Психологические аспекты что такое: Что-то пошло не так (404)

Содержание

Психологические аспекты ветхозаветного и евангельского стремления к добродетелям

Оглав­ле­ние
  • 1. Исце­ле­ние от стра­стей неот­де­лимо от стрем­ле­ния к доб­ро­де­те­лям
  • 2. О необ­хо­ди­мо­сти четкой фор­му­ли­ровки цели
  • 3. Фор­ми­ро­ва­ние моти­ва­ция дости­же­ния цели
  • 4. Все мы в своей личной исто­рии совер­шаем грех Адама
  • 5. Пси­хо­ло­ги­че­ские аспекты «Притчи о блуд­ном сыне»
  • 6. Пока­я­ние, вера, надежда, любовь – осно­во­по­ла­га­ю­щие еван­гель­ские доб­ро­де­тели
  • 7. Испол­не­ние закона – основа «вет­хо­за­вет­ного» пони­ма­ния доб­ро­де­тели
  • 8. Вопросы, на кото­рые сле­дует искать ответы

1. Исце­ле­ние от стра­стей неот­де­лимо от стрем­ле­ния к доб­ро­де­те­лям

Тема стрем­ле­ния к доб­ро­де­те­лям, по всей види­мо­сти, мало инте­ресна для секу­ляр­ных направ­ле­ний пси­хо­те­ра­пии и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния.

Вни­ма­ние про­во­дя­щего пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский про­цесс секу­ляр­ного пси­хо­те­ра­певта при­вле­чено к тому, чтобы помочь чело­веку изба­виться от непри­ят­ных внут­рен­них состо­я­ний, научиться избе­гать кон­фликт­ных ситу­а­ций, нала­дить вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми из бли­жай­шего окру­же­ния. Задачи эти вполне достой­ные.

Но для пси­хо­те­ра­певта, рабо­та­ю­щего в обла­сти пра­во­слав­ной пси­хо­те­ра­пии, этого недо­ста­точно. Даже если он рабо­тает над кон­крет­ной зада­чей, в его созна­нии как тера­певта пра­во­слав­ного должна быть четко обо­зна­чена Цель стра­те­ги­че­ская.

Именно в связи с этим пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский про­цесс обре­тает пол­ноту, дающую нам воз­мож­ность выстра­и­вать про­цесс исце­ле­ния.

Каким обра­зом мы под­хо­дим к этому про­цессу?

Начать хочу с фор­му­ли­ровки кон­цеп­ции дости­же­ния резуль­тата.

Она звучит так:

Опти­маль­ная стра­те­гия дости­же­ния резуль­тата осно­вы­ва­ется на двух аспек­тах:

  • это всегда направ­ле­ние в сто­рону дости­же­ния постав­лен­ной цели
  • и одно­вре­менно обя­за­тельно уход от чего-то.

К при­меру, я ставлю цель: исце­ле­ние от стра­сти. И очень вни­ма­тельно рас­смат­ри­ваю этот про­цесс, отве­чая себе на вопросы, каким обра­зом этого достичь.

Одно­вре­менно я должна хорошо осо­зна­вать: к чему мне надо прийти, чем я могу заме­нить или во что пре­об­ра­зо­вать эту страсть. Свя­то­оте­че­ское учение гово­рит нам, что при­об­ре­те­ние доб­ро­де­те­лей неот­де­лимо от про­цесса исце­ле­ния от стра­стей.

Обя­за­тельно рас­смат­ри­ва­ются две сто­роны одного про­цесса.

При дости­же­нии резуль­тата должна быть четко сфор­му­ли­ро­вана (видна) цель.

2. О необ­хо­ди­мо­сти четкой фор­му­ли­ровки цели

Слово цель имеет род­ствен­ные слова: целост­ность, исце­ле­ние, при­це­литься.

Про грех гово­рят, что это попа­да­ние мимо цели. Т.е. погреш­ность, огрех.

Рус­ское слово «грех», как и гре­че­ское «αμαρτία», бук­вально озна­чает «промах», «попа­да­ние мимо цели» (ср. «о‑грехи»). Поня­тие греха не пси­хо­ло­ги­че­ское («душев­ное»), а духов­ное. Поскольку име­ется опре­де­лен­ная Цель суще­ство­ва­ния чело­века, если так можно выра­зиться: чело­веку дана (запо­ве­дана) некая «инструк­ция» Творца к своему «тво­ре­нию», то под­ра­зу­ме­ва­ется, что чело­век должен ей соот­вет­ство­вать. В том случае, если он не стре­мится к этой цели и не желает «исполь­зо­вать себя» по назна­че­нию – это и есть грех, промах.

Уводят в сто­рону от цели наши грехи; наша неопыт­ность в духов­ной жизни; соблазны и иску­ше­ния. При­бли­жают к цели – доб­ро­де­тели.

Для срав­не­ния: если я стре­ляю из лука и должна пора­зить стре­лой опре­де­лен­ную мишень. Такова моя Цель. Такова задача, кото­рую мне пред­стоит выпол­нить. Если же я, пре­не­бре­гая этой целью, выстре­лила не в мишень, а в про­ле­та­ю­щую мимо ворону, мой выстрел может быть очень точным и по-своему «удач­ным», но это все равно будет попа­да­ние мимо цели. Попа­да­ние мимо Цели (в духов­ном смысле) может про­ис­хо­дить по разным при­чи­нам.

Чем точнее осо­знана наша Цель, тем мы имеем боль­шую веро­ят­ность ее дости­же­ния. Тем силь­нее моти­ва­ция в ее дости­же­нии. И тем силь­нее мы можем про­ти­во­сто­ять раз­лич­ным соблаз­нам. В при­ве­ден­ном выше при­мере про­ле­та­ю­щая мимо ворона была как раз таким соблаз­ном.

Давайте снова вер­немся к поня­тию Цели как поня­тию задачи чело­века пред собой и перед своим Твор­цом.

В про­цессе дости­же­ния Цели от нас тре­бу­ется наше целост­ное уча­стие. Т.е. уча­стие всей лич­но­сти. Стре­миться к Цели мы должны всем своим суще­ством – целостно.

Если осо­знана и четко сфор­му­ли­ро­вана Цель на духов­ном уровне, то на пси­хо­ло­ги­че­ском (душев­ном) уровне про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щее:

Сам про­цесс дости­же­ния цели ведет к инте­гра­ции раз­роз­нен­ных наших пси­хи­че­ских частей. Т.е. сам про­цесс дости­же­ния Цели уже исце­ля­ю­щий про­цесс.

Но это только в том случае, если цель достойна чело­века, если она напол­нена Высшим смыс­лом.

В данном случае я говорю кон­кретно о цели обо­же­ния.

Дости­же­ние этого мы опре­де­ляем как задачу стра­те­ги­че­скую.

Так­ти­че­ские задачи в этом про­цессе и так­ти­че­ские цели – раз­ви­тие в себе доб­ро­де­те­лей.

3. Фор­ми­ро­ва­ние моти­ва­ция дости­же­ния цели

Итак, в рамках глав­ной Цели, кото­рая фор­му­ли­ру­ется как обо­же­ние мы ставим перед собой цель: дости­же­ние доб­ро­де­те­лей.

Для того, чтобы цель была достиг­нута, мы должны этого желать.

В чем может быть моти­ва­ция при­об­ре­те­ния доб­ро­де­те­лей?

Как мы знаем, моти­ва­ция может быть внеш­ней и внут­рен­ней.

Если коротко и своими сло­вами – внеш­няя моти­ва­ция часто фор­ми­ру­ется под неко­то­рым дав­ле­нием, или обсто­я­тельств, или людей, кому мы вынуж­дены под­чи­няться, или чьим мне­нием и авто­ри­те­том мы доро­жим.

Внут­рен­няя моти­ва­ция – это наме­ре­ние изнутри чело­века. Это его личное глу­бин­ное жела­ние. Понятно, что внут­рен­няя моти­ва­ция всегда силь­нее внеш­ней.

Т.о. наша задача состоит в том, чтобы в цели дости­же­ния доб­ро­де­те­лей была сфор­ми­ро­вана внут­рен­няя моти­ва­ция.

Для этого необ­хо­димо отве­тить на вопрос:

Какова может быть внут­рен­няя моти­ва­ция дости­же­ния доб­ро­де­тели?

Имеет смысл отве­тить на этот вопрос кон­кретно по поводу каждой доб­ро­де­тели. Но сейчас уде­лять этому вни­ма­ния я не буду, поскольку у нас еще будут семи­нары отдельно по доб­ро­де­те­лям, и те, кто зани­ма­ется их под­го­тов­кой так или иначе будут касаться этих вещей.

Сейчас я хочу лишь коротко обоб­щить:

И в Ветхом и в Новом завете нас при­зы­вают к раз­ви­тию в себе доб­ро­де­те­лей. В неко­то­ром обоб­щен­ном виде мы можем уви­деть, что Ветхий завет осно­ван, опи­ра­ется на внеш­нюю моти­ва­цию запрета, за кото­рой стоит страх.

Новый завет опи­ра­ется на моти­ва­цию внут­рен­нюю. Исходя из любви ко Христу, чело­веку хочется раз­ви­вать в себе доб­ро­де­тели. Он это делает не столько из страха нака­за­ния или неодоб­ре­ния окру­жа­ю­щих, сколько из внут­рен­него жела­ния. Он уже вырос настолько, что опытно пони­мает, что при­об­ре­те­ние доб­ро­де­те­лей – это радость пол­ноты бытия, радость любви, радость твор­че­ской и пол­но­цен­ной жизни, радость обще­ния с Богом. И слово обо­же­ние для него уже напол­ня­ется реаль­ным содер­жа­нием и реаль­ным кон­крет­ным смыс­лом.


4. Все мы в своей личной исто­рии совер­шаем грех Адама

Читая Святых отцов, мы можем для себя прийти к выводу, что онто­ло­ги­че­ски чело­век повто­ряет весь путь чело­ве­че­ства начи­ная от момента пре­бы­ва­ния в раю и гре­хо­па­де­ния, через Ветхий завет к Еван­ге­лию.

Все мы совер­шаем в какой-то момент грех Адама. Это наш личный грех отпа­де­ния чело­века от Бога.

Об этом хорошо гово­рится в Вели­ком Пока­ян­ном Каноне свя­того Андрея Крит­ского.

Итак, любой чело­век, про­жи­вая свою жизнь, свою личную исто­рию, может про­хо­дить через момент отпа­де­ния от Бога.

Он начи­нает опытно про­ве­рять на себе гра­ницы доз­во­лен­ного ему, вре­ме­нами далеко пере­ходя за эти гра­ницы.

Те, кто зани­ма­ется воз­раст­ной пси­хо­ло­гией, знают эти моменты, когда ребе­нок или под­ро­сток, прежде послуш­ный и покла­ди­стый, выпол­няв­ший с радо­стью и дове­рием пору­че­ния роди­те­лей, вдруг начи­нает про­ти­виться, бун­то­вать, делать по-своему. В наи­боль­шей мере это свой­ственно под­рост­ко­вому воз­расту.

Гос­подь наде­лил чело­века душой, спо­соб­ной сопри­ка­саться с Богом. Гос­подь наде­лил чело­века разу­мом. Но он наде­лил его и без­услов­ной сво­бо­дой. Это очень важно пом­нить.

Когда ребе­нок начи­нает взрос­леть, у него начи­нают воз­ни­кать вопросы отно­си­тельно самого себя: какой он, что он есть на самом деле. И ему важно найти ответы на эти вопросы, чтобы стать самим собой, а не вырасти в какую-то ожи­да­е­мую от роди­те­лей или от обще­ства модель.

И чтобы по-насто­я­щему понять себя, он начи­нает отде­ляться от роди­те­лей, от их ожи­да­ний о себе. Чтобы сопри­кос­нуться с самим собой, стать тем, кем он должен стать, ребе­нок начи­нает само­сто­я­тельно позна­вать добро и зло. Этот про­цесс про­ис­хо­дит в жизни каж­дого взрос­ле­ю­щего чело­века, даже если он не осо­знает дина­мики внут­рен­них своих состо­я­ний до конца.

Про­цесс этот нор­маль­ный, необ­хо­ди­мый, нужный.

Мне при­хо­ди­лось рабо­тать с моло­дыми людьми, пре­бы­ва­ю­щими в глу­бо­ком нев­розе. По всей види­мо­сти, их невроз сфор­ми­ро­вался именно тем, что ими не был активно прожит путь отде­ле­ния от роди­те­лей. Как тако­вого под­рост­ко­вого пери­ода раз­ви­тия не было. Ребенку не хва­тило внут­рен­них сил (интен­ции) про­жить под­рост­ко­вый кризис. Этот кон­фликт не был решен. Он как бы был загнан вглубь – пере­рос в обострен­ный внут­рен­ний кон­фликт, выра­зив­шийся в нев­ро­ти­че­ском состо­я­нии. Это как раз тот случай, когда чело­век, стре­мясь быть внешне доб­ро­де­тель­ным, изме­нил самому себе. Чтобы уйти от дав­ле­ния роди­те­лей, ребе­нок уходит в невроз, а иногда в состо­я­ние, кото­рое в пси­хи­ат­рии назы­вают погра­нич­ным. Он таким, нездо­ро­вым обра­зом, все-таки ищет способ отде­ле­ния от роди­те­лей, убе­речь от них свое глу­бин­ное Я.

В данном аспекте, мне пред­став­ля­ется умест­ным пого­во­рить о «Притче о блуд­ном сыне».

5. Пси­хо­ло­ги­че­ские аспекты «Притчи о блуд­ном сыне»

Притча «О блуд­ном сыне» всем нам хорошо известна, однако сейчас я пред­ла­гаю рас­смот­реть ее не столько в духов­ном, но в боль­шей сте­пени пси­хо­ло­ги­че­ском аспекте.

В этой притче пока­заны два вари­анта раз­ви­тия чело­века.

Млад­ший сын про­хо­дит через серьез­ный реаль­ный кризис отде­ле­ния от роди­те­лей, от отца. Стар­ший сын избе­гает этого. Он ста­ра­ется все время быть так назы­ва­е­мым «хоро­шим парнем», не рис­кует сопри­кос­нуться с самим собой, с соблаз­нами и труд­но­стями жизни.

Каким же обра­зом про­ис­хо­дит их ста­нов­ле­ние?

Млад­ший сын, опытно узнав, где есть истин­ные цен­но­сти, прожив ряд кри­зи­сов, воз­вра­ща­ется к этим цен­но­стям. Но это уже другой чело­век, более зрелый в лич­ност­ном плане.

Если так можно выра­зиться, он опытно знает нега­тив­ные сто­роны стра­стей и радость от при­об­ре­те­ния доб­ро­де­те­лей. Стрем­ле­ние млад­шего сына на пути воз­вра­ще­ния к Отцу – к доб­ро­де­те­лям – это его внут­рен­няя моти­ва­ция. Вряд ли ему теперь будут свой­ственны сомне­ния в том, где есть истина. Он познал это опытно. И теперь, лишен­ный сомне­ний на цен­ност­ном уровне, он для себя опре­де­ляет новые цен­но­сти, новый смысл. Он нашел этот смысл опытно, исполь­зуя в полной мере дар сво­боды. Внут­рен­ний кон­фликт исчер­пан. Сомне­ния и соблазны оста­лись в про­шлом. Смысл жизни, цель для него теперь в Боге.

Начался путь ИСЦЕ­ЛЕ­НИЯ, путь при­об­ре­те­ния доб­ро­де­те­лей.

Самое ценное здесь – это личный опыт чело­века. Он знает, чего хочет. Он знает, куда дви­гаться дальше. Это его внут­рен­няя интен­ция.

Мы можем пред­по­ло­жить, что он ста­но­вится зрелой и ответ­ствен­ной лич­но­стью.

6. Пока­я­ние, вера, надежда, любовь – осно­во­по­ла­га­ю­щие еван­гель­ские доб­ро­де­тели

Важно отме­тить, что путь к истин­ному взрос­ле­нию начи­на­ется с пока­я­ния.

По учению святых отцов доб­ро­де­тель пока­я­ния явля­ется кра­е­уголь­ным камнем в деле исце­ле­ния лич­но­сти, в дости­же­нии состо­я­ния обо­же­ния.

Рус­ское слово «каяться» имеет несколько зна­че­ний: нака­зы­вать себя, созна­вать вину, сожа­леть о соде­ян­ном. На гре­че­ском языке это слово имеет сле­ду­ю­щее зна­че­ние: пере­мена мыслей, рас­ка­я­ние, воз­рож­де­ние, полное изме­не­ние суще­ства. Само это слово на гре­че­ском – metanoia (чита­ется как мета­ноия) состоит из двух гре­че­ских слов. Первое – meta, что в данном слове имеет зна­че­ние пере­хода из одного состо­я­ния в другое. Второе – noia, кото­рое обра­зо­ва­лось от слова nooz – (ум, разум, мысль, образ мыслей) + суф­фикс – ia, кото­рый имеет зна­че­ние каче­ства. Соот­вет­ственно полу­чив­ше­еся слово озна­чает пере­ход на каче­ственно иной образ мыслей, на другой уро­вень бытия.

Таким обра­зом, полу­ча­ется, что доб­ро­де­тель пока­я­ния – это твор­че­ский про­цесс, но это не просто твор­че­ство. Это акт со-твор­че­ства чело­века с Богом. Это Таин­ство. Если так можно выра­зиться, чело­век в этом про­цессе явля­ется одно­вре­менно и со-твор­цом и «про­дук­том» этого твор­че­ского про­цесса. В этом уни­каль­ность про­цесса пока­я­ния.

По словам свя­того прп. Иоанна Лествич­ника : «пока­я­ние есть дочерь надежды и отвер­же­ние отча­я­ния» (Леств., с. 5). Про­цесс пока­я­ния, совер­ша­е­мый в акте лич­ного мак­си­мально чест­ного (дохо­дить сле­дует до той сте­пени чест­но­сти перед самим собой, на какую мы в этот момент спо­собны) ответа на вопросы о себе. Пред­сто­я­ние перед Богом не может сопро­вож­даться только упад­ком духа. Это всегда энер­гич­ное ожи­да­ние, кото­рое содер­жит в себе и веру, и надежду, и любовь.

Пока­я­ние не может выра­жаться нена­ви­стью к себе. Известно, что нена­висть к себе, может быть изощ­рен­ной формой гор­дыни. Пока­я­ние – это форма утвер­жде­ния своего истин­ного «я» как создан­ного по образу Божию. Исходя из этого, полу­ча­ется, что каяться – озна­чает для чело­века смот­реть не только вниз, на свои соб­ствен­ные недо­статки, пре­гре­ше­ния, заблуж­де­ния, но и обя­за­тельно вверх – на любовь Божию. Пока­я­ние не может огра­ни­чи­ваться только взгля­дом назад, полным боли и упре­ков к себе. Одно­вре­менно в состо­я­нии пока­я­ния при­сут­ствует и взгляд вперед, полный веры и надежды. Эту анти­но­мию нам трудно понять, когда мы под­хо­дим к раз­го­вору о пока­я­нии чисто интел­лек­ту­ально.

Святые отцы своим опытом нам пока­зали, что можно иметь плач о грехах своих и одно­вре­менно, на каком-то глу­бин­ном уровне своей пси­хики сле­до­вать при­зыву апо­стола: «Всегда радуй­тесь!». Это состо­я­ние, как и многое в хри­сти­ан­стве, позна­ется только личным опытом. И оно ни в коей мере не соот­вет­ствует шизо­фре­ни­че­скому рас­щеп­ле­нию созна­ния или эмо­ци­о­наль­ным нару­ше­ниям, свя­зан­ным с пере­жи­ва­нием поляр­ных чувств по типу мания-депрес­сия.

Состо­я­ние пока­я­ния при­во­дит чело­века к целост­но­сти. Оно само по себе уже явля­ется целост­ным актом.

7. Испол­не­ние закона – основа «вет­хо­за­вет­ного» пони­ма­ния доб­ро­де­тели

Что же каса­ется сына стар­шего: его можно посчи­тать стар­шим еще в том плане, что он сфор­ми­ро­ван на вет­хо­за­вет­ном послу­ша­нии, на закон­ни­че­стве. Надо делать… и все. Без рас­суж­де­ний. В отли­чие от млад­шего, кото­рого заста­вили вер­нуться в дом отца с одной сто­роны пока­я­ние, с другой – вера, надежда и любовь.

Стар­ший сын, оста­ва­ясь все время при отце, оста­ва­ясь как бы хоро­шим и послуш­ным сыном, не исце­лился от стра­стей. Мы видим, что ему свой­ственна и сорев­но­ва­тель­ность (воз­можно рев­ность), и зависть к млад­шему своему брату. Он так и остался, несмотря на всю свою «хоро­шесть», лич­но­стью незре­лой в духов­ном отно­ше­ний. Стрем­ле­ние к доб­ро­де­те­лям у него осно­вано, видимо, больше всего на внеш­ней моти­ва­ции, на похвале, на одоб­ре­нии. Воз­можно, на тру­со­сти. И мы в оче­ред­ной раз убеж­да­емся, что в полную меру свою чело­век, таким обра­зом, не вырас­тет.

Святые гово­рят, не познав ада, не позна­ешь рая.

Согласно этой притче, Гос­подь тер­пе­ливо дает чело­веку воз­мож­ность испы­тать гра­ницы своей сво­боды, даже если он пере­пу­тает сво­боду со свое­во­лием. Он не пере­стает любить чело­века и ждать, пока это блуж­да­ние вдали от Истины закон­чится. Пока не про­изой­дет осо­знан­ного раз­во­рота к Богу. И вот тогда про­ис­хо­дит истин­ная радост­ная встреча. Эта встреча реально напо­ми­нает празд­ник, пир. Ведь все ответы на вопросы в этот момент для чело­века най­дены. Он полу­чает ответ на самый важный вопрос: в чем смысл жизни, в чем смысл бытия?

И уже с най­ден­ного ответа на этот вопрос начи­на­ется слу­же­ние Богу исходя из внут­рен­ней моти­ва­ции. И жела­ние при­об­ре­тать доб­ро­де­тели – это уже для него не вопрос сомне­ний и выбора. Это радост­ная, желан­ная необ­хо­ди­мость.

После воз­вра­ще­ния млад­шего сына, оба сына про­дол­жают слу­жить отцу. Но если мы зада­дим себе вопрос, как они это делают? Даже в том случае, если их слу­же­ние внешне выгля­дит оди­на­ково, слу­жить Отцу они будут по-раз­ному, поскольку их личная моти­ва­ция слу­же­ния разная. Скорее всего, я могу пред­ста­вить, что у млад­шего сына этот про­цесс будет про­те­кать радостно, смело, мощно – всей его ныне целост­ной лич­но­стью.

8. Вопросы, на кото­рые сле­дует искать ответы

У нас как у пра­во­слав­ных пси­хо­ло­гов вопрос стоит таким обра­зом: как мы можем исполь­зо­вать это в пси­хо­те­ра­пии, каким обра­зом это знание о чело­веке мы можем вклю­чать в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский про­цесс, в про­цесс кон­суль­ти­ро­ва­ния.

Пси­хо­те­ра­пия – вещь довольно кон­крет­ная. Работа с чело­ве­ком – это всегда кон­крет­ный случай, кон­крет­ная жиз­нен­ная исто­рия.

Про­водя пси­хо­те­ра­пию, мы имеем дело с пси­хо­ло­ги­че­скими защи­тами и сопро­тив­ле­нием. Довольно часто мы стал­ки­ва­емся с тем, что у чело­века нет доста­точ­ной моти­ва­ции для при­ло­же­ния усилий при работе со своими про­бле­мами.

В своей прак­ти­че­ской работе мы должны опытно и тео­ре­ти­че­ски искать ответы на вопросы:

Как при работе с кли­ен­том сфор­ми­ро­вать внут­рен­нюю моти­ва­цию при­об­ре­те­ния доб­ро­де­тели?

Какие формы пси­хо­ло­ги­че­ского сопро­тив­ле­ния здесь про­яв­ля­ются?

В чем их осо­бен­ность и отли­чие от тех форм сопро­тив­ле­ния, кото­рые опи­саны секу­ляр­ными пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скими направ­ле­ни­ями?

Какие пси­хо­ло­ги­че­ские защиты пре­пят­ствуют про­цессу пока­я­ния?

Пра­во­слав­ная прак­ти­че­ская пси­хо­те­ра­пия и пси­хо­ло­гия только раз­ви­ва­ются.

И одной из важ­ней­ших задач, сто­я­щих, перед пра­во­слав­ными пси­хо­ло­гами, на мой взгляд, будет иссле­до­ва­ние фор­ми­ро­ва­ния всех этих про­цес­сов пре­иму­ще­ственно на уровне душев­ном (пси­хо­ло­ги­че­ском).

А начи­нать, разу­ме­ется, нам сле­дует с самих себя. Только иссле­до­вав глу­боко себя, поняв моти­ва­цию своих соб­ствен­ных поступ­ков и стрем­ле­ний; иссле­до­вав и про­ана­ли­зи­ро­вав формы защит, и пси­хо­ло­ги­че­ского сопро­тив­ле­ния, кото­рые пре­пят­ствуют лично нашему про­цессу исце­ле­ния, мы сможем заяв­лять о себе, как о пси­хо­ло­гах пра­во­слав­ного направ­ле­ния.

Закон­чить этот раздел хочу, пере­фра­зи­ро­вав слова Пуш­кина:

Нам, зани­ма­ю­щимся пра­во­слав­ным пси­хо­ло­ги­че­ским кон­суль­ти­ро­ва­нием и пси­хо­те­ра­пией, нико­гда не сле­дует забы­вать, что мы явля­емся всего лишь под­ма­сте­рьями в деле Боль­шого Мастера.

И не дай нам Бог посчи­тать себя масте­рами.

Полезно знать

ГлавнаяПолезно знатьПолезно знать

Бактериологические исследования мочи

Просмотров: 172

Проникшие в мочу микроорганизмы быстро размножаются, и возникает воспалительный процесс. При подозрении на инфекцию мочевыводящих путей (ИМП), для диагностики и мониторинга её течения, а также оценки эффективности лечения пациенту предлагают провести бактериологическое исследование мочи.

Подробнее

О чем говорит общий анализ мочи?

Просмотров: 801

Исследование мочи используют не только для выявления патологии в мочевой системе, но и для оценки состояния организма в целом, применяя иммунологические, бактериологические, молекулярно-биологические, иммунохроматографические и многие другие методы исследований. Среди многообразия методов, пожалуй, самым востребованным остается общий анализ мочи.

Подробнее

Осложнения противоопухолевого лекарственного лечения: кожная токсичность

Просмотров: 4618

Кожная токсичность – результат токсического воздействия лекарственных средств на быстро делящиеся клетки, к которым, помимо опухолевых клеток, относятся также клетки кожи и ее придатков.

Подробнее

Рак кожи: профилактика, диагностика, лечение

Просмотров: 6733

Рак кожи редко возникает на «пустом месте». Предраковые состояния (предшественники рака) из-за совокупности неблагоприятных факторов могут патологически изменяться, озлокачествляться: актинический кератоз, кожный рог, трофические язвы, кератоакантома.

Подробнее

О чем говорит общий (клинический) анализ крови?

Просмотров: 2003

Анализы крови, пожалуй, самые часто сдаваемые анализы. Это неотъемлемый элемент любого обследования как на этапе постановки диагноза, так и во время лечения. Что значат показатели общего анализа крови?

Подробнее

О чем говорит коагулограмма?

Просмотров: 1436

Этот анализ с трудно произносимым названием обязателен для госпитализации в онкологический стационар.

Что показывает коауголограмма, о чем говорят многочисленные аббревиатуры?

Подробнее

Особенности вакцинации онкологических пациентов: рекомендации для детей и взрослых

Просмотров: 5284

Можно ли делать прививку при онкологии? Наталья Александровна Ефремова, врач-онколог, научный сотрудник научного отдела онкоиммунологии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, ответила на ряд важных вопросов о вакцинации онкологических пациентов.

Подробнее

Что такое трахеостома и как за ней ухаживать в домашних условиях?

Просмотров: 15894

Ольга Сергеевна Корнеева, медицинская сестра отделения опухоли головы и шеи НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, рассказала о важных правилах самостоятельного ухода за трахеостомой и необходимых для этого инструментах и приспособлениях.

Подробнее

Рак в молодом возрасте: выросла ли заболеваемость?

Просмотров: 2891

Давайте разберемся, почему это не так, вместе с Анной Николаевной Малковой, руководителем информационно-сервисной службы и отдела телемедицинских технологий НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова

Подробнее

Излечим ли рак?

Просмотров: 32643

Можно вылечить рак или это смертельное заболевание, реально ли избавиться от диагноза навсегда?

Подробнее

Защитить врача от клеветы и оскорбления Медицинский юрист Наталья Косолапова рассказала, как наказать обидчика

Просмотров: 1018

Профессиональная медицинская деятельность связана с постоянным общением с пациентами. К сожалению, не всегда это общение проходит в спокойной обстановке. Нередко пациенты проявляют не только неуважение, но и самую настоящую агрессию к медперсоналу.

Подробнее

Хирургическое лечение перитонеального канцероматоза (канцероматоза брюшины)

Просмотров: 20011

Современная стратегия хирургического лечения перитонеального канцероматоза заключается в проведении оперативных вмешательств, цель которых —  максимально полное удаление всех видимых проявлений опухоли.

Подробнее

Взаимоотношения онкологических пациентов с персоналом медицинских учреждений и родственниками

Просмотров: 5818

Онкологический пациент может быть особенно чувствителен к взаимодействию с окружающими – членами семьи, работниками медицинских учреждений.

Подробнее

Рак предстательной железы

Просмотров: 9794

Рак простаты является одним из самых распространённых онкологических заболеваний, и заболеваемость в России с каждым годом увеличивается.

Подробнее

Как справиться с эмоциональным перенапряжением при онкологическом заболевании

Просмотров: 20559

Онкологический диагноз – это всегда психологическая травма, причем не только для самого больного, но и для его семьи, близких. Предлагаем несколько рекомендаций психолога, как справиться со стрессом в ситуации онкологического заболевания.

Подробнее

Лимфома Ходжкина

Просмотров: 145836

Это опухолевое заболевание лимфатической системы, которым болеют люди любого возраста. Заболеваемость в России составляет 2,3 на 100 000 населения.

Подробнее

Влияние социально-психологических характеристик онкологических пациентов на их качество жизни

Просмотров: 2736

В НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова проводилось исследование с целью установления связи качества жизни с социально-психологическими характеристиками и особенностями отношения к диагнозу у пациенток с онкогинекологической патологией.

Подробнее

Современная лучевая диагностика. Часть I

Просмотров: 16405

На наиболее часто встречающиеся вопросы пользователей сайта отвечает заведующий отделением лучевой диагностики НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, д.м.н., профессор Андрей Владимирович Мищенко

Подробнее

Санаторно-курортное лечение для онкологических пациентов

Просмотров: 84476

Онкологическим пациентам, к сожалению, знакомы ситуации, когда им необоснованно отказывают в направлении на санаторно-курортное лечение.

Подробнее

Чрескожная эндоскопическая гастростомия

Просмотров: 40010

Формирование гастростомы — это наиболее распространенный метод ведения пациентов, лишенных возможности перорального питания на протяжении длительного срока.

Подробнее


Вопрос-ответ Правила посещения пациентов Клинические исследования Памятки в помощь пациентам

психологических аспектов детского ожирения: контролируемое исследование на клинической и неклинической выборке1 | Журнал детской психологии

Фильтр поиска панели навигации Journal of Pediatric PsychologyЭтот выпускДетская и подростковая психиатрияКлиническая детская и подростковая психологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Journal of Pediatric PsychologyЭтот выпускДетская и подростковая психиатрияКлиническая детская и подростковая психологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Журнальная статья

Кэролайн Брает,

Кэролайн Брет 2

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google ученый

Иван Мервильде,

Иван Мервильде

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google ученый

Вальтер Вандерейкен

Уолтер Вандерейкен

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google ученый

Примечания автора

Журнал детской психологии , том 22, выпуск 1, февраль 1997 г. , страницы 59–71, https://doi.org/10.1093/jpepsy/22.1.59

Опубликовано:

01 февраля 1997 г.

История статьи

Получено:

08 июня 1995 г.

Принято:

13 июня 1996 г.

Опубликовано:

01 февраля 1997 г.

  • PDF
  • Разделенный вид
    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    Кэролайн Брает, Иван Мервильде, Уолтер Вандерейкен, Психологические аспекты детского ожирения: контролируемое исследование клинической и неклинической выборки, Журнал детской психологии , том 22, выпуск 1, февраль 1997 г. , страницы 59–71 , https://doi.org/10.1093/jpepsy/22.1.59

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Facebook
    • Еще

Фильтр поиска панели навигации Journal of Pediatric PsychologyЭтот выпускДетская и подростковая психиатрияКлиническая детская и подростковая психологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Journal of Pediatric PsychologyЭтот выпускДетская и подростковая психиатрияКлиническая детская и подростковая психологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Исследовали взаимосвязь между ожирением и психосоциальной адаптацией в комбинированной клинической и неклинической выборке из 139 человек. дети с ожирением и 150 детей без навязчивых идей (в возрасте от 9 до 12 лет, сопоставимых по возрасту, социально-экономическому статусу и полу), которые заполнили Шкалу воспринимаемой компетентности для детей; их родители заполнили контрольный список поведения ребенка. Все дети с ожирением, независимо от их статуса обращения за помощью, сообщали о более негативном физическом восприятии себя, чем их сверстники, не страдающие ожирением, и их общая самооценка была ниже. По словам их родителей, у детей с ожирением из клинической выборки было больше проблем с поведением. Полученные данные свидетельствуют о том, что психопатология зависит от клинического статуса ожирения, и они предоставляют доказательства психосоциального профиля риска для подгруппы детей с ожирением.

ожирение; дети; психологическая адаптация.

Этот контент доступен только в формате PDF.

Примечания автора

1 Авторы благодарят рецензентов за ценные предложения, сделанные для более ранних версий этой статьи.

© 1997 Издательство Пленум

© 1997 Издательство Пленум

Раздел Выпуска:

Статьи

Скачать все слайды

Реклама

Цитаты

Просмотры

12 969

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Предварительные уведомления о статьях

Оповещение о новой проблеме

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

Онлайн-вмешательство для лиц, осуществляющих уход за детьми с ранней черепно-мозговой травмой: пилотное испытание

От редакции: Вступление и продвижение: следующие 5 лет для журнала детской психологии

Эмоциональное благополучие детей, перенесших опухоль головного мозга, и сверстники для сравнения: точки зрения детей и их родителей

Комментарий клуба студенческих журналов JPP: оценка траекторий стресса родителей в контексте врожденного порока сердца

Педиатрическая трансплантация гемопоэтических стволовых клеток Координаторы и стратегии соблюдения режима лечения: качественное исследование

Реклама

Психологический аспект зависимости

Психологический аспект зависимости сильно отличается от ее физических аспектов.

Физическая сторона злоупотребления наркотиками и алкоголем изучалась на протяжении веков, поэтому существует огромное количество исследований, посвященных физическим последствиям злоупотребления психоактивными веществами. Физические потери, которые зависимость может нанести человеку, общеизвестны; однако, несмотря на то, насколько изнурительным может быть злоупотребление психоактивными веществами, люди по-прежнему злоупотребляют наркотиками и алкоголем. Почему? Наш центр лечения наркомании и алкоголизма в Чикаго знает, что зависимость имеет такое же отношение к разуму, как и к телу, и поэтому мы изучаем психологию зависимости.

Что такое психологическая зависимость?

Термин «психология» относится к поведенческим процессам, связанным с настроением, эмоциями или разумом. Психологическая зависимость связана с эмоциональными и психическими процессами, связанными с развитием и выздоровлением от расстройства, связанного со злоупотреблением психоактивными веществами, или зависимости. Наше настроение и поведение укореняются в уме. Когда вы начинаете употреблять наркотики или алкоголь, ваше мышление и чувства меняются. Как только человек привыкает испытывать определенные мысли и настроения под кайфом, его разум становится таким же зависимым, как и его тело. Психологический аспект зависимости так же серьезен, как и физическая зависимость. Они не существуют отдельно друг от друга, а скорее переплетаются, создавая общую зависимость.

Наша когнитивно-поведенческая терапия в Чикаго фокусируется на психологии, лежащей в основе зависимости, помогая пациентам осознать эмоции и модели мышления, связанные с их расстройством, связанным со злоупотреблением психоактивными веществами. КПТ — это один из нескольких методов лечения зависимости, которые мы предлагаем в Banyan Treatment Centers в Чикаго.

Зависимость Побочные эффекты, связанные с психологической зависимостью

Эмоции играют большую роль в злоупотреблении психоактивными веществами. Люди могут прибегать к наркотикам или алкоголю, чтобы справиться с отрицательными эмоциями, и они могут ассоциировать определенные положительные эмоции с этими веществами. Психологическая зависимость в основном относится к когнитивным и эмоциональным аспектам зависимости или отмены наркотиков и алкоголя. Психологическая модель зависимости сосредоточена не на физических изменениях тела в результате злоупотребления наркотиками, а на эмоциях, связанных с употреблением этих веществ. Наиболее распространенные психологические симптомы зависимости включают в себя:

  • Тяга к зависимости
  • Испытывают тревогу при попытке бросить курить
  • Испытывают симптомы депрессии, когда не употребляют или пытаются прекратить употребление
  • Чувство раздражения, когда они не употребляют наркотики или не пытаются бросить курить
  • Перепады настроения, связанные с отказом от наркотиков или отсутствием употребления наркотиков
  • Потеря аппетита, связанная с отказом от употребления или отказом от курения
  • Отрицание зависимости
  • Одержимость употреблением или получением рассматриваемого вещества
  • Проблемы с принятием решений, когда вы не используете или пытаетесь бросить курить
  • Проблемы с концентрацией внимания, когда вы не употребляете наркотики или пытаетесь бросить курить

Поскольку психологические симптомы зависимости невозможно измерить, трудно точно определить их интенсивность. Хотя мы не можем определить субъективный уровень психического расстройства человека, мы знаем, что наркомания и алкоголизм могут вызывать сильную психологическую зависимость.

Распространенные вещества, вызывающие психологическую зависимость

Некоторые вещества вызывают более выраженные и более явные симптомы психологической зависимости. Некоторые из наиболее распространенных наркотиков, вызывающих симптомы психологической зависимости, включают:

  • Кокаин
  • Крэк-кокаин
  • Амфетамин
  • Метамфетамин
  • ЛСД
  • Мескалин
  • ПКП
  • ДМТ
  • Псилоцибин
  • Экстази (МДМА)
  • Каннабис (марихуана)
  • Ингалянты
  • Антидепрессанты

Лечение психологических факторов наркомании и алкоголизма так же важно, как и лечение физических. Если вы или кто-то из ваших знакомых борется с зависимостью, позвоните в Banyan Chicago по телефону 888-280-4763, чтобы узнать больше о нашем реабилитационном центре и наших уникальных программах и методах лечения зависимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *