Психолог в детском саду обязанности: Должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ

ᐅ Обязанности педагога-психолога в детском саду

В детском саду не обойтись не только без воспитателя, но и педагога-психолога. Что входит в обязанности педагога-психолога в детском саду? Давайте узнаем!

На этапе перехода из семьи в детский сад педагог-психолог занимает в жизни ребенка позицию, которая чуть выше позиции матери. Просто потому, что умеет.

При этом, он не заменяет воспитателя и родителей, но является полноправным членом педагогического коллектива.

Содержание:
  • Должностные обязанности педагога-психолога ДОУ
  • ПMПK-обязанности педагога-психолога в детском саду
  • Обязанности педагога-психолога в детском саду по корректировке отклонений
  • Что еще входит в должностные обязанности педагога-психолога в детском саду?

Должностные обязанности педагога-психолога ДОУ

Социализация – важнейший этап в жизни человека. А основы его закладываются не в коляске и не на детской площадке. Когда мама научила делиться игрушками и не бить лопаткой, детский сад учит ежедневно, рука об руку, адаптироваться в большом количестве ровесников (и не только) и быть частью коллектива.

Так что требуется от педагога-психолога в детском саду?

В прямые должностные обязанности педагога-психолога ДОУ входит, прежде всего, диагностика развития малыша. Плановая – дважды в год, промежуточные – по запросу родителей или сотрудников детского сада.

Основная задача в том, чтобы выявить, насколько поведение, психика и коммуникативные навыки соответствуют развитию ребенка. Важно знать, как быстро ребенок учится новому, насколько легко сходится с погодками и воспитателями, как легко осваивает базовые знания и умения.

Лишь кажется, что это может увидеть воспитатель или родители, но на самом деле только профессиональный взгляд имеет значение. Профессиональные обязанности педагога-психолога в детском саду как раз направлены на это.

Здесь важно и наблюдения ребенка (как в группе, так и индивидуально), и тестирования, и игры, и прямые диалоги один на один. Самый основной метод диагностики, разумеется, игры.

ПMПK-обязанности педагога-психолога в детском саду

Для выявления развития ребенка необходимым и результативным является пcиxoлoгo-мeдикo-пeдaгoгичecкий кoнcилиум. Формально он должен быть в каждом детском саду. Если вкратце, это общий сбор воспитателей, педагога-психолога и воспитателей, на котором обсуждается оценка развития и социализации ребенка.

Участие в таких консилиумах входит в прямые должностные обязанности педагогов-психологов детского сада. Здесь обсуждаются вопросы о том, как ребенок обучается, насколько легко сходится со своими сверстниками, как общается с воспитателями и насколько ему комфортно в этой обстановке.

Если возникает необходимость, ПМПК проводится по требованию воспитателя или психолога, внепланово. Но трижды в год — это должностные обязанности педагога-психолога в детском саду.

Так что без него никак не обойтись.

Обязанности педагога-психолога в детском саду по корректировке отклонений

Не стоит думать, что функциональные обязанности педагога-психолога ДОУ – строго наблюдение и информирование. Львиную долю этих обязанностей занимает прямая работа с детьми и корректировка каких-либо отклонений.

При этом, отклонения – не всегда несут опасность, тем более, если их вовремя обнаружить и скорректировать.

Для этого, психолог в дошкольном учреждении использует развивающие программы для детей, принимает активное участие в их разработке (а чаще разрабатывает сам). Его задача работать не только с агрессивными, восприимчивыми и ригидными детьми, но и оценка микроклимата группы в целом.

В игровой форме проводятся тренинги, тестирования, общения тет-а-тет, предлагаются различные упражнения для занятий в саду и дома с родителями. Немаловажен и макроклимат группы, и контроль социальной адаптации.

Что еще входит в должностные обязанности педагога-психолога в детском саду?

В должностные обязанности педагога-психолога в детском саду входит работа с родителями. Это не только индивидуальные консультации, касающиеся отдельно взятого ребенка. Это участие в родительских собраниях, подготовка информационной базы, которая будет полезна (а иногда – необходима) мамам и папам, поддержка информационных стендов и многое-многое другое.

Огромное значение имеет и работа с педагогами. Как установить контакт со сложным подопечным? Какие методы использовать, чтобы группа была дружной и сплоченной? Как наладить с ними контакт и вести себя в конфликтных ситуациях? Всё это – прямые обязанности педагога-психолога. Более того, любой сотрудник детского сада имеет право обратиться к нему по личным вопросам и получить консультацию. Права на отказ нет.

Документация – рутинная, но очень важная функциональная обязанность педагога-психолога ДОУ. Многочисленные планы, карты, листы адаптации – всё это важно не только для формального отчета, но и для работы воспитателей, развития детей и формирования здорового микроклимата как в группе, так и в семье ребенка.

В должностные обязанности педагога-психолога ДОУ входит необходимость повышать квалификацию и регулярно её подтверждать. Помимо детской психологии, он должен знать колоссальное количество информации: от оказания первой помощи и базовых норм охраны труда вплоть до Конвенции о правах ребенка. Учитывая то, что большинство из этих знаний стекает сквозь пальцы еще в вузе после экзаменов, а на практике применяется их сотая доля, необходимо постоянно «обновлять базу». Никогда не угадаешь, что и в какой момент может пригодится, особенно когда речь идет о дошколятах.

Но главное, что должен делать педагог-психолог – понимать, что с его помощью осуществляются самые первые неуверенные шажочки в обществе. И именно от его работы зависит, как у ребенка сложатся отношения с людьми в дальнейшем, насколько легко он будет воспринимать школьную программу, как будет выходить из конфликтов. Одним словом, азы коммуникации целиком и полностью лежат на плечах психолога детского сада.

Психолог Педагог Педагог-психолог Должностные обязанности Воспитатель

Какая нужна документация психолога в детском саду

Каждый детский сад обязан иметь в своем штате педагога-психолога. Этот человек должен соответствовать определенным качествам, чтобы его приняли как квалифицированного специалиста в дошкольное учреждение. В данной статье будут рассмотрены основные требования, которым обязан отвечать специалист данной квалификации, а также перечень рабочего материала, с которым должен работать педагог-психолог в детском саду.

Требования к специалисту при приеме на работу

При устройстве на работу в детский садик, педагог-психолог должен соответствовать установленным профессиональным требованиям. В первую очередь, педагог-психолог должен соответствовать этическому кодексу, который определен действующим законодательством. В этом кодексе прописаны основополагающие права и обязанности, происходящие из нюансов подобной профессии.

Педагог-психолог использует этический кодекс в качестве ориентира для:

  • построения своей работы;
  • планирования мероприятий;
  • решения имеющихся проблем;
  • разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности.

Психолог должен уметь оградить своих пациентов и само общество от нежелательных последствий, которые могут возникнуть при неквалифицированном или бесконтрольном применении знаний психологии. При этом человеку необходимо защитить себя и свою профессию от дискредитации со стороны общества.Помимо знаний этического кодекса, психолог-педагог должен соответствовать следующим требованиям:

  1. решать поставленные задачи в строгом соответствии с признанными обществом этическими нормами;
  2. уметь защищать законные права своих посетителей;
  3. выстраивать и сохранять доверие, которое возникло между ним и ребенком;
  4. руководствоваться принципами конфиденциальности, ответственности и компетентности;
  5. соблюдать принципы юридической и этической правомочности;
  6. стремиться к благополучному урегулированию проблем;
  7. осуществлять своевременное информирование по поводу обследований, а также об их результатах.

Все эти принципы и требования в обязательном порядке должны согласовываться с принятыми профессиональными стандартами, которые были установлены международным сообществом для работы психологов-педагогов в детских садах.

Рабочий материал психолога

В ходе своей основной и профессиональной деятельности в дошкольном учреждении психолог должен руководствоваться определенной документацией (рабочими материалами). Оформление этой документации занимает существенную часть всей работы педагога-психолога в любом дошкольном учреждении.

Документация сопровождает любое направление психологической деятельности. Такие направления работы как консультации, коррекционно-диагностические, а также просветительские и профилактические мероприятия всегда осуществляются на базе определенных документов.

Все документы педагога-психолога оформляются с целью упорядочивания деятельности психолога.

В перечень рабочих материалов данной профессии входят:

  • годовой рабочий план, который утверждается руководителем детского сада;
  • график деятельности на одну неделю;
  • журнал для учета проделанной работы;
  • методы и программы диагностической, консультационной, развивающей, психопрофилактической, коррекционной и других вариантов работы;
  • отчеты, в которых содержится информация обо всей проделанной работе за один год.
    Этот документ обязательно должен быть утвержден руководством дошкольного образовательного учреждения.

   Для взаимодействия с отдельным человеком педагог-психолог должен иметь следующие виды документации;

  1. психологическая карта ребенка с учетом имеющихся проблем;
  2. данные и протоколы исследований, наблюдений, проведенных бесед и других вариантов процедур;
  3. информация о рекомендациях, которые были даны родителям и воспитателям;
  4. разработанные развивающие и коррекционные программы для ребенка;
  5. письменные заключения от других психологов и иная документация, в зависимости от необходимости.

Деятельность педагога-психолога в детском саде очень важна, так как она позволяет выявить нарушения психики и предрасположенности детей в самом начале. Поэтому прием на работу грамотного специалиста позволит работать с детьми по всем необходимых направлениям с целью их адекватного и полноценного развития.

Видео «Воспитание ребенка дошкольного возраста»

Лекция психолога Наталии Кучеренко про особенности воспитания детей дошкольного возраста.

 

Профессии психолога, связанные с работой с детьми

В области психологии есть ряд динамичных и полезных профессий, связанных с работой с детьми. Профессионалы в этих областях посвящают себя умственному, образовательному и социальному благополучию детей, с которыми они работают, и способны внести значительный вклад в свою работу. Если вы психолог и любите работать с детьми, вам стоит рассмотреть одну из следующих профессий:

Детский психолог

Детских психологов можно найти в ряде профессиональных сред, таких как школы, больницы, исследовательские центры и частные практики. Они работают с детьми, оценивая их психологические, социальные, поведенческие и эмоциональные потребности, и работают над их удовлетворением. В зависимости от условий детские психологи могут диагностировать и лечить психические расстройства у детей или помогать детям преодолевать поведенческие проблемы и добиваться успеха в социальных ситуациях.

Требуемое образование: Как правило, детские психологи должны иметь степень доктора психологии, хотя есть несколько вакансий, доступных для тех, кто имеет степень магистра.

Зарплата: По данным Министерства труда США, средняя годовая зарплата детских психологов составляет 64 000 долларов.

Школьный психолог

Школьные психологи тесно сотрудничают с другими профессионалами в системе образования — учителями, консультантами, администраторами и родителями — чтобы помочь детям развиваться не только эмоционально и психологически, но и в учебе. Работа школьного психолога включает в себя оценку и диагностику проблем с обучением, консультирование детей, разработку поведенческих вмешательств и создание благоприятной учебной среды.

Требуемое образование: Школьные психологи обычно должны иметь степень специалиста в области школьной психологии, известную как Ed.S. степень. Для получения этих степеней требуется два года курсовой работы на уровне выпускников, а также годичная стажировка под наблюдением. Однако в некоторых штатах можно получить лицензию школьного психолога только со степенью магистра.

Зарплата: Средняя годовая зарплата школьных психологов составляет 71 070 долларов.

Психолог развития

Психологи развития работают над тем, чтобы понять, как люди растут и меняются в течение жизни. Некоторые психологи развития специально сосредотачиваются на старости или развитии на протяжении всей жизни, в то время как другие посвящают свое время изучению развития детства. Их работа заключается в том, чтобы задавать вопросы, касающиеся роста и развития детей, и проводить исследования, чтобы найти ответы на эти вопросы. Как у детей формируется чувство морали? Как приобретаются языковые навыки? Как события детства влияют на отношения в дальнейшей жизни? Некоторые специалисты по психологии развития вместо проведения исследований тратят свое время непосредственно на работу с детьми. Они оценивают и диагностируют потенциальные задержки развития и инвалидность, а также разрабатывают меры для их преодоления.

Требуемое образование: Кандидат наук. или Psy.D. в психологии развития требуется, чтобы стать психологом развития.

Зарплата: Средняя годовая зарплата психологов развития составляет 80 051 доллар.

Школьный консультант

Школьные консультанты предоставляют консультационные услуги учащимся, предлагая поддержку не только в учебе, но и в личных, социальных и карьерных вопросах. Школьные консультанты помогают учащимся выбрать классы и колледжи, а также предлагают помощь в изучении возможных карьерных путей. Они также работают со студентами, которым нужна помощь в решении личных проблем или социальных конфликтов, и являются ресурсом для молодых людей, стремящихся развить новые навыки.

Требуемое образование: Школьные консультанты должны иметь степень магистра аккредитованной программы. Они также должны приобрести определенный клинический опыт под наблюдением своего профессора или наставника и сдать государственные экзамены на получение лицензии с проходными баллами.

Зарплата: Средняя годовая зарплата школьного консультанта составляет 57 800 долларов.

Семейный терапевт

Семейные терапевты помогают семьям, которые борются с поведенческими, эмоциональными, социальными или когнитивными проблемами. В некоторых случаях эти проблемы могут затрагивать только одного члена семьи, но их последствия сказываются на семье в целом. Семейный терапевт предлагает терапевтические услуги, такие как семейное консультирование, диагностика, лечение и вмешательства, направленные на восстановление семейной гармонии и благополучия.

Требуемое образование: Требования к семейным терапевтам варьируются от штата к штату. Эти специалисты обычно имеют степень доктора психологии или степень магистра социальной работы. Существуют также государственные требования к лицензированию и сертификации, которым должны соответствовать все семейные терапевты.

Зарплата: Средняя годовая зарплата семейных терапевтов составляет 45 720 долларов.

Анималотерапевт

Терапевты с помощью животных помогают людям, которые борются с широким кругом психологических проблем, путем содержания домашних животных и взаимодействия с животными. Это развивающаяся область психологии, и исследования показывают, что такое взаимодействие с животными приносит пациентам ряд значительных преимуществ. Было показано, что домашние животные улучшают эмоциональное, социальное, когнитивное и физическое функционирование и облегчают страдания пациентов в самых разных условиях. Анималотерапевты работают с людьми всех возрастов, но некоторые специализируются на работе с детьми. Анималотерапия оказалась особенно эффективной для детей, страдающих проблемами развития и расстройствами аутистического спектра.

Требуемое образование: Терапевты, работающие с животными, должны иметь как минимум степень бакалавра в области психологии или смежных областях, таких как социальная работа, образование или уход за больными. Терапевтам с высшим образованием в области консультирования, трудотерапии, психологии или социальной работы будет легче найти работу, и они будут получать более высокую заработную плату. В дополнение к этим степеням многие колледжи и университеты предлагают специальные сертификационные курсы по терапии с помощью животных.

Зарплата: Заработная плата этих терапевтов сильно различается. Заработок зависит от полномочий терапевта, обучения и сферы деятельности. Например, средняя годовая зарплата психолога, работающего с животными, составляет 64 140 долларов, а зарплата физиотерапевта, работающего с животными, — 72 790 долларов.

Арт-терапевт

Арт-терапевты помогают пациентам, которые борются с психическими расстройствами и психологическими расстройствами, в частности, используя искусство в качестве вмешательства. Искусство становится для пациента способом выразить свои эмоциональные и психологические трудности, тем самым облегчая страдания и улучшая их собственные навыки самообладания. Арт-терапевты сочетают творческий, интуитивный процесс искусства с научными принципами психотерапии, чтобы способствовать психическому и эмоциональному благополучию и исцелению своих пациентов. Арт-терапия особенно эффективна для детей, страдающих тревогой, посттравматическим стрессом или задержкой развития.

Требуемое образование: Требования для того, чтобы стать арт-терапевтом, варьируются от штата к штату, но в большинстве штатов требуется, чтобы эти специалисты имели лицензию на оказание психотерапевтических услуг. Чтобы получить эту лицензию, терапевтам обычно необходимо сначала получить докторскую степень в области психологии или степень магистра в области социальной работы или консультирования. Кроме того, профессиональные арт-терапевты должны быть зарегистрированы или лицензированы через Art Therapy Credentials Board, Inc. (ATCB).

Зарплата: Заработок арт-терапевтов сильно различается в зависимости от образования, географического положения и опыта. Средняя зарплата этих специалистов может составлять от 29 000 долларов в год до 63 000 долларов в год.

Социальный работник

Социальные работники могут работать в самых разных условиях и с клиентами любого возраста и происхождения. Однако значительный процент этих специалистов специализируются на работе с детьми. Эти социальные работники помогают детям, борющимся с проблемами поведения, связывают молодых людей с соответствующими службами в обществе и выступают в качестве защитников детей, у которых в противном случае их нет. Социальные работники также могут организовывать усыновление и воспитание, помогать молодым родителям-одиночкам и консультировать детей.

Требуемое образование: Социальные работники должны иметь как минимум степень бакалавра в области социальной работы. Однако социальным работникам со степенью магистра будет намного легче найти работу.

Зарплата: Средняя годовая заработная плата социального работника со степенью бакалавра составляет 30 000 долларов США, а средняя годовая заработная плата социального работника со степенью магистра составляет 45 000 долларов США.

Школьный психолог / Должностная инструкция

  • Виртуальный офис
  • Добро пожаловать
  • Описание работы
  • Процесс направления
  • Тестирование специального образования
  • Понимание тестовых результатов
  • Области приемлемости
  • Не соответствует требованиям
  • Полезные ссылки
    • Школьные психологи хорошо подготовлены как в области клинической психологии, так и в области педагогической психологии. Они должны быть сертифицированы и / или лицензированы государством, в котором они работают, после получения степени магистра, постмагистерской подготовки и стажировки на месте. Как правило, школьный психолог имеет степень специалиста в области образования (Ed.S). Они также могут быть сертифицированы Национальной ассоциацией школьных психологов (NASP) на национальном уровне. Большинство школьных психологов работают в государственных школах, однако другие места практики включают системы частных школ, клиник и больниц, частную практику и университеты. Школьные психологи обучены обслуживать все возрастные группы от младенчества до колледжа, хотя в основном они обслуживают детей школьного возраста.

      Школьные психологи обладают достаточной квалификацией, чтобы предоставить широкий спектр навыков для удовлетворения потребностей учащихся и улучшения систем школьной поддержки. Их навыки позволяют им предлагать всесторонние психологические оценки, а также консультироваться со школьным персоналом в отношении обучения, поведения и окружающей среды учащихся. Они обеспечивают индивидуальные, групповые и организационные вмешательства, включая консультирование. Школьные психологи работают с детьми индивидуально и в группах. Кроме того, они проводят тренинги для учителей по различным темам обучения и психического здоровья (например, управление поведением, процесс направления, СДВГ и т. д.). Хотя школьные психологи обычно не являются подготовленными учителями, они привносят в образовательную сферу уникальную позицию. Их подготовка позволяет им оценить эффективность и результативность академических программ, расписаний занятий и лечебных мероприятий, а их опыт в исследованиях и планировании обеспечивает прочную основу для разработки вмешательств. Конкретные роли, в которых выступает школьный психолог, обычно определяются системой, в которой они работают.

      Одной из основных обязанностей школьных психологов является оценка. Школьные психологи оценивают учащихся, подозреваемых в наличии инвалидности, в рамках процесса определения права на получение специальных услуг. Школьный психолог проводит когнитивную батарею, чтобы получить уровень интеллектуального функционирования и академического потенциала. Эта батарея также обеспечивает лучшее понимание сильных и слабых сторон студента. Оценки личности используются для получения данных об эмоциональном и поведенческом функционировании учащегося. Сильной стороной оценивания является совместный процесс, в ходе которого школьный психолог узнает точки зрения учителей и родителей. Это позволяет школьному психологу получить всестороннее представление об ученике, его или ее функционировании и о том, как могут быть разработаны вмешательства. В рамках этого процесса создается междисциплинарная команда, которая определяет, мешает ли инвалидность способности учащегося учиться.

      Школьные психологи также обучены консультировать учителей в качестве метода установления вмешательства для ученика в классе. Консультация предназначена для совместного процесса между школьными психологами и учителями в целях содействия успеху учащихся, испытывающих затруднения. Его можно использовать, чтобы помочь вмешаться детям, демонстрирующим поведенческие, эмоциональные или академические трудности, и помочь предотвратить развитие более серьезной проблемы. Вместе школьный психолог и учитель выявляют проблему, разрабатывают конкретные цели, проводят мозговой штурм и создают план, который поможет ученику стать более успешным. Психолог помогает учителю разработать подробный и конкретный план для ученика. Опять же, одним из ключевых компонентов этих отношений является сотрудничество.

      Аспект консультирования школьных психологов позволяет использовать широкий спектр вмешательств, таких как развитие организационных навыков и обучение социальным навыкам. Услуги обычно предоставляются на индивидуальной или групповой основе, и доступность этих услуг варьируется от системы к системе.

      Функции школьного психолога варьируются от консультации до оценки и вмешательства. Школьный психолог использует высокий уровень подготовки, а также сотрудничество с теми, кто находится в его или ее окружении, для разработки программ профилактики и вмешательства, чтобы всем учащимся были предоставлены равные условия. В конечном счете, школьный психолог является ресурсом для системы, обеспечивающим поддержку в рамках модели совместной команды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *