Психологические кризисы у взрослых людей.
Истории наших клиентов
Статьи.
27/01/2015
Наша жизнь похожа на плавание по течению реки – в какие-то периоды события сменяются с головокружительной быстротой и человек вынужден каждый день принимать важные решения, в другие же моменты жизнь человека как будто «застывает» и он начинает ощущать, что ничего интересного у него не происходит, причем довольно долгое время.
Что же такое «психологический кризис»? Предлагаю остановиться на этом вопросе более подробно и рассмотреть основные причины появления кризисов у взрослых людей.
Психологический кризис — это состояние, когда человек больше не может жить по ранее установленным правилам, а также использовать уже сформировавшиеся модели поведения, которые в прошлом, казалось бы, полностью его устраивали. Такое состояние может вызвать испуг, неуверенность в своих силах, поэтому человек начинает задумываться о том, как ему жить дальше, но чаще всего в одиночку он оказывается неспособным на проявление каких-либо конкретных действий для формирования новых моделей поведения, что усиливает ощущение внутреннего беспокойства и напряженности.
Прежде всего, необходимо понимать, что психологический кризис – это абсолютно нормальное явление, которое может случиться (и случается в течение жизни, и не раз) с каждым человеком. Более того, симптомы кризиса являются своеобразными сигналами, показывающими, что пришла пора остановиться и оглянуться назад, дать оценку настоящему и подумать о будущем для того, чтобы продолжить свое дальнейшее движение «в правильном» направлении. В большинстве случаев возникновение психологических кризисов имеет тесную связь с определенными возрастными периодами.
- Психологический кризис 18-22 лет символизирует поиск человеком своего места в жизни. На данном этапе человек начинает считать себя уже взрослым и стремится доказать это всем окружающим людям. Для преодоления данного состояния, важно принять себя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Так как в этом возрасте молодые люди и девушки поступают в высшие учебные заведения и обретают профессию, важно прислушаться к себе и выбрать специальность, к которой действительно есть интерес, а не навязанную окружающими людьми. Это позволит избежать чувства досады и сожаления в дальнейшем.
- Психологический кризис 30 лет связан с переоценкой своего жизненного направления, профессиональной деятельности. В этом возрасте может возникать чувство упущенных возможностей, стремления обвинить в этом окружающих и попытаться «начать все с начала». Как справиться с кризисом успешно? Совладать со страхом перемен, осознать, что менять свою жизнь можно и ничего страшного от этого не произойдет. Более того – откроются новые возможности. Это касается и сферы профессиональной деятельности. Если Вы не чувствуете удовлетворения от своей работы, может быть это повод для обретения новой специальности? Подумайте над этим.
- Психологический кризис 35-37 лет. Результаты, достигнутые в течение жизни в семье, карьере, взаимоотношениях и т.д. начинают осмысливаться не сами по себе, а с точки зрения личной удовлетворенности (зачем все это мне?). Преодоление этого кризиса состоит в признании собственных ошибок, коррекции своих жизненных планов, эффективного перераспределения сил и времени.
- Психологический кризис 40-45 лет. Если человек в течение жизни занимал активную позицию, то него появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человеку так и не удалось добиться поставленных целей, то у него появляется чувство покорности. На этом этапе важно выделить для себя определенную конкретную цель, и двигаться в ее направлении, тогда этот возраст может стать лучшим в его жизни.
- Психологический кризис 50-55 лет. Стадия осмысленной зрелости, как часто называют этот возраст, она связана с новой оценкой своих жизненных достижений и осознанием личностной свободы. Как справиться с кризисом? Оцените прелести жизни для себя: путешествуйте, ходите в театр или займитесь другими, приятными для Вас делами.
- Психологический кризис 60-65 лет. Возникает, когда человек оказывается вне профессиональной деятельности, которой занимался большую часть жизни. Он внезапно понимает, что жизнь подходит к концу, однако, самый драматический момент последнего кризиса в том, что уже ничего нельзя изменить в прожитом. Человек задумывается не только о событиях, а о смысле прожитых лет. Как преодолеть данное состояние? Если Вы не представляете свою жизнь без работы – найдите себе подработку, вспомните о своих хобби, уделите внимание здоровому образу жизни.
Психологические кризисы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, не являются оторванными друг от друга. Если какая-то проблема не решена во время предыдущего кризиса, человек обязательно столкнется с ней во время следующего. Чтобы на этот раз справиться с кризисом и пойти дальше, придется вернуться и сделать работу над ошибками. В возрастных кризисах есть свои плюсы: переосмысление часто приводит к личностному росту и положительным изменениям в жизни.
Если Вы чувствуете, что не в состоянии преодолеть психологический кризис самостоятельно и Вам нужна помощь квалифицированного психолога, то в любое время суток Вы можете позвонить на Телефон Доверия по номеру 8(351)735-51-61. Психолог-консультант окажет Вам поддержку по преодолению чувства тревоги, поможет определиться с жизненными целями, расставить приоритеты, а также мобилизует Ваши силы для успешного преодоления симптомов наступающего кризиса.
И, напоследок, хотелось бы отметить одну очень важную деталь. Те качества и умения, которые, по Вашему мнению, так необходимы для успешного преодоления очередного кризиса, уже заложены в Вас! Задача психолога — помочь Вам «раскрыть» свой внутренний потенциал и тогда Вы научитесь самостоятельно и с легкостью преодолевать препятствия на жизненном пути!
Статью подготовила психолог Кризисного Центра
Назарова Анастасия
Версия для слабовидящих
Звонок
С юристом Вы можете связаться во вторник с 10.00 до 12.00
С психологом вы можете связаться в среду с
10.00 до 12.00
С психологом отделения психологической помощи для мужчин вы можете связаться в четверг с 10. 00 до 12.00
Со службой экстренного реагирования вы можете связаться ежедневно с 22.00 до 08.00
Какая жизненная задача на 2023 год для вас будет наиболее приоритетной:
____________________
- личностное развитие (познание себя, поиск жизненной цели, самовыражение, духовный рост)
- решение материальных вопросов (оплата ипотеки, кредитов, поиск новых вариантов доходов и т.д.)
- активная включенность в жизнь общества, благотворительность, добрые дела
- окружение себя комфортом (крупные приобретения, ремонт, путешествия и т.д.)
- карьерный рост, профессиональная самореализация
- семейное благополучие/счастье в личной жизни/ забота о детях
© 2012 — 2023 МКУ СО «КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР» г. Челябинск
Разработка сайта:
Авторские права на материалы с данного сайта с момента публикации принадлежат их автору. Их публикация, в том числе и отрывков в соответствии с федеральным законом РФ — 5351-1 от 09.07.1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» запрещена без указания ссылки на источник.
9 основных кризисов в жизни человека
С первым криком, когда у младенца раскрываются лёгкие, ему становится нелегко — у него наступает первый жизненный кризис, как говорят психологи. И до конца жизни, чтобы дышать свободно, нужно пройти череду других психологических кризисов. Их не стоит бояться, они помогают становиться мудрее и сильнее.
0 лет
Родился — и сразу за работу: добывай себе пищу, открывая рот, дыши и кричи громче. А в то тёплое и защищённое место, которое ты считал домом, обратной дороги нет. Так наступает самая большая перемена в жизни человека и первый кризис.
— Младенец ещё очень плохо видит и слышит, при этом самый большой его орган — кожа. Поэтому до шести недель очень важно, чтобы у матери и ребёнка был постоянный телесный контакт, — говорит семейный психолог Екатерина Долженко. — От того, насколько нежно мама прикасается, зависит дальнейшее благополучие малыша.
Нередко мать, устав от беременности и родов, не сразу включается в материнство. Если у неё послеродовая депрессия или зашкаливает усталость, близкие должны сменить её и позаботиться о ребёнке, советует гештальт-терапевт Радмила Мавлиева.
1 год
Ребёнок хочет больше, чем может. Он становится капризным: всё время недоволен, требует внимания, обижается. Он может попросить игрушку и тут же её отбросить. Он отказывается делать то, что ещё недавно доставляло ему очевидное удовольствие. Смысл его выступлений: заявить миру о своём «Я», потому что он осознал свою «отдельность» от взрослого.
— Мир влечёт малыша и пугает одновременно, — говорит Радмила Мавлиева. — Поэтому важно, чтобы ему было куда вернуться после своих исследований — в родительский тыл, готовый принять и помочь.
Ограничьте запреты — разрешайте всё, что неопасно для здоровья и жизни. Увлекайте ребенка игрой. Если малыш капризничает, не ругайте, а пытайтесь отвлечь внимание. А если не получается, успокаивайте. Сохранить связь с родителями в такие моменты важнее, чем получить требуемое.
3 года
Кризис трёх лет по своим симптомам похож на кризис одного года, только проявляется ещё ярче. Ребёнок бунтует против порядков, которые заведены в доме, устраивает истерики в людных местах, жаждет самостоятельности, причём не столько физической, как два года назад, сколько личностной. Ещё одна характерная черта — обесценивание взрослых вплоть до того, что ребёнок может обозвать кого-то из родителей.
— Родителям не следует принимать близко к сердцу негативизм и резкость ребёнка, это просто неловко выраженная злость от беспомощности, — говорит Радмила Мавлиева. — Но нужно обратиться к специалисту, если родитель в ответ испытывает желание бить и обзывать ребёнка, а также если к четырём годам интенсивность истерик не стихает.
Поощряйте самостоятельность малыша, пусть он демонстрирует, что может справляться один. Хвалите, если у него что-то получается, а если не получается — хвалите за старание. Предлагайте что-то сделать самостоятельно, предупреждайте таким образом капризы.
— Если мама настаивает на своём режиме, то, вырастая, ребёнок теряет своё «хочу», вместо этого знает «надо», и в будущем у него будут проблемы, — поясняет Екатерина Долженко.
7 лет
Поступив в школу, ребёнок оставляет дома непосредственность. Прежде чем совершить поступок, он теперь думает о том, какое значение это будет для него иметь. Это может выражаться в том, что ребёнок вдруг начинает манерничать и паясничать. В то же время он может скрывать свои истинные эмоции, терпеть какую-то ситуацию и не показывать, что ему плохо. У школьника может появиться комплекс неполноценности или, напротив, ложное чувство превосходства над другими детьми.
— Надо иметь в виду, что ведущая деятельность с 3 до 7 лет — игровая, с 7 до 13 — познавательная, — говорит Екатерина Долженко. — Поэтому лучше сводить ребёнка к психологу, чтобы понять, совершил ли он этот переход от игр к познанию, готов ли он к школе.
11—15 лет
В этот период происходит мощная гормональная перестройка: в ребёнке просыпается мужчина или женщина.
— Сейчас половое созревание происходит раньше: в 9 лет начинается предпубертат, а в 11— уже кризис, — говорит Екатерина Долженко. — «Я уже не ребёнок!» — кричит ребёнок. Основная задача его — обесценить ценности родителей и на их руинах выстроить свои.
Авторитет взрослых в этом возрасте стремительно тает. Ребёнок может вам ещё подчиняться внешне, но втайне он думает, что вы старый башмак и ничего не понимаете.
— В глазах подростка родители — мастодонты, столько не живут. Объективно говоря, мир так быстро меняется, что родители и правда могут мало понимать в том, что интересно подросткам,— считает Радмила Мавлиева. — Так признайте это, не надо быть вторым подростком и обижаться. Знакомьтесь с новым человеком.
В этом возрасте особенно важно стать ребёнку другом. Он то и дело испытывает сомнения в себе, в своей привлекательности. Важно поддерживать его и формировать здоровую самооценку.
Хуже пубертата — его отсутствие. Если ребёнок не «попрощался» с родителями, он остаётся зависимым от них, и иногда — на всю жизнь. Современные дети рискуют упустить свой важный кризис.
— Дети перестали гулять на улице, вместо этого они проводят время в виртуальном пространстве,— объясняет Екатерина Долженко. — Получается, что с отцом и матерью связи ослабленные, общения очень мало. И подросток переживает «стёртый» пубертат.
Впоследствии он нередко так и остаётся подростком из виртуальной реальности — инфантильным и несамостоятельным.
17 лет
Школа закончена, и всё по-новому. Родители не имеют такого безусловного права, как раньше, ругать за «секс, драгз и рок-н-ролл», и хочется попробовать всё и сразу. Ответственность тоже новая — другие требования к учёбе, первая подработка. Приходят размышления о смысле жизни и своём месте в ней.
— Нужно давать подросткам увидеть последствия своих поступков. Обычно для родителей это очень тревожно, ожидания катастрофические, они рисуют в воображении чудовищные картины: что их ребёнок стал бомжом или проституткой, — говорит Радмила Мавлиева. — Но, если усилите давление и контроль, это не подействует. Вера в то, что ребёнок справится и что он не хочет себе смерти, поможет преодолеть тревогу.
30 лет
Когда вам 20, вы думаете, что 30 — это чуть ли не старость, до наступления которой нужно достичь всевозможных вершин. И вот происходит первая оценка достижений, и с ней, разумеется, связаны разочарования и вопросы: «А туда ли я иду?»
И вот приходит неудовлетворённость профессией, семьёй или её отсутствием.
— Разочарование порой трудно пережить, и это может выражаться в желании показать себя с лучших сторон в виртуальной жизни, создавать образ «100% успех»,— говорит Радмила Мавлиева.
Попробуйте приближаться к тридцатилетнему рубежу с радостью, готовьтесь к нему как к важному событию, словно это Новый год и завтра первый день новой жизни. Решите, как вы теперь будете в ней жить. Например, вспомните занятия, которые приносили вам удовольствие десять лет назад, и верните увлечения в свою жизнь: танцуйте, рисуйте, занимайтесь спортом. И перестаньте сравнивать себя с другими. Поверьте в свой путь.
40 лет
Зачем живёшь, что оставишь после себя, что хотел, но не успел — эти вопросы мучают сорокалетних. Очевидно, годы активного созидания остались позади.
— Особенно остро протекает кризис у тех, у кого смысл жизни в достижениях, — считает Радмила Мавлиева. — Обнаруживается, что дом построен, дерево посажено, ребёнок почти вырос. И что теперь делать? Жизнь становится пустой. Симптомы на физиологическом уровне: депрессии, панические атаки, тревожность, гипертония, язва.
Среди 40-летних больше всего разводов. Смена семьи, профессии, образа жизни в этот период— это способ запрыгнуть в последний вагон поезда, который идёт в другом направлении. Чаще всего в собственных неудачах люди винят своих партнёров: «Если бы он не был таким… Если бы она меня понимала… всё бы было иначе». Вот за этим «иначе» и заводят новых партнёров. Мужчины нередко находят более молодых любовниц.
60—70 лет
Маркер этого кризиса — выход на пенсию. Человек ещё на многое способен, но слышит: «Спасибо за всё, заслуженно отдыхайте!». Вместе с тем ухудшается здоровье и приходит осознание, что смерть не так уж далеко. В результате — уныние, ощущение никчёмности, страхи, мнительность.
Если пожилой человек чувствует себя нужным и полезным в семье, перестройка пройдёт мягко. Родные помогают выработать позитивное отношение к старости: наконец-то пришло время жить для себя. Можно читать книги, гулять, заниматься тем, на что никогда не хватало времени и наконец радовать себя мыслью, что все кризисы миновали и впереди ещё много лет спокойной жизни.
Психическое здоровье и психосоциальная поддержка в чрезвычайных ситуациях
Психическое здоровье и психосоциальная поддержка (ПЗПСП) необходимы для улучшения благополучия детей, пострадавших от гуманитарных чрезвычайных ситуаций. ЮНИСЕФ работает по всему миру, чтобы укрепить устойчивость детей и их семей и помочь им справиться с невзгодами во время и после кризиса. Мы адаптируем наши услуги к местным условиям, прислушиваясь к тому, что сообщества считают своими приоритетами.
ЮНИСЕФ создает питательную среду, обеспечивающую условия для оптимального развития ребенка. Мы предлагаем психиатрическую и психосоциальную поддержку детям, подросткам, опекунам, семьям и всему сообществу посредством ряда вмешательств, отвечающих их сложным потребностям.
Дети и подросткиВместе с партнерами мы создаем безопасные пространства, которые обеспечивают регулярные структурированные мероприятия, чтобы помочь детям и подросткам развить навыки преодоления кризиса, решения проблем, регулирования своих эмоций, а также формирования и поддержания отношений. Это может быть через группы сверстников, развлекательные мероприятия, спорт, жизненные навыки и профессиональную подготовку.
Мы также работаем над устранением вредных привычек и норм, чтобы уменьшить запугивание, жестокое обращение, пренебрежение, эксплуатацию и насилие. При необходимости мы оказываем непосредственную индивидуальную поддержку или направляем детей на дальнейшее специализированное лечение.
Воспитатели и семьиЮНИСЕФ помогает родителям и опекунам приобретать знания и навыки для поддержки детей, находящихся в бедственном положении. Мы повышаем осведомленность о стрессовых реакциях, которые могут возникнуть у детей во время гуманитарных кризисов, распространяем знания и навыки позитивного воспитания, а также обучаем родителей и опекунов оказанию помощи детям с психическими расстройствами.
Мы укрепляем сети поддержки семьи и сообщества, содействуя включению и участию уязвимых семей в общественной деятельности и организуя группы поддержки равных для матерей и отцов.
ЮНИСЕФ также обеспечивает заботу о самих родителях и опекунах. Мы оказываем психиатрическую и психосоциальную поддержку учителям и уделяем особое внимание заботе о находящихся в бедственном положении родителях и опекунах с помощью таких инициатив, как первая психологическая помощь, программы обучения родителей и группы поддержки сверстников. При необходимости мы предлагаем специализированную помощь родителям и опекунам с проблемами психического здоровья.
Сообщества и партнерыЮНИСЕФ работает вместе с общественными организациями над развитием их потенциала для поддержки благополучия детей и семей. С помощью таких мероприятий, как кампании по снижению стигмы и программы, способствующие охране психического здоровья, мы предоставляем четкую информацию о психическом здоровье детей и психосоциальных потребностях, чтобы помочь сообществам принять меры.
Для оказания помощи наиболее уязвимым детям и лицам, осуществляющим уход, которые пережили серьезные стрессовые события, требуется сотрудничество между специализированными службами охраны психического здоровья, защиты, образования, социальной службы и другими субъектами.
Мы помогаем наращивать потенциал здравоохранения, образования, социальных служб и других секторов для предоставления услуг психического здоровья и психосоциальной поддержки, учитывающих интересы детей и семей. Мы делаем это, способствуя удобному для детей общению и пространствам, а также другим инициативам, которые помогают детям и их семьям осмысленно формировать программы, влияющие на их благополучие.
The Chronic Crisis in Psychological Measurement and Assessment
Select country/regionUnited States of AmericaUnited KingdomAfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCanary IslandsCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzech RepublicDemocratic Республика КонгоДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФедеративные Штаты МикронезииФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГерма nyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLaoLatviaLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNiueNorfolk IslandNorth KoreaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRéunionRomaniaRwandaSaint BarthélemySaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon Isl andsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUruguayUS Virgin IslandsUzbekistanVanuatuVatican CityVenezuelaVietnamWallis and FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe
Варианты покупкиEbook 30% скин. и «Оценка: исторический обзор» представляет собой исторический обзор соответствующих концепций психологического измерения и оценки. Он не вникает в интимные детали и сложности, но прослеживает споры об измерениях и оценках с течением времени и в разных психологических областях. Основная цель состояла в том, чтобы подойти к проблемам измерения и оценки с точки зрения психологической теории. Книга начинается с обзора, широкой картины того, как развивались психологические измерения и оценки. В отдельных главах представлены описания и интерпретации вопросов измерения, которые были важны на протяжении всей жизни психологической науки. Обсуждаются традиционные подходы наряду с новыми концепциями и процедурами, а также попытка объединить основные темы, возникающие в результате исторического обзора, с конечной целью обзора и предложения новых направлений. Эта книга предлагается в качестве дополнения к существующим текстам по психологическому измерению и оценке.
Содержание
-
1 История
Семена конфликта
Желание быть научным
Желание быть релевантным
Последствия успеха психологического измерения Приобретение черт и потеря ситуаций
Потеря точности
Последствия проблем психологического измерения
Научные кризисы
Пренебрежение измерением
Мудрость и тирания традиции
Измерение и теоретические достижения
Резюме и последствия
2 Согласованность измерений между людьми и внутри них
Согласованность измерений между людьми
Большие выборки и индивидуальные различия равны номотетическим измерениям
Согласованность измерений внутри людей
Краткая история признаков
Систематические ошибки измерения: источники несоответствия
Рейтинги человеческих суждений
Стратегии реагирования
Факторы, связанные с выбором стратегии
Когнитивные влияния
Мотивационные и аффективные влияния
Поведенческие влияния
Примеры стратегий генеративного ответа
Моделирование ошибок
Консистенция в режимах реагирования человека: Десинхронность поведения, аффект и познание
Психологические вмешательства
Резюме и последствия
3 Согласованность между оценщиками и процедурами оценки
Несоответствия между оценщиками
Собеседования при приеме на работу
Клинические собеседования
Ошибки оценщика
Ошибки ореола
Ошибки снисходительности и критичности
Ошибки ограничения диапазона
Улучшение интервью и оценщиков
Чья оценка наиболее достоверна?
Несоответствие между процедурами оценки
Статистическое и клиническое прогнозирование
Клиническое наблюдение за поведением тестируемого
Ученый как наблюдатель
Резюме и выводы
4 Согласованность внутри и между ситуациями: характеристика и окружающая среда
История
Противоречие между Мишелем и Петерсоном
Отказ от черт: поведенческая оценка
Взаимодействие человека и среды
Взаимодействие между подходами и лечением (ATI)
Оценка среды
Модераторы кросс-ситуационной согласованности4 и 9006 Признаки
Исследование процессов
Резюме и последствия
5 Согласованность между конструкциями: отсутствие дискриминантной валидности
История
Типы валидности
Конструкции, теории и достоверное измерение
Критерии мультитер-мультиметод
Campbell и Fiske
для конструкции валидности
.