Читать онлайн «Психологическая культура личности», Константин Романов – Литрес
© Романов К. М., 2015
© Когито-Центр, 2015
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор, академик РАО С. Б. Малых;
кафедра общей и социальной психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (Республика Беларусь)
* * *
Светлой памяти моего учителя А. А. Бодалева посвящается
Введение
Феномен психологической культуры стал предметом научного анализа сравнительно недавно. Это выглядит довольно парадоксально, прежде всего, для отечественной психологии, построенной на методологических положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского. В контексте этого подхода психическое развитие человека представляется как процесс усвоения совокупного общественного опыта, зафиксированного в материальной и духовной культуре. Человек – это продукт культуры. Высшие сугубо человеческие психические функции возникают путем окультуривания натуральных функций. Отсюда можно утверждать, что в культуре, как в многомерном образовании, есть особый срез, в котором зафиксирована психологическая сущность человека как субъекта и личности. В нем содержится общественно выработанный опыт обращения человека с людьми, в том числе и с самим собой: психологические знания, способы обращения, формы отношений. Усваивая именно эту часть культуры (или ее срез), ребенок становится полноценным субъектом и личностью. Учитывая эту содержательную специфику культуры, мы определяем ее как психологическую. Как социальный феномен психологическая культура зафиксирована в людях, в живом общении, в художественных и научных текстах, в обычаях и традициях и других ее носителях. Как индивидуальный личностный феномен она представляет собой системное личностное образование, определяющее способы обращения человека с другими людьми и с самим собой.
Существуют серьезные практические предпосылки для разработки проблемы психологической культуры. Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры. Психологическая культура пронизывает все сферы человеческого бытия, чем и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Низкий уровень ее развития или ее дефекты порождают многочисленные жизненные проблемы: невротические состояния, одиночество, семейные и производственные конфликты и многое другое. В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Психологические технологии получают все более широкое распространение в управлении, политике, бизнесе, образовании и т. д. Современный человек должен быть достаточно компетентным, чтобы пользоваться этими технологиями. Иначе он рискует превратиться в объект психологических манипуляций. Высокий уровень психологической культуры является основным фактором профессионального успеха специалистов, работающих с людьми: учителей, социальных работников, руководителей, государственных служащих и др. Психологические технологии вошли в арсенал вооруженных сил и спецслужб многих государств. Они играют важную роль в обеспечении национальной безопасности.
Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы, поскольку она тесно связана с такими фундаментальными проблемами психологии, как личность и общение. В процессе социализации ребенок овладевает способами обращения не только с предметным миром, но и с людьми, в том числе и с самим собой как человеком. Он усваивает культуру обращения с человеком, которая по своему содержанию представляется психологической. Она глубоко проникает в личностную сущность человека и фиксируется в соответствующих психологических образованиях: потребностях, воле, чертах характера, самосознании и др. Исследование в этой области позволяет расширить представления о человеке как субъекте и личности и об общении как форме социального бытия.
Проблема психологической культуры является комплексной и междисциплинарной. Можно выделить несколько направлений ее разработки: общепсихологическое, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, профессионально-психологическое, акмеологическое, патопсихологическое, этнопсихологическое, культурно-историческое, философское и др. Только при этом условии возможно достижение подлинного понимания феномена психологической культуры. В той или иной степени все эти направления представлены в данной книге.
Предлагаемая концепция психологической культуры является авторской. Одним из ее достоинств является то, что она позволяет преодолеть глубоко укорененный в психологии функциональный подход к пониманию психических процессов и свойств. В контексте развиваемого нами направления они рассматриваются как психологические инструменты (органы) человеческого бытия, успешность которого зависит от того, в какой мере субъект владеет ими, т. е. от уровня развития у него психологической культуры. При разработке концепции психологической культуры мы руководствовались методологическими идеями Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Л. С. Рубинштейна, А. А. Бодалева и др. Одним из соавторов предлагаемой концепции психологической культуры является О. Н. Романова. Пользуясь возможностью, я выражаю ей свою благодарность.
Учебное пособие может быть полезно преподавателям психологии, школьным психологам, студентам психологических специальностей, философам, культурологам и другим специалистам.
Глава 1
Психологическая культура личности как предмет научного исследования
1.1. Общая характеристика психологической культуры
1.2. Специфика феномена психологической культуры
1.3. Психологическая культура и личностные ресурсы
1.4. Структура психологической культуры
1.5. Развитие психологической культуры в онтогенезе
Ключевые понятия: общая культура, виды культуры, психологическая культура, личностные ресурсы, развитие психологической культуры, функции психологической культуры.
1.1
Общая характеристика психологической культуры
Новорожденный ребенок не является человеком в полном смысле этого слова. Ему только предстоит стать им. Однако «очеловечивание» младенца не обеспечивается генетическими программами. Они создают только врожденные предпосылки для становления личности и субъекта. Вторым важным условием этого является наличие социокультурной среды, которая является носителем совокупного общественного опыта: знаний об окружающем мире, способов общения с людьми, способов обращения с различными предметами (природными или искусственно созданными), социальных норм, отношений, социальных ценностей и т. д. Развитие человека как субъекта и как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и в конкретных людях, как ее носителях. Благодаря этому процессу происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений и навыков, т. е. всего того, что делает человека человеком и обеспечивает его полноценное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Эти известные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями и педагогической практикой.
Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознание и др. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, нравственной культурой, политической культурой, физической культурой, бытовой культурой, информационной культурой, психологической культурой и т. д. Все вместе это называется общей культурой человека, благодаря которой он и является таковым: субъектом и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.
Психологическая культура существует и функционирует в пространстве межличностных и внутриличностных отношений. Она определяет нормы, правила и технику этих отношений. В ней сосредоточен опыт обращения человека с человеком, в том числе и с самим собой. Он зафиксирован в людях, в способах живого общения, в текстах (художественных, научных, религиозных), в произведениях искусства (кино, театр, живопись, скульптура, музыка), в определенных традициях и обрядах. Именно эта культура делает человека человеком. Усваивая ее, он овладевает специфически человеческими способами обращения с другими людьми и с самим собой, и, тем самым, овладевает собственной психологической природой, т. е. становится субъектом своего бытия и личностью. Именно в этих качествах человек является живым носителем психологической культуры.
Психологическая культура занимает особое положение среди всех других культур. Она пронизывает их в содержательном плане, поскольку неотъемлемым элементом любой культуры является человек. Культура человекоцентрична. Она создана человеком и для человека. Например, техническая культура предписывает правила обращения человека с всевозможными техническими объектами: бытовыми приборами, автомобилем, компьютером и т. д. Но при разработке этих правил принимались во внимание функциональные характеристики и возможности не только технических объектов, но и их пользователей: особенности восприятия, внимания, мышления, эмоций, мотивов и др. Владение этими правилами позволяет максимально оптимизировать способы обращения с соответствующими техническими объектами и минимизировать всевозможные потери и негативные последствия для человека: переутомление, нежелательные психические состояния, травмы, возникновение игровой или какой-то иной зависимости и др. Высокий уровень развития у человека технической культуры предполагает адекватное отношение его к себе как к субъекту соответствующей деятельности («что я могу», «какие последствия это будет иметь для меня»). Она предписывает правила обращения человека с самим собой в условиях данной деятельности. Это и составляет компонент психологической культуры в структуре технической культуры. В той или иной форме он входит в состав любой культуры человека: информационной, бытовой, экологической, экономической, гигиенической и т. д. Высокий уровень развития психологической культуры обеспечивает более эффективное взаимодействие человека с предметной средой и со своим организмом и значительно повышает его возможности. Например, психологически грамотный пользователь компьютера умеет организовать такой режим своей работы, который исключает возникновение переутомления, игровой зависимости или каких-либо других негативных последствий. Поэтому формирование психологической культуры является очень важным элементом профессиональной подготовки любых специалистов.
Психологическая культура обеспечивает более эффективные способы обращения человека с самим собой как с субъектом, личностью и неповторимой индивидуальностью в любой сфере социального бытия. Она повышает качество человеческой жизни, оберегает от ненужных потерь, неудач, конфликтов, психологических травм и т. п., т. е. делает человека более успешным.
Однако максимально психологическая культура представлена в тех сферах социального бытия, которые предполагают взаимодействия человека с другими людьми – в общении. Она определяет правила и нормы обращения человека не только с самим собой, но и с другими людьми как с субъектами и личностями. Именно она обеспечивает существование человека как полноценного члена общества. Совместный способ бытия возможен только при условии, когда каждый член сообщества людей обладает необходимым уровнем психологической культуры. Причем здесь он предстает перед собой и другими не только как субъект какой-то деятельности, но и как личность. Психологическая культура человека является не только частью или элементом его общей культуры, но и важнейшим компонентом его личности. Она выступает как показатель личностной зрелости.
В отличие от других культур, она является не инструментальным (техническим), а глубоко личностным образованием. Правила обращения с предметом (например, с техническим объектом) выступают для человека всего лишь как некие инструменты, предназначенные для решения определенных задач, от которых он может безболезненно отказаться и заменить другими. Способы и нормы обращения человека с другими людьми и с самим собой – это не технические приспособления, а личностные образования. Они включены в структуру характера, отношений, самосознания, идеалов, ценностей, мотивов и т. п. Можно сказать, что они составляют саму плоть и кровь личности. Поэтому человек и не может с легкостью отказаться от них, что равносильно отказу от самого себя: от своих идеалов, нравственных ценностей, отношений и т. д. Например, честный человек не может обмануть, поскольку это противоречит его нравственному идеалу. Такой способ поведения является частью его личности. Он поступает так, поскольку не может иначе, пока остается таковым.
В самом общем виде психологическую культуру можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям. Психологическая культура как системное личностное образование обеспечивает разумное и эффективное использование личностного потенциала человека для решения различных жизненных проблем, возникающих в процессе общения и предметной деятельности. Например, сталкиваясь с определенной задачей и решая ее, человек, так или иначе, обращается к самому себе: «Смогу ли я ее решить», «Располагаю ли я необходимыми для этого знаниями и практическими умениями», «Стоит ли мне вообще ее решать» и т. п. Все эти вопросы являются психологическими по содержанию. Ответы на них предполагают знание и понимание себя как субъекта и как личности. В условиях общения подобные психологические вопросы обращены не только на самого себя, но и на других людей – партнеров. Без понимания их как субъектов и как личностей нельзя определить эффективные способы общения. Следовательно, психологическая культура пронизывает все человеческое бытие. Именно этим и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Она зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем и другими членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов, как в семье, так и за ее пределами (в детском саду, в школе, во дворе, в общественных местах, в профессиональных учебных заведениях, на производстве и т. д.), а также включением его в новые виды деятельности. Психологическая культура как личностное образование имеет важное функциональное предназначение. Надо сказать, что многие авторы склонны ограничивать функциональное пространство психологической культуры и отождествлять его со спектром функций культуры общения. Мы считаем, что ее можно рассматривать как своеобразный инструмент обращения человека с другими людьми и с самим собой как с субъектами, личностями и индивидуальностями. Высокий уровень ее развития позволяет человеку:
1. Правильно ориентироваться в окружающих людях.
2. Знать и понимать самого себя, т. е. иметь адекватный образ «Я».
3. В совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни.
4. В совершенстве владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал.
5. Правильно (на гуманистических позициях) относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними.
6. Иметь уважительное и адекватное отношение к самому себе как к субъекту, личности и неповторимой индивидуальности.
Исходя из сказанного, можно выделить следующие функции психологической культуры человека: ориентировка в окружающих людях, психологическое воздействие на других людей, человеческое отношение к людям, понимание самого себя, саморегуляция и отношение к самому себе. Каждая из них содержит множество других, более частных функций. В отдельности все эти функции в большей или меньшей степени изучены в психологии. Причем первые три из них можно определить как межличностные. Они обеспечивают общение человека с людьми. Эти функции изучаются главным образом в рамках социальной психологии. Менее всего изученной из них оказалась функция психологического воздействия. В последние годы значительно возрос интерес к ней не только в психологии, но и в смежных областях знания (политологии, менеджменте, педагогике, риторике и др.), причем не только в теории, но и в практике. Последние три функции психологической культуры следует назвать внутриличностными, поскольку они ориентированы не на другого человека, а на самого субъекта. Эти функции обеспечивают существование человека как субъекта и личности. Они исследуются, в основном, в общей психологии в разделе «психология самосознания» именно как его структурные компоненты и функции. Эти же функции и соответствующие каждой из них психологические образования изучаются также и в генетическом плане (развитие и формирование) в возрастной и педагогической психологии.
Следует отметить, что исследуются они, главным образом, по отдельности, в большей или меньшей изолированности друг от друга. В действительности же они представляют собой разные стороны и элементы единого личностного образования – психологической культуры. Комплексный подход к их исследованию может быть весьма продуктивным. Тем более, что он хорошо вписывается в культурно-историческую теорию Л. С. Выготского. Важно подчеркнуть, что внутриличностные функции (самопознание, саморегуляция и отношение к самому себе) имеют генетическое родство с аналогичными компонентами общения (межличностным пониманием, межличностным воздействием и межличностным отношением). Ребенок открывает самого себя как человека и овладевает сложным искусством обращения с самим собой в той мере, в какой он открывает других в человеческом качестве и овладевает умением обращаться с ними как с людьми. Эту мысль хорошо отражает известное выражение К. Маркса: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку».
Развитие психологической культуры человека происходит, в основном, стихийно. Ребенок усваивает ее на основе собственного опыта общения с людьми. Важную роль в усвоении психологической культуры играет чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей, где ребенок или взрослый человек знакомится с психическими особенностями людей (чертами характера, поступками, душевными переживаниями и состояниями), способами поведения по отношению друг к другу, межличностными отношениями и т. п.
Среди специально организованных педагогических процедур большое значение имеют мероприятия, направленные на воспитание у ребенка культуры поведения, а также уроки литературы. В целом же школа не оказывает существенного влияния на развитие психологической культуры детей в связи с низким уровнем гуманитаризации современного среднего образования. Как это ни странно, учебные программы средней общеобразовательной школы не предусматривают такого предмета, как психология человека или психологическая культура человека. Вследствие этого у детей складывается довольно примитивное представление о человеке как о некотором анатомо-физиологическом устройстве, поведение которого и даже сознание и мышление объясняются через механизмы условных рефлексов. Названный учебный предмет необходимо изучать на протяжении всего срока обучения в школе. Естественно, что на каждой возрастной ступени он должен иметь соответствующую методическую специфику. Только при этих условиях можно обеспечить полноценное усвоение психологических знаний, формирование необходимых практических умений и навыков, развитие соответствующих психических процессов (прежде всего психологического мышления), психических свойств и отношений.
Любые акты жизнедеятельности человека прямо или косвенно опосредствованы людьми. Поэтому психологическая культура, как структурный компонент личности, представляется важнейшим инструментом эффективного взаимодействия человека с людьми, фактором приспособления, выживания, жизненного успеха и социального бытия. По прогнозам специалистов, дальнейшее развитие общества будет тесно связано с его все большей психологизацией и с проникновением психологии во все сферы общественной жизни. Одним из следствий этого будет разработка и внедрение в жизнь очень мощных психотехнологий воздействия на человека, которые могут использоваться в любых сферах жизни (в рекламе, в идеологии, в политике, в управлении, в быту, в воспитании и т. д.) и с любыми целями, в том числе и антигуманными.
Элементы такого рода воздействий и их отрицательные последствия мы чувствуем уже сегодня. В будущем же их эффективность будет неизмеримо возрастать, поскольку возможности развития и совершенствования психотехнологий воздействия просто безграничны. В условиях такого мощного психологического давления человек рискует превратиться в послушный объект всевозможных манипуляций для кого бы то ни было: отдельных лиц, чиновников, бизнесменов, политических лидеров, руководителей тоталитарных сект и преступников, партий, организаций, государства, спецслужб и т. д. Трудно себе представить психологические последствия подобного давления для личности. Противостоять этому может только человек, имеющий высокий уровень развития психологической культуры. Таким образом, развитие психологической культуры взрослых людей и особенно детей представляет собой важнейшую и актуальнейшую педагогическую и социальную задачу XXI века.
Как показывает анализ, психологическая культура – это очень многогранное и плохо изученное явление. Ее можно изучать в структурно-содержательном, функциональном, культурно-историческом, онтогенетическом, психолого-педагогическом, акмеологическом, национально-этническом и во многих других аспектах.
Читать книгу «Психологическая культура личности» онлайн полностью📖 — Константина Романова — MyBook.
Что выбрать
Библиотека
Подписка📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
Константин Михайлович Романов
Психологическая культура личности
© Романов К. М., 2015
© Когито-Центр, 2015
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор, академик РАО С. Б. Малых;
кафедра общей и социальной психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (Республика Беларусь)
* * *
Светлой памяти моего учителя А. А. Бодалева посвящается
Введение
Феномен психологической культуры стал предметом научного анализа сравнительно недавно. Это выглядит довольно парадоксально, прежде всего, для отечественной психологии, построенной на методологических положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского. В контексте этого подхода психическое развитие человека представляется как процесс усвоения совокупного общественного опыта, зафиксированного в материальной и духовной культуре. Человек – это продукт культуры. Высшие сугубо человеческие психические функции возникают путем окультуривания натуральных функций. Отсюда можно утверждать, что в культуре, как в многомерном образовании, есть особый срез, в котором зафиксирована психологическая сущность человека как субъекта и личности. В нем содержится общественно выработанный опыт обращения человека с людьми, в том числе и с самим собой: психологические знания, способы обращения, формы отношений. Усваивая именно эту часть культуры (или ее срез), ребенок становится полноценным субъектом и личностью. Учитывая эту содержательную специфику культуры, мы определяем ее как психологическую.
Существуют серьезные практические предпосылки для разработки проблемы психологической культуры. Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры. Психологическая культура пронизывает все сферы человеческого бытия, чем и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Низкий уровень ее развития или ее дефекты порождают многочисленные жизненные проблемы: невротические состояния, одиночество, семейные и производственные конфликты и многое другое.
Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы, поскольку она тесно связана с такими фундаментальными проблемами психологии, как личность и общение. В процессе социализации ребенок овладевает способами обращения не только с предметным миром, но и с людьми, в том числе и с самим собой как человеком.
Он усваивает культуру обращения с человеком, которая по своему содержанию представляется психологической. Она глубоко проникает в личностную сущность человека и фиксируется в соответствующих психологических образованиях: потребностях, воле, чертах характера, самосознании и др. Исследование в этой области позволяет расширить представления о человеке как субъекте и личности и об общении как форме социального бытия.Проблема психологической культуры является комплексной и междисциплинарной. Можно выделить несколько направлений ее разработки: общепсихологическое, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, профессионально-психологическое, акмеологическое, патопсихологическое, этнопсихологическое, культурно-историческое, философское и др. Только при этом условии возможно достижение подлинного понимания феномена психологической культуры. В той или иной степени все эти направления представлены в данной книге.
Предлагаемая концепция психологической культуры является авторской. Одним из ее достоинств является то, что она позволяет преодолеть глубоко укорененный в психологии функциональный подход к пониманию психических процессов и свойств. В контексте развиваемого нами направления они рассматриваются как психологические инструменты (органы) человеческого бытия, успешность которого зависит от того, в какой мере субъект владеет ими, т. е. от уровня развития у него психологической культуры. При разработке концепции психологической культуры мы руководствовались методологическими идеями Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Л. С. Рубинштейна, А. А. Бодалева и др. Одним из соавторов предлагаемой концепции психологической культуры является О. Н. Романова. Пользуясь возможностью, я выражаю ей свою благодарность.
Учебное пособие может быть полезно преподавателям психологии, школьным психологам, студентам психологических специальностей, философам, культурологам и другим специалистам.
Глава 1
Психологическая культура личности как предмет научного исследования
1. 1. Общая характеристика психологической культуры
1.2. Специфика феномена психологической культуры
1.3. Психологическая культура и личностные ресурсы
1.4. Структура психологической культуры
1.5. Развитие психологической культуры в онтогенезе
Ключевые понятия: общая культура, виды культуры, психологическая культура, личностные ресурсы, развитие психологической культуры, функции психологической культуры.
1.1
Общая характеристика психологической культуры
Новорожденный ребенок не является человеком в полном смысле этого слова. Ему только предстоит стать им. Однако «очеловечивание» младенца не обеспечивается генетическими программами. Они создают только врожденные предпосылки для становления личности и субъекта. Вторым важным условием этого является наличие социокультурной среды, которая является носителем совокупного общественного опыта: знаний об окружающем мире, способов общения с людьми, способов обращения с различными предметами (природными или искусственно созданными), социальных норм, отношений, социальных ценностей и т. д. Развитие человека как субъекта и как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и в конкретных людях, как ее носителях. Благодаря этому процессу происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений и навыков, т. е. всего того, что делает человека человеком и обеспечивает его полноценное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Эти известные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями и педагогической практикой.
Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознание и др.
Психологическая культура существует и функционирует в пространстве межличностных и внутриличностных отношений. Она определяет нормы, правила и технику этих отношений. В ней сосредоточен опыт обращения человека с человеком, в том числе и с самим собой. Он зафиксирован в людях, в способах живого общения, в текстах (художественных, научных, религиозных), в произведениях искусства (кино, театр, живопись, скульптура, музыка), в определенных традициях и обрядах.
Именно эта культура делает человека человеком. Усваивая ее, он овладевает специфически человеческими способами обращения с другими людьми и с самим собой, и, тем самым, овладевает собственной психологической природой, т. е. становится субъектом своего бытия и личностью. Именно в этих качествах человек является живым носителем психологической культуры.Психологическая культура занимает особое положение среди всех других культур. Она пронизывает их в содержательном плане, поскольку неотъемлемым элементом любой культуры является человек. Культура человекоцентрична. Она создана человеком и для человека. Например, техническая культура предписывает правила обращения человека с всевозможными техническими объектами: бытовыми приборами, автомобилем, компьютером и т. д. Но при разработке этих правил принимались во внимание функциональные характеристики и возможности не только технических объектов, но и их пользователей: особенности восприятия, внимания, мышления, эмоций, мотивов и др. Владение этими правилами позволяет максимально оптимизировать способы обращения с соответствующими техническими объектами и минимизировать всевозможные потери и негативные последствия для человека: переутомление, нежелательные психические состояния, травмы, возникновение игровой или какой-то иной зависимости и др.
Психологическая культура обеспечивает более эффективные способы обращения человека с самим собой как с субъектом, личностью и неповторимой индивидуальностью в любой сфере социального бытия. Она повышает качество человеческой жизни, оберегает от ненужных потерь, неудач, конфликтов, психологических травм и т. п., т. е. делает человека более успешным.
Однако максимально психологическая культура представлена в тех сферах социального бытия, которые предполагают взаимодействия человека с другими людьми – в общении. Она определяет правила и нормы обращения человека не только с самим собой, но и с другими людьми как с субъектами и личностями. Именно она обеспечивает существование человека как полноценного члена общества. Совместный способ бытия возможен только при условии, когда каждый член сообщества людей обладает необходимым уровнем психологической культуры. Причем здесь он предстает перед собой и другими не только как субъект какой-то деятельности, но и как личность. Психологическая культура человека является не только частью или элементом его общей культуры, но и важнейшим компонентом его личности. Она выступает как показатель личностной зрелости.
В отличие от других культур, она является не инструментальным (техническим), а глубоко личностным образованием. Правила обращения с предметом (например, с техническим объектом) выступают для человека всего лишь как некие инструменты, предназначенные для решения определенных задач, от которых он может безболезненно отказаться и заменить другими. Способы и нормы обращения человека с другими людьми и с самим собой – это не технические приспособления, а личностные образования. Они включены в структуру характера, отношений, самосознания, идеалов, ценностей, мотивов и т. п. Можно сказать, что они составляют саму плоть и кровь личности. Поэтому человек и не может с легкостью отказаться от них, что равносильно отказу от самого себя: от своих идеалов, нравственных ценностей, отношений и т. д. Например, честный человек не может обмануть, поскольку это противоречит его нравственному идеалу. Такой способ поведения является частью его личности. Он поступает так, поскольку не может иначе, пока остается таковым.
В самом общем виде психологическую культуру
Премиум
(4 оценки)
Константин Романов
На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Психологическая культура личности», автора Константина Романова. Данная книга имеет возрастное ограничение 12+, относится к жанру «Учебники и пособия для вузов». Произведение затрагивает такие темы, как «подготовка специалистов», «профессиональное образование». Книга «Психологическая культура личности» была написана в 2015 и издана в 2015 году. Приятного чтения!
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
14.6 Личность и культура – Психология – 1-е канадское издание
- Опишите личностные различия людей из коллективистских и индивидуалистических культур.
- Опишите различные подходы к изучению личности в культурном контексте.
Как вы узнали из этой главы, личность формируется как генетическими факторами, так и факторами окружающей среды. Культура, в которой вы живете, является одним из наиболее важных факторов окружающей среды, формирующих вашу личность (Triandis & Suh, 2002). Срок культура относится ко всем верованиям, обычаям, искусству и традициям определенного общества. Культура передается людям через язык, а также через моделирование культурно приемлемого и неприемлемого поведения, которое либо вознаграждается, либо наказывается (Triandis & Suh, 2002). Имея в виду эти идеи, психологи личности заинтересовались ролью культуры в понимании личности. Они спрашивают, одинаковы ли черты личности в разных культурах или существуют различия. Похоже, что существуют как универсальные, так и культурно-специфические аспекты, объясняющие различия в характерах людей.
Почему важно учитывать влияние культуры на личность? Западные представления о личности могут быть неприменимы к другим культурам (Benet-Martinez & Oishi, 2008). Фактически, есть свидетельства того, что сила личностных черт варьируется в зависимости от культуры. Давайте рассмотрим некоторые из факторов «большой пятерки» — то есть открытость, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и невротизм — в разных культурах. Психологи-эволюционисты утверждают, что пять факторов Большой пятерки отражают универсальные ответы на повторяющийся и всепроникающий набор экологических проблем, которые существовали в среде предков человека на протяжении тысячелетий. Согласно этой точке зрения, все люди должны иметь личности, которые можно объяснить этими пятью факторами. Существуют доказательства этого противоречия в различных культурах, хотя не все факторы постоянно наблюдаются во всех культурах (Heine & Buchtel, 2009).).
Таким образом, один из способов взглянуть на личность через культурную призму — это посмотреть, как люди из разных культур реагируют на личностные тесты, основанные на предположении, что личность состоит из ряда фундаментальных факторов, таких как Большая пятерка. Давайте рассмотрим некоторые культурные вариации пятифакторной модели, а затем рассмотрим другой способ концептуализации культурного изучения личности.
Азиатские культуры более коллективистские, и люди в этих культурах, как правило, менее экстравертированы. Напротив, люди в культурах Центральной и Южной Америки, как правило, имеют более высокие баллы по открытости опыту, тогда как европейцы имеют более высокий балл по невротизму (Benet-Martinez & Karakitapoglu-Aygun, 2003). Индивидуалистические и коллективистские культуры делают акцент на разных базовых ценностях. Люди, живущие в индивидуалистических культурах, склонны полагать, что важны независимость, конкуренция и личные достижения. Люди в западных странах, таких как США, Англия и Австралия, имеют высокие показатели индивидуализма (Oyserman, Coon, & Kemmelmier, 2002). Люди, живущие в коллективистских культурах, ценят социальную гармонию, уважение и групповые потребности выше индивидуальных. Люди, живущие в странах Азии, Африки и Южной Америки, имеют высокие показатели коллективизма (Hofstede, 2001; Triandis, 19). 95). Эти ценности влияют на личность. Например, Куо-Шу Ян (2006) обнаружил, что люди в индивидуалистических культурах демонстрируют более личностно ориентированные черты личности, тогда как люди в коллективистских культурах демонстрируют более социально ориентированные черты личности.
В Соединенных Штатах также существуют региональные личностные различия (см. рис. 14.19). Исследователи проанализировали ответы более 1,5 миллиона человек в Соединенных Штатах и обнаружили, что существует три различных региональных личностных кластера: в кластере 1, расположенном на Верхнем Среднем Западе и Глубоком Юге, преобладают люди, которые попадают в категорию «дружелюбных и традиционных» личностей. ; В кластере 2, куда входит Запад, преобладают люди более расслабленные, эмоционально устойчивые, спокойные, творческие; а в Кластере 3, который включает Северо-Восток, больше людей, страдающих стрессом, раздражительностью и депрессией. Люди, живущие в кластерах 2 и 3, также в целом более открыты (Rentfrow et al. , 2013).
Рисунок 14.19. Исследователи обнаружили в Соединенных Штатах три различных региональных личностных кластера. Люди, как правило, дружелюбны и традиционны на Верхнем Среднем Западе и Глубоком Юге; расслабленный, эмоционально устойчивый и творческий на Западе; и стресс, раздражительность и депрессия на северо-востоке (Rentfrow et al., 2013).
Одним из объяснений региональных различий является избирательная миграция (Rentfrow et al., 2013). Избирательная миграция — это концепция, которую люди выбирают для переезда в места, совместимые с их личностью и потребностями. Например, человек с высоким уровнем приятности, вероятно, захочет жить рядом с семьей и друзьями, и он, вероятно, решит поселиться или остаться в таком районе. Напротив, человек с высоким уровнем открытости предпочел бы поселиться в месте, признанном разнообразным и инновационным, например в Калифорнии.
Подходы к изучению личности в культурном контексте
Для изучения личности в культурном контексте можно использовать два подхода: культурно-сравнительный подход и подход коренных народов. Поскольку представления о личности имеют западную основу, культурно-сравнительный подход направлен на проверку западных представлений о личности в других культурах, чтобы определить, могут ли они быть обобщены и имеют ли они культурную ценность (Cheung, van de Vijver, & Leong, 2011). ). Например, вспомните с точки зрения черт, обсуждавшейся ранее в этой главе, что исследователи использовали культурно-сравнительный подход для проверки универсальности пятифакторной модели МакКрэя и Косты. Они нашли применение во многих культурах по всему миру, при этом черты «большой пятерки» стабильны во многих культурах (McCrae & Costa, 19).97; МакКрей, Терраччано, Санчес-Бернардос, Джурик-Йочич и Халим, 2005 г.).
Местный подход возник как реакция на доминирование западных подходов к изучению личности в незападных условиях (Cheung et al., 2011). Поскольку западные оценки личности не могут полностью охватить личностные конструкции других культур, модель коренных народов привела к разработке инструментов оценки личности, основанных на конструкциях, имеющих отношение к изучаемой культуре (Cheung et al. , 2011). Эта точка зрения привела к переводу инструментов оценки личности на другие языки и культурные точки зрения и включила в себя взгляды коренных народов на личностные конструкции и развитие.
Джейкоб Бурак, Эрин Гурр, Эмили Стабберт и Ванесса Вева (2019) утверждают, что идентичность коренных народов в Канаде плохо изучена из-за огромного разнообразия культуры, языка и традиций общин коренных народов Канады. История до, во время и после колонизации европейцами у коренных общин различается, как и социальные и экономические условия, ресурсы и география. Коренные народы Канады разделяют историю колонизации, угнетения, перемещения с традиционных территорий, насильственной культурной ассимиляции и геноцида. Канадское правительство и его представители, особенно различные церковные группы, подвергали общины коренных народов насильственному переселению, разделению семей и созданию школ-интернатов, которые часто становились источниками психологического, сексуального, физического и эмоционального насилия. Целью школ-интернатов, как и образования, было «убить индейца в ребенке» (Royal Commission on Aboriginal Peoples, 1996, Том. 1, с. 349). Таким образом, коллективная история, травмы и устойчивость коренных народов Канады обеспечивают многочисленные источники влияния на развитие личности, которые могут иметь межпоколенческие последствия.
Помимо влияния коллективных исторических эффектов, личность также формируется внутри собственного коренного сообщества и его понимания развития личности, которое может включать конструкции, незнакомые людям за пределами этой культуры. Вместо того чтобы рассматривать опыт коренных народов как нечто монолитное, Бурак и его коллеги (Burack et al., 2019) утверждал, что понимание развития личности требует знания конкретной культуры, а также коллективной истории. Кроме того, в развитии личности коренная молодежь должна ориентироваться в отношениях с основным канадским обществом и его влиянием на окружающую среду. Взятое вместе, понимание личности в культуре, отличной от нашей, требует тщательного и систематического изучения всех исторических, общих и индивидуальных влияний окружающей среды, формирующих личность. Что касается канадских коренных общин, это требует готовности попытаться понять последствия долгой истории колонизации, угнетения и устойчивости, которые последовали за еще более долгой историей самодостаточности, суверенитета и культурных и языковых традиций.
Источник: адаптировано из Spielman et al. (2019).
- Личность формируется факторами окружающей среды, генетическими факторами и взаимодействием между ними.
- Существуют большие различия в факторах Большой пятерки между коллективистскими и индивидуалистическими культурами, и эти различия также можно найти в таких странах, как Канада и Соединенные Штаты.
- Инструменты оценки личности были переведены на другие языки, но понимание роли культуры требует глубокого понимания самой культуры.
- Психологи плохо понимают идентичность коренных народов Канады, потому что разнообразие культуры, языка и традиций общин коренных народов в Канаде недостаточно изучено за пределами этих сообществ.
- Какие отдельные региональные группы личности могут существовать в Канаде и почему?
- Найдите ресурс, объясняющий культуру коренной нации в Канаде, и поразмышляйте о роли культуры в развитии личности в этом сообществе.
Поздравляем с завершением главы 14! Не забудьте вернуться к разделу «Подход и педагогика» в начале книги, чтобы узнать больше о том, как извлечь максимальную пользу из чтения и изучения материала в этом учебнике.
Атрибуция изображения
Рисунок 14.19. Используется под лицензией CC BY 4.0
Каталожные номера
Бенет-Мартинес, В., и Каракитапоглу-Айгун, З. (2003). Взаимодействие культурных ценностей и личности в прогнозировании удовлетворенности жизнью: сравнение американцев азиатского и европейского происхождения. Journal of Cross-Cultural Psychology, 34, 38–61.
Бенет-Мартинес, В., и Оиси, С. (2008). Культура и личность. В OP John, RW Robins и LA Pervin (Eds.), Справочник по личности: теория и исследования . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Бурак, Дж. А., Гурр, Э., Стабберт, Э., и Вева, В. (2019). Развитие личности среди молодежи коренных народов в Канаде: объединение универсальных и общинных точек зрения. Новые идеи в психологии , 53, 67–74.
Ченг, Ф. М., ван де Вийвер, Ф. Дж. Р., и Леонг, Ф. Т. Л. (2011). К новому подходу к изучению личности в культуре. Американский психолог, 66 (7), 593–603.
Heine, SJ, & Buchtel, EE (2009). Личность: универсальное и культурно специфичное. Ежегодный обзор психологии, 60 , 369–394.
Хофстеде, Г. (2001). Последствия культуры: сравнение ценностей, поведения, институтов и организаций в разных странах (2-е изд.). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Маккрей, Р. Р. и Коста, П. Т. (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог, 52 (5), 509–516.
МакКрей, Р.Р., Терраччано, А., Санчес-Бернардос, М.Л., Джурик-Йочич, Д., и Халим, М.С. (2005). Универсальные свойства черт личности с точки зрения наблюдателя: данные из 50 культур. Журнал личности и социальной психологии, 88 (3), 547–561.
Ойсерман, Д., Кун, Х., и Кеммельмиер, М. (2002). Переосмысление индивидуализма и коллективизма: оценка теоретических предположений и метаанализов. Психологический бюллетень, 128, 3–72.
Рентфроу, П.Дж., Гослинг, С.Д., Джокела, М., Стиллвелл, Д.Дж., Косински, М., и Поттер, Дж. (2013). Разделенные мы стоим: три психологических региона Соединенных Штатов и их политические, экономические, социальные и медицинские корреляты. Journal of Personality and Social Психология, 105 (6), 996–1012.
Королевская комиссия по делам коренных народов. (1996). Доклад Королевской комиссии по делам коренных народов. Получено с https://www.bac-lac.gc.ca/eng/discover/aboriginal-heritage/royal-commission-aboriginal-peoples/Pages/final-report.aspx
Спилман Р., Дампер К., Дженкинс В., Лакомб А., Ловетт М. и Перлмуттер М. (2019). Личность. В OpenStax Психология . OpenStax CNX. Получено с https://cnx.org/contents/[email protected]:X7lIv6fX@10
Триандис, ХК (1995). Индивидуализм и коллективизм . Боулдер, Колорадо: Westview.
Triandis, HC, & Suh, EM (2002). Влияние культуры на личность. Ежегодный обзор Psychology, 53, 133–160.
Ян, К. С. (2006). Исследование личности коренных народов: пример Китая. В У. Ким, К.-С. Ян и К.-К. Хван (ред.), Психология коренных народов и культур: понимание людей в контексте (стр. 285–314). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
Влияет ли культура на нашу личность?
В широком смысле культура относится к общим ценностям, убеждениям и нормам определенной группы людей. Таким образом, культура влияет на то, как мы учимся, живем и ведем себя. Из-за этого многие теоретики считают, что культура является важным фактором формирования нашей личности. Одно из общих предположений, утверждающих влияние культуры на личность, состоит в том, что люди, рожденные и выросшие в одной и той же культуре, имеют общие личностные черты.
Откройте для себя еще 10 статей по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Психодинамические теории
- Бихевиоризм
- Социальные когнитивные теории
- Теория черт
- Гуманистическая перспектива
Личность: Боас и Бенедикт
По словам Франца Боаса, пионера психологической антропологии или изучения отношений между культурой и личностью, личность приобретается через культуру, а не биологию. Его теория под названием «Культурный релятивизм» дает всестороннее понимание основополагающих отношений между культурой и личностью.
Ученица Боаса Рут Бенедикт изложила результаты исследования влияния культуры на личность посредством изучения различных культурных моделей и тем. Хотя она признала, что из-за глобального культурного распространения трудно проследить культурные модели цивилизованных обществ, первобытные общества, расположенные в отдаленных районах, сохранили свою общую личность через свои ценности, верования и ритуалы. Когда Бенедикт писала свою книгу « Образцы культуры », она упомянула о сравнении культурных образцов двух разных групп североамериканских индейцев, а также группы индейцев, проживающей у побережья Папуа-Новой Гвинеи. В своем исследовании она обнаружила, что, хотя они происходят из похожей генетической коллекции, эти группы имеют значительные различия в соответствующих системах ценностей. Например, представление одного племени о «хорошем человеке» отличается от представления другого. Ее книга, Хризантема и меч: образцы японской культуры, включал подробное описание японских верований и системы ценностей, а также гипотезу о причинах действий японцев во время Второй мировой войны.
Личность: Маргарет Мид
Возможно, Маргарет Мид была одним из ведущих антропологов 20 го века. Будучи ученицей Боаса, Мид расширила школьные знания в области культуры и личности, сосредоточившись с американской культуры на весь западный мир. Она поехала на Самоа и обнаружила, что тамошние общества имеют единую систему ценностей, а значит, у них общие черты характера. В культуре самоанских племен отмечалось, что до достижения индивидами возраста 15-16 лет, когда они должны быть подвергнуты брачным ритуалам, они не имеют значительных ролей в плане общественной жизни. На самом деле дети игнорируются родителями и остальным обществом до тех пор, пока они не достигнут половой зрелости. Девочек учат видеть в мальчиках своих врагов. Эффект этой части самоанской культуры заключается в том, что дети, как правило, либо агрессивны, чтобы привлечь внимание, либо пассивны из-за отсутствия привязанности и любви со стороны их близких.
Пол, различия и личность
Считается, что эволюция и генетика привели к различиям в чертах личности, определяемых биологическим полом человека. Как объясняется в Теории полового отбора, самцы соревнуются за привлечение самок, поэтому мужчины более склонны к агрессии и соперничеству, чем женщины. Однако в настоящее время мы можем видеть, что все больше и больше женщин становятся агрессивными, соревнуясь с другими женщинами за мужчину.
Наша культура в значительной степени способствует развитию наших убеждений и ценностей. По этой причине и культурные психологи, и социальные антропологи считают, что культура влияет на личность. Кроме того, гендерные различия также влияют на личностные качества человека.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).