1. Типы психологических знаний
Психологические знания могут иметь разные источники. Не случайно слова “психология” и “психологический” встречаются не только в научной психологии, но также в обыденной жизни, в искусстве.
В середине XIX в. О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:
религиозное— основанное на традиции и индивидуальной вере;
философское — основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;
позитивное — научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента (цит. по Дружинин, 2001, с.33).
Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая, как подросток, из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды.
Однако, XX в. не отверг ни философское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а об их равноправном сосуществовании. Различные формы знания существуют и развиваются параллельно. В определенные периоды развития цивилизации могут доминировать те или иные формы знания.
Психология — термин, который может применяться к разным видам человеческой практики и знания. Традиционно различают два типа психологических знаний: житейскую и научную психологию. С нашей точки зрения, можно выделить, по крайней мере, пять основных типов психологических знаний, которые отличаются по методам получения знаний, особенностям их построения, способам выражения и обоснования, а также критериям истинности
:житейская психология
научная психология
искусство
практическая психология
иррациональная психология (Карандашев, 2003).
Существует психология как система обыденных знаний людей о “психике”, поведении других людей, особенностях и закономерностях развития своей и чужой душевной жизни и т. д. Традиционное, обыденное знание зафиксировано в естественном языке в значениях слов, описывающих особенности психики человека, его поведение, личностные черты, способности, мотивы и пр.
Житейские психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни.
Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и опыт других людей. Подкрепляясь многократно в опыте большого количества людей, они фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Важный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность.
Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколения в поколение в течение всей человеческой истории. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях.
Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: “В тихом омуте черти водятся”, “Мягко стелет, да жестко спать”, “Пуганая ворона и куста боится”, “Хвалу, и честь и славу и дурак любит”, “Семь раз отмерь – один раз отрежь”, “Повторение – мать учения”.Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одна и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба-Яга, Кащей Бессмертный – в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц – в сказках о животных. Сказочные персонажи часто характеризуют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.
Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.
Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность. Поэтому вызывают особый интерес книги с афоризмами классиков. Дейл Карнеги в свое время предпринял опыт обобщения жизненных наблюдений и размышлений известных людей о тайнах человеческого общения. В результате появилась популярная книга “Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей”. Эта и другие его книги написаны занимательно, с множеством примеров, придающих эффект наглядности, что типично для книг, написанных на основе житейской психологии. Все это делает такие книги очень привлекательными для читателей.
Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность, что делает их очень привлекательными для использования при обучении психологии. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хоть и типичных ситуациях. Порой эти знания могут достигать определенного уровня обобщенности и выражаться в пословицах: “Ни радость вечная, ни печаль бесконечная”, “На сердитых воду возят”. Они дают людям практические советы: “В нужде не унывай, в счастье не ослабевай”, “После драки кулаками не машут”.
Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. Ясность и простота изложения, обилие конкретных, образных примеров делает их убедительными для других людей. В пословицах это достигается это часто за счет метафор: “Мелка река, да круты берега”.
Именно яркие иллюстрации и жизненные ситуации делают книги Дейла Карнеги столь привлекательными.
Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл. Это делает их, с одной стороны, уважаемыми, а с другой стороны, недостаточно доказательными. Житейскую психологию иногда называют донаучной, подчеркивая тем самым ее недостатки перед психологическими знаниями в науке. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно, и житейские знания имеют свои преимущества, особенно в ситуациях, когда научная психология не успевает за жизнью. Так, например, педагоги, опираясь на профессиональный опыт, мысленно строят для себя определенные психологические классификации учащихся, необходимые им в повседневной работе. Ими выделяются, например, такие типы учащихся как “старательные”, “замкнутые”, “торопливые”, “невнимательные”, “медлительные”, “медлительные, но выполняющие работу на высоком уровне качества”, “слаборазвитые умственно”, способные”. Такие классификации оказываются необходимыми, если педагог не находит в существующей психологической литературе полезной для себя классификации личностей учащихся. Он строит ее самостоятельно на основе анализа жизненной практики наблюдений и пользуется ею, соответствующим образом дифференцируя подход к учащимся.
Однако, в знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Это делает их применимыми для самых разных жизненных ситуаций, порой даже противоположных (“Тише едешь – дальше будешь”).
Как писала Ю.Б. Гиппенрейтер, “отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее силу” (Гиппенрейтер, 1996, с.18).
Знания житейской и научной психологии по сути своей могут быть близки друг к другу или противоречить. В связи с этим люди могут или соглашаться с тем.
В последние годы из-за возросшего интереса людей к психологическому знанию возникла новая сфера: так называемая “поп-психология”, которая характеризуется как упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью культуры, в том числе массовой культуры. Типичные названия книг такого рода: “Сделай себя счастливым”, “Как достичь успеха в жизни”, “Сила ума”, “22 типа мужчин – выбери одного”, “Вредные люди” “Не давите мне на психику”. Неясно, насколько обоснованны эти знания. В значительной степени они являются описанием житейских психологических знаний отдельных людей, которые считают себя особенно опытными в вопросах жизненной психологии. Не следует смешивать такие книги с научно-популярными психологическими знаниями, которые, в отличие от них, представляют собой популяризацию результатов научных исследований.
Вывод: особенности житейских психологических знаний
Достоверность знаний проверяется в личном опыте |
Критерий истинности знаний – правдоподобность |
Конкретность |
Практичность |
Доступность изложения |
Наглядность |
Опора на жизненный опыт и здравый смысл |
Неточность употребляемых понятий |
Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стр 1 из 21Следующая ⇒ Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение). И в житейской психологии, и в искусстве чаще используется слово «душа», слово «психология» употребляется реже. И, наоборот, в науке понятие «душа» теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика». Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве. Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний: 1) житейская психология, 2) искусство, 3) научная психология, 4) практическая психология, 5) парапсихология.
Житейская психология В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек — хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология «, — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного. Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели. Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.
Психологические знания в искусстве Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии. Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998). Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.). В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.
Научная психология Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.
Практическая психология Четвертый источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.
Парапсихология Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995). На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995,с.170-172). Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Трансперсональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области. Итак, виды психологических знаний достаточно многообразны. Многообразно и употребление слова «психолог». Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами. Кроме того, знание житейской психологии, использование психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.
Литература 1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1,гл. 2иЗ. 2. Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто. М.: Агентство «ФАИР», 1997. 3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 4. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 3. С. 44-52. 5. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С. 3-12. 6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 246-250. 7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психологический журнал. 1995. Т.16, №1. С. 170-172. 8. Рицль М. Парапсихология: Факты и мнения. Львов: Инициатива; Киев: Ника-центр, Вист-С, 1999.
9. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гуманитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75-85. 10. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 121-127. 11. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20-30.
12345678910Следующая ⇒ Читайте также: Техника прыжка в длину с разбега Организация работы процедурного кабинета Области применения синхронных машин Оптимизация по Винеру и Калману |
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 5369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.007 с.) |
Особенности психологического знания
12.06.2012
Беглое рассмотрение структуры психологического знания позволяет не только собственно систематизировать его, но и сделать ряд выводов относительно его характера и строения.
1. В структуре этого знания можно выделить компоненты, являющиеся стандартными составляющими любого научного знания и служащие «каркасом» системы познания в любой науке. Вместе с тем в психологии и строение этого каркаса, и некоторые его элементы обладают определенной спецификой. Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.
2. Психологическое знание достаточно бессистемно. Выстроить какую-либо единую «пирамиду» этого знания не представляется возможным. В принципе, можно построить несколько таких «пирамид» — на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др., каждая из которых будет стоять особняком. Но любая из подобных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень неустойчивой, ибо даже знание, накопленное в рамках одной идейно-методологической ориентации, трудно уложить в единую систему. А некоторые элементы психологического знания, например инструментальные технологии, могут вообще остаться за пределами таких конструкций.
3. Психологическое знание релятивно, причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности. Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т.е. психологическое знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микросреды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими.
4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации, т.е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Во многом, поэтому создается впечатление (иногда верное, иногда нет), будто, например, практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта.
5. Все вышесказанное не означает, что психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук. Психологическое знание — это тоже Знание (да простит читатель такую тавтологию), но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать.
В принципе любая книга по психологии — это определенным образом организованное психологическое знание. Однако это организованность особого рода, отличающаяся от типовой организации знания в точных науках и определяющаяся не столько онтологией изучаемых объектов (хотя и ею тоже), сколько потребностями познающего субъекта — в основном, потребностью психологического сообщества в облегчении понимания и изучения этих объектов.
Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы, хотя даже в этом случае инвариантность и неизменность понимаются несколько иначе, чем в естественных науках.
Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий. Им придется либо смириться с «вечным кризисом» психологической науки, воспринимая ее как науку, находящуюся на допарадигмальной стадии развития и списывая все ее недостатки на недостаточный уровень ее развития, либо ждать формирования единой парадигмы, которая объединит психологическую науку и придаст психологическому знанию организованный, устойчивый и надситуативный характер, либо они могут попытаться найти нетрадиционные варианты организации психологического знания, не пытаясь выстроить его по образцу естественных наук.
Ключевые слова: Наука
Источник: Манухина С.Ю., Методологические основы психологии
Материалы по теме |
---|
Психология управления как научная дисциплина Кишкель Е. Н. Управленческая психология |
Развитие функционализма в психологии Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009… |
Предмет общей психологии Максименко С.Д., Общая психология |
Основания психологического знания Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008. |
Предмет, задачи и методы социальной психологии Жуйкова И.В., Социальная психология |
Возникновение психологии Карпов А.В., Общая психология |
Научная картина мира в философии: что это такое Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с…. |
Этапы развития отечественной социальной психологии Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии |
Знаний | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Олицетворение знания (греч. Επιστημη , Эпистема) в библиотеке Цельса в Эфесосе, Турция.
Знание — это то, что известно, а не то, что не известно человеку. Это продукт мышления или мысли, которая обычно использует или работает с такими понятиями, как истина, вера и мудрость. Определение знания должно соответствовать предпосылкам определения и должно отражать природу (или дополнительные особенности или дескрипторы) знания. Поэтому лучший способ определить знание — взять аналогию и использовать ее в качестве модели для определения знания.
Удобная аналогия — определение числа. Число — это абстрактная сущность, которая представляет счет или измерение. Таким образом, знание — это собирательное название абстрактных сущностей, представляющих конечный результат сложных когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, коммуникация, ассоциация и рассуждение, происходящих из разных дисциплин, использующих разные парадигмы для описания реальности и опыта. Ненаучно звучащий термин для такого умственного упражнения называется разбиением на фрагменты. Это процесс, при котором мы получаем разные результаты, видя одно и то же. Срок знание также используется для обозначения уверенного понимания предмета, потенциально с возможностью использовать его для определенной цели.
Говорят, что знание приобретается или создается путем ознакомления, поэтому то, что известно, знакомо нам. Знакомство порождается дифференциацией и изощренностью и обычно работает с небольшими группами людей, которые имеют одинаковый социальный опыт, состоящий в основном из навыков и компетенций профессии или профессии, а также общий язык, то есть словарь и прагматика одного и того же. , два основных фактора, связанные и связанные в определении знания.
Содержание
- 1 Определение знаний
- 2 Расположенное знание
- 3 Частичные знания
- 4 Управление знаниями
- 5 Запретное знание
- 6 Другая классификация знаний
- 7 Примечания
- 8 См. также
- 9 Внешние ссылки
Определение знания
Утверждая, что знание — это то, что мы знаем, а не то, чего мы не знаем, мы на самом деле занимаемся определением онтологии, возможно, самого высокого или начального уровня, как в Библии, или любую подобную попытку понять существование, жизнь или бытие в противоположность их противоположностям, о которых мы не имеем прямого опыта или знания, несмотря на тот факт, что они, как термины, являются частью наших систем репрезентаций знания.
- См. также: гносеология
» | Мы предполагаем, что обладаем безоговорочным научным знанием вещи, в противоположность знанию ее случайным образом, каким знает софист, когда мы думаем, что знаем причину, от которой зависит факт, как причину этого факта и никакого другого, и, далее, факт не может быть иным, чем он есть. А что научное познание есть нечто такого рода, это очевидно, — свидетельствуют как те, кто ложно утверждает его, так и те, кто действительно им обладает, ибо первые только воображают себя, а вторые также действительно находятся в описанном состоянии. Следовательно, подлинным объектом безоговорочного научного познания является то, что не может быть иным, чем оно есть. | ” |
— Аристотель, Апостериорная аналитика (Книга 1, часть 2) |
Определение знания — это живая дискуссия для философов. Классическое определение, найденное Платоном [1] (хотя и не в конечном счете одобренное им), гласит, что для того, чтобы иметь знание , должны быть выполнены по крайней мере три критерия; что для того, чтобы считаться знанием, утверждение должно быть обоснованным, истинным и верным. Некоторые утверждают, что этих условий недостаточно, как якобы демонстрируют примеры дела Gettier. Предлагается ряд альтернатив, в том числе аргументы Роберта Нозика в пользу требования, согласно которому знание «отслеживает истину», и дополнительное требование Саймона Блэкберна о том, что мы не хотим говорить, что те, кто соответствует любому из этих условий, «из-за дефекта, порока или неудача’ иметь знание. Ричард Киркхэм предполагает, что наше определение знания требует, чтобы свидетельство верующего было таким, что оно логически обусловливает истинность убеждения.
В отличие от этого подхода, Витгенштейн заметил, следуя парадоксу Мура, что можно сказать: «Он верит в это, но это не так», но не «Он знает это, но это не так». [2] Далее он утверждает, что они соответствуют не разным психическим состояниям, а скорее разным способам говорить об убеждении. Отличие здесь не в психическом состоянии говорящего, а в деятельности, которой он занимается. Например, в связи с этим знать , что чайник кипит, означает не находиться в определенном состоянии ума, а выполнять определенную задачу с утверждением, что чайник кипит. Витгенштейн стремился обойти трудности определения, обратившись к тому, как «знание» используется в естественных языках. Он рассматривал знание как случай фамильного сходства.
Поскольку любое знание включает понятия и будет выражаться с помощью терминов, взаимозависимости между знанием и языком важны для самого определения. Недавно это было продемонстрировано Hey. [3]
Ситуационное знание
Ситуационное знание — это знание, специфичное для конкретной ситуации. Представьте себе два очень похожих вида грибов, которые растут по обе стороны горы, один питательный, другой ядовитый. Опора на знания по одну сторону экологической границы, после перехода на другую, может привести к голоданию вместо того, чтобы есть совершенно здоровую пищу под рукой, или к отравлению по ошибке.
Некоторые методы генерирования знаний, такие как метод проб и ошибок или обучение на собственном опыте, имеют тенденцию создавать ситуативные знания. Одним из основных преимуществ научного метода является то, что теории, которые он генерирует, гораздо менее ситуативны, чем знания, полученные другими методами.
Ситуационное знание часто встроено в язык, культуру или традиции.
Частичное знание
Дисциплина эпистемологии сосредоточена на частичном знании. В нем говорится, что в большинстве реальных случаев невозможно иметь исчерпывающее представление об информационной области, но мы должны жить с тем фактом, что наши знания всегда ограничены.0012 неполный , то есть частичный. Большинство реальных проблем приходится решать, используя частичное понимание контекста проблемы и данных о проблеме. Это очень отличается от типичных простых математических задач, которые мы решаем в школе, где все данные даны, и мы прекрасно понимаем формулы, необходимые для их решения.
Управление знаниями
- Основная статья: Управление знаниями
Управление знаниями — это теория управления, возникшая в 1990-е. Он стремится понять, как знания используются и торгуются внутри организаций, и рассматривает знания как самореферентные и рекурсивные. Эта рекурсия означает, что определение знания находится в постоянном движении. Управление знаниями рассматривает знания как информацию в некотором контексте. Знание в этом контексте состоит из информации, дополненной интенциональностью (или направлением). Эта концепция согласуется с моделью DIKW, в которой данные, информация, знания и мудрость помещаются во все более полезную пирамиду.
Основная цель управления знаниями состоит в том, чтобы гарантировать, что правая информация будет доставлена правильному человеку как раз вовремя, чтобы принять наиболее подходящее решение. В этом смысле управление знаниями не заинтересовано в управлении знаниями per se , а в том, чтобы связать знания и их использование. Это приводит к системам организационной памяти.
Инструменты быстрого сбора знаний объединяются с управлением знаниями для простой и эффективной передачи знаний от одного человека к другому.
Табуированные знания
Многие люди считают, что есть жанры или области знаний, которые не следует исследовать, или, другими словами, которые должны быть табуированы. Часто кажется, что знание угрожает религии, философии и личным убеждениям или ценностям, и поэтому не подлежит исследованию. Иногда кажется, что знания приносят больше вреда, чем пользы, и поэтому считается, что они заслуживают контроля или ограничений.
Другая классификация знаний
Знания, научные или иные, в основном бывают двух типов, а именно лексические и процедурные. Лексическое знание представляет собой набор представлений об объектах, свойствах и отношениях, и они, как правило, представляют собой ярлыки, заголовки и названия с соответствующими словесными отрывками или другими модальностями, относящимися к ним. Они по своей природе статичны и номинальны и используются для описания мира в терминах неподвижной картины и застывших временных рамок. Они используются, чтобы наметить топологию, показать пространственное расположение знаний. Примеров таких знаний миллиарды, и их представления обычно устроены в виде каких-то списков, но все они нам на самом деле не нужны, так как есть простые способы их обойти. Поэтому они имеют второстепенное значение для выживания, и их низшая степень называется мелочью.
Процедурные знания, с другой стороны, являются более важным типом знаний, так как это тип знания «как делать» или «ноу-хау». Обычно это тот тип знания, который несет в себе новизну, поэтому хранится в секрете и, следовательно, имеет свою цену. Они имеют форму сообщения, то есть имеют в себе вербальный компонент, и поэтому используются для описания временных отношений. Они также могут быть упорядочены или отсортированы в виде списков, но временных последовательностей, а не пространственных последовательностей. Они более важны, потому что могут относиться к будущему, к сути всех знаний, в отличие от знаний о прошлом, с которыми ничего не поделаешь. А знание будущего со способностью приспосабливаться или приспосабливаться к нему называется интеллектом.
И, наконец, все наши знания вытекают из нашей концепции пространственно-временного континуума, который является самым низким уровнем рекурсии, используемым нашим мышлением, а это означает, что наше начальное и фундаментальное знание существования относится к определенному моменту времени и точка пространства, по отношению к которой определяются остальные наши знания. А такие специфические точки пространства и времени являются просто названиями или словами в нашем мышлении, что нам нужно все время сортировать, как мы все это знаем с тех пор, как Шекспир записал его.
Примечания
- ↑ Платон, Театетус
- ↑ Людвиг Витгенштейн, Об уверенности , примечание 42
- ↑ Привет, Джонатан (2004). Цепочка данных, информации, знаний, мудрости: метафорическая ссылкаPDF (238 КиБ). Издательство: Межправительственная океанографическая комиссия (ЮНЕСКО)
См. также
- Аналитическое предположение/Синтетическое предположение
- Априорно/апостериорно
- Вера
- Знание здравого смысла
- ДИКВ
- Декларативные знания
- Эпистемическая логика
- Эпистемология
- Институциональные знания
- Интеллект
- Переплетение
- Интуиция как бессознательная форма познания.
- Захват знаний
- Создание знаний
- Разделение знаний
- Интеграция знаний
- Карты интеграции знаний
- Экономика знаний
- Инженерия знаний
- Извлечение знаний
- Управление знаниями
- Относительность знаний
- Представление знаний
- Поиск знаний
- Обучение
- Метазнание
- Философский скептицизм
- Процедурные знания
- Пропозициональные знания
- Запомнить или знать суждения
- Неявное знание
- Теория познания
- Традиционные знания
- Правда
- Знание — сила
- Объективистская эпистемология
Внешние ссылки
- Симпозиум «Диалог знаний о мире» — инициатива по преодолению разрыва между естественными и гуманитарными/социальными науками.
- Теория познания: проблема Геттье
- Knowledge@Wharton — предназначен для предоставления бесплатного доступа к материалам курса для студентов, преподавателей и самоучек.
- Двойственность знаний
- Философия знаний Глоссарий
- Коммуникационные технологии и эволюция знаний: от предыстории к веку информации
- Кибернетика и человеческое знание — Журнал кибернетики второго порядка, автопоэзиса и киберсемиотики
- Несоизмеримость научного и поэтического знания
- Программа «Знания для развития» — Институт Всемирного банка
- Книга о (соответствующих) знаниях Авторы: Т. Л. Кунии, К. В. Рамамурти, Хью Чинг и Та-Ю Ву; Три главы: деньги, здоровье и счастье; Опубликовано Лабораторией полной автоматизации (2007 г.)
Краткое руководство по философии
Общее: Философия: восточно-западная | История философии: Древняя — Средневековая — Современная | Портал |
Списки: Основные темы | Список тем | Философы | философии | Словарь философских «измов» | Философские движения | Публикации | Списки категорий . ..больше списков |
Филиалы: Эстетика | Этика | Эпистемология | Логика | Метафизика | Философия : образование, история, язык, право, математика, разум, философия, политика, психология, религия, наука, социальная философия, социальные науки. |
Школы: Агностицизм | Аналитическая философия | Атеизм | Критическая теория | Детерминизм | диалектика | Эмпиризм | Экзистенциализм | Гуманизм | Идеализм | Логический позитивизм | Материализм | нигилизм | Постмодернизм | Рационализм | Релятивизм | Скептицизм | Теизм |
Каталожные номера: Учебник по философии | Интернет-энциклопедия. философии | Философский словарь | Стэнфордская энциклопедия. философии | Путеводитель по философии Интернета |
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Психология формирования знаний: ее импульс, механизм и социальный контекст | Этика веры
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭтика верыЭпистемологияМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭтика верыЭпистемологияМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Kruglanski, Arie W. , and Lauren M. Boyatzi,
«Психология формирования знаний: ее движущая сила, механизм и социальный контекст»
,
в Джонатане Мэтисон и Рико Виц (ред.)
,
Этика веры
(
Оксфорд,
2014;
онлайн Edn,
Oxford
,EDN,
Oxford
,,
Acadecman
,. 2014
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199686520.003.0010,
, по состоянию на 6 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭтика верыЭпистемологияМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭтика верыЭпистемологияМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе представлены результаты трех десятилетий исследований психологической теории «эпистемики непрофессионалов», в которых резюмируется каждый из трех основных компонентов теории. Первый элемент фокусируется на логических процессах и пытается объяснить, как приобретаются знания. Согласно этой главе, люди приобретают знания, следуя правилам логического вывода, некоторые из которых запрограммированы, а другие созданы обществом. Второй элемент касается социальных отношений и пытается объяснить значение людей, от которых приобретается знание. В главе утверждается, что, хотя в некоторых культурах существуют различия в акцентах, люди повсеместно приобретают знания в соответствии с правилами вывода, основанными на предполагаемой надежности эпистемологических авторитетов. Третий элемент касается мотивационных факторов, которые предположительно объясняют, почему люди пытаются получить знания. По этой теме в этой главе делается попытка пролить свет на часто конкурирующие между собой стремления людей к истине, когнитивной последовательности и когнитивной завершенности.
Ключевые слова: социальная психология, эпистемология, исследование, авторитет, свидетельство, когнитивная непротиворечивость, когнитивная завершенность
Субъект
Эпистемология Моральная философия
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Вход через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
границ | Психологические взгляды на опыт
Введение
Эта тема исследования направлена на углубление психологического понимания опыта путем объединения направлений исследований из многих различных областей знаний. Результатом стал сборник из 35 статей по таким разным областям, как шахматы, музыка, восприятие, преподавание, реанимационная диагностика, видеоигры, спорт, танцы, математика, скалолазание и анализ отпечатков пальцев.
Статьи можно разделить на пять широких категорий в зависимости от их направленности: (а) когнитивные процессы в знаниях, (б) развитие знаний, (в) взаимосвязь между знаниями и общим познанием, (г) передача знаний навыки между областями, и (e) методологические вопросы и рамки в исследованиях экспертизы. Мы даем краткий обзор исследований по этим пяти темам.
Когнитивные процессы в экспертизе
В статьях по этой теме исследования использовался ряд различных методологий для исследования когнитивных процессов в экспертизе. В четырех статьях изучались движения глаз экспертов как способ изучения того, на что обращают внимание эксперты при выполнении задач, относящихся к предметной области. Шеридан и Рейнгольд (2014), например, обнаружили, что опытные шахматисты быстро отличают области доски, которые имеют отношение к лучшему ходу, от нерелевантных. Точно так же McCormack et al. (2014) обнаружили, что врачи-специалисты интенсивной терапии направляли свое внимание на более важные области ситуации по сравнению с компетентными неспециалистами. Кроме того, Годау и соавт. (2014) обнаружили, что специалисты по решению арифметических задач спонтанно использовали арифметические сокращения. Наконец, Эллис и Рейнгольд (2014) исследовали эффект Einstellung (т. е. когда первая пришедшая в голову идея блокирует поиск наилучшего решения проблемы) с использованием этой методологии и отметили ее актуальность для понимания экспертной гибкости (см. Bilalić and McLeod, 2014). ).
Две статьи посвящены перцептивному опыту. Керби и Готье (2014) обнаружили, что приобретение опыта работы с категорией стимулов (например, знакомство с автомобилем) увеличивает интерференцию между визуальной обработкой других знакомых стимулов (например, лиц) и обработкой изученной категории (автомобили). В исследовании с новыми объектами Ченг и Готье (2014) обнаружили, что приобретение перцептивного опыта включает интеграцию перцептивных и концептуальных репрезентаций стимулов.
Четыре исследования изучали опыт, связанный с физическими движениями. В исследовании танцев Блезинг (2015) обнаружил, что выполнение последовательности движений влияет на последующее восприятие этой последовательности, но не в такой степени, если кто-то был экспертом в танцах. В исследовании экспертов по скалолазанию Bläsing et al. (2014) обнаружили, что опыт был связан с лучшим восприятием зацепок для лазания и объектов, связанных с действием. В исследовании спортсменов и музыкантов Braun Janzen et al. (2014) показали, что тренировки влияют на производительность, включая синхронизацию и ритмические движения: спортсмены были более точными, выполняя непрерывные движения, тогда как музыканты были более точными при дискретных движениях. В исследовании приобретения навыков на симуляторе полета Wiggins et al. (2014) обнаружили, что общая способность получать и использовать подсказки связана с эффективностью при посадке самолета на тренажере.
Наконец, четыре статьи были посвящены экспертному распознаванию образов (способности определять значимые отношения в сложных стимулах). В обзоре исследований экспертов по отпечаткам пальцев Thompson et al. (2014) пришли к выводу, что такие знания основаны на быстром распознавании образов и различении, а не на аналитическом мышлении. В обсервационном исследовании Крец и Кравчик (2014) обнаружили, что академические экономисты используют множество аналогий на исследовательских встречах. Однако Trench (2014) предполагает, что эти результаты могут быть связаны с натуралистической обстановкой исследования, а не с опытом как таковой . Биалек и Савицки (2014) показали, что участники, которых попросили принять экспертную точку зрения, стали более склонными к риску и терпеливыми в задачах принятия решений. Наконец, Леоне и др. (2014) исследовали взаимосвязь между опытом и представлениями о пространстве, используя большой набор данных шахматных партий с интернет-сервера. Они обнаружили, что новички, по сравнению с экспертами, используют стратегии для снижения своей когнитивной нагрузки (комментарий см. в Connors and Campitelli, 2014).
Повышение квалификации
Шесть исследований изучали, как развивается компетентность. Гашлер и др. (2014) изучили кривые обучения в приобретении навыков, проанализировав турнирные выступления 1383 шахматистов за 10 лет. Они обнаружили, что экспоненциальные кривые обучения лучше соответствуют прогрессу игроков с течением времени, чем кривые обучения по степенной функции. Гобет и Эреку (2014) обсудили случай Магнуса Карлсена, действующего чемпиона мира по шахматам, и утверждают, что его уровень результативности не может быть объяснен преднамеренной практикой, что предполагает, что количество преднамеренной практики является критическим фактором, определяющим опыт.
Ссылаясь на ограничения более раннего метаанализа Hambrick et al. (2014a), Platz et al. (2014) провели метаанализ влияния преднамеренной практики на музыкальные достижения. Они обнаружили умеренный средний размер эффекта ( r c = 0,61), который они интерпретируют как свидетельство важности преднамеренной практики. В ответ на критику Platz et al. Hambrick et al. (2014b) отметили ряд концептуальных проблем в аргументах Platz et al. и заметили, как выводы Platz et al. также можно интерпретировать, чтобы показать, что практика, несомненно, являющаяся важным фактором компетентности, не является единственным определяющим фактором.
Хили и др. (2014) предложили ряд принципов обучения для повышения квалификации. К ним относятся приобретение опыта (например, планирование обратной связи), сохранение опыта (например, разбивка элементов на части, глубина обработки) и передача (например, вариативность практики, заполнение базы знаний). Наконец, Спилман (2014) утверждал, что рассмотрение счета как формы знаний и использование компьютерных программ в обучении устранит некоторые недостатки текущего обучения и, в частности, будет способствовать большему вниманию к практике и обратной связи в обучении.
Экспертиза и общее познание
В трех статьях рассматривалась взаимосвязь между опытом и общим познанием. Во-первых, Гобет и др. (2014b) обсуждали, как можно использовать искусственный интеллект и инженерию для создания мозга. Основываясь на экспертных исследованиях, они предполагают, что лучший мозг будет иметь меньше понятий и более низкоуровневую перцептивную обработку. Во-вторых, Guida and Lavielle-Guida (2014) объединили результаты исследований памяти с нормальным населением с теориями экспертной памяти. Они утверждают, что менее сложная версия пространственного метода локусов, используемая экспертами по памяти, также используется обычными людьми для кодирования элементов в рабочей памяти. В-третьих, Кристофель и др. (2014) заметили, что количество педагогического опыта является очень плохим предиктором фактической эффективности учителя, включая, например, способность учителя предлагать конструктивную обратную связь ученикам.
Передача навыков
В трех статьях рассматривается передача навыков между доменами. Во-первых, Гобет и др. (2014a) исследовали возможность переноса тренировок с видеоигр на избирательное внимание и объем рабочей памяти. В соответствии с более чем вековыми исследованиями, даже у экспертов по видеоиграм не было никаких доказательств переноса. Напротив, Lampit et al. (2014) сообщили о доказательствах переноса компьютеризированного когнитивного обучения на бухгалтерскую задачу. Наконец, Барт (2014) рассмотрел исследование, опубликованное после критического обзора Гобета и Кампителли (2006) о влиянии шахматного образования, показывающее статистически значимое влияние шахматного образования на успеваемость.
Концепции, рекомендации и методология
В семи статьях обсуждались экспертные знания в целом. Во-первых, Vaci и соавт. (2014) рассматривают альтернативные подходы к изучению опыта и, в частности, то, как изучение только людей с очень ограниченным диапазоном навыков может привести к другим результатам, чем изучение людей, которые представляют более широкий диапазон навыков. Во-вторых, Кауфман (2014) выявляет точки разногласий и согласия в различных взглядах на экспертизу и предлагает некоторые направления для будущих исследований. В-третьих, Борн и др. (2014), классифицируют опыт как элитный, пиковый или исключительно высокий уровень производительности в конкретной задаче или в данной области.
В-четвертых, Shen et al. (2014) используют наблюдение за птицами в качестве иллюстративного примера для обсуждения таких вопросов, как выбор подходящей области восприятия для изучения, набор экспертов, оценка их уровня знаний и экспериментальная проверка работы экспертов. В-пятых, Макинтайр и др. (2014) предполагают, что спортсмены являются экспертами не только в выполнении движений, но и в планировании, метапознании и рефлексии. Точно так же Тонер и Моран (2014), расширяя концепцию Саттона и др. (2011), утверждают, что опытные спортсмены не полностью автоматизируют свои навыки и что важным компонентом их опыта является способность быстро размышлять о своих движениях. Наконец, де Оливейра и соавт. (2014) опираются на Гигеренцера (например, Гигеренцер и Гольдштейн, 19).99) эвристический подход к принятию решений. Они предлагают, чтобы опытные спортсмены разработали набор эвристических инструментов для принятия решений.
Заключение
Разнообразие статей по этой теме исследования иллюстрирует множество различных подходов к изучению экспертизы. Это также свидетельствует о живом интересе к теме. Мы считаем, что многие статьи по этой теме исследования имеют непреходящее значение и могут помочь в будущих исследованиях в этой области знаний.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
Bart, WM (2014). О влиянии занятий шахматами на успеваемость. Фронт. Психол . 5:762. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00762
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Биалек М. и Савицки П. (2014). Может ли точка зрения эксперта устранить предвзятость человеческих решений? Дело о рискованных и отсроченных прибылях. Фронт. Психол . 5:989. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00989
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Билалич, М., и Маклеод, П. (2014). Почему хорошие мысли блокируют лучшие. науч. Я . 310, 74–79. doi: 10.1038/scientificamerican0314-74
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Bläsing, BE (2015). Сегментация танцевального движения: эффекты опыта, визуальное знакомство, двигательный опыт и музыка. Фронт. Психол . 5:1500. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01500
PubMed Abstract | Полный текст | CrossRef Full Text
Bläsing, B.E., Güldenpenning, I., Koester, D., and Schack, T. (2014). Мастерство влияет на структуру репрезентации и категориальную активацию хватательных поз в лазании. Фронт. Психол . 5:1008. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01008
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст CrossRef
Борн, Л. Э. мл., Коле, Дж. А., и Хили, А. Ф. (2014). Экспертиза: определено, описано, объяснено. Фронт. Психол . 5:186. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00186
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Браун Янзен Т., Томпсон В. Ф., Аммиранте П. и Ранво Р. (2014). Навыки и навыки измерения времени: дискретные и непрерывные синхронизированные движения музыкантов и спортсменов. Фронт. Психол . 5:1482. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01482
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Чунг, О.С., и Готье, И. (2014). Внешний вид взаимодействует с концептуальными знаниями при распознавании объектов. Фронт. Психол . 5:793. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00793
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кристофель Э., Гашлер Р. и Шноц В. (2014). Опыт учителей в применении обратной связи адаптирован к этапам учебного процесса. Фронт. Психол . 5:858. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00858
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Коннорс, М. Х., и Кампителли, Г. (2014). Экспертиза и представление пространства. Фронт. Психол . 5:270. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00270
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Керби, К. М., и Готье, И. (2014). Интерференция между лицевой и нелицевой сферами перцептивного опыта: репликация и расширение. Фронт. Психол . 5:955. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00955
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
де Оливейра, Р. Ф., Лобингер, Б. Х., и Рааб, М. (2014). Адаптивный подход к набору инструментов на пути к профессиональному опыту в спорте. Фронт. Психол . 5:709. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00709
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Эллис, Дж. Дж., и Рейнгольд, Э. М. (2014). Эффект Einstellung в решении задач на анаграммы: свидетельство движений глаз. Фронт. Психол . 5:679. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00679
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Гашлер Р., Прогша Дж., Смоллбоун К., Рам Н. и Билалич М. (2014). Игра вне кривой — проверка количественных прогнозов теорий приобретения навыков в развитии шахматных достижений. Фронт. Психол . 5:923. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00923
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Гигеренцер Г. и Гольдштейн Д. Г. (1999). «Ставка на одну вескую причину: выбрать лучшую эвристику», в Simple Heuristics that Make us Smart , eds G. Gigerenzer, PM Todd, and The ABC Research Group (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Оксфордский университет), 75–95. .
Гобет Ф. и Кампителли Г. (2006). «Образование и шахматы: критический обзор», в Шахматы и образование: избранные очерки конференции Колтановского , изд. Т. Редман (Даллас, Техас: Шахматная программа Техасского университета в Далласе), 124–143.
Гобет Ф. и Эреку М. Х. (2014). Мат преднамеренной практике: дело Магнуса Карлсена. Фронт. Психол . 5:878. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00878
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Гобет Ф., Джонстон С.Дж., Ферруфино Г., Джонстон М., Джонс М.Б., Молинье А. и др. (2014а). «Нет повышения уровня!»: отсутствие влияния специализации и опыта видеоигр на когнитивные способности. Фронт. Психол . 5:1337. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01337
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Гобет Ф., Снайдер А., Боссомайер Т. и Харре М. (2014b). Проектирование «лучшего» мозга: идеи экспертов и ученых. Фронт. Психол . 5:470. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00470
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Годау К., Хайдер Х., Хансен С. , Шуберт Т., Френш П. А. и Гашлер Р. (2014). Спонтанное обнаружение и применение сокращений в арифметике — точка зрения начальной школы на знания. Фронт. Психол . 5:556. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00556
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Гуида, А., и Лавьель-Гуида, М. (2014). Космическая одиссея 2011 года: пространственная организация как механизм кодирования порядка позволяет тесно сблизить опыт памяти и классические исследования непосредственной памяти. Фронт. Психол . 5:573. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00573
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
Хамбрик, Д. З., Альтманн, Э. М., Освальд, Ф. Л., Майнц, Э. Дж., и Гобет, Ф. (2014b). Столкновение с фактами преднамеренной практики. Фронт. Психол . 5:751. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00751
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Хамбрик Д. З. , Освальд Ф. Л., Альтманн Э. М., Майнц Э. Дж., Гобет Ф. и Кампителли Г. (2014a). Целенаправленная практика: это все, что нужно, чтобы стать экспертом? Интеллект 45, 34–45. doi: 10.1016/j.intell.2013.04.001
Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Хили, А. Ф., Коул, Дж. А., и Борн, Л. Э. мл. (2014). Принципы обучения для повышения квалификации. Фронт. Психол . 5:131. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00131
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кауфман, С. Б. (2014). Предлагаемая интеграция экспертной производительности и индивидуальных подходов к изучению элитарной производительности. Фронт. Психол . 5:707. дои: 10.3389/fpsyg.2014.00707
Резюме PubMed | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кретц Д. Р. и Кравчик Д. К. (2014). Экспертное использование аналогии в натуралистической обстановке. Фронт. Психол . 5:1333. doi: 10.3389/fpsyg. 2014.01333
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Лэмпит А., Эбстер К. и Валенсуэла М. (2014). Многодисциплинарная компьютеризированная программа когнитивного обучения улучшает выполнение бухгалтерских задач: активно-контролируемое испытание с согласованной выборкой. Фронт. Психол . 5:794. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00794
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Леоне, М. Дж., Фернандес Слезак, Д., Чекки, Г. А., и Сигман, М. (2014). Геометрия экспертизы. Фронт. Психол . 5:47. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00047
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Макинтайр, Т. Е., Игу, Э. Р., Кэмпбелл, М. Дж., Моран, А. П., и Мэтьюз, Дж. (2014). Метапознание и действие: новый путь к пониманию социальных и когнитивных аспектов опыта в спорте. Фронт. Психол . 5:1155. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01155
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
McCormack, C. , Wiggins, M.W., Loveday, T., and Festa, M. (2014). Экспертные и компетентные неэкспертные визуальные подсказки во время симуляции диагностики в реанимации. Фронт. Психол . 5:949. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00949
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Platz, F., Kopiez, R., Lehmann, A.C., and Wolf, A. (2014). Влияние преднамеренной практики на музыкальные достижения: метаанализ. Фронт. Психол . 5:646. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00646
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Шен Дж., Мак М.Л. и Палмери Т.Дж. (2014). Изучение опыта восприятия реального мира. Фронт. Психол . 5:857. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00857
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Шеридан Х. и Рейнгольд Э. М. (2014). Различия между экспертом и новичком в обнаружении важной информации во время шахматной партии: данные по движениям глаз. Фронт. Психол . 5:941. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00941
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Спилман, С.П. (2014). Приобретение опыта в классе: подходят ли современные модели образования? Фронт. Психол . 5:580. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00580
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Саттон Дж., Макилвейн Д., Кристенсен В. и Гивз А. (2011). Применение интеллекта к рефлексам: воплощенные навыки и привычки между Дрейфусом и Декартом. Дж.Бр. соц. Феноменол . 42, 78–103. doi: 10.1080/00071773.2011.11006732
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Томпсон М.Б., Танген Дж.М. и Сирстон Р.А. (2014). Понимание опыта и неаналитического познания в различении отпечатков пальцев, сделанном людьми. Фронт. Психол . 5:737. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00737
PubMed Abstract | Полный текст | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Тонер Дж.