ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ | Психологическая энциклопедия 1vc0
Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нём, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.
Между тем, ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы — это не то, что первично осознаётся, а то, посредством чего нечто — предмет — осознаётся.
Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не «чистая», т.
е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т. е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: всё психическое — это лишь феноменальное, лишь явление сознания.Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе её как определяющее её положение раскрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: всё материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта — единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое, как явление сознания, замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется своим отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.
Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определённая в собственном своём содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя; тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука.
Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям: А) Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское «cogito ergo sum» («я мыслю, следовательно, я существую») говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познаётся.
Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция. А) Сознание — это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от сознания, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является.
Он предполагает отношение к объекту, который в нём отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание — это единство переживания и знания. Б) Психическое переживание — непосредственная данность, но познаётся и осознаётся оно опосредованно через своё отношение к объекту. Психический факт — единство непосредственного и опосредованного. В) Психическое несводимо к одному лишь «явлению сознания», к его отражению в себе самом. Сознание человека — не замкнутый внутренний мир. В своём собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т. е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание — это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через своё отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом — это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой — по существу своему общественной — деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.
Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение — рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.
Чисто теоретическое сознание — абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности деятельности теоретической впервые выделяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное с специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение — отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счёте охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всём строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание и отвержение, утверждение и отрицание, стремление и отвержение и т. д. Сознание человека — это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни — реальными жизненными отношениями, в которые включён человек, его делами и поступками.
Сознание выражает бытие индивида. Каждый же индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нём. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и каждого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно-значимому, оно включает и общественно-значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно-значимым, не перестаёт от этого оставаться общественно-значимым.
Практическое сознание человека как общественного существа — это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно-значимое, переходя в личностно-значимое для человека, порождает в нём динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.
Мозг, психика, сознание | Философио.Ру
Добро пожаловать! > Философия сознания > Мозг, психика, сознание
Органом, координирующим и регулирующим психическую деятельность человека, является головной мозг. Все движения, чувства, желания и мысли людей связаны с работой мозга и если его функционирование нарушается, это сказывается на состоянии человека: утрачивается его способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.
Головной мозг представляет собой симметричную структуру, состоящую из двух полушарий, поверхность которых покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими поверхность коры — наружного слоя мозга. Сзади расположен мозжечок, а ниже больших полушарий находится ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Головной мозг новорожденного человека весит в среднем 0,3 кг, а взрослого — 1.5 кг. Хотя это и составляет примерно 2,5% вес тела, к мозгу постоянно поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно — кислорода. Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты — синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших мыслей, чувств, эмоций и памяти.
Важная роль головного мозга в функционировании психики, дает повод к появлению учений, полагающих, что мозг продуцирует, вырабатывает сознание и что именно в строении и особенностях головного мозга кроется загадка сознания. В XIX веке немецкий ученый Вагнер попытался доказать зависимость между гениальностью некоторых людей и особенностями их головного мозга. Его ждало разочарование: по внешним признакам строения головного мозга невозможно что-либо сказать определенное о личности. У И.С.Тургенева мозг весил 2000 грамм, а у Анатоля Франса — 1000 грамм. Луи Пастер в возрасте 46 лет перенес кровоизлияние в мозг, значительно разрушившее правое полушарие. И все же он активно жил и работал еще 27 лет.
Механизм работы мозга давно выявлен и может быть пояснен с помощью простого примера. Когда мы берем пальцами ручку, лежащую на столе, свет, отраженный от ручки, фокусируется в хрусталике глаза и передается на сетчатку, где возникает изображение ручки. Затем оно воспринимается соответствующими нервными клетками, передающими сигнал в чувствительные ядра головного мозга, расположенные в зрительном бугре (таламусе). Там, в свою очередь, активизируются многочисленные нейроны, реагирующие на распределение света и темноты. В затылочной доле полушарий головного мозга расположена первичная зрительная кора. Импульсы, пришедшие в неё из таламуса, в сложную последовательность разрядов корковых нейронов, одни из которых реагируют на границу между ручкой и столом, другие — на углы в изображении ручки и т.д. Из первичной зрительной коры информация поступает в ассоциативную зрительную кору, где происходит распознавание образа ручки. Это распознавание основывается на предварительно накопленных знаниях о внешних очертаниях предметов. На стадии планирования движения, в данном случае взятия ручки, двигательные нейроны, расположенные в лобной части головного мозга, отдают команду мышцам руки и пальцев. Приближение руки к ручке контролируется зрительной системой. Когда мы берем ручку в руку, рецепторы в кончиках пальцев, воспринимающие давление, сообщают, хорошо ли пальцы обхватили ручку и каким должно быть усилие, чтобы её удержать. Если мы захотим написать ручкой свое имя, потребуется активация другой хранящейся в мозге информации, обеспечивающей это более сложное движение, а зрительный контроль будет способствовать повышению его точности.
Таким образом, выполнение простейшего действия связано с довольно сложной работой мозга. При более сложных формах поведения, связанных с речью или мышлением, активируются другие нейронные цепи, охватывающие еще более обширные области мозга.
В XIX веке были популярны материалистические концепции, пытающиеся свести сознание к мозговой активности человека. Немецкий врач и естествоиспытатель Людвиг Бюхнер настаивал на том, что сознание тождественно физико-химическому движению вещества мозга. Его соотечественник Якоб Молешотт сравнивал мысль с движением света и утверждал, что сознание имеет физиологическую природу. Карл Фохт в «Физиологических письмах» писал о том, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени». В соответствие с этими взглядами, получившими название «вульгарного материализма», сознание есть ничто иное, как подкласс физических процессов, протекающих в мозгу.
В ХХ столетии, на волне достижений в таких отраслях науки, как физиология, психология, математическая логика, нейробиология и кибернетика, в западной философии появилось течение, названное «научным материализмом». Основная его проблема — соотношение материи и сознания, которая решается в традициях материализма XIX века. То есть, все психические явления сводятся в «научном материализме» к физиологическим процессам. Однако степень жесткости такого сведения, различается в зависимости от научной специализации представителей «научного материализма». В этой связи выделяют следующие его разновидности:
«Редуктивный» материализм (от лат. reductio: возвращение, отодвигание назад) сводит психические явления, состоянии и процессы к подклассу физических явлений, состояний и процессов.
«Элиминативный» материализм (лат. eliminare — выносить за порог, выгонять) считает, что сознание есть ничто иное, как мозг, который выступает в качестве посредника внешних или внутренних для организма стимулов и моторных, эмоциональных и идеальных реакций человека. Психические процессы (и сознание в том числе) — это то, что возникает в человеке в результате воздействия определенных стимулов. Один из представителей «элиминативного» материализма австралийский философ Дэвид Армстронг предложил теорию, в которой психические явления трактуются как формы языкового описания нейрофизиологических процессов.
«Кибернетический» материализм предлагает рассматривать психические явления как абстрактные функциональные свойства и состояния живой системы по аналогии с функционированием ЭВМ.
«Эмерджентный» материализм (от англ. Emergence — возникновение, появление нового) допускает самостоятельность психики и сознания в качестве атрибутов материальной субстанции. Так, аргентинский философ и физик Марио Бунге считает, что психика является системным свойством нейронных структур мозга, а американец Джозеф Марголис полагает, что сознание является неотъемлемым свойством материи, которое в процессе эволюции приобретает культурные свойства.
Успехи современной науки в объяснении механизмов функционирования головного мозга человека, нашли воплощение в стремительном развитии кибернетики. Современное производство и повседневная жизнь людей немыслимы без «умных» машин и устройств, облегчающих труд человека или заменяющих его. Это дало повод для утверждений, что в перспективе возможно создание «искусственного сознания», ничем не отличающегося от человеческого сознания. С философской точки зрения, почвой для этих утверждений является неверная трактовка связи между сознанием и мозгом.
Философия считает, что высокоразвитый мозг человека является одной из предпосылок формирования и функционирования сознания. К другим предпосылкам, не менее важным, чем развитый мозг, относятся социальное окружение, язык и труд.
Связь между космосом и сознанием
Небо и психика: связь между космосом и сознанием
Связь между человеческой душой и звездами занимает центральное место в духовных и эзотерических традициях западной мысли и многих других культур, на тысячи лет. Средневековые христиане думали, что небо находится над землей, за звездами. Однако наше современное общество в значительной степени разорвало отношения между человеческим духом и небом.
Эта книга исследует идеи, верования и практики, которые встречаются на границе психологии и космологии, Вселенной и человеческого воображения. Эта книга рассматривает эти особые отношения с помощью различных сложных и вдохновляющих подходов.
Среди авторов Джеймс Хиллман, основатель архетипической психологии и юнгианский аналитик; астролог Лиз Грин; профессор Невилл Браун из Мэнсфилд-колледжа в Оксфорде; Николас Пирсон из Академии Теменос; профессор Джарита Холбрук из Аризонского университета; д-р Анджела Вос из Кентского университета; Бернадетт Брэди; Жюль Кэшфорд; Ноэль Кобб, бывший редактор Sphinx; Черри Гилкрист; Роберт Хэнд; и профессор Ричард Тарнас из Калифорнийского института интегральных исследований.
Содержание. Лазурное хранилище: Caelum as Experience Джеймс ХиллманЧасть II: Небо и Душа
3. Шартрский собор и роль Солнца в христианской платонистской теологии собора Бернадетт Брейди
4. Life Across the Cosmos Невилл Браун
5. Воображая Вечность: Ткачество «Небесных вышитых тканей» Жюля Кэшфорда
6. Душа неба Ноэля Кобба
7. Русский дух места Черри Гилкрист
8. Пространственная модель отношения сознания и «Космос: математическая абстракция против сознательного опыта», Роберт Хэнд
9. Боги Солнца и божества Луны в Африке, Джарита С. Холбрук,
10. Где небеса встречаются с землей: вдохновение из жизни Карла Юнга, Джалал-у-дина Руми и Махатма Ганди Николаса Пирсона
11. Понимание современного разочарования космоса, Ричард Тарнас
12. Тайная жизнь статуй, Анджела Восс
Об авторе
Софийский центр в Университете Бат-Спа и директор курса магистра культурной астрономии и астрологии. Он также читает лекции по истории астрологии в Кеплер-колледже в Сиэтле. Другие его книги включают «Великий год» и «Во что верят астрологи?».
Доктор Патрик Карри — преподаватель религиоведения в Кентском университете. Его последние книги — «Экологическая этика: введение» и «Защита Средиземья: Толкин, мифы и современность». Он живет в Лондоне.
[PDF] Нейронные ткани разума: системная нейронаука, системная психология и сознание
- Идентификатор корпуса: 35962083
title={Нейронные ткани разума: системная нейронаука, системная психология и сознание}, автор={А. К. Мухопадхьяй}, год = {2015} }
- А. Мухопадхьяй
- Опубликовано в 2015 г.
- Биология
Разум действует на ткани сигнализации систем биологии астроцитарно-нейронной мозаики. Преобразование сигнала в информацию и обработка его с помощью операций разума — это не отдельное дело. Операции ума взаимосвязаны с операциями себя, «жизни» и сознания. Можно ли все это отнести к сфере системной науки? Когда автоматизированная клеточная сигнальная система в системной биологии не может работать на желаемом уровне совершенства, то как для приложения разума требуется «я»…
jscimedcentral. com
Системная психика: ее структура, действие и возможные молекулярные связи
- А. Мухопадхьяй
- 2016
Психология
Психика стоит, соединяет и действует между ними сознание и материя. Традиционно психика считалось, что оно имеет монолитную структуру, состоящую из разума или сознания. Из…
Соединение точек: лестница познания
- А. Мухопадхьяй
- 2017
Психология
Биология коренится в работе сознания. «Жизнь» не может проявляться, и жизненные операции не могут поддерживаться в течение длительного времени без сознания, которое работает как активная участвующая основа с… цель этой статьи состоит в том, чтобы ввести сознание и психологию в сферу системной науки в систематической связи с системной биоинформатикой, а другая цель состоит в том, чтобы построить модель, которая достигла бы обеих заявленных целей.
Системы Психика:
- А. К. Мухопадхьяй
- 2016
Психология, философия
Психика, органический аппарат познания эмоций (чувств) и принятия решений составляет сущность бытия. Сверху вниз соматическая динамика (поведение) в основном определяется психологическими…
Возникающие паттерны сложности: их организация в рамках системных наук
- К. Мукхопадхьяна, руководитель
- 2016
Информатика
Лестница познания: абстрактные операции, молекулярная биология, системная наука
- A. Mukhopadhyay
- 2017
Биология
Глава 17 МУДРОСТЬ И ВОСТОКА И ЗАПАДА ИМЕЕТ ОБЩИЙ ИСТОЧНИК, СОЗНАНИЕ недавний, несколько тысяч лет старое, передовое в эпоху империализма, колониализма с попутным желанием…
Сознание: здесь, там и везде?
- Г. Тонони, К. Кох
- 2015
Психология
Философские труды Королевского общества B: Биологические науки
Наука о сознании добилась больших успехов, сосредоточившись на поведенческих и нейронных коррелятах опыта. Однако, хотя такие корреляты важны для прогресса, они…
КВАНТОВАЯ КОГЕРЕНТНОСТЬ В МИКРОТУБУЛАХ: НЕЙРОННАЯ ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ? 1
- С. Хамерофф
- 1994
Философия
Статья начинается с общего введения в природу человеческого сознания и описывает несколько различных философских подходов. Критика традиционных редукционистских и дуалистических позиций…
Сознание во вселенной: обзор теории «Оркового ИЛИ».
- С. Хамерофф, Р. Пенроуз
- 2014
Биология
Физика жизни обзоры
Шире неба Феноменальный дар сознания
- А. Земан
- 2004
Биология
Астроцентрическая гипотеза: предполагаемая роль астроцитов в формировании сознания и памяти Системный холизм
- А. Мухопадхьяй
- 2015
Информатика