Психолингвистика и психология: Психолингвистика как способ глубинного изучения речи и языка

Содержание

Психолингвистика

Психолингви́стика —

наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотне­сён­но­сти с системой языка. Разрабатывая модели речевой деятельности и психо­физио­ло­ги­че­ской речевой организации человека, психо­лингви­сти­ка проверяет их путём психо­ло­ги­че­ских экспери­мен­тов; таким образом, будучи по предмету исследования близка к лингви­сти­ке, по методам психо­лингви­сти­ка ближе к психо­ло­гии. В психо­лингви­сти­ке применяются такие экспериментальные методы, как ассоци­а­тив­ный эксперимент, метод «семантического дифферен­ци­ала» и др. Психо­лингви­сти­ка возник­ла в связи с необхо­ди­мо­стью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения кото­рых чисто лингви­сти­че­ский подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а особенно — иностранному языку; речевое воспитание дошколь­ни­ков и вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств массовой информации; авиационная и космическая психо­ло­гия; судебная психо­ло­гия и кримина­ли­сти­ка, например опознание людей по особен­но­стям их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в ЭВМ и т.

 п.; информатика).

Термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 после опубликования в США коллектив­ной работы под этим названием (под ред. Ч. Э. Осгуда и Т. А. Себеока), но идеи, близкие к пробле­ма­ти­ке психо­лингви­сти­ки, развивал в СССР ещё в начале 30‑х гг. психолог Л. С. Выготский. Его ученик А. Р. Лурия разработал основы нейро­лингви­сти­ки, близкой к психо­лингви­сти­ке по предмету и зада­чам, но ориенти­ро­ван­ной в основном на диагностику и лечение различных видов афазии. Сходные с психо­лингви­сти­кой идеи развивали также психолог Н. И. Жинкин и позже — лингвист С. Д. Кацнельсон. Развитие собственно психо­лингви­сти­ки в СССР началось с середины 60‑х гг., прежде всего в Институте языкознания АН СССР (Москва), работа ведётся также в Ленинграде, Харькове, Тбилиси, Фрунзе, Алма-Ате и др. Каждые 2—3 года проводятся всесоюзные симпозиумы по психо­лингви­сти­ке. Советская психо­лингви­сти­ка опирается на материалистическую психо­ло­гию школы Выготского (прежде всего на понятие деятельности) и на лингви­сти­че­ское наследие Л.

 В. Щербы и его школы, в особенности на его трактовку активной грамматики. Рассматривая психо­лингви­сти­ку как одну из «дочерних» областей разработанной А. Н. Леонтьевым психо­ло­ги­че­ской теории деятельности, московская психо­лингви­сти­че­ская школа долгое время называла психо­лингви­сти­ку «теорией речевой деятельности», употребляя парал­лель­но и термин «психо­лингви­сти­ка».

Основные направления исследования в советской психо­лингви­сти­ке 60—70‑х гг., кроме разра­бот­ки общих теоретических моделей порождения (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина (Рябова) и другие] и восприя­тия (И. А. Зимняя) речи: изучение вероят­ност­ной структуры речевых процессов (Р. М. Фрумкина), вербаль­ных ассоциаций (А. П. Клименко, А. А. Залевская и другие; создано несколько словарей ассоци­а­тив­ных норм для различных языков), факторов распозна­ва­ния речи (ленинградская группа психо­лингви­стов под руководством Л. Р. Зиндера), развития детской речи (А. М. Шахнарович и другие), психо­лингви­сти­ка текста (Т.

 М. Дридзе) и т. п.

Зарубежная психолингвистика первоначально (50‑е гг.) ориентировалась в психо­ло­ги­че­ском отноше­нии на необихевиористическую психо­ло­гию (Осгуд), а в лингви­сти­че­ском — на американскую дескрип­тив­ную лингви­сти­ку. В дальнейшем (до начала 70‑х гг.) в основном опиралась на порождающую модель Н. Хомского (см. Генеративная лингви­сти­ка), развивая и его психо­ло­ги­че­ские идеи. Наиболь­ший вклад в развитие американской психо­лингви­сти­ки в этот период внёс Дж. А. Миллер, занимав­ший­ся дальнейшей теоретической разработкой и экспериментальной проверкой модели Хомского; извест­ны также работы Д. Слобина, Дж. Фодора, Х. Кларка и других. 70‑е гг. характе­ри­зу­ют­ся отказом от односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлече­ни­ем в разработку теоретических основ психо­лингви­сти­ки ряда ведущих психо­ло­гов западно­евро­пей­ских стран; этот этап привёл к пересмотру основ психо­лингви­сти­ки и проникновению в нее идей «классической» европейской общей психо­ло­гии и прогрес­сив­ных тенденций современной социальной психо­ло­гии.

В большей степени стали учиты­вать­ся собственно психо­ло­ги­че­ские и социальные факторы речевой деятельности (работы Р. Румметвейта в Норвегии, Дж. Уэрча в США, Ж. Мёлера и Ж. Нуазе во Франции и других). Из социа­ли­сти­че­ских стран Европы психо­лингви­сти­ка особенно развита в Румынии (Т. Слама-Казаку), Чехо­сло­ва­кии (Я. Пруха), ГДР (В. Хартунг).

Развившись на основе различных направлений психо­ло­ги­сти­че­ско­го языкознания, психо­лингви­сти­ка усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление интерпретировать язык как динами­че­скую систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека. Внутри этой системы психо­лингви­сти­ка рассматривает гораздо большее число взаимо­свя­зан­ных факторов развития и функцио­ни­ро­ва­ния языка, чем «классическое» общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет своего исследования по сравнению с последним. Для материа­ли­сти­че­ских направлений психо­лингви­сти­ки, например в СССР, характерен более глубокий подход к трактовке социальной природы языка и речевой деятельности, определяемый понима­ни­ем общения и других социальных и социально-психо­ло­ги­че­ских процессов в марксист­ско-ленинской науке.

  • Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967;
  • его же, Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, М., 1969;
  • Теория речевой деятельности, М., 1968;
  • Психолингвистика за рубежом, М., 1972;
  • Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
  • Лурия А. Р., Основные проблемы нейролингвистики, М., 1975;
  • его же, Язык и сознание, М., 1979;
  • Смысловое восприятие речевого сообщения, М., 1976;
  • Слобин Д., Грин Дж., Психолингвистика, пер. с англ., М., 1976;
  • Жинкин Н. И., Речь как проводник информации, М., 1982;
  • Психолингвистические проблемы семантики, М., 1983;
  • Исследование речевого мышления в психолингвистике, М., 1985;
  • Тарасов Е. Ф., Тенденции развития психолингвистики, М., 1987;
  • Psycholinguistics. A survey of theory and research problems, Balt., 1954;
  • Rommetveit R. , Words, meanings and messages, N. Y. — L. — Oslo, 1968;
  • Social context of messages, L. — N. Y., 1971;
  • Sprachliche Kommunikation und Gesellschaft, B., 1976;
  • Clark H., Clark E., Psychology and language. An introduction to psycholinguistics, N. Y., 1977.

А. А. Леонтьев.

Психолингвистика или лингвистическая психология – концепция единой науки

Психолингвистика или лингвистическая психология – концепция единой науки

В этой главе мы представляем междисциплинарный взгляд на психолингвистику как современную науку, рассматривая ее, в духе нового времени, в концептуальном синтезе с психологией речи.

Нам созвучны слова А. А. Леонтьева, который еще на заре психолингвистики говорил, что «возможна в сущности не одна, а множество психолингвистик, отвечающих различным пониманиям языка, психики и структуры процесса коммуникации» [440, с. 6]. В этой работе мы предлагаем свою версию подходов к данной науке.

С одной стороны, психолингвистика появилась на свет как новый исторически закономерный виток в сближении лингвистической и психологической наук, с другой же – как отклик на настоятельные требования целого ряда смежных с ней дисциплин, (таких как педагогика, дефектология, медицина (включая нейрофизиологию и психиатрию), криминалистика, политология, наука о массовой пропаганде, коммуникации и рекламе, военная и космическая инженерия и многих других), помочь им в решении прикладных задач, связанных с речью [222, с. 21]. Тем не менее, она приобрела, по большей части, не практический, а сугубо теоретический характер и оказалась разобщенной на два лагеря – психологический и лингвистический. Более того, несмотря на все призывы к единению, эта наука трактуется языковедами все же лингвистически, и все, что не вмещается в узкие рамки такого понимания, выводится ими в зону психологии речи.[2]

И если отечественная лингвистическая традиция подчеркивает в психолингвистике языковедческое начало, определяя ее как «науку, изучающую процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка» [238, с. 404], то А. С. Ребер (A. S. Reber) – автор одного из самых авторитетных американских психологических словарей – подчеркивает, что психолингвистика как постоянно развивающаяся научная отрасль представляет собой неотъемлемую часть психологии; в широком смысле психолингвистика занимается всеми вопросами, имеющими отношение к речевым явлениям любого рода. Подотрасли психолингвистики, отмечает он, включают проблемы овладения речью и обучения речи, психологию чтения и письма, билингвизм, прагматику как науку о функционировании языковых знаков в речи, теорию речевых актов, вопросы грамматики, взаимоотношения речи и мышления и т. п. В связи со всеобъемлющим характером речевой деятельности и речевого поведения человека, говорит А. С. Ребер, психолингвистика полноправно вторгается и в иные, смежные с собой области, например, такие, как когнитивная психология, психология памяти и других познавательных процессов, наука о переработке информации, социолингвистика, нейрофизиология, клиническая психология и т.

 д. [544, с. 615].

Схожий в основных чертах подход к психолингвистике мы встречаем и в отечественном учебнике «Общая психология» под редакцией Е. И. Рогова, где предлагается следующее понимание этого вопроса: «Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым «психолингвистикой» [297, с. 266].

Часто между психолингвистикой и психологией речи фактически ставится знак равенства. Такой подход мы встречаем у многих не только прошлых, но и современных исследователей, авторов научных трудов и справочных изданий. Так, например, один из последних академических справочников «Современная психология» под редакцией В. Н. Дружинина (1999) констатирует, что в настоящее время отмечается «мягкое» и свободное использование терминов «психолингвистика», «психология языка» и «психология речи» и что в материалах, публикуемых под данными рубриками, обсуждаются практически идентичные проблемы [415, с. 266]. В справочнике говорится, что «такая терминологическая неустойчивость не случайна – она отражает смену научных представлений… и в большой мере связана со сближением или, напротив, противопоставлением основных понятий – языка и речи» [415, с. 266]. В нем приводятся исторические факты того, что вплоть до XX века сохранялось целостное рассмотрение речевой способности человека, восходящее к идеям В. Гумбольдта и В. Вундта, когда ученые тесно связывали речь и язык, и понятия «психология речи» и «психология языка» употреблялись синонимично. С разграничением Ф. де Соссюром языка и речи (речь он считал явлением преходящим и неустойчивым, а язык – явлением социальным с системной организацией) психология речи была строго отделена от языка и последний передан в ведение лингвистики. «Однако, – отмечается далее в справочнике, – установленные рамки оказались, безусловно, тесными для сколько-нибудь полного и непредвзятого исследования речевой способности человека… В 50-е гг. нашего века преграды между исследованиями языка и речи были преодолены. Возникла психолингвистика – отрасль науки, направленная на сближение и соединение лингвистических и психологических данных… В терминологическом же плане все исследования, которые прежде относились к кругу психологии речи или языка, квалифицируются теперь как психолингвистические» [415, с. 266].

Для подобных точек зрения, на наш взгляд, имеются самые веские основания, поскольку часто, особенно в экспериментальных условиях, провести четкую границу между этими дисциплинами, т. е. психолингвистикой и психологией речи, бывает невозможно.

Признавая право на жизнь всех вышеописанных мнений, мы подчеркиваем, что наша работа по исследованию речи и созданию системы ее обучения является симбиозом теории, эксперимента и практики. Поэтому она проводилась комплексно, как в русле психологии речи (в контексте общей психологии), так и в русле психолингвистики, понимаемой нами расширенно – как концептуальный синтез обеих наук. Здесь хотелось бы вспомнить мудрые слова А. А. Потебни, украинского и русского филолога и философа, который еще в середине 50-х годов XIX века также приветствовал «сближение языкознания с психологиею, при котором стала возможна мысль искать решения вопросов о языке в психологии и, наоборот, ожидать от исследований языка новых открытий в области психологии, возбуждая новые надежды…» [329, с. 45]. А. А. Потебня мечтал о создании науки, которая называлась бы «лингвистической психологией». Казалось бы, психолингвистика явилась на свет как воплощение ожиданий и чаяний ученого. Но, к сожалению, в связи с логичным и общим для последующего этапа истории развитием разных дисциплин не вширь, а вглубь, доскональной их детализацией отечественная психолингвистика оказалась зажатой, по большей части, все в тех же в узких рамках языкознания. И как бы не хотелось поверить в замечательные слова в справочнике по психологии под редакцией В. Н. Дружинина о соединении в психолингвистике лингвистических и психологических наук и в выдвинутый там тезис, что разделение «речь – объект психологии, язык – лингвистики» в настоящее время теряет свою силу, на деле (в силу устоявшихся традиций обеих наук, особенно языкознания) такое положение до сих пор остается спорным.

Наша работа – это попытка сделать данный тезис былью. Она навеяна свежим дыханием времени и связана с настоятельными требованиями жизни: приблизить, по возможности, теоретическую психолингвистику к реальному человеку. Это стало вероятным лишь в результате ее закономерного расширения в сторону психологии, их синтетического, но естественного слияния, что позволило максимально раздвинуть границы исследования и свободно и непредвзято рассматривать такое сложное, многогранное и многоплановое явление, как речь.

Нам кажется, что термин А. А. Потебни «лингвистическая психология», с таким провидением предсказанный им еще 150 лет назад, оказался как никогда актуальным в наши дни и наиболее точно и полно раскрывает суть нашей работы. Впрочем, и термин психолингвистика, в широком его понимании, тоже вполне органично отражает ее содержание.

Психолингвистика представляется нам наукой воистину междисциплинарной, основной задачей которой является комплексное, интегративное изучение речи – во всей многогранности ее лингвистических и психических сторон.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Психолингвистика | Понятия и категории

ПСИХОЛИНГВИСТИКА (PSYCHOLINGUISTIC). Междисциплинарная наука, объединяющая лингвистические и психологические области знаний и их применения на практике. Психолингвистика представляет собой своеобразный гибрид этих областей науки. Лингвистика — дисциплина, направленная на изучение структуры языка, его основных проявлений и формальных характеристик. Начало современной психолингвистики было положено работами Соссюра (1911) и Блумфильда в первой половине ХХ века. Однако истинные революционные преобразования в эту науку были принесены в конце 50-х годов работами Хомского. Исследования “молекулярных структур” языка открыли путь к изучению не только его формальных характеристик и грамматики, но и природных особенностей. Последующие теоретические обобщения и преобразования были связаны прежде всего с построением семантических моделей. На первый план выдвигались прагматические и социально-лингвистические проблемы. С точки зрения Хомского, лингвисты должны рассматривать “идеального” носителя языка, действующего в условиях гомогенной речевой группы. Его подход, таким образом, характеризуется игнорированием конкретного речевого контекста. С другой стороны, представители социолингвистического направления (Labov, 1972) выдвигают требование изучать язык в его контекстуальном обрамлении, в конкретной ситуации, окружающей его носителя.

В область психологических наук принято включать все исследования, посвященные изучению психических и поведенческих проявлений животных и человека. При этом одним из важнейших направлений является психология процессов познания и развития. Последняя наиболее тесно связана с лингвистикой. Именно на стыке этих направлений возникают принципиально важные вопросы: как и почему различные речевые структуры понимаются и репродуцируются человеком? Каковы механизмы образования отдельных речевых форм? Имеют ли формализованные модели грамматических преобразований реальные психологические корреляты? Каковы отношения мыслительных, познавательных и логических паттернов с формальными грамматическими речевыми образованиями?

По утверждению Брауна (1970), зарождение психолингвистики следует датировать 1952-м годом, когда на одном из заседаний Совета по социальным дисциплинам (Social Science Council) три представителя лингвистического направления и три психолога условились о проведении специальной междисциплинарной конференции. Расцвет психолингвистики последовал сразу, и уже к концу шестидесятых годов четко определилась область исследований. К тому времени наиболее абстрактные и фундаментальные разделы лингвистики соединились с философией, создав известную в наше время “амальгаму философии языка”.

Интерес психоаналитиков к проблемам слова и его значения восходит прежде всего к работам Фрейда об афазиях (1891). Однако и в других публикациях (Freud, 1910, 1919, 1925) он касается лингвистической тематики, пересекающейся с проблемами психологии. В современных психоаналитических исследованиях, в частности, в работах Шапиро (1979), разнородная область психолингвистики получила дальнейшее развитие; отдельные авторы пытаются применять сугубо лингвистические модели к интерпретации психоаналитического эмпирического материала.

Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.

Психолингвистика и подсознание | Психология и Жизнь

Мы беседуем с ведущим психолингвистом России, академиком Московской психотерапевтической академии, членом Международной ассоциации прикладной психолингвистики, профессором МГУ Валерием БЕЛЯНИНЫМ.  

 – Вы занимаетесь психолингвистикой уже много лет. Чем вам интересна эта наука?
– Подсознание прорывается в речи, как бы мы его ни скрывали. И выявить это помогает психолингвистика. Как для ботаника все цветы равны и сорняки заслуживают не меньшего внимания, чем культурные растения, так и для меня речь любой личности интересна всегда. 

Психолингвистика изучает, как человек овладел языком, как он понимает и говорит, как образы нашего сознания находят выражение в знаках языка. Специально этой науке нигде не обучают. Она входит в курс обучения лингвистике и психологии. При этом существуют институты Макса Планка в Голландии и языкознания в Москве, есть много кафедр в российских вузах, где проводят психолингвистические исследования.

Судебная психолингвистика занимается анализом анонимных текстов, текстов с угрозами, не был ли текст написан под воздействием другого человека, в каком состоянии был писавший, когда создавал текст. По записи телефонного разговора специалисты могут определить, стоит или сидит говорящий, предположить, какой у него вес, кто он по профессии, его возраст, в каком состоянии он находится.  

Один из последних случаев, с которым я столкнулся, были записки женщины, которые внешне выглядели как любовные письма. Однако в них чувствовалось большое внутреннее напряжение, которое позволило мне предположить, что она совершила самоубийство. 

Другой случай: письмо с угрозой от лица бандита. В тексте был женский синтаксис и признаки того, что для автора русский язык – второй. Что и в первом, и во втором случае подтвердилось.
– Чем женская речь отличается от мужской?
– Мужчины и женщины говорят по-разному. Они делают акцент на разных темах, мужчины говорят больше, их речевые периоды длиннее, но сами фразы короче. Женщины же говорят более длинными фразами, используют больше прилагательных, больше слов с обозначением цвета. Если вспомнить Монику Левински, то первые её письма были очень женскими и милыми. Последние письма написаны резким стилем, с преобладанием коротких слов, в них чувствуется требовательность и настойчивость, характерная больше для мужчины. Такое впечатление, что какой-то мужчина стоял за её спиной и говорил, как ей писать. 

 – Как вы относитесь к теории, что в самих словах заложена способность воздействовать на человека? 

 – Я знаком и с Александром Журавлёвым, который провёл эксперимент по выявлению коннотации русских звуков, и с Ириной Черепановой, которая пытается использовать найденные закономерности. Сам я проводил аналогичные изыскания на материале английского языка (нашёл тёплые и холодные, быстрые и медленные звуки). Я бы сказал очень обтекаемо: тут что-то есть. «Лапушка», «милочка», «котёнок» – звучат приятно, а «карга», «хрычовка» – не очень. 

Вспомните надпись на тарелке в столовой: «Общепит». Не думаю, что она повышает кислотно-щелочной баланс – звучит явно неаппетитно. Лично я не покупаю карточку ай-пи-телефонии «Халява» по причине её неблагозвучия. И когда пишу свои тексты, всегда проверяю их на благозвучность. Но в целом время учёта такого слабого воздействия ещё не пришло. 

 – Всякий ли религиозный текст благотворно воздействует на людей? 

 – Религия имеет многовековой опыт воздействия на сознание людей. Если человек приходит в храм сам или делает выбор в пользу какой-либо конфессии, значит, он сам не справляется с тяготами жизни и понравившаяся ему философия отвечает его чаяниям. Религия может выполнять психотерапевтическую функцию. Но одновременно она требует от вас того, чего не требует психотерапевт: подчинения своего распорядка, времени, денег, мыслей её догме. 

Тоталитарные секты опасны втройне: их концепции эклектичны, более устрашающи, живут чуть дольше своих гуру, т.е. привязаны к личности (как правило, акцентуированной). Поэтому прежде чем даже прочитать какой-либо буклет с призывом «найти ответы на все вопросы», подумайте, не лучше ли заняться спортом, поменять работу, найти вторую половину или обратиться к психологу. За сладкими словами может последовать предложение выпить сладкого яду. 

 – Как понять, что тебя «зомбируют» словом? 

 – Сам термин «зомбирование» не научный, но словесное воздействие может оказаться очень существенным. Слоганы, фразы политиков, лозунги политических групп, даже пословицы и поговорки могут повлиять на поведение человека. Кто-то скажет: «Пришла беда – отворяй ворота», и человек опустит руки вместо того, чтобы мобилизоваться. Я уже не говорю про упрёки и обвинения. «Ты же должен был знать это» – загоняют человека в прошлое, а не помогают решить стоящую перед ним задачу. 

Я был экспертом по делу о «Свидетелях Иеговы», и мне адвокат Крылова задала непростой вопрос. Я вслух сказал «Я сейчас подумаю». Она мне моментально: «А вы не думайте». Я, что называется, завис. Как это: не думать, но дать ответ? Пришлось заявлять суду протест, который был принят. Защищаться от психолингвистического манипулирования надо. Самый простой совет – это «пропустить мимо ушей». 

 – А что вы как психолингвист думаете о ненормативной лексике? Имеет ли мат право на существование? 

 – Тут я отвечу резко: если вы хотите, чтобы к агрессивной внешней среде прибавилось ваше раздражение, злость, ненависть, отчаяние, агрессия, материтесь сколько угодно. Но надо знать, что тем самым вы загоняете себя в состояние стресса, настраиваете против себя окружающих и создаёте в себе отношение к миру как к мерзости. Если удержаться от мата и направить имевшуюся энергию на решение задачи, станет легче понять, что надо сделать, кроме того, чтобы обозвать (или послать) другого. Мат может быть одним из проявлений негативного мышления. Я уже не говорю про то, что мат при всём богатстве лексических единиц сводится к полудюжине корней. Он, помимо всего прочего, обедняет языковое сознание. Поэтому общаться с матерящимся человеком вредно для своего психического здоровья. 

 – Вас называют русским канадцем. А сами себя вы кем считаете? 

 – Я стараюсь не говорить о своей личной жизни, но недавно дал интервью, которое называлось «Билингвальная шизофрения». Оно отражает моё состояние разорванности между культурами. Я родился в СССР, работаю в США, живу в Канаде и часто бываю в России. Разница менталитетов, различия культур бывают настолько разительными, что порой я забываю, на каком языке говорю и где нахожусь. И конфликты (как внешние, так и внутренние) неизбежны. Но это не помешало мне защитить третью диссертацию, написать новый учебник по психолингвистике на 400 страниц для издательства «Флинта», вести два форума в интернете, быть членом нескольких редколлегий. Интересных проблем в психолингвистике и психологии много. Были бы силы и ресурсы. 

Белянин В.П. Чем опасна ненормативная лексика? (Интервью Алисы Ксеневич). Время Союза. Интернет газета. № 3 (59) от 26.01.2009 http://www.vreso.ru/ru/issues?art_id=547

Психолингвистика — Психология — Oxford Bibliographies

Введение

Психолингвистика — это область исследований, в которой исследователи исследуют психологические процессы, связанные с использованием языка, включая понимание языка, формирование языка, а также усвоение первого и второго языка. Эта область является междисциплинарной, в ней участвуют психология, лингвистика, когнитивные науки, философия, антропология и нейробиология.Современное психолингвистическое исследование началось с обзора Хомским книги Б.Ф. Скиннера Verbal Behavior (1957) (см. Chomsky 1959, цитируется в разделе «Обработка языка»), в которой подробно описано, как усваивается язык с бихевиористской точки зрения. Хомский утверждал, что принципов бихевиоризма недостаточно для объяснения овладения языком или психических процессов более высокого порядка в целом. Работа Скиннера и Хомского положила начало давней дискуссии о том, в какой степени язык приобретается благодаря врожденным способностям, и о роли, которую вклад окружающей среды играет в овладении языком.В настоящее время когнитивная нейробиология позволила глубже понять роль языка в человеческом опыте с помощью визуализации мозга и других технологических достижений. Эта статья будет посвящена основным областям психолингвистики и продемонстрирует как классические, так и современные ресурсы, чтобы облегчить дальнейшее понимание этой сложной и увлекательной области когнитивной науки.

Общие обзоры

С момента своего возникновения в 1960-х годах изучение психолингвистики, несмотря на то, что оно является узкой специализацией в более широкой области когнитивной науки, затрагивает широкий круг тем.История психолингвистики как области исследования подробно описана несколькими авторами. Altmann 2001 представляет собой историческую статью, в которой подробно рассказывается о первых основателях психолингвистики, а также об основных открытиях в этой области. Статья включает в себя подробную информацию об основных участниках ранней психолингвистики, а также разделы о языке в младенчестве, распознавании устных и письменных слов, значении и будущих направлениях в этой области. Что касается междисциплинарной природы психолингвистики, продолжаются дискуссии о том, как исторически слияние психологии, лингвистики и других областей характеризовалось «пересечением границ» между дисциплинами (Blumenthal 1987).Abrahamsen 1987 отвечает на утверждения, изложенные в Blumenthal 1987, что психолингвистика по своей природе полна ненужных пограничных проблем, и утверждает, что психолингвистика является образцом для подражания для других междисциплинарных областей. Обе статьи также содержат истории некоторых дисциплин, способствующих психолингвистике. Катлер 2005 также включает комментарии о междисциплинарной природе психолингвистики и более общую информацию об изучении психолингвистики. Для более долгой истории и более подробного обсуждения методологии Спайви и др.2012 — информативный справочник по психолингвистике, в котором подробно описываются теории и методы исследования в психолингвистике, а также приводится несколько цветных диаграмм, графиков и изображений сканирования мозга. Большая часть этой статьи посвящена аспектам языковой обработки, и Clifton and Duffy 2001 представляет собой полезный обзор теоретических основ и классических экспериментов в понимании языка и производстве. Два других полезных учебника — Fernández and Cairns 2010 и Harley 2008, которые предоставляют обширную справочную информацию по психолингвистическому изучению и овладению языком.

  • Абрахамсен, Адель. 1987. Преодоление границ и нарушение границ: Психолингвистика в перспективе. В Спецвыпуск: Психолингвистика как междисциплинарное исследование . Гость отредактировал Уильям Бектел. Synthese 72.3: 355–388.

    DOI: 10.1007 / BF00413752

    Эта статья дает краткую историю психолингвистики и является ответом на комментарии Блюменталя в рамках того же выпуска относительно трудностей при пересечении дисциплин в психолингвистике.

  • Альтманн, Джерри. 2001. Языковая машина: Психолингвистика в обзоре. Британский журнал психологии 92.1: 129–170.

    DOI: 10.1348 / 000712601162130

    Эта статья служит подходящим историческим материалом для всех, кто интересуется предысторией психолингвистики, а также историей основных участников этой области в ее первые дни.

  • Блюменталь, Артур. 1987. Возникновение психолингвистики.В Спецвыпуск: Психолингвистика как междисциплинарное исследование . Гость отредактировал Уильям Бектел. Synthese 72.3: 313–323.

    DOI: 10.1007 / BF00413749

    В этой статье обсуждаются многократные трудности, с которыми столкнулись отдельные области психологии и лингвистики, когда они сформировали область психолингвистики.

  • Клифтон Чарльз младший и Сьюзен А. Даффи. 2001. Предложения и понимание текста: роль языковой структуры. Ежегодный обзор психологии 52: 167–196.

    DOI: 10.1146 / annurev.psych.52.1.167

    Этот обзор содержит много цитат, касающихся лингвистической структуры, таких как работы о роли просодии, семантики и памяти.

  • Катлер, Энн, изд. 2005. Психолингвистика XXI века: четыре краеугольных камня . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Эта книга содержит информацию о междисциплинарном развитии психолингвистики, а также разделы по биологии, связанные с психолингвистическими способностями и методологией.

  • Фернандес, Ева М. и Хелен Смит Кэрнс. 2010. Основы психолингвистики . Молден, Массачусетс: Wiley-Blackwell.

    Этот текст представляет собой обзор психолингвистики, включая изучение первого и второго языков. Он также предоставляет информацию о биологических основах языковой обработки.

  • Харли, Тревор А. 2008. Психология языка: от данных к теории . 3-е изд. Хоув, Великобритания: Psychology Press.

    В этот учебник включена информация о речевом образовании и понимании речи у детей и взрослых. Это также обеспечивает интересную перспективу развития при овладении языком.

  • Спайви, Майкл, Кен Макрей и Марк Джоанисс. 2012. Кембриджский справочник по психолингвистике . Нью-Йорк: Cambridge Univ. Нажмите.

    DOI: 10.1017 / CBO978113

  • 77

    Это руководство полезно для тех, кто интересуется психолингвистикой в ​​колледже и аспирантуре, а также для преподавателей.Он включает в себя информацию о теории и методах, а также сведения о данной области, о современных методах, таких как сканирование мозга, и о будущих направлениях исследований.

к началу

Пользователи без подписки не могут видеть полный контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступно по подписке и бессрочному доступу к учреждениям.Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Оксфорда, щелкните здесь.

Перейти к другим статьям:

Артикул

.

вверх

  • Ненормальная психология
  • Академическая оценка
  • Аккультурация и здоровье
  • Теория регулирования действия
  • Исследование действий
  • Захватывающее поведение
  • Подростковый возраст
  • Принятие, социальная, психологическая и эволюционная перспектива…
  • Совершеннолетие
  • Аффективное прогнозирование
  • Эйджизм
  • Эйджизм в действии
  • Агрессия
  • Олпорт, Гордон
  • Болезнь Альцгеймера
  • Анализ ковариации (ANCOVA)
  • Злость
  • Поведение животных
  • Обучение животных
  • Тревожные расстройства
  • Искусство и эстетика, Психология
  • Оценка и клиническое применение индивидуального различия…
  • Привязанность в социальном и эмоциональном развитии через …
  • Синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) у взрослых
  • Синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) у детей …
  • Отношение
  • Установочная амбивалентность
  • Влечение в близкие отношения
  • Теория атрибуции
  • Авторитарная личность
  • Аутизм
  • Байесовские статистические методы в психологии
  • Поведенческая терапия, рациональные эмоции
  • Поведенческая экономика
  • Поведенческая генетика
  • Вера Настойчивость
  • Тяжелая утрата и горе
  • Биологическая психология
  • Порядок рождения
  • Образ тела у мужчин и женщин
  • Выгореть
  • Эффект наблюдателя
  • Детство и юность, виктимизация со стороны сверстников и издевательства…
  • Клиническая нейропсихология
  • Клиническая психология
  • Теории когнитивной согласованности
  • Теория когнитивного диссонанса
  • Когнитивная неврология
  • Общение, невербальные сигналы и
  • Сравнительная психология
  • Право предстать перед судом
  • Соответствие, соответствие и послушание
  • Сознание
  • Процессы преодоления
  • Консультативная Психология
  • Храбрость
  • Креативность
  • Творчество на работе
  • Критическое мышление
  • Межкультурная психология
  • Культурная психология
  • Повседневная жизнь, методы исследования для изучения
  • Методы науки о данных для психологии
  • Обмен данными в психологии
  • Смерть и умирание
  • Обман и обнаружение обмана
  • Защитные процессы
  • Депрессия
  • Депрессивные расстройства
  • Развитие, Пренатальный
  • Психология развития (когнитивная)
  • Психология развития (социальная)
  • Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM…
  • Дискриминация
  • Отвращение
  • Диссоциативные расстройства
  • Наркотики и поведение
  • Расстройства пищевого поведения
  • Экологическая психология
  • Образовательная среда, оценка мышления в
  • Размер эффекта
  • Воплощение и воплощенное познание
  • Развивающаяся взрослая жизнь
  • Эмоции
  • Эмоциональный интеллект
  • Эмпатия и альтруизм
  • Стресс и благополучие сотрудников
  • Экологическая неврология и экологическая психология
  • Этика в психологической практике
  • Восприятие события
  • Эволюционная психология
  • Экспансивная поза
  • Экспериментальная экзистенциальная психология
  • Исследовательский анализ данных
  • Свидетельские показания
  • Айзенк, Ганс
  • Факторный анализ
  • Фестингер, Леон
  • Пятифакторная модель личности
  • Эффект Флинна,
  • Судебная психология
  • Прощение
  • Дружба, Детские
  • Основная ошибка атрибуции / смещение корреспонденции
  • Заблуждение игрока
  • Теория игр и психология
  • Геропсихология, Клиническая
  • Формирование привычки и изменение поведения
  • Счастье
  • Психология здоровья
  • Исследования и практика в области психологии здоровья, Измерение в
  • Хайдер, Фриц
  • Эвристика и предвзятость
  • История психологии
  • Человеческие факторы
  • Гуманистическая психология
  • Юмор
  • Гипноз
  • Тест неявной ассоциации (IAT)
  • Промышленная и организационная психология
  • Выводная статистика в психологии
  • Интеллект
  • Интеллект, кристаллизованный и текучий
  • Межкультурная психология
  • Межгрупповой конфликт
  • Международная классификация болезней и родственных болезней…
  • Международная психология
  • Интервью в настройках криминалистики
  • Насилие со стороны интимного партнера, Психологические перспективы
  • Теория отклика предмета
  • Эксцесс
  • Язык
  • Смех
  • Право, психология и
  • Лидерство
  • Приученная беспомощность
  • Теория обучения
  • Обучение против производительности
  • ЛГБТК + Романтические отношения
  • Обнаружение лжи в криминалистическом контексте
  • Продолжительность развития
  • Составы
  • Локус контроля
  • Одиночество и здоровье
  • Математическая психология
  • Смысл в жизни
  • Механизмы и процессы взаимного заражения
  • Насилие в СМИ, Психологические перспективы
  • Анализ посредничества
  • Медитация
  • Воспоминания, автобиографические
  • Воспоминания, Flashbulb
  • Воспоминания, подавленные и восстановленные
  • Память, ложь
  • Память, Человек
  • Память, неявная и явная
  • Память в образовательной среде
  • Память, семантика
  • Мета-анализ
  • Метапознание
  • Метапамять
  • Метафора, Психологические перспективы
  • Внимательность
  • Внимательность и образование
  • Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI)
  • Деньги, Психология
  • Моральное убеждение
  • Моральное развитие
  • Моральная психология
  • Моральное рассуждение
  • Мотивация
  • Музыка
  • Нарциссизм
  • Повествование
  • Неврология ассоциативного обучения
  • Непараметрический статистический анализ в психологии
  • Обсессивно-компламентарное расстройство (ОКР)
  • Психология профессионального здоровья
  • Оперантного кондиционирования
  • Оптимизм и пессимизм
  • Организационная справедливость
  • Родительский стресс
  • Стили воспитания
  • Модели пути
  • Психология мира
  • Восприятие
  • Восприятие, Человек
  • Оценка производительности
  • Личность и здоровье
  • Расстройства личности
  • Психология личности
  • Феноменологическая психология
  • Эффекты плацебо в психологии
  • Поведение игры
  • Позитивный психологический капитал (PsyCap)
  • Позитивная психология
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Предрассудки и стереотипы
  • Досудебная гласность
  • Дилемма заключенного
  • Решение проблем и принятие решений
  • Прокрастинация
  • Просоциальное поведение
  • Просоциальные расходы и благополучие
  • Анализ протокола
  • Психолингвистика
  • Психология, Политическая
  • Психофизика, Визуальный
  • Психотерапия
  • Психотические расстройства
  • Гонка
  • Рассуждения, Контрфактические
  • Психология реабилитации
  • Отношения
  • Религия, Психология и
  • Репликационные инициативы в психологии
  • Методы исследования
  • Устойчивость
  • Принятие риска
  • Руминация
  • Вкусный
  • Шизофренические расстройства
  • Школьная Психология
  • Школьная психология, Консультации в
  • Я, пол и
  • Я, Психология
  • Самоконструируемый
  • Самоконтроль
  • Самообман
  • Теория самоопределения
  • Самоэффективность
  • Самооценка
  • Самоконтроль
  • Саморегуляция в образовательных учреждениях
  • В поиске сенсации
  • Пол и пол
  • Воспитание сексуальных меньшинств
  • Сексуальная ориентация
  • Теория обнаружения сигналов и ее приложения
  • Одинокие люди
  • Одноразовые экспериментальные проекты
  • Скиннер, Б.Ф.
  • Сон и сновидения
  • Малые группы
  • Социальный класс и социальный статус
  • Социальное познание
  • Социальная неврология
  • Социальная поддержка
  • Социальные прикосновения и исследования в области массажной терапии
  • Соматоформные расстройства
  • Пространственное внимание
  • Спортивная психология
  • Стэнфордский тюремный эксперимент (SPE): икона и противоречие
  • Стереотип угроза
  • Стереотипы
  • Стресс и совладание, Психология
  • Успех студентов в колледже
  • Гомеостаз субъективного благополучия
  • Самоубийство
  • Вкус, Психологические перспективы
  • Преподавание психологии
  • Теория управления терроризмом
  • Тестирование и оценка
  • Подход разумного действия и теории разумного…
  • Теория разума
  • Терапия, ориентированная на человека
  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Навыки мышления в образовательной среде
  • Восприятие времени
  • Перспектива черты характера
  • Психология травм
  • Исследования близнецов
  • Образец поведения типа А (личность с предрасположенностью к коронарным заболеваниям)
  • Бессознательные процессы
  • Добродетели и сильные стороны характера
  • Мудрость
  • Женщины и наука, технологии, инженерия и математика (STEM…
  • Женщины, Психология
  • Хорошее самочувствие на работе
  • Вундт, Вильгельм

Вниз

Что такое психолингвистика? — Блог APA Books

Крис Келахер

Психолингвистика — это научное сочетание психологии и лингвистики. Согласно Психологическому словарю APA 2ed (Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2015):

Психолингвистика н. раздел психологии, который использует формальные лингвистические модели для исследования использования языка и сопутствующих ему когнитивных процессов. Психолингвистика развития — это формальный термин для отрасли, изучающей ЗНАНИЕ ЯЗЫКА у детей. В частности, различные модели ГЕНЕРАТИВНОЙ ГРАММАТИКИ использовались для объяснения и прогнозирования овладения языком детьми, а также производства и понимания речи взрослыми. В этом смысле психолингвистика — это особая дисциплина, отличная от более общей области психологии языка, которая охватывает многие другие области и подходы.

Другие источники, однако, рассматривают этот термин в более широком смысле, помещая его в более широкие рамки когнитивной науки. Dictionary.com определяет психолингвистику как «исследование взаимосвязи между языком и когнитивными или поведенческими характеристиками тех, кто его использует». А в Энциклопедии психологии APA (2000) Мария Д. Сера сообщает нам, что:

Психолингвистика — это исследование обработки человеческого языка, включающее в себя целый ряд способностей, от познания до сенсомоторной активности, которые используются для обслуживания сложного набора коммуникативных функций.Это связано с традиционными академическими дисциплинами лингвистики, психологии, образования, антропологии и философии, и особенно с междисциплинарными областями речевой науки, когнитивной науки, искусственного интеллекта, нейролингвистики и изучения языков, преподавания и реабилитации.

В своей книге « Психолингвистика 101 » (Springer Publishing Co., 2011) Х. Винд Коулз пишет: «Психолингвистика задает вопрос: как люди могут мгновенно создавать и понимать язык? ….Как у детей появляется эта способность? Как и почему он иногда нарушается после повреждения головного мозга? »

Насколько широко используется термин «психолингвистика»? Что ж, набрав слово в поисковой системе Google, вы получите около 500 000 результатов. Чтобы дать вам некоторый контекст, термин «психотерапия» дает 35,5 миллиона результатов, в то время как «нейробиология» дает более 41 миллиона результатов. Таким образом, хотя этот термин, безусловно, не является государственной тайной, он не имеет широкого распространения среди многих более устоявшихся концепций в психологии.Но интерес и значение этой области растет, и мы рады расширить наши предложения в области психолингвистики.

С этой целью APA Books сотрудничает с De Gruyter Mouton, ведущим международным издателем лингвистики и коммуникативных наук, над новой серией книг. Язык и продолжительность жизни человека представит лучшие современные исследования в области психолингвистики. В этом месяце выходит первая книга из серии « Двуязычие на протяжении всей жизни: факторы, влияющие на уровень владения языком», под редакцией психолога Университета Альберты Елены Николадис и Симоны Монтанари, лингвиста из Калифорнийского штата Лос-Анджелес.

Серия

«Язык и продолжительность жизни человека» будет иметь важное значение для всех, кто работает или интересуется проницаемыми дисциплинарными границами психологии и лингвистики, с привлечением ведущих исследователей из обеих областей. Будущие названия этой серии будут охватывать такие темы, как аутизм и язык, методы исследования для изучения овладения языком, а также концепцию закрепления — продолжающуюся реорганизацию и адаптацию коммуникативных знаний.

GoodTherapy | Психолингвистика

Психолингвистика — это область психологии, посвященная изучению языка.Этот термин был первоначально введен в употребление на академической конференции 1953 года, чтобы создать общий термин для лингвистических психологических исследований.

Что такое психолингвистика?

Психолингвистика занимается множеством вопросов, связанных с психологией языка. Обычно изучаемые темы в психолингвистике включают:

  • Психологические факторы, которые позволяют или препятствуют овладению языком как у отдельных людей, так и у разных видов
  • Психологические различия в использовании языка, включая различия между группами
  • Элементы языка, такие как фонология, морфология и грамматика
  • Нарушения речи
  • Факторы, влияющие на способность людей общаться и понимать язык.Исследования слежения за глазами и языка тела широко распространены и могут использоваться для оценки понимания и обработки речи человеком.
  • Структура и происхождение языка

Универсальная грамматика Ноама Хомского — теория, согласно которой существует врожденный элемент, общий для всех человеческих языков, — одна из самых известных психолингвистических теорий. Теория была модифицирована, проверена и активно обсуждалась с тех пор, как Хомский разработал теорию в 1950-х годах.

Как обучаются психолингвисты?

Психолингвисты могут иметь ученые степени в области психологии, лингвистики, философии или в смежных областях.Эта область является междисциплинарной и включает в себя элементы психологии, философии, грамматики, изучения иностранных языков, социологии и других дисциплин. Подготовка психолингвиста может частично определяться его или ее исследовательскими интересами. Например, психолингвист, интересующийся тем, как дети овладевают языком, может получить степени в области психологии развития и лингвистики.

Лингвистика в народной культуре

Исследования языков обезьян являются одними из самых известных и противоречивых исследований в психолингвистике.Начиная с 1960-х годов психологи начали обучать обезьян, особенно шимпанзе, символическим языкам, включая американский язык жестов и компьютерные лексиграммы. Несколько обезьян выучили несколько сотен слов, а одна обезьяна, Уошу, научила своего приемного сына Лулиса нескольким словам на языке жестов. Эти исследования противоречивы: многие психологи утверждают, что использование «языка» — это не что иное, как обусловливание, а другие настаивают на том, что обезьяны дают ценные ключи к разгадке того, как люди используют и усваивают язык.

Артикул:

  1. Колман А. М. (2006). Оксфордский словарь психологии. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  2. Гарднер, Р. А., и Гарднер, Б. Т. (1989). Обучение шимпанзе языку жестов. Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.

Последнее обновление: 8.06.2018

Пожалуйста, заполните все обязательные поля, чтобы отправить свое сообщение.

Подтвердите, что вы человек.

Психология и лингвистика: чему нам нужно учить друг друга?

Автор: Энн Х. Андерсон

© Профессор Энн Андерсон

Аннотация

В этом разделе веб-руководства рассматривается взаимосвязь между психологией и лингвистикой в ​​отношении обучения и преподавания.Основные вопросы, которые будут решаться: какую лингвистику необходимо знать психологу и почему? Какую психологию нужно знать лингвисту и почему? Дается краткая историческая справка о взаимоотношениях между лингвистикой и психологией. Дан обзор того, как это отразилось на программе бакалавриата по психолингвистике на факультетах психологии и лингвистики Великобритании. Приведены образцы веб-ресурсов по психолингвистике.

Содержание

Фон

Основная область пересечения лингвистики и психологии находится в области, известной как психолингвистика.Эта область расширилась в 1960-х годах в ответ на интеллектуальный азарт, вызванный работами Хомского. Тогда вопрос о том, какую лингвистику необходимо знать психологу, был относительно ясен. Поскольку целью психологов языка было исследование психологической реальности грамматик, в частности, трансформационной грамматики, очевидно, что курсы психологии должны были предоставить студентам достаточные знания синтаксиса Хомского для оценки доказательств. Это довольно прямое сопоставление лингвистики и психологии существовало в течение ряда лет.

Со временем психологи потеряли интерес к этой прямой связи между проблемами лингвистики и психологии. С конца 1970-х годов круг исследовательских вопросов, которыми хотели заниматься психолингвисты, расширился и гораздо меньше зависел от прямой связи с лингвистикой. Это затрудняло определение лингвистики, которую необходимо было знать психологу.

Ведущий психолог США Кинч (1984) выступил за новый подход к отношениям между психологией и лингвистикой.Он утверждал, что психологи должны опираться на лингвистику, но подчеркивал, что при этом следует руководствоваться феноменом исследования. Для Кинча, интересующегося тем, как люди понимают полные тексты, теории синтаксиса предложений не имеют большого значения, но многому можно научиться из лингвистики текстов. Этот прагматический подход к взаимосвязи между психологией и лингвистикой имеет значение для учебной программы.

Хотя повестка дня психолингвистических исследований расширилась с 1970-х годов, есть темы, которые широко изучаются и поэтому входят в учебную программу.Многие психолингвисты сегодня признают заявление Гарнхема (1985) о наличии определенных предубеждений в психолингвистических исследованиях. Больше внимания уделяется пониманию, чем производству, и письменной, а не устной речи. Это часто отражается в учебных программах. Таким образом, большинство студентов-психологов, обучающихся на психолингвистических курсах по всей Великобритании, приобретут достаточно знаний в области синтаксиса и синтаксического анализа, чтобы оценить исследования по обработке предложений. У них будет меньше шансов получить представление о фонетике или фонологии, поскольку они с меньшей вероятностью будут изучать производство устной речи.

Альтманн (1997) описывает отношения между лингвистикой и психолингвистикой. «Лингвистика предоставляет словарь для обсуждения способов построения предложений из отдельных слов и способов построения самих слов из более мелких компонентов … психолингвистика пытается определить, как эти структуры … анализируются для получения значения … Если лингвистика занимается языком, то психолингвистика занимается мозгом ». Психологам необходимо изучить по крайней мере достаточно лингвистики, чтобы иметь этот систематический словарный запас, и, наоборот, лингвистам необходимо иметь представление о когнитивных процессах и их возможной нейронной основе.

Важным моментом является то, как эти две дисциплины опираются на разные интеллектуальные традиции. Ребер (1987) напоминает нам, что для лингвистики это рационалистический подход, в котором аргументация является основным методом оценки обоснованности теоретических подходов. В основе психологии лежит эмпиризм, а главным научным методом является проверка гипотез путем сбора данных. Эти довольно разные подходы влияют на то, как обычно преподается психолингвистика.

Что студенты бакалавриата из Великобритании обычно изучают по психолингвистике?

Определения психолингвистики и круг явлений, которые ее волнуют, также явно влияют на вопросы разработки учебных программ: чему и как учить.На факультетах психологии Великобритании психолингвистика обычно появляется как часть опций или курсов для студентов последнего года обучения, хотя элементы могут быть охвачены в курсах когнитивной психологии, взятых в более ранние годы. Обычно основное внимание уделяется студентам, приобретающим ключевые навыки: оценка результатов исследований; знакомство с лабораторными методами; понимание того, как развиваются теории, и их связь с эмпирическими данными.

В Университете Глазго психолингвистика преподается наряду с когнитивной наукой.Студенты знакомятся с соответствующими лингвистическими концепциями по темам, изучаемым на курсах. Это включает в себя значение слова, обработку предложений, понимание дискурса. Таким образом, студенты знакомятся с формальной семантикой, грамматической структурой и теориями синтаксического анализа, а также с такими понятиями, как согласованность, схемы и структура дискурса. Программа психологических исследований академического персонала стимулирует выбор языка, который будет преподавать.

Аналогичный подход к психолингвистике применяется в психологии Эдинбургского университета с когнитивным подходом и особым вниманием к тому, как синтаксическая структура собирается во время обработки предложения.Студенты усваивают лингвистические принципы синтаксиса и синтаксического анализа, чтобы они могли оценить, как развиваются научные аргументы, и оценить связь языковой обработки с общей когнитивной архитектурой.

Эмпирический подход психологии имеет большое влияние на большинство психолингвистических программ. Многие недвусмысленно заявляют, что предполагаемые результаты обучения для студентов будут заключаться в том, чтобы позволить студентам использовать эмпирические данные для аргументации теоретических утверждений, касающихся языковой обработки.Поскольку эмпирический подход, воплощенный в лабораторных экспериментах, менее распространен в лингвистике, лингвистические факультеты могут сделать этот научный подход явной частью своего преподавания психолингвистики или связанных модулей. Лингвистика в Эдинбурге включает как модуль с отличием по психолингвистике, так и модуль с отличием по статистике и экспериментальному дизайну.

Другие лингвистические факультеты используют методы исследования, более характерные для их дисциплинарных традиций, и демонстрируют, как их можно использовать для изучения психолингвистических тем.Ланкастерский университет использует свои сильные стороны в языковых корпусах, чтобы проиллюстрировать роль, которую корпуса могут играть в психолингвистике. Лидс фокусируется на таких аспектах психолингвистики, как эволюция языка, языковые патологии и овладение языком, которые будут менее центральными во многих курсах психологии с их большим упором на когнитивные процессы, но отражают исследовательские темы и подходы, общие в других областях лингвистики.

Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсов также доступны для преподавания психолингвистики от корпусов до онлайн-экспериментов, где студенты могут из первых рук получить опыт исследовательских методов, используемых во многих видах психолингвистических исследований.Прекрасная страница ссылок, посвященная психологии языка, которую ведет Роджер Кройц из Университета Мемфиса, обеспечивает очень ценный доступ к широкому спектру онлайн-ресурсов, включая большинство основных корпусов, а также баз данных, тестов и анкет. Группа психолингвистических исследований Йоркского университета проводит серию онлайн-экспериментов, как и Центр исследований человеческого общения в Эдинбургском университете, который управляет веб-порталом с доступом к ряду экспериментов на разных языках, проводимых различными психолингвистическими исследованиями. центры.

Использование таких ресурсов, вероятно, станет долгожданным дополнением к будущим курсам и потенциально может позволить студентам с любой дисциплинарной подготовкой получить более широкое представление о множестве ценных образовательных ресурсов. Глобальный охват Интернета и, следовательно, доступность ресурсов из других стран и языков может помочь преодолеть одну из проблем психолингвистики: ее склонность к преподаванию и исследованиям английского языка.

Библиография

Альтманн, Г.(1997). Вавилонское восхождение. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Гарнхэм А. (1985). Психолингвистика: центральные темы. Лондон: Рутледж.

Kintsch, W. (1984). Подходы к изучению языка. В Т. Бевер, Дж. Кэрролл и Л. Миллер (ред.), Talking Minds , 107–145. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Ребер А. (1987). Взлет и (на удивление быстро) падение психолингвистики. Synthese , 72,325-339.

Ссылки по теме

Психология языка Страница ссылок
http://www.psychologydegree.net/resources/psychology-of-language/

Веб-страницы группы психолингвистических исследований Йоркского университета
http://www.york.ac.uk/res/prg/

Центр исследований человеческого общения Эдинбургского университета Портал психологических экспериментов над языком
http://www.hcrc.ed.ac.uk/

Ссылка на эту статью

Ниже приведены возможные форматы цитирования статей Руководства по передовой практике.Если вы пишете для журнала, пожалуйста, ознакомьтесь с инструкциями для авторов, прежде чем отправлять свою статью.

  • Стиль MLA:
    Консервирование, Джон. «Инвалидность и проживание за рубежом» . Саутгемптон, 2004. Руководство по передовой практике тематического центра языков, лингвистики и регионоведения. 7 октября 2008 г. http://www.llas.ac.uk/resources/gpg/2241.
  • Автор (Дата) стиля:
    Каннинг, Дж. (2004). «Инвалидность и проживание за границей.»Руководство по передовой практике предметного центра языков, лингвистики и регионоведения . Получено 7 октября 2008 г. с сайта http://www.llas.ac.uk/resources/gpg/2241.

% PDF-1.7 % 1 0 объект > / Метаданные 4 0 R / ViewerPreferences 5 0 R >> эндобдж 6 0 obj / CreationDate (D: 20181102151136 + 07’00 ‘) / ModDate (D: 20181102151136 + 07’00 ‘) /Режиссер >> эндобдж 2 0 obj > эндобдж 3 0 obj > эндобдж 4 0 obj > транслировать Microsoft® Word для Office 365

  • norita purba
  • Microsoft® Word для Office 3652018-11-02T15: 11: 36 + 07: 002018-11-02T15: 11: 36 + 07: 00uuid: F9EB5ED8-A8C7-4E17-9EFF-0E31A4D90A21uuid : F9EB5ED8-A8C7-4E17-9EFF-0E31A4D90A21 конечный поток эндобдж 5 0 obj > эндобдж 7 0 объект > / ExtGState> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / XObject> >> / Аннотации [27 0 R 28 0 R] / MediaBox [0 0 595.44 841,68] / Содержание [29 0 R 30 0 R 31 0 R] / Группа> / Вкладки / S / StructParents 0 >> эндобдж 8 0 объект > / ExtGState> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.44 841.68] / Содержание 34 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 2 >> эндобдж 9 0 объект > / ExtGState> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.44 841.68] / Содержание 36 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 3 >> эндобдж 10 0 obj > / ExtGState> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.44 841,68] / Содержание 37 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 4 >> эндобдж 11 0 объект > / ExtGState> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.44 841.68] / Содержание 38 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 5 >> эндобдж 12 0 объект > / ExtGState> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.44 841.68] / Содержание 39 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 6 >> эндобдж 13 0 объект > / ExtGState> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.44 841,68] / Содержание 40 0 ​​руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 7 >> эндобдж 14 0 объект > / ExtGState> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.44 841.68] / Содержание 42 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 8 >> эндобдж 15 0 объект > эндобдж 16 0 объект > эндобдж 17 0 объект > эндобдж 18 0 объект > эндобдж 19 0 объект > эндобдж 20 0 объект > эндобдж 21 0 объект > эндобдж 22 0 объект > эндобдж 23 0 объект > эндобдж 24 0 объект > эндобдж 25 0 объект > эндобдж 26 0 объект > транслировать x

    Карьера в области психолингвистики | Работа

    Джейн Томпсон Обновлено 10 августа 2020 г.

    Психолингвистика работает на стыке психологии, когнитивной науки и лингвистики.Как научная дисциплина, он изучает ментальные аспекты языка и речи и, в частности, то, как язык обрабатывается в мозгу. Большинство психолингвистов работают в академических кругах, но степень по психолингвистике также может помочь вам сделать карьеру в области патологии речи, образования, исследований и даже информатики.

    Что такое психолингвистика?

    Созданная американским психологом Джейкобом Робертом Кантором в 1936 году, область психолингвистики нацелена на описание того, как люди усваивают, обрабатывают и понимают язык.Это междисциплинарная область, охватывающая аспекты лингвистики, психологии, философии и нейробиологии. Основное внимание уделяется умственным процессам, на которых основана языковая обработка — как структура слова и структура предложения звучат в мозгу и как эти умственные процессы связаны с другими областями развития, такими как восприятие и двигательные навыки.

    В отличие от классической лингвистики, посвященной структуре языка, психолингвистика фокусируется на том, как люди овладевают языком и используют его.Таким образом, он имеет много общих точек соприкосновения с науками о поведении, фонетикой и психологией, а это означает, что большинство психолингвистических работ сосредоточено в области патологии и терапии.

    Начните свою карьеру со степенью в области психолингвистики

    Практически для любой работы в психолингвистической области требуется как минимум степень бакалавра в области лингвистики, психологии или другой смежной области. Психолингвистика обычно не является отдельной степенью. Согласно Американскому лингвистическому обществу, вам, как правило, необходимо поступить на степень магистра или доктора философии.D. Программа по психолингвистике или когнитивной нейробиологии для получения специальных навыков. Тем не менее, могут быть некоторые возможности карьерного роста для тех, кто решит не посещать аспирантуру.

    С точки зрения возможностей карьерного роста психолингвистика представляет собой разнообразную область. Работа в области чистой нейролингвистики и психолингвистики, как правило, связана с медицинскими исследованиями и академическими кругами, но подготовка по психолингвистике может подготовить вас к работе в области клинической психологии, речевой терапии, образования и промышленности, особенно в области искусственного интеллекта и изучения компьютерного языка. где машины учат воспроизводить обработку человеческого языка.

    Карьера в области медицинских и академических исследований

    Институт психолингвистики Макса Планка, расположенный в Нидерландах, — единственный институт в мире, полностью посвященный изучению психолингвистики. Он выполняет исследовательские проекты для себя и в партнерстве с университетами и исследовательскими организациями по всему миру. Институт является хорошим источником новостей и событий в области психолингвистики.

    Психолингвисты часто играют решающую роль в исследовательских группах, исследующих медицинские вопросы, связанные с речью и языковым развитием.Например, в исследовательские проекты аутизма могут входить психолингвисты для изучения когнитивных аспектов языковых нарушений у аутичных людей. Психолингвистика также может играть важную роль в исследованиях повреждений головного мозга или инсультов, которые вызывают нарушения обработки речи или другие коммуникативные нарушения.

    Бюро статистики труда не хранит данные о заработной плате экспертов по психолингвистике или тех, кто участвует в исследовательских проектах по лингвистике. В целом ученые-медики, занимающиеся медицинскими исследованиями, получают среднюю зарплату 88 790 долларов в год по состоянию на май 2019 года, что составляет 42 доллара.69 в час, по данным BLS. Психологи, занимающиеся исследованиями, зарабатывают 80 370 долларов в год, или 38,64 долларов в час, согласно данным BLS. Психолингвисты могут зарабатывать примерно такую ​​же сумму, но это зависит от характера исследовательского проекта и доступного финансирования.

    Карьера в области терапии

    Психолингвисты могут работать в качестве речевых патологов, диагностируя и лечя пациентов с расстройствами общения и глотания. Эти нарушения могут быть результатом различных причин, таких как черепно-мозговая травма, потеря слуха, болезнь Паркинсона, аутизм или задержка развития.

    В большинстве штатов требуется лицензирование патологов речи. Хотя требования различаются в зависимости от штата, отправной точкой является как минимум степень магистра в соответствующей области обучения. Американская ассоциация речи, языка и слуха аккредитует образовательные программы. Вам необходимо закончить аккредитованную программу, получить контролируемый клинический опыт и сдать экзамен на получение государственной лицензии. За подробностями обращайтесь в комитет по лицензированию здравоохранения вашего штата.

    Средняя годовая зарплата логопедов составила 79120 долларов в мае 2019 года, сообщает BLS.Медиана — это средняя заработная плата, что означает, что половина патологов-речевых зарабатывает больше этой суммы, а половина — меньше. Самые высокие 10% заработали более $ 121 260 в 2019 году.

    Перспективы трудоустройства для этой карьеры отличные, и ожидается, что занятость вырастет на 27 процентов до 2028 года, что намного быстрее, чем в среднем по всем профессиям. Для работы с детьми с аутизмом и жертвами инсульта требуется все большее количество специалистов-практиков, многие из которых нуждаются в помощи, чтобы получить или восстановить языковые навыки.

    Карьера в образовании

    Если вы готовы к дальнейшему получению сертификата по специальному образованию, то карьера в сфере образования может быть для вас хорошим вариантом. Поскольку психолингвисты понимают когнитивные аспекты языкового развития, они обладают уникальной квалификацией, чтобы помогать детям, страдающим расстройствами речи и пониманием прочитанного, такими как дислексия, афазия или задержка развития. Учителя специального образования получали среднюю заработную плату в размере $ 61 030 в мае 2019 года, по данным BLS, в диапазоне от $ 40 730 до более чем $ 98 530 .

    На уровне высшего образования психолингвистика может найти возможности преподавания в областях прикладной лингвистики, нейробиологии, коммуникативных наук и психологии. Также могут быть возможности для разработки учебных материалов для социальных работников и логопедов в местных колледжах, четырехлетних колледжах и дистанционных университетах, предлагающих степени онлайн. BLS сообщает, что средняя заработная плата учителей высших учебных заведений по состоянию на май 2019 года составила 79 540 долларов.

    Карьера в промышленности

    Обучение психолингвистике может помочь вам работать в быстрорастущей области искусственного интеллекта и машинного обучения, создавая такие инструменты. в качестве программ распознавания речи, синтеза текста в речь, обработки машинного языка и программ машинного обучения.Эти программы помогают компьютерам понимать человеческий язык и учиться делать то, для чего они не запрограммированы. Это делает возможными голосовые программы, такие как Siri, а также означает, что компьютеры могут выполнять определенные задачи лучше и быстрее, чем люди.

    Психолингвистов нанимают за их знание того, как люди учатся. Компьютерные эксперты могут преобразовать эти знания в алгоритмы, имитирующие человеческую речь и обучение.

    Многие известные компании, в том числе Microsoft, IBM и Amazon, используют ИИ в больших масштабах, а государственные учреждения по всему миру все чаще используют его.В отчете Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест 2018» прогнозируется, что к 2022 году количество новых рабочих мест в области искусственного интеллекта значительно увеличится. У лингвистического программирования определенно есть навыки, необходимые для работы в этой нишевой области применения машинного обучения к языку. По данным Северо-Восточного университета, не хватает людей, которые могли бы заполнить эти вакансии в нейролингвистике. По этой причине люди с надлежащими навыками могут рассчитывать на зарплату в районе долларов, 107000 долларов в год.

    Полвека монологизма в JSTOR

    Абстрактный

    Суть данной статьи состоит в том, что с момента своего создания в середине двадцатого века основная психолингвистика была монологистской, то есть концентрировалась на монологе как источнике эмпирического материала и в значительной степени косвенно включала монологистскую эпистемологию. Статья не является всеобъемлющей историей психолингвистики, но делает попытку установить историческую перспективу.Монологизм был историческим уклоном картезианства, позитивизма, бихевиоризма и когнитивизма. Монологизм касается только человека, в котором происходит познание и от которого исходит общение. Это по сути асоциально. Напротив, достоинства диалогизма включают открытость социокультурной, интерактивной природе всего познания и коммуникации и эмпирическое вовлечение контекстуализированных дискурсивных ситуаций. Диалогизм представлен здесь не как дополнение к общепринятой психолингвистике, а как радикальное нововведение, которое толкует господствующую психолингвистику как «сильно вводящую в заблуждение, если ее представить как полную теорию общения посредством разговорного взаимодействия» (Linell, 1998, p.23). Критически рассмотрены некоторые подходы к диалогизму и исследованиям диалога.

    Информация о журнале

    Американский журнал психологии (AJP) был основан в 1887 году Дж. Стэнли Холлом и в первые годы редактировался Титченером, Борингом и Далленбахом. Журнал опубликовал одни из самых новаторских и формирующих статей в области психологии за всю свою историю. AJP исследует науку о разуме и поведении, публикуя отчеты об оригинальных исследованиях в области экспериментальной психологии, теоретические презентации, комбинированный теоретический и экспериментальный анализ, исторические комментарии и подробные обзоры значимых книг.

    Информация об издателе

    Основанная в 1918 году, University of Illinois Press (www.press.uillinois.edu) считается одной из самых крупных и выдающихся университетских издательств страны. Press публикует более 120 новых книг и 30 научных журналов каждый год по множеству предметов, включая историю Америки, историю труда, историю спорта, фольклор, еду, фильмы, американскую музыку, американскую религию, афроамериканские исследования, женские исследования и Авраама. Линкольн.The Press является одним из основателей Ассоциации прессов американских университетов, а также History Cooperative, онлайновой коллекции из более чем 20 журналов по истории.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *