Субъективность чувственное отражение реальности: Запишите слово, пропущенное в таблице. Характеристика сфер (областей культуры) Сфера (область) культурыХарактерные черты НаукаСтремление к достоверности, обоснованность предположений. Субъективность,

Выставка «Субъективность реальности» | Школьный портал Республики Мордовия

21.02.2020 564

      Чувственное восприятие мира всегда было неотъемлемой частью жизни человека. Любой вид искусства направлен на то, чтобы удовлетворить эстетические потребности людей. Через искусство, с помощью художественных образов, воспроизводящих действительность, человек познает мир. К этим важным названным качествам так же относится субъективность. Любое искусство – это отражение субъективного восприятия действительности творцом.

      13 февраля 2020 года в Саранске, в выставочном зале музея им. С.Д. Эрьзи, прошло открытие выставки «Субъективность реальности». На ней представлены около 200 работ — живописные произведения, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, керамика и другие.

      От нашей школы в выставке приняла участие преподаватель декоративно-прикладного отделения Кульчева Ю. В., представив керамический арт-объект на тему «Единство».

      Арт-объект представляет собой вазу с декоративной композицией внутри, символическое значение которой, – гармония человека и стихии воды. Во внешний декор вазы включены изображения подводного мира, нанесенные на стенки сосуда; внутри вазы – сидящий человек, обращающийся к морским обитателям. В конечном итоге, по субъективным представлениям, арт-объект выражает идею единства мира во всем его многообразии, непременным условием существования которого является достижение гармонии человека и природы.

Ю. В. Кульчева

Статьи, интервью, мнения

Анатолий Брагин

Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.

П. Огарёва

Обучение для специальностей будущего

Владимир Кечемайкин

Директор Рузаевского института машиностроения
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва

Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов

Александр Милёшкин

Руководитель регионального специализированного центра компетенций «Веб-дизайн и разработка»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва

WorldSkills – это возможность развития гибких навыков

Искусство | Обществознание 10 класс

Искусство

 

План урока

  • Что такое искусство?
  • Функции искусства
  • Структура искусства
  • Современное искусство

Цели урока

  • знать основные понятия: искусство
  • уметь различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации, называть  особенности современного искусства

Разминка

Все знают картину Казимира Малевича «Чёрный квадрат». Споры вокруг того, считать ли её искусством, не утихают на протяжении столетия. Но за это столетие появилось множество неоднозначных работ художников, скульпторов и других творческих деятелей, которые вызывают ещё больше вопросов. Найдите в интернете работы Марселя Дюшана, Джоана Миро, Сая Твомбли, Барнета Ньюмана и других современных художников. Их работы — тоже не что иное, как искусство. Так что же понимают под искусством учёные? Почему такие произведения стоят в одном ряду по значимости и ценности с работами Рафаэля, И. Шишкина, В. Серова?

Что такое искусство?

 

В структуре духовной культуры важное место занимает искусство. Также как и религия, искусство сопровождает человечество с древнейших времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными рисунками, вырезали из кости и дерева простейшие статуетки, танцевали в ритуальных плясках. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, в библиотеках, в частных коллекциях — этих кладовых красоты, выраженных в искусстве.  


Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. 


Создавая произведения искусства, художники, композиторы, поэты и другие представители творческих профессий осуществляют

художественное познание.

Изучением данной специфической части культуры занимается эстетика — наука о прекрасном и безобразном. 

Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:

  • образность восприятия: все созданные произведения искусства мы познаем с помощью органов чувств, художники мыслят образами, они их материализуют  и переносят на холст бумагу, звук и т. д.;
  • эстетические цели: искусство производит что-либо прекрасное, совершенное, идеальное. Люди получают эстетическое удовольствие от произведений искусства;
  • субъективность: творчество художника уникально, отражённые там образы — это только его личное восприятие и передача мира. Творец отражается в своих произведениях, стремится показать своё видение окружающего мира, но в то же время вызвать интерес у окружающих;
  • использование специфических средств: для создания произведений искусства используются специальные средства — слово, цвет, звук.

 

Предметом искусства является человек, его отношения с природой, окружающим миром и другими людьми в определенных исторических условиях.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопленных культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранении целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства. 

Искусство отражает жизнь, используя специфические приёмы и методы. В кинофильме целые годы, десятилетия и даже века могут пролететь в одно мгновение, в тоже время одна минута может быть растянута на полчаса по задумке режиссера. Искусство оказывает воспитательное воздействие на людей, прежде всего, при помощи эмоций: мы страдаем вместе с героями, переживаем за них, радуемся вместе с ними, испытываем разнообразные чувства.

Самым важным предназначением искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путём соприкосновения с особым миром прекрасного.

 


Практическое задание 1

 

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?


 

Функции искусства

 

Как и любой другой социальный институт, искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. 
Познавательная — получение новых знаний через художественные образы книг, картин, спектаклей, опер, кино и т. д. Произведения искусства дают понять, в чём сущность человека и общества, позволяют приобрести опыт. Пример функции: актриса Фаина Раневская рассказывала, как, прочитав повесть А. П. Чехова «Скучная история», она «поняла всё о человеческом одиночестве».

Эстетическая — удовлетворение духовных потребностей людей в красоте и творческой активности, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Пример функции: Евгений восхитился красотой картин народного художника СССР А. М. Шилова после посещения галереи в Москве.

Гедонистическая — искусство радует человека, доставляет удовольствие и наслаждение. Пример функции: каждый вечер Аля слушает и наслаждается «Лунной сонатой» Бетховена.  

Компенсаторная — в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни. Пример функции: прочитав поэму И. Бродского, Арина обрела силы и уверенность в силе.   

Коммуникативная — искусство создаёт пространство общения людей, человека с самим собой и даже эпох. Пример функции: на выставке-инсталляции Юрий нашёл единомышленников.

Прогностическая — искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы. Пример функции: в романе «20 000 лье под водой» (1870 г. ) Жюль Верн описал подводную лодку «Наутилус», двигатели которого были электрическими. Спустя 90 лет появились настоящие электрические подводные лодки. 

 


Практическое задание 2

 

Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.


Структура искусства

 

Искусство воплощено в различных видах художественного творчества, которые увеличиваются с каждым днём. Отдельными его видами являются такие, как литература, театр, скульптура, музыка, хореография, архитектура, кино, дизайн, компьютерная графика и др. Все они отличаются способами и средствами создания художественных образов. Также существует объединение различных видов искусства в группы (рис. 1).

 

Рисунок 1. Виды искусства

Изобразительные и речевые. Данное деление произведено с точки зрения участия речи как художественного средства. К изобразительным искусствам, к примеру, относятся живопись, графика, скульптура, а к речевым литература и ораторское искусство.

Пространственные, временные и пространственно-временные. Пространственные виды искусств занимают определённое пространство, не находятся в движении и не меняются со временем, временные же не существуют в пространстве и со временем могут измениться. Пространственно-временные объединяют черты первых двух групп.

Динамические и статические. К динамическим можно отнести временные виды искусства, а к статическим — пространственные.  

Виды искусств можно различать по материалу, в котором воплощаются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цвета в графике и живописи, камень и форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце и т. п. Каждый материал требует своеобразных средств, своего «языка». Об этом свидетельствует тот факт, что содержание произведений одного вида искусства нельзя адекватно передать на языке другого вида.

 

Современное искусство

 

Современное искусство весьма разнообразно, в нём отсутствуют какие-либо стро­гие каноны и правила. Творец, конструируя в произведе­нии свой иллюзорный мир, средствами искусства изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира. Современное искусство сложилось во второй половине XX в. В тот период происходил активный поиск принципи­ально новых образов и средств выражения, переосмыслялись цели художественного творчества, место художника в обще­ственной жизни. Огромное влияние на формирование совре­менного искусства оказало развитие техники и технологий: аудио, видео, а затем и Интернета. Наблюдался небывалый расцвет художественной фотографии. 

Современное искусство отличается интерактивностью и информативностью. Реклама, кинематограф, фотография, публицистика — всё это сегодня относится к современному искусству. Безусловно, и живопись, и скульптура, и инсталляция так же остаются формами искусства, но имеется тенденция к синтезу различных видов и жанров.

Современное искусство разнообразно. В нём нет строгих правил. Каждый автор использует средства искусства, которые, по его мнению, изменяют собственное и зрительское видение мира, направляют эстетические переживания при восприятии своего творения.

Комбинация науки и искусства — ещё одна черта, которая характерна для современного искусства. Социология, математика, химия и физика — наиболее часто встречаются в работах современных художников.

В театральном искусстве современные тенденции ярко проявляются в слиянии различных художественных форм и приёмов, смешении исторических эпох. Так, играя клас­сическую пьесу, актёры могут выйти на сцену в современ­ных костюмах, под современную музыку; действие может быть перенесено из прошлого в современность. Подобные спектакли вызывают шок у привыкшей к классическим постановкам театральной публики.

Современное искусство во всех его видах и жанрах даёт возможность человеку выразить себя. И в то же время оно является бизнесом, нацеленным на получение при­были, привлечение инвестиций и т. п. И здесь многое за­висит от того, удастся ли достойно прорекламировать то или иное произведение, создать определённую медийную узнаваемость и репутацию художника и в конечном счёте привлечь потенциальных покупателей и инвесторов. В про­цессе рекламы и раскрутки произведение наделяется опре­делённой ценностью, признаваемой кругом знатоков. При этом для массового зрителя художественная и коммерче­ская ценность произведения современного искусства мо­жет быть неочевидной. Возможно, поэтому лишь немногие творцы и произведения современного искусства известны широкой публике.

Для современного искусства характерно появление новых видов и жанров. 

Перформанс — художественное действо, в котором художник привносит атрибуты символы, жесты, позволяющие ему донести до зрителя замысел, доминируя в представлении. Это своеобразное представление, в котором используются приёмы изобразительного и театрального искусства. Перформанс рассчитан на случайного, неподготовленного зрителя.

Хеппенинг — интересное художественное действо с участием зрителя. Своего рода импровизация, потому что финал не определяется заранее, к нему приходят по ходу представления. Некоторые искусствоведы рассматривают перформансы и хепенинги как протест против коммерциализации искусства.

Современное искусство во всех его видах и жанрах даёт возможность человеку выразить себя.


ИТОГИ

 

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром.

 

Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

 

В современном обществе искусство выражается в самых разных формах и не подчиняется каким-либо строгим законам. Зарождение современного искусства относится ко второй половине ХХ века, большое влияние на него оказало быстрое развитие техники (фотография, Интернет).


1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слово «искусство» многозначно, как и многие __________ (А), связанные с жизнью общества и __________ (Б). В качестве __________ (В) оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло — мастерство плотника, врача и т. д.). Так, к примеру, важно понимать различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства». Мы назовём __________ (Г) художественную деятельность и то, что является её результатом (произведение). «Искусство есть человеческая __________ (Д), состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт испытываемые им __________ (Е), а другие люди заражаются его эмоциями и переживают их».

 

1) понятие2) производство3) деятельность
4) художественное творчество5) культура6) человек
7) чувство8) искусство9) субъективность

 

2. Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры:

1) познание мира с помощью слова, цвета и звука;

2) значимость художественного вымысла;

3) образность и наглядность;

4) получение достоверной картины мира;

5) изучение закономерностей развития мира;

6) объективность отражения реального мира.

 

3. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство представляет собой форму практической деятельности.

2) Искусство предполагает эмоционально-чувственное отражение реальности.

3) Искусство неразрывно связано с верой в сверхъестественное.

4) Искусство направлено на создание эстетических ценностей.

5) Искусство предполагает рациональное объяснение явлений.

 

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭстетическаяВоспроизведение действительности по законам красоты
Отражение действительности при помощи художественных образов

 

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».

1) образность

2) эмоциональность

3) фантазия

4) обоснованность

5) субъективность

6) гипотеза

 


Контрольные вопросы

 

1. Что такое искусство? Каковы его особенности?

2. Какие виды искусства выделяют? 

4. Назовите функции искусства. Какая из функций важна в вашей жизни?

5. Что характерно для современного искусства?


Словарь урока

 

Искусство — духовная деятельность человека, направленная на отображение действительности через художественные образы.  


Ответ на практическое задание 1

Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.

Ответ на практическое задание 2

1) познавательная (мировоззренческая). Например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека;

2) компенсаторная (утешительная). Например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы;

3) коммуникативная. Например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников;

4) воспитательная. Например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе.


Ответы

1) 1, 6, 4, 8, 3, 7   2) 1, 2, 3   3) 1, 2, 4    4) познавательная     5) 4, 6


То, что вы испытываете, может не существовать. Внутри странной правды реальности

Клаус Ведфельт/Гетти

Можем ли мы воспринимать реальность?

Элисон Джордж

Не знаю, как вы, а я чувствую, что прекрасно воспринимаю реальность. В моей голове живое изображение окружающего мира, наполненное звуками, запахами, цветом и предметами. Поэтому довольно тревожно обнаружить, что все это может быть выдумкой. Некоторые исследователи даже утверждают, что фильм в прямом эфире в моей голове не имеет никакого отношения к реальности.

В некотором смысле очевидно, что субъективный опыт — это еще не все. Люди, в отличие от пчел, обычно не видят ультрафиолетового света; мы не можем ощущать магнитное поле Земли, в отличие от черепах, червей и волков; глухи к высоким и низким звукам, которые могут слышать другие животные; и имеют относительно слабое обоняние.

«Все знают, что мы не видим всей реальности. Я говорю, что мы ничего этого не видим»

Кроме того, наш мозг представляет нам только снимок. Если бы наши чувства воспринимали каждую деталь, мы были бы ошеломлены. Замечали ли вы, когда в последний раз моргали, или этот мясистый выступ, называемый вашим носом, который всегда находится в вашем периферийном зрении? Нет, потому что ваш мозг редактирует их. «Многое из того, что делают наши органы чувств, похоже на сжатие данных: упрощение, чтобы иметь возможность функционировать», — говорит Мазвита Чиримута из Университета Питтсбурга в Пенсильвании.

На самом деле, большая часть того, что вы «видите», является иллюзией. Наши глаза не всевидящие, но улавливают мимолетные проблески внешнего мира между быстрыми движениями, называемыми саккадами. Во время них мы фактически слепы, потому что мозг не обрабатывает информацию, которая поступает, когда они происходят. Если вы сомневаетесь в этом, посмотрите себе в глаза в …

Посмотреть вводные предложения

Без обязательств, отменить в любое время*

Предложение действует до 14 июня 2023 г.

*Отмените в любое время в течение 14 дней с момента оплаты, чтобы получить возмещение за необслуживаемые проблемы.

Включая применимые налоги (НДС)

или

Существующие подписчики

Войдите в свою учетную запись

Реклама

Еще из

Новый ученый

Ознакомьтесь с последними новостями, статьями и функциями

Разум

Как ваш мозг сосредотачивается на разговорах в шумной комнате

Здоровье

Люди с синестезией смешивают свои чувства — теперь мы знаем, почему

Технологии

Apple Vision Pro не решит проблем с виртуальной реальностью

Физика

Природа реальности: прочитайте наши лучшие статьи по квантовой физике бесплатно

Неврология реальности — Scientific American

«Мы не видим вещи такими, какие они есть, мы видим их такими, какие мы есть».

— из «Соблазнение Минотавра», Анаис Нин (1961)

10 апреля 2019 года Папа Франциск, президент Южного Судана Сальва Киир и бывший лидер повстанцев Риек Мачар сели вместе за ужином в Ватикане. Они ели в тишине, что стало началом двухдневного ретрита, направленного на примирение с гражданской войной, унесшей жизни около 400 000 человек с 2013 года. Примерно в то же время в моей лаборатории в Университете Сассекса в Англии доктор философии. студент Альберто Мариола начал работать над экспериментом, в котором добровольцы попадают в комнату, которая, по их мнению, там есть, но ее нет. В психиатрические клиники по всему миру приходят люди с жалобами на то, что вещи больше не кажутся им «реальными», будь то мир вокруг них или они сами. В раздробленных обществах, в которых мы живем, кажется, что то, что реально, а что нет, становится все более уязвимым. Воюющие стороны могут испытывать и верить в разные реальности. Возможно, совместная трапеза в тишине может помочь, потому что она предлагает небольшой кусочек реальности, о котором можно договориться, стабильную платформу, на которой можно построить дальнейшее понимание.

Нам не нужно обращаться к войнам и психозам, чтобы найти радикально отличающиеся внутренние вселенные. В 2015 году плохо экспонированная фотография платья разлетелась по Интернету, разделив мир на тех, кто видел его сине-черным (включая меня), и тех, кто видел его бело-золотым (половина моей лаборатории). Те, кто смотрели на это с одной стороны, были настолько убеждены, что были правы — что платье действительно было сине-черным или бело-золотым, — что почти невозможно было поверить, что другие могут воспринять его по-другому.

Фотография платья с плохой экспозицией кому-то кажется сине-черной, а кому-то бело-золотой. Фото: Swiked.tumblr.com

Все мы знаем, что наши системы восприятия легко обмануть. Популярность визуальных иллюзий является свидетельством этого явления. Вещи кажутся одним путем, а обнаруживаются другим: две линии кажутся разной длины, но при измерении они совершенно одинаковы; мы видим движение в образе, который, как мы знаем, неподвижен. Об иллюзиях обычно рассказывают, что они используют причуды схемы восприятия, так что то, что мы воспринимаем, отличается от того, что есть. Однако в этой истории имплицитно предполагается, что правильно функционирующая система восприятия будет представлять нашему сознанию вещи именно такими, какие они есть.

Более глубокая истина заключается в том, что восприятие никогда не является прямым окном в объективную реальность. Все наши восприятия являются активными построениями, основанными на мозге лучшими догадками о природе мира, который навсегда скрыт за сенсорной завесой. Зрительные иллюзии — это трещины в Матрице, мимолетные проблески этой более глубокой истины.

Возьмем, к примеру, ощущение цвета — скажем, ярко-красный цвет кофейной кружки на моем столе. Кружка действительно кажется красной: ее краснота кажется такой же реальной, как ее округлость и твердость. Эти особенности моего опыта кажутся действительно существующими свойствами мира, улавливаемыми нашими органами чувств и раскрываемыми нашему разуму через сложные механизмы восприятия.

Тем не менее, со времен Исаака Ньютона мы знали, что цвета не существуют в мире. Вместо этого они создаются мозгом из смесей различных длин волн бесцветного электромагнитного излучения. Цвета — это хитрый трюк, который эволюция придумала, чтобы помочь мозгу отслеживать поверхности в меняющихся условиях освещения. И мы, люди, можем ощущать только крошечную часть полного электромагнитного спектра, расположенную между минимумом инфракрасного и максимумом ультрафиолета. Каждый цвет, который мы воспринимаем, каждая часть совокупности каждого из наших визуальных миров исходит из этого тонкого кусочка реальности.

Одного знания этого достаточно, чтобы сказать нам, что перцептивный опыт не может быть всеобъемлющим представлением внешнего объективного мира. Это и меньше того, и больше того. Реальность, которую мы переживаем — то, как вещи кажутся , — не является прямым отражением того, что на самом деле существует. Это умная конструкция мозга, для мозга. И если мой мозг отличается от вашего мозга, моя реальность тоже может отличаться от вашей.

Предсказательный мозг

В «Аллегории пещеры » Платона узников всю жизнь прикованы цепями к глухой стене, так что видят только игру теней, отбрасываемых предметами, проходящими позади них огнем, и дают теням имена, потому что для них тени — это то, что реально. Тысячу лет спустя, но все же тысячу лет назад арабский ученый Ибн аль-Хайтам писал, что восприятие здесь и сейчас зависит от процессов «суждения и вывода», а не от прямого доступа к объективной реальности. Сотни лет спустя Иммануил Кант снова осознал, что хаос неограниченных сенсорных данных всегда будет оставаться бессмысленным, если ему не будет придана структура с помощью ранее существовавших концепций или «верований», которые для него включали априорные рамки, такие как пространство и время. Кантовский термин «ноумен» означает «вещь в себе».0075 Ding an sich — объективная реальность, которая всегда будет недоступна человеческому восприятию.

Сегодня эти идеи получили новый импульс благодаря влиятельной коллекции теорий, которые основываются на идее о том, что мозг является своего рода прогностической машиной и что восприятие мира — и себя в нем — является процессом мозгового на основе предсказаний о причинах сенсорных сигналов.

Эти новые теории обычно восходят к немецкому физику и физиологу Герману фон Гельмгольцу, который в конце 1920-го века предположил, что восприятие представляет собой процесс бессознательного вывода. К концу 20-го века понятие Гельмгольца было подхвачено учеными-когнитивистами и исследователями искусственного интеллекта, которые переформулировали его в терминах того, что сейчас широко известно как прогнозирующее кодирование или прогнозирующая обработка.

Центральная идея предсказательного восприятия заключается в том, что мозг пытается выяснить, что находится там, в мире (или здесь, в теле), постоянно делая и обновляя наилучшие предположения о причинах своих сенсорных входов. Он формирует эти наилучшие предположения, комбинируя предыдущие ожидания или «убеждения» о мире вместе с поступающими сенсорными данными таким образом, чтобы учитывать, насколько надежны сенсорные сигналы. Ученые обычно рассматривают этот процесс как форму байесовского вывода, структуру, которая определяет, как обновлять убеждения или наилучшие предположения новыми данными, когда и то, и другое обременено неопределенностью.

В теориях предсказательного восприятия мозг приближается к этому виду байесовского вывода, непрерывно генерируя предсказания о сенсорных сигналах и сравнивая эти предсказания с сенсорными сигналами, поступающими в глаза и уши (а также в нос, на кончики пальцев и на все другие сенсорные поверхности снаружи и внутри тела). Различия между предсказанными и фактическими сенсорными сигналами приводят к так называемым ошибкам предсказания, которые используются мозгом для обновления своих предсказаний, подготавливая его к следующему раунду сенсорных входов. Стремясь свести к минимуму ошибки сенсорного предсказания везде и всегда, мозг реализует приблизительный байесовский вывод, и в результате байесовское наилучшее предположение — это то, что мы воспринимаем.

Чтобы понять, насколько сильно эта точка зрения меняет наши интуитивные представления о неврологической основе восприятия, полезно подумать о восходящем и нисходящем направлениях потока сигналов в мозгу. Если предположить, что восприятие есть прямое окно во внешнюю реальность, то естественно думать, что содержание восприятия несут восходящие сигналы — те, что текут от сенсорных поверхностей внутрь. Сигналы сверху вниз могут контекстуализировать или уточнять то, что воспринимается, но не более того. Назовите это взглядом «как вещи кажутся», потому что кажется, что мир открывается нам непосредственно через наши чувства.

Сценарий прогностической машины очень отличается. Здесь тяжелая работа восприятия выполняется нисходящими сигналами, передающими перцептивные прогнозы, а восходящий сенсорный поток служит только для калибровки этих прогнозов, удерживая их определенным образом связанными с их причинами в мире. С этой точки зрения наше восприятие исходит изнутри наружу в той же мере, если не больше, чем извне вовнутрь. Вместо того, чтобы быть пассивной регистрацией внешней объективной реальности, восприятие выступает как процесс активного конструирования — контролируемая галлюцинация. , как стало известно.

Почему контролируемая галлюцинация? Люди склонны думать о галлюцинациях как о своего рода ложном восприятии, в явном контрасте с достоверным, верным реальности, нормальным восприятием. Представление прогностической машины вместо этого предполагает наличие непрерывности между галлюцинациями и нормальным восприятием. И то, и другое зависит от взаимодействия между нисходящими предсказаниями мозга и восходящими сенсорными данными, но во время галлюцинаций сенсорные сигналы больше не увязывают эти нисходящие предсказания с их причинами в мире. Таким образом, то, что мы называем галлюцинацией, является просто формой неконтролируемого восприятия, точно так же, как нормальное восприятие является контролируемой формой галлюцинации.

Этот взгляд на восприятие не означает, что ничто не реально. В 17 веке английский философ Джон Локк провел влиятельное различие между «первичными» и «вторичными» качествами. Первичные качества объекта, такие как плотность и заполняемость пространства, существуют независимо от воспринимающего. Вторичные качества, напротив, существуют только по отношению к воспринимающему — хороший пример — цвет. Это различие объясняет, почему представление о восприятии как о контролируемой галлюцинации не означает, что можно прыгать под автобус. Автобус обладает первичными качествами прочности и заполнения пространства, которые существуют независимо от нашего механизма восприятия и могут причинить нам вред. Именно то, как автобус предстает перед нами, является контролируемой галлюцинацией, а не сам автобус.

Споткнуться в лаборатории

Растущий объем данных подтверждает идею о том, что восприятие является контролируемой галлюцинацией, по крайней мере, в общих чертах. Ярким примером является исследование 2015 года, проведенное Кристофом Тойфелем из Кардиффского университета в Уэльсе и его коллегами. В этом исследовании оценивалась способность распознавать так называемые двухцветные образы у пациентов с ранней стадией психоза, склонных к галлюцинациям.

Взгляните на фотографию ниже — образец двухцветного изображения. Вероятно, все, что вы увидите, это куча черно-белых пятен. Теперь посмотрите на второе изображение ниже. Затем еще раз взгляните на первую фотографию; он должен выглядеть совсем иначе. Там, где раньше был пятнистый беспорядок, теперь есть отдельные объекты, и что-то происходит.

Двухцветное изображение выглядит как мешанина черно-белых пятен, пока вы не увидите полное изображение ниже. Авторы и права: Ричард Армстронг/EyeEm/Getty Images

Что я нахожу примечательным в этом упражнении, так это то, что при повторном рассмотрении первого изображения сенсорные сигналы, поступающие к вашим глазам, совсем не изменились с тех пор, как вы его увидели в первый раз. Все, что изменилось, — это предсказания вашего мозга о причинах этих сенсорных сигналов. Вы приобрели новое перцептивное ожидание высокого уровня, и это меняет то, что вы видите сознательно.

Сдвиг восприятия: просмотр этой фотографии меняет то, что человек сознательно видит на двухцветном изображении выше. Предоставлено: Ричард Армстронг/EyeEm/Getty Images

Если вы покажете людям много двухцветных изображений, за каждым из которых следует полное изображение, они впоследствии смогут определить значительную часть двухцветных изображений, хотя и не все из них. В исследовании Тойфеля люди с ранней стадией психоза лучше распознавали двухцветные изображения после просмотра полного изображения, чем здоровые люди из контрольной группы. Другими словами, склонность к галлюцинациям сочеталась с перцептивными априорными установками, оказывающими более сильное влияние на восприятие. Это именно то, чего можно было бы ожидать, если бы галлюцинации при психозе зависели от перевеса априорных восприятий, так что они подавляли бы ошибки сенсорного предсказания, отрывая наилучшие догадки восприятия от их причин в мире.

Недавние исследования раскрыли эту историю. В исследовании 2021 года Бию Хе из Нью-Йоркского университета и ее коллеги заставили нейрохирургических пациентов смотреть на неоднозначные изображения, такие как куб Некера, которые постоянно переключаются между двумя разными изображениями, даже если сенсорный ввод остается прежним. Анализируя сигналы, записанные в мозгу пациентов, они обнаружили, что информация течет сильнее в направлении сверху вниз, «изнутри наружу», когда воспринимаемый внешний вид согласуется с предубеждениями пациентов, как можно было бы ожидать, если бы прогнозы восприятия были сильны в этом случае. А когда воспринимаемый внешний вид не соответствовал ранее существовавшим предубеждениям, поток информации был сильнее в восходящем направлении, что предполагало сигнал «ошибки предсказания». Это захватывающая новая разработка в картировании мозговой основы контролируемых галлюцинаций.

В моей лаборатории мы использовали другой подход к изучению природы восприятия и галлюцинаций. Вместо того, чтобы смотреть непосредственно в мозг, мы решили смоделировать влияние сверхактивных перцептивных априорных состояний, используя уникальную установку виртуальной реальности, разработанную гуру виртуальной реальности Кейсуке Судзуки. Мы называем это, с твердым языком, «машиной галлюцинаций».

Используя 360-градусную камеру, мы впервые записали панорамное видео с оживленной площади в кампусе Университета Сассекса во вторник в обеденное время. Затем мы обработали отснятый материал с помощью алгоритма, основанного на программе искусственного интеллекта DeepDream от Google, чтобы смоделировать галлюцинацию. Что происходит, так это то, что алгоритм берет так называемую нейронную сеть — одну из рабочих лошадок ИИ — и запускает ее в обратном направлении. Сеть, которую мы использовали, была обучена распознавать объекты на изображениях, поэтому, если вы запустите ее в обратном порядке, обновив ввод сети вместо ее вывода, сеть эффективно проецирует то, что, как она «думает», находится на изображении и в него. Его прогнозы превосходят сенсорные данные, склоняя баланс перцептивных догадок в сторону этих прогнозов. Наша конкретная сеть хорошо классифицировала разные породы собак, поэтому видео стало необычно насыщенным присутствием собак.

Многие люди, просмотревшие обработанные кадры через гарнитуру виртуальной реальности, отметили, что этот опыт скорее напоминает не галлюцинации психоза, а буйную феноменологию психоделических трипов.

Совсем недавно мы реализовали машину галлюцинаций различными способами, чтобы имитировать различные виды измененного визуального опыта. Расширив наш алгоритм, включив в него две связанные нейронные сети — «сеть-дискриминатор», очень похожую на ту, что использовалась в нашем первоначальном исследовании, и «сеть-генератор», которая была обучена воспроизводить («генерировать») входное изображение, — мы смогли моделировать различные виды галлюцинаций. Например, мы смоделировали сложные галлюцинаторные переживания, о которых сообщают люди с болезнью Паркинсона и некоторыми формами деменции; узорчатые геометрические галлюцинации, возникающие после потери фовеального зрения, как это бывает при синдроме Шарля Бонне; и ряд психоделических галлюцинаций. Мы надеемся, что, лучше понимая галлюцинации, мы сможем лучше понять и нормальный опыт, потому что предсказательное восприятие лежит в основе всего нашего перцептивного опыта.

Восприятие реальности

Хотя галлюцинаторная машина, несомненно, тривиальна, люди, пережившие ее, полностью осознают, что то, что они переживают, нереально. Действительно, несмотря на стремительное развитие технологий виртуальной реальности и компьютерной графики, ни одна из современных установок виртуальной реальности не обеспечивает впечатления, достаточно убедительные, чтобы их можно было не отличить от реальности.

Это вызов, который мы взяли на себя при разработке новой установки «замещающей реальности» в Сассексе, над которой мы работали, когда Папа Франциск созывал ретрит с Сальвой Киир и Риеком Мачаром. Нашей целью было создать систему, в которой добровольцы воспринимали бы окружающую среду как реальную — и верили бы в нее, — хотя на самом деле она не была реальной.

Основная идея проста. Мы снова предварительно записали несколько панорамных видеоматериалов, на этот раз внутренней части нашей VR-лаборатории, а не сцены за пределами кампуса. Людей, приходящих в лабораторию, приглашают сесть на табурет посреди комнаты и надеть виртуальную гарнитуру с прикрепленной к передней части камерой. Им предлагается осмотреть комнату и увидеть комнату такой, какая она есть на самом деле, через камеру. В какой-то момент, не сказав им, мы переключаем подачу так, чтобы гарнитура отображала не живую сцену из реального мира, а предварительно записанное панорамное видео. Большинство людей в этой ситуации продолжают воспринимать то, что они видят, как настоящее, даже если теперь это фальшивая предварительная запись. (Это на самом деле очень сложно реализовать на практике — здесь требуется тщательная балансировка и выравнивание цветов, чтобы люди не заметили никаких различий, которые могли бы подсказать им, что произойдет сдвиг.)

Я нахожу этот результат захватывающим, потому что он показывает, что люди могут воспринимать нереальное окружение как полностью реальное. Одна только эта демонстрация открывает новые горизонты для исследований виртуальной реальности: мы можем проверить пределы того, что люди будут испытывать и верить в реальность. Это также позволяет нам исследовать, как восприятие вещей как реальных может влиять на другие аспекты восприятия. В одном из наших последних экспериментов мы стремились выяснить, хуже ли люди обнаруживают неожиданные изменения в комнате, когда они верят, что то, что они переживают, реально. Если все так и окажется (исследование было сильно отложено из-за глобальной пандемии), это открытие подтвердит идею о том, что восприятие вещей как реальных само по себе действует как высокоуровневый априор, который может существенно формировать наши предположения о восприятии. влияет на содержание того, что мы воспринимаем.

Реальность реальности

Идея о том, что мир нашего опыта может быть нереален, является устойчивым тропом философии и научной фантастики, а также ночных дискуссий в пабах. Нео в Матрица принимает красную таблетку, и Морфеус показывает ему, что то, что он считал реальным, является сложной симуляцией, в то время как настоящий Нео лежит ничком на ферме человеческих тел, источнике энергии «мозг в бочке» для антиутопический ИИ. Философ Ник Бостром из Оксфордского университета заявил, опираясь в основном на статистику, что мы, вероятно, живем внутри компьютерной симуляции, созданной в постчеловеческую эпоху. Я не согласен с этим аргументом отчасти потому, что он предполагает, что сознание можно смоделировать — я не думаю, что это надежное предположение, — но, тем не менее, оно заставляет задуматься.

Хотя разжевывать эти громоздкие метафизические темы весело, решить их, вероятно, невозможно. Вместо этого на протяжении всей этой статьи мы исследовали отношение между видимостью и реальностью в нашем сознательном восприятии, где частью этой видимости является видимость самой реальности.

Центральная идея здесь заключается в том, что восприятие — это процесс активной интерпретации, направленный на адаптивное взаимодействие с миром через тело, а не на воссоздание мира в уме. Содержимое наших воспринимаемых миров — это контролируемые галлюцинации, основанные на мозге предположения о непостижимых причинах сенсорных сигналов. Для большинства из нас большую часть времени эти галлюцинации воспринимаются как реальные. Как сказал мне канадский рэпер и научный коммуникатор Баба Бринкман, когда мы согласны с нашими галлюцинациями, возможно, это то, что мы называем реальностью.

Но мы не всегда согласны и не всегда воспринимаем вещи как реальные. Люди с диссоциативными психическими расстройствами, такими как синдром дереализации или деперсонализации, сообщают, что их перцептивные миры, даже они сами, лишены чувства реальности. Некоторые виды галлюцинаций, в том числе различные психоделические галлюцинации, сочетают ощущение нереальности с яркостью восприятия, как и осознанные сновидения. Люди с синестезией постоянно имеют дополнительные сенсорные ощущения, такие как восприятие цветов при просмотре черных букв, которые они признают ненастоящими. Даже при нормальном восприятии, если вы посмотрите прямо на солнце, последующее остаточное изображение на сетчатке будет восприниматься как нереальное. Есть много таких способов, которыми мы воспринимаем наше восприятие как не вполне реальное.

Для меня это означает, что свойство реальности, сопровождающее большинство наших восприятий, не следует принимать как должное. Это еще один аспект того, как наш мозг основывается на своих байесовских догадках о своих сенсорных причинах. Таким образом, можно спросить, какой цели он служит. Возможно, ответ заключается в том, что перцептивное наилучшее предположение, которое включает в себя свойство быть реальным, обычно больше соответствует цели, то есть лучше способно направлять поведение, чем то, которое этого не делает. Мы будем вести себя более уместно по отношению к чашке кофе, приближающемуся автобусу или психическому состоянию нашего партнера, когда переживаем его как реально существующее.

Но есть компромисс. Как показывает иллюзия одежды, когда мы воспринимаем вещи как реальные, мы в меньшей степени способны оценить, что наши воспринимаемые миры могут отличаться от миров других. (Популярное объяснение различий в восприятии одежды состоит в том, что люди, которые проводят большую часть своего бодрствования при дневном свете, видят ее бело-золотой; совы, которые в основном подвергаются воздействию искусственного света, видят ее сине-черной. ) даже если эти различия начинаются с малого, они могут закрепиться и усилиться по мере того, как мы будем по-разному собирать информацию, выбирая сенсорные данные, которые лучше всего соответствуют нашим индивидуальным формирующимся моделям мира, а затем обновляя наши модели восприятия на основе этих предвзятых данных. Мы все знакомы с этим процессом из эхо-камер социальных сетей и газет, которые мы предпочитаем читать. Я предполагаю, что те же самые принципы применимы и на более глубоком уровне, под нашими социально-политическими убеждениями, вплоть до самой ткани наших перцептивных реальностей. Они могут быть применимы даже к нашему восприятию себя — опыту быть собой или быть собой, — потому что опыт быть собой сам по себе является восприятием.

Вот почему понимание конструктивных, творческих механизмов восприятия имеет неожиданное социальное значение. Возможно, как только мы сможем оценить разнообразие переживаемых реальностей, разбросанных среди миллиардов воспринимающих мозгов на этой планете, мы найдем новые платформы, на которых можно построить общее понимание и лучшее будущее — будь то между сторонами в гражданской войне, последователями разных политических вечеринки, или два человека делят дом и сталкиваются с мытьем посуды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *