Психологические манипуляции: Виды манипуляций и как с ними бороться

Содержание

Виды манипуляций и как с ними бороться

Мы сталкиваемся с манипуляцией постоянно, а иногда и сами осознанно или нечаянно ей злоупотребляем. Вред от манипуляций может быть существенным: от бесплатной работы или потери денег до разрушения личной жизни, карьеры и различных психологических расстройств.

Манипуляция вредит и самому манипулятору. Вместо того чтобы строить гармоничные отношения, он тратит все силы на попытки воздействовать на людей, теряя родственные и дружеские связи.

В этой статье мы расскажем, что такое манипуляция, какие её виды существуют и как обезвредить манипулятора.

Оглавление

  • Что такое психологические манипуляции
  • Бывает ли манипуляция позитивной?
  • Виды манипуляций: распознаём и отражаем
  • Как противостоять манипуляциям: общие советы

Что такое психологические манипуляции

Психологическая манипуляция — это неочевидное принуждение человека к определённым действиям. Жертва манипуляции может и не осознавать, что ей управляют, но всегда чувствует неприятное послевкусие — отрицательные эмоции — чувство вины, страх, тревогу, неуверенность в себе.

Кадр из фильма «Плутовство» (Wag the Dog, 1997 г.). Пиар-служба президента манипулирует общественным сознанием с помощью «утки» о нападении экстремистов. Источник: kinopoisk.ru

Виды манипуляций бывают самыми разными, с ними можно столкнуться в любой сфере — в семье, на работе, в дружеском кругу. Иногда жертвами становятся целые группы людей, например, когда речь идёт о массовой пропаганде или информационной войне. Независимо от того, управляют ли одним человеком или тысячей, манипуляцию отличают определённые признаки.

  • Манипуляция наносит жертвам только вред. Это может быть как прямой ущерб — потеря денег или других ценностей, — так и моральное подавление человека, трата его ресурсов, времени и сил.
  • Цель манипулятора скрыта. Он не говорит прямо о своих намерениях, иногда его настоящие мотивы сложно определить. Это и отличает манипуляцию от открытой агрессии.
  • Манипулятору нужно, чтобы жертва сама приняла решение совершить нужное действие. Например, руководитель не просит напрямую о дополнительной работе, а говорит о вашей ценности как сотрудника и о том, что только вы можете спасти компанию от разорения.

Американский психотерапевт Эверетт Шостром в своей книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» описывает манипулятора как человека, который воспринимает себя и окружающих не как личностей, а как объекты. Он становится рабом своей жажды управлять всеми вокруг. И чем больше он стремится управлять другими, тем сильнее его потребность быть управляемым. Шостром называет это парадоксом манипулятора.

Чем манипуляция отличается от просьбы?

Виды манипуляций настолько разнообразны, что есть опасность стать слишком подозрительным. Рассказываем, как отличить манипуляцию от обычной просьбы.

  • Манипуляция не учитывает ваши интересы или выгоду. Например, «не мог бы ты меня подвезти, если тебе удобно?» — это просьба. «Хорошо тебе, на машине ездишь, а вот мучаюсь каждое утро в автобусе» — это манипуляция.
  • Манипулятор играет на ваших чувствах, стремиться вызвать жалость, страх или тревогу. «Ты не мог бы задержаться, чтобы закончить проект сегодня?» — просьба. «Если ты не закончишь проект сегодня, мы потеряем заказчика, и все останутся без премии» — манипуляция.
  • Когда вас просят, у вас всегда есть выбор согласиться или нет. Манипулятор отказа не терпит. «Пожалуйста, давай поговорим» — просьба. «Если ты уйдёшь, я умру» — манипуляция.

Чтобы ещё лучше разобраться в манипуляциях, предлагаем пройти один из курсов ниже. В основном это курсы про общение — вербальное и не только.

Курс

Школа

Рейтинг

Стоимость

Рассрочка

Длительность

Ссылка

Мастерство общения (межличностное общение)

Фоксфорд

4.9

680 ₽

3 месяца

Сайт школы

Как убеждать людей и побеждать в спорах

Level One

4.7

4 900 ₽

2.5 месяца

Сайт школы

Soft Skills for Hard Times

Skillbox

4. 6

74 952 ₽

Есть

12 месяцев

Сайт школы

Психология: узнать себя и понять других

Нетология

4.6

7 500 ₽

1 месяц

Сайт школы

Навыки аргументации для руководителей

Яндекс Практикум

4.4

20 000 ₽

0.5 месяцев

Сайт школы

Как побеждать в переговорах

Skill Cup

4.3

3 290 ₽

Есть

Сайт школы

Эмоциональный интеллект

Викиум

0.0

1 990 ₽

1 месяц

Сайт школы

Типы личности: прикладные модели для профессиональной и повседневной жизни

Факультет социальных наук НИУ ВШЭ

0.0

18 000 ₽

0.5 месяцев

Сайт школы

Больше курсов

Бывает ли манипуляция позитивной?

Кадр из фильма «Эмма.» (Emma., 2020). Главная героиня из лучших побуждений с помощью манипуляций пытается устроить замужество подруги. Источник: kinopoisk.ru

Кроме манипуляций, которые негативно влияют на жизнь людей, психологи выделяют ещё один тип манипуляции — позитивную. Это безобидные хитрости, применяемые в быту для пользы других людей. Например, мама с помощью уловок побуждает детей есть полезные овощи. Или друг прибегает к хитрости, чтобы мотивировать своего товарища к совместным занятиям спортом.

Строго говоря, сфера рекламы — это тоже манипуляция. Например, «‎ты, такой умный, успешный и красивый, не можешь ездить на старой машине, тебе нужна новая» (чувство гордости). И ещё: «‎Ваш ребёнок достоин самого лучшего, поэтому ему нужны именно эти кроссовки за 1 000 $» (чувство любви). На курсах по интернет-маркетингу учат анализировать целевую аудиторию, изучать её боли, страхи и жизненные приоритеты. Недобросовестные компании используют эти данные, чтобы негативно манипулировать людьми для своей выгоды.

Однако сегодня маркетинг становится более этичным и экологичным. Хорошая реклама предлагает аудитории действительно нужные ей вещи, которые помогут улучшить её жизнь. Таким образом реклама с последующей продажей становится не скрытой манипуляцией, а сделкой, выгодной обоим сторонам. Рекламодатель получает деньги, а аудитория — решение своей проблемы.

Виды манипуляций: распознаём и отражаем

Виды манипуляций классифицируются по-разному, единой системы нет. Мы разбираем самые популярные.

На чувстве вины

Кадр из фильма «Легкое поведение» (Easy Virtue, 2008 г.). Свекровь манипуляциями пытается избавиться от невестки. Источник: kinopoisk.ru

Каждый человек испытывает чувство вины хоть за что-нибудь. Это и используют манипуляторы, чтобы управлять действиями другого. «Да, дорогая, сходи погулять с подругами. Конечно, ребёнок без тебя с трудом засыпает. Но ничего, поплачет и уснёт» — после таких слов молодая мама вряд ли весело проведёт время, если вообще куда-то пойдёт. Или классическая манипуляция детской виной — «мы тебя вырастили, ничего не жалели, а ты (тут можно подставить что угодно, от покупки нового утюга до желания съехать от родителей)».

Способов навязать вину существует множество. К примеру, изобразить обиду или задаривать ненужными подарками или оказывать непрошеные услуги, обвиняя затем в неблагодарности. Постоянное чувство вины, культивируемое манипулятором, порождает массу других отрицательных эмоций — комплекс неполноценности, пессимизм, страх. Человеку становится всё тяжелее противостоять давлению.

На чувстве жалости

Фиби Буффе, героиня сериала «‎Друзья» (1994–2004), часто манипулирует на чувстве жалости, упоминая самоубийство её матери, хотя это случилось больше 20 лет назад. Источник: paramountcomedy.ru

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон» (1968). «Вот так и проживешь всю жизнь без собаки!», — восклицает Малыш, успешно манипулируя на чувстве жалости своих родителей.

Манипулятор старается вызвать к себе сочувствие и тем самым получить для себя дополнительные преимущества. Например, коллега на работе жалуется на всевозможные неприятности в семье и перекладывает на вас часть своей работы.

«Мученики» требуют к себе везде и во всём особого отношения, при этом не делают никаких попыток что-то исправить в своей жизни. Даже больше, манипулировать они могут и давно прошедшими событиями — «С тех пор, как от меня ушёл муж (10 лет назад), я ощущаю пустоту, а ты не можешь уделить мне время».

На любви

Кадр из фильма «Вики Кристина Барселона» (Vicky Cristina Barcelona, 2008). Герой Хавьера Бардема умело манипулирует тремя женщинами, чтобы встречаться с ними одновременно. Источник: kinopoisk.ru

«Если ты не будешь соответствовать моим ожиданиям, я не буду тебя любить» или обратное «Если ты поступаешь не так, как я хочу, ты меня не любишь» — это ещё один вид жестокой манипуляции, которую часто применяют к самым близким, например, детям или супругам. «Мне такой сын не нужен» — говорит мама расшалившемуся ребёнку и часто даже не подозревает, что это самая настоящая манипуляция. Или супруга требует купить ей дорогое платье со словами «если ты меня любишь».

На дружбе

Кадр из сериала «Доктор Хаус» (House, M.D., 2004–2012). Доктор Хаус постоянно манипулирует дружескими чувствами доктора Уилсона, но не стремится помогать в ответ. Источник: kinopoisk.ru

Кадр из сериала «Теория большого взрыва» (The Big Bang Theory, 2007–2019). Шелдон Купер постоянно манипулирует друзьями, чтобы вынудить их исполнять его желания и даже заботиться о нём во время болезни. Источник: kinopoisk.ru

Ваш друг обращается к вам постоянно, когда ему плохо, но с трудом доступен, если вдруг проблемы у вас? Постоянно критикует со словами «кто, как не я, скажет тебе правду»? Всё время о чем-то просит, потому что «только на тебя я могу по-настоящему рассчитывать», но сам на любую просьбу отговаривается делами? Знакомьтесь, перед вами снова манипулятор.

Здесь важно понимать, что друг, конечно же, может вас попросить об услуге и не стоит любое его обращение к вам считать манипуляцией. Но если дружба очень выгодна для одного и ничего, кроме дополнительных хлопот, другому не приносит, стоит проанализировать общение.

На гордости

В сериале «‎Шерлок» (2020–2017). Ирен Адлер ловко манипулирует Шерлоком, призывая удивить её и доказать его гениальность, чтобы получить расшифровку шифра. Источник: angliya.com

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977). Юрий Григорьевич Самохвалов — яркий пример манипулятора, с помощью лести выманивающего нужные сведения у коллег.

Эту манипуляцию сложно распознать. Вас как будто бы хвалят, ваши достоинства ценят, ваше превосходство подчёркивают. Но часто за всем этим скрывается попытка что-то от вас получить или переложить на вас дополнительные обязанности. Например, коллега, с которым вы вместе готовите проект, оставляет вам самую сложную часть — «ты намного компетентнее, лучше справишься», либо знакомый постоянно напрашивается на обед — «никто не готовит лучше тебя».

Это не значит, что вы недостойны похвалы. Но если за перечислением ваших достоинств обязательно следует просьба сделать чью-то жизнь легче, стоит присмотреться, не манипулятор ли перед вами.

Газлайтинг

Кадр из фильма «Газовый свет» (Gaslight, 1944 г.). Муж с помощью манипуляций доводит жену до нервного срыва. Источник: kinopoisk.ru

Газлайтинг — это одна из крайних форм манипуляции, когда речь идёт уже о настоящем психологическом насилии. Манипулятор заставляет вас сомневаться в собственной адекватности, отрицая очевидные или произошедшие вещи. Жертва перестаёт доверять своим ощущениям и умозаключениям и становится зависима от настроения газлайтера.

Термин «газлайтинг» появился благодаря экранизации пьесы Патрика Гамильтона «Газовый свет» (Gaslight, 1944 г.). Героиня фильма в исполнении Ингрид Бергман подверглась манипуляциям своего мужа, который переставлял вещи в доме, приглушал свет в её комнатах и уверял, что всё это ей только мерещится.

Бытовой газлайтинг может проявляться и в том, что вас выставляют хуже, чем вы есть. Например, на всего одно опоздание знакомый может заметить, что это типично для вас. Или жена на невнимательность мужа восклицает «ты никогда меня не слушаешь».

Эффект неожиданности

Манипулятор заставляет вас принять срочное решение, не оставляя времени на раздумье. Этим приёмом часто пользуются разного рода мошенники, которые звонят и выманивают доступы к банковским счетам. Расчёт идет на то, что вы запаникуете и потеряете способность здраво рассуждать. Чтобы противостоять подобным угрозам, не лишним будет минимально разбираться в кибербезопасности.

45 млрд ₽ — такую сумму украли телефонные мошенники-манипуляторы у россиян за 11 месяцев 2021 года.

Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, 2012). Волшебник Гэндальф манипулирует желанием хоббита Бильбо путешествовать, чтобы вынудить его отправиться в путь с гномами. Источник: kinopoisk.ru

Как противостоять манипуляциям: общие советы

Чем раньше вы распознаете манипуляцию, тем легче будет ей противостоять. Насторожиться стоит, если общение с кем-то из родных или знакомых вызывает иррациональные чувства вины, собственной незначимости или тревогу за события, которых ещё или вообще не было.

Кадры из фильма «Москва слезам не верит», 1979 г. Георгий Иванович, узнав об обмане Кати, манипулирует молчанием, чтобы вызвать у неё муки совести. Затем, когда он возвращается, «‎жертва», исполненная чувством вины, произносит коронное «‎Как долго я тебя искала». Источник: kinopoisk.ru

Кадры из фильма «Москва слезам не верит», 1979 г. Георгий Иванович, узнав об обмане Кати, манипулирует молчанием, чтобы вызвать у неё муки совести. Затем, когда он возвращается, «‎жертва», исполненная чувством вины, произносит коронное «‎Как долго я тебя искала». Источник: kinopoisk.ru

Кадры из фильма «Москва слезам не верит», 1979 г. Георгий Иванович, узнав об обмане Кати, манипулирует молчанием, чтобы вызвать у неё муки совести. Затем, когда он возвращается, «‎жертва», исполненная чувством вины, произносит коронное «‎Как долго я тебя искала».

Источник: kinopoisk.ru

Мы подготовили несколько советов, как противостоять манипуляторам.

  1. Игнорирование. Манипулятору нужна реакция, он хочет найти больную точку и вывести вас из равновесия. Не реагируйте, молчите или переведите тему.
  2. Неожиданный ход. Ответьте манипулятору так, как он не ожидает: «да, я такой неблагодарный, не повезло тебе».
  3. Прямолинейность. Скажите, что видите манипуляцию, и не будете в этом участвовать. Предложите манипулятору обратиться к вам с прямой просьбой, заверьте, что готовы помочь в рамках своего желания и возможностей.
  4. Контрманипуляция. Обратите оружие манипулятора против него. «Я вижу, это ты меня не любишь, раз твои чувства возможны только при определённых условиях».
  5. Устранить причину. Если человек оказал вам услугу и теперь упрекает и манипулирует этим, избавьтесь от долга. Отблагодарите его материально и освободите себя от этого груза.
  6. Оперировать фактами. Если вас несправедливо обвиняют, например, в безразличии, перечислите моменты, которые это отрицают.
  7. Сохранять дистанцию. Этот способ можно применить к знакомым или коллегам, которые пытаются вами манипулировать. Ограничьте максимально общение или обозначьте четкую субординацию и сферу ответственности на работе.

Читайте также:

Что такое абьюз и как его распознать: разбираемся на простых примерах

Рузана Анчек

14 мин.

Манипулятор может не только делать вашу жизнь сложнее, но и существенно ограничивать ваши возможности и желания. Поэтому очень важно уметь выстраивать личные границы и противостоять попыткам вами управлять.

Подборка книг: «Психология манипуляции и влияния»

71 товар

Сначала новые

Сначала новые

По году выхода

По году выхода

По цене

По цене

3 299 ₽

Убеждение. Скрытые психологические стратегии влияния без манипуляций

Патрик Кинг

3.33 12 (12)

Купить

Psychopath Free: Как распознать лжеца и манипулятора среди партнеров, коллег, начальников, и не стать жертвой обмана

Джексон Маккензи

3.64 14 (14)

Купить

Психопокер. Практическая психология манипуляций

Мария Носова

3.52 25 (25)

Купить

Министерство успеха: как избежать токсичных отношений

Инна Литвиненко

4.36 33 (33)

Купить

Страшно близко. Как перестать притворяться и решиться на настоящую близость

Дональд Миллер

3.83 30 (30)

Купить

Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории

Кармин Галло

3.8 5 (5)

Купить

Манипулятор в овечьей шкуре. Как не стать жертвой его уловок

Джордж К. Саймон

3.95 19 (19)

Купить

Речевая самооборона

Руслан Хоменко

3.56 18 (18)

Купить

77 ежедневных манипуляций

Арт Гаспаров

3. 8 25 (25)

Купить

Безжалостное НЛП. Как договариваться с недоговороспособными

Михаил Пелехатый

4.37 19 (19)

Купить

Действенные манипуляции. Практический курс

Светлана Кузина

4.42 12 (12)

Купить

В постели с абьюзером: любовь, идентичная натуральной

Таня Танк

4.25 51 (51)

Купить

Сам дурак. Как убеждать непробиваемых

Ирина Баржак

4.25 8 (8)

Купить

48 законов власти

Роберт Грин

3.69 128 (128)

Купить

33 стратегии войны

Роберт Грин

3.16 19 (19)

Купить

1 449 ₽

1 001 ₽

31

Сначала скажите «нет»: Секреты профессиональных переговорщиков

Джим Кэмп, Джереми Кэмп

3.71 68 (68)

Купить

Секта с Туманного острова

Мариэтт Линдстин

4.34 32 (32)

Купить

Живи, люби, манипулируй: технология стабильных отношений

Павел Раков

1. 89 9 (9)

Купить

Слова, которые меняют сознание. 14 способов оказывать влияние без уловок и манипуляций

Шелл Роуз Шарве

3.89 36 (36)

Купить

Хитрый, как лис, ловкий, как тигр. 36 китайских стратагем, которые научат выходить победителем из любой ситуации

Анна Марчук

4.05 40 (40)

Купить

Манипулирование. Методики в иллюстрациях

Александр Корсун

3.83 30 (30)

Купить

Боевое НЛП: техники и модели скрытых манипуляций и защиты от них

Михаил Пелехатый

3.5 32 (32)

Купить

Воскрешение секты

Мариэтт Линдстин

4.1 21 (21)

Купить

Хватит говорить с мудаками! Искусство манипуляции и общения с людьми

Ольга Крах

3.89 28 (28)

Купить

Сканирую характер по лицу

Владимир Малёшин

2 3 (3)

Купить

14 запрещенных приемов общения для манипуляций. Власть и магия слов

Евгений Спирица

3.75 4 (4)

Купить

1 045 ₽

834 ₽

20

Психология убеждения. 60 доказанных способов быть убедительным

Ноа Гольдштейн, Стив Мартин, Роберт Чалдини

3.92 24 (24)

Купить

1 045 ₽

870 ₽

17

Гарвардский метод переговоров. Как всегда добиваться своего

Брюс Паттон, Роджер Фишер, Уильям Юри

3.71 14 (14)

Купить

3 299 ₽

Мощная харизма. Как нравиться, очаровывать, уметь себя подать и добиваться успеха у людей

Патрик Кинг

4 7 (7)

Купить

1 045 ₽

834 ₽

20

Взломай код общения: как говорить убедительно, заключать выгодные сделки и влиять на людей

Ванесса ван Эдвардс

4.09 11 (11)

Купить

Общайся лучше, чем Карнеги. Как побеждать в играх, в которые мы все играем

Дуглас Мосс

2.6 5 (5)

Купить

1 249 ₽

Техники НЛП для любви, секса и отношений. С тех пор они жили счастливо.

Лесли Камерон-Бэндлер

3.6 15 (15)

Купить

Внушение, гипноз и магнетизм как феномены человеческого сознания

Альфред Бине, Шарль Фере

3 1 (1)

Купить

Психология влияния и обмана: инструкция для манипуляторов

Светлана Кузина

3.45 66 (66)

Купить

Кнопка Власти. Sex. Addict. #Признания манипулятора

Виктория Исаева

3.33 3 (3)

Купить

24 закона обольщения для достижения власти

Роберт Грин

3.71 17 (17)

Купить

10 методик развития мышления и памяти

Михаил Литвак

3 2 (2)

Купить

Договориться не проблема. Как добиваться своего без конфликтов и ненужных уступок

Крис Восс

3.65 321 (321)

Купить

1 149 ₽

819 ₽

29

Я манипулирую тобой: Методы противодействия скрытому влиянию

Никита Непряхин

4 207 (207)

Купить

НЛП. Полный курс освоения базовых приемов

Майкл Холл

3.74 23 (23)

Купить

1 399 ₽

979 ₽

30

Как избавиться от манипуляторов. Есть такая возможность

Кристель Петиколлен

4 2 (2)

Купить

Шестое чувство

Хенрик Фексеус

4 7 (7)

Купить

Как добиваться своего с помощью НЛП, 49 простых правил

Евгений Бергер

4.06 17 (17)

Купить

Техники манипулирования: приемы спецслужб

Александр Корсун

2.58 19 (19)

Купить

Психология влияния

Роберт Чалдини

3.74 279 (279)

Купить

Ответ. Проверенная методика достижения недостижимого

Аллан Пиз

3.88 162 (162)

Купить

НЛП-технологии : Разговорный гипноз

Анвар Бакиров

3.91 34 (34)

Купить

Игрофикация в бизнесе и в жизни. Преврати рутину в игру!

Мирослава Бронникова, Иван Нефедьев

Нет оценок

Купить

Понимание и управление психологическими манипуляциями

Источник: Мэтью Фасснахт/Unsplash

Термин «манипулирование» часто используется в анналах отношений и судебной психологии. Это часто относится к попыткам контролировать или изменить ситуацию или чье-то поведение. Я предпочитаю использовать термин «влияние» при обсуждении манипулирования, потому что это более реалистично.

Все мы пытаемся влиять на ситуацию или действия других людей для нашей собственной выгоды. Это может быть невинно, например, похвалить нашего партнера за то, что он принес мусор, потому что мы знаем, что положительное подкрепление работает, а это означает, что он будет чаще вести себя так. Это также может быть несколько злонамеренным, например, угроза прекратить отношения, если наш партнер не удовлетворит наши просьбы. Когда мы говорим о манипулировании, мы обычно имеем в виду поведение на последнем конце спектра, но важно помнить, что существует спектр, и мы, естественно, будем влиять на других людей, живя в социальном мире.

Манипуляции могут быть эмоциональными (например, «Вы не можете говорить мне это, потому что вы знаете, что я тревожный человек » — подтекст: Вы несете ответственность за поддержание моих чувств), вербальными ( «Вы должны мне, потому что Я сделал X для тебя, » «Если ты уйдешь, я убью себя» ), физический ( «Тебе нужно заняться со мной сексом, чтобы показать мне, что ты заботишься ») или финансовый ( «Я не буду быть в состоянии оплатить мою арендную плату, если вы не поможете мне »). В основе манипуляции лежит экстернализация ответственности за собственное поведение или благополучие и желание что-то получить (или избежать чего-то неприятного).

Манипуляции наиболее проблематичны, когда они происходят слишком часто в отношениях, включают в себя экстремальное поведение (например, угрозы), вынуждают вас нарушать свои границы (например, одалживать людям деньги, даже если вы чувствуете себя при этом некомфортно) или требуют, чтобы вы аннулировали или игнорировать свои чувства. Хотя заметить, что вы подвергаетесь манипуляции в отношениях, — это первый шаг, может быть трудно понять, как с этим справиться. При работе с манипулятивным поведением я использую четырехэтапный процесс.

Шаг 1: Определите и назовите поведение.

Чтобы точно оспорить какое-либо поведение, важно сначала понять, что конкретно вызывает беспокойство, потому что вы не можете просить кого-то изменить что-то, чего никто из вас не понимает. Некоторые примеры специфического манипулятивного поведения могут включать в себя: чрезмерную зависимость и просьбы о слишком большой поддержке, симулирование болезни для привлечения внимания, угрозы самоубийства, чтобы заставить кого-то остаться в отношениях, угрозы разорвать отношения или разорвать контакт, стать агрессивным всякий раз, когда бросают вызов. После того, как вы назвали проблемное поведение для себя, полезно назвать поведение другому человеку.

Скорее всего, они вряд ли осознавали, что делают это, и, привлекая их внимание к этому поведению, вы называете слона в комнате и свою границу вокруг него. Я использую это с большим успехом при работе с агрессивными клиентами; мой стандартный сценарий примерно такой: «Интересно, заметили ли вы, что у вас повысился голос и что вы только что угрожали мне. Вы собирались сделать это, ? Другим примером может быть: « Я заметил, что вы часто ставите мне ультиматумы или говорите, что бросите меня, когда я придерживаюсь мнения, отличного от вашего.

Шаг 2: Возьмите на себя достаточно ответственности.

Важно напомнить себе, что человек, который может манипулировать своим поведением, чего-то хочет от вас и часто хочет, чтобы вы чувствовали за него большую ответственность. Не покупайте это. Каждый несет ответственность за управление своими эмоциями, поведением и жизнью.

Например, если бы я заметил, что кто-то угрожает самоубийством, чтобы заставить меня сохранить отношения, я хотел бы сохранить их в безопасности, но также осознавал, что уступка этому создаст неустойчивую модель поведения. Вероятнее всего, это будет тогда, когда я отмечу поведение про себя, позвоню по номеру 000 (национальный номер телефона службы экстренной помощи в Австралии) и в бригаду сортировки пациентов по оценке кризисного состояния (часть системы психиатрической помощи в моем штате) или терапевту человека и передам ему. над ответственностью перед этими службами, сохраняя и человека, и себя в безопасности. Я хочу отметить, что это сильно отличается от настоящей чрезвычайной ситуации, когда кто-то был активно склонен к суициду, но не использовал это как систематическую модель реагирования, чтобы повлиять на мое поведение, или если такое поведение должно было произойти в ходе моей работы в качестве психолог, где у меня есть явная обязанность заботы.

Источник: Marten Newhall/Unsplash

Шаг 3: Определите границы поведения.

Во-первых, операционализируйте (то есть разбейте и перечислите) свои границы вокруг манипулирующего человека и его поведения. Важно помнить, что ваши границы зависят от того, сколько вы можете дать, а не от того, сколько может попросить другой человек. Например, «Я не могу предоставить вам всю необходимую помощь; Я думаю, может быть полезно, если вы поговорите с терапевтом, » или « Я не хочу об этом говорить, потому что это означает, что мне придется выбирать между вами двумя. «Возможно, вам придется забить рекорд о своих границах и повторять их до отвращения.

Шаг 4. Что такое FUNC?

Иногда полезно понять поведение и рассмотреть, какова функция поведения для другого человека. Они лгут вам о том, что произошло, потому что они защищаются и беспокоятся? Возлагают ли они на вас ответственность за свои чувства, потому что это облегчает их эмоциональную работу, поскольку им не нужно выполнять какую-либо работу по изменению своих паттернов? Они агрессивны, потому что это означает, что вы прекращаете спорить и подчиняетесь им?

Понимание функции не остановит поведение, но даст вам некоторое представление о ней (а знание — сила). Принесите любопытство, а не обвиняйте. Представьте, что этот человек инопланетянин и что вы изучаете его в антропологических целях.

Изображение Facebook: fizkes/Shutterstock

Психологическая манипуляция | Энциклопедия MDPI

Психологическое манипулирование — это тип социального влияния, целью которого является изменение поведения или восприятия других с помощью оскорбительных, обманных или закулисных тактик. Продвигая интересы манипулятора, часто за чужой счет, такие методы можно считать эксплуататорскими, оскорбительными, коварными и вводящими в заблуждение. Социальное влияние не обязательно негативно. Например, такие люди, как друзья, родственники и врачи, могут попытаться убедить изменить явно бесполезные привычки и поведение. Социальное влияние обычно воспринимается как безвредное, когда оно уважает право находящегося под влиянием принять или отвергнуть его и не носит чрезмерного принуждения. В зависимости от контекста и мотивов социальное влияние может представлять собой закулисную манипуляцию.

1. Требования для успешного манипулирования

По словам автора психологии Джорджа К. Саймона, успешное психологическое манипулирование в первую очередь связано с манипулятором: [1]

  1. Сокрытие агрессивных намерений и поведения.
  2. Знание психологических уязвимостей жертвы для определения наиболее эффективной тактики.
  3. Наличие достаточного уровня безжалостности, чтобы не сомневаться в причинении вреда жертве в случае необходимости.

Следовательно, манипулирование, скорее всего, осуществляется с помощью скрытых агрессивных (реляционно-агрессивных или пассивно-агрессивных) средств. [1]

2. Как манипуляторы управляют своими жертвами

2.1. Согласно Braiker

Harriet B. Braiker (2004) определила следующие способы, с помощью которых манипуляторы контролируют своих жертв: [2]

  • Положительное подкрепление: включает похвалу, поверхностное обаяние, поверхностное сочувствие (крокодиловы слезы), чрезмерное извинение, деньги. , одобрение, подарки, внимание, выражение лица, такое как натянутый смех или улыбка, и общественное признание.
  • Негативное подкрепление: включает в себя удаление человека из негативной ситуации в качестве вознаграждения, т.е. «Тебе не придется делать домашнюю работу, если ты позволишь мне сделать это с тобой».
  • Прерывистое или частичное подкрепление: Частичное или прерывистое негативное подкрепление может создать эффективную атмосферу страха и сомнений. Частичное или прерывистое положительное подкрепление может побудить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок, вероятно, время от времени выигрывает, но в целом все равно теряет деньги.
  • Наказание: включает придирки, крики, молчаливое обращение, запугивание, угрозы, ругань, эмоциональный шантаж, чувство вины, дуться, плакать и изображать из себя жертву.
  • Травматическое обучение с одной попытки: использование словесных оскорблений, взрывного гнева или другого запугивающего поведения для установления доминирования или превосходства; даже один случай такого поведения может обусловить или обучить жертву избегать огорчения, конфронтации или противоречия манипулятору.

2.2. По Симону

Саймон определил следующие манипулятивные приемы: [1]

  • Ложь (по заказу): трудно сказать, лжет ли кто-то в то время, когда он это делает, хотя часто правда может быть очевидна позже, когда это правда. слишком поздно. Один из способов свести к минимуму шансы быть обманутым — это понять, что некоторые типы личности (особенно психопаты) являются экспертами в искусстве лжи и обмана, делая это часто и часто изощренно.
  • Ложь по умолчанию: Это очень тонкая форма лжи, заключающаяся в сокрытии значительной части правды. Этот прием также используется в пропаганде.
  • Отрицание: Манипулятор отказывается признать, что он сделал что-то не так.
  • Рационализация: оправдание неподобающего поведения со стороны манипулятора. Рационализация тесно связана с вращением.
  • Минимизация: это тип отрицания в сочетании с рационализацией. Манипулятор утверждает, что их поведение не такое вредное или безответственное, как предполагал кто-то другой, например, говоря, что насмешка или оскорбление были всего лишь шуткой.
  • Избирательное невнимание или избирательное внимание: Манипулятор отказывается обращать внимание на что-либо, что может отвлечь от его планов, говоря что-то вроде «Я не хочу это слышать».
  • Отвлечение: манипулятор не дает прямого ответа на прямой вопрос и вместо этого отвлекается, переводя разговор на другую тему.
  • Уклонение: похоже на отвлечение, но дает неуместные, бессвязные, расплывчатые ответы, ласковые слова.
  • Скрытое запугивание: Манипулятор заставляет жертву защищаться, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
  • Чувство вины: особый вид тактики запугивания. Манипулятор внушает добросовестной жертве, что она недостаточно заботится, слишком эгоистична или легкомысленна. Обычно это приводит к тому, что жертва чувствует себя плохо, держит ее в неуверенном в себе, тревожном и покорном положении.
  • Пристыжение: Манипулятор использует сарказм и оскорбления, чтобы усилить страх и неуверенность в себе у жертвы. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя недостойными и поэтому подчиняться им. Тактика пристыжения может быть очень тонкой, например, свирепый взгляд или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить человека стыдиться даже того, что он осмеливается бросить им вызов. Это эффективный способ вызвать у жертвы чувство неполноценности.
  • Очернение жертвы: больше, чем любая другая, эта тактика является мощным средством заставить жертву защищаться, одновременно маскируя агрессивные намерения манипулятора, в то время как манипулятор ложно обвиняет жертву в насильнике в ответ, когда жертва стоит отстаивать или защищать себя или свою позицию.
  • Игра в роли жертвы: Манипулятор изображает из себя жертву обстоятельств или чьего-то поведения, чтобы вызвать жалость, сочувствие или вызвать сочувствие и тем самым получить что-то от другого. Заботливые и добросовестные люди не выносят чужих страданий, а манипулятору часто легко играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
  • Игра в роли слуги: маскировка корыстных целей под видом служения более благородному делу, например, говоря, что они действуют определенным образом, чтобы быть «послушными» или «служить» авторитетной фигуре или « просто делают свою работу».
  • Соблазнение: Манипулятор использует обаяние, похвалу, лесть или открытую поддержку других, чтобы заставить их ослабить свою защиту и отдать свое доверие и лояльность манипулятору. Они также предложат помощь с намерением завоевать доверие и получить доступ к ничего не подозревающей жертве, которую они очаровали.
  • Проецирование вины (обвинение других): манипуляторы становятся козлами отпущения часто тонкими, трудно обнаруживаемыми способами. Часто манипулятор проецирует свое мышление на жертву, заставляя жертву выглядеть так, будто она сделала что-то не так. Манипуляторы также будут утверждать, что жертва виновата в том, что поверила лжи, в которую их заставили поверить, как если бы жертва вынудила манипулятора лгать. Вся вина, за исключением той части, которая используется манипулятором для принятия ложной вины, делается для того, чтобы жертва чувствовала себя виноватой в том, что делает здоровый выбор, правильное мышление и хорошее поведение. Он часто используется как средство психологического и эмоционального манипулирования и контроля. Манипуляторы лгут о лжи только для того, чтобы заново превратить первоначальную, менее правдоподобную историю в «более приемлемую» правду, в которую поверит жертва. Выдавать ложь за правду — еще один распространенный метод контроля и манипуляции. Манипуляторы любят ложно обвинять жертву в том, что она «заслуживает такого обращения». Они часто заявляют, что жертва сошла с ума и/или жестока, особенно когда против манипулятора есть улики. (См. Притворство ниже.)
  • Симуляция невиновности: Манипулятор пытается внушить, что причиненный вред был непреднамеренным или что он не делал того, в чем его обвиняют. Манипулятор может изобразить удивление или негодование. Эта тактика заставляет жертву сомневаться в собственных суждениях и, возможно, в своем здравомыслии.
  • Имитация замешательства: манипулятор пытается прикинуться дураком, делая вид, что не знает, о чем говорит жертва, или не понимает важного вопроса, доведенного до ее сведения. Манипулятор намеренно сбивает жертву с толку, чтобы та усомнилась в собственной точности восприятия, часто указывая на ключевые элементы, которые манипулятор намеренно включил, на случай, если есть основания для сомнений. Иногда манипуляторы заранее использовали когорты, чтобы подтвердить свою историю.
  • Размахивание гневом: Манипулятор использует гнев, чтобы размахивать достаточной эмоциональной интенсивностью и яростью, чтобы потрясти жертву и заставить ее подчиниться. Манипулятор на самом деле не злится, он просто притворяется. Они просто хотят того, чего хотят, и «сердятся», когда им отказывают. Контролируемый гнев часто используется как тактика манипуляции, чтобы избежать конфронтации, не говорить правду или еще больше скрыть намерения. Манипулятор часто использует угрозы обратиться в полицию или ложно сообщает о злоупотреблениях, которые манипулятор намеренно придумал, чтобы напугать или запугать жертву и заставить ее подчиниться. Шантаж и другие угрозы разоблачения — это другие формы контролируемого гнева и манипуляции, особенно когда жертва отказывается от первоначальных просьб или предложений манипулятора. Гнев также используется в качестве защиты, чтобы манипулятор мог не говорить правду в неудобное время или при неблагоприятных обстоятельствах. Гнев часто используется в качестве инструмента или защиты, чтобы отразить вопросы или подозрения. Жертва становится более сосредоточенной на гневе, а не на тактике манипуляции.
  • Эффект повозки: манипулятор утешает жертву, заставляя ее подчиниться, утверждая (правда или ложь), что многие люди уже что-то сделали, и жертва тоже должна это сделать. К ним относятся такие фразы, как «Многим людям ты нравишься…» или «Все так делают». Такую манипуляцию можно увидеть в ситуациях давления со стороны сверстников, часто возникающих в сценариях, когда манипулятор пытается заставить жертву попробовать наркотики или другие вещества.

2.3. Уязвимости, используемые манипуляторами

Согласно книге самопомощи Брайкера, [2] манипуляторы используют следующие уязвимости (кнопки), которые могут существовать у жертв:

  • «болезнь в угоду»
  • пристрастие к получению одобрения и признания других
  • Эмотофобия (боязнь отрицательных эмоций; т.е. боязнь выражения гнева, разочарования или неодобрения)
  • отсутствие напористости и умения говорить нет
  • размытое чувство идентичности (с размытыми личными границами)
  • низкая самостоятельность
  • внешний локус контроля

По словам Саймона, [1] манипуляторы используют следующие уязвимости, которые могут существовать в жертвах:

  • наивность — жертве слишком трудно принять идею о том, что некоторые люди хитры, коварны и безжалостны или «отвергают «если они становятся жертвами.
  • чрезмерная добросовестность — жертва слишком хочет дать манипулятору презумпцию невиновности и увидеть свою сторону вещей, в которой они обвиняют жертву.
  • низкая уверенность в себе — жертва сомневается в себе, не уверена в себе и настойчива, склонна слишком легко защищаться.
  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком старается понять и считает, что у манипулятора есть какая-то понятная причина для причинения вреда.
  • эмоциональная зависимость — жертва имеет покорную или зависимую личность. Чем более эмоционально зависима жертва, тем более она уязвима для эксплуатации и манипулирования.

Манипуляторы обычно не торопятся, чтобы изучить характеристики и уязвимости своих жертв.

Кантор в своей книге Психопатология повседневной жизни: как вести себя с манипулятивными людьми [3] советует, что уязвимость перед психопатами-манипуляторами подразумевает также и то, что они:

  • зависимые — зависимые люди нуждаются в том, чтобы их любили, и поэтому они легковерны и склонны сказать «да» тому, чему они должны были бы сказать «нет».
  • незрелый — имеет нарушения суждений и поэтому склонен верить преувеличенным рекламным заявлениям.
  • наивный — не может поверить, что в мире есть нечестные люди, или считает само собой разумеющимся, что если они есть, им не будет позволено охотиться на других.
  • впечатлительный — чрезмерно соблазненный очаровашками. Например, они могут проголосовать за, казалось бы, очаровательного политика, который целует младенцев.
  • доверчивый — честные люди часто предполагают, что все остальные честны. Они с большей вероятностью посвящают себя людям, которых едва знают, не проверив учетные данные и т. д., и менее склонны задавать вопросы так называемым экспертам.
  • одинокий — одинокие люди могут принять любое предложение человеческого контакта. Незнакомец-психопат может предложить человеческое общение за определенную плату.
  • нарциссический — нарциссы склонны поддаваться незаслуженной лести.
  • импульсивны — принимайте поспешные решения, например, о том, что купить или на ком жениться, не посоветовавшись с другими.
  • альтруистический — противоположность психопатическому: слишком честный, слишком справедливый, слишком чуткий.
  • скромный — не может отказаться от сделки, даже если знает, почему она такая дешевая.
  • материалистичный — легкая добыча для ростовщиков или схем быстрого обогащения.
  • жадный — жадный и нечестный человек может стать жертвой психопата, который может легко соблазнить его на аморальный поступок.
  • мазохисты — не уважают себя и поэтому бессознательно позволяют психопатам использовать их в своих интересах. Они думают, что заслужили это из-за чувства вины.
  • пожилых людей — пожилые люди могут устать и менее способны к многозадачности. Услышав рекламное предложение, они с меньшей вероятностью сочтут, что это может быть афера. Они склонны давать деньги кому-то с неудачной историей. См. Жестокое обращение с пожилыми.

3. Мотивы манипуляторов

Манипуляторы могут иметь различные возможные мотивы, включая, но не ограничиваясь: [2]

  • необходимость продвижения своих собственных целей и личной выгоды практически любой ценой для других
  • сильная потребность в обретении чувства силы и превосходства в отношениях с другими
  • желание и потребность чувствовать себя под контролем
  • желание обрести чувство власти над другими, чтобы повысить их самооценку
  • скука или усталость от своего окружения, видя в этом игру, а не причинение вреда другим
  • тайные планы, преступные или иные, включая финансовые манипуляции (часто наблюдаются, когда пожилые люди или ничего не подозревающие, незащищенные богатые становятся преднамеренными мишенями с единственной целью получения финансовых активов жертвы)

4.

Психопатия

Манипулятивность находится в Факторе 1 контрольного списка психопатии Хэйра (PCL). [4]

4.1. На рабочем месте

Психопат на рабочем месте часто может быстро переключаться между эмоциями, которые используются для манипулирования людьми или вызывают сильное беспокойство. [5]

Авторы книги « Змеи в костюмах: когда психопаты идут на работу » описывают пятиэтапную модель того, как типичный психопат на рабочем месте достигает власти и удерживает ее. На третьем этапе (манипулирование) психопат создаст сценарий «психопатической фантастики», где будет создаваться позитивная информация о себе и негативная дезинформация о других, где будет использоваться ваша роль как части сети пешек или покровителей, и вы будет подготовлен к принятию плана психопата. [6]

5. Антисоциальные, пограничные и нарциссические расстройства личности

Согласно Кернбергу, антисоциальные, пограничные и нарциссические расстройства личности все организованы на пограничном уровне организации личности, [7] и три общие некоторые общие характерологические недостатки и перекрывающиеся черты личности, при этом лживость и исключительные манипулятивные способности являются наиболее распространенными чертами среди антисоциальных и нарциссических. Пограничные люди подчеркиваются непреднамеренными и дисфункциональными манипуляциями, но стигма в отношении лживых пограничных людей все еще неправомерно сохраняется. [8] Антисоциальные, пограничные и нарциссы часто бывают патологическими лжецами. [7] Другие общие черты могут включать патологический нарциссизм, [7] постоянная безответственность, макиавеллизм, отсутствие эмпатии, [9] жестокость, подлость, импульсивность, склонность к членовредительству и зависимостям, межличностная эксплуатация, враждебность , гнев и ярость, тщеславие, эмоциональная нестабильность, чувствительность к неприятию, перфекционизм и использование примитивных защитных механизмов, которые являются патологическими и нарциссическими. Общие нарциссические защиты включают расщепление, отрицание, проекцию, проективную идентификацию, примитивную идеализацию и обесценивание, искажение (включая преувеличение, преуменьшение и ложь) и всемогущество. [10]

Психолог Марша М. Линехан заявила, что люди с пограничным расстройством личности часто демонстрируют поведение, которое на самом деле не является манипулятивным, но ошибочно интерпретируется как таковое. [11] По ее словам, такое поведение часто выглядит как бездумное проявление сильной боли и часто не является преднамеренным, чтобы считаться настоящим манипулированием. В DSM-V манипуляция была удалена как определяющая характеристика пограничного расстройства личности. [12]

Манипулятивное поведение свойственно нарциссам, которые используют манипуляции для получения власти и нарциссической поддержки. Те, у кого антисоциальный характер, будут манипулировать из-за материальных благ, власти, мести и множества других причин. [13]

6. Истерическое расстройство личности

Люди с истерическим расстройством личности обычно высокоактивны как в социальном, так и в профессиональном плане. У них обычно хорошие социальные навыки, несмотря на то, что они склонны использовать их, чтобы манипулировать другими, чтобы сделать их центром внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *