Зрительные ощущения
Раздражитель — электромагнитные волны высокой частоты — через прозрачную роговицу, белковую оболочку, сосудистую оболочку, радужку и хрусталик воздействует на сетчатку глаза. Последняя представляет Собой совокупность нервных клеток (фоторецепторов) двух типов: колбочек и палочек. Собственно ощущение цвета и формы предметов обеспечивается работой колбочек. Палочки же (более чувствительные элементы) реагируют лишь на параметры яркости света (черное — белое). Так, при достаточно высокой освещенности объектов, когда имеется возможность их рассмотреть, основная нагрузка ложится на колбочки. При сумеречной освещенности объектов инициатива переходит к палочкам, и человек помучает ощущение «серого» мира (как говорят, ночью все кошки серые).
В чувствительных клетках сетчатки световая энергия преобразуется в энергию нервных импульсов. Эти сигналы по волокнам зрительного нерва и через структуры среднего и промежуточного мозга передаются в затылочную область коры головного мозга.
Считают, что через зрение человек получает около 90% всей информации. Глаза — это окна психики. В онтогенезе человека они первыми прекращают свой рост (где-то в семилетнем возрасте). Зрительные ощущения — это прежде всего ощущения цвета, так как все, что окружает человека, отражается в его сознании различной цветовой гаммой.
Ощущениям того или иного цвета соответствуют волны различной длины.
Различают ахроматические (черный, белый, серый) и хроматические цвета (зеленый, синий и др.). Человеческий глаз различает до 300 оттенков ахроматического цвета и десятки тысяч хроматических цветов в различных сочетаниях.
Установлено, что ахроматические цвета принадлежат тем объектам, которые равномерно отражают волны различной длины. Хроматические появляются у тех объектов, которые отражают лишь волны определенной длины, а остальные поглощают.
В этой связи недалеки от истины рассуждения тех, кто говорит, что окружающий нас материальный мир бесцветен. Собственно, цвет предмета обусловлен теми составляющими волнового спектра, которые этот предмет отражает, поглощает или пропускает через себя. Если человек ощущает синий цвет предмета, то это значит, что данный предмет отражает только волны синего цвета.В настоящее время существует две теории цветового зрения: трехцветовая и двухцветовая. Согласно трехцветовой теории, зрение обладает тремя типами рецепторов: красноощущающих, зеленоощущающих и фиолетовоощущающих. Световой раздражитель, той или иной длины волны одновременно воздействует на все эти рецепторы, но в различной степени. Это и создает все известные хроматические и нега. При одинаковой степени возбуждения всех рецепторов возникает ощущение белого цвета.
Сторонники двухцветовой теории говорят о наличии в зрении только двух типов рецепторов с парной оппонентной цветовой ориентацией: один тип реагирует на красный или зеленый цвет, другой — на синий или желтый. Все зависит от сбалансированности светового раздражителя. Например, если обе пары цветов представлены в раздражителе в одинаковой мере, то объект будет представляться человеку бесцветным, ахроматическим.
Попытки «примирить» данные теории привели к созданию компромиссной двухстадийной теории. Суть ее в следующем. Рецепторы красноощущающего, зеленоощущающего и фиолетовоощущающего типов служат источником информации для рецепторов с парной оппонентной цветовой ориентацией. Эти структуры как бы образуют две стадии работы механизма и цветового зрения.
Идея двухстадийности появилась с открытием цветооппонентных нейронов, расположенных в таламусе. Активность этих клеток зависит от диапазона длин волн, в котором работает в текущий момент зрительная система. Например, скорость возбуждения некоторых нейронов увеличивается при раздражении сетчатки глаза синим цветом и уменьшается при реакции на желтый цвет.
Процессы зрительных ощущений характеризуются чувствительностью (порогами ощущений), остротой зрения, латентным периодом зрительной реакции, критической частотой мелькания, инерцией зрения.
Чувствительность глаза к волнам различной длины различна.
Самыми «ощущаемыми» субъективно кажутся зеленый и желтый цвета. Цветовая чувствительность подвержена суточным колебаниям: максимум приходится на 13.00 — 15.00 ч, минимум — на 23.00 — 3.00 ч.
Острота зрения (пространственный порог зрения) характеризует способность глаза различать мелкие детали объектов. Это то минимальное расстояние между двумя объектами, с которого данные объекты не сливаются в один. Этот параметр может изменяться у человека в течение суток. Так, при нормальной освещенности аудитории острота зрения увеличивается в течение первой пары занятий, а затем начинает снижаться до 80% от максимального уровня.
Латентный период зрительной реакции — промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Этот параметр зависит от интенсивности сигнала, его значимости, возраста индивида. В среднем латентный период равен 160-240 мс.
Критическая частота мелькания (КЧМ) — минимальная частота дискретно появляющихся световых сигналов («проблесков»), при которой возникает ощущение их слитности. Этот параметр определяется яркостью сигнала, размером источника света и его конфигурацией. Обычно КЧМ равна 15-25 Гц.
Инерция зрения характеризуется тем, что зрительные ощущения не прекращаются с прекращением действия светового раздражителя. Если имеется необходимость в реагировании человека на дискретно появляющиеся сигналы, то период их следования должен быть не меньше времени сохранения ощущения, равного 0,2-0,5 с.
Следует отметить важность микродвижений глаз для процессов возникновения зрительных ощущений. Если стабилизировать положение какого-то объекта на сетчатке глаза, то уже после 2-3 с человек перестанет видеть этот объект. И все же основную информацию глаз получает во время фиксации, т.е. во время относительно неподвижного положения глаза, ориентированного на объект.
Вот тогда говорят о так называемом боковом зрении. В условиях хорошей дневной видимости предметы и их части отражаются на сетчатке лучше, если человек смотрит на них прямо. Это связано с тем, что изображения предмета проецируются в центр сетчатки, где расположены преимущественно колбочки.
Качество зрительных ощущений обеспечивает мало осознаваемая процедура моргания глаз каждые 5-8 с (в спокойном психическом состоянии человека). В момент закрытия век начинают работу специальные железы, выделяющие влагу и поддерживающие поверхность оболочки глаза во влажном состоянии. При волнении частота морганий увеличивается.
Существует гипотеза, что система зрения человека не всегда была парной. Предполагают, что человек обладал третьим глазом, расположенным на затылке. В доказательство приводят, во-первых, наличие маленького отверстия в черепе (а ведь природа ничего лишнего, бесполезного не создает) и, во-вторых, проявляющуюся иногда способность человека чувствовать упорно сверлящий чужой взгляд сзади.
Зрительные ощущения
Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн на зрительный рецептор — сетчатку глаза. В центре сетчатки расположены особые нервные клетки — колбочки, обеспечивающие ощущение цвета. На периферических участках сетчатки находится иной вид нервных клеток — палочки, характеризующиеся высокой чувствительностью к переходам яркости. Колбочки представляют собой аппарат дневного зрения, палочки — ночного (сумеречного) зрения.
Световые волны, отраженные предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и формируют на сетчатке изображение — образ. Предметность зрительного ощущения отражена в хорошо известном нам всем выражении: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Глаз человека различает около полумиллиона цветов и тонов. Если бы воздух был совершенно чист, пламя свечи было бы видно на расстоянии
Различные цветовые ощущения вызываются электромагнитными волнами разной длины. Наш глаз реагирует на ту часть электромагнитного спектра, которая находится в диапазоне от 300 до 800 нанометров (нм). Смешение всех электромагнитных волн дает ощущение белого цвета. Цвета, которые способен различать человек, делятся на ахроматические ( белый, черный, серый) и хроматические (все остальные). Ахроматические цвета отличаются друг от друга только светлотой, зависящей от того, какую часть падающего света отражает предмет, т.е. от его коэффициента отражения. Чем больше коэффициент, тем светлее цвет. Так, черная бумага отражает лишь 4 % падающего света, тогда как для белой бумаги (в зависимости от ее сорта) этот показатель колеблется в пределах 65-85 % .
Хроматические цвета обладают тремя основными свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью. Цветовой тон, как уже говорилось, определяется длиной электромагнитной волны. Насыщенностью называется степень выраженности данного цветового тона. Она определяется тем, насколько длина волн, обусловливающая цвет данного объекта, преобладает в световом потоке. Следует отметить, что чувствительность глаза зависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей человека, но и от условий его жизнедеятельности.
Так, коренные жители севера различают до 30 оттенков белого цвета, ткачи — до 40 оттенков черного. Вместе с тем не следует путать понятия «чувствительность глаза» и «острота зрения»: последняя предполагает способность различать мелкие и удаленные предметы. Повысить остроту зрения может лечение детей за рубежом. Природа цветового зрения может быть объяснена с помощью уже упоминавшейся трехмерной теории цвета Г. Гельмгольца. Все многообразие цветовых ощущений возникает в результате работы трех видов цвето воспринимающих рецепторов: красного, синего и зеленого.
Возбуждение рецепторов первого вида дает ощущение красного цвета, второго и третьего — соответственно зеленого и синего. Однако чаще всего цвет одновременно воздействует на три или два вида рецепторов. Это дает ощущение всех известных нам хроматических цветов. Люди, у которых слабо функционирует аппарат колбочек, плохо различают отдельные хроматические цвета или цветовые оттенки (чаще красного или зеленого цвета). Эта болезнь была названа дальтонизмом — по имени страдавшего ею английского ученого Д. Дальтона. Недостаточное функционирование аппарата палочек затрудняет видение объектов в темноте. Подобное отклонение называется гемералопией (или «куриной слепотой»).
Итак, специфическими модальностями зрительного ощущения являются светлота, цветовой тон и насыщенность. Зрительные ощущения оказывают существенное воздействие на все стороны жизнедеятельности человека.
Зрительное ощущение: сетчатка, характеристики и теории
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о: 1. Механизме зрительного ощущения 2. Сетчатке 3. Теории двойственности зрения 4. Характеристики зрительных ощущений 5. Дополнительные и недополняющие цвета 6. Цветовое зрение 7. Эволюционная теория Лэдда Франклина 8. Феномен Пуркинье 9. Сенсорная адаптация 10. Видимое движение 11. Зрительные постоянства.
Механизм зрительного восприятия:Сенсорный опыт, который приводит в сознание объекты окружающей среды посредством акта видения, называется зрением или визуальным ощущением. Органом чувств, связанным с этим, является человеческий глаз. Раздражителями зрительных ощущений являются световые лучи.
Вкратце механизм зрительного восприятия таков:
Световые лучи от внешних объектов попадают в глаз человека. Человеческий глаз более или менее похож на фотоаппарат. Так же, как у камеры есть линза, у человеческого глаза тоже есть линза. Лучи света проходят через хрусталик и попадают на внутренний слой глаза, известный как сетчатка. Сетчатку можно сравнить с пленкой в фотоаппарате.
Так же, как и в фотоаппарате, область экспозиции регулируется изменением диафрагмы объектива; хрусталик в человеческом глазу также может расширяться или сжиматься за счет действия набора мышц, известных как цилиарные мышцы. Цилиарные мышцы действуют в зависимости от интенсивности световых лучей и тем самым регулируют работу хрусталика.
Сетчатка:Сетчатка является жизненно чувствительной частью глаза и воспринимает световые раздражители. Сетчатка состоит из двух типов нервных структур, известных как палочки и колбочки. Палочки представляют собой удлиненные образования и находятся в большем количестве в периферической или наружной области сетчатки, тогда как колбочки имеют скорее коническую форму и в большом количестве находятся в центральной части сетчатки. Сетчатка на самом деле является продолжением очень важного нерва, зрительного нерва.
Зрительный нерв, который открывается как сетчатка в задней части человеческого глаза, передает зрительные импульсы от сетчатки к затылочной доле, расположенной в задней части мозга. Таким образом, зрительная система состоит из затылочной доли, зрительного нерва, палочек и колбочек сетчатки.
В месте, где зрительный нерв входит в глаз и открывается в виде сетчатки, палочек и колбочек нет. Эта часть известна как слепое пятно. Световой раздражитель, достигающий этой части, не ощущается. В сетчатке есть еще одна точка, центральная точка, известная как центральная ямка. Это место максимальной чувствительности, и световые раздражители, попадающие в эту точку, обеспечивают самое четкое зрение.
Теория двойственности зрения :Сетчатка состоит из двух типов структур: палочек и колбочек. Это чувствительные рецепторы к световым раздражителям. Именно фон Крис показал, что палочки и колбочки выполняют разные функции. Палочки чувствительны к ахроматическим (черно-белым) световым лучам, а колбочки чувствительны к хроматическим (цветным) световым лучам.
Поскольку палочки преобладают во внешних областях сетчатки, эта область сетчатки в первую очередь участвует в нашем восприятии формы, контуров и черно-белых элементов. Центральная область, в которой преобладают колбочки, отвечает за цветовое зрение. Этот момент важен для понимания феномена дальтонизма. Некоторые люди не способны различать цвета. Это происходит из-за недоразвития или повреждения шишек.
Характеристики зрительных ощущений :Наши зрительные ощущения различаются по трем измерениям. Первое измерение известно как оттенок. Размерность оттенка представляет собой вариации от нервного ощущения серого, ощущения белого и черного до различных цветов. Изменения оттенка связаны с характеристикой световых лучей, известной как длина волны.
Различные световые лучи, достигающие наших глаз, имеют разную длину волны, и цвет, который мы воспринимаем, зависит от длины волны конкретного луча. Следующей характеристикой зрительного ощущения является яркость. Зрительные ощущения, которые мы испытываем, различаются по яркости: одни менее яркие, другие более.
Изменение яркости зависит от изменения интенсивности световых волн. Интенсивность зависит от амплитуды или высоты световой волны. Третье измерение визуального опыта относится к тому, что называется насыщенностью или чистотой. Мы видим либо чистые цвета, либо смешанные цвета. Это зависит от различных видов световых лучей (разной длины волны), достигающих сетчатки.
Цветовая пирамида:
Мы упомянули три характеристики зрительного ощущения – оттенок, яркость и насыщенность. Взаимосвязь между этими тремя элементами можно схематически представить в виде цветовой пирамиды или цветового тела (см. рис. 6.3).
На приведенной ниже диаграмме вариации оттенков представлены точками на окружности. Изменения яркости представлены точками на вертикальной оси, а насыщенность — точками на радиусе при движении от центра к окружности.
Цветовая пирамида дает нам представление об огромном количестве визуальных ощущений, которые способен испытывать человеческий глаз. Это число оценивается примерно в семь миллионов зрительных ощущений. К счастью, у нас нет имен для всех из них.
Дополнительные и не дополнительные цвета :Читатель уже слышал о цветовой пирамиде. В этой пирамиде различные длины волн или оттенки расположены в форме круга. Таким образом, для каждого оттенка в круге есть диаметрально противоположный оттенок. Интересное явление происходит, если смешать диаметрально противоположные друг другу оттенки. Если смешать два таких оттенка, получится серый цвет.
Цвета, которые при смешивании дают ощущение серого, называются дополнительными цветами. Среди обычных цветов красный и зеленый дополняют друг друга, а желтый и синий также дополняют друг друга. С другой стороны, цвета, которые «не дополняют друг друга при смешивании, производят впечатление, представляющее собой смесь двух цветов. Такие цвета называются некомплементарными.
Читатель, должно быть, столкнулся с еще одним интересным опытом. Лучи света, попадая на призму и проходя через нее, расщепляются на семь цветов, обычно наблюдаемых в радуге. Это показывает, что белый свет (солнечный свет) является комбинацией этих семи цветов. Когда все основные цвета смешаны, получается нейтральный серый.
Описанное выше явление иллюстрирует свойства зрительного восприятия. Это представляет интерес для объяснения некоторых визуальных переживаний, таких как остаточные изображения и визуальный контраст. Если мы какое-то время интенсивно смотрим на красное пятно света, то даже когда свет выключается, мы еще какое-то время продолжаем видеть красное пятно.
Это называется положительным остаточным изображением. Положительные остаточные образы обладают теми же свойствами, что и первоначальный опыт. В том же примере, если мы продолжим смотреть на то место, где было замечено красное пятно света, положительное остаточное изображение (красное изображение) исчезнет, и на его месте мы увидим зеленое пятно света.
Этот опыт называется отрицательным послеобразом. Ощущение зеленого появляется даже тогда, когда мы вообще не смотрели на зеленое пятно света. Читатель обнаружит, что в цветовой пирамиде зеленый расположен диаметрально противоположно красному и, следовательно, дополняет красный.
Негативные остаточные изображения приобретают оттенок, дополняющий красный цвет. Теперь читатель поймет взаимосвязь между дополнительными цветами и остаточными изображениями. Точно так же мы можем видеть, что если мы продолжаем смотреть на белое пятно света, через некоторое время мы начинаем видеть черное.
Цветовое зрение :Наша способность видеть цвета возможна благодаря функционированию колбочек. Подсчитано, что существует шесть миллионов колбочек, и они сосредоточены в центральной части сетчатки. Цвет или оттенок, который мы видим, зависит от длины волны световых лучей. Каждая колбочка передает импульс в мозг, обеспечивая таким образом высокую степень точности.
Человеческий глаз способен различать цвета. Эти цвета, однако, являются вариациями некоторых основных цветов. Один из основных вопросов, касающихся цветового зрения, звучит так: каковы основные или первичные цвета? Были разные теории, но в целом было показано, что с психологической точки зрения есть четыре основных цвета: красный, зеленый, синий и желтый. Человек способен видеть эти цвета, потому что существует три различных типа колбочек, чувствительных к длинам волн световых лучей, соответствующих этим цветам.
Дальтонизм:
Важным опытом человеческого зрительного восприятия является неспособность некоторых людей реагировать на цвета. Есть люди, которые не различают ни одного цвета. Есть и такие, которые не реагируют на красный и зеленый, но могут видеть другие цвета. Есть и другие, которые не видят синего и желтого, хотя это бывает редко.
Как это может случиться? Ответ на этот вопрос пришел в виде нескольких теорий цветового зрения. Самая ранняя теория, сформулированная Юнгом и Гельмгольцем, утверждала, что сетчатка содержит три типа колбочек; один восприимчив к красному, второй восприимчив к зеленому и третий восприимчив к синему.
Эта теория пытается объяснить различные аспекты цветового зрения на основе этих трех различных типов рецепторов. Но эта теория не в состоянии объяснить некоторые аспекты цветового зрения. Согласно этой теории, наша способность воспринимать желтый цвет зависит от совместной активности рецепторов, отвечающих за красный и зеленый цвета. Но есть люди, которые не видят красный и зеленый, но способны видеть желтый.
Аналогичным образом установлено, что среди дальтоников, которые не видят «красный», есть еще неспособность видеть « зеленый» но эти люди видят «синий». Таким образом, существует связь между красным и зеленым, но нет связи между синим и любым из двух цветов, упомянутых выше. Теория Юнга и Гельмгольца не объясняет эти факты.
Другая теория, предложенная Херрингом, также предполагает, что существует три типа колбочек. Один тип реагирует на бело-черный диапазон. Второй тип реагирует на красно-зеленый диапазон, а третий — на желто-синий диапазон. Эта теория, хотя и объясняет некоторые факты, относящиеся к дальтонизму и остаточным изображениям, тем не менее не в состоянии объяснить все другие аспекты цветового зрения.
Эволюционная теория Лэдда Франклина :Эта теория, предложенная Кристиной Лэдд Франклин, является эволюционной в своем подходе. Согласно этой теории, на самой ранней стадии развития человеческая особь не реагирует на цвет, а реагирует только на форму и очертания. Это связано с тем, что на этой стадии полностью развиты только стержни.
На следующем этапе ребенок уже может реагировать на желтый и синий, а на еще более позднем этапе — на красный и зеленый. Таким образом, способность различать цвета носит эволюционный характер. Эта теория способна объяснить различные факты цветового зрения, а также феномен дальтонизма. Было обнаружено, что дальтоники, которые не видят желтый цвет, также не могут видеть синий цвет. Подобное сочетание было обнаружено в случае красного и зеленого. Таким образом, теория Лэдда Франклина, по-видимому, способна объяснить многие факты цветового зрения.
Феномен Пуркинье :Колбочки обычно очень эффективны при интенсивном освещении. Но в условиях темноты они не активны. При слабом освещении колбочковое зрение сменяется палочковидным. Это явление известно как феномен Пуркинье. Общеизвестно, что желтый — самый яркий цвет при дневном свете, а синий — самый яркий ночью.
Можно видеть, что в многоцветном зрительном восприятии желтый, яркий днем, становится все менее и менее ярким с приближением темноты. Точно так же красный цвет также ярче в дневное время, но становится менее ярким в ночное время. Таким образом, видно, что яркость цвета меняется от дневного видения к ночному.
Это явление изменения яркости объясняет ряд переживаний. Таким образом, зеленые листья растения кажутся ярче после исчезновения красных цветков. Точно так же увеличение аварийности в сумерках можно снова объяснить изменением яркости.
Сенсорная адаптация :Основной характеристикой сенсорного опыта является сенсорная адаптация. Было отмечено, что по мере того, как человек продолжает смотреть на красный объект, этот объект имеет тенденцию казаться все менее и менее красным. Это связано с уменьшением чувствительности рецепторов и, следовательно, с увеличением порога или предела.
Очень интересным опытом в этом процессе адаптации является переход от дневного видения к ночному. Например, когда мы заходим в кинозал, внутри которого темно, мы какое-то время ничего не видим. Точно так же, когда мы входим в ярко освещенное место, мы испытываем трудности с правильным видением вещей.
Это связано с тем, что такой опыт включает в себя переход от видения-палочки к зрению-колбочке или наоборот. Этот переход, естественно, требует некоторого времени. Феномен сенсорной адаптации представляет собой процесс приспособления от одного типа зрительной реакции к другому типу.
Видимое движение :Все мы были в кино. В фильмах мы можем видеть разные типы действий, например бег человека. Собственно фильм состоит из ряда кадров с человеком в разных позах. Но может показаться, что человек бежит непрерывно, потому что кадры изображения показываются в быстрой последовательности.
Мы не видим разрыва или обрыва пленки. Таким образом, мы можем видеть движения, даже если изображения не показывают движения как такового. Этот опыт известен как иллюзия движения или видимое движение. Если два последовательных зрительных опыта разделены оптимальным временным интервалом, мы не видим разрыва между ними, а видим непрерывное движение.
Это явление, впервые отмеченное Вертгеймером, имело большое значение в истории психологии и было известно как фи-феномен. Вертхаймер утверждал, что человек склонен сокращать промежутки в восприятии между двумя последовательными перцептивными переживаниями. Именно это явление помогает нам понять активную природу восприятия.
Это показывает, что наш сенсорный опыт действительно может выходить за рамки характеристик раздражителей. Возможно, сейчас нет необходимости вдаваться в дальнейшее обсуждение этого явления. Это было упомянуто здесь только для того, чтобы выявить сложности, связанные с проведением различия между ощущением и восприятием.
Зрительные постоянства :Существуют и другие феномены, иллюстрирующие сложность зрительных ощущений. Такие явления бывают разных типов. Важным среди них является феномен постоянства. Например, наши визуальные переживания часто не зависят от стимула или стимулирующих характеристик.
Монета в одну рупию кажется одинакового размера независимо от того, держите ли вы ее возле глаза или если ваш друг держит ее на расстоянии 6 футов от вас. Это называется постоянством размера. Точно так же монета в одну рупию воспринимается как круглая, независимо от того, под каким углом ее держат.
Это называется постоянством формы. Феномен постоянства иллюстрирует роль опыта и знаний в наших сенсорных переживаниях. Хотя качества и характеристики стимулов важны, бывают случаи, когда опыт остается постоянным, несмотря на изменения характеристик стимулов.
Такие явления, как постоянство и видимое движение, указывают на сложность сенсорных переживаний, а также на относительную независимость сенсорного опыта от раздражителей и их характеристик. Именно эта характеристика сенсорного опыта придает стабильность и последовательность визуальному опыту.
Зрение считается самым важным из всех наших сенсорных ощущений. В приведенных выше абзацах была предпринята попытка описать и объяснить различные аспекты зрительных ощущений, а также выявить роль различных факторов в зрительном восприятии. Зрительные ощущения как ответы в значительной степени зависят от характеристик раздражителя.
Тем не менее, реальный опыт во многих случаях определяется не только характеристиками стимула, но и другими факторами. На самом деле, очень интересным аспектом зрительного опыта является его возникновение при полном отсутствии стимула. Некоторые люди видят видения или призраков, когда нет раздражителей.
Такие переживания известны как галлюцинации и обычно встречаются у психически ненормальных людей. Точно так же было обнаружено, что прием наркотиков и алкоголя вызывает галлюцинации. Такие переживания объясняются активацией мозга. Когда соответствующие части мозга активируются, сенсорные переживания возникают даже без фактической стимуляции.
Точно так же при определенных условиях, например при плохом освещении, мы принимаем, например, веревку за змею. Здесь, однако, есть стимул, но он видится отличным от его реальной формы. Такие переживания называются иллюзиями. Галлюцинации и иллюзии иллюстрируют сложность чувственного опыта.
Главная ›› Поведение человека ›› Психология ›› Ощущение ›› Сенсорная система ›› Зрительное ощущение
ТЕСТЫ НА ЗРЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ BETTS: МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ТРЕБУЮЩИХ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ | JAMA Ophthalmology
ТЕСТЫ НА ЗРЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ BETTS: МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ТРЕБУЮЩИХ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ | JAMA Офтальмология | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]Эта проблема
- Скачать PDF
- Полный текст
Поделиться
Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn
- Процитировать это
- Разрешения
Артикул
Ноябрь 1939 г.
ЛУРА ДУБ, к.т.н. ; АЛЬБЕРТ Э. СЛОАН, MD
Принадлежность авторов
БОСТОН
Арка Офтальмол. 1939;22(5):832-843. дои: 10.1001/архофт.1939.00860110118007
Полный текст
Абстрактный
Сотрудники Научно-исследовательского проекта 1 , занимающегося изучением развития детей и неуспеваемости в школе, сочли необходимым провести дополнительное исследование методов проверки зрения и фактов, касающихся зрительного оборудования групп учащихся. детей перед тем, как приступить к основной работе над проектом. В этой статье сообщается об исследовании ряда тестов, направленных на выявление людей, нуждающихся в зрительном внимании.
Многие записи тестов учителей с таблицами Снеллена, которые обычно даются в школах, были проверены ранее и признаны недостаточными и ненадежными. Сами учителя выразили недовольство результатами.