Психодрама — метод психотерапии онлайн в сервисе ZIGMUND.ONLINE
- монодрама
- роли
- сцена
Что такое психодрама?
Психодрама — это подход в психотерапии, в котором клиенту предлагается встретиться со своими чувствами, мыслями и другими переживаниями, используя своеобразную театральную игру. Методика направления помогает решать вопросы в отношениях с другими людьми, даже теми, кто уже умер или просто недоступен для прямого контакта. Также подход поможет лучше узнать себя и понять свое поведение. Психодрама особенно эффективна для налаживания отношений между участниками какой-либо группы.
Основная идея подхода — действия целительнее слов. Психодрама рассматривает психологические проблемы и психические заболевания, как результат нарушений в межличностных отношениях и взаимодействиях. Когда человек не позволяет себе быть спонтанным, испытывать определенные чувства и честно на них реагировать. Когда пытается казаться не тем, кто он есть на самом деле. Метод предлагает устранять эти нарушения, используя не только психотерапевтические, но также сценические и актерские техники.
В ходе терапии клиенты примеряют на себя множество ролей, и каждая роль представляет собой часть их личности. Так клиенты знакомятся с различными гранями своего внутреннего мира, учатся их понимать и принимать.
Структура психодрамы
Психодраму создал Якоб Морено — психиатр, психолог и социолог румынского происхождения. Он считал, что все взаимодействия (и действия вообще) люди совершают, исходя из разных ролей. В теории Морено роль — это совокупность привычных человеку моделей поведения, его личные способы общения и реагирования. В понятие роли входят все проявления человека в конкретный момент времени. Человек старается играть роль, подходящую для актуальных условий и ситуации. Слова, жесты, мимика, действия, способы мышления, следование принципам — все это является частью роли.
Часто роли становятся просто привычным поведением. Человек привыкает воспроизводить ролевые паттерны и дальше следует им, не задумываясь.
Теория ролей
Якоба Морено разделил роли по их главным характеристикам:
Психосоматические роли, связанные с телесными действиями. Например: Бегун, носильщик или спускающийся по лестнице человек.
Психические роли, демонстрирующие эмоции и состояния. Например: Задумчивый меланхолик, контрол-фрик, неутомимый оптимист.
Социальные роли применяются в межличностных отношениях. Например: Супруг, одноклассник, посетитель парикмахерской.
Интегративные роли используются во время духовных переживаний. Например: творец, молящийся, испытывающий родительские чувства.
Некоторые свои ролевые модели люди хорошо понимают, в то время как другие для них неудобны и не понятны.
Человек чувствует себя здоровой и гармоничной личностью, когда он гибок в выборе и формировании этих ролей. Психологические трудности проявляются, когда некоторые роли становятся человеку недоступными или когда применяются не в том взаимодействии, где они были бы наиболее эффективны.
Теория спонтанности
Развитие спонтанности очень важно для работы по методу психодрамы, так как именно спонтанность позволяет человеку адекватно реагировать на новую ситуацию или менять отношение к старой.
Большинство жизненных ситуаций сложно предсказать, поэтому в жизни часто приходится импровизировать. Метод психодрамы предлагает человеку обратиться к спонтанной импровизации — приближенному к жизни отыгрыванию роли на «сцене».Разбудить спонтанность — задача психодрамы. Спонтанность помогает выражать себя, минуя самоцензуру и умозрительные рассчеты.
Благодаря безопасной обстановке, человек позволяет себе сыграть роль, например, того, кто может отстоять свое мнение и не избегает конфликтов. Участвовать в психодраматической игре можно, не боясь осуждения и наказаний, которые часто являются проблемой для проявления спонтанности.
Социометрия
Изначально Морено задумывал психодраму, как метод работы только для групповой психотерапии. Здесь одну роль брал на себя клиент (его в психодраме называют протагонистом), а другие отыгрывали остальные участники психодраматической группы. Также в процессе присутствует ведущий. Во время игры на «сцене», — пространстве для отыгрывания психодраматического сценария, — протагонист мог увидеть, как его воспринимают окружающие люди, и пробовал спонтанно взаимодействовать с ними. Так главный исполнитель и другие участники учились видеть себя в действии.
Каждый участник группового процесса влияет на то, как будет жить группа, какие в ней отношения и связи. Обстановка внутри группы должна способствовать раскрытию творческого потенциала и спонтанности всех ее участников. Для анализа этих отношений Морено использовал собственную методику — социометрию.
Морено заметил, что в каждой группе существуют следующие внутригрупповые роли:
Явный лидер
Проявляет инициативу открыто, задает движение.
Скрытый лидер
Добивается своих целей скрыто.
Звёзды
Люди, пользующиеся уважением остальных участников.
Нейтральные
Участники, не возбуждающие в остальных особый интерес и сильные чувства.
Изгои
Люди, отвергаемые группой.
Социометрия проводится с помощью специальных вопросов. Ведущий группы задает их каждому участнику. Цель подобного исследования заключается в том, чтобы систематизировать внутригрупповые роли участников, определить взаимные симпатии и микрогруппы.
Сейчас социометрия активно используется не в психотерапии, а в работе с коллективом, для диагностики отношений, а также для определения положения человека в группе. Чаще всего в учебных заведениях, прежде всего в школах. Социометрия помогает, например, не допустить, чтобы кто-то стал изгоем в группе.
Направления и виды
Групповую психодраму и сегодня продолжают практиковать, так как ее техники не перестали помогать людям разбираться в собственной психологии — в том, как они чувствуют и действуют. В зависимости от того, какую нужно решить задачу, в групповой работе используются следующие виды психодрамы:
Центрированная на одном человеке — протагонисте
Процесс направлен на помощь конкретному участнику группы. На сцене разыгрывается ситуация из жизни протагониста, которая уже случилась или может случиться. Также это может быть какое-то воображаемое событие. Протагонист здесь — главный герой, остальным участникам группы назначаются второстепенные роли. Во время игры протагонист может столкнуться с чувствами или воспоминаниями, переживание которых было заблокировано.
Центрированная на теме
Не всегда в группе находится человек, нуждающийся в том, чтобы выйти на сцену и разыграть свою психодраму. Некоторым участникам сложно сразу решиться на это. Тогда процесс может быть посвящен какой-то теме, волнующей всех людей внутри группы. Например, темой может быть эмоция или сложное состояние. Все люди испытывают тревогу, но отношение к ней может отличаться. Психодраматическая игра в данном случае будет выглядеть как короткие импровизации участников, повествующие об их встрече с тревогой.
Центрированная на группе
Так как группа состоит из коллектива людей, между ними неизбежно будут возникать различные отношения. Задача этого вида психодрамы — исследовать эти отношения. Каждый участник сможет заметить свое поведение и свою роль в формировании отношений с другими людьми.
Направленная на группу
Иногда психодраматическая группа собирается из людей, объединенных одной проблемой. Примерами таких проблем могут быть зависимости, конфликты в семье, трудности в самоопределении и так далее. Здесь тоже есть главный герой — протагонист, второстепенные участники и ведущий. И хотя сценарий психодрамы будет разыгрываться вокруг одного человека, она произведет воздействие на всех участников игры. Психодрама, направленная на группу, дает участником возможность получить новое понимание своей проблемы.
Практика психодрамы
В основе психотерапии по методу психодрамы лежат разработанные Морено упражнения и техники. Для групповой терапии также есть универсальная формула, по которой должна работать психодраматическая встреча.
Всего у нее есть три фазы:
Разогрев
Чтобы группа начала «жить», ведущий должен провести работу над знакомством. Участникам предлагается пройти несколько упражнений, которые позволят сложить представление друг о друге и общих темах.
Действие
Сама психодраматическая игра на сцене, отыгрывание актуального запроса. Протагонист может проявить инициативу сам, иногда его назначает ведущий. Вспомогательные роли также может выбрать протагонист или ведущий.
Шеринг
Здесь участникам помогает ведущий. Если психодрама была направлена на протагониста, ему важно поделиться полученным опытом.
Также Морено внедрил в игру основные психодраматические техники, отсылающие к этапам взросления ребенка: Дублирование, Зеркало и Обмен ролями.
Дублирование
Один из участников группы старается распознать процессы протагониста, которые тот сам не осознает. Дублер должен озвучить или изобразить то, что, как ему кажется, главный герой в себе подавляет. Если протагонист согласен с замечанием, ему нужно повторить действие за дублером. Эта техника соответствует отношениям между матерью и новорожденным ребенком.
Зеркало
Используя эту технику, один из участников берет на себя роль главного героя, становясь его «отражением». С помощью ведущего эта практика позволяет протагонисту увидеть себя со стороны. Техника соответствует стадии взросления, когда ребенок узнает себя в других людях, учится ассоциировать себя с ними.
Обмен ролями
В этой технике главный герой забирает себе одну из вспомогательных ролей, а на свое место ставит другого участника. Так протагонист пробует посмотреть на свою ситуацию чужими глазами. Эта техника соответствует стадии взросления, в которой ребенок учится представлять себя на месте другого человека.
Как проходит сессия
Как и в других психотерапевтических подходах, в психодраме и монодраме первая встреча с терапевтом — это знакомство. Терапевт просит клиента коротко описать самого себя и свое состояние. Далее, возможно, понадобится описание значимых для клиента людей. Так формируется представление о ролях, которые клиент использует в жизни. Затем выбираются роли, которые протагонист будет изображать в сценической игре
В монодраме часто используются вещи, например, пустые стулья, которые тоже получают свои роли. После самой игры происходит самый длительный этап психотерапевтического занятия — обсуждение с психотерапевтом того, что происходило с клиентом во время отыгрывания.
Главное достоинство подхода — это возможность для клиента попробовать на практике ту линию поведения, которую он не позволяет себе проявлять в реальной жизни.
Ответы на частые вопросы
Каждый подход работает с любым запросом. Просто своим способом. Выбирайте подходящий вам.
Посмотреть профили психологов
Другие подходы
Психоаналитическая терапия
- перенос
- эго
- бессознательное
Транзактный анализ
- ребёнок
- родитель
- взрослый
Системная семейная терапия
- правило
- генограмма
- семья
Экзистенциальная терапия
- смерть
- жизнь
- смыслы
Когнитивно-поведенческая терапия
- мышление
- реакции
- навыки
Гештальт-терапия
- настоящее
- эмоции
- опыт
Клиент-центрированная терапия
- личность
- принятие
- эмпатия
Юнгианский анализ
- архетипы
- символы
- мифы
Коучинг
- развитие
- цели
- достижения
Арт-терапия
- творчество
- скрытые переживания
Нарративный подход
- ситуация
- рассказ
- интерпретация
Психодрама — Психологос
Психодрама — метод психотерапии, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека, развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.
Современная психодрама – это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.
Формат классической психодраматической работы
Психодраматические группы обычно состоят из 8 – 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя – только с самого начала, в течение первых встреч.
Структура встречи
Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека. Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.
Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.
Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя. Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы к решению. И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.
Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.
Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.
Содержание психодраматического действия
Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе. Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы – в зависимости от потребностей протагониста. Психодраматическое действие – это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы. Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.
Часто в психодраме проигрываются сцены из прошлого, в которых происходило что-то значимое для протагониста (если протагонист вспоминает о прошлом). Бывает, что у протагониста есть в прошлом какой-то неприятный эпизод, который вызвал когда-то много негативных или спутанных чувств, и отголоски этих чувств остаются с ним, мешая ему в настоящем. В психодраме можно вернуться в прошлое и понять, что именно внутри протагониста тогда произошло. И тогда найти способ отпустить эту ситуацию. Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию.
В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Это позволяет работать с событиями прошлого, если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться. Символическое действие также может быть уместным в ситуациях, когда у протагониста нет конкретных воспоминаний о прошлом, или когда протагонист не хочет говорить на группе о чем-то конкретном из своего прошлого.
В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста для того, чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое? А может быть понять, почему оно не наступает? Или как-то иначе. Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.
Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию, когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.
Всегда ли это психотерапия?
Психодрама — разве это не обучение навыку, когда вас пересаживают со стула на стул, разве это не обучение навыку анализировать свои эмоции? Тогда что это? Обучающий тренинг или психотерапия?
Если психодрама проводится с людьми, которые находятся в позиции автора и руководствуются не эмоциями, не беспомощностью, а разумной головой – это обучающая педагогическая и развивающая работа. Если человека нужно вынуть из его переживаний и его вовлекают в новое состояние, но сам он подобные вещи делать не может, т.к. у него нет ни сил, он ощущает себя жертвой трудных обстоятельств, психодрама является типовой психотерапией.
Методы и приемы одни и те же, но в зависимости от позиции клиента и характера работы — учим мы клиента или лечим — когда-то это психотерапия, а когда-то психологическое обучение.
Каков в этом смысл?
Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой. Реалистичность психодрамы заключается в следующем. Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации. И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает, это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.
Ссылки на дополнительные материалы
- Что такое психодрама? (ссылки на простые статьи о психодраме)
- История психодрамы в России
- Зерка Морено. Обзор психодраматических техник
Сайты
- Все о психодраме
- Сайт Московской психодраматической конференции
Что такое психодраматерапия?
Психотерапевт Джейкоб Морено разработал концепцию психодраматической терапии в 1920-х годах. Морено также был одним из первых сторонников групповой терапии. Во время психодраматической терапии человек прорабатывает конфликты и травмы прошлого, проигрывая части этих переживаний.
Психодрама обычно имеет место в рамках групповой терапии, но основное внимание уделяется индивидуальному разыгрыванию конфликта. Однако возможна и индивидуальная психодраматическая терапия. Терапевт облегчает процесс, помогая участникам структурировать психодрамы, которые помогают преодолевать трудности.
Психодрама может помочь людям справиться с болезненными эмоциями, понять точку зрения другого человека и справиться с травмой.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о психодраматической терапии, в том числе о том, как она работает, о потенциальных преимуществах и о том, как начать.
Психодрама — это структурированная форма терапии, в которой человек драматизирует личную проблему или конфликт, обычно перед группой других участников терапии. Другие участники обычно принимают участие в драме, хотя каждое выступление сосредоточено на проблемах одного человека.
Джейкоб Л. Морено, венский психиатр и психотерапевт, разработал психодраму в 1920-х годах. С тех пор несколько практиков разработали новые подходы к психодраме, хотя подход к решению личных проблем в групповой обстановке остался прежним.
Психодрама может быть частью более крупной лечебной программы или основным или единственным методом лечения. Его цели:
- воспитывать эмпатию
- помочь человеку увидеть себя таким, каким его видят другие
- помочь человеку справиться со сложными эмоциями
- помочь человеку решить психологические проблемы, связанные с травмами и конфликтами в отношениях
Морено рассматривал психодраму не только как терапевтическую технику, но и как всеобъемлющую философию, которую люди могут принять за пределами клинических условий.
Драматическая терапия аналогична психодраматической терапии. Психодрама — это тип драматической терапии, но это не одно и то же.
Драматическая терапия — это любое вмешательство, которое побуждает людей разыгрывать истории для исцеления или личностного роста. Важно отметить, что драматерапия не обязательно должна проходить под руководством психотерапевта или другого лицензированного специалиста.
Некоторые важные различия включают в себя:
- Психодрама возникает только в контексте психотерапии, в то время как драматическая терапия может иметь место во многих ситуациях.
- Психодраматическая терапия направлена на то, чтобы помочь человеку рассказать историю и проработать ее, в то время как драматическая терапия может иметь несколько направлений, включая рассказывание историй группами.
- В психодраме делается сильный акцент на конкретной роли, которую человек играет в своей истории, а также на решении психологических проблем. Драматическая терапия имеет более широкий, менее конкретный подход. Это может включать в себя решение психологических проблем, но это также включает в себя рассказывание историй, понимание других или преодоление сложных эмоций.
- Драматическая терапия фокусируется на самовыражении, в том числе на рассказе истории. Психодрама больше фокусируется на личном исцелении.
Психодрама сосредоточена вокруг человека и его потребностей в групповом контексте. В групповой терапии человек берет на себя роль главного героя. Это человек, чьи потребности затрагивает психодрама. Терапевт выступает в роли режиссера, координируя действия, распределяя роли и предлагая обратную связь.
Подход проходит в три этапа:
- Разминка: На этом этапе терапевт работает с главным героем, чтобы определить цели сеанса и приступить к структурированию драмы.
- Действие: На этом этапе главный герой и другие разыгрывают ситуацию или драму на сеансе групповой терапии.
- Обмен: На этом этапе члены группы делятся отзывами о драме, рассказывают о том, как драма повлияла на них эмоционально, и используют драму как инструмент для более глубокого психологического исследования.
Во время драмы и после нее терапевт может порекомендовать главному герою сменить роль, принять образ другого человека или сделать паузу, чтобы подумать о поведении другого персонажа. Эти упражнения могут помочь человеку лучше понять роль других в травмирующем или тяжелом воспоминании, а также альтернативные способы, которыми они могут действовать или чувствовать.
Ряд исследований показывает, что психодрама может помочь людям справиться со сложными психологическими и межличностными проблемами.
Исследование 14 рандомизированных контролируемых испытаний, проведенное в 2021 году, и одно полурандомизированное контролируемое исследование, в котором приняли участие 642 человека, показало, что это вмешательство обеспечивает облегчение различных симптомов психического здоровья.
Исследование 2020 года оценивало эффективность психодрамы в помощи людям справляться с горем. Исследователи обнаружили, что этот процесс может помочь человеку справиться с горем и потерей посредством групповой работы. Это также может помочь человеку справиться со сложными эмоциями, позволив ему поговорить с потерянным любимым человеком через группу.
Авторы исследования подчеркивают роль этого подхода в управлении некоторыми последствиями горя, такими как зависимость.
В другом исследовании 2020 года оценивалось влияние психодрамы на улучшение общего самочувствия студентов колледжей. Исследователи наблюдали за 30 студентами бакалавриата, половина из которых прошла психодраматическую терапию. У тех, кто участвовал в психодраме, значительно улучшились показатели благополучия до вмешательства и через 12 месяцев.
Согласно исследованию 2021 года, возможно дистанционное участие в психодраматической терапии. Исследование включало телемедицинскую форму психодрамы в Италии во время изоляции от пандемии COVID-19. Исследователи обнаружили, что психодрама помогает уменьшить чувство изоляции и улучшает общее самочувствие.
Эти исследования подчеркивают ряд преимуществ психодраматической терапии, в том числе:
- улучшение эмоционального интеллекта и осведомленности
- развитие эмпатии
- помочь человеку справиться с травмой
- предложить путь преодоления конфликта
- обеспечить безопасный выход болезненным эмоциям
- справиться с горем
- предоставить выход для преодоления проблем в отношениях, особенно когда человек не может этого сделать в контексте отношений (например, когда любимый человек умер или оскорбляет)
Психодрама вряд ли причинит физический вред, если только человек не упадет или не получит другую травму во время процесса. Тем не менее, можно испытать эмоциональный вред, например:
- воздействие травматических триггеров или триггеров тревоги
- повторное переживание болезненных событий
- воздействие насилия и других болезненных или тревожных стимулов
- провоцирование психоза или серьезных психических расстройств
Режиссер психодрамы или терапевт, проводящий вмешательство , должен направлять процесс на благо главного героя. Однако другим участникам этот процесс может не принести пользы, и они могут даже столкнуться с травмирующими событиями или триггерами опыта.
Психодрама — это не то, что человек может делать в одиночку или даже в группе других неподготовленных людей. Вместо этого он полагается на обученного и лицензированного терапевта, который способствует развитию и разыгрыванию драмы.
Психодрама требует групповой обстановки, взаимного сотрудничества и планирования драмы. Человек также может участвовать в групповой или индивидуальной терапии до или после разыгрывания определенной драмы.
Американское общество групповой терапии и психодрамы может связать человека с квалифицированным специалистом по психодраме.
Психодрама — это структурированный подход к терапии, который побуждает людей действовать через конфликты и травмирующие переживания для достижения разрешения и улучшения психического здоровья.
Человек может заниматься психодрамой самостоятельно или включать ее в более крупную терапевтическую программу.
Психодрама существует в той или иной форме уже 100 лет, и многие люди нашли в ней облегчение. Однако это не для всех.
Люди, рассматривающие психодраму, должны спросить терапевта об их опыте с психодрамой, рисках и преимуществах, а также о том, как терапевт будет структурировать индивидуальную терапию.
Что такое психодраматическая терапия?
Психотерапевт Джейкоб Морено разработал концепцию психодраматической терапии в 1920-х годах. Морено также был одним из первых сторонников групповой терапии. Во время психодраматической терапии человек прорабатывает конфликты и травмы прошлого, проигрывая части этих переживаний.
Психодрама обычно имеет место в рамках групповой терапии, но основное внимание уделяется индивидуальному разыгрыванию конфликта. Однако возможна и индивидуальная психодраматическая терапия. Терапевт облегчает процесс, помогая участникам структурировать психодрамы, которые помогают преодолевать трудности.
Психодрама может помочь людям справиться с болезненными эмоциями, понять точку зрения другого человека и справиться с травмой.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о психодраматической терапии, в том числе о том, как она работает, о потенциальных преимуществах и о том, как начать.
Психодрама — это структурированная форма терапии, в которой человек драматизирует личную проблему или конфликт, обычно перед группой других участников терапии. Другие участники обычно принимают участие в драме, хотя каждое выступление сосредоточено на проблемах одного человека.
Джейкоб Л. Морено, венский психиатр и психотерапевт, разработал психодраму в 1920-х годах. С тех пор несколько практиков разработали новые подходы к психодраме, хотя подход к решению личных проблем в групповой обстановке остался прежним.
Психодрама может быть частью более крупной лечебной программы или основным или единственным методом лечения. Его цели:
- воспитывать эмпатию
- помочь человеку увидеть себя таким, каким его видят другие
- помочь человеку справиться со сложными эмоциями
- помочь человеку решить психологические проблемы, связанные с травмами и конфликтами в отношениях
Морено рассматривал психодраму не только как терапевтическую технику, но и как всеобъемлющую философию, которую люди могут принять за пределами клинических условий.
Драматическая терапия аналогична психодраматической терапии. Психодрама — это тип драматической терапии, но это не одно и то же.
Драматическая терапия — это любое вмешательство, которое побуждает людей разыгрывать истории для исцеления или личностного роста. Важно отметить, что драматерапия не обязательно должна проходить под руководством психотерапевта или другого лицензированного специалиста.
Некоторые важные различия включают в себя:
- Психодрама возникает только в контексте психотерапии, в то время как драматическая терапия может иметь место во многих ситуациях.
- Психодраматическая терапия направлена на то, чтобы помочь человеку рассказать историю и проработать ее, в то время как драматическая терапия может иметь несколько направлений, включая рассказывание историй группами.
- В психодраме делается сильный акцент на конкретной роли, которую человек играет в своей истории, а также на решении психологических проблем. Драматическая терапия имеет более широкий, менее конкретный подход. Это может включать в себя решение психологических проблем, но это также включает в себя рассказывание историй, понимание других или преодоление сложных эмоций.
- Драматическая терапия фокусируется на самовыражении, в том числе на рассказе истории. Психодрама больше фокусируется на личном исцелении.
Психодрама сосредоточена вокруг человека и его потребностей в групповом контексте. В групповой терапии человек берет на себя роль главного героя. Это человек, чьи потребности затрагивает психодрама. Терапевт выступает в роли режиссера, координируя действия, распределяя роли и предлагая обратную связь.
Подход проходит в три этапа:
- Разминка: На этом этапе терапевт работает с главным героем, чтобы определить цели сеанса и приступить к структурированию драмы.
- Действие: На этом этапе главный герой и другие разыгрывают ситуацию или драму на сеансе групповой терапии.
- Обмен: На этом этапе члены группы делятся отзывами о драме, рассказывают о том, как драма повлияла на них эмоционально, и используют драму как инструмент для более глубокого психологического исследования.
Во время драмы и после нее терапевт может порекомендовать главному герою сменить роль, принять образ другого человека или сделать паузу, чтобы подумать о поведении другого персонажа. Эти упражнения могут помочь человеку лучше понять роль других в травмирующем или тяжелом воспоминании, а также альтернативные способы, которыми они могут действовать или чувствовать.
Ряд исследований показывает, что психодрама может помочь людям справиться со сложными психологическими и межличностными проблемами.
Исследование 14 рандомизированных контролируемых испытаний, проведенное в 2021 году, и одно полурандомизированное контролируемое исследование, в котором приняли участие 642 человека, показало, что это вмешательство обеспечивает облегчение различных симптомов психического здоровья.
Исследование 2020 года оценивало эффективность психодрамы в помощи людям справляться с горем. Исследователи обнаружили, что этот процесс может помочь человеку справиться с горем и потерей посредством групповой работы. Это также может помочь человеку справиться со сложными эмоциями, позволив ему поговорить с потерянным любимым человеком через группу.
Авторы исследования подчеркивают роль этого подхода в управлении некоторыми последствиями горя, такими как зависимость.
В другом исследовании 2020 года оценивалось влияние психодрамы на улучшение общего самочувствия студентов колледжей. Исследователи наблюдали за 30 студентами бакалавриата, половина из которых прошла психодраматическую терапию. У тех, кто участвовал в психодраме, значительно улучшились показатели благополучия до вмешательства и через 12 месяцев.
Согласно исследованию 2021 года, возможно дистанционное участие в психодраматической терапии. Исследование включало телемедицинскую форму психодрамы в Италии во время изоляции от пандемии COVID-19. Исследователи обнаружили, что психодрама помогает уменьшить чувство изоляции и улучшает общее самочувствие.
Эти исследования подчеркивают ряд преимуществ психодраматической терапии, в том числе:
- улучшение эмоционального интеллекта и осведомленности
- развитие эмпатии
- помочь человеку справиться с травмой
- предложить путь преодоления конфликта
- обеспечить безопасный выход болезненным эмоциям
- справиться с горем
- предоставить выход для преодоления проблем в отношениях, особенно когда человек не может этого сделать в контексте отношений (например, когда любимый человек умер или оскорбляет)
Психодрама вряд ли причинит физический вред, если только человек не упадет или не получит другую травму во время процесса.
Тем не менее, можно испытать эмоциональный вред, например:- воздействие травматических триггеров или триггеров тревоги
- повторное переживание болезненных событий
- воздействие насилия и других болезненных или тревожных стимулов
- провоцирование психоза или серьезных психических расстройств
Режиссер психодрамы или терапевт, проводящий вмешательство , должен направлять процесс на благо главного героя. Однако другим участникам этот процесс может не принести пользы, и они могут даже столкнуться с травмирующими событиями или триггерами опыта.
Психодрама — это не то, что человек может делать в одиночку или даже в группе других неподготовленных людей. Вместо этого он полагается на обученного и лицензированного терапевта, который способствует развитию и разыгрыванию драмы.
Психодрама требует групповой обстановки, взаимного сотрудничества и планирования драмы. Человек также может участвовать в групповой или индивидуальной терапии до или после разыгрывания определенной драмы.