Психофизиология мышления: Психофизиология сознания и мышления

Содержание

35. Психофизиология мышления

Структура процесса мышления

Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Появление речи в процессе эволюции принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем ее в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь в жестах и мимике. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова.

Суть мышления — в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира.

Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной — с другой.

У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное и словесно-логическое. Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период филогенетического и онтогенетического развития мышления.

Вербальный и невербальный интеллект

На основании соотношения первой и второй сигнальных систем И.П. Павлов предложил классификацию специально человеческих типов высшей нервной деятельности, выделив художественный, мыслительный и средний типы.

Художественный тип характеризуется преобладанием функций первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не дробя их на части. У мыслительного типа, у которого усилена работа второй сигнальной системы, роезко выражена способность отвлечения от действительности, основанная на стремлении анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое.

Для среднего типа свойственна уравновешенность функций двух сигнальных систем.

Межполушарная асимметрия мозга по-разному представлена у мыслительного и художественного типов. Утверждение, что у «художников» доминирует функция правого полушария как основа их образного мышления, а у «мыслителей» ведущая роль принадлежит доминатному, левому полушарию, наиболее часто связанному с речью, в целом справедливо. Однако, как показывает изучение организации полушарий у людей искусства, живописцев-профессионалов, они более интенсивно, чем обычные люди, используют и левое полушарие. Для них характерна интеграция Способов обработки информации, представляемая различными полушариями.

Фокусы мозговой активности и мышление

Специально человеческие типы высшей нервной деятельности ияют на локализацию фокусов взаимодействия информации, о опытах с построением зрительного образа из ограниченного набора простых элементов у лиц с преобладанием первой сигнальной системы над второй оба фокуса взаимодействия находились преимущественно в правом полушарии. У лиц с преобладанием второй, речевой сигнальной системы оба фокуса локализовались в левом полушарии. Различные мыслительные операции используют разные фокусы взаимодействия. На первом этапе, когда сначала требовалось определить, что можно построить из имеющихся элементов, и сформировать целевой образ, функционировал фокус взаимодействия в затылочно-височных отделах, а на этапе детального конструирования образа — в лобной коре. При этом нахождение решения при всех типах задач, даже если речевой ответ не требовался, сопровождалось появлением фокуса взаимодействия в левой височной коре (вербальной зоне).

Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности

В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Различие между левым и правым полушариями можно выявить, не прибегая к хирургическому вмешательству — рассечению комиссур, связывающих оба полушария. Для этого может быть использован метод «наркоза полушарий». Он был создан в клинике для выявления полушария с речевыми функциями. По этому методу в сонную артерию на одной стороне шеи вводят тонкую трубку для последующего введения раствора барбитуратов (амиталнатрия). В связи с тем что каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полушарие, снотворное, введенное в нее, попадает в одно полушарие и оказывает на него наркотическое действие. Во время теста больной лежит на спине с поднятыми руками и считает от 100 в обратном порядке. Через несколько секунд после введения наркотика можно видеть, как бессильно падает одна рука пациента, противоположная стороне инъекции. Затем наблюдается нарушение в счете.

Использование методик, с помощью которых можно избип тельно воздействовать только на одно полушарие, позволил исследователям продемонстрировать значительные различия в умственных способностях двух полушарий. Полагают, что левое по лушарие участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие — база для логического мышления. Преимущественно оно обеспечивает речевую деятельность — ее понимание и построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов осуществляется в нем, по-видимому, последовательно. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом. Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных сигналов, глубины в стереоскопических изображениях. Однако левое полушарие обнаруживает большие способности в отношении других аспектов зрительно-пространственного восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой. Правое полушарие лучше различает их, когда они отличаются не одной, а многими чертами. Предполагают, что левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации.

Это различие согласуется с клиническими данными. При патологиях правого полушария рисунки больных утрачивают целостность обшей конфигурации. При поражении левого полушария основная конфигурация объекта обычно воспроизводится, но рисунок обеднен деталями. «Пространственное» правое и «временное» левое полушарие вносят каждое важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. По-видимому, у левого полушария больше возможностей во временной и слуховой областях, а у правого — в пространственной и зрительной. Следует отметить, что каждое полушарие, функционируя изолированно, предпочитает формировать целостное изображение.

3.3.1. Психофизиологические основы мышления . Эргономика

Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

В процессе мышления производится творческое целенаправленное преобразование действительности и использование имеющихся в памяти представлений и образов, порождающих результат, которого в действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное (практическое), наглядно-образное, словесно-логическое (понятийное), абстрактно-логическое (отвлеченное).

Наглядно-действенное (практическое) мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Возникло раньше остальных видов. Наиболее элементарный вид мышления, являющийся основой для организации более сложных его видов. Формирование начинается у детей с семимесячного возраста и активно развивается до трех лет.

Наглядно-образное мышление

– вид мышления, опирающийся на представления и образы. Развивается внутри наглядно-действенного мышления и продолжается до 13 лет.

Словесно-логическое (понятийноемышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Развивается с накопления знаний и развития речи, т.  е. еще в дошкольном возрасте. Речь становится орудием мышления, связывающим отдельные понятия, суждения и заключения. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Внутренняя речь может переходить в развернутую форму – шепот, громкую речь. Это позволяет лучше анализировать материал.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета.

По характеру решаемых задач различают мышление теоретическое и практическое.

Мышление каждого человека имеет индивидуальные особенности: по-разному складывается соотношение видов мышления, бывают отличия по продуктивности ума, скорости протекания мыслительных процессов и др.

Мышление всегда связано с решением той или иной задачи и начинается с постановки вопроса: как решить задачу? Ответ на этот вопрос является целью мышления.

Существуют следующие формы процесса мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов и явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах и явлениях.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.

В общих понятиях отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений. В

единичных – присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В конкретных понятиях отражаются реально существующие определенные признаки.

Абстрактные понятия имеют отвлеченные умозрительные признаки.

Эмпирические понятия – понятия, основанные на опыте.

Теоретические понятия – понятия, построенные на теории.

Суждение – форма процесса мышления, раскрывающая содержание понятий. В суждениях утверждаются или отрицаются связи между предметами или явлениями. Например, суждение: «Эргономика – это область приложения научных знаний о человеке к проектированию предметов, систем и окружений, используемых им» выражает связь между процессом проектирования и научными знаниями о человеке.

Суждения выражаются в словесной форме (вслух или про себя).

Суждения могут быть истинными, ложными, общими, частными, единичными.

Истинные суждения – это объективно верные суждения.

Ложные суждения – это суждения, не соответствующие объективной реальности.

В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной общности (группы, класса и т. д.), например: «Все студенты БГАИ учатся».

В частных суждениях утверждение или отрицание касается лишь некоторых предметов, например: «Некоторые студенты БГАИ изучают эргономику».

В единичных суждениях утверждение или отрицание относится к одному предмету, например: «Эргономику изучают на кафедре дизайна».

В процессе оперирования разнообразными суждениями с использованием умственных операций возникает умозаключение.

Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения называются посылками умозаключения. Умозаключения бывают индуктивными, дедуктивными, по аналогии.

При индуктивном умозаключении рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу, при дедуктивном рассуждение строится от общих фактов к единичному выводу.

Аналогия – это умозаключение, когда вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без исследования всех условий.

Рассмотрим мыслительные операции. К ним относятся анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Анализ – мыслительное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Является основной операцией.

Синтез – мыслительное соединение частей предметов или явлений в одно целое.

Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от свойств предмета для выделения его существенных признаков.

Обобщение – форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему: например, переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей.

Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

Анализ и синтез являются основными операциями мышления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Психофизиология мышления | Semantic Scholar

  • DOI:10.2307/1422029
  • Идентификатор корпуса: 147009227
 @article{Hardyck1974ThePO,
  title={Психофизиология мышления},
  автор = {Кертис Д.  Хардик, Ф. Джозеф МакГиган и Р. А. Шуновер},
  journal={Американский журнал психологии},
  год = {1974},
  объем = {87},
  страницы={303}
} 
  • К. Хардик, Ф. Дж. МакГиган, Р. Шуновер
  • Опубликовано 1 марта 1974 г.
  • Психология
  • Американский журнал психологии

Просмотр через издателя

Биологическая обратная связь по вариабельности сердечного ритма и другие психофизиологические процедуры как важные элементы психотерапии.

    П. Лерер

    Психология

    Международный журнал психофизиологии…

  • 2018

Исследование нейронных коррелятов феноменологии сновидений и измененных состояний сознания во время сна

    Дж. Мутц, А. Джавади

    Психология, биология

    Нейробиология сознания

  • 2017
Обсуждается, в какой степени люди видят сны в периоды сна с быстрыми и небыстрыми движениями глаз и как различаются сновидения в разные фазы сна с точки зрения феноменологических характеристик.

Физиология медитации и мистические состояния сознания

    Дж. Дэвидсон

    Психология

    Перспективы биологии и медицины

  • 1976
Нынешний беспрецедентный общественный интерес к разновидностям сознательного опыта отражен в ряде исследовательских работ и теоретических анализов, пытающихся разобраться с физиологическими коррелятами измененных состояний сознания (ИСС).

Движение и зеркальные нейроны: сложный разговор и выбор

    М. Шитс-Джонстон

    Биология

  • 2012
В статье показано, что движение и жизнь являются неотъемлемой частью создания и оценки искусства, как в повседневной жизни, так и в ставит и отвечает на упускаемый из виду, но принципиально важный вопрос о том, как возникают зеркальные нейроны.

Изучение влияния когнитивного стиля на принятие решений об использовании технологий отдельными людьми

    Индранил Чакраборти, П. Х. Ху, Дай Цуй

    Бизнес

    Реш. Система поддержки

  • 2008

Шизофрения: механизм непосредственности

    К. Зальцингер, М. Серпер

    Психология, медицина постулирует механизм, благодаря которому шизофреническое поведение преимущественно контролируется стимулами, непосредственно присутствующими в окружении пациента. был проанализирован, и было обнаружено, что девять исследований подтверждают этот механизм, а три исследования не имеют отношения к делу.

    Память без воспоминаний, экспозиция без восприятия

      Х. Э. Кругман

      Искусство

      Journal of Advertising Research

    • 2000

    РЕЗЮМЕ Эта статья является одной из 18, отобранных Редакционной коллегией журнала Advertising Исследования, чтобы быть ‘ классика» — статья, выдержавшая испытание временем. Впервые опубликовано в…

    Электрокортикальное сравнение выполненных и отклоненных выстрелов у опытных стрелков

      C. Hillman, R. Apparies, C. Janelle, B. Hatfield

      Психология

      Биологическая психология

    • 2000

    Саморегуляция электрокортикальной активности при шизофрении и шизотипии: обзор

      Ж. Грузелье

      Психология, медицина

      900 20 Клиническая ЭЭГ

    • 2000
    Проведение лечебных схем с электрокортикальной Оперантное обусловливание оправдано при шизофреническом спектре из-за убедительных доказательств и прогресса в понимании функционального значения электроэнцефалографических (ЭЭГ) ритмов.

    Изменения сна с быстрыми движениями глаз во время адаптационной ночи у ветеранов боевых действий с посттравматическим стрессовым расстройством 000 быстрых ссылок — Общество психофизиологов Исследования

    Быстрые ссылки

    Делиться |

    В целях содействия исследованиям и обсуждению взаимосвязей между физиологическими и психологическими аспектами поведения мы предлагаем следующие ресурсы:

    Учебные ресурсы и материалы

    Нажмите здесь, чтобы получить доступ

    Руководство по написанию работ

    Нажмите здесь, чтобы получить доступ

    Эти ресурсы предназначены для облегчения преподавания курсов бакалавриата и магистратуры по психофизиологии. Если вы хотите отправить материалы для размещения на этом сайте или дать рекомендации по дальнейшему полезному контенту, свяжитесь с председателем Джейсоном Мозером по адресу [email protected].

    Войдите, чтобы просмотреть

    Заинтересованы в карьере в области психофизиологии? Просмотрите наш список открытых вакансий.

    См. Вакансии

    Предыдущие документы премии открытого доступа можно посмотреть здесь.

    Посмотреть рекомендации

    Поиск в нашем сообществе экспертов.

    Нажмите здесь

    Ресурсы для членов SPR, работающих в учебных заведениях для получения высшего образования (PUI).

    Нажмите здесь

    9Члены 0020 SPR проводят передовые исследования широкого спектра психофизиологических процессов, от основных механизмов познания, восприятия и эмоций до влияния на отношения и поведение. Познакомьтесь с некоторыми преподавателями SPR и узнайте о захватывающих исследованиях, проводимых в их лабораториях. Что вызвало исследовательский интерес этих ученых? Какие вопросы решают их текущие исследования? Что заставляет их тикать и движет их страстью к своей работе? Каково их видение будущего психофизиологии?

    Узнайте все это и многое другое из уст наших участников.

    «Я начал свою карьеру с павловского обусловливания, — говорит Альфонс Хамм, профессор физиологии и клинической психологии в Университете Грифсвальда. «Это по своей сути включало измерение физиологических реакций». Но в 1987 году Хэмм отправился в Университет Флориды в Гейнсвилле, чтобы работать постдокторантом с доктором Питером Лэнгом, что пробудило интерес Хэмма к исследованиям эмоций, а также заложило основу для многолетнего сотрудничества. … Читать далее.

    Йоханнес Хевиг впервые заинтересовался психофизиологией в 1998 году, когда работал научным сотрудником у Эвальда Науманна и Дирка Хагемана в Трирском университете (где он также защитил докторскую диссертацию). «Один из моих главных интересов тогда и сейчас — это принятие решений людьми и индивидуальные различия», — говорит он. «Почему одному человеку нравятся определенные вещи и он приложит много усилий, а другому это совсем не интересно? Я думал и до сих пор считаю, что психофизиология является многообещающим инструментом для ответа на такого рода вопросы». .. Подробнее.

    Хотя Мэдисон Кристин Ларсон, будучи студенткой Висконсинского университета, планировала стать учителем социальных наук в старшей школе, через некоторое время она заметила, что постоянно попадает на один курс психологии за другим. «Я всегда была абсолютно очарована эмоциями и тем влиянием, которое они оказывают на функционирование во всех сферах жизни», — говорит Ларсон, хотя она начала работать в лаборатории Ричарда Дэвидсона — сначала в качестве студента, а затем в качестве сотрудница — что ее интерес к аффективной нейронауке действительно кристаллизовался. «Как только я полностью погрузилась в исследовательский процесс и увидела возможности психофизиологических и неврологических инструментов для понимания нормальных и ненормальных эмоциональных процессов, я попала на крючок», — говорит она … Подробнее.

    «Изначально секс был просто сексуальным», — говорит Николь Прауз о своей ранней докторской работе по исследованию секса в Университете Индианы в Блумингтоне, где она также сотрудничала с Институтом исследований секса, гендера и репродукции Кинси.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *