Психоэмоциональный фон: Как улучшить свой эмоциональный фон: 5 простых советов на каждый день | Город

Содержание

Эмоциональный фон: как научиться радоваться жизни

Что влияет? Эмоциональный фон определяет качество нашей жизни: будет она окрашена в серые тона или заиграет яркими красками. Существуют внешние и внутренние факторы, способные влиять на психологическое состояние человека: погода, самочувствие, окружение, обстоятельства жизни.

Как улучшить? К счастью, каждый способен менять свой эмоциональный фон в лучшую сторону. В этом помогут простые рекомендации, о которых мы сегодня поговорим. Прислушайтесь к себе, что вам необходимо именно сейчас: иногда чашечка ароматного кофе или неспешная прогулка в парке позволяют взглянуть на мир иначе.

В статье мы расскажем:

  1. Что такое эмоциональный фон
  2. Основные виды эмоционального фона
  3. Почему эмоциональный фон меняется
  4. 5 способов улучшить эмоциональный фон
  5. Как поднять эмоциональный фон ребенку

Что такое эмоциональный фон

Эмоциональный фон человека – это комплекс внутренних устойчивых состояний, отражающих его отношение к самому себе, окружающей среде, различным жизненным ситуациям.

При этом непосредственное восприятие окружающей действительности происходит через чувства, которые человек испытывает в настоящий момент.


Основные характеристики эмоционального фона:

  • Невысокая интенсивность. Настрой неопределенный и расплывчатый, сложно осознается, отсутствуют яркие проявления. Слабый эмоциональный фон может быть негативным или позитивным, все переживания в конкретной ситуации зависят от актуальной полярности.

  • Длительность протекания. По сравнению с эмоциональными реакциями фон более устойчив, его стабильность сохраняется в течение нескольких часов или даже дней.

  • Неочевидность факторов возникновения. Не представляется возможным отследить момент зарождения этого процесса из-за его слабой интенсивности. Очень трудно осознать, что именно повлияло на общий эмоциональный фон.

  • Влияние на личностную активность. Отражается на процессе взаимодействия человека с окружающим миром – повышает или понижает его активность, заметно влияет на восприятие событий, вызывает изменения в поведении. Например, при возникновении проблемы люди с отрицательным эмоциональным фоном резче и острее реагируют на ситуацию.

Основные виды эмоционального фона

Рассмотрим виды эмоционального фона:

Пониженный

Снижение эмоционального фона сопровождается негативным восприятием окружающей действительности, человек настроен пессимистически, все ему кажется серым и унылым. Темп современной жизни очень высок: чтобы быстро адаптироваться к новым обстоятельствам, необходимо мгновенно реагировать даже на незначительные изменения.

При пониженном эмоциональном фоне поведение человека становится пассивным, отсутствует напрочь всякая инициатива, что в свою очередь создает проблемы и в личном, и в профессиональном плане.


Последствия пониженного эмоционального фона у человека:

  • пессимизм и негативный взгляд на жизнь;

  • грусть, уныние, апатия;

  • снижение работоспособности;

  • отсутствие желания прилагать волевые усилия, достигать целей;

  • безразличие к происходящим событиям;

  • застой в личной и профессиональной сфере.

Читайте также

«Как проявляется доброе отношение к людям»

Подробнее

Повышенный (положительный)

Положительный эмоциональный фон благоприятно отражается на любой сфере деятельности. Когда человек испытывает прилив душевных сил, радость, энтузиазм, счастье, он настроен на успех и достижение целей. В этом случае настроение зависит от типа темперамента.

Сильные ощущения вызывают гормональный всплеск и приводят к нервному и физическому истощению человека. Следует принять во внимание, что повышенный эмоциональный фон не может длиться постоянно, через какой-то промежуток времени он обязательно изменится – понизится. После прилива сил наступает переутомление, далее происходит спад энергии и возникает потребность в отдыхе.


Повышенный эмоциональный фон способствует:

  • оптимизму, позитивному взгляду на жизнь;

  • проявлению радости и энтузиазма;

  • активизации умственной деятельности;

  • повышению работоспособности;

  • нацеленности на достижение успеха;

  • личностному и профессиональному росту.

Нестабильный

Эмоциональная нестабильность зависит от многих факторов: стресса, гормональных изменений, погодных условий, особенностей характера. Перепады настроения часто случаются у маленьких детей, женщин и людей с меланхолическим типом темперамента. Особого внимания требует эмоциональный фон подростков, так как он быстро меняется – от радости и эйфории до подавленности и апатии.

Читайте также

«Оптимизм: плюсы и минусы»

Подробнее

Для нестабильного эмоционального фона характерны:

  • быстрая смена настроения;

  • неустойчивость восприятия;

  • нестабильная работоспособность – от энергичной активности до апатии и бездействия;

  • замедление личностного и профессионального развития.

Почему эмоциональный фон меняется

Почему меняется эмоциональный фон? Какой фактор наиболее влияет на его формирование?

Психологическое состояние человека обусловлено целым рядом обстоятельств:

Состояние здоровья

Процессы, происходящие в организме, во многом зависят от гормонального баланса. Любое отклонение сразу же сказывается на самочувствии и приводит к возникновению болезненных состояний. Ухудшение здоровья отражается на эмоциональном фоне и настроении.

Наличие психологических заболеваний

Любое психологическое отклонение от нормы приводит к эмоциональной неустойчивости: подавленность и апатия в период депрессии или ощущение повышенной энергетики и счастья при маниакальном синдроме. Биполярное расстройство характеризуется чередованием маниакальных и депрессивных состояний.

Личностные особенности характера и темперамента

Все люди условно делятся на четыре психотипа.

Скорость течения психических процессов и устойчивость эмоциональной формы определяется типом темперамента:

  • Флегматики уравновешенны, отличаются слабой реактивностью. Их эмоциональный фон всегда стабилен, настроение не изменяется в течение длительного времени. Переживания флегматиков сглажены, внешне слабо выражены.

  • Холерики вспыльчивы, нетерпеливы, энергичны, для них характерен высокий уровень психической активности. Их жизнь похожа на качели, а эмоциональный фон и состояние подвержены быстрым изменениям: от ярких чувств восторга и радости до состояния аффекта и агрессии, от смеха – до слез. Но такие люди не способны переживать длительное время и быстро остывают.


  • Меланхолики, как Пьеро из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино», всегда находятся в состоянии глубокого переживания, тоски и грусти. Такие люди слабы психологически, эмоциональный фон всегда снижен, любое, даже незначительное препятствие способно испортить настроение и вызвать глубокие переживания.

  • Сангвиники быстрые, активные, жизнерадостные, не зацикливаются на негативе, их эмоции яркие и хорошо поддаются контролю. Таким людям свойственна высокая самооценка и всегда бодрое расположение духа, у них очень редко фиксируется отрицательный эмоциональный фон.

Личный опыт

Человеческая память хранит устойчивые эмоциональные ассоциации с произошедшими событиями. Когда вновь возникает аналогичная ситуация, событие на подсознательном уровне связывается с тем или иным эмоциональным состоянием, которое не поддается контролю со стороны человека.

Условия жизни, все внешние факторы

Любое событие в окружающем мире и взаимодействие с другими людьми вызывают целую палитру различных переживаний, которые позитивно или негативно отражаются на эмоциональном фоне.

Сон и отдых

Человек нуждается в полноценном отдыхе. Люди, которые спят меньше нормы, проявляют раздражительность, подавленность, сниженный или нестабильный эмоциональный фон.


Погода

Все люди в разной степени метеозависимы. Пасмурные и дождливые дни навевают грусть и тоску, а вот солнечные вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.

Употребление психоактивных веществ, приводящих к изменению психического состояния: медикаментов, алкоголя, наркотических препаратов

Если человек научится определять факторы, влияющие на его эмоциональный фон, он сможет управлять своим внутренним состоянием.

Как улучшить эмоциональный фон

О своем эмоциональном состоянии и психологическом здоровье необходимо заботиться не меньше, чем о физическом.

Чтобы сохранять устойчивый эмоциональный фон, необходимо придерживаться двух правил:

  • не совершайте того, что вредит вашему ментальному и физическому здоровью;

  • делайте то, что помогает быть радостным, бодрым, позитивным.

Ознакомимся с несложными способами, которые позволяют за короткое время стабилизировать и повысить свой эмоциональный фон:

Соблюдайте баланс между работой и личной жизнью

Work&life balance – соблюдение оптимального баланса между работой и личной жизнью исключает развитие внутреннего конфликта и способствует укреплению психологического здоровья.

Задайте себе вопросы о том, умеете ли вы полноценно отдыхать, сколько времени вам необходимо для полного восстановления сил, отвлекают ли гаджеты от полноценного отдыха, раздражают ли звонки от руководства в нерабочее время. После того как ответите на них, отсекайте все, что мешает поддерживать баланс.

Умение переключиться, расслабиться, отвлечься от служебных проблем в нерабочее время способствует восстановлению внутренних сил, стабилизации эмоционального фона, поиску новых ресурсов для повышения эффективности труда.

Учите себя быть добрыми и нежными к окружающим

Будьте открытыми и доброжелательными с окружающими людьми, хвалите их, говорите комплименты. Под воздействием благоприятной атмосферы формируется позитивный эмоциональный фон общения, который в свою очередь влияет на вашу успешность.


Проведенный опрос показал: 30 % опрошенных испытывают недостаток нежности и чувствуют себя одинокими, 27 % респондентов проявляют высокую тревожность, 55 % считают, что проявлению нежности по отношению к другим мешает сосредоточенность на себе и своих проблемах, 19 % не верят в добрые намерения окружающих.

При этом большинство людей, принявших участие в исследовании, отметили, что демонстрация нежных чувств к другому человеку делает их счастливыми, а принятие таких же эмоций от окружающих способствует повышению самооценки у 54 % участников опроса.

Скромные слова благодарности, признательность, выраженная спокойным голосом, сохраняют мотивацию успеха в течение всего дня. И, несомненно, повышает самооценку и устойчивость эмоционального фона, ощущение, что тебя любят, ты кому-то дорог.

Позвольте себе маленькие слабости

Предыдущий способ был направлен на проявление положительных эмоций к окружающим людям, но не менее важно научиться любить и баловать себя. Очень часто человек без остатка погружается в работу, проблемы семьи и друзей, напрочь забывая о своих желаниях и потребностях. Бережное и внимательное отношение к себе улучшает эмоциональный фон, занятия, которые вам нравятся в данный момент, помогут раскрыться, по-новому взглянуть на себя и свою жизнь.

Полезно периодически позволять себе маленькие слабости и вспоминать о правиле me time – личное время, которое человек посвящает только себе и своим интересам. Прислушайтесь к личному внутреннему состоянию: чего вам хочется больше всего, куда бы вы хотели пойти, что сделать, чем себя побаловать, чего вам не хватает для полного счастья. Хотя бы иногда позволяйте себе любой каприз, и пусть весь мир подождет.

Проводите время на природе

Жизнь в ритме большого города не только держит человека в тонусе, но и истощает его внутренние ресурсы. Иногда нужно остановиться, отложить в сторону гаджеты, изменить привычный маршрут. Обычная прогулка по лесу или парку, пикник на лужайке, пение птиц в сквере способны поднять настроение и повлиять на эмоциональный фон.

Читайте также

«20 советов, которые мгновенно повысят ваш позитивный настрой»

Подробнее

Отношения между человеком и природой неразрывны, иногда для восполнения запаса энергии достаточно снять обувь, пройтись по траве босиком, вдохнуть полной грудью свежий воздух, прислониться к дереву. Солнце, шум листвы, журчанье ручейка – лучшие средства профилактики тревожности и невроза.

Находите хорошее в каждом дне

Психологи рекомендуют научиться менять свое мышление. Многие люди относятся к такому приему с долей иронии. Но если вдуматься, в этом можно найти рациональное зерно: мозг начинает концентрироваться на позитивных событиях, не давая негативу выбить нас из колеи. Конечно, от плохих новостей не спрячешься, но не следует на них зацикливаться, действуйте по алгоритму: услышать, принять, проанализировать, пропустить через себя и отпустить.


Не забывайте, что ежедневно с нами обязательно происходит и что-то хорошее: солнечный день, чей-то ласковый взгляд, комплимент, красивый пейзаж за окном, интересная книга. Если вы сможете все это замечать, то положительный эмоциональный фон будет обеспечен, а мир станет добрее.

Как поднять эмоциональный фон ребенку

На эмоциональный фон ребенка влияют не только события внешнего мира и внутренние переживания, но, прежде всего, психологическое состояние матери. Любые изменения в привычном режиме вызывают у малыша стресс, повышают тревожность, ухудшают настроение.

Подвижные игры способствуют созданию благоприятного микроклимата, снятию напряжения и коррекции психологических нарушений:

Гонки паровозиков

Группа детей делится на две команды. Ведущий предлагает каждой компании построиться друг за другом – первый в цепочке ребенок будет «паровозиком», а все, кто стоит за ним – «вагончиками». Когда все построились, детям разъясняются правила игры: каждый малыш-«вагончик» берет за голеностопный сустав стоящего впереди соседа, и таким образом «состав» продвигается вперед, стараясь не потерять «вагончики». Победит команда, которая первой доберется до финиша.

Читайте также

«Эмоциональное внимание в отношениях с другими людьми»

Подробнее

Два лагеря

Дети делятся на две команды и строятся напротив друг друга в две шеренги. Расстояние между ними три метра. Ведущий предлагает каждой компании выделить по одному представителю, которые поменяются местами (перейдут к соперникам). «Свой среди чужих» должен бросать мяч своей команде. Ребенок, поймавший мяч, переходит к конкурентам, если мяч упадет на пол, то право перехода передается другой команде. Побеждает группа, которая первой переместится в лагерь противника.


Сороконожка

Участники строятся друг за другом, изображая сороконожку. Каждый ребенок кладет руки на плечи впереди стоящего соседа и закрывает глаза. Ведущий предлагает показать, как сороконожка ходит только хвостом вперед. «Сороконожка» делает 3-4 круга. В это время «голова» дает указания «хвосту», руководит им.

Для усложнения игры на пути можно расставить «препятствия»: стульчики, обручи, мячи, кегли. В ходе игры ведущий напоминает правила: нельзя открывать глаза, шагать очень осторожно, чтобы не травмироваться.

Читайте также

«Эмоциональное состояние ребенка и его влияние на развитие»

Подробнее

Смена деятельности помогает переключить внимание, отвлечься и тем самым повысить работоспособность. Чтобы укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, необходимо позаботиться о его полноценном отдыхе, динамичных действиях, а также исключить негатив.

Помните, что от плохого настроения нет волшебной таблетки. Подвижные игры и эмоциональный фон связаны, так как интенсивное движение всегда сопряжено с большим внутренним подъемом. Чтобы чувствовать себя бодро, нужно хотя бы 5–10 минут в день заниматься активной деятельностью или уделять время собственному эмоциональному благополучию.


Эмоциональный фон и восприятие эмоционального сигнала

Сахнюк Сергей Владимирович1, Запорожченко Наталья Викторовна2, Лисецкая Елена Яковлевна3, Лисецкий Михаил Александрович4, Ефремова Наталья Геннадиевна5, Тушинская Наталья Владимировна6
1Институт развития и интеграции нейротехнологий, практический психолог
2Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры патоморфологии
3Мариупольский государственный университет, ассистент кафедры физического воспитания и здоровья человека
4Институт развития и интеграции нейротехнологий, практический психолог
5Институт развития и интеграции нейротехнологий, практический психолог
6Институт развития и интеграции нейротехнологий, практический психолог

Аннотация
Эмоциональные состояния матери при беременности и в родах, формируют эмоциональный фон ребенка, который обязателен для рождения и существования жизнеспособного организма. Эмоциональный фон обеспечивает индивидуальные особенности восприятия эмоциональных сигналов и дифференцировку личности субъекта. Каждая эмоция и эмоциональный сигнал имеют свой смысл и функцию. Обеспечивают специфическую информационную нагрузку, которая определяет социальное взаимодействие. За счет жёстких эмоциональных связей и индивидуального фона, каждый индивид имеет предсказуемую стратегию ответов на внешние эмоциональные сигналы. Понимание значения эмоционального смысла и функциональной нагрузки эмоциональных сигналов, позволяет объективно трактовать полученную информацию. Это помогает адаптировать человека к максимально продуктивному взаимодействию с собой и социумом.

Ключевые слова: пренатальные эмоции, стратегия жизни, фон, функции эмоций, эмоции, эмоции мамы

Sahnyuk Sergey Vladimirovich1, Zaporozhchenko Natalya Viktorovna2, Lisieckay Elena Yakovlevna3, Lisieckiy Michail Alekdandrovich4, Efremova Natalya Gennadievna5, Tushinskay Natalya Vladimirovna6
1Development of evolution and Integration of Neurotechnologes, school psychologist
2Donetsk State Medical University named after M. Gorkij of the MPH of Ukraine, doctor of Science — patolmorfology doctor
3Mariupol State University of the MPH of Ukraine, school psychologist
4Institute for Development of evolution and Integration of Neurotechnologes, school psychologist
5Institute for Development of evolution and Integration of Neurotechnologes, school psychologist
6Institute for Development of evolution and Integration of Neurotechnologes., school psychologist

Abstract
The emotional state of the mother in pregnancy and childbirth, form the emotional background of the child, which is mandatory and is needed for the birth of viable organism. Emotional background provides the emotional features of perception of emotional signals and differentiation personality of the subject. Every emotion and emotional signal has its own meaning and function. Emotions and their signals provide specific informational load, which defines social interaction. At the expense the strong of emotional ties and personal background, each individual has a predictable strategy for responding to external emotional signals. Understanding the value of emotional meaning and functional load of emotional signals, it allows an objective to interpret the information. It helps a person to adapt to the most productive interaction with itself and society.

Keywords: background, emotions, emotions function, life strategy, my mother’s emotions, prenatal emotions

Библиографическая ссылка на статью:
Сахнюк С.В., Запорожченко Н.В., Лисецкая Е.Я., Лисецкий М.А., Ефремова Н.Г., Тушинская Н.В. Эмоциональный фон и восприятие эмоционального сигнала // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13063 (дата обращения: 07.06.2023).

Индивидуальное и субъективное восприятие эмоционального сигнала и ощущение эмоции, обусловлено обязательным наличием у каждого индивида эмоционального фона. Восприятие эмоционального сигнала закладывается за долго до рождения, еще при слиянии материнской и отцовской половых клеток. Переживает малыш внутриутробно принятый сигнал или нет, сказать трудно, потому что нет исследований в этой области. Вполне ясно только одно, дети внутриутробно реагируют на внешние эмоциональные сигналы,  значит, происходит закладка восприятия эмоционального сигнала и  индивидуального эмоционального фона.

С взаимодействия мужчины и женщины начинается новая жизнь. С самого момента зачатия, первой задачей зародыша является – выжить. Из слившихся сперматозоида и яйцеклетки (димера), образуются миллионы, а в будущем и миллиарды упорядоченных в органы и системы клеток.  Даже в димере присутствуют нейротрансмиттеры: ацетилхолин, адреналин, серотонин, дофамин и т.д. [1, с. 58;103]. Они необходимы для нормального морфогенеза плода, его дробления [2, с. 508], межбластомерных взаимодействий и гаструляции, установления лево-правой асимметрии [3, с. 294]. Примерно на 7 день своего существования, бластоциста (комок клеток, который  в будущем станет телом) прикрепляется к стенке матки [4, с 151]. Взаимодействие постоянно поддерживается питанием, начиная с гликогена (сахара), а затем через ворсины хориона идет передача не только питательных веществ, а еще и маминых состояний через восприятие маминых эмоциональных сигналов и нейротрансмитерров в её крови. Чувствительность самого плода к серотонину, дофамину и т.д., появляется, предположительно, на 4-5 неделе развития [5, с.128].

Различные исследования подтверждают изменения в мимике лица ребенка в ответ на раздражители, после 20 недели внутриутробного развития. Начиная  с 21 недели, ребенок реагирует на сигнал УЗД-датчика и уклонятся от него  [6, с. 39]. На 24 неделе появляется зрительная световая чувствительность, очевидной становится реакция плода не только на ультразвук, но и на внешний звук. Чем ближе к родам, тем чаще ребенок реагирует на положительные эмоциональные сигналы от мамы, прослушивание классической музыки, рассматривание УЗД изображения малыша на мониторе, которые сопровождаются у мамы удивлением и радостью. С увеличением срока гестации, эмоциональным переживаниям матери, сопутствует двигательная активность ребенка. Наблюдается усиление движений конечностями, учащение поворотов туловища.

В возрасте 28—30 недель, в ответ на УЗД и пальпацию матки, мимика детей чаще сопровождается изменением формы рта, в виде опускания его уголков “недовольство”. Скорее всего, это вызвано нежелательным внешним воздействием на малыша, и вероятно, соответствует эмоциональному переживанию страха. Прослушивание мамой красивой музыки, сопровождается появлением на лице улыбки –  переживание положительных эмоций, вероятно, радости. То есть, на ранних этапах эмбриогенеза материнские нейротрансмиттеры участвуют только в дифференцировке клеток, тогда как на более поздних этапах внутриутробного развития (фетальном), организм будущего человека способен воспринимать и переживать эмоциональный сигнал. Таким образом, еще до рождения, взаимодействие с мамой и через маму, формируют человека как личность [7, с 11]. Несмотря на то, что в мире нет оборудования, способного измерять чистоту и интенсивность эмоционального сигнала  во время пренатального развития, можно утверждать, что начиная с 21 недели внутриутробного развития, эмоциональная реакция сопровождается сокращением мышц лица, или проявляется двигательной активностью плода. Кроме этого, в процессе гестации, у ребенка формируется стратегия реагирования на эмоциональный сигнал. Она становится основой для неонатальной реакции и, вероятно, нужна для формирования стратегии жизни.

Эмоциональные состояния матери при беременности и в родах, формируют эмоциональный фон ребенка, который станет основой его поведенческих реакций. Формирование эмоционального фона, и стратегии реагирования на принятые эмоциональные сигналы, можно условно разделить на четыре этапа. Первый этап – с момента зачатия до момента первых схваток. У ребенка появляется способность сохранять спокойствие и находится в одиночестве. Второй этап, соответствует первому периоду родов – схваткам. Сокращение стенок матки, оказывает физическое давление на малыша. Это определяет его способность к сопротивлению внешним воздействиям. Третий этап – это второй период родов, в котором происходит движение по родовым путям, когда закладывается стратегия развития и движения. И, четвертый этап, начинается с третьего периода родов, он продолжается до года жизни. В это время определяется способность человека радоваться и любить [8, с. 451].

При сравнении эмоциональной реакции детей в пренатальном и неонатальном периодах 40 % из них,  реагировали улыбкой на внешние раздражители и эмоциональные сигналы. В неонатальном периоде, такие дети, характеризовались как спокойные. Дети, которые реагировали страхом, на внешние раздражители и эмоциональные сигналы, чаще всего были раздражительны и плаксивы. Малыши, которые отвечали на раздражители двигательной активностью, после рождения были отнесены к лабильному типу с формулировкой «трудно сказать» [6, с. 41].

Таким образом, эмоциональный фон субъекта и его особенности восприятия эмоциональных сигналов, формируются еще в процессе внутриутробного развития. Эмоциональный фон обязателен и необходим для рождения жизнеспособного организма, поскольку его наличие определяет, особенности реакций детей на эмоциональный сигнал в пренатальном периоде. Первичные реакции взаимодействия плода с матерью и реакции на внешние раздражители, сохраняются и после рождения человека.

Наличие эмоционального фона важно и необходимо для жизни, развития, понимания себя, а также оптимального взаимодействия с окружающим миром. Эмоциональное взаимодействие происходит повсеместно. Эмоции и эмоциональные сигналы позволяют жить в симбиозе с внешним и внутренним миром. Точно так же, как человек живет в симбиозе с триллионами бактерий на коже и в желудочно-кишечном тракте. Эмоциональная стерильность, так же, как и стерильность организма от бактерий, несовместима с жизнью.

Эмоциональный фон – это комплекс внутренних устойчивых состояний, при минимальном воздействии внешних физических, психических и эмоциональных факторов, который воспринимается субъектом как состояние покоя.

Несмотря на приобретенное, обязательное присутствие эмоционального фона у каждого субъекта, задача каждого индивида научится воспринимать эмоциональный сигнал  и ощущать эмоцию в максимально чистом виде. Потому что, пропускание даже чистого эмоционального сигнала, через собственный фон, как через фильтр, искажает сигнал и дает искаженную информацию. При ощущении такой эмоции, возникает собственная, правильная для индивида иллюзия восприятия эмоции, подобно иллюзий восприятия Акиоши Китаока. Формирование такого искажения восприятия, заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным оценочным суждениям об объекте восприятия.

Эмоциональный сигнал – это способ передачи информации об эмоциональном состоянии объекта.

Например, «мне страшно, помогите»,  когда эмоция воспринимается максимально чисто, то она полностью передает эмоциональный смысл [9].

Эмоциональный смысл – это функция эмоции, которая определяет патерн поведения объекта.

Индивидуальный эмоциональный фон и необходимость испытывать эмоции в чистом виде, материализуют события, в которых субъект сможет прожить эти эмоции  максимально остро. Для ощущения эмоции с такой же интенсивностью, в будущем, становятся необходимыми эмоциональные сигналы большей силы, или создание более критичных и масштабных ситуаций.

Научится воспринимать чистый эмоциональный сигнал, также просто и одновременно тяжело, как отключить оценку окружающего мира, как перестать опираться на пережитый собственный опыт и заложенную эмоциональную память.

Намного проще воспринимать окружение, когда у тебя с самого начала заложено, что чистых (простых, примитивных) эмоций всего четыре: радость, интерес, страх и горе (огорчение).

Чистые эмоции – это воспринятые или сгенерированные без искажений примитивные эмоции:  радость, интерес, страх и горе (огорчение).

Все остальные эмоции по определению являются сложными, например, агрессия – это одновременное ощущение страха и удивления. Обида является смесью страха и радости. И тогда, сразу становится понятным сообщение, посылаемое в виде эмоционального сигнала агрессии: «я тебя боюсь, и удивлен, что до сих пор здесь остаюсь. Удивлен, что могу остаться и драться, чтобы устранить препятствие, или преграду». Когда победа одержана, страх проходит, а к удивлению добавляется радость. Радость, смешанная с удивлением – это триумф. Вариант развития события, когда победа не достигнута и субъект потерпел поражение, сопровождается переживанием обиды. В этом случае удивление исчезает, оно замещается радостью. Опасность миновала, при этом остаётся страх повторения события, когда ты повержен. Радость, наложенная на предсуществующий страх, переживается в виде эмоции обиды.

Таким образом, понимание эмоционального смысла позволяет считывать эмоциональный сигнал, как информацию, для продуктивной коммуникации с окружающим миром.

Согласно классификации Теодюля Рибо, филогенез чувств человека проходит 4 этапа: протоплазматический (досознательный), где чувства выражаются лишь изменениями раздражимости тканей; 2-й этап — потребностный, с появлением первых признаков переживания удовольствия и неудовольствия; 3-й этап — примитивных эмоций органического характера типа боли, гнева, полового чувства; 4-й этап — абстрактных эмоций человека (моральные, этические, эстетические и интеллектуальные эмоции) [10, с 51].

По-видимому, первые 2 этапа филогенеза чувств возникают сразу после оплодотворения, судя по обнаруженным нейротрансмитеттерам в димере. Серотонин, дофамин, адреналин и т.д обеспечивают раздражимость тканей, еще в досознательном периоде. Кроме дифференцировки, нейротрансмитеры выполняют функцию усилителя переживаний эмоций у живых организмов. Изменения в мимике лица ребенка в ответ на раздражители после 20 недели внутриутробного развития, можно отнести ко 2-му этапу развития чувств, т.е. проявлению переживания удовольствия (радости), или не удовольствия (страха), которые становятся базовым эмоциональным опытом и формируют первичный эмоциональный фон.

При внешнем воздействии, в виде эмоционального сигнала, или материализации ситуации, на эмоциональный фон накладываются эмоциональный сигнал, или генерируется собственный. В результате чего, начинаются взаимодействия эмоционального сигнала и эмоционального фона, что воспринимается субъектом, как эмоция. Ощущаемая эмоция не соответствует эмоциональному сигналу, поскольку эмоциональный фон подвергает его искажению.

Все было бы просто, если от момента зачатия субъект мог бы перестать воспринимать уже искаженные эмоциональные переживания мамы, затем семьи и социума. К сожалению, вместе с каждым прожитым днем, человек получает эмоциональную окраску и оценку, как опыт, как фон, для последующего восприятия эмоционального сигнала и восприятия эмоций. Например, мама всю беременность злилась на папу, и угрожала его бросить, но так и не выполнила эти угрозы. Как следствие, эмоциональный смысл остался не реализованным: злость, агрессия – это сложная эмоция разрыва, преодоления препятствий. В данном примере злость в виде эмоционального смысла выглядит таким образом: «Мне страшно с тобой жить и я удивляюсь, почему я это продолжаю делать». Поскольку эмоциональный смысл не реализуется, в последующем наблюдается переживание субъектом обиды. Он также продолжает переживать страх, на который накладывается радость, что опасность миновала. В такой комбинации субъект чувствует обиду. В данном примере, ребенок не только унаследовал опыт переживания хронической агрессии как фона, но и получил стратегию не реализации эмоционального смысла. Такой опыт, уже при рождении,  искажает восприятие обычных, для этого события эмоциональных сигналов: радости, удивления, страха, которые исходят от матери. В итоге эмоциональные шумы нарастают, восприятие искажается, посылаемая открытая и чистая радость, пройдя через индивидуальные эмоциональные шумы, может трактоваться как, например,  чувство обиды. Переживание связано с эмоциональными пренатальными процессами, когда мама находилась в длительном состоянии обиды во время беременности. Это жесткая связка страха с радостью, как Н2О если есть Н и О они обязательно свяжутся в жесткую связку – воду. Радость, как эмоция закрепления результата, не стабильна, она быстро улетучивается. Люди с фоновой обидой, искаженно воспринимают сигнал радости.  И даже та радость, которая входит, является недостаточной для восприятия, развивается синдром «хронического недовольства». Даже при получении эмоционального сигнала радости, у человека активизируется страх из эмоционального фона субъекта. Живя в постоянном страхе человек, привыкает и начинает ожидать, что все будет плохо. Отсюда и поговорки: «Сильно радоваться – будешь плакать», «За смехом всегда стоят слезы». Для таких людей жизнь состоит из черных и белых полос. Во время праздника, когда все радуются, обиженные высказывают свое недовольство, демонстрируя, что чужие на этом празднике жизни.  Потому что после радости они ощущают страх, в данном примере, человеку так привычней. Он уже привык жить 9 месяцев внутриутробной жизни в страхе. Страх – это его карта мира. Для того, чтобы воспроизводить знакомые этим людям состояния, они извлекают страх из любых эмоциональных связок: обида, вина, ревность и т.д.

Таким образом, знание функционального значения примитивных и сложных эмоций, дает возможность понимать, что происходит с человеком, почему он так себя ведет и даже спрогнозировать его поведение. Когда понимаешь эмоциональный смысл, можно менять устойчивые состояния и конструктивно взаимодействовать с миром.

Выводы:

Формирование эмоционального фона в пренатальном периоде, необходимо для рождения и функционирования жизнеспособного организма.

Эмоциональный фон является базовым для развития и дифференцировки субъекта, как личности.

Каждая эмоция и эмоциональный сигнал несут специфическую информационную нагрузку, которая определяет взаимодействие субъектов.

Понимание значения эмоционального смысла и функциональной нагрузки эмоциональных сигналов, позволяет объективно трактовать полученную информацию. Адаптировать человека к максимально продуктивному взаимодействию с собой и социумом.

Библиографический список

  1. Семенов И.В. Вопросы этиопатогенеза детского церебрального паралича М.: 2000.
  2. Buznikov G.A., Nikitina L.A., Seidler F.J., Slotkin T.A., Bezuglov V.V., et al. Amyloid precursor protein 96-110 and beta-amyloid 1-42 elicit developmental anomalies in sea urchin embryos and larvae that are alleviated by neurotransmitter analogs for acetylcholine, serotonin and cannabinoids. Neurotoxicol Teratol., 2008, С -503-509.
  3. Никишин Д.А., Кремнёв С.В., Шмуклер Ю.Б. Паттерн экспрессии рецепторов серотонина в эмбриогенезе xenopus laevis Тез. докл. Международной конференции “Рецепторы и внутриклеточная сигнализация” 24-26 мая 2011г. Т. 1, с. 291-295.
  4. Руководство по клинической эмбриологии; под ред. В.С.Корсака ‒ М: МК, 2011.
  5. Edwards J. Music Therapy and Parent-Infant Bonding. Oxford.  2011.
  6. Галич С.Р., Долгушина Е.В., Четверикова И.А. Двигательные и мимические реакции внутриутробного пациента в динамике физиологической беременности. Жіночий Лікар, 2012, 3, 39-43.  Режим доступаhttp://zl.com.ua/upload/journals/41/block41site8.pdf
  7. Брехман Г.И. Эмоциональная жизнь плода: от туманных догадок до научных исследований . Жіночий лікар. 2011, 2, 10‒15.
  8. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансцедентация в психотерапии. пер. с англ. под общ. ред. А. Дегтярева. М.: Изд-тво АСТ, 2002.
  9. Запорожченко Н.В., Сахнюк С.В., Лисецкая Е.Я., Лисецкий М.А., Ефремова Н.Г., Тушинская Н.В. Примитивные и сложные эмоции // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2015/11/12967 (дата обращения: 03.11.2015).
  10. Рибо Т. Р. Болезни личности. Опыт исследования. ‒ Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «irint_4»

Психосоциальный фон и поведенческие и эмоциональные расстройства бездомной и сбежавшей молодежи

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 1992 г., февраль; 43 (2): 155–9..

doi: 10.1176/ps.43.2.155.

Б Фейтель 1 , Н. Маргетсон, Дж. Чамас, К. Липман

принадлежность

  • 1 Институт психиатрических исследований Натана С. Клайна, Оринджбург, Нью-Йорк 10962.
  • PMID: 1572612
  • DOI: 10. 1176/пс.43.2.155

B Feitel et al. Общественная психиатрия Хосп. 1992 фев.

. 1992 г., февраль; 43(2):155-9.

doi: 10.1176/ps.43.2.155.

Авторы

Б Фейтель 1 , Н. Маргетсон, Дж. Чамас, К. Липман

принадлежность

  • 1 Институт психиатрических исследований Натана С. Клайна, Оринджбург, Нью-Йорк 10962.
  • PMID: 1572612
  • DOI: 10.1176/пс.43.2.155

Абстрактный

Были опрошены 150 клиентов приюта для бездомной молодежи в Нью-Йорке, чтобы получить информацию об их происхождении и частоте поведенческих и эмоциональных расстройств. Большинство респондентов происходили из семей, характеризующихся тяжелой эмоциональной депривацией и физическим или сексуальным насилием. Из 140 человек, прошедших полное интервью, 90 процентов соответствовали критериям DSM-III-R эмоционального или поведенческого расстройства. Пятьдесят девять процентов страдали расстройством поведения, три четверти страдали депрессией, 41 процент думали о самоубийстве и более четверти пытались покончить жизнь самоубийством.

Похожие статьи

  • Корреляты сопутствующих расстройств у бездомных и никогда не остававшихся бездомными бедных шизофреников.

    Caton CL, Shrout PE, Eagle PF, Opler LA, Felix A. Катон С.Л. и др. Психомед. 1994 авг; 24 (3): 681-8. дои: 10.1017/s0033291700027835. Психомед. 1994. PMID: 7991750

  • Виктимизация и травматические повреждения среди бездомных: ассоциации с алкоголем, наркотиками и психическими проблемами.

    Паджетт Д.К., Стрюнинг Э.Л. Паджетт Д.К. и соавт. Am J Ортопсихиатрия. 1992 г., октябрь; 62 (4): 525–34. дои: 10.1037/h0079369. Am J Ортопсихиатрия. 1992. PMID: 1443061

  • Выраженная агрессия и связанные с ней проблемы поведения среди сбежавших и бездомных подростков.

    Бут RE, Чжан Ю. Бут Р.Э. и др. Психиатр Серв. 1996 г., январь; 47 (1): 75–80. дои: 10.1176/пс.47.1.75. Психиатр Серв. 1996. PMID: 8925350

  • [Этиология и течение жизни расстройства поведения в детском возрасте: факторы риска развития антисоциального расстройства личности].

    Флоет Т.Д., Герперц С., Герперц-Дальманн Б. Влоет Т.Д. и соавт. Z Kinder Jugendpsychiatr Psychother. 2006 март; 34(2):101-14; викторина 114-5. дои: 10.1024/1422-4917.34.2.101. Z Kinder Jugendpsychiatr Psychother. 2006. PMID: 16610596 Обзор. Немецкий.

  • Психопатия и оценка риска насилия в молодежи.

    Винсент ГМ. Винсент ГМ. Детский подростковый психиатр Clin N Am. 2006 апр; 15 (2): 407-28, ix. doi: 10.1016/j.chc.2005.12.001. Детский подростковый психиатр Clin N Am. 2006. PMID: 16527663 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Гендерный путь для девочек в сельских общинах: влияние COVID-19 на молодежь, находящуюся в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.

    Терри А.Н., Локвуд А., Стил М., Милнер М. Терри А.Н. и соавт. Криминальный Делинк. 2023 Апрель; 69 (4): 777-797. дои: 10. 1177/00111287211022629. Epub 2021 4 июня. Криминальный Делинк. 2023. PMID: 36969088 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связь между однополыми романтическими влечениями и отношениями и бегством среди национально репрезентативной выборки подростков.

    Уоллер М.В., Санчес Р.П. Уоллер М.В. и соавт. Социальная работа с детьми и подростками J. 2011 Dec; 28 (6): 475-493. doi: 10.1007/s10560-011-0242-0. Epub 2011 6 августа. Социальная работа с детьми и подростками J. 2011. PMID: 33737762 Бесплатная статья ЧВК.

  • Интернализация симптомов как посредников травм в течение жизни и качества жизни среди молодежи, не посещающей школу.

    Lee YJ, Lee SH, Han W, Lee MS, Um DH, Chung EH, Eom JM. Ли И.Дж. и др. Соа Чонгсоньон Чонгсин Уихак. 2018 1 июля; 29 (3): 137-143. doi: 10.5765/jkacap.180012. Соа Чонгсоньон Чонгсин Уихак. 2018. PMID: 32595306 Бесплатная статья ЧВК.

  • Травма, семейные факторы и психическое здоровье бездомных подростков.

    Милберн Н.Г., Стейн Дж.А., Лопес С.А., Хилберг А.М., Вепринский А., Арнольд Э.М., Десмонд К.А., Брэнсон К., Ли А., Бат Э., Амани Б., Комулада В.С. Милберн Н.Г. и соавт. J Детская подростковая травма. 2017 22 июня; 12(1):37-47. doi: 10.1007/s40653-017-0157-9. Электронная коллекция 2019 март. J Детская подростковая травма. 2017. PMID: 32318178 Бесплатная статья ЧВК.

  • Оценка мультисистемной терапии с австралийскими семьями.

    Портер М., Нунтависит Л. Портер М. и др. Aust N Z J Fam Ther. 2016 декабрь; 37 (4): 443-462. doi: 10.1002/anzf.1182. Epub 2016 20 декабря. Aust N Z J Fam Ther. 2016. PMID: 28979064 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

  • 9 0189

Процитируйте

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по телефону

Закономерности изменения психоэмоционального фона у больных стабильной ишемической болезнью сердца, осложненной мерцательной аритмией

Том. 26 № 2 (2019), Научная статья

Vol. 26 № 2 (2019)

Научная статья

https://doi.org/10.21802/gmj.2019.2.10

Опубликовано 26 июня 2019 г.

  • Леся Середюк 9006 1 +
  • Игорь Вакалюк +
  • Галина Кернякевич +

Леся Середюк

Ивано-Франковский национальный медицинский университет

Игорь Вакалюк

Ивано-Франковский национальный медицинский университет

Галина Кернякевич

Областной клинический кардиологический центр, Ивано-Франковск

Ключевые слова

стресс
мерцательная аритмия
стабильная ишемическая болезнь сердца
шкала стресса

Как цитировать

Середюк Л. , Вакалюк И. и Кернякевич Г. (2019). Закономерности изменения психоэмоционального фона у больных стабильной ишемической болезнью сердца, осложненной мерцательной аритмией. Галисийский медицинский журнал , 26 (2). https://doi.org/10.21802/gmj.2019.2.10

Abstract

Цель   — изучить влияние стресса на клинико-патогенетические особенности течения стабильной ишемической болезни сердца. SIHD) в сочетании с фибрилляцией предсердий (AF).

Материалы и методы. Проведен анализ психодиагностических тестов, лабораторных и инструментальных методов исследования у больных с ФП и без нее. Пациенты были разделены на три группы: 1-я группа – больные стабильной ишемической болезнью сердца (СИБС) с постоянной формой ФП (обследовано 15 больных), 2-я группа – больные ССИБС с пароксизмальной формой ФП (обследовано 16 больных), 3-я группа – больные ИБС без ФП (обследовано 15 человек).

Результаты. Согласно анализу полученных данных низкий уровень стресса выявлен у 6 (37,50%) больных с постоянной формой ФП, тогда как у больных без ФП — у 1 (6,67%) человека (p 1 <0,05) (p 1 – достоверность различий показателей относительно больных без ФП). Умеренные соматические расстройства у женщин с пароксизмальной формой ФП были достоверно выше, чем в группе пациенток с постоянной формой ФП (p 2 <0,05) (p 2 – достоверность различий показателей относительно больных с постоянной формой ФП). Подтверждено, что у больных с ФП имеются признаки среднего уровня стресса на уровне воспринимаемого стресса-10 (p 2 <0,05). К числу социальных факторов, которые могут оказывать влияние на здоровье, относятся влияние средств массовой информации, употребление родственниками алкоголя, угроза безработицы для родственников и друзей. Эти показатели чаще всего встречались в группе больных с ФП, а не без нее (с 2 <0,05). Выявлены изменения ЭКГ и эхокардиографических показателей во всех группах больных.

Заключение. Связь стресса со стабильной ишемической болезнью сердца в сочетании с фибрилляцией предсердий показала, что стрессовые расстройства связаны с повышенным риском фибрилляции предсердий и могут ухудшить их течение и предсказать риск развития пароксизма. Доказана зависимость между выраженностью клинических проявлений, психодиагностическими тестами, лабораторными методами, ЭКГ и эхокардиографическими показателями сердца от течения мерцательной аритмии.

https://doi.org/10.21802/gmj.2019.2.10

Рекомендации

Свенссон Т., Китлински М., Энгстрём Г. Психологический стресс и риск возникновения мерцательной аритмии у мужчин и женщин с известными показателями генетического риска мерцательной аритмии. Научный представитель 2017; 7: 42613. DOI: https://doi.org/10.1038/srep42613 [PMid:28195211 PMCid:PMC5307347]

Князькова И.И. Психосоциальные факторы и артериальная гипертензия. Здоровья Украины. 2016;10(383):37-39.

Гарг П. К., О’Нил В.Т., Диез-Ру А.В. Негативное влияние и риск мерцательной аритмии: MESA. Am Heart Assoc. 2019; 8(1): e010603. DOI: https://doi.org/10.1161/JAHA.118.010603 [PMid:30563392 PMCid:PMC6405728]

Белялов Ф.И. Депрессия, тревога и стресс у больных ишемической болезнью сердца. Терапевтический архив. 2017;8:104-109. DOI. . Кардиоваскулярная психиатрия Нейрол. 2013; 2013:159850. DOI: https://doi.org/10.1155/2013/159850 [PMid:23710335 PMCid:PMC3655604]

Ши С., Лю Т., Лян Дж. Депрессия и риск внезапной сердечной смерти и аритмий: метаанализ. Психозом Мед. 2017;79(2):153-161.

Катеренчук ИП. Фибрилляция предсердий: современные аспекты диагностики и лечения. Практикующий ликар. 2012;4:61-71.

Кипновицкая И.Г. Профилактика амиодарон-индуцированной дисфункции щитовидной железы у больных с фибрилляцией предсердий путем коррекции окислительного стресса и эндогенной интоксикации. Украинский терапевтический журнал. 2013; 1:18.

Корнацкий В.М. Влияние психоэмоциональных расстройств на развитие и течение сердечно-сосудистой патологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *