Индивидуально-психологические особенности личности
Психология изучает не только общие законы и закономерности психических процессов и состояний. Мы все разные, уникальные и неповторимые личности, поэтому знание индивидуально-психологических особенностей человека не менее важно, чем механизмы и процессы психики, характерные для всех людей. Изучением этой области занимается раздел психологии, который называется дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Общее и индивидуальное в психике человека
- 2 Темперамент
- 2.1 Типы темперамента по Гиппократу
- 2.2 Темперамент в современной психологии
- 2.3 Свойства темперамента
- 3 Характер
- 3.1 Характер как биосоциальный склад личности
- 3.2 Теория черт
- 3.3 Структура характера
- 4 Способности
- 4.1 Способности и задатки
- 4.2 Виды способностей
Общее и индивидуальное в психике человека
Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.
В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.
Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.
Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.
Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.
Темперамент
Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека. Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.
Типы темперамента по Гиппократу
Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.
- Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
- Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
- Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
- Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.
Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.
Темперамент в современной психологии
На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.
Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.
Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.
Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.
Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.
Свойства темперамента
В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент.
- Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям.
- Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения.
- Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.
- Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
- Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
- Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство.
Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке.
Характер
Темперамент является биологической основой другого индивидуально-личностного свойства – характера.
Характер как биосоциальный склад личности
Будучи членом социума, человек с момента рождения взаимодействует с другими людьми, усваивает нормы поведения, впитывает культуру и традиции. В результате каждая личность – это уникальный сплав биологического и социального, и формирование характера протекает во взаимодействии этих двух начал. Поэтому в одной и той же среде у людей складываются разные характеры. Они отличаются даже у близнецов, которые имеют очень схожую биологическую основу.
Все дело в опыте. С момента рождения мы оказываемся в ситуациях, на которые реагируем по-разному не только в зависимости от черт темперамента, но и от внешних обстоятельств. В итоге накапливаем разнообразный, но абсолютно уникальный опыт, который влияет на формирование характера не меньше, а скорее всего, больше, чем свойства физиологии и нервной системы.
Характер – это совокупность особенностей и черт личности, которые проявляются во всех сферах жизни и накладывают отпечаток на общение с другими людьми, интересы, характер деятельности и т. д. Недаром термин «характер» с древнегреческого можно перевести как отличительная черта, печать, знак.
Черты характера довольно устойчивы, они закладываются в детстве и являются своеобразной визитной карточкой человека. Но все же это свойство личности более изменчиво, чем темперамент, так как на его содержание влияет жизненный опыт. И часто, встретив человека после нескольких лет разлуки, мы с удивлением замечаем изменения в его характере.
Характер – комплексное образование, которое имеет сложную структуру. Поэтому существует множество его типологий или наборов основных черт, которые описаны разными психологами.
Теория черт
Английский психолог Г. Олпорт – один из авторов теории черт, считал, что каждый человек – это уникальное и неповторимое сочетание отдельных свойств характера или диспозиций (черт). Под диспозицией он понимал устойчивую особенность поведения, готовность индивида вести себя определенным образом в той или иной ситуации. То есть характер всегда проявляется в поведении или деятельности, и чтобы узнать человека, надо вступить с ним во взаимодействие, посмотреть, каков он в деле.
Есть центральные диспозиции или черты, которые определяют весь психический облик человека, и они сразу бросаются в глаза. Кто-то явный трудоголик, а другой стремится избежать тяжелой работы. Один веселый, жизнерадостный балагур, а другой вечно всем недоволен и на все жалуется. Кто-то смелый до безрассудства, а кто-то осторожный и нерешительный. Это все центральные диспозиции, их мы называем в первую очередь, когда нас просят охарактеризовать какого-то человека.
Наряду с центральными, есть множества вторичных черт. Они не сразу бросаются в глаза и требуют большего времени для распознавания. К вторичным, например, относятся интересы, увлечения, предпочтения в одежде, вкусы и т. д.
Олпорт выделяет также общие и индивидуальные черты. Являясь частью социума, человек с рождения усваивает качества, присущие большинству людей из его окружения, например, то, что мы называем национальным характером. Итальянцы и латиноамериканцы легко возбудимые и эмоциональные, норвежцы и шведы, напротив, очень спокойны, рассудительны и медлительны, а для японцев характерна созерцательность и выдержанность.
Индивидуальные черты характера – это то, что отличает человека от других людей. Чем более сильно они выражены, тем более яркой индивидуальностью является субъект. Однако если индивидуальные черты противоречат общим, то социум может применить к такому человеку социальные санкции, выразить порицание, например.
На основе теории черт Г. Олпорта были созданы методики психологической диагностики личности, например, факторный анализ, тесты Г. Айзенка, Р. Кеттела и т. д.
Структура характера
В силу сложности этого свойства и разнообразия его проявлений существует много разных классификаций черт характера. Так, в зависимости от сферы психики, которая играет важную роль в поведении человека, выделяют следующие группы черт:
- Эмоциональные, связанные с особенностями сферы эмоций и чувств: жизнерадостность или угрюмость, эмоциональная возбудимость или холодность и т. д.
- Волевые: решительность и нерешительность, настойчивость, упорство, независимость, самостоятельность и т. д.
- Моральные: честность или лживость, доброта и жестокость, отзывчивость, смелость и т. д.
- Интеллектуальные: любознательность, находчивость, сообразительность, вдумчивость и т. д.
Часто можно услышать такое выражение, как «слабохарактерный человек». Что это? Особенности характера человека проявляются не только в сочетании черт, но и в силе их выраженности. Есть люди, которые из-за слабости нервной системы или из-за проблем воспитания обладают неустойчивым характером. Отдельные его черты выражены слабо, особенно проблемы наблюдаются в волевой сфере. Таких людей и называют слабохарактерными.
Способности
Важными особенностями личности считаются способности, которые определяют индивидуальный стиль деятельности и являются основой ее успеха. Есть также качества, которые обеспечивают возможность взаимодействия с другими людьми и необходимы, чтобы завоевать уважение и авторитет у окружающих.
Способности и задатки
Способности – это сложная система качеств и свойств человека. Биологической основой их являются задатки, то есть врожденные физические и психические характеристики, в том числе свойства темперамента. Но не только. Часто задатки связаны с психофизиологическими особенностями организма, они даны человеку от рождения и необходимы для успеха в той или иной деятельности. Но не гарантируют его.
Например, музыкальный слух требуется музыканту, а высокая чувствительность зрительного анализатора – художнику. Но одного этого для овладения деятельностью, тем более для достижения успеха недостаточно. Для этого нужно развивать способности, а это возможно только в деятельности и требует вложения труда и волевых усилий. Мастерство – это не данный природой или Богом дар, а, прежде всего, труд и упорство.
Можно ли развить способности при отсутствии природных задатков? Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет. Несомненно, при отсутствии нужных качеств овладеть деятельностью будет сложнее, это потребует больше усилий и, возможно, достижения будут не столь впечатляющи. Но в последнее время все больше психологов поддерживают идею о том, что упорный и настойчивый человек может научиться всему. Главное – дать ему правильные приемы обучения. То есть чтобы научить рисовать любого человека, надо просто знать, как правильно учить.
Виды способностей
Все многообразие человеческих способностей принято разделять на два вида: общие и специальные.
К специальным относятся такие качества, которые требуются для овладения конкретной деятельностью, как, например, музыкальный слух для игры на музыкальных инструментах или фонетический слух для изучения иностранных языков. Для занятия спортом нужна выносливость и подвижность, а для работы с детьми – чувство эмпатии.
Общие способности не менее разнообразны, потому что необходимы в самых разных сферах деятельности. В первую очередь, к ним относятся умственные способности или уровень интеллекта. Хоть интеллект считается врожденной характеристикой человека, умственные способности требуют своего развития, в том числе качества памяти, внимания, мышления, а также волевой сферы и рефлексии.
Иногда высокий уровень умственных способностей в сочетании с обучаемостью называют одаренностью. Это качество человека может компенсировать недостаток у него каких-то специальных способностей и позволить добиться успеха во многих видах деятельности.
Как бы ни были ценны способности, но они только потенциал, возможность для дальнейшего развития и совершенствования человека. Это же можно сказать и о других индивидуально-психологических особенностях. Каждый индивид имеет возможность стать уникальной, неординарной, талантливой личностью, но для этого нужно знать свои психологические особенности, свои сильные и слабые стороны и активно заниматься саморазвитием.
Психологические особенности поведения человека в экстремальной ситуации | ||||
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | ||||
Цель: рассмотреть индивидуально-психологические характеристики личности и психологические особенности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Рис. 15. Индивидуально-психологические характеристики личности Отношение к самому себе, являясь индивидуально-психологической характеристикой, оказывает влияние на поведение человека в состоянии стресса. В своих научных работах В.И. Медведев отмечает, что в ситуации стресса проявляются три типа отношения человека к самому себе: Отношение к опасной ситуации формируется из ее личностного смысла для человека и значения опасности для общества. Факторы формирования отношения к опасной ситуации отражены на рис. 16. Рис. 16. Факторы формирования отношения к опасной ситуации Значимость-ценность — определяется переживаниями, вызванными успешной деятельностью. Способности проявляются в таких направлениях как: -способность переносить и переживать сильные воздействия; -способность сохранять позитивный настрой и уверенность в своих силах; -способность взаимодействовать с другими людьми и реализовывать свои потребности; -обладать навыками рефлексии, силой воли и инициативностью, быть нацеленным на личностный рост; -способность предвидеть последствия и обладание навыками самопомощи. 2. Изменения психической деятельности в чрезвычайных ситуациях
Анализ литературных источников показал, что изменения психической деятельности человека развиваются постепенно, при этом одни их формы сменяются другими. Выделяют три фазы изменения психики. 1. Фаза психологического шока. В этой фазе выделяют два компонента. Первый компонент: снижение активности, у пострадавшего снижается способность к ориентации в окружающей среде, наблюдается дезорганизация деятельности. Второй компонент: пострадавший отрицает произошедшее. В норме эта фаза непродолжительна. В этой фазе выделяют две подстадии. -для психики характерны изменения: частичная потеря памяти, сужение поля сознания, изменение восприятия времени, сверхмобилизация психики; -пострадавший не способен контактировать; -действия осуществляет автоматически, для спасения себя и близких способен выполнить то, что не по силам в обычной жизни; -отсутствие болевых ощущений до 15 минут; -находясь в безопасности, активность сменяется оцепенением и заторможенностью; -продолжительность этой подстадии до 15 минут. Вторая подстадия — для этой подстадии также характерен сильный психоэмоциональный шок и сверхмобилизация психики: — пострадавший способен воспринимать только значимые события; -действия направлены на взаимопомощь и взаимоподдержку; -сильная внушаемость может привести к осуществлению необдуманных поступков, например, велика вероятность возникновения паники. 2. Фаза воздействия. На этом этапе человек проявляет сильные эмоциональные реакции на травматическое событие и его последствия, характеризующиеся большой интенсивностью: страх, гнев, агрессия, истерика, плач. 3. Фаза критики. На этом этапе человек начинает критически относиться к себе и своим поступкам, болезненно осознавая неизбежность происшедшего. Анализируя событие по принципу «что бы было, если бы…», постепенно формируется чувство вины выжившего. Все эти переживания могут сопровождаться глубокой депрессией. После этой фазы может начаться выздоровление, основными компонентами которого являются: отреагирование, принятие реальности, адаптация к новым обстоятельствам. В ситуациях неспособности преодоления чрезмерных стрессовых воздействий происходит фиксация на травме и развитие постстрессовых расстройств. Анализ литературных источников показал, что большинство людей во время стихийных бедствий и техногенных катастроф (примерно 70-75%) в первые мгновения оказываются в состоянии шока и малоактивными, неспособными контролировать и отвечать за свои поступки. Показано, что у психически здоровых людей продолжительность этого состояния составляет несколько минут, после чего начинается деятельность, направленная на спасение и выживание. Наиболее распространенными психогенными реакциями являются: 1..Аффект — сильное и относительно кратковременное возбуждение, характеризующееся особым эмоциональным состоянием, связанным с изменением важных жизненных обстоятельств. 2. Десинхроноз- рассогласование ритма сна и бодрствования. приводящее в конечном итоге к астенизации нервной системы и развитию неврозов. 3. Изменение восприятия пространственной структуры — состояние, возникающее в ситуациях, если в поле зрения человека отсутствуют какие-либо объекты. 4. Монотонность- функциональное состояние, возникающее при длительной монотонной работе. Появляются ощущения скуки, сонливость. апатия. потеря интереса к окружающим. 5. Паника- характеризуется нарушениями мышления. потерей сознательного контроля и осмысления происходящих событий. 6. Психогенная анестезия — состояние отсутствия чувства боли первые 5-10 минут после получения травм, ожогов при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности, что позволяет некоторым из потерпевших спастись. Одновременно отмечается сверхмобилизация психофизиологических резервов и физических сил. 7. Ограничение информации, особенно личностно значимой — состояние, способствующее развитию эмоциональной неустойчивости. 8. Сенсорная гиперактивация — воздействие на человека зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых и других сигналов, по своей силе или интенсивности значительно превышающих пороги чувствительности для данного человека. 9. Сенсорная и социальная изоляция — характеризуется отсутствием воздействия на человека зрительных, тактильных, вкусовых и иных сигналов, что способствует развитию сенсорной депривации. Показано, что особенно чувствительны к этому фактору женщины. Человек, длительное время находящийся в одиночестве, начинает общаться с неодушевленными предметами, «творить собеседника». Это защитная реакция организма в рамках психологической нормы. 3. Основные направления психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
Практическая работа Определение стрессоустойчивости личности
Интерпретация результатов Меньшее количество баллов показывает высокий и очень высокий уровни стрессоустойчивости, что характеризует значительную толерантность к воздействию факторов среды, и способность к сохранению здоровья. Первый и второй уровни стрессоустойчивости свидетельствуют о повышенном уровне тревожности, при этом большое количество ситуаций воспринимаются как угрожающие, сопровождающиеся высоким уровнем психической напряженности, что негативно отражается на состоянии здоровья. Рекомендации могут быть направлены на снижение уровня личностной тревожности, изменению когнитивной оценки ситуаций, а, следовательно повышению стрессоустойчивости.
1. Укажите индивидуально- психологические характеристики личности, влияющие на восприятие реальности: 2. Установите соответствие между типами отношения человека к самому себе и характерными особенностями: 1. Примитивно-эгоистическое. А. Человек относится к себе как к «жертве» экстремальной ситуации 3. Ресурсы личности это: 4. Укажите основные направления проявления способностей: 5. Психогении это: 6. Установите соответствие между фазами психологического шока, и процессами, происходящими на каждой из них: А. Человек проявляет сильные эмоциональные реакции на травматическое событие, характеризующееся большой интенсивностью. 7. Укажите основные компоненты процесса выздоровления. 8. Установите соответствие между принципами по оказанию первой психологической помощи пострадавшим и характерными особенностями: А. Каждый человек имеет свой уровень стрессоустойчивости, достоинства личности. 9. Выбирете основные направления психотерапевтической помощи пострадавшим в ЧС: 10. Психологический дебрифинг это: 11. Установите соответствие между частями дебрифинга и мероприятиями, проводимыми в каждой из них: А. Идет обсуждение произошедшего, с целью получения защиты и поддержки. 12. Укажите черты, характерные для гипертимного типа акцентуации характера: 13. Укажите черты, характерные для неустойчивого типа акцентуации характера: а) характерны любовь к развлечениям, склонность к воровству и алкоголизму; 14. Установите соответствие между психогенными реакциями и их определением: 1 Десинхроноз. А. Рассогласование ритма сна и бодрствования, приводящее в конечном итоге к астенизации нервной системы и развитию неврозов.
Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. — 152 с. |
8. Социально-психологические особенности личности. Юридическая психология. Шпаргалки
8. Социально-психологические особенности личности. Юридическая психология. ШпаргалкиВикиЧтение
Юридическая психология. Шпаргалки
Соловьева Мария Александровна
Содержание
8. Социально-психологические особенности личности
Личность человека формируется в результате воздействия среды (общества) на конкретное мыслящее живое существо. Бихевиористы сводили развитие личности к закреплению положительных ответов индивида по схеме «стимул – реакция» и видели в поведении человека только смену ролей (репертуар поведения по Б. Скиннеру).
Однако получая от коммуникаций с другими людьми и группами людей характерные для них установки, личность сама решает, что ей выбрать, а от чего отказаться. Личность свободна в выборе и является не только объектом, но и субъектом общественных отношений.
Личностью принято называть конкретного человека, представителя определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), который способен осознавать свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включен в отношения с этой действительностью, занят определенным видом деятельности, наделен индивидуальными и социально-психологическими особенностями, т. е. уникален.
Уникальность личности определяется своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомическими и физиологическими особенностями организма, воспитательным влиянием окружающей среды и общества, профессиональной сферой деятельности индивида. Биологически особенности личности основаны на специфике функционирования нервной системы человека, анатомические и физиологические особенности накладывают отпечаток на психическую деятельность и поведение.
Окружающая среда и социум влияют на предпочтительный выбор человеком стиля и цели жизни, причем, пребывая внутри общества, человек усваивает характерные для данного общества предпочтения в области морали, политики, быта, религии и т. п. На человека влияет как общество в целом (макросреда), так и группы социума, в которые индивид входит (семья, школа, рабочий коллектив и т. п.) – т. е. микросреда. Огромное значение для развития имеет профессиональная деятельность (труд), которой занят человек. Профессиональная деятельность (а также творчество) способствует самовыражению и самореализации личности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Социально — психологические теории и «дух времени»
Социально — психологические теории и «дух времени» Воззрения Зигмунда Фрейда испытали на себе значительное воздействие механистического и позитивистского подхода, доминировавших в науке конца XIX века. Однако к концу XIX века в научном сознании появились и иные взгляды
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВОДА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВОДА По-разному складывается у людей семейная жизнь. Не все семьи способны выдержать испытание на прочность. Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки
Психологические особенности личности, формирующие отношение к опасной ситуации и поведение в ней
Психологические особенности личности, формирующие отношение к опасной ситуации и поведение в ней Личность формируется под воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или его склонности к опасности – не только врожденное качество, но и
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ВО ВНЕБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ВО ВНЕБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Особенности поведения изменяющего брачному партнеру супруга в семье и за ее пределами во многом зависят не только от объективных обстоятельств, провоцирующих его на супружескую
ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек»
ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9. 1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество
10.3. Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений
10.3. Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений Значительным барьером развития экономики является правовой бссирсдсл в обществе. К сожалению, этот фактор носит в основном объективный характер. Однако и здесь мы видим субъективные
18. Социально-психологические характеристики личности
18. Социально-психологические характеристики личности Мировосприятие и мироотношение личности – понимание и отношение личности к окружающему миру, человеческому обществу, ценности своей жизни, восприятие окружающего социального бытия, необходимости самореализации и
19.
Социально-психологические типологии личности19. Социально-психологические типологии личности Типология А.Ф. Лазурского. В основу типологии положена степень развития человека и его приспособленности к среде.Типология включает три уровня:1) низкий уровень:а) рассудочный тип – характеризуется развитой
71. Социально-психологические аспекты этнопсихологии
71. Социально-психологические аспекты этнопсихологии Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения.Факторы, влияющие на этнопсихологические
76. Социально-психологические особенности криминальной субкультуры
76. Социально-психологические особенности криминальной субкультуры Криминальная субкультура – это культура взаимоотношений, существующая в криминальной среде, которая вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Криминальная культура является основным
78. Социально-психологические аспекты наркомании
78. Социально-психологические аспекты наркомании Наркомания (греч. nark? оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) – заболевание, вызванное систематическим употреблением наркотических средств и проявляющееся в психической, а иногда и физической зависимостью от
Глава 6 Социально-психологические феномены
Глава 6 Социально-психологические феномены Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ В жизни людей существует система более или менее замкнутых психологических миров, внутри которых человек живет, как правило, всю свою жизнь. В них он черпает основание для утверждения своеобычности, своей
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Вернемся к теме социально-психологического мира, к этому ключевому понятию.Снова повторю, что социально-психологические миры необходимо в первую очередь четко отделять от вертикальной структуры общества, от социальных
Социально-психологические феномены групп
Социально-психологические феномены групп Принадлежность индивида к группе оказывает на его поведение и мышление значительное влияние. Результаты этого влияния провоцируют межгрупповую конфликтность. Рассмотрим соответствующие феномены.Социальная фасилитация (от
§ 1. Психологические особенности личности следователя
§ 1. Психологические особенности личности следователя Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом. Но для всестороннего, полного и объективного исследования судом обстоятельств дела требуется подготовительная работа — предварительное
Семь психологических характеристик людей с высокой самооценкой
5 минут
Люди с высокой самооценкой более уверены в себе, счастливее и успешнее. Хотите узнать, что их характеризует? Узнайте здесь.
Последнее обновление: 06 сентября 2021 г.
Самооценка, пожалуй, самый важный столп нашей психологической архитектуры. Действительно, с детства и до старости позитивное восприятие и оценка себя помогает нам генерировать и использовать все возможности, которые появляются на нашем пути.
Признание нашей способности вносить ценный вклад, положительно влиять на окружающую среду или заботиться о своих интересах заставляет нас более внимательно относиться к тому, что происходит в нашей экосистеме. Таким образом, будучи ближе к реальности, мы также можем лучше ею воспользоваться. Однако что характеризует людей с высокой самооценкой?
Мы могли бы определить самооценку как эмоциональную оценку, которую мы даем себе . Это возникает из нашей самооценки и включает в себя то, что мы думаем и чувствуем о себе и как мы ведем себя по отношению к этому. Следовательно, это связано с тем, чувствуем ли мы себя достойными и заслуживаем любви и уважения.
Установление безопасных отношений привязанности
Самоуважение тесно связано со стилем привязанности. Поэтому он начинает формироваться еще в детстве, благодаря отношениям, которые ребенок устанавливает со своими основными фигурами привязанности . Если они адекватно и последовательно реагируют на потребности ребенка, предлагая ему любовь и уважение, они растут, чувствуя себя ценными и достойными привязанности. Фактически в первые годы жизни они учатся доверять как себе, так и другим, учатся управлять отношениями взаимозависимости.
Стиль надежной связи, усвоенный в детстве, позже переносится в другие отношения. Следовательно, эти люди способны чувствовать эмоциональную близость, не впадая в зависимость. Обычно у них крепкие и прочные связи.
Имеют большее субъективное благополучие
Субъективное благополучие определяется ощущением счастья, удовольствия и удовлетворенности жизнью, а также отсутствием неприятных эмоциональных состояний.
Такое благополучие, которого мы все хотим достичь, более доступно людям с высокой самооценкой. Поскольку мы самые важные люди в нашей жизни, поддержание хороших отношений с самим собой обеспечивает большую степень спокойствия и радости .
Те, кто обладает хорошей самооценкой , чувствуют себя более довольными тем, кто они есть. По этой причине они более полно оценивают свои достижения, качества и возможности . Это выражается в большем количестве положительных эмоций.
У них лучшие социальные отношения
Чтобы правильно общаться с другими, нам нужно чувствовать себя уверенно. Именно эта безопасность позволяет нам быть подлинными, показывать себя искренне без страха быть отвергнутым и без необходимости надевать маску.
Действительно, людям с высокой самооценкой не нужно прятаться или защищаться. Они также обычно не испытывают беспокойства при социальном взаимодействии, и им удается общаться с другими с уравновешенной и удовлетворительной позиции. Кроме того, любовь и уважение, которые они испытывают к себе, они передают другим в надежде получить то же самое взамен. По этой причине они вряд ли вступят или останутся в токсичных и разрушительных отношениях.
Они более оптимистичны и устойчивы
Люди, которые знают, что они ценны, достойны и заслуживают, видят свое будущее более открытым и светлым. Уверенность в себе позволяет им ожидать хороших результатов, поскольку они знают, что у них есть возможности для достижения того, что они намеревались сделать. Кроме того, они с большей вероятностью сосредоточатся на том, что работает в их жизни, и на том, как улучшить те аспекты, которые не работают. Поэтому , они не погрязнут в жертвенности и жалости к себе.
Кроме того, когда возникают невзгоды, люди с высокой самооценкой лучше справляются с ними, извлекают из них уроки , выздоравливают и становятся сильнее. Действительно, их уровень самооценки означает, что они могут позаботиться о себе, а значит, быстро и с минимальными страданиями справляться с трудностями.
Они напористы
Напористость подразумевает способность относиться к другим с уравновешенной позиции. Напористые люди не пытаются навязывать себя другим и не позволяют себя подчинять. Для этого необходимо хорошее самоуважение.
Напористым людям удается твердо, но с уважением выражать свои желания, эмоции, мнения и потребности. Они умеют устанавливать ограничения и не прибегают к подчинению или агрессии, чтобы сохранить свои отношения .
Они учатся на своих ошибках и способны принимать вызовы
Мы склонны думать, что деспотичные и эгоцентричные люди, которые никогда не признают своих ошибок, обладают высокой самооценкой. Однако это не так. На самом деле те, кто искренне ценит и ценит себя, принимают как свои сильные стороны, так и свои слабости. Им не нужно казаться идеальными, и они способны принять свои недостатки и столкнуться с критикой.
Поскольку они понимают, что неудача — это часть жизни, они не боятся ее. На самом деле, они учатся на своих ошибках и поднимаются с новыми силами. Их хорошая самооценка позволяет им принимать вызовы , зная, что они смогут достичь своей цели. Однако, если этого не произойдет, они усвоят ценные уроки на этом пути.
Самостоятельны, ответственны и добродушны
Наконец, мы можем оценить уровень самооценки человека, наблюдая за тем, как он управляет своей жизнью. Как правило, они автономны, решительны и независимы. Другими словами, они могут постоять за себя и взять на себя ответственность за свое положение и свои действия .
Когда чувство собственного достоинства отсутствует, люди считают себя слабыми и неспособными. По этой причине они склонны искать у других одобрения или поддержки, которых не могут получить внутри себя.
Мы все можем быть людьми с высокой самооценкой
Как видите, высокая самооценка имеет множество преимуществ как на личном, так и на социальном уровне. По этой причине это то измерение, над которым терапевты часто работают, прямо или косвенно, в консультациях.
Однако не все из нас имели подходящие условия для формирования положительного образа самих себя . Действительно, к сожалению, есть много людей, у которых не было учителя, того, кто показал бы им все хорошее, что есть внутри них. На самом деле, некоторые люди были окружены теми, кто делал прямо противоположное и постоянно подрывал их.
Если вы находитесь в такой ситуации, вам нужно знать, что вы можете работать над своей самооценкой. Для этого вам нужно проанализировать, какое у вас представление о себе, как оно сформировалось и что вам нужно сделать, чтобы изменить его . Есть несколько рекомендаций и инструментов, которые могут помочь вам повысить самооценку. Тем не менее, профессиональная помощь всегда лучший способ добиться этого. Поэтому, если вы чувствуете, что вам это нужно, не стесняйтесь начинать этот личный проект. Сделай это сейчас.
Это может вас заинтересовать…9 Общие характеристики человеческого поведения
РЕКЛАМА:
Эта статья проливает свет на девять основных характеристик человеческого поведения. Вот некоторые из характеристик: 1. На поведение влияет ряд факторов 2. Поведение различается по сложности 3. Факторы, влияющие на поведение, бывают разных видов 4. Индивидуальные различия 5. В поведении проявляются индивидуальные различия и сходства 6. Поведение всегда целенаправленно или Целеустремленность и некоторые другие.
Характеристика № 1. На поведение влияет множество факторов:На поведение живых организмов всегда влияет множество факторов. На некоторые формы человеческого поведения влияет большое количество факторов, в то время как на другие формы поведения влияет меньшее количество факторов.
Ниже приведены два примера простой формы поведения:
i. Вы сидите в своей комнате и читаете роман, и вдруг вам звонит мама. Вы тут же встаете со стула и отвечаете на ее зов. Здесь фактором, который больше всего влияет на ваше поведение, является голос вашей матери.
ii. Вы идете по дороге, когда трое мальчишек начинают над вами смеяться. Здесь ваше поведение будет определяться рядом факторов. Если вы одни, и если другие мальчики, кажется, намерены доставить вам неприятности, и если вы также спешите добраться до места назначения, вы, вероятно, проигнорируете их и тихо продолжите движение. С другой стороны, если с вами есть друзья и вы чувствуете, что можете справиться с ситуацией, и вы также не особенно торопитесь, то, вероятно, вы затеете с ними драку.
Характеристика № 2 . Поведение различается по сложности :Теперь сравните первый пример со вторым. Последнее гораздо сложнее и зависит от ряда факторов. Однако можно увидеть, что поведение варьируется по степени сложности от простого поведения, на которое влияет большое количество факторов, до сложного поведения, на которое влияет большое количество факторов. Примеры очень сложного поведения можно увидеть в сложных действиях по принятию решений, например, когда судья выносит решение с учетом ряда факторов.
Характеристика № 3 . Факторы, влияющие на поведение, бывают разных видов :На поведение человека влияет ряд факторов. Эти факторы относятся к разным категориям. Одни из них физиологические, другие психологические. Физиологические факторы связаны с физическими или биологическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Психологические факторы связаны с такими факторами, как идеи, мнения, установки и т. д.
С другой стороны, существуют факторы, не относящиеся к индивидууму, но являющиеся внешними, которые влияют на поведение. Физическое окружение, характер событий, семья и друзья, общество в целом и даже общий культурный и социальный фон влияют на поведение. Таким образом, мы можем видеть, что на поведение влияют два больших набора факторов: факторы, принадлежащие индивидууму, и факторы, принадлежащие окружающей среде. Первые снова можно разделить на телесные, или физиологические, и психологические. Факторы внешней среды можно разделить на непосредственные и прямые, а также отдаленные и косвенные.
Эти факторы постепенно влияют на поведение людей и формируют его. По мере того, как человек растет от младенчества через детство к взрослой жизни, эти факторы регулярно и кумулятивно влияют на его поведение. Вот почему мы обнаруживаем, что взрослый человек ведет себя совсем иначе, чем в детстве.
Маленький ребенок, идущий со своей матерью и наткнувшийся на кафе-мороженое, настаивает на том, чтобы мать купила ему мороженое. Он плачет и устраивает сцену. Тот же ребенок несколько лет спустя в аналогичной ситуации ведет себя совсем иначе, хотя его пристрастие к мороженому, вероятно, не изменилось. Именно этот процесс постепенного изменения и формирования поведения помогает людям вести себя эффективно и нормально.
Если же по каким-то причинам таких изменений не происходит, то поведение человека становится неадаптивным и своеобразным. Конечно, есть много случаев, когда таких изменений не происходит, и поведение этих людей расценивается как дезадаптированное или ненормальное. У нас, конечно, будет случай более подробно остановиться на этом явлении в следующем разделе.
Характеристика № 4. Индивидуальные отличия :На поведение человека влияет ряд факторов, и эти факторы варьируются от одного человека к другому и даже от одной группы людей к другой группе людей. Люди различаются своим физиологическим и телесным состоянием, своим прошлым опытом, своими способностями, своим происхождением и, короче, всем.
Поэтому естественно, что если десять человек поставить в одну и ту же ситуацию, все они будут вести себя по-разному. Поведение каждого человека отличается от поведения других в некотором отношении или до некоторой степени. Таким образом, если три мальчика идут по дороге и наткнулись на кошку, то один хотел бы поймать кошку, другой может начать бросать в нее камни, а третий, вероятно, убежит, потому что ему сказали, что это плохо. знак, чтобы кошка переходила дорогу.
Эти индивидуальные различия являются результатом ряда факторов или причин. На самом деле большая часть современной психологии занимается проблемой понимания того, как возникают индивидуальные различия, и разработки способов и средств их минимизации.
В то время как различия, возникающие из-за наследственных или унаследованных факторов, влияющих на телесные процессы, не всегда могут быть устранены, большая часть различий, возникающих из прошлого опыта, социального происхождения и т. д., может быть сведена к минимуму, если не полностью устранена.
Характеристика № 5 . Поведение показывает индивидуальные различия и сходства :В предыдущих параграфах подчеркивался тот факт, что поведение отличается от человека к человеку. Но это не значит, что все люди отличаются от всех других во все времена и во всех ситуациях. Существует также значительная степень сходства в поведении людей. Например, если пылинка попала человеку в глаз, он пытается ее удалить.
Этот тип поведения встречается повсеместно. С другой стороны, есть случаи поведения, когда такая универсальность не обнаруживается, но обнаруживается, что большое количество людей ведут себя одинаково. Представьте ситуацию в школе, где только что прозвенел звонок на обед, и все мальчики выбежали. Разносчик, продающий сладости, стоит снаружи, но его товары не содержатся в чистоте.
Некоторые мальчики покупают сладкое мясо и едят, в то время как другая группа мальчиков смотрит еще раз и замечает: «Это грязно. Мы не должны есть». Здесь мы находим группы людей, которые ведут себя выше, чем другие люди, и в то же время отлично от них. Таким образом, мы находим не только индивидуальные различия, но и групповые различия.
Очевидно, что психологи должны понимать и объяснять все эти оттенки и степени сходства и различия. Предсказать, что люди будут делать в конкретном случае, можно будет только в той мере, в какой мы сможем понять и объяснить сходство. Здесь мы можем сравнить позицию психолога с позицией физика или химика.
Физик может смело сказать, что любой кусок железа при нагревании расширяется. Точно так же химик может сказать, что все, что горит, потребляет кислород. Но природа человеческого поведения такова, что психолог не в состоянии делать такие утверждения обо всех формах поведения всех людей во все времена, хотя и может делать прогнозы относительно некоторых форм поведения как у всех людей, так и у больших групп. людей и еще другие формы поведения в малых группах людей. Таким образом, возможность предсказания в психологии зависит от характера ситуации.
Интересно отметить, что в целом все новорожденные ведут себя одинаково. Но по мере их роста появляются индивидуальные различия, а по мере их роста, еще дальше, увеличивается как сходство, так и различие. Взрослые одновременно больше похожи между собой и больше отличаются друг от друга по сравнению с детьми.
В то время как увеличивающееся сходство можно отнести к факторам окружающей среды, таким как социальные, политические и экономические условия жизни общества, увеличивающиеся различия в целом объясняются факторами самого человека, т.е. его способности, прошлый опыт и т. д. Эта тенденция к увеличению различий и сходств объясняется тем фактом, что люди растут, а окружающая среда меняется. Именно эта ситуация затрудняет задачу психологии.
На протяжении многих лет исследователи в области психологии пытались разработать два типа законов:
(1) Законы, объясняющие общность и сходство поведения,
(2) Законы и принципы, объясняющие групповые различия и индивидуальные различия в поведении. .
Эти два набора законов дополняют друг друга. Иногда те аспекты психологии, которые имеют дело с первым набором законов, относят к общей психологии, а второй — к дифференциальной психологии. Но полное понимание поведения зависит от интеграции обоих этих аспектов.
Характеристика № 6 . Поведение всегда целенаправленно или целенаправленно :Поведение человека всегда целенаправленно, и его действия всегда направлены к той или иной цели. Сидящий и занимающийся мальчик вдруг встает и берет стакан воды. Здесь цель состоит в том, чтобы выпить стакан воды, а цель состоит в том, чтобы утолить жажду. С другой стороны, представьте себе того же мальчика, который сидит и учится. Его младшая сестра ходит вокруг него, шумя. Мальчик пытается отойти от места.
Здесь цель состоит в том, чтобы избежать шума и беспокойства, и цель состоит в том, чтобы добраться до места, где этот шум не будет слышен. Из этих примеров можно сделать два вывода. В первом примере мальчик мог утолить жажду либо водой, либо безалкогольным напитком. Цель остается прежней, а цели могут быть разными.
В последнем примере он мог бы избежать беспокойства, либо уйдя в более безопасное место, либо отослав сестру, либо отшлепав ее. Здесь снова цель одна и та же, а цели могут быть разными. Таким образом, цели более постоянны и стабильны, в то время как цели могут меняться, и можно выбирать из альтернативных целей.
Еще одно отличие состоит в том, что в первом примере мальчик движется к воде. Это то, что называется подходным поведением или позитивным целеустремленным поведением. Во втором случае цель мальчика состоит в том, чтобы избежать беспокойства. Это называется избегающим поведением. Таким образом, цели и цели могут быть приближения или избегания.
Опять же, цели могут быть физиологическими, психологическими или социальными. Утоление жажды имеет физиологическую цель. Читать, чтобы учиться, — это психологическая цель, а присоединиться к группе бастующих мальчиков, даже если человек не хочет, — это социальная цель.
Психологи использовали ряд терминов для объяснения целенаправленного характера поведения. Некоторые из используемых терминов — это инстинкт, влечение, потребность, мотив и т. д. Хотя эти термины в целом связаны с пониманием целенаправленной природы человеческого поведения, тем не менее они отличаются друг от друга.
Цели и задачи зависят как от наследственных телесных факторов, так и от эмпирических факторов окружающей среды. Некоторые цели и цели являются универсальными и возникают в результате процессов в теле, в то время как другие являются чисто усвоенными и приобретенными.
Еще один интересный факт заключается в том, что в одних случаях действующий организм осознает цель, а в других нет. Эти последние цели называются «бессознательными целями». В последние годы было получено много знаний о бессознательных целях и их роли в поведении, во многом благодаря усилиям Зигмунда Фрейда.
Характеристика # 7 . Поведение может изменяться в широких пределах nt:На поведение человека влияет ряд факторов. Ввиду этого можно изменить поведение, модифицируя эти факторы. Именно эта изменчивость позволяет ребенку стать взрослым, плохому человеку стать хорошим человеком, а хорошему человеку стать плохим человеком.
Опять же, именно эта характеристика помогает людям приспособиться к новому окружению. Индиец, переселившийся в чужую страну, очень скоро усваивает новые манеры поведения, выучивает новый язык и новую манеру одеваться. Эти изменения являются результатом его опыта.
Такие типы изменений, которые являются результатом опыта, обычно называются результатами обучения. Большая часть человеческого поведения является результатом обучения. Ребенок учится вести себя как взрослый. Человек, только что пришедший в офис, учится работать в офисе и учится вести себя как другие.
Все эти изменения являются результатом обучения. Таким образом, обучение является предметом серьезного беспокойства в психологии. Было разработано несколько теорий и проведено большое количество экспериментов как на людях, так и на животных.
Эти результаты не только помогли понять, как происходят процессы обучения, но также помогли людям научиться правильному поведению на каждом этапе процесса. Они также помогли нам добиться изменений в людях, усвоивших неприемлемые формы поведения.
Хотя изменения, вызванные обучением, в основном являются результатом опыта, существуют и другие формы изменений в поведении, которые не зависят от обучения. Например, очень маленький ребенок не может ходить устойчиво, тогда как ребенок постарше ходит устойчиво. Таким изменениям присущи естественные изменения, возникающие в результате изменений в системе организма вследствие роста и созревания.
Во многих случаях можно обнаружить, что изменения в поведении являются результатом взаимодействия между ростом и созреванием, с одной стороны, и обучением, с другой. Таким образом, шестилетний мальчик не может обычно владеть теннисной ракеткой, несмотря на практику, потому что он еще недостаточно вырос.
С другой стороны, ни один взрослый не может стать хорошим теннисистом, если он не учится и не тренируется. Изменения в поведении являются продуктами роста, взросления и обучения. Комбинированное действие и эффект всего этого называется Процессом Развития.
Характеристика # 8 . Поведение также проявляет стабильность :Жизнь не всегда полна всевозможных перемен. В то время как поведение людей меняется, в то же время существует и определенная стабильность в поведении. Оно не меняется с каждым изменением в окружающей среде и не меняются все формы поведения.
Человеческое поведение отличается стабильностью. Например, вы все еще можете обнаружить, что ваша бабушка предпочитает старые идеи и старый образ жизни, хотя она живет в ультрасовременном обществе. Именно это делает жизнь полной противоречий, и именно это позволяет психологу предсказывать поведение. Если бы человеческое поведение не было стабильным, возникла бы полная неразбериха. Люди не смогли бы жить друг с другом.
Эта стабильность является результатом следующих фактов:
(a) Изменения в поведении всегда происходят медленнее, чем изменения в окружающей среде.
б) Существуют определенные периоды жизни, когда физиологические изменения протекают довольно медленно.
(c) Иногда психологические изменения происходят медленно, когда быстрые изменения окружающей среды не приводят к соответствующим быстрым изменениям в поведении.
(d) Однако часто бывает так, что при быстрых физиологических изменениях окружающая среда остается стабильной.
(e) Больше всего этого фактом, который способствует устойчивости поведения, является целенаправленный характер человеческого поведения. В той мере, в какой цели остаются постоянными, поведение демонстрирует последовательность и стабильность.
Характеристика № 9 . Поведение I интегрировано:На поведение человека влияет ряд факторов. На него влияют самые разные цели. У каждого человека есть физиологические, психологические, личные и социальные цели. Он также был предметом различного опыта обучения. Несмотря на все это, поведение всегда демонстрирует порядок и иерархию целей. Каждый человек верит как целостная личность, а не непредсказуемым образом.
Этот процесс организации различных целей, различного обучения и различных влияющих факторов приводит к интеграции поведения. Таким образом, человек, попавший в различные ситуации, по-прежнему демонстрирует определенные характерные способы и стили поведения, которые помогают нам понять и предсказать его поведение, а также отличить его от других.
Например, когда мы говорим, что Рам — приятный человек, Говинд — неприятный человек, Кришна — общительный человек и так далее. У каждого человека обнаруживаются определенные определяющие характеристики поведения, которые проявляются почти во всех ситуациях. Психологи используют термин «личность» для описания этого процесса интеграции и организации поведения, который придает каждому человеку ощущение индивидуальности или уникальности. Чем больше степень интеграции в поведении человека, тем более эффективным будет его поведение.
Значительное количество исследований в области психологии было посвящено изучению и объяснению этого процесса интеграции и развития личности. В связи с этим был разработан ряд теорий. Здесь важен тот факт, что человеческое поведение проявляет стабильность, последовательность, сходство, а также уникальность.
Главная ›› Характеристики ›› Характеристики человеческого поведения ›› Человеческое поведение ›› Психология
Список личностных черт — Изучение психологии
(Последнее обновление: 16 сентября 2021 г.)
Черты личности часто определяются по-разному, но в области психологии они обычно рассматриваются как характерные формы поведения, мыслей или чувств, которые имеют тенденцию быть относительно стабильными и последовательными.
В разные периоды истории психологии исследователи пытались составить исчерпывающий список черт личности. Многие из этих теорий были сосредоточены на точном определении того, сколько черт личности существует.
В этой статье вы узнаете больше о количестве личностных черт, теориях личностных черт и списке черт, описывающих различные аспекты личности.
Список личностных черт
Так какие же из этих многочисленных черт были выявлены и описаны психологами в разные периоды истории?
Некоторые из них, которые часто включаются в список личностных качеств, включают:
- Рассеянность
- Доступность
- Active
- Adaptable
- Adventurous
- Aggreeable
- Aggressive
- Aloof
- Altruistic
- Angry
- Anxious
- Approval-seeking
- Assertive
- Calm
- Callous
- Careless
- Charismatic
- Charming
- Веселый
- Умный
- Сострадательный
- Покладистый
- Уверенный
- Соответствующий
- Conscientious
- Considerate
- Contemplative
- Courageous
- Creative
- Cruel
- Curious
- Cynical
- Decisive
- Dishonest
- Dramatic
- Emotionally stable
- Empathetic
- Energetic
- Enthusiastic
- Extroverted
- Дружелюбный
- Прямолинейный
- Общительный
- Честный
- Импульсивный
- Интроверт
- Irritable
- Kind
- Loyal
- Mature
- Meticulous
- Modest
- Moody
- Narcissistic
- Neat
- Needy
- Nervous
- Neurotic
- Obedient
- Organized
- Open to experience
- Opinionated
- Оптимистичный
- Уравновешенный
- Спокойный
- Перфекционистский
- Веселый
- Устойчивый
- Жесткий
- Risk-taking
- Self-control
- Selfish
- Sensation-seeking
- Serious
- Shy
- Sociable
- Tidy
- Timid
- Trustworthy
- Understanding
- Vindictive
- Warm
If someone попросили вас описать себя, что бы вы сказали? Иногда бывает трудно объективно думать о собственной личности. На самом деле вам может быть проще описать личность друга или члена семьи.
Сколько существует черт характера?
Если бы вам нужно было оценить, сколько существует черт личности, что бы вы предположили? Десятки, сотни или даже тысячи? За прошедшие годы исследователи предложили ряд оценок, варьирующихся от мизерного числа всего в три до нескольких тысяч.
Придумать точный список личностных качеств непросто, и многие считают, что это даже невозможно. Так какое реальное число? Ну, это зависит от того, как вы решите классифицировать и классифицировать различные черты.
Давайте подробнее рассмотрим несколько оценок и узнаем, почему многие психологи сегодня часто предпочитают рассматривать параметры личности, а не списки индивидуальных черт.
Ряд теорий черт предложили различное количество черт личности:
- Психолог Гордон Олпорт был одним из первых, кто создал таксономию личности, получив большой список из более чем 4000 различных черт.
- Позже другие психологи предположили, что многие из этих черт были просто вариациями более широких измерений, и попытались сократить список до чего-то гораздо более управляемого.
- Рэймонд Кеттел предположил, что существует 16 ключевых черт.
- Ганс Айзенк считал, что на самом деле их всего три.
Сегодня многие современные психологи считают, что личность состоит из пяти широких измерений, известных как большая пятерка. психологами при попытке создать таксономию личности. Действительно ли каждый из этих терминов указывает на отдельную и отчетливую личностную черту или это просто аспекты гораздо более широкой черты?
Например, действительно ли смелость является отличительной чертой или это просто подчеркнутая черта чего-то вроде склонности к риску или уверенности в себе? Являются ли все эти просто подмножествами гораздо более широкой черты, такой как экстраверсия?
Вместо того, чтобы составлять огромный список слов, относящихся к чертам личности (многие из которых на самом деле могут просто описывать одно и то же), многие психологи сегодня предпочитают сосредоточиться на определении широких аспектов, составляющих личность.
Большая пятерка черт личности
Теория личности «большой пятерки» — одна из самых популярных из этих теорий, и она предполагает, что личность состоит из пяти ключевых параметров:
Каждое из этих измерений существует как континуум, и уникальная личность каждого человека находится где-то между двумя крайностями. Например, по такой черте, как экстраверсия, человек может быть очень экстравертным, совсем не экстравертным (он же интровертным), или он может находиться где-то посередине континуума.
Если вы посмотрите на такую широкую черту, как экстраверсия, в иерархическом порядке, экстраверсия может находиться на пике с чертами среднего уровня, такими как общительность и поиск острых ощущений, в центре, а чертами более низкого уровня, такими как поиск острых ощущений и разговорчивость, в центре. основание пирамиды признаков.
Согласно исследованию 2017 года, опубликованному в журнале PLOS ONE , эти личностные черты довольно универсальны в разных странах мира.