Психика и сознание
Понятия психика и сознание очень близкие, но совершенно разные и могут запутать кого угодно. Психологи эти понятия успешно развели и, несмотря на их взаимосвязь, граница между ними хорошо видна.
В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного. Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др.
Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью.
Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный.
Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.
Особенности и структурные компоненты сознания
Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:
- Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
- Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
- Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
- Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.
Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.
Самосознание человека проявляется:
- В самонаблюдении;
- В критическом отношении к самому себе;
- В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
- В самообладании;
- В ответственности за совершаемые поступки.
Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.
Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.
Свойства сознания
В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:
- Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
- Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
- Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
- Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
- Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
- Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
- Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
- Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
- Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
- Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.
Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
Виды сознания человека
Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:
- Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
- Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
- Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
- Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
- Этическое сознание определяет нравственные установки личности.
В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.
Психика и сознание — Психологос
Однако и психика, и сознание часто понимают более узко, и тогда, если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир: мы получаем возможность давать себе отчет в том, что происходит с нами и у нас в душе. См.→
Говоря о сознании, важно различать сознание как процесс и сознание как результат.
Сознание как процесс — энергия (сила), освещающая внутренний мир человека и делающая управление психическими процессами явным и контролируемым.
Энергия, несущая свет, силу и контроль.Осознанное — освещенное светом сознания. Осознанное движение руки — движение руки, которое мы отслеживаем в деталях, не импульсивное, а управляемое движение. Осознанное возражение — не то, которое вылетело случайно, незамеченное, а то, на которое мы посмотрели, как-то оценили и которое, как возражение, допустили.
Неосознанное — то, что в человеке или с человеком происходит само собой, естественно, безотчетно: без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.
Сознание как результат — это внутренний мир человека, но не замкнутый, а открытый внешним воздействиям. Сознание — доступная для внутреннего видения, понимания и управления область психического (внутреннего мира). Подсознание — менее доступная область. Бессознательное — недоступная область. Смотри Сознание, Подсознание, Бессознательное
1. Понятия «психика» и «сознание». Понятия «психика» и «сознание»Существует несколько пониманий понятий «психика» и «сознание», а так же их соотнесение друг с другом. Первое — широкое — равенство между собой понятий «психика» и «сознание». Второе понимание — отнесем его к среднему подходу — понимание психики как психики разумного человека. Психика наличествует у взрослого человека, чтобы данный факт произошел, человеку важно расти, развивать свое сознание и самосознание, мыслить. Третье соотнесение понятий «психика» и «сознание» провозглашает сознание как часть психики, ее сознательную часть, которая существует наравне с другими ее частями — эмоциональной, поведенческой. Таким образом, дадим определения обоим понятиям. Психика — системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Сознание — высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Необходимо отметить, что далее будем употреблять термины в этом понимании. Классификация психических явленийПсихика познаваема нами через ее проявления, которые мы обнаруживаем в нашей обыденной жизни. Для более систематичного и наглядного представления психических явлений воспользуемся их классификацией. (Психические явления — субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.)
Функции психики и сознанияОсновное назначение психики — отражение и регулирование, — основные функции психики. Факторы психики (детерминанты)Мы уже рассматривали неоднократно этот вопрос. Основные три фактора (детерминанты) психики: мозг, среда и деятельность.
Даются два набора слов: Мыслительный тип выбирает на основе анализа, выделяя общие существенные признаки предметов, и обобщает слова. Художественный тип обобщает предметы применяя образное мышление, применяя фактические наглядные связи. Рассматривая вопрос об асимметрии полушарий, важно отметить понятие о локализации в полушариях головного мозга основных функций, которые перерабатывают всю информацию в психическом мире человека. Структура психикиИтак, в нашем понимании сознание — часть психики, что и отмечено в третьем подходе в первом вопросе нашей лекции.
Бессознательное человека — совокупность биологических, прежде всего сексуальных, инстинктов, желаний, влечений. Сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Принцип удовольствия — требует удовлетворить потребности.
Можно вспомнить другую классификацию, разделить психику на внешнюю и внутреннюю. Внешняя — экзопсихика. Внутренняя — эндопсихика — самосознание. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Это предполагает целостность внутреннюю, постоянство личности, которая может оставаться самой собой, несмотря на изменение ситуации. Измененные состояния сознанияИзвестны феномены различных состояний сознания человека. Два состояния постоянно сопровождают жизнь человека: сон и бодрствование. Сон как время отдыха и бодрствование как время активности человека. К измененным состояниям сознания относят: медитацию и патологические состояния сознания. Патологические состояния сознания предполагают изменение состояния сознания путем приема наркотического веществе, алкоголя, которые изменяют деятельность головного мозга. Эти вещества или ускоряют, или замедляют передачу сенсорных сигналов, что мешает нервным центрам полно функционировать. Применение этих средств может привести к психологической и физической зависимости человека. Техника воздействия на спящего человека (В. Кандыба). Гипермнезия — свойство мозга, позволяющее прочно запоминать все больший объем информации во сне и сноподобных состояниях. (Если в норме человек запоминает 5-10 единиц информации, то во сне — до 10-20 единиц в секунду.) Во сне практикуется очень качественное изучение иностранного языка. Транс — нервное возбуждение с помрачением сознания при гипнозе. (В истории все пошло от шаманов, позже колдуны и жрецы. В средние века: маги, факиры, священнослужители, магнетизеры и гипнотезеры.) Если при гипнозе клиент пассивен, существует опасность, что ему будет внушаться что-то не то. То в СК — «состояние Кандыбы» — управляемый активен. Он находится в трансе, с помощью которого удается подготовить психику и физиологию любого человека к любому виду воздействия. Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. — Изд. перераб. и доп. — Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание |
Психика и сознание
В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась в зависимости от условий жизни и приобретала все более сложные формы. Высочайший уровень ее развития — человеческое сознание.
Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.
Вместе с биологическими мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникали высшие, «духовные» мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственных влияний среды.
Вместе с двумя источниками поведения — наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида — возникал третий источник, который формирует человеческую деятельность, — передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования сознания.
Характерными структурными компонентами сознания являются:
- знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития у человека развилась потребность в знаниях, которая является главной движущей силой, мотивом познавательной деятельности;
- отделение человеком себя от предметного мира и разделение «Я» и «не Я», противопоставление себя миру предметов. Характерно самопознание, ставшее основанием для самосознания, то есть осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
- целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и коррекции собственных действий, их перестройке, в изменении стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;
- отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к своему окружению, проявляется в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.
Выделение и противопоставление себя предметам — миру, природе и общественным явлениям, а также переживание своего отношения к объективной действительности и самому себе — основные функции самовоспитания человека.
Благодаря сознанию и самосознанию человек становится субъектом воспитания, то есть сам ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.
Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отражения действительности информация, поступающая к человеку, отражается не механически, а сознательно перерабатывается в соответствии с целью, задачами и опытом личности.
Уровень развития сознания у человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе.
Самосознание человека — осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Развитие самосознания человека проявляется в:
- самонаблюдении,
- критическом отношении к самому себе,
- оценке своих положительных и негативных качеств,
- самообладании,
- ответственности за свои поступки.
Человеку свойственны также и неосознаваемые формы психической деятельности (инстинктивные и автоматические действия, влечения и т.п.). Но бессознательное включается в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.
Изучая формы психической деятельности, нужно иметь в виду, что психическая жизнь, сознание и деятельность личности всегда возникают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека, в его отношении к другим и к самому себе, в его разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях.
Человек взаимодействует с окружающей средой как целостный организм. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) всю деятельность организма и руководит ею.
Читать книгу «Психика, сознание, самосознание» онлайн полностью📖 — Альберта Налчаджяна — MyBook.
© Налчаджян А. А.
Предисловие
В данной монографии автор представляет как основные достижения психологии в исследовании психики, сознания и самосознания, так и результаты собственных исследований. Отчасти полученные автором результаты уже были изложены в его трудах предыдущих лет, некоторые же здесь представляются впервые.
Излагаются концепции автора о «вертикальной» структуре психической сферы человека, о природе сознания и подсознательного, структуре Я-концепции и самосознания в целом, о механизмах и закономерностях интроспективного процесса, о генезисе Я-концепции, об адаптивных функциях Я-образов, другие новые идеи.
Автор считает, что каждому психологу для того чтобы плодотворно работать в своей области, даже при исследовании частных вопросов, полезно систематически размышлять над теми фундаментальными вопросами нашей науки, которые обсуждаются на страницах книги. Настоящая монография первоначально была задумана как общетеоретическое введение в серию монографий о фрустрации и психологической защите, над которыми автор работает. Но в ходе работы она превратилась в самостоятельный и объемистый труд, который мы решили опубликовать отдельно. Развиваемые в нем концепции позволяют нам на более солидной теоретической основе выдвинуть те конкретные проблемы психологической защиты и защитно-адаптивных стратегий, которые станут предметом исследования в последующих наших публикациях.
Альберт Налчаджян, январь, 2011 г.
Часть первая. Уровни существования психики
В первой части настоящего труда мы рассматриваем общую структуру и уровни психики человека, формы существования психических явлений. В отдельных главах подробно рассматриваются бессознательные, подсознательные и сознательные формы существования психических явлений. Личному же самосознанию посвящается вторая часть книги.
Глава 1. Психика как реальное бытие
§ 1. Реальное бытие психики
Психика личности – часть реальности. Она своеобразна, но существует в этом мире так же, как и всякий иной предмет или явление природы. Ни один серьезный исследователь – философ или психолог – не отрицал и не может отрицать реальность бытия психического в этом мире. Даже убежденные материалисты считались с реальностью психического, хотя понимали и продолжают понимать психическое как отражение мозгом человека материального мира. Но отраженное также, как специфическая форма бытия, может существовать более или менее самостоятельно и долго.
Психика человека как бытие, по-видимому, состоит из двух крупных блоков, которые в процессе развития личности в какой-то мере объединяются в общую структуру психической сферы индивида. Один, первичный блок, идет из глубин эволюционного прошлого и представлен в личности в виде наследственного бессознательного, о котором речь пойдет на последующих страницах, а второй или, вернее, вторичный блок психики, развивается в процессе онтогенеза индивида в результате познания и переживания окружающего мира и собственной активности. Во второй блок входят сознание, подсознательное и самосознание личности. Объединение двух названных крупных блоков есть общая психическая структура личности (психическое, душа), которая продолжает свою жизнь до конца клинической фазы умирания человека и отделяется от тела при наступлении биологической смерти. Не исключено, что индивидуальная психика с центром в «Я» продолжает существовать и после смерти тела человека. Говоря о возможном существовании психики человека после физической смерти его тела, мы имеем в виду не метафорическое, отраженное существование в психике других людей, а реальную жизнь психики с ее организующим центром «Я» в реальном мире после наступления биологической смерти тела[1].
Более проблематичным является реальное бытие и существование в этом мире этнического психического склада и самосознания. Данный сложный вопрос был подвергнут обсуждению в другой нашей работе[2].
Итак, хотя в данной монографии обсуждаются не только общетеоретические и метанаучные, но и многие конкретные психологические вопросы, мы бы хотели, чтобы читатель воспринял ее в качестве попытки создания онтологической психологии – науки, которая изучает формы и способы бытия психического в этом мире.
Поскольку настоящая книга все же в основном посвящена проблемам личного сознания и самосознания, следует сказать следующее: место и роль самосознания (Я-концепции) личности невозможно понять без учета многоуровневой структуры психики и того факта, что психическая активность человека одновременно протекает на различных уровнях. С рассмотрения многоуровневой структуры и динамики психики человека мы и начнем наше исследование. Анализ любого психического явления не может быть достаточно глубоким, если он не опирается на адекватную концепцию структуры психической активности человека. Понимание каждого конкретного проявления психики возможно лишь при условии приложения к нему и конкретизации общих структурно-функциональных представлений и открытых общих закономерностей протекания психической жизни человека.
§ 2. «Вертикальная» структура или уровни эндопсихики человека
Проблемы уровней и структуры психики человека мы начали разрабатывать многие годы назад. Если в монографии об интуиции эта проблема лишь намечалась, то в книге «Личность, психическая адаптация и творчество» уже была предложена подробно разработанная и в достаточной мере обоснованная концепция об уровнях психики человека[3]. Ниже мы представим основные идеи этой концепции с некоторыми изменениями и дополнениями, накопившимися в итоге размышлений последующих лет. Излагаемая в настоящем и последующих нескольких параграфах концепция структуры психики будет для нас определяющей при обсуждении всех последующих проблем сознания и самосознания.
В психологической литературе, посвященной проблемам сознания, бессознательного и самосознания, до сих пор царит некоторая путаница понятий и представлений: отождествление психики с сознанием, разговоры о «сновидном сознании» и т. п. Эта путаница представлений и терминов обусловлена нерешенностью ряда важнейших теоретических проблем психологии, в том числе проблемы структуры и уровней психической сферы и активности человеческой личности. Иначе, используя до некоторой степени образное выражение, эту проблему можно назвать проблемой «вертикальной» структуры психической активности (и психики) человека. Выражение «горизонтальная структура» мы оставляем для описания структуры деятельности и ее протекания во времени.
Вполне понятно, что выдвигаемые ниже представления не являются истиной в последней инстанции и могут стать предметом обсуждения.
Анализ эмпирических данных и ряда частных концепций позволяют нам выдвинуть положение, согласно которому психическая активность человека протекает на четырех основных уровнях психики, а именно: бессознательном, подсознательном, на уровне сознания и, условно, на уровне самосознания. Перечисление названных уровней вовсе не означает, что представление об уровневом строении психики мы просто постулируем. Ниже приводятся эмпирические и теоретические аргументы в пользу такого представления. Кроме слова «уровень» для обозначения названных подструктур психики, мы будем употреблять также понятие «сфера». Психика, таким образом, состоит из четырех основных уровней или сфер. В таком случае всю психику можно представить в виде такой гиперсферы, которая включает названные выше три сферы. Ниже мы попытаемся раскрыть содержание и взаимосвязи названных понятий и соответствующих им психологических реальностей.
§ 3. Психическое пространство, пространство мозга и локализация
А. Психическое и мозговое пространство. – Поскольку психика – самостоятельное бытие, то нетрудно понять, что ее пространство не может совпадать с пространством мозга. Эти два пространства взаимодействуют, но не совпадают. Психическое пространство наполнено находящейся в динамическом состоянии психической энергией, а мозговое пространство – это часть материального мира, заполненная физиологической субстанцией, с которой теснейшим образом связана психическая активность человека.
Поэтому психофизиологическая проблема заключается в нахождении тех механизмов и форм взаимодействия, с помощью которых психика проникает в мозг, а мозг детектирует психику и, возможно, под влиянием психической энергии, продуцирует новые ментальные явления. Поэтому еще предстоит исследовать следующие вопросы: 1) Что такое психическая энергия, где и как она возникает и как она обеспечивает психическую активность человека? – (Проблему природы функций и преобразований психической энергии мы подробно обсуждаем в отдельной главе). 2) Каким образом мозг играет свою роль детектора психических явлений в окружающем пространстве? 3) Если даже психическая энергия генерируется в организме, в его специальных мозговых центрах, она все же, по всей вероятности, не есть материя или, во всяком случае, чистая материя. Психическая энергия – это специфический носитель информации, которая принимает вид образов, символов, мыслей, эмоций и комплексных переживаний. Без психической энергии названные и многие другие психические явления или совсем не генерируются, или, возникая, не удерживаются в памяти (подсознательном). Можно утверждать, что каждая мысль, каждый образ, символ и т. п. – это сгусток структурированной специфическим образом психической энергии. 4) Движение психических содержаний следует сопоставить как с движением в мозгу (с мозговой электрохимической активностью), так и с движением во внешнем физическом и социальном мире.
Б. Локализация в мозгу психических процессов или же лишь локализация физиологических механизмов психики? – При исследовании онтологических аспектов психики обсуждение проблемы локализации в мозгу психических процессов и способностей приобретает специальное значение. Действительно, в принципе можно согласиться с утверждением, что без физиологических процессов в организме человека, в первую очередь в головном мозгу, психические процессы невозможны. Но поскольку в материи мозга при самом тщательном исследовании психические процессы и содержания не обнаруживаются (Дж. Экклз, Х. Дельгадо и др.), то возникает вопрос: действительно ли психическое (т. е. психические функции, способности и процессы) локализуются в мозгу? Или же в головном мозгу локализуются только физиологические механизмы и «следы» психических процессов, способностей и воспоминаний?
Мы склонны думать, что более вероятно последнее утверждение, а именно: в голове человека локализуются физиологические механизмы психического, а не сами психические процессы и их содержания. Психическое связано с этими физиологическими процессами, опирается на них, без них, возможно, не могло бы выражаться в известных нам формах, но никак не сводится к ним.
Если эта гипотеза верна, то в таком случае вопрос о локализации собственно психических процессов остается открытым. Истина состоит в том, что лучше не иметь решения проблемы вообще, чем довольствоваться иллюзорным решением.
Отсюда мы еще раз и с иных позиций приходим к выводу о том, что психические явления локализуются в особом психическом пространстве, а не в пространстве мозга, которое является частью материального мира. Если даже продолжать считать психическое функцией мозга, то можно предположить, что эти функции физиологических процессов, либо детектируются и обнаруживаются в гипотетическом психическом пространстве, либо, если даже продуцируются мозгом, исходят из него и продолжают свое существование в ином мире, а именно – в мире (пространстве) психических феноменов. Другое дело, что пока мозг жив и нормально функционирует, психическое пространство сопрягается с ним, живет вокруг него и проникает в его структуры, приводя в активное состояние и даже в движение нейроны и синапсы, вызывая движение нервных импульсов, образование нейронных цепей и т. д.
Сходную идею о том, что в мозгу человека локализуются не сами психические явления, а их физиологические механизмы, высказал еще физиолог Б. В. Беляев в 1953 году (исходя, по-видимому, из идей английской школы физиологов Ч. Шеррингтона и других), но в то время он был подвергнут строгой критике за «идеализм»[4]. Беляев, конечно, был прав. Высказанную им идею необходимо вновь оживить и применить в исследованиях, касающихся соотношения психического и физиологического, в частности – при попытках решения проблемы локализации психических процессов, свойств и способностей человека в мозгу.
В. О последствиях сенсорной изоляции (постепенное раскрытие психического пространства). – В настоящее время экспериментальные исследования по сенсорной изоляции уже широко известны. Их результаты представляют специальный интерес для психологии, и здесь мы попытаемся соответствующим образом интерпретировать некоторые из них.
Насколько нам известно, впервые подобные исследования проводились в университете МакГилл (США) группой психологов под руководством Д. О. Хебба (D.O.Hebb). В качестве испытуемых были привлечены студенты. Им предложили некоторое время оставаться в сурдокамерах, лежа на удобных кроватях, им надевали очки, которые пропускали диффузный свет, вследствие чего восприятие предметов у них отсутствовало. На руках они носили картонные манжеты, которые не ограничивали движения суставов, но уменьшили тактильные ощущения. Испытуемые оставались в этих камерах от двух до шести суток, пока не просили о прекращении эксперимента. Через регулярные интервалы времени психологи задавали им вопросы и предлагали тесты.
Реакции разных испытуемых были различными, но никому из них, как отмечают психологи, эксперимент не приносил радости. Когда испытуемые начинали думать о своих личных проблемах, изоляция воспринималась более тяжело. Им все труднее было решать тесты, поскольку нелегко было сосредоточить на них свое внимание. У них появлялись галлюцинации. Вначале симптомы нарушения психической активности были слабыми. Закрывая глаза, они замечали, что визуальное поле стало светлым (вместо нормального черного поля). При продолжении опыта в зрительном поле испытуемых появлялись световые точки, линии или простые геометрические фигуры, позже – различные узоры. В случае более длительного нахождения в экспериментальной камере появлялись образы отдельных объектов, но без фона. У некоторых испытуемых появились даже целостные сцены с такими искажениями, которые характерны для сновидений. Испытуемые были удивлены этим галлюцинациям, так как они никогда ничего подобного не переживали. Некоторых из них стал интересовать вопрос, что же будет дальше. Некоторые жаловались на то, что живость появляющихся галлюцинаций не позволяет им спать.
Как можно истолковать подобные результаты в свете нашей теории психического пространства? Мы предлагаем следующую гипотезу: перед нами развертывается процесс постепенного раскрытия перед внутренним взором испытуемых психического пространства (поля). Отрыв от физического пространства является необходимым условием раскрытия (открывания) перед внутренним, интроспектирующим вниманием личности психического пространства, в которое мы все время погружены, но не осознаем это. Восприятие физического пространства подавляет восприятие всегда окутывающего нас и проникающего в нас психического пространства.
Можно также выдвинуть идею, согласно которой при сознательном восприятии окружающего мира в сфере нашего сознания физическое и психическое пространства взаимопроникают, составляя единое психофизическое пространство. Это означает, что при восприятии физического мира мы не выходим за пределы наших восприятий. Психофизическое пространство полно латентных психических содержаний, часть которых появляется у личности в виде галлюцинаций. (Исследование галлюцинаций для понимания психики и ее основ представляет исключительный интерес).
Если считать, что галлюцинации являются индикаторами существования психического пространства, то тем самым можно будет утверждать, что перед нами новое направление исследований, ведущее к более глубоким слоям реальности – единого психофизического пространства, которое может расщепляться на физическое и психическое «слои». Мы полагаем, что как и физическое пространство, психическое пространство также существует объективно как вне тела человека, так и внутри одновременно, но оно в каждом человеке индивидуализируется в процессе онтогенетического формирования как личности. В принципе такая же индивидуализация имеет место – через интериоризацию – и в случае физического пространства.
Чем отличается психика от сознания
В некоторых науках понятия «психика» и «сознание» являются фундаментальными. В каждое из них вкладывается свой смысл. Попытаемся раскрыть названные термины и выясним, чем отличается психика от сознания.
- Определение
- Сравнение
Определение
Психика – это принадлежащее некоторым живым существам, в частности человеку и животным, свойство особым образом отражать действительность.
Сознание – сложное проявление деятельности мозга, наблюдаемое на высшем уровне психического развития.
к содержанию ↑Сравнение
Основой для существования того и другого качества выступает нервная деятельность. А отличие психики от сознания заключается в том, что именно первое из двух понятий является базовым.
Психика есть у людей и существ, находящихся на ступеньку ниже по своему развитию, – животных. Она представляет собой функцию мозга и выступает как своеобразный инструмент, помогающий приспосабливаться к окружающей среде и выживать. Процессы, протекающие в психике, могут быть элементарными и очень сложными.
Совокупность высших проявлений подобной деятельности образует сознание. На таком уровне функционирует только мозг человека, но не животных. Последние способны оперировать исключительно наглядным мышлением, действующим на основе предметного восприятия. Это характерно даже для таких «умных» существ, как обезьяны, дельфины или собаки.
В то же время возможности сознания, присущего человеку, не ограничиваются лишь формированием образов. Здесь великую роль играет речь. Она позволяет выполнять важные абстрактно-логические операции и овладевать новыми знаниями, которые могут передаваться даже через поколения. Людям свойственно планировать и ставить цели. Кроме того, они склонны к оценке собственного поведения и самоконтролю.
Даже сами психические процессы люди, обладая сознанием, способны в некоторой степени контролировать. Это происходит, когда мы, например, заставляем себя запомнить стихотворение или специально концентрируем внимание на чем-то. Животные с их простейшей психикой делать этого не могут. Сознание человека исторически сложилось и существует совместно с его общественно-трудовой деятельностью.
В чем разница между психикой и сознанием? В том, что последнее, несмотря на свою сложность и многогранность, является лишь частью системы. Во всей психической деятельности происходит много неосознанного и еще не до конца изученного.
Структура сознания и психики человека
Ряд субъективных явлений, таких как, психические процессы, свойства и состояния, составляют структуру психики человека.
Рассмотрим каждое явление структуры психики более подробно.
Психические процессы
Определение 1Психические процессы выражаются в динамическом отражении действительности в разных формах психических явлений.
Вызвать психический процесс можно как внешним воздействием, так и раздражителями нервной системы, которые идут из внутренней среды организма.
Психические процессы бывают трех видов:
- познавательные, которые включают в себя ощущения и восприятия, память и представления, воображение и мышление;
- эмоциональные, к ним относят ряд активных и пассивных переживаний;
- волевые, которые включают в себя решения, исполнения, волевые усиления и др.
Любой психический процесс отвечает за формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Психические состояния и свойства
Определение 2Под психическим состоянием понимается определившийся в конкретное время относительно стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной или повышенной активности человека.
Определение 3Психическими свойствами принято считать ряд устойчивых образований, которые обеспечивают определенный количественно-качественный уровень поведения и деятельности, свойственный для конкретного человека.
Психическими свойствами являются темперамент, характер, различные способности, направленность. Психические свойства важны для формирования сложных структурных образований личности. К ним можно отнести:
- жизненную позицию человека, под которой понимается система потребностей, убеждений, идеалов, которая определяет направление и уровень активности личности;
- темперамент, который является системой природных качеств личности, таких как подвижность, уровень уравновешенности поведения и тонус активности, которая характеризует динамический аспект поведения;
- различные способности, которые являются системой интеллектуально-волевых и эмоциональных качеств, которые определяют творческий потенциал человека;
- характер, который воспринимается как система способов поведения и отношений.
Сознание человека
Сознание человека образуется из единства высших психических функций.
Определение 4Сознанием принято считать высшую, свойственную человеку форму общественного отражения объективных устойчивых качеств и закономерностей окружающего мира, а формирование у личности внутренней модели внешнего мира, что, в свою очередь, приводит к познанию и преобразованию окружающей действительности.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать заданиеСуществует несколько функций сознания:
- формирование целей деятельности;
- предварительное мысленное построение действий;
- прогнозирование результатов действий.
Эти функции обеспечивают разумное регулирование поведения и деятельности личности.
Также выделяются свойства сознания. Это переживание и познание, эмоции и мышление.
К основной функции мышления относится выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. В формировании субъективного отношения личности к людям, предметам и явлениям заключается главная функция эмоций. Образы и мысли, которые существуют в едином потоке сознания, могут стать переживаниями, за счет окрашивания эмоциями.
Замечание 1«Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).
Сознание человека обладает определенным отношением к явлениям окружающей среды, а также к обществу. К. Маркс говорил, что отношение человека к его среде является его сознанием.
Одной из главных характеристик сознания является обеспечение целеполагающей деятельности личности. Когда человек приступает к определенного рода деятельности, он должен поставить перед собой ряд целей, принять волевые решения, координировать и корректировать свои действия. Все это означает поступать сознательно.
Сознание личности неразрывно связано с бытием. Оно формируется в бытии, отражает его и творит бытие. К основным функциям сознания относятся:
- отражательная функция;
- творчески-креативная или как ее еще называют порождающая функция;
- регулятивно-оценочная функция;
- рефлексивная функция.
Под рефлексией принято понимать основную функцию, характеризующую сущность сознания. Объектом рефлексии может быть и отражение мира, и мысли о нем, и методы регуляции личности собственного поведения, и сами процессы рефлексии, и личное сознание индивидуума. Рефлексия позволяет человеку смотреть на себя с точки зрения другой личности.
Э. В. Ильенков считал, что сознание может появиться только там, где личность вынуждена смотреть на себя со стороны, как будто глазами другого человека, в ситуациях, когда человек должен соизмерить свои личные действия с действиями другой личности.
Связь индивидуального сознания с обществом является одной из основных характеристик сознания. Развитие сознания возможно только при наличии социальных контактов. Любая личность во время индивидуального роста приобщается к сознанию посредством овладения языком.
По теории В. П. Зинченко существует всего два слоя сознания:
- бытийное сознание, которое включает в себя ряд образов: биодинамических качеств движений и опыта действия и чувственных качеств;
- рефлексивное сознание, которое служит сознанием для сознания. В него входят смысл и значение.
Под значением принято понимать содержание общественного сознания, которое усваивается личностью.
Значения бывают операционные, предметные, житейские, вербальные или научные.
Определение 6Смыслом является субъективное понимание и отношение к определенным ситуациям и данным.
Суть личностного смысла как важного аспекта сознания в фиксации уровня значительности различных событий человека. Также личностный смысл служит отражением опыта человека и значимости его индивидуальной деятельности.
Апогей развития сознания – формирование самосознания, позволяющего личности не только отражать внешний мир, но и изучать свой собственный внутренний мир, испытывать переживания относительно мира и формировать отношение к себе.
Главной функцией самосознания является факт осуществления доступности для личности мотивов и результатов его действий, возможность понять то, каким он является на самом деле, произвести оценку себя. В случае если человек приходит к выводу, что оценка себя его не удовлетворяет, то это может привести к нескольким вариантам развития. Личность может начать самосовершенствоваться и саморазвиваться, либо включить защитные механизмы и удалить неприятную информацию о себе, при избежание травмирующего влияния внутреннего конфликта.
К отличительным признакам сознания относят:
- обусловленность социальными факторами;
- креативное преобразование жизни;
- умение прогнозировать деятельность;
- умение отражать мир в его существенных связях и отношениях;
- факт наличия самосознания.
психика | сознание |Как существительные, разница междуpsyche и сознанием состоит в том, что psyche — это человеческая душа, разум или дух, а сознание — это состояние сознания или осведомленности; осведомленность.Сокращениепсихика психология.Как междометиепсихика есть.Как глаголpsyche означает поместить (кого-то) в необходимое психологическое состояние.
|
Живой разум: от психики к сознанию
Rowman & Littlefield Publishers
Страниц: 328 • Обрезка: 6½ x 9½
978-1-4422-1155-1 • Твердый переплет • Июль 2011 г. • 143 доллара США.00 • (110 фунтов стерлингов)
978-1-4422-1157-5 • электронная книга • июль 2011 • 135,50 долларов США • (105 фунтов стерлингов)
Ричард Дин Винфилд — профессор философии в Университете Джорджии и автор множества книг, в том числе: Гегель и разум , Современность, религия и война с террором и От концепции к объективности .
