ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
71
ГЛАВА 5.
5.1. Психологическое понятие воспитания
Предметный указатель «Настольной книги учителя начальной школы», изданной Академией Педагогических Наук РСФСР в 1950 году, замечательно точно характеризует отношение к понятию «воспитание» в советский период. Впервые это понятие упоминается в книге в контексте с такими понятиями как «коллективизм», «диалектико-материалистическое мировоззрение» и «советский патриотизм и национальная гордость». Следующее упоминание – в разделе «Физическая подготовка». Воспитание «навыков организованного поведения», «правдивости», «прилежания», «сознательной дисциплины» и даже раздел «задачи и навыки воспитательной работы» — все это идет много позже. Таким образом, если не учитывать доминирующие в советском воспитании идеологические аспекты, то на первое место по важности в процессе воспитания выходит учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой.
Действительно, несмотря на то, что традиционно каждый урок любого учебного предмета должен ставить перед собой задачи не только обучения, но и воспитания, а также развития, легче и естественнее всего это осуществляется на уроках физической культуры. Это обусловлено тем, что хотя развитие двигательной и других сфер психики детей нередко рассматривают вне связи друг с другом, однако, как отмечали В.И.Панов и Г.П.Позднякова (2004), именно двигательная активность является необходимым условием для развития других видов деятельности, например, игровой или учебной. Соответственно, только овладев этими видами деятельности, ребенок получает адекватные возможности для развития
72
познавательной, эмоциональной и личностной сфер психики, что неразрывно связано с процессом воспитания.
Если педагогика занимается целями, задачами, методами воспитания,
то психология воспитания как отрасль педагогической психологии исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса. Отсюда необходимость раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку разработки новых средств, форм и методов качественного совершенствования системы воспитания.
Психология рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействии между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Организация процесса воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей и самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами, принятыми в обществе. Таким образом,
воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностной ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и профессиональной деятельности.
Психологией выявлены определенные законы развития личности, характер ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов, о чем речь шла в предыдущей главе. Влияние социума на процесс воспитания весьма велико именно в эти периоды, так как растущий человек в эти периоды
73
особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих. Знание этих законов позволяет ориентировать педагогическую практику на построение целостной системы воспитания детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. При этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее осуществлять коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения.
В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей необходимо совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских, подростковых и юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. Важное место здесь принадлежит физической культуре, тем более, что в структуре потребностей и интересов детей и подростков занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест.
5.2. Цели воспитания
Воспитание — одна из важнейших сторон социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление только познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими — результаты субъективизации, принятия этого опыта в качестве ценности.
74
Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению — знания, умения и навыки.
Воспитанием, его научным обоснованием, кроме психологии и педагогики, занимаются философия и социология. Без учета свойств психического отражения основные проблемы воспитания не могут быть не только решены, но даже и правильно поставлены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоотношений, психологии различных социальных общностей.
Воспитание начинается с определения его целей. Главная цель воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества.
К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Эти ценности (как цели воспитания) связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. От них зависит уровень духовности человека, его свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта и многое другое.
Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые могут быть названы лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его развития. Через некоторое время, когда общество завершит
§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия
Итак, воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представле¬ний и убеждений, правильных мотивов поведения и правильных форм и способов поведения — в неразрывном единство всех этих проявлений.
Что же должен делать учитель, воспитатель в этом отношении? Каким должен быть характер воспитательных воздействий на ученика со стороны учителя, воспитателя?
Прежде всего надо знать, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно. Применяя различные ме¬тоды, необходимо учитывать, во-первых, возрастные и индиви¬дуальные особенности воспитуемого школьника, во-вторых, осо¬бенности детского коллектива, членом которого он является, и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.
Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы школьник хотел правильно поступать и поступал правильно во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди и сам упражнялся (это самое главное!) в правильном поведении. Соответственно этому будут рассмотрены методы словесного воздействия, роль личного примера воспитате¬ля и организация упражнений в нравственном поведении, опыта общественного поведения.
Поэтому совершенно необходимо преодолевать имеющиеся у некоторых школьников неправильные взгляды, умело и тактично рассеивать заблуждения, прививать правильные моральные поня¬тия. Говорить с детьми надо просто я доходчиво, не раздражаясь и не сетуя на их «глупость», приводить различные, убедительные дли них примеры, заражать их своей убежденностью, советовать им прочитать подходящую книгу, обращать их внимание на тот или иной кинофильм.
Конечно, важнейший путь формирования нравственного созна¬ния — это путь обогащения и обобщения школьниками их нравст¬венного опыта через организацию их правильного поведения. Но различные формы воздействия на разум и чувства школьников живого, яркого, страстного слова учителя (индивидуальные и коллективные задушевные, искренние, дружеские беседы, лекции, диспуты, читательские конференции, организуемые воспитателя¬ми, школьными библиотеками, пионерской и комсомольской организациями) могут существенно дополнить эту работу.
Все перечисленные методы словесного воздействия приносят большую пользу моральному воспитанию только тогда, когда они не превращаются в сухие, скучные, нудные, надоедливые нотации и нравоучения.
Установлены определенные принципы, в соответствии с кото¬рыми нужно строить индивидуальные и коллективные моральные беседы.
1. Моральные беседы по содержанию должны быть доступны соответствующему возрасту.
2. Беседы следует проводить по конкретным поводам, при¬урочивая их к тем или иным событиям в жизни страны или коллектива, выходу в свет новой книги или кинофильма и т. д.
3. Начинать беседу рекомендуется с анализа ярких, впечат¬ляющих, и эмоционально преподнесенных конкретных примеров, жизненных или литературных фактов и наблюдений и от них переходить к обобщению и выводам.
4. Большое значение имеет хорошая аргументированность, доказательность тех положений, которые доводят до создания школьников. Если беседа доступна, то школьники способны по¬нять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Все зависит от умения воспитателя сде¬лать то или иное положение, тезис, аргумент предельно ясным, убедительным и бесспорным.
5. Необходимо пробуждать у школьников максимальную актив¬ность и вызывать оживленный обмен мнениями, будить их мысль, заставлять задумываться над вопросами морали. Не следует навя¬зывать школьникам готовых истин, пусть выводы о нормах морали они сделают сами (по под руководством учителя). Для этого можно заранее подготовить материал, стимулирующий мысль учеников (например: «Что хотел сказать Суворов словами: «Сме¬лость и осторожность на одном коне ездят»?»; «Друг спорит, а недруг поддакивает», — правильна ли эта мысль?»).
Словесное воспитательное воздействие на школьника выража¬ется не только в разъяснении, пояснении, объяснении, но и в предъявлении ему определенных требований. Эффективность тре¬бования зависит от того, какой смысл в нем усматривает воспи¬танник, как относится к нему. Если ученик понимает справед¬ливость требования, внутренне соглашается с ним, осознает его общественную необходимость, то он выполняет требование, даже если ему не хочется этого делать. Другое дело, если справедли¬вые требования учителя приобретают для ученика совершенно другой смысл, когда он воспринимает их как придирку, проявле¬ние дурного настроения учителя, желание унизить достоинство ученика и т. д. Тогда справедливые требования учителя, понятые ребенком превратно, вызывают у школьника чувство противо-действия, обиды, вражды, энергичное сопротивление. Многое зависит и от формы, в которой предъявляют требование, — оно должно предъявляться пусть в категоричной, но уважительной форме. Грубая, оскорбительная форма требования обычно вызы¬вает желание противодействовать, сопротивляться. Иными слова¬ми, воспитатель должен добиваться того, чтобы его требования были поняты и правильно оценены воспитанником.
Личный пример. Большое значение в формировании личности школьника имеет личный пример воспитателей, учителей.
Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей и школьников к подражанию тому, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом. Учителю всегда на¬до помнить, что оп является образцом, примером для воспитан¬ников, поведение которых иногда просто отражает его собствен¬ные достоинства или недостатки. А. С. Макаренко указывал, что поведение воспитателей имеет решающее значение,— то, что де¬лают воспитатели, часто гораздо больше влияет на личность ребенка; чем то, что они ему говорят. И действительно, дети зачастую быстрее и лучше усваивают то, что они видят, чем то, что они слышат. А. С. Макаренко подчеркивал, что все стороны поведения человека, вплоть до того, как он радуется и печа¬лится, как обращается с друзьями и врагами, как говорит с другими людьми и о других людях, как относится к работе, как следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, — все это имеет огромное значение для воспитания личности школьников.
Если учитель принципиален, настойчив в борьбе с трудностя¬ми, чуток, справедлив и скромен, ему легче будет добиться того же самого и у воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Наоборот, невыдержанность учителя, его грубость, пассивность, нескромность окажут отри¬цательное влияние. Недаром говорят, что в детях повторяются недостатки взрослых. Особенно вредны для воспитания случаи, когда поведение воспитателя противоречит его словам. Если школьник наблюдает это неоднократно, да еще у разных людей, у него будет воспитываться лицемерие. Ребенок может прийти к выводу, что дела человека не обязательно соответствуют его словам, что говорить можно одно, а в жизни поступать проти¬воположным образом, что за словами можно скрывать свои под¬линные мысли.
Из сказанного следует, что учителя должны предъявлять к себе и своему поведению самые строгие требования, постоянно помнить, что за ними следят десятки пытливых глаз, что они воспитывают школьников и своим поведением. Справедливо го¬ворится, что учитель — человек, специальностью которого явля¬ется правильное поведение.
Упражнения в правильном поведении. Главное, основное в воспитании личности, как уже отмечалось,— это организация практического опыта в правильном поведении. Воспитатель дол¬жен формировать у школьников формы, способы поведения, в которых реализовывались бы складывающиеся под решающим влиянием воспитания убеждения школьника. Указанные формы поведения закрепляются, превращаются в устойчивые образования тогда, когда становятся формой выражения, средством «материа¬лизации» мотивов, потребностей, отношений школьника. Система воспитательных мероприятий должна ставить школьников в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала усваиваемым принципам поведения, чтобы они приучались пре¬творять свои взгляды и убеждения в поступки. Именно в этом смысле А. С. Макаренко говорил о необходимости организовать «гимнастику поведения», упражнения в правильных поступках.
Если условия, в которых живет и действует школьник, не требуют от него, например, проявления решительности и смелос¬ти, то соответствующие черты личности у него и не выработаются, какие бы высокие моральные принципы ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать настойчивого человека, если не ста¬вить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проя¬вить настойчивость. Тепличное воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути школьника, никогда не может создать сильной, целеустремленной личности. Что же именно пони¬мают под упражнением в нравственном поведении?
Если мы хотим, чтобы у школьников формировалась и закреп¬лялась настойчивость, надо ставить их перед необходимостью са¬мостоятельно преодолевать некоторые жизненные трудности, а не устранять их, не спешить помочь школьнику, как только в про¬цессе учебной или трудовой деятельности он столкнется с препят¬ствием, а предоставить ему возможность самому найти выход из затруднительного положения.
Для воспитания трудолюбия необходимо так организовать жизнь школьника, чтобы он систематически и повседневно участ¬вовал в различных видах труда, пес определенные трудовые обязанности, не уклонялся от различных видов общественно полезной работы, организуемой школой, пионерской дружиной, комсомольской организацией, систематически и организованно готовил домашние задания. При этом следует добиваться хороше¬го выполнения работы.
Воспитанию смелости, стойкости, решительности, мужества помогут занятия некоторыми видами спорта, где требуется прояв¬лять указанные качества (плавание и прыжки в воду, кроссы, спуск на лыжах с крутых холмов и склонов, прыжки на лыжах с трамплина). Надо пользоваться каждым естественным жизненным случаем для того, чтобы приучать школьника стойко отно¬ситься к неудачам, невзгодам и лишениям, терпеливо переносить жажду, холод, жару, усталость, боль.
Роль одобрения п осуждения. Воспитывая личность школьни¬ка, конечно, нельзя ожидать, что он сразу при всех условиях и обстоятельствах будет выбирать правильные формы поведения. Как же осуществляется коррекция (выправление) поведения? Действенные средства регулирования и коррекции поведения школьника — одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Одобрение, поощрение служат средством подкрепления и благо¬даря этому средством закрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения. Осуждение, порицание, наказание являются средством торможения и задержки отрица¬тельных побуждений и неправильных форм поведения.
Положительная оценка действий школьника, разнообразные виды подкрепления, одобрения его поступков вызывают у ребенка положительные эмоции, радостное чувство удовлетворения от совершенного действия, пробуждают желание поступать таким образом и в дальнейшем. Порицание, осуждение, отрицательная оценка действия вызывают у школьника состояние неудовлетворенности от сознания причиненного ущерба людям, коллективу, от сознания, что его за это осуждают взрослые и кол¬лектив. В результате у школьника появляется стремление воз¬держаться в дальнейшем от подобных действий. Но переживая осуждение или наказание, школьник не должен испытывать горь¬кого сознания непоправимой ошибки, чувства подавленности, неполноценности.
Ошибки в применении системы поощрений и наказаний вред¬но отражаются на процессе воспитания личности. Например, неумеренное поощрение, захваливание приносят большой вред, так как формируют преувеличенное представление о собствен¬ных силах и возможностях, зазнайство, высокомерие. Поощрение и похвала за любой хороший поступок часто приводят к тому, что школьник начинает рассматривать правильное поведение как свою заслугу, а не обязанность. Подобное можно наблюдать и в тех случаях, когда поощрение заранее обусловливается как награда за предстоящее хорошее поведение. В конце концов может ока-заться, что школьник правильно ведет себя ради похвалы или награды. А если нет основания ожидать поощрения, то оп еще подумает, стоит ли быть «хорошим».
