35. Психофизиология мышления
Структура процесса мышления
Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.
Появление речи в процессе эволюции принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем ее в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь в жестах и мимике. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова.
Суть
мышления — в выполнении некоторых
когнитивных операций с образами во
внутренней картине мира.
У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное и словесно-логическое. Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период филогенетического и онтогенетического развития мышления.
Вербальный и невербальный интеллект
На основании соотношения первой и второй сигнальных систем И.П. Павлов предложил классификацию специально человеческих типов высшей нервной деятельности, выделив художественный, мыслительный и средний типы.
Художественный
тип характеризуется преобладанием
функций первой сигнальной системы. Люди
этого типа в процессе мышления широко
пользуются чувственными образами. Они
воспринимают явления и предметы целиком,
не дробя их на части. У мыслительного
типа, у которого усилена работа второй
сигнальной системы, роезко выражена
способность отвлечения от действительности,
основанная на стремлении анализировать,
дробить действительность на части, а
затем соединять части в целое.
Межполушарная асимметрия мозга по-разному представлена у мыслительного и художественного типов. Утверждение, что у «художников» доминирует функция правого полушария как основа их образного мышления, а у «мыслителей» ведущая роль принадлежит доминатному, левому полушарию, наиболее часто связанному с речью, в целом справедливо. Однако, как показывает изучение организации полушарий у людей искусства, живописцев-профессионалов, они более интенсивно, чем обычные люди, используют и левое полушарие. Для них характерна интеграция Способов обработки информации, представляемая различными полушариями.
Фокусы мозговой активности и мышление
Специально
человеческие типы высшей нервной
деятельности ияют на локализацию фокусов
взаимодействия информации, о опытах с
построением зрительного образа из
ограниченного набора простых элементов
у лиц с преобладанием первой сигнальной
системы над второй оба фокуса взаимодействия
находились преимущественно в правом
полушарии. У лиц с преобладанием второй,
речевой сигнальной системы оба фокуса
локализовались в левом полушарии.
Различные мыслительные операции
используют разные фокусы взаимодействия.
На первом этапе, когда сначала требовалось
определить, что можно построить из
имеющихся элементов, и сформировать
целевой образ, функционировал фокус
взаимодействия в затылочно-височных
отделах, а на этапе детального
конструирования образа — в лобной коре.
При этом нахождение решения при всех
типах задач, даже если речевой ответ не
требовался, сопровождалось появлением
фокуса взаимодействия в левой височной
коре (вербальной зоне).
Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности
В
норме оба полушария работают в тесном
взаимодействии, дополняя друг друга.
Различие между левым и правым полушариями
можно выявить, не прибегая к хирургическому
вмешательству — рассечению комиссур,
связывающих оба полушария. Для этого
может быть использован метод «наркоза
полушарий». Он был создан в клинике для
выявления полушария с речевыми функциями. По этому методу в сонную артерию на
одной стороне шеи вводят тонкую трубку
для последующего введения раствора
барбитуратов (амиталнатрия). В связи с
тем что каждая сонная артерия снабжает
кровью лишь одно полушарие, снотворное,
введенное в нее, попадает в одно полушарие
и оказывает на него наркотическое
действие. Во время теста больной лежит
на спине с поднятыми руками и считает
от 100 в обратном порядке. Через несколько
секунд после введения наркотика можно
видеть, как бессильно падает одна рука
пациента, противоположная стороне
инъекции. Затем наблюдается нарушение
в счете.
Использование
методик, с помощью которых можно избип
тельно воздействовать только на одно
полушарие, позволил исследователям
продемонстрировать значительные
различия в умственных способностях
двух полушарий. Полагают, что левое по
лушарие участвует в основном в
аналитических процессах; это полушарие
— база для логического мышления.
Преимущественно оно обеспечивает
речевую деятельность — ее понимание и
построение, работу со словесными
символами. Обработка входных сигналов
осуществляется в нем, по-видимому,
последовательно. Правое полушарие
обеспечивает конкретно-образное мышление
и имеет дело с невербальным материалом,
отвечая за определенные навыки в
обращении с пространственными сигналами,
за структурно-пространственные
преобразования, способность к зрительному
и тактильному распознаванию предметов.
Поступающая к нему информация
обрабатывается одномоментно и целостным
способом. Правое полушарие лучше, чем
левое, справляется с различением
ориентации линий, кривизны, многоугольников
неправильных очертаний, пространственного
расположения зрительных сигналов,
глубины в стереоскопических изображениях.
Однако левое полушарие обнаруживает
большие способности в отношении других
аспектов зрительно-пространственного
восприятия. Оно лучше дифференцирует
нарисованные лица, если они различаются
только одной чертой. Правое полушарие
лучше различает их, когда они отличаются
не одной, а многими чертами. Предполагают,
что левое полушарие превосходит правое,
когда задача состоит в выявлении немногих
четких деталей, а правое доминирует при
интеграции элементов в сложные
конфигурации.
3.3.1. Психофизиологические основы мышления . Эргономика
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
В процессе мышления производится творческое целенаправленное преобразование действительности и использование имеющихся в памяти представлений и образов, порождающих результат, которого в действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.
Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное (практическое), наглядно-образное, словесно-логическое (понятийное), абстрактно-логическое (отвлеченное).
Наглядно-действенное (практическое) мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Возникло раньше остальных видов. Наиболее элементарный вид мышления, являющийся основой для организации более сложных его видов. Формирование начинается у детей с семимесячного возраста и активно развивается до трех лет.
Наглядно-образное мышление
Словесно-логическое (понятийное) мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Развивается с накопления знаний и развития речи, т. е. еще в дошкольном возрасте. Речь становится орудием мышления, связывающим отдельные понятия, суждения и заключения. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Внутренняя речь может переходить в развернутую форму – шепот, громкую речь. Это позволяет лучше анализировать материал.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета.
По характеру решаемых задач различают мышление теоретическое и практическое.
Мышление каждого человека имеет индивидуальные особенности: по-разному складывается соотношение видов мышления, бывают отличия по продуктивности ума, скорости протекания мыслительных процессов и др.
Мышление всегда связано с решением той или иной задачи и начинается с постановки вопроса: как решить задачу? Ответ на этот вопрос является целью мышления.
Существуют следующие формы процесса мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов и явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах и явлениях.
Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.
В общих понятиях отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений. В
В конкретных понятиях отражаются реально существующие определенные признаки.
Абстрактные понятия имеют отвлеченные умозрительные признаки.
Эмпирические понятия – понятия, основанные на опыте.
Теоретические понятия – понятия, построенные на теории.
Суждение – форма процесса мышления, раскрывающая содержание понятий. В суждениях утверждаются или отрицаются связи между предметами или явлениями. Например, суждение: «Эргономика – это область приложения научных знаний о человеке к проектированию предметов, систем и окружений, используемых им» выражает связь между процессом проектирования и научными знаниями о человеке.
Суждения выражаются в словесной форме (вслух или про себя).
Суждения могут быть истинными, ложными, общими, частными, единичными.
Истинные суждения – это объективно верные суждения.
Ложные суждения – это суждения, не соответствующие объективной реальности.
В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной общности (группы, класса и т. д.), например: «Все студенты БГАИ учатся».
В частных суждениях утверждение или отрицание касается лишь некоторых предметов, например: «Некоторые студенты БГАИ изучают эргономику».
В единичных суждениях утверждение или отрицание относится к одному предмету, например: «Эргономику изучают на кафедре дизайна».
В процессе оперирования разнообразными суждениями с использованием умственных операций возникает умозаключение.
Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения называются посылками умозаключения. Умозаключения бывают индуктивными, дедуктивными, по аналогии.
При индуктивном умозаключении рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу, при дедуктивном рассуждение строится от общих фактов к единичному выводу.
Аналогия – это умозаключение, когда вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без исследования всех условий.
Рассмотрим мыслительные операции. К ним относятся анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Анализ – мыслительное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Является основной операцией.
Синтез – мыслительное соединение частей предметов или явлений в одно целое.
Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от свойств предмета для выделения его существенных признаков.
Обобщение – форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему: например, переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей.
Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
Анализ и синтез являются основными операциями мышления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Психофизиология мышления | Semantic Scholar
- DOI:10.2307/1422029
- Идентификатор корпуса: 147009227
@article{Hardyck1974ThePO, title={Психофизиология мышления}, автор = {Кертис Д.Хардик, Ф. Джозеф МакГиган и Р. А. Шуновер}, journal={Американский журнал психологии}, год = {1974}, объем = {87}, страницы={303} }
- К. Хардик, Ф. Дж. МакГиган, Р. Шуновер
- Опубликовано 1 марта 1974 г.
- Психология
- Американский журнал психологии
Просмотр через издателя
Биологическая обратная связь по вариабельности сердечного ритма и другие психофизиологические процедуры как важные элементы психотерапии.
- П. Лерер
- 2018
Психология
Международный журнал психофизиологии…
Исследование нейронных коррелятов феноменологии сновидений и измененных состояний сознания во время сна
- Дж. Мутц, А. Джавади
- 2017
Психология, биология
Нейробиология сознания

Физиология медитации и мистические состояния сознания
- Дж. Дэвидсон
- 1976
Психология
Перспективы биологии и медицины
Движение и зеркальные нейроны: сложный разговор и выбор
- М. Шитс-Джонстон
- 2012
Биология
Изучение влияния когнитивного стиля на принятие решений об использовании технологий отдельными людьми
- Индранил Чакраборти, П.
- 2008

Бизнес
Реш. Система поддержки
Шизофрения: механизм непосредственности
- К. Зальцингер, М. Серпер
- 2000
- 2000
- 2000
Психология, медицина постулирует механизм, благодаря которому шизофреническое поведение преимущественно контролируется стимулами, непосредственно присутствующими в окружении пациента. был проанализирован, и было обнаружено, что девять исследований подтверждают этот механизм, а три исследования не имеют отношения к делу.
Память без воспоминаний, экспозиция без восприятия
- Х. Э. Кругман
Искусство
Journal of Advertising Research
РЕЗЮМЕ Эта статья является одной из 18, отобранных Редакционной коллегией журнала Advertising Исследования, чтобы быть ‘ классика» — статья, выдержавшая испытание временем. Впервые опубликовано в…
Электрокортикальное сравнение выполненных и отклоненных выстрелов у опытных стрелков
- C.

Психология
Биологическая психология
Саморегуляция электрокортикальной активности при шизофрении и шизотипии: обзор
- Ж. Грузелье
Психология, медицина
900 20 Клиническая ЭЭГИзменения сна с быстрыми движениями глаз во время адаптационной ночи у ветеранов боевых действий с посттравматическим стрессовым расстройством 000 быстрых ссылок — Общество психофизиологов Исследования
Быстрые ссылки |
Делиться | В целях содействия исследованиям и обсуждению взаимосвязей между физиологическими и психологическими аспектами поведения мы предлагаем следующие ресурсы: Учебные ресурсы и материалыНажмите здесь, чтобы получить доступ Руководство по написанию работНажмите здесь, чтобы получить доступ Эти ресурсы предназначены для облегчения преподавания курсов бакалавриата и магистратуры по психофизиологии. Заинтересованы в карьере в области психофизиологии? Просмотрите наш список открытых вакансий. См. ВакансииПредыдущие документы премии открытого доступа можно посмотреть здесь. Посмотреть рекомендацииПоиск в нашем сообществе экспертов. Нажмите здесьРесурсы для членов SPR, работающих в учебных заведениях для получения высшего образования (PUI). Нажмите здесь 9Члены 0020 SPR проводят передовые исследования широкого спектра психофизиологических процессов, от основных механизмов познания, восприятия и эмоций до влияния на отношения и поведение. Познакомьтесь с некоторыми преподавателями SPR и узнайте о захватывающих исследованиях, проводимых в их лабораториях. Что вызвало исследовательский интерес этих ученых? Какие вопросы решают их текущие исследования? Что заставляет их тикать и движет их страстью к своей работе? Каково их видение будущего психофизиологии? Узнайте все это и многое другое из уст наших участников. «Я начал свою карьеру с павловского обусловливания, — говорит Альфонс Хамм, профессор физиологии и клинической психологии в Университете Грифсвальда. «Это по своей сути включало измерение физиологических реакций». Но в 1987 году Хэмм отправился в Университет Флориды в Гейнсвилле, чтобы работать постдокторантом с доктором Питером Лэнгом, что пробудило интерес Хэмма к исследованиям эмоций, а также заложило основу для многолетнего сотрудничества. … Читать далее. Йоханнес Хевиг впервые заинтересовался психофизиологией в 1998 году, когда работал научным сотрудником у Эвальда Науманна и Дирка Хагемана в Трирском университете (где он также защитил докторскую диссертацию). «Один из моих главных интересов тогда и сейчас — это принятие решений людьми и индивидуальные различия», — говорит он. «Почему одному человеку нравятся определенные вещи и он приложит много усилий, а другому это совсем не интересно? Я думал и до сих пор считаю, что психофизиология является многообещающим инструментом для ответа на такого рода вопросы». Хотя Мэдисон Кристин Ларсон, будучи студенткой Висконсинского университета, планировала стать учителем социальных наук в старшей школе, через некоторое время она заметила, что постоянно попадает на один курс психологии за другим. «Я всегда была абсолютно очарована эмоциями и тем влиянием, которое они оказывают на функционирование во всех сферах жизни», — говорит Ларсон, хотя она начала работать в лаборатории Ричарда Дэвидсона — сначала в качестве студента, а затем в качестве сотрудница — что ее интерес к аффективной нейронауке действительно кристаллизовался. «Как только я полностью погрузилась в исследовательский процесс и увидела возможности психофизиологических и неврологических инструментов для понимания нормальных и ненормальных эмоциональных процессов, я попала на крючок», — говорит она … Подробнее. «Изначально секс был просто сексуальным», — говорит Николь Прауз о своей ранней докторской работе по исследованию секса в Университете Индианы в Блумингтоне, где она также сотрудничала с Институтом исследований секса, гендера и репродукции Кинси. |