Психика и сознание: Психика и сознание — Психологос

Содержание

ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ | Психологическая энциклопедия 1vc0

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нём, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем, ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы — это не то, что первично осознаётся, а то, посредством чего нечто — предмет — осознаётся.

Сознание первично не смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т. д., а смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания, как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания — это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Сама связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не «чистая», т.

е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т. е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: всё психическое — это лишь феноменальное, лишь явление сознания.
Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты — это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; она
реальный
продукт эволюции; её развитие вносит реальные и всё более существенные изменения в реальное поведение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе её как определяющее её положение раскрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: всё материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта — единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое, как явление сознания, замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется своим отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определённая в собственном своём содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя; тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука.

И тем не менее, эта концепция психического, по существу исключающая возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества — американского и российского — всегда исходили из того его понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.

Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям: А) Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское «cogito ergo sum» («я мыслю, следовательно, я существую») говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познаётся.

Это положение остаётся неизменным для всей традиционной психологии. Психическое для неё прежде всего проявление субъекта. Это первое положение неразрывно связано со вторым. Б) Весь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в явлениях сознания. Но психическое — это непосредственная данность; его бытие исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как для Р. Декарта, так и для Дж. Локка — при всём различии в остальном их философских взглядов, как для В. Вундта, так и для современных гештальт-психологов. В) В результате сознание превращается в более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция. А) Сознание — это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от сознания, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является.

Он предполагает отношение к объекту, который в нём отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание — это единство переживания и знания. Б) Психическое переживание — непосредственная данность, но познаётся и осознаётся оно опосредованно через своё отношение к объекту. Психический факт — единство непосредственного и опосредованного. В) Психическое несводимо к одному лишь «явлению сознания», к его отражению в себе самом. Сознание человека — не замкнутый внутренний мир. В своём собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т. е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание — это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через своё отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом — это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой — по существу своему общественной — деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.

Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение — рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.

Чисто теоретическое сознание — абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности деятельности теоретической впервые выделяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное с специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение — отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счёте охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всём строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание и отвержение, утверждение и отрицание, стремление и отвержение и т. д. Сознание человека — это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни — реальными жизненными отношениями, в которые включён человек, его делами и поступками.

Сознание выражает бытие индивида. Каждый же индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нём. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и каждого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно-значимому, оно включает и общественно-значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно-значимым, не перестаёт от этого оставаться общественно-значимым.

Практическое сознание человека как общественного существа — это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно-значимое, переходя в личностно-значимое для человека, порождает в нём динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.

Мозг, психика, сознание | Философио.Ру

Добро пожаловать! > Философия сознания > Мозг, психика, сознание



Органом, координирующим и регулирующим психическую деятельность человека, является головной мозг. Все движения, чувства, желания и мысли людей связаны с работой мозга и если его функционирование нарушается, это сказывается на состоянии человека: утрачивается его способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.
Головной мозг представляет собой симметричную структуру, состоящую из двух полушарий, поверхность которых покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими поверхность коры — наружного слоя мозга. Сзади расположен мозжечок, а ниже больших полушарий находится ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Головной мозг новорожденного человека весит в среднем 0,3 кг, а взрослого — 1.5 кг. Хотя это и составляет примерно 2,5% вес тела, к мозгу постоянно поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно — кислорода. Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты — синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших мыслей, чувств, эмоций и памяти.
Важная роль головного мозга в функционировании психики, дает повод к появлению учений, полагающих, что мозг продуцирует, вырабатывает сознание и что именно в строении и особенностях головного мозга кроется загадка сознания. В XIX веке немецкий ученый Вагнер попытался доказать зависимость между гениальностью некоторых людей и особенностями их головного мозга. Его ждало разочарование: по внешним признакам строения головного мозга невозможно что-либо сказать определенное о личности. У И.С.Тургенева мозг весил 2000 грамм, а у Анатоля Франса — 1000 грамм. Луи Пастер в возрасте 46 лет перенес кровоизлияние в мозг, значительно разрушившее правое полушарие. И все же он активно жил и работал еще 27 лет.
Механизм работы мозга давно выявлен и может быть пояснен с помощью простого примера. Когда мы берем пальцами ручку, лежащую на столе, свет, отраженный от ручки, фокусируется в хрусталике глаза и передается на сетчатку, где возникает изображение ручки. Затем оно воспринимается соответствующими нервными клетками, передающими сигнал в чувствительные ядра головного мозга, расположенные в зрительном бугре (таламусе). Там, в свою очередь, активизируются многочисленные нейроны, реагирующие на распределение света и темноты. В затылочной доле полушарий головного мозга расположена первичная зрительная кора. Импульсы, пришедшие в неё из таламуса, в сложную последовательность разрядов корковых нейронов, одни из которых реагируют на границу между ручкой и столом, другие — на углы в изображении ручки и т.д. Из первичной зрительной коры информация поступает в ассоциативную зрительную кору, где происходит распознавание образа ручки. Это распознавание основывается на предварительно накопленных знаниях о внешних очертаниях предметов. На стадии планирования движения, в данном случае взятия ручки, двигательные нейроны, расположенные в лобной части головного мозга, отдают команду мышцам руки и пальцев. Приближение руки к ручке контролируется зрительной системой. Когда мы берем ручку в руку, рецепторы в кончиках пальцев, воспринимающие давление, сообщают, хорошо ли пальцы обхватили ручку и каким должно быть усилие, чтобы её удержать. Если мы захотим написать ручкой свое имя, потребуется активация другой хранящейся в мозге информации, обеспечивающей это более сложное движение, а зрительный контроль будет способствовать повышению его точности.
Таким образом, выполнение простейшего действия связано с довольно сложной работой мозга. При более сложных формах поведения, связанных с речью или мышлением, активируются другие нейронные цепи, охватывающие еще более обширные области мозга.
В XIX веке были популярны материалистические концепции, пытающиеся свести сознание к мозговой активности человека. Немецкий врач и естествоиспытатель Людвиг Бюхнер настаивал на том, что сознание тождественно физико-химическому движению вещества мозга. Его соотечественник Якоб Молешотт сравнивал мысль с движением света и утверждал, что сознание имеет физиологическую природу. Карл Фохт в «Физиологических письмах» писал о том, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени». В соответствие с этими взглядами, получившими название «вульгарного материализма», сознание есть ничто иное, как подкласс физических процессов, протекающих в мозгу.
В ХХ столетии, на волне достижений в таких отраслях науки, как физиология, психология, математическая логика, нейробиология и кибернетика, в западной философии появилось течение, названное «научным материализмом». Основная его проблема — соотношение материи и сознания, которая решается в традициях материализма XIX века. То есть, все психические явления сводятся в «научном материализме» к физиологическим процессам. Однако степень жесткости такого сведения, различается в зависимости от научной специализации представителей «научного материализма». В этой связи выделяют следующие его разновидности:
«Редуктивный» материализм (от лат. reductio: возвращение, отодвигание назад) сводит психические явления, состоянии и процессы к подклассу физических явлений, состояний и процессов.
«Элиминативный» материализм (лат. eliminare — выносить за порог, выгонять) считает, что сознание есть ничто иное, как мозг, который выступает в качестве посредника внешних или внутренних для организма стимулов и моторных, эмоциональных и идеальных реакций человека. Психические процессы (и сознание в том числе) — это то, что возникает в человеке в результате воздействия определенных стимулов. Один из представителей «элиминативного» материализма австралийский философ Дэвид Армстронг предложил теорию, в которой психические явления трактуются как формы языкового описания нейрофизиологических процессов.
«Кибернетический» материализм предлагает рассматривать психические явления как абстрактные функциональные свойства и состояния живой системы по аналогии с функционированием ЭВМ.
«Эмерджентный» материализм (от англ. Emergence — возникновение, появление нового) допускает самостоятельность психики и сознания в качестве атрибутов материальной субстанции. Так, аргентинский философ и физик Марио Бунге считает, что психика является системным свойством нейронных структур мозга, а американец Джозеф Марголис полагает, что сознание является неотъемлемым свойством материи, которое в процессе эволюции приобретает культурные свойства.
Успехи современной науки в объяснении механизмов функционирования головного мозга человека, нашли воплощение в стремительном развитии кибернетики. Современное производство и повседневная жизнь людей немыслимы без «умных» машин и устройств, облегчающих труд человека или заменяющих его. Это дало повод для утверждений, что в перспективе возможно создание «искусственного сознания», ничем не отличающегося от человеческого сознания. С философской точки зрения, почвой для этих утверждений является неверная трактовка связи между сознанием и мозгом.
Философия считает, что высокоразвитый мозг человека является одной из предпосылок формирования и функционирования сознания. К другим предпосылкам, не менее важным, чем развитый мозг, относятся социальное окружение, язык и труд.

Связь между космосом и сознанием

Небо и психика: связь между космосом и сознанием

Связь между человеческой душой и звездами занимает центральное место в духовных и эзотерических традициях западной мысли и многих других культур, на тысячи лет. Средневековые христиане думали, что небо находится над землей, за звездами. Однако наше современное общество в значительной степени разорвало отношения между человеческим духом и небом.

Эта книга исследует идеи, верования и практики, которые встречаются на границе психологии и космологии, Вселенной и человеческого воображения. Эта книга рассматривает эти особые отношения с помощью различных сложных и вдохновляющих подходов.

Среди авторов Джеймс Хиллман, основатель архетипической психологии и юнгианский аналитик; астролог Лиз Грин; профессор Невилл Браун из Мэнсфилд-колледжа в Оксфорде; Николас Пирсон из Академии Теменос; профессор Джарита Холбрук из Аризонского университета; д-р Анджела Вос из Кентского университета; Бернадетт Брэди; Жюль Кэшфорд; Ноэль Кобб, бывший редактор Sphinx; Черри Гилкрист; Роберт Хэнд; и профессор Ричард Тарнас из Калифорнийского института интегральных исследований.

Содержание. Лазурное хранилище: Caelum as Experience Джеймс Хиллман

Часть II: Небо и Душа

3. Шартрский собор и роль Солнца в христианской платонистской теологии собора Бернадетт Брейди
4. Life Across the Cosmos Невилл Браун
5. Воображая Вечность: Ткачество «Небесных вышитых тканей» Жюля Кэшфорда
6. Душа неба Ноэля Кобба
7. Русский дух места Черри Гилкрист
8. Пространственная модель отношения сознания и «Космос: математическая абстракция против сознательного опыта», Роберт Хэнд
9. Боги Солнца и божества Луны в Африке, Джарита С. Холбрук,
10. Где небеса встречаются с землей: вдохновение из жизни Карла Юнга, Джалал-у-дина Руми и Махатма Ганди Николаса Пирсона
11. Понимание современного разочарования космоса, Ричард Тарнас
12. Тайная жизнь статуй, Анджела Восс

Об авторе

Софийский центр в Университете Бат-Спа и директор курса магистра культурной астрономии и астрологии. Он также читает лекции по истории астрологии в Кеплер-колледже в Сиэтле. Другие его книги включают «Великий год» и «Во что верят астрологи?».

Доктор Патрик Карри — преподаватель религиоведения в Кентском университете. Его последние книги — «Экологическая этика: введение» и «Защита Средиземья: Толкин, мифы и современность». Он живет в Лондоне.

