Психологические особенности формирования ксенофобских установок // Психология и право — 2011. Том 1. № 4
Аннотация
Пути возникновения межгрупповых конфликтов имеют различные источники как социальные на уровне межгрупповых отношений, так и внутренние на уровне индивидуальных особенностей. Одним из феноменов, объясняющих проявления насилия, агрессивного и враждебного отношения между людьми, является ксенофобия, механизмы которой анализируются в данной работе с точки зрения различных подходов к ее изучению. Рассмотрены такие подходы как клинический, индивидуально-типологический, социально-психологический. Ксенофобия рассматривается через призму межгрупповых отношений, индивидуальных особенностей и психических расстройств. Кроме того в статье оценивается развитие ксенофобии в онтогенезе, предлагаются попытки объяснить, какие изменения претерпевают дети и подростки в восприятии «чужих», и чем это может быть обусловлено. Основной задачей статьи является ознакомление с возможными теориями возникновения и существования ксенофобии. Именно за счет различных теоретических подходов в изучении данного явления возможно очертить предполагаемые пути борьбы и профилактики ксенофобии, также с учетом возрастного периода развития.
Ключевые слова: ксенофобия, авторитаризм, предубеждения, ингрупповой фаворитизм, аутгрупповая дискриминация, этническая идентичность
Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гурина О.Д. Психологические особенности формирования ксенофобских установок [Электронный ресурс] // Психология и право.
2011. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n4/49301 (дата обращения: 19.07.2023)Фрагмент статьи
Враждебность по отношению к лицам иных этнических, религиозных и других групп может проявиться в любое время в любом месте; человечество сталкивалось с ней, возможно, с самого своего возникновения. Человеческая история на самом деле характеризуется периодами, когда проявление ксенофобии ограничивалось несколькими людьми или группами, и временами, когда ксенофобия быстро распространялась, заражая человеческие массы. Холокост – вероятно, самый сильный всплеск коллективной ксенофобии во всей истории, и приблизительно таким же по силе было «истребление» цыган. Человечество достаточно быстро забывает подобные события, преуменьшает их масштабы и значение, если не полностью отрицает их существование, что отражается в настоящее время в отношении к тем или иным группам. Однако сегодняшнее проявление ксенофобии не может быть сравнимо с тем, что было раньше, так как во многом изменились политические, социальные, культурные условия.
<…>
Полный текст
Враждебность по отношению к лицам иных этнических, религиозных и других групп может проявиться в любое время в любом месте; человечество сталкивалось с ней, возможно, с самого своего возникновения. Человеческая история на самом деле характеризуется периодами, когда проявление ксенофобии ограничивалось несколькими людьми или группами, и временами, когда ксенофобия быстро распространялась, заражая человеческие массы. Холокост – вероятно, самый сильный всплеск коллективной ксенофобии во всей истории, и приблизительно таким же по силе было «истребление» цыган.
Человечество достаточно быстро забывает подобные события, преуменьшает их масштабы и значение, если не полностью отрицает их существование, что отражается в настоящее время в отношении к тем или иным группам. Однако сегодняшнее проявление ксенофобии не может быть сравнимо с тем, что было раньше, так как во многом изменились политические, социальные, культурные условия. Так или иначе, проявление ксенофобии заслуживает внимания и не должно быть недооценено, поскольку во многих отношениях оно схоже с происходящим в прошлые времена, так что возможность бесконтрольного распространения ксенофобии всегда должна быть учтена. Для более полного понимания возникновения, развития и динамики ксенофобии с целью определить возможные пути борьбы с ней в данной статье будут рассмотрены некоторые основные психологические подходы к ее изучению.Ксенофобия в психологической науке
В первую очередь стоит рассмотреть ксенофобию исходя из происхождении этого слова. Слово ксенофобия (страх чужих, или также страх необычного) происходит от греч. «ксенофобия»: «ксенос» — чужой, необычный и «фобос» – страх.
Фобии (страхи) являются заболеваниями, которые Американская ассоциация психиатров в своем статистическом руководстве психических заболеваний (DCM-IV) размещает на оси I среди тревожных расстройств. При этом возникает вопрос, является ли страх (фобия) и тревога схожими состояниями психики. Обычно страх рассматривается как состояние психики, проистекающее из восприятия реальной внешней угрозы, а тревога ⎼ как состояние психики, схожее со страхом, но без внешней угрозы. С этой точки зрения Фрейд [12] различал реальную тревогу от невротической. Первая формирует осознание психического состояния страха, подтверждаемое внешними событиями, а вторая подтверждается только угрозой, но угрозой, не осознаваемой на данный момент. Евгений Боргна (Eugenio Borgna) [там же] дал определение тревоги и страхи, основываясь на их различной феноменологии; тревога фиксирует «неожиданное или длительное по времени чувство волнения и плохого предчувствия» (угрожающей беды), которое включает в себя нечто неопределенное и беспричинное.
В случае фобических переживаний различие между тревогой и страхом, основанное на том, имеет ли место угроза, стирается, поскольку тревога обнаруживается в связи с опасностью (угрозой), хоть и на неосознаваемом уровне. Эго смещает тревогу на внешний объект, таким образом, предотвращает «нежелательные мысли и чувства, достигающие осознания». Так, иностранец становится объектом фобии, т. е. трансформируется в фобический объект во внутреннем мире человека.
Клинический подход позволяет рассматривать ксенофобию как тревожное расстройство, которое можно излечить терапевтическим подходом.
И корни ксенофобии заложены в механизмах тревоги, которая сама по себя является лишь эмоцией, изначально незакрепленной за определенным объектом. Объектом страха (фобии) становится объект, на которого в какой-то определенный момент была смещена тревога. Таким образом, клинический подход не дает объяснение, каким образом происходит смещение, и почему именно на этот объект, который мы определяем как «чужой». Кроме того, он не дает четкого объяснения, почему в отношении «чужого» могут совершаться враждебные действия.С точки зрения индивидуально-типологических подходов, объясняющих ксенофобию, индивидуальные особенности могут быть одним из факторов, влияющих на склонность к ксенофобии. Индивидуальные особенности чаще всего не рассматриваются отдельно друг от друга, а в совокупности определяют тип личности, для которого могут быть характерны ксенофобские проявления.
В истории психоанализа выделены два типа личности (в зависимости от теоретического подхода), объясняющие возникновение ксенофобского поведения: 1) ксенофобия как нарциссическое расстройство личности [8] и 2) теория авторитарной личности Т. Адорно [10].
В психоанализе нарциссизм определяется как осознаваемая и неосознаваемая самовлюбленность. Э. Фромм [8], изучая данное явление, пришел к выводу, что нарциссизм необходим для существования людей. При этом он выделил две формы патологического нарциссизма: доброкачественную и злокачественную. Злокачественная форма нарциссизма может привести к солипсизму и ксенофобии. Э. Фромм ввел также понятие «авторитарная личность», при помощи которого хотел описать и объяснить истоки нацизма. Данное определение было использовано Т. Адорно, исследовавшим индивидуально-психологические особенности лиц, склонных к ксенофобии. На основе исследований были выделены качества, присущие авторитарной личности: острая приверженность к традициям среднего класса, а не элиты, подчинение власти, агрессивность ко всем инакомыслящим, боязнь перед раздумьями о человеческой сущности, суеверие и стереотипность, подчеркивание своей силы и крепости, не свойственных в действительности этим людям, деструктивность, цинизм, использование проекции в качестве психологической защиты, преувеличенный интерес к вопросам секса [5].
Т. Адорно и его коллеги также обнаружили, что авторитарные личности чаще других обладали предрассудками по отношению не к одной, а ко многим группам (т. е. к тем, кто отличался от них самих). Объясняя данный факт с позиции психодинамического подхода, они утверждали, что неприемлемые импульсы переносятся на стереотипно воспринимаемые группы. Таким образом, авторитарный человек считает, что он не обладает отрицательными качествами, наоборот, эти отрицательные качества приписываются различным группам меньшинств. Зависимость авторитарных людей от родителей и страх, который они им внушают, в сочетании с ненавистью и подозрением, скорее всего, является движущей силой переноса и перенаправления этих неприемлемых связанных с родителями импульсов и собственных отрицательных импульсов на враждебность по отношению к группам меньшинств.С предубежденностью, авторитаризмом также связывают такой тип личности, как фанатизм. По мнению М. Тейлора [2], для фанатиков характерны нежелание идти на компромисс, пренебрежение к чужим взглядам, тенденция видеть вещи в черно-белых тонах, ригидность суждений. Фанатизм опасен страстной преданностью собственным убеждениям, соединенной с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям. Опасность авторитаризма состоит в подверженности личности любому сильному влиянию и чувствительностью к различного рода угрозам, в том числе несуществующим. Например, идеология фундаментализма оправдывает насилие как необходимое средство и моральное обязательство в борьбе за светлое будущее. В такой системе ценностей индивид стоит ниже общества, и потребности социума важнее всех его желаний.
Продолжаются работы на данную тему и в настоящее время. Так, в своем исследовании Н.В. Мешкова [6] изучала связь предубежденности и таких психологических характеристик, как враждебность, агрессия, полоролевая идентичность, картина мира и страх новизны. Были получены следующие результаты для лиц с высоким уровнем авторитаризма: высокая враждебность окружающей картины мира, проявляющейся в переживании чувства несправедливости и ущемленности, неудовлетворенности желаний, выраженная мнительность, подозрительность, высокий поиск новизны, маскулинизированная полоролевая идентичность, высокая агрессия.
Е.Н. Юрасова посвятила исследование данной тематике [9], в результате которого были сделаны следующие выводы о психологических особенностях лиц, склонных к ксенофобии: повышенная тревожность, амбивалентность и «спутанность» восприятия себя и других, повышенный уровень агрессивности, подозрительности, враждебности, физической агрессии, ригидности, преобладание архаичных защит (отрицание, проекция), склонность к инфантильным паттернам реагирования и поведения.
Таким образом, выделяются следующие индивидуально-психологические особенности лиц, склонных к ксенофобии: повышенная личностная тревожность, повышенный уровень агрессивности, враждебности, ригидности, физической и косвенной агрессии, высокие показатели маскулинности, преобладание таких психологических защит как отрицание, проекция, высокий поиск новизны, преобладание неадаптивных копинг-стратегий. Однако эти индивидуально-психологические особенности полностью не объясняют возникновение и склонность к ксенофобии.
Более высокий уровень рассмотрения явления ксенофобии возможен на уровне межгрупповых отношений, процессов социализации, таких как, например, предубеждение, социальная идентичность.
Одной из первых теорий, объясняющей возникновение предубеждений, является теория Олпорта [11], который исследовал предрассудки и «образы врагов». По его мнению, предрассудки – это предвзятые, негативные представления и мнения в отношении людей, социальных групп и других объектов, основанные на «ошибочной и негибкой генерализации», приводящей в определенных условиях к формированию «образа врага». Эти «образы врага» чаще всего сосредоточены в представлениях о расовых, национальных, этнических или религиозных группах. Они же представляют собой искаженную форму восприятия действительности, определяемую конкретными личными и социальными интересами и нуждами. «Образ врага», «чужого» в настоящее время часто рассматривается в рамках такого явления, как ксенофобия.
Другой подход основан на исследовании конфликтов, представляющих реально существующие конфликты интересов, сопровождающиеся аффективными и когнитивными процессами. В основе теорий социальной психологии лежит явление восприятия мира в дихотомии: «мы» и «они». Поэтому нередко одним из базовых эффектов групповых конфликтов рассматривают эффект межгрупповой дифференциации, который заключается в различной оценке субъектом восприятия ингруппы и аутгруппы, в результате чего члены этих групп оцениваются как мало похожие друг на друга и заслуживающие различного вознаграждения.
Межгрупповая дифференциация приводит к таким поведенческим последствиям, как осознание членами группы своего единства, увеличение их сопротивления воздействию аутгруппы и отказ общаться с ее представителями. Она может проявляться двумя путями: как ингрупповой фаворитизм и как аутгрупповая дискриминация. Разделение этих эффектов связано с тем, что появление одного из них не обязательно приводит к появлению второго. Так, например, в некоторых исследованиях отмечено, что белые американцы оценивают афроамериканцев ниже, чем белых, по позитивным чертам (ингрупповой фаворитизм), но не выше по негативным (аутгрупповая дискриминация). Максимально обобщая, можно сказать, что ингрупповой фаворитизм заключается в предпочтении ингруппы, а аутгрупповая дискриминация ⎼ в пренебрежении аутгруппой. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация могут проявляться на аффективном, когнитивном и поведенческом уровнях.
Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация не являются неизбежными спутниками межгруппового восприятия и взаимодействия, а вероятность их появления определяется рядом факторов. Исследования, проведенные в течение последних 30 лет, позволили выделить три группы таких факторов: особенности ситуации межгруппового восприятия и взаимодействия, характеристики участвующих во взаимодействии групп и особенности субъекта восприятия [3].
Согласно теории социальной идентичности предубеждение и дискриминация членов разных этнических групп происходит из желания индивидов идентифицироваться с социальными группами, которые рассматриваются позитивно отличающимися или относительно превосходящими другие группы [13]. Это необходимо ради повышения собственного самоуважения. Последствия групповой идентификации заключаются в том, что члены ингруппы воспринимаются как похожие и обладающие позитивными качествами и, следовательно, субъектами позитивных предубеждений. Соответственно, члены аутгруппы воспринимаются как разные и обладающие меньшим количеством положительных качеств и, следовательно, в отношении них возникает больше предубеждений и дискриминации.
Оценка своей группы может иногда выходить за пределы нормы. В таких случаях происходят нарушения групповой идентификации, что приводит к переоценке индивидом признаков своей группы, в связи с чем могут возникнуть нарушения идентичности (переход от позитивной идентичности к гиперидентичности).
В рамках этнической идентичности выделяются виды гиперидентичности, отличающиеся степенью отклонения от «нормы» [1]:
этноцентричная идентичность. «При такой идентичности присутствуют элементы направленного (на ту или иную культуру или вид контактов), но не агрессивного этноизоляционизма, замкнутости. В эмоциональной сфере присутствуют элементы страха, беспокойства, напряженности. В когнитивной сфере разделяются лозунги типа: “Все для нации, и ничего против нации”»;
этнодоминирующая идентичность. «Не только этническая идентичность становится первостепенной среди других видов идентичности, но и достижение целей, интересов народа (возможно, и ложно понимаемых) начинает восприниматься как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровождается признанием “прав народа” выше “прав человека”, представлениями о превосходстве своего народа дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности “этнических чисток”;
этнический фанатизм. «Идентичность, при которой абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто иррационально понимаемых, сопровождается готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия, вплоть до использования терроризма».
Однако данные социальные теории возникновения ксенофобии не могут объяснить случаи крайнего выражения агрессии, настоящей несдерживаемой ксенофобии, которая переступает границы «конструктивного образа врага». Вероятно, существуют иррациональные инстинктивные факторы, влияющие на подобное поведение.
Рассмотренные нами подходы к объяснению ксенофобии освещают ее различные механизмы, которые проявляются в различных ситуациях на разных уровнях: индивидуальном или социальном. Указанные подходы могут быть использованы не только для более глубокого понимания ксенофобии, но и для профилактических целей борьбы с ее проявлениями. Однако для оценки развития ксенофобии важно выделить особенности формирования ксенофобии у детей и подростков.
Формирование ксенофобии у детей и подростков
Изучение и анализ формирования ксенофобии в возрастном развитии могут быть оценены с точки зрения возникновения психологических образований, связанных с ксенофобией.
Существуют психологические подходы, объясняющие происхождение ксенофобии в детском возрасте и ее дальнейшее развитие в онтогенезе. Однако многие объяснения делают акцент только на детях раннего и дошкольного возраста.
В рамках психоаналитической теории [13] возникновение ксенофобии объясняется детским страхом незнакомого человека. Ребенок пугается незнакомца, потому что он привык и приспособлен к восприятию только знакомых предметов и близких лиц, прежде всего, матери. Его разочарование и стремление к знакомому приводит к возникновению страха при виде чужого. Хорошо известное явление «застенчивость по отношению к незнакомцу» среди детей было более глубоко исследовано Р. Шпитцем, который объяснил так называемый «страх в 8 месяцев» как позитивное явление развития ребенка, пока ребенок не способен отличать маму от незнакомых ему лиц. Как правило, застенчивость по отношению к незнакомцу может привести к возникновению страха чужого. Психоаналитически ориентированные концепции видят в качестве причины ксенофобии эмоциональную дезадаптацию ребенка. Однако данная теория не объясняет развитие страха чужого у взрослых.
С точки зрения теории социального отражения Д. Киндера и Д. Сирса [там же] установки детей по отношению к этническим группам являются прямым отражением установок и представлений их родителей. В исследованиях были подтверждены положительные взаимосвязи между установками по отношению к этническим группам у родителей и их детей, и было обнаружено сходство между представлениями родителей и детей о группах национальных меньшинств, однако были обнаружены низкие корреляции и незначимые связи между этими установками и представлениями. Поэтому было бы неправильно предполагать, что дети – это просто «пустые сосуды», которые наполняются предубеждениями общества, или «губки», впитывающие в себя существующие этнические установки. Наоборот, интеллектуальные способности детей наиболее интенсивно развиваются в период младшего школьного возраста, и в это время они активно познают мир вокруг себя.
В социокогнитивных теориях, например идеи Ф. Абоуд [там же], прослеживают динамику формирования этнических предубеждений исходя из стадий развития интеллекта Ж. Пиаже. Для раннего возраста в этом контексте характерен страх неизвестного и привязанность к знакомому. В дальнейшем перцептивные процессы ведут к предпочтению своей группы и отвержению чужой, пик этой тенденции относится к возрасту 7 лет. Затем на стадии конкретных, а позже – формальных операций ребенок и подросток приобретают способность к дифференцированной оценке индивидуальных различий, поэтому выраженность этнических предубеждений уменьшается. Социальный контекст развития в данном случае не учитывается [4].
Согласно теории социальной идентичности [13] развитие предубеждения в детском возрасте проходит 4 последовательных стадии развития (неопределенная, этническая осведомленность, этническое предпочтение, этническое предубеждение). Каждая стадия характеризуется определенным поведением ребенка и этапом его развития.
В отечественных исследованиях развитие предубеждения рассматривают как онтогенез альтернативы «мы–они» [7]. Так, категория «мы» для детей в возрасте от 5 до 15 лет выступает аутентичной точкой отсчета. В дошкольном возрасте в нее попадает все известное, знакомое, испытанное, причем объекты «мы» окрашены не только позитивно, но и негативно. «Они» ⎼ это весь остальной незнакомый мир, про который дошкольнику трудно сказать что-то конкретное и эмоционально определенное. По мере расширения «известной» части мира некоторые объекты из «они» переходят в «мы», категория «мы» увеличивается, включая в себя все новое, с чем ребенок сталкивается в процессе познания мира. Расширение категории «мы» продолжается на протяжении младшего и среднего школьного возраста. Именно в этом возрасте категории «мы» и «они» начинают приобретать когнитивную структурированность и эмоциональную определенность: категории содержательно наполнены и уже эмоционально противопоставлены друг другу: «мы» главным образом окрашена позитивно, «они» — чаще негативно. У старших школьников категория «мы» еще больше сужается и приобретает «элитарный» характер. Подросток активно ищет «своих». Происходит отсортировка, и в «мы» входят главным образом люди и социальные группы, которые являются для подростка референтными. «Они», напротив, начинает увеличиваться в размерах. У подростков эта группа — содержательно и эмоционально очень определенная категория. Эмоциональный дисбаланс между категориями достигает в этом возрасте своего максимального пика. В соответствии со свойственным подросткам максимализмом «мы» превращается у них в однозначно позитивную категорию, «они» — в негативную и частично амбивалентную.
Согласно зарубежным и отечественным исследованиям [там же] наиболее сенситивные периоды в формировании ксенофобских установок – средний и старший школьный возраст, хотя предпосылки зарождаются еще в более раннем возрасте. Возникновение установок, стереотипов, развитие этнической идентификации, а также процесс осознания себя в социальном пространстве – всё это является важным условием социализации ребенка в обществе. Таким образом, указание на наиболее сенситивный период в формировании ксенофобских установок, а также учет возрастных факторов может оказать особую роль в создании программ, направленных на борьбу с проявлениями ксенофобии среди детей и подростков.
Заключение
Зарубежные и отечественные исследования с различных сторон рассматривают явление ксенофобии, что позволяет наиболее полно отразить его природу и картину. Существуют как личностные, так и социальные теории объяснения ксенофобии. На наш взгляд, они различаются именно в уровнях рассмотрения самой проблемы. Было бы неправильно говорить, что влияют только индивидуально-психологические свойства или установки родителей или же процессы самоидентификации. Поэтому в настоящее время в психологии любое явление стараются изучать в полимодальном подходе, структурируя и обобщая полученные знания в различных областях науки. Кроме того, важно обратить внимание на социокультурный контекст той территории, где наблюдается рост ксенофобских настроений. На наш взгляд, невозможно применять какие-либо теории, объясняющие ксенофобию без оценки культурной среды и процессов, происходящих в ней. Таким образом, социокультурный контекст и полимодальный теоретический подход может дать полный и четкий анализ явлений ксенофобии, что поможет в дальнейшем разрешать проблемы, возникающие в связи с ней.
Особый интерес представляет изучение формирования ксенофобии, а именно ксенофобских установок в онтогенезе. Представлен ряд теорий, которые пытаются объяснить возникновение ксенофобии в зависимости от особенностей семейного воспитания, когнитивного развития, развития социальной идентичности и т. д. Однако эти объяснения в настоящее время не могут дать объективной и полной картины ксенофобского поведения и его становления в возрастном развитии. Наиболее интересен факт, что самой чувствительной к ксенофобии является молодежь (приблизительный возраст от 13-14 до 18 лет). Вероятно, это связано с особыми психологическими характеристиками и особенностями развития на данном этапе жизни, что позволяет нам сделать вывод, что для этого и более раннего возраста необходимо проводить психологические программы, нацеленные на сокращение числа конфликтов на национальной почве, а также внедрять больше программ культурного просвещения для ознакомления с традициями и обычаями других народов. Вероятно, такие меры могут снизить и экстремистские проявления среди молодежи, так как ксенофобия и молодежный экстремизм часто взаимосвязаны между собой.
Литература
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1999.
- Ениколопов С.Н. Психологические проблемы преступлений ненависти // Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде. Сб. научн. тезисов. М., 2009.
- Гулевич О.А., Онучин А.Н. Основные направления изучения эффектов межгруппового восприятия // Вопросы психологии. 2002. № 3.
- Дозорцева Е.Г. Ксенофобия: проблема детей и взрослых // Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде. Сб. научн. тезисов. М., 2009.
- Меджидова С.М. Социально-психологическая типология, учитывающая влияние культуры на личность. Электронная версия: http://psychology.az/tip_culture.php.
- Мешкова Н.В. Ситуативные и личностные особенности межгрупповой предубежденности: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. М., 2009.
- Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М., 2006.
- Фромм Э. Душа человека. М.,1992.
- Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. 2008. № 4.
- Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The authoritarian personality. N.Y., 1950.
- Allport G.W. The Nature of Prejudice. N.Y., 1954.
- Fiore I. The Psychological Dynamics тhat Make People Xenophobic. 2008. Электронная версия: http://www.rivistadipsicologiaclinica.it/english/number3_08/Fiore.htm.
- Nesdale D. Social identity and ethnic prejudice in children. 1999. Электронная версия: http://www.vtpu.org.au/docs/crc/drewnesdale.pdf.
Гурина Оксана Дмитриевна, главный эксперт, ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр», Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 5731
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 2264
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Психологические особенности пожилого возраста | Клиника Панацея
Психологические особенности пожилого возраста | Клиника ПанацеяМедицинский центр Панацея
+7 (495) 373-20-18
Обратный звонок
- Записаться на консультацию
- Заказать выезд врача на дом
Любой человек меняется с возрастом, последовательно проходя этапы взросления, зрелости, старости. Старение начинается с 55–65 лет, и во время него появляется ряд психологических особенностей. Их необходимо учитывать, общаясь с пожилым человеком и организуя уход для него.
Записаться на консультацию
Как изменяется психика с возрастом
Когда человек стареет, его способность к адаптации, психологическая гибкость, интерес к новому снижаются. Кажется, что взгляды и убеждения становятся закоснелыми, появляется упрямство, даже эгоцентризм. Все это нормальные процессы, связанные как с постепенным ограничением возможностей, так и с теми изменениями, которые происходят в жизни пожилого человека.
Существует несколько таких особенностей, влияющих на поведение пожилого человека, на его отношения с близкими.
Снижение социальной активности. Постепенно контактов становится меньше. Человек не стремится заводить новые знакомства, круг его общения сокращается. Это связано с общим уменьшением активности и не вызывает опасений, если в пожилом возрасте остается несколько близких друзей, а также связь с родными. Важно, чтобы человек не страдал от одиночества — это приводит к социальной дезадаптации, угрожает психологическому благополучию. Такая дезадаптация может проявляться замкнутостью, отказом от общения или, напротив, болтливостью, навязчивостью. Если в поведении появляются эти признаки, нужно уделять больше внимания пожилому человеку.
Косность взглядов. Пожилому человеку трудно пересматривать свои взгляды, воспринимать новую информацию, менять поведение. Он стремится к стабильности, равновесию, так как уже не может гибко реагировать на перемены. Это проявление психологической защиты, необходимой в пожилом возрасте. Важно понимать, что упрямство, консерватизм, стремление делать все по-своему, привычным образом связаны с тем, что любые перемены вызывают серьезные затруднения.
Ощущение времени меняется. В старости кажется, что время идет быстрее. Это связано с тем, что привычные действия замедляются, выполняются дольше. Чтобы сохранить контроль, пожилые задолго планируют любые события — даже если нужно просто сходить в магазин или выполнить другое не слишком сложное дело. Другое изменение — сосредоточенность на прошлом, частое обращение к нему мыслями. При этом уверенности в будущем постепенно становится все меньше. Из-за этого пожилой человек может становиться слишком осторожным, малоинициативным, педантичным, мелочным.
Усиление отдельных черт личности. С возрастом отдельные черты характера становятся более заметными, проявляются сильнее, могут подчинять себе поведение пожилого человека. В молодости из-за гибкости психики эти черты подавляются или маскируются, но по мере старения они начинают доминировать. Это упрямство, раздражительность, обидчивость, жадность, эгоизм и другие негативные качества. Избежать усиления негативных черт характера помогает сохранение социальной активности, общение, увлеченность интересами, наполненность жизни.
Сосредоточенность на здоровье. С возрастом болезней становится больше, а состояние здоровья требует все больше внимания. Это может проявляться по-разному. В одних случаях человек начинает интересоваться оздоровительными методиками, профилактикой болезней или нетрадиционной медициной. В других (обычно при плохом состоянии здоровья) он сосредоточен на поисках у себя новых симптомов и заболеваний, на постоянных приемах у врачей, на лечении. Заботиться о здоровье важно в любом возрасте, но это не должно становиться предметом одержимости или страхов.
У вас есть вопросы?Мы перезвоним в течение 30 секунд
Отправить
или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Как адаптироваться к возрастным изменениям характера
Врачи клиники «Панацея» рекомендуют:
- Сохранять активность и самостоятельность. Хорошо, если у пожилого человека есть посильные для него дела — он чувствует себя нужным, важным, не выпадает из жизни, не страдает от одиночества.
- Больше общаться. Это поможет сохранить контакт, проявить внимание и заботу, избежать дезадаптации.
- Помогать в планировании дел. Благодаря этому пожилой человек будет чувствовать себя увереннее. Можно вести собственный календарь с важными для него делами (визитами к врачу или другими планами) и напоминать о них. Можно организовать доску с напоминаниями или планировать что-то вместе.
- Проявлять терпение. Не нужно спорить, если пожилой человек упрямится, проявляет излишнюю бережливость или осторожность. Если возможно, лучше сделать так, как будет комфортнее для него.
- Контролировать здоровье вместе. Это дает пожилому человеку уверенность, позволяет почувствовать заботу и внимание, помогает справиться со страхами болезней. Хорошо, если с определенного возраста родные возьмут на себя запись к врачам, организацию визитов в клиники и обследований, контроль лечения.
Опытные врачи. Лечение в стационаре или на дому. Круглосуточный выезд по Москве и области. Профессионально, анонимно, безопасно.
- Введение в геронтологию
- Лекарства в пожилом возрасте
- Чем поможет врач-гериатр?
- Профилактика ухудшения памяти
- Психосоматические заболевания у пожилых
- Профилактика деменции
- Медицина антистарения
- Недостаточность питания у пожилых людей
- Что делать, если у родственника диагностировали деменцию?
- Цели и возможности терапии на разных стадиях болезни Альцгеймера
- Основные когнитивные функции и их нарушения при деменции
- 12 факторов риска деменции
- Психологические особенности пожилого возраста
+7 (495) 373-20-18
Я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности сайта. Подробнее.
Только до конца этой недели!Врач осмотрит вас и поставит диагноз. Вы получите план лечения со сроками и стоимостью. Если устроит, сможете сразу начать лечение.
30-40 минут
бесплатно
Или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18
Мы свяжемся с вами, подберем удобное для вас время и высококвалифицированного врача.
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18
Мы свяжемся с вами, подберем удобное для вас время и высококвалифицированного врача.
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
- 24/7 — круглосуточно и без выходных
- 100% — гарантия анонимности
- 15 минут — среднее время выезда врача по Москве и области
- 12 лет — средний опыт работы наших врачей наркологов
- ЛО-77-01-010680 — Государственная Лицензия Департамента Здравоохранения г. Москвы
Наверх
психологических особенностей | SpringerLink
Abramsky L, Chapple J. 47,XXY (синдром Клайнфельтера) и 47,XYY: приблизительная частота и показания для постнатальной диагностики с последствиями для пренатального консультирования. Пренат Диагн. 1997;17(4):363–8.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Boada R, Janusz J, Hutaff-Lee C, Tartaglia N. Когнитивный фенотип при синдроме Клайнфельтера: обзор литературы, включая генетические и гормональные факторы. Dev Disabil Res Rev. 2009;15:284–94.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Висоотсак Дж., Аяри Н., Хауэлл С., Лазарус Дж., Тарталья Н. Сроки постановки диагноза 47,XXY и 48,XXYY: обзор родительского опыта. Am J Med Genet A. 2013;161A(2):268–72.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Саманго-Спроус К. А., Лоу П. Нейрокогнитивный профиль детей с аномалиями половых хромосом. Вена: Международный конгресс по генетике человека; 2001.
Google Scholar
Саманго-Спроус, Калифорния. Психическое развитие при полисомии X Синдром Клайнфельтера (47,XXY; 48,XXXY): последствия неполной Х-активации. Семин репрод мед. 2001; 19: 193–202.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Дюран В.Н., Лоэ И.М., Йетман Д.Д., Фельдман Х.М. Влияние раннего языка, речи и познания на последующее чтение: анализ посредничества. Фронт Псих. 2013; 4:586.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Ровет Дж., Нетли С., Кинан М., Бейли Дж., Стюарт Д. Психообразовательный профиль мальчиков с синдромом Клайнфельтера. J Узнай об инвалидности. 1996; 29: 180–96.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Aksglaede L, Skakkebaek NE, Almstrup K, Juul A. Клинические и биологические параметры у 166 мальчиков, подростков и взрослых с немозаичным синдромом Клайнфельтера: Копенгагенский опыт. Акта Педиатр. 2011;100:793–806.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Росс Дж.Л., Роэлтген Д.П., Стефанатос Г., Бенеке Р., Зегер М.П., Кушнер Х. и др. Когнитивное и моторное развитие в детстве у мальчиков с синдромом Клайнфельтера. Am J Med Genet A. 2008;146A:708–19.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Гешвинд Д.Х., Дайкенс Э. Нейроповеденческие и психосоциальные проблемы при синдроме Клайнфельтера. Изучите Disabil Res Pract. 2004;19: 166–73.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Леггетт В., Джейкобс П., Нация К., Шериф Г., Бишоп Д.В.М. Нейрокогнитивные исходы у лиц с трисомией половых хромосом: XXX, XYY или XXY: систематический обзор. Dev Med Child Neurol. 2010; 52:119–29.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Сент-Джон М., Пончарда С., ван Рейкб О., Мейб С., Пигдонб Л., Амора Д.Дж., Моргана А.Т. Речь и язык у детей с синдромом Клайнфельтера. J Коммунальное расстройство. 2019;78:84–96.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Фой Дж.Г., Манн В.А. Дефицит речевого производства у ранних читателей: предикторы риска. Прочтите писание. 2012;25:799–830.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Морган А., Ттофари Эцен К., Пезич А., Броммейер К., Мей С., Иди П. и др. Кого направить к логопеду в 4 года, а кого «смотреть и ждать»? J Педиатр. 2017;185:200–4.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Turriff A, Macnamara E, Levy HP, Bisecker B. Влияние жизни с синдромом Клайнфельтера: качественное исследование подростков и взрослых. Дж. Жене Каунс. 2017;26:728–37.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Copeland WE, Wolke D, Angold A, Costello EJ. Психиатрические последствия травли и издевательств со стороны сверстников у взрослых в детстве и подростковом возрасте. Джама Психиат. 2013;70:419–26.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Takizawa R, Maughan B, Arseneault L. Последствия виктимизации издевательств в детстве для здоровья взрослых: данные пятидесятилетней когорты британских рождений. Am J Психиатрия. 2014; 171:777–84.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Костански М., Гуллоне Э. Неудовлетворенность образом тела у подростков: взаимосвязь с самооценкой, тревогой и депрессией, контролирующей массу тела. J Детская психологическая психиатрия. 1998;39:255–62.
КАС пабмед Google Scholar
Close S, Fennoy I, Smaldone A, Reame N. Фенотип и неблагоприятное качество жизни у мальчиков с синдромом Клайнфельтера. J Педиатр. 2015;167:650–7.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Groth KA, Skakkebæk A, Høst C, Gravholt CH, Bojesen A. Клинический обзор: синдром Клайнфельтера — обновление клинических данных. J Clin Endocrinol Metab. 2013;98(1):20–30.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Скаккебек А., Мур П.Дж., Педерсен А.Д., Бойесен А., Кристенсен М.К., Феддер Дж., Лаурберг П., Герц Дж.М., Остергаард Дж.Р., Валлентин М., Гравхольт Ч. Роль генов, интеллекта, личности и социальной активности в когнитивных функциях при синдроме Клайнфельтера. Мозговое поведение. 2017;7(3):e00645.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
van Rijn S, Bierman M, Bruining H, Swaab H. Уязвимость к признакам аутизма у мальчиков и мужчин с дополнительной Х-хромосомой (47, XXY): опосредующая роль когнитивной гибкости. J Psychiatr Res. 2012;46(10):1300–6.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Познер М.И., Петерсен С.Е. Система внимания человеческого мозга. Annu Rev Neurosci. 1990; 13:25–42.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Лихтенштейн Дж.Д., Эрдоди Л.А., Рай Дж.К., Мазур-Мосевич А., Фларо Л. Висконсинский тест сортировки карточек встроенные индикаторы достоверности, разработанные для взрослых, могут быть распространены на детей. Детская нейропсихология. 2018;24(2):247–60.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Брюнинг Х., Свааб Х., Кас М., Ван Энгеланд Х. Психиатрические характеристики в самостоятельно отобранной выборке мальчиков с синдромом Клайнфельтера. Педиатрия. 2009 г.;123:865–70.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Павлова М.А., Геррески М., Тальявенто Л., Гитти Ф., Соколов А.Н., Фаллгаттер А.Дж., Фацци Э. Социальное познание при аутизме: настройка лица. Научный доклад 2017; 7 (1): 2734.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный КАС Google Scholar
Хаппе Ф., Кук Дж.Л., Берд Г. Структура социального познания: взаимозависимость социокогнитивных процессов. Анну Рев Психол. 2017;68:243–67.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Сато В., Уоно С., Кочияма Т., Йошимура С., Савада Р., Кубота Й., Сакихама М., Тоичи М. Структурные корреляты чтения мыслей по глазам при расстройствах аутистического спектра. Передний шум нейронов. 2017;11:361.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
van Rijn S, Swaab H. Регуляция эмоций у взрослых с синдромом Клайнфельтера (47, XXY): нейрокогнитивные основы и связи с проблемами психического здоровья. J Clin Psychol. 2020;76(1):228–38.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
van Rijn S, Barendse M, van Goozen S, Swaab H. Социальное внимание, аффективное возбуждение и эмпатия у мужчин с синдромом Клайнфельтера (47, XXY): данные отслеживания взгляда и проводимости кожи. ПЛОС Один. 2014;9(1):e84721.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный КАС Google Scholar
van Rijn S, de Sonneville L, Swaab H. Природа социальных когнитивных нарушений у детей и взрослых с синдромом Клайнфельтера (47, XXY). Гены Мозг Поведение. 2018;17(6):e12465.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Бендер Б.Г., Хармон Р.Дж., Линден М.Г., Бухер-Бартельсон Б., Робинсон А. Психосоциальная компетентность неотобранных молодых людей с аномалиями половых хромосом. Am J Med Genet. 1999; 88: 200–6.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Бендер Б. Г., Хармон Р.Дж., Линден М.Г., Робинсон А. Психосоциальная адаптация 39подростков с аномалиями половых хромосом. Педиатрия. 1995; 96: 302–8.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Бокс М.П., де Ветте М.Х., Соммер И.Е., ван Рейн С., Гилтай Дж.К., Свааб Х., Кан Р.С. Психическая заболеваемость и Х-хромосомное происхождение в образце Клайнфельтера. Шизофр Рез. 2007; 93(1–3):399–402.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
ДеЛизи Л.Э., Маурицио А.М., Светина С., Ардекани Б., Шульц К., Ниренберг Дж., Леонард Дж., Харви П.Д. Синдром Клайнфельтера (XXY) как генетическая модель психотических расстройств. Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet. 2005; 135:15–23.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фишер А.Д., Кастеллини Г. , Казале Х, Фанни Э., Бандини Э., Кампоне Б., Магги М. Гиперсексуальность, парафильное поведение и гендерная дисфория у лиц с синдромом Клайнфельтера. Джей Секс Мед. 2015;12(12):2425–35.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Ratcliffe S. Долгосрочные результаты у детей с аномалиями половых хромосом. Арч Дис Чайлд. 1999;80(2):192–5.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Бойсен А., Юул С., Биркебек Н.Х., Гравхольт Х.Х. Заболеваемость при синдроме Клайнфельтера: исследование Датского регистра, основанное на диагнозах при выписке из больницы. J Clin Endocrinol Metab. 2006;91(4):1254–60.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Бишоп Д.В., Джейкобс П.А., Лахлан К., Уэлсли Д. , Барникоут А., Бойд П.А., Шериф Г. Аутизм, язык и общение у детей с трисомиями половых хромосом. Арч Дис Чайлд. 2011;96(10):954–9.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
ДеЛизи Л.Е., Фридрих У., Уолстром Дж., Боччио-Смит А., Форсман А., Эклунд К., Кроу Т.Дж. Шизофрения и аномалии половых хромосом. Шизофр Булл. 1994;20(3):495–505.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
ДеЛизи Л.Э., Девото М., Лофтхаус Р., Поултер М., Смит А., Шилдс Г., Гроу Т.Дж. Найдите связь с шизофренией на X- и Y-хромосомах. Am J Med Genet. 1994;54(2):113–21.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Готтесман II, Гулд ТД. Понятие эндофенотипа в психиатрии: этимология и стратегические интенции. Am J Психиатрия. 2003;160(4):636–45.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Кумра С., Якобсен Л.К., Ленан М., Зан Т.П., Виггс Э., Алагбанд-Рад Дж., Рапопорт Дж.Л. Расстройство с многомерными нарушениями: вариант очень ранней шизофрении? J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1998;37(1):91–99.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Кумра С., Виггс Э., Красневич Д., Мек Дж., Смит А.С., Бедвелл Дж., Рапопорт Дж.Л. Краткий отчет: ассоциация аномалий половых хромосом с психотическими расстройствами детского возраста. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1998;37:292–6.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Nielsen J, Wohlert M. Хромосомные аномалии, обнаруженные у 34 910 новорожденных детей: результаты 13-летнего исследования заболеваемости в Орхусе, Дания. Хам Жене. 1991;87(1):81–3.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
van Rijn S, Aleman A, Swaab H, Kahn R. Синдром Клайнфельтера (кариотип 47XXY) и патология шизофренического спектра. Бр Дж. Психиатрия. 2006;189: 459–61.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
ван Рейн С., Свааб Х., Алеман А., Кан Р. Социальное поведение и черты аутизма при половом хромосомном расстройстве: синдром Клайнфельтера (47XXY). J Аутизм Dev Disord. 2008; 38: 1634–41.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Мандоки М.В., Самнер Г.С., Хоффман Р.П., Риконда Д.Л. Обзор синдрома Клайнфельтера у детей и подростков. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1991;30(2):167–72.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Скаккебек А., Мур П.Дж., Педерсен А.Д., Бойесен А., Кристенсен М.К., Феддер Дж., Гравхольт Ч. Тревога и депрессия при синдроме Клайнфельтера: влияние личности и социальной активности. ПЛОС Один. 2018;13(11):e0206932.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный КАС Google Scholar
Уолцер С., Вольф П.Х., Боуэн Д., Зильберт А.Р., Башир А.С., Джеральд П.С., Ричмонд Дж.Б. Метод лонгитюдного исследования поведенческого развития у младенцев и детей: раннее развитие XXY детей. J Детский психопат. 1978;19(3):213–29.
Перекрёстная ссылка КАС Google Scholar
Turriff A, Levy HP, Bisecker B. Синдром Клайнфельтера. Распространенность и психосоциальные корреляты депрессивных симптомов среди подростков и взрослых с синдромом Клайнфельтера. Генет Мед. 2011;13(11):966–72.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Алеман А., Сварт М., Ван Рейн С. Визуализация мозга, генетика и эмоции. Биол Психол. 2008;79(1):58–69.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Амен Д.Г., Стабблфилд М., Кармичил Б., Тистед Р. Результаты ОФЭКТ головного мозга и агрессивность. Энн Клин Психиатрия. 1996;8(3):129–37.
перекрестная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Древец WC, Videen TO, Price JL, Preskorn SH, Carmichael ST, Raichle ME. Функционально-анатомическое исследование униполярной депрессии. Дж. Нейроски. 1992;12(9):3628–41.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Леду Дж. Э. Эмоции: подсказки от мозга. Анну Рев Психол. 1995; 46: 209–35.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Миягава Ю., Цудзимура А., Фудзита К., Мацуока Ю., Такахаши Т., Такао Т., Окуяма А. Дифференциальная обработка мозгом аудиовизуальных сексуальных стимулов у мужчин: сравнительное исследование с помощью позитронно-эмиссионной томографии инициации и поддержания эрекции полового члена во время полового акта. возбуждение. НейроИзображение. 2007;36(3):830–42.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
De Vries ALC, Roehle R, Marshall L, Frisén L, Van De Grift TC, Kreukels BPC, Cohen-Kettenis PT. Психическое здоровье большой группы взрослых с нарушениями полового развития в шести европейских странах. Психозом Мед. 2019;81(7):629–40.
Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Кедем П., Микулинцер М., Натансон Ю.Е., Бартоов Б. Психологические аспекты мужского бесплодия. Бр J Med Psychol. 1990;63:73–80.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Cousineau TM, Domar AD. Психологические последствия бесплодия. Best Pract Res Clin Obstet Gynaecol. 2007; 21: 293–308.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Борелли Дж. Б., Бендер Б. Г., Пак М. Х., Салбенблатт Дж. А., Робинсон А. Значение раннего выявления бесплодия у детей в семьях с 47, XXY и 45, X детьми. Детская психиатрия Хум Дев. 1984;14:215–22.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Тарани Л., Либерати Н., Митола С., Маттиуччи С., Коллориди Ф. Пренатальная диагностика синдрома Клайнфельтера: клиника управления и консультирование. В: Foresta C, Lenzi A, редакторы. Синдром Клайнфельтера. Падуя: Клеуп СК; 2010. с. 15–21.
Google Scholar
Абрамский Л., Холл С., Левитан Ж., Марто Т.М. Что говорят родителям после пренатальной диагностики аномалии половых хромосом: интервью и анкетирование. Бр Мед Дж. 2001; 322:463.
Перекрёстная ссылка КАС Google Scholar
Херлихи А.С., Гиллам Л., Холлидей Дж.Л., Маклахлан Р.И. Послеродовой скрининг синдрома Клайнфельтера: есть ли смысл? Акта Педиатр. 2011; 100:923–33.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Gravholt CH, Chang S, Wallentin M, Fedder J, Moore P, Skakkebæk A. Синдром Клайнфельтера: интеграция генетики, нейропсихологии и эндокринологии. Эндокр Ред. 2018; 39(4): 389–423.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Бхартиа М., Рамачандран С. Синдром Клайнфельтера: диагноз, который не выдавался в течение 46 лет. Бр Мед Дж. 2012; 345:e6938.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Lanfranco F, Kamischke A, Zitzmann M, Nieschlag E. Синдром Клайнфельтера. Ланцет. 2004; 364: 273–83.
Перекрёстная ссылка КАС пабмед Google Scholar
Пан П. Препубертатный диагноз синдрома Клайнфельтера: отчет о редком случае. Int J Педиатр. 2018;6:8381–4.
Google Scholar
Кавальери Ф., Дипреса С. Коммуникация по диагностике синдрома Клайнфельтера al bambino e ai suoi genitori. Istruzioni per l’uso SIAMS. 2018. http://www.siams.info/wp-content/uploads/2018/10/34%C2%B0-10.10-La-comunicazione-della-diagnosi-di-sindrome-di-Klinefelter-al-bambino- e-ai-suoi-genitori-.pdf.
Дэвис С., Хауэлл С., Уилсон Р., Танда Т., Росс Дж., Цейтлер П. , Тарталья Н. Достижения в междисциплинарной помощи детям с синдромом Клайнфельтера. Adv Pediatr Infect Dis. 2016;63(1):15–46.
Google Scholar
Психологическое определение и значение — Merriam-Webster
психо ·хо·лог·и·кал ˌsī-kə-lä-ji-kəl1
а: психологии или относящейся к ней
б: ментальный
2
: направленный на волю или на ум конкретно в его волевой функции психологическая война психологически ˌsī-kə-ˈlä-ji-k(ə-)lē наречиеСинонимы
- мозговой
- внутренний
- интеллектуальный
- интерьер
- внутренний
- mental
Примеры предложений
психологическое , а не физическое состояние пострадал от психологические расстройства всю жизнь
Недавние примеры в Интернете Психологический триллер «» 1996 года режиссера Джеймса Фоули («На пятьдесят оттенков темнее», «Пятьдесят оттенков свободы») стал одним из первых фильмов актрисы. — Джен Джуно, Peoplemag , 12 июля 2023 г. Напомним, психологическая норма для большинства людей не вступать в конфронтации. — Шон Макдоннелл, , Кливленд, , 12 июля 2023 г. Литтл сказал, что ущерб, нанесенный двумя днями непрекращающегося дождя, стал психологическим ударом по группе людей, переживших Ирэн, переживших трудности управления рынком во время пандемии. — Кевин Каллен, BostonGlobe.com , 12 июля 2023 г. Так что постконцертный блюз — это настоящая девятка.0467 психологический недуг? — Дэвид Вайсонг, The Enquirer , 12 июля 2023 г. Школьные психологи теперь будут работать с учащимися высших учебных заведений и предлагать услуги психологической оценки. — Томас Гудвин Смит, Baltimore Sun , 11 июля 2023 г. Самые крайние случаи воспитания детей в яичной скорлупе включают тяжелые психологическое насилие, которое может спровоцировать смену ролей между родителем и ребенком. — Бет Энн Майер, , родители , 11 июля 2023 г. Обладая дьявольским чутьем на перевоплощение, манипуляции и обман, Королева мошенников использовала свои навыки акцента и ловкую психологическую проницательность, чтобы проникнуть в индустрию развлечений. — Скотт Джонсон, Rolling Stone , 19 июня 2023 г. После окончания каждого вторжения вьетнамский народ, чтобы выжить, должен был не только упорно трудиться, чтобы восстановить свои дома и общины, но и смириться с кошмарами и повторяющимися психологическими травмами, вызванными войной. — Ник Хилден, Washington Post , 18 июня 2023 г. Узнать большеЭти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «психологический». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Первое известное использование
около 1688 г., в значении, определенном в смысле 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование психологического было около 1688 г.Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи Рядом с
психологическийпсихолингвистика
психологический
психологический акт
Посмотреть другие записи поблизости