Благодарности
Введение
Часть 1: Предпосылки разума
Глава 1: Разум и материя
Глава 2: Разум и машина
Глава 3: Разум и жизнь
Часть 2: Система разума
Глава 4: Психика, сознание и интеллект как несводимые сферы разума
Раздел 1: Психика
Глава 5: Природа психики
Глава 6: Чувствующая психика
Глава 7: Привычка, выражение и появление сознания
Раздел 2: Сознание
Глава 8: Элементарные формы сознания
Глава 9: Самосознание
Глава 10: Сознание как причина
Цитируемые работы
Указатель
— Филип Т. Гриер, профессор философии и религии Томаса Боумена, колледж Дикинсона
Винфилд (Университет Джорджии), наиболее известный своими работами о Гегеле и социальной / политической философии, здесь обращает свое внимание на философия разума. Предлагаемая им теория, на которую сильно повлияли как Гегель, так и Аристотель, сопротивляется категоризации в стандартных терминах современных дискуссий.Хотя Уинфилд категорически отвергает представление о разуме как о нематериальном, он также отрицает, что психику можно свести к материальным или функциональным процессам. По его мнению, разум по существу воплощен в животной форме и поэтому лучше всего воспринимается в «зоологической» манере. Это, пожалуй, ближе всего к нередуктивному материализму, связанному с Джоном Сёрлом. В отличие от точки зрения Сирла, Уинфилд рассматривает разум как состоящий из трех отдельных элементов: предсознательной психики, недискурсивного сознания и самосознания, а также интеллекта.Книга наиболее убедительна в своих аргументах против картезианства и его попытках установить материальные предпосылки разума. Подведение итогов: рекомендуется. Студенты старших курсов и выше.
— ВЫБОР
Подсознание | Просто Психология
- Зигмунд Фрейд
- Подсознание
Фрейд и бессознательный разум
Доктор Сол МакЛеод, опубликовано в 2009 г., обновлено в 2015 г.
Зигмунд Фрейд не совсем изобретал идею противопоставления сознания подсознание, но он, безусловно, был ответственен за то, чтобы сделать это популярным, и это было одним из его основных вкладов в психологию.
Фрейд (1900, 1905) разработал топографическую модель разума, в которой он описал особенности структуры и функций разума. Фрейд использовал аналогию с айсбергом для описания трех уровней разума.
Фрейд (1915) описал сознательный разум, который состоит из всех психических процессов, о которых мы знаем, и это рассматривается как верхушка айсберга. Например, в этот момент вы можете испытывать жажду и решили выпить.
Предсознательное содержит мысли и чувства, о которых человек в настоящее время не осознает, но которые могут быть легко доведены до сознания (1924).Он существует чуть ниже уровня сознания, перед бессознательным умом. Предсознательное похоже на ментальную комнату ожидания, в которой мысли остаются до тех пор, пока им «не удастся привлечь внимание сознательного» (Freud, 1924, p. 306).
Это то, что мы имеем в виду в повседневном использовании слова «доступная память». Например, сейчас вы не думаете о номере своего мобильного телефона, но теперь он упоминается, и вы легко можете его вспомнить.
Легкие эмоциональные переживания могут быть в предсознательном, но иногда травмирующие и сильные отрицательные эмоции подавляются и, следовательно, недоступны в предсознательном.
Наконец, бессознательное включает психические процессы, которые недоступны сознанию, но которые влияют на суждения, чувства или поведение (Wilson, 2002).
Согласно Фрейду (1915), бессознательный разум является первичным источником человеческого поведения. Подобно айсбергу, самая важная часть разума — это та часть, которую вы не видите.
Наши чувства, мотивы и решения на самом деле сильно зависят от нашего прошлого опыта и хранятся в бессознательном.
Фрейд применил эти три системы к своей структуре личности или психики — ид, эго и суперэго. Здесь Ид рассматривается как полностью бессознательное, в то время как эго и суперэго имеют сознательные, предсознательные и бессознательные аспекты.
Подсознание
Подсознание
Хотя мы полностью осознаем, что происходит в сознательном уме, мы не имеем представления о том, какая информация хранится в бессознательном.
Бессознательное содержит всевозможные важные и тревожные материалы, которые нам нужно держать вне поля зрения, потому что они слишком опасны, чтобы полностью осознавать их.
Подсознание действует как хранилище, «котел» примитивных желаний и импульсов, сдерживаемых и опосредованных предсознательной областью. Например, Фрейд (1915) обнаружил, что некоторые события и желания часто были слишком пугающими или болезненными для его пациентов, чтобы их признать, и полагал, что такая информация заперта в подсознании. Это может произойти в процессе репрессий.
Подсознание содержит наши биологически обоснованные инстинкты (эрос и танатос) к примитивным побуждениям к сексу и агрессии (Freud, 1915).Фрейд утверждал, что наши примитивные побуждения часто не достигают сознания, потому что они неприемлемы для нашего рационального, сознательного «я».
Люди используют ряд защитных механизмов (например, подавление), чтобы не знать, каковы их бессознательные мотивы и чувства.
Фрейд (1915) подчеркивал важность бессознательного, и основное предположение теории Фрейда состоит в том, что бессознательный разум управляет поведением в большей степени, чем люди подозревают. В самом деле, цель психоанализа — выявить использование таких защитных механизмов и, таким образом, сделать бессознательное сознательным.
Фрейд считал, что влияние бессознательного проявляется множеством способов, включая сны и оговорки, ныне широко известные как «оговорки по Фрейду». Фрейд (1920) привел пример такой оплошности, когда член британского парламента назвал коллегу, на которого он был раздражен, «почетным членом ада», а не из Халла.
Критическая оценка
Критическая оценка
Изначально психология скептически относилась к идее о психических процессах, действующих на бессознательном уровне.Для других психологов, решивших придерживаться научного подхода (например, бихевиористов), концепция бессознательного оказалась источником значительного разочарования, поскольку не поддается объективному описанию и чрезвычайно трудно объективно проверить или измерить.
Однако разрыв между психологией и психоанализом сузился, и понятие бессознательного теперь является важным направлением психологии. Например, когнитивная психология определила бессознательные процессы, такие как процедурная память (Tulving, 1972), автоматическая обработка (Bargh & Chartrand, 1999; Stroop, 1935), а социальная психология показала важность неявной обработки (Greenwald & Banaji, 1995). ).Такие эмпирические данные продемонстрировали роль бессознательных процессов в поведении человека.
Однако эмпирические исследования в психологии выявили пределы фрейдистской теории бессознательного, и современное понятие «адаптивного бессознательного» (Wilson, 2004) отличается от психоаналитического.
Действительно, Фрейд (1915) недооценил важность бессознательного, и с точки зрения аналогии с айсбергом, под водой находится гораздо большая часть разума.Разум действует наиболее эффективно, отводя значительную часть сложной сложной обработки на бессознательное.
В то время как Фрейд (1915) рассматривал бессознательное как единое целое, психология теперь понимает разум как совокупность модулей, которые развивались с течением времени и действуют вне сознания.
Например, универсальная грамматика (Chomsky, 1972) — это подсознательный языковой процессор, который позволяет нам решить, правильно ли составлено предложение.Отдельно от этого модуля находится наша способность быстро и эффективно распознавать лица, что демонстрирует, как бессознательные модули работают независимо.
Наконец, в то время как Фрейд считал, что примитивные побуждения оставались бессознательными для защиты людей от переживания тревоги, современный взгляд на адаптивное бессознательное состоит в том, что большая часть обработки информации происходит вне сознания по причинам эффективности, а не подавления (Wilson, 2004).
Как ссылаться на эту статью: Как ссылаться на эту статью:McLeod, S.А. (2015). Подсознание . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/unconscious-mind.html
Ссылки на стиль APABargh, J. A., & Chartrand, T. L. (1999). Невыносимая автоматичность бытия. Американский психолог, 54 (7) , 462.
Хомский Н. (1972). Язык и разум . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович.
Фрейд, С. (1915). Бессознательное . SE, 14: 159-204.
Фрейд, С.(1924). Общее введение в психоанализ , пер. Жоан Ривьер.
Гринвальд, А. Г., и Банаджи, М. Р. (1995). Неявное социальное познание: отношения, самооценка и стереотипы. Психологический обзор , 102 (1), 4.
Струп, Дж. Р. (1935). Исследования вмешательства в серийных словесных реакций. Журнал экспериментальной психологии , 18 (6), 643.
Tulving, E. (1972). Эпизодическая и смысловая память. В E. Tulving и W. Donaldson (Eds.), Организация памяти , (стр. 381–403). Нью-Йорк: Academic Press.
Уилсон, Т. Д. (2004). Незнакомцы . Издательство Гарвардского университета.
Как ссылаться на эту статью: Как ссылаться на эту статью:McLeod, S.A. (2015). Подсознание . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/unconscious-mind.html
сообщите об этом объявленииОбряд ранения и разрастание сознания — платформа Юнга
Эрос и Психея — это богатый романтический миф, который предлагает откровение — как и многие другие мифы — что нанесение ран является необходимой частью заговора, ведущего к самому сознанию.
В этой бесплатной аудиолекции познакомьтесь с тем, как мифы могут выступать в качестве вдохновляющих проводников и как они указывают нам на нашу собственную психическую жизнь.
Что вы получите
account_box
Доступ к вашей собственной учетной записи Jung Platform, где будет храниться весь приобретенный вами контент.
Описание лекции
Как и во многих мифах, глубокая травма той или иной фигуры в повествовании всегда играет важную роль в том, как разворачивается история.
Возможно, мифы открывают нам, что там, где мы поражены, заражены, расчленены или отчуждены, на самом деле появляются возможности стать больше, а не меньше того, что уготовила нам наша судьба.
Богатый романтический миф об Эросе и Психее показывает нам, что мы должны быть готовы к тому, чтобы быть раненными в познание и осознание на гораздо более глубоком и устойчивом уровне. Уровень глубины, который гораздо более значим, чем то, что могут предложить нам наши в основном бессознательные движения по жизни.
История Эроса и Психеи видит Деннис П.Слэттери представляет такие темы, как татуировки, болезни и страдания, как центральный лексикон мифа о пробуждении. Он также предлагает проницательные перспективы, если вы заинтересованы в изучении актуальности и ценностных мифов, которые все еще существуют в нашем современном мире.
Эта лекция идеальна, если
Вас интересует:
- Изучение мифологии и ее роли в указании нам на наш внутренний мир.
- Научиться читать миф как психологически, так и лично.
- Понимание того, каким образом мифы имеют свою собственную форму знания.
Стипендии
Мы здесь, в Jung Platform, хотим сделать эти программы доступными для всех. Если вы хотели бы принять участие, но не можете оплатить полный курс, отправьте нам электронное письмо по адресу [электронная почта защищена] и опишите, почему вы считаете, что имеете право на стипендию, сколько вы можете заплатить и что вы будете делать, чтобы помочь платформе Jung продвигать эту и другие программы.
Гарантия на платформу Jung
Если после того, как вы начали курс, вы чувствуете, что он может быть не для вас, вы можете отменить его бесплатно и получить полный возврат средств через неделю после начала курса.
Уравнение Юнга основы бытия и основы психики
DOI: 10.1111 / j.1468-5922.2011.01926.x.Принадлежности Расширять
Элемент в буфере обмена
Джон Дорли.J Anal Psychol. 2011 сен.
Показать детали Показать вариантыПоказать варианты
Формат АннотацияPubMedPMID
DOI: 10.1111 / j.1468-5922.2011.01926.x.Элемент в буфере обмена
Полнотекстовые ссылки Параметры отображенияПоказать варианты
Формат АннотацияPubMedPMID
Абстрактный
Статья усиливает психологию земли Юнга, связанную с кульминацией алхимического процесса в необычном мире.Он утверждает, что Юнг и Дорн отождествляют переживание земли с переживанием божественности как общего изначального источника индивидуальности и целостности. В нем отмечаются монистические и пантеистические значения опыта и продолжается его усиление с помощью средневекового мистицизма земли Экхарта и современного философско-богословского понимания земли Пола Тиллиха. В нем делается вывод о том, что психологическое понимание земли Юнгом / Дорном заменяет монотеистическое сознание. Их видение поддерживает появление социального мифа, основанного на идентификации земли как источника всех божеств и веры в них.Этот источник в настоящее время призывает к мифическому сознанию, которое превзойдет его прошлые и нынешние конкреции и таким образом уменьшит угрозу, которую монотеистическое сознание в любой области теперь представляет для выживания человека.
© 2011, Общество аналитической психологии.
Похожие статьи
- Диалог Юнга и Уайта и почему он не может работать и никуда не денется.
Dourley JP. Dourley JP. J Anal Psychol. 2007 июнь; 52 (3): 275-95. DOI: 10.1111 / j.1468-5922.2007.00663.x. J Anal Psychol. 2007 г. PMID: 17537142
- И-Цзин и связь психики и тела.
Ма СС. Ма СС. J Anal Psychol. 2005 Апрель; 50 (2): 237-50. DOI: 10.1111 / j.0021-8774.2005.00526.x. J Anal Psychol. 2005 г. PMID: 15817045
- Я в киберпространстве.Формирование идентичности в постмодернистских обществах и Самость Юнга как объективная психика.
Роэслер К. Роэслер К. J Anal Psychol. 2008 июнь; 53 (3): 421-36. DOI: 10.1111 / j.1468-5922.2008.00735.x. J Anal Psychol. 2008 г. PMID: 18494676
- «Святая Мать» и тень: возвращаясь к работе Юнга о четвертичности.
Водитель С. Водитель С.J Anal Psychol. 2013 июн; 58 (3): 347-365. DOI: 10.1111 / 1468-5922.12018. J Anal Psychol. 2013. PMID: 23750940 Рассмотрение.
- Разум за пределами нашего непосредственного осознания: фрейдистские, юнгианские и когнитивные модели бессознательного.
Ekstrom SR. Ekstrom SR. J Anal Psychol. 2004 ноя; 49 (5): 657-82. DOI: 10.1111 / j.0021-8774.2004.00494.x. J Anal Psychol.2004 г. PMID: 15533197 Рассмотрение.
LinkOut — дополнительные ресурсы
Источники полного текста
Разное
цитировать
КопироватьФормат: AMA APA ГНД NLM
Механизм автопилота мозга управляет сознанием
В 1909 году пять человек собрались в Университете Кларка в Массачусетсе, чтобы завоевать Новый Свет с помощью идеи.Во главе этой небольшой труппы был психоаналитик Зигмунд Фрейд. Десятью годами ранее Фрейд представил новый метод лечения того, что называлось «истерией» в своей книге The Interpretation of Dreams . Эта работа также представила скандальный взгляд на человеческую психику: под поверхностью сознания кипит в значительной степени недоступный котел глубоко укоренившихся влечений, особенно сексуальной энергии (либидо). Эти побуждения, сдерживаемые социально внушенной моралью, изливаются оговорками, мечтами и неврозами.Бланки, в свою очередь, свидетельствуют о бессознательном состоянии.
По приглашению психолога Г. Стэнли Холла Фрейд прочитал в Кларке пять лекций. В аудитории был философ Уильям Джеймс, который приехал из Гарвардского университета, чтобы встретиться с Фрейдом. Говорят, что, уезжая, Джеймс сказал Фрейду: «Будущее психологии принадлежит вашей работе». И он был прав.
Мнение о том, что человеческими существами движут темные эмоциональные силы, над которыми они мало или совсем не властны, остается широко распространенным.В этой концепции побуждения сознательного разума постоянно борются с тайными желаниями бессознательного. Насколько укоренилась идея темного бессознательного в массовой культуре, можно увидеть в фильме 2015 года Pixar Inside Out . Здесь подсознание девушки по имени Райли наполнено смутьянами и страхами и находится в замкнутом пространстве. Людям нравится думать о бессознательном как о месте, куда мы можем выталкивать неприятные мысли и импульсы, потому что мы хотим верить, что сознательная мысль направляет наши действия; если бы этого не произошло, казалось бы, мы не сможем контролировать свою жизнь.
Однако это изображение вряд ли может быть менее точным. Недавние исследования показывают, что сознательные и бессознательные процессы обычно не противоречат друг другу. Они не соперники, борющиеся за гегемонию над нашей психикой. Это даже не отдельные сферы, как следует из более поздней классификации Фрейда на эго, ид и суперэго. Скорее всего, есть один ум, в котором сознательные и бессознательные нити переплетаются. Фактически, даже самые разумные мысли и действия в основном являются результатом автоматических бессознательных процессов.
Предсказывающий разум
Революционная и теперь широко принятая контрмодель схеме Фрейда носит название «предсказывающий разум». Теория бывает разной, но в целом она утверждает, что автоматические процессы играют центральную роль в сознании, позволяя нам предсказывать события быстро и точно по мере их возникновения. Обучение, опыт и сознание постоянно улучшают наши неявные или бессознательные предсказания, и мы обращаем внимание на события только тогда, когда предсказания терпят неудачу.То есть мы начинаем осознавать обстоятельства, когда они заслуживают нашего внимания. Эта автоматичность позволяет нам беспрепятственно функционировать в мире, а осознание того, когда прогнозы не оправдываются, позволяет нам избегать ошибок автоматической обработки и приспосабливаться к изменениям в нашей среде. В упрощенном примере бессознательные процессы предсказывают траекторию брошенного нам мяча и соответствующим образом корректируют движения наших конечностей. Однако сознательная обработка будет задействована, если мяч внезапно повернется под прямым углом.
Подобно популярной концепции воюющего разума, перспектива предсказательного разума уходит корнями в предшественников XIX века. Физик и физиолог Герман фон Гельмгольц был первым, кто выдвинул гипотезу о том, что выводы, к которым мы автоматически приходим, основаны на восприятии. Наша зрительная система, например, легко создает воображаемый треугольник из трех стратегически расположенных кругов с вырезанными срезами ( иллюстрация ). По словам Гельмгольца, такие полезные иллюзии доказали, что запрограммированные механизмы формируют наш образ мира, а мы вообще ничего не делаем.Модель прогнозирующего разума теперь предполагает, что эта автоматичность формирует не только наше восприятие, но и все психические процессы, включая наши суждения, решения и действия.
Иллюзия треугольника Канижи свидетельствует о том, что наше восприятие основано на неявных выводах. Наша зрительная система строит воображаемый треугольник, чтобы «объяснить» расположение кругов. Кредит: Scientific AmericanЧтобы физически нормально функционировать в мире, ваш мозг должен быстро и автоматически различать собственные действия тела и внешние воздействия.Он выполняет этот подвиг, создавая так называемую efference-копию каждой команды, которую он отправляет мышцам. Например, когда вы качаете головой вперед и назад, вы знаете, что внешний мир не раскачивается вперед и назад, хотя визуальные сигналы, достигающие мозга, могут создать такое впечатление, потому что копия эффекта указывает, что мозг сам давал команды движения. . Копия эффекта также является причиной того, что вы не можете создать такое же ощущение щекотки в своей стопе, которое могут вызвать другие: когда ощущение щекотки в подошве вашей стопы обрабатывается, области мозга, ответственные за восприятие прикосновения, уже хорошо проинформированы. что ваши собственные пальцы делают работу.
Работа бессознательных процессов также очевидна во множестве других явлений, таких как автоматические движения, спонтанные ассоциации, поспешные выводы (пример того, что ученые называют «неявными выводами») и восприятие подсознательных стимулов (тех, которые не осознаны. признал). Лабораторные эксперименты показали, что испытуемые распознают правило, лежащее в основе конкретной задачи, прежде чем они смогут выразить это правило словами. В одном исследовании, например, добровольцев просят вытащить карты из двух стопок, одна из которых может принести огромную гипотетическую прибыль, но также может принести огромные убытки, а другая — менее рискованная; волонтерам не сообщают о разнице между стопками.Признаки стресса, такие как повышенное потоотделение, покажут, что испытуемые чувствуют закономерность — разницу между стопками — задолго до того, как они смогут сформулировать, что одна из стопок рискованна. Как недавно продемонстрировал нейробиолог Николас Шук из Института развития человека Макса Планка в Берлине, такие неявные выводы влияют на активность в определенных частях лобной доли, где, как часто говорят, принимаются решения, даже до того, как испытуемые примут свое решение.
Сила подсознательных стимулов
Исследование с использованием подсознательного вмешательства, называемого праймингом, предоставляет дополнительные примеры того, как бессознательная обработка информации влияет на поведение.Экспериментаторы представляют изображения, слова или даже физические ощущения таким образом, что испытуемые либо не замечают стимулы (из-за слишком короткого воздействия), либо игнорируют их (поскольку они предположительно не имеют ничего общего с тем, на чем фокусируется). В примере второй стратегии психологи могут попросить испытуемых прочитать тексты, в которых определенные слова встречаются несколько раз без выделения слов, и попросить испытуемых прочитать нейтральный текст. Если испытуемые демонстрируют измеримые различия в мышлении, чувствах или действиях после прочтения текста с несколькими вхождениями этого слова, исследователи могут предположить, что текст имел бессознательный эффект.
Многочисленные исследования показали, что подсознательная стимуляция, включающая такие понятия, как старение или смерть, имеет измеримые последствия для поведения. Например, испытуемые двигаются медленнее или становятся более восприимчивыми к духовным идеям. Явление знакомо в повседневной жизни. Проходя мимо булочной, люди могут внезапно вспомнить, что забыли достать ингредиенты для праздничного торта. Наше бессознательное прокладывает путь нашим действиям.
Такие примеры подтверждают, что мозг функционирует по нескольким направлениям.По сравнению с компьютером, наше серое вещество движется очень медленно, но на многих параллельных уровнях. Однако исследователи часто различают два основных направления. Нобелевский лауреат по экономике Даниэль Канеман называет их Системой 1 и Системой 2. Другие говорят о неявной и явной или горячей обработке по сравнению с холодной. Первая цепочка (Система 1, неявная, горячая) относится к быстрой, автоматической и неконтролируемой работе бессознательного; другая часть (Система 2, явная, холодная) описывает медленные, более гибкие сознательные процессы, которые подчиняются волеизъявлению.Но что является ключевым в концепции интеллектуального функционирования с точки зрения предсказательного разума, так это то, что эти две нити всегда работают в тандеме; другими словами, наш разум действует как бессознательно, так и сознательно.
Следующие предложения иллюстрируют истинность этого утверждения: Veery nmoral sopern acn dpeciher eseth drows. Talhoguh het telters rae ramscledged, ouy houlsd vahe, на непостижимой непоколебимой оттепели si geibn dias. Ouy anc od hist ecabuse for het sursingpri mautoaticity for het brian! Большинству людей требуется всего лишь доля секунды, чтобы понять, каким должно быть следующее слово.Автопилот в нашем мозгу предугадывает слова и быстро сортирует зашифрованные буквы.
Большая загадка заключается в том, что именно отличает сознательные процессы от бессознательных на нейрофизиологическом уровне и как именно они взаимодействуют. По словам философа Питера Каррутерса из Университета Мэриленда в Колледж-Парке, мы знаем только о материале в нашей рабочей памяти: «пользовательский интерфейс», так сказать. Но рабочая память содержит лишь исчезающе малую часть данных, которые мы принимаем.Мы по-прежнему не осознаем большую часть входных данных, которые наводняют мозг и питают Систему 1, которая обрабатывает их автоматически и быстро.
Что мозг делает с этими данными? Он постоянно вглядывается в будущее, размышляя, что будет дальше? Какие стимулы могут появиться? Что-нибудь опасное на горизонте? Что замышляют другие? Такие прогнозы относятся не только к внешнему миру, но и к внутренней среде нашего тела. В этом свете наше желание есть не что иное, как бессознательное ожидание надвигающейся потери энергии.Наше бессознательное стремится поддерживать гомеостаз, поддерживать наше тело (включая баланс потребления и использования энергии) в устойчивом состоянии.
Прогнозирующая нейробиология
Марк Солмс из Кейптаунского университета в Южной Африке, который является ярым сторонником теории предсказательного разума, добавил другие идеи к нейробиологической основе бессознательного и сознательного функционирования. В отличие от Фрейда, он утверждает, что наш разум стремится не к большему сознанию, а скорее к противоположному — чтобы свести сознание к минимуму.Как он объясняет: «Вы знаете песню Talking Heads, где« рай — это место, где ничего, ничего никогда не происходит »? Что ж, это предпочтительное состояние мозга, потому что оно эффективно с точки зрения энергии и времени. Это механизм выживания «.
В 1909 году делегация психоаналитиков, включая Зигмунда Фрейда ( нижний ряд, слева ) и Карла Густава Юнга ( нижний ряд, справа ), посетила конференцию в Университете Кларка в Вустере, штат Массачусетс, организованную Стэнли Холлом ( нижний ряд). ряд, центр ).Фрейд прочитал пять лекций. Предоставлено: Getty Images.Солмс описал эту идею в статье 2018 года, написанной в соавторстве с Карлом Фристоном из Университетского колледжа Лондона, ключевой фигурой в разработке методов визуализации, которые произвели революцию в исследованиях мозга. Около 10 лет назад Фристон представил принцип свободной энергии, математически формализованную версию теории прогнозирующего мозга. По его определению, свободная энергия в мозге описывает состояние нейронов, которое возникает в результате неспособности мозга делать правильные прогнозы; мозг делает все возможное, чтобы избежать свободной энергии.В конечном счете, как утверждают Солмс и Фристон, ошибки предсказания равны неожиданности, равны сознательности; когда что-то работает не так, как ожидалось, мы обретаем сознание — состояние, которое мозг пытается ограничить.
Эта точка зрения не только ставит теорию Фрейда с ног на голову, но и противоречит классической точке зрения, согласно которой кора (внешний слой головного мозга) является источником сознания. Согласно Солмсу, эти высшие области не являются носителями сознания, а вместо этого им «говорят», на что обращать внимание более глубокие структуры в стволе мозга и среднем мозге.Солмс находит источник сознания в тех областях мозга, которые регулируют бдительность, эмоциональную стимуляцию и побуждения — именно в тех областях, где Фрейд обнаружил бессознательное (, иллюстрация мозга, ). «Механизмы обнаружения паттернов коры головного мозга наиболее эффективно работают без сознательного внимания. Это более глубокие эмоциональные части мозга, лимбические структуры, из которых возникает сознание », — говорит он.
Эту гипотезу можно подтвердить эмпирически. Например, дети, родившиеся в результате нарушения развития без коры головного мозга, способны к формам сознания.Такие младенцы, если они доживают до детства, не только бдительны, но и проявляют эмоциональные реакции. В обзоре 2007 года нейробиолог Бьерн Меркер пришел к выводу, что многочисленные явления сознания происходят даже без коры головного мозга. Хотя более сложные умственные операции, такие как логическое мышление или саморефлексия, невозможны, могут возникать такие эмоции, как радость, раздражение или печаль.
Внешняя оболочка мозга — кора головного мозга — является местом высших психических функций в традиционных представлениях о мозге.Но в модели, предложенной Марком Солмсом из Кейптаунского университета в Южной Африке, сознание возникает в результате активности в нижних областях, таких как ретикулярная активирующая система, вентральный покров и таламус. Например, сенсорная информация — вся она проходит через таламус — становится осознанной только тогда, когда она является эмоционально или мотивационно релевантной, и в этом случае префронтальная и поясная кора направляют наше внимание на нее. Между тем полосатое тело и предклинье играют роль в автоматическом контроле движений и ориентации, что позволяет нам взаимодействовать с окружающей средой, не задумываясь об этом.Предоставлено: Falconieri Visuals.Настоящий вдохновитель
Многие люди упорно цепляются за старое различие между инстинктивным бессознательным и рациональным сознанием, отдавая предпочтение последнему. Но, как я показал, эта точка зрения несостоятельна. Бессознательные процессы сильно контролируют наше сознание. На что вы направите свое внимание, что вы помните и какие идеи у вас есть, что вы отфильтровываете из потока бомбардирующих вас стимулов, как вы их интерпретируете и какие цели преследуете — все это является результатом автоматических процессов.Тимоти Уилсон из Университета Вирджинии считает эту опору на бессознательное ценой, которую мы платим за выживание как вид. Если бы мы были вынуждены всегда рассматривать каждый аспект ситуации вокруг нас и взвешивать все наши варианты того, что делать, человечество давно бы вымерло. Автопилот в нашем мозгу, а не сознание, делает нас такими, какие мы есть.
Таким образом, настоящим вдохновителем, решающим проблемы и обеспечивающим наше выживание, является бессознательное. Понятно, что люди склонны не доверять бессознательному, поскольку оно кажется неконтролируемым.Как мы должны контролировать что-то, когда мы даже не знаем, когда и как это влияет на нас? Тем не менее аранжировка работает.
Джон Барг из Йельского университета, изучающий грунтовку, сравнивает человеческий разум с умом моряка: чтобы направить лодку из пункта А в пункт Б, моряк должен знать пункт назначения и уметь корректировать курс. Однако таких способностей недостаточно, потому что, как и в случае с бессознательными, в игру вступают неконтролируемые факторы, такие как океанские течения и ветер.Но опытные моряки принимают их во внимание, чтобы добраться до места назначения.
Нам хорошо поступать, если мы относимся к нашему бессознательному аналогичным образом — не мешая ему. И это действительно то, чем мы занимаемся изо дня в день. Когда я кладу фотографию своих близких на свой стол, чтобы стимулировать мою мотивацию к работе, или когда я поднимаюсь по лестнице вместо лифта, я управляю своим подсознанием, осознавая, что его стремление к отдыху и отдыху не отвечает моим интересам. в данный момент. И тот факт, что я могу это делать, показывает, что сознательное и бессознательное — партнеры, а не противники.
Эта статья впервые появилась в номере Gehirn & Geist и воспроизводится с разрешения.
Аудиокнига недоступна | Audible.com
Evvie Drake: более
- Роман
- От: Линда Холмс
- Рассказывает: Джулия Уилан, Линда Холмс
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- Несокращенный
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее внутри, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.
- 3 из 5 звезд
Что-то заставляло меня слушать….
- От Каролина Девушка на 10-12-19