Психика и сознание в психологии кратко: Психика и сознание — Психологос

Содержание

3. Понятие о психике и сознании.

Психика – это св-во высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Среди многообразных проявлений психики выделяют:

— психические процессы(познавательные, волевые, эмоциональные)

-психические состояния(творч. подъём, усталость)

-психические свойства личности(темперамент, характер)

Главное отличие психики чел. от психики животных- это наличие сознания и самосознания.

По Фрейду психика имеет 3 уровня: ОНО- подсознание,Я- сознание, СВЕРХ-Я- сверхсознание

Сознание – это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных. Этими особенностями являются:

– наличие речи,

– умение логически мыслить (находить причинно-следственные связи),

– умение планировать свою деятельность,

– наличие мира внутренних переживаний,

– наличие отношения к миру,

– человек не просто отражает окружающий мир, он может его моделировать в сознании по своему усмотрению,

– появление мышления как самостоятельной внутренней деятельности.

Самосознание— оценка человеком самого себя как личности.

Формы сознания: индивидуальное, групповое, общественное

4. Ощущения, их виды, свойства и закономерности.

Ощущениеотражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.

Виды ощущений:

1)зрительные (внешние)

2)двигательные

3)осязательные ощущения

Хеморецепторы-отвечают за обоняние и вкус

Закономерности ощущения:

Закон сенсибилизации — состоит в повыш. чувст­вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. В результате сис­тематических упражнений человек может повысить свою чувствительность.

  • Закон адаптации (приспособления) — сост. в из­менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Острое ощущ. запаха в первые неск. мин., затем притупляется.

  • Закон контрастности — состоит в изменении чувст­вительности под влиянием предшествующего раздражи­теля.

5. Восприятие, его виды и свойства.

Восприятие – сенсорный процесс, заключающийся в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающем при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Виды восприятия: восприятие пространства, времени и движения, восприятие формы и величины предметов, восприятие глубины, восприятие человеком времени, восприятие температурного изменения, нарастания звука и т.д.

Свойства восприятия

.

-Активность. Восприятие всегда в действии, его работу нельзя остановить по собственному желанию.

-Предметность. Восприятие всегда связано с каким-то предметом или явлением, вызвано ими.

-Целостность.В любой совокупности признаков наше восприятие отражает отношения между ними, стремится объединить в какое-то целое, чтобы определить, что это.

-Константность (постоянство). Условия, в которых происходит восприятие, чрезвычайно многообразны и изменчивы. Но объект воспринимается нами достаточно постоянным, независимо от условий его восприятия.

-Осмысленность. Человек может из воспринимаемых им вещей и событий делать совершенно «непрямые» выводы.

-Порог восприятия. Существует физиологический порог восприятия — уровень чувствительности рецептора, при котором он регистрирует наличие стимула.

Структура сознания и психики человека

Ряд субъективных явлений, таких как, психические процессы, свойства и состояния, составляют структуру психики человека.

Рассмотрим каждое явление структуры психики более подробно.

Психические процессы

Определение 1

Психические процессы выражаются в динамическом отражении действительности в разных формах психических явлений.

Вызвать психический процесс можно как внешним воздействием, так и раздражителями нервной системы, которые идут из внутренней среды организма.

Психические процессы бывают трех видов:

  • познавательные, которые включают в себя ощущения и восприятия, память и представления, воображение и мышление;
  • эмоциональные, к ним относят ряд активных и пассивных переживаний;
  • волевые, которые включают в себя решения, исполнения, волевые усиления и др.

Любой психический процесс отвечает за формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психические состояния и свойства

Определение 2

Под психическим состоянием

понимается определившийся в конкретное время относительно стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной или повышенной активности человека.

Определение 3

Психическими свойствами принято считать ряд устойчивых образований, которые обеспечивают определенный количественно-качественный уровень поведения и деятельности, свойственный для конкретного человека.

Психическими свойствами являются темперамент, характер, различные способности, направленность. Психические свойства важны для формирования сложных структурных образований личности. К ним можно отнести:

  • жизненную позицию человека, под которой понимается система потребностей, убеждений, идеалов, которая определяет направление и уровень активности личности;
  • темперамент, который является системой природных качеств личности, таких как подвижность, уровень уравновешенности поведения и тонус активности, которая характеризует динамический аспект поведения;
  • различные способности, которые являются системой интеллектуально-волевых и эмоциональных качеств, которые определяют творческий потенциал человека;
  • характер, который воспринимается как система способов поведения и отношений.

Сознание человека

Сознание человека образуется из единства высших психических функций.

Определение 4

Сознанием принято считать высшую, свойственную человеку форму общественного отражения объективных устойчивых качеств и закономерностей окружающего мира, а формирование у личности внутренней модели внешнего мира, что, в свою очередь, приводит к познанию и преобразованию окружающей действительности.

Существует несколько функций сознания:

  • формирование целей деятельности;
  • предварительное мысленное построение действий;
  • прогнозирование результатов действий.

Эти функции обеспечивают разумное регулирование поведения и деятельности личности.

Также выделяются свойства сознания. Это переживание и познание, эмоции и мышление.

К основной функции мышления относится выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. В формировании субъективного отношения личности к людям, предметам и явлениям заключается главная функция эмоций. Образы и мысли, которые существуют в едином потоке сознания, могут стать переживаниями, за счет окрашивания эмоциями.

Замечание 1

«Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Сознание человека обладает определенным отношением к явлениям окружающей среды, а также к обществу.

К. Маркс говорил, что отношение человека к его среде является его сознанием.

Одной из главных характеристик сознания является обеспечение целеполагающей деятельности личности. Когда человек приступает к определенного рода деятельности, он должен поставить перед собой ряд целей, принять волевые решения, координировать и корректировать свои действия. Все это означает поступать сознательно.

Сознание личности неразрывно связано с бытием. Оно формируется в бытии, отражает его и творит бытие. К основным функциям сознания относятся:

  • отражательная функция;
  • творчески-креативная или как ее еще называют порождающая функция;
  • регулятивно-оценочная функция;
  • рефлексивная функция.

Под рефлексией принято понимать основную функцию, характеризующую сущность сознания. Объектом рефлексии может быть и отражение мира, и мысли о нем, и методы регуляции личности собственного поведения, и сами процессы рефлексии, и личное сознание индивидуума. Рефлексия позволяет человеку смотреть на себя с точки зрения другой личности.

 

Э. В. Ильенков считал, что сознание может появиться только там, где личность вынуждена смотреть на себя со стороны, как будто глазами другого человека, в ситуациях, когда человек должен соизмерить свои личные действия с действиями другой личности.

Связь индивидуального сознания с обществом является одной из основных характеристик сознания. Развитие сознания возможно только при наличии социальных контактов. Любая личность во время индивидуального роста приобщается к сознанию посредством овладения языком.

По теории В. П. Зинченко существует всего два слоя сознания:

  • бытийное сознание, которое включает в себя ряд образов: биодинамических качеств движений и опыта действия и чувственных качеств;
  • рефлексивное сознание, которое служит сознанием для сознания. В него входят смысл и значение.
Определение 5

Под значением принято понимать содержание общественного сознания, которое усваивается личностью.

Значения бывают операционные, предметные, житейские, вербальные или научные.

Определение 6

Смыслом является субъективное понимание и отношение к определенным ситуациям и данным.

Суть личностного смысла как важного аспекта сознания в фиксации уровня значительности различных событий человека. Также личностный смысл служит отражением опыта человека и значимости его индивидуальной деятельности.

Апогей развития сознания – формирование самосознания, позволяющего личности не только отражать внешний мир, но и изучать свой собственный внутренний мир, испытывать переживания относительно мира и формировать отношение к себе.

Главной функцией самосознания является факт осуществления доступности для личности мотивов и результатов его действий, возможность понять то, каким он является на самом деле, произвести оценку себя. В случае если человек приходит к выводу, что оценка себя его не удовлетворяет, то это может привести к нескольким вариантам развития. Личность может начать самосовершенствоваться и саморазвиваться, либо включить защитные механизмы и удалить неприятную информацию о себе, при избежание травмирующего влияния внутреннего конфликта.

К отличительным признакам сознания относят:

  • обусловленность социальными факторами;
  • креативное преобразование жизни;
  • умение прогнозировать деятельность;
  • умение отражать мир в его существенных связях и отношениях;
  • факт наличия самосознания.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Психология в реальной жизни: сознание и слеповидение

Цели обучения

  • Объяснить слеповидение и то, что оно говорит о сознании

Если вы уже изучали мозг (в модуле «Биопсихология»), то изображение четырех основных долей коры головного мозга ниже должно показаться вам знакомым. Нажмите на ту часть мозга, которая больше всего отвечает за зрение.

Слепое зрение

Как вы думаете, что произойдет, если ваши затылочные доли будут повреждены? Еще в 19В 70-е годы большинство ученых и врачей сказали бы: «Вы ослепнете». Оказывается, ответ сложнее.

Восьмилетний Грэм Янг из Оксфорда, Англия, попал в велосипедную аварию. После этого он сообщил, что часть его зрения исчезла. Он сказал своим врачам, что больше не может видеть что-либо справа от центра своего зрения ни левым, ни правым глазом. Левая сторона его зрительного мира в обоих глазах была нормальной. Хотя он говорит, что иногда натыкался на предметы справа от себя, потому что не мог их видеть, при проверке пятнадцать лет спустя окулист обнаружил, что мистер Янг, похоже, реагирует на визуальные движения в своей «слепой» области.

Рисунок 1 . На иллюстрации показан вид сверху вниз на нервный путь от глаз (показан вверху) до затылочных долей (показан внизу). Синие и красные линии показывают основные пути передачи информации от глаз через таламус к затылочным долям. Из-за повреждения левой зрительной коры у Грэма Янга он не может видеть в правом поле зрения, что влияет на оба глаза.

Грэм Янг связался с психологами Ларри Вайскранцем и Элизабет Уоррингтон, которые ранее работали с человеком (известным как Д. Б.), у которого, похоже, была такая же способность видеть, несмотря на слепоту. ДБ мог сообщать о формах, цветах, движении и ориентации объектов, несмотря на то, что утверждал, что ничего не видел. Он сказал, что угадывает, но обычно оказывается прав насчет цвета, формы и других характеристик предметов.

Прежде чем мы продолжим, пожалуйста, уделите немного времени теоретизированию о том, что может происходить с Грэмом Янгом и Д.Б.

Попробуйте

Люди со слепым зрением были протестированы на способность обнаруживать различия в цвете, изменения яркости, способность различать различные формы, а также отслеживать движение. Критически важно, что люди со слепым зрением сознательно переживают слепоту, часто чувствуя, что они угадывают, несмотря на их высокий уровень точности.

Слепое зрение в действии

Вот короткое видео о человеке, который полностью ослеп из-за повреждения зрительной коры обоих полушарий. Исследователи (включая доктора Вайскранца, упомянутого выше) создали полосу препятствий для человека (чье лицо размыто, чтобы защитить его частную жизнь). Следите за тем, как хорошо он перемещается по объектам без посторонней помощи. Человек позади него просто там в качестве меры предосторожности.

Вы можете получить доступ к текстовой альтернативе «TN Blindsight» здесь (откроется в новом окне).

Как может случиться слепое зрение?

Ваше сознательное восприятие мира вокруг вас, выбор и решения, которые вы принимаете, а также эмоции и отношения, которые мотивируют вас, не являются совокупностью вашей умственной деятельности или обработки информации вашим мозгом. Многие, а возможно, и большинство психологов считают, что сознание — это лишь малая часть вашей общей когнитивной деятельности. [1]

Человек считается слепым, если он не имеет сознательного опыта визуального мира. Этот сознательный опыт основан на потоке информации от глаз через таламус в середине мозга к первичной зрительной коре в затылочной доле в задней части мозга. Если первичная зрительная кора повреждена или не может получать входные данные из-за нарушения зрительного пути, то человек не будет «видеть» объекты и события, которые мы обычно связываем со зрением.

Рисунок 2 . Зеленые и фиолетовые линии представляют собой основной зрительный путь, который производит наше сознательное зрительное восприятие. Красные линии примерно представляют вторичные пути, которые производят визуальную информацию с уменьшенным сознательным опытом или вообще без него. (Эти вторичные пути точно не показаны).

Слеповидение возникает из-за того, что зрительная система имеет первичный путь (от сетчатки к таламусу и первичной зрительной коре), но также имеет и вторичные пути (от сетчатки к таламусу и другим областям мозга). Эти «другие области мозга» включают части лобной доли, которые управляют движениями глаз, части среднего мозга, которые помогают направлять зрительное внимание, и части затылочной доли, которые обрабатывают особенности зрительного восприятия, включая форму, движение и цвет. [2]

Существование областей зрительной обработки отдельных особенностей зрения и тот факт, что эти области получают некоторую непосредственную зрительную информацию (т. человек может точно отвечать на вопросы о цвете, движении или форме, не «видя» сознательно объекты, которые имеют цвет, форму или движутся.

Попробуй

Изучение слепого зрения

Вы можете увидеть Грэма Янга во время его тестирования в лаборатории в этом видео, которое показывает его вместе с психологом Ларри Вейцкранцем. Видеоклип (посмотрите только первые 3 минуты) из программы, которую ведет невролог В. С. Рамачандран, продолжает объяснять теорию о том, почему возникает слепота.

Вы можете просмотреть расшифровку «Часть 3 — Фантомы в мозгу (Эпизод 1)» здесь (откроется в новом окне).

Важно помнить, что у ВАС есть такие же «бессознательные» пути в вашей зрительной системе. Это означает, что ваше сознательное восприятие визуального мира может не включать всю визуальную информацию, которую вы обрабатываете. Другими словами, вы можете «знать» больше, чем «видеть».

Слеповидение — не единственное состояние, при котором происходит бессознательная или низкосознательная обработка. Другие неврологические синдромы с бессознательным элементом включают амнезию, игнорирование полупространства, дислексию, афазию и различные агнозии. [3]

Создание слепого зрения в лаборатории

Было бы здорово, если бы мы могли создать слепое зрение в лаборатории, чтобы лучше понять визуальную обработку и сознательный опыт? Может быть, со студентами-добровольцами в качестве наших испытуемых? Сумасшедшая идея?

Рисунок 3 . Возможно, ничего не подозревающий студент вызвался на транскраниальную магнитную стимуляцию.

Оказывается, исследователи это уже сделали. Используя точно направленные магнитные импульсы, исследователи могут временно нарушить определенные области первичной зрительной коры — области, ответственной за сознательное зрение — без травм. Эта «слепота» длится всего доли секунды, после чего зрение возвращается к норме. Хотели бы вы стать участником?

Давайте посмотрим, как это работает.

ТМС: транскраниальная магнитная стимуляция

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — это процедура, используемая для стимуляции нейронов в головном мозге. Устройство, называемое «волшебной палочкой», содержит электрическую катушку, которая генерирует магнитное поле, которое, в свою очередь, создает небольшой электрический ток в мозгу. [4] Электрический ток побуждает нейроны (клетки головного мозга) производить нервные сигналы, называемые потенциалами действия. Когда потенциалы действия производятся в нормальных мозговых процессах, они позволяют нейронам общаться друг с другом. Однако когда потенциалы действия индуцируются внешней силой — в данном случае палочкой ТМС — они бессмысленны и временно мешают коммуникации между нейронами. Если производится только один импульс электромагнитной энергии, то разрушение нейронов в целевой области длится всего доли секунды. Множественные импульсы, называемые повторяющимися ТМС (рТМС), могут производить более длительные эффекты. Фактически, сейчас терапевты используют рТМС для лечения депрессии и невропатической боли.

Импульс ТМС можно очень точно направить на небольшую область мозга. Когда целью является первичная зрительная кора в затылочной доле, импульс ТМС может быть сфокусирован, чтобы помешать нейронной связи в крошечной области поля зрения — настолько маленьком и происходящем в течение такого короткого времени, что вы даже не заметите. . Какой бы короткой ни была продолжительность или крошечная пораженная область, человек, получающий импульс ТМС, временно ослеп в небольшой части поля зрения.

Лабораторные исследования бессознательной визуальной обработки

Доктор Тони Ро — профессор психологии Городского университета Нью-Йорка. Он начал изучать связь между сознанием и работой мозга более 20 лет назад и был одним из первых исследователей, применивших технологию ТМС для изучения зрительного восприятия.

В одном исследовании доктор Ро и аспиранты Дженнифер Бойер и Стефани Харрисон использовали технологию ТМС, чтобы выяснить, могут ли нормальные люди обрабатывать особенности визуальных стимулов, не осознавая эти стимулы. Другими словами, они хотели знать, могут ли они создать временное слепое зрение у нормальных субъектов в лаборатории.

Помните, что слепое зрение предполагает бессознательное осознание «особенностей» объектов и событий, таких как форма объекта или направление его движения. Это исследование было сосредоточено на двух визуальных характеристиках: ориентации и цвете. Мы с вами видим ориентацию (горизонтальную или вертикальную) или цвет (красный или зеленый) как часть восприятия какого-либо объекта. Линия горизонтальна. Коробка красная. Для человека со слепым зрением «горизонтальное» воспринимается без какой-либо связанной с ним формы. «Красное» переживается без осознания того, что является красным. Это состояние слепого зрения, которое доктор Ро и его коллеги хотели воспроизвести в лаборатории с помощью добровольцев.

Давайте пройдемся по эксперименту, чтобы понять, как он был задуман и проведен.

Эксперимент 1: Бессознательное обнаружение ориентации

НАСТРОЙКА : Палочка ТМС была точно отрегулирована таким образом, чтобы импульс ТМС был направлен на заднюю часть мозга (первичная зрительная кора в затылочных долях), воздействуя на очень небольшую область зрительного поле. Например, представьте серое поле внизу как экран компьютера. Плюсик посередине — это точка фиксации. Вы (участник исследования) фиксируете взгляд на этом плюсе и удерживаете его на нем во время каждой попытки. Импульс ТМС настраивается на ваш индивидуальный мозг, так что область, показанная синим кругом (используется здесь только для пояснения), на мгновение «слепнет», когда импульс активен. Это кропотливый процесс, который включает в себя точную калибровку зонда на основе отзывов участников о том, что они могут видеть, когда на экране отображаются разные цели.

Рисунок 4 . Исследователи настраивали палочку ТМС до тех пор, пока круг временно не исчезал из поля зрения человека.

ТЕСТИРОВАНИЕ : В одном из экспериментов доктора Ро участники должны были угадать ориентацию линии, иногда когда они были временно ослеплены (в крошечной области зрительной коры) импульсом ТМС. Исследование состояло из серии испытаний. В каждом испытании на экране компьютера перед участником на долю секунды вспыхивала горизонтальная или вертикальная линия. В некоторых из этих испытаний импульс ТМС разрушал нейроны в зрительной коре. В других испытаниях пульс ТМС отсутствовал. Пробы без пульса служили своего рода контрольным состоянием.

Нажмите на слайд-шоу ниже, чтобы увидеть шаги в состоянии вертикальной линии. Вы можете использовать стрелки внизу для навигации по слайдам.

Попробуйте

РЕЗУЛЬТАТЫ : Случайно, если вам придется выбирать между двумя равновероятными вариантами (горизонтальный или вертикальный), вы будете правы примерно в 50% случаев. В испытаниях, когда испытуемые сообщали, что они вообще ничего не «видят», они правильно угадывали ориентацию линии в 75% случаев, что значительно лучше случайного. Также была сильная положительная корреляция (r = +0,93) между точностью и уверенностью: чем больше испытуемый был уверен в своей догадке, тем больше вероятность того, что догадка была верной. Имейте в виду, что во всех этих случаях испытуемые начинали с того, что ничего не видели. Это было около 60% испытаний. В остальных 40% испытаний испытуемые сообщали, что видели что-то, даже если это было небольшое размытие, и эти испытания не учитывались. Неудивительно, что точность была почти идеальной, когда испытуемые осознавали, что видят полосу и ее ориентацию.

Вариации эксперимента

В той же статье сообщалось о втором исследовании с использованием цвета круга, а не ориентации полосы. В остальном процедуры были такими же, как и в первом эксперименте, а результаты соответствовали результатам эксперимента по ориентации стержня.

Тестирование слепого зрения с помощью ТМС

Вот видео об аналогичном эксперименте, проведенном доктором Ро и его коллегами. Эксперимент в видео включает в себя обнаружение еще одной особенности объектов: их формы. Основные процедуры и результаты аналогичны тем, которые вы только что прочитали.

Вы можете просмотреть расшифровку «Видение за пределами зрительной коры — научная нация» здесь (откроется в новом окне).

Выводы из исследования

Экспериментаторам удалось получить опыт слепоты с помощью аппарата ТМС, а также получить доказательства бессознательной обработки особенностей зрительного опыта у нормальных (студентов колледжа) добровольцев. Эти результаты, объединенные с опытом людей с неврологическими нарушениями, подтверждают теорию о том, что часть нашего визуального восприятия мира происходит вне нашего сознания. Студенты колледжа показали, что эта бессознательная обработка не является результатом повреждения мозга, а скорее является частью нашего нормального восприятия мира.

Несколько заключительных слов

Этот модуль посвящен сознанию. Принято считать, что все, что мы знаем об окружающем нас мире, о наших собственных мыслях и внутренних переживаниях, должно пройти через дверной проем нашего сознательного разума. Свидетельства слепого зрения — лишь одно из нескольких направлений исследований, показывающих, что мы обрабатываем больше информации, чем осознаем. Изучение того, насколько эта бессознательная информация может влиять на наши мысли и действия, наши предпочтения и убеждения, является важной задачей для подрастающего поколения ученых.

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Источник: http://marketingland.com/wp-content/ml-loads/2014/09/iceberg-ss-1920. jpg ↵
  2. существование путей к коре головного мозга: Раббо, Ф.А., Кох, Г., Лефевр, К., и Сейзер, Р. (2015). Прямые геникуло-экстрастриарные пути: обзор литературы. Хирургическая и рентгенологическая анатомия, 37(8), 891-899. ↵
  3. См. Потерянное и найденное сознание: нейропсихологическое исследование Ларри Вайскранца (1997, Oxford University Press). Доктор Вайскранц — один из ученых, впервые описавших слепое зрение и изучивших людей с этим заболеванием. ↵
  4. Физика электромагнетизма увлекательна, но мы избавим вас от подробностей здесь. Возможно, вы изучали его в каком-то другом классе, и есть много читаемых онлайн-источников (например, Википедия). ТМС — отличный пример слияния технологий и психологии, лежащих в основе современной нейронауки. ↵

Введение в сознание | безграничная психология |

Описание сознания

Сознание — это состояние осознания человеком своего окружения, мыслей, чувств или ощущений; чтобы испытать сознание, нужно быть и бодрствующим, и осознанным.

Цели обучения

Проследите историю изучения сознания

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Философы со времен Декарта и Локка пытались понять природу сознания и выявить его основные свойства.
  • Изучение сознания помогает ученым пролить свет на внутреннюю работу психологии и неврологии. Ученые, изучающие сознание, исследуют взаимосвязь между заявленным восприятием и нейронной активностью.
  • Большинство экспериментальных исследований оценивают сознание, запрашивая у испытуемых словесный отчет об их переживаниях, а затем сравнивая их ответы с соответствующей нейронной активностью.
  • Хотя первичные сенсорные области мозга часто участвуют в восприятии, именно высшие области мозга, такие как первичная кора, необходимы для возникновения сознания.
  • Вопросы, представляющие интерес для исследования сознания, включают такие явления, как восприятие, подсознательное восприятие, слепое зрение, анозогнозия, мозговые волны во время сна и измененные состояния сознания, вызванные психоактивными препаратами или духовными или медитативными техниками.
Ключевые термины
  • анозогнозия : Неспособность человека распознать свою болезнь или недостаток.
  • подсознательное восприятие : Восприятие ниже порога сознания.
  • слепое зрение : Реакция некоторых слепых или частично слепых людей на визуальные стимулы, которые они не осознают.

Сознание — это качество или состояние осознания внешнего объекта или чего-то внутри себя, например мыслей, чувств, воспоминаний или ощущений. Его также определяют следующими способами: чувствительность, осознание, субъективность, способность испытывать или чувствовать, бодрствование, чувство самости и исполнительно-контролирующая система ума. Когда-то многие ученые относились к сознанию скептически, но в последние годы оно стало значимой темой исследований в психологии и неврологии.

Философия сознания

Несмотря на трудности с определением, многие философы считают, что в основе лежит широко разделяемая интуиция о том, что такое сознание. Философы со времен Декарта и Локка пытались понять природу сознания и определить его основные свойства. Вопросы, вызывающие озабоченность в философии сознания, включают следующее: можно ли когда-либо объяснить сознание механистически; существует ли нечеловеческое сознание, и если да, то как его можно распознать; как сознание относится к языку; можно ли понять сознание таким образом, чтобы не требовалось дуалистического различия между ментальными и физическими состояниями или свойствами; и возможно ли когда-нибудь, чтобы компьютеры или роботы обладали сознанием.

Проблема разума и тела

Проблема разума и тела по существу является проблемой сознания; грубо говоря, это вопрос о том, как ментальные переживания возникают из физической сущности. Как наши психические состояния, убеждения, действия и мышление связаны с нашими физическими состояниями, телесными функциями и внешними событиями, учитывая, что тело является физическим, а разум нефизическим?

Первым и наиболее важным философом, решившим эту загадку, был Рене Декарт в 1799 году. 0039-й -й век, и его ответ был назван картезианским дуализмом. Объяснение картезианского дуализма состоит в том, что сознание находится в нематериальной области, которую он назвал res cogitans (сфера мысли), в отличие от области материальных вещей, которую он назвал res extensa (сфера расширения). Он предположил, что взаимодействие между этими двумя доменами происходит внутри мозга. Он также предложил шишковидную железу в качестве точки взаимодействия, но позже несколько раз оспаривал это утверждение. Эти проблемы вызвали некоторые ключевые первоначальные исследования сознания, которые мы вскоре обсудим.

Ранние представления о сознании

На протяжении более 2000 лет вопросы, окружающие человеческое сознание — например, как повседневная внутренняя работа нашего мозга порождает единую связную реальность и ощущение индивидуального «я», — ставили в тупик философов от Платона до Декарта. Декарт, как упоминалось ранее, известен своей дуалистической теорией сознания, в которой физическое тело отделено от нематериального разума. Он также дал самое известное резюме человеческого сознания: «Я мыслю, следовательно, я существую».

 Исторический материализм Карла Маркса отвергает дихотомию разума и тела и считает, что сознание порождается материальными случайностями окружающей среды. Джон Локк, еще один ранний философ, утверждал, что сознание и, следовательно, личная идентичность не зависят от всех субстанций. Он указал, что нет никаких оснований предполагать, что сознание связано с каким-либо конкретным телом или разумом или что сознание не может быть перенесено из одного тела или разума в другое.

Американский психолог Уильям Джеймс сравнил сознание с потоком — непрерывным и непрерывным, несмотря на постоянные сдвиги и изменения. В то время как в первой половине двадцатого века фокус многих исследований в психологии сместился на чисто наблюдаемое поведение, исследования человеческого сознания значительно расширились с 1950-х годов.

Современные исследования сознания

Сегодня основное внимание в исследованиях сознания уделяется пониманию того, что означает сознание 9. 0214 и биологически и психологически. Он задается вопросом, что означает присутствие информации в сознании, и пытается определить нейронные и психологические корреляты сознания. Интересующие вопросы включают такие явления, как восприятие, подсознательное восприятие, слепое зрение, анозогнозия, мозговые волны во время сна и измененные состояния сознания, вызванные психоактивными препаратами или духовными или медитативными техниками.

Большинство экспериментальных исследований оценивают сознание, запрашивая у испытуемых словесный отчет об их опыте. Однако, чтобы подтвердить значение этих словесных сообщений, ученые должны сопоставить их с активностью, которая одновременно происходит в мозгу, то есть они должны искать нейронные корреляты сознания. Надежда состоит в том, чтобы обнаружить, что наблюдаемая активность в определенной части мозга или конкретный паттерн глобальной мозговой активности будут в значительной степени предсказывать сознательное осознание. Несколько методов визуализации мозга, таких как ЭЭГ и фМРТ, использовались для физических измерений активности мозга в этих исследованиях.

Более широко признано, что высшие области мозга необходимы для возникновения сознания, особенно префронтальная кора, которая участвует в ряде высших когнитивных функций, известных под общим названием исполнительные функции.

Префронтальная кора : На этом изображении показано расположение префронтальной коры, области мозга, активно участвующей в сознании.

История теорий сознания

Теории сознания включают в себя аспекты развития, культуры, нейронов, вычислений и морали.

Цели обучения

Критика основных теорий о человеческом сознании

Основные выводы

Ключевые положения
  • Впервые появившись в исторических записях древних цивилизаций майя и инков, различные теории множественных уровней сознания проникли в духовные, психологические, медицинские и моральные спекуляции. как в восточной, так и в западной культуре.
  • Древние майя были одними из первых, кто предложил организованное понимание каждого уровня сознания, его цели и временной связи с человечеством.
  • Зигмунд Фрейд разделил человеческое сознание на три уровня сознания: сознательное, предсознательное и бессознательное.
  • Современные психологические подходы к пониманию сознания включают эволюционный, социальный и нейропсихологический; каждый вносит свой вклад в понимание того, чем может быть сознание.
Ключевые термины
  • сознание : Состояние сознания; восприимчивость как к внутренним, так и к внешним раздражителям.
  • Зигмунд Фрейд : (1856–1939) австрийский невролог, который стал известен как отец-основатель психоанализа.

Исторические теории сознания

Теории сознания майя и инков

Впервые появившись в исторических записях древних цивилизаций майя и инков, различные теории множественных уровней сознания проникли в духовные, психологические, медицинские и моральные спекуляции как в восточных, так и в западных культурах. Сознание можно определить как осознание человеком как внутренних, так и внешних раздражителей. Из-за случайного, а иногда и существенного совпадения гипотез в последнее время предпринимались попытки объединить точки зрения для формирования новых моделей, объединяющих компоненты отдельных точек зрения.

Древние майя были одними из первых, кто предложил организованное понимание каждого уровня сознания, его цели и временной связи с человечеством. Поскольку сознание включает в себя стимулы из окружающей среды, а также внутренние стимулы, майя считали его самой базовой формой существования, способной к эволюции. Инки, однако, считали сознание прогрессом не только осознания, но и заботы о других.

Джон Локк о Сознании

Джон Локк, философ XVII века, был одним из первых, кто заговорил и написал о сознании. Он считал, что наша личность связана с нашим сознанием, которое он, по сути, определял как то, что проходит через человеческий разум или воспоминания. Он также утверждал, что наше сознание не привязано к нашим физическим телам и что оно может выжить даже после смерти наших физических тел. На самом деле Локк считал, что сознание может передаваться от одной души к другой.

Рене Декарт о сознании

Рене Декарт также обратился к идее сознания в 17 веке. Он намеревался ответить на вопрос, как возможно, что наше сознание, нефизическая вещь, может исходить из наших тел, физической вещи. Объяснение, которое он придумал, было названо картезианским дуализмом; Короче говоря, сознание находится в нематериальной области, которую он назвал res cogitans (сфера мысли), в отличие от области материальных вещей, которую он назвал res extensa 9.0215 (сфера расширения). Он предположил, что взаимодействие между этими двумя доменами происходит внутри мозга.

Зигмунд Фрейд о сознании

В то время как восточные взгляды на сознание оставались относительно стабильными на протяжении веков, западные взгляды стали определяться колебаниями в теории. Одна из самых популярных западных теорий принадлежит Зигмунду Фрейду, врачу и отцу психоаналитической теории. Фрейд разделил человеческое сознание на три уровня сознания: сознательное, предсознательное и бессознательное. Каждый из этих уровней соответствует и перекрывается с идеями Фрейда об ид, эго и суперэго. Сознательный уровень состоит из всего того, что мы осознаем, включая то, что мы знаем о себе и своем окружении. Предсознание состоит из вещей, на которые мы могли бы обратить сознательное внимание, если бы захотели, и именно там хранится множество воспоминаний, которые можно легко найти. Фрейд рассматривал предсознание как состоящее из мыслей, которые в данный конкретный момент бессознательны, но не вытеснены и, следовательно, доступны для припоминания и легко могут стать осознанными (например, эффект кончика языка). Бессознательное состоит из вещей, которые находятся за пределами сознательного понимания, включая множество воспоминаний, мыслей и побуждений, о которых мы не знаем. Многое из того, что хранится в бессознательном, считается неприятным или противоречивым; например, сексуальные импульсы, которые считаются неприемлемыми. Хотя эти элементы хранятся вне нашего сознания, тем не менее считается, что они влияют на наше поведение.

Уровни сознания Фрейда : На этом рисунке показаны соответствующие уровни ид, эго и суперэго. Часть над водой известна как сознательный уровень; верхний уровень волн чуть ниже поверхности и выше белой линии — это предсознательный уровень; а нижний уровень — это бессознательное.

Современные теории сознания

Хотя теория Фрейда остается одной из самых известных, различные школы в области психологии разработали свои собственные точки зрения, которые мы рассмотрим ниже. Важно отметить, что эти точки зрения не обязательно являются взаимоисключающими, просто разные подходы к одним и тем же вопросам.

Психология развития сознания

Психологи развития рассматривают сознание не как единое целое, а как процесс развития с потенциальными более высокими стадиями когнитивных, моральных и духовных качеств. Они утверждают, что сознание меняется со временем по качеству и степени: сознание младенца качественно отличается от сознания малыша, подростка или взрослого. Аномальное развитие также влияет на сознание, как и психические заболевания.

Социальная психология сознания

Социальные психологи рассматривают сознание как продукт культурного влияния, мало связанного с личностью. Например, поскольку разные культуры говорят на разных языках, они также по-разному кодифицируют реальность. Это различие в кодификации приводит к различиям в восприятии реальности и, следовательно, сознания. Язык является основным механизмом передачи модуса сознания, и анализ языка может в какой-то степени выявить менталитет людей, говорящих на этом языке.

Нейропсихология сознания

Нейропсихологи считают, что сознание укоренено в нейронных системах и органических структурах мозга. Большая часть современной научной литературы по сознанию состоит из исследований, изучающих взаимосвязь между переживаниями, сообщаемыми субъектами, и активностью, которая одновременно происходит в их мозгу, то есть исследованиями нейронных коррелятов сознания. Надежда состоит в том, чтобы найти активность в определенной части мозга или определенный паттерн глобальной активности мозга, который будет сильно предсказывать сознательное осознание. В этих исследованиях для физических измерений активности мозга использовались несколько методов визуализации мозга, таких как ЭЭГ и фМРТ.

Нейронные основы сознания

Нейронные корреляты сознания (NCC) относятся к взаимосвязи между переживаниями, о которых сообщают субъекты, и активностью, которая одновременно происходит в их мозгу.

Цели обучения

Проанализируйте нейронные механизмы, лежащие в основе сознательного осознания

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Сознание — это осознание себя в пространстве и времени. Исследователи пытаются изучить состояния человеческого сознания и различия в восприятии, чтобы понять, как работает тело, чтобы производить сознательное осознание.
  • Нейронные корреляты сознания (NCC) — это наборы нейронов и ряды событий, необходимых для сознательного восприятия. Было обнаружено, что нейронные корреляты в мозгу являются как избыточными, так и параллельными, что затрудняет точное определение активности мозга для исследователей.
  • Сознание различается как по возбуждению, так и по содержанию. У нас есть два типа сознательного опыта: феноменальный, или в данный момент, и доступ, который вызывает опыт из памяти.
  • Нейронные корреляты сознания изучаются с помощью фМРТ и ЭЭГ, которые пытаются определить активность мозга. Самыми популярными стимулами для этих исследований стали визуальные тесты, поскольку их легко записывать и ими легко манипулировать.
Ключевые термины
  • возбуждение : Физиологическое и психологическое состояние бодрствования или реакции на раздражители, включая учащенное сердцебиение и кровяное давление, а также состояние сенсорной настороженности, подвижности и готовности реагировать.
  • сознание : Состояние сознания; восприимчивость как к внутренним, так и к внешним раздражителям.

Сознание — это осознание себя, окружающей среды и отношений между этими двумя разными мирами. Многие люди, от древних философов до современных ученых, изо всех сил пытались понять, исследовать и задокументировать процессы, связанные с человеческим сознанием. Во многом благодаря достижениям медицины, науки и психологии мы многое узнали о том, как создаются состояния сознания. Текущие исследования изучают нейронные корреляты сознания, изучая опыт, о котором сообщают испытуемые, и записывая одновременную активность, происходящую в их мозгу. Исследователи продолжают искать мозговую активность или глобальные мозговые паттерны, которые могут предсказывать сознательное сознание.

Нейронные корреляты сознания (NCC)

Нейронные корреляты сознания (NCC) относятся к взаимосвязи между переживаниями, о которых сообщают субъекты, и активностью, которая одновременно происходит в их мозгу. Физический мир воспринимается человеческим сознанием через органы чувств, которые направляют стимулы и информацию в центральную нервную систему и, в конечном счете, в мозг. Мозг является основным органом, участвующим в превращении физических раздражителей в мысли и действия. Изучение NCC направлено на то, чтобы связать объективную, наблюдаемую нейронную активность с субъективными, ненаблюдаемыми, сознательными явлениями. Хотя обнаружение и описание нейронных коррелятов не может предложить собственную теорию сознания, данные и результаты могут однажды привести к такому открытию.

Нейронные корреляты сознания : Изучение нейронных коррелятов сознания направлено на то, чтобы связать деятельность мозга с субъективными человеческими переживаниями в физическом мире.

Было обнаружено, что нейронные сети обладают большой степенью избыточности и параллелизма, так что нельзя сказать, что активность в одном наборе нейронов обязательно коррелирует с одним и тем же восприятием во времени. Ученые полагают, что, возможно, каждое феноменальное субъективное состояние имеет свой собственный нейронный коррелят. Непрерывный прогресс в способности стимулировать или вызывать активность в определенных областях мозга или наборах нейронных сетей поможет ученым ответить на все более сложные вопросы о характеристиках и сходствах между нейронными коррелятами.

Нейробиология и сознание

Наука о сознании стремится объяснить точную связь между субъективными психическими состояниями и состояниями мозга, связь между сознательным умом и электрохимическими взаимодействиями в теле. Прогресс в этой области был достигнут за счет сосредоточения внимания на теле, а не на разуме. В этом контексте нейрональные корреляты сознания можно рассматривать как его причины, а сознание можно рассматривать как зависящее от состояния свойство некоторой сложной, адаптивной и тесно взаимосвязанной биологической системы.

Большинство нейробиологов предполагают, что переменные, порождающие сознание, находятся на нейронном уровне, подчиняющемся классической физике. Больше, чем когда-либо раньше, нейробиологи могут манипулировать нейронами

, используя методы молекулярной биологии в сочетании с современными оптическими инструментами (например, Adamantidis et al., 2007). Нейронный анализ и методы визуализации мозга стали настолько детальными, что рациональное понимание сознания уже в пределах досягаемости.

Измерения нейронного сознания: возбуждение и содержание

Нейронное сознание часто описывается как включающее два различных измерения: возбуждение и содержание. Для того чтобы мозг осознавал любой тип содержимого, он должен находиться в состоянии высокого возбуждения. Хотя состояния бодрствования и сновидения являются принципиально разными состояниями сознания, они оба вызывают сильное возбуждение и, таким образом, допускают восприятие. Сон — это лишь один из многих типов сознания, которые мы можем испытывать, и сам он включает в себя несколько состояний сознания. Сознание также может быть феноменальным, например, нашим опытом в реальном времени, или доступным, например, воспоминанием о состоянии бытия или ощущении.

Области мозга, связанные с сознанием

Еще одна идея, привлекающая внимание на протяжении нескольких десятилетий, заключается в том, что сознание связано с высокочастотными (гамма-диапазон) колебаниями активности мозга. Эта идея возникла из предложений 1980-х годов Кристофа фон дер Мальсбурга и Вольфа Зингера о том, что гамма-колебания могут связывать информацию, представленную в разных частях мозга, в единый опыт.

Несколько исследований показали, что активность первичных сенсорных областей мозга недостаточна для того, чтобы вызвать сознание: субъекты могут сообщать об отсутствии сознания, даже когда такие области, как первичная зрительная кора, демонстрируют четкие электрические реакции на стимул. Высшие области мозга рассматриваются как более перспективные, особенно префронтальная кора, которая участвует в ряде исполнительных функций (высшего порядка). Имеются существенные доказательства того, что поток нейронной активности «сверху вниз» (т. е. активность, распространяющаяся от лобной коры к сенсорным областям) лучше предсказывает состояние сознания, чем поток активности «снизу вверх». Однако префронтальная кора — не единственная область-кандидат: исследования показали, что зрительно реагирующие нейроны в частях височной доли отражают зрительное восприятие в ситуации, когда разным глазам предъявляются противоречивые зрительные образы.

Визуализация мозга и сознание

Одна популярная теория предполагает, что разные паттерны мозговых волн вызывают разные состояния сознания. Исследователи могут записывать мозговые волны или отслеживать электрическую активность в мозге, используя электроэнцефалограф (ЭЭГ) и помещая электроды на кожу головы. Каждый из четырех типов мозговых волн (альфа, бета, тета и дельта) соответствует одному психическому состоянию (расслабленному, бдительному, легкому и глубокому сну соответственно).

Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) также может использоваться для измерения физической активности мозга, которая коррелирует с различными состояниями сознания и восприятиями. Легкость, с которой можно манипулировать зрительным восприятием во времени и пространстве, сделала визуальные исследования, такие как куб Неккера, одним из наиболее предпочтительных методов изучения нейронных коррелятов сознания. Эти исследования берут, казалось бы, простой и однозначный визуальный стимул и фиксируют различия в его субъективном восприятии участником исследования. Куб, например, представляет собой 12 основных линий, которые можно интерпретировать с разной глубиной, создавая визуальную иллюзию. Ученые заинтересованы в том, чтобы определить, какие нейронные корреляты приводят к различным ментальным интерпретациям.

Куб Неккера : Куб Неккера — популярный визуальный стимул, используемый для изучения различий в зрительном восприятии человека. Можно воспринимать переднюю часть куба под двумя разными углами.

Лицензии и авторство

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Курирование и пересмотр. Предоставлено : Boundless. com. License : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, особое указание авторства
  • Сознание. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Сознание. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • анозогнозия. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • подсознательное восприятие. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • слепое зрение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Уровень сознания (Эзотерика). Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предсознательное. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Зигмунд Фрейд. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • сознание. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Structural-Iceberg. Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright
  • сознание. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Человек. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Нейронные корреляты сознания. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Введение в психологию/когнитивную психологию. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Введение в психологию/состояния сознания. Предоставлено : Сэйлор. Расположен по адресу : https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/01/Intro-to-Psychology.pdf. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Исследования сознания/Введение. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Сознание. Предоставлено : Википедия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *