Восприятие в психологии формы: Психология восприятия формы

Восприятие формы / очертаний (form / shape perception)

Толкование

Восприятие формы / очертаний (form / shape perception)

Восприятие формы/очертания, включая характерную деталь фигуры и общую конфигурацию, обычно осуществляется живыми организмами посредством анализа признаков стимула, извлекаемых из сенсорного входа. Нет единого мнения о том, что же такое форма или очертание. Поскольку предполагается, что контуры и края воспринимаются на ретинальном уровне, нек-рые специалисты считают, что контур и края служат основой для восприятия сложной формы. Конструкты зрительного восприятия допускают кодирование информ. на ретинальном уровне и в др. нервных центрах. Процесс обработки и анализа визуальной информ. требует в качестве первой ступени фигуративного синтеза, описанного Ульриком Найссером в «Когнитивной психологии» (Cognitive psychology). Фигуративный синтез — это способ перенесения стимульной информ. из и конического образа и ее синтезирования в форму. Чтобы узнавание конфигурации или формы стало возможным, эта синтезированная информ. переносится в память для порождения однозначно определяемой реакции. Одной из важнейших проблем в области распознавания или восприятия изображений теоретики считают установление того, как организмы узнают формы или очертания независимо от размеров предмета, положения его образа на сетчатке, искажений вследствие плохой видимости, фрагментарности изображения, как например, на картинках или в мультфильме.

Два осн. направления в теории восприятия — это теория извлечения признаков и теория сравнения с шаблоном. Большинство исследователей сходятся во мнении, что организмы реагируют на организацию дифференциальных признаков, как это продемонстрировал Уильям Аттел в экспериментах на людях по распознаванию размытых букв. Эти опыты описаны в его книге «Психология сенсорного кодирования» (The psychology of sensory coding).

В книге «Зрение и зрительное восприятие» (Vision and visual perception) Кларенс Грэхем указывает, что исслед. восприятия формы включают «идентификацию и спецификацию условий, необходимых для называния, распознавания, указания или различения форм или их аспектов». Первый аспект восприятия формы, рассматриваемый автором, это восприятие контура. Большинство исслед. восприятия формы/очертаний основывается на базисных аспектах зрения, к к-рым относятся характеристики распределения яркости, производящие линии или полосы Маха, воспринимаемые признаки форм, фигуративные послеэффекты (включая влияние пространственных и временных факторов, смещение и эффекты наклона), изменения зрительной иллюзии, обусловленные непредусмотренными признаками, и оценка вертикали.

Рассматривая трехмерное восприятие, Джеймс Дж. Гибсон в книге «Экологический подход к зрительному восприятию» (The ecological approach to visual perception) отметил, что восприятие предмета может основываться только на восприятии формы.

Гибсон считает, что признаки являются важными по той причине, «что значение имеет не форма как таковая, а параметры вариации формы».

Хотя форма и очертания часто используются как синонимы, Леонард Зусне отмечал в своей работе «Зрительное восприятие формы» (Visual perception of form), что «форма» — это более общий термин, а «очертания» — более специфический. Он тж указывал, что нет единого мнения о том, что следует понимать под формой, однако специфические операции побудили исследователей к использованию этого термина. Эти операции включают «материальную характеристику объекта в трехмерном пространстве, проекцию этого объекта на двумерную поверхность, его плоскостное рисуночное изображение, схематическое изображение контуров в одной плоскости или вычисление координат объекта в евклидовом пространстве».

См. также Константность, Восприятие

Н. С. Андерсон

.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

  • Восприятие глубины (depth perception)
  • «Восточно-западная» психология (east-west psychology)

Полезное


Психология восприятия формы в логотипах / Хабр

Ваш потенциальный клиент познакомится с вашим брендом глазами. Скорее всего. Первое, что он увидит, будет ваш логотип. Смысловой образ, который транслирует логотип, играет огромную роль в формировании отношений между клиентом и брендом. Какие инструменты мы можем использовать, чтобы влиять на формирование этого образа?

Основной инструмент — форма

Что если я скажу вам, что есть правила, основанные на психологии, по которым определенные графические формы создают требуемые образы? Более того, все крупные бренды пользуются этими правилами, и вы, как дизайнер, или как владелец бренда, также можете использовать эти психологические приемы.

Будьте уверены, что форма логотипов крупнейших брендов не была выбрана случайно — игра идет по определенным правилам психологического восприятия. В этой статье я покажу, как обоснованно использовать эти правила при создании логотипа вашего бренда.

Мы подсознательно реагируем на разные формы определенным образом. Опытный дизайнер может манипулировать восприятием потенциального клиента, формируя образ бренда через форму логотипа.

Круг и овал


Если вы хотите показать такие качества, как общность, дружба, глобальность — используйте круг или овал. Кольцо может символизировать взаимоотношение и единство. Представьте, как люди берутся за руки, формируя круг, или собираются вокруг костра, и вы поймете смысл этого образа.

Квадрат и треугольник


Эти формы символизируют стабильность и устойчивость. И квадрат, и треугольник имеют основание, которое позволяет им сохранять стабильное положение. Прямые линии символизируют целеустремленность. Также треугольник имеет особые значения, связанные с властью и мужественностью (вспомните пирамиды), а перевернутый треугольник, наоборот, ассоциируется с женственностью.

Вертикальные и горизонтальные линии.

Вертикальные линии воспринимаются как символ мужественности, роста, развития, в то время как горизонтальные символизируют спокойствие и стабильность.

Текстовый логотип


Графический знак, как правило, дополнен текстовым логотипом, поэтому возможно модулировать восприятие, формируемое графическим знаком, с помощью текстового логотипа. К примеру, наклонное начертание шрифта добавит динамики, а шрифт с засечками заявит о наследии и об истории бренда.

Цвет


Также вы можете использовать цвет для модуляции месседжа, но запомните, что в основе вашего дизайна всегда должна быть форма. Практически это можно обосновать тем, что логотип не всегда будет воспроизводиться в цвете и с текстовой частью. Представьте себе, например, иконку приложения — очень актуальный пример сегодня.

Хотите пойти дальше?


Опытный дизайнер может манипулировать не только с помощью формы. Вы слышали о гештальт-психологии? Возможно, но скорее всего вы не знаете, что этот прием работает и в дизайне логотипов.

Основной принцип гештальт-психологии говорит о том, что восприятие целого отличается от восприятия суммы складывающих его элементов (поправьте меня в комментах, если вы не согласны). Применительно к логотипам эта теория реализуется как эффект восприятия отношения формы и контрформы. Наш мозг достраивает картинку и награждает нас за проделанную работу, благодаря чему логотип запоминается.

Изучайте психологию восприятия формы, чтобы создавать эффективные логотипы, если вы дизайнер, или доверьте работу профессионалам, если вам нужен качественный логотип.

ИЛЛЮЗИИ

Восприятие формы – это процесс распознавания визуальных элементов глазами человека. Восприятие человеческим глазом одного и того же объекта может различаться в зависимости от его положения, угла зрения, видимого размера, частоты глаз и уровня освещенности. Зрительное восприятие происходит через различные раздражители окружающей среды. Восприятие формы может быть описано на основе принципа гештальта, который дает правило, по которому человеческий глаз может правильно воспринимать объект.

Восприятие формы — это визуальное распознавание объекта по его внешнему виду, форме или по ранее идентифицированным важным признакам. Сетчатка человеческого глаза в первую очередь отвечает за визуализацию объекта, а после этого ощущение раздражителей передается в сенсорные нервы мозга, чтобы сформировать представление об этом конкретном объекте. Сетчатка может захватывать объект как двухмерное изображение. Однако образ этого объекта может варьироваться даже для одного и того же объекта в зависимости от контекста, в котором он наблюдается. Изображение этого объекта может различаться видимым размером этого объекта, углом зрения, под которым он наблюдается, уровнем освещенности, положением, в котором он находится в «поле зрения». Обнаружено, что процесс визуализации происходит по иерархической схеме от низшего уровня к высшему уровню восприятия. На самом низком уровне иерархии визуализации распознаются мода и линии, а на более высоком уровне выполняются различные исполнительские задачи, такие как «распознавание комбинации контуров» и «заполнение границ». Воспринимаемая информация может быть интегрирована на высшем уровне для распознавания всего объекта. Возможность назначать метки различным объектам является основной важной задачей визуального распознавания. Чтобы определить и классифицировать различные виды целей, очень важно присвоить им ярлыки. Таким образом, один объект можно отличить от другого объекта. Никакого создания информации в процессе визуализации не происходит; скорее, информация переформатируется таким образом, чтобы ее можно было использовать для извлечения подробной информации из стимула окружающей среды.

Подсказки восприятия формы на основе принципов гештальта

Принцип или правила, разработанные гештальтом, описывают, каким образом человеческий глаз может воспринимать любой визуальный элемент. Принцип гештальта очень важен, поскольку он определяет, как люди воспринимают свою жизнь. Слово гештальт относится к образцу или форме. Гештальт-принцип руководствуется пятью компонентами, такими как близость, непрерывность, подобие, связность, замкнутость.

  • Близость: в соответствии с «гештальт-принципом близости», когда человек воспринимает множество объектов, расположенных близко друг к другу, как «принадлежащие друг другу». В этом контексте, когда рядом расположены предметы одного типа, имеющие одинаковый цвет, форму и размер, люди воспринимают их как группу объектов, если эти объекты расположены рядом. Таким образом, зрительное восприятие руководствуется «гештальт-принципом близости».
  • Сходство: в таких аспектах сходства, как близость, сходство определяется не положением, а количеством сходных элементов. В этом контексте, если разные породы собак помещаются в разные породы кошек, человеческий глаз может воспринимать их как группу собак и кошек не из-за их положения, а из-за их сходной категории.
  • Непрерывность: следующий принцип гештальта — непрерывность. Человеческий мозг наблюдает и воспринимает вещи как непрерывные объекты. В этом контексте отличным примером такого рода явлений являются фильмы, в которых миллионы изображений собираются вместе и пролистываются с высокой скоростью. Человеческий мозг воспринимает эти миллионы картинок как разрозненные единицы, образующие гладкую и сплоченную единицу только из-за непрерывности картинок.
  • Связность: визуальное восприятие также руководствуется принципом связности, упомянутым в гештальте. В этом контексте человеческий глаз может воспринимать объект как единое целое, когда он видит объект как связанный, даже если объекты не связаны между собой. В этом контексте человеческий глаз находит созвездия на небе, поскольку картинка состоит из точек.
  •  Закрытие: визуальное восприятие руководствуется принципом закрытия, созданным гештальтами. В этом контексте человеческий мозг воспринимает большие объекты, даже если некоторые элементы этого изображения могут отсутствовать. В этом контексте, если разные алфавиты не присутствуют в строке, это невозможно заметить из-за аспектов замыкания.

Различные типы восприятия формы

Восприятие можно классифицировать по различным признакам, таким как слуховое восприятие, зрительное восприятие, обонятельное восприятие, вкусовое восприятие и тактильное восприятие. Было обнаружено, что в жизни человека встречаются различные типы ощущений. Зрительное восприятие управляется человеческим глазом или сетчаткой. Слуховое восприятие управляется человеческим ухом и различными мышцами уха, такими как стременная мышца. Вкусовое восприятие связано с ощущением вкуса различных блюд. Тактильное восприятие отвечает за восприятие, связанное с человеческим прикосновением.

Заключение 

Можно сделать вывод, что восприятие объекта определяется различными характеристиками объекта или ситуации, в которой он находится или рассматривается. Принцип гештальта разработал различные представления людей, которые руководствуются аспектами близости, сходства, замкнутости, связанности и непрерывности объектов. Восприятие формы – это процесс узнавания визуального элемента любого объекта.

Передовая статья: Восприятие цвета и формы: преодоление границ

На протяжении многих лет в нейронауке преобладала точка зрения, согласно которой обработка визуальной информации характеризуется анализом признаков (Hubel and Wiesel, 1959), за которым следует конвергенция и синтез в каскаде стадий обработки информации (Hubel and Livingstone, 1987). В этом каскаде цвет и особенности, такие как ориентация ахроматических сегментов контура, изначально разделены (Zeki, 1978). Таким образом, вопрос о том, как связаны восприятие цвета и формы, был прост: на каком уровне обработки объединяются хроматические и ахроматические признаки?

Сегодня этот вопрос принял другую форму. В настоящем томе, в то время как Moutoussis представляет современную версию этой классической точки зрения, Rentzeperis et al. утверждают, что нейробиология продвинулась дальше, чтобы приспособить широкополосную селективность и популяционное кодирование сенсорной информации, а также латеральные и обратные связи, что позволяет контекстно-избирательную настройку рецептивных полей. Это означает, что нейронная архитектура, как она понимается сегодня, обеспечивает широкий спектр функций интеграции восприятия.

Поэтому нас не должно удивлять, что интеграция цвета и формы проявляется на разных уровнях и в различных областях, от интеграции цвета и ориентации, сверхдинамического заполнения (или эффекта акварели) до процессов более высокого порядка, такие как неявные ассоциации цвета и формы в эстетических суждениях и постоянство цвета для трехмерных объектов.

Эти различные темы объединены в настоящей электронной книге. Мы ожидаем, что сборник статей будет интересен сообществу исследователей, чья работа находится на границе двух областей визуального восприятия — восприятия цвета и формы, а также более широкому сообществу, интересующемуся интегративной/системной нейронаукой.

Популяционное кодирование цвета в ранней зрительной коре

Мутусси пересматривает классический взгляд на то, что на ранней стадии форма обрабатывается несколькими независимыми системами, которые взаимодействуют друг с другом, каждая из которых имеет различные характеристики настройки в цветовом пространстве. На более поздних стадиях обработки появляются механизмы, способные объединять информацию, поступающую из разных источников. Рентцеперис и др. рассмотреть классические психофизические и нейрофизиологические исследования восприятия цвета и формы с точки зрения последних достижений в кодировании населения. Обычно считается, что цвет закодирован в сетчатке человека в потоках противников LM и S/(L+M), которые хранятся отдельно в LGN. Но в ранней зрительной коре цветовая избирательность более разнообразна, а также зависит от местоположения. Kellner и Wachtler показывают, что такая распределенная избирательность может зависеть от пространственно-хроматической обработки в сетчатке, предполагая, что свойства сигнала сетчатки играют роль в формировании кода корковой популяции.

Интеграция цвета и ориентации

Bimler et al. изучали, как цвет и ориентация линий, атрибуты зрения низкого уровня, взаимодействуют в их вкладе в глобальное несходство стимулов. Авторы демонстрируют, что степень целостности цвета и ориентации может значительно различаться у разных людей: вместо того, чтобы быть разделимыми или интегральными, эти атрибуты сочетаются с переменными весами, что может указывать на межиндивидуальный сдвиг между некоррелированными и коррелированными сочетаниями признаков в первичных зрительная кора.

Эффект акварели и заливка

Три исследования, представленные в этом разделе, посвящены эффекту заливки цветом, также известному как эффект акварели (Pinna, 1987; Pinna et al. , 2001). Это эффект иллюзорного цвета, который заполняет пространство между двумя окружающими двухцветными контурами. Ривз и др. изучить микрогенез иллюзии. Они отмечают, что эффект вначале возникает быстро, в течение первых 100 мс после предъявления и только при наличии вызывающего стимула. Уже на этой ранней стадии значение стимула, распознаваемого как «цифра», способствует действию. Хазенберг и ван Лиер сравнивают акварельную иллюзию с ее остаточным изображением. Они демонстрируют, что и «акварельные остаточные изображения» проявляют эффекты заполнения, но, несмотря на сходство, обнаруживают заметные контрасты с самим акварельным эффектом. Вергер и др. изучайте усреднение цвета, форму гомогенизации цвета в пределах контура объекта, которая зависит от формы и яркости контура. Гомогенизация служит для усиления идентичности замкнутой поверхности как отдельного цветового восприятия, в то же время отличая ее от окружающей среды как часть процесса представления мира объектов.

Ассоциации цвета и формы

Василий Кандинский заявлял о существовании предпочтительных ассоциаций между цветом и формой: например, «желтый треугольник, красный квадрат, синий круг» лучше сочетались бы с цветом и формой, чем, скажем, желтый квадрат, красный круг , или синий треугольник. Макин и Вюргер исследуют существование неотъемлемых ассоциаций цвета и формы. Однако тест имплицитных ассоциаций не смог подтвердить наличие такой связи, лежащей в основе восприятия цвета и формы. Для сравнения, Холмс и Занкер предполагают, что стабильные ассоциации цвета и формы могут существовать на уровне эстетических предпочтений, что оценивается эволюционным алгоритмом, управляемым взглядом. Примечательно, что, несмотря на то, что предпочтения сочетаний цвета и формы являются одинаковыми для отдельных людей, они сильно различаются между людьми.

Постоянство цвета для 3D-объектов

Постоянство цвета поддерживает идентичность объекта при различных условиях освещения. В то время как это хорошо известное явление для 2D-поверхностей, вопрос о том, демонстрируют ли 3D-объекты постоянство цвета, остается относительно неисследованным. Два исследования посвящены этому вопросу. Оллред и Олкконен попросили наблюдателей сопоставить цвета с трехмерными объектами (кубами) при различных условиях освещения. Они обнаружили, что, в отличие от 2D-сцен, смещение источника света увеличивает изменчивость цветовых совпадений, но это уменьшается за счет встраивания объекта в фон. Полученные данные показывают, что добавление фона улучшает разделение объектов и, следовательно, стабильность цветовой идентификации. Макканн и др. изучить эффект неравномерного освещения, возникающего в результате наличия трехмерных блоков, отбрасывающих тени на освещенные поверхности. Авторы демонстрируют, что изменения внешнего вида цвета зависят от пространственной информации как в освещении, так и в отражательной способности объектов. Они показывают, что неравномерное освещение приводит к значительной изменчивости ощущения яркости, оттенка и цветности в трехмерных объектах и ​​отклонению от идеального постоянства.

Вклад авторов

Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *