Психологическая манипуляция это: Психологическая манипуляция | это… Что такое Психологическая манипуляция?

Содержание

Психологическая манипуляция | это… Что такое Психологическая манипуляция?

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен[1], представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики[2][3]. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

Социальное воздействие не во всех случаях бывает отрицательным. Например, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным. В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией.

Содержание

  • 1 Условия успешной манипуляции
  • 2 Как манипуляторы управляют своими жертвами
    • 2. 1 Согласно Брейкер
    • 2.2 Согласно Саймону
  • 3 Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами
  • 4 Мотивы манипуляторов
  • 5 Психологические состояния манипуляторов
  • 6 Базовые манипулятивные стратегии психопатов
    • 6.1 1. Фаза оценки
    • 6.2 2. Фаза манипуляции
    • 6.3 3. Фаза расставания
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
    • 9.1 Академические журналы
  • 10 Ссылки

Условия успешной манипуляции

Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon)[4], успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор:

  • скрывает агрессивные намерения и поведение;
  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить какая тактика будет наиболее эффективной;
  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

Следовательно, манипуляция остаётся чаще всего скрытой — реляционно-агрессивной (англ.  relational aggression) или пассивно-агрессивной.

Как манипуляторы управляют своими жертвами

Согласно Брейкер

Харриет Брейкер (Harriet B. Braiker)[2] идентифицировала следующие основные способы, которыми манипуляторы управляют своими жертвами:

  • положительное подкрепление — похвала, поверхностное очарование, поверхностное сочувствие («крокодиловы слёзы»), чрезмерные извинения; деньги, одобрение, подарки; внимание, выражения лица, такие как притворный смех или улыбка; общественное признание;
  • отрицательное подкрепление — ворчание, вопли, тихое обращение, запугивание, угрозы, брань, эмоциональный шантаж, чувство вины, обида, плач, изображение жертвы;
  • неустойчивое или частичное подкрепление — может создавать эффективный климат страха и сомнения. Частичное или неустойчивое положительное подкрепление может поощрить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок может выигрывать время от времени, но в сумме всё равно окажется в проигрыше;
  • наказание;
  • травмирующий одноразовый опыт — словесное оскорбление, взрыв гнева или другое пугающее поведение с целью установить господство или превосходство; даже один инцидент такого поведения может приучить жертву избегать противостояния или противоречия манипулятору.

Согласно Саймону

Саймон[4] идентифицировал следующие методы управления:

  • Ложь — трудно определить лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно. Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.
  • Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.
  • Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.
  • Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение. Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара, см. Spin (public relations).
  • Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.
  • Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».
  • Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.
  • Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением неотносящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.
  • Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
  • Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна.
    Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.
  • Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.
  • Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.
  • Игра роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели.
    Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
  • Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.
  • Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.
  • Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.
  • Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.
  • Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.
  • Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым» когда не получает желаемого.

Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами

Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы.

Согласно Брейкер[2], манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки»), которые могут существовать в жертвах:

  • страсть к удовольствиям
  • склонность к получению одобрения и признания окружающих
  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями
  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»
  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами)
  • низкая уверенность в своих силах
  • внешний локус контроля

Уязвимости согласно Саймону:[4]

  • наивность — жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого,
  • сверхсознательность — жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву,
  • низкая уверенность в себе — жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.
  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред.
  • эмоциональная зависимость — жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.

Согласно Мартину Кантору (Martin Kantor)[5], следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:

  • слишком доверчивые — честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;
  • слишком альтруистичные — противоположность психопатическим; слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;
  • слишком впечатлительные — чрезмерно поддающиеся чужому обаянию. Например, они могли бы голосовать за обманщика-политика, который целует детей;
  • слишком наивные — которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;
  • слишком мазохистские — нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;
  • слишком самовлюбленные — склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;
  • слишком жадные — жадные и нечестные могут стать жертвой психопата, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;
  • слишком незрелые — имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;
  • слишком материалистичные — легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;
  • слишком зависимые — нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;
  • слишком одинокие — могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопат-незнакомец может предложить дружеские отношения за назначенную цену;
  • слишком импульсивные — принимают поспешные решения, например, о том что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;
  • слишком экономные — не могут отвергнуть сделку даже если знают причину, почему предложение настолько дешево
  • пожилые — могут быть утомлёнными и менее способными к выполнению многих задач одновременно. Слыша рекламное предложение они с меньшей вероятностью будут предполагать мошенничество. Пожилые чаще склонны к финансированию неудачливых людей.

Мотивы манипуляторов

Возможные мотивы манипуляторов:[2]

  • потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду,
  • необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими,
  • желание и потребность чувствовать себя диктатором,
  • получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение.

Психологические состояния манипуляторов

Манипулятор может иметь следующие личностные расстройства:[2]

  • макиавеллизм,
  • нарциссическое расстройство личности,
  • пограничное расстройство личности,
  • тревожное расстройство личности,
  • зависимое расстройство личности,
  • истерическое расстройство личности,
  • пассивно-агрессивное расстройство личности,
  • диссоциальное расстройство личности,
  • нервозность Типа А,
  • психологическая аддикция.

Базовые манипулятивные стратегии психопатов

Согласно Роберту Хейру (Robert Hare) и Полу Бабяку (Paul Babiak)[6], психопаты всегда в поисках жертв для своего мошенничества или обмана. Психопатический подход включает три фазы:

1. Фаза оценки

Некоторые психопаты — беспринципные, агрессивные хищники, которые обманут почти любого, кого встречают. В то же время другие более терпеливы, ожидая идеальную, наивную жертву, чтобы пересечь её путь. Некоторым психопатам нравится решать любые проблемы, в то время как другие охотятся только на тех, которые уязвимы. В каждом случае психопат постоянно оценивает потенциальную пригодность человека как источника денег, власти, секса или влияния. Во время фазы оценки психопат в состоянии определить слабые места потенциальной жертвы и будет их использовать с целью осуществления своего замысла.

2. Фаза манипуляции

Как только психопат определил свою жертву, начинается фаза манипуляции. Во время фазы манипуляции психопат может создать маску, специально предназначенную, чтобы «работать» на достижение цели манипулятора. Психопат будет лгать, чтобы получить доверие своей жертвы. Отсутствие сопереживания и чувства вины позволяет психопату лгать безнаказанно; он не видит важности того, чтобы говорить правду, если это не поможет достичь желаемой цели.

По мере развития взаимоотношений с жертвой, психопат тщательно оценивает её личность. Личность жертвы дает психопату картину оцениваемых черт и особенностей. Проницательный наблюдатель может обнаружить ненадёжности или уязвимости, которые жертва хотела бы минимизировать или скрыть от посторонних глаз. Как знаток человеческого поведения, психопат начинает осторожно проверять внутреннюю сопротивляемость и потребности жертвы, и в конечном счёте строит личные отношения с жертвой.

Маска психопата — «личность», которая взаимодействует с жертвой — изготовлена из лжи, тщательно сотканной, чтобы завлечь жертву. Эта маска, одна из многих, создана с целью соответствия индивидуальным психологическим потребностям и ожиданиям жертвы. Преследование жертвы является по сути хищническим; оно нередко приводит к серьёзному финансовому, физическому или эмоциональному вреду для человека. Здоровые, реальные отношения строятся на взаимоуважении и доверии, на разделяемых честных мыслях и чувствах. Ошибочное мнение жертвы, что у психопатической связи есть любая из этих особенностей, является причиной успешности манипуляции.

3. Фаза расставания

Фаза расставания начинается, когда психопат решает, что жертва далее бесполезна. Психопат её покидает и переходит к следующей жертве. В случае романтических связей психопат обычно гарантирует себе отношения со следующей целью, прежде чем покинуть свою текущую жертву. Иногда у психопата бывает одновременно три человека, с кем он имеет дело — первый был недавно покинут и сохраняется лишь на случай неудачи с двумя другими; второй в настоящий момент является жертвой, и его в ближайшее время планируется покинуть; и третий, за кем ухаживает психопат, в ожидании расставания с текущей жертвой.

См. также

  • Контроль сознания
  • Манипуляция массовым сознанием

Примечания

  1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е изд. — М.: Речь, 2003. — 304 с. — ISBN 5-09-002630-0
  2. 1 2 3 4 5 Braiker H. B. Whos Pulling Your Strings? How to Break The Cycle of Manipulation. — McGraw-Hill Prof Med/Tech, 2004. — 256 с. — ISBN 9780071446723
  3. По определению Е. Л. Доценко,

    «Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями»

    См. Волков Е. Н. «Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №1, 2002, стр. 84—95. (Серия: Социальные науки) ISSN 1811-5942
  4. 1 2 3 Simon G. K. In Sheep’s Clothing: Understanding and Dealing with Manipulative People. — испр.. — Parkhurst Brothers Publishers Inc., 2010. — 176 с. — ISBN 9781935166306
  5. Kantor M. The Psychopathy of Everyday Life: How Antisocial Personality Disorder Affects All of Us. — Greenwood Publishing Group, 2006. — 208 с. — ISBN 978-0275987985
  6. Babiak P., Hare R. D. Snakes in Suits: When Psychopaths Go to Work. — HarperCollins, 2006. — 352 с. — ISBN 9780060837723

Литература

  • Alessandra T. Non-Manipulative Selling, 1992.
  • Barber B. K. Intrusive Parenting: How Psychological Control Affects Children and Adolescents, 2001.
  • Bowman R. P., Cooper K., Miles R., Carr T. Innovative Strategies for Unlocking Difficult Children: Attention Seekers, Manipulative Students, Apathetic Students, Hostile Students, 1998.
  • Bursten B. Manipulator: A Psychoanalytic View, 1973.
  • Crawford C. The Politics of Life: 25 Rules for Survival in a Brutal and Manipulative World, 2007.
  • Forward S. Emotional Blackmail, 1997.
  • Klatte B., Thompson K. It’s So Hard to Love You: Staying Sane When Your Loved One Is Manipulative, Needy, Dishonest, or Addicted, 2007.
  • McCoy D. The Manipulative Man: Identify His Behavior, Counter the Abuse, Regain Control, 2006.
  • McMillan D. L. But He Says He Loves Me: How to Avoid Being Trapped in a Manipulative Relationship, 2008.
  • Sasson J. E. Stop Negotiating With Your Teen: Strategies for Parenting Your Angry, Manipulative, Moody, or Depressed Adolescent, 2002.
  • Stern R. The Gaslight Effect: How to Spot and Survive the Hidden Manipulation Others Use to Control Your Life, 2008.
  • Swihart E. W. Jr., Cotter P. The Manipulative Child: How to Regain Control and Raise Resilient, Resourceful, and Independent Kids, 1998.

Академические журналы

  • Aglietta M, Reberioux A, Babiak P. Psychopathic manipulation in organizations: pawns, patrons and patsies / Cooke A, Forth A, Newman J, Hare R (Eds) International Perspectives and Psychopathy // British Psychological Society, Leicester, 1996. pp. 12–17.
  • Aglietta, M.; Reberioux, A.; Babiak, P. Psychopathic manipulation at work / Gacono, C.B. (Ed) The Clinical and Forensic Assessment of Psychopathy: A Practitioner’s Guide.— Erlbaum, Mahwah, NJ, 2000. pp. 287–311.
  • Bursten B. The Manipulative Personality // Archives of General Psychiatry, 1972. Vol 26 No 4, pp. 318-321.
  • Buss D. M., Gomes M., Higgins D. S., Lauterback K. Tactics of Manipulation // Journal of Personality and Social Psychology, 1987. Vol 52, No 6, pp. 1219-1279.
  • Hofer P. The Role of Manipulation in the Antisocial Personality // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 1989. ol. 33 No 2, pp. 91-101.

Ссылки

  • Манипуляция // Блог Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов

Психологическая манипуляция | это… Что такое Психологическая манипуляция?

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен[1], представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики[2][3]. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

Социальное воздействие не во всех случаях бывает отрицательным. Например, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным. В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией.

Содержание

  • 1 Условия успешной манипуляции
  • 2 Как манипуляторы управляют своими жертвами
    • 2.1 Согласно Брейкер
    • 2.2 Согласно Саймону
  • 3 Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами
  • 4 Мотивы манипуляторов
  • 5 Психологические состояния манипуляторов
  • 6 Базовые манипулятивные стратегии психопатов
    • 6.1 1. Фаза оценки
    • 6.2 2. Фаза манипуляции
    • 6.3 3. Фаза расставания
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
    • 9.1 Академические журналы
  • 10 Ссылки

Условия успешной манипуляции

Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon)[4], успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор:

  • скрывает агрессивные намерения и поведение;
  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить какая тактика будет наиболее эффективной;
  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

Следовательно, манипуляция остаётся чаще всего скрытой — реляционно-агрессивной (англ. relational aggression) или пассивно-агрессивной.

Как манипуляторы управляют своими жертвами

Согласно Брейкер

Харриет Брейкер (Harriet B. Braiker)[2] идентифицировала следующие основные способы, которыми манипуляторы управляют своими жертвами:

  • положительное подкрепление — похвала, поверхностное очарование, поверхностное сочувствие («крокодиловы слёзы»), чрезмерные извинения; деньги, одобрение, подарки; внимание, выражения лица, такие как притворный смех или улыбка; общественное признание;
  • отрицательное подкрепление — ворчание, вопли, тихое обращение, запугивание, угрозы, брань, эмоциональный шантаж, чувство вины, обида, плач, изображение жертвы;
  • неустойчивое или частичное подкрепление — может создавать эффективный климат страха и сомнения. Частичное или неустойчивое положительное подкрепление может поощрить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок может выигрывать время от времени, но в сумме всё равно окажется в проигрыше;
  • наказание;
  • травмирующий одноразовый опыт — словесное оскорбление, взрыв гнева или другое пугающее поведение с целью установить господство или превосходство; даже один инцидент такого поведения может приучить жертву избегать противостояния или противоречия манипулятору.

Согласно Саймону

Саймон[4] идентифицировал следующие методы управления:

  • Ложь — трудно определить лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно. Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.
  • Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.
  • Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.
  • Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение. Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара, см. Spin (public relations).
  • Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.
  • Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».
  • Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.
  • Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением неотносящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.
  • Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
  • Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.
  • Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.
  • Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.
  • Игра роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
  • Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.
  • Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.
  • Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.
  • Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.
  • Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.
  • Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым» когда не получает желаемого.

Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами

Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы.

Согласно Брейкер[2], манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки»), которые могут существовать в жертвах:

  • страсть к удовольствиям
  • склонность к получению одобрения и признания окружающих
  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями
  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»
  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами)
  • низкая уверенность в своих силах
  • внешний локус контроля

Уязвимости согласно Саймону:[4]

  • наивность — жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого,
  • сверхсознательность — жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву,
  • низкая уверенность в себе — жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.
  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред.
  • эмоциональная зависимость — жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.

Согласно Мартину Кантору (Martin Kantor)[5], следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:

  • слишком доверчивые — честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;
  • слишком альтруистичные — противоположность психопатическим; слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;
  • слишком впечатлительные — чрезмерно поддающиеся чужому обаянию. Например, они могли бы голосовать за обманщика-политика, который целует детей;
  • слишком наивные — которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;
  • слишком мазохистские — нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;
  • слишком самовлюбленные — склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;
  • слишком жадные — жадные и нечестные могут стать жертвой психопата, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;
  • слишком незрелые — имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;
  • слишком материалистичные — легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;
  • слишком зависимые — нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;
  • слишком одинокие — могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопат-незнакомец может предложить дружеские отношения за назначенную цену;
  • слишком импульсивные — принимают поспешные решения, например, о том что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;
  • слишком экономные — не могут отвергнуть сделку даже если знают причину, почему предложение настолько дешево
  • пожилые — могут быть утомлёнными и менее способными к выполнению многих задач одновременно. Слыша рекламное предложение они с меньшей вероятностью будут предполагать мошенничество. Пожилые чаще склонны к финансированию неудачливых людей.

Мотивы манипуляторов

Возможные мотивы манипуляторов:[2]

  • потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду,
  • необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими,
  • желание и потребность чувствовать себя диктатором,
  • получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение.

Психологические состояния манипуляторов

Манипулятор может иметь следующие личностные расстройства:[2]

  • макиавеллизм,
  • нарциссическое расстройство личности,
  • пограничное расстройство личности,
  • тревожное расстройство личности,
  • зависимое расстройство личности,
  • истерическое расстройство личности,
  • пассивно-агрессивное расстройство личности,
  • диссоциальное расстройство личности,
  • нервозность Типа А,
  • психологическая аддикция.

Базовые манипулятивные стратегии психопатов

Согласно Роберту Хейру (Robert Hare) и Полу Бабяку (Paul Babiak)[6], психопаты всегда в поисках жертв для своего мошенничества или обмана. Психопатический подход включает три фазы:

1. Фаза оценки

Некоторые психопаты — беспринципные, агрессивные хищники, которые обманут почти любого, кого встречают. В то же время другие более терпеливы, ожидая идеальную, наивную жертву, чтобы пересечь её путь. Некоторым психопатам нравится решать любые проблемы, в то время как другие охотятся только на тех, которые уязвимы. В каждом случае психопат постоянно оценивает потенциальную пригодность человека как источника денег, власти, секса или влияния. Во время фазы оценки психопат в состоянии определить слабые места потенциальной жертвы и будет их использовать с целью осуществления своего замысла.

2. Фаза манипуляции

Как только психопат определил свою жертву, начинается фаза манипуляции. Во время фазы манипуляции психопат может создать маску, специально предназначенную, чтобы «работать» на достижение цели манипулятора. Психопат будет лгать, чтобы получить доверие своей жертвы. Отсутствие сопереживания и чувства вины позволяет психопату лгать безнаказанно; он не видит важности того, чтобы говорить правду, если это не поможет достичь желаемой цели.

По мере развития взаимоотношений с жертвой, психопат тщательно оценивает её личность. Личность жертвы дает психопату картину оцениваемых черт и особенностей. Проницательный наблюдатель может обнаружить ненадёжности или уязвимости, которые жертва хотела бы минимизировать или скрыть от посторонних глаз. Как знаток человеческого поведения, психопат начинает осторожно проверять внутреннюю сопротивляемость и потребности жертвы, и в конечном счёте строит личные отношения с жертвой.

Маска психопата — «личность», которая взаимодействует с жертвой — изготовлена из лжи, тщательно сотканной, чтобы завлечь жертву. Эта маска, одна из многих, создана с целью соответствия индивидуальным психологическим потребностям и ожиданиям жертвы. Преследование жертвы является по сути хищническим; оно нередко приводит к серьёзному финансовому, физическому или эмоциональному вреду для человека. Здоровые, реальные отношения строятся на взаимоуважении и доверии, на разделяемых честных мыслях и чувствах. Ошибочное мнение жертвы, что у психопатической связи есть любая из этих особенностей, является причиной успешности манипуляции.

3. Фаза расставания

Фаза расставания начинается, когда психопат решает, что жертва далее бесполезна. Психопат её покидает и переходит к следующей жертве. В случае романтических связей психопат обычно гарантирует себе отношения со следующей целью, прежде чем покинуть свою текущую жертву. Иногда у психопата бывает одновременно три человека, с кем он имеет дело — первый был недавно покинут и сохраняется лишь на случай неудачи с двумя другими; второй в настоящий момент является жертвой, и его в ближайшее время планируется покинуть; и третий, за кем ухаживает психопат, в ожидании расставания с текущей жертвой.

См. также

  • Контроль сознания
  • Манипуляция массовым сознанием

Примечания

  1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е изд. — М.: Речь, 2003. — 304 с. — ISBN 5-09-002630-0
  2. 1 2 3 4 5 Braiker H. B. Whos Pulling Your Strings? How to Break The Cycle of Manipulation. — McGraw-Hill Prof Med/Tech, 2004. — 256 с. — ISBN 9780071446723
  3. По определению Е. Л. Доценко,

    «Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями»

    См. Волков Е. Н. «Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №1, 2002, стр. 84—95. (Серия: Социальные науки) ISSN 1811-5942
  4. 1 2 3 Simon G. K. In Sheep’s Clothing: Understanding and Dealing with Manipulative People. — испр.. — Parkhurst Brothers Publishers Inc., 2010. — 176 с. — ISBN 9781935166306
  5. Kantor M. The Psychopathy of Everyday Life: How Antisocial Personality Disorder Affects All of Us. — Greenwood Publishing Group, 2006. — 208 с. — ISBN 978-0275987985
  6. Babiak P., Hare R. D. Snakes in Suits: When Psychopaths Go to Work. — HarperCollins, 2006. — 352 с. — ISBN 9780060837723

Литература

  • Alessandra T. Non-Manipulative Selling, 1992.
  • Barber B. K. Intrusive Parenting: How Psychological Control Affects Children and Adolescents, 2001.
  • Bowman R. P., Cooper K., Miles R., Carr T. Innovative Strategies for Unlocking Difficult Children: Attention Seekers, Manipulative Students, Apathetic Students, Hostile Students, 1998.
  • Bursten B. Manipulator: A Psychoanalytic View, 1973.
  • Crawford C. The Politics of Life: 25 Rules for Survival in a Brutal and Manipulative World, 2007.
  • Forward S. Emotional Blackmail, 1997.
  • Klatte B., Thompson K. It’s So Hard to Love You: Staying Sane When Your Loved One Is Manipulative, Needy, Dishonest, or Addicted, 2007.
  • McCoy D. The Manipulative Man: Identify His Behavior, Counter the Abuse, Regain Control, 2006.
  • McMillan D. L. But He Says He Loves Me: How to Avoid Being Trapped in a Manipulative Relationship, 2008.
  • Sasson J. E. Stop Negotiating With Your Teen: Strategies for Parenting Your Angry, Manipulative, Moody, or Depressed Adolescent, 2002.
  • Stern R. The Gaslight Effect: How to Spot and Survive the Hidden Manipulation Others Use to Control Your Life, 2008.
  • Swihart E. W. Jr., Cotter P. The Manipulative Child: How to Regain Control and Raise Resilient, Resourceful, and Independent Kids, 1998.

Академические журналы

  • Aglietta M, Reberioux A, Babiak P. Psychopathic manipulation in organizations: pawns, patrons and patsies / Cooke A, Forth A, Newman J, Hare R (Eds) International Perspectives and Psychopathy // British Psychological Society, Leicester, 1996. pp. 12–17.
  • Aglietta, M.; Reberioux, A.; Babiak, P. Psychopathic manipulation at work / Gacono, C.B. (Ed) The Clinical and Forensic Assessment of Psychopathy: A Practitioner’s Guide.— Erlbaum, Mahwah, NJ, 2000. pp. 287–311.
  • Bursten B. The Manipulative Personality // Archives of General Psychiatry, 1972. Vol 26 No 4, pp. 318-321.
  • Buss D. M., Gomes M., Higgins D. S., Lauterback K. Tactics of Manipulation // Journal of Personality and Social Psychology, 1987. Vol 52, No 6, pp. 1219-1279.
  • Hofer P. The Role of Manipulation in the Antisocial Personality // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 1989. ol. 33 No 2, pp. 91-101.

Ссылки

  • Манипуляция // Блог Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов

Что такое эмоциональная манипуляция? I Psych Central

Когда кто-то использует ваши эмоции, чтобы получить желаемое, направить ваше поведение или повлиять на ваши идеалы, это называется эмоциональным манипулированием.

Манипуляция — это попытка контролировать что-то или кого-то. Например, когда вы манипулируете чем-то руками, вы позиционируете это в соответствии со своими намерениями, например, художник, превращающий комок глины в кусок глиняной посуды.

Людей, как существ со своим мыслительным процессом, не так-то просто контролировать. У вас есть собственный набор желаний, потребностей и интересов, которые ведут вас по жизни.

Когда кто-то еще хочет контролировать ваше путешествие и не может этого сделать физически, он может прибегнуть к тактике эмоционального манипулирования.

«Эмоциональная манипуляция — это форма психологической манипуляции, при которой человек стремится контролировать эмоции другого человека», — объясняет доктор Гарольд Хонг, психиатр из Роли, Северная Каролина. «Часто это делается с помощью убеждения, принуждения или даже эмоционального шантажа».

Как бы зловеще это ни звучало, эмоциональные манипуляции не всегда являются результатом сознательного мышления.

По словам Кары Нассур, лицензированного профессионального консультанта из Остина, штат Техас, эмоциональное манипулирование может быть укоренившимся, привычным или второй натурой в результате травмы или неблагоприятного опыта в детстве.

«У некоторых людей, подвергшихся жестокому обращению, развивается манипулятивное поведение, потому что обидчики наказали их за попытку выразить свои потребности здоровым и прямым образом», — отмечает она. «Другие люди ведут себя манипулятивно, потому что выросли в семьях, где это было обычным делом, и у них не было возможности научиться другим способам общения».

Эмоциональные манипуляции могут быть разными. Например, это могут быть волны гнева, выраженного разочарования, насмешек или чувства вины.

Хонг указывает, что газлайтинг и любовная бомбардировка — две распространенные формы эмоциональной манипуляции.

Газлайтинг может возникнуть, когда кто-то пытается заставить вас усомниться в ваших восприятиях или воспоминаниях. «Этого не произошло, вы просто переутомились» — пример газлайтинга.

Бомбардировка любовью — это когда кто-то осыпает вас любовью и похвалой, чтобы привлечь вас в начале отношений.

«Это можно использовать, чтобы заставить вас думать, что они — идеальный партнер для вас», — говорит он. «Но как только они вас зацепят, они могут начать отвлекать это внимание и заставлять вас чувствовать себя нуждающимся и зависимым от них».

Вот другие распространенные приемы эмоционального манипулирования и то, как они могут звучать.

  • Вина: «Если бы ты любил меня, ты бы этого не делал».
  • Критика: «Ты никогда ничего не делаешь правильно».
  • Изоляция: «Ты предпочитаешь меня своим друзьям и семье».
  • Унижение: «Я приглашу тебя на ужин, когда ты похудеешь».
  • Угрозы: «Если ты когда-нибудь сделаешь это снова, ты пожалеешь».
  • Обвинение: «Посмотрите, что вы заставили меня сделать».
  • Обвинение: «Я знаю, что ты изменяешь».
  • Измена: «Я могу добиться большего, чем ты, когда захочу».

Эмоциональная уязвимость и эмоциональное манипулирование

Выражение своих эмоций не является эмоциональным манипулированием. Вам разрешено плакать, топать ногами или показывать, что вы чувствуете в данный момент.

Плач, выражающий уязвимость, например, не означает, что вы обязательно пытаетесь склонить кого-то на свою сторону или заручиться его поддержкой.

Иногда просто хочется поплакать.

Илеана Арганда-Стивенс, терапевт по вопросам брака и семьи из Сакраменто, объясняет: «Важно, чтобы мы осознавали, как наше общество обесценивает уязвимость, и как это влияет на наше восприятие».

Эмоциональные манипуляции могут сильно повлиять на ваши отношения. Это может подорвать доверие, вызвать обиду и повлиять на ваше психическое здоровье и благополучие.

В целом, Арганда-Стивенс указывает, что это может создать недостаток эмоциональной безопасности.

«Эмоциональное манипулирование в отношениях может вызвать стресс, обиду и страх в связи с тем, что вами манипулируют», — говорит она.

Нассур отмечает, что эмоциональное манипулирование может создать атмосферу конкуренции, когда партнеры пытаются переиграть друг друга, а не находить компромиссы или решения проблем в отношениях.

Эмоциональное манипулирование может даже привести к хроническим состояниям, связанным с насилием, таким как:

  • низкая самооценка
  • депрессия
  • тревога
  • употребление психоактивных веществ
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • 3 9 манипулирование может быть формой эмоционального насилия.

    Жестокое обращение определяется как модель поведения, используемая для контроля или поддержания власти в отношениях.

    Время от времени чувство вины может не соответствовать критериям насилия, но постоянное чувство вины или чувство вины в сочетании с другими формами эмоционального манипулирования могут.

    Всегда, когда возникают эмоции, бывает сложно понять, что делать в данный момент. Вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать.

    Отойти

    Если вы чувствуете, что кто-то манипулирует вашими эмоциями, можно отойти от ситуации, чтобы собраться с мыслями.

    «Спокойно сообщите своему партнеру, что вы собираетесь выйти на 20 минут, чтобы собраться с мыслями, и что, когда вы вернетесь, вы снова попытаетесь обсудить насущный вопрос», — предлагает Арганда-Стивенс.

    Развитие навыков общения

    «Практикуйтесь четко и без извинений формулировать свои потребности, желания и границы», — рекомендует Нассур. «Чем более комфортно вы чувствуете себя при прямом общении, тем легче обнаружить манипуляции со стороны других».

    Прекращение отношений

    Это нормально, когда вам приходится прекращать эмоционально манипулятивные отношения. На самом деле, Хонг предлагает, чем раньше вы уйдете, тем лучше.

    «Как можно раньше постарайтесь выйти из ситуации и обратиться за помощью к надежному другу, члену семьи, терапевту или на горячую линию», — говорит он. «Не ждите эскалации эмоционального насилия, прежде чем обращаться за помощью».

    Иногда знание того, что вы «должны делать», включает в себя знание того, что может быть неэффективным, когда кто-то использует эмоциональную манипуляцию. Вот некоторые вещи, которых вы можете попытаться избежать.

    Не чувствуйте себя ответственным

    Чувство вины может быть мощным инструментом эмоционального манипулирования. Хонг утверждает, что никто не несет ответственности за чужие чувства.

    «Это то, во что они хотят, чтобы вы поверили, но это просто неправда», — говорит он. «Вы не несете ответственности за их счастье или благополучие, только за свое собственное. Они могут легко манипулировать вами, если вы считаете, что несете ответственность за их чувства».

    Не разглашайте информацию

    Не все эмоциональные оскорбления происходят через интимные отношения. Чтобы предотвратить эмоциональное насилие, Хонг предлагает ограничить информацию, которую вы сообщаете о себе, такую ​​как страхи, неуверенность или уязвимость.

    Не пытайтесь рассуждать

    «Ты никогда не выиграешь спор, потому что они будут только искажать твои слова и использовать их против тебя», — говорит Хонг. «Чем больше вы пытаетесь рассуждать, тем больше они будут подвергать вас газлайтингу и заставят сомневаться в себе».

    В том же духе, подчеркивание недостатков другого человека также может ничего не доказывать. Они могут переложить вину на вас, прежде чем возьмут на себя какую-либо ответственность.

    Не поддавайтесь требованиям

    Хонг рекомендует не поддаваться требованиям тех, кто использует эмоциональные манипуляции, какими бы незначительными они ни были.

    Он указывает, что это только усиливает их поведение и заставляет их думать, что они эффективны.

    Что делать, если кто-то угрожает причинить себе вред?

    «Некоторые люди, использующие манипуляции, будут угрожать причинением вреда себе или другим, чтобы заставить вас ответить, но в таких ситуациях лучше прекратить разговор, а затем позвонить в службу неотложной помощи в области психического здоровья или вызвать полицию для проверки здоровья», говорит Нассур.

    Когда эмоциональные манипуляции начинают негативно влиять на вашу повседневную жизнь, подумайте о том, чтобы обратиться за поддержкой и советом к специалисту по психическому здоровью.

    Терапия для пар может помочь партнерам, которым сложно общаться или которые испытывают эмоциональное манипулирование как укоренившийся механизм выживания из прошлого опыта.

    Обычные эмоциональные манипуляции, которые выталкивают вас за пределы ваших границ, заставляют вас чувствовать угрозу или негативно влияют на ваше психическое здоровье, могут быть формой жестокого обращения. Семейная терапия не всегда эффективна при оскорбительных отношениях.

    Если вам нужно избавиться от оскорбительных отношений, вам помогут. Вы можете позвонить на национальную горячую линию по вопросам домашнего насилия по телефону 800-799-7233 или отправить текстовое сообщение «СТАРТ» на номер 88788 .

    Если вам нужна немедленная помощь или вы чувствуете себя в опасности, вы можете позвонить в службу экстренной помощи, набрав 911 .

    Эмоциональная манипуляция — это злоупотребление вашими чувствами, чтобы подтолкнуть вас к поведению или мыслям, с которыми вы иначе не согласились бы.

    В то время как эмоциональное манипулирование может происходить естественным образом на протяжении всей жизни, модели газлайтинга, любовных бомбардировок, чувства вины или унижения могут быть частью эмоционального насилия.

    Психологическая манипуляция | Энциклопедия MDPI

    Психологическое манипулирование — это тип социального влияния, целью которого является изменение поведения или восприятия других с помощью оскорбительных, обманных или закулисных тактик. Продвигая интересы манипулятора, часто за чужой счет, такие методы можно считать эксплуататорскими, оскорбительными, коварными и вводящими в заблуждение. Социальное влияние не обязательно негативно. Например, такие люди, как друзья, родственники и врачи, могут попытаться убедить изменить явно бесполезные привычки и поведение. Социальное влияние обычно воспринимается как безвредное, когда оно уважает право находящегося под влиянием принять или отвергнуть его и не носит чрезмерного принуждения. В зависимости от контекста и мотивов социальное влияние может представлять собой закулисную манипуляцию.

    1. Требования для успешного манипулирования

    По словам автора психологии Джорджа К. Саймона, успешное психологическое манипулирование в первую очередь связано с манипулятором: [1]

    1. Сокрытие агрессивных намерений и поведения.
    2. Знание психологических уязвимостей жертвы для определения наиболее эффективной тактики.
    3. Наличие достаточного уровня безжалостности, чтобы не сомневаться в причинении вреда жертве в случае необходимости.

    Следовательно, манипулирование, скорее всего, осуществляется с помощью скрытых агрессивных (реляционно-агрессивных или пассивно-агрессивных) средств. [1]

    2. Как манипуляторы контролируют своих жертв

    2.1. Согласно Braiker

    Harriet B. Braiker (2004) определила следующие способы, с помощью которых манипуляторы контролируют своих жертв: [2]

    • Положительное подкрепление: включает похвалу, поверхностное обаяние, поверхностное сочувствие (крокодиловы слезы), чрезмерное извинение, деньги. , одобрение, подарки, внимание, выражение лица, такое как натянутый смех или улыбка, и общественное признание.
    • Негативное подкрепление: включает в себя удаление человека из негативной ситуации в качестве вознаграждения, т.е. «Тебе не придется делать домашнюю работу, если ты позволишь мне сделать это с тобой».
    • Прерывистое или частичное подкрепление: Частичное или прерывистое негативное подкрепление может создать эффективную атмосферу страха и сомнений. Частичное или прерывистое положительное подкрепление может побудить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок, вероятно, время от времени выигрывает, но в целом все равно теряет деньги.
    • Наказание: включает нытье, крик, молчаливое обращение, запугивание, угрозы, ругань, эмоциональный шантаж, чувство вины, дуться, плакать и играть в жертву.
    • Травматическое обучение с одной попытки: использование словесных оскорблений, взрывного гнева или другого запугивающего поведения для установления доминирования или превосходства; даже один случай такого поведения может обусловить или обучить жертву избегать огорчения, конфронтации или противоречия манипулятору.

    2.2. По Симону

    Саймон определил следующие манипулятивные приемы: [1]

    • Ложь (по заказу): трудно сказать, лжет ли кто-то в то время, когда он это делает, хотя часто правда может быть очевидна позже, когда это правда. поздно. Один из способов свести к минимуму шансы быть обманутым — это понять, что некоторые типы личности (особенно психопаты) являются экспертами в искусстве лжи и обмана, делая это часто и часто изощренно.
    • Ложь по умолчанию: Это очень тонкая форма лжи, заключающаяся в сокрытии значительной части правды. Этот прием также используется в пропаганде.
    • Отрицание: Манипулятор отказывается признать, что он сделал что-то не так.
    • Рационализация: оправдание неподобающего поведения со стороны манипулятора. Рационализация тесно связана с вращением.
    • Минимизация: это тип отрицания в сочетании с рационализацией. Манипулятор утверждает, что их поведение не такое вредное или безответственное, как предполагал кто-то другой, например, говоря, что насмешка или оскорбление были всего лишь шуткой.
    • Избирательное невнимание или избирательное внимание: Манипулятор отказывается обращать внимание на что-либо, что может отвлечь от его повестки дня, говоря что-то вроде «Я не хочу это слышать».
    • Отвлечение: манипулятор не дает прямого ответа на прямой вопрос и вместо этого отвлекается, переводя разговор на другую тему.
    • Уклонение: похоже на отвлечение, но дает неуместные, бессвязные, расплывчатые ответы, ласковые слова.
    • Скрытое запугивание: манипулятор заставляет жертву защищаться, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
    • Чувство вины: особый вид тактики запугивания. Манипулятор внушает добросовестной жертве, что она недостаточно заботится, слишком эгоистична или легкомысленна. Обычно это приводит к тому, что жертва чувствует себя плохо, держит ее в неуверенном в себе, тревожном и покорном положении.
    • Пристыжение: Манипулятор использует сарказм и оскорбления, чтобы усилить страх и неуверенность в себе у жертвы. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя недостойными и поэтому подчиняться им. Тактика пристыжения может быть очень тонкой, например, свирепый взгляд или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить человека стыдиться даже того, что он осмеливается бросить им вызов. Это эффективный способ вызвать у жертвы чувство неполноценности.
    • Очернение жертвы: больше, чем любая другая, эта тактика является мощным средством заставить жертву защищаться, одновременно маскируя агрессивные намерения манипулятора, в то время как манипулятор ложно обвиняет жертву в том, что она насильник в ответ, когда жертва стоит отстаивать или защищать себя или свою позицию.
    • Игра в роли жертвы: Манипулятор изображает из себя жертву обстоятельств или чьего-то поведения, чтобы вызвать жалость, сочувствие или вызвать сострадание и тем самым получить что-то от другого. Заботливые и добросовестные люди не выносят чужих страданий, а манипулятору часто легко играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
    • Игра в роли слуги: маскировка корыстных целей под видом служения более благородному делу, например, говоря, что они действуют определенным образом, чтобы быть «послушными» или «служить» авторитетной фигуре или « просто делают свою работу».
    • Соблазнение: Манипулятор использует обаяние, похвалу, лесть или открытую поддержку других, чтобы заставить их ослабить свою защиту и отдать свое доверие и лояльность манипулятору. Они также предложат помощь с намерением завоевать доверие и получить доступ к ничего не подозревающей жертве, которую они очаровали.
    • Проецирование вины (обвинение других): манипуляторы становятся козлами отпущения часто тонкими, трудно обнаруживаемыми способами. Часто манипулятор проецирует свое мышление на жертву, заставляя жертву выглядеть так, будто она сделала что-то не так. Манипуляторы также будут утверждать, что жертва виновата в том, что поверила лжи, в которую их заставили поверить, как если бы жертва вынудила манипулятора лгать. Вся вина, за исключением той части, которая используется манипулятором для принятия ложной вины, делается для того, чтобы жертва чувствовала себя виноватой в том, что делает здоровый выбор, правильное мышление и хорошее поведение. Он часто используется как средство психологического и эмоционального манипулирования и контроля. Манипуляторы лгут о лжи только для того, чтобы заново превратить первоначальную, менее правдоподобную историю в «более приемлемую» правду, в которую поверит жертва. Выдавать ложь за правду — еще один распространенный метод контроля и манипуляции. Манипуляторы любят ложно обвинять жертву в том, что она «заслуживает такого обращения». Они часто заявляют, что жертва сошла с ума и/или жестока, особенно когда против манипулятора есть улики. (См. Притворство ниже.)
    • Симуляция невиновности: Манипулятор пытается внушить, что причиненный вред был непреднамеренным или что он не делал того, в чем его обвиняют. Манипулятор может изобразить удивление или негодование. Эта тактика заставляет жертву сомневаться в собственных суждениях и, возможно, в своем здравомыслии.
    • Имитация замешательства: манипулятор пытается притвориться тупицей, делая вид, что не знает, о чем говорит жертва, или не понимает важного вопроса, доведенного до ее сведения. Манипулятор намеренно сбивает жертву с толку, чтобы та усомнилась в собственной точности восприятия, часто указывая на ключевые элементы, которые манипулятор намеренно включил, на случай, если есть основания для сомнений. Иногда манипуляторы заранее использовали когорты, чтобы подтвердить свою историю.
    • Размахивание гневом: Манипулятор использует гнев, чтобы размахивать достаточной эмоциональной интенсивностью и яростью, чтобы потрясти жертву и заставить ее подчиниться. Манипулятор на самом деле не злится, он просто притворяется. Они просто хотят того, чего хотят, и «сердятся», когда им отказывают. Контролируемый гнев часто используется как тактика манипуляции, чтобы избежать конфронтации, не говорить правду или еще больше скрыть намерения. Манипулятор часто использует угрозы обратиться в полицию или ложно сообщает о злоупотреблениях, которые манипулятор намеренно придумал, чтобы напугать или запугать жертву и заставить ее подчиниться. Шантаж и другие угрозы разоблачения — это другие формы контролируемого гнева и манипуляции, особенно когда жертва отказывается от первоначальных просьб или предложений манипулятора. Гнев также используется в качестве защиты, чтобы манипулятор мог не говорить правду в неудобное время или при неблагоприятных обстоятельствах. Гнев часто используется в качестве инструмента или защиты, чтобы отразить вопросы или подозрения. Жертва становится более сосредоточенной на гневе, а не на тактике манипуляции.
    • Эффект подношения: манипулятор утешает жертву, заставляя ее подчиниться, утверждая (правда или ложь), что многие люди уже что-то сделали, и жертва тоже должна это сделать. К ним относятся такие фразы, как «Многим людям ты нравишься…» или «Все так делают». Такую манипуляцию можно увидеть в ситуациях давления со стороны сверстников, часто возникающих в сценариях, когда манипулятор пытается заставить жертву попробовать наркотики или другие вещества.

    2.3. Уязвимости, используемые манипуляторами

    Согласно книге самопомощи Брайкера, [2] манипуляторы используют следующие уязвимости (кнопки), которые могут существовать у жертв:

    • «болезнь в угоду»
    • пристрастие к получению одобрения и признания других
    • Эмотофобия (боязнь отрицательных эмоций; т. е. боязнь выражения гнева, разочарования или неодобрения)
    • отсутствие напористости и умения говорить нет
    • размытое чувство идентичности (с размытыми личными границами)
    • низкая самостоятельность
    • внешний локус контроля

    По словам Саймона, [1] манипуляторы используют следующие уязвимости, которые могут существовать в жертвах:

    • наивность — жертве слишком трудно принять идею о том, что некоторые люди хитры, коварны и безжалостны или «отвергают «если они становятся жертвами.
    • чрезмерная добросовестность — жертва слишком хочет дать манипулятору презумпцию невиновности и увидеть свою сторону вещей, в которой они обвиняют жертву.
    • низкая уверенность в себе — жертва сомневается в себе, не уверена в себе и настойчива, склонна слишком легко защищаться.
    • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком старается понять и считает, что у манипулятора есть какая-то понятная причина причинять вред.
    • эмоциональная зависимость — жертва имеет покорную или зависимую личность. Чем более эмоционально зависима жертва, тем более она уязвима для эксплуатации и манипулирования.

    Манипуляторы обычно не торопятся, чтобы изучить характеристики и уязвимости своих жертв.

    Кантор советует в своей книге Психопатология повседневной жизни: как вести себя с манипулятивными людьми [3] , что уязвимость перед психопатами-манипуляторами подразумевает также и то, что они:

    • зависимые — зависимые люди нуждаются в том, чтобы их любили, и поэтому они легковерны и склонны сказать «да» тому, чему они должны были бы сказать «нет».
    • незрелый — имеет нарушения суждений и поэтому склонен верить преувеличенным рекламным утверждениям.
    • наивный — не может поверить, что в мире есть нечестные люди, или считает само собой разумеющимся, что если они есть, им не будет позволено охотиться на других.
    • впечатлительный — чрезмерно соблазненный очаровашками. Например, они могут проголосовать за, казалось бы, очаровательного политика, который целует младенцев.
    • доверчивый — честные люди часто предполагают, что все остальные честны. Они с большей вероятностью посвящают себя людям, которых едва знают, не проверив учетные данные и т. д., и менее склонны задавать вопросы так называемым экспертам.
    • одинокий — одинокие люди могут принять любое предложение человеческого контакта. Незнакомец-психопат может предложить человеческое общение за определенную плату.
    • нарциссический — нарциссы склонны поддаваться незаслуженной лести.
    • импульсивны — принимайте поспешные решения, например, что купить или на ком жениться, не посоветовавшись с другими.
    • альтруистический — противоположность психопатическому: слишком честный, слишком справедливый, слишком чуткий.
    • скромный — не может отказаться от сделки, даже если знает, почему она такая дешевая.
    • материалистичный — легкая добыча для ростовщиков или схем быстрого обогащения.
    • жадный — жадный и нечестный человек может стать жертвой психопата, который может легко склонить его к безнравственному поступку.
    • мазохисты — не уважают себя и поэтому бессознательно позволяют психопатам использовать их в своих интересах. Они думают, что заслужили это из-за чувства вины.
    • пожилых людей — пожилые люди могут устать и менее способны к многозадачности. Услышав рекламное предложение, они с меньшей вероятностью сочтут, что это может быть афера. Они склонны давать деньги кому-то с неудачной историей. См. Жестокое обращение с пожилыми.

    3. Мотивы манипуляторов

    Манипуляторы могут иметь различные возможные мотивы, включая, но не ограничиваясь: [2]

    • необходимость продвижения своих собственных целей и личной выгоды практически любой ценой для других
    • сильная потребность достичь чувства силы и превосходства в отношениях с другими
    • желание и потребность чувствовать себя под контролем
    • желание обрести чувство власти над другими, чтобы повысить их самооценку
    • скука или усталость от своего окружения, видя в этом больше игру, чем причинение вреда другим
    • тайные планы, преступные или иные, в том числе финансовые махинации (часто наблюдаются, когда пожилые или ничего не подозревающие, незащищенные богатые становятся преднамеренными мишенями с единственной целью получения финансовых активов жертвы)

    4.

    Психопатия

    Манипулятивность входит в Фактор 1 контрольного списка психопатии Хэйра (PCL). [4]

    4.1. На рабочем месте

    Психопат на рабочем месте часто может быстро переключаться между эмоциями, которые используются для манипулирования людьми или вызывают сильное беспокойство. [5]

    Авторы книги Змеи в костюмах: когда психопаты идут на работу описывают пятиэтапную модель того, как типичный психопат на рабочем месте достигает власти и удерживает ее. На третьем этапе (манипулирование) психопат создаст сценарий «психопатической фантастики», где будет создаваться позитивная информация о себе и негативная дезинформация о других, где будет использоваться ваша роль как части сети пешек или покровителей, и вы будет подготовлен к принятию плана психопата. [6]

    5. Антисоциальные, пограничные и нарциссические расстройства личности

    Согласно Кернбергу, антисоциальные, пограничные и нарциссические расстройства личности все организованы на пограничном уровне организации личности, [7] и три общие некоторые общие характерологические недостатки и перекрывающиеся черты личности, при этом лживость и исключительные манипулятивные способности являются наиболее распространенными чертами среди антисоциальных и нарциссических. Пограничные люди подчеркиваются непреднамеренными и дисфункциональными манипуляциями, но стигма в отношении лживых пограничных людей все еще неправомерно сохраняется. [8] Антисоциальные, пограничные и нарциссы часто бывают патологическими лжецами. [7] Другие общие черты могут включать патологический нарциссизм, [7] последовательная безответственность, макиавеллизм, отсутствие эмпатии, [9] жестокость, подлость, импульсивность, склонность к членовредительству и зависимостям, межличностная эксплуатация, враждебность , гнев и ярость, тщеславие, эмоциональная нестабильность, чувствительность к неприятию, перфекционизм и использование примитивных защитных механизмов, которые являются патологическими и нарциссическими. Общие нарциссические защиты включают расщепление, отрицание, проекцию, проективную идентификацию, примитивную идеализацию и обесценивание, искажение (включая преувеличение, преуменьшение и ложь) и всемогущество. [10]

    Психолог Марша М. Линехан заявила, что люди с пограничным расстройством личности часто демонстрируют поведение, которое на самом деле не является манипулятивным, но ошибочно интерпретируется как таковое. [11] По ее словам, такое поведение часто выглядит как бездумное проявление сильной боли и часто не является преднамеренным, чтобы считаться настоящим манипулированием. В DSM-V манипуляция была удалена как определяющая характеристика пограничного расстройства личности. [12]

    Манипулятивное поведение свойственно нарциссам, которые используют манипуляции для получения власти и нарциссической поддержки. Те, у кого антисоциальный характер, будут манипулировать из-за материальных благ, власти, мести и множества других причин. [13]

    6. Истерическое расстройство личности

    Люди с истерическим расстройством личности обычно высокоактивны как в социальном, так и в профессиональном плане. У них обычно хорошие социальные навыки, несмотря на то, что они склонны использовать их, чтобы манипулировать другими, чтобы сделать их центром внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *