Психофизиология изучает: Психофизиология | это… Что такое Психофизиология?

Читать онлайн «Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник», Е. И. Николаева – Литрес

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и биологическим специальностям

Рецензент доктор медицинских наук Л. И. Афтанас Научный редактор доктор биологических наук В. П. Леутин

© Николаева Е. И., 2008

© ООО «ПЕР СЭ», 2008

© «Логос», 2008

Предисловие

Книга, которая находится у вас в руках, выходит за рамки традиционного учебника по психофизиологии. Ее название свидетельствует о том, что авторский взгляд на соотношение психических и физиологических процессов представляет собой тесное переплетение системного подхода, глубоко проработанного отечественными психофизиологами, с концепциями, предлагаемыми в рамках близкого психофизиологии направления – физиологической психологии. Именно поэтому в учебнике представлены темы, ранее не встречавшиеся в подобного типа изданиях, например психофизиология пола, паранатальная психофизиология, психофизиология аддиктивного поведения и психофизиология старения. Тем не менее введение этих разделов в учебник в настоящее время кажется весьма обоснованным, поскольку современный исследователь изучает не просто психические и физиологические процессы усредненного испытуемого, но рассматривает все эти процессы у мужчины или женщины, находящихся на определенном этапе своего индивидуального развития в соответствующем возрастном периоде.

Другой особенностью учебника является введение достаточного количества спорных теоретических представлений, предложение студенту разных точек зрения на один и тот же вопрос, часто без предоставления окончательного единственно правильного ответа. Это встреча не с устоявшимися окончательными истинами, но с живой психофизиологической наукой, и она, встреча, кажется мне знаковой для нашего времени, поскольку отражает тенденции современного общества стремиться к рассмотрению явлений во всей их многогранности.

И, наконец, бесспорным преимуществом учебника, которое заметно любому, взявшему книгу в руки, является обилие иллюстраций и легкий авторский стиль изложения. Большая часть наших весьма глубоких по содержанию учебников, обращенных к студенту, удручающе бедна наглядным материалом, что крайне затрудняет процесс усвоения, и слишком пересыщена терминологией.

Надеюсь, что всякий, кто откроет первую страницу учебника, не сможет не дочитать его до конца, как это случилось со мной.

Доктор медицинских наук заместитель директора по науке Государственного научно-исследовательского института физиологии СО РАМН

Введение

Психофизиология (психологическая физиология) – наука о физиологических основах психической деятельности человека. Она изучает поведение и внутренний мир индивидуума через призму физиологических изменений.

Практическую психофизиологию каждый человек осваивает с детства, обучаясь сопоставлять собственные переживания и ощущения с теми физиологическими реакциями, которыми они сопровождаются. Точно так же мы пытаемся догадаться о движущих силах поступков других людей, наблюдая за изменением их физиологических реакций. Бытует мнение, что такие реакции в большей мере отражают состояние человека, чем его слова. Разговорный язык фиксирует многочисленные связи между эмоциями и поведением в таких выражениях, как «ноги стали ватными», «это его подкосило», «сердце в пятки ушло» и др.

В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, созданной на основе народных сказаний, в большом количестве сохранены подобные ассоциации. Так, встреча царицы с царем передается следующим образом: «Восхищенья не снесла и к обедне умерла».

Исторические факты свидетельствуют о многочисленных попытках анализа психологического состояния человека по его физиологическим реакциям, что и составляло багаж практических знаний по психофизиологии во всех уголках мира. Например, Александр Македонский отбирал в свое войско солдат, резко поднося к лицу новобранца зажженный факел. Если лицо вспыхивало румянцем из-за покраснения кожи, претендент становился солдатом, если же лицо бледнело, то у него не было шансов стать воином.

Сейчас мы объясняем эти реакции дифференцированной активацией при стрессе двух отделов вегетативной нервной системы. Активация симпатической нервной системы, мобилизующей организм на борьбу, связана с приливом крови к мышцам, что фиксируется в покраснении лица. Возбуждение парасимпатической нервной системы, поведенчески реализующееся через замирание или расслабление, сопровождается приливом крови к внутренним органам, что проявляется в побледнении лица. Александр Македонский нуждался в победителях, агрессивно реагирующих в бою, поэтому тест его, физиологический в своей основе, позволял выявлять людей, готовых сражаться до победного конца.

Древние народы использовали знания практической психофизиологии для объективизации решений в трудных ситуациях, хотя многие из них не имели под собой реальной основы. Например, в средневековой Европе считалось, что женщина, весящая менее 49 кг вместе с помелом, непременно должна быть ведьмой (Этинген, 1988). На Руси полагали, что праведный человек, брошенный в воду, утонет, а лживый всплывет. В Китае подозреваемого в преступлении заставляли взять в рот пригоршню риса. Если он мог его выплюнуть, значит был невиновен, поскольку считалось, что у преступника пересыхает во рту и у него не наберется достаточного количества слюны. В действительности же пересыхает во рту не у виновного, а у человека, находящегося в стрессе. Эта вегетативная реакция опосредована адренергическими механизмами, уменьшающими слюноотделение.

Попытку применения психофизиологических знаний в практике Московского уголовного розыска в 30-х годах XX века предпринял А. Р. Лурия. Он использовал ассоциативный тест для выявления преступников среди подозреваемых.

Первые систематические наблюдения о связи изменения частоты пульса с эмоциями провел древнеримский врач Гален. Он описал резкое учащение пульса у женщины в тот момент, когда при ней произносили имя ее возлюбленного (Хэссет, 1981).

В настоящее время психофизиология имеет значительный инструментарий для исследования своего предмета – соотношения психических переживаний и мозговых изменений, их обусловливающих. Накоплено значительное количество данных, позволяющих объяснять и предсказывать те психологические изменения, которые должны сопровождать конкретные физиологические сдвиги. В то же время многое еще остается непознанным.

Распространение психофизиологических знаний за пределы узкого круга специалистов представляется крайне важным: оно позволяет заменить ошибочные представления «народной» психофизиологии на реальные знания, имеющиеся в арсенале науки. Эти знания создают необходимую основу для формирования осознанных представлений о здоровом образе жизни каждого человека.

В названии предлагаемого учебника фигурируют две науки: физиологическая психология и психологическая физиология. Термин физиологическая психология ввел В. Вундт в конце XIX века. Он использовал его для названия науки, задачей которой явилось изучение психологических возможностей животных в экспериментальных условиях, направленных на изменение состояния их мозга, а также физиологических основ психической деятельности человека. Термин психологическая физиология предложил А. Р. Лурия (1978) для выделения системного подхода в исследовании психических процессов, сформировавшегося в Советском Союзе. С точки зрения ученого, физиологическая психология акцентируется на отдельных физиологических процессах, лежащих в основе психических явлений, тогда как центральной задачей психофизиологии является анализ целостных форм психической деятельности. Эта наука опиралась на теорию функциональных систем П. К. Анохина (1968). В некоторых источниках психологическую физиологию связывают исключительно с исследованиями психики человека, тогда как физиологическую психологию – с результатами экспериментов на животных. Современные методы, позволяющие неинвазивное (без операционного вмешательства) проведение исследования, постепенно стирают границу в результатах, полученных на человеке и на животных. А потому, рассматривая физиологические процессы, происходящие у человека, мы будем привлекать материалы физиологической психологии, делая выводы более доказательными. Кроме того, современная физиологическая психология так же, как и психологическая физиология, изучает физиологические основы целостного поведения животных и человека.

Появление новых методов исследования стирает рамки не только между психофизиологией и физиологической психологией. Так, физиология высшей нервной деятельности (ВНД), созданная трудами И. П. Павлова и его учеников, также имеет своей задачей изучение физиологических основ психической деятельности. Термин ВНД введен И. П. Павловым для того, чтобы подчеркнуть отличие собственного подхода в исследовании психики, основанного на эксперименте, от интраспективных психологических методов исследования. Современная психофизиология владеет многочисленными объективными методами получения информации, поэтому нет необходимости выделять физиологию ВДН в отдельную дисциплину.

Другая наука – нейропсихология – сформировалась на стыке нескольких дисциплин (нейрохирургии, психологии, физиологии) и базировалась на анализе последствий локальных поражений головного мозга. Значительный вклад в разработку ее основных положений внес А. Р. Лурия, создавший теорию системной динамической локализации психических процессов. Появление томографии расширяет возможность неинвазивного анализа мозга человека в норме и при патологии, тем самым сближая задачи психофизиологии и нейропсихологии.

 

Наконец, в настоящее время появилась новая дисциплина – нейронаука, задачей которой является объединение не только данных и подходов перечисленных наук, но и биохимии мозга, нейроиммунологии для создания единой концепции взаимосвязи происходящих в мозге процессов с психической жизнью человека. От успехов этой дисциплины будет зависеть то, насколько долго сохранится отдельная дисциплина психофизиология.

Учебник включает в себя тематически традиционные для такого рода руководств разделы. Отличительной его особенностью является наличие глав, посвященных функциональной асимметрии мозга, паранатальной психофизиологии, психофизиологии пола и аддиктивному поведению. Необходимость введения данного материала обусловлена тем, что исследования в этих направлениях в последнее время достигли больших успехов, но не получили адекватного освещения за пределами узкой аудитории специалистов.

Выражаю благодарность за помощь в работе над рукописью научному редактору Виталию Петровичу Леутину и издателю Чернову Алексею Евгеньевичу, без энергии и поддержки которых эта книга вряд ли бы вышла в свет.

Е. И. Николаева

Словарь

Психофизиология —

наука о связи психических переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека через призму физиологических изменений.

Физиологическая психология —

наука, задачей которой является изучение психологических возможностей животных в экспериментальных условиях, направленных на изменение состояния их мозга. В настоящее время представляет собой науку о физиологических основах психической деятельности человека и животных.

Глава 1


Биологические основы психики

Мозг и психические процессы

Все многообразие взглядов на взаимоотношения между мозгом и психическими процессами можно свести к трем подходам. Первый предполагает, что психические явления обусловлены исключительно активностью мозга, т. е. за всеми психическими изменениями стоят те или иные процессы, происходящие в мозговой ткани. Предполагается, что не все соотношения этих изменений можно измерить и продемонстрировать в настоящее время, но совершенствование технических возможностей науки приведет в дальнейшем к их обнаружению и пониманию.

Второй подход заключается в том, что только низшие психические процессы связаны с мозгом, тогда как духовная жизнь человека определяется высшим существом (например, Богом). И, наконец, третий подход вытекает из предположения, что мозг является лишь приемником некоторых процессов, которые возникают где-то во вселенной и транслируются через организм человека.

Психофизиология как наука о взаимоотношениях мозга и психики полностью опирается на первый подход. Она использует в своем арсенале теоретические позиции, которые построены на фактах, соответствующих требованиям науки в ее современном смысле слова. Это означает, что такие факты могут быть выявлены любым человеком, если он будет для их получения соблюдать соответствующие условия. Эти условия заключаются в том, что ученый работает в рамках определенной парадигмы – принятого на данный момент эталона проведения исследования. Парадигма включает теоретические представления, выведенные на основании предыдущих знаний, методологию, то есть правила проведения исследования, выработанные предыдущими учеными, и инструментарий – оборудование, которое позволяет в той или иной мере ответить на поставленные в исследовании вопросы. Психофизиология, как и любая другая наука, отвечает принципу верифицируемости, то есть любое ее положение должно быть доказано, и принципу фальсифицируемости, то есть любое ее положение может быть опровергнуто в процессе эмпирического исследования. И хотя современная психофизиология способна объяснить лишь те факты, которые связаны с функционированием отдельных нейронов или их цепей, исследователи уверены, что в дальнейшем накопление знаний позволит понять и причину таких явлений, как, скажем, любовь и ненависть (Delgado, 1998).

Проблема соотношения психического и физиологического называется психофизиологической. Она до сих пор не имеет решения. В данном учебнике описаны многочисленные факты взаимного влияния мозга и психики. Тем не менее причинно-следственная связь между ними не поддается описанию на современном уровне состояния науки.

Наиболее простое решение этой проблемы связано со сведением психического к физиологическому, то есть отрицанием специфичности психических процессов. Эту точку зрения, широко распространенную на ранних этапах развития науки, в настоящий момент разделяет узкий круг специалистов.

Другая группа исследователей описывает психические процессы как особые в нервной системе, существенно отличающиеся от остальных, но тем не менее являющиеся нервными.

И, наконец, есть точка зрения, что физиологические и психические процессы имеют различные закономерности, не сводятся друг к другу, хотя психическая активность обусловлена деятельностью мозга. Более подробно психофизиологическая проблема будет рассмотрена в главе 12 «Психофизиология осознанных процессов».

Значительный вклад в обоснование этой точки зрения внес австрийский анатом Франц Иосиф Галль. Он создал науку кефалоскопию, более известную в наше время как френология. Он полагал, что способности людей в той или иной области определяются объемом нервной ткани мозга, которая отвечает за эти способности. Большие скопления нервной ткани, с его точки зрения, деформируют находящуюся над ней черепную кость, вызывая развитие шишек на голове. И хотя сейчас эти представления могут вызывать лишь улыбку, в начале XIX века в магазинах можно было встретить муляжи головы с раскрашенными участками черепа, ответственными за те или иные способности (рис. 1.1).

Выдающийся ученый Чарльз Дарвин чуть было не поплатился своей будущей карьерой из-за пристрастия его современников к легким предсказаниям (по шишкам на голове, линиям на руке и т. д.). Капитан корабля «Бигль» (на котором Дарвин путешествовал, сделал важные открытия, а впоследствии на их основе создал теорию эволюции) увлекался предсказанием способностей людей по рисунку линий на стопе. Стопа ученого явно не внушала ему доверия, и теория эволюции могла бы не возникнуть, если бы капитан, подбирая состав команды для плавания, опирался исключительно на этот метод.

Тем не менее открытия, сделанные Ф. И. Галлем, столь значительны, что он известен в науке как серьезный исследователь. Он обнаружил разницу между строением белого и серого вещества мозга, описал передние и задние корешки спинного мозга и показал, что неразумно приписывать коре мозга функции секреторной железы, как делали до него многие выдающиеся ученые.

Согласно Л. М. Веккеру (2000), существуют основные критические признаки, по которым происходит первичное различение психического акта от физиологического. Они связаны с особенностями отношений между механизмом функционирования органа этого акта и самим актом как результатом этого функционирования. Л. М. Веккер выделяет такие эмпирические признаки, которые отличают психическое от собственно физиологического:


Рис. 1.1. Френологическая карта с обозначением зон мозга, ответственных за различные психические функции.

Эмоции.

I. Склонности. 1. Деструктивность. 2. Привлекательность. 3. Чадолюбие. 4. Прилипчивость. 5. Постоянство. 6. Воинственность. 7. Скрытность. 8. Восприимчивость. 9. Конструктивность.

II. Чувства. 10. Осторожность. 11. Конформность. 12. Самооценка. 13. Доброжелательность. 14. Благоговение. 15. Непоколебимость. 16. Добросовестность. 17. Надежда. 18. Восхищенность. 19. Идеализирование. 20. Радость. 21. Подражание.

Интеллект

I. Восприятие. 22. Индивидуальность. 23. Форма. 24. Размер. 25. Вес и устойчивость. 26. Цвет. 27. Местоположение. 28. Порядок. 29. Счет. 30. Вероятность. 31. Время 32. Гармония. 33. Язык.

II. Рефлексивность. 34. Сравнение. 35. Причинность.

1. Предметность. Этот признак состоит в том, что итоговые характеристики любого психического процесса могут быть описаны только в терминах свойств и отношений внешних объектов, физическое существование которых с органом этого психического процесса совершенно не связано и которые составляют его содержание.

Так, восприятие, являющееся функцией органов чувств, нельзя описать иначе, чем в терминах формы, величины, твердости и т. д. воспринимаемого или представляемого объекта. Воспроизведение качеств одного объекта в другом, служащим его моделью, не заключает уникальности психических явлений, поскольку встречается в различных видах и непсихических отображений. Разные предметы – копия и оригинал – могут обладать одной и той же формой, величиной, цветом и т. д. Суть же рассматриваемого исходного критического признака психического процесса заключается в том, что, протекая в своем органе-носителе, этот внутренний процесс в его конечных, результативных параметрах скроен по образцам свойств внешнего объекта.

2. Субъектность. Вторая специфическая особенность психического заключается в том, что в картине психического процесса остаются скрытыми изменения состояния органа-носителя, которые данный процесс реализуют. Итоговые, конечные параметры не могут быть сформулированы на собственно физиологическом языке тех явлений и величин, которые обнаруживаются в мозге. Эта неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта.

3. Чувственная недоступность. Характеризуется тем, что психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. Своему носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает свойства объекта, оставляя скрытыми изменения в мозге, составляющие механизм этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в мозге, открытые с той или иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним характеристик психического процесса другого человека. Человек не воспринимает своих восприятий, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов. Внешнему же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятий и мыслей другого человека, ни их собственно психическая «ткань». Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм психического акта.

4. Спонтанная активность. Эта характеристика психического процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату – мозгу, а выражение его в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, которые направляются психическим процессом.

Известно, что вес мозга человека варьирует от 1,5 до 1,8 кг; таким образом, даже в норме разница в весе мозга составляет около 300 г. Еще больший диапазон в весе мозга обнаружен у выдающихся деятелей мировой культуры. Например, вес мозга французского писателя А. Франса составлял около 900 г, тогда как у И. С. Тургенева он был 2 кг 400 г. По некоторым данным, у известного французского естествоиспытателя Л. Пастера было только одно (левое) полушарие мозга, на месте второго имелись лишь зародышевые пузыри (Этинген, 1988). Это свидетельствует о том, что не только вес мозга предопределяет качество психической активности человека.

Среднее количество нейронов – специализированных клеток мозга – составляет 100 млрд, что сопоставимо с числом звезд в системе Млечного Пути. Однако уже подчеркивалось, что сложность строения головного мозга и его функций нельзя объяснить только числом клеток. Все больше подтверждений получает гипотеза, объясняющая взаимосвязь интеллекта не с количеством нейронов, а с числом и особенностью связей между ними. Для понимания этого процесса необходимо ознакомиться со структурой нервной системы и условиями ее работы.

Начиная с трудов Л. С. Выготского (1982–1984), деятельность мозга описывается как система совместно функционирующих высокодифференцированных областей мозга, формирующих новые типы межцентральных отношений. А. Р. Лурия (1973) представил работу мозга в виде трех структурно-функциональных образований – блоков. Их совместное участие необходимо в любой деятельности. Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования, второй – ответственен за получение, переработку и хранение информации, третий блок связан с программированием и контролем психической деятельности. К первому блоку он относил мозговые структуры, расположенные по средней линии, включающие неспецифические образования разных уровней. Во второй блок включены корковые и подкорковые структуры задних отделов полушарий мозга, в третий – корковые и подкорковые отделы премоторных и префронтальных областей.

 

Клиническая психофизиология — Южно-Уральский государственный университет

Размер шрифта

Межбуквенный интервал

Семейство шрифтов

  1. Образование
  2. Учебный план 37.05.01, 2020, (5.5), Клиническая психология
  3. Клиническая психофизиология
Программа дисциплины

Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Клиническая психофизиология» является формирование у студентов представления о физиологических механизмов психической деятельности в норме и при психических и соматических расстройствах, понимание которых необходимо для создания естественнонаучного фундамента профессионального образования клинических психологов. Задачи дисциплины: 1. Систематизировать и интегрировать знания по естественно-научным дисциплинам (анатомия центральной нервной системы, психо- и нейрофизиология) и клинической психологии.
2. Сформировать способность использовать знания по психофизиологии здорового и больного человека для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных задач медицинским психологом. 3. Сформировать способность и готовность к взаимодействию с представителями смежных областей в сфере нейробиологии и клинической практики.
Краткое содержание дисциплины
Дисциплина включает лекционный курс и цикл практических занятий. Лекционный курс и практические занятия представлены тремя разделами, отражающими как теоретико-методологические основы клинической психофизиологии, так и вопросы основных сфер применения знания по клинической психофизиологии в медицине. Изучая дисциплину «Клиническая психофизиология», студенты приобретают знания по истории развития нейронаук, знакомятся с основными методами психофизиологии и особенностями их применения в клинике, изучают имеющие клиническое значение психофизиологические механизмы формирования различных расстройств психической и соматической сферы в сравнении с нормой.
В целом изучение курса должно подкрепить материалистическое мировоззрение, естественно-научный способ мышления и научить студентов основным приемам познавательной деятельности в сфере нейробиологических наук и клинической практики.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-1 Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии
  • ОПК-3 Способен применять надежные и валидные способы количественной и качественной психологической оценки при решении научных, прикладных и экспертных задач, связанных со здоровьем человека, в том числе с учетом принципов персонализированной медицины
  • ПК-2 Способность применять современные методы и методики психологической помощи в связи с задачами лечебного процесса
Вы нашли ошибку в тексте:

Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.

Одиночество и острая стрессовая реактивность: систематический обзор психофизиологических исследований

. 2018 май; 55(5):e13031.

doi: 10.1111/psyp.13031. Epub 2017 20 ноября.

Эоин Джи Браун 1 2 , Стивен Галлахер 1 2 3 , Энн-Мари Кривен 1 2

Принадлежности

  • 1 Лаборатория исследования тревоги, стресса и здоровья, факультет психологии, Лимерикский университет, Лимерик, Ирландия.
  • 2 Центр исследований социальных проблем Университета Лимерика, Лимерик, Ирландия.
  • 3 Научно-исследовательский институт здоровья, Университет Лимерика, Лимерик, Ирландия.
  • PMID: 29152761
  • DOI: 10.1111/psyp.13031

Эоин Г. Браун и соавт. Психофизиология. 2018 май.

. 2018 май; 55(5):e13031.

doi: 10.1111/psyp.13031. Epub 2017 20 ноября.

Авторы

Эоин Джи Браун 1 2 , Стивен Галлахер 1 2 3 , Энн-Мари Кривен 1 2

Принадлежности

  • 1 Лаборатория исследования тревоги, стресса и здоровья, факультет психологии, Лимерикский университет, Лимерик, Ирландия.
  • 2 Центр исследований социальных проблем Университета Лимерика, Лимерик, Ирландия.
  • 3 Научно-исследовательский институт здоровья, Лимерикский университет, Лимерик, Ирландия.
  • PMID: 29152761
  • DOI: 10.1111/psyp.13031

Абстрактный

Физиологическая реактивность к острому стрессу была предложена в качестве потенциального биологического механизма, с помощью которого одиночество может привести к негативным последствиям для здоровья, таким как сердечно-сосудистые заболевания. Этот обзор был проведен для изучения связи между одиночеством и физиологическими реакциями на острый стресс.

Был проведен систематический поиск в ряде электронных баз данных (PsycARTICLES, PsycINFO, Medline, CINAHL Plus, EBSCOhost, PubMed, SCOPUS, Web of Science, Science Direct) соответствующих исследований, опубликованных до октября 2016 г. Одиннадцать исследований были включены в обзор. В целом, в большинстве исследований сообщалось о положительной связи между одиночеством и реакцией на острый стресс, так что более высокий уровень одиночества был предиктором преувеличенных физиологических реакций. Однако в нескольких исследованиях одиночество также было связано со снижением стрессовых реакций на определенные физиологические результаты, что указывает на возможное существование притупленных отношений. Не было четкой закономерности, указывающей на какие-либо различия в зависимости от пола или стрессора в этих ассоциациях. Имеющиеся данные подтверждают связь между одиночеством и атипичной физиологической реакцией на острый стресс. Ключевым выводом этого обзора было то, что более высокий уровень одиночества связан с преувеличенным кровяным давлением и воспалительной реакцией на острый стресс.
Однако были некоторые признаки того, что одиночество также может быть связано с притуплением сердечных, кортизоловых и иммунных реакций. В целом это говорит о том, что стресс-реактивность может быть одним из биологических механизмов, посредством которых одиночество влияет на здоровье.

Ключевые слова: сердечно-сосудистые; одиночество; нейроэндокринный; реактивность; стресс.

© 2017 Общество психофизиологических исследований.

Похожие статьи

  • Одиночество и сердечно-сосудистая реакция на острый стресс у молодых людей.

    Браун Э.Г., Кривен А.М., Галлахер С. Браун Э.Г. и соавт. Int J Психофизиол. 2019Январь; 135:121-125. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2018.07.471. Epub 2018 17 июля. Int J Психофизиол. 2019. PMID: 30026075

  • Одиночество и нейроэндокринные, сердечно-сосудистые и воспалительные реакции на стресс у мужчин и женщин среднего возраста.

    Степто А., Оуэн Н., Кунц-Эбрехт С.Р., Брайдон Л. Степто А. и др. Психонейроэндокринология. 2004 июнь; 29 (5): 593-611. doi: 10.1016/S0306-4530(03)00086-6. Психонейроэндокринология. 2004. PMID: 15041083

  • Одиночество, социальная поддержка и реакция сердечно-сосудистой системы на лабораторный стресс.

    Nausheen B, Gidron Y, Gregg A, Tissarchondou HS, Peveler R. Наушин Б. и др. Стресс. 2007 март; 10(1):37-44. дои: 10.1080/10253890601135434. Стресс. 2007. PMID: 17454965 Клиническое испытание.

  • Стресс и воспринимаемая социальная изоляция (одиночество).

    Кампания DM. Кампания Дм. Арх Геронтол Гериатр. 2019 май-июнь;82:192-199. doi: 10.1016/j.archger.2019.02.007. Epub 2019 22 февраля. Арх Геронтол Гериатр. 2019. PMID: 30825769 Обзор.

  • Другая сторона медали: притупленная сердечно-сосудистая система и реактивность кортизола связаны с негативными последствиями для здоровья.

    Phillips AC, Ginty AT, Hughes BM. Филлипс А.С. и др. Int J Психофизиол. 2013 Октябрь; 90(1):1-7. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2013.02.002. Epub 2013 20 февраля. Int J Психофизиол. 2013. PMID: 23454029 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Государственные меры COVID-19 и их влияние на психическое здоровье: перекрестное исследование пожилых пациентов первичной медико-санитарной помощи в Германии.

    Виттманн Ф.Г., Цюльке А., Пабст А., Луппа М., Тириан Дж.Р., Кестнер А., Хоффманн В., Кадушкевич Х. , Дёринг Дж., Эскалес С., Генсихен Дж., Цёллингер И., Косилек Р.П., Визе Б., Оей А., Кениг Х.Х., Бреттшнайдер С., Фрезе Т., Ридель-Хеллер С.Г. Виттманн Ф.Г. и соавт. Фронт общественного здравоохранения. 2023 22 мая; 11:1141433. дои: 10.3389/fpubh.2023.1141433. Электронная коллекция 2023. Фронт общественного здравоохранения. 2023. PMID: 37283986 Бесплатная статья ЧВК.

  • Регуляция эмоций опосредует связь между социальной слабостью и стрессом, тревогой и депрессией.

    Демичелис О.П., Грейнджер С.А., Хаббард Р.Е., Генри Д.Д. Демикелис О.П. и соавт. Научный представитель 2023 г. 20 апреля; 13 (1): 6430. doi: 10.1038/s41598-023-33749-0. Научный представитель 2023. PMID: 37081078 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связь между социальной изоляцией и одиночеством и оценочным риском атеросклеротических сердечно-сосудистых заболеваний в популяционном исследовании британского биобанка.

    Валле А. Валле А. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 6 февраля; 20 (4): 2869. дои: 10.3390/ijerph30042869. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36833566 Бесплатная статья ЧВК.

  • Механизм онлайн-эмоциональной поддержки сопровождает группу при стрессе: роль социальной поддержки.

    Чжан И, Хуан Х, Тан Д, Лу С, Фан Ф, Пан Дж. Чжан И и др. Фронт Псих. 2023 16 января; 13:1047364. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1047364. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2023. PMID: 36726499 Бесплатная статья ЧВК.

  • Социальная изоляция связана с классическими факторами риска деменции, связанной с болезнью Альцгеймера.

    Шафиги К., Вильнёв С., Роза Нето П., Бадвар А., Пуарье Дж., Шарма В. , Медина Й.И., Сильвейра П.П., Дубе Л., Глан Д., Бздок Д. Шафиги К. и др. ПЛОС Один. 2023 1 февраля; 18 (2): e0280471. doi: 10.1371/journal.pone.0280471. Электронная коллекция 2023. ПЛОС Один. 2023. PMID: 36724157 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Всеобъемлющий обзор психофизиологических приложений для мгновенной экологической оценки в психиатрических популяциях

Обзор

. 2019 март; 31(3):304-317.

doi: 10.1037/pas0000651.

Ян М. Ро 1 , Ханна Ч. Чепмен 1 , Лиза А Бартоломео 1 , Кристина Гонсалес 1 , Грегори П. Штраус 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Университета Джорджии.
  • PMID: 30802116
  • DOI: 10.1037/pas0000651

Обзор

Ian M Raugh et al. Психологическая оценка. 2019 март

. 2019 март; 31(3):304-317.

doi: 10.1037/pas0000651.

Авторы

Ян М. Ро 1 , Ханна Чепмен 1 , Лиза Бартоломео 1 , Кристина Гонсалес 1 , Грегори П. Штраус 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Университета Джорджии.
  • PMID: 30802116
  • DOI: 10.1037/pas0000651

Абстрактный

Психофизиологическая оценка является основным методом, используемым в исследованиях психопатологии, который привел к важным выводам в отношении этиологии и течения многих расстройств. Однако лабораторная психофизиология имеет ограниченную экологическую валидность. Это ограничение привело к тому, что область исследований перешла к амбулаторным записям психофизиологии в сочетании с экологической мгновенной оценкой (EMA). В этом обзоре используются результаты всестороннего обзора психофизиологических исследований EMA для обсуждения приложений, преимуществ, ограничений и будущего использования этой методологии, включая электрокардиографию, артериальное давление, электроэнцефалографию и многое другое. Мобильная психофизиология имеет несколько преимуществ, включая экологическую достоверность, временную точность и одновременную оценку внутренних и внешних контекстов, влияющих на физиологическую реакцию. Однако она ограничена сложностью проведения таких исследований и сниженным экспериментальным контролем. Будущие исследования с использованием психофизиологии EMA должны быть направлены на запись в течение более длительных периодов времени, лучшую интеграцию с повседневной жизнью, определение полезности экологических мгновенных вмешательств, основанных на психофизиологии, создание руководящих принципов для стандартизации и установление надежности и достоверности. ЭМА-психофизиология является многообещающим направлением в этой области и открывает новые возможности для исследования и лечения психопатологии, хотя необходимо устранить методологические недостатки. (Запись базы данных PsycINFO (c) 2019 г.АПА, все права защищены).

Похожие статьи

  • От мгновенной экологической оценки (EMA) к мгновенному экологическому вмешательству (EMI): прошлые и будущие направления амбулаторной оценки и вмешательства при расстройствах пищевого поведения.

    Смит К.Е., Хуарасио А. Смит К.Е. и др. Curr Psychiatry Rep. 4 июня 2019 г .; 21 (7): 53. doi: 10.1007/s11920-019-1046-8. Curr Psychiatry Rep. 2019. PMID: 31161276 Обзор.

  • Молодежная психопатология в повседневной жизни: систематический обзор характеристик и возможностей приложений экологической моментальной оценки.

    Тунниссен М.Р., Аан Хет Рот М., ван ден Хоофдаккер Б.Дж., Наута М.Х. Тунниссен М.Р. и соавт. Детская психиатрия Хум Дев. 2022 декабрь; 53 (6): 1129-1147. doi: 10.1007/s10578-021-01177-8. Epub 2021 1 июня. Детская психиатрия Хум Дев. 2022. PMID: 34075490 Бесплатная статья ЧВК.

  • Экологическая мгновенная оценка и вмешательство в лечение психотических расстройств: систематический обзор.

    Белл И. Х., Лим М. Х., Росселл С. Л., Томас Н. Белл И.Х. и соавт. Психиатр Серв. 2017 1 ноября; 68 (11): 1172-1181. doi: 10.1176/appi.ps.201600523. Epub 2017 3 июля. Психиатр Серв. 2017. PMID: 28669284 Обзор.

  • Амбулаторная оценка для точной психиатрии: основы, текущие разработки и будущие направления.

    Райхерт М., Ган Г., Ренц М., Браун У., Брюсслер С., Тимм И., Ма Р., Берхе О., Бенедык А., Молдавски А., Швайгер Д.И., Хенниг О., Зидда Ф., Хайм С., Банашевски Т., Тост Х., Эбнер-Пример У. В., Мейер-Линденберг А. Рейхерт М. и соавт. Опыт Нейрол. 2021 ноябрь;345:113807. doi: 10.1016/j.expneurol.2021.113807. Epub 2021 3 июля. Опыт Нейрол. 2021. PMID: 34228998 Обзор.

  • Сочетание экологической мгновенной оценки с объективными амбулаторными показателями поведения и физиологии в исследованиях употребления психоактивных веществ.

    Берц Дж.В., Эпштейн Д.Х., Престон К.Л. Берц Дж. В. и соавт. Поведение наркомана. 2018 авг;83:5-17. doi: 10.1016/j.addbeh.2017.11.027. Epub 2017 16 ноября. Поведение наркомана. 2018. PMID: 29174666 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Физиологические реакции на острые стрессоры и субъективный стресс в повседневной жизни: систематический обзор исследований экологической моментальной оценки (EMA).

    Вебер Дж., Ангерер П., Аполинарио-Хаген Дж. Вебер Дж. и др. ПЛОС Один. 27 июля 2022 г .; 17 (7): e0271996. doi: 10.1371/journal.pone.0271996. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35895674 Бесплатная статья ЧВК.

  • Потенциальные исследования регуляции эмоций, связанные с событиями: обзор недавнего прогресса и будущих направлений.

    Макнамара А., Джойнер К., Клавон Дж. Макнамара А. и др. Int J Психофизиол. 2022 Июн; 176:73-88. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2022.03.008. Epub 2022 25 марта. Int J Психофизиол. 2022. PMID: 35346736 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Актуальность объективных показателей при психических расстройствах, ритме покоя и активности и психофизиологических показателей.

    Мун Э. , Ян М., Сон К., Линнаранта О. Мун Э. и др. Curr Psychiatry Rep. 29 октября 2021 г.; 23 (12): 85. doi: 10.1007/s11920-021-01291-3. Curr Psychiatry Rep. 2021. PMID: 34714422 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Взаимосвязь между лабораторными показателями дисрегуляции эмоций и негативной аффектной реактивностью в повседневной жизни в двух независимых исследованиях.

    Trull TJ, Hepp J, Wycoff AM, Vebares TJ, Fleming MN, Hua JPY, Yeung EW, Kerns JG. Трулл Т.Дж. и соавт. J Аффективное расстройство. 2022 15 января; 297: 217-224. doi: 10.1016/j.jad.2021.10.031. Epub 2021 23 октября. J Аффективное расстройство. 2022. PMID: 34695499 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изменчивость функций несуицидального самоповреждения: данные трех исследований мониторинга в реальном времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *