Психологическая характеристика воображения: 12. Психологическая характеристика воображения.

Характеристики воображения

11.11.2011

К ведущим характеристикам воображения относятся яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов.

Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного индивида. Общеизвестна яркость, живость детского воображения. Малыши порой путают фантастические образы своего воображения с действительными событиями, персонажами. Фантазия заменяет.и замещает им реальную действительность в игре и некоторых видах продуктивной деятельности.

Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Особенно важна реалистичность для целей.

Чем полнее в цели будут представлены все параметры деятельности, тем с большей легкостью она будет реализована в жизни. В то же время есть особый тип людей, называемых мечтателями, прожектерами, субъектами «не от мира сего», чье воображение резко отличается от действительности, сегодняшних реалий Жизни. В этом смысле реалистичность воображения противоположна фантастичности.

Под свойством контролируемости понимается возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения.

Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения. Повышает активность эмоциональная насыщенность образов. Подтверждением могут служить различные страхи невротиков, которые замещают реальные события их проигрыванием в своем воображении.

Наибольшей активностью, а значит, и побудительной силой обладают мечты, идеалы, фобии, наименьшей — грезы, эротические фантазии. Активность образов воображения не является устойчивой индивидуальной характеристикой. Она будет определяться присутствием в сознании той или иной формы воображения. Однако один и тот же образ может обладать большой побудительной силой для одного субъекта и незначительной для другого. В этом смысле активность образов воображения является индивидуальной характеристикой.

На основе выделения ведущей модальности в процессах приема и переработки информации была осуществлена классификация людей в рамках неиролингвистического программирования (НЛП). Согласно ей, у визуалистов преобладают зрительные образы, у кинестетиков — двигательные и тактильные, у аудиалистов

— звуковые.

Тендерные исследования, направленные на изучение различий в воображении мужчин и женщин, показали, что представители «сильной половины человечества» в среднем обладают большей реалистичностью и контролируемостью образов воображения. Женщины же в целом имеют более высокие показатели по параметру яркости. В отношении степени активности — пассивности значимых различий обнаружено не было.

С возрастом повышается продуктивность процессов воображения. Л.С. Выготский экспериментально доказал справедливость этого положения. Убеждение в том, что дети обладают «лучшим» воображением, чем взрослые, несправедливо. Эта неверная точка зрения объясняется относительно более ранними сроками развития функции воображения по сравнению с другими психическими процессами, в частности логической памятью и мышлением. Отсутствие самоконтроля в фантазировании порождает иллюзию легкости, с которой ребенок продуцирует все новые и новые образы воображения. Дети обладают лишь большей яркостью образов, они также слабо их контролируют.

В период юности продуктивность образной сферы существенно возрастает. Именно на этой стадии своего развития люди планируют будущее, у них наблюдается тяга к творчеству, а их творческий потенциал максимально высок.

Наличие у человека ряда личностных особенностей (невротических черт, внушаемости, аутичности и т.п.) накладывает отпечаток на протекание процессов воображения. Так, высокая внушаемость резко снижает активность и устойчивость образов воображения (например, целей, идеалов), делает их легко изменяемыми, корректируемыми со стороны других людей. А склонность уходить в себя (аутичность) тесно коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения. Но рассмотрение этих особенностей является задачей специальных разделов психологии. Заметим лишь, что психический склад личности проявляется не только в поведении, но и в особенностях протекания психических процессов, в частности воображения.

Ключевые слова: Воображение

Источник: Карпов А.В., Общая психология

Материалы по теме

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Урунтаева Г. А., Детская психология

Представление и воображение

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Физиологическая основа воображения

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Социологическое воображение: теория вопроса

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Индивидуальные особенности воображения

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Особенности развития воображения младших школьников

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

Развитие воображения у детей

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Рекламный образ

Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:…

Воображение как психический процесс

Воображение как психический процесс
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.
2. Виды воображения.
3. Способы создания образов творческого воображения.
4. Индивидуальные особенности воображения.


Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Процесс создания новых психических образов получил название воображения.
Воображение — это процесс создания новых образов на основе ранее воспринятого. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с памятью и мышлением, с эмоциональными переживаниями человека, с реализацией им волевых действий.
Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека.
Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп. Таким образом, основными функциями воображения является представление действительности в образах и возможность оперирования ими, регуляция эмоциональных состояний, формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование деятельности, управление психофизиологическим состоянием организма человека.


2. Виды воображения


Различают активное, пассивное, воссоздающее и творческое воображение. Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими-то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. В качестве примера можно привести воображение художника, конструктора, процесс «мозгового штурма» при поиске и разработке идей в научной лаборатории.

Пассивное воображение формирует образы спонтанно, само собой, эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, называемые грезами. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта по его описанию, существовавшего в реальном прошлом, но представленного словесно, схематично, эскизно. Например, прибыв на место происшествия, следователь прокуратуры мысленно рисует образ действий преступника. Именно этот образ разрабатывается в качестве одной из гипотез для раскрытия преступления.
Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, отличающиеся новизной и оригинальностью. Творческое воображение также тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, то есть мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения, своеобразная форма психологической защиты, обеспечивающая временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.


3. Способы создания образов творческого воображения


Процесс создания образов воображения на основе предшествующего опыта, имеющихся представлений о предметах и явлениях объективной реальности может протекать в различных формах.
Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, то есть создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить образ кентавра, русалки, избушки на курьих ножках, сфинкса и т. п. Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. В результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа личности.
Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст (перемещение). Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом.
Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей — гиперболизация. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчик, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи. В этом случае гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества.
Аналогия — это создание нового по сходству с уже известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии можно понимать мотивы поведения других людей.
Акцентирование — это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей.
Создание нового образа путем сглаживания различий предметов и выделения черт сходства между ними — это схематизация. Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В результате появляются искажения, которые приводят к созданию образов воображения, неверно отражающих действительность. Причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным. Причиной схематизации может быть и сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта, в результате чего возникает схематический образ.
Типизация — это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Например, типизация использована А. Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.
Объекту могут приписываться (или придаваться) чуждые ему (чаще всего мистические) качества и свойства. На основе этого приема творческого воображения были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.
Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.


4. Индивидуальные особенности воображения


Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творчеством, — писателей, художников, музыкантов, ученых.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.


Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику воображения как психического процесса. В чем заключается роль воображения в жизни человека и в регуляции организма?
2. Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.
3. В чем специфика творческого воображения? Перечислите приемы создания образов творческого воображения.
4. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.


Практические задания

1. Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.
2. Опишите воображение людей с такими чертами характера, как: сострадательность, честолюбие, тревожность, мстительность, трусость, в контексте соответствующих жизненных ситуаций.
3. Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях:
1) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию;
2) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь;
3) художник разрабатывает проект оформления актового зала;
4) ребенок слушает сказку «Три поросенка».
4. Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, Баба-яга, Плюшкин, скатерть-самобранка, Дон-Жуан, портрет А. С. Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.
Источник: Шершнёва, Т. В. Психология: пособие для студентов специальности 1-08 01 01 Ш49 «Профессиональное обучение (по направлениям») : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. — Минск : БНТУ, 2021. — Ч. 1. — 208 с. ISBN 978-985-583-401-5 (Ч. 1).

Четырехфакторная шкала воображения (FFIS): мера для оценки частоты, сложности, эмоциональной валентности и направленности воображения

  • Аркави, А. (2003). Роль визуальных представлений в обучении математике. Образовательные занятия по математике, 52 (3), 215–241.

    Артикул Google Scholar

  • Бити, Р. Э., Чен, К., Кристенсен, А. П., Цю, Дж., Сильвия, П. Дж., и Шактер, Д. Л. (2018). Мозговые сети воображаемого ума: динамическая функциональная связь сетей по умолчанию и сетей когнитивного контроля связана с открытостью опыту. Картирование человеческого мозга , 39 , 811–821.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Бенедек М., Шуес Т., Бити Р. Э., Яук Э., Кошутниг К., Финк А. и Нойбауэр А. К. (2018). Чтобы создать или вспомнить оригинальные идеи: мозговые процессы, связанные с воображением использования новых объектов. Кортекс, 99, 93–102.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Браун, Г.П., Маклеод, А.К., Тата, П., и Годдард, Л. (2002). Беспокойство и моделирование будущих результатов. Тревожный стресс и преодоление стресса, 15 (1), 1–17.

    Артикул Google Scholar

  • Карьер, Дж. С., Сели, П., и Смайлек, Д. (2013). Блуждание ума и тела: индивидуальные различия в блуждании ума и невнимательности предсказывают беспокойство. Canadian Journal of Experimental Psychology/Revue canadienne de Psychologie Expérimentale, 67 (1), 19.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Кондон, Д. М. (2018). Опросник личности SAPA: эмпирически полученная, иерархически организованная модель самоотчета о личности . https://doi.org/10.17605/osf.io/SC4P9.

  • Кондон, Д. М., и Ревель, В. (2014). Международный ресурс когнитивных способностей: разработка и первоначальная проверка общедоступного ресурса. Разведка, 43, 52–64.

    Артикул Google Scholar

  • Кондон, Д. М., Рони, Э., и Ревель, В. (2017). Обновление SAPA-проекта: о структуре сформулированных элементов самоотчета о личности. Journal of Open Psychology Data, 5, 3.

    Статья Google Scholar

  • Фэн З., Логан С., Купчик Г., Риттерфельд У. и Гаффин Д. (2017). Кросс-культурное исследование воображения как концепции, основанной на процессе. Воображение, познание и личность, 37 (1), 69–94.

    Артикул Google Scholar

  • Гессер, Б., и Шактер, Д.Л. (2014). Эпизодическая симуляция и эпизодическая память могут усиливать намерения помогать другим. Труды Национальной академии наук, 111 (12), 4415–4420.

    Артикул Google Scholar

  • Гальтон, Ф. (1880 г.). Статистика ментальных образов. Разум, 5, 301–318.

    Артикул Google Scholar

  • Голдберг, Л. Р. (1999). Широкополосный общедоступный опросник личности, измеряющий низкоуровневые аспекты нескольких пятифакторных моделей. Психология личности в Европе, 7 (1), 7–28.

    Google Scholar

  • Голдвин, М., и Бехар, Э. (2012). Конкретность идиографических периодов беспокойства и депрессивных размышлений. Когнитивная терапия и исследования, 36 (6), 840–846.

    Артикул Google Scholar

  • Гопник, А., Гриффитс, Т.Л., и Лукас, К.Г. (2015). Когда младшие ученики могут быть лучше (или, по крайней мере, более открытыми), чем старшие. Современные направления психологической науки, 24 (2), 87–92.

    Артикул Google Scholar (2011). Усиление сберегательного поведения за счет возрастных рендерингов будущего «я». Журнал маркетинговых исследований, 48, S23–S37.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Ипейротис, П. Г. (2010). Анализ рынка механических турок Amazon. XRDS: Crossroads, журнал ACM для студентов, 17 (2), 16–21.

    Артикул Google Scholar

  • Айриш, М., Аддис, Д. Р., Ходжес, Дж. Р., и Пиге, О. (2012). Изучение содержания и качества эпизодических симуляций будущего при семантической деменции. Нейропсихология, 50 (14), 3488–3495.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Янковска, Д. М., и Карвовский, М. (2015). Измерение творческих способностей образов. Границы психологии , 6 , 1–17.

    Артикул Google Scholar

  • Цзин, Х.Г., Мадоре, К.П., и Шактер, Д.Л. (2016). Беспокойство о будущем: индукция эпизодической специфичности влияет на решение проблем, переоценку и благополучие. Journal of Experimental Psychology: General, 145 (4), 402.

    Статья Google Scholar

  • Джон, О. П., и Шривастава, С. (1999). Таксономия черт Большой пятерки: история, измерение и теоретические перспективы. Справочник личности: теория и исследования, 2 (1999), 102–138.

    Google Scholar

  • Юнг, Р. Э., Флорес, Р. А., и Хантер, Д. (2016). Новая мера способности к воображению: корреляции изображений анатомического мозга. Границы психологии , 7 , 1–8.

    Google Scholar

  • Кайзер, Р. Х., Эндрюс-Ханна, Дж. Р., Вейджер, Т. Д., и Пиццагалли, Д. А. (2015). Крупномасштабная сетевая дисфункция при большом депрессивном расстройстве: метаанализ функциональной связи в состоянии покоя. JAMA Psychiatry, 72 (6), 603–611.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Киллингсворт, Массачусетс, и Гилберт, Д.Т. (2010). Блуждающий ум — несчастный ум. Наука, 330 (6006), 932.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Косслин С.М., Ганис Г. и Томпсон В.Л. (2001). Нейронные основы образов. Nature Reviews Neuroscience, 2 (9), 635–642.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • ЛеБутилье, Н., и Маркс, Д. Ф. (2003). Ментальные образы и творчество: метааналитическое обзорное исследование. Британский журнал психологии, 94 (1), 29–44.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Любомирский С., Кинг Л. и Динер Э. (2005). Преимущества частого положительного аффекта: приводит ли счастье к успеху? Психологический бюллетень, 131 (6), 803–855.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Маркс, Д. Ф. (1973). Различия в зрительных образах при воспроизведении изображений. Британский журнал психологии, 64 (1), 17–24.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Пирсон, Дж., Населарис, Т., Холмс, Э.А., и Косслин, С.М. (2015). Ментальные образы: функциональные механизмы и клиническое применение. Trends in Cognitive Sciences, 19 (10), 590–602.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • R Основная команда. (2017). R: Язык и среда для статистических вычислений . Вена: Фонд статистических вычислений R.

    Google Scholar

  • Риз, С.П., Шайнс, Р., Видаман, К.Ф., и Хэвиленд, М.Г. (2013). Многомерность и смещение структурных коэффициентов в моделировании структурными уравнениями: двухфакторная перспектива. Образовательные и психологические измерения, 73 (1), 5–26.

    Артикул Google Scholar

  • Ревель, В. (2017). psych: Процедуры психологических, психометрических и личностных исследований. Северо-западный университет, Эванстон, Иллинойс. Пакет R версии 1.7.

  • Ревель, В., Кондон, Д.М., Уилт, Дж., Френч, Дж.А., Браун, А., и Эллеман, Л.Г. (2016). Сбор данных через Интернет и по телефону с использованием запланированных отсутствующих проектов. В Н. Г. Филдинг, Р. М. Ли и Г. Бланк (ред.), Справочник по методам онлайн-исследований . Тысяча дубов: публикации Sage.

    Google Scholar

  • Ревель, В., и Зинбарг, Р. Э. (2009). Коэффициенты альфа, бета, омега и glb: комментарии к Sijtsma. Психометрика, 74 (1), 145–154.

    Артикул Google Scholar

  • Робертс, Б.В., и Мрочек, Д. (2008). Изменение черт личности во взрослом возрасте. Современные направления психологической науки, 17 (1), 31–35.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Россил, Ю. (2017). lavaan: пакет R для моделирования структурных уравнений и многое другое. Гентский университет. Версия пакета R 0.5-23.1097.

  • Расс С.В., Робинс А.Л. и Кристиано Б.А. (1999). Ролевая игра: продольное прогнозирование творчества и аффекта в фантазии у детей. Журнал исследований творчества, 12 (2), 129–139.

    Артикул Google Scholar

  • Самли, AC (2011). От воображения к инновациям: разработка новых продуктов для повышения качества жизни . Нью-Йорк: Springer Science & Business Media.

    Книга Google Scholar

  • Schacter, DL, & Addis, DR (2007). Когнитивная нейробиология конструктивной памяти: вспоминание прошлого и воображение будущего. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences, 362 (1481), 773–786.

    Артикул Google Scholar

  • Шактер, Д. Л., Аддис, Д.Р., Хассабис, Д., Мартин, В.К., Шпренг, Р.Н., и Шпунар, К.К. (2012). Будущее памяти: память, воображение и мозг. Нейрон, 76 (4), 677–694.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Сели, П., Карьер, Дж. С., и Смилек, Д. (2015). Не все блуждания ума созданы равными: отделение преднамеренного блуждания ума от спонтанного. Психологические исследования, 79 (5), 750–758.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Шепард, Р. Н., и Мецлер, Дж. (1971). Мысленное вращение трехмерных объектов. Наука, 171 (3972), 701–703.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Сингер, Дж. Л., и Антробус, Дж. С. (1963). Факторно-аналитическое исследование мечтаний и концептуально связанных когнитивных и личностных переменных. Перцептивные и моторные навыки, 17 (1), 187–209.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Певица Дж. Л., Антробус Дж. С. (1966, редакция 19)70). Инвентаризация воображаемых процессов . В, Дж. Л. Сингер и Дж. С. Антробус (ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Центр исследований в области познания и аффекта, Центр выпускников Городского университета Нью-Йорка.

  • Стюарт Э., Франк Х., Бенито К., Веллен Б., Херрен Дж., Скрайнер Л. К. и Уайтсайд С. П. (2016). Практика экспозиционной терапии и одобрение механизма: опрос врачей-специалистов. Профессиональная психология: исследования и практика, 47 (4), 303.

    Артикул Google Scholar

  • Штёбер, Дж., и Борковец, Т. Д. (2002). Снижение конкретности беспокойства при генерализованном тревожном расстройстве: результаты терапевтического исследования. Когнитивная терапия и исследования, 26 (1), 89–96.

    Артикул Google Scholar

  • Тейлор М. , Карлсон С. М., Маринг Б. Л., Героу Л. и Чарли К. М. (2004). Характеристики и корреляты фантазии у детей школьного возраста: воображаемые товарищи, олицетворение и социальное понимание. Психология развития, 40 (6), 1173.

    Статья пабмед Google Scholar

  • Теллеген, А., и Аткинсон, Г. (1974). Открытость для поглощающих и самоизменяющихся переживаний («поглощение»), черта, связанная с гипнотической восприимчивостью. Journal of Abnormal Psychology, 83 (3), 268.

    Статья пабмед Google Scholar

  • Томас Д. и Браун Дж. С. (2011). Новая культура обучения: Развитие воображения в мире постоянных изменений (Том 219). Лексингтон: CreateSpace.

    Google Scholar

  • Торранс, EP (1974). Тесты Торренса на творческое мышление. Нормы. Техническое руководство, исследовательское издание, фигуральные тесты, формы А и В . Принстон: Персональная пресса.

    Google Scholar

  • Трапнелл, П.Д., и Кэмпбелл, Дж.Д. (1999). Частное самосознание и пятифакторная модель личности: Отличие размышлений от размышлений. Journal of Personality and Social Psychology, 76 (2), 284.

    Статья пабмед Google Scholar

  • Велисер, В.Ф. (1976). Определение количества компонентов по матрице частных корреляций. Психометрика, 41 (3), 321–327.

    Артикул Google Scholar

  • Уотсон, Д., Кларк, Л. А., и Теллеген, А. (1988). Разработка и валидация кратких показателей положительного и отрицательного влияния: шкалы PANAS. Journal of Personality and Social Psychology, 54 (6), 1063.

    Статья пабмед Google Scholar

  • Вейбель, Д., Мартарелли, К. С., Хаберли, Д., и Маст, Ф.В. (2018). Анкета фантазии: мера для оценки творческой и образной фантазии. Journal of Personality Sssessment, 100 (4), 431–443.

    Артикул Google Scholar

  • Уилсон, Т. Д., и Гилберт, Д. Т. (2005). Аффективное прогнозирование: знать, чего хотеть. Современные направления психологической науки, 14 (3), 131–134.

    Артикул Google Scholar

  • Забелина Д.Л. и Эндрюс-Ханна Дж.Р. (2016). Динамические сетевые взаимодействия, поддерживающие внутренне ориентированное познание. Текущее мнение по нейробиологии, 40, 86–93.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Зинбарг, Р. Э., Ревель, В., Йовель, И., и Ли, В. (2005). α Кронбаха, β Ревеля и ωh Макдональда: их отношения друг к другу и две альтернативные концепции надежности. Психометрика, 70 (1), 123–133.

    Артикул Google Scholar

  • Зинбарг, Р. Э., Йовель, И., Ревель, В., и Макдональд, Р. П. (2006). Оценка обобщаемости скрытой переменной, общей для всех показателей шкалы: сравнение оценок для ωh. Прикладное психологическое измерение, 30 (2), 121–144.

    Артикул Google Scholar

Ссылки на скачивание

«Это вспоминается или воображается? Феноменологические характеристики» Джареда Бранча

  • < Предыдущий
  • Далее >
  •  

 

Заголовок

Помнят или воображают? Феноменологические характеристики памяти и воображения

Дата присуждения

2020

Тип документа

Диссертация

Ученая степень

Доктор философии (Ph.D.)

1 Кафедра0004 Psychology

First Advisor

Richard Anderson (Advisor)

Second Advisor

Dale Klopfer (Committee Member)

Third Advisor

William O’Brien (Committee Member)

Fourth Advisor

Katherine Brodeur (Other)

Abstract

Феноменологические характеристики памяти аналогичны характеристикам воображения: Воспоминание о прошлом и воображение будущего имеют много общих субъективных качеств. Отчасти это сходство может быть связано с открытием, что способность создавать связную сцену лежит в основе как запоминаемых, так и воображаемых событий (Hassabis & Maguire, 2007). Однако предыдущие исследования предполагали, что прошлые события — это воспоминания, а будущие события — воображаемые события, в то время как предыдущие исследования нашей лаборатории показали, что люди сообщают, что будущие события ощущаются как воспоминания (Branch & Anderson, 2018). Предлагаемая диссертация направлена ​​на дальнейшее определение этих воспоминаний. Что делает событие запоминающимся, даже если оно уже произошло, а возможно, и не произошло? Чтобы ответить на этот вопрос, участники исследования 1 вспомнили воспоминания, представили модификации центральных или периферийных объектов, содержащихся в репрезентации воспоминаний о событии, а затем представили это измененное событие, происходящее либо в будущем, либо в контрфактическом прошлом. Участники оценили степень, в которой измененное событие «ощущается так, как будто я вспоминаю». Наша манипуляция была успешной в том, что участники сообщали об измененных событиях, независимо от временной ориентации, как о менее запоминаемых и более воображаемых, чем исходные события, что свидетельствует о феноменологическом различии между воспоминанием и воображением, отделенным от прошлых и будущих событий. Участники исследования 2 вспомнили прошедшее событие, контрфактическое событие и будущее событие и оценили каждое событие в зависимости от того, в какой степени оно содержало пространственную структуру, яркие объекты и людей, имеющих центральное и второстепенное значение, а также в какой степени участник мог отделиться от настоящего и мысленно путешествовать во времени к тому моменту, когда событие произошло или должно было произойти. Рейтинги построения объектов и сцен по отдельности составляли индекс, который вместе с автоноэзисом использовался для прогнозирования степени, в которой событие воспринималось как воспоминание. Конструирование объекта в значительной степени предсказывало степень, в которой воспоминание воспринималось как запомненное, тогда как автоноэз в значительной степени предсказывало степень, в которой будущие и контрфактические мысли воспринимались как запомненные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *