Типология русского реализма — Вопросы литературы
У. Фохт, Пути русского реализма, «Советский писатель», М. 1963, 264 стр.
В своем труде, суммируя многолетние наблюдения, У. Фохт рассматривает критический реализм типологически и исторически. Он устанавливает три основных типа в классическом реализме: психологический, социальный и романтический. Очевидна некоторая условность такой типологии, осознаваемая и самим автором. Но отрицать ее правомерность не следует.
В книге дается не схематическое противопоставление принципов психологизма и социальности. Дифференциация устанавливается здесь лишь с точки зрения того, какие проблемы преимущественно интересовали писателей и по каким композиционным принципам строились характеры в их произведениях.
Психологическому реализму, например, по мнению У. Фохта, свойствен интерес к проблеме личности с ее самосознанием и идеалами. Представители этого течения сосредоточили внимание на внутреннем мире своих героев. Показательны в этом смысле слова Лермонтова: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Сторонников подобного творческого принципа в русском реализме было много. Настолько много, что возможно, по убеждению У. Фохта, говорить об особом, психологическом, течении в классической литературе, от Пушкина до Чехова.
В произведениях этого течения, по мысли исследователя, даже в случаях, когда противопоставлены герои различных социальных слоев, их соотнесение дается на психологической основе (Обломов – Штольц, Раневская – Лопахин). Вся жизнь оценивается писателями данного течения с точки зрения этического, а не социального идеала. Отсюда – специфика изображения народа, представленного прежде всего с психологической стороны, что отвечало целям глубокого раскрытия внутреннего мира демократической личности.
Каковы же последствия этого метода воссоздания внутреннего мира героев? Исключительная глубина исследования психологии человека, возникновение разнообразнейших средств ее изображения. Пушкинское «очертание характеров» и лермонтовский анализ, толстовское искусство воссоздания «диалектики души», психологизм Достоевского и стилистические результаты таких художественных принципов: пушкинская лапидарность, сложность толстовской фразы, «музыкальность речи Тургенева, рассчитанная на передачу оттенков и нюансов душевных переживаний…» (стр. 73).
В чем же правомерность и историко-литературный смысл предложенного У. Фохтом терминологического обозначения одной из разновидностей критического реализма и самой характеристики «психологического реализма»? В том, в чем вообще состоит значение теоретических определений литературы. Воспользуемся примером, взятым из другой работы У. Фохта (статья «Лирика М. Ю. Лермонтова» 1). Родовые понятия там не упоминаются, но смысл высказываний автора сводится именно к ним. Если бы нам не были известны родовые признаки поэзии, мы не смогли бы правильно оценить, например, стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Именно потому, что Белинский увидел его лирическую природу, «гармонически» высказанную в нем «думу поэта», он пришел в восторг от стихотворения, в то время как другие читатели впоследствии (Г. Успенский, например), отнесясь к нему лишь как к эпическому произведению, оценили его отрицательно, ибо заметили в нем ошибки в изображении внешних сторон действительности (смешение времен года: «желтеющая нива» и «ландыш серебристый»).
По аналогии обратимся к тем литературным явлениям, которые прямо связаны с теоретической проблематикой данной книги. Если не заметить особой линии в реализме, объясненной автором, то можно допустить ошибку в истолковании, скажем, творческих принципов Пушкина в «Капитанской дочке». Можно, например, в пушкинском рассказе об отношении Пугачева к Гриневу увидеть лишь отвлеченно-моралистическую (с точки зрения отвлеченной человечности), а не социальную мотивировку и соответственно отрицательно оценить особенности типизации в этой повести.
Однако, зная сущность психологического реализма, трудно увидеть в пушкинской повести отступления от подлинного реалистического принципа типизации. Книга У. Фохта тем самым помогает избежать историко-литературных ошибок.
Содержательность и научная перспективность той классификации, которую предлагает автор, обусловлены тем, что он рассматривает психологизм не как нечто отвлеченное и самодовлеющее. Проникновение во внутренний мир человека для писателей данного течения было формой познания сущности общественных отношений времени. У. Фохт пишет: «Внутренний мир человека был лишь тем разрезом действительности, при помощи которого в «Евгении Онегине» и «Мертвых душах» гениально была раскрыта выключенность дворянства из общественной жизни и его историческая обреченность…» (стр. 73).
С другой стороны, социальный реализм, который, по трактовке автора книги, характерен преимущественным интересом к экономическим и социальным условиям жизни людей, вовсе не был чужд принципа психологизма. Все дело лишь в удельном весе последнего.
Писателей данного течения занимали прежде всего причины, порождавшие те или иные изображаемые характеры, практическая, а не духовная жизнь героев. «Лишний» человек, например, представлен был в социальном реализме не как олицетворение противоречия между высокими устремлениями и практической беспомощностью, а как существо, для которого характерна противоречие между высокими словами и низменной практикой (образ Агарина у Некрасова).
В этом течении с наибольшей силой осуществилась, если следовать концепции Чернышевского, вторая (после «воспроизведения») задача и функция искусства: «объяснение». Не случайно, конечно, возникновение социального реализма было связано с революционно-демократической идеологией.
Хорошо показано также в работе У. Фохта художественное и эстетическое своеобразие социального реализма, закономерность художественных форм, порожденных преобладанием в творческих установках писателей принципа социальности.
Третий тип реализма, возникший в конце XIX века, охарактеризован автором менее детально. Но и скупые замечания о реализме, в котором усиливались элементы прогрессивного романтизма и ярко проявлялось тяготение к изображению, по словам Короленко, «возможной реальности», могут быть приняты, как и самый термин «романтический реализм».
Словом, типологический аспект изучения русского реализма, предложенный У. Фохтом, заслуживает признания. Исторический же аспект исследования критического реализма вызывает возражения. Во-первых, чрезвычайно схематична, на наш взгляд, предложенная автором периодизация. Дело даже не в границах периодов (хотя здесь замечается неоправданная дробность), а в сложности и пестроте их идеологического содержания, которые автор не всегда учитывает. Схематизм возникает оттого, что автор не принимает во внимание промежуточные идеологические пласты между общественным движением и литературным развитием: основные особенности общественной мысли, идеологические противоречия в пределах одного класса и т. д. Каким образом, например, расслоение внутри дворянства, вызванное социально-экономическими причинами, определило различные идейные и затем литературные течения в начале XIX века? У. Фохт не объясняет эти причины.
Вероятно, поэтому мы не всегда находим в книге четкую дифференциацию литературных течений на одном историческом этапе по их социальному и политическому содержанию. Так, с удивлением можно прочитать о том, что Гончаров и Тургенев в 60-е годы вместе с другими писателями составляли «демократический лагерь» (стр. 53). Это определение ненаучно. Демократизм, конечно, присущ в той или иной степени любому реалисту, но стоит ли на этом основании игнорировать понятие, скажем, «дворянского либерализма», если принимать в расчет (а это необходимо) идеологическое содержание литературного течения?
Поэтому же, очевидно, автор не видит сложности такого историко-литературного явления, как «натуральная школа» с ее различными идейными тенденциями. Он просто считает ее одной из разновидностей социального реализма (другая – Некрасов и революционно-демократическая литература 60-х годов).
Наконец, схематизм сказывается и в той категоричности, с какой констатируется, с одной стороны, наличие революционных идей в произведениях социального, а с другой – их отсутствие в произведениях психологического реализма (автор так и пишет об этом течении: «…чуждо революционным идеям…» – стр. 75 – 76). В конечном счете это идет от слишком прямолинейного истолкования связей между этапами освободительного движения и разновидностями реализма. Не случайно; видимо, автор обходит вопрос о Герцене, не находя ему места в своей характеристике исторического развития типов реализма.
Далее, в целом верно определяя эволюцию русского реализма от господства в нем элементов психологизма к социальности, У. Фохт не видит, что психологизм был не только формой социального, что принцип социальности противостоял психологизму отвлеченному. Противоборство этих: двух начал в творческих установках писателей – драматические и великие страницы истории возникновения и укрепления реалистического метода.
Историку литературы нельзя, например, не принимать в расчет полемику между Белинским и В. Майковым по поводу художественных: принципов Достоевского как автора, с одной стороны, «Бедных людей», а с другой стороны – «Двойника», «Хозяйки» и «Господина Прохарчина». Когда Достоевский стал концентрировать внимание не на социальных основах психики героев, а преимущественно на одних извращенных моментах ее, Белинский, как известно, осудил абстрактный психологизм писателя. В. Майков же, напротив, в самодовлеющем психологизме Достоевского увидел следование гоголевской традиции. В том отрыве социального от психологического, который был выражен в художественной практике Достоевского и оправдывался теоретической концепцией В. Майкова, была опасность для русского реализма. Но она не исчезла после 40-х годов, возникнув не только в творчестве Достоевского. Это важное обстоятельство нельзя не учитывать, при изучении истории реализма.
И еще одно. Исследуя историю реализма, конечно, нужно, как это и делает У. Фохт, заниматься сопоставительным анализом художественных типов, созданных разными писателями и на разных этапах. Это вообще весьма перспективный аспект изучения. Но вряд ли читателя могут убедить некоторые сопоставления в данной книге, поскольку они не опираются на точный анализ, выявляющий всю общность и различие типов (герои «Капитанской дочки» и бунтовщики у Некрасова, героиня «Рославлева» – героини Тургенева и «Что делать?»).
Таким образом, не все теоретические и историко-литературные» проблемы, поставленные в книге У. Фохта, решены им одинаково убедительно. Но это тот случай, когда и просчеты оказываются поучительными.
- См. «Ученые записки Московского областного пединститута имени Н. К. Крупской», т. LXVI, вып. 4, М. 1958.[↩]
Реализм как художественный метод -Литературоведение и теория литературы
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)Библиографическая запись: Реализм как художественный метод. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/1284/ (дата обращения: 19.06.2023)Содержание
Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму.
Существует мнение, что реализм зародился в глубокой древности. Выделяют несколько периодов реализма:
- «Античный Реализм»
- «Реализм эпохи Ренессанса»
- «Реализм XVIII—XIX веков» (здесь, в середине 19 века, достиг наивысшего могущества в связи с чем появился термин Эпоха реализма)
- «Неореализм (реализм XX века)»
Реализм, по общераспростаненному мнению, есть конкретно-исторический метод, в котором мотивы поступков героев обусловлены обстоятельствами, в которых существует этот герой.
В основе реализма лежит идея детерминизма, влияния среды на человека. Реалистическая литература достигает художественной истины, то есть полной адекватности повествования его объекту. Классификация реалистического метода исходит из того, какие содержательные мотивы воссоздаются в произведении. Есть реализм социальный, где доминирующим началом являются реальные обстоятельства, которые определяют всю структуру соответствующего художественного текста, есть реализм характеров, где характеры «соперничают» с обстоятельствами; есть реализм психологический, где на первом месте стоит воспроизведение внутренней сущности психологии действующего лица. В гротескном реализме гротескная или сатирическая условность определяет стиль произведения, при этом не лишая персонаж логики самодвижения, соответствующей логике жизни.
В русском реализме в течение 200 лет развивались два основных типа: критический и социальный. Эти термины были не вполне удачны, ибо при сопоставлении возникают объективные трудности. В основе терминологического обозначения критического реализма лежит пафос произведения, его критическая направленность, то есть субъективная сторона содержания, в другом же случае главным содержательным моментом метода является определенная идеологическая система, где господствует слово «социалистический». Это разновеликие величины, и если иметь в виду подлинную теоретическую эстетику, то следует сопоставлять явления, характерные своеобразием самих творческих принципов отражения жизни, а не идеологическим или субъективно-эмоциональным привнесением автором в художественные тексты своих симпатий и антипатий.
Реализм в литературе — это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное литературное течение зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.
Реализм как художественный метод сформировался в 20-30-х годах ХІХ в. На это время в первый раз в истории человечества сложилась мировая система экономической связи, происходили значительные демократические процессы, сфера общественного производства охватила все аспекты действительности, привлекая все более широкие социальные слои населения.
Соответственно расширялся и предмет исследования искусства: к ему приобщались и приобретали общественную значимость и эстетичную ценность как широкие общественные процессы. Так и тонкие нюансы человеческой психологии, быт людей, природа, мир вещи. Испытывал глубокие изменения и главный объект художественного исследования – человек, а общественная связка приобретала общий, всемирный характер.
В духовном мире не остался ни один уголок, который не имел бы общественной значимости и не интересовал искусство. Все эти изменения обусловили появление нового типа художественной концепции мира – реализму.
Явления действительности, как и сам человек, появились в искусстве реализма во всей сложности и полноте, во всем богатстве эстетичных свойств, усложненных и обогащенных общественной практикой.
В основу реализма положен принцип историзма, конкретно историческое понимание и изображение человеческих характеров. Реализму свойственная типизация как средство выявления сущностных социальных качеств человека и обстоятельств формирования и деятельности.
Искусство реализма имеет в своей наработке огромную галерею социальных типов, воспроизведши разнообразие и сложность социальных отношений и связи общества в новый исторический период – эпоху политического и экономического планирования капитализма. Следует отметить, что реализм зародился в стране, где капитализм утвердился раньше всего — Англии и Франции. Основателями западноевропейского реализма были В. Скотт и Ч. Диккенс, Ф. Стендаль и О. где Бальзак. Реализм произвело мощное влияние на общественное сознание эпохи. Он способствовал утверждению материалистического взгляда на человека, сущность которого определяется как «совокупность всех общественных отношений».
Реалистичный тип творчества основывается не на априорных правилах и схеме, а на проникновении в закономерности социальной действительности (она и является предметом искусства). Художник-реалист познает характеры и явления жизни в движении, понимает их как результаты действительности, которая развивается: и мыслит закономерностью этой действительности.
Реализм времени капитализма складывался в условиях роста авторитета науки и культуры в целом. Однако научный характер имели исследования преимущественно естественных объектов. Научное мировоззрение, которое постигает как отношение человека к природе, так и общественные отношения людей, тогда еще не сложился. Поэтому мировоззренческая ориентация науки в вопросах решения заданий художественного творчества во многом сводилась к восприятию, усвоению, и в использование комплекса той идеи и ценности, которая характеризует естественнонаучный материализм. Именно такая эстетика, образцом которой была книга из природоведения, равенство всех явлений жизни перед глазом художника направляла реализм к натурализму.
Социально-исторический анализ, на котором основывается реализм, дает возможность искусству всесторонне охватить жизнь человека в обществе, сделать предметом саму жизнь, образ жизни современного общества, то есть все богатство жизненных обстоятельств, которые влияют на долю человека. К им принадлежат воспитание и образование, социальные, политические, культурные, семейные и другие отношения и связка людей. В то же время реализм предусматривает художественный анализ общества во всех его социально-культурной плоскости, воплощенной в преисполненных жизнь человеческой индивидуальности.
Вторая половина ХІХ ст. обозначена нарастанием кризиса капиталистического общества и вызреванием мятежного духа пролетариата. Поэтому тенденция развертывания художественного процесса характеризуется последующим развитием искусства, связанным как с демократической и революционной силой, так и декадентскими, модернистскими течениями, которые изменяли друг друга очень часто. Эти процессы оказались в конце XІХ ст. лишь как тенденция. Но уже в начале XX ст. художественная жизнь стала чрезвычайно разнообразной и крайне противоречивой, что и подтверждается сложностью социальноисторических суток.
Социалистический реализм — творческий метод, который сложился в начале XX ст. как отображения процессов развития художественной культуры во время социалистической революции, как выражение социальноклассовой концепции мира и человека. В 20-х годах прошлого века в России создались новые условия, возникли неизвестные в исторической практике конфликты, драматичная коллизия, а следовательно появились новый герой и новая аудитория.
Появилась потребность не только в политическом, философском, но и в художественном осмыслении процесса победы социалистической революции у России и путей построения социалистического общества. Следуют учитывать, что победа революции в России вызывала к жизни новое искусство, а не собственно художественный метод. Чрезвычайно важно зафиксировать период развития нового искусства между революционным 1917 и 1934 годами, который происходил в общеевропейском модерном дискурсе, и следующим периодом, — после Первого съезда советских писателей (1934). На съезде была принята новая художественная программа социалистического искусства и определенно новый художественный метод «социалистический реализм», его принципы и задания.
В первый период наблюдается активное развитие искусства, не связанного с какими-то идеологическими ограничениями; он насыщен поисками новых средств художественной выразительности, которые могли бы полнее всего донести к аудитории пафос новой идеи.
Рассматривая специфику развития искусства и художественного метода, следуют отметить условия, которые сложились именно в России. Ведь период 1917—1921 гг. в Украине, Грузии или, например, в Армении нуждается в отдельном анализе, поскольку он не тождественен социально-политической ситуации в России. Искусство социалистического реализма имеет полувековую историю, оно оказало значительное влияние на долю мировой культуры.Признаки направления
Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.
Особенности данного литературного течения
Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.
Литературные персонажи в произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.
Реализм в XIX столетии
Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.
Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний литературных героев, напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.
Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен изменить жизнь к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе — безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.
Критический реализм — в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века.
Принято считать, что критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой (романы О. Бальзака, Дж. Элиот). В советское время в обоснование критического реализма в России привлекали материалистическую эстетику В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Максим Горький признавал последнего великого представителя критического реализма в А. П. Чехове[2]. С самого Горького, по официальным советским представлениям, начинался отсчёт нового художественного метода — социалистического реализма.
Психологизм в литературе — полное, подробное и глубокое изображение средствами художественной литературы внутреннего мира литературного героя: его чувств, эмоций, желаний, мыслей и переживаний. Согласно А. Б. Есину, психологизм — «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы». Лит.- Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.Можно сказать, что вся богатейшая всемирная литература состоит из двух больших направлений — разработки психологизма героев в их отношении к миру и другим людям и в разработке внутреннего психологизма, направленного на анализ собственного внутреннего мира, своей души. Так, рассматривая произведения, изученные нами до десятого класса, к представителям первого направления можно отнести произведения И.С.Тургенева «Ася», «Записки охотника», второго – «Герой нашего времени», «Мцыри» М.Ю.Лермонтова. Тургенев добивался высочайшего мастерства в изображении характеров своих героев, раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки. Еще в детстве читая «Муму», понимаешь, что только мужественный человек с сильным характером мог принять такое страшное решение – утопить самое близкое и родное существо, чтобы Муму не растерзала злая и жестокая толпа. В «Герое нашего времени» поражает способность Лермонтова раскрыть тайны внутреннего мира человека (Печорина), выразить душевные переживания так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни.
В связи с этим различают три основные формы психологического изображения, к которым сводятся все конкретные приемы воспроизведения внутреннего мира литературных героев: прямую, косвенную и суммарно-обозначающую. Первые две формы были теоретически выделены И.В. Страховым: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров «изнутри», – то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики». Изображение характеров «изнутри» называют прямой формой, а «извне» — косвенной, поскольку в ней мы узнаем о внутреннем мире героя не непосредственно, а через внешние симптомы его психологического состояния.О третьей форме психологического изображения
А.Б. Есин пишет так: «Но у писателя существует еще одна возможность, еще один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа — с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Будем называть такой способ суммарно-обозначающим. А.П. Скафтымов писал об этом приеме, сравнивая особенности психологического изображении у Стендаля и Толстого: «Стендаль идет по преимуществу путями вербального обозначения чувства. Чувства названы, но не показаны».Итак, одно и то же психологическое состояние можно воспроизвести с помощью разных форм психологического изображения. Можно, например, сказать: «Я обиделся на Карла Ивановича за то, что он разбудил меня», — это будет суммарно-обозначающая форма. Можно изобразить внешние признаки обиды: слезы, нахмуренные брови, упорное молчание и т. п. — это косвенная форма. А можно, как это и сделал Толстой, раскрыть внутреннее состояние при помощи прямой формы психологического изображения: «Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько? Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!» Лит.- А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.Чаще всего в произведениях писателей, которых мы привычно называем психологами – Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Мопассана и других, – для психологического изображения используются, как правило, все формы, хотя ведущую роль в психологизме играет всё же прямая форма – непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека. К приёмам психологического изображения относятся психологический анализ и самоанализ. Оба этих приёма состоят в том, что сложные душевные состояния героев раскладываются на их составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, самоанализ – как от первого, так и от третьего лица. При самоанализе психологическое повествование от первого лица приобретает характер исповеди, что усиливает впечатление читателя. Эта повествовательная форма применяется главным образом тогда, когда в произведении – один главный герой, за сознанием и психикой которого следит автор и читатель, а остальные персонажи второстепенные, и их внутренний мир практически не изображается, («Детство», «Отрочество» и «Юность» Л.Н.Толстого и др.).
При психологическом анализе имеет свои преимущества повествование от третьего лица. Эта художественная форма позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Для автора нет тайн в душе героя – он знает о нем все, может проследить внутренние процессы, объяснить связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Одновременно автор может психологически интерпретировать внешнее поведение героя, его мимику и пластику и т.п. «Лучшие мои чувства я, боясь насмешки, хоронил в глубине сердца. Они там и умерли», — говорит о себе Печорин. Но, благодаря автору, мы понимаем, что не все «лучшие чувства» Печорина умерли. Он страдает, когда погибает Бэла, в минуту расставания с Верой у него «болезненно сжимается сердце».»В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом».
Психологический реализм Определение и примеры
Главными героями этих историй часто являются проблемные мужчины и женщины, которые борются со своим выбором или мучаются от одного конкретного поступка, который они сделали. Например, книга о преступнике, который тратит роман на размышления о том, почему он совершил убийство, что-то украл и т. д. Это может быть подчеркнуто влиянием, которое они оказывают на окружающих людей, и тем, как второстепенные персонажи оценивают свои действия. Этот жанр был популяризирован в начале 19 века.00-х годов в США и остается популярным по сей день.
Изучение психологического реализма
- 1 Определение психологического реализма
- 2 Примеры психологического реализма в литературе
- 3 Часто задаваемые вопросы
- 4 Связанные литературные термины
- 5 Другие ресурсы
Определение психологического реализма
Психологический реализм — это жанр написания, которое фокусируется на том, почему персонаж предпринимает определенные действия.
В отличие от некоторых романов, в которых действие изображается ради развлечения читателя или просто для развития сюжета, в этих рассказах авторы вникают в то, почему персонаж сделал то, что он сделал, и делают это в центре истории. Это может быть связано с более широкой темой в истории (возможно, социальной или политической).
Иногда этот жанр связан с психоаналитическим письмом и сюрреализмом. Он разделяет качества с обоими, но это не то же самое. Эти формы письма по-разному фокусировались на психологии. Сюрреализм был заинтересован в том, чтобы проникнуть в чье-то бессознательное, в то время как психоаналитическое письмо было более научным, точно разбивающим действия и эффекты. В психологическом реализме автор не был так строго связан научными принципами.
Примеры психологического реализма в литературе
Преступление и наказание Федора ДостоевскогоЭтот роман является одним из самых известных образцов психологического реализма. Роман посвящен поступкам и душевному состоянию Родиона Раскольникова. Он проводит рассказ, формулируя план убийства ростовщика за ее деньги. Сначала он считал, что деньги могут спасти его от несчастья и бедности. Однако, как только это сделано, его терзают чувство вины и отвращения к тому, что он сделал. Он борется с этой виной очевидным образом, что делает его отличным примером психологического реализма. Вот цитата из книги:
Я анализировал себя до последней нитки, сравнивал себя с другими, вспоминал все мельчайшие взгляды, улыбки и слова тех, с кем пытался быть откровенным, истолковывал все в дурном свете, злобно смеялся над моими попытками «быть как все» — и вдруг среди смеха поддавался печали, впадал в смехотворное уныние и опять начинал весь процесс сначала — словом, я крутился и крутился, как белка в колесе.
Эта книга известна своим описанием преступления и того, как оно повлияло на конкретного человека. Читатели так много узнают о Родионе, что сочувствуют тому, что он чувствует. К тому же Родион не единственный персонаж, действия которого в романе вызывают сомнения. Также изображены второстепенные персонажи, такие как его сестры.
«Эпоха невинности » Эдит Уортон« Эпоха невинности » Уортона — ее самый известный роман. Она была опубликована в 1920 и принес автору Пулитцеровскую премию 1921 года за художественную литературу. Она стала первой женщиной, получившей этот приз. Книга посвящена высшему классу нью-йоркского общества и тому, как мужчины и женщины в этой среде живут своей жизнью. Это пример психологического реализма в том, как он анализирует мотивы людей и влияние на них определенных событий. История сосредоточена в первую очередь на Ньюленд Арчер. Молодой юрист помолвлен с Мэй Велланд. После встречи с ее двоюродной сестрой Эллен Оленской все меняется. Вот цитата из книги:
Я не мог вчера так говорить, потому что, когда мы в разлуке, и я жду встречи с тобой, каждая мысль сгорает в большом пламени. Но потом вы приходите; и вы настолько больше, чем я помнил, и то, что я хочу от вас, это гораздо больше, чем час или два время от времени, с тратой жажды ожидания между ними, чтобы я мог совершенно неподвижно сидеть рядом с вами, вот так, с этим другим видением в моем сознании, просто спокойно веря, что оно сбудется.
Здесь читатели могут увидеть мастерство Уортона в диалогах и образах. Она позволяет читателям проникнуть в мысли различных персонажей на протяжении всего романа, чтобы сделать этот роман классикой жанра.
Часто задаваемые вопросы
Что является примером психологического реализма?Примеры: Преступление и наказание по романам Федора Достоевского и Генри Джеймса. К ним относятся «Поворот винта», и «Портрет дамы». Уортона Эпоха невинности также является хорошим примером.
Кто создал психологический реализм?Генри Джеймса часто считают создателем психологического реализма, особенно в Соединенных Штатах. Его работы обычно называют лучшими образцами жанра на английском языке.
Что такое психологический реализм в искусстве?Этот жанр определяется отражением художником внутренних мотивов и чувств персонажа в искусстве. Этого нелегко добиться в искусстве, но это то, чего достигли и преуспели многие художники.
Связанные литературные термины
- Американский реализм: стиль письма, музыки и искусства в 20-м веке в Соединенных Штатах, особенно в Нью-Йорке.
- Грязный реализм: литературное движение 20 века в Северной Америке. Авторы движения используют краткий язык и четкие описания самых темных частей реальности.
- Экспрессионизм: литературно-художественная реакция на реализм и натурализм. Писатели интересовались эмоциями и психологией.
- Магический реализм: жанр художественной литературы, направленный на то, чтобы наполнить современный реалистичный мир магическими, фантастическими элементами.
- Роман: длинное письменное вымышленное повествование, в котором есть доля реализма.
- Реализм: литературное течение, изображающее повседневную жизнь именно такой, какая она есть.
- Сюрреализм: движение в литературе, искусстве и драме, в котором создатели решили объединить сны и бессознательное, а также соединить реальность и чистое воображение.
Другие ресурсы
- Смотреть: Сюрреализм Большие идеи
- Смотреть: Дадаизм и сюрреализм: документальный фильм о Европе после дождя
- Слушать: Доводы в пользу реализма
Психологическая фантастика: определение, характеристики и темы
Вы, должно быть, видели известные фильмы, такие как Остров проклятых (2010), Черный лебедь (2010), Сияние (1980) или даже Начало (2010) . Что общего во всех этих фильмах? Во всех этих фильмах главный герой страдает психическими заболеваниями и расстройствами личности. Именно через неуверенное состояние главного героя мы видим, как разворачивается сюжетная линия фильма. События, показанные на экране, в основном обусловлены их бредом и фрагментарными моделями мышления. Эти фильмы относятся к популярному жанру психологической фантастики.
Но что означает психологическая фантастика как литературный жанр? Давайте посмотрим на его определение, характеристики, жанры и примеры, чтобы узнать!
Психологическая фантастика: определение
Психологическая фантастика, также известная как психологический реализм, представляет собой литературный жанр, в котором большое внимание уделяется психическому состоянию персонажа и его мотивам, определяющим сюжетную линию истории. Он также известен как психологический реализм. Все действия, происходящие в рассказе, являются результатом внутренних мыслей и чувств персонажа, или его внутренней «личности», а не какого-либо внешнего действия.
В результате многие психологические произведения содержат внутренние монологи, воспоминания и потоки сознания, поскольку эти приемы повествования помогают исследовать внутренний мир персонажа.
Монолог: длинная речь одного персонажа, обычно выражающая мысли и чувства персонажа вслух перед аудиторией.
Поток сознания: В литературных терминах поток сознания относится к режиму повествования, в котором записываются внутренние мыслительные процессы персонажа, как если бы читатели могли подслушивать их мысли. Этот «поток» представляет собой сплошной поток мыслей, а не рациональный обзор их чувств.
Следовательно, в психологической фантастике сюжет подчинен персонажу. События, происходящие в рассказе, могут не соответствовать действительности или находиться в полном хронологическом порядке, но обычно следуют мыслительным процессам, воспоминаниям, воспоминаниям и размышлениям главного героя.
Популярность психологической фантастики совпала с открытиями Зигмунда Фрейда, которые пролили больше света на сложности человеческой психики. Возможно, вы слышали о трех частях человеческой личности: ид, эго и суперэго. Эта психоаналитическая теория ясно демонстрирует, что человеческая личность состоит из бессознательных инстинктов и желаний, морального компаса и желания найти между ними здоровый баланс.
Во времена движения литературного реализма такие писатели, как Генри Джеймс, широко известный своей психологической новеллой ужасов «Поворот винта» (1898 г.), первыми разработали философию написания историй, в которой психологический склад людей и их эмоциональные реакции играют большую роль в их поведение и действия, а не внешние факторы. В духе реализма этот акцент на характеристиках был принят многими другими писателями-модернистами, чтобы быть откровенными и реалистичными в отношении того, как на самом деле устроена жизнь.Реализм: стиль [в литературе], который представляет знакомое или «типичное» в реальной жизни, а не его идеализированную, формализованную или романтическую интерпретацию.¹
Психологическая фантастика: характеристики
считаются тропами жанра психологической фантастики. Характеристики включают:
Характеристика психологической фантастики | Объяснение |
Акцент на внутреннем | Основное внимание в психологической фантастике уделяется внутренней жизни персонажей, включая их мысли, чувства и мотивы. |
Ограниченное действие | Эти работы, как правило, имеют меньше внешнего действия; вместо этого действие часто бывает умственным или эмоциональным. |
Сложность персонажей | Персонажи в психологических романах часто очень сложны, и повествование исследует их многогранные личности и мотивы. |
Поток сознания | Эта повествовательная техника, которая пытается воспроизвести поток мыслей в человеческом уме, часто используется в психологической литературе. |
Исследование человеческой психологии | Психологическая фантастика часто затрагивает темы психического здоровья, человеческого поведения и сложностей человеческого разума. |
Давайте подробно рассмотрим каждый из них.
Рис. 1. Персонажи психологических произведений часто бывают сложными и несовершенными.
Несовершенные персонажи
Психологическая фантастика придает большее значение персонажам, чем действиям и сюжету. Отсюда, в отличие от других жанров, персонажи этого жанра многогранны, имеют как достоинства, так и недостатки. В этой истории нет четко очерченного героя или злодея, а скорее тонкое совпадение между ними.
Эта форма характеристики оставляет место для исследования сложных личностей этих людей, моральных дилемм и этических решений, позволяя сюжетной линии, более ориентированной на персонажей.
Психологические вымыслы печально известны тем, что исследуют темные стороны человеческого поведения. Большую часть времени эти персонажи страдают от глубоких психологических проблем, таких как психические заболевания, зависимости, темные секреты, непреодолимое чувство вины, страх, ревность, паранойя, одержимость и т. д. По мере развития романа эти недостатки играют большую роль в продвигает действие сюжета. История обычно заканчивается тем, что персонаж учится побеждать этих демонов или полностью поддается им.
В романе Стивена Кинга «: Сияние » (1977) главный герой Джек оказывается антагонистом истории и несет ответственность за собственное падение. Хотя Джек обладает хорошими качествами главного героя, то есть его готовностью быть хорошим человеком и любовью к своей семье, его мучают вспыльчивость, алкоголизм и детские травмы. Затем эти травмы возникают на протяжении всей истории, в результате чего Джек теряет рассудок и превращается в монстра, который пытается убить свою семью.
Стиль повествования
В психологическом романе события рассказа часто представляются читателям глазами ненадежного рассказчика. Следовательно, ложь, заблуждения и фрагментарные воспоминания добавляют напряженности сюжету. Как мы можем доверять тому, что нам говорят? Что, если история, которую нам рассказывают, — это версия, сфабрикованная кем-то, чтобы нас обмануть? Что, если версия, которую мы читаем, относится к кому-то, кто находится в состоянии коллапса?
В результате в этом жанре преобладают повествовательные режимы, такие как воспоминания, фрагментарные сцены, внутренние монологи и потоки сознания. Писатели-психологи стремятся погрузить читателя прямо в психику своих героев и, таким образом, передать полный спектр их мыслей, чувств и внутренних процессов, независимо от того, достоверна форма повествования или нет.
В Gone Girl (2012) писательница Джиллиан Флинн использует двойных ненадежных рассказчиков, где читатели проходят через уголовное расследование пропавшей женщины Эми с точки зрения как Эми, так и ее мужа Ника. В повествовании, наполненном противоречиями, ложью и запоздалыми разоблачениями, Флинн добавляет напряженности и поворотов, часто стирая границы между тем, кто из персонажей является жертвой или злодеем.
Внутренний конфликт
В психологическом художественном произведении основное действие истории обычно обусловлено неким внутренним конфликтом внутри персонажей, а не внешними силами.
Внутренний конфликт в психологической литературе может проявляться в интернализации сильных эмоций, таких как чувство вины и одержимость. Например, персонажа, испытывающего чувство вины, обычно преследуют проступки, которые он совершил. Однако они также опасаются последствий раскрытия правды. Этот конфликт часто приводит к краху психического состояния персонажа.
Главный герой фильма Дениса Лехейна « Остров проклятых » (2003), Тедди Дэниэлс, настолько подавлен чувством вины за убийство собственной жены, что его заблуждающийся разум создает сложную историю, в которой он выдает себя за маршала США, расследующего пропажу. случай с человеком в той самой психиатрической больнице, пациентом которой он сам является. Создание этой второй личности было подсознательной попыткой Тедди избежать ответственности за свои преступления. Вот цитата Тедди, которая ясно показывает его внутренний конфликт в последних нескольких строках романа:
Что хуже: жить монстром или умереть хорошим человеком?
(Глава 25)
Обычно развитие этой внутренней борьбы является результатом прошлых травм. Следовательно, у большинства персонажей психологической фантастики также есть солидная предыстория, чтобы обеспечить контекст их психических травм.
Напряжение
Писатели-психологи вкладывают много труда в создание напряженности среди читателей, постоянно держа их в напряжении. Мы уже видели, как ненадежные рассказчики могут добавить истории интриги. Другие приемы повествования, добавляющие загадочности, могут включать в себя драматические повороты сюжета и клиффхэнгеры.
Психологическая фантастика: жанр
Существует четыре жанра психологической фантастики. Обратите внимание, что между многими из этих поджанров могут быть пересекающиеся характеристики, и литературные произведения могут относиться более чем к одному поджанру.
Психологический триллер
Самый популярный поджанр психологической фантастики.
В этом поджанре главный герой находится в состоянии психологического стресса с неустойчивым психическим или эмоциональным состоянием. Это делает их опасными и агрессивными. Обычно имеют элементы драмы, мистики, паранойи и даже хоррора.
Психологический ужас
В данном случае используется психологическое расстройство персонажа для наведения ужаса и страха.
Психологическая драма
В этом поджанре драмы отражена душевная борьба персонажей в ответ на отношения, карьеру, жизнь и т. д. борется в ответ на какие-то футуристические технологии или политические образования в этих вымышленных условиях.
Психологическая фантастика: книги
Психологическая фантастика — это особый жанр романов, в котором большое внимание уделяется внутренним мыслям, эмоциям и психическим процессам персонажей. Примеры таких романов в английской литературе включают « Миссис Дэллоуэй » Вирджинии Вульф, « На маяк » Вирджинии Вулф и « «Над пропастью во ржи» » (1951) Дж. Д. Сэлинджера. своих персонажей, часто используя такие приемы, как поток сознания, чтобы изобразить их внутреннюю жизнь.Другие примеры включают Преступление и наказание, Поворот винта и Цветы для Элджернона .
Преступление и наказание (1866)В этом замечательном примере Федора Достоевского Раскольников, бедный бывший студент, планирует убить старуху, чтобы лишить ее богатства. Хотя у Раскольникова было мало денег и он жил в трущобах Санкт-Петербурга, его гордость заставила его поверить в то, что он был «необыкновенным» человеком, намного выше других людей и установленных ими законов. Он оправдывает свое преступление тем, что полагает, что, украв деньги, он избавится от бедности, чтобы добиться больших успехов в жизни, и что в таких случаях, как его, определенные преступления были оправданы, поскольку они служили цели для «большего блага».
Однако вскоре после убийства Раскольников вынужден бороться с внешними последствиями своих действий, пытаясь скрыться от следователя. В то же время его терзают собственная вина и паранойя, а совесть постоянно борется с прежними «оправданиями». Читатели проходят через душевные страдания Раскольникова, когда он изо всех сил пытается оправдать ужасы совершенного им преступления и свою потребность в искуплении.
Этот пример относится к жанру психологических триллеров.
В этой новелле Генри Джеймса неназванный рассказчик работает гувернанткой у двух детей в отдаленном загородном поместье под названием Блай. Вскоре гувернантка начинает видеть в Блае призраки двух бывших работодателей — прежней гувернантки и камердинера, которого отослали из-за их незаконной связи. Кроме гувернантки, ни один другой работодатель в Блае не может видеть призраков, хотя гувернантка считает, что дети намеренно притворялись, что не видят призраков. Она начинает видеть детей, общающихся с призраками, и считает, что они подвергались сексуальному насилию. Пытаясь защитить детей от двух духов, гувернантка в конечном итоге травмирует девочку и убивает мальчика.
При первом прочтении эта история кажется новеллой ужасов со сверхъестественными элементами. Однако при повторном прочтении его преднамеренная двусмысленность заставила многих читателей размышлять, были ли призраки просто плодом безумного ума гувернантки.