условия развития их психических состояний в процессе игровой деятельности
Важным этапом в жизни каждого человека есть период детства, в течение которого происходит активное формирование личности, осуществляется развитие познавательных потребностей, психических состояний ребенка, он приобретает знания, умения, навыки, жизненный опыт. Переживание негативных психических состояний в этот период является крайне нежелательным и даже опасным. Деструктивные эмоции становятся серьезным препятствием для гармоничного развития дошкольника, мешают его полноценной социализации и способствуют возникновению различных патологий нервной системы. Психическое состояние ребенка тесно связано с его индивидуальными характеристиками, особенностями его деятельности, его отношениями с окружающим миром и людьми.
Психические состояния – это особая психологическая категория, которая отличается от психических процессов, но вместе с тем и влияет на них, ими определяется и формируется. Можно сказать, что психическое состояние – это особое «состояние души», ее рефлексии на свои собственные ощущения и представления. По утверждению исследователя Т.С. Кириленко, это своеобразная форма реагирования, которая отражает отношение личности к психическим явлениям в определенный момент времени [1].
Проблеме изучения и анализа психических состояний личности посвящены труды многих отечественных, а также зарубежных ученых-психологов (Л. Берковитц, В. Бехтерев, В. Вилюнас, Б. Додонов, К. Изард, Е. Ильин, А. Ковалев, Т.С. Кириленко, М.Д. Левитов, Платонов, С. Рубинштейн, Г. Шингаров, А. Чебикин, П. Якобсон и др.).
Целью данной статьи является комплексный научный анализ взаимосвязи психических состояний и типов мышления у детей старшего школьного возраста, использование игровой деятельности в создании условий для формирования у них позитивных психических состояний.
Психические состояния, как самостоятельную научную категорию, впервые выделил В.Н. Мясищев (1932). Однако в теоретическом плане вопрос о психических состояниях был поднят М.Д. Левитовым (1964), который проанализировал научную литературу по данной проблеме, рассмотрел механизмы проявления психических состояний и изложил общие задачи их изучения [5]. Ученый воспринимает психические состояния как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, констатирует своеобразие протекания психических процессов в зависимости от предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. По мнению Мясищева, психическое состояние – это общий функциональный фон деятельности, на котором разворачиваются психические процессы.
Следует заметить, что общепринятые определения психических состояний на сегодняшний день все еще отсутствуют, не хватает также четких представлений об их составе, функциях, детерминантах, классификации, взаимосвязи, взаимообусловленности и методах исследования. Сложность различения типов психических состояний состоит в том, что их трудно разместить в пределах одной шкалы, классифицировать по определенному признаку. Каждое из состояний имеет свой континуум проявлений и набор признаков, например, уровень осознанности, доминирование психических процессов, длительность, адекватность или неадекватность ситуации.
Своеобразие изучения психических состояний заключается в том, что соотношение между психофизиологическими характеристиками состояний и их когнитивными компонентами являются многозначными. Одни и те же психофизиологические характеристики могут быть основой различных состояний, часто противоположных по своему содержанию, и, наоборот, одно и то же состояние может существовать при значительных различиях в психофизиологических характеристиках и при этом сохранять свое содержание [2, с. 101-111].
Психическим состояниям присущ ряд особенностей. Первая из них – это целостность. Хотя состояния и относят к преимущественно определенной сфере психики (познавательной, эмоциональной, волевой), они, тем не менее, характеризуют психическую деятельность лишь в целом, за определенный промежуток времени. Вторая особенность психических состояний – это их подвижность и относительная устойчивость (так как психические состояния изменчивы: имеют начало, конец, динамику). Третья особенность – прямая и непосредственная взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности. В структуре психики старшего дошкольника эти состояния располагаются между процессами и свойствами личности. Они возникают в результате отражения деятельности мозга. Однако, возникнув, эти состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы (определяют тонус и темп отраженной деятельности, избирательность ощущений, восприятия, продуктивность мышления индивида и др.), а с другой, представляют собой «строительный материал» для формирования свойств личности ребенка, типов его мышления. Особенностью психических состояний детей старшего дошкольного возраста является значительное количество эмоциональных состояний на фоне их меньшей структурной сложности и глубины. Данный фактор является определяющим в формировании мышления дошкольника – последнее страдает поверхностностью, упрощенностью и при этом яркой эмоциональной окрашенностью. При всей неоднозначности и многомерности психических состояний, сопровождающих учебно-воспитательный процесс в детских дошкольных учреждениях, следует выделить их общий признак. Для оптимального осуществления этого процесса психические состояния воспитанников и педагогов ДОУ должны быть положительными, эмоционально комфортными, терпимыми и умеренными по силе своего проявления. В благоприятной атмосфере педагог добьется решения всех учебно-воспитательных задач, будет способствовать формированию у своих воспитанников позитивного взгляда на жизнь, конструктивного типа мышления. Важно подчеркнуть, что значимость психических состояний, обобщенных понятием эмоционального комфорта, для психического развития старшего дошкольника является определяющей. Негативные эмоциональные состояния оказывают тормозящее и деформирующее влияние на общее развитие ребенка, на развитие его познавательной сферы, на становления его мышления. Вместе с тем, положительно окрашенные эмоциональные состояния, дающие ребенку чувство защищенности, собственной значимости, оптимизма, стимулируют его познавательную активность, помогают ему избежать конфликтов в общении с окружающими, подводят ребенка к принятию компромиссов и консенсусов. Иначе говоря, психические состояния служат фоном, способствуют как проявлению особенностей личности, так и их маскировке. Важной особенностью психических состояний старших дошкольников является их индивидуальное своеобразие и повторяющаяся типичность психических реакций. Психические состояния старших дошкольников весьма разнообразны и полярны по своему качеству: растерянность и сосредоточенность, надежда и безнадежность, уныние и бодрость, подъем и возбуждение, нерешительность и решимость, напряженность и покой и т.д. Все это определяет противоречивость мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Формированию позитивного мышления старшего дошкольника, созданию соответствующих психических условий для этого способствует игровая деятельность. Теоретическое обоснование игры учеными происходило во взаимосвязи с изучением психических процессов – сложных новообразований, в которых принимают участие различные психофизиологические функции и стороны сознания. Вызванные игрой изменения в психике ребенка находят свое отражение во всех сферах его психического развития: коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной, личностной. В игре ребенок испытывает удовольствие и переживает глубокие эмоции. Игра старшего дошкольника направлена на реализацию его биологически обусловленных потребностей, важнейшими среди которых являются желание стать взрослым, самостоятельно действовать. Игра позволяет ребенку ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, обеспечивает ему психологическую устойчивость, снимает у него уровень тревожности, формирует активное отношение к жизни, целеустремленность в достижении поставленной цели. Игра оказывает значительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, благодаря опоре этой формы деятельности на моторику; развитие наглядно-образного и логического мышления, так как ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями, устанавливает простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями; предоставляет возможность создавать новые оригинальные образы и действовать с ними во внутреннем плане своего детского воображения; влияет на развитие детской фантазии, перенося одни функции предмета на другие. Ребенок старшего дошкольного возраста воспринимает себя как отдельную личность, познает свои возможности в качестве партнера по игре, свое отношение к ролям; осознает себя активным субъектом игровой деятельности и участником детского коллектива; моделирует человеческие отношения; преобразует себя и окружающую среду; глубоко погружается в собственные выдумки и живет в них. Игра активизирует речь старшего дошкольника в процессе его общения со взрослыми и другими детьми. Игровая ситуация требует от каждого ребенка способностей к коммуникации, умения разрешать конфликты, проблемы, возникающие в межличностных отношениях со сверстниками. Старший дошкольник овладевает нормами поведения в процессе игры, подчиняет свое поведение требованиям общественной, коллективной обстановки.
Множественное влияние игры на ребенка старшего дошкольного возраста заключается в том, что игра содействует гармоничному развитию, совершенствованию психической сферы ребенка, актуализирует его сущностные потребности и личностные возможности, формирует ориентации морального порядка и усвоение норм нравственного поведения.
Теоретический анализ результатов исследования позволяет утверждать, что игровая деятельность рассматривается как важный компонент психолого-педагогической системы, которая целенаправленно используется для базовой подготовки старшего дошкольника к решению проблем в будущем. В игре развиваются и проявляются новообразования ребенка, которые позволяют научиться самостоятельно планировать, выполнять и контролировать собственную деятельность. Для рациональной организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста целесообразно осуществлять правильное педагогическое руководство, опираясь на знания особенностей развития психических процессов в игре, специфики формирования их мышления.
психологических процессов | Изучение сложностей человеческой деятельности
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИзучение сложностей человеческой деятельностиСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИзучение сложностей человеческой деятельностиСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Raeff, Catherine,
‘Psychological Processes’
,
Exploring the Complexities of Human Action
(
New York,
2020;
online edn,
Oxford Academic
, 23 июля 2020 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/97801
436.003.0007,, по состоянию на 30 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИзучение сложностей человеческой деятельностиСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИзучение сложностей человеческой деятельностиСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Цель этой главы — объяснить, как действие включает в себя различные психологические процессы, включая мышление, чувство, самоотождествление, взаимодействие, а также ощущение и восприятие. Объясняется, что разные способы действия предполагают разные способы структурирования разных психологических процессов. Более того, различные способы структурирования психологических процессов возникают через индивидуальные, социальные, культурные, телесные и экологические процессы. В этой главе мышление, чувство, самоотождествление, ощущение и восприятие, а также взаимодействие концептуализируются как активные процессы, которые совершают люди, и каждый процесс объясняется в связи с индивидуальными, социальными, культурными, телесными и экологическими процессами. Различные эмпирические и повседневные примеры используются для иллюстрации основных концепций и утверждений.
Ключевые слова: действие, теория систем, психологические процессы, индивидуальные процессы, социальные процессы, культурные процессы, телесные процессы, процессы окружающей среды
Предмет
Социальная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.
Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.
д.Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Растения и психология – философская жизнь растений
Чонси Махер
1. Психология растений?
В недавней статье в журнале Journal of Comparative Psychology Умберто Кастьелло утверждает, что «многие сложные формы поведения, которые демонстрируют растения, являются выражением когнитивных способностей, которые обычно приписываются людям и нечеловеческим животным». должны быть рассмотрены сравнительными психологами.
Это может вас удивить, но это не просто безумие. На самом деле есть веские основания полагать, что Кастьелло прав.
2. Психология
Рассмотрим психологию в целом.
В самом широком смысле психология — это наука о разуме. Согласно программе недавнего курса в Университете Северной Каролины: «Когнитивная психология — это изучение того, как мы воспринимаем и интерпретируем информацию из окружающего мира, объединяем эту новую информацию с нашим предыдущим опытом и определяем, как реагировать на постоянно меняющаяся среда».
В зависимости от того, как мы интерпретируем здесь слово «мы», это описание может занижать широту юрисдикции психологии. Психология исследует не только нас, людей, но и все, что имеет разум, включая нечеловеческих животных, таких как собаки, голуби или прыгающие пауки.
Он направлен на то, чтобы понять и объяснить поведение, которое потенциально требует наличия разума, поведение, которое, по-видимому, является результатом обучения, восприятия, памяти, планирования или принятия решений. И он направлен на дальнейшее понимание самих этих причин.
В основе психологии лежат несколько концептуальных или определяющих вопросов. Что такое ум? Что такое психический процесс или психическое состояние?
Хотя за более чем столетие психологи сделали потрясающие открытия, ответы на эти вопросы остаются спорными.
По крайней мере, с конца 1800-х годов психология и физиология были переплетены. В то время, с возрастающей строгостью, люди исследовали поведение нечеловеческих животных. Например, Конуи Ллойд Морган заметил, что его фокстерьер, Тони, постоянно мог управлять задвижкой на воротах в свой сад. Как? В целом такие исследования рассматривались как раздел физиологии, а не психологии. У разных исследователей были разные взгляды на эту работу, но многие считали, что физиологические объяснения поведения нечеловеческих животных предпочтительнее психологических объяснений. Их точка зрения заключалась в том, что объяснение, приписывающее существом психические процессы или состояния, должно быть принято9.0177 только в том случае, если физиологических объяснений можно было бы исключить.
Но когда именно? Как мы можем сказать — что является хорошим доказательством — что какое-то поведение вызвано психическим процессом или состоянием (например, воспоминанием или решением), а не нет? Этот вопрос сформировал множество последующих исследований как в нечеловеческой, так и в человеческой психологии.*
В современной психологии исследователи обычно считают само собой разумеющимся, что организмы являются полностью материальными объектами*. Это означает, что психологические процессы либо реализуются, либо реализуются в материальных процессах. По этой причине во многих или даже в большинстве вводных курсов и книг по психологии обсуждаются некоторые аспекты анатомии и физиологии нервной системы.
При таком общем взгляде основополагающий вопрос «Что такое психический процесс?» становится вопросом «Какова разница между физиологическим процессом, который является подлинно психическим, и тем, который таковым не является?» Задача состоит в том, чтобы сформулировать, что отличает психический процессов из других, не психических физиологических процессов.
3. Растения
С учетом этих общих замечаний о психологии рассмотрим растения.
Растения во многом отличаются от большинства животных. Все растения сидячие; они не переходят с места на место; они не передвигаются. У большинства животных так. Все растения автотрофны; посредством фотосинтеза они производят свои собственные источники пищи.
Несмотря на различия с животными, поведение большинства растений является целенаправленным, гибким и адаптивным.*
целенаправленные, поскольку являются тропизмами; это не просто ответы на стимул, но и на направление стимула. Побеги обычно растут к свету и от направления силы тяжести. Листья скручиваются к свету. Корни растут по направлению силы тяжести и по направлению к воде.
Лозы вьющихся и вьющихся растений растут в направлении механического контакта.Поведение растений также гибкое; в ответ на один и тот же тип раздражителя растение не всегда делает одно и то же. Когда корням физически препятствуют их нисходящий рост, они не просто перестают расти, но приспосабливаются и переориентируются до тех пор, пока нисходящий рост не возобновится. Их ответы включают или объединяют обнаружение нескольких раздражителей.
Такое поведение также обычно является адаптивным, обеспечивая долговечность и репродуктивную способность растения.
По этим и связанным с ними причинам некоторые исследователи, такие как Кастьелло, считают, что растения должны быть предметом сравнительной психологии. Поведение, которое является целенаправленным, гибким и адаптивным, предполагает, что могут быть задействованы восприятие, обучение, память или принятие решений.
Может оказаться, что такое поведение не связано с психическими процессами или состояниями*, но эту возможность следует исследовать экспериментально*, а не просто принимать как должное или обусловливать определениями, исключающими поведение растений из юрисдикции психологии.