Психологический реализм в литературе: «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе

Типология русского реализма — Вопросы литературы

У. Фохт, Пути русского реализма, «Советский писатель», М. 1963, 264 стр.

В своем труде, суммируя многолетние наблюдения, У. Фохт рассматривает критический реализм типологически и исторически. Он устанавливает три основных типа в классическом реализме: психологический, социальный и романтический. Очевидна некоторая условность такой типологии, осознаваемая и самим автором. Но отрицать ее правомерность не следует.

В книге дается не схематическое противопоставление принципов психологизма и социальности. Дифференциация устанавливается здесь лишь с точки зрения того, какие проблемы преимущественно интересовали писателей и по каким композиционным принципам строились характеры в их произведениях.

Психологическому реализму, например, по мнению У. Фохта, свойствен интерес к проблеме личности с ее самосознанием и идеалами. Представители этого течения сосредоточили внимание на внутреннем мире своих героев. Показательны в этом смысле слова Лермонтова: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Сторонников подобного творческого принципа в русском реализме было много. Настолько много, что возможно, по убеждению У. Фохта, говорить об особом, психологическом, течении в классической литературе, от Пушкина до Чехова.

В произведениях этого течения, по мысли исследователя, даже в случаях, когда противопоставлены герои различных социальных слоев, их соотнесение дается на психологической основе (Обломов – Штольц, Раневская – Лопахин). Вся жизнь оценивается писателями данного течения с точки зрения этического, а не социального идеала. Отсюда – специфика изображения народа, представленного прежде всего с психологической стороны, что отвечало целям глубокого раскрытия внутреннего мира демократической личности.

Каковы же последствия этого метода воссоздания внутреннего мира героев? Исключительная глубина исследования психологии человека, возникновение разнообразнейших средств ее изображения. Пушкинское «очертание характеров» и лермонтовский анализ, толстовское искусство воссоздания «диалектики души», психологизм Достоевского и стилистические результаты таких художественных принципов: пушкинская лапидарность, сложность толстовской фразы, «музыкальность речи Тургенева, рассчитанная на передачу оттенков и нюансов душевных переживаний…» (стр. 73).

В чем же правомерность и историко-литературный смысл предложенного У. Фохтом терминологического обозначения одной из разновидностей критического реализма и самой характеристики «психологического реализма»? В том, в чем вообще состоит значение теоретических определений литературы. Воспользуемся примером, взятым из другой работы У. Фохта (статья «Лирика М. Ю. Лермонтова» 1). Родовые понятия там не упоминаются, но смысл высказываний автора сводится именно к ним. Если бы нам не были известны родовые признаки поэзии, мы не смогли бы правильно оценить, например, стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Именно потому, что Белинский увидел его лирическую природу, «гармонически» высказанную в нем «думу поэта», он пришел в восторг от стихотворения, в то время как другие читатели впоследствии (Г. Успенский, например), отнесясь к нему лишь как к эпическому произведению, оценили его отрицательно, ибо заметили в нем ошибки в изображении внешних сторон действительности (смешение времен года: «желтеющая нива» и «ландыш серебристый»).

По аналогии обратимся к тем литературным явлениям, которые прямо связаны с теоретической проблематикой данной книги. Если не заметить особой линии в реализме, объясненной автором, то можно допустить ошибку в истолковании, скажем, творческих принципов Пушкина в «Капитанской дочке». Можно, например, в пушкинском рассказе об отношении Пугачева к Гриневу увидеть лишь отвлеченно-моралистическую (с точки зрения отвлеченной человечности), а не социальную мотивировку и соответственно отрицательно оценить особенности типизации в этой повести.

Однако, зная сущность психологического реализма, трудно увидеть в пушкинской повести отступления от подлинного реалистического принципа типизации. Книга У. Фохта тем самым помогает избежать историко-литературных ошибок.

Содержательность и научная перспективность той классификации, которую предлагает автор, обусловлены тем, что он рассматривает психологизм не как нечто отвлеченное и самодовлеющее. Проникновение во внутренний мир человека для писателей данного течения было формой познания сущности общественных отношений времени. У. Фохт пишет: «Внутренний мир человека был лишь тем разрезом действительности, при помощи которого в «Евгении Онегине» и «Мертвых душах» гениально была раскрыта выключенность дворянства из общественной жизни и его историческая обреченность…» (стр. 73).

С другой стороны, социальный реализм, который, по трактовке автора книги, характерен преимущественным интересом к экономическим и социальным условиям жизни людей, вовсе не был чужд принципа психологизма. Все дело лишь в удельном весе последнего.

Писателей данного течения занимали прежде всего причины, порождавшие те или иные изображаемые характеры, практическая, а не духовная жизнь героев. «Лишний» человек, например, представлен был в социальном реализме не как олицетворение противоречия между высокими устремлениями и практической беспомощностью, а как существо, для которого характерна противоречие между высокими словами и низменной практикой (образ Агарина у Некрасова).

В этом течении с наибольшей силой осуществилась, если следовать концепции Чернышевского, вторая (после «воспроизведения») задача и функция искусства: «объяснение». Не случайно, конечно, возникновение социального реализма было связано с революционно-демократической идеологией.

Хорошо показано также в работе У. Фохта художественное и эстетическое своеобразие социального реализма, закономерность художественных форм, порожденных преобладанием в творческих установках писателей принципа социальности.

Третий тип реализма, возникший в конце XIX века, охарактеризован автором менее детально. Но и скупые замечания о реализме, в котором усиливались элементы прогрессивного романтизма и ярко проявлялось тяготение к изображению, по словам Короленко, «возможной реальности», могут быть приняты, как и самый термин «романтический реализм».

Словом, типологический аспект изучения русского реализма, предложенный У. Фохтом, заслуживает признания. Исторический же аспект исследования критического реализма вызывает возражения. Во-первых, чрезвычайно схематична, на наш взгляд, предложенная автором периодизация. Дело даже не в границах периодов (хотя здесь замечается неоправданная дробность), а в сложности и пестроте их идеологического содержания, которые автор не всегда учитывает. Схематизм возникает оттого, что автор не принимает во внимание промежуточные идеологические пласты между общественным движением и литературным развитием: основные особенности общественной мысли, идеологические противоречия в пределах одного класса и т. д. Каким образом, например, расслоение внутри дворянства, вызванное социально-экономическими причинами, определило различные идейные и затем литературные течения в начале XIX века? У. Фохт не объясняет эти причины.

Вероятно, поэтому мы не всегда находим в книге четкую дифференциацию литературных течений на одном историческом этапе по их социальному и политическому содержанию. Так, с удивлением можно прочитать о том, что Гончаров и Тургенев в 60-е годы вместе с другими писателями составляли «демократический лагерь» (стр. 53). Это определение ненаучно. Демократизм, конечно, присущ в той или иной степени любому реалисту, но стоит ли на этом основании игнорировать понятие, скажем, «дворянского либерализма», если принимать в расчет (а это необходимо) идеологическое содержание литературного течения?

Поэтому же, очевидно, автор не видит сложности такого историко-литературного явления, как «натуральная школа» с ее различными идейными тенденциями. Он просто считает ее одной из разновидностей социального реализма (другая – Некрасов и революционно-демократическая литература 60-х годов).

Наконец, схематизм сказывается и в той категоричности, с какой констатируется, с одной стороны, наличие революционных идей в произведениях социального, а с другой – их отсутствие в произведениях психологического реализма (автор так и пишет об этом течении: «…чуждо революционным идеям…» – стр. 75 – 76). В конечном счете это идет от слишком прямолинейного истолкования связей между этапами освободительного движения и разновидностями реализма. Не случайно; видимо, автор обходит вопрос о Герцене, не находя ему места в своей характеристике исторического развития типов реализма.

Далее, в целом верно определяя эволюцию русского реализма от господства в нем элементов психологизма к социальности, У. Фохт не видит, что психологизм был не только формой социального, что принцип социальности противостоял психологизму отвлеченному. Противоборство этих: двух начал в творческих установках писателей – драматические и великие страницы истории возникновения и укрепления реалистического метода.

Историку литературы нельзя, например, не принимать в расчет полемику между Белинским и В. Майковым по поводу художественных: принципов Достоевского как автора, с одной стороны, «Бедных людей», а с другой стороны – «Двойника», «Хозяйки» и «Господина Прохарчина». Когда Достоевский стал концентрировать внимание не на социальных основах психики героев, а преимущественно на одних извращенных моментах ее, Белинский, как известно, осудил абстрактный психологизм писателя. В. Майков же, напротив, в самодовлеющем психологизме Достоевского увидел следование гоголевской традиции. В том отрыве социального от психологического, который был выражен в художественной практике Достоевского и оправдывался теоретической концепцией В. Майкова, была опасность для русского реализма. Но она не исчезла после 40-х годов, возникнув не только в творчестве Достоевского. Это важное обстоятельство нельзя не учитывать, при изучении истории реализма.

И еще одно. Исследуя историю реализма, конечно, нужно, как это и делает У. Фохт, заниматься сопоставительным анализом художественных типов, созданных разными писателями и на разных этапах. Это вообще весьма перспективный аспект изучения. Но вряд ли читателя могут убедить некоторые сопоставления в данной книге, поскольку они не опираются на точный анализ, выявляющий всю общность и различие типов (герои «Капитанской дочки» и бунтовщики у Некрасова, героиня «Рославлева» – героини Тургенева и «Что делать?»).

Таким образом, не все теоретические и историко-литературные» проблемы, поставленные в книге У. Фохта, решены им одинаково убедительно. Но это тот случай, когда и просчеты оказываются поучительными.

  1. См. «Ученые записки Московского областного пединститута имени Н. К. Крупской», т. LXVI, вып. 4, М. 1958.[↩]

Реализм как художественный метод -Литературоведение и теория литературы

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись: Реализм как художественный метод. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/1284/ (дата обращения: 19.06.2023)

Содержание

    Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму.

    Существует мнение, что реализм зародился в глубокой древности. Выделяют несколько периодов реализма:

    • «Античный Реализм»
    • «Реализм эпохи Ренессанса»
    • «Реализм XVIII—XIX веков» (здесь, в середине 19 века, достиг наивысшего могущества в связи с чем появился термин Эпоха реализма)
    • «Неореализм (реализм XX века)»

    Реализм, по общераспростаненному мнению, есть конкретно-исторический метод, в котором мотивы поступков героев обусловлены обстоятельствами, в которых существует этот герой.

    В основе реализма лежит идея детерминизма, влияния среды на человека. Реалистическая литература достигает художественной истины, то есть полной адекватности повествования его объекту. Классификация реалистического метода исходит из того, какие содержательные мотивы воссоздаются в произведении. Есть реализм социальный, где доминирующим началом являются реальные обстоятельства, которые определяют всю структуру соответствующего художественного текста, есть реализм характеров, где характеры «соперничают» с обстоятельствами; есть реализм психологический, где на первом месте стоит воспроизведение внутренней сущности психологии действующего лица. В гротескном реализме гротескная или сатирическая условность определяет стиль произведения, при этом не лишая персонаж логики самодвижения, соответствующей логике жизни.

    В русском реализме в течение 200 лет развивались два основных типа: критический и социальный. Эти термины были не вполне удачны, ибо при сопоставлении возникают объективные трудности. В основе терминологического обозначения критического реализма лежит пафос произведения, его критическая направленность, то есть субъективная сторона содержания, в другом же случае главным содержательным моментом метода является определенная идеологическая система, где господствует слово «социалистический». Это разновеликие величины, и если иметь в виду подлинную теоретическую эстетику, то следует сопоставлять явления, характерные своеобразием самих творческих принципов отражения жизни, а не идеологическим или субъективно-эмоциональным привнесением автором в художественные тексты своих симпатий и антипатий.

    Реализм в литературе — это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное литературное течение зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

    Реализм как художественный метод сформировался в 20-30-х годах ХІХ в. На это время в первый раз в истории человечества сложилась мировая система экономической связи, происходили значительные демократические процессы, сфера общественного производства охватила все аспекты действительности, привлекая все более широкие социальные слои населения.

    Соответственно расширялся и предмет исследования искусства: к ему приобщались и приобретали общественную значимость и эстетичную ценность как широкие общественные процессы. Так и тонкие нюансы человеческой психологии, быт людей, природа, мир вещи. Испытывал глубокие изменения и главный объект художественного исследования – человек, а общественная связка приобретала общий, всемирный характер.

    В духовном мире не остался ни один уголок, который не имел бы общественной значимости и не интересовал искусство. Все эти изменения обусловили появление нового типа художественной концепции мира – реализму.

    Явления действительности, как и сам человек, появились в искусстве реализма во всей сложности и полноте, во всем богатстве эстетичных свойств, усложненных и обогащенных общественной практикой.

    В основу реализма положен принцип историзма, конкретно историческое понимание и изображение человеческих характеров. Реализму свойственная типизация как средство выявления сущностных социальных качеств человека и обстоятельств формирования и деятельности.

    Искусство реализма имеет в своей наработке огромную галерею социальных типов, воспроизведши разнообразие и сложность социальных отношений и связи общества в новый исторический период – эпоху политического и экономического планирования капитализма. Следует отметить, что реализм зародился в стране, где капитализм утвердился раньше всего — Англии и Франции. Основателями западноевропейского реализма были В. Скотт и Ч. Диккенс, Ф. Стендаль и О. где Бальзак. Реализм произвело мощное влияние на общественное сознание эпохи. Он способствовал утверждению материалистического взгляда на человека, сущность которого определяется как «совокупность всех общественных отношений».

    Реалистичный тип творчества основывается не на априорных правилах и схеме, а на проникновении в закономерности социальной действительности (она и является предметом искусства). Художник-реалист познает характеры и явления жизни в движении, понимает их как результаты действительности, которая развивается: и мыслит закономерностью этой действительности.

    Реализм времени капитализма складывался в условиях роста авторитета науки и культуры в целом. Однако научный характер имели исследования преимущественно естественных объектов. Научное мировоззрение, которое постигает как отношение человека к природе, так и общественные отношения людей, тогда еще не сложился. Поэтому мировоззренческая ориентация науки в вопросах решения заданий художественного творчества во многом сводилась к восприятию, усвоению, и в использование комплекса той идеи и ценности, которая характеризует естественнонаучный материализм. Именно такая эстетика, образцом которой была книга из природоведения, равенство всех явлений жизни перед глазом художника направляла реализм к натурализму.

    Социально-исторический анализ, на котором основывается реализм, дает возможность искусству всесторонне охватить жизнь человека в обществе, сделать предметом саму жизнь, образ жизни современного общества, то есть все богатство жизненных обстоятельств, которые влияют на долю человека. К им принадлежат воспитание и образование, социальные, политические, культурные, семейные и другие отношения и связка людей. В то же время реализм предусматривает художественный анализ общества во всех его социально-культурной плоскости, воплощенной в преисполненных жизнь человеческой индивидуальности.

    Вторая половина ХІХ ст. обозначена нарастанием кризиса капиталистического общества и вызреванием мятежного духа пролетариата. Поэтому тенденция развертывания художественного процесса характеризуется последующим развитием искусства, связанным как с демократической и революционной силой, так и декадентскими, модернистскими течениями, которые изменяли друг друга очень часто. Эти процессы оказались в конце XІХ ст. лишь как тенденция. Но уже в начале XX ст. художественная жизнь стала чрезвычайно разнообразной и крайне противоречивой, что и подтверждается сложностью социальноисторических суток.

    Социалистический реализм — творческий метод, который сложился в начале XX ст. как отображения процессов развития художественной культуры во время социалистической революции, как выражение социальноклассовой концепции мира и человека. В 20-х годах прошлого века в России создались новые условия, возникли неизвестные в исторической практике конфликты, драматичная коллизия, а следовательно появились новый герой и новая аудитория.

    Появилась потребность не только в политическом, философском, но и в художественном осмыслении процесса победы социалистической революции у России и путей построения социалистического общества. Следуют учитывать, что победа революции в России вызывала к жизни новое искусство, а не собственно художественный метод. Чрезвычайно важно зафиксировать период развития нового искусства между революционным 1917 и 1934 годами, который происходил в общеевропейском модерном дискурсе, и следующим периодом, — после Первого съезда советских писателей (1934). На съезде была принята новая художественная программа социалистического искусства и определенно новый художественный метод «социалистический реализм», его принципы и задания.

    В первый период наблюдается активное развитие искусства, не связанного с какими-то идеологическими ограничениями; он насыщен поисками новых средств художественной выразительности, которые могли бы полнее всего донести к аудитории пафос новой идеи.

    Рассматривая специфику развития искусства и художественного метода, следуют отметить условия, которые сложились именно в России. Ведь период 1917—1921 гг. в Украине, Грузии или, например, в Армении нуждается в отдельном анализе, поскольку он не тождественен социально-политической ситуации в России. Искусство социалистического реализма имеет полувековую историю, оно оказало значительное влияние на долю мировой культуры.

    Признаки направления

    Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

    Особенности данного литературного течения

    Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

    Литературные персонажи в произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

    Реализм в XIX столетии

    Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

    Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний литературных героев, напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

    Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен изменить жизнь к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе — безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

    Критический реализм — в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века.

    Принято считать, что критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой (романы О. Бальзака, Дж. Элиот). В советское время в обоснование критического реализма в России привлекали материалистическую эстетику В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Максим Горький признавал последнего великого представителя критического реализма в А. П. Чехове[2]. С самого Горького, по официальным советским представлениям, начинался отсчёт нового художественного метода — социалистического реализма.

    Психологизм в литературе — полное, подробное и глубокое изображение средствами художественной литературы внутреннего мира литературного героя: его чувств, эмоций, желаний, мыслей и переживаний. Согласно А. Б. Есину, психологизм — «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы». Лит.- Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.Можно сказать, что вся богатейшая всемирная литература состоит из двух больших направлений — разработки психологизма героев в их отношении к миру и другим людям и в разработке внутреннего психологизма, направленного на анализ собственного внутреннего мира, своей души. Так, рассматривая произведения, изученные нами до десятого класса, к представителям первого направления можно отнести произведения И.С.Тургенева «Ася», «Записки охотника», второго – «Герой нашего времени», «Мцыри» М.Ю.Лермонтова. Тургенев добивался высочайшего мастерства в изображении характеров своих героев, раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки. Еще в детстве читая «Муму», понимаешь, что только мужественный человек с сильным характером мог принять такое страшное решение – утопить самое близкое и родное существо, чтобы Муму не растерзала злая и жестокая толпа. В «Герое нашего времени» поражает способность Лермонтова раскрыть тайны внутреннего мира человека (Печорина), выразить душевные переживания так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни.

    В связи с этим различают три основные формы психологического изображения, к которым сводятся все конкретные приемы воспроизведения внутреннего мира литературных героев: прямую, косвенную и суммарно-обозначающую. Первые две формы были теоретически выделены И.В. Страховым: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров «изнутри», – то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики». Изображение характеров «изнутри» называют прямой формой, а «извне» — косвенной, поскольку в ней мы узнаем о внутреннем мире героя не непосредственно, а через внешние симптомы его психологического состояния.О третьей форме психологического изображения

    А.Б. Есин пишет так: «Но у писателя существует еще одна возможность, еще один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа — с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Будем называть такой способ суммарно-обозначающим. А.П. Скафтымов писал об этом приеме, сравнивая особенности психологического изображении у Стендаля и Толстого: «Стендаль идет по преимуществу путями вербального обозначения чувства. Чувства названы, но не показаны».Итак, одно и то же психологическое состояние можно воспроизвести с помощью разных форм психологического изображения. Можно, например, сказать: «Я обиделся на Карла Ивановича за то, что он разбудил меня», — это будет суммарно-обозначающая форма. Можно изобразить внешние признаки обиды: слезы, нахмуренные брови, упорное молчание и т. п. — это косвенная форма. А можно, как это и сделал Толстой, раскрыть внутреннее состояние при помощи прямой формы психологического изображения: «Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько? Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!» Лит.- А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.Чаще всего в произведениях писателей, которых мы привычно называем психологами – Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Мопассана и других, – для психологического изображения используются, как правило, все формы, хотя ведущую роль в психологизме играет всё же прямая форма – непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека. К приёмам психологического изображения относятся психологический анализ и самоанализ. Оба этих приёма состоят в том, что сложные душевные состояния героев раскладываются на их составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, самоанализ – как от первого, так и от третьего лица. При самоанализе психологическое повествование от первого лица приобретает характер исповеди, что усиливает впечатление читателя. Эта повествовательная форма применяется главным образом тогда, когда в произведении – один главный герой, за сознанием и психикой которого следит автор и читатель, а остальные персонажи второстепенные, и их внутренний мир практически не изображается, («Детство», «Отрочество» и «Юность» Л.Н.Толстого и др.).

    При психологическом анализе имеет свои преимущества повествование от третьего лица. Эта художественная форма позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Для автора нет тайн в душе героя – он знает о нем все, может проследить внутренние процессы, объяснить связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Одновременно автор может психологически интерпретировать внешнее поведение героя, его мимику и пластику и т.п. «Лучшие мои чувства я, боясь насмешки, хоронил в глубине сердца. Они там и умерли», — говорит о себе Печорин. Но, благодаря автору, мы понимаем, что не все «лучшие чувства» Печорина умерли. Он страдает, когда погибает Бэла, в минуту расставания с Верой у него «болезненно сжимается сердце».»В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом». 

    Психологический реализм Определение и примеры

    Главными героями этих историй часто являются проблемные мужчины и женщины, которые борются со своим выбором или мучаются от одного конкретного поступка, который они сделали. Например, книга о преступнике, который тратит роман на размышления о том, почему он совершил убийство, что-то украл и т. д. Это может быть подчеркнуто влиянием, которое они оказывают на окружающих людей, и тем, как второстепенные персонажи оценивают свои действия. Этот жанр был популяризирован в начале 19 века.00-х годов в США и остается популярным по сей день.

    Изучение психологического реализма

    • 1 Определение психологического реализма
    • 2 Примеры психологического реализма в литературе
    • 3 Часто задаваемые вопросы
    • 4 Связанные литературные термины
    • 5 Другие ресурсы