Психологические теории эмоций
Заметим сразу, что чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих их физиологической основы, не существует. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от физиологических процессов, происходящих в организме.
Исследователями не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с конкретными эмоциями и показать, что разные эмоции сопровождаются различными комплексами органических признаков. Поэтому первые теории эмоций посвящены изучению их физиологической основы.
Эволюционная теория эмоций
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.
Согласно эволюционной теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к ситуациям жизни. Телесные движения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Органическая теория эмоций
Идеи Дарвина были восприняты и развиты в теории У. Джемса и К. Ланге. Джемс считал, что для разных эмоций характерны определенные физические состояния, названные органическими проявлениями эмоций. Слезы являются органическим проявлением эмоции горя, смех — органическим проявлением эмоции радости. Согласно теории Джемса — Ланге именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Отражаясь в мозге через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция. Т.о., нам весело потому что мы смеемся, нам грустно оттого, что мы плачем.
Психоорганическая теория эмоций
Ряд контраргументов к теории Джемса — Ланге предложил У. Кеннон. Он отметил тот факт, что телесные изменения, сопровождающие разные эмоциональные состояния, весьма похожи друг на друга. Их разнообразие недостаточно для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Во-вторых, внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кроме того, искусственное прекращение поступления органических сигналов (например, от слезной железы) в головной мозг не прекращает эмоций.
Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.
Активационная психологическая теория эмоций
Дальнейшее развитие теорий эмоций происходило под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Так возникла активационная теория Линдсея — Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:
- Эмоции возникают вследствие так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
- Работа ретикулярной формации определяет динамические параметры эмоций: их силу, продолжительность, изменчивость и др.
Вслед за психологическими теориями эмоций, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека.
Эффективность деятельности, как оказалось, зависит от характера и интенсивности эмоционального переживания, что было экспериментально доказано Хеббом. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.Эмоции человека зависят не только от органических процессов, но и от когнитивных факторов. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.
Теория когнитивного диссонанса
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются (т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным когнитивным представлениям, или, что то же самое, находятся в консонансе). Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется для объяснения социального поведения человека. Согласно этой теории эмоции рассматриваются в качестве основного мотива поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Когнитивно-физиологическая теория эмоций
С.Шехтер показал, что немалую роль в возникновении эмоциональных процессов помимо воспринимаемых стимулов играют память (прошлый опыт человека) и мотивация человека (оценка им ситуации с точки зрения актуальных для него потребностей).
Подтверждением этой теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной эмоциогенной информации в виде переживаний других людей.
В одном из экспериментов людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. Через некоторое время испытуемых спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что их эмоциональные переживания соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показано также, что характер эмоциональных переживаний человека зависит от того, как возникшую ситуацию переживают рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку. При этом у человека (в отличие от животных) качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от личного отношения к тому, кому человек сопереживает.
РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 Эволюционная теория Ч. Дарвина 3 Рудиментная теория эмоций 3 Теории Джемса Ланге 4 Альтернатива к теории Джемса и Ланге 5 Активационная теория Линдсея Хебба 6 теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера 8 когнитивно-физиологическая тория С. Шехтер 9 Информационная теория П.В.Симонова 10 Заключение 11 Литература 12 ВВЕДЕНИЕВсе мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Это доказывает тот факт, что доказывает врожденный характер эмоций. Но несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагирует так, а не иначе на то или другое событие. Попробуем проследить развитие психологических теорий эмоций. Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических вопросов, например вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решен без обращения к физиологическим коррелятам эмоций. Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны. Эволюционная теория Ч. ДарвинаВ 1972 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию. Рудиментная теория эмоцийПосле выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, по которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая в положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов (частью Г. Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты Т. Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась Рудиментная теория эмоций. С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как заторможенное бегство, а гнев как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно. Таким образом, получилось впечатление, что кривая развития эмоций идет вниз. Отсюда знаменитое предсказание о том, что человек будущего человек безэмоциональный. Теории Джемса ЛангеЕсли рассматриваемая с биологической стороны эмоциональная жизнь казалась умиранием целой сферы психической жизни, то непосредственный психологический опыт, а затем и экспериментальные исследования наглядно доказали абсурд этой мысли. Еще Н. Н. Ланге и У. Джеймс поставили себе задачу найти источник живучести эмоций, как говорит Джеймс, в самом организме человека и тем самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям, а с другой она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности. Вначале теория Джемса Ланге встретила упреки в «материалистичности», в том, что Джемс и Ланге хотят свести чувства человека к отражению в его сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти упреки Джемс объявил, что органическое происхождение имеют только низшие эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это может относится к таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким «субтильным», по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое переживание и т.д. Таким образом, Джемс резко различал области низших и высших эмоций. Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое непосредственно от него развилось. Альтернатива к теории Джемса и ЛангеЭкспериментальные атаки на теорию Джемса Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли по отношению к теории Джемса и Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла книга У. Кеннона. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх. Активационная теория Линдсея ХеббаПсихологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса Ланге и Кеннона Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой. У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов. теория когнитивного диссонанса Л. ФестингераОдной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорд, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям. Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания. когнитивно-физиологическая тория С.ШехтерК тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической. В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает. Информационная теория П.В.СимоноваОтечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: Э=F (П, (ИнИс, …) ), где Э эмоция, ее сила и качество; П величина и специфика актуальной потребности; (Ин Ис) оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта; Ин информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда Ин больше чем Ис), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами когда Ис больше чем Ин. Симонов утверждает, что существует относительная независимость нейтронных механизмов потребности, эмоции и прогноза (или вероятности достижения цели) и что эта относительная независимость механизмов предполагает разнообразие взаимодействий между ними. Активация нейтронного аппарата эмоции интенсирует потребность, а дефицит или излишек информации склонны влиять на потребность по формуле: . С другой стороны, изменение интенсивности эмоции и потребности влияют на прогноз вероятности достижения цели: ЗаключениеКак правило, теории эмоций мало что могут сказать о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследователей эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Литература
Каталог: download Скачать 119.69 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Руководство по трем основным теориям эмоций (упрощенно)
Суджан
Page Contents
Теории эмоций
Эмоции оказывают особо сильное влияние на человеческое поведение. Сильные эмоции могут заставить вас требовать действий, которые вы обычно не совершаете, или избегать ситуаций, которые вам нравятся. Почему именно у нас есть эмоции? Что заставляет нас обладать этими чувствами? Исследователи, философы и психологи представили различные теории эмоций, чтобы выяснить, как и почему человеческие эмоции.
Здесь мы понимаем три основные теории эмоций, включая теорию эмоций Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда и теорию эмоций Шахтера-Зингера.
Теория эмоций Джеймса-Ланге
Одна из первых теорий эмоций, предложенных исследователями, была известна как теория эмоций Джеймса-Ланге. Название «Джеймс-Ланге» было предложено по имени психологов Уильяма Джеймса и Карла Ланге.
Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают из-за физиологических реакций на события. Другими словами, эта теория предполагает, что у людей есть физиологический ответ на стимулы окружающей среды, и их понимание этого физического ответа затем приводит к эмоциональному приключению. Ваша эмоциональная реакция зависит от того, как вы определяете эти физические реакции. Следовательно, эта теория разъясняет, что событие вызывает физиологическое возбуждение, после чего мы интерпретируем это возбуждение или придаем ему значение. Только после интерпретации этого возбуждения мы будем испытывать эмоции.
Например, представьте, что вы просто идете через темный гараж к своему автомобилю. Вы замечаете темную фигуру, тянущуюся за вами, и ваше сердце начинает бешено колотиться. В соответствии с теорией эмоций Джеймса-Ланге вы интерпретируете свои физические реакции на стимул как страх. Поэтому вы чувствуете себя напуганным и мчитесь к своей машине так быстро, как только можете.
Люди сталкиваются с ситуациями и событиями, которые заканчиваются физиологическими реакциями, такими как мышечное напряжение, учащение пульса, потливость, сухость во рту и многими другими, которые создаются вегетативной нервной системой. Теория эмоций Джеймса Ланге предполагает, что эмоции являются результатами этих физиологических реакций, а не их причинами.
Смотрите, эти две интерпретации.
Здравый смысл : Восприятие сердитой собаки – Чувство страха – Физиологические реакции
Джеймса-Ланге : Восприятие сердитой собаки – Физиологические реакции – Чувство страха
Таким образом, согласно Теория Джеймса-Ланге : Событие — Возбуждение — Интерпретация — Эмоция
Теория эмоций Кэннона-Барда
Вторая из теорий эмоций — это теория эмоций Кэннона-Барда. Уолтер Б. Кэннон и его аспирант Филип Бард разработали эту идею в 19 году.27. она была создана как альтернатива теории эмоций Джеймса-Ланге. Теория Кэннона-Барда гласит, что чувства являются результатами физических реакций на стимулирующее событие.
В соответствии с этой теорией эмоции и телесные изменения не имеют причинно-следственных связей. Скорее, они происходят одновременно, после интересного события.
Например, когда человек видит ядовитую змею, он/она испытывает страх, и его/ее мышцы одновременно напрягаются, готовясь убежать далеко от опасного животного. Можно наблюдать эмоцию человека, поддерживаемую физиологическим сигналом, который показывает его / ее тело.
Кэннон-Бард предполагает, что обе эти реакции возникают одновременно в таламусе головного мозга. часто это небольшая структура мозга, отвечающая за получение сенсорной информации. Он передает его в приемлемую область мозга для обработки. Когда происходит триггерное событие, таламус может посылать сигналы в миндалевидное тело.
Миндалевидное тело отвечает за обработку сильных эмоций, таких как страх, удовольствие и гнев. он также будет посылать сигналы в мантию головного мозга, которая контролирует сознательное мышление. Сигналы, посылаемые из таламуса в вегетативную нервную систему и скелетные мышцы, контролируют физические реакции. К ним относятся потливость, дрожь или напряжение мышц. Таким образом, иногда теория Кэннона-Барда упоминается из-за «таламической теории эмоций».
Теория эмоций Шахтера-Зингера
Третьей из теорий эмоций является теория эмоций Шахтера-Зингера, которая может представлять собой когнитивный подход к пониманию того, как эмоциональные состояния определяются когнитивными факторами. С конца 1950-х годов так называемая когнитивная революция стала столь заметной среди психологов.
Следуя этой тенденции, Стэнли Шахтер и Джером Сингер предположили, что существуют когнитивные факторы, которые влияют на многочисленные состояния эмоций, настроения и чувств. Они взяли описания физиологически обоснованных теорий, таких как теория Джеймса-Ланге и теории эмоций Кэннона-Барда, и пришли к выводу, что разнообразные инстинктивные или физиологические паттерны не соответствуют большому разнообразию эмоциональных состояний людей. Шахтер и Сингер официально представили эту идею в 19 году.62.
В соответствии с этой теорией элемент рассуждения играет решающую роль в том, как мы переживаем эмоции. Теория Шахтера-Зингера предполагает, что, когда событие вызывает физиологическое возбуждение, мы пытаемся найти причину этого возбуждения. Затем мы испытываем эмоцию ярлыка.
Например, вы сидите в фотолаборатории в одиночестве и вдруг слышите позади себя звук дыхания. Ваш пульс учащается, и вас начинает трясти. Заметив эти физические реакции, вы понимаете, что они доступны из-за того, что вы просто находитесь в одиночестве в фотолаборатории. вы думаете, что просто тоже можете быть в опасности, и чувствуете эмоцию страха.
Кратчайший путь теории Шехтера-Зингера таков: Событие – Возбуждение – Рассуждение – Эмоция
Основополагающий принцип этой теории заключается в том, что мы воспринимаем планету через линзу мыслей, которые развиваются с опорой на то, что мы узнаем, когда растем вверх. Если бы мы узнали, что мы способны и компетентны в детстве, мы увидим себя способными и компетентными взрослыми. Эти мысли вызывают эмоции, а эти эмоции вызывают определенное поведение. Поскольку мы способные и компетентные взрослые, мы будем уверенно бороться со своими денежными делами.
Сравнение этих трех теорий эмоций
Теория | Начальная реакция | Вторичная реакция |
Джеймс-Ланге | 90 073 Физическая реакция.Возникает эмоциональное состояние. | |
Кэннон-Бард | Эмоции возникают одновременно | — как и физическая реакция. |
Schachter-Singer | Физические и эмоциональные реакции возникают одновременно. | Ситуационно-поисковая среда. |
Нравится:
Нравится Загрузка…
Введение в теории эмоций
Хотя эмоции, как известно, трудно определить, трудно отрицать, что они играют огромную роль в нашей жизни. Они часто управляют тем, как мы взаимодействуем с миром, искажают наше восприятие, когда мы сталкиваемся с новыми стимулами, а также формируют то, как мы обращаем внимание на стимулы[1].
Таким образом, эмоции могут существовать как информация, направляющая наше взаимодействие с миром, они могут ограничивать или расширять наше поведение в зависимости от ситуации (например, страх может заставить нас уйти в себя и стать избегающим [2], предположительно как механизм, чтобы избежать возможный негативный опыт).
Поскольку эмоции играют столь важную роль в том, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним , неудивительно, что психологи сформировали несколько теорий о том, как генерируются эмоции и как они влияют на наше мышление. Ниже мы обсудим несколько основных теорий эмоций, которые стали центральными в области исследования человеческого поведения.
Содержание:
- Теория Джеймса
- Двухфакторная теория
- Теории оценки эмоций
- Сетевые теории эмоций
- Теория эмоций с обратной связью по лицу
Теория Джеймса
Это одна из самых ранних формальных теорий эмоций, созданная в 1884 и 1885 годах Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге (и поэтому иногда известная как теория Джеймса-Ланге). Теория утверждает, что эмоции отделимы от физиологических реакций на события.
Последовательность, которую они утверждают, начинается со стимула, который вызывает телесную реакцию, и когда человек испытывает эти физиологические изменения, они также переживаются как эмоция.
Эмоции считались (и часто остаются) предшественниками физиологических реакций — эта теория сыграла ключевую роль в переворачивании этого с ног на голову и утверждении, что физиологические реакции могут быть триггером эмоциональных реакций.
Хотя теория была первым шагом в понимании эмоций за пределами поверхностного уровня, было несколько проблем, которые теория не в состоянии объяснить. Некоторые из самых сильных критических замечаний исходили от Уолтера Кэннона, который указал, что физиологические реакции не являются строго специфическими для определенных эмоций (например, гнев и страх могут увеличивать частоту сердечных сокращений, но они очень разные как эмоции).
Кроме того, было обнаружено, что инъекция адреналина, которая увеличивает частоту сердечных сокращений, приводит к определенным эмоциям только тогда, когда делаются когнитивные подсказки [4], которые не учитываются теорией Джеймса-Ланге.
Top of Page
Двухфакторная теория
Стэнли Шахтер и Джером Сингер провели вышеупомянутое исследование адреналина и, опираясь на него, сформировали двухфакторную теорию эмоций в 1964 году [4]. Теория утверждает, что эмоции переживаются в конце цепочки событий, начиная с физиологических изменений, за которыми следует когнитивная атрибуция источника этих изменений и, наконец, сама эмоция.
Эта теория основана на теории Джеймса-Ланге и учитывает потенциальную неопределенность при переживании физиологических изменений (таких как учащение пульса и гнева или страха, как упоминалось выше). человек находится внутри, и эмоция приписывается на основе этого.
Критика этой теории исходила из исследований, показывающих, что эмоции можно модулировать, даже если человек не в состоянии сделать сознательное когнитивное приписывание стимула. Исследование Уильяма Кунст-Уилсона и Роберта Зайонца показало, что участники могут формировать аффективную дискриминацию стимулов, даже если они не могут угадать, что это за стимул, с большей вероятностью, чем случайность [5].
Это показало, что когнитивная атрибуция по-прежнему может формировать эмоционально нагруженную атрибуцию стимула, даже если контекст и окружающая среда сознательно не указывают, как следует делать эту атрибуцию.
К началу страницы
Теории оценки эмоций
Опираясь на сложность двухфакторной теории, появились теории множественной оценки эмоций (например, Smith and Ellsworth, 1985 или формулировка эмоций. Устраняя необходимость в сознательной когнитивной оценке, теории обеспечивают основу для возникновения таких явлений, как усиление положительных эмоций по отношению к неузнаваемым стимулам.
В отличие от вышеупомянутых моделей, теории оценки эмоций возникли из множества источников и приняли множество форм. Это означает, что ни одна отдельная теория оценки не стала окончательной в понимании эмоций, но существует множество конкурирующих теорий.
Несмотря на различия, есть, конечно, и общие черты. Теории оценки эмоций содержат бессознательную когнитивную атрибуцию, а также мотивационную информацию и физиологическую информацию. Каждый из них в совокупности обеспечивает эмоциональное состояние в ответ на стимул. То, как сочетаются эти компоненты, зависит от того, какая теория оценки рассматривается.
Один из основополагающих вкладов в теорию оценки эмоций внес Ричард Лазарус, который определил еще два аспекта эмоциональной оценки — оценку значимости события и оценку способности человека реагировать. Эти оценки формируют ценность, с помощью которой человек реагирует на стимулы, вызывающие эмоции.
К началу страницы
Сетевые теории эмоций
Более поздние теории эмоций использовали теории оценки эмоций и бихевиористские принципы в качестве отправной точки для более сложного и многогранного понимания эмоций. Бихевиоризм — это психологическая теория, формализованная и разработанная Беррусом Скиннером, в которой утверждается, что поведение можно модулировать в соответствии с валентностью стимулов (поведение можно подкреплять или наказывать, чтобы увеличить или уменьшить его частоту соответственно).
Сетевые теории предполагают, что подкрепление и наказание поведения постепенно усложняет способ развития эмоций в ответ на стимулы. Создаются «узлы» памяти, которые содержат ряд информации, относящейся к валентности стимула — эти узлы могут быть уточнены по мере появления новой информации и появления новых стимулов, в конечном итоге развивая сеть ответов.
К началу страницы
Лицевая обратная связь Теория эмоций
Одним из способов создания сетей эмоций является обратная связь. Это может происходить разными способами, но одним из основных средств является выражение лица. Теория эмоций с обратной связью по лицу касается того, как наши собственные выражения лица влияют на наши собственные эмоциональные переживания.
Исследования показали, как выражения лица могут усиливать чувство счастья или юмора в соответствии с соответствующими движениями мышц. Исследование, проведенное Strack et al (1988) [6], показало, что участники, которых попросили заставить лицевые мышцы улыбнуться (под видом прикрытия, в котором не упоминались эмоциональные реакции), значительно чаще сообщали о более высоких уровнях веселья в ответ на мультфильм, чем контрольные группы.
Исследование Стрэка с тех пор страдало от сбоев репликации, но другие исследования также изучали ту же гипотезу. Участникам исследования, проведенного Hennenlotter et al (2009) [7], вводили ботокс в мышцы, вызывающие хмурый взгляд (надбровные мышцы, сморщивающие бровь). Было обнаружено, что у них относительно снижена активация областей мозга, связанных с обработкой эмоций, при попытке нахмуриться, что позволяет предположить, что движение лицевых мышц объясняет, по крайней мере, некоторые из обычно вызываемых эмоций.
Это показывает, какое значение выражения лица могут иметь в нашей эмоциональной жизни — от нашей интерпретации выражений лица других людей до нашего собственного опыта, они явно играют большую роль в определении того, что мы чувствуем.
Чтобы лучше понять, как создаются выражения лица и что мы можем сделать, чтобы их измерить (и, следовательно, понять эмоции), загрузите наше бесплатное подробное руководство по выражениям лица ниже.
К началу страницы
Ссылки:
[1] Zadra JR, Clore GL. Эмоции и восприятие: роль аффективной информации. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci . 2011;2(6):676-685. doi:10.1002/wcs.147
[2] Thierry Steimer (2002) Биология поведения, связанного со страхом и тревогой. Диалоги в клинической неврологии vol. 4,3 (2002): 231-49.
[3] STANLEY SCHACHTER & JEROME E. SINGER (1962) КОГНИТИВНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ. Психологический обзор ТОМ. 69, № 5
[4] Стэнли Шахтер (1964) Взаимодействие когнитивных и физиологических детерминант эмоционального состояния1. Достижения в экспериментальной социальной психологии
Том 1, 1964, страницы 49-80
[5] Уильям Рафт Кунст-Уилсон и Р. Б. Зайонц (1980) Аффективное различение стимулов, которые невозможно распознать. Наука, Новая серия, Том. 207, № 4430 (1 февраля 1980 г.), стр. 557-558
[6] Стрэк Ф., Мартин Л.Л., Степпер С. (1988). Ингибирующие и облегчающие условия человеческой улыбки: ненавязчивая проверка гипотезы лицевой обратной связи.