Поощрять школьника следует не только тогда, когда он пра¬вильно ведет себя, по и тогда, когда поведение его еще неус¬тойчиво, не определилось окончательно. Более того, как раз в таких случаях особенно полезно поощрение. Даже одобрительная улыбка, кивок головой, несколько мягких, подбадривающих слов имеют большое значение. И психологически это понятно: школь¬ник, постепенно нащупывающий правильную линию поведения, особенно нуждается в том, чтобы взрослые, авторитетные люди подтвердили ему, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают одобрения.
Еще больший такт и умеренность необходимы, когда приме¬няют средства осуждения и наказания. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в идеале воспитание долж-но осуществляться вообще без наказаний, без окриков, угроз, без повышения голоса, только человечностью, лаской, добротой.
Очень важно, чтобы мера осуждения и наказания соответст¬вовала проступку, степени вины. Всякие ошибки, связанные с наложением взыскания, обычно производят впечатление на весь классный коллектив и нередко отрицательно сказываются на фор¬мировании тех или иных качеств у школьников. Поэтому воспита¬телю, находящемуся под непосредственным впечатлением проступ¬ка школьника и переживающему гнев и раздражение не следует торопиться с наложением взыскания: в состоянии гнева и разд¬ражения, как известно, легко преувеличить степень вины, на¬говорить много лишнего, подвергнуть виновника слишком сурово¬му взысканию.
Самовоспитание. Начиная с подросткового возраста появляет¬ся новый фактор воспитания — самовоспитание сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.
Самовоспитанием школьника надо руководить. Если стремле¬ние к самовоспитанию недостаточно направляется и организуется взрослыми, коллективом, то школьник может серьезно ошибаться в содержании самовоспитания (что воспитывать) и в его форме (как воспитывать). В руководстве самовоспитанием школьников учитель, воспитатель должны преследовать четыре задачи: 1) воз¬будить (или поддержать) стремление школьника развить в себе положительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторон поведения; 2) помочь школьнику критически отнестись к своей личности, внимательно и беспристрастно разоб¬раться в особенностях своего поведения, отчетливо увидеть свои недостатки, осознать недочеты; 3) помочь школьнику наметить программу самовоспитания, решить, какие особенности поведения, черты личности следует развивать (например, сдержанность, настойчивость и т. д.) и какие — искоренять (например, упрям¬ство, лень, грубость). При этом надо учесть, что многие подрост¬ки и старшие школьники, как отмечалось выше, неправильно понимают и оценивают некоторые качества личности (положи¬тельно оценивают упрямство, лихачество, грубость, резкость, отрицательно оценивают скромность, чуткость), школьник может развивать у себя качества, которые он оценивает как положи¬тельные, но которые объективно являются отрицательными, и изживать отрицательные, с его точки зрения, но объективно по¬ложительные качества; 4) учитель, воспитатель указывают разум¬ные пути самовоспитания, вооружают школьника наиболее целе¬сообразными и эффективными приемами работы по формирова¬нию положительных черт личности и искоренению недостатков, развенчивают неправильные приемы, наивные средства или искус¬ственные, оторванные от жизни упражнения.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Psychological Foundations of Education — 1st Edition
Select country/regionUnited States of AmericaUnited KingdomAfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCanary IslandsCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzech RepublicDemocratic Republic of КонгоДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФедеративные Штаты МикронезияФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтар GreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLaoLatviaLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNiueNorfolk IslandNorth KoreaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRéunionRomaniaRwandaSaint BarthélemySaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUruguayUS Virgin IslandsUzbekistanVanuatuVatican CityVenezuelaVietnamWallis and FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe
Варианты покупки электронная книга 25% скидка $ 93,95 $ 70,46
Налог с продаж будет рассчитан при выезде
БЕСПЛАТНАЯ ГОЛОСКАЯ ДОСТАВКА
НЕТ Минимальный заказ
.
принципов психологии, имеющих отношение к обучению и преподаванию. В ней представлен альтернативный ответ на проблему раздвоения общей и педагогической психологии в программе подготовки учителей. Хотя решение является предварительным и имеет очевидные несовершенства, оно предлагается в надежде на то, что оно может стимулировать обсуждение проблемы и других решений и/или явное обоснование прошлой практики. Ключевые обсуждаемые концепции включают отношение и поведение учителей, различные типы обучения, технологии в образовании, забывание и угасание, развитие ребенка и измерения интеллекта. Также рассматриваются оценка успеваемости, социальная психология в классе и образование в городских школах. Этот текст должен иметь разнообразное применение в классах, где учащиеся готовятся к преподаванию. Он был написан специально для тех ситуаций, в которых будущий учитель знакомится с психологией в течение одного или двух семестров.Содержание
-
Предисловие
1. Психология и образование
Что такое психология?
Цели психологического исследования
Как растут психологические знания
Современный взгляд на иллюзию Луны
Что такое педагогическая психология?
Резюме
Рекомендуемая литература
Ссылки
2. Учитель и класс
Отношение учителей к поведению
Ролевые характеристики американского учителя
Личность учителя
Обучение в классе и эффективное преподавание
Резюме
Рекомендуемая литература
Ссылки
3. Обучение: приобретение новых ответов
Получение информации или развитие привычек?
Обусловливание
Мотивация и обучение
Обучение по принципу «все или ничего» в сравнении с постепенным обучением
Проблема
Обучение на основе дискриминации
Вымирание
Парадигма обучения на основе дискриминации
Обучение в паре
Подкрепление
Некоторые типичные подкрепления
Вторичное подкрепление
Модификация поведения: Принципы подкрепления в человеческом поведении
Влияние количества подкрепления на скорость реакции
Влияние количества подкрепления на качество выполнения
Задержка подкрепления
Перенос обучения
Определение переноса обучения
Эффект сходства стимулов и реакций при переносе
Влияние количества попыток во время обучения при переносе
Перенос органайзеров с развитой структурой
Обучение обучению и обучающие наборы
Некоторые аспекты вербального обучения
Сложность обучения как функция длины задания
Мнемонические приемы
Влияние степени осмысленности на Обучение
Случайное обучение
Эффекты сходства в частях списка
Мышление и решение проблем
Гипотеза посредничества
Репрезентативный эксперимент по решению проблем
Реверсивные и нереверсивные сдвиги в связи с опосредованными реакциями 99
Перенос опосредующих реакций в сложных задачах
Транспозиция
Методы обнаружения и обучение по правилам
Модель школьного обучения
Резюме
Рекомендуемая литература
Список литературы
4. Обучение и технология обучения
Автоматизированное обучение и программированное обучение
Программирование обучения
Программированное обучение и учащийся
Определение целей обучения
Обучение: теория и применение
Обучение с помощью компьютера
Технологии и инновации в учебной программе
Чтение
Обучение математике
Обучение в других областях
Наука, технологии и образование
Резюме
Рекомендуемая литература
Ссылки
Устранение поведения
Забывание
Забывание как функция времени с момента обучения
Влияние полноты обучения на забывание
Общие эффекты объединения и распределения практики
Воспоминание
Другие эффекты распределенной практики
Осмысленность и запоминание
Запоминание обучения в классе
Различные меры забывания
Экономия при повторном обучении по сравнению с предыдущим обучением
Средства максимального припоминания
Теория интерференции: проактивное и ретроактивное торможение
Немедленная (кратковременная) память
Теория двух процессов
Вымирание
Сравнение вымирания и забывания
Теория спонтанного восстановления и интерференции
Последовательные приобретения и вымирания
Эффекты частичного подкрепления
Фрустрация и частичное подкрепление
Некоторые принципы устранения реакции с советами по применению в классе
Влияние изменения привычки на обучающие наборы
Резюме
Приложение к главе 5
Рекомендуемая литература
Ссылки
6. Мышление и формирование концепции Декарт
Джон Локк
Современные взгляды на мышление
Решение проблем
Творчество и решение проблем
Концептуальное обучение
Обобщение стимулов и концепции
Эффективное изучение понятий
Достижение понятий в классе
Резюме
Предлагаемая литература
Список литературы
7. Физические основы поведения
Физическая организация поведения
Нейрон
Миелиновая оболочка
Нервный импульс
Нет» Принцип нервной проводимости
Синапс
Глаз
Ухо
Вкус и обоняние
Соместезис
Центральная нервная система
Спинной мозг
Головной мозг
Вегетативная нервная система
Центральная нервная система и поведение
Стимуляция мозга и обучение
Ощущение и восприятие
Резюме
Рекомендуемая литература
Ссылки
8. Образование и атипичный ребенок и особые проблемы со здоровьем
Церебральный паралич
Другие инвалидизирующие состояния
Эпилепсия
Общие проблемы со здоровьем
Умственная отсталость
Психоневрологическая неспособность к обучению
Эмоционально неуравновешенный ребенок
Резюме
Рекомендуемая литература
Ссылки
9. Нормативные и биологические исследования развития ребенка
Поведенческое развитие в течение первого года жизни
Ответы, доступные при рождении
Нормативные данные
Младенцы до первого обнаружения Год
Сравнение младенцев человека и детенышей шимпанзе
Поведение детей от года и старше
Дети от 18 месяцев до четырех лет
Дети от пяти до десяти лет
Подростки от 11 до 16 лет
Применение методов Гезелла к процедурам в классе
Типичные закономерности роста
Рост
Заметка о методах исследования: поперечные и продольные исследования
Вес
Рост и вес в возрасте двух лет и в зрелом возрасте
Психологические последствия разной скорости роста
Изменения пропорций тела
Другие аспекты роста
Мышечное развитие и активность
Пример нормы развития с указанием на изменчивость
Детский сон
Последствия обеднения среды
Ограничение опыта у молодых животных
Последствия отсроченного обучения
Последствия необычно раннего обучения
Современная оценка готовности
Краткое изложение Сравнительное влияние возраста и опыта на развитие
Общие понятия
Поведение в значительной степени зависит от возраста для его развития
Поведение в значительной степени зависит от обучения
Рекомендуемая литература
Литература
10. Психологические процессы развития
Развитие языкового поведения
Мыслительные процессы у детей
Теория Пиаже о когнитивном развитии детей
Сенсомоторная, довербальная стадия: первые восемнадцать месяцев жизни
Стадия Предоперационное представление: от восемнадцати месяцев до шести лет
Стадия конкретных операций: от семи до одиннадцати лет
Стадия формальных операций: от двенадцати до пятнадцати лет
Некоторые исследования теории когнитивного развития Пиаже
Применение теории Пиаже в обучении
Развитие эмоциональных реакций у детей младшего возраста
Половые различия
Интересы и занятия старшеклассников
Резюме
Рекомендуемая литература
Ссылки
Активное поведение крысы
Жажда
Половое влечение — его биологические аспекты
Человеческое половое влечение
Активное влечение
Любопытство
Другие приводы
Удаление боли.
12. Мотивация и обучение
Связь между потребностью в членстве и академической успеваемостью
Использование престижа как мотива для учебы
Внутренняя и внешняя мотивация
Эффективность — стремление к компетентности
Мотивация достижений в классе
Уровень стремления
Мотивационные аспекты знания результатов (информационная обратная связь)
Похвала, порицание и дисциплина
Условное поощрение против теплоты учителя: противоречивые принципы?
Школьные отметки как мотивирующие стимулы
Альтернатива школьным отметкам: символические подкрепления
Плодотворное использование и ограничения конкуренции
Преимущества совместной работы учащихся
Факторы обучения в групповых ситуациях
Текстовая тревожность и оборонительное поведение
Интеллектуальные интересы и их связь со школьной деятельностью
Резюме
Предлагаемая литература
Список литературы
13. Личность
Параметры и структура личности
Черты характера
Структура личности
02 Самооценка личности8 -Отчет о личности
Отчет о стимулах
Отчет наблюдателя
Символические стимулы
Наблюдение за поведением
Некоторые распространенные личностные тесты и устройства
Генетика и личность
Физиологические основы личности
Конституция и личность
Физиология и эмоции
Развитие личности
Приспособление и неудачи приспособления
Модификация неадекватных паттернов приспособления
Личность и психология
Интеллект
Рекомендуемая литература 8.0428 Измерения и их использование
Объем тестирования интеллекта
Типы тестов интеллекта
Коэффициент интеллекта (I.Q.)
Изменчивость I.Q. Баллы
Корреляция — статистическая мера, необходимая для изучения интеллекта
Проблемы с подсчетом баллов у подростков и взрослых
Критерии хорошего теста интеллекта
Прямое измерение, правильность ключа ответа и объективность подсчета баллов
Относительная независимость от специального опыта
Рассуждение, а не Знания или память
Интеллект, а не тесты достижений
Мера умственных продуктов, а не процессов
Ограничения тестов интеллекта
Факторная структура и особые способности
Общий интеллект против множества способностей
Креативность — пример особой способности?
Доказательства связи между I. Q. и способности к обучению
Детерминанты интеллекта: наследственность и окружающая среда
Наследственность: ее генетическая основа
Генетическое влияние на интеллект
Сдвиги в показателях интеллекта, вызванные окружающей средой
Интеллект в связи с опытом и взрослением
Рост в детстве
Изменения во взрослом возрасте
Изменчивость IQ от теста к повторному тесту
Показатели интеллекта в этнических и национальных группах
Некоторые факты о различиях между этническими группами
Средние значения I.Q. Различия между различными этническими группами искоренимы?
Являются ли тесты интеллекта социально предвзятыми?
Три объяснения социальных различий в показателях интеллекта
Возможная культурная предвзятость
Создание культурно справедливых тестов
Практическая ценность тестирования интеллекта
Прогноз академической успеваемости
Интеллектуальные потребности различных профессий
Резюме
Рекомендуемая литература
Ссылки
15. Оценка образовательных достижений
Некоторые термины, выделяющиеся
Оценка и измерение
Различение и мастерство
Тесты успеваемости
Теория ошибок28 Теория тестирования: истинные баллы Информация, предоставляемая результатами тестов
Надежность результатов тестов
Определение надежности
Коэффициенты стабильности — корреляции между тестами и повторными тестами
Коэффициенты эквивалентности
Влияние продолжительности теста на надежность
Валидность результатов теста
Валидность содержания
Валидность, связанная с критериями
Конструктивная валидность
Связь между надежностью и валидностью Надежность считывателя
Надежность между считывателями
Повышение надежности за счет добавления считывателей
Повышение надежности за счет компьютерной оценки эссе
Валидность тестов эссе по сравнению с объективными тестами
Связь факторного анализа с исследованиями валидности
Предложения учителям, использующим тесты для эссе
Правила разработки вопросов для теста для эссе
Правила оценки тестовых работ для эссе
Ограничения по времени и результаты теста Процедуры оценки
Оценка отдельного учащегося
Другие оценки
Неправильное использование тестов успеваемости
Стандартизированные тесты успеваемости
Значение тестов успеваемости для психологии в целом
Кривые роста достижений
Необходимость контрольных оценок при тестировании достижений
Общенациональная программа оценки
Рост достижений как функция предмета
Прогнозирование результатов успеваемости
Прогнозирование на основе оценок способностей
Прогнозирование на основе других оценок достижений Различные школьные системы
Сельские и городские школы
Социально-экономические факторы
Различия между успеваемостью учащихся в США и Великобритании
Сравнение математических достижений двенадцати стран
Возможные изменения в школьных достижениях последующих поколений
Связь методов тестирования и оценки с преподаванием
Три точки зрения: традиционный предмет, теория тестирования и подходы к поведенческим целям
Методы выбора содержания курса
Стандарты адекватности планирования и презентации курса
Стандарты адекватности успеваемости учащихся
Резюме
Рекомендуемая литература
Ссылки
16. Социальная психология класса
Класс как социальная ситуация
Подкрепление и обучение в социальной ситуации
Соревнование за подкрепление
Неявное подкрепление реакций
Установки
Развитие установок
Социальные предубеждения
Социальное влияние на поведение 90 Содействие поведению
Характер членства в группе
Лидерство
Общение, убеждение и изменение отношения
Импровизация и изменение отношения
Групповая атмосфера
Группоцентрированные процессы
Демократическое авторитарное лидерство
Резюме
Рекомендуемая литература
Ссылки
17. Городские школы и обучение
Равное образование — Отчет Коулмана
Начало
Высшие культурные горизонты — Нью-Йорк
Компенсационное образование и компенсационное образование
Городская школа — некоторые наблюдения
Резюме
Рекомендуемая литература
Ссылки
Авторский указатель
Статистический указатель
Тематический указатель
Подробная информация о продукте
- Количество страниц: 796
- . Авторы
B. Claude Mathis
John W. Cotton
Lee Sechrest
Рейтинги и обзоры
Напишите обзор
.0003
Психологические основы воспитания | Педагогическая психология
Психологические основы образования
Доцент Дэвид ДеЛима и его коллеги недавно получили грант на изучение диалогов между родителями и детьми во время игр на свежем воздухе. Узнайте больше об исследовании DeLiema.Как подать заявку
Примечание: GRE больше не требуется для поступления на программу психологических основ образования.
Понять, как люди думают, учатся и преподают
Будучи студентом программы, вы будете изучать психологические процессы, имеющие решающее значение для образования. Исследования в рамках нашей программы сосредоточены на когнитивном и социально-эмоциональном развитии, в том числе на высоком уровне познания и факторах, формирующих и улучшающих обучение на протяжении всей жизни. Наши преподаватели и учащиеся не просто проводят лабораторные эксперименты — мы также применяем наши исследования в работе: в местных школах по программам улучшения успеваемости учащихся по чтению и естественным наукам, а также с членами наших разнообразных сообществ, чтобы помочь нашим соседям добиться успеха в учебе и работе.
Карьера
- Преподаватели (только докторантура)
- Ученые-исследователи в университетах и компаниях
- Государственные учреждения
- Другие образовательные учреждения (например, исследовательские кабинеты школ K-12)
- Организации социальных и социальных услуг
- Оценщик/исследователь организации здравоохранения
- Научно-исследовательские центры
Последние новости
Загрузка…
Даты и крайние сроки
Загрузка…
Нравится нам на
FacebookПочувствуйте, каково это быть студентом педагогической психологии в Университете М. />Нравится или подписывайтесь на страницу Департамента педагогической психологии в Facebook, чтобы быть в курсе последних новостей об исследованиях, работе и других событиях.
—>Программы и степени
Выпускник
Магистранты и докторанты выбирают одну из двух областей специализации:
Обучение и познание / образовательные технологии
(MA, PhD)- Изучение того, как люди думают и учатся
- Изучение того, как люди учатся с помощью технологий, и разработка технологий, основанных на исследованиях, для улучшения обучения
Социально-психологические процессы и процессы развития
(MA, PhD)Изучение того, как социальные процессы способствуют успеху школ и других образовательных организаций
Высшее образование
Факультет психологии образования предлагает дополнительное образование в области психологии образования с упором на психологические основы образования.
Сертификаты
Сертификат после окончания бакалавриата в области естественных наук
Сформируйте свое преподавание и исследования, лучше понимая, как люди учатся. Будучи студентом нашей новой программы сертификации в области учебных наук, вы будете изучать теории обучения, методологии, проекты и основанные на фактических данных практики, имеющие ключевое значение для преподавания и проведения исследований, поддерживающих процесс обучения.
Свидетельство о развитии талантов и обучении одаренных детей
Разработка, внедрение и контроль программ обучения одаренных и талантливых учащихся в школах K-12, высших учебных заведениях и других учреждениях
Плата за обучение
Посетите страницу финансов и финансирования Колледжа образования и человеческого развития, чтобы получить информацию о стоимости обучения.
Финансирование
Стипендии и награды
Отправьте материалы заявки до 1 декабря, и вы автоматически будете рассматриваться для получения стипендий для аспирантов и ведомственных наград в зависимости от успеваемости. Уведомление о наградах будет отправлено в марте.
Ассистенты для выпускников
Получайте оплату за работу в качестве ассистента преподавателя, дипломированного преподавателя или научного сотрудника. Ассистенты для выпускников доступны на факультете, в Колледже образования и человеческого развития и в Университете.
- John P. Yackel/Pearson Graduate Internship
- Джек Мервин Ассистент выпускника
- Все ассистенты выпускников Университета Миннесоты
Примечание. Кандидаты, которые заполнят свои заявки до крайнего срока 1 марта, с меньшей вероятностью получат ассистенты выпускников, чем студенты, которые уложатся в срок до 1 декабря.
Финансовая помощь
Посетите OneStop Student Services для получения дополнительной информации о доступной финансовой помощи.
Стипендии
Посетите страницу наград Колледжа образования и человеческого развития для получения информации о стипендиях.
Разнообразие
Департамент педагогической психологии глубоко заинтересован в увеличении разнообразия наших программ бакалавриата и магистратуры, нашего преподавания и обучения, наших исследований и клинической практики, а также нашей работы и услуг в областях педагогической психологии. Посетите нашу страницу разнообразия, чтобы узнать больше о нашей приверженности разнообразию и ресурсах для поддержки разнообразия и инклюзивности.
Факультет педагогической психологии Миннесотского университета является одним из лучших в этой области.
Сара Карлсон, доктор философии ’11
Доцент, Государственный университет Джорджии
Узнайте больше об опыте Сары
Профили выпускников других психологических основПреподаватели и преподаватели
Лаура Аллен
[email protected]- Понимание прочитанного
- Письмо
- Компьютерная лингвистика
- Аналитика обучения
- Образовательные технологии
Уильям М.
Барт [email protected] | Лаборатория- Отношения между познанием, обучением и тестированием
- Образование для одаренных и талантливых
- Шахматная экспертиза
Джеффри Бай
[email protected]- Преподавание и изучение математики
- Математическое познание
- Причинное обучение
- Рассуждение
- Программирование с открытым исходным кодом
- Компьютерное моделирование
Дэвид Делиема
[email protected]- Продуктивный сбой
- Игровое обучение
- Воплощенное познание
- Пространственное мышление
- Социальное взаимодействие
Panayiota (Pani) Kendeou
Стул Гая Бонда в чтении
kend0040@umn. edu | Лаборатория- Понимание прочитанного
- Когнитивные процессы
- Обучение в масштабе
- Технология
- Дезинформация
Джеффри Маруяма
геофф@umn.edu | Лаборатория- Процессы достижений в школах и других организациях
- Связь между социальными процессами и успехами в обучении
- Исследования и общественное партнерство в проблемных сообществах и городских условиях
Кейтлин Миллс
[email protected]- Блуждание ума
- Скука, творчество
- Отслеживание взгляда
- Аналитика обучения
- Адаптивное обучение
Кейша Варма
Координатор программ, помощник вице-проректора, Управление справедливости и разнообразия
keisha@umn.