А.Н. Леонтьев. Общая характеристика психики животных
в раздел Оглавление
Часть I
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
А.Н. Леонтьев. Общая характеристика психики животных
Предысторию человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных.
Если окинуть одним взглядом путь, который, проходит это развитие, то отчетливо выступают его основные стадии и основные управляющие им закономерности.
развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психологического развития имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации.
Так, приспособление к более сложной, внешно оформленной среде приводит к дифференциации у животных простейшей нервной системы и специальных органов — органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика — способность отражения отдельных свойств среды.
В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизин и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.
Наконец, еще большее усложнение условий существования, приводящее к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия и еще более совершенного мозга, создает у животных возможность чувственного восприятия ими объективных соотношений вещей в виде предметных «ситуаций».
Мы видим, таким образом, что развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде и что психическое отражение является функцией соответствующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления. Нужно при этом особенно подчеркнуть, что психическое отражение отнюдь не представляет собой только «чисто субъективного», побочного явления, не имеющего реального значения в жизни животных, в их борьбе за существование. Напротив… психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде.
Итак, развитие жизни приводит к такому изменению физической организации животных, к возникновению у них таких органов — органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности. От чего же зависит характер этой функции? Чем она определяется? Почему в одних условиях эта функция выражается, например, в отражении отдельных свойств, а в других — в отражении целостных вещей?
Мы нашли, что это зависит от объективного строения деятельности животных, практически связывающей животное с окружающим его миром. Отвечая изменению условий существования, деятельность животных меняет свое строение, свою, так сказать, «анатомию». Это и создает необходимость такого изменения органов и их функций, которое приводит к возникновению более высокой формы психического отражения. Коротко мы могли бы выразить это так: каково объективное строение деятельности животного, такова н форма отражения им действительности.
Итак, материальную основу сложного процесса развития психики животных составляет формирование «естественных орудий» их деятельности — их органов и присущих этим органам функций. Эволюция органов и соответствующих им функций мозга, происходящая внутри каждой из стадий развития деятельности и психики животных, постепенно подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению их деятельности в целом; возникающее же при этом переходе изменение общего строения деятельности животных в свою очередь создает необходимость дальнейшей эволюции отдельных органов и функций, которая теперь идет как бы уже в новом направлении. Это изменение как бы самого направления развития отдельных функций при переходе к новому строению деятельности и новой форме отражения действительности обнаруживается очень ясно.
Так, например, на стадии элементарной сенсорной психики функция памяти формируется, с одной стороны, в направлении закрепления связей отдельных воздействующих свойств, с другой — как функция закрепления простейших двигательных связей. Эта же функция мозга на стадии перцептпвной психики развивается в форме памяти на вещи, а с другой стороны, в форме развития способности к образованию двигательных навыков. Наконец, на стадии интеллекта ее эволюция идет еще в одном, новом направлении — в направлении развития памяти на сложные соотношения, на ситуации. Подобные же качественные изменения наблюдаются и в развитии других отдельных функций.
Рассматривая развитие психики животных, мы подчеркивали, прежде всего те различия, которые существуют между ее формами. Теперь нам необходимо выделить то общее, что характеризует эти различные формы и что делает деятельность животных и их психику качественно отличными от человеческой деятельности и от человеческого сознания.
Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью инегниктивно-биологической. Иначе говоря, деятельность животного может осуществляться лишь по отношению к предмету жизненной, биологической потребности или по отношению к воздействующим свойствам, вещам и их соотношениям (ситуациям), которые для животного приобретают смысл того, с чем связано удовлетворение определенной биологической потребности. Поэтому всякое изменение деятельности животного выражает собой, изменение фактического воздействия, побуждающего данную деятельность, а не самого жизненного отношения, которое ею осуществляется. Так, например, в обычных опытах с образованием условного рефлекса у животного, конечно, не возникает никакого нового отношения; у него не появляется никакой новой потребности, и если оно отвечает теперь на условный сигнал, то лишь в силу того, что теперь этот сигнал действует на него так же, как безусловный раздражитель. Если вообще проанализировать любую из многообразных деятельностей животного, то всегда можно установить определенное биологическое отношение, которое она осуществляет, и, следовательно, найти лежащую в ее основе биологическую потребность.
Итак, деятельность животных всегда остается в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе. Это общий вакон деятельности животных.
В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными. В силу того что животное вступает во взаимодействие с многообразными, воздействующими на него предметами среды, перенося на них свои биологические отношения, они отражаются им лишь теми своими сторонами и свойствами, которые связаны с осуществлением этих отношений.
Так, если в сознании человека, например, фигура треугольника выступает безотносительно к наличному отношению к ней, и характеризуется прежде всего объективно — количеством углов и т.д., то для животного, способного различать формы, эта фигура выделяется лишь в меру биологического смысла, который она имеет. При этом форма, выделившаяся для животного из ряда других, будет отражаться им неотделимо от соответствующего биологического его отношения. Поэтому если у животного не существует инстинктивного отношения к данной вещи или к данному воздействующему свойству и данная вещь не стоит в связи с осуществлением этого отношения, то в этом «случае и сама вещь как бы не существует для животного. Оно обнаруживает в сваей деятельности безразличие к данным воздействиям, которые хотя и могут быть предметом его восприятия, однако никогда при этих условиях не становятся им.
Именно этим объясняется ограниченность воспринимаемого животными мира узкими рамками их инстинктивных отношений, а в противоположность человеку у животных не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности.
Поясним это примером. Так, если у рака-отшельника отобрать актинию, которую он обычно носит на своей раковине, то при встрече с актинией он водружает ее на раковину. Если же он лишился своей раковины, то он воспринимает актинию как возможную защиту абдоминальной части своей тела, лишенной, как известно, панциря, и пытается влезть в нее. Наконец, если рак голоден, то актиння еще раз меняет для него свой биологический смысл, и он попросту съедает ее.
С другой стороны, если для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности, то понятно, что и само отношение к нему животного никогда не существует для него как таковое, само по себе, в отдельности от предмета. Это также составляет противоположность тому, что характеризует сознание человека. Когда человек вступает в то или иное отношение к вещи, то он отличает, с одной стороны, объективный предмет своего отношения, а с другой — само свое отношение к нему. Такого именно разделения и не существует у животных. «…Животное, — говорит Маркс, — не «относится» ни к чему и вообще не «относится»1.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., т. 3, с.29
Наконец, мы должны отметить и еще одну существенную черту психики животных, качественно отличающую ее от человеческого сознания. Эта черта состоит в том, что отношения животных к себе подобным принципиально таковы же, как и их отношения к другим внешним объектам, т.е. тоже принадлежат исключительно к кругу их инстинктивных биологических отношений. Это стоит в связи с тем фактом, что у животных не существует общества. Мы можем наблюдать деятельность нескольких, иногда многих животных вместе, но мы никогда не наблюдаем у них деятельности совместной, совместной в том значении этого слова, в каком мы употребляем его, говоря о деятельности людей. Например, если сразу перед несколькими обезьянами поставить задачу, требующую положить ящик на ящик, для того чтобы влезть на них и этим способом достать высоко подвешенный банан, то, как показывает наблюдение, каждое из животных действует, не считаясь с другими. Поэтому при таком «совместном» действии нередко возникает борьба за ящики, столкновения и драки между животными, так что в результате «постройка» так и остается невозведенной, несмотря на то что каждая обезьяна в отдельности умеет, хотя и не очень ловко, нагромождать один ящик на другой и взбираться по ним вверх.
Вопреки этим фактам некоторые авторы считают, что у ряда животных якобы существует разделение труда. При этом указывают обычно на общеизвестные примеры из жизни пчел, муравьев и других «общественных» животных. В действительности, однако, во всех этих случаях никакого настоящего разделения труда, конечно, не существует, как не существует и самого труда — процесса по самой природе своей общественного.
Хотя у некоторых животных отдельные особи и выполняют в сообществе разные функции, но в основе этого различия функций лежат непосредственно биологические факторы. Последнее доказывается и строго определенным, фиксированным характером самих функций, (например, «рабочие» пчелы строят соты и прочее, матка откладывает в них яички) и столь же фиксированным характером их смены (например, последовательная смена функций у «рабочих» пчел). Более сложный характер имеет разделение функций в сообществах высших животных, например, в стаде обезьян, но и в этом случае оно определяется непосредственно биологическими причинами, а отнюдь не теми объективными условиями, которые складываются в развитии самой деятельности данного животного сообщества.
Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют собой и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков голоса. Это и дало основание говорить о речи животных. Указывают, например, на сигналы, подаваемые сторожевыми птицами другим птицам стаи.
Имеем ли мы, однако, в этом случае процесс, похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними, несомненно, существует. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, устойчиво связанный с определенным явлением, но именно на отраженную в речи реальность. Совсем другое мы имеем в случае голосового общения животных. Легко показать, что животное, реагирующее на голос другого животного, отвечает не на то, что объективно отражает данный голосовой сигнал, но отвечает на самый этот сигнал, который приобрел для него определенный биологический смысл.
Так, например, если поймать цыпленка и насильно удерживать его, то он начинает биться и пищать; его писк привлекает к себе наседку, которая устремляется по направлению к этому звуку и отвечает на него своеобразным квохтанием. Такое голосовое поведение цыпленка и курицы внешне похоже на речевое общение. Однако на самом деле этот процесс имеет совершенно другую природу. Крик цыпленка является врожденной, инстинктивной (безубловнорефлекторной) реакцией, принадлежащей к числу так называемых выразительных движений, которые не указывают и не означают никакого определенного предмета, действия или явления; они связаны только с известным состоянием животного, вызываемым воздействием внешних или внутренних раздражителей. В свою очередь и поведение курицы является простым инстинктивным ответом на крик цыпленка, который действует на нее как таковой — как раздражитель, вызывающий определенную инстинктивную реакцию, а не как означающий что-то, т.е. отражающий то или иное явление объективной действительности. В этом можно легко убедиться с помощью следующего эксперимента: если привязанного цыпленка, который продолжает пищать, мы закроем толстым стеклянным колпаком, заглушающим звуки, то наседка, отчетливо видя цыпленка, но уже не слыша более его криков, перестает обнаруживать по отношению к нему какую бы то ни было активность; сам по себе вид бьющегося цыпленка оставляет ее безучастной. Таким образом, курица реагирует не на то, что объективно значит крик цыпленка, в данном случае на опасность, угрожающую цыпленку, но реагирует на звук крика.
Принципиально таким же по своему характеру остается и голосовое поведение даже у наиболее высокоразвитых животных, например, у человекообразных обезьян. Как показывают, например, данные Иеркса и Лернедта, научить человекообразных обезьян настоящей речи невозможно.
Из того факта, что голосовое поведение животных является инстинктивным, однако, не следует, что оно вовсе не связано с психическим отражением ими внешней объективной действительности. Однако, как мы уже говорили, для животных предметы окружающей их действительности неотделимы от самого отношения их к этим предметам. Поэтому и выразительное поведение животного никогда не относится к самому объективному предмету. Это ясно видно из того, что та же самая голосовая реакция животного повторяется им не при одинаковом характере воздействующих предметов, но при одинаковом биологическом смысле данных воздействий для животного, хотя бы воздействующие объективные предметы были при этом совершенно различны. Так, например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом, однако, совершенно безразлично, что именно воздействует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного, и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности не по их объективно сходным признакам, но лишь по сходству инстинктивного отношения к ним животного. Они относятся не к самим предметам действительности, но связаны с теми субъективными состояниями животного, которые возникают в связи с этими предметами. Иначе говоря, упомянутые нами крики животных лишены устойчивого объективного предметного значения.
Итак, общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.
Совсем иную форму психики, характеризующуюся совершенно другими чертами, представляет собой психика человека — человеческое сознание.
Переход к человеческому сознанию, в основе которого лежит переход к человеческим формам жизни, к человеческой общественной по своей природе трудовой деятельности, связан не только с изменением принципиального строения деятельности и возникновением новой формы отражения действительности; психика человека не только освобождается от тех черт, которые общи всем рассмотренным нами стадиям психического развития животных, и ие только приобретает качественно новые черты. Главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного мира теми общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие психики начинает подчиняться законам общественно-исторического развития.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972, с. 252-263
Характеристика особенностей психики человека, 11 (одиннадцать) букв
Вопрос с кроссворда
Ответ на вопрос «Характеристика особенностей психики человека «, 11 (одиннадцать) букв:
темперамент
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова темперамент
Характер поведения собаки, связанный с особенностями психической деятельности животного, силы выражения эмоций, состояния физиологической и двигательной активности
Склад человека, характер его мировосприятия и поведения (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)
У человека он — меланхолический, флегматический, сангвинический или холерический
Именно Гиппократ (460-377 до н э) впервые сказал об этом, положив в основу учение о четырех жидкостях в организме: желчи, крови, черной желчи и лимфе. Что же определял он по этим жидкостям
Определение слова темперамент в словарях
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
темперамента, м. (латин. temperamentum). Совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.), зависящих от физиологических …
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. лат. природа человека, природное сложенье его, сообразное с основными качествами души; главных темпераментов четыре: сангвинический (алокровный), холерический (нервный), флегматический (белокровный) и меланхолический (чернокровный).
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от лат. temperamentum ≈ надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре Т. можно выделить …
Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
совокупность индивидуальных особенностей эмоциональных реакций и волевой деятельности человека.
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность …
Характеристики психически здорового человека
РЕКЛАМА:
В этой статье мы поговорим о характеристиках психически здорового человека.
1. Психически здоровый человек обладает способностью приспосабливаться.
2. Психически здоровый человек имеет чувство собственного достоинства, чувствует себя нужным и важным.
РЕКЛАМА:
3. Психически здоровый человек решает свои проблемы во многом собственными усилиями и принимает собственные решения.
4. Обладает чувством личной защищенности и чувствует себя уверенно в группе, проявляет понимание чужих проблем и мотивов.
5. Психически здоровый человек обладает чувством ответственности
6. Умеет дарить и принимать любовь.
РЕКЛАМА:
7. Он живет в мире реальности, а не фантазии.
8. Он проявляет эмоциональную зрелость в своем поведении и развивает способность переносить фрустрацию и разочарование в своей повседневной деятельности.
9. Психически здоровый человек имеет разнообразные интересы и, как правило, ведет сбалансированный образ жизни, состоящий из работы, отдыха и развлечений.
Здоровый человек здоров не только физически, но и психически. Современная концепция здоровья выходит за рамки правильного функционирования организма. Он включает в себя здоровый, эффективный ум и контролируемые эмоции. «Здоровье — это состояние здоровья, здоровья или целостности тела, ума или души». Это означает, что и тело, и разум работают эффективно и гармонично.
Человек — целостный механизм, психосоматическая единица (тело-психическая единица), поведение которой определяется как физическими, так и психическими факторами. Это нормальное состояние благополучия, и, по словам Джонса и Вебстера, «это положительное, но относительное качество жизни».
Это состояние характерно для среднего человека, который удовлетворяет потребности жизни на основе своих способностей и ограничений. Под словом «относительный» мы подразумеваем, что степень психического здоровья, которой обладает индивидуум в данный момент времени, постоянно меняется.
Психическое здоровье определяется не только отсутствием психических заболеваний; с другой стороны, это положительное качество повседневной жизни человека. Это качество жизни проявляется в поведении человека, чье тело и разум работают вместе в одном направлении.
Его мысли, чувства и действия гармонично функционируют для достижения общей цели, что означает способность уравновешивать чувства, желания, амбиции и идеалы в повседневной жизни. Это означает способность смотреть в лицо реалиям жизни и принимать их.
Другие определения психического здоровья относятся к таким способностям, как принимать решения, брать на себя ответственность в соответствии со своими способностями находить удовлетворение; успех и счастье в выполнении повседневных задач, эффективном общении с другими и проявлении социально внимательного поведения. Психически здоровый индивидуум или хорошо приспособленный человек обладает или развивается в своей повседневной жизни.
РЕКЛАМА:
Эти характеристики могут служить критериями оптимального психического здоровья:
1. Имеет свою философию жизни:
Психически здоровый человек формулирует свои ценности с учетом требований общества. Эта философия направляет его в различных сферах жизни.
2. Правильное чувство самооценки:
Уравновешенный человек знает о своих способностях, мотивах, сильных сторонах и ограничениях. Тщательно оценивает свое поведение и принимает свои ошибки.
С открытым сердцем:
3. Хорошо проявляет свое мудрое суждение, поскольку хорошо знает силу и ограничения, он выбирает такие социальные и индивидуальные задачи, которые не являются ни слишком сложными, ни слишком легкими. Таким образом, он легко достигает своей цели.
4. Эмоционально зрелый:
Эмоционально зрелый и стабильный, выражает свои эмоции на национальном уровне и осуществляет над ними надлежащий контроль.
5. Уравновешенное чувство собственного достоинства:
У него должное чувство личного уважения. Он думает, что является важным членом социальной группы и может что-то сделать для ее прогресса и благополучия.
6. Социально регулируемый:
Все мы социальные существа. Эта реальность социальной жизни относится к социальной отдаче и получению. Психически здоровый человек владеет искусством социальной жизни и социальной отдачи.
7. Реалистичный подход:
Его подход к различным жизненным проблемам реалистичен. Его не пугают воображаемые страхи или ловушки, которые могут возникнуть.
8. Интеллектуально здоров:
Обладает достаточно развитыми интеллектуальными способностями. Это позволяет ему мыслить независимо и принимать правильные решения в нужное время.
9. Эмоциональная зрелость:
Такие эмоции, как страх, гнев, любовь, дерзость и т. д. обычно наблюдаются в нашей социальной жизни. У такого человека зрелое эмоциональное поведение. Он контролирует их и выражает их в соответствии с принятыми социальными нормами.
10. Храбрость перед неудачами:
Жизнь — это игра на качелях. Если мы стремимся к успеху, мы иногда сталкиваемся и с неудачами. Человек с совершенным психическим равновесием обладает достаточным мужеством и силой терпимости, чтобы противостоять неудачам в своей жизни.
11. Пунктуальность:
Человек с крепким психическим здоровьем имеет желательные социальные и здоровые привычки. Он не забывает о своих обязательствах и регулярно и пунктуально выполняет свои обязанности.
12. Национальное отношение к сексу:
Имеет нормальное естественное отношение к сексу и не страдает сексуальными отклонениями.
13. Самоосуждение:
Самоосуждение – одна из важных характеристик такого человека. Он использует его для решения своих проблем. Он не зависит от суждений других.
14. Разнообразные интересы:
Его привлекают различные интересы. Это обеспечивает ему разнообразие и счастье в жизни. Он выполняет свои повседневные обязанности с изяществом и уравновешенностью. Он любит работать, отдыхает и наслаждается отдыхом.
Главная ›› Психология ›› Здоровье ›› Психическое здоровье
10 ключевых черт психически здоровых людей
Источник: Раду Флорин/Unsplash
Меня часто спрашивают, что значит быть психически здоровым. Ранее я обсуждал, что мы все можем сделать для улучшения психического здоровья, но люди хотят знать, как это выглядит, когда они достигают этого. Хотя это выглядит немного по-разному для всех, есть некоторые общие характеристики людей, способных поддерживать хорошее психическое здоровье и повышать устойчивость.
10. Вы просыпаетесь каждый день и чувствуете благодарность за что-то.
Когда у вас плохой день или плохая неделя, вы можете оглянуться вокруг и увидеть, как другие люди счастливы. Во времена страданий может быть трудно признать то, что вы цените. Но способность ежедневно думать хотя бы об одной вещи, за которую вы благодарны, является признаком стойкости. Это признак того, что вы стремитесь ценить хорошие вещи или хорошие отношения, которые у вас есть. Признание этого может улучшить ваше психическое здоровье, если это станет регулярной привычкой.
9. У вас есть то, что вы хотите сделать или испытать.
Возможно, вам предстоит мероприятие с друзьями, отпуск или что-то столь же простое, как спокойный вечер дома за просмотром любимого фильма. Планирование чего-то, чего вы можете с нетерпением ждать, и нахождение в этом некоторого удовлетворения и удовольствия — это признак того, что вы ищете положительных впечатлений, которые могут уменьшить тревогу и чувство депрессии.
8. Вы избавляетесь от гнева и не тратите время на обиды на других, которые причинили вам боль.
Хотя в какой-то момент жизни у всех нас были сложные отношения и конфликты, удержание их может помешать нам двигаться дальше по жизни. Это может привести к интернализованным отрицательным эмоциям, таким как гнев, печаль и даже одиночество, когда мешает нам найти других друзей или отношения. Если вы сможете успешно отпустить гнев и перестать думать о тех, кто причинил вам боль, у вас больше шансов обрести мир в своей жизни и достичь хорошего психического здоровья.
7. Вам нравятся простые вещи в жизни.
Люди, склонные к хорошему психическому здоровью, могут получить положительный опыт, делая простые вещи, например, прогуливаясь на природе, смеясь с друзьями и любимыми или слушая хорошую музыку. Вы можете оценить каждый опыт, даже если он не захватывающий или элегантный.
6. Вы продолжаете пытаться, даже если дела идут плохо.
Трудно оставаться мотивированным, когда вы переживаете трудные обстоятельства. Вы можете начать терять энергию и терять надежду. Но люди, которые психически здоровы, как правило, могут продолжать, когда дела идут плохо, и иногда это даже делает их более настойчивыми.
5. Вы помогаете окружающим.
Самые психически здоровые и самые стойкие люди не сосредоточены на себе. Даже когда ваши собственные обстоятельства сомнительны, вы продолжаете обращаться к другим и оказывать поддержку, насколько это возможно. В зависимости от того, что происходит в вашей жизни, вы, возможно, не сможете делать большие дела, чтобы помочь другим, но вы всегда беспокоитесь о других и пытаетесь протянуть руку помощи.
4. Берегите себя.
Психически здоровые люди заботятся о других, но не до такой степени, что перестают заботиться о себе. Вы следите за тем, чтобы ваши собственные потребности удовлетворялись, потому что вы знаете, что это позволяет вам быть более доступным, чтобы помогать другим и присутствовать в ваших отношениях.
3. У вас хорошие границы в отношениях.
Знание того, когда сказать «нет», и знание, когда дать себе немного свободы, позволяет людям, которые психически здоровы, оставаться такими. Можно быть полезным, не нарушая собственного чувства пространства и уединения.
2. Вы не завидуете тому, что есть у других.
Вы не тратите время на сравнение себя с другими или с тем, что есть у других. Вы сосредотачиваетесь на том, чего хотите и что находится в пределах вашей досягаемости.
1. Вы можете порадоваться за других, даже если ваша собственная жизнь непроста.
Способность радоваться за других и давать им понять, что вы рады за них, является важным аспектом психического здоровья. Это означает, что вы можете смотреть дальше своей собственной борьбы или боли, и вы счастливы за других, независимо от того, что происходит в вашей собственной жизни.
Некоторые из этих характеристик могут показаться труднодостижимыми. Некоторые из нас выросли в семьях, где негатив, конфликты и страх являются постоянным атрибутом жизни. Не всегда легко вырваться из этих циклов и завести новые привычки. Научиться переосмысливать свое мышление и наслаждаться тем, что нас окружает, — это отличные навыки, которые необходимо приобрести, стремясь к лучшему психическому здоровью.