Психолог функции: Профессия психолог (как стать, чем занимается, заработная плата) | должностные обязанности психолога, требования к должности

Содержание

Функции психолога как субъекта психологической работы:

В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, од­нородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивы­ми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели.

  • диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельно­сти, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влия­ющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;

  • исследовательская — изучение новейших достижений в области психологи­ческой науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регу­лярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показате­лей применительно к конкретной выборке и т.

    д.;

  • прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состоя­ния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;

  • информационная — сообщение клиентам и руководителям систе­мы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологи­ческой компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;

  • конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т. п.;

  • учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психо­логии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;

  • экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) ва­риантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологиче­ских параметрах состояния объекта оценивания;

  • консультативная — оказание помощи работникам, руководителям и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;

  • коррекционно-развивающая — оказание помощи в изменении и/или рекон­струкции психологических образований, компенсация дефектов образова­ния и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способ­ствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному ре­шению профессиональных задач;

коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невер­бальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли парт­нера по общению.

Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональ­на по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединен­ные по их характеру в отдельные виды деятельности.

Функции школьного психолога

Детская психология имеет свои особенности, и с ними хорошо знаком психолог. Он оказывает психолого-педагогическое сопровождение учащимся и самим учителям. Специалист смотрит профессиональным взглядом на поведение детей и может заметить первые признаки отклонений, когда необходимо провести беседу с ребенком, устранить все разногласия и восстановить нормальные отношения в классе или в семье.

Что входит в обязанности школьного психолога?

Ребенок знакомится с психологом в школе в первом классе. И уже на этом этапе профессионал может прогнозировать возможные проблемы и оказать помощь детям, которым сложно адаптироваться к новым условиям обучения.

Обязанности школьного психолога многогранны:

  • предупреждение и устранение различных конфликтных ситуаций в коллективе и классах;
  • активное общение с родителями, дети которых имеют проблемы с социализацией, успеваемостью и общением со сверстниками;
  • проведение тренингов и тестов;
  • раннее выявление психологических проблем у учеников и педагогов.

Помощь родителям

На успеваемость ребенка и его поведение в коллективе огромное влияние оказывают отношения в семье. При работе школьный психолог так или иначе контактирует с родителями, проводит консультации и помогает в решении различных проблем:

  • неусидчивость;
  • склонность к конфликтам;
  • отсутствие друзей в классе;
  • насмешки одноклассников;
  • натянутое общение с учителями;
  • отрицание авторитетов.

Любую проблему можно решить, если найти правильный подход к ребенку и пересмотреть собственное отношение к его воспитанию. Иногда родители неправильно относятся к неудачам и победам своих детей, чрезмерно давят на них или, наоборот, допускают лишнюю свободу. Школьный психолог может стать и независимым судьей, и внимательным слушателем, и другом, который вовремя придет на помощь взрослым и детям.

От возникновения психологических проблем никто не застрахован. Не стоит замалчивать проблемы и стесняться занятий с психологом. Специалист работает как со всем классом, так и с отдельными учениками и их родителями. Иногда приходится проводить курс занятий и подключать педагогов.

Отдельного внимания заслуживает работа с проблемными подростками, которые нарушают нормы поведения, плохо учатся в школе и не идут на контакт с родителями и учителями. Специалист должен выяснить, в чем причина подобного поведения, найти подходящую мотивацию для ребенка, которому иногда просто некому рассказать о своих мыслях и чувствах. Школьный психолог часто выполняет именно роль молчаливого слушателя. Но для успешной деятельности он должен постоянно самосовершенствоваться, приобретать новые знания и периодически изменять профессиональную тактику.

Виды психологической помощи и функции психолога.

Шпаргалки по дисциплине практическая психология

Психологическая помощь – основная работа психолога. Продукт нашей деятельности нельзя пощупать, заменить или вернуть. Мы работаем с тонкими психическими структурами, и результатом нашей работы является счастливый, знающий себя и уверенный в себе полноценно функционирующий человек.

Основной нашей работой является психологическая помощь каждому нуждающемуся в ней:  психотерапия и психологическое консультирование. Исходя из опыта психологической практики моей, моих коллег и классиков психотерапии, становится понятно, что не только психология знает подход к человеческой душе, или психике. Многие другие науки также изучают человека и имеют немалый опыт в его познании.

Психологическая помощь, по сути, бывает следующих видов: 

Во-первых, собственно, психологическое консультирование.

Подходит тем, у кого нет времени работать над собой, но есть желание исправить ту или иную ситуацию (стресс, апатия, профессиональный кризис, неуверенность в себе, заниженная самооценка, боязнь выступлений перед массами и т.п.). По своей форме психологическое консультирование – это беседа с психологом в непринуждённой атмосфере о том, что вас волнует и тревожит в данный момент.

Второй пункт – психотерапия. Это, скорее, лечение, а не консультация. Целью психотерапии являтется излечение от более сложных форм психических расстройств: депрессия, психозы, маниакальность, навязчивые идеи, галлюцинации, абстинентный синдром и т.п.. Методы тут используются разные, их выбор зависти от клиента – его темперамента, интересов, склонностей, подбираются всегда индивидуально вашим психологом. Это может быть экзестенциальлный поход, психоанализ, НЛП, гипноз, транс, суггестии и т.п. 

Третий вид психологических услуг – это

психодиагностика. Она помогает лучше себя узнать, осознать истинную мотивировку своих поступков в общем, наладить контакт с самим собой. Результатом психодиагнотсики является психологический портрет личности. Сама психодиагностическая процедура проходит в несколько этапов: беседа с психологом, тесты, методики, опросники и задания. Эта услуга пользуется большим спросом, так как даёт нанлядные результаты за небольшой промежуток времени.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

 Психологическая помощь (виды) –это многоуровневая сфера помогающей психологической практики.

 Психологическая консультация – информирование клиента и расширение его представлений о разных аспектах переживаемой им проблемы на основе достижений научного знания.

 Психологическая коррекция (для детей и подростков) и тренинг (для взрослых)

– является работой по изменению неэффективных моделей поведения и мировосприятия.

 Психологическое консультирование –работа, направленная на решение разного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях.

 Психотерапия – от древнегреч. языка, означает “чуткую заботу о жизни, душе, уме, настроении человека”, понимается как дисциплина, пытающаяся смягчить внутренне спровоцированные или приобретенные жизненные проблемы, пользуясь преимущественно, речевыми (в противовес медикаментозным) средствам.

 Психологическое консультирование и психотерапия – оба этих термина нередко используются как взаимозаменяемые, поскольку оба одинаково предполагают серию встреч с клиентом, направленных на то, чтобы помочь ему изменить неэффективные внутренние установки и поведение.

 Консультирование  –

сконцентрировано, как правило, на более узкой теме и более краткосрочно.

 Психотерапия – представляет собой интенсивную и более длительную работу, направленную на глубокую внутреннюю реорганизацию личности. Однако многие специалисты считают, что интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии.

 Психологическое просвещение – подразумевает ознакомление людей с вопросами психологии. Иногда, для того, чтобы понять, что с вами происходит, полезно бывает вникнуть в механизм того или иного психического процесса.

 Психодиагностика – дает человеку возможность глубже познать себя, узнать о своих индивидуальных особенностях, сильных и слабых свойствах психики; вооружает знаниями о себе, которые не всегда лежат на поверхности, и способами оптимально использовать все стороны своей личности; помогает нам открыть в себе то, что осталось бы скрытым и не развитым, не узнай мы об этом.

 Все виды психологической помощи взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Психолог и его функции

“Психолог ничему не учит своего клиента, просто подсказывает ему, как делать правильные выводы из его же опыта, чтобы не наступать сто раз на одни и те же грабли” (Л.Тобиас)

“Психолог пытается усилить внутренние ресурсы клиента, необходимые ему для того, чтобы самому справляться с возникающими затруднениями”.

“Мы, психологи, советов не даем, никаких лекарств не прописываем. Наша помощь людям состоит в том, что мы разговариваем с ними и стараемся помочь им увидеть собственную ситуацию со стороны, с другой точки зрения. Иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить свое поведение”
(Ю.Е. Алешина и Л.Я. Гозман).

Профессиональные функции психолога-диагноста

  Научно-методическая. Психолог-диагност владеет современными теоретическими знаниями в области психологии человека, психологии личности, психологии развития, социальной психологии, специальной психологии и т.п., а также общими теоретико-методологическими и методическими принципами психологического и психодиагностического исследования.

  Диагностическая. Психолог-диагност организует и проводит психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный диагностический материал, составляет психологические заключения и рекомендации.

  Прогностическая. Полученные в исследовании результаты психолог-диагност использует для прогнозирования индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного хода.

  Консультационная. Полученные в ходе диагностики результаты с соблюдением всех правил этики доводятся до самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них (родителей, учителей, заказчиков и т.п.). Цель обратной связи в психодиагностике – определение оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон, ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и межличностных конфликтов.

  Просветительская. Полученные в диагностическом исследовании результаты могут использоваться психологом с широкими слоями населения, специалистами смежных с психологией областях, особенно с лицами, участвующими в образовательном и воспитательном процессе. Цель подобной работы заключается в формировании и совершенствовании психологической культуры населения.

  Экспертная. Психолог-диагност участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик и “психофизиологической цены” их успеха, а также выявление индивидуальных ограничений использования представленных на психодиагностическую экспертизу разработок.

Роль и функции военного психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Психологическая поддержка личности в профессии и профессиональном образовании

Е.Е. Кравцова РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА

Роль и функции военного психолога рассматриваются с точки зрения задач сопровождения психического и личностного развития военнослужащих. Показывается, что личностное развитие лежит в основе формирования психологической готовности к службе в армии.

Ключевые слова: военный психолог, функции военного психолога, психологическая готовность к службе в армии, психическое развитие, личностное развитие.

Военная психология как отрасль современной психологической науки имеет длительную историю. Более двадцати лет факультеты и институты психологии готовят военных психологов, ряд которых успешно работает в армии. Однако на сегодняшний день существуют весьма серьезные проблемы как в самой армии, так и в подготовке военных психологов. Есть весомые основания для решения этих проблем, и первый шаг в этом направлении связан с переосмыслением роли и функций военного психолога.

Нередко высокие армейские чины, объясняя тот или иной отрицательный феномен современной армии, справедливо ссылаются на то, что служащие армии приходят из общества с его проблемами и трудностями. Поэтому армейские проблемы и трудности во многом вытекают из этого. Представляется, что армейский психолог обеспечивает, вернее должен обеспечить, непосредственную связь армии и общества.

Работа с солдатами, приходящими на срочную службу из гражданского общества, обеспечение психического и личностного развития тем, кто связывает свою профессиональную деятельность с армией, создание условий для гармоничных полноценных семей военнослужащих, отбор и образование тех, кто приходит служить

© Кравцова Е.Е., 2009

по контракту — вот далеко не полный перечень тех проблем, решение которых связано с некоторым «мостиком» между армией и гражданским обществом, что должен обеспечивать военный психолог.

Итак, военная психология — это некоторый «мостик» между гражданским обществом и армией. С одной стороны, в этом тезисе нет ничего принципиально нового. Вместе с тем, с другой стороны, такое понимание роли военного психолога предъявляет особые требования и к его личности, и к его подготовке.

Военный психолог одинаково хорошо должен разбираться в разных проблемах современной психологии. Если придерживаться современной классификации психологической науки, то военный психолог одновременно должен быть и социальным, и педагогическим психологом, быть специалистом по психологии личности, разбираться в психологии развития, иметь навыки инженерной психологии и т. п. При этом он должен знать и понимать как проблемы гражданского общества, так и особенности службы в армии.

Представляется, что в этом контексте подготовка военных психологов должна осуществляться в гражданском вузе и при подготовке специалистов должен быть обязательно учтен универсальный характер военной психологии. Это обеспечит, с одной стороны, владение методами современной психологической науки, а с другой — психологическое осмысление гражданской жизни общества и себя в нем.

Одновременно будущие военные психологи нуждаются в организации разносторонней практики в армии. Так, это может быть и ознакомительная практика, когда студенты знакомятся с разными сторонами жизни армии, и производственная практика, когда они будут проводить диагностику, коррекцию, развивающие тренинги, индивидуальную психологическую помощь военнослужащим и членам их семей и т. п., педагогическая практика, в рамках которой они смогут научить армейский контингент разным умениям и навыкам как общекультурного характера, так и имеющим непосредственное психологическое значение.

В течение учебного года будущие военные психологи смогут проходить все эти практики в традиционных для психологов местах — образовательных и медицинских учреждениях, психологических консультациях и т. п. В течение же летних каникул они могли бы в разных формах реализовать полученные знания и умения в армии.

Итак, основная роль психолога связана с обеспечением непосредственной связи между армией и обществом. Такое понимание роли военного психолога диктует его основные функции.

Е.Е. Кравцова

Первая функция военного психолога касается целенаправленного формирования у будущих солдат и их семей адекватного отношения к армии. Конечно, невозможно сформировать положительное отношение без качественных изменений условий срочной службы. Нынешние сроки службы, с одной стороны, радуют и будущих солдат и членов их семей, но с другой стороны, только уменьшением сроков службы невозможно вызвать доверие к армии и сформировать желание служить в ней.

Таким образом, формирование положительного отношения к армии и желания служить в ее рядах сопряжено с качественными изменениями в армейской жизни. Эти изменения должны быть специально изучены в разных психологических исследованиях. Есть некоторые основания считать, что военные психологи, которые будут целенаправленно осуществлять связь между гражданской и армейской жизнью, будут способствовать качественным изменениям в жизни военнослужащих.

Вторая функция военного психолога непосредственно связана с первой и может быть сформулирована как целенаправленное формирование психологической готовности к службе в армии. Многие проблемы не только военнослужащих срочной службы, но даже и тех, кто связывает свою профессиональную судьбу со службой в армии, имеют причиной отсутствие психологической зрелости, низкий уровень психологической готовности к службе в армии. Это может вызвать и побеги из армии, и неуставные отношения, и различные психологические расстройства, которые могут привести к серьезным заболеваниям.

Третья функция военного психолога также связана с предвоенной жизнью. Сегодня основными критериями, по которым тот или иной призывник отправляется в соответствующий вид войск, является состояние здоровья. Ни в коей мере не отрицая значение этого фактора, необходимо отметить, что, во-первых, нередко особенности соматического здоровья связаны с психологическими факторами, и, во-вторых, есть важные психологические предпосылки, по которым того или иного призывника противопоказано отправлять служить в определенный род войск.

Наряду с собственно психологической работой военный психолог должен повышать уровень психологической грамотности разных категорий военных. Поэтому четвертой функцией военного психолога является постоянная работа с военнослужащими. Это могут быть практические занятия, лекции, практикумы для тех, кто руководит разными категориями военнослужащих, это могут быть психологические консультации, направленные на решение личных и профессиональных проблем военнослужащих и их семей.

Важной функцией военного психолога является проектирование разного рода образовательных и коррекционных программ, развивающей среды, комфортных условий как для тех, кто в армии на короткий срок, так и для тех, кто связал свою жизнь с армией. Нередко проектирование досуга или отдыха солдат, офицеров и других служащих приводит к положительному влиянию на их психическое и личностное развитие, способствует более эффективному овладению новыми технологиями, повышает их профессиональный уровень.

В психологии почти аксиоматическим стало положение о том, что обучение ведет за собой развитие. К сожалению, этот тезис реализуется только в педагогической психологии. Значительно реже он используется в психологии развития. При этом само обучение понимается как процесс учения в образовательных учреждениях. Однако человек обучается всю жизнь, и в этом контексте любое место его длительного пребывания может и должно рассматриваться как процесс обучения, которое он в это время получает.

Армия, к сожалению, довольно мало рассматривается в этом контексте, хотя солдат срочной службы приобретает довольно большое количество самых разнообразных теоретических и практических знаний и умений. Эти знания и умения необходимы ему не только для реализации его службных обязанностей, но они оказывают довольно значительное влияние и на развитие человека. Одним это влияние позволяет стать более взрослым, ответственным, мужественным, у других повышается уровень агрессивности, противоправного поведения.

Без преувеличения можно сказать, что на сегодня это влияние знаний и умений на психическое и личностное развитие человека во многом стихийно. Это связано с разным психологическим возрастом военнослужащих. В армии служат и молодые ребята, пришедшие на срочную службу, и сверхсрочники, которые на несколько лет их старше, и офицеры. В то же время реальный, физический возраст человека далеко не всегда соответствует психическому. Во всех категориях военнослужащих есть люди, которые не вышли из детского онтогенеза. Они, как правило, не только имеют проблемы с окружающими людьми, но и серьезные личные проблемы, что нередко может привести к разного рода соматическим и психологическим заболеваниям или акцентуациям.

Другой фактор, определяющий влияние обучения на развитие, связан со спецификой личностного развития человека. К примеру, оружие в руках человека с высоким уровнем агрессивности, вызывает некоторую тревогу. Следовательно, и в этом случае перспективы подготовки специалиста напрямую связаны с решением проблем его личностного развития.

Профстандарт Психолог в социальной сфере

Трудовая функция

 Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)

Трудовые действия

  Необходимые умения

Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам

Социальная психология, психология малых групп

Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия

Методология командной работы

Обучение и психологическая подготовка специалистов межведомственной команды

Психология управления, организационная психология

Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды

Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств

Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам

Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств

 

Техники эффективной коммуникации со специалистами

 

Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т. д.)

Трудовая функция

Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Психология кризисных состояний

Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей

Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных

Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения

Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений

Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды

Подготовка сообщений и публикаций для СМИ по результатам мониторинга

Современные направления молодежных движений

Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

 

Документоведение

Трудовая функция

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников

Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе

Психология зависимости, аддикций, девиантология

Групповое и индивидуальное консультирование клиентов

Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

 

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

 

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Трудовая функция

Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам)

Трудовые действия

  Необходимые умения

Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки

Методология проведения тренингов

Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов

Возрастная психология, геронтология

Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни

Психология воспитания и педагогики

Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов

Цели, задачи и функции организаций социальной сферы

Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде

Психология беженцев, мигрантов, маргиналов

Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания

Технологии работы с разными социальными группами

Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов

 

Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем

 

Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ

 

Трудовая функция

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам

Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.)

Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам

Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров

Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.)

Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.)

Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов

Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере

Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом

Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии

Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы

 

Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации

 

Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам

 

Трудовая функция

Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)

Трудовые действия

Необходимые умения

Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями

Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи

Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях

Подготовка детей к устройству в замещающую семью

Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Профессиональные функции психолога-диагноста

Профессиональные функции психолога-диагноста

К ведущим профессиональным функциям психолога-диагноста относятся:

  • Научно-методическая. Психолог-диагност владеет современными теоретическими знаниями в области психологии человека, психологии личности, психологии развития, социальной психологии, специальной психологии и т.п., а также общими теоретико-методологическими и методическими принципами психологического и психодиагностического исследования.
  • Диагностическая. Психолог-диагност организует и проводит психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный диагностический материал, составляет психологические заключения и рекомендации.
  • Прогностическая. Полученные в исследовании результаты психолог-диагност использует для прогнозирования индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного хода.
  • Консультационная. Полученные в ходе диагностики результаты с соблюдением всех правил этики доводятся до самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них (родителей, учителей, заказчиков и т.п.). Цель обратной связи в психодиагностике — определение оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон, ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и межличностных конфликтов.
  • Просветительская. Полученные в диагностическом исследовании результаты могут использоваться психологом с широкими слоями населения, специалистами смежных с психологией областях, особенно с лицами, участвующими в образовательном и воспитательном процессе. Цель подобной работы заключается в формировании и совершенствовании психологической культуры населения.
  • Экспертная. Психолог-диагност участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик и «психофизиологической цены» их успеха, а также выявление индивидуальных ограничений использования представленных на психодиагностическую экспертизу разработок.
      источник:
    • Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. — 671 с. (с. 46-47)
  • Перинатальный психолог в Москве

    Зачем нужен психолог при беременности

    Высокое качество жизни и круглосуточный комфорт, научные открытия и достижения в медицине, доступные всем. Несмотря на столь явный прогресс, рождение ребенка все чаще оказывается недосягаемой целью, так и остается несбыточной мечтой. Последние 30-40 лет количество осложнений в родах неизменно растет, способность к самостоятельному зачатию — снижается, а трудности с грудным вскармливанием возникают практически у каждой молодой мамы. Что же произошло? Почему женщины стали хуже исполнять свою биологическую роль? Причин можно было бы назвать множество – ухудшение экологии, ускорившийся ритм жизни, нездоровый образ жизни, стремление к стройности любой ценой, «модные» социальные установки child-free. И когда женщина, наконец, решает стать матерью, у нее это почему-то не получается. Основной причиной скорее всего окажется психологическая. Женщины стали больше «работать» головой: много учатся, делают карьеру, занимают ответственные посты, принимают решения. Все это вызывает сильные эмоциональные и психологические перегрузки, нарушает равновесие между социальным и биологическим, и в конечном итоге приводит к торможению физиологии. Бывают случаи, когда без помощи специалиста уже невозможно выровнять эти психологические «весы», чтобы разрешить самой себе забеременеть, выносить, и нормально родить ребенка. Психолог при беременности в нашем Центре поможет сбалансировать эти самые «весы» и поддержат вас на пути к счастливому материнству, здоровому детству и семейной гармонии! Перинатальный психолог оказывает поддержку на разных этапах семейной жизни. В сферу его деятельности входит:

    • помощь на этапе планирования беременности,
    • психологическое сопровождение беременности,
    • подготовка к легким родам,
    • семейные отношения во время беременности, партнерские роды,
    • поддержка и настрой на первые месяцы совместной жизни с малышом,
    • работа с проблемами репродуктивной функции.

    Планирование беременности

    Важным звеном в работе репродуктивной системы является центральная нервная система, а именно — головной мозг! Именно он «обрабатывает» все происходящее с нами: как внешние раздражители (это и события в жизни, и отношения с другими людьми), так и внутренние (фантазии, мысли, оценки, установки). Далее в работу включаются гипоталамус и гипофиз – структуры мозга, отвечающие за выработку гормонов, что в свою очередь оказывает огромное влияние на репродуктивные функции организма. Третье звено — яичники и эндокринные железы — продолжают эту связь. И только затем на «тот самый» сигнал из головного мозга реагируют матка и молочные железы. Зачастую то, что происходит или не происходит в матке, является следствием того, что творится в голове. Поэтому очень важно настроиться на благополучную беременность, уметь во время избавиться от всех страхов, табу и отрицательных клише, которые могут накопиться у нас за жизнь. Психолог поможет разобраться в собственных установках и «расшифровать» негативные сигналы головного мозга, мешающие радостной и спокойной беременности.

    Психолог для беременных

    Беременность – это, безусловно, очень трепетный и нежный период. Но в тоже время, это — психосоматическое состояние: изменения в организме находят отражение в психике. Именно сейчас есть возможность заложить крепкий фундамент для развития личности ребенка — здоровой и гармоничной. Благоприятный психологический настрой является одним из основных факторов гармоничного течения беременности, правильного развития малыша и начала формирования у него базового доверия к миру. Перинатальный психолог в Москве помогает женщине гармонично для себя и своего ребенка войти и прожить беременность, окунуться в материнство, понять психическую природу женщины в этот период и влияние ее особенностей на развивающийся плод. 

    По результатам бесед и занятий с будущими мамами специалисты дают свои рекомендации врачам и акушерам с учетом индивидуальных особенностей, психоэмоционального состояния, психологических ресурсов каждой конкретной женщины. Заключение психолога перед родами подскажет специалистам в родах, какие проблемы могут возникнуть у женщины, какая стратегия взаимодействия будет наиболее продуктивной. А педиатры, зная, что волновало маму в период беременности, заранее могут предположить, какие заболевания у ребенка наиболее вероятны, как их лучше лечить.

    Подготовка к легким родам. Формируем благоприятный сценарий.

    Консультация психолога при беременности поможет настроиться на позитивные роды. Некоторые женщины чувствуют себя растерянными и испуганными, ожидая момент родов с тревогой. Зачастую мы с детства слышим от мам страшные истории о том, как мы рождались, как это было больно и ужасно. И тогда в психике стойко закрепляется представление о родах как о мучении и боли. Тогда как в этом ложном ожидании неприятностей может скрываться причина многих осложнений — как во время беременности (токсикозы, угрозы прерывания) и родов (нарушения родовой деятельности, гипоксия плода, кесарево сечение), так и в послеродовом периоде (преждевременное прекращение грудного вскармливания, послеродовые депрессии). Но изначально вынашивание и рождение ребенка для женщины является естественным физиологическим процессом, который она способна проживать. Организм женщины к этому подготовлен и наделен всем необходимым.

    Психолог для беременных поможет выявить механизмы появления тревоги, связанной с предстоящими родами, и проработать страхи. Женщине в родах следует быть согласной с процессом, научиться — не сопротивляться (это лишь увеличивает болезненные ощущения). Надо просто пропустить через себя ребенка, отпустить его в мир легко. Работая с врачом, вы настроитесь на правильную волну, научитесь чувствовать, понимать себя, доверять себе, своему телу, своей природе и самому процессу родов. С помощью специальных методик, можно узнать, в чем кроется индивидуальный психологический ресурс, откуда можно брать силы.

    Послеродовой период, первые месяцы совместной жизни с малышом

    Специалист проконсультирует о главных психологических моментах послеродового периода, грудного вскармливания, первого года жизни вашего ребенка. Расскажет, что происходит нового с организмом, с психикой мамы и малыша, какие задачи актуальны на этом этапе. Что нужно делать для профилактики послеродовой депрессии, где, в чем или «в ком» искать ресурсы для восстановления. А если депрессия все-таки наступила, поможет справиться со своим состоянием и вернуться к полноценной жизни.

    Психолог объяснит психологические особенности младенческого возраста. Как проходит адаптация малыша, что является самым важным на этом раннем этапе для психики ребенка, о развитии ребенка в первые месяцы жизни, поможет сориентироваться и понять, что наиболее важно в общении после рождения и как учиться понимать своего малыша. Если у вас в семье уже есть старший ребенок,- порекомендует, как правильно выстроить отношения, не травмируя первенца, как помочь им установить контакт друг с другом и как распределить свои силы, заботу, внимание на нескольких детей.

    Семейные отношения

    В работе с психологом вы можете разрешить для себя вопросы, связанные с изменениями отношений внутри семьи в этот период. Особенности восприятия мужчинами беременности, сексуальные отношения в этот период, как создавать эмоциональный контакт — папа и ребенок. Что происходит с мужчиной, как помочь ему прочувствовать и проявить свое участие, погрузиться в отцовство. Влияние отношений в паре на протекание беременности и родов, а также, что происходит с семейной системой при появлении малыша, и что нужно делать для того, чтобы постоянная забота и внимание малышу не стали причиной ослабления супружеских отношений.

    Как оценить готов ли папа к партнерским родам, как понять поможет его участие самой роженице или будет отвлекать? Здесь нет однозначных ответов. Поэтому на консультации перинатального психолога будет найден ответ именно для вашей пары, с учетом психологических особенностей каждого из вас и отношений внутри пары. Приходите на консультацию вместе с мужем! Мужчине тоже нужна поддержка и возможность разобраться в себе и своей новой роли.

    Работа с проблемами в репродуктивной функции

    Медики не могут объяснить физиологическую причину вашей невозможности забеременеть? Этой причины действительно нет. Если у вас есть яичники, матка, молочные железы — вы физиологически можете забеременеть и выносить ребенка. Начните с первого звена репродуктивной системы: «сформируйте» беременность на уровне мыслей, разрешите себе стать мамой. И только после вызревания этой доминанты, вашего сознательного и бессознательного согласия, происходит реализация «плана» в органах-мишенях, т.е. долгожданное зачатие в матке.

    Перинатальный психолог также работает с проблемами невынашивания, бесплодия, подготовкой к ЭКО. Психологическая помощь направлена на формирование доминанты беременности, ослабление различного происхождения контрдоминант, т.е. того, что на самом деле не дает вам забеременеть, отвлекает от этого процесса (речь идет о неосознаваемых процессах, протекающих в вашей психике). Работа на родовом уровне с запретами, установками, трансгенерационными передачами (передачами травмы из поколения в поколение) в семейной родовой системе женщины, с тем, что на бессознательном уровне запрещает вам забеременеть. Путь в материнство начинается с принятия возможной беременности не только на сознательном, но что наиболее важно на бессознательном уровне.

    За помощь в подготовке статьи Территория Здоровья благодарит перинатального психолога, специалиста по семейному консультированию, детского психолога Юлию Щербакову.

    Какова роль психолога?

    Психология — это изучение психики или разума. Помимо информации, разум постоянно обрабатывает мысли и эмоции. На поведение человека влияет восприятие разумом стимулов, полученных через пять органов чувств. То, что было сказано, услышано, увидено, потрогано или понюхано, интерпретируется и вызывает реакцию. Психологи изучают влияние разума на тело, которое проявляется в поведении.

    Заблуждения

    Доктора с докторской степенью.D. или доктора психологии (Psy.D.) в психологии называются психологами. Хотя для некоторых специальностей достаточно степени магистра, обычно требуется степень доктора. Психологи — не то же самое, что психиатры. Хотя оба они лечат психические расстройства, психиатры могут прописывать пациентам лекарства, а психологи — нет. Это потому, что психиатры — врачи, доктора медицинских наук. Поэтому психиатры сосредотачиваются на физиологической причине состояния, а психологи — на эмоциях и мыслительном процессе.

    Типы

    Психологи различаются по специальностям. Например, есть медицинские, социальные, психологические, психоневрологические, нейропсихологические, клинические, исследовательские, спортивные и консультационные психологи и многие другие. Некоторые работают напрямую с пациентами, а некоторые нет. Например, психологи-исследователи часто не лечат пациентов. Психологи также могут работать учителями в колледжах и университетах. Психологи производственных организаций помогают компаниям улучшить отношения с сотрудниками и могут проводиться специалистами со степенью магистра.Психологические помощники также могут иметь степень магистра, но обычно работают с психологами со степенью доктора философии. Однако наиболее распространенной специальностью является клинический психолог. Некоторые из этих психологов работают в больницах, клиниках и медицинских центрах. По данным Бюро статистики труда, 34 процента имеют частную практику и работают не по найму. Спортивные психологи консультируют спортсменов.

    Функция

    Функции психолога зависят от специальности психолога.Как правило, психологи проводят оценки и психологическое тестирование для диагностики пациентов. Они предоставляют то, что называется «разговорной терапией». Это может происходить индивидуально, индивидуально или в группе. Школьные психологи в основном проводят тестирование интеллекта, способностей и психологическое тестирование. Тесты на IQ и личностные обзоры обычно используются для определения наличия обучаемости или эмоциональной неспособности. Психологи-исследователи или экспериментальные психологи могут проводить исследования с помощью лабораторных экспериментов или опроса определенного населения.Психологи-консультанты могут предоставить терапию во время адаптации к серьезным жизненным изменениям, таким как увольнение, развод или потеря любимого человека. Они разрабатывают планы лечения и могут участвовать в ролевых играх, чтобы помочь людям изменить свое поведение.

    Значимость

    Психологи помогают людям сосредоточиться на том, что вызывает проявление или усиление симптомов. После определения источника состояния психологи работают с пациентами, чтобы развить навыки совладания. Психологи создают безопасную среду для выражения своих чувств.Они также обязаны соблюдать конфиденциальность между врачом и пациентом, за исключением случаев, когда упоминается будущий вред себе или другим лицам.

    Соображения

    Поскольку психологи не врачи, они не могут назначать лекарства. Хотя не всем пациентам требуются лекарства для выздоровления, в отличие от пациентов с биологическими заболеваниями. Кроме того, одних лекарств может быть недостаточно для лечения психического состояния. Для лечения может потребоваться посещение как психиатра, так и психолога.

    20 разных психологов и чем они занимаются

    Какие существуют психологи и чем они занимаются в различных областях психологии? Когда люди слышат термин «психолог», многие сразу представляют себе мужчину или женщину, которые сидят в офисе и делают записи, в то время как клиент сидит на кожаном диване, теряющем сознание.Конечно, есть много психологов, которые занимаются этим типом разговорной терапии, но люди, которые работают в области психологии, также занимаются множеством других вещей.

    Знаете ли вы, что есть психологи, изучающие, как люди работают и взаимодействуют с инструментами в их среде? Или что некоторые психологи придумывают способы замедлить глобальное потепление? Ниже приведен список некоторых областей специализации и связанных с ними задач.

    Авиационные психологи

    Эти психологи изучают поведение пилотов и других членов летного экипажа.Авиационные психологи также проводят исследования по вопросам безопасности авиакомпаний, разрабатывают новое учебное оборудование и помогают подбирать подходящих сотрудников.

    Например, авиационный психолог может выбрать или даже разработать психологические тесты, используемые для отбора кандидатов на должности элитного пилота. Из-за узкоспециализированного и деликатного характера работы важно выбирать здоровых, стабильных и способных справиться с сильным давлением кандидатов. Авиационные психологи используют свои знания в области психологии, чтобы гарантировать, что только лучшие люди будут выбраны для этих важных ролей.

    Авиационные психологи могут также работать с другими профессионалами, включая инженеров и психологов по человеческому фактору, над проектированием различных компонентов самолетов, таких как кабины или кабины экипажа. Принимая во внимание психологию человека в процессе проектирования, авиационные психологи могут помочь гарантировать, что эти продукты разрабатываются с учетом восприятия, внимания, памяти и других возможностей.

    Биопсихологи

    Этих психологов также иногда называют биологическими психологами или физиологическими психологами.Они изучают и проводят исследования мозга и поведения. Изучая нейронные основы поведения, биопсихологи могут понять различные биологические факторы, которые могут влиять на то, как люди думают, чувствуют и действуют.

    Психолог такого типа может также исследовать, как болезнь мозга и травма влияют на поведение. Лучше понимая, как люди страдают от таких травм и заболеваний, исследователи также могут найти новые способы предотвращения, лечения и лечения серьезных заболеваний и травм головного мозга.

    Клинические психологи

    Клинические психологи оценивают, диагностируют и лечат людей, испытывающих психологический стресс и психические заболевания. Они также проводят психотерапию и разрабатывают планы лечения.

    Клинические психологи часто работают в больницах, психиатрических клиниках и в частной практике. Они обучены различным методам лечения, но могут специализироваться на лечении определенных заболеваний или работе с определенными группами населения. Например, клинический психолог может специализироваться в такой области, как лечение наркозависимости, психическое здоровье детей, психическое здоровье взрослых или гериатрическое психическое здоровье.

    Хотя клинические психологи часто работают в медицинских учреждениях, они не врачи и в большинстве случаев не могут назначать лекарства.

    Когнитивные психологи

    Когнитивные психологи исследуют, как люди думают, включая такие темы, как принятие решений и решение проблем. Психологов этого типа интересует, как мозг обрабатывает, учится, хранит, распознает и использует информацию.

    Когнитивные психологи могут работать в различных условиях, включая университеты, исследовательские центры, реабилитационные учреждения, больницы, государственные учреждения, а также заниматься частной практикой.Специалисты в этой области часто выполняют ряд обязанностей, например, проводят исследования и работают с пациентами.

    Как и в других областях психологии, когнитивные психологи часто предпочитают специализироваться в определенной области, такой как память, языковое развитие, внимание, решение проблем или неспособность к обучению.

    Общественные психологи

    Психологи этого типа проводят исследования по вопросам общественного здоровья. Они также стремятся просвещать общество и разрабатывать профилактические программы.Эти профессионалы нацелены на то, чтобы способствовать позитивным изменениям как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

    Вы можете найти общественных психологов, работающих в различных условиях в университетах, государственных учреждениях, общественных организациях и частном бизнесе в качестве профессоров, консультантов, политических советников, директоров программ и исследователей.

    Исследования в этой области, как правило, очень ориентированы на действия и сосредоточены на разработке реальных решений, которые можно сразу же применить на практике.Психологи работают над решением социальных проблем, укреплением здоровья и благополучия, а также над разработкой политики, улучшающей жизнь людей.

    Психологи-сравнители

    Психологи-сравнительные психологи изучают поведение разных видов, особенно различия в поведении животных и человека. Зачем изучать животных? Поскольку, очевидно, существуют серьезные различия, предполагается, что некоторые вещи могут быть верными для всех видов.

    Поэтому изучение поведения и реакции животных, таких как крысы и собаки, также может дать представление о поведении человека.Такие наблюдения доказали свою важность на протяжении большей части истории психологии.

    Работа Торндайка с кошками, работа Павлова с собаками и работа Скиннера с голубями — лишь некоторые из примеров сравнительной психологии, в которой поведение животных может дать представление о поведении человека.

    Экспериментальные психологи (включая психологов-сравнителей) зарабатывают в среднем 92 000 долларов в год, уступая только институциональным психологам по доходам.

    Психологи-потребители

    Также известные как маркетинговые психологи, потребительские психологи изучают поведение потребителей и разрабатывают маркетинговые стратегии для продвижения бизнеса. Психологи этого типа помогают предприятиям лучше понять, что заставляет потребителей покупать товары и услуги. Они исследуют, как покупатели реагируют на маркетинговые сообщения, анализируют стратегии принятия решений и исследуют роль эмоций в выборе покупателя.

    Эти профессионалы помогают предприятиям разрабатывать маркетинговые сообщения, определять целевую аудиторию, разрабатывать продукты, которые нравятся конкретным потребителям, и узнают о том, как формируется и меняется отношение к брендам и продуктам.Они выполняют эти задачи с помощью опросов по исследованию рынка, экспериментов, натуралистических наблюдений и потребительских фокус-групп.

    Психологи-консультанты

    Психологи-консультанты проводят психотерапию для людей, испытывающих психологические расстройства, поведенческие проблемы, эмоциональные трудности, стресс и связанные с ними проблемы. Эти профессионалы имеют много общего с клиническими психологами.

    Психологи-консультанты зарабатывают в среднем 85 000 долларов в год.Как и клинические психологи, они проводят психотерапию и могут официально идентифицировать себя как лицензированные психологи.

    Межкультурные психологи

    Кросс-культурные психологи изучают, как люди различаются в разных культурах и как культурная принадлежность влияет на их поведение. Они часто исследуют, как разные аспекты поведения могут быть универсальными или различаться в разных культурах.

    Например, кросс-культурные психологи могут исследовать, как стили воспитания различаются между коллективистскими культурами и индивидуалистическими культурами, а также как эти различия в воспитании влияют на поведение взрослых.

    Психологи развития

    Психологи развития исследуют человеческое развитие на протяжении всей жизни. Некоторые сосредотачиваются на конкретном периоде, таком как раннее детство, юность, зрелость или старость. Эти специалисты могут выполнять такие задачи, как оценка детей, у которых может быть задержка в развитии или инвалидность, изучение проблем, связанных со старением, и изучение того, как приобретаются языковые навыки.

    Некоторые психологи развития могут сосредоточиться на исследованиях и дополнить наше понимание проблем развития, которые могут возникать на протяжении всей жизни.Другие специалисты могут выполнять прикладную работу с клиентами, которым требуется помощь в решении проблем развития.

    Психологи-педагоги

    Эти психологи изучают, как люди учатся и учебный процесс. Это может включать разработку учебных стратегий и методов обучения. Некоторые педагогические психологи изучают одаренность или неспособность к обучению.

    Психологи этого типа изучают, как социальные, когнитивные и эмоциональные факторы влияют на процесс обучения.Некоторые специалисты в этой области специализируются на выявлении и решении потенциальных проблем, которые могут помешать обучению детей. Другие специализируются на исследовании процесса обучения, а некоторые вместо этого могут сосредоточиться на разработке учебных материалов, которые максимизируют результаты обучения.

    Педагоги-психологи зарабатывают в среднем 75000 долларов в год, что немного меньше, чем в среднем (79 010 долларов) по всем психологическим профессиям, по данным Бюро статистики труда США.

    Инженерные психологи

    Инженерные психологи сосредоточены на открытии способов улучшения человеческих способностей путем улучшения машин, оборудования, технологий и рабочей среды. Хотя некоторые могут сосредоточиться на более фундаментальных исследованиях, чаще всего это очень прикладная область. Технические психологи работают над решением реальных проблем и разработкой решений, которые могут иметь практическое применение в повседневной жизни.

    Инженерным психологам может быть поручено разработать технологии, которые можно использовать в отрасли здравоохранения, чтобы помочь пациентам быстрее выздороветь.Они также помогают разрабатывать и совершенствовать продукты, которыми люди пользуются каждый день, включая мобильные телефоны и автомобили.

    Психологи-экологи

    Психологи-экологи исследуют отношения между людьми и их окружением, включая природную среду, а также созданную среду. Это может включать в себя работу над природоохранными проектами, помощь в защите исчезающих видов и изучение способов остановить глобальное потепление.

    Эти профессионалы могут работать в качестве исследователей для изучения воздействия человека на окружающую среду.Некоторые экологические психологи также работают в правительстве над формированием экологической политики.

    Судебные психологи

    Судебные психологи сосредотачиваются на взаимосвязи между психологией и законом. Это может включать в себя работу в качестве консультанта по уголовным делам или гражданским спорам, проведение оценки опеки над детьми и предложение психотерапевтических услуг жертвам преступлений.

    Благодаря популярным изображениям в фильмах и телепрограммах интерес к этой области в последние годы значительно вырос.В то время как эти изображения в поп-культуре часто изображают судебного психолога как сыщика, работающего над поимкой преступников, настоящие судебные психологи обычно выполняют такие обязанности, как оценка несовершеннолетних и взрослых правонарушителей на предмет риска рецидивизма, работа с детьми-свидетелями, оценка дееспособности для предания суду и предоставление профессиональных услуг. свидетельские показания в суде.

    Психологи здоровья

    Психологи здоровья сосредоточены на том, как психология, биология, социальные группы и поведение влияют на самочувствие, болезнь и общее состояние здоровья.Они работают с клиентами, чтобы помочь им добиться максимального благополучия и улучшить как психическое, так и физическое здоровье.

    Некоторые специалисты в этой области выполняют клиническую работу, когда они оценивают и лечат клиентов, которые обращаются за помощью по различным вопросам здоровья. Это может включать предоставление психотерапии, проведение различных психологических оценок, обучение людей различным методам преодоления трудностей и обучение клиентов здоровому поведению.

    Промышленно-организационные психологи

    Психологи I-O изучают поведение на рабочем месте, например, как выбрать лучших сотрудников для конкретной работы и как повысить производительность труда.Психолог I-O может использовать свои знания психологических принципов для разработки оценок для отбора кандидатов на определенные должности.

    Им также может быть поручено разработать программы обучения для существующих сотрудников, чтобы расширить знания, максимизировать эффективность и минимизировать травмы. Психологов I-O также часто просят оценить бизнес на организационном уровне и найти новые способы снижения затрат, повышения эффективности и повышения удовлетворенности и удержания сотрудников.

    Производственно-организационные психологи — самая высокооплачиваемая категория специалистов, зарабатывающая в среднем 125 000 долларов в год.

    Военные психологи

    Военные психологи практикуют психологию в военных условиях. Это может включать такие вещи, как лечение солдат, страдающих психическим заболеванием или эмоциональным расстройством, исследование различных аспектов военной жизни и помощь солдатам в переходе к гражданской жизни.

    Некоторые военные психологи сосредотачиваются на проведении психотерапии в различных родов войск, в то время как другие применяют свои знания о человеческом разуме и поведении для вербовки, борьбы со стрессом, обучения, принятия решений и руководства.

    Психологи личности

    Психологи личности изучают различные аспекты личности и то, как индивидуальные черты влияют на жизнь и поведение человека. Исследователей в области психологии личности интересует широкий круг тем, которые могут найти применение в повседневной жизни.

    Например, они могут изучить, как формируется личность и можно ли ее изменить. Они также могут исследовать, связаны ли определенные черты личности с конкретными заболеваниями или расстройствами, как личность влияет на решения, принимаемые людьми, и многие факторы, которые способствуют развитию личности.

    Школьные психологи

    Школьные психологи помогают детям справляться с эмоциональными, академическими, социальными и поведенческими проблемами в школе. Специалисты, работающие в этой области психологии, играют жизненно важную роль в образовательной системе, обычно сотрудничая с родителями, учителями, учениками и другим школьным персоналом, чтобы обеспечить здоровую, безопасную, благоприятную и продуктивную среду обучения.

    Дети, которые борются с какой-либо проблемой, будь то поведенческая, эмоциональная или академическая по своей природе, могут вместе со школьным психологом разработать эффективный план решения этой проблемы.Школьные психологи обеспечивают прямое вмешательство или управление поведением, когда это необходимо, или они могут просто предложить поддержку и совет студентам, которым нужен кто-то, с кем можно поговорить.

    Социальные психологи

    Социальные психологи изучают поведение групп, в том числе то, как люди ведут себя в социальных условиях и как группы влияют на индивидуальное поведение. Социальный психолог может исследовать широкий круг вопросов, включая отношения, предрассудки, общение, межличностные отношения, агрессию и убеждение.

    Для некоторых профессионалов это в значительной степени связано с проведением фундаментальных исследований, направленных на улучшение нашего понимания социального поведения. В других случаях социальные психологи используют свои навыки и знания, чтобы влиять на поведение людей с целью создания более здоровых и продуктивных групп.

    Социальные психологи могут рассчитывать на заработок в среднем 85 000 долларов в год. Они могут зарабатывать даже больше, если работают в государственном или правительственном учреждении.

    Слово Verywell

    Как вы можете видеть из этих кратких описаний, есть много типов психологов и психологов, которые сосредотачиваются на широком разнообразии человеческого поведения.Если вы подумываете о карьере психолога, вам нужно будет определить, какой вариант карьеры психолога лучше всего подходит для вас.

    Роль и подготовка клинического психолога

    Клинический психолог — это специалист в области психического здоровья, имеющий высокоспециализированную подготовку в области диагностики и психологического лечения психических, поведенческих и эмоциональных заболеваний, включая обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

    Роль клинического психолога

    Клинические психологи не назначают лекарства для лечения психических заболеваний.Скорее они используют психологические методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и психоаналитическая терапия.

    Клинические психологи обычно должны получить докторскую степень (Ph.D. или Psy.D.) в области клинической психологии, прежде чем иметь возможность видеть пациентов и использовать эти методы. Однако в некоторых штатах и ​​провинциях достаточно степени магистра. В большинстве штатов и провинций профессиональная деятельность клинических психологов регулируется лицензионным советом и / или профессиональным колледжем.

    В дополнение к психотерапии психологи могут проводить психологическое тестирование или исследования, или они могут преподавать.

    Аттестация клинического психолога

    Экзамен Американского совета клинической психологии (ABCP) удостоверяется, что сертификация совета клинических психологов включает в себя базовые компетенции, позволяющие практиковать, преподавать или проводить исследования. Эти компетенции включают:

    • Знание этических и юридических принципов и их эффективное применение
    • Построение эффективных отношений с другими людьми, включая клиентов, соучеников и общественность
    • Постоянно практикует самооценку и всегда стремится улучшать методы лечения
    • Быть справедливым, уважительным, ясным коммуникатором и умением справляться с потенциально трудными ситуациями с пониманием и дипломатичностью
    • Идти в ногу с последними исследованиями и определять, как они могут улучшить клиническую практику
    • Наличие профессионального отношения, ценностей и поведения, которые проявляются во взаимодействии с другими
    • Чувствительность к индивидуальному и культурному разнообразию и понимание того, как эти факторы влияют на то, кем мы являемся и на то, как мы думаем
    • Умение сотрудничать с людьми из разных дисциплин и организаций, проявляя уважение, признательность и общение
    • Понимание различных научных дисциплин, связанных с психологией, и их влияния на лечение

    Специальные навыки для клинических психологов

    Клинические психологи обладают целым рядом специфических навыков, которые они используют в своей работе, в том числе:

    • Проведение исследований и сбор данных для улучшения понимания клинической психологии
    • Консультации с различными другими специалистами в области поведения и здравоохранения и организациями по вопросам насилия, самоубийства и тяжелых психических расстройств
    • Обладает обширными знаниями о психических заболеваниях, а также о том, как их диагностировать и лечить
    • Понимание широкого спектра проблем психического здоровья и того, как они могут возникать в любом возрасте

    Психолог vs.Психиатр

    Самая большая разница между психологом и психиатром заключается в том, что психиатр — это врач (MD), который может назначать лекарства, в то время как большинство психологов не являются врачами и обычно не могут назначать лекарства.

    Психологи также могут иметь докторскую степень, но это не медицинская степень. Психиатры проходят годичную медицинскую стажировку, а затем — трехлетнюю резидентуру по лечению и диагностике психических заболеваний. Психологи обычно проходят от одного до двух лет стажировки после получения степени.

    Психиатр
    • Сертификация Совета через Американский совет психиатрии и неврологии

    • Может диагностировать психологическое заболевание

    • Можно выписать лекарства

    • Может предоставить беседу

    • Врач (MD)

    Клинический психолог
    • Сертификация Совета через Американский совет по клинической психологии

    • Может диагностировать психологическое заболевание

    • Не может назначать лекарства (за некоторыми исключениями)

    • Может проводить терапевтическую терапию

    • Магистр, Ph.D. или Psy.D.

    Следует ли вам обратиться к психологу или психиатру?

    Одно из основных различий между этими двумя подходами состоит в том, что, хотя психолог обычно изучает ваше поведение, психиатр, скорее всего, сначала обратится к биологическим факторам, лежащим в основе ваших проблем с психическим здоровьем.

    Выбор психолога или психиатра может зависеть от нескольких факторов. Некоторые психиатры прописывают только лекарства и не проводят психотерапию, поэтому вы можете пойти на прием как к психиатру, так и к психологу, чтобы получить и лекарства, и терапию.Однако многие психиатры делают и то, и другое.

    Чем занимается психолог?

    Психологи выполняют ответственную, но полезную работу по изучению когнитивных, эмоциональных и социальных процессов и поведения людей. Они проводят свои исследования с помощью разговорной терапии и наблюдения, сообщают о своих выводах и ставят диагнозы, интерпретируя и записывая, как их пациенты относятся к своему окружению и к людям в своей жизни. Основная цель психологов — понять и сформулировать мысли, эмоции, чувства и поведение своих клиентов.

    Повседневные обязанности

    Обычный рабочий день психолога может включать в себя сбор информации (посредством опросов, интервью и т. Д.), Проведение исследований функций и поведения мозга клиентов, исследование, выявление поведенческих и эмоциональных паттернов у клиентов, диагностику расстройств, составление планов лечения, направление к специалистам. и письмо. Психологи, которые сосредоточены на исследованиях, могут писать статьи и исследовательские работы, чтобы поделиться выводами своих исследований. Обучение других — основная цель психологов, которые в своей карьере занимаются исследованиями.

    Психологи могут оценивать поведение пациентов с помощью экспериментов, психоанализа или психотерапии. Им может быть необходимо провести тесты личности, работоспособности, способностей или интеллекта, и они сами должны определить, когда эти тесты необходимы.

    Типы психологов

    Сегодня на практике существует много разных психологов. Вот пять самых распространенных.

    • Клинические психологи помогают клиентам справляться с проблемами, от ситуативных, личных проблем до долгосрочных состояний, таких как депрессия.Они опрашивают пациентов, проводят диагностические тесты и проводят психотерапию. При необходимости они направляют клиентов к психиатрам. Клинические психологи часто сосредотачиваются на определенных демографических группах клиентов, таких как дети, подростки или пожилые люди.
    • Нейропсихологи изучают влияние травм головного мозга, заболеваний головного мозга, нарушений развития и психических заболеваний на поведение и модели мышления пациентов. Нейропсихологи проводят тесты, чтобы выяснить, как эти расстройства и проблемы влияют на мышление клиентов.
    • Психологи здоровья сосредотачиваются на том, как поведение и физическое заболевание совпадают. Их основная функция — обучать клиентов и медицинских работников тому, как психологические проблемы могут повлиять на здорового человека. Психологи здоровья часто разрабатывают программы и планы, чтобы помочь клиентам бросить курить или похудеть.
    • Психологи-консультанты используют психотерапию, чтобы помочь клиентам понять и решить проблемы в их жизни, такие как трудности в отношениях, проблемы на работе, депрессия и беспокойство.Консультанты укрепляют доверие клиентов, помогая им определить сильные стороны, которые они могут использовать для решения своих проблем.
    • Судебные психологи работают в системе правосудия и уголовного правосудия. Они помогают судьям и адвокатам понять психологические аспекты конкретного дела. Иногда они должны давать показания в суде.

    Требуемое образование и потенциал заработной платы

    Требования к образованию и лицензированию различаются в зависимости от штата, но обычно клиническим психологам и психологам-консультантам требуется докторская степень.Судебные психологи, нейропсихологи и медицинские психологи могут получить работу начального уровня со степенью бакалавра или магистра психологии, но почти всегда требуется непрерывное образование. В большинстве штатов для работы психологом требуется лицензия. По данным Бюро статистики труда, средняя годовая заработная плата психологов составляет 72 580 долларов.

    Психологическая функция — обзор

    1 Введение и исторический обзор

    Исследования эмоций в развитии и старении взрослых в этом столетии до недавнего времени были весьма ограниченными и долгое время без значительных теоретических указаний.Этот недостаток внимания к эмоциям в человеческом развитии проистекает главным образом из двух явлений: (а) неотъемлемая сложность эмоций, которая препятствует ясности определений; и (б) давнее западное предубеждение против эмоций, когда эмоции рассматриваются как препятствие для разума и рациональности, а не как психологическая функция как таковая.

    В течение 1960-х и начале 1970-х годов Сильван Томкинс, Кэрролл Изард, Пол Экман и Роберт Плутчик внесли ряд важных теоретических вкладов, основанных на более ранних работах Чарльза Дарвина и Уильяма Джеймса.Теоретики «дискретных эмоций» постулировали ограниченное количество базовых эмоций — печали, гнева, страха, стыда, радости, интереса, презрения, отвращения и удивления, — каждая из которых имеет отличительные нейрофизиологические, физиогномические, мотивационные и феноменологические свойства. Например, с каждой эмоцией связаны уникальные мотивационные свойства: страх побуждает к бегству, агрессию гнева, устранение стыда и т. Д. Следует также отметить, что эмоции также концептуализируются как имеющие размерные особенности в рамках дискретной структуры эмоций; то есть эмоции могут различаться по частоте, интенсивности, гедонистическому тону и уровню возбуждения.Эти теории дискретных эмоций сыграли важную роль в внесении концептуальной ясности в изучение эмоций; они также служили для того, чтобы бросить вызов и подорвать представление о том, что эмоции были просто разрушительными и дезадаптирующими силами в человеческой жизни.

    Важная эмпирическая работа была проведена в конце 1970-х годов. В это время Экман и Изард оспорили более ранние теории, согласно которым эмоции недифференцированы. Используя межкультурные данные, они были одними из первых, кто задокументировал универсальность человеческих эмоций, а также различную структуру основных эмоций на лице.Позже Роберт Левенсон и его коллеги смогли продемонстрировать дифференциальное физиологическое формирование паттернов.

    Несмотря на то, что эти исследования были первыми, настоящий прорыв в эмпирических исследованиях эмоций произошел только в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Первые успехи были сделаны в области детского развития, социальной и личностной психологии. В кратчайшие сроки появилось быстро растущее число детских, клинических психологов и психологов, занимающихся социальной личностью, которые проводили очень новаторские исследования эмоций, но в целом исследования развития ограничивались периодом младенчества, который руководствовался последовательной совокупностью теорий. .Напротив, для исследователей, интересующихся взрослыми годами, было мало теоретических указаний. Например, из четырех теоретиков, упомянутых выше, только Изард занял позицию развития; однако почти все его собственные эмпирические исследования были посвящены изучению эмоционального развития в младенчестве и раннем детстве.

    Несколько разрозненных исследований развития взрослых, появившихся в 1970-х и 1980-х годах, по-видимому, предполагали, что ход развития в течение взрослых лет был спадом, включая противоречивые тенденции, указывающие на аффективное притупление, с одной стороны, и усиление негативности, с другой.Однако это исследование не было теоретическим и основывалось в основном на институциональных выборках пожилых людей. Исследования эмоций в развитии и старении взрослых с участием неинституционализированных лиц начали набирать критическую массу только в 1990-х годах — во многом благодаря теоретическим вкладам, которые поместили эмоциональное развитие в рамки продолжительности жизни, включая теорию дифференциальных эмоций Изарда (недавно расширенную, чтобы активно заниматься проблемами развитие и старение взрослых), теория социально-эмоциональной избирательности Лауры Карстенсен и регуляторные модели Гизелы Лабуви-Виф и Пауэлла Лоутона.Изард предположил, что, хотя в процессе развития в экспрессивном поведении происходят изменения, с каждой отдельной эмоцией связано основное чувственное состояние, которое остается неизменным на протяжении всей жизни. Теория Карстенсена связывает эмоции с социальным процессом и предполагает, что люди выбирают и поддерживают социальные взаимодействия для регулирования аффекта и поддержания самоидентификации. Кроме того, модель Лоутона предполагает, что взрослые участвуют в поведении, направленном на поддержание оптимального уровня возбуждения, и что пожилые люди становятся более опытными в регулировании аффектов.Наконец, когнитивно-аффективная модель Лабуви-Вифа предполагает, что регулирование эмоций связано с уровнем когнитивного развития человека. Недавние эмпирические исследования в целом подтверждают эти предположения. Далее мы рассматриваем эту литературу в рамках более общего вопроса о том, претерпевают ли эмоции и связанные с ними социально-эмоциональные процессы изменения на протяжении всей жизни.

    Вначале важно отметить, что есть два фундаментальных аспекта эмоций: один связан с их мотивационной ценностью, а другой — социальным процессом.То есть эмоции предоставляют мотивационные сигналы для «я», побуждая его к бегству, атаке, приближению и так далее; поскольку они также указывают на готовность реагировать определенным образом, они подают социальные сигналы другим, приглашая потенциальных социальных партнеров приблизиться, отступить, избежать, защитить себя и т. д. Большинство основных эмоций, которые являются частью заранее запрограммированного набора поведенческих склонностей, зависят просто от созревания для своего развития, и большинство из них проявляется в поведенческом репертуаре ко второму году жизни.Однако в детстве они претерпевают изменения в соответствии с «правилами отображения» — набором запретов, касающихся того, кто может показывать, какие эмоции, при каких обстоятельствах, кому и в какой форме. Эти правила отображения различаются в зависимости от культуры, исторической эпохи и семейных узоров. Дети учатся модулировать и регулировать свое экспрессивное поведение, чтобы соответствовать своей культуре и семье, изменяя интенсивность и непосредственность выражения эмоций. Можно спросить, есть ли что-нибудь в эмоциональных процессах, которые претерпевают изменения в течение взрослых лет после того, как установились основные паттерны.Поскольку эмоции связаны с лежащими в основе нейрофизиологическими паттернами, а также паттернами поведения и состояниями чувств, исследователи были заинтересованы в определении наличия физиологических изменений эмоций с возрастом, изменений в экспрессивности и изменений субъективности в течение взрослых лет; они также исследовали, изменяется ли способность людей управлять своими эмоциями в зрелом и пожилом возрасте.

    Пять обязанностей психолога | Работа

    М.T. Wroblewski Обновлено 27 июля 2020 г.

    Наверное, не проходит и дня, чтобы слова или действия другого человека не оставляли вас озадаченными, сбитыми с толку или даже заинтригованными. Как люди, мы от природы любопытны к другим и часто чувствуем желание успокоить тех, кто борется с чувством беспокойства, злости или депрессии. Если вас привлекает динамика человеческого поведения и вы прониклись «геном-помощником» и навыками активного слушания, идея стать психологом могла захватить ваше воображение.Узнайте об обязанностях психолога, прежде чем сделать следующий шаг в этой увлекательной области.

    Осознайте роль психолога

    Truity отражает суть роли психолога, говоря, что он заключается в том, чтобы исследовать мысли, чувства и поведение людей, чтобы они могли вести более здоровую и счастливую жизнь. Самая распространенная техника, имеющаяся в распоряжении психологов, — это то, что Американская психологическая ассоциация называет разговорной терапией, но они также мобилизуют свои навыки наблюдения, оценки и экспериментирования, чтобы вести пациентов к более мирному существованию.

    Возможно, одним из самых сложных элементов работы психолога является сотрудничество с пациентом в поиске стиля терапии, который соответствует его предпочтениям, личности и характеристикам. Психологи также должны опираться на научные исследования, поскольку они помогают людям справляться с множеством проблем, которые варьируются от горя и семейных раздоров до зависимостей и хронических заболеваний.

    Большинство психологов имеют докторскую, а не медицинскую степень, и это различие представляет собой самое большое различие между ними и психиатрами, согласно Very Well Mind.Психиатры — это врачи, которые также могут назначать лекарства.

    Обязанности психологов варьируются

    Это редкий человек, который не почувствовал бы благодарности и признательности за важность психологии в области медицины после оценки обязанностей психолога. Не будет преувеличением сказать, что они могут буквально держать чью-то жизнь в своих руках, поскольку они:

    • Пропагандируют психическое и физическое здоровье пациентов в своей частной практике, а также в больницах, психиатрических клиниках, амбулаторных центрах, реабилитационных центрах, домах престарелых. и клиники боли.
    • Изучите социальное развитие, когда люди проходят через множество изменений и фаз в своей жизни.
    • Поддерживайте благополучие человека, помня о его роли в сообществах, членом которых он является, и его обязанностях перед ними. К ним относятся меньшее семейное сообщество, а также город, в котором он живет, и люди, с которыми он взаимодействует.
    • Проводить и публиковать исследования, часто в специализированных областях.Исследования могут проводиться в контролируемых условиях лаборатории или в полевых условиях, где за людьми можно наблюдать в их естественной среде, в том числе на рабочем месте.
    • Обучайте и предоставляйте услуги учащимся с первых дней их учебы в школе и до колледжа, помогая им справляться с проблемами обучаемости, особыми потребностями или социальными или эмоциональными проблемами. В этом качестве психолог может быть частью междисциплинарной команды, которая разрабатывает и контролирует высоко индивидуализированные планы обучения.

    Психологи должны пройти экзамен

    APA описывает психологию как чрезвычайно разнообразную область с сотнями карьерных путей. И хотя обязанности судебного психолога, очевидно, сильно отличаются от обязанностей школьного или реабилитационного психолога, экзамен Американского совета клинической психологии сглаживает различия, ожидая определенных базовых навыков. Правление ожидает, что для получения сертификата о практике, проведении исследований или обучении психологи:

    • Развивают и поддерживают уважительные и честные отношения

    • Демонстрируют чувствительность к разнообразию

    • Соблюдать этические и правовые принципы

    • Поведение себя как профессионалов через слова и действия

    • Хорошо сотрудничать с коллегами

    • Стремиться улучшить методы лечения

    • Понимать научные дисциплины, связанные с психологией

    • Будьте в курсе психологических исследований

    С подобными проблемами можно быть уверенным в том, что, вероятно, не пройдет и дня, когда вы не будете заинтригованы нюансами человеческого мышления и поведения.А как психолог вы будете в лучшем положении, чтобы кардинально изменить жизнь людей.

    Функциональная психология | Психология вики

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательная | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Когнитивная психология: Внимание · Принимать решение · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Мышление — Познавательные процессы Познание — Контур Индекс


    Чтобы узнать об использовании термина в когнитивной науке, см. Функционализм (философия разума).

    Функциональная психология или функционализм относится к общей психологической философии, которая рассматривает психическую жизнь и поведение с точки зрения активной адаптации к окружающей среде человека [1] . Таким образом, он обеспечивает общую основу для разработки психологических теорий, которые трудно проверить с помощью контролируемых экспериментов, и для прикладной психологии.

    Функционализм был философией, противостоящей преобладающему структурализму психологии конца 19 века.Эдвард Титченер, главный структуралист, дал психологию первое определение как науку как науку, изучающую ментальный опыт, сознание, подлежащее изучению с помощью обученного самоанализа.

    Уильям Джеймс основал эту психологию. Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Харви А. Карр и особенно Джеймс Роуленд Энджелл были главными сторонниками функционализма в Чикагском университете. Другая группа в Колумбии, в том числе Джеймс Маккин Кеттелл, Эдвард Л. Торндайк и Роберт С. Вудворт, также считались функционалистами и разделяли некоторые мнения профессоров Чикаго.Эгон Брунсвик представляет более позднюю, но континентальную версию. Функционалисты сохранили акцент на сознательном опыте.

    Бихевиористы также отвергли метод интроспекции, но критиковали функционализм, потому что он не был основан на контролируемых экспериментах, а его теории обеспечивали мало предсказательной способности. Б. Ф. Скиннер был разработчиком бихевиоризма. Он не думал, что рассмотрение того, как разум влияет на поведение, имеет смысл, поскольку он считал поведение просто усвоенной реакцией на внешний раздражитель.

    Эволюционная психология основана на идее, что знание о функции психологических явлений (е), влияющих на эволюцию человека, необходимо для полного понимания человеческой психики. Даже проект по изучению эволюционных функций сознания сейчас является активной темой изучения.

    • Джон Р. Шук и Эндрю Бэк (ред.) Чикагская школа функционализма Thoemmes Press, 2003 — факсимиле исходных документов по функциональной психологии (3 тома.) ISBN 1855068648
    1. ↑ Гэри Р. ВанденБос, изд., Психологический словарь APA (2006). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *