Психологические особенности аддиктивной личности | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание:Файзуллин, Р. Ш. Психологические особенности аддиктивной личности / Р. Ш. Файзуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 289-292. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53269/ (дата обращения: 29.10.2022).
Зависимое поведение — это одержимое желание изменения своего психического состояния с помощью употребления веществ, изменяющих сознание, с целью ухода от реальности.
В настоящий момент, ученые, врачи и иные специалисты используют три основных подхода по изучению формирования зависимости, медицинский, социальный, психологический.
Медицинский подход основывается на том, что существенным фактором развития зависимости являются процессы в головном мозге человека, исходя из этого основным элементом лечения зависимости, должно быть воздействия на головной мозг различными медикаментозными препаратами.
Социальный подход исходит из условий проживания человека, его роли в социуме, что образование зависимого поведения наступает в случае дисбаланса личности между человеком и его социальной сферой.
Психологический подход основывается на убеждении, что причиной развития зависимости являются внутренние процессы личности, а в частности его восприятие и сознание. Так или иначе, основой образования различных зависимостей является зацикленность на объекте или деятельности способной изменить внутренние состояние зависимого лица.
В состоянии эмоционального напряжения, как правило, человек совершает стереотипные действия или компульсивные шаги, не анализируя своих действий, также данное состояние можно охарактеризовать как стрессовые расстройства личности. В состоянии стресса человек, как правило, ищет все способы по улучшению своего эмоционального состояния. В процессе стресса, человек способен оставить без внимания свои морально — этические нормы. [2, с. 22]
В этот период человек может поддаться соблазну употребить вещества, изменяющие сознание, тем самым войти в группу риска зависимых лиц.
На сегодняшний момент проблема зависимости является актуальной проблемой и в связи с этим была создана наука аддиктология изучающая причины возникновения зависимостей (химической и нехимической). Наряду с аддиктологией изучением проблемой зависимости занимаются социология, психология, наркология, психиатрия.
В словаре психологии термин зависимое поведение — это форма деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к эйфорическим ощущениям и уходу от реальности при помощи изменения своего психического состояния.
Таким образом, можно сделать вывод, что зависимое поведение — это желание изменить свое эмоциональное состояние с целью «ухода» от реальности путем употребления веществ, изменяющих сознание, или зацикленная заинтересованность каким-либо занятием. [3]
Говоря об особенностях личности с зависимым поведением с точки зрения психологии можно выделить следующее. Во-первых, это быстрая внушаемость. Во-вторых, отсутствие способности прогнозировать и анализировать свои действия и будущее. В третьих преобладает ярко выраженный дефект характера — эгоцентризм, это невозможность здраво оценить свои поступки и свою личность, а отношение к окружающим людям носит «потребительский» характер. Зависимые люди также очень эгоистичные личности. Для людей страдающей химической зависимостью характерно «подавление» своих чувств и описание своего внутреннего эмоционального состояния.
Исходя из психологических особенностей лиц с зависимым поведением, можно утверждать, что данная модель поведения зависимого лица ведет к деструктивным изменениям психики, следовательно, к деградации личности. [4, с. 240]
Личностная деградация потребителей характеризуется сужением круга интересов, общим огрублением личности. У больных пропадает интерес к любым событиям их жизни, кроме приема наркотиков. Они становятся угрюмыми, нелюдимыми, перестают проявлять внимание к близким, безразлично относятся к работе, к жизненным радостям и неприятностям.
Так называемая «наркоманическая» личность характеризуется: повышенной возбудимостью, нарастанием аффективных расстройств в виде дисфории или апатико-абулических депрессий, аффективной лабильностью, преобладанием истеровозбудимых форм реагирования, психосоциальной дисфункцией в виде постепенного угасания интересов, различными аномалиями эмоционально-волевой сферы, расстройствами сферы влечения, выраженным морально-этическим снижением и транзиторными интеллектуально-мнестическими расстройствами [5, с.
Отечественный исследователь В. Л. Юлдашев выделяет некоторые особенности межличностных отношений лиц с химической зависимостью. К ним относятся стремление уходить от ответственности в принятии решений, измененное поведение, эмоциональная напряженность, выстраивание психологических защит в виде обвинения других и рационализации своих действий, сниженная адаптация к повседневным трудностям, низкая самооценка в сочетании с идеализмом и перфекционизмом, невозможность поддерживать стойкие эмоциональные отношения.
По данным отечественных и зарубежных исследователей в качестве личностных особенностей больных опийной наркоманией отмечаются неуверенность в себе, экстернальный локус контроля, сниженная самооценка, импульсивность, асоциальные наклонности, низкая фрустрационная толерантность. У больных опийной наркоманией также выявляется повышенная эпилептоидность, сниженная самокритичность, проявляющаяся в неадекватной самооценке, нарушение понимания больным своего места в жизни.
У них недостаточно развита способность к рефлексии [6, с. 60].У людей с зависимым поведением выявляется склонность к поиску новых эмоциональных ощущений и рискованных поступков в жизни [7, с. 25].
Высокая степень полезависимости и диффузность интрацепции свидетельствуют о слабой организованности и структурированности внутреннего опыта больных опийной наркоманией и низкой его рефлексии, что является препятствием для опосредованного отреагирования потребности в стимуляции в знаково-символической форме и социально-детерминированных видах деятельности. Данные обстоятельства приводят к тому, что потребность в острых ощущениях удовлетворяется непосредственно, путем употребления ПАВ [8, с. 88].
В поздний период развития наркотической зависимости обостряются внутриличностные конфликты и неспособность к социально-психологической адаптации становится очевидной.
Хроническое употребление наркотиков приводит к усилению пассивности, безразличию к своему внешнему виду, к бесплодному фантазированию и невозможности принимать решения, а также к абсолютной неспособности к длительным усилиям.
Изучая личностные особенности зависимых от героина с разным стажем употребления наркотика М. Г. Ерофеева, приходит к сходным выводам. В качестве психологических характеристик зависимых со стажем употребления менее 5 лет она отмечает следующие черты: высокая психическая активность, высокая мотивация достижения (часто ориентирована на моторную и речевую активность), интересы поверхностные, неустойчивые; эмоциональная и социальная незрелость, большое количество поверхностных контактов, эмоциональная лабильность, неадекватность самооценки [9, с. 288].
Литература:
- Каклюгин, Н.В. «Синтетическая» Россия: прогрессирующее самоубийство наркотизирующейся молодежи // Проблемы и перспективы. — 2014.- № 4 — С.1–27
- Аболонин, А. Ф. Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей, страдающих различными формами зависимости от психоактивных веществ (гендерный аспект) [Текст] / А. Ф. Аболонин, И. А. Назарова, Н. В. Асланбекова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2014. — № 1. — С. 22–28.
- Бежанова, Е. В. Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей в реабилитационном центре [Электронный ресурс] / Е. В. Бежанова // URL: http://elibrary.ru/. — (Дата обращения: 20.09.2018 г.).
- Даулинга, С. М Психология и лечение зависимого поведения.: Независимая фирма «Класс», 2012. 240 с.
- Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. Элиста: Джангар. 2010. 864 с.
- Бухановский, А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Ростов-на-Дону, 2002. 60 с.
- Зайцев В. А. «Мир против СПИДа и наркомании» / Газета семейный курьер, 2003, — С.25.
- Иванец, Н. Н. Проблема употребения наркотиков среди молодежи и пути ее решения // Вопросы наркологии, 2010.-№ 3.- С. 88–95.
- Фромм Э. Бегство от свободы (1941) / Перевод Г. Ф. Швейника. — М.: Аст, 2011. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): зависимое поведение, опийная наркомания, психическое состояние, эмоциональное состояние.
Медведева Н.И. Уход в игровую реальность: особенности личности в юношеском возрасте
Юность является плодотворным и определяющим периодом жизни в онтогенезе после отрочества до взрослости. В эти годы человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.
Юношам свойственны диаметрально противоположные психологические свойства, неокрепшая воля, неустойчивость интересов, подверженность стихийным влияниям сочетается с особой восприимчивостью, прямотой, искренностью, стремлением к правде, справедливости.
На данном этапе онтогенеза происходит духовное становление личности, нравственное развитие, формирование мировоззрения, правосознания, политической активности.
Исследователи считают главным новообразованием возраста – открытие собственного «Я», рефлексию, осознание собственной индивидуальности, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы бытия [1]. Этот процесс идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности.
У юношей и девушек встает проблема выбора жизненных ценностей. Молодой человек пытается сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?») по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям, его волнует «честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории [2].
Молодым людям, обратившимся к анализу и сравнению общечеловеческих ценностей со своими собственными склонностями и ценностными ориентациями, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяют его поведение в детстве и отрочестве.
В этот период молодой человек рефлексируют отношения с семьей, ищет свое место среди близких, проходит через обособление и даже отчуждение от тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это не имеет отношения к подростковому негативизму, а выражает стремления отстраниться от непосредственных отношений родителей с вырастающими сыном или дочерью.
У юноши обостряются потребности к обособлению, стремления оберегать собственный уникальный мир от вторжения посторонних людей для того, чтобы через рефлексию укреплять чувство достоинства, сохранять свою индивидуальность реализовать свои притязания на признание.
В отрочестве начинается созидание собственной личности, сознательное построение способов общения, в юности продолжается путь совершенствования значимых для себя качеств. У юноши продолжается открытие ускользающей сущности через постоянную рефлексию.
В этом возрасте существенное влияние на поведение юношей и девушек оказывают возникающие противоречия между привычным образом жизни и постоянно изменяющейся жизненной ситуацией, у них максимально актуализируется потребность в определении своего социального статуса, в осмыслении будущего.
Типичная черта юности – «ролевой мораторий», диапазон выполняемых ролей расширяется, но эти роли не всегда принимаются всерьез и окончательно, а как пробуются, примеряются.
Главным противоречием юношеского возраста является: с одной стороны, естественное стремление к самопознанию и самореализации, а с другой, отсутствие опыта и недостаток внутренней готовности для этого; появление потребности к интимной психологической близости, включая сексуальную, и ее альтернатива – чувство изоляции и одиночества; потребность в общении, в движении и в то же время – обособление, уход в себя.
Стремясь преодолеть возникающие в юношеском возрасте противоречия, а также неразрешенные подростковые конфликты, некоторые молодые люди выбирают игровую реальность как способ ухода от возникающих трудностей.
Таким образом, именно в 16-25 лет юноши и девушки наиболее подвержены тому, чтобы искать себе место в новом построенном ими самими мире.
Какие же индивидуально-психологические особенности личности в юношеском возрасте приводят к тому, что молодые люди уходят в игровую реальность? Эта новый вопрос в психологии, поэтому сейчас он находиться на стадии изучения.
Огромной проблемой многих юношей становится психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр. Людям, склонным к уходу в игровой мир, свойственны депрессивные отклонения в сфере эмоциональных психических состояний.
В основе таких деструктивных действий лежат постоянные потребности в игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.
У многих происходят субъективные переживания на сознательном уровне бесполезности увлечений играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, вместе с тем невозможность прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.
В результате неконгруэнтности «Я реального» и «Я виртуального» формируется неадекватное отношение к себе.
Достаточно показательным является сравнение себя с компьютерным героем. Его глазами игрок смотрит на виртуальный мир, усиливает проблемы дезадаптации, повышает тревожность человека, что напрямую влияет на изменение общего фона настроения вплоть до дисфории и депрессивных состояний.
При игровой зависимости основными механизмами ее формирования являются потребности в принятии роли и ухода от реальности. Адаптирующийся адекватно в социуме юноша не стремится к бегству от реальности, здоровая личность, нормально оценивающая себя и других, не стремится к принятию роли другого человека или существа.
Уход от реальности, принятие чужой роли свойственны дезадаптивным личностям, неадекватно оценивающим себя.
Нарастание увлеченности компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром, более того — человек развивается в виртуальности, развивая свое «Я виртуальное», а развитие реальной личности резко затормаживается.
Наряду с этим, с увеличением силы зависимости в сознании игрока нарастает диссонанс между виртуальным миром, где «все дозволено» и реальным миром, полным опасностей. Все это ведет к тому, что человек начинает все меньше жить в реальности и все больше уходить в виртуальную реальность.
Виртуальный мир компьютерной игры становится ближе для человека, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой и опасной, огромной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры. Адаптация к виртуальному миру растет, в то время как в реальной жизни растет дезадаптация.
Таким образом, можно сформулировать предположения относительно основных причин ухода в игровую реальность в юношеском возрасте: уход в игровую реальность является компенсацией психологических проблем и трудностей, возникающих в реальной жизни, а основной причиной ухода — несформированная личностная идентичность.
Уход в виртуальную реальность является способом отыгрывания собственных отрицательных свойств и качеств в другом персонаже для снятия напряжения, связанного с невозможностью принятием негативных сторон своей личности.
Литература
- Медведева Н.И. Психологические подходы к содержанию смысложизненных ценностей студентов в вузе / В сб. Ценности современной молодежи: ориентация образования в контексте устойчивого развития. — 2014.- С.165-168
- Сотникова Н.Н. Воспитание у молодежи культурно-этнических ценностей // Вестник Международной Академии наук (Русская Секция) №1. — 2014. /В сб. Ценности современной молодежи: ориентация образования в контексте устойчивого развития // Материалы международной научно-практической конференции. — С. 87-88.
Об авторе
Нина Ильинична Медведева — доктор психологических наук, профессор кафедры «Психолого-педагогического и естественнонаучного образования» Ставропольского филиала МПГУ.
дети/подростки игры
Психологические черты против теории типов личности
Назад к статьям
Мэдлин Форд
Чтобы успешно продать продукт, вы должны знать, кому его продавать. Таким образом, возможность точно охарактеризовать потребителей является важнейшей целью маркетинговых исследований и исследований поведения потребителей. Но интерес к созданию таких характеристик существует не только в мире маркетинга: разработка систематических способов описания людей и их личностей была целью психологии с момента ее зарождения. С самого начала считалось, что черты личности и типы личности служат разным целям в исследованиях. За прошедшие годы появилось множество различных теорий относительно того, что такое личность, как она возникает и как мы можем ее классифицировать. Например, Зигмунд Фрейд был сторонником психодинамических теорий, предполагая, что личность находится под влиянием бессознательного и прохождения психосексуальных стадий, а Б.
Существенное различие между теорией черт и теорией типов заключается в следующем: теория типов рассматривает характеристики людей как дискретные категории, тогда как теория черт рассматривает эти же характеристики как часть более крупного континуума. Например, если теоретик типов утверждает, что интроверты и экстраверты — это два типа людей, то теоретик черт утверждает, что существует градиент, ведущий от интроверсии к экстраверсии, и люди могут оказаться где-то посередине.
Теория типов уходит своими корнями в шкалы личности, такие как индикатор типов Майерс-Бриггс, который постулирует 16 типов личности, происходящих из набора четырех фундаментальных дихотомий: экстраверсия против интроверсии, мышление против чувства, ощущение против интуитивного и восприятие против , судить. Сторонники этой теории считают, что так же, как человек ориентируется на левшу или правшу, он ориентируется на одну из 16 возможных комбинаций этих дихотомий, и это их «тип».
В последнее время многие психологи отошли от теории типов в пользу теории черт. Многочисленные исследования показали, что вариации человеческой личности действительно происходят в непрерывных измерениях, а не в виде дискретных категорий, и такой взгляд на личность позволяет проводить более гибкую категоризацию людей, устраняя «рамки», в которые теория типов пытается втиснуть людей. Независимо от того, сколько дихотомий черт вы выберете для рассмотрения, подход теории типов всегда будет иметь некоторый предел числа способов, которыми потенциально может быть ориентирована личность человека. При подходе, основанном на теории черт, существует бесконечное количество мест на скользящей шкале черт, в которые могут попасть люди.
Недавние исследования показали, что позиции людей в этих континуумах могут быть связаны с мотивами поведения в реальном мире. При правильном использовании такое представление о характеристиках открывает черный ход для понимания процесса принятия решений потребителем и может обеспечить гибкую индивидуализированную сегментацию, основанную на вышеупомянутых мотивах, а не на произвольных «универсальных» типах.
Открытие нашего взгляда на личность в этом более широком масштабе может также позволить включить в нашу описательную модель другие факторы, которые можно рассматривать в континууме, такие как чувство стиля или чувство юмора. Эти факторы могут не иметь прямого отношения к личности, но мы можем называть их психологическими чертами, поскольку они по-прежнему важны для понимания того, кто такие люди.
Определяя действительные и надежные измерения этих полезных конструкций, мы можем разработать мощный способ анализа людей, который отходит от строгой категоризации и ведет к глубокому пониманию различий внутри сегментов. В свою очередь, этот процесс интерпретации, от черт к мотивам и к поведению, может привести к ценным выводам о поведении потребителей и принятии решений.
психология личности Черты и весы Психология и маркетинг Методы исследования
Мадлен Форд
Писатель и ассистент психолога, MotiveMetrics
Индивидуально-психологические характеристики личности как корреляты исполнительной деятельности студентов вузов
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция SHS. Том 70, 2019 Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях переходного общества (ICTDPP-2019) | |
---|---|---|
Номер статьи | 07007 | |
Количество страниц) | 6 | |
Раздел | Организационная психология и психология управления как ресурс развития общества в условиях глобальных изменений | |
ДОИ | https://doi. org/10.1051/shsconf/20197007007 | |
Опубликовано онлайн | 22 ноября 2019 г. |
SHS Web of Conferences 70 , 07007 (2019)
Индивидуально-психологические характеристики личности как корреляты исполнительной активности студентов вуза
Узденова Алана *
Умар Алиев Карачаево-Черкесский государственный университет, факультет психологии и социальной работы, 369202 Карачаевск, Россия
* Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Реферат
Анализируется теория исполнительной деятельности личности и умение определять ее корреляты. Высокая эффективность исполнительской деятельности рассматривается как предиктор высокого качества жизни и профессиональной деятельности личности. Представлены результаты исследования индивидуально-психологических свойств личности, связанных с особенностями исполнительской деятельности. Выделено сочетание свойств: раздражительность, общительность, экстраверсия, которые положительно влияют на тип исполнения. Они образуют триаду, тесно связанную со всеми свойствами исполнительной деятельности. Выявлены некоторые свойства личности, тормозящие развитие характеристик, необходимых для результативности. Агрессивность и высокая эмоциональная лабильность свойственны низкоответственным учащимся. По результатам исследования взаимоисключающими свойствами являются организованность и открытость. Определение детерминант и коррелятов исполнительской деятельности открывает перед психологами и педагогами возможности создания пространств для развития высокоэффективной личности. Исполнительная деятельность представляет собой системный конструкт. Понимание ее структуры позволяет увидеть ее гибкость и сформировать индивидуальные траектории обучения и развития личности.
© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2019
Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.