[PDF] Нейронные ткани разума: системная нейронаука, системная психология и сознание

  • Идентификатор корпуса: 35962083
  title={Нейронные ткани разума: системная нейронаука, системная психология и сознание},
  автор={А. К. Мухопадхьяй},
  год = {2015}
} 
  • А. Мухопадхьяй
  • Опубликовано в 2015 г.
  • Биология

Разум действует на ткани сигнализации систем биологии астроцитарно-нейронной мозаики. Преобразование сигнала в информацию и обработка его с помощью операций разума — это не отдельное дело. Операции ума взаимосвязаны с операциями себя, «жизни» и сознания. Можно ли все это отнести к сфере системной науки? Когда автоматизированная клеточная сигнальная система в системной биологии не может работать на желаемом уровне совершенства, то как для приложения разума требуется «я»… 

jscimedcentral. com

Системная психика: ее структура, действие и возможные молекулярные связи

    А. Мухопадхьяй

    Психология

  • 2016

Психика стоит, соединяет и действует между ними сознание и материя. Традиционно психика считалось, что оно имеет монолитную структуру, состоящую из разума или сознания. Из…

Соединение точек: лестница познания

    А. Мухопадхьяй

    Психология

  • 2017

Биология коренится в работе сознания. «Жизнь» не может проявляться, и жизненные операции не могут поддерживаться в течение длительного времени без сознания, которое работает как активная участвующая основа с… цель этой статьи состоит в том, чтобы ввести сознание и психологию в сферу системной науки в систематической связи с системной биоинформатикой, а другая цель состоит в том, чтобы построить модель, которая достигла бы обеих заявленных целей.

Системы Психика:

    А. К. Мухопадхьяй

    Психология, философия

  • 2016

Психика, органический аппарат познания эмоций (чувств) и принятия решений составляет сущность бытия. Сверху вниз соматическая динамика (поведение) в основном определяется психологическими…

Возникающие паттерны сложности: их организация в рамках системных наук

    К. Мукхопадхьяна, руководитель

    Информатика

  • 2016
Это новаторское эссе, охватывающее передовые области науки, кристаллизует исследовательские идеи с трансляционным потенциалом и раскрывает то, каким может быть будущее науки об информации, ведущей от сигнала к информации, к знанию и мудрости и наоборот.

Лестница познания: абстрактные операции, молекулярная биология, системная наука

    A. Mukhopadhyay

    Биология

  • 2017
Специфические белки-субстраты, необходимые для желаемого уровня клеточного познания, показывают поразительно сходную картину в динамическом иерархическая структура в совпадение с онтологическими лестницами в информатике, математике, логике и языке.

Глава 17 МУДРОСТЬ И ВОСТОКА И ЗАПАДА ИМЕЕТ ОБЩИЙ ИСТОЧНИК, СОЗНАНИЕ недавний, несколько тысяч лет старое, передовое в эпоху империализма, колониализма с попутным желанием…

Сознание: здесь, там и везде?

    Г. Тонони, К. Кох

    Психология

    Философские труды Королевского общества B: Биологические науки

  • 2015

Наука о сознании добилась больших успехов, сосредоточившись на поведенческих и нейронных коррелятах опыта. Однако, хотя такие корреляты важны для прогресса, они…

КВАНТОВАЯ КОГЕРЕНТНОСТЬ В МИКРОТУБУЛАХ: НЕЙРОННАЯ ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ? 1

    С. Хамерофф

    Философия

  • 1994

Статья начинается с общего введения в природу человеческого сознания и описывает несколько различных философских подходов. Критика традиционных редукционистских и дуалистических позиций…

Сознание во вселенной: обзор теории «Оркового ИЛИ».

    С. Хамерофф, Р. Пенроуз

    Биология

    Физика жизни обзоры

  • 2014

Шире неба Феноменальный дар сознания

    А. Земан

    Биология

  • 2004
Шире неба: Феноменальный дар сознания представляет собой краткий обзор предложений Эдельмана о сознании и является хорошей отправной точкой для читателя, ищущего введение в один из самых мощных современных подходов к науке о сознании.

Астроцентрическая гипотеза: предполагаемая роль астроцитов в формировании сознания и памяти Системный холизм

    А. Мухопадхьяй

    Информатика

  • 2015
В этой статье рассматривается, как каузальные операции информации, разума, личности, жизни и сознания связывают сигнатурные информационные молекулы с мудростью клеточного сознания и могут быть использованы в качестве модели системной целостности и проверены с помощью надежные данные молекулярного картирования и многомерного анализа изображений живых клеток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *