жизнь, но формы, которые принимала эта вера, и способы, которыми она выражалась… Пьер Суль, Пьер Суль Пьер Суле (1801–1870), американский политик, юрист и дипломат французского происхождения, был активным политическим деятелем Луизианы и диплом до Гражданской войны… Трансмиграция, ТРАНСМИГРАЦИЯ обозначает процесс, посредством которого после смерти либо духовная, либо эфирная, тонкая и тонкоматериальная часть личности покидает…
Об этой статье
Обновлено О Содержимое encyclopedia. com Распечатать статью
Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ
Psychanalyse, La
9000 2 Psychanalyse et les Névroses, Lapsych.
Psych-Out
psych-
psych
psy-complex
PSW
PSV
PSTN
pstl
PST
psso
PSSC
PSS
PSRO
PSRAM
PSR
PSPACE
PSP
Псориатический артрит
9000 2 psoralenPsophiidae
Psophia
PSOE
Psychē
Psyché, Revue Internationale de Psychanalyse et des Sciences de L’homme (P syché, Международный обзор психоанализа и гуманитарных наук)
Psyche. Zeitschrift Für Psychoanalyse und IHR Anwendungen
Психея/психизм
психоделия
психоделический препарат
психоделические препараты
психоделическая мода
психоделические меха
Psychemedics Corporation
Психенавтика
Психиатрическая
Помощник психиатра
Психиатрическая помощь
Психиатрическое заключение
Психиатрическое заболевание в связи с физическим I болезни
Психические расстройства, биология
психиатрическое отделение интенсивной терапии
Психиатрическая реабилитация
Psychiatric Solutions, Inc.
Психиатрия и конституционное право
Психиатрия и психология
Психиатрия , Злоупотребления
Психиатрия, Военная
Психиатрия/Психиатр
Психиатрический аппарат
Psychē | Оксфордский классический словарь
Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почтеили скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre.com/classics/display/10.1093/acrefore/9780199381135.001.0001/acrefore-9780199381135-e-5407;jsessionid=78002EC2F7ACF35 F73C2899805E580C0Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Войти Навигация по статье
Войти Имя пользователяПожалуйста, введите ваше имя пользователя
ПарольПожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Содержание статьи
Показать краткие сведения- https://doi.org/10.1093/acrefore/9780199381135.013.5407
- Опубликовано онлайн: 07 марта 2016 г.