Психологическая зрелость это: Психологическая зрелость

Содержание

Психологическая зрелость

Сосновская Галина Михайловна, психолог учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии и психотерапии»

Психологическая зрелость – это показатель состоятельности личности.

Она иногда может рассматриваться как синоним биологического возраста человека. Другими словами, психологическая зрелость личности – это способность человека к самореализации, базирующаяся на его умении адекватно воспринимать ситуацию, эффективно взаимодействовать с другими людьми. Естественно, что для достижения зрелости человек должен обладать физическим и психическим здоровьем.

Для психологической зрелости важна ответственность (Э.Фромм), «ответственная свобода» (К.Роджерс), локус контроля (С. К. Нартова-Бочавер). Также важна терпимость, демократический склад характера (Г.Олпорт), гуманистические ценности, толерантность, социальная направленность поведения. Психологическая зрелость характеризуется позитивными межличностными отношениями.

Это подразумевает умение строить межличностные отношения, теплоту в отношении к другим, способность заботиться, любить, эмоциональное самораскрытие, уважительное отношение к другим (Э.Фромм, К.Роджерс)

Существует множество классификаций критериев психологической зрелости, которые раскрывают её особенности и психологическое содержание.

Вот некоторые из них:

  • искренность и открытость в выражении своих эмоций и мыслей;
  • понимание эмоцийи настроения окружающих;
  • адекватная самооценкаи естественное поведение;
  • гибкость в общении с другими;
  • эмпатичное отношение, готовность прийти на помощь человеку;
  • умение найти общий язык с разными людьми;
  • развитое чувство юмора;
  • умение обратиться с просьбой к кому-нибудь, умение просить поддержку;
  • способность на безусловное принятие другого человека и искреннюю высокую любовь;
  • толерантность;
  • законопослушность, соблюдение норм и этических правил поведения в обществе;
  • отказ от использования в межличностном общении упреков, обвинений, агрессии, оскорблений, манипулирования, критики;
  • самодостаточность и независимость в высказываниях, поступках, оценках;
  • умение признать свои ошибки, принять точку зрения партнера по общению;
  • принятие себя, систематическая работа по исправлению негативных черт своего характера;
  • самостоятельность в принятии решений и удовлетворении потребностей;
  • умение и готовность брать на себя ответственность за свою жизнь;
  • умение четко обозначить свои личные границы, а также уважение личных границ других;
  • умение отказать человеку и не чувствовать при этом себя виноватым;
  • желание реализовывать свой интеллектуальный потенциал, творческое самораскрытие;
  • стремление к познанию нового, стремление к саморазвитиюи самосовершенствованию;
  • низкий уровень тревожности, отсутствие страха потери;
  • слабая потребность в одобрении своего труда посторонними людьми и руководством;
  • умение комфортно себя чувствовать как в компании людей, так и в одиночестве;
  • признание собственной уникальности, отказ от сравнения себя с другими людьми.

Стоит отметить одну из ключевых особенностей психологической зрелости – жить в настоящем. Такие люди осознают прошлое, извлекают из него опыт, но не цепляются за него. Они зачастую планируют будущее и придерживаются своих планов, вместо долгих фантазий о нем.

Кроме того, зрелые люди в меньшей степени зависят от материальных ценностей. Внутренняя наполненность является более важной, чем финансовая обеспеченность. Психологическая зрелость слабо связана биологическим возрастом.

В жизни психологически зрелого человека также бывают конфликты, сложности на работе, но их отличает то, что они могут конструктивно решать возникающие сложности. Это не уникальные люди, а вполне обычные, которых определяет чувство комфорта в общении, искренний интерес к жизни, следование своим жизненным целям, осмысленные действия.

Что такое психологическая зрелость? | Тренинг-Центр Синтон

Сегодня много говорят о психологическом росте и его результате — психологической зрелости. Однако ещё ни один психолог не смог мне внятно объяснить, что же это такое. Я попробовал сам найти ответ на этот важный вопрос.

Психологическая зрелость — это такое состояние личности, которое способствует процветанию в жизни, раскрытию всех талантов человека, его способностей, конструктивному общению с другими людьми, адекватному восприятию реальности, удовлетворению важных потребностей человека социально приемлемым образом.

Зрелость способствует благополучию в семье, отличной карьере и профессиональному росту, взаимопониманию при общении с людьми. С точки зрения энергетики, зрелый человек таким образом распоряжается своей психической и биологической энергией, что практически вся она идёт на конструктивные нужды: творчество, любовь, развитие, образование, рост уровня жизни.

Психологическая зрелость — это качество психологически зрелой личности. Что же такое психологически зрелая личность? Каковы её признаки? Назову некоторые их них. При этом я не претендую на их равнозначность. То, что важно и желанно для одного, для другого уже давно пройденный этап. Этот перечень скорее эталонный. Понимаю, что трудно представить себе все эти качества в одном человеке. Тем не менее, считаю, что развитие в себе всего лишь нескольких из этих качеств уже существенно повышает качество жизни.

Психологически зрелая личность:

Берёт на себя всю ответственность за свою жизнь, за свои успехи и поражения, за качество своей жизни (хотя здесь надо учитывать следующее: если вас не понимают, то вполне возможно, что глупец вовсе не вы).

Заботится о своём личностном росте: развивает свои способности, избавляется от предрассудков, меняет привычки, расширяет связи, повышает свой профессионализм, заботится о росте самоуважения.

Никогда и ни у кого не спрашивает, что правильно, а что нет. Решает это сама, исходя из своих желаний, целей.

Доверяет себе. Доверяет своим чувствам, потребностям, разуму. Знает, что если возникло желание что-то делать — это не случайно.

Не заводит себе незыблемых правил.

Естественна. Естественно проявляет свои чувства и эмоции. Если хочет плакать — плачет. Если злится — не скрывает этого.

Заботится о своём физическом здоровье.

Способна думать не только о своих потребностях, но и о потребностях других.

Скорее всего, религиозна. Но не ортодокс. Просто вера действительно делает человека многократно сильнее и чище. Например, это проявляется в отношении к смерти. По сути, вера позволяет решить для себя один из самых мучительных вопросов — вопрос о смерти.

Не стремится изменить (воспитать) других людей, а меняется сама в лучшую сторону. Личный пример — лучший воспитатель.

Занимается интересной творческой деятельностью, приносящей радость. Поэтому достигает больших высот в своей профессии.

Знает, чего хочет от жизни. Умеет ставить цели, планировать и достигать их. Доводит начатое дело до конца.

Принимает во внимание свои самые тайные желания. Ищет возможность реализовать их приемлемым образом.

Не страдает от излишней скромности.

Не имеет времени на такие низкие вещи, как мелкая мстительность, злопамятность, обидчивость.

Умеет сказать «нет».

Не боится одиночества, а рассматривает его как возможность развивать свои способности.

Умеет быть благодарной.

Умеет любить и принимать любовь.

Верит в себя. Верит в свои способности, в своё умение принимать правильное решение, в свою способность правильно расставить приоритеты, в своё обаяние, в свою независимость. Одним словом, доверяет жизни, доверяет людям, доверяет себе.

Активно действует в своих интересах, не боясь испортить отношения с другими.

Стремится расширить и углубить свои познания.

Умеет строить доброжелательные отношения с людьми.

Не ставит перед собой нереальных целей (подчинить себе кого-то, всем нравиться, быть безупречным, быть всегда правым).

Умеет разделять деловые и личные отношения.

Умеет управлять своими чувствами и эмоциями. Имеет развитый эмоциональный диапазон. Обладает актёрскими навыками. Когда это нужно, может быть страшной, обаятельной и т.д.

Мыслит позитивно. В любой трудности старается увидеть и положительные стороны.

Умеет грамотно распорядиться своим временем. Не теряет его напрасно. Ей не бывает скучно.

Находит опору в самой себе, когда трудно.

Умеет прощать.

Честно признаётся себе в своих слабых и сильных сторонах. То, что в одной ситуации является слабостью, в другой может оказаться серьёзной силой.

Умеет расставлять приоритеты в делах и отношениях.

Способна к длительной концентрации внимания.

Держится подальше от нытиков, пессимистов и завистников. Не принимает их «дружеских советов».

Владеет речью, может передать свои мысли простым и понятным языком. Ясно говорит, следовательно, ясно мыслит.

Имеет свою «изюминку», индивидуальность. Дела ведёт не так, как другие, и не стесняется этого. Может иметь свои ритуалы или другие, странные, на посторонний взгляд, нестандартные способы действовать. Вероятен эксцентричный образ жизни.

Для зрелой личности скорее характерно сожаление, что жизнь так коротка и что так мало можно успеть, нежели скука и незнание, как убить время.

Знает, что всему своё время. Всё — любые перемены, любые процессы — требуют времени. И чем они значительнее, тем больше времени они требуют для своей реализации. Если что-то серьёзное происходит на глазах у всех, значит, оно давно назревало.

Умеет держать удар. Это значит, не сдаётся, когда трудно на пути к поставленным целям. Устойчива к критике, если она несправедлива, и принимает критику, если она справедлива.

Ценит общение. Ведь это возможность обогатиться идеями, чувствами и мыслями. Это возможность расширить свой опыт, поделиться своим.

Если не может решить проблему, то переводит её в вопрос. Активно ищет ответы на свои вопросы. И всегда находит.

Обладает чувством юмора. То есть, способна видеть и понимать смешное, а иногда и посмеяться в трудной ситуации. Может относиться с юмором и к себе.

Финансово независима. Способна организовать своё финансовое благополучие. В то же время не связывает ценность своей личности с размером счёта в банке. Это весьма шаткая опора для чувства собственного достоинства.

Обладает проницательностью. Способна видеть истинную подоплёку происходящего. Благодаря этому видит автоматизм действий других (действия по привычке даже там, где следует подумать).

Не пользуется возможностью унизить другого, даже если она есть. Унизить другого — это унизить себя.

Не даёт советов, если её об этом не просят.

Не идеализирует реальность, а принимает её такой, какая она есть.

Способна самостоятельно и быстро принимать решения.

Знает, что мечты — важная часть жизни. Мечты есть движущая сила в труде и творчестве. При этом не забывает, что мечтать мало, надо ещё и активно действовать.

Знает, что если трудно, можно обратиться к психологу. Духовные вопросы решает с духовником. Тело лечит у врача.

Умеет быть ребёнком, взрослым и родителем. Знает когда и кем быть.

Способна встать над ситуацией. Предпочитает не «купаться» в неконструктивных эмоциях.

Имеет привычку получать отдачу от своих усилий. Не позволяет им пропасть даром.

Если имеет детей, то знает, что воспитание и обучение — это разные вещи. Причём, воспитывать труднее, так как надо самому соответствовать собственным требованиям.

Знает, что подарками не приобретают прав.

Знает: чтобы оказать человеку благодеяние, надо оставить его в покое.

Понимает, что иногда приходится драться, воевать, отстаивать свои права. Старается поддерживать в себе несгибаемый воинский дух.

Отличается цельностью жизни. Дела, мысли и слова направлены в одном направлении. Волнуется, когда что-то уже случилось, а не до того.

Не считает, что у неё всегда и всё должно получаться. Однако неудача — не повод для отступления.

Иногда бывает в нерешительности и смятении. Рассматривает это как акты движения и развития души. Понимает, что кризисы — это естественные процессы роста, развития, переоценки.

Расширяет круг своего общения.

Почитает своих предков, понимая, что без этого она сама не достойна уважения.

Знает, что возраст и мудрость — это не одно и то же.

Знает, что нет универсальных методик достижения счастья и богатства. У каждого свой путь, свои обстоятельства, свой багаж. Поэтому в каждом случае надо думать, как при решении физических задач. В физике даже очень похожие внешне задачи могут иметь совершенно разные способы решения.
Как видите, мой перечень довольно длинный. Да, созреть в психологическом смысле — это большая работа над собой. И лучшего способа провести эту работу, чем ежедневные небольшие достижения, я не знаю. Просто берите любой пункт из перечня и практикуйте. Результаты превзойдут все ваши ожидания. Будьте успешны и скорее созревайте!

Помазанов Роман

10 признаков эмоциональной зрелости

Андреа М. Дарси

Да, мы могли бы быть взрослыми в этих краях, по крайней мере, физически. Эмоциональная зрелость может наступить гораздо позже… Или мы, возможно, даже не совсем там еще.

Что такое эмоциональная зрелость на самом деле и есть ли она у вас?

Что такое эмоциональная зрелость?

Эмоциональная зрелость не означает, что вы должны играть по всем правилам общества. У вас может быть синдром Питера Пэна, и вы любите играть, но при этом оставаться эмоционально зрелым.

Напротив, эмоциональная зрелость означает, что мы несем ответственность за свои эмоции и контролируем их .

Мы знаем, как использовать наши эмоции в качестве полезного ориентира. Но мы не позволяем им ослеплять нас взглядами других или уникальностью каждой ситуации, в которой мы оказываемся.

Связана ли самооценка?

Эмоциональная зрелость не должна ждать, пока вы не почувствуете себя довольным собой и своей жизнью. Это не связано. Исследование, проведенное в 2020 году индийским университетом, пришло к выводу, что эмоциональная зрелость не связана с самооценкой. Или пол, если уж на то пошло.

Что такое эмоциональная незрелость?

Когда вы пытаетесь понять, являетесь ли вы эмоционально зрелыми или нет, может быть полезно бросить беглый взгляд на противоположное — эмоциональная незрелость .

Да, это может означать, что вы известны тем, что закатываете взрослые истерики. Но не всегда. Другая форма эмоциональной незрелости может быть совершенно противоположной.

Эмоциональная незрелость некоторых людей связана с избеганием. Они считают чувства бессмысленными или глупыми, даже признаком слабости. Пытаясь отгородиться от чувств, они склонны все интеллектуализировать.

В любом случае эмоциональная незрелость может включать в себя:

  • говорить, прежде чем думать, когда расстроен, и причинять ненужные обиды
  • начинайте предложения со слов «ты заставляешь меня чувствовать» (обвинение)
  • воспринимать свои эмоции как суровую «правду», а не просто свой опыт
  • сосредоточение внимания или даже зацикленность на определенных деталях в разногласиях
  • ведет «счет» в отношениях и часто чувствует себя жертвой
  • мстить маленькими способами, например, сплетничать о людях, которые вам не нравятся
  • обращение к алкоголю, наркотикам для вечеринок или перееданию, чтобы избежать чувств
  • иметь плохие личные границы или держать людей на таком расстоянии, что вам не нужен
  • тайно ждёт, когда кто-то спасёт тебя от самого себя.

10 признаков эмоциональной зрелости

Итак, как устроена жизнь, если вы действительно эмоционально взрослый человек?

1. Вы не боитесь своих эмоций.

Ничего страшного, если вы начнете испытывать эмоции, потому что вы знаете, что эмоции — это нормально. Что все мы временами чувствуем грусть, злость, радость, волнение, разочарование.

Вы понимаете, что у каждой эмоции есть свой дар. Печаль помогает вам распознать радость, а гнев помогает вам понять, где вам нужно установить границу.

2. Вы контролируете свои эмоции, а не они контролируют вас.

Вы знаете, как дать волю эмоциям, не подавляя вас. И эту эмоцию не обязательно сразу выбрасывать. Вы можете сидеть с ним, исследовать его, узнавать его.

И вы можете поделиться им, когда будете готовы сделать это конструктивным, а не деструктивным образом.

3. Вы знаете полезные инструменты, которые помогут вам ориентироваться в противном случае.

Когда вы испытываете такие сильные эмоции, что они сбивают вас с толку, вы не паникуете. Вместо этого

вы используете инструменты, которые помогут вам ориентироваться в них. Это может быть:

  • ведение журнала
  • внимательность
  • упражнение
  • творчество
  • удары по подушкам или боксерской груше
  • разговаривает с надежным другом
  • или встреча с консультантом.

Вы не боитесь признать, что вам нужна поддержка или помощь. Вы достаточно зрелы, чтобы понимать, что протягивание руки — это признак мужества и силы, а не слабости.

4. Вы воспринимаете свои эмоции как полезное руководство, а не евангельскую истину.

Эмоции истинны в том смысле, что они действительно отражают то, что вы чувствуете здесь и сейчас. Если вы злитесь, вы злитесь.

Но это не «правда». Они не являются идеальным описанием любой конкретной ситуации. Часто наши эмоции больше, чем просто ситуация перед нами. Мы на самом деле не просто злимся на нашего партнера, например, из-за того, что он опаздывает на ужин. Мы злимся, потому что в прошлый раз он опоздал из-за того, что отвез домой коллегу, который, как вы оба знаете, хочет быть больше, чем друзьями.

А эмоции — это только показатель вашего личного опыта. Представьте себе поле из разных цветов перед лицом бури. Для хрупкой орхидеи буря ужасна. Для одуванчика, возможно, нет. Это же буря. Но это не будет ощущаться одинаково.

5. Вы также не воспринимаете эмоции других как правду.

Вы не только осознаете, что ваши эмоции могут иногда ослеплять вас, но и знаете, что это случается и с другими. Они могут работать с недостатком информации или реагировать на вещи из прошлого.

Дело не в том, что вы не знаете, как защитить свой угол, если кто-то ведет себя излишне агрессивно. Но эмоциональная зрелость означает, что вы все еще видите их сквозь эмоции. Они все еще те друзья или коллеги, которых вы знаете, и вы не будете судить их только по одному эмоциональному взрыву.

6. Вы владеете своими эмоциями.

Вы знаете, что ваши чувства — это выбор, который вы делаете. Никто другой не может заставить вас чувствовать что-либо.

Если кто-то подрезает вас в пробке в день повышения по службе, вы можете просто закатить глаза. Если кто-то подрезает вас в пробке в тот день, когда вы теряете деньги, вы можете внезапно разозлиться. Эмоция — это ваш выбор, а не только ситуация.

Когда вы с кем-то не согласны, вы используете ответственный язык, чтобы показать, что вы несете ответственность. «Я чувствую [вставьте эмоцию], когда вы…». заменяет «Ты заставляешь меня чувствовать…».

7. Но вам не принадлежат эмоции других людей по отношению к ним.

Вы знаете, что не несете ответственности за чье-то несчастье. Да, вы хотели бы, чтобы люди, о которых вы заботитесь, чувствовали себя хорошо, но вы знаете, что это их дело, а не ваша работа.

8. Ты умеешь извиняться.

Если вы позволите своим эмоциям взять верх над вами или начнете обвинять и свалите свои чувства на кого-то другого?

Вы не позволите этому бросить вас в море бесконечности чувство вины или более расстроен. Вы признаетесь и извинитесь, а затем двигайтесь дальше.

9. И оценочной карточки нет.

Помимо умения извиняться, вы умеете принимать извинения. Итак, как только воздух очищен, так же и счет.

Вы не ведете подсчет того, что другой человек сделал вам плохо, и это не будет подкуплено в следующем конфликте или бесконечно до конца ваших отношений с ним. Вы знаете, что это не эмоциональная зрелость, а просто манипуляция.

10. Вы знаете разницу между эмоциональным взрывом и опасностью.

Да, вы достаточно эмоционально зрелы, чтобы понимать, когда кто-то просто выпускает пар, и не осуждать его за это слишком строго.

Но вы также знаете, когда кто-то больше не является безопасной зоной. Вы не примете насилие за эмоциональный всплеск. Если кто-то может причинить вам вред, если он находится в состоянии ярости, вы не чувствуете себя ответственным. Ты уходишь. Если они психологически жестоки или манипулируют вами, вы распознаете признаки и уходите.

Нужна помощь, чтобы эмоционально повзрослеть? Мы связываем вас с лучшими лондонскими терапевтами с отличными отзывами. Или воспользуйтесь нашим сайтом бронирования, чтобы найти терапевта по всей Великобритании или получить онлайн-консультацию прямо сейчас.


У вас все еще есть вопросы о том, что такое эмоциональная зрелость? Сообщение ниже. Обратите внимание, что мы не можем предлагать бесплатные консультации через комментарии.

Андреа М. Дарси — редактор и ведущий автор этого блога. Найдите ее в Twitter и Linkedin.

 

 

 

Подход психологической зрелости к решению психологических проблем

Добро пожаловать в  От оскорблений к уважению.

Постоянные читатели этого блога знают, что я разочаровался в модели психического расстройства/психического заболевания/медицинской модели решения психологических проблем (см., например, ЗДЕСЬ). Сегодня я опишу, как это произошло, а также причины, по которым я предпочел подход психологической зрелости.

Начнем с моего раннего психологического образования. Поначалу я быстро приняла медицинскую модель для решения проблем, которые заставляют людей обращаться за психологической помощью. Это произошло потому, что я был невероятно впечатлен медицинской моделью лечения физических заболеваний.

Видите ли, когда я был очень молод, я видел фильмы о жертвах полиомиелита, застрявших в железных легких. Мое поколение было первым, кто получил пользу от вакцины, которую придумал доктор Джонас Солк для предотвращения этих ужасных инфекций, и его приветствовали как «чудотворца». Позже я повредил ногу во время футбольного матча и, к моему крайнему огорчению, не мог по ней ходить. Врач, к которому я пошел, сделал рентген и увидел, что у меня сломана малоберцовая кость. Он наложил мне на ногу гипс, и три месяца спустя я играл главную роль в школьной бейсбольной команде, абсолютно не испытывая боли. Благодарный за профилактику полиомиелита и исцеление моей ноги, а также за уважение, которое другие члены моего сообщества питали к врачам, я начал думать, что та же самая модель может быть полезна при психологических проблемах.

Затем, в самом начале моих курсов психологии в Бруклинском колледже, различные психологические проблемы описывались как различные психические заболевания, психопатологии и психические расстройства. Сначала казалось, что это имеет смысл. Но потом, на более продвинутых курсах, стали появляться сомнения.

На курсах, посвященных основам науки, я начал замечать, что определение «психического расстройства» и различных типов «психических расстройств» содержит серьезные недостатки. Появлялись исследования, указывавшие на то, что врачи, просматривая одни и те же данные о случае, не могли достоверно поставить один и тот же диагноз.

Когда надежность низка, то должна быть и валидность в соответствии с общепризнанными принципами статистики. Между тем, теория химического дисбаланса, которая рассматривалась как поддержка представления о том, что эти проблемы были такими же болезнями, как и физические болезни, оказалась неподтвержденной доказательствами. На курсах по истории психологии я узнал, что использование медицинской модели для решения психологических проблем привело к лоботомии, шоковой терапии и медикаментозному лечению, которые, судя по моему обзору научной литературы, принесли гораздо больше вреда, чем пользы.

Чтобы внести ясность, я знаю, что миллионы людей, получавших медикаментозное лечение по поводу проблем с психическим здоровьем, сообщают, что они нашли его полезным, но я также обнаружил, что миллионы других людей пришли к противоположному выводу. Я начал задаваться вопросом, существует ли подход, который с меньшей вероятностью заставил бы людей в конечном итоге почувствовать, что им причинили вред.

Тем временем я узнал, что многие психологи и консультанты, предоставляющие услуги по охране психического здоровья, также признают недостатки медицинского подхода. Хотя они не назначают лекарства в качестве метода лечения, к их ужасу, чтобы иметь жизнеспособную профессиональную практику, они должны использовать тот же недопустимый медицинский жаргон, что и врачи, выписывающие лекарства, потому что страховые компании требуют возмещения расходов на психическое расстройство, «диагностированное». ».

Получив такое образование, я начал поиск альтернативной модели предоставления психологических услуг.

На одном из занятий я начал узнавать об Абрахаме Маслоу, недавно избранном президентом Американской психологической ассоциации. Вместо того, чтобы относиться к людям как к набору симптомов психического расстройства, он сосредоточился на выявлении людей, демонстрирующих наиболее зрелые аспекты жизни, и смотрел, как они развиваются. Он называл тех, кто находится на этом высшем уровне развития, самоактуализировавшимися.

Подход Маслоу фокусировался на этом высшем уровне зрелости, но примерно в тот же период времени я начал сталкиваться с другими исследователями, которые описывали различные аспекты психологического развития как процесс прохождения четырех или пяти стадий. В этих моделях функционирование на более высокой стадии в долгосрочной перспективе рассматривается как «лучшее», чем на более низкой.

После получения степени магистра и получения работы, на которой я должен был решать различные психологические проблемы, эта модель развития оказалась чрезвычайно полезной. Двумя наиболее распространенными проблемами, с которыми я обращался, были депрессия и тревога. Согласно модели Маслоу, основным препятствием для достижения наивысшего уровня зрелости является отсутствие удовлетворения основных потребностей. Таким образом, в дополнение к обеспечению безопасного места для моих клиентов, чтобы они могли получить эмоциональную поддержку, что является одной из основных потребностей, я также сосредоточился на разработке планов моих клиентов, которые могут лучше удовлетворить их другие основные потребности. Например, когда мы видели кого-то, кто боролся с бедностью и поэтому не был уверен в своих проблемах с едой и жильем, мы работали над планом развития карьеры.

В то же время многие клиенты испытывали трудности с удовлетворением своих потребностей в любви и принадлежности. Когда я исследовал этот вопрос с ними, стало ясно, что то, как они реагировали на критику, было серьезным препятствием. Они описывали неприятные, атакующие взаимодействия, которые оставляли плохое положение дел для обеих сторон. Они начались либо с того, что кто-то критиковал их, либо они критиковали других. Дальнейшие обсуждения привели меня к пониманию того, что когда они совершали ошибки, они использовали тот же неприятный, нападающий стиль критики, направленный на самих себя.

Имея в виду модель стадий развития, я разработал модель из пяти стадий для обработки критических ситуаций; чем выше этап, тем более зрелый подход (см. ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ). Чтобы узнать, как люди восприняли пять стадий, я сделал много телешоу с разными актерами, в каждом из которых был показан сценарий, в котором кто-то ответил на критику.

Когда я показал эти видео студентам на уроках разрешения конфликтов, которые я вел, они оценили актеров, которые реагировали на критику в стиле, соответствующем более высоким уровням, как более симпатичных, уважаемых и зрелых.

Когда я описывал эти этапы своим консультирующим клиентам таким образом, чтобы не заявлять, что они представляют собой абсолютную истину, а был отправной точкой для размышлений об этих проблемах, я обнаружил, что в этих этапах было что-то, что им казалось правдоподобный. И затем, после нескольких практических занятий, на которых мы репетировали, используя самый высокий уровень, отзывы, которые я получил от клиентов, были очень полезными. Давние конфликты с членами семьи и другими людьми часто полностью исчезали, а ситуации с критикой превращались из неприятных в игривую забаву и ценный опыт обучения. Клиенты также сообщили, что это увеличило уважение, которое они получали от других, а также их собственное самоуважение. Это заставило меня почувствовать, что я нахожусь на пути к тому, что может быть лучше, чем подход медицинской модели для решения психологических проблем.

Затем я продолжил работу над докторской диссертацией в Университете Миннесоты.

Д-р Спринтхолл

Там один из моих профессоров, Норман А. Спринтхолл, опубликовал статью в American Psychologist , которая еще больше подтвердила мой новый образ мышления. Он рассмотрел данные исследований, демонстрирующие ценность достижения более высоких уровней зрелости. Так, д-р Спринтхолл писал:

«Предоставляя подробную информацию о содержании и структуре многочисленных областей психологического развития, современные теоретики заполняют пробелы и продвигают более точные последовательные приближения к критическим определениям стадий и последовательностей развития».

Затем он обсудил несколько исследований, которые обнаружили, что жизненные навыки и успех после завершения формального образования более тесно связаны с психологической зрелостью, чем со способностями к учебе или успеваемостью. Например, исследование Фонда Форда в течение более 16 лет наблюдало за группой «студентов из группы риска», чьи способности к учебе были примерно на 150 баллов ниже среднего для студентов колледжа. Оценки их психологической зрелости консультантами и директорами, когда эти ученики учились в старшей школе, были более эффективным предиктором успеха, чем их успеваемость, не только для самого колледжа, но и в последующие годы.

Наконец, д-р Спринтхолл обобщил шесть исследований, подтверждающих утверждение о том, что определенные образовательные программы могут быть разработаны для успешного продвижения психологической зрелости. Во всех них участники экспериментальных программ повышения зрелости улучшили свой уровень психологической зрелости; те, кто не был в этих программах, не участвовали.

Чтобы быть успешными, утверждал д-р Спринтхолл, эти программы должны включать в себя постоянное взаимодействие между возможностью изучить некоторые основные принципы психологической зрелости, возможностями применить эти принципы к собственному реальному жизненному опыту, за которыми следуют чтения, помогающие осветить возможное значение таких переживаний. Более поздние исследования показывают, что определенные нарративы, такие как романы, в которых читатели могут отождествлять себя с персонажами, сталкивающимися с типами ситуаций, требующих более высокого уровня зрелости, также могут способствовать этому типу развития.

Этот массив исследований иногда подпадает под три заголовка: «эмоциональный интеллект», «социальный интеллект» и «позитивная психология». Когда все три вместе взятые, они во многом охватывают ту же область, что и более общая концепция «психологической зрелости».

Принимая во внимание эти открытия, я обнаружил, что в последние годы принял близко к сердцу то, что психолог Джордж А. Миллер продвигал в классической статье 1969 года. Там он призвал психологов отказаться от психологии. Под этим он подразумевал, что пожилые профессионалы-психологи должны создать новую психологию, которую можно было бы раздать публике. Он выступал за то, чтобы эти профессионалы выбирали принципы и методы, которые общественность могла бы использовать в своих интересах. Он хотел психологию не для профессии, не для Библиотеки Конгресса и не только для глаз аспиранта, а психологию, которую мог бы использовать каждый, практическую психологию, которая помогла бы каждому человеку управлять своей жизнью с большей эффективностью и компетентность.

Этот блог, От оскорблений к уважению, , направлен именно на это. Это абсолютно бесплатно, и я опираюсь на то, что считаю наиболее полезными принципами и практиками, которые после изучения могут быть использованы средним Джо или Джилл любым способом, который они выберут. Первые сообщения, которые можно найти, начав ЗДЕСЬ, вводят некоторые основные идеи, а затем я описываю следующее предварительное описание психологической зрелости:

Психологическая зрелость «лучше» в долгосрочной перспективе, она учитывает больше переменных и представляет более комплексное решение когнитивных задач. Люди, склонные действовать на более высоком уровне психологической зрелости, могут мыслить более критически, логически и научно, действуя вежливо по отношению к людям, с которыми они не согласны; они могут любезно признать свою неправоту, когда появляется информация, подтверждающая такой вывод; они приветствуют критику, реагируют, не занимая оборонительную позицию, хотя знают, что это может их эмоционально беспокоить; они не решаются высказывать непрошенную критику, делая это только тогда, когда могут сформулировать ее таким образом, который обещает быть достаточно конкретным, чтобы быть полезным, и они делают это без оскорбительного тона голоса или обзывания; они могут разыгрывать роли и сопереживать эмоциям самых разных людей и могут решать моральные дилеммы в соответствии со стандартами демократической справедливости и золотым правилом; они понимают, что меланхолия и тревога, а не симптомы психических расстройств, являются частью естественного процесса преодоления переживаний по поводу потерь и страхов; и у них есть способность решать трудные жизненные проблемы, занимать определенную позицию, но в то же время оставаться открытыми для возможных пересмотров и новой информации, демонстрируя таким образом способность делать последовательные приближения к более эффективным, действенным, экономичным и красивым достижениям. .

Такое описание зрелости в общем виде может оказаться ценным подспорьем для того, чтобы заставить каждого из нас задуматься о том, что означает психологическая зрелость. Не утверждается, что это абсолютно верно для всех и каждой мыслимой ситуации. Этот абзац является моей личной попыткой обобщить то, что написали уважаемые теоретики, и есть некоторые предварительные доказательства того, что он описывает тип функционирования, предсказывающий жизненный успех, и вмешательства могут способствовать повышению уровня функционирования.

Когда в своих сообщениях я предлагаю действия в определенных типах ситуаций, я стараюсь придерживаться краткого изложения, предоставляя при этом дополнительные сведения о том, как справляться с такими ситуациями. Во многих из них я описываю небольшое задание, которое дает читателям возможность применить то, что они только что прочитали, к какому-то событию в своей личной жизни. Кроме того, чтобы получить более глубокое представление о том, как справляться с конкретными ситуациями, читателям предлагается ознакомиться с тремя моими романами (см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *