Что понимать под состоянием безопасности личности //Психологическая газета
Сколько существует человечество, столько для него существует проблема безопасности. Люди всегда стремятся к безопасному существованию. Безопасность имеет разные аспекты. Существует политическая безопасность (безопасность государства), техническая безопасность (чаще называемая «техника безопасности»), социальная безопасность (стремление к социальной среде, максимально безопасной для взаимодействия с другими людьми), экологическая безопасность (безопасное взаимодействие с природным окружением) и многие другие стороны безопасности. Но квинтэссенцией всех форм безопасности является психологическая безопасность, то есть субъективная уверенность в отсутствии каких-либо опасностей в своей жизни в данный момент времени. Все аспекты безопасности для человека абстрактны, пока не касаются его личного существования.
Безопасность традиционно понимается как организация внешней среды (по исследованиям — прежде всего производственной), включающая систему правил, по которым должно осуществляться поведение человека (работника) и которые позволяют осуществлять деятельность, максимально эффективную, с точки зрения результативности (адекватности, соответствия требованиям и т.
Понятие «безопасности» в психологии является довольно сложным и многозначным при определении. Оно широко применяется в таких областях психологии как эргономика, психология труда, инженерная психология и вместе с тем неопределенно в своем психологическом содержании, и, строго говоря, «оторвано» собственно от психической структуры. Психическая реальность, зафиксированная в нем, неясна и характеризуется как противоположность таких феноменов как «Опасность», «Тревога», «Страх». Таким образом, его собственная сущность теряется и размывается в других психических понятиях.
Вместе с тем данное понятие отражает важнейшую грань собственно психических проявлений и личностных свойств. Ощущение себя в безопасности становится определяющим фактором результативного поведения в любых сферах жизни, в принятии решений, в мотивации выбора и т. п. Восприятие себя в безопасности во многом конституирует внутренний мир личности, образует его содержание, обуславливает его многообразие.
На субъектном уровне безопасность приобретает форму личностной ценности, которая наряду с другими базовыми ценностями определяет его существование. Многие теории указывают на значимость ощущения безопасности в формировании личности. Известная теория формирования мотивации
Психологическая безопасность личности — это определенная защищенность сознания от воздействий, способных против воли человека изменять его психические состояния, психологические характеристики и поведение [8].
В.Д. Анасов подчеркивает, что для обеспечения психологической безопасности личности необходимы три фактора: человеческий фактор, фактор среды, фактор защищенности. Первые два считаются основными. Человеческий фактор — это различные реакции человека на опасные ситуации. Среда традиционно разделяется на физическую и социальную. Для ощущения безопасности она должна быть комфортной и понятной для личности. Фактор защищенности — это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Они могут быть физическими и психологическими (механизмы психологической защиты) [1].
Безопасность тесно связана с угрозой. В юридической литературе в зависимости от направленности угрозы для человека выделяют:
- физическую опасность — угрозу физическому состоянию организма, его нормальному функционированию;
- психологическую опасность — угрозу, ведущую к возможным психологическим потрясениям и выражающуюся либо в виде угроз, оскорблений, унижений, преследования со стороны криминальных элементов, либо в виде обостренного восприятия ужасающих картин действительности [12].
Следовательно, человек чувствует себя в безопасности, когда отсутствует угроза, или он защищен от нее. С защищенностью понятие безопасности связано в сознании большинства людей. В силу специфики видового поведения человека защищенность требует активного социального взаимодействия. Мы защищены, когда мы вместе. Однако включение в социум означает ограничение свободы и порождает социальные угрозы личной безопасности. Таким образом, возникает непреодолимый парадокс: безопасность возможна при абсолютном владении ситуацией, контроле среды и возможности свободного активного поведения, но это невозможно при нахождении в социуме. Социум ограничивает свободное поведение личности системой правил и, одновременно, защищает человека от вредоносных факторов внешней среды. Внутрисоциумные связи могут быть конкурентными, манипулятивными, директивными, дружескими и т. п. Они могут провоцировать в сознании человека как эффект безопасности, так и стресс, тревогу, ожидание неприятностей, то есть опасность.
Для человека характерно восприятие безопасности на двух уровнях: физическая безопасность и социально-психологическая безопасность. К физическому уровню относятся те факторы, которые обеспечивают физическую сохранность личности. Психологический уровень определяется субъективным восприятием ситуаций, явлений как безопасных; сохранением психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.
Конечно, это разделение достаточно условно. Следует упомянуть, что безопасность личности в целом формируется сочетанием факторов разного уровня. Например, наличие еды как таковой может быть недостаточно для обеспечения жизненной безопасности личности, если на психологическом уровне она будет восприниматься как низкокачественная.
Разберем это подробнее.
Физический уровень. Здесь в формировании безопасности личности можно использовать данные из психологии поведения людей в чрезвычайных ситуациях, криминальной психологии, психологии толпы, психологии паники. Например, если человек знает закономерности возникновения паники, он может предотвратить возможные жертвы (допустим, в результате давки), тем самым обеспечив безопасность, как для себя, так и других людей. В различных разделах психологии проводятся исследования, позволяющие выявить закономерности, феномены поведения людей в экстремальных, стрессовых, чрезвычайных ситуациях и все они носят не только теоретический, но и, что особенно важно в контексте данной темы, прикладной характер. В рамках социальной психологии выявлены, к примеру, феномен невмешательства свидетеля, эффект притягательной силы толпы, эффект социальной уступчивости и другие.
Эти и другие феномены могут быть использованы в качестве основы для мер, предотвращающих или устраняющих угрозу безопасности личности.Психологический уровень. Для обеспечения безопасности личности на этом уровне могут быть задействованы все разделы психологии. Необходимо подчеркнуть, что здесь большую роль играет восприятие ситуации как безопасной. Все, конечно, зависит от конкретной личности — некоторые люди больше подвержены тревоге, некоторые меньше, у одних людей уровень стрессоустойчивости выше, чем у других и т. д.
Однако, основываясь на данных, полученных из психологических исследований, выявленных закономерностях, мы можем повышать уровень психологической безопасности личности. Стрессоустойчивость тренируема, свидетельствуют данные из психологии стресса [14], получается, что мы можем воздействовать на этот показатель, повышать его, тем самым влияя и на факторы безопасности личности. Практически в каждом разделе психологии мы сможем найти такие материалы, теории, которые тем или иным образом окажут воздействие на обеспечение безопасности личности, если эти данные будут применены. Однако собственно исследованию вопросов безопасности уделяют внимание два основных направления психологии. Это психология безопасности субъекта профессиональной деятельности и психология безопасности среды. В последние годы стали появляться системные исследования психологических проблем безопасности человека [3, 6, 7, 15, 16].
Исторически безопасность профессиональной деятельности изучается достаточно давно и имеет определенную наработанную базу. Основной фокус исследований направлен на систему «человек-техника» и имеет практический выход в аспекте приспособления техники в ее широком понимании к возможностям человека. Безопасность в этом случае является следствием оптимального соответствия техники возможностям человека. Безопасность среды исследуется приблизительно в этом же аспекте. Насколько среда оптимальна требованиям существования человека, настолько обеспечена его безопасность. Основной признак среды, детерминирующий состояние безопасности — это надежность. Надежная среда — где мы не испытываем стресса.
Именно этот аспект анализа должен быть поставлен во главу угла современных исследований.
Безопасность — это, прежде всего, внутреннее субъективное состояние личности. Как и любое состояние, безопасность подчиняется бинарной логике. Состояние безопасности не может быть оценено без состояния опасности.
Анализ определений психологической безопасности позволяет сделать один неоспоримый вывод: в ней присутствует мощный субъективный элемент. Однако, люди совершенно по-разному представляют себе, что им необходимо для ощущения безопасности. Для понимания безопасности как субъективного ощущения, необходимо разобраться в его психологической природе. Что это: чувство, эмоция, настроение, неопределенное ощущение, психическое состояние, или что-то в этом роде?
Нужно признать, что на самом фундаментальном уровне безопасность — это специфическое состояние нашей души, позволяющее чувствовать себя гармонично, уверенно, позитивно и счастливо. Безопасность — это достижение удовлетворенности жизнью, покой, расслабление, положительные эмоции, позитивное восприятие окружающего мира.
На примере исследования деятельности спасателей (Субботина-Беляшина, 2015) мы выяснили, что под психологической защищенностью спасатели понимают относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание возможности удовлетворения своих основных потребностей, обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Такая оценка подтверждает целесообразность рассмотрения безопасности как субъективного состояния. Анализ состояния как психологического феномена представлен в теории состояний, предложенной А.О. Прохоровым.
А.О. Прохоров указывает, что в состав психического состояния исследователи включают характеристики психических процессов, потребностно-мотивационной сферы, сознания, психомоторные, когнитивные, энергетические и нейродинамические составляющие, а также ряд функциональных характеристик состояния: интенсивность, устойчивость и др. К перечисленному перечню автор предлагает добавить характерологические особенности личности как основные составляющие психического состояния. Таким образом, в состав психического состояния он включает направленность как систему отношений личности (мотивационная сфера), биологические компоненты, волевые и интеллектуальные составляющие. Отдельные составляющие в каждый момент времени занимают доминирующее положение, обусловливая качественное своеобразие психического состояния [13]. Основываясь на данной характеристике, мы провели ряд исследований, позволивших раскрыть безопасность как состояние.
Рассмотрим психологическую природу состояния «опасности-безопасности». Воспринимая любую актуальную ситуацию, личность осознанно или неосознанно оценивает степень ее опасности для себя. Оценка встраивается в механизм адаптации к среде и ее психофизиологическим основанием является ориентировочная реакция. Ориентировочная реакция, как реакция на новый, неожиданный стимул, считается элементарной психофизиологической моделью поведения в ситуации неопределенности, проблемной ситуации, простейшей формой информационного поиска, ориентировочно исследовательской деятельности. Если ситуация оценена как потенциально угрожающая, актуализируется оборонительная реакция, т.е. поведение, направленное на устранение или ослабление влияния вредных факторов окружающей среды. Следовательно, происходит возбуждение зон мозга, ответственных на психологическое поведение в угрожающей ситуации. На рациональном уровне это состояние выражается в осознании угрозы, опасности. Идет селекция восприятия информации с доминированием той, которая связана с угрожающей ситуации. Активизируется мотивация на преодоление возникшей угрозы. Принятие решения о поведении в данных условиях строится или в направлении преодоления ситуации (борьбы с ней), или в избегании и изоляции (отступлении, бегстве). Принятие того или другого варианта зависит от полноты получаемой информации, от склонности к риску и стрессоустойчивости конкретного человека, от значимости данной ситуации для него, от системы ценностных ориентиров, регулирующих поведение личности, от Я-концепции и от многого другого. Если поведение, используемое индивидом, оказалось правильным, адекватным, то ситуация разрешается и внутреннее состояние трансформируется в свою противоположность — состояние безопасности. Безопасность, или отсутствие опасности, отсутствие угрозы, означает наличие и сохранение в перспективе условий, подходящих для жизни, для оптимального функционирования и развития. На субъективном уровне это выражается в чувстве внутреннего комфорта, спокойствия, уверенности в своих силах. Таким образом, безопасность — это результат немыслимо сложной паутины ресурсов, процессов и действий. Необходимо изучить все, что обеспечивает возникновение и существование ощущения безопасности.
Состояние «опасности-безопасности» имеет трехуровневую структуру.
Первый уровень — психофизиологический. Он связан с работой психофизиологических и нейродинамических систем, имеющих свой уровень актуализации в состоянии опасности и безопасности. На этом уровне происходит мобилизация или торможение всех систем, ответственных за изменение (или сохранение, если она безопасна) условий ситуации.
Второй уровень — собственно психологический. Он отражает регулирование психических свойств и состояний, с позиции требований ситуации и субъектного уровня.
Третий уровень — личностный. Он характеризуется способностью организовывать личную активность в соответствии со своими мотивами, целями и требованиями ситуации.
В качестве основного механизма обеспечения психологической защищенности выступает психологическая защита специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. В соответствии с таким подходом основной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.
Исследуя состояние безопасности на личностном уровне у руководителей (Субботина – Розов, 2016) мы выявили сложную структуру этого состояния. Выделена специфика связи некоторых личностных характеристик, обеспечивающих субъективное восприятие безопасности ситуации и стрессоустойчивости у руководителей. Высокая стрессоустойчивость управленцев связана с экстравертированностью, эмоциональной устойчивостью, интернальностью (в частности, с интернальностью в области достижений, в области неудач, в области производственных отношений и в области межличностных отношений), мотивационной ориентацией «на задачу». Активность этих психических характеристик позволяет личности чувствовать себя в безопасности.
Как показал целый ряд наших исследований (2015-2019 гг.), переживание состояния безопасности отрицательно коррелирует с тревожностью, страхом и нейротизмом, Положительные корреляции зафиксированы с высокой стрессустойчивостью, доминантностью и эмоциональной стабильностью. Специфическая связь состояния безопасности выявлена со склонностью к риску. В профессиях особо-опасной категории (спасатели, пожарные) склонность к риску положительно корелирует с переживанием безопасности ситуации, а в профессиях других типов — отрицательно.
Эти и ряд других данных позволяют сделать вывод о специфической структуре состояния безопасности. Состояние безопасности имеет внутреннюю структуру, что доказывается выявленными значимыми связями между оценкой важных для людей ситуаций, в которых они чувствуют себя безопасно. Были выделены доминирующие категории, имеющие наибольшее количество корреляционных связей с остальными. Это — семейные проблемы и трагедии; проблемы, связанные с учебой; финансовые проблемы; политическая стабильность. Эти сферы являются наиболее значимыми для испытуемых. Были выделены также рядоположные категории, такие как ценность личности, физическое здоровье, природные катастрофы, рабочие стрессы. Несмотря на сильную эмоциональную окраску, они не воспринимаются субъектами как факторы, способные вызывать другие ситуации или не могут изменять к ним отношение испытуемых. Мы считаем, что, вследствие сравнения опасных ситуаций с безопасными, первые можно заметить соответственными формулировками на безопасные. Внутренняя структура взаимосвязей от этого не изменяется.
Безопасность — это интегративное состояние, объединяющее несколько психических состояний, возникающих в значимых для личности ситуациях.
Для ощущения безопасности, человеку необходима устойчивость и определенность среды и своего поведения. Человек от природы запрограммирован на избегание риска. Существуют математические модели избегания риска. Однако эта человеческая склонность исчезает, если потенциальная награда за рискованное поведение достаточно велика [4]. Существуют способы сохранения состояния безопасности. Естественный механизм — психологическая защита. Психологическая защита личности представляет собой сложную систему, которая обеспечивает психологическую безопасность личности, в условиях действия разнообразных социальных факторов и ситуаций. Она помогает сохранять душевное равновесие и устранять чрезмерные эмоциональные переживания, неизбежно возникающие в жизни каждого человека. Существуют различные механизмы психологической защиты, позволяющие человеку приспосабливаться к многообразным жизненным ситуациям. Они снижают стрессогенное влияние возникающих опасностей, позволяют сохранить рациональное поведение в экстремальных ситуациях, но, наряду с этим, могут и усугублять их путем искажения оценок объективной действительности. Так все больше людей, не справляясь со стрессом, уходят в зависимости, неприемлемые формы поведения, что приводит к нарушению адаптивных возможностей личности. Способ преодоления состояния опасности — копинг стратегии. Копинг-стратегии могут рассматриваться как один из способов психологической защиты, но и как свойство личности: предрасположенность в ответе на стрессовую реакцию. При этом копинг-стратегии находятся под сознательным контролем личности.
Важнейшей задачей психологии является поиск внутренних механизмов и факторов психологической безопасности. Сформировать их можно только путем повышения уровня самосознания личности (самопознания, самооценки, саморегуляции). Психологическая безопасность — это такое внутреннее состояние комфорта индивида, в которой он самостоятельно управляет своими эмоциями и знаниями, не является при этом объектом манипуляции и воздействия с внешней стороны и выражается в возможности обнаруживать и защищаться от различных отрицательных явлений.
Безопасность выступает внутренней первичной потребностью человека, поэтому существуют и объективные «первичные» механизмы обеспечения безопасности. В частности, чувствительность к обнаружению сигналов опасности, скоростная характеристика реагирования на эти сигналы, особенности эмоциональных реакций в ситуации опасности. Таким образом, можно сделать, следующий вывод, что безопасность личности связана как с субъективной, психологической стороной, так и с объективным существованием человека. Взаимодействие двух сторон информационной и энергетической составляет основу жизни человека и, следовательно, обеспечивает состояние безопасности. Человек внутренне «настроен» на безопасное существование. Самообеспечение безопасности с психологической точки зрения представляет собой достижение субъектом психического состояния подконтрольности некоторого комплекса внешних и внутренних параметров, позволяющих достигать состояния динамического равновесия со средой и влияющих на вероятность достижения значимых для него целей и решения соответствующих задач. Психологическое самообеспечение безопасности характеризуется своими закономерностями, стратегиями, принципами, средствами и методами организации. Разрушение системы самообеспечения безопасности связано с изменением картины мира субъекта. Психические свойства, влияющие на обеспечение безопасности субъекта, в каждом конкретном случае преломляются через его актуальные психические состояния, поддерживающие реагирование на опасность или создающие этому определенные помехи.
В профессиональной деятельности безопасность как состояние детерминируется, прежде всего, осознанием и оценкой условий осуществления деятельности. Оценка условий деятельности как приемлемых стимулирует личность принять эту деятельность на уровне самореализации. Чем больше факторов условий воспринимаются человеком как ненадежные, опасные, тем менее (вплоть до отторжения) привлекательна профессия. При этом для разных людей доминируют в роли опасных самые разные факторы (технические, природные, социальные, и т. д.). Для одних простудится на морозе (например, каменщик) является гораздо менее опасным фактором, чем совершить финансовую ошибку в отчете (например, бухгалтер), а для другого наибольшая опасность видится в социальном конфликте с коллегами (например, учитель). Следовательно, стремление переживать состояние безопасности принципиально определяет выбор профессии и уровень самореализации в ней.
- Анасов В. Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности. Москва: Институт психологии РАН, 1996. С. 7-11.
- Андреева Н. В. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: настольная книга руководителя. Москва: Айрис-пресс, 2005. 248 с.
- Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. Москва: Нестор- история, 2011. 272 с.
- Бернетт Д. Счастливый мозг. Как работает мозг и откуда берется счастье. Москва: Эксмо, 2019. 336 с.
- Гумеров Г. Г., Петров С. В. Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие. Новосибирск: АРТА, 2011. 247 с.
- Донцов А. И., Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Психология безопасности: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва, 2019. 276 с.
- Информационно-психологическая и когнитивная безопасность / под ред. И. Ф. Кефели, Р. М. Юсупова. Санкт-Петербург, Петрополис, 2017. 300 с.
- Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 176 с.
- Котик М. И. Психология и безопасность. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 447 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 351 с.
- Огнев И. Н. Психологическая безопасность: учебное пособие. Москва: Феникс, 2007. 605 с.
- Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности: практ. Пособие. Москва: ГУК МВД РФ, 1996. 260 с.
- Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 352 с.
- Селигман М. Новая позитивная психология. Москва: София, 2006. 367 с.
- Субботина Л. Ю., Ефимова Н. С. Психология безопасности человека. Москва: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2013. 191 с.
- Эксакусто Т. В. Теоретические основы социально-психологической безопасности/ под ред. Н. А. Лызь. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 244 с.
Источник: Субботина Л. Ю. Что понимать под состоянием безопасности личности // Ярославский психологический вестник. 2021. № 3 (51). С. 37-42.
Психологические аспекты безопасности личности
%PDF-1.3 % 38 0 obj > endobj 35 0 obj >stream 2011-08-06T20:22:28+04:002010-05-18T13:26:33+04:002011-08-06T20:22:28+04:00PageMaker 6.5application/pdf
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК КОМПЛЕКСНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Зотова О., Карапетян Л. (2018). Психологическая безопасность как основа психологического благополучия личности (аналитический обзор). Психология России: состояние искусства, 11 (2), 100-113. DOI: 10.11621/pir.2018.0208 [на английском языке].
Степанов И.О. (2009) Оценка уровня сформированности качества личности безопасного типа поведения при изучении предмета «Безопасность жизнедеятельности»] . Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки — Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 7, 182-188.
Шершнев Л.И. (1994) Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени. Информационный сборник «Безопасность» — Информационный сборник «Безопасность», 7, 12-18.
Шестаков В.А. (2010) Некоторые аспекты формирования личности безопасного типа. Научный вестник УАГС — Научный вестник УАГС, 2 (11), 8-13.
Лызь Н.А. (2005) Модельные представления о безопасности личности. Известия ТРТУ — Известия ТРТУ, 7 (51), 21–25.
Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М., Ерофеева М.А., Полякова Л.В. (2019). Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды. Перспективы науки и образования — Перспективы науки и образования, 37 (1), 223-235. DOI: 10.32744/pse.2019.1.16 [на русском языке].
Аминова Д.К., Чахаева А.А. (2020) Определения «психологическая безопасность», «безопасный тип личности» и «безопасная личность» в научной рефлексии. Обзор педагогических исследований — Обзор педагогических исследований, 4, Т. 2, 124-131.
Баева И. и Бордовская Н. (2015). Психологическая безопасность образовательной среды и психологическое благополучие учащихся и учителей российских средних школ. Психология в России: современное состояние, 8 (1), 86-99. DOI: 10.11621/pir. 2015.0108 [на английском языке].
Хогенраад, Р. (2017). Дым и зеркала: прослеживание двусмысленности в текстах. Цифровая стипендия в гуманитарных науках, 33 (2), 297–315. doi: 10.1093/llc/fqx044 [на английском языке].
Котова И.Б., Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Веселова В.Г., Иохвидов В.В. (2016) Артефакты личной безопасности в субъектном пространстве студентов вуза // Российский психологический журнал. Русский]
Погодаева М.В. (2018) Аксеологический подход к воспитанию личности безопасного типа поведения. Интернет-журнал «Мир науки» — Интернет-журнал «Мир науки», 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN118.pdf. [на русском].
Моисеева Л.В. (2012) Экологический подход в психолого-педагогическом образовании как основа достижения устойчивого развития. Педагогическое образование в России — Педагогическое образование в России, 2, 49-54.
Фоменко Г.Ю. (2010) Психология безопасности личности: теоретико-методологические основы институционализации. Человек. Сообщество. Управление — Лицо. Сообщество. Контроль. Краснодар: КубГУ, 1, с. 83 – 99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-bezopasnosti-lichnosti-teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-institutionalizatsii.
Лызь Н.А., Куповых Ж.Г., Прима А.К., Басанова Т.А. (2015) Разработка опросника субъективных представлений о безопасности. Прикладная психология и психоанализ — Прикладная психология и психоанализ, 1. URL: https://www.ppip.idnk.ru/index.php/2011-02-24-13-44-24/9-2011-02-24- 12-27-14/-3-2011/625-2011-09-28-06-11-46.
Пухарева Т.С. (2016) Психологическая безопасность и ее роль в профессиональном развитии личности. Психолог — Психолог, 2, 9-19. DOI: 10.7256/2409-8701.2016.2.19195 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19195.
Савченко О.В. (2016) Рефлексивная компетентность личности: Монография. Херсон, Украина: ПП Вышемирский В.С. [в Украине].
Маслоу А. (2012) Мотивация и личность. Санкт-Петербург, Россия: Питер [на русском языке].
Скворцов В.В. (1986) Способы разрешения конфликтов: методическая разработка. Москва, Россия: Изд-во АНХ при Совете Министров СССР.
Маралов В.Г., Кудака М.А., Смирнова О.В., Перченко Е.Л., Табунов И.А. (2016) Разработка теста-опросника для диагностики у людей потребностей в безопасности. Ученые записки Череповецкого государственного университета — Ученые записки Череповецкого государственного университета, 1(5), 12-17.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. (2013) Понятные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований. GESJ: Педагогическая наука и психология, 1(23), 59-64.
Носенко Е.Л., Аршава И.Ф. (2010) Современные направления зарубежной психологии: психология личности: учеб. Днепропетровск, Украина: Выд-во Днепропетр. нац. ун-ту [на Украине].
Маралов В.Г., Малышева Е.Ю., Смирнова О.В., Перченко Е.Л., Табунов И.А. (2012, а) Разработка теста-опросника по выявлению способов реагирования в ситуациях опасности в юношеском возрасте. Альманах современной науки и образования — Альманах современной науки и образования, 12–1 (67), 92–96.
Маралов В.Г., Малышева Е.Ю., Нифонтова О.В., Перченко Е.Л., Табунов И.А. (2012, б) Разработка теста-опросника сензитивности к угрозам в юношеском возрасте. Перспективы науки — Перспективы науки, 8, 32–37.
Маралов В.Г., Маралова Т.П. (2017) Влияние мотивационных факторов на отношение людей к опасностям. Научно-методический электронный журнал Концепт — Научно-методический электронный журнал Концепция, 1, 1–7.
Маралов В.Г., Фортунатов А.А., Шонин М.Ю. (2018) Позиции взаимодействия студентов в контексте проблемы обеспечения психологической безопасности личности. Знание. Понимание. Умение — Знание. Понимание. Навык, 3, 196-208. DOI: 10.17805/zpu.2018.3.18.
Психологическая безопасность и информационная безопасность – Психологическая безопасность
Неудивительно, что информационная безопасность получает плохие отзывы.
Иногда потребители доверяют организациям свою личную информацию только для того, чтобы обнаружить, что она была взломана и использована преступниками или маркетологами в гнусных целях.
Некоторые из крупнейших утечек, например Facebook, отели Marriott или OxyData, состоят из сотен миллионов записей. Если у вас есть личный адрес электронной почты, вполне вероятно, что он был причастен как минимум к одной утечке данных. Появилась целая индустрия, помогающая проверять и защищать вашу личную информацию от утечек. Например, такие сервисы, как Ydentity, позволяют вам проверить, не были ли ваши данные причастны к взлому, и что-то с этим сделать.
Утечка данных обычно является результатом ошибок.
Наиболее распространенные причины утечек данных связаны с человеческим фактором. Взлом, использование уязвимостей или нарушение контроля доступа происходят гораздо реже, чем простые ошибки, допускаемые сотрудниками при настройке или использовании систем, управляющих личной информацией.
Психологическая безопасность и информационная безопасность редко звучат в одном предложении. Меры по повышению информационной безопасности обычно вращаются вокруг протоколов, «стандартных операционных процедур» и наказаний за нарушение правил.
Чтобы противостоять влиянию человеческого фактора, многие организации внедряют программы повышения осведомленности и обучения информационной безопасности наряду со строгими протоколами и технологическими ограничениями. Неизменно это приводит к тому, что сотрудники находят способы обойти средства контроля безопасности, чтобы выполнять свою работу, но их за это наказывают. Это отрицательно сказывается на психологической безопасности в организации, потому что люди не чувствуют доверия или полномочий для выполнения своей работы.
Психологическая безопасность противоположна «культуре обвинения».
Отсутствие психологической безопасности напрямую связано с информационной безопасностью. Отсутствие психологической безопасности представляет собой «культуру обвинения», которая часто напрямую поощряется командами информационной безопасности. Понятно, что многие утечки данных скрываются, и это происходит на всех уровнях организаций.
В статье доктора Эми Эдмондсон 1999 года о клинических командах доктор Эдмондсон обнаружил, что высокоэффективные команды признавали свои ошибки, в то время как плохо работающие команды скрывали свои. В психологически безопасной культуре, где вина не распределяется, а вместо этого каждая ошибка рассматривается как возможность для обучения, ошибки в конечном итоге улучшают производительность, предоставляя возможность найти системные причины неудач и принять меры по улучшению.
Организационная культура и психологическая безопасность имеют решающее значение не только для предотвращения нарушений информационной безопасности, но и для обеспечения того, чтобы мы справлялись с неудачами таким образом, чтобы мы могли извлечь из них уроки. Если мы хотим учиться на ошибках, и действительно, если мы хотим, чтобы люди сообщали о своих ошибках или опасениях, мы должны способствовать формированию психологически безопасной культуры, в которой люди чувствовали бы себя уполномоченными и безопасными, чтобы сообщать о своих опасениях, вопросах и ошибках.
Все сотрудники должны чувствовать себя в состоянии задавать вопросы безопасности, которые они могут стесняться задавать, а членов команды нельзя стыдить за желание улучшить методы информационной безопасности. Психологическая безопасность лежит в основе такого поведения , позволяя открыто и часто общаться по вопросам безопасности.
Для групп разработчиков программного обеспечения важно внедрение эффективного автоматизированного тестирования безопасности и управления, которое предотвращает появление недостатков и уязвимостей. Это ограждение означает, что разработчики программного обеспечения могут сосредоточиться на решаемой бизнес-проблеме и меньше беспокоиться о том, что они могут непреднамеренно создать уязвимость. Что еще более важно, это означает, что если уязвимость все-таки появится в рабочей среде, основное внимание при изучении того, как это произошло, должно быть обращено на сами системы, не инженер.
Наряду с измерением психологической безопасности в своих командах, лидеры информационной безопасности должны начать применять такие методы, как безупречные вскрытия, и создавать культуру, которая позволяет проводить открытый и честный анализ неудач, не опасаясь смущения или возмездия.