Психологические аспекты ветхозаветного и евангельского стремления к добродетелям
Оглавление- 1. Исцеление от страстей неотделимо от стремления к добродетелям
- 2. О необходимости четкой формулировки цели
- 3. Формирование мотивация достижения цели
- 4. Все мы в своей личной истории совершаем грех Адама
- 5. Психологические аспекты «Притчи о блудном сыне»
- 6. Покаяние, вера, надежда, любовь – основополагающие евангельские добродетели
- 7. Исполнение закона – основа «ветхозаветного» понимания добродетели
- 8. Вопросы, на которые следует искать ответы
1. Исцеление от страстей неотделимо от стремления к добродетелям
Тема стремления к добродетелям, по всей видимости, мало интересна для секулярных направлений психотерапии и психотерапевтического консультирования.
Внимание проводящего психотерапевтический процесс секулярного психотерапевта привлечено к тому, чтобы помочь человеку избавиться от неприятных внутренних состояний, научиться избегать конфликтных ситуаций, наладить взаимоотношения с людьми из ближайшего окружения. Задачи эти вполне достойные.
Но для психотерапевта, работающего в области православной психотерапии, этого недостаточно. Даже если он работает над конкретной задачей, в его сознании как терапевта православного должна быть четко обозначена Цель стратегическая.
Именно в связи с этим психотерапевтический процесс обретает полноту, дающую нам возможность выстраивать процесс исцеления.
Каким образом мы подходим к этому процессу?
Начать хочу с формулировки концепции достижения результата.
Она звучит так:
Оптимальная стратегия достижения результата основывается на двух аспектах:
- это всегда направление в сторону достижения поставленной цели
- и одновременно обязательно уход от чего-то.
К примеру, я ставлю цель: исцеление от страсти. И очень внимательно рассматриваю этот процесс, отвечая себе на вопросы, каким образом этого достичь.
Одновременно я должна хорошо осознавать: к чему мне надо прийти, чем я могу заменить или во что преобразовать эту страсть. Святоотеческое учение говорит нам, что приобретение добродетелей неотделимо от процесса исцеления от страстей.
Обязательно рассматриваются две стороны одного процесса.
При достижении результата должна быть четко сформулирована (видна) цель.
2. О необходимости четкой формулировки цели
Слово цель имеет родственные слова: целостность, исцеление, прицелиться.
Про грех говорят, что это попадание мимо цели. Т.е. погрешность, огрех.
Русское слово «грех», как и греческое «αμαρτία», буквально означает «промах», «попадание мимо цели» (ср. «о‑грехи»). Понятие греха не психологическое («душевное»), а духовное. Поскольку имеется определенная Цель существования человека, если так можно выразиться: человеку дана (заповедана) некая «инструкция» Творца к своему «творению», то подразумевается, что человек должен ей соответствовать. В том случае, если он не стремится к этой цели и не желает «использовать себя» по назначению – это и есть грех, промах.
Уводят в сторону от цели наши грехи; наша неопытность в духовной жизни; соблазны и искушения. Приближают к цели – добродетели.
Для сравнения: если я стреляю из лука и должна поразить стрелой определенную мишень. Такова моя Цель. Такова задача, которую мне предстоит выполнить. Если же я, пренебрегая этой целью, выстрелила не в мишень, а в пролетающую мимо ворону, мой выстрел может быть очень точным и по-своему «удачным», но это все равно будет попадание мимо цели. Попадание мимо Цели (в духовном смысле) может происходить по разным причинам.
Чем точнее осознана наша Цель, тем мы имеем большую вероятность ее достижения. Тем сильнее мотивация в ее достижении. И тем сильнее мы можем противостоять различным соблазнам. В приведенном выше примере пролетающая мимо ворона была как раз таким соблазном.
Давайте снова вернемся к понятию Цели как понятию задачи человека пред собой и перед своим Творцом.
В процессе достижения Цели от нас требуется наше целостное участие. Т.е. участие всей личности. Стремиться к Цели мы должны всем своим существом – целостно.
Если осознана и четко сформулирована Цель на духовном уровне, то на психологическом (душевном) уровне происходит следующее:
Сам процесс достижения цели ведет к интеграции разрозненных наших психических частей. Т.е. сам процесс достижения Цели уже исцеляющий процесс.
Но это только в том случае, если цель достойна человека, если она наполнена Высшим смыслом.
В данном случае я говорю конкретно о цели обожения.
Достижение этого мы определяем как задачу стратегическую.
Тактические задачи в этом процессе и тактические цели – развитие в себе добродетелей.
3. Формирование мотивация достижения цели
Итак, в рамках главной Цели, которая формулируется как обожение мы ставим перед собой цель: достижение добродетелей.
Для того, чтобы цель была достигнута, мы должны этого желать.
В чем может быть мотивация приобретения добродетелей?
Как мы знаем, мотивация может быть внешней и внутренней.
Если коротко и своими словами – внешняя мотивация часто формируется под некоторым давлением, или обстоятельств, или людей, кому мы вынуждены подчиняться, или чьим мнением и авторитетом мы дорожим.
Внутренняя мотивация – это намерение изнутри человека. Это его личное глубинное желание. Понятно, что внутренняя мотивация всегда сильнее внешней.
Т.о. наша задача состоит в том, чтобы в цели достижения добродетелей была сформирована внутренняя мотивация.
Для этого необходимо ответить на вопрос:
Какова может быть внутренняя мотивация достижения добродетели?
Имеет смысл ответить на этот вопрос конкретно по поводу каждой добродетели. Но сейчас уделять этому внимания я не буду, поскольку у нас еще будут семинары отдельно по добродетелям, и те, кто занимается их подготовкой так или иначе будут касаться этих вещей.
Сейчас я хочу лишь коротко обобщить:
И в Ветхом и в Новом завете нас призывают к развитию в себе добродетелей. В некотором обобщенном виде мы можем увидеть, что Ветхий завет основан, опирается на внешнюю мотивацию запрета, за которой стоит страх.
Новый завет опирается на мотивацию внутреннюю. Исходя из любви ко Христу, человеку хочется развивать в себе добродетели. Он это делает не столько из страха наказания или неодобрения окружающих, сколько из внутреннего желания. Он уже вырос настолько, что опытно понимает, что приобретение добродетелей – это радость полноты бытия, радость любви, радость творческой и полноценной жизни, радость общения с Богом. И слово обожение для него уже наполняется реальным содержанием и реальным конкретным смыслом.
4. Все мы в своей личной истории совершаем грех Адама
Читая Святых отцов, мы можем для себя прийти к выводу, что онтологически человек повторяет весь путь человечества начиная от момента пребывания в раю и грехопадения, через Ветхий завет к Евангелию.
Все мы совершаем в какой-то момент грех Адама. Это наш личный грех отпадения человека от Бога.
Об этом хорошо говорится в Великом Покаянном Каноне святого Андрея Критского.
Итак, любой человек, проживая свою жизнь, свою личную историю, может проходить через момент отпадения от Бога.
Он начинает опытно проверять на себе границы дозволенного ему, временами далеко переходя за эти границы.
Те, кто занимается возрастной психологией, знают эти моменты, когда ребенок или подросток, прежде послушный и покладистый, выполнявший с радостью и доверием поручения родителей, вдруг начинает противиться, бунтовать, делать по-своему. В наибольшей мере это свойственно подростковому возрасту.
Господь наделил человека душой, способной соприкасаться с Богом. Господь наделил человека разумом. Но он наделил его и безусловной свободой. Это очень важно помнить.
Когда ребенок начинает взрослеть, у него начинают возникать вопросы относительно самого себя: какой он, что он есть на самом деле. И ему важно найти ответы на эти вопросы, чтобы стать самим собой, а не вырасти в какую-то ожидаемую от родителей или от общества модель.
И чтобы по-настоящему понять себя, он начинает отделяться от родителей, от их ожиданий о себе. Чтобы соприкоснуться с самим собой, стать тем, кем он должен стать, ребенок начинает самостоятельно познавать добро и зло. Этот процесс происходит в жизни каждого взрослеющего человека, даже если он не осознает динамики внутренних своих состояний до конца.
Процесс этот нормальный, необходимый, нужный.
Мне приходилось работать с молодыми людьми, пребывающими в глубоком неврозе. По всей видимости, их невроз сформировался именно тем, что ими не был активно прожит путь отделения от родителей. Как такового подросткового периода развития не было. Ребенку не хватило внутренних сил (интенции) прожить подростковый кризис. Этот конфликт не был решен. Он как бы был загнан вглубь – перерос в обостренный внутренний конфликт, выразившийся в невротическом состоянии. Это как раз тот случай, когда человек, стремясь быть внешне добродетельным, изменил самому себе. Чтобы уйти от давления родителей, ребенок уходит в невроз, а иногда в состояние, которое в психиатрии называют пограничным. Он таким, нездоровым образом, все-таки ищет способ отделения от родителей, уберечь от них свое глубинное Я.
В данном аспекте, мне представляется уместным поговорить о «Притче о блудном сыне».
5. Психологические аспекты «Притчи о блудном сыне»
Притча «О блудном сыне» всем нам хорошо известна, однако сейчас я предлагаю рассмотреть ее не столько в духовном, но в большей степени психологическом аспекте.
В этой притче показаны два варианта развития человека.
Младший сын проходит через серьезный реальный кризис отделения от родителей, от отца. Старший сын избегает этого. Он старается все время быть так называемым «хорошим парнем», не рискует соприкоснуться с самим собой, с соблазнами и трудностями жизни.
Каким же образом происходит их становление?
Младший сын, опытно узнав, где есть истинные ценности, прожив ряд кризисов, возвращается к этим ценностям. Но это уже другой человек, более зрелый в личностном плане.
Если так можно выразиться, он опытно знает негативные стороны страстей и радость от приобретения добродетелей. Стремление младшего сына на пути возвращения к Отцу – к добродетелям – это его внутренняя мотивация. Вряд ли ему теперь будут свойственны сомнения в том, где есть истина. Он познал это опытно. И теперь, лишенный сомнений на ценностном уровне, он для себя определяет новые ценности, новый смысл. Он нашел этот смысл опытно, используя в полной мере дар свободы. Внутренний конфликт исчерпан. Сомнения и соблазны остались в прошлом. Смысл жизни, цель для него теперь в Боге.
Начался путь ИСЦЕЛЕНИЯ, путь приобретения добродетелей.
Самое ценное здесь – это личный опыт человека. Он знает, чего хочет. Он знает, куда двигаться дальше. Это его внутренняя интенция.
Мы можем предположить, что он становится зрелой и ответственной личностью.
6. Покаяние, вера, надежда, любовь – основополагающие евангельские добродетели
Важно отметить, что путь к истинному взрослению начинается с покаяния.
По учению святых отцов добродетель покаяния является краеугольным камнем в деле исцеления личности, в достижении состояния обожения.
Русское слово «каяться» имеет несколько значений: наказывать себя, сознавать вину, сожалеть о содеянном. На греческом языке это слово имеет следующее значение: перемена мыслей, раскаяние, возрождение, полное изменение существа. Само это слово на греческом – metanoia (читается как метаноия) состоит из двух греческих слов. Первое – meta, что в данном слове имеет значение перехода из одного состояния в другое. Второе – noia, которое образовалось от слова nooz – (ум, разум, мысль, образ мыслей) + суффикс – ia, который имеет значение качества. Соответственно получившееся слово означает переход на качественно иной образ мыслей, на другой уровень бытия.
Таким образом, получается, что добродетель покаяния – это творческий процесс, но это не просто творчество. Это акт со-творчества человека с Богом. Это Таинство. Если так можно выразиться, человек в этом процессе является одновременно и со-творцом и «продуктом» этого творческого процесса. В этом уникальность процесса покаяния.
По словам святого прп. Иоанна Лествичника : «покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния» (Леств., с. 5). Процесс покаяния, совершаемый в акте личного максимально честного (доходить следует до той степени честности перед самим собой, на какую мы в этот момент способны) ответа на вопросы о себе. Предстояние перед Богом не может сопровождаться только упадком духа. Это всегда энергичное ожидание, которое содержит в себе и веру, и надежду, и любовь.
Покаяние не может выражаться ненавистью к себе. Известно, что ненависть к себе, может быть изощренной формой гордыни. Покаяние – это форма утверждения своего истинного «я» как созданного по образу Божию. Исходя из этого, получается, что каяться – означает для человека смотреть не только вниз, на свои собственные недостатки, прегрешения, заблуждения, но и обязательно вверх – на любовь Божию. Покаяние не может ограничиваться только взглядом назад, полным боли и упреков к себе. Одновременно в состоянии покаяния присутствует и взгляд вперед, полный веры и надежды. Эту антиномию нам трудно понять, когда мы подходим к разговору о покаянии чисто интеллектуально.
Святые отцы своим опытом нам показали, что можно иметь плач о грехах своих и одновременно, на каком-то глубинном уровне своей психики следовать призыву апостола: «Всегда радуйтесь!». Это состояние, как и многое в христианстве, познается только личным опытом. И оно ни в коей мере не соответствует шизофреническому расщеплению сознания или эмоциональным нарушениям, связанным с переживанием полярных чувств по типу мания-депрессия.
Состояние покаяния приводит человека к целостности. Оно само по себе уже является целостным актом.
7. Исполнение закона – основа «ветхозаветного» понимания добродетели
Что же касается сына старшего: его можно посчитать старшим еще в том плане, что он сформирован на ветхозаветном послушании, на законничестве. Надо делать… и все. Без рассуждений. В отличие от младшего, которого заставили вернуться в дом отца с одной стороны покаяние, с другой – вера, надежда и любовь.
Старший сын, оставаясь все время при отце, оставаясь как бы хорошим и послушным сыном, не исцелился от страстей. Мы видим, что ему свойственна и соревновательность (возможно ревность), и зависть к младшему своему брату. Он так и остался, несмотря на всю свою «хорошесть», личностью незрелой в духовном отношений. Стремление к добродетелям у него основано, видимо, больше всего на внешней мотивации, на похвале, на одобрении. Возможно, на трусости. И мы в очередной раз убеждаемся, что в полную меру свою человек, таким образом, не вырастет.
Святые говорят, не познав ада, не познаешь рая.
Согласно этой притче, Господь терпеливо дает человеку возможность испытать границы своей свободы, даже если он перепутает свободу со своеволием. Он не перестает любить человека и ждать, пока это блуждание вдали от Истины закончится. Пока не произойдет осознанного разворота к Богу. И вот тогда происходит истинная радостная встреча. Эта встреча реально напоминает праздник, пир. Ведь все ответы на вопросы в этот момент для человека найдены. Он получает ответ на самый важный вопрос: в чем смысл жизни, в чем смысл бытия?
И уже с найденного ответа на этот вопрос начинается служение Богу исходя из внутренней мотивации. И желание приобретать добродетели – это уже для него не вопрос сомнений и выбора. Это радостная, желанная необходимость.
После возвращения младшего сына, оба сына продолжают служить отцу. Но если мы зададим себе вопрос, как они это делают? Даже в том случае, если их служение внешне выглядит одинаково, служить Отцу они будут по-разному, поскольку их личная мотивация служения разная. Скорее всего, я могу представить, что у младшего сына этот процесс будет протекать радостно, смело, мощно – всей его ныне целостной личностью.
8. Вопросы, на которые следует искать ответы
У нас как у православных психологов вопрос стоит таким образом: как мы можем использовать это в психотерапии, каким образом это знание о человеке мы можем включать в психотерапевтический процесс, в процесс консультирования.
Психотерапия – вещь довольно конкретная. Работа с человеком – это всегда конкретный случай, конкретная жизненная история.
Проводя психотерапию, мы имеем дело с психологическими защитами и сопротивлением. Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что у человека нет достаточной мотивации для приложения усилий при работе со своими проблемами.
В своей практической работе мы должны опытно и теоретически искать ответы на вопросы:
Как при работе с клиентом сформировать внутреннюю мотивацию приобретения добродетели?
Какие формы психологического сопротивления здесь проявляются?
В чем их особенность и отличие от тех форм сопротивления, которые описаны секулярными психотерапевтическими направлениями?
Какие психологические защиты препятствуют процессу покаяния?
Православная практическая психотерапия и психология только развиваются.
И одной из важнейших задач, стоящих, перед православными психологами, на мой взгляд, будет исследование формирования всех этих процессов преимущественно на уровне душевном (психологическом).
А начинать, разумеется, нам следует с самих себя. Только исследовав глубоко себя, поняв мотивацию своих собственных поступков и стремлений; исследовав и проанализировав формы защит, и психологического сопротивления, которые препятствуют лично нашему процессу исцеления, мы сможем заявлять о себе, как о психологах православного направления.
Закончить этот раздел хочу, перефразировав слова Пушкина:
Нам, занимающимся православным психологическим консультированием и психотерапией, никогда не следует забывать, что мы являемся всего лишь подмастерьями в деле Большого Мастера.
И не дай нам Бог посчитать себя мастерами.
Полезно знать
ГлавнаяПолезно знатьПолезно знать
Бактериологические исследования мочи
Просмотров: 172
Проникшие в мочу микроорганизмы быстро размножаются, и возникает воспалительный процесс. При подозрении на инфекцию мочевыводящих путей (ИМП), для диагностики и мониторинга её течения, а также оценки эффективности лечения пациенту предлагают провести бактериологическое исследование мочи.
Подробнее
О чем говорит общий анализ мочи?
Просмотров: 801
Исследование мочи используют не только для выявления патологии в мочевой системе, но и для оценки состояния организма в целом, применяя иммунологические, бактериологические, молекулярно-биологические, иммунохроматографические и многие другие методы исследований. Среди многообразия методов, пожалуй, самым востребованным остается общий анализ мочи.
Подробнее
Осложнения противоопухолевого лекарственного лечения: кожная токсичность
Просмотров: 4618
Кожная токсичность – результат токсического воздействия лекарственных средств на быстро делящиеся клетки, к которым, помимо опухолевых клеток, относятся также клетки кожи и ее придатков.
Подробнее
Рак кожи: профилактика, диагностика, лечение
Просмотров: 6733
Рак кожи редко возникает на «пустом месте». Предраковые состояния (предшественники рака) из-за совокупности неблагоприятных факторов могут патологически изменяться, озлокачествляться: актинический кератоз, кожный рог, трофические язвы, кератоакантома.
Подробнее
О чем говорит общий (клинический) анализ крови?
Просмотров: 2003
Анализы крови, пожалуй, самые часто сдаваемые анализы. Это неотъемлемый элемент любого обследования как на этапе постановки диагноза, так и во время лечения. Что значат показатели общего анализа крови?
Подробнее
О чем говорит коагулограмма?
Просмотров: 1436
Этот анализ с трудно произносимым названием обязателен для госпитализации в онкологический стационар.
Подробнее
Особенности вакцинации онкологических пациентов: рекомендации для детей и взрослых
Просмотров: 5284
Можно ли делать прививку при онкологии? Наталья Александровна Ефремова, врач-онколог, научный сотрудник научного отдела онкоиммунологии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, ответила на ряд важных вопросов о вакцинации онкологических пациентов.
Подробнее
Что такое трахеостома и как за ней ухаживать в домашних условиях?
Просмотров: 15894
Ольга Сергеевна Корнеева, медицинская сестра отделения опухоли головы и шеи НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, рассказала о важных правилах самостоятельного ухода за трахеостомой и необходимых для этого инструментах и приспособлениях.
Подробнее
Рак в молодом возрасте: выросла ли заболеваемость?
Просмотров: 2891
Давайте разберемся, почему это не так, вместе с Анной Николаевной Малковой, руководителем информационно-сервисной службы и отдела телемедицинских технологий НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова
Подробнее
Излечим ли рак?
Просмотров: 32643
Можно вылечить рак или это смертельное заболевание, реально ли избавиться от диагноза навсегда?
Подробнее
Защитить врача от клеветы и оскорбления Медицинский юрист Наталья Косолапова рассказала, как наказать обидчика
Просмотров: 1018
Профессиональная медицинская деятельность связана с постоянным общением с пациентами. К сожалению, не всегда это общение проходит в спокойной обстановке. Нередко пациенты проявляют не только неуважение, но и самую настоящую агрессию к медперсоналу.
Подробнее
Хирургическое лечение перитонеального канцероматоза (канцероматоза брюшины)
Просмотров: 20011
Современная стратегия хирургического лечения перитонеального канцероматоза заключается в проведении оперативных вмешательств, цель которых — максимально полное удаление всех видимых проявлений опухоли.
Подробнее
Взаимоотношения онкологических пациентов с персоналом медицинских учреждений и родственниками
Просмотров: 5818
Онкологический пациент может быть особенно чувствителен к взаимодействию с окружающими – членами семьи, работниками медицинских учреждений.
Подробнее
Рак предстательной железы
Просмотров: 9794
Рак простаты является одним из самых распространённых онкологических заболеваний, и заболеваемость в России с каждым годом увеличивается.
Подробнее
Как справиться с эмоциональным перенапряжением при онкологическом заболевании
Просмотров: 20559
Онкологический диагноз – это всегда психологическая травма, причем не только для самого больного, но и для его семьи, близких. Предлагаем несколько рекомендаций психолога, как справиться со стрессом в ситуации онкологического заболевания.
Подробнее
Лимфома Ходжкина
Просмотров: 145836
Это опухолевое заболевание лимфатической системы, которым болеют люди любого возраста. Заболеваемость в России составляет 2,3 на 100 000 населения.
Подробнее
Влияние социально-психологических характеристик онкологических пациентов на их качество жизни
Просмотров: 2736
В НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова проводилось исследование с целью установления связи качества жизни с социально-психологическими характеристиками и особенностями отношения к диагнозу у пациенток с онкогинекологической патологией.
Подробнее
Современная лучевая диагностика. Часть I
Просмотров: 16405
На наиболее часто встречающиеся вопросы пользователей сайта отвечает заведующий отделением лучевой диагностики НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, д.м.н., профессор Андрей Владимирович Мищенко
Подробнее
Санаторно-курортное лечение для онкологических пациентов
Просмотров: 84476
Онкологическим пациентам, к сожалению, знакомы ситуации, когда им необоснованно отказывают в направлении на санаторно-курортное лечение.
Подробнее
Чрескожная эндоскопическая гастростомия
Просмотров: 40010
Формирование гастростомы — это наиболее распространенный метод ведения пациентов, лишенных возможности перорального питания на протяжении длительного срока.
Подробнее
Вопрос-ответ Правила посещения пациентов Клинические исследования Памятки в помощь пациентам
психологических аспектов детского ожирения: контролируемое исследование на клинической и неклинической выборке1 | Журнал детской психологии
Фильтр поиска панели навигации Journal of Pediatric PsychologyЭтот выпускДетская и подростковая психиатрияКлиническая детская и подростковая психологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Journal of Pediatric PsychologyЭтот выпускДетская и подростковая психиатрияКлиническая детская и подростковая психологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Журнальная статья
Кэролайн Брает,
Кэролайн Брет 2
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google ученый
Иван Мервильде,
Иван Мервильде
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google ученый
Вальтер Вандерейкен
Уолтер Вандерейкен
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google ученый
Примечания автора
Журнал детской психологии , том 22, выпуск 1, февраль 1997 г. , страницы 59–71, https://doi.org/10.1093/jpepsy/22.1.59
Опубликовано:
01 февраля 1997 г.
История статьи
Получено:
08 июня 1995 г.
Принято:
13 июня 1996 г.
Опубликовано:
01 февраля 1997 г.
Фильтр поиска панели навигации Journal of Pediatric PsychologyЭтот выпускДетская и подростковая психиатрияКлиническая детская и подростковая психологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Journal of Pediatric PsychologyЭтот выпускДетская и подростковая психиатрияКлиническая детская и подростковая психологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Исследовали взаимосвязь между ожирением и психосоциальной адаптацией в комбинированной клинической и неклинической выборке из 139 человек. дети с ожирением и 150 детей без навязчивых идей (в возрасте от 9 до 12 лет, сопоставимых по возрасту, социально-экономическому статусу и полу), которые заполнили Шкалу воспринимаемой компетентности для детей; их родители заполнили контрольный список поведения ребенка. Все дети с ожирением, независимо от их статуса обращения за помощью, сообщали о более негативном физическом восприятии себя, чем их сверстники, не страдающие ожирением, и их общая самооценка была ниже. По словам их родителей, у детей с ожирением из клинической выборки было больше проблем с поведением. Полученные данные свидетельствуют о том, что психопатология зависит от клинического статуса ожирения, и они предоставляют доказательства психосоциального профиля риска для подгруппы детей с ожирением.
ожирение; дети; психологическая адаптация.
Этот контент доступен только в формате PDF.
Примечания автора
1 Авторы благодарят рецензентов за ценные предложения, сделанные для более ранних версий этой статьи.
© 1997 Издательство Пленум
© 1997 Издательство Пленум
Раздел Выпуска:
Статьи
Скачать все слайды
Реклама
Цитаты
Просмотры
12 969
Альтметрика
Дополнительная информация о метриках
Оповещения по электронной почте
Оповещение об активности статьи
Предварительные уведомления о статьях
Оповещение о новой проблеме
Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic
Ссылки на статьи по телефону
Последний
Самые читаемые
Самые цитируемые
Онлайн-вмешательство для лиц, осуществляющих уход за детьми с ранней черепно-мозговой травмой: пилотное испытание
От редакции: Вступление и продвижение: следующие 5 лет для журнала детской психологии
Эмоциональное благополучие детей, перенесших опухоль головного мозга, и сверстники для сравнения: точки зрения детей и их родителей
Комментарий клуба студенческих журналов JPP: оценка траекторий стресса родителей в контексте врожденного порока сердца
Педиатрическая трансплантация гемопоэтических стволовых клеток Координаторы и стратегии соблюдения режима лечения: качественное исследование
Реклама
Психологический аспект зависимости
Психологический аспект зависимости сильно отличается от ее физических аспектов.
Физическая сторона злоупотребления наркотиками и алкоголем изучалась на протяжении веков, поэтому существует огромное количество исследований, посвященных физическим последствиям злоупотребления психоактивными веществами. Физические потери, которые зависимость может нанести человеку, общеизвестны; однако, несмотря на то, насколько изнурительным может быть злоупотребление психоактивными веществами, люди по-прежнему злоупотребляют наркотиками и алкоголем. Почему? Наш центр лечения наркомании и алкоголизма в Чикаго знает, что зависимость имеет такое же отношение к разуму, как и к телу, и поэтому мы изучаем психологию зависимости.
Что такое психологическая зависимость?Термин «психология» относится к поведенческим процессам, связанным с настроением, эмоциями или разумом. Психологическая зависимость связана с эмоциональными и психическими процессами, связанными с развитием и выздоровлением от расстройства, связанного со злоупотреблением психоактивными веществами, или зависимости. Наше настроение и поведение укореняются в уме. Когда вы начинаете употреблять наркотики или алкоголь, ваше мышление и чувства меняются. Как только человек привыкает испытывать определенные мысли и настроения под кайфом, его разум становится таким же зависимым, как и его тело. Психологический аспект зависимости так же серьезен, как и физическая зависимость. Они не существуют отдельно друг от друга, а скорее переплетаются, создавая общую зависимость.
Наша когнитивно-поведенческая терапия в Чикаго фокусируется на психологии, лежащей в основе зависимости, помогая пациентам осознать эмоции и модели мышления, связанные с их расстройством, связанным со злоупотреблением психоактивными веществами. КПТ — это один из нескольких методов лечения зависимости, которые мы предлагаем в Banyan Treatment Centers в Чикаго.
Зависимость Побочные эффекты, связанные с психологической зависимостьюЭмоции играют большую роль в злоупотреблении психоактивными веществами. Люди могут прибегать к наркотикам или алкоголю, чтобы справиться с отрицательными эмоциями, и они могут ассоциировать определенные положительные эмоции с этими веществами. Психологическая зависимость в основном относится к когнитивным и эмоциональным аспектам зависимости или отмены наркотиков и алкоголя. Психологическая модель зависимости сосредоточена не на физических изменениях тела в результате злоупотребления наркотиками, а на эмоциях, связанных с употреблением этих веществ. Наиболее распространенные психологические симптомы зависимости включают в себя:
- Тяга к зависимости
- Испытывают тревогу при попытке бросить курить
- Испытывают симптомы депрессии, когда не употребляют или пытаются прекратить употребление
- Чувство раздражения, когда они не употребляют наркотики или не пытаются бросить курить
- Перепады настроения, связанные с отказом от наркотиков или отсутствием употребления наркотиков
- Потеря аппетита, связанная с отказом от употребления или отказом от курения
- Отрицание зависимости
- Одержимость употреблением или получением рассматриваемого вещества
- Проблемы с принятием решений, когда вы не используете или пытаетесь бросить курить
- Проблемы с концентрацией внимания, когда вы не употребляете наркотики или пытаетесь бросить курить
Поскольку психологические симптомы зависимости невозможно измерить, трудно точно определить их интенсивность. Хотя мы не можем определить субъективный уровень психического расстройства человека, мы знаем, что наркомания и алкоголизм могут вызывать сильную психологическую зависимость.
Распространенные вещества, вызывающие психологическую зависимостьНекоторые вещества вызывают более выраженные и более явные симптомы психологической зависимости. Некоторые из наиболее распространенных наркотиков, вызывающих симптомы психологической зависимости, включают:
- Кокаин
- Крэк-кокаин
- Амфетамин
- Метамфетамин
- ЛСД
- Мескалин
- ПКП
- ДМТ
- Псилоцибин
- Экстази (МДМА)
- Каннабис (марихуана)
- Ингалянты
- Антидепрессанты