Психологические факторы: Пять психологических факторов, из-за которых сотрудники недорабатывают и сами не понимают почему — OfficeLife

Содержание

Психологические факторы принятия экономических решений

Работа подготовлена при поддержке РГНФ №16-06-50137 «Оптимизм как фактор принятия экономических решений в условиях неопределенности»

В статье приводятся теоретические данные о психологической стороне процесса принятия решения. Рассматриваются существующие исследования, проводится анализ моделей. Приводится обоснование психологических факторов – личностных характеристик, которые оказывают влияние на принятие экономических решений.

The article provides theoretical data on the psychological side of the decision-making process. Existing studies are reviewed, models are analyzed. The rationale for psychological factors — personal characteristics that have an impact on economic decision-making is provided.

Ключевые слова: принятие экономических решений, личностные особенности принятия решения, когнитивные стили, склонность к риску.

Keywords: economic decision making, personal features of decision making, cognitive styles, risk-seeking.

Принятие решения человеком в различных видах деятельности и условиях является предметом психологического изучения. Отечественные подходы подробно изучают особенности принятия решений (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров, Т.В.Корнилова, П.К.Анохин, Ю.М.Забродин, Д.Н.Завалишина, В.П.Зинченко). Создаются математические, экономические модели принятия решений, а также описательные — Д.Канеман, А.Тверски, Г.Саймон. В данных теориях рассматриваются основные психологические феномены, обуславливающие принятие решения. Изучаются особенности внутреннего опосредования и объективного восприятия человеком процесса принятия решения. Этот вопрос наиболее полно рассматривается в работах зарубежных и отечественных авторов (Ю.Козелецкий, Х.Хекхаузен, О.К.Тихомиров, Т.В.Корнилова, О.В.Степаносова).

Одним из направлений также является изучение связи личностных особенностей человека и процесса принятия решений (Б.Ф. Ломов, Е.П. Ильин, Т.В. Корнилова, А.В. Карпов, В.И. Моросанова, О.И. Ларичев, В.

А. Петровский, И.Е. Задорожнюк).

Общее определение термина «принятие решения» можно сформулировать следующим образом – это процесс выбора среди альтернатив [2; 3; 5]. При этом под альтернативами подразумеваются любые допустимые и взаимоисключающие варианты действий. Более кратко можно сказать, что принятие решения – это процесс выбора определенного варианта действий, т.е. каждая альтернатива, при условии, что она была выбрана, может быть реализованной в действительности, в то время как выбор другой альтернативы является невозможным [5].

Одним из первых зарубежных авторов прояснивших психологические подходы к принятию решения является Ю.Козелецкий [3]. Он подразделил принятие решений на следующие этапы:

  1. Создание субъективного представления о задаче;
  2. Оценка последствий принятия альтернативных решений;
  3. Прогнозирование условий, определяющих эффективность при принятии альтернатив;
  4. Принятие решения по результатам выбора из оцененных альтернатив.

Необходимым условием начала процесса принятия решения является осознание актуальности данной задачи для индивида – насколько она является интересной, значимой для него.

Т.В.Корнилова рассматривает процесс принятия решения с точки зрения личностного характера выбора. Ей принадлежит наиболее основательный вклад в обобщении многочисленных теоретических подходов к пониманию процесса принятия решения [5].

В основе ее теории лежит интеллектуально-личностное усилие. Корнилова описывает процесс принятия решения как произвольный выбор при осознании наличия иных альтернатив. При этом особо выделяется роль переменных – готовность к риску и рациональность. Они являются внутренними факторами, психологическими особенностями принятия решения.

Исследование принятия интеллектуальных решений в диалоге с компьютером Т.В.Корниловой и О.К.Тихомирова подробно осветило субъективно-психологическую сторону принятия решений, более того, оно впервые позволило рассмотреть процесс принятия решения в системе «человек-компьютер». Авторы рассматривали индивидуально-стилевые особенности деятельности – когнитивные стили, личностные характеристики. В результате было выявлено, что в ситуации диалога с компьютером решение зависит от индивидуальных особенностей когнитивной регуляции познавательной активности индивида. Другими словами, одним из выводов исследования является определение значительной роли индивидуально-личностных особенностей пользователя в содержательной и процессуальной регуляции принятия решений [4].

Чрезвычайно важную роль для понимания и раскрытия механизма принятия экономического решения является выявление факторов, влияющих на данный процесс. Именно поэтому, в теории принятия решений выделяют ряд переменных, запускающих тот или иной этап процесса ПР.

В психологии вопрос факторов принятия решения наиболее тщательно изучен на примере управленческих решений. Как правило, выделяют две большие группы факторов – личностные (субъективные) и ситуационные (объективные, т.е. влияние среды) [6]. Первая группа факторов разделяется на три уровня — психических процессов, состояний и свойств личности, принимающей решение. К психическим процессам относят все такие процессы, как познавательные, волевые, эмоциональные. К психическим состояниям относят целостную реакцию на внешние и внутренние стимулы для достижения того или иного результата – например, бодрость, усталость, эйфорию и т.д. К индивидуальным психическим свойствам относят наиболее устойчивые факторы, влияющие на принятие решений – темперамент, характер, личностные черты.

Личностные факторы, характеризующие постоянные и устойчивые формы поведения, – это возраст, стиль и образ жизни, профессиональные интересы и принадлежность, интересы и убеждения человека и т.п. Все эти факторы влияют на потребности и определяют поведение человека при принятии решения.

В рассматриваемой классификации факторов, оказывающих влияние на принятие решений о покупке, также выделяют такую характеристику, как процессы переработки информации. Понимание законов, переработки информации, как восприятие, ощущение, мотивация, мышление, память, усвоение опыта и т.д. , позволяет понять, чем руководствуется человек в процессе принятия решения.

В отношении принятия решений важными считаются когнитивные процессы. При ситуации выбора из альтернатив, задействованы следующие процессы — ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание. С помощью них человек получает, анализирует информацию, сравнивает с предыдущим опытом, предвосхищает и т.д. Именно особенности протекания данных психических процессов влияют на принятие решения о покупке.

Одним из психологических факторов являются мотивационные факторы. Непосредственно связанные с процессом принятия решений выделяют – при мыслительных задачах – познавательную мотивацию; при ПР в условиях риска – личностную готовность к риску[5].

Следующей внутренней переменной, детерминирующей процесс принятия решения, также является локус контроля. Выделяют два типа: интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний). В первом случае причиной происходящего человек считает свои личные качества, например, целеустремленность, компетентность, т.

е. обладают высокой потребностью в достижениях. Во втором, индивид воспринимает успехи и неудачи как следствие влияния внешних факторов, т.е. обладает низкой потребностью в достижениях [1].

В ситуации принятия экономического решения, лица, обладающие внутренним локусом контроля, склонны к более активному поиску информации и проявляют большую осведомленность. В аналогичной ситуации, индивид с внешним локусом контроля чаще испытывает трудности при принятии самостоятельных решений.

Среди регуляторов психической деятельности человека выделяются когнитивные стили. Когнитивные стили — способы сбора и обработки информации. В связи с процессом принятия решения также рассматривают [8]:

  1. полезависимость-поленезависимость — зависимость от поля, от контекста ситуации. При принятии решений полезависимый ориентируется более на внешние особенности ситуации (например, мнение других людей), нежели на свой опыт и знания. Соответственно поленезависимые при принятии решений ориентируются на свой прошлый опыт и на свои знания;
  2. рефлексивность-импульсивность – стиль принятия решений в условиях неопределенности. Они характеризуют скорость принятия решений и их точность. Импульсивные делают все легко и быстро, без достаточного обдумывания, более склонны к риску. В свою очередь рефлексивные тщательно принимают решения, все взвешивают, тревожатся о результатах;
  3. толерантность к нереальному опыту – толерантные эффективно воспринимают новый опыт, склонны к новизне и при принятии решений мало руководствуются мнением других людей. Нетолерантные личности характеризуются обратным набором качеств – сопротивляются новому, руководствуются при анализе своим прошлым опытом и не склонны воспринимать новый, при принятии решений они обычно руководствуются мнением других, установленными в обществе нормами и правилами;
  4. устойчивость к неопределенности – данная характеристика описывает способность человека действовать в ситуации неопределенности. Устойчивый при недостатке информации или ориентиров имеют способность видеть больше, чем дано; воспринимает сложившуюся ситуацию как неизбежную проблему, которую необходимо решить; уверен в себе, независим, решителен, эмоционально стабилен, т. е. обладает свойствами, необходимыми для эффективного разрешения проблемы. В свою очередь, личность, обладающая низкой устойчивостью тревожна, обладает тенденцией к избеганию неопределенности, не склонна к риску, не принимает новые схемы для разрешения проблемы.

Риск в отношении принятия решений рассматривают в двух аспектах – как ситуационные условия риска и как личностный, субъектный фактор регуляции выборов человека. В рамках психодиагностической парадигмы готовность к риску выступает в качестве внутренних условий принятия решений, которые могут быть обозначены, как индивидуальные личностные особенности.

Отечественный подход к пониманию готовности к риску разработан Корниловой Т.В. В качестве личностных факторов принятия решений она выделила готовность к риску и рациональность (предпочтение обдумывать свои решения и действовать в ситуации с максимально заданной ориентировкой). Рискованность здесь рассматривается в качестве личностной склонности, а не характеристики ситуации, в которой принимается решение. Она связана с готовностью к самоконтролю и осознанием своих возможностей. Рациональность и готовность к риску связаны с прошлым опытом человека, с его представлениями о возможности преобразовать ситуацию неопределенности в ту или иную сторону [5].

Другой личностной характеристикой, связанной с принятием решения, исследователи выделяют ригидность. Под данным термином понимается неспособность изменить однажды выбранную стратегию действия, использование неадекватных стереотипов поведения в конкретной ситуации, и т.п. Другими словами, — это неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Т.Адорно определял ригидность как способ действия при решении конкретных задач. Исследования К.Дункера показали, что многие люди с трудом решают задачи, где необходимо применить привычный предмет в неспецифичной для него функции [7].

Таким образом, психологические факторы принятия экономических решений являются субъективными, определяют поведение человека в процессе принятия решения, и включают в себя такие психологические особенности и психические свойства личности, как индивидуальные личностные особенности, черты характера, темперамент, психические процессы, особенности восприятия и др. К личностным особенностям, связанным с принятием решения, исследователи относят рациональность и склонность к риску, импульсивность, ригидность и локус контроля, когнитивные стили. Помимо этого, особенности принятия решений связаны и с типологией личности. Психологическая модель принятия экономических решений включает в себя следующие показатели – личностные особенности потребителей, мотивационные аспекты, особенности поиска информации, оценки альтернатив, принятия решения, а также восприятие тех или иных характеристик объекта принятия решения.

Список литературы:
1. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. – М.: Институт психологии РАН, 2007. — 336 с.
2. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. — № 4. — С. 31-42.
3. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. — М.: Прогресс, 1979. – 503 с.
4. Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. — М.: МГУ, 1990. — 192 с.
5. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов/Т.В.Корнилова. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 286 с.
6. Кулагин О. А. Принятие решений в организациях: Учеб. пособие. — СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. – 148 с.
7. Нижарадзе К.Г. О двух типах ригидности при решении интеллектуальных задач // Вопросы психологии. – 1984. — №2. – С.142 –145.
8. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004.

Психологические факторы жизнеспособности человека позднего возраста — Научно-исследовательский портал Уральского федерального университета

«Статья посвящена определению и обоснованию психологических факторов жизнестой- кости специалистов позднего возраста. Методом данного исследования является логико- психологический анализ жизнестойкости позднего возраста. Были рассмотрены вопросы ведущей деятельности позднего возраста, перестройки личности в позднем возрасте, пере- живание старения, стратегии самосохранения личности в позднем возрасте. Были получены следующие результаты: ведущей деятельностью у неработающих пожилых выступает жизне- способность, у работающих — конструктивная работоспособность; структурные изменения в личности затрагивают подструктуру направленности и опыта, происходят перемены, замед- ления в процессах высших психических функций, ухудшаются психофизиологические свой- ства; выделено четыре типа переживания старания; определено содержание активной стра- тегии самосохранения — данная стратегия проявляется в поиске конструктивных способов разрешения кризисной ситуации и способа дальнейшего саморазвития. К обсуждению выдви- гается положение о положительном влиянии профессиональной деятельности пенсионеров на сохранение жизнеспособности и поддержание жизнестойкости.»

Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)86-97
Число страниц12
ЖурналИзвестия Российской академии образования
Номер выпуска1 (41)
СостояниеОпубликовано — 2017

  • Перечень ВАК
  • APA
  • Author
  • BIBTEX
  • Harvard
  • Standard
  • RIS
  • Vancouver

Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э., & Борисов, Г. И. (2017). Психологические факторы жизнеспособности человека позднего возраста. Известия Российской академии образования, (1 (41)), 86-97.

@article{585a6e57094c4189843078009cd3000f,

title = «Психологические факторы жизнеспособности человека позднего возраста»,

abstract = «{«}Статья посвящена определению и обоснованию психологических факторов жизнестой- кости специалистов позднего возраста. Методом данного исследования является логико- психологический анализ жизнестойкости позднего возраста. Были рассмотрены вопросы ведущей деятельности позднего возраста, перестройки личности в позднем возрасте, пере- живание старения, стратегии самосохранения личности в позднем возрасте. Были получены следующие результаты: ведущей деятельностью у неработающих пожилых выступает жизне- способность, у работающих — конструктивная работоспособность; структурные изменения в личности затрагивают подструктуру направленности и опыта, происходят перемены, замед- ления в процессах высших психических функций, ухудшаются психофизиологические свой- ства; выделено четыре типа переживания старания; определено содержание активной стра- тегии самосохранения — данная стратегия проявляется в поиске конструктивных способов разрешения кризисной ситуации и способа дальнейшего саморазвития. К обсуждению выдви- гается положение о положительном влиянии профессиональной деятельности пенсионеров на сохранение жизнеспособности и поддержание жизнестойкости.{«}»,

author = «Зеер, {Эвальд Фридрихович} and Сыманюк, {Эльвира Эвальдовна} and Борисов, {Георгий Игоревич}»,

year = «2017»,

language = «Русский»,

pages = «86—97»,

journal = «Известия Российской академии образования»,

issn = «2073-8498»,

publisher = «Московский психолого-социальный университет»,

number = «1 (41)»,

}

Зеер, ЭФ, Сыманюк, ЭЭ & Борисов, ГИ 2017, ‘Психологические факторы жизнеспособности человека позднего возраста’, Известия Российской академии образования, № 1 (41), стр. 86-97.

Психологические факторы жизнеспособности человека позднего возраста. / Зеер, Эвальд Фридрихович; Сыманюк, Эльвира Эвальдовна; Борисов, Георгий Игоревич.

В: Известия Российской академии образования, № 1 (41), 2017, стр. 86-97.

Результат исследований: Вклад в журнал › Статья › рецензирование

TY — JOUR

T1 — Психологические факторы жизнеспособности человека позднего возраста

AU — Зеер, Эвальд Фридрихович

AU — Сыманюк, Эльвира Эвальдовна

AU — Борисов, Георгий Игоревич

PY — 2017

Y1 — 2017

N2 — «Статья посвящена определению и обоснованию психологических факторов жизнестой- кости специалистов позднего возраста. Методом данного исследования является логико- психологический анализ жизнестойкости позднего возраста. Были рассмотрены вопросы ведущей деятельности позднего возраста, перестройки личности в позднем возрасте, пере- живание старения, стратегии самосохранения личности в позднем возрасте. Были получены следующие результаты: ведущей деятельностью у неработающих пожилых выступает жизне- способность, у работающих — конструктивная работоспособность; структурные изменения в личности затрагивают подструктуру направленности и опыта, происходят перемены, замед- ления в процессах высших психических функций, ухудшаются психофизиологические свой- ства; выделено четыре типа переживания старания; определено содержание активной стра- тегии самосохранения — данная стратегия проявляется в поиске конструктивных способов разрешения кризисной ситуации и способа дальнейшего саморазвития. К обсуждению выдви- гается положение о положительном влиянии профессиональной деятельности пенсионеров на сохранение жизнеспособности и поддержание жизнестойкости.»

AB — «Статья посвящена определению и обоснованию психологических факторов жизнестой- кости специалистов позднего возраста. Методом данного исследования является логико- психологический анализ жизнестойкости позднего возраста. Были рассмотрены вопросы ведущей деятельности позднего возраста, перестройки личности в позднем возрасте, пере- живание старения, стратегии самосохранения личности в позднем возрасте. Были получены следующие результаты: ведущей деятельностью у неработающих пожилых выступает жизне- способность, у работающих — конструктивная работоспособность; структурные изменения в личности затрагивают подструктуру направленности и опыта, происходят перемены, замед- ления в процессах высших психических функций, ухудшаются психофизиологические свой- ства; выделено четыре типа переживания старания; определено содержание активной стра- тегии самосохранения — данная стратегия проявляется в поиске конструктивных способов разрешения кризисной ситуации и способа дальнейшего саморазвития. К обсуждению выдви- гается положение о положительном влиянии профессиональной деятельности пенсионеров на сохранение жизнеспособности и поддержание жизнестойкости.»

UR — http://elibrary.ru/item.asp?id=29275989

M3 — Статья

SP — 86

EP — 97

JO — Известия Российской академии образования

JF — Известия Российской академии образования

SN — 2073-8498

IS — 1 (41)

ER —

1.1б Психологические факторы — ГГС ДТ

Опишите значение психологических факторов (запах, свет, звук, вкус, текстура и температура) для эргономики. Люди по-разному реагируют на сенсорные раздражители. От таких факторов зависит эффективность и комфорт. Дизайнер должен знать о влиянии температуры, звука, света, вкуса, запаха и цвета на восприятие пользователей и о том, как они влияют на проектируемую среду.

Психологические факторы – это факторы, влияющие на деятельность, включая воздействие условий окружающей среды.

​На них могут влиять реакции человека на ряд сенсорных раздражителей.

Методы сбора этих данных обычно в виде интервью, анкет и наблюдений. Это делает их качественными данными и, следовательно, их трудно представить в виде графиков, интерпретировать и сформировать измеримые данные. Его трудно перевести в количественные данные.

-Температура:  Условия обогрева на работе и отдыхе, зоны комфорта, например. системы отопления салона автомобиля.

-Звук: Эффективность в выхлопных системах для звукоизоляции (автомобили). «Walkman» — диапазоны громкости для комфорта и качества звука (также «пассивные» слушатели). Влияние на уровни концентрации (например, машинный шум – вопросы безопасности).

-Свет: Освещение на рабочих местах, безопасность. Например. воздействие флуоресцентного освещения и вращающихся частей на механизмы (например, стробоскопический эффект). Влияние освещения на атмосферу и настроение   например. освещение в ресторанах – нежное, успокаивающее, стимулирующее.

— Текстура:  Оценка качеств текстиля и их применение в дизайнерских ситуациях. например гладкость кухонных рабочих поверхностей из соображений гигиены, плитка вокруг бассейна (т. е. шероховатая поверхность для предотвращения скольжения во влажном состоянии).

-Цвет: Воздействие на эмоции. например ощущение «тепла» и «холода», то есть «теплый» красный/оранжевый/желтый, «холодный» фиолетовый/зеленый/синий. Использование и применение таких знаний в спроектированной среде. например украшения, символы, артефакты. Цветовая ассоциация, используемая в дизайне: красный – опасность/стоп/осторожно; зеленый – идти/безопасность; белый – чистота. (Представьте, что вы пытаетесь продавать коричневые подгузники или черный стиральный порошок!). Также важным фактором может быть важность различных цветов в определенных религиях или культурах.

-Запах/вкус: Распылители ароматизаторов для придания ожидаемого запаха (например, запаха свежего хлеба, кофе в супермаркетах) или для маскировки других запахов, например запаха. сигаретный дым в барах.

-Комфорт:  То, что удобно для одного человека, может быть менее удобным для другого.

-Влажность:  Люди могут справиться с разной степенью влажности. В зависимости от их акклиматизации, культуры, географического воспитания. Каждый человек отличается.

Влияние факторов окружающей среды
Факторы окружающей среды включают звук, температуру, освещение, качество воздуха (загрязнители) и запах.

Пользователь реагирует на различные факторы окружающей среды, например, на то, как теплая или холодная рабочая среда может повлиять на производительность человека. Тепловой комфорт описывает психологическое состояние психики человека и включает ряд факторов окружающей среды: температура воздуха , тепло, излучаемое Солнцем, пожары и другие источники тепла, скорость движения воздуха (неподвижный воздух заставляет людей чувствовать себя душно, движущийся воздух увеличивает потерю тепла), влажность и личные факторы (одежда и скорость обмена веществ). Надеемся, что в офисе, где несколько человек работают вместе, тепловая среда удовлетворяет большинство людей. Тепловой комфорт измеряется не температурой воздуха, а количеством людей, жалующихся на тепловой дискомфорт. Температурный комфорт влияет на мораль и продуктивность.

Факторы окружающей среды могут по-разному влиять на разных людей. Люди по-разному реагируют на сенсорные раздражители. От таких факторов зависит эффективность и комфорт. Становится важным оптимизировать факторы окружающей среды, чтобы максимизировать производительность на рабочем месте. Это может оказаться сложной задачей, так как реакция пользователей на факторы окружающей среды различна: некоторым людям 22 градуса покажутся идеальными, а другим это может показаться холодным!

Системы обработки информации человека
Система обработки информации человека может быть представлена ​​с помощью блок-схемы. Ниже приведена блок-схема; стрелки представляют поток информации через систему. Блоки представляют собой функциональные элементы в цепочке обработки, где обрабатывается информация.

Заполните приведенную ниже диаграмму потока информации, когда вы используете мобильный телефон.

Заполните приведенную ниже диаграмму потока информации, когда вы ведете машину и видите впереди красный сигнал светофора
. Какие процессы происходят.

Данные о психологических факторах
К психологическим факторам относятся запах, свет , звук , вкус, текстура и температура . Это важная часть эргономики, и эти факторы могут влиять на эффективность и безопасность человека.
Методы сбора данных о психологических факторах
Сбор данных с помощью 4 типов измерительных шкал

Номинальная шкала
Номинальный тип различает предметы или предметы только по их названиям: Примеры этих классификаций включают пол, национальность, этническую принадлежность, язык, жанр, стиль, биологические виды и форму

Порядковый номер Масштаб
Порядковый тип допускает ранговый порядок  (1-й, 2-й, 3-й и т.  д.), по которому можно сортировать данные, но не учитывает относительную степень различия между ними. Примеры включают, с одной стороны, дихотомические данные с дихотомическими (или дихотомическими) значениями, такими как «больной» и «здоровый» при измерении состояния здоровья, «виновный» и «невиновный» при вынесении решений в судах, «неправильный/ложный» и ‘правильно/истинно’

Шкала интервалов
Тип интервала учитывает степень различия между элементами, но не соотношение между ними. Примеры включают температуру с Шкала Цельсия , которая имеет две определенные точки (температура замерзания и кипения воды при определенных условиях), а затем разделена на 100 интервалов

Шкала отношений
Тип отношения получил свое название от того факта, что измерение представляет собой оценку отношение между величиной непрерывной величины и единичной величиной того же рода. Шкала отношений имеет осмысленное (уникальное и непроизвольное) нулевое значение. Большинство измерений в физических науках и инженерии выполняется на шкале отношений. Примеры включают  масса , длина , продолжительность , энергия и электрический заряд . В отличие от интервальных шкал, отношения теперь имеют смысл, потому что наличие непроизвольной нулевой точки дает смысл сказать, например, что один объект «в два раза длиннее» другого (= «в два раза длиннее»). Температурная шкала Кельвина  – это шкала отношений, поскольку она имеет уникальную непроизвольную нулевую точку, называемую абсолютным нулем .

Сбой в системе обработки информации человека.

Сбой в системе обработки может произойти на любом этапе. Это может быть связано с:
• Возрастом: может быть, слишком молод, чтобы иметь опыт, или слишком стар, чтобы реагировать достаточно быстро.
• Размер и Сила: может быть физически не в состоянии выполнить задание.
• Уровень навыков
• Слабость
• Повреждение головного мозга, которое может быть вызвано инсультом или инвалидностью

Способность человека извлекать информацию из своего окружения ограничена. Это ограничение связано с:
Когнитивная перегрузка
Когнитивные узкие места
Также известна как Перегрузка памяти. При превышении емкости может возникнуть перегрузка, что приведет к снижению скорости отклика. Люди начинают «процесс фильтрации», когда имеют дело со слишком большим объемом информации. Фильтрация в первую очередь основана на прошлой практике, прошлом опыте и культурном фоне.

Факторы окружающей среды

Рабочая среда может иметь серьезные последствия для работников и их производительности.
Факторы окружающей среды могут вызывать различные уровни бдительности и влиять на индивидуальную производительность.

• Громкий шум/условия работы могут снижать бдительность
• Менее 50 дБ помогает сконцентрироваться
• Фоновый шум способствует творчеству
• Звук: слишком громкий, который может отвлекать или даже причинять вред, высокие или повторяющиеся шумы включения/выключения. стать отвлекающим.

•Освещение может повлиять на точность
•Красный и синий ночной свет может повысить бдительность
•Освещение: слишком тусклое, чтобы разглядеть предметы, необходимо приближаться или напрягает глаза, естественное или флуоресцентное (может повлиять на глаза человека)

•Температура: слишком тепло, и вы становитесь сонным и менее бдительным; слишком холодно, и вы становитесь более бдительным. В следующий раз, когда вы будете лететь на дальние расстояния, обратите внимание на колебания температуры во время полета.
•Запах – неприятные запахи отвлекут внимание, как запах горячего яблочного пирога

Факторы окружающей среды могут по-разному влиять на разных людей. Люди по-разному реагируют на сенсорные раздражители. От таких факторов зависит эффективность и комфорт. Становится важным оптимизировать факторы окружающей среды, чтобы максимизировать производительность на рабочем месте. Это может оказаться сложной задачей, так как реакция пользователей на факторы окружающей среды различна: некоторым людям 22 градуса покажутся идеальными, а другим это может показаться холодным!

Важно контролировать факторы окружающей среды, чтобы максимизировать производительность на рабочем месте.
Критические факторы включают:

• Температурный комфорт.
• Качество воздуха
• Акустика здания
• Освещение
• Плотность рабочих мест

• Офисы открытой планировки
​- Неограниченное пространство
— Уменьшение количества внутренних стен
— Опускание или удаление стен
— Восприятие пространства windows
-открытая связь
— больше общего пространства
— потеря личного пространства

Сбор психологических данных не является точным, поскольку он основан на индивидуальном восприятии 

Психологические факторы, влияющие на физические расстройства Часть 1: Оценка и дифференциальная диагностика

Заболевание/расстройство

Определение

Психологические (аффективные и когнитивные) факторы могут влиять на многомерное переживание боли, уменьшая или усиливая субъективное восприятие боли и адаптация к продолжающейся инвалидности, связанной с болью. Аффективные факторы обычно включают более негативные эмоции, такие как депрессия, тревога, связанная с болью, и гнев. Когнитивные факторы включают катастрофизацию, страх, беспомощность, снижение самоэффективности, преодоление боли, готовность к изменениям и принятие. 1,9

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам , 5-е издание (DSM-5), у лиц с болевыми расстройствами теперь может быть диагностировано расстройство соматических симптомов с преобладанием боли, расстройство адаптации, расстройство настроения ( депрессия или тревога), связанные с каким-либо заболеванием, или психологические факторы, влияющие на другие медицинские состояния. 1–3

Этиология

Различные биопсихосоциальные факторы могут влиять на развитие стойкой боли. 3,6,7 Предрасполагающие факторы включают генетику, нейробиологию, когнитивное и социальное функционирование. 4,5 К провоцирующим факторам относятся болезни, воспаления, инфекции, травмы или жестокое обращение. Поддерживающие факторы включают первичную и вторичную выгоду и хронические физиологические процессы (например, болезнь).

Эпидемиология, включая факторы риска и первичную профилактику

Хроническая боль достоверно предсказывает начало новой депрессии, а депрессия достоверно предсказывает появление новой хронической боли и других медицинских жалоб. 8,22 Оценки распространенности большой депрессии при хронической боли варьируют от 5% до 87%. В целом, большинство систематических обзоров взаимосвязи между болью и депрессией предполагают, что хроническая боль предшествует депрессии. 8,

Помимо депрессии, тревога, связанная с болью, является важным фактором, связанным с неадекватными реакциями, поведенческим вмешательством и аффективным дистрессом, и тесно связана с действиями по избеганию, которые способствуют постоянной боли. Убеждения о боли (страх, связанный с болью, и самоэффективность), гнев и пассивное совладание являются важными аффективными факторами и способствуют неадекватному поведению. 9 Распространенность тревожных расстройств при хронической боли составляет от 18% до 21%. 10,11

Патоанатомия/физиология

Психонейроиммунология предполагает, что активация провоспалительной цитокиновой сети (как на периферии, так и в центральной нервной системе) может привести к целому ряду симптомов, включая изменения болевой чувствительности, такие как преувеличенная болевая реакция (гипералгезия), нарушение сна и утомляемость. Активация провоспалительных цитокинов, возможно, действуя совместно со стрессом, может привести к повышенной сенсибилизации центральной нервной системы, которая служит возможным нейронным субстратом для усиления нормативных телесных ощущений 6 и воздействует как на серотониновую, так и на норэпинефриновую системы нейротрансмиттеров, которые, по-видимому, оказывают воздействие через спинномозговые пути, впоследствии играя модулирующую роль в отношении боли, сна и усталости. 6-8

Прогрессирование заболевания, включая естественное течение, фазы или стадии заболевания, траекторию заболевания (клинические признаки и проявление во времени)

В острой ситуации состояние боли может привести к негативным мыслям и последующим неадекватным реакциям пациента . Убеждения о боли (страх, связанный с болью, самоэффективность), гнев и пассивное преодоление могут значительно повлиять на реакцию на боль в дальнейшем. Затем наличие хронической боли может быть связано с более длительными симптомами настроения. Хронические пациенты с психическими расстройствами могут сообщать о более высоких уровнях боли и быть менее активными, что способствует большей инвалидности и нарушению жизни. 9

Общей чертой этих расстройств является хронический характер, социальная дисфункция, профессиональные трудности, повышенное обращение за медицинской помощью и высокий уровень неудовлетворенности как врача, так и пациента. 12

Специфические вторичные или ассоциированные состояния и осложнения

Дифференциальный диагноз у лиц с хронической болью и психическими расстройствами включает следующее:

  1. Депрессия снижение активности. Способность к удовольствию, интерес и концентрация снижены, часто отмечается заметная усталость даже после минимальных усилий. Обычно нарушается сон, снижается аппетит. Почти всегда снижена самооценка и уверенность в себе и даже в легкой форме часто присутствуют некоторые идеи вины и никчемности. 7
  2. Тревога: Доминирующие симптомы разнообразны, но включают жалобы на постоянную нервозность, дрожь, мышечное напряжение, потливость, головокружение, сердцебиение, головокружение и дискомфорт в эпигастрии. 13
  3. Болезненное тревожное расстройство : ранее известное как ипохондрия, при котором тревога и озабоченность мыслями о наличии или приобретении серьезного заболевания должны присутствовать в течение как минимум 6 месяцев с минимальными соматическими симптомами или без них. Если соматические симптомы значительны, диагноз расстройства соматических симптомов будет более подходящим. 1-3
  4. Посттравматический стресс : типичные признаки включают эпизоды повторного переживания травмы в навязчивых воспоминаниях (флешбеках), сновидениях или кошмарах, возникающих на фоне стойкого чувства онемения и эмоционального притупления, отстраненности от других люди, невосприимчивость к окружающей среде, ангедония и избегание действий и ситуаций, напоминающих о травме. Обычно наблюдается состояние вегетативного гипервозбуждения с повышенной бдительностью, усиленной реакцией вздрагивания и бессонницей. 13
  5. Синдром Мюнхгаузена (также известный как искусственное расстройство): пациент постоянно симулирует симптомы без очевидной причины и может даже причинить себе вред, чтобы вызвать симптомы или признаки. Мотивация неясна и, по-видимому, внутренняя с целью принятия роли больного. Расстройство часто сочетается с выраженными расстройствами личности и отношений. 13
  6. Симуляция : DSM-5 не рассматривает это как психическое расстройство. 3 Лицо также симулирует болезнь (с явной мотивацией и/или внешними стимулами). Это исключает синдром Мюнхгаузена, при котором характерно членовредительство. 13
  7. Расстройство соматических симптомов : ключевой особенностью является наличие выраженных соматических симптомов с тревожными мыслями, чувствами и поведением по поводу болезни, длящиеся более 6 месяцев. Связанные расстройства включают конверсионное расстройство (расстройство с функциональными неврологическими симптомами), тревожное расстройство болезни и психологические факторы, влияющие на состояние здоровья. 3
  8. Расстройство адаптации : ключевой особенностью является наличие неадекватных психологических и поведенческих симптомов, возникающих непосредственно в результате наличия соматического заболевания. 3

Основы оценки

Анамнез

Оценка обычно основана на 3 источниках информации: (1) наблюдение и опрос пациента; (2) информация от других (например, семьи, близких, других клиницистов), которая подтверждает, опровергает или уточняет сообщение пациента; и (3) медицинские записи. 14

Основным инструментом оценки является непосредственное личное интервью пациента. Оценки, основанные исключительно на просмотре записей и интервью с людьми, близкими пациенту, по своей сути ограничены отсутствием точки зрения пациента. Кроме того, клиническое интервью дает образец межличностного поведения и эмоциональных процессов пациента и может либо подтверждать, либо уточнять диагностические выводы из анамнеза.

Ключевая информация, которая должна быть получена в ходе интервью, должна включать следующее:

  1. Преуменьшает или преувеличивает симптомы пациент или другие лица?
  2. Предоставляет ли пациент точную информацию?
  3. Вызывают ли конкретные вопросы колебания или признаки дискомфорта?
  4. Может ли пациент говорить об эмоциональных проблемах?
  5. Как пациент реагирует на комментарии и поведение врача? 14

Медицинский анамнез (серьезные проблемы со здоровьем или госпитализации в анамнезе, травмы головы в анамнезе), принимаемые лекарства (включая психотропные препараты), психиатрический анамнез (заболевания, полученное лечение, исходы), риск причинения вреда себе или другим, юридические История, история употребления алкоголя и других психоактивных веществ, психосоциальный анамнез и обзор систем (включая другие психиатрические симптомы) также должны быть включены. 14

Физикальное обследование

Физикальное обследование должно быть тщательным, поскольку даже при отсутствии неврологических симптомов может присутствовать системное заболевание, вызывающее психиатрические симптомы.

Особое значение имеют показатели жизнедеятельности и детальное обследование опорно-двигательного аппарата и неврологическое, включая исследование психического статуса. Компоненты обследования психического статуса включают внешний вид, поведение, речь, отношение, настроение, аффект, мыслительный процесс и содержание, восприятие, познание, понимание и суждение. 3

В некоторых случаях у пациентов могут проявляться физические признаки, указывающие на то, что может потребоваться комплексная психологическая оценка. Например, симптомы Уодделла были разработаны в 1980 году для выявления пациентов с болью в пояснице, у которых, вероятно, будут плохие хирургические результаты. 23 Наличие 3 или более из следующих признаков означает положительный результат:

  1. Тесты на чувствительность : поверхностная и диффузная болезненность и/или неанатомическая болезненность
  2. Симуляционные тесты : они основаны на движениях, которые вызывают боль, но не вызывают этого движения, например, осевая нагрузка и боль при имитации вращения отвлекается, например, тест на подъем прямой ноги
  3. Регионарные нарушения : региональная слабость или сенсорные изменения, которые отклоняются от принятой нейроанатомии
  4. Чрезмерная реакция : субъективные признаки, касающиеся поведения пациента и реакции на тестирование

Клиницистам следует интерпретировать эти признаки с осторожностью, и результаты не должны использоваться в судебно-медицинских целях. 23

Тесное участие в общем медицинском обследовании пациента и постоянном уходе также может улучшить уход за пациентом, способствуя сотрудничеству, облегчая последующее наблюдение и позволяя быстро повторно обследовать области с симптомами при изменении симптомов. 14

Функциональная оценка

Структурированная оценка физических и инструментальных функций может быть полезна при оценке силы и тяжести заболевания. Функциональные оценки включают оценку физической активности в повседневной жизни (например, купание, одевание) и инструментальной активности в повседневной жизни (например, вождение автомобиля, прием лекарств по назначению, покупки, ведение домашнего хозяйства, уход за ребенком или другим иждивенцем). 14 Анкета нетрудоспособности при боли была разработана как мера функционального состояния пациентов с болью и основана на биопсихосоциальном подходе к боли. 4,20

Лабораторные исследования

Конкретных указаний относительно того, какие анализы следует проводить регулярно, не существует. Несколько исследований продемонстрировали ограниченную полезность и более высокую стоимость амбулаторного скрининга. Пациенты, принимающие психотропные препараты, должны находиться под наблюдением на предмет побочных эффектов, характерных для этой терапии. При подозрении на употребление психоактивных веществ определение уровня алкоголя в крови или скрининг на наличие веществ, вызывающих злоупотребление, может быть особенно важным. 14,15 Примеры инструментов, доступных для скрининга на злоупотребление/употребление психоактивными веществами, включают Инструмент риска опиоидов (ORT), Скринер и оценка опиоидов для пациентов с болью (SOAPP) и CAGE. 21

Визуализация

Специализированные методы (например, компьютерное сканирование, магнитно-резонансная томография) могут использоваться для скрининга возможных причин делирия (например, лихорадки, метаболических нарушений) или неврологических состояний с поведенческими проявлениями, которые можно ошибочно принять за психическое расстройство (например, у пациента с опухолью головного мозга в лобных долях может наблюдаться расстройство настроения). 3

Несколько нейровизуализационных исследований показывают, что определенные нейронные сети модулируют аспекты эмоционального поведения и вовлечены в патофизиологию аффективных расстройств: медиальная префронтальная кора и тесно связанные области в медиальной и каудолатеральной орбитальной коре, миндалине, гиппокампе и вентромедиальной части базальных ганглиев. 16

Дополнительные инструменты оценки

Текущая методология и содержание психиатрической диагностики, растущая специфичность планирования лечения в отношении медикаментозного и психосоциального вмешательства, а также характер системы оказания медицинской помощи — все это влияет на контекст, который определяет использование клинические рейтинговые шкалы и нейропсихологические тесты для информирования об оценке и планировании лечения. 17

Примеры измеряемых функциональных областей и соответствующих шкал клинической оценки включают следующее:

  1. Качество жизни (например, Опросник удовольствия и удовлетворенности качеством жизни)
  2. Состояние психического здоровья и функционирование (например, Шкала общего клинического впечатления, Шкала общей оценки функционирования, Шкала оценки социального и профессионального функционирования)
  3. Когнитивные расстройства ( Шкала оценки делирия, пересмотренная-98, краткое обследование психического состояния),
  4. Расстройство, связанное с употреблением алкоголя (опросник CAGE),
  5. Расстройства настроения (опись депрессии Бека, второе издание, шкала оценки депрессии Гамильтона, опросник здоровья пациента, гериатрическая шкала депрессии) и
  6. Тревожное расстройство (оценочная шкала тревоги Гамильтона). 14

Нейропсихологическое тестирование имеет широкий спектр применения, но решение о назначении нейропсихологического тестирования для конкретного пациента остается вопросом клинической оценки. Нейропсихологическое тестирование может быть запрошено при подозрении на когнитивный дефицит или при необходимости оценить тяжесть или прогрессирование дефицита с течением времени, а также провести различие между когнитивными расстройствами (например, деменцией) и симуляцией или искусственными расстройствами. 14

Раннее прогнозирование исходов

Возраст (более ранний возраст начала боли), пол (женщины > мужчины), количество зон боли, частота и интенсивность боли, психосоциальные проблемы (проблемы с социальной и досуговой деятельностью), безработица , компенсация являются опосредующими факторами течения и прогноза у лиц с хронической болью и психическими расстройствами. 3,9,8,10

Признаки Уодделла не отличают органические источники боли от неорганических и не коррелируют с психологическим дистрессом. Однако положительные результаты были связаны с худшими результатами лечения и более высоким уровнем боли. 24

Окружающая среда

В соответствии с Международной классификацией функционирования, инвалидности и здоровья факторы окружающей среды, которые могут влиять на функционирование людей с расстройствами настроения и хронической широко распространенной болью, включают следующее: прием лекарств, ближайшие родственники/друзья, медицинских работников, индивидуальное отношение членов семьи/друзей/медицинских работников и доступность услуг/систем социального обеспечения (т.е. направленных на обеспечение поддержки доходов). 18,19

Социальная роль и система социальной поддержки

Оценка семьи, сетей сверстников, культурной идентичности и других систем поддержки играет важную роль в психиатрической оценке из-за потенциальной роли этих систем в улучшении или усилении признаки и симптомы болезни пациента. Это особенно верно при оценке лиц со сложными биопсихосоциальными проблемами или серьезными психическими или общими заболеваниями. 14

Профессиональные вопросы

На протяжении всего обследования полезная клиническая информация может быть получена за счет учета вопросов развития, культуры и собственных возможных предубеждений или предубеждений клинициста в отношении субкультуры, расы, этнической принадлежности, основного языка, медицинской грамотности, инвалидности, пол, сексуальная ориентация, семейные/генетические особенности, религиозные и духовные убеждения и социальный класс, влияющие на симптомы и поведение пациента. 14

Реабилитация и лечение

См. часть 2.

Передовые/новые и уникальные концепции и практика

См. часть 2.

Пробелы в доказательных знаниях

См. часть 2.

Ссылки

American Pighsylight Association 1. изменений из DSM-IV-TR в DSM-5.http://www.dsm5.org/Documents/changes%20from%20dsm-iv-tr%20to%20dsm-5.pdf. По состоянию на 28 апреля 2014 г.
2. Райхенберг Л.В. Основы DSM-5 . Хобокен, Нью-Джерси: Wiley; 2014.
3.Катлер Дж. Психиатрия . 3-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Оксфордский университет; 2014.
4. Рондинелли Р.Д. Изменения для новых руководств AMA по оценке нарушений здоровья, 6-е изд.: последствия и применение для оценок нетрудоспособности врачом. PM R . 2009;1(7):643-656.
5. Сомашекар Б., Джайнер А., Вунтакал Б. Психофармакотерапия расстройств соматических симптомов. Int Rev Психиатрия . 2013;25(1):107-115.
6.Ирвин М.Р. Воспаление на стыке поведенческих и соматических симптомов. Психиатр Clin North Am . 2011;34(3):605-620.
7.Фава М. Роль серотонинергической и норадренергической нейротрансмиттерных систем в лечении психологических и соматических симптомов депрессии. Дж. Клин Психиатрия . 2003;64(доп.13):26-29.
8. Танкс Э.Р., Крук Дж., Вейр Р. Эпидемиология хронической боли с психологической коморбидностью: распространенность, риск, течение и прогноз. Can J Психиатрия . 2008;53(4):224-234.
9. Станос С.П., Тибурски М.Д., Харден Р.Н. Хроническая боль. В кн.: Брэддом Р.Л., изд. Физическая медицина и реабилитация . 4-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Сондерс; 2011.
10. Ho PT, Li CF, Ng YK, Tsui SL, Ng KF. Распространенность и факторы, связанные с психиатрической заболеваемостью у пациентов с хронической болью. J Psychosom Res. 2011;70(6):541-547.
11. Герхардт А., Хартманн М., Шуллер-Рома Б. и др. Распространенность и тип психических расстройств оси-I и оси-II у субъектов с неспецифической хронической болью в спине: результаты популяционного исследования. Обезболивающее . 2011;12(8):1231-1240.
12. Шарма М.П., ​​Манджула М. Поведенческое и психологическое лечение соматических расстройств: обзор. Int Rev Психиатрия . 2013;25(1):116-124.
13. Фонд нейротравмы Онтарио. Руководство по легкой черепно-мозговой травме и стойким симптомам. Ноябрь 2008 г. Приложение 4.1, с. 62. По состоянию на 22 мая 2014 г. : http://onf.org/system/attachments/60/original/Guidelines_for_Mild_Traumatic_Brain_Injury_and_Persistent_Symptoms.pdf
14. Американская психиатрическая ассоциация. Практическое руководство по психиатрическому освидетельствованию взрослых . 2-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 2006.
15. Анфинсон Т.Дж., Катол Р.Г. Скрининговая лабораторная оценка психиатрических больных: обзор. Генерал Хосп Психиатрия . 1992;14(4):248-257.
16. Ригуччи С., Серафини Г., Помпили М., Котзалидис Г.Д., Татарелли Р. Анатомические и функциональные корреляты при большом депрессивном расстройстве: вклад исследований нейровизуализации. World J Biol Психиатрия . 2010;11(2 п.2):165-180.
17.Кларкин Дж., Макклаф Дж., Мэттис С. Психологическая оценка. В: Хейл Р. и др., изд. Американский психиатрический издательский учебник по психиатрии . 6-е изд. Арлингтон, Вирджиния: Американское психиатрическое издательство; 2014.
18.Cieza A, Chatterji S, Andersen C, et al. Основные наборы ICF для лечения депрессии. J Rehabil Med .2004;44(дополнение):128-134.
19.Cieza A, Stucki G, Weigl M, et al. Основные наборы ICF для лечения хронической широко распространенной боли. J Rehabil Med . 2004;44(прил.):63-68.
20. Рондинелли Р.Д. (ред.). Руководства по оценке постоянного нарушения, шестое издание. В: Нарушение, связанное с болью.c2008. Американская медицинская ассоциация. Глава 3.
21. Американская академия медицины боли (AAPM). Клинические инструменты/формы. В: AAAPM- Ресурсы по безопасным назначениям [Интернет]. По состоянию на 22 мая 2014 г.: http://www.painmed.org/SOPResources/ClinicalTools/tools-forms/
22. Velly AM, Mohit S. Эпидемиология боли и связь с психическими расстройствами . Прогресс в нейропсихофармакологии и биологической психиатрии. 2018; 87(В): 159-167.
23. Д’Суза Р.С., Доулинг Т.Дж., Лоу Л. Знак Уодделла. [Обновлено 10 июля 2020 г.]. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2020 Январь
24. Фишбейн Д.А., Коул Б., Катлер Р.Б., Льюис Дж., Розомофф Х.Л., Розомофф Р.С. Структурированный обзор, основанный на фактических данных, о значении неорганических физических признаков: признаки Уодделла. Боль Мед. 2003 г., июнь; 4 (2): 141–81.

Библиография

Руководящий комитет Американской психиатрической ассоциации по практическим рекомендациям. Практическое руководство по психиатрической экспертизе взрослых. 2-е изд. http://psychiatryonline.org/pdfaccess.ashx?ResourceID=243189&PDFSource=6. Опубликовано в 2013 г. По состоянию на 12 мая 2014 г.

Брунс Д.; Colorado Division of Workers’ Compensation. Психологические тесты, обычно используемые для оценки хронической боли. http://www.healthpsych.com/testing/psychtests.pdf. Опубликовано в 2002 г. По состоянию на 11 февраля 2014 г.

Чоу Р., Хаффман Л.Х.; Американское общество боли. Руководство по оценке и лечению боли в пояснице – обзор доказательств. http://www.americanpainsociety.org/uploads/pdfs/LBPEvidRev.pdf. Опубликовано 2 октября 2007 г. По состоянию на 14 февраля 2014 г.

Делитто А., Джордж С.З., Ван Диллен Л.Р. и др. Боль в пояснице. J Orthop Sports Phys Ther . 2012;42(4):А1-А57.

Гэтчел Р.Дж., Майер Т.Г. Психологическая оценка позвоночника пациента. J Am Acad Orthop Surg. 2008;16(2):107-112.

Гуиди Дж., Рафанелли С., Ронкуцци Р., Сирри Л., Фава Г.А. Оценка психологических факторов, влияющих на состояние здоровья: сравнение различных предложений. Генерал Хосп Психиатрия . 2013;35(2):141-146.

Гуреже О. Психиатрические аспекты боли. Curr Opin Психиатрия . 2007;20(1):42-46.

Jensen MP, Moore MR, Bockow TB, Ehde DM, Engel JM. Психосоциальные факторы и приспособление к хронической боли у лиц с ограниченными физическими возможностями: систематический обзор. Arch Phys Med Rehabil . 2011;92(1):146-160.

Keefe FJ, Rumble ME, Scipio CD, Giordano LA, Perri LM. Психологические аспекты постоянной боли: современное состояние науки. Дж Боль. 2004;5(4):195-211.

Линтон С.Дж., Шоу В.С. Влияние психологических факторов на переживание боли. Физ Тер . 2011;91(5):700-711.

Николас М.К., Линтон С.Дж., Уотсон П.Дж., Мэйн С.Дж.; Рабочая группа «Десятилетие флагов». Раннее выявление и лечение психологических факторов риска («желтые флажки») у пациентов с болью в пояснице: переоценка. Физ. Терм. 2011;91(5):737-753.

Стрелцер Дж., Элиасхоф Б.А., Клайн А.Е., Гоберт Д. Хроническое болевое расстройство после физической травмы. Психосоматика . 2000;41(3):227-234.

Turk DC, Okifuji A. Психологические факторы хронической боли: эволюция и революция. J Consult Clin Psychol . 2002;70(3):678-690.

Weinstein SM, Herring SA, Standaert CJ. Боль в пояснице. In: DeLisa JA, ed. Физическая медицина и реабилитация – принципы и практика . 4-е изд. Филадельфия: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 2005: 664-665.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *