Психологические школы: Психологические школы — презентация онлайн

Школы психологии. Кратко

Психоанализ — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX в. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно успешный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Это едва ли не самая известная школа.

История возникновения психоанализа началась с того, что Фрейд и его коллега Й. Брейер вылечили «Анну О.» от невроза. Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование сновидений. Страхи и желания, которые в обычном бодрствующем сознании подавляются, выходят на поверхность в снах. Но даже здесь эмоции принимают замаскированную форму, которая должна быть разгадана, подобно ребусу, чтобы скрытые смыслы стали явными. Таким образом, сны сами имеют бессознательную структуру.

Фрейд рассматривал психопатологию как движение от нормального к невротическому и далее к психотическому состоянию. Однако и норма, по Фрейду, не более чем абстрактный идеал, ибо никто не свободен от психологических конфликтов и тем самым от вытеснения и бессознательной мотивации. Следовательно, никого нельзя назвать абсолютно разумным. Такая пессимистическая точка зрения на человека противоречила представлениям, бытовавшим в западной культуре на протяжении более двух столетий.

Швейцарский психиатр К. Юнг, ученик Фрейда, расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, которое присуще всему человечеству. В таком коллективном, или социальном, бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом архетипами (т. е. первичными образами). Например, один из архетипов — анима, персонификация идеала женственности в сознании мужчины — определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола.

Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из них. Задержка ответа, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании так называемого комплекса — совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений.

Другой последователь Фрейда, А. Адлер, рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.

Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования. Эта психологическая школа была основана в 1940-х гг. В. Франклом. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия.

Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фру- стрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе производит психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов — убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.

Гуманистическая психология — направление в западной (главным образом американской) психологии, признающее своим важнейшим предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К. Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр X. Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение из социума. Основоположник гуманистической психологии Э. Фромм утверждал, что v человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

К 1960-м гг. среди представителей школы гуманистической психологии были такие влиятельные психологи, как К. Роджерс, А. Маслоу и Г. Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации как условия становления личности. Другой важный принцип — необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т. е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример — сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Гештальтпсихология — школа психологии начала XX в. Основана Максом Вертгеймером в 1912 г. Сторонники гештальтпсихологии взяли на вооружение целостный (холистический) подход задолго до того, как гуманистическая психология заявила о себе как о новом направлении. История гештальтпсихологии (нем. «Gestalt» — «структура, форма») берет начало в Германии в 1912 г., когда М. Вертгеймер исследовал так называемый «фи-феномен» — иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект движущейся картинки создает, например, последовательное включение/ выключение неоновых или электрических ламп в обрамлении неподвижной рамки.

Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. К Вертгеймеру вскоре присоединились В. Кёлер и К. Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии. К. Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф. Перлз — к психотерапии, А. Маслоу — к теории личности. К. Левин объяснял множество психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.

Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX в. , радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

В США психология с самого своего возникновения (в 1880-х гг.) имела в основном функционалистскую и поведенческую ориентацию — в отличие от Германии, где преобладающим направлением был структурализм. Если последний уделял главное внимание осознаваемому внутреннему опыту (например, ощущениям), то функционализм интересовался не структурой психики, а ее функционированием. Бихевиоризм пошел дальше функционализма и уничтожил все упоминания о психике и механизмах ее функционирования.

В 1913 г. один из основателей бихевиоризма Д. Уотсон заявлял, что может взять любого человека и, используя лишь метод обусловливания, сделать его врачом, адвокатом, художником, нищим или вором независимо от его талантов, склонностей, способностей, образования, а также этнической принадлежности. Такие последовательные бихевиористы, как К. Халл, Б. Скиннер и Н. Миллер, утверждали, что нет принципиальных различий между процессом обучения у крыс и людей: и те и другие находятся под влиянием процесса обусловливания — подкрепления поведения с помощью награды или наказания.

Когнитивизм — направление в психологии, изучающее процессы познания, работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. Когнитивизм в наибольшей степени подорвал позиции бихевиоризма. К 1930 г. психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э. Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе когнитивных карт, т. е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие промежуточных переменных.

Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым они психологически подготовлены и которые соответствуют уровню их психической организации. Другими словами, речь идет о значении видоспецифичных свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма — ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.

Поделиться ссылкой

Психологические школы 20 веков

 

 

Введение

1. Психологические  школы 20вв

1.1 Структурализм

1.2 Вюрцбургская школа

1.3 Функционализм

1.4 Бихевиоризм

1.5 Психоанализ (глубинная  психология)

1.6 Аналитическая  психология

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

 

Рубеж веков ознаменовался  для психологии первым разделением  прежде единой психологии на ряд школ. Однако в тот момент это еще  было связано с отказом от единого  подхода к пониманию предмета психологической науки и методов  исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом  с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно  познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей  картине психической жизни. Главные  же разногласия были связаны с  определением содержания сознания и  границ его экспериментального изучения.

Каждая из психологических  школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое  или изолированное. Этот контекст включает не только интеллектуальный «дух времени» (Zeitgeist), но и социальные, политические и экономические факторы.

Цель контрольной  работы: дать представление о некоторых  наиболее важных психологических школ начала 20века.

1. Психологические  школы 20 вв

 

Структурализм

 

На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической  школой в США. Основатель этой школы  Э. Титченер (1867-1927).

Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает. Главные задачи структурализма он видел в предельно точном определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры.

При этом психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии.

В своем четырехтомном  труде «Экспериментальная психология» (1901-1905) Титченер изложил основные достижения этой науки с позиций структурализма. Сознание Титченер понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов – ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции.

Каждый из элементов  при специальной установке 

сознания открывается субъектом с целью  диагностики его четырех характеристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости (ясности). Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600). Для того чтобы выделить и описать исходные элементы структуры, Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции с тем, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания, так как под сознанием, согласно его мысли, следует понимать совсем не то, что сообщает обычное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Он подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии).1

Сознание имеет  собственную структуру и содержание, скрытое за протекающими в нем  явлениями, подобно тому как от обычного восприятия действительности скрыты реальные процессы, изучаемые физикой и химией. Для того чтобы понять истинную картину сознания, необходима специальная тренировка испытуемых, поскольку они склонны сообщать о внешнем объекте (стимуле), вызвавшем ощущение, а не о собственных ощущениях. Например, говорят, что видят яблоко, но не предмет определенной формы, цвета или размера. Так как объект почти всегда влияет на процесс восприятия, интроспекция эффективна только тогда, когда избегает «ошибки стимула», т. е. не смешивает ощущение объекта с объектом ощущения.

Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям. Чтобы организационно обособиться от них, он не вошел в Американскую психологическую ассоциацию и создал свою группу «Эксперименталисты», проводившую ежегодные конференции. В дальнейшем он издавал «Журнал экспериментальной психологии».2

 

Вюрцбургская школа

 

Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вундта; под его руководством он обучался в Лейпцигском университете, а позднее писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г. Вундту же он посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, основанной на эксперименте» (1893). После окончания университета он работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором.

В 1894 г., получив приглашение от университета Вюрцбурга, он переехал в этот город и в 1896 г. создал там психологическую лабораторию.

В первые годы своей  деятельности он частично повторял эксперименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории, частично совершенствовал интроспективный  метод. Изменение инструкции, которая  дается испытуемому перед началом  эксперимента, привело к тому, что  главное внимание в работах Кюльпе и его сотрудников было сконцентрировано уже не на результатах деятельности (скорости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Поставив перед испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления. Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику, т. е. комплексы взаимосвязанных сенсорных элементов – ощущений и представлений.

Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Из этого следовало, во-первых, что наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственной деятельностью и, наконец, в-третьих, что неосознанность этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в метод интроспекции.3

Работа Кюльпе над модификацией метода интроспекции привела к его преобразованию в метод «систематической экспериментальной интроспекции». Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно разделялся на временные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль, с психологической точки зрения, можно охарактеризовать не только негативно (как качественно отличную от сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующую значениями.

Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены — умственные образы.

Эти выводы направили  Кюльпе на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики. Кюльпе делился своими замыслами и гипотезами с молодыми психологами, был испытуемым в их экспериментальных занятиях. Его мягкий характер и доброжелательная критика способствовали созданию в небольшом коллективе творческой атмосферы, благодаря которой этот коллектив оказался гораздо более эффективным генератором новых идей, чем десятки других лабораторий в различных странах. В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось при взвешивании предметов сообщить не только о том, какой из них тяжелее, но и о том, как они пришли к этому выводу. Целью опытов Уатта и Мессера было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова стимула и ответной словесной реакцией.

Эти эксперименты, так же как и работы Н. Аха, усовершенствовавшего в 1905 г. Методику систематической интроспекции, доказали наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявили они и наличие нового, неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления.

В 1906 г. Ах начал, вслед  за изучением мышления, исследовать  волевой акт. На основе полученных результатов  он ввел понятие детерминирующей  тенденции, направляющей ход деятельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего результата.

В экспериментах  К. Бюлера испытуемому уже предлагались логические и арифметические задачи. Обдумывая их, он должен был замечать путь, который ведет к решению. В результате Бюлер и Уатт пришли к выводу о том, что принятие задачи является главным фактором, определяющим процесс мышления, т.е. именно задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс. Таким образом, мышление стало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и результат.

Более детальное изучение динамики мышления помогло выявить новые важные закономерности.

В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно показали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры.4

 

Функционализм

 

У истоков это  направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.

Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

Главной для новой  психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область  психологии. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что  сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих  друг друга процессов. С помощью  эксперимента их можно выделить, подвергнуть  анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая «ткань» внутреннего субъекта. Такое  воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин «интенция». Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Интенция — не просто активность. В ней совместно  с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово «представление», понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или  слышанного. Согласно же Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам.

В. Джеймс (1842-1910) занимался  многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем  личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джеймсу  принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого  сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Непрерывность  мысли объясняет возможность  самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании. Джеймс подчёркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды. Функционализм оказался теоретически несостоятельным. Понятие «функция» в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо отвергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психического акта, его отношение к нервной системе, его способность регулировать внешнее поведение — все это оставалось загадочным.5

В атмосфере нараставшей  слабости функционализма зарождается  новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм.

структурализм функционализм бихевиоризм вюрцбургская психология

1.4 Бихевиоризм

 

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ, «коннексия» — связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Термины Торндайк употреблял традиционные – «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым.6

Теоретическим лидером  бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении  как объективно наблюдаемой системе  реакций организма на внешние  и внутренние стимулы. Это понятие  зародилось в русской науке в  трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и  В. М. Бехтерева. Они доказали, что  область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего  наблюдения за ними (интроспекцией), ибо  при подобной трактовке психики  неизбежно расщепление организма  на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных  явлений (переживаний), ставящих его  вне реальной связи земных вещей  и включенности в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку  зрения, русские исследователи вышли  на новаторский путь изучения взаимоотношений  целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление».7

 

Психоанализ (глубинная психология)

 

Без преувеличения  можно сказать, что австрийский  психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

Основные психологические школы

«Психология имеет долгое прошлое, но короткую историю». В этих нескольких словах Герман Эббингауз, один из великих мыслителей в психологии, точно уловил суть развития этой области. С незапамятных времен мужчины и женщины размышляли над вопросами психологического характера. От ранних египтян до древнегреческих философов не прекращались попытки понять человеческое мышление и поведение. Если бы вам дали домашнюю работу по психологии, чтобы задокументировать всю историю этой области, вы, вероятно, трудились бы над ней целую вечность. Тем не менее, несмотря на свое давнее прошлое, формальная история психологии восходит к 1879 г., всего 133 года назад.– год, когда Вильгельм Вундт открыл двери первой психологической лаборатории в Лейпциге, Германия. В результате этого важного шага Вундт широко известен как основатель психологии. Он также был первым, кто назвал себя психологом. Тем не менее, это было только начало вклада Вундта в эту область. Он стал первым из нескольких энергичных ораторов, участвовавших в непрекращающихся дебатах о том, что должно быть в центре внимания психологии. История психологии действительно коротка, но она никогда не была лишена драмы. С учетом сказанного, пусть разворачивается драма…

  Структурализм

Идеи Вундта легли в основу первой школы мысли (или точки зрения) в психологии, известной как структурализм. Однако в действительности именно один из учеников Вундта, Эдвард Б. Тиченер, формально основал эту психологическую школу мысли. Структурализм, как следует из названия, был сосредоточен на исследовании структуры разума. Вундт считал, что психология должна сосредоточиться на разложении сознания на его основные элементы, примерно так же, как ребенок разбирает игрушку, чтобы открыть ее составные части. Идея определения специфической структуры чего-то столь абстрактного и динамичного, как разум, сегодня многим может показаться абсурдной. Тем не менее, структуралисты были уверены, что они не только могут достичь этой цели, но и могут сделать это с научной точки зрения.

Вундт разработал технику самоанализа как «научный» инструмент, который позволит исследователям раскрыть структуру разума. Самоанализ включает взгляд внутрь себя; размышляя, анализируя и пытаясь осмыслить наши собственные внутренние переживания по мере их возникновения. При использовании этой методики обученным испытуемым предъявлялись различные формы стимулов и просили как можно яснее и «объективнее» описать то, что они испытали. Затем отчеты будут изучены, чтобы определить основные элементы сознания. Например, если вам подарили кусок торта, было бы недостаточно просто определить тип еды перед вами. Вам также нужно будет объяснить основные элементы торта, которые вы можете почувствовать. Например, вы можете максимально подробно описать вкус, запах, текстуру, цвет и форму торта.

Структурализм сыграл значительную роль в формировании области психологии в годы ее становления. Вундт и его последователи помогли утвердить психологию как независимую экспериментальную науку, и их упор на научные методы исследования остается ключевым аспектом дисциплины и сегодня. Тем не менее структуралисты не могли избежать критики. Несмотря на их благородную попытку научного исследования, интроспекция была далека от идеала, потому что нет двух людей, воспринимающих одно и то же совершенно одинаково. Поэтому отчеты испытуемых, как правило, были субъективными и противоречивыми. Одна из самых яростных критических замечаний в адрес структурализма исходила от Уильяма Джеймса, одного из ведущих сторонников функционалистской точки зрения.

Функционализм 

С точки зрения американского ученого Уильяма Джеймса, структуралисты сильно ошибались. Ум подвижен, нестабилен; сознание непрерывно, а не статично. Таким образом, попытки изучить структуру ума были бы в худшем случае тщетными, а в лучшем — разочаровывающими. Они утверждали, что более плодотворным было бы изучение функции в отличие от структуры разума. Функция в этом смысле может означать одно из двух: во-первых, как работает разум, то есть как элементы разума работают вместе, и, во-вторых, как психические процессы способствуют адаптации. Находясь под явным влиянием учения Чарльза Дарвина и принципа естественного отбора (выживание наиболее приспособленных), Джеймс считал, что психические процессы выполняют жизненно важные функции, позволяющие нам адаптироваться и выживать в меняющемся мире. Таким образом, в то время как структуралисты спрашивали, «что происходит», когда мы занимаемся умственной деятельностью, функционалисты больше интересовались тем, «как это происходит» и «почему».

Функционализм внес большой вклад в развитие психологии. Это расширило как предмет психологии, так и диапазон методов, используемых для получения данных. Например, акцент функционалистов на адаптации побудил их продвигать изучение обучения, поскольку считается, что это улучшает нашу приспособляемость и шансы на выживание. Их забота о том, «почему» происходят определенные психические процессы, также означала, что они проделали обширную работу над мотивацией. Функционалистам также приписывают привнесение в психологию изучения животных, детей и ненормального поведения, а также акцент на индивидуальных различиях (Hergenhahn, 2009).). Вдобавок, в то время как структуралисты установили психологию как чистую науку, функционалисты расширили эту узкую направленность, также сосредоточив внимание на практическом применении психологии к проблемам реального мира. Что касается методов исследования, функционалисты дополнили существующий репертуар, используя ментальные тесты, опросники и физиологические меры в дополнение к самоанализу (Schultz & Schultz, 2011).

Тем не менее, у функционалистов были свои недостатки. Подобно структуралистам, они в значительной степени полагались на технику интроспекции со всеми ранее упомянутыми недостатками и подвергались критике только за расплывчатое определение термина «функция». Несмотря на неоднократные словесные нападки, направленные друг на друга, ни структурализм, ни функционализм не оставались на переднем крае психологии очень долго. Оба внесли значительный вклад в психологию, но пренебрегли одним важным фактором, влияющим на человеческое мышление и поведение, – бессознательным. Здесь Зигмунд Фрейд дебютировал.

Психоанализ

Упомяните слово психология, и мало кто не вспомнит Зигмунда Фрейда. Подобно структуралистам и функционалистам до него, Фрейд верил в изучение скрытого поведения, но, в отличие от своих предшественников, Фрейд не довольствовался изучением только сознательной мысли; он нырнул с головой в бессознательное. Фрейд сравнил человеческую психику с айсбергом: лишь малая его часть видна другим, а большая часть лежит под поверхностью. Фрейд также считал, что многие факторы, влияющие на наши мысли и действия, лежат за пределами нашего сознания и действуют исключительно в нашем бессознательном. Поэтому психологии необходимо было изучить эти бессознательные влечения, мотивы и импульсы, чтобы прийти к более полному пониманию личности.

Не все современные психологи согласны с психоаналитической теорией Фрейда, но никто не может отрицать значительное влияние, которое этот человек оказал на психологию. Он открыл совершенно новые горизонты в психологии и предложил одну из самых всеобъемлющих теорий личности, когда-либо написанных, с объяснениями того, как работает бессознательное и как развивается личность в первые годы жизни. Многие более поздние теоретики испытали прямое или косвенное влияние Фрейда, поскольку они либо основывались на его иногда противоречивых взглядах, либо модифицировали их, либо реагировали на них. Работа Фрейда привела к развитию первой формы психотерапии, которая модифицировалась и использовалась бесчисленным количеством терапевтов на протяжении всей истории психологии. Даже все это, если использовать аналогию Фрейда, является лишь самой «верхушкой айсберга» в том, что касается его вклада.

Никакая другая психологическая школа не получила столько внимания, восхищения и критики, как психоаналитическая теория Фрейда. Одна из самых больших критических замечаний заключается в том, что его теория не является научной, поскольку многие из его концепций не поддаются проверке. Фрейд также не смог понять, как переживания после детства способствуют развитию личности, и сосредоточился в основном на психологических расстройствах, а не на более позитивном, адаптивном поведении (Burger, 2011).

Бихевиоризм

Несмотря на свои различия, структурализм, функционализм и психоанализ уделяли внимание психическим процессам — событиям, невидимым невооруженным глазом. Джон Б. Уотсон, стойкий сторонник бихевиоризма, резко возражал против такого подхода и совершил революцию в психологии. Уотсон был сторонником научного изучения, но для него скрытое поведение, включая психические процессы, не могло быть изучено с научной точки зрения. Акцент, с его точки зрения, должен делаться только на явном или наблюдаемом поведении. Бихевиористы считали, что человеческое поведение можно понять, исследуя взаимосвязь между стимулами (событиями в окружающей среде) и реакциями (наблюдаемое поведение). Они не видели необходимости использовать субъективные методы, такие как самоанализ, для вывода о психических процессах, с которыми не могли прийти к согласию даже обученные испытуемые и исследователи. То, что когда-то было изучением разума, стало изучением наблюдаемого поведения.

Б. Ф. Скиннер, другой известный бихевиорист, поддержал точку зрения Уотсона, выдвинув идею о том, что человеческое поведение можно объяснить подкреплением и наказанием — наблюдаемыми факторами окружающей среды — без необходимости учитывать внутренние психические процессы. Более поздние бихевиористы приняли более сбалансированный взгляд на вещи, охватив изучение как открытого, так и скрытого поведения. Они стали известны как когнитивные бихевиористы.

Призыв Уотсона к большей объективности, каким бы радикальным он ни был, значительно продвинул психологию по пути превращения в науку, а не просто в совокупность философских мыслей (Benjafield, 2004, цитируется по Coon & Mitterer, 2010). Многие из теорий обучения, используемых психологами сегодня, также родились из бихевиористской школы мысли и часто применяются для модификации поведения и лечения некоторых психологических расстройств (например, фобий или посттравматического стрессового расстройства). Тем не менее строгий бихевиористский взгляд Уотсона никоим образом не превосходил узкого акцента структуралистов и функционалистов только на психической жизни. Действительно, «многие аспекты человеческого опыта (например, мышление, внутренняя мотивация, творчество)… лежат за пределами строгого поведенческого определения психологии» (Уолтерс, 2002, стр. 29).). Они также должны быть изучены, чтобы получить более полное представление об индивидууме. Это был один из ключевых аргументов другой зарождающейся школы мысли, известной как гештальт-психология.

Гештальт-психология

Слово «гештальт» означает «форма, образец или целое». Гештальт-психологи считали, что психология должна изучать человеческий опыт как «целое», а не с точки зрения отдельных элементов, как утверждали структуралисты. Их лозунг «целое больше, чем сумма его частей» передал идею о том, что смысл часто теряется, когда психологические события разбиваются на части; только когда эти части анализируются вместе и видна вся закономерность, мы находим истинный смысл в наших переживаниях. В качестве примера представьте, что слова, которые вы сейчас читаете, разбиты на отдельные буквы и разбросаны по странице по вашему желанию. Сможете ли вы разглядеть в них что-то значимое? Вполне вероятно, что нет. Только когда буквы правильно объединены в слова, а затем структурированы в предложения, вы улавливаете истинный смысл. Тогда «целое» становится чем-то другим, чем-то большим, чем совокупность его «частей».

Гештальт-психологи, такие как Макс Вертхаймер, проделали обширную работу по различным аспектам познания, включая восприятие, решение проблем и мышление. Кроме того, их настойчивость в изучении отдельных лиц и переживаний в целом до сих пор сохраняется в психологии. Их работа также привела к появлению формы психотерапии, широко практикуемой современными психологами.

Гуманистическая психология

С появлением каждой школы мысли, упомянутой ранее, лицо психологии постепенно обретало форму. Однако не все были довольны ходом событий. В первую очередь среди них были психологи-гуманисты, такие как Карл Роджерс, которых не устраивал в высшей степени детерминистский взгляд на две основные силы в психологии — психоанализ и бихевиоризм. Детерминизм — это идея о том, что наши действия контролируются силами, находящимися вне нашего контроля. Для психоаналитиков эти силы бессознательны; для бихевиористов они существуют в нашем окружении. Однако психологи-гуманисты рассматривали людей как свободных агентов, способных контролировать свою жизнь (в отличие от того, чтобы их контролировали), делать собственный выбор, ставить цели и работать для их достижения. Гуманизм утверждал положительный взгляд на человеческую природу, подчеркивая, что люди по своей природе хороши. Из этой школы мысли также возникла уникальная форма терапии, с акцентом на помощь людям в полной реализации их потенциала. Это сильно отличалось от психоанализа, который был сосредоточен только на уменьшении неадекватного поведения.

Заключение

За несколько лет, прошедших с тех пор, как психология стала отдельной наукой, она выросла и изменилась бесчисленным образом. Каждая крупная школа мысли боролась за господство, но, в конце концов, ни одна из них не вышла явным победителем. При этом проигравших не было. Как же так? Что ж, каждая школа мысли оставила неизгладимый след в психологии, помогая превратить ее в уважаемую дисциплину, которой она является сейчас. Кроме того, многие психологи сегодня придерживаются эклектичного подхода — вместо того, чтобы цепляться за одну конкретную точку зрения, они тщательно выбирают из каждой школы мысли те идеи и методы, которые, по их мнению, наиболее подходят для достижения их целей.

Психология никогда не была и не будет статичной областью изучения. Даже сейчас пишутся новые теории, изучаются новые темы и новые идеи, которые еще предстоит изучить. Благодаря современным достижениям в области науки и техники люди во всем мире могут получить доступ к профессиональной помощи при проблемах с психическим здоровьем по доступной цене. Например, чтобы получить доступ к дешевой онлайн-терапии, жители Великобритании могут просто найти в Интернете лицензированного специалиста по психическому здоровью в своем районе.

Ссылки

Burger, JM (2011). Личность . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Кун, Д., и Миттерер, Дж. О. (2010). Введение в психологию: шлюзы к разуму и поведению (12-е изд.). Белмонт, Калифорния: Wadsworth

Hergenhahn, BR (2009). Введение в историю психологии (6 -е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Шульц, Д.П., и Шульц, С.Е. (2011). История современной психологии (10 -е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Уолтерс, Г. Д. (2002). Психология как наука о сознании и поведении. В С. П. Шохов (ред.), Успехи психологических исследований, Том 15 (стр. 27-50) . Нью-Йорк: Nova Science Publishers Inc.

  • Основная задача гуманистической психологии (psychologytoday.com)
  • 5 подходов; Бихевиоризм; биологический; познавательный; эволюционный; Психодинамика. (arthurmellowspsych.wordpress.com)
  • 10 бесплатных онлайн-курсов и лекций по психологии (whatispsychology.biz)
  • Общество медиа-психологии и технологий (psychologytoday.com)

Анализ различных психологических школ | by Valentina Solci

Описание 6 школ психологии

Photo by John Rodenn Castillo on Unsplash

Как и любая другая академическая область, психология, изучение разума, имеет сотни школ мысли (или теорий). Эти школы мысли предлагают разные точки зрения для изучения предмета и, в свою очередь, могут повлиять на то, как вы воспринимаете данную тему.

Начиная с первых египтян и до древнегреческих философов, людей всегда интересовало понимание человеческого мышления и поведения (WIP). Происходя из биологии и философии, психология официально превратилась в самостоятельную науку, когда Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию в Лейпциге, Германия, в 1879 году. Из-за этого Вундт широко известен как основатель психологии и положил начало первой школе мысли, известной как структурализм.

После этого многие ученые и академики спорили и критиковали друг друга за свою работу, что неизбежно привело к созданию других теорий. На данный момент существует шесть основных школ мысли, на которые ссылаются и изучают больше всего.

Фото Андрея Александру Попеску на Unsplash

Структурализм

Как упоминалось ранее, структурализм является первой официальной психологической школой. Вундт получил большую часть признания за то, что основал эту школу, однако на самом деле многие мысли и исследования исходили от его ученика Эдварда Б. Титченера (WIP). Структурализм направлен на исследование структуры разума. Психологи этой школы хотели определить и понять основные элементы сознательного разума и сделать это с научной точки зрения. Вундт приблизился к этой цели, используя инструмент самоанализа, который «предполагает взгляд внутрь себя; размышляя, анализируя и пытаясь осмыслить наши собственные внутренние переживания по мере их возникновения» (WIP). Хотя у самоанализа есть свои преимущества, многие критики отмечали, что этот научный инструмент менее идеален, поскольку «две личности не воспринимают одно и то же совершенно одинаково» (WIP). В результате экспериментальные отчеты субъектов часто были субъективными и противоречивыми.

Функционализм

Ведущим ученым этой школы мысли был Уильям Джеймс, американский психолог и ученый, который верил в изучение функции разума, а не его структуры. Для этой теории функция относится к тому, как работает разум и как психические процессы способствуют адаптации (WIP). Функционалисты были сосредоточены на том, почему происходят определенные психические процессы, что привело их к изучению адаптации, мотивации, животных и детей. Эти психологи подошли к своим экспериментам, используя самоанализ в сочетании с ментальными тестами, опросниками и физиологическими показателями. (НЗП)

Психоанализ

Чтобы полностью понять человека, психологи психоаналитической школы верили в изучение бессознательного. Лидером этой школы мысли был Зигмунд Фрейд. Один из наиболее упоминаемых психологов, Фрейд определенно оставил свой след в психологии, поскольку он беззастенчиво погрузился в изучение всех элементов бессознательного, что контрастировало с работой, которую структуралисты и функционалисты проделали для сознательной части разума. Фрейд считал, что большинство «факторов, влияющих на наши мысли и действия, лежат за пределами нашего сознания и действуют исключительно в нашем бессознательном» (WIP). Он сравнил человеческий разум с айсбергом, только часть которого видна другим, а остальная часть живет и процветает под поверхностью сознания.

Важно помнить, что не все психологи следуют открытиям Фрейда и сосредотачиваются на бессознательном, однако большинство специалистов в области психологии признают его крупномасштабное влияние на эту область. Его работа над бессознательным и ранним развитием личности привела к тому, что более поздние психоаналитики использовали, например, психотерапию. Хотя исследования Фрейда в области бессознательного проложили путь к современной психологии, многие скептически отнеслись к его работе, поскольку его концепции не всегда можно было проверить. Кроме того, он не смог понять, как жизнь после детства повлияла на личность, и сосредоточился в основном на психологических расстройствах. (НЗП)

Бихевиоризм

Отходя от акцента на психических процессах, Джон Б. Уотсон ввел новшество в психологию, основав бихевиоризм, школу мысли, сосредоточенную на объективном изучении разума путем изучения стимулов (событий в окружающей среде) и реакций ( наблюдаемое поведение) (WIP). В своей простейшей форме бихевиоризм — это изучение наблюдаемого поведения.

Дополняя работу Уотсона, бихевиорист Б. Ф. Скиннер продвигал идею изучения человеческого поведения с помощью «подкрепления и наказания — наблюдаемых факторов окружающей среды — без необходимости учитывать внутренние психические процессы» (WIP). Позже появились когнитивные бихевиористы, объединившие исследования явного и скрытого поведения.

Желание Уотсона изучать разум сквозь призму объектива помогло психологии стать более «научной» областью, а не философией. Однако, как и во всех теориях, критики этой школы считали, что большинство психических влияний имеют внутреннее происхождение, поэтому изучения объективного поведения недостаточно для понимания разума в целом.

Гештальт

Термин «гештальт» означает «форма, образец или целое». Эти психологи верили в изучение разума и человеческого опыта в целом, а не в разбивку на отдельные элементы. Гештальт-психологи известны своей поговоркой: «Целое больше, чем сумма его частей». Это подчеркивает их взгляд на то, как смысл теряется, когда идеи разбиты на части; только когда части анализируются как единое целое, можно понять истинный смысл человеческих переживаний. Макс Вертхаймер — пример гештальт-психолога, изучавшего познание, восприятие, решение проблем и мышление. (НЗП)

Гуманистическая

В результате неудовлетворенности взглядами и работой ранее упомянутых школ мысли возникла гуманистическая психология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *