📖 46. Характеристики сознания. Общая психология. Дмитриева Н. Ю. Страница 46. Читать онлайн
В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.
1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.
Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, своей роли и места в общественных отношениях. Выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.
Психология bookap
3. Сознание обеспечивает осуществление целепола-гающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной форме уже был сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.
4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.
Виды сознания.
Функции сознания/ Психологическая характеристика сознанияСәтті коммуникацияның вервалды
және вербалды емес
технологиялары – 10 дәріс
2. Содержание
СОДЕРЖАНИЕВведение
Виды
сознания
Функции сознания
Психологическая характеристика сознания
Анализ понимания сознания у разных мыслителей
Сознание — это
высшая форма
отражения объективной
действительности,
свойственная только
человеку.
Сознание — это
специфическая форма
жизнедеятельности
человека, продукт его
взаимоотношений с
объективной
действительностью.
Современная трактовка сознания:
Сознание — это способность
направлять свое внимание на
предметы внешнего мира и
одновременно сосредоточиваться
на тех состояниях внутреннего
духовного опыта, которые
сопровождают это внимание;
особое состояние человека, в
котором ему одновременно
доступен и мир и он сам.
5. Виды сознания
ВИДЫ СОЗНАНИЯОбщественное сознание — совокупность идей,
теорий, взглядов, представлений, чувств, верований,
эмоций людей, настроений, в которых отражается
природа, материальная жизнь общества и вся
система общественных отношений;
Индивидуальное сознание — это духовный мир
личности, отражающий общественное бытие через
призму конкретных условий жизни и деятельности
данного человека;
Обыденное сознание — это низший уровень
общественного сознания, его неотъемлемая часть,
подсистема общественного сознания.
6. Функции сознания:
ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ:Познавательная;
Прогноза, предвидения, целеполагания;
Доказательства истинности знания;
Ценностная;
Коммуникативная;
Регулятивная.
Психологическая характеристика сознания
включает в себя:
«со-знание», т.е. совокупность знаний об
окружающем нас мире.
закрепленное в нем отчетливое различение
субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит
«я» человека и его «не-я».
обеспечение целеполагающей деятельности
человека.
наличие эмоциональных оценок в
межличностных отношениях.
8. Развитие проблемы сознания в и психологии
РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ В ИПСИХОЛОГИИ
9. Анализ понимания «сознания» у разных мыслителей
АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ «СОЗНАНИЯ»У РАЗНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
10. Платон (428-347 г. до н.э.) древнегреч.философ-идеалист, ученик Сократа
ПЛАТОН (428-347 Г. ДО Н.Э.)ДРЕВНЕГРЕЧ.ФИЛОСОФ-ИДЕАЛИСТ, УЧЕНИК
Сознание по Платону
представляет собой
совокупность сигналов,
поступающих от органов
чувств, его задачей
является сравнение этих
сигналов, установление
сходства и различия между
ними, противопоставление
индивидуального и
нахождение общего для
приведения их к одной
форме.
СОКРАТА
11. Рене Декарт (1596-1650) франц.философ, математик, физик, физиолог
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)ФРАНЦ.ФИЛОСОФ, МАТЕМАТИК, ФИЗИК, ФИЗИОЛОГ
Первое, что человек
обнаруживает в себе, — это
его собственное сознание.
Существование сознания –
главный и безусловный
факт, и основная задача
психологии состоит в том,
чтобы подвергнуть анализу
состояния и содержания
сознания. Так, «новая
психология», восприняв дух
идей Декарта, сделала
своим предметом сознание.
12. Эммануил Кант (1724-1804) нем.философ и учёный, родоначальник нем.классического идеализма
ЭММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)НЕМ.ФИЛОСОФ И УЧЁНЫЙ, РОДОНАЧАЛЬНИК НЕМ.КЛАССИЧЕСКОГО
ИДЕАЛИЗМА
По Канту, основой содержания
сознания являются не выводимые
из опыта априорные идеи. Они
усваиваются личностью путем
созерцания внешнего мира
внутренним чувством субъекта.
Сознание, получая извне хаос
чувственных явлений, вносит в
него известный порядок с
помощью априорных идей.
Априорными формами являются
пространство, время, причинность
и т.п. Именно эту априорную
основу, присущую всем людям, он
называет трансцендентальным
сознанием.
13. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) нем.философ, объективный идеалист
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)НЕМ.ФИЛОСОФ, ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИСТ
Гегель считал, что привычка
охватывает все виды и ступени
деятельности духа. Привычка по
Гегелю — это сведенная к чистой
идеальности телесность, которая
присуща душе, как таковой. Это
означает, что “бытие для себя”
представляет собой совершенно
бессознательное содержание, но в то
же время и основу сознания, к
которому это “бытие для себя”
восходит. Итак, Гегель утверждает,
что в привычке наше сознание
одновременно и присутствует в вещи,
заинтересовано ею, и, наоборот,
отсутствует в ней, равнодушно к ней.
14. Маркс Карл (1818-1883) основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии
МАРКС КАРЛ (1818-1883)ОСНОВАТЕЛЬ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА, ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И
ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА И НАУЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
нельзя
отделить
сознание,
мышление от
материи, которая
мыслит;
сознание
производно от
материи, предельно
просто и понятно.
15. Фридрих Энгельс (1820-1895) немецкий философ, социолог
ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820-1895)НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ, СОЦИОЛОГ
Сознание человека возникло в
результате перехода наших
предков к трудовой,
производственной
деятельности.
Развитие сознания, развитие
человеческой психики
обуславливается ходом
общественно-исторического
процесса.
Развитие это выражалось
прежде всего в возникновении
новых потребностей человека.
Овладевая природой, человек
научился владеть и собой.
16. Вильгельм Вундт (1832-1920) немецкий физиолог и психолог, физиолог, идеалист
ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ (1832-1920)НЕМЕЦКИЙ ФИЗИОЛОГ И ПСИХОЛОГ, ФИЗИОЛОГ, ИДЕАЛИСТ
Вундт говорил о
сознании как
«совокупности
сознаваемых нами
состояний», то есть
явлений,
содержаний,
которые как на
сцене сменяют друг
друга.
17. Брентано Франц (1838-1917) австрийский философ и психолог
БРЕНТАНО ФРАНЦ (1838-1917)АВСТРИЙСКИЙ ФИЛОСОФ И ПСИХОЛОГ
Брентано считал
необходимым изучать
сознание как единство всех
духовных актов методом так
называемого «внутреннего
восприятия», то есть
непредвзятого и
«непосредственного»
восприятия всего того, что
совершается в сознании.
18. А.Н.Леонтьев (1903-1979) русский психолог
А.Н.ЛЕОНТЬЕВ (1903-1979)РУССКИЙ ПСИХОЛОГ
Особая функция чувственных
образов сознания состоит в том,
что они придают реальность
сознательной картине мира,
открывающейся субъекту.
Именно благодаря чувственному
содержанию сознания мир
выступает для субъекта как
существующий не в сознании, а
вне его сознания – как
объективное «поле» и объект его
«деятельности»
19. Л.С.Выготский (1905-1981) русский психолог
Л.С.ВЫГОТСКИЙ (1905-1981)РУССКИЙ ПСИХОЛОГ
Человеческое поведение отлично от
поведения животных, оно
опосредствовано орудиями и
социально по происхождению.
Психическая деятельность тоже
опосредствована орудиями, правда,
орудия эти другие: речь. У
животных нет речи, которая
регулирует психические процессы,
а значит и нет психической
деятельности. Сознание и психика
не возникают в деятельности, а
скорее предшествуют ей. «Сознание
не внутри нас, а вне нас», оно
опирается на внешние знаковые
системы.
20. Жан Поль Сартр (1905-1980) франц.философ и писатель, глава фр.атеистического экзистенциализма
ЖАН ПОЛЬ САРТР (1905-1980)ФРАНЦ.ФИЛОСОФ И ПИСАТЕЛЬ, ГЛАВА ФР.АТЕИСТИЧЕСКОГО
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Согласно Ж.П.Сартру,
сознание есть абсолютное,
трансфеноменальное
измерение субъекта в свете
бытия. Оно не имеет
содержания и состоит в
утверждении
трансцендентного объекта, т.е.
объекта, которым сознание
овладевает благодаря тому, что
оно само себя трансендирует.
Сартр отрицает существование
подсознательного и
бессознательного.
21. М.К.Мамардашвили (1930-1990) советский философ, доктор философских наук, профессор
М.К.МАМАРДАШВИЛИ (1930-1990)СОВЕТСКИЙ ФИЛОСОФ, ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
Сознание – это прежде всего
сознание иного. Но не в том смысле,
что человек отстранен от привычного
ему, обыденного мира, в котором он
находится. В этот момент человек
смотрит на него как бы глазами
другого мира, и он начинает казаться
ему непривычным, не само собой
разумеющимся. Это и есть сознание
как свидетельство.
Термин «сознание» в принципе
означает какую-то связь или
соотнесенность человека с иной
реальностью поверх или через голову
окружающей реальности.
22. Анализ
АНАЛИЗФилософия ставит в центр своего внимания
как основной вопрос отношение материи и
сознания, а тем самым и проблему сознания.
Значение этой проблемы обнаруживается уже
в том, что вид, к которому принадлежим мы,
люди, обозначают как человек разумный.
Исходя из этого, можно с полным правом
сказать, что философский анализ сущности
сознания исключительно важен для
правильного понимания места и роли
человека в мире.
23. Литература
ЛИТЕРАТУРА1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 2012г.
Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.
Политиздат 2011г.
Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность.
Москва 2012г.
Менский М.Б. Человек и квантовый мир. – Фрязино: “Век 2”,
2010. – 320с.
Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. – Москва
– Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. – 688
с.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-наДону: издательство «Феникс», 2012. – 511с.
Спиркин А.Г. Философия. Москва 2013г.
Стюарт Рассел, Питер Норвиг Искусственный интеллект:
современный подход. М.: «Вильямс», 2013. — с.1424.
Психологические и физиологические характеристики предполагаемого континуума самоосознания объект-референция/самореференция
. 2004 июнь; 13 (2): 401-20.
doi: 10.1016/j.concog.2004.03.001.
Фредерик Трэвис 1 , Аларик Аренандер, Дэвид Дюбуа
принадлежность
- 1 Институт исследований высших состояний сознания, Университет управления Махариши, Фэрфилд, ИА 52557-1001, США. [email protected]
- PMID: 15134768
- DOI: 10.1016/j.concog.2004.03.001
Фредерик Трэвис и др. Сознательное Познание. 2004 9 июня0003
. 2004 июнь; 13 (2): 401-20.
doi: 10.1016/j.concog.2004.03.001.
Авторы
Фредерик Трэвис 1 , Аларик Аренандер, Дэвид Дюбуа
принадлежность
- 1 Институт исследований высших состояний сознания, Университет управления Махариши, Фэрфилд, ИА 52557-1001, США. [email protected]
- PMID: 15134768
- DOI: 10.1016/j.concog.2004.03.001
Абстрактный
Это исследование расширяет и подтверждает недавние открытия мозговых волн, которые различают самоощущение человека в континууме самосознания, связанного с объектом/самоотнесением. Субъекты были опрошены, и им были даны тесты, измеряющие внутреннюю/внешнюю ориентацию, моральное мышление, тревогу и личность. Результаты психологических тестов подвергались факторному анализу. Первый неперевернутый компонент PCA результатов теста дал «фактор сознания», аналогичный фактору «g» интеллекта, на который приходилось более половины дисперсии между группами. Анализ неструктурированных интервью этих испытуемых выявил принципиально разные описания самосознания.
Похожие статьи
Чистое сознание: отчетливые феноменологические и физиологические корреляты «самого сознания».
Трэвис Ф., Пирсон С. Трэвис Ф. и др. Int J Neurosci. 2000;100(1-4):77-89. Int J Neurosci. 2000. PMID: 10512549
Трансцендентальные переживания во время практики медитации.
Трэвис Ф. Трэвис Ф. Энн Н.Ю. Академия наук. 2014 Январь; 13:07:1-8. doi: 10.1111/nyas.12316. Epub 2013 23 декабря. Энн Н.Ю. Академия наук. 2014. PMID: 24673148
Функциональная патофизиология сознания.
Еллингер К.А. Еллингер К.А. нейропсихиатр. 2009;23(2):115-33. нейропсихиатр. 2009. PMID: 19573504 Рассмотрение. Немецкий.
Чистое сознание: различные феноменологические и физиологические корреляты «самого сознания».
Трэвис Ф., Пирсон С. Трэвис Ф. и др. Int J Neurosci. 1999 Январь; 100 (1-4): 77-89. Int J Neurosci. 1999. PMID: 10938552
Дорефлексивное «я-субъект» с эмпирической и эмпирической точек зрения.
Легран Д. Легран Д. Сознательное Познание. 2007 сен; 16 (3): 583-99. doi: 10.1016/j.concog.2007.04.002. Epub 2007 29 мая. Сознательное Познание. 2007. PMID: 17533140 Рассмотрение.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
ЭЭГ коррелирует самореферентной обработки.
Князев Г.Г. Князев ГГ. Передний шум нейронов. 2013 6 июня; 7:264. doi: 10.3389/fnhum.2013.00264. Электронная коллекция 2013. Передний шум нейронов. 2013. PMID: 23761757 Бесплатная статья ЧВК.
Высшее умственно-мозговое развитие успешных лидеров: проверка единой теории производительности.Харунг Х.С., Трэвис Ф. Харунг Х.С. и др. Процесс познания. 2012 май; 13(2):171-81. doi: 10.1007/s10339-011-0432-x. Epub 2011 23 декабря. Процесс познания. 2012. PMID: 22193866
Центр мозга, сознания и познания Университета управления Махариши.
Трэвис Ф. Трэвис Ф. Процесс познания. 2010 Февраль; 11 (1): 85-6. doi: 10.1007/s10339-009-0349-9. Процесс познания. 2010. PMID: 19915880
Самореферентное состояние мозга по умолчанию: паттерны когерентности, мощности и источников eLORETA во время отдыха с закрытыми глазами и практики Трансцендентальной Медитации.
Трэвис Ф., Хаага Д.А., Хагелин Дж., Таннер М., Аренандер А., Нидич С., Гейлорд-Кинг С., Гроссвальд С., Рейнфорт М., Шнайдер Р.Х. Трэвис Ф. и др. Процесс познания. 2010 февраль;11(1):21-30. дои: 10.1007/s10339-009-0343-2. Epub 2009 28 октября. Процесс познания. 2010. PMID: 19862565
Медитация (випассана) и потенциал мозга, связанный с событием P3a.
Кан Б.Р., Полич Дж. Кан Б.Р. и др. Int J Психофизиол. 2009 Апрель; 72 (1): 51-60. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2008.03.013. Epub 2008 23 сентября. Int J Психофизиол. 2009. PMID: 18845193 Бесплатная статья ЧВК.
термины MeSH
404 :: ТССМ
- Художественное оформление и выставка
- Бухгалтерия
- Биология
- Управление бизнесом
- Химия
- Аналитика данных
- Экономика
- Английский как дополнительный язык (EAL)
- Английский
- Пищевые исследования
- Базовая математика
- Английский язык
- Наука об окружающей среде
- Общая математика
- География
- Глобальная политика
- Здоровье и развитие человека
- История: Революции
- Юридические исследования
- Литература
- Математические методы
- СМИ
- Наружные и экологические исследования
- Физкультура
- Дизайн продукта и технология
- Психология
- Разработка программного обеспечения
- Специалист по математике
- Системная инженерия
- Дизайн визуальных коммуникаций
- Служба профессионального частного обучения TSSM
- Сеансы мастер-класса по калькулятору VCE
- Программы успеха VCE
- Продвинутые семинары VCE
Студенческие ресурсы
- Студенческие пробные экзаменационные работы
- Ресурсы для сравнительного изучения английского языка — Студенты
- Английский Анализ и представление аргументов — Руководство для учащихся
- Английские текстовые ресурсы
- Практические руководства по сдаче экзаменов
- Студенческие тесты по ключевым темам (КТТ)
- Учебники по основам UCAT
- Серия Teach Yourself и серия видеороликов Темы для модулей с 1 по 4
- Литературные текстовые ресурсы
- Профессиональная служба оценки экзаменов VCE
Обзор программ
- Стартовая программа Летней школы
- Служба профессионального частного обучения TSSM
- Программа пасхальных каникул
- Программа зимней школы «Промежуточный пересмотр и ускоренный старт»
- Сентябрьские праздничные программы
- Программы пересмотра на конец года
- Продвинутые семинары VCE
- Мастер-классы по калькулятору VCE
- Программы успеха VCE
- Мастер-классы UCAT
Извините Контент, который вы ищете, удален или перемещен куда-то. Пожалуйста, нажмите здесь, чтобы вернуться на нашу домашнюю страницу.
Отзывы
«Такая отличная праздничная программа, которая принесет много пользы перед работой в следующем семестре».
— Кайл Онейл
«Заметки, которые мне дали, помогут мне в более подробных объяснениях в моих эссе».
— Джеймс Инглиш
«Заметки очень конкретные, подробные и полезные. Я определенно буду использовать их в качестве основной формы обучения».
— Кристал Гарнер
«Эта программа повторения оказалась очень полезной! Мои знания о том, о чем писать на экзамене, намного шире, и я бы порекомендовал ее всем, кто хочет действительно хорошо сдать экзамены!»
— Эмили Мумм
«Я получил дополнительную мотивацию и понимание в учебе, а также дополнительную уверенность.