Свойства сознания в психологии: 15. Функции и свойства сознания. Проблема структуры сознания ( в.П. Зинченко, а.В.Петровский).

Психологические свойства сознания

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразить их в словах, понятиях, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания.

Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображения, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них – осмысленность представляемого или осознаваемого, т.

е. его словесно- понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все  и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире. Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем.

Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается, и храниться информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становиться достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться им как средством общения и мышления.

Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.

Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Психологические свойства сознания

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Психологические свойства сознания

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Психологические свойства сознания

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

📖 1. Сознание и его свойства. Виды сознания, Лекция 4. Сознание. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 20.

Читать онлайн

В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки — философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2 сознанию присуща интенциональность[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание — это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

 житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

 проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

 научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

 эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

 этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

Что такое Сознание? | Psychology Today

Любой родитель может поручиться за то, насколько все усложняется, когда ребенок начинает задавать сложные вопросы. Мы все там были:

«Почему небо голубое?»
«Потому что, дорогая, молекулы в воздухе рассеивают синий свет больше, чем другие цвета».
«О. Откуда берутся дети?»
«Сперматозоид и яйцеклетка объединяются, образуя зиготу, которая развивается в плод, а затем в ребенка».

«Хм. Есть ли Бог?»
«Возможно».
«А как насчет Санты?»
«Определенно».
«Почему его дыхание всегда странно пахнет?»
«Он использует специальную жидкость для полоскания рта с Северного полюса».
«Папа, что такое сознание?»
«Гм…»

Если бы вас попросили объяснить сознание, вы бы смогли это сделать? Очень, очень умные люди всю свою карьеру пытались найти ответ на этот вопрос. Удивительно, что то, что мы все переживаем, так трудно объяснить. Трудность возникает при описании того, «что это за подобие», которое характеризует сознание. Есть что-то вроде ощущения красного цвета, вкуса шоколада, ощущения радости или печали. Философы называют это феноменологией. В отличие от других мирских вещей, это не то, на что мы можем указать или подержать в руке. Это не то, что мы смогли вычислить. И нам еще предстоит найти строгий метод ее измерения.

В 1994 году Дэвид Чалмерс опубликовал статью, объясняющую, почему сознание представляет собой такой сложный для понимания феномен. Хотя он не был первым, кто обсуждал эти проблемы, он был первым, кто разделил их на два типа: «простые» и «сложные». Простые задачи включают объяснение того, как мозг интегрирует информацию, фокусирует внимание и позволяет нам сообщать о психических состояниях.

Хотя это и не так просто, такие проблемы даются легко, потому что для их решения требуется только определить механизмы, объясняющие такое поведение. Простые проблемы являются физическими по своей природе и относятся к эмпирическим областям психологии, когнитивистики и неврологии. Учитывая современные тенденции в науке о разуме, мы уверены, что однажды мы решим эти проблемы.

Трудная проблема, напротив, никогда не может быть решена. В частности, сложная проблема заключается в том, чтобы определить, почему и как возникает сознание при правильном расположении мозгового вещества. Что делает ее сложной, так это то, что мы не можем просто указать на какой-то физический механизм для ее решения, поскольку это было бы решением простой проблемы. Вместо этого наша цель состоит в том, чтобы объяснить, почему определенный физический механизм порождает сознание, а не что-то другое или вообще ничего.

Рассмотрим аналогию из физики: знание каждого уравнения, предсказывающего, как взаимодействуют масса и гравитация, не говорит нам, почему они взаимодействуют так же, как . Чтобы понять, почему взаимодействуют масса и гравитация, мы должны обратиться к весьма эзотерическим объяснениям, связанным с относительностью, квантовой механикой или теорией струн.

Но хотя физики-теоретики создали несколько довольно конкретных моделей, готовых к проверке на примере Большого адронного коллайдера, сознанию не хватает общего консенсуса, который позволил бы нам двигаться дальше и проверять наши теории. И не зря — трудная проблема сложна.

Некоторые утверждают, что сложная проблема просто неразрешима. Аргументы в пользу этой точки зрения могут принимать две разные формы. Первый аргумент заключается в том, что наш хилый мозг не способен найти решение, потому что наш мозг не способен обрабатывать сложную информацию, которая привела бы к пониманию сознания. Второй аргумент заключается в том, что решение проблемы требует, чтобы вы не были ее частью. Что это значит? Чтобы решить проблему, по крайней мере, так утверждается, вы должны взглянуть на все факты с высоты птичьего полета. Но поскольку все мы сознательны, у нас никогда не может быть такого взгляда. Мы просто не можем решить сложную проблему, потому что у нас нет доступа к информации, необходимой для того, чтобы собрать все воедино.

Я думаю, что этот аргумент несостоятелен, поскольку сторонники этой точки зрения не объясняют, почему мы не можем прийти к пониманию таких высоких понятий посредством индукции. Индуктивное рассуждение — это логика «снизу вверх», которую мы часто используем для построения общего убеждения из отдельных примеров.

Мы используем индукцию каждый день, выбирая, что надеть. Мы выбираем определенный тип одежды, основываясь на прошлых погодных условиях, окружающих это утро. Если мы знаем, что температура наружного воздуха составляла 25 градусов по Фаренгейту в течение последних 10 дней, мы можем предположить, что на улице будет холодно, поэтому уместно надеть зимнюю одежду. Конечно, вы можете не прийти к истинному предложению с помощью индукции. Например, если вы живете в Сент-Луисе, иногда вы можете обнаружить, что 65-градусный день следует за 25-градусным днем. В этом случае убеждение, к которому вы пришли посредством индукции, ложно. Вместо этого вы должны выбрать весеннюю одежду. Но индукция, кажется, работает во многих случаях, особенно в физической и математической областях. Поэтому неясно, почему мы не могли использовать индуктивное рассуждение для решения сложной задачи.

Этот индуктивный подход действительно пытались использовать многие философы и ученые-когнитивисты. На основе того, что известно о феноменальных состояниях, а также о мозге, который ими обладает, появилось множество теорий сознания, что привело к бурным дебатам в философии и науке. Возможно, самые большие дебаты были сосредоточены на различии между дуализмом и физикализмом .

Физикализм считает, что сознание полностью физическое. Один тип физикализма вообще отрицает существование проблемы. Для людей в этом философском лагере под названием теоретики тождества , ментальное просто есть физическое, то есть ментальное есть не что иное, как определенная физическая ситуация, возникающая при определенном расположении атомов. Почему кто-то хочет придерживаться этой точки зрения? Во-первых, привлекательна его простота. Нам не нужно обращаться к «жутким» концепциям вроде эмерджентности, чтобы объяснить, что происходит, когда мы в сознании. Во-вторых, это дает нам действительно вескую причину думать, что компьютеры могут стать сознательными. Если мозг — это не что иное, как биологические реализации компьютеров, выполняющих определенную программу, возможно, кремниевый чип сможет запускать то же программное обеспечение, что и мы.

Другая теория, функционализм, утверждает, что психические состояния конституируются функцией или ролью, которую они играют в данной системе. С этой точки зрения ментальные состояния существуют как причинно-следственные связи с другими ментальными состояниями. Функционализм особенно популярен среди специалистов по вычислительной технике, которые считают, что мозг — это всего лишь биологическая реализация компьютера. По мнению вычислительных специалистов, мозг — это одна система, физически способная реализовать ментальные состояния, другие системы, такие как компьютеры, также могут реализовать эти ментальные состояния. Однако функционализм имеет свои слабости. Многие философы утверждали, что этой теории недостаточно для объяснения сознания, потому что роль, которую играет ментальное состояние, не объясняет, почему это состояние должно быть сознательным. Непонятно, почему бы все наши ментальные состояния не обрабатываться бессознательно.

Принципиально отличный от физикализма, дуализм — это теория, согласно которой сознание каким-то образом выходит за пределы физического. Чтобы быть дуалистом, вам не нужно верить, что сознание — это совершенно нефизическая сущность, плавающая в верхней части нашего физического мозга, вы просто должны верить, что трудная проблема не может быть решена простым обращением к физическому.

Существует множество типов дуализма, предназначенных для наилучшего решения различных аспектов сложной проблемы. Например, Декартовский дуализм , одна из старейших форм субстанциального дуализма, утверждает, что существуют как физические, так и нефизические субстанции и что сознание находится внутри нефизической субстанции. Другая теория, дуализм свойств , утверждает, что сознание — это нефизическое свойство, возникающее из тех же вещей, которые порождают физические свойства. Дуалисты свойств считают, что нейронная активность имеет как физические, так и нефизические свойства. К физическим свойствам относятся такие вещи, как электромагнитный потенциал, а к нефизическим свойствам относятся такие вещи, как сознание.

Дуалисты свойств можно далее разделить на фундаментальные, эмерджентные и нейтральные монистические группы. Предложенный Чалмерсом дуализм фундаментальных свойств утверждает, что сознательные свойства — это основные свойства вселенной, аналогичные физическим свойствам, таким как электромагнитный заряд. Согласно Чалмерсу, эти свойства могут взаимодействовать с другими свойствами, такими как физические свойства, но, подобно фундаментальным физическим свойствам, сознательные свойства являются своими собственными отдельными фундаментальными сущностями. Сознание работает подобно электрическому заряду или другим физическим свойствам: оно может вызывать переход физической материи между физическими состояниями, а эти физические состояния, в свою очередь, могут влиять на сознание.

Тесно связанная теория, панпсихизм , утверждает, что все аспекты реальности обладают некоторыми «психологическими» свойствами помимо их физических свойств. Этот тип дуализма свойств предполагает, что в основе Вселенной лежит сознание. Хотя эта теория, безусловно, элегантна, некоторые считают, что она несет в себе метафизический багаж. Одна жалоба заключалась в том, что если эта теория верна, то вся материя будет иметь определенный элемент сознания. Поскольку сознание неотъемлемо связано с феноменальным, это своеобразный результат, ибо трудно представить, как может быть что-то, что «похоже» на электрон, стол, стул, шину или другой неодушевленный предмет.

Кроме того, кажется, что сознание имеет границы. Есть что-то похожее на то, чтобы быть мной, быть тобой и быть кем-то другим. Панпсихизму трудно объяснить, как феноменология имеет границы. Если сознание является фундаментальным свойством материи, то получается, что вся материя и совокупность материи имеют сознательный аспект. Коллективное сознание подразумевает, что сознанием обладают не только отдельные электроны, но и нейроны и группы нейронов. Трудно увидеть уровень, на котором вы существовали бы как сознательное существо. Сколько нейронов составляют вас ? Это один из них, несколько из них, , все из них? Конечно, можно возразить, что по сравнению с другими проблемами сознания пограничная проблема довольно мала. В этом случае элегантность теории может перевесить ее слабости.

Подобно дуализму фундаментальных свойств, дуализм эмерджентных свойств утверждает, что сознание — это свойство, возникающее из определенных типов физического устройства материи. Но отличается тем, что сознание есть свойство, возникающее сверх , что можно было бы предсказать, учитывая расположение физических свойств материи. Еще один тип дуализма свойств, нейтральный монистический дуализм свойств утверждает, что физические и сознательные свойства и зависят от некоторого более базового уровня реальности.

Почему кто-то должен придерживаться одного из вышеупомянутых дуалистических взглядов? Какая необходимость постулировать такие жуткие сущности как нефизические сознательные свойства? У физикалистов возникают проблемы с объяснением некоторых аспектов сознания таким образом, чтобы это согласовывалось с нашими наблюдениями за взаимодействием физических свойств.

Мысленный эксперимент Фрэнка Джексона решает одну из проблем физикалистского подхода:

Мэри — блестящий ученый, которая по какой-то причине вынуждена исследовать мир из черно-белой комнаты через черно-белый телевизионный монитор. . Она специализируется на нейрофизиологии зрения и получает, предположим, всю физическую информацию о том, что происходит, когда мы видим спелые помидоры или небо и используем такие термины, как «красный», «синий» и т. на. Она обнаруживает, например, какие именно комбинации длин волн с неба стимулируют сетчатку и как именно это вызывает через центральную нервную систему сокращение голосовых связок и выброс воздуха из легких, что приводит к произнесению фразы: небо голубое». […] Что произойдет, когда Мэри выпустят из ее черно-белой комнаты или ей дадут цветной телевизионный монитор? Научит она чему-нибудь или нет?

Джексон утверждает, что Мэри на самом деле узнает что-то новое: каково это видеть синее. Несмотря на то, что она знает все о науке о цвете, она никогда не видела цвета. Позже Джексон обсуждает другого человека, Фрэнка, который видит цвет, которого никогда не видел ни один другой человек. Кажется, что независимо от того, сколько у нас информации о нейронных процессах, лежащих в основе восприятия Фрэнком цвета, мы никогда не узнаем, каково это — иметь опыт Фрэнка. Согласно Джексону, то, что чему-то можно научиться только через феноменальный опыт, показывает, что опыт несводим к чисто физическому.

Чалмерс ставит перед физикализмом другую проблему. Он предлагает нам представить себе молекулярную копию нас самих, с точностью до каждого отдельного нейрона и его состояния возбуждения. Затем он просит подумать, возможно ли, чтобы это существо было философским зомби, то есть существом, поведение которого неотличимо от нас, но лишено сознания. Несмотря на то, что снаружи зомби кажется таким же сознательным, как и мы с вами, возможно ли, чтобы он был «темным» внутри? Чалмерс говорит, что да. И если это так, утверждает он, то физикализм должен быть ложным. Если мы допускаем, что можем представить себе мир, физически неотличимый от нашего, но лишенный феноменального сознания, мы не можем считать, что ментальное полностью основано на физическом или сводится к нему.

Но можем ли мы представить себе точную копию самих себя, лишенную сознания? На первый взгляд, большинство из нас сказали бы «нет». Я просто не могу представить, каково было бы быть собой, если бы не было ничего похожего на то, чтобы быть мной. Но это не то, о чем просит нас Чалмерс. В рамках своего аргумента он проводит различие между положительной и отрицательной мыслимостью. Положительная представимость означает, что что-то мыслимо, поскольку у вас есть воображаемая картина ситуации, которая получается, если концепция верна. Но отрицательная представимость означает, что что-то представимо, поскольку вы не можете этого исключить 9. 0026 априори , то есть нельзя исключать только из разума.

Это различие имеет решающее значение для работы аргумента Чалмерса. Теперь все, что ему нужно, — это заставить вас признать, что один только разум не дает вам мотивации отвергнуть возможность того, что ваша точная физическая копия может не обладать сознанием. Поскольку физикализм утверждает, что физическое порождает ментальное, и поскольку мы представили пример ситуации, в которой физическое не порождает ментальное, мы должны либо отвергнуть физикализм, либо отвергнуть нашу негативную концепцию зомби. Поскольку невозможно отказаться от последнего, мы должны отказаться от первого. Поэтому физикализм должен быть ложным.

Такие философы, как Чалмерс и Джексон, утверждают, что единственно правильное действие — это отвергнуть физикализм и двигаться в направлении дуализма. Эти аргументы привлекли большое внимание в литературе со стороны авторов с обеих сторон дебатов. И возникло много возражений.

Отвечая Джексону, Лоуренс Немиров утверждает, что знание того, что значит иметь опыт, — это то же самое, что и знание того, как вообразить получение опыта. В случае с Марией она не узнала ничего нового, она просто обрела способность ощущать цвет. Дэвид Льюис приводит аналогичный аргумент: Мэри обрела способность запоминать, воображать и узнавать.

Эрл Кони приводит несколько иной аргумент: чтобы знать, на что это похоже, не обязательно иметь воображение. Он представляет Марту, которая способна визуализировать промежуточные оттенки цветов, которые она не испытала, которые попадают между парами оттенков, которые она испытала. Марта не знакома с оттенком «вишнево-красный», но знает, что вишнево-красный находится на полпути между бордово-красным и огненно-красным, двумя оттенками, которые она пробовала. По словам Кони, Марта могла знать, что значит ощущать вишнево-красный цвет, но пока она никогда не представляла себе этого, она, возможно, никогда не испытала этот цвет.

Интересно, что сам Джексон несколько раз менял свое мнение относительно значения аргумента Мэри. Хотя этот аргумент, казалось, представлял серьезную проблему для физикализма, он также считал, что любое поведение вызвано физическими силами. Учитывая, что этот аргумент, казалось, доказывал существование нефизической феноменологии, Джексону нужно было найти способ согласовать его со своей концепцией физического. Его стратегия заключалась в отстаивании эпифеноменализма , согласно которому феноменальные состояния вызываются физическими состояниями, но феноменальные состояния не влияют на физическое. Эпифеноменализм означает, что наши феноменальные состояния подобны фильмам, которые постоянно проигрываются, в то время как бессознательные мозговые процессы управляют всем поведением.

Позже Джексон решил, что сознательное распознавание Мэри цвета действительно повлияло на физическое: это заставило ее сказать «вау». Если сознательное распознавание может быть причиной требования выражения, которое требует изменения ментальных состояний, то сознание, по-видимому, играет некоторую роль в управлении нашим поведением. Таким образом, эпифеноменализм был бы ложным. Он утверждал, что физикализм на самом деле может объяснить этот «вау» опыт. Если цветовой опыт полностью содержится в мозгу, возможно, что новый опыт может вызвать дальнейшие изменения в мозге, что приведет к произнесению «вау!». Он использовал аналогию с акинетопсией, дефицитом, вызывающим неспособность воспринимать движение. Он утверждал, что человек, излечившийся от этого состояния, не откроет ничего нового в мире (поскольку она знает о движении). Вместо этого удивление было бы реакцией мозга, который теперь способен видеть движение.

Аргумент Чалмерса о зомби также подвергся тщательной проверке. Поскольку это логически верно, т. е. поскольку оценка предпосылок аргумента действительно приводит его к заключению, нужно атаковать посылки, чтобы подорвать аргумент. Одно из возражений заключалось в том, что аргумент зомби подрывает сам себя. Поскольку аргумент строит мир, который определяется полностью физически, мир обязательно будет содержать сознание; поэтому зомби не могут в нем существовать. Другие философы нападают на отрицательную мыслимость. Они утверждают, что простая возможность чего-то не означает, что это действительно существует. Хотя зомби-миры могут быть возможны, в этом мире все еще имеет место то, что сознание является полностью физическим.

Так какая теория победит? Дуализм или физикализм? Это зависит от того, кого вы спросите. Многие исследователи-эмпирики являются убежденными физикалистами, но не все. Ответ на этот вопрос потребует более глубокого понимания фундаментальной структуры нашего физического мира. Может оказаться, что действительно непротиворечивая физическая теория поможет нам точно понять, что такое сознание. Но может и нет. Сознание может навсегда остаться загадкой.

Разделы 3 и 4 Психология

Ключевые знания:
•изменения психологического состояния человека, обусловленные уровнями осознания, контролируемыми и автоматическими процессами, ограничениями содержания, перцептивными и когнитивными искажениями, эмоциональным осознанием, самоконтролем и ориентацией во времени

•сознание как психологический конструкт, меняющийся по континуум, широко подразделяемый на нормальное бодрствующее сознание и измененные состояния сознания (естественные и индуцированные)

Мечты
Мы мечтаем, когда переключаем внимание на наши личные мысли, чувства и воображаемые сценарии, а мечтание рассматривается как измененное состояние сознания. Мечты, как правило, представляют собой визуализированные мысли, которые обычно позитивны и приятны.

Мы проводим огромное количество времени в мечтах — где-то от трети до половины нашей бодрствующей жизни. Мечты возникают на протяжении всей жизни, хотя с возрастом они становятся менее частыми. В большом 24-летнем лонгитюдном исследовании было отмечено, что с возрастом частота и интенсивность мечтаний во взрослом возрасте снижались, причем у женщин это снижение было более выраженным (Giambria 19).99).

Мечты ассоциируются с хорошим психическим здоровьем и стабильностью. Они также могут дать представление о нашей личности, мотивах и заботах. Изучая их природу и содержание, мечты могут открыть путь к распознаванию и пониманию личности человека, мотивации, страхов и беспокойства.

Большинство из нас признают, что мечтания — это нормальная часть жизни, хотя многие люди считают мечтания негативным явлением. Например, были ли у вас когда-нибудь неприятности из-за того, что вы мечтаете? Однако кажется очевидным, что мечты не обязательно являются пустой тратой времени, которую может предложить наше общество. «Отстранение» может иметь свои преимущества — спонтанные мысли могут заставить нас чувствовать себя живыми, осознанными и вовлеченными.

ПОЧЕМУ МЕЧТЫ СЧИТАЮТСЯ ИЗМЕНЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ СОЗНАНИЯ?

Так же, как и сон, мечтание — естественное и обычное явление, с которым мы все сталкиваемся. Характеристики мечтаний включают:

  • пониженный уровень осознания , особенно того, что происходит в окружающей нас среде.
  • меньше ограничений контента . У нас могут быть причудливые, необычные или нереалистичные мысли, которые не нужно связывать с реальностью. В мечтах мы можем сосредоточиться на одном направлении мысли, но степень контроля над тем, на что вы хотите обратить внимание, уменьшается, поскольку ваш разум отвлекается с другими мыслями. Это очень затрудняет выборочное внимание.
  • трудности с выполнением контролируемых процессов . Наша способность эффективно выполнять две или более задач одновременно снижена, а то и невозможна, а контролируемые или сложные задачи затруднены. Мечты за рулем могут привести к аварии.
  • вероятные перцептивные и когнитивные искажения . Мечты в классе могут помешать нам изучить материал, особенно если мы мечтаем о чем-то совершенно другом. Мечтательность снижает нашу осведомленность об окружающем, поэтому понимание того, что говорит учитель, маловероятно. Наше восприятие также может быть искажено. Например, мы можем меньше осознавать боль или шумную обстановку
  • изменения эмоционального сознания . Мечты, скорее всего, будут положительными или приятными, и это может улучшить настроение. Мечты о том, чтобы избежать скучной или неприятной ситуации, безусловно, могут привести к этому. И наоборот, неприятные мечты могут угнетать настроение. Мечты также могут сгладить нашу реакцию на эмоциональные ситуации в реальном мире
  • изменения в самоконтроле . Во время грез ваши мысли сосредоточены на внутренних событиях, а не на том, что происходит вокруг вас. Мониторинг вашего поведения маловероятен.
  • уменьшение временной ориентации . Когда мы мечтаем, мы теряем чувство времени. Время может казаться очень быстрым или медленным, когда мечтаешь

Состояния, вызванные алкоголем
Наиболее распространенным методом преднамеренного изменения состояний сознания является использование психоактивных препаратов. Психоактивные препараты — это химические вещества, влияющие на нервную систему и деятельность мозга. В результате они воздействуют на наше сознание, изменяя мысли, чувства, восприятие и поведение. Психоактивные препараты обычно нацелены на определенные нейротрансмиттеры – химические вещества, которые обеспечивают связь между нейронами (нервными клетками), отвечающими за функции нашей нервной системы, включая мозг. Намеренное изменение сознания с помощью алкоголя является широко распространенной практикой в нашем обществе, несмотря на растущее осознание опасностей, связанных с этим распространенным наркотиком. Психологические и физиологические эффекты алкоголя могут создать долгосрочные физические, социальные и личные проблемы. Последствия могут быть разрушительными.

Алкоголь является депрессантом – он замедляет или угнетает нервную систему. Многие люди ошибочно полагают, что алкоголь — это «верхний» или стимулятор. Это заблуждение, вероятно, связано с тем, что в малых дозах алкоголь снижает скованность и может вызывать чувство расслабления и благополучия. Так, человек, употребивший алкоголь, может казаться более возбужденным, активным и разговорчивым, чем обычно, но это, скорее всего, из-за снижения торможения. В больших дозах алкоголь настолько угнетает нервную систему, что замедляет жизненно важные процессы и может вызвать потерю сознания, кому и даже смерть.

В Австралии алкоголь является законным и очень доступным, хотя законы запрещают продажу алкоголя лицам моложе 18 лет. И это несмотря на огромное негативное влияние злоупотребления алкоголем на наше общество. Последствия алкоголя могут быть серьезными, т. е. необратимое расстройство памяти (синдром Корсакова), увеличение и рубцевание печени (цирроз), воздействие на мозг подростка, негативные социальные последствия (нарушение домашних и рабочих отношений, изоляция, драки) и серьезные травмы или смерть. Эти эффекты делают алкоголь, возможно, самым опасным наркотиком в нашем обществе.

Алкоголь употребляется для намеренного изменения состояния сознания человека. Степень, в которой человек испытывает воздействие алкоголя, зависит от ряда факторов, включая уровень толерантности (алкоголь является наркотиком, вызывающим привыкание), скорость потребления, пол, рост и вес. Характеристики алкогольного состояния включают:

  • пониженный уровень сознания . Алкоголь угнетает (замедляет/расслабляет) нервную систему. В результате алкоголь значительно снижает уровень осознания человека — он будет меньше осознавать внутренние и внешние события. Им будет трудно концентрироваться и обращать внимание на все, что происходит вокруг них. Пьяный человек, скорее всего, будет заниматься чем-то одним и легко отвлекаться.
  • более или менее ограничения контента . Содержание измененного состояния сознания, вызванного алкоголем, менее ограничено, чем в обычном бодрствующем сознании. Тип информации, поступающей в сознание, может быть шире, чем в обычном бодрствующем сознании. Бессвязные, неясные, иррациональные, нелогичные и даже второстепенные мысли не являются чем-то необычным, особенно когда нарушена способность обращать внимание и концентрироваться на конкретной задаче. Люди, вероятно, будут более разговорчивыми и менее сдержанными или их легко уговорить сказать или сделать то, что они обычно не делают.
  • трудности с выполнением контролируемых процессов . Вспомните сцену, в которой человек находится в состоянии алкогольного опьянения. Они, вероятно, будут шататься, быть неуклюжими и реагировать на вещи медленнее, чем обычно. Алкоголь нарушает работу головного мозга, в том числе мозжечка, крупной структуры в основании мозга, отвечающей за равновесие и координацию. Это влияет на время реакции, мышление и восприятие. В результате выполнение сложных задач (управляемых процессов) усложняется по мере того, как человек потребляет больше алкоголя. Даже простые задачи (автоматические процессы), такие как письмо, усложняются по мере употребления алкоголя.
  • вероятные перцептивные и когнитивные искажения . Алкоголь угнетает мозг и его функции, искажая мысли, восприятие и поведение. Время реакции и рефлексы замедляются, что влияет на координацию движений. Речь невнятная, суждение нарушено. Восприятие раздражителей от наших органов чувств (включая боль и температуру) притупляется. Зрение может быть туманным или размытым. У человека нарушена способность концентрировать внимание и ясно мыслить. Это мешает мозгу обрабатывать информацию и формировать воспоминания. Алкоголь может привести к тому, что кто-то потеряет способность обращать внимание на столько же информации, сколько и в трезвом состоянии, и этот негативный эффект получил название «близорукость мышления» или «алкогольная близорукость». Таким образом, человек, находящийся под воздействием алкоголя, может сосредоточиться только на аспектах, которые выделяются в его непосредственном окружении, не думая о долгосрочных последствиях. Им трудно взвесить все за и против ситуации или образа действий.
  • изменения в эмоциональном сознании . Алкоголь может дать вам ложное чувство уверенности, которое может повлиять на ваше поведение и выражение эмоций. Эмоциональное состояние людей может быть разным. Это может привести к тому, что кто-то станет агрессивным и жестоким или грустным и необщительным. Мы можем неправильно интерпретировать или не учитывать эмоции других людей, или у нас могут быть сглаженные эмоциональные реакции.
  • снижение самоконтроля . Алкоголь может заставить людей вести себя агрессивно, становиться чрезмерно дружелюбными, делиться личными мыслями и делать глупости. Они могут идти на риск, на который обычно не идут, и вести себя так, как обычно не делают. Люди с большей вероятностью вступают в половую жизнь, несмотря на то, что алкоголь ухудшает сексуальную активность.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *