Характеристики воображения
11.11.2011
К ведущим характеристикам воображения относятся яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов.
Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного индивида. Общеизвестна яркость, живость детского воображения. Малыши порой путают фантастические образы своего воображения с действительными событиями, персонажами. Фантазия заменяет.и замещает им реальную действительность в игре и некоторых видах продуктивной деятельности.
Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Особенно важна реалистичность для целей.
Под свойством контролируемости понимается возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения.
Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения. Повышает активность эмоциональная насыщенность образов. Подтверждением могут служить различные страхи невротиков, которые замещают реальные события их проигрыванием в своем воображении.
Наибольшей активностью, а значит, и побудительной силой обладают мечты, идеалы, фобии, наименьшей — грезы, эротические фантазии. Активность образов воображения не является устойчивой индивидуальной характеристикой. Она будет определяться присутствием в сознании той или иной формы воображения. Однако один и тот же образ может обладать большой побудительной силой для одного субъекта и незначительной для другого. В этом смысле активность образов воображения является индивидуальной характеристикой.На основе выделения ведущей модальности в процессах приема и переработки информации была осуществлена классификация людей в рамках неиролингвистического программирования (НЛП). Согласно ей, у визуалистов преобладают зрительные образы, у кинестетиков — двигательные и тактильные, у аудиалистов
Тендерные исследования, направленные на изучение различий в воображении мужчин и женщин, показали, что представители «сильной половины человечества» в среднем обладают большей реалистичностью и контролируемостью образов воображения. Женщины же в целом имеют более высокие показатели по параметру яркости. В отношении степени активности — пассивности значимых различий обнаружено не было.
С возрастом повышается продуктивность процессов воображения. Л.С. Выготский экспериментально доказал справедливость этого положения. Убеждение в том, что дети обладают «лучшим» воображением, чем взрослые, несправедливо. Эта неверная точка зрения объясняется относительно более ранними сроками развития функции воображения по сравнению с другими психическими процессами, в частности логической памятью и мышлением. Отсутствие самоконтроля в фантазировании порождает иллюзию легкости, с которой ребенок продуцирует все новые и новые образы воображения. Дети обладают лишь большей яркостью образов, они также слабо их контролируют.
В период юности продуктивность образной сферы существенно возрастает. Именно на этой стадии своего развития люди планируют будущее, у них наблюдается тяга к творчеству, а их творческий потенциал максимально высок.
Наличие у человека ряда личностных особенностей (невротических черт, внушаемости, аутичности и т.п.) накладывает отпечаток на протекание процессов воображения. Так, высокая внушаемость резко снижает активность и устойчивость образов воображения (например, целей, идеалов), делает их легко изменяемыми, корректируемыми со стороны других людей. А склонность уходить в себя (аутичность) тесно коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения. Но рассмотрение этих особенностей является задачей специальных разделов психологии. Заметим лишь, что психический склад личности проявляется не только в поведении, но и в особенностях протекания психических процессов, в частности воображения.
Ключевые слова: Воображение
Источник: Карпов А.В., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Развитие воображения в дошкольном возрасте Урунтаева Г. А., Детская психология |
Представление и воображение Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Физиологическая основа воображения Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Социологическое воображение: теория вопроса Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Индивидуальные особенности воображения Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Особенности развития воображения младших школьников Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста |
Развитие воображения у детей Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Рекламный образ Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:… |
Воображение как психический процесс |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология |
1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.
Воображение — это процесс создания новых образов на основе ранее воспринятого. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с памятью и мышлением, с эмоциональными переживаниями человека, с реализацией им волевых действий. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. 2. Виды воображения
Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта по его описанию, существовавшего в реальном прошлом, но представленного словесно, схематично, эскизно. Например, прибыв на место происшествия, следователь прокуратуры мысленно рисует образ действий преступника. Именно этот образ разрабатывается в качестве одной из гипотез для раскрытия преступления. Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, отличающиеся новизной и оригинальностью. Творческое воображение также тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, то есть мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения, своеобразная форма психологической защиты, обеспечивающая временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. 3. Способы создания образов творческого воображения
4. Индивидуальные особенности воображения
|
Четырехфакторная шкала воображения (FFIS): мера для оценки частоты, сложности, эмоциональной валентности и направленности воображения
Аркави, А. (2003). Роль визуальных представлений в обучении математике. Образовательные занятия по математике, 52 (3), 215–241.
Артикул Google Scholar
Бити, Р. Э., Чен, К., Кристенсен, А. П., Цю, Дж., Сильвия, П. Дж., и Шактер, Д. Л. (2018). Мозговые сети воображаемого ума: динамическая функциональная связь сетей по умолчанию и сетей когнитивного контроля связана с открытостью опыту. Картирование человеческого мозга , 39 , 811–821.
Артикул пабмед Google Scholar
Бенедек М., Шуес Т., Бити Р. Э., Яук Э., Кошутниг К., Финк А. и Нойбауэр А. К. (2018). Чтобы создать или вспомнить оригинальные идеи: мозговые процессы, связанные с воображением использования новых объектов. Кортекс, 99, 93–102.
Артикул пабмед Google Scholar
Браун, Г.П., Маклеод, А.К., Тата, П., и Годдард, Л. (2002). Беспокойство и моделирование будущих результатов. Тревожный стресс и преодоление стресса, 15 (1), 1–17.
Артикул Google Scholar
Карьер, Дж. С., Сели, П., и Смайлек, Д. (2013). Блуждание ума и тела: индивидуальные различия в блуждании ума и невнимательности предсказывают беспокойство. Canadian Journal of Experimental Psychology/Revue canadienne de Psychologie Expérimentale, 67 (1), 19.
Артикул пабмед Google Scholar
Кондон, Д. М. (2018). Опросник личности SAPA: эмпирически полученная, иерархически организованная модель самоотчета о личности . https://doi.org/10.17605/osf.io/SC4P9.
Кондон, Д. М., и Ревель, В. (2014). Международный ресурс когнитивных способностей: разработка и первоначальная проверка общедоступного ресурса. Разведка, 43, 52–64.
Артикул Google Scholar
Кондон, Д. М., Рони, Э., и Ревель, В. (2017). Обновление SAPA-проекта: о структуре сформулированных элементов самоотчета о личности. Journal of Open Psychology Data, 5, 3.
Статья Google Scholar
Фэн З., Логан С., Купчик Г., Риттерфельд У. и Гаффин Д. (2017). Кросс-культурное исследование воображения как концепции, основанной на процессе. Воображение, познание и личность, 37 (1), 69–94.
Артикул Google Scholar
Гессер, Б., и Шактер, Д.Л. (2014). Эпизодическая симуляция и эпизодическая память могут усиливать намерения помогать другим. Труды Национальной академии наук, 111 (12), 4415–4420.
Артикул Google Scholar
Гальтон, Ф. (1880 г.). Статистика ментальных образов. Разум, 5, 301–318.
Артикул Google Scholar
Голдберг, Л. Р. (1999). Широкополосный общедоступный опросник личности, измеряющий низкоуровневые аспекты нескольких пятифакторных моделей. Психология личности в Европе, 7 (1), 7–28.
Google Scholar
Голдвин, М., и Бехар, Э. (2012). Конкретность идиографических периодов беспокойства и депрессивных размышлений. Когнитивная терапия и исследования, 36 (6), 840–846.
Артикул Google Scholar
Гопник, А., Гриффитс, Т.Л., и Лукас, К.Г. (2015). Когда младшие ученики могут быть лучше (или, по крайней мере, более открытыми), чем старшие. Современные направления психологической науки, 24 (2), 87–92.
Артикул Google Scholar (2011). Усиление сберегательного поведения за счет возрастных рендерингов будущего «я». Журнал маркетинговых исследований, 48, S23–S37.
Артикул пабмед Google Scholar
Ипейротис, П. Г. (2010). Анализ рынка механических турок Amazon. XRDS: Crossroads, журнал ACM для студентов, 17 (2), 16–21.
Артикул Google Scholar
Айриш, М., Аддис, Д. Р., Ходжес, Дж. Р., и Пиге, О. (2012). Изучение содержания и качества эпизодических симуляций будущего при семантической деменции. Нейропсихология, 50 (14), 3488–3495.
Артикул пабмед Google Scholar
Янковска, Д. М., и Карвовский, М. (2015). Измерение творческих способностей образов. Границы психологии , 6 , 1–17.
Артикул Google Scholar
Цзин, Х.Г., Мадоре, К.П., и Шактер, Д.Л. (2016). Беспокойство о будущем: индукция эпизодической специфичности влияет на решение проблем, переоценку и благополучие. Journal of Experimental Psychology: General, 145 (4), 402.
Статья Google Scholar
Джон, О. П., и Шривастава, С. (1999). Таксономия черт Большой пятерки: история, измерение и теоретические перспективы. Справочник личности: теория и исследования, 2 (1999), 102–138.
Google Scholar
Юнг, Р. Э., Флорес, Р. А., и Хантер, Д. (2016). Новая мера способности к воображению: корреляции изображений анатомического мозга. Границы психологии , 7 , 1–8.
Google Scholar
Кайзер, Р. Х., Эндрюс-Ханна, Дж. Р., Вейджер, Т. Д., и Пиццагалли, Д. А. (2015). Крупномасштабная сетевая дисфункция при большом депрессивном расстройстве: метаанализ функциональной связи в состоянии покоя. JAMA Psychiatry, 72 (6), 603–611.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Киллингсворт, Массачусетс, и Гилберт, Д.Т. (2010). Блуждающий ум — несчастный ум. Наука, 330 (6006), 932.
Артикул пабмед Google Scholar
Косслин С.М., Ганис Г. и Томпсон В.Л. (2001). Нейронные основы образов. Nature Reviews Neuroscience, 2 (9), 635–642.
Артикул пабмед Google Scholar
ЛеБутилье, Н., и Маркс, Д. Ф. (2003). Ментальные образы и творчество: метааналитическое обзорное исследование. Британский журнал психологии, 94 (1), 29–44.
Артикул пабмед Google Scholar
Любомирский С., Кинг Л. и Динер Э. (2005). Преимущества частого положительного аффекта: приводит ли счастье к успеху? Психологический бюллетень, 131 (6), 803–855.
Артикул пабмед Google Scholar
Маркс, Д. Ф. (1973). Различия в зрительных образах при воспроизведении изображений. Британский журнал психологии, 64 (1), 17–24.
Артикул пабмед Google Scholar
Пирсон, Дж., Населарис, Т., Холмс, Э.А., и Косслин, С.М. (2015). Ментальные образы: функциональные механизмы и клиническое применение. Trends in Cognitive Sciences, 19 (10), 590–602.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
R Основная команда. (2017). R: Язык и среда для статистических вычислений . Вена: Фонд статистических вычислений R.
Google Scholar
Риз, С.П., Шайнс, Р., Видаман, К.Ф., и Хэвиленд, М.Г. (2013). Многомерность и смещение структурных коэффициентов в моделировании структурными уравнениями: двухфакторная перспектива. Образовательные и психологические измерения, 73 (1), 5–26.
Артикул Google Scholar
Ревель, В. (2017). psych: Процедуры психологических, психометрических и личностных исследований. Северо-западный университет, Эванстон, Иллинойс. Пакет R версии 1.7.
Ревель, В., Кондон, Д.М., Уилт, Дж., Френч, Дж.А., Браун, А., и Эллеман, Л.Г. (2016). Сбор данных через Интернет и по телефону с использованием запланированных отсутствующих проектов. В Н. Г. Филдинг, Р. М. Ли и Г. Бланк (ред.), Справочник по методам онлайн-исследований . Тысяча дубов: публикации Sage.
Google Scholar
Ревель, В., и Зинбарг, Р. Э. (2009). Коэффициенты альфа, бета, омега и glb: комментарии к Sijtsma. Психометрика, 74 (1), 145–154.
Артикул Google Scholar
Робертс, Б.В., и Мрочек, Д. (2008). Изменение черт личности во взрослом возрасте. Современные направления психологической науки, 17 (1), 31–35.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Россил, Ю. (2017). lavaan: пакет R для моделирования структурных уравнений и многое другое. Гентский университет. Версия пакета R 0.5-23.1097.
Расс С.В., Робинс А.Л. и Кристиано Б.А. (1999). Ролевая игра: продольное прогнозирование творчества и аффекта в фантазии у детей. Журнал исследований творчества, 12 (2), 129–139.
Артикул Google Scholar
Самли, AC (2011). От воображения к инновациям: разработка новых продуктов для повышения качества жизни . Нью-Йорк: Springer Science & Business Media.
Книга Google Scholar
Schacter, DL, & Addis, DR (2007). Когнитивная нейробиология конструктивной памяти: вспоминание прошлого и воображение будущего. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences, 362 (1481), 773–786.
Артикул Google Scholar
Шактер, Д. Л., Аддис, Д.Р., Хассабис, Д., Мартин, В.К., Шпренг, Р.Н., и Шпунар, К.К. (2012). Будущее памяти: память, воображение и мозг. Нейрон, 76 (4), 677–694.
Артикул пабмед Google Scholar
Сели, П., Карьер, Дж. С., и Смилек, Д. (2015). Не все блуждания ума созданы равными: отделение преднамеренного блуждания ума от спонтанного. Психологические исследования, 79 (5), 750–758.
Артикул пабмед Google Scholar
Шепард, Р. Н., и Мецлер, Дж. (1971). Мысленное вращение трехмерных объектов. Наука, 171 (3972), 701–703.
Артикул пабмед Google Scholar
Сингер, Дж. Л., и Антробус, Дж. С. (1963). Факторно-аналитическое исследование мечтаний и концептуально связанных когнитивных и личностных переменных. Перцептивные и моторные навыки, 17 (1), 187–209.
Артикул пабмед Google Scholar
Певица Дж. Л., Антробус Дж. С. (1966, редакция 19)70). Инвентаризация воображаемых процессов . В, Дж. Л. Сингер и Дж. С. Антробус (ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Центр исследований в области познания и аффекта, Центр выпускников Городского университета Нью-Йорка.
Стюарт Э., Франк Х., Бенито К., Веллен Б., Херрен Дж., Скрайнер Л. К. и Уайтсайд С. П. (2016). Практика экспозиционной терапии и одобрение механизма: опрос врачей-специалистов. Профессиональная психология: исследования и практика, 47 (4), 303.
Артикул Google Scholar
Штёбер, Дж., и Борковец, Т. Д. (2002). Снижение конкретности беспокойства при генерализованном тревожном расстройстве: результаты терапевтического исследования. Когнитивная терапия и исследования, 26 (1), 89–96.
Артикул Google Scholar
Тейлор М. , Карлсон С. М., Маринг Б. Л., Героу Л. и Чарли К. М. (2004). Характеристики и корреляты фантазии у детей школьного возраста: воображаемые товарищи, олицетворение и социальное понимание. Психология развития, 40 (6), 1173.
Статья пабмед Google Scholar
Теллеген, А., и Аткинсон, Г. (1974). Открытость для поглощающих и самоизменяющихся переживаний («поглощение»), черта, связанная с гипнотической восприимчивостью. Journal of Abnormal Psychology, 83 (3), 268.
Статья пабмед Google Scholar
Томас Д. и Браун Дж. С. (2011). Новая культура обучения: Развитие воображения в мире постоянных изменений (Том 219). Лексингтон: CreateSpace.
Google Scholar
Торранс, EP (1974). Тесты Торренса на творческое мышление. Нормы. Техническое руководство, исследовательское издание, фигуральные тесты, формы А и В . Принстон: Персональная пресса.
Google Scholar
Трапнелл, П.Д., и Кэмпбелл, Дж.Д. (1999). Частное самосознание и пятифакторная модель личности: Отличие размышлений от размышлений. Journal of Personality and Social Psychology, 76 (2), 284.
Статья пабмед Google Scholar
Велисер, В.Ф. (1976). Определение количества компонентов по матрице частных корреляций. Психометрика, 41 (3), 321–327.
Артикул Google Scholar
Уотсон, Д., Кларк, Л. А., и Теллеген, А. (1988). Разработка и валидация кратких показателей положительного и отрицательного влияния: шкалы PANAS. Journal of Personality and Social Psychology, 54 (6), 1063.
Статья пабмед Google Scholar
Вейбель, Д., Мартарелли, К. С., Хаберли, Д., и Маст, Ф.В. (2018). Анкета фантазии: мера для оценки творческой и образной фантазии. Journal of Personality Sssessment, 100 (4), 431–443.
Артикул Google Scholar
Уилсон, Т. Д., и Гилберт, Д. Т. (2005). Аффективное прогнозирование: знать, чего хотеть. Современные направления психологической науки, 14 (3), 131–134.
Артикул Google Scholar
Забелина Д.Л. и Эндрюс-Ханна Дж.Р. (2016). Динамические сетевые взаимодействия, поддерживающие внутренне ориентированное познание. Текущее мнение по нейробиологии, 40, 86–93.
Артикул пабмед Google Scholar
Зинбарг, Р. Э., Ревель, В., Йовель, И., и Ли, В. (2005). α Кронбаха, β Ревеля и ωh Макдональда: их отношения друг к другу и две альтернативные концепции надежности. Психометрика, 70 (1), 123–133.
Артикул Google Scholar
Зинбарг, Р. Э., Йовель, И., Ревель, В., и Макдональд, Р. П. (2006). Оценка обобщаемости скрытой переменной, общей для всех показателей шкалы: сравнение оценок для ωh. Прикладное психологическое измерение, 30 (2), 121–144.
Артикул Google Scholar
Ссылки на скачивание
«Это вспоминается или воображается? Феноменологические характеристики» Джареда Бранча
- < Предыдущий
- Далее >
Заголовок
Помнят или воображают? Феноменологические характеристики памяти и воображения
Дата присуждения
2020
Тип документа
Диссертация
Ученая степень
Доктор философии (Ph.D.)
1 Кафедра0004 Psychology
First Advisor
Richard Anderson (Advisor)
Second Advisor
Dale Klopfer (Committee Member)
Third Advisor
William O’Brien (Committee Member)
Fourth Advisor
Katherine Brodeur (Other)
Abstract
Феноменологические характеристики памяти аналогичны характеристикам воображения: Воспоминание о прошлом и воображение будущего имеют много общих субъективных качеств. Отчасти это сходство может быть связано с открытием, что способность создавать связную сцену лежит в основе как запоминаемых, так и воображаемых событий (Hassabis & Maguire, 2007). Однако предыдущие исследования предполагали, что прошлые события — это воспоминания, а будущие события — воображаемые события, в то время как предыдущие исследования нашей лаборатории показали, что люди сообщают, что будущие события ощущаются как воспоминания (Branch & Anderson, 2018). Предлагаемая диссертация направлена на дальнейшее определение этих воспоминаний. Что делает событие запоминающимся, даже если оно уже произошло, а возможно, и не произошло? Чтобы ответить на этот вопрос, участники исследования 1 вспомнили воспоминания, представили модификации центральных или периферийных объектов, содержащихся в репрезентации воспоминаний о событии, а затем представили это измененное событие, происходящее либо в будущем, либо в контрфактическом прошлом. Участники оценили степень, в которой измененное событие «ощущается так, как будто я вспоминаю». Наша манипуляция была успешной в том, что участники сообщали об измененных событиях, независимо от временной ориентации, как о менее запоминаемых и более воображаемых, чем исходные события, что свидетельствует о феноменологическом различии между воспоминанием и воображением, отделенным от прошлых и будущих событий. Участники исследования 2 вспомнили прошедшее событие, контрфактическое событие и будущее событие и оценили каждое событие в зависимости от того, в какой степени оно содержало пространственную структуру, яркие объекты и людей, имеющих центральное и второстепенное значение, а также в какой степени участник мог отделиться от настоящего и мысленно путешествовать во времени к тому моменту, когда событие произошло или должно было произойти. Рейтинги построения объектов и сцен по отдельности составляли индекс, который вместе с автоноэзисом использовался для прогнозирования степени, в которой событие воспринималось как воспоминание. Конструирование объекта в значительной степени предсказывало степень, в которой воспоминание воспринималось как запомненное, тогда как автоноэз в значительной степени предсказывало степень, в которой будущие и контрфактические мысли воспринимались как запомненные.