причины, симптомы, диагностика и лечение
Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.
Общие сведения
Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.
Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).
Алалия
Причины алалии
В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:
- Антенатальный период. К повреждению речевых зон могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность).
- Интранатальный период. Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.
- Постнатальный период. Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов, синдром госпитализма) усугубляют действие ведущих причин алалии.
Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.
Патогенез
Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.
Классификация
За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:
- Экспрессивную (моторную) алалию. В основе ее возникновения алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.
- Импрессивную (сенсорную) алалию. Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
- Смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)
Симптомы моторной алалии
Неврологический статус
При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).
Психологический статус
Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.
Речевой статус
При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.
Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.
При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.
Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.
Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.
При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.
Симптомы сенсорной алалии
Речевой статус
При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.
На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.
При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.
Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.
Психологический статус
Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.
В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Диагностика
Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.
- Неврологическое обследование. Необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти.
- Логопедическое обследование. Начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.
Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.
Коррекция алалии
Общее лечение
Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.
Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).
Коррекция моторной алалии
Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка ведется работа над:
- стимуляцией речевой активности;
- формированием активного и пассивного словаря,
- фразовой речью,
- грамматическим оформлением высказывания;
- развитием связной речи,
- звукопроизношением.
В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.
Коррекция сенсорной алалии
При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:
- различением неречевых и речевых звуков,
- дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями,
- пониманием фраз и речевых инструкций,
- грамматическим строем речи.
По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.
Прогноз и профилактика
Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).
Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.
Студенты Тюменского ГМУ изучают соматический и психологический статус людей, занимающихся зимним плаванием
В Тюменском ГМУ озвучили первые результаты научно-исследовательской работы по оценке состояния физического, физиологического и психологического здоровья спортсменов, занимающихся зимним плаванием.
– В рамках деятельности управления инновационных образовательных форматов и программ по развитию проектного обучения в Тюменском ГМУ обучающиеся имеют возможность участвовать в проектах внешних партнёров университета.
Это создаёт условия для развития исследовательских компетенций и навыков проектной деятельности у студентов, способствует формированию эффективных научных коллабораций, — сообщила кандидат медицинских наук, начальник управления инновационных образовательных форматов и программ Дилара Наилевна Исакова.
Студенты Тюменского ГМУ принимают участие в научно-исследовательских проектах Тюменского научного центра СО РАН под руководством кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника Татьяны Александровны Фишер. Куратором научного направления от университета является доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой биологии Тюменского ГМУ Светлана Владимировна Соловьева. Наставник проектной деятельности студентов – кандидат медицинских наук, ведущий специалист управления инновационных образовательных форматов и программ Мария Витальевна Ляпина.В составе научной группы молодые учёные приняли участие в исследовании спортсменов на международном чемпионате по зимнему плаванию «Карелия-2022» в г. Петрозаводске. Отметим, что зимнее плавание в 2021 году было признано Министерством спорта РФ новым видом спорта. По решению комиссии выступление на спортивных соревнованиях по зимнему плаванию было принято с 18 лет, тогда как в ряде других стран зимнее плавание успешно развивается с 10-12 лет.
В направлении «Холод и человек» тему «Устойчивость к холоду – способ повышения индивидуальных адаптационных возможностей человека» исследовала студентка лечебного факультета Анастасия Нистратова. В рамках проекта она обследовала 27 спортсменов из Владивостока, Тюмени, Красноярска, Санкт-Петербурга, Перми, Москвы, Хабаровска, Мурманска, Смоленска, Новомичуринска, Петрозаводска и Благовещенска.
– В группе как мужчин, так и женщин, занимающихся зимним плаванием, мы зафиксировали хронические заболевания в стадии ремиссии. Превалирующая часть спортсменов предпочитает короткие дистанции, наиболее распространенный стиль плавания – вольный. В меньшей степени женщины участвуют в заплывах на 100 и 200 м. По мере увеличения возраста у мужчин заметна тенденция к относительному выравниванию количества обычных и холодовых тренировок, у женщин наблюдается стабильное преобладание тренировок в стационарном бассейне, – сообщила Анастасия Нистратова.
В рамках проекта «Дети-моржи – новый социальный феномен: описание особенностей клинико-соматического статуса детей» с целью изучения влияния спортивного зимнего плавания на физиологическое и психологическое здоровье детей в составе научной группы ведёт исследования студент педиатрического факультета Тюменского ГМУ Кирилл Кукин. В исследовании приняли участие 23 ребенка (спортсмены-пловцы международного чемпионата по зимнему плаванию «Карелия-2022») из 14 регионов России.
–Наше исследование не завершено, но уже можно говорить о предварительных результатах. В частности, установлено, что у детей, участвующих в соревнованиях по зимнему плаванию, имеются заболевания, которые не мешают им заниматься этим видом спорта. Все дети-участники соревнования занимаются плаванием в спортивных секциях в течение нескольких лет. Мы выяснили, что дети 11-13 лет занимаются зимним плаванием в системе тренировочного процесса в неделю чаще, чем дети в других возрастных категориях. Именно это способствует развитию холодовой устойчивости детского организма с более ранних лет, – рассказал Кирилл Кукин.
10 лучших шаблонов, вопросов и примеров
Помогая профессионалам, мы регулярно собираем информацию о работе наших клиентов.
Существуют различные способы сбора такой информации, от кратких проверок до более расширенных или формальных оценок.
Большинство формальных обследований включают в себя подробный опрос клиентов об их функционировании и систематическое отслеживание их поведения.
Одним из наиболее распространенных видов официальной оценки в психиатрии, психологии и смежных областях является обследование психического статуса (MSE).
MSE может предоставить будущим читателям отчета ценную информацию о том, как клиент представил себя в данный момент времени, включая как отрицательные признаки, так и положительные факторы.
В этой статье мы подробно опишем стандартные компоненты МСЭ и дадим советы, как лучше ее провести. Мы также предлагаем несколько шаблонов, контрольный список и вопросы, которые можно добавить при заполнении MSE.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое обследование психического статуса (MSE)?
- Домены, включенные в MSE: 14 примеров
- Плюсы и минусы MSE
- Полезные шаблоны, образцы и контрольный список
- Дескрипторы и терминология для использования
- 7 вопросов клиентам
- Полезные видео и книги по этой теме
- Примечание по использованию MSE с детьми
- Полезные ресурсы PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое обследование психического статуса (MSE)?
MSE — это метод, используемый для документирования основных когнитивных, эмоциональных и поведенческих функций человека в определенный момент времени (Martin, 1990).
Этот метод традиционно использовался в психиатрии и клинической психологии, но также был адаптирован для других помогающих профессий, таких как социальная работа и коучинг.
Метод обычно включает структурированное интервью и систематические наблюдения за поведением.
Существуют значительные различия между формами, используемыми разными практикующими врачами для сбора этой информации от клиента.
В то же время существуют основные домены, которые, возможно, следует охватить всякий раз, когда выполняется MSE.
Области, включенные в MSE: 14 примеров
Общие области, охватываемые MSE, включают:
- Уровень сознания
Это относится к уровню бдительности и реакции клиента на вопросы или другие стимулы. - Ориентация
Осведомленность о дате/времени, текущем местоположении и текущей ситуации (например, причина назначения). - Крупная/мелкая моторика
Походка, осанка, ловкость рук и т. д. клиента - Одежда/уход за собой и гигиена
Одет ли клиент аккуратно или более растрепанный? Аккуратно или неухоженно? Соблюдают ли они личную гигиену?
Примечание: это не оценочные суждения, а скорее дескрипторы, отражающие функционирование или понимание клиента. Если их одежда грязная, они плохо ухожены или небриты, это говорит экзаменатору кое-что об их обычном уровне заботы о себе и областях, в которых им может понадобиться помощь.
- Сенсорная функция
Может ли клиент достаточно хорошо слышать, чтобы понимать вопросы, и достаточно хорошо видеть, чтобы заполнять формы или проводить визуальные тесты? - Речь
Речевой паттерн клиента обычно описывается с точки зрения беглости (легкость или плавность), скорости (от медленной до быстрой и напористой), громкости (от тихой до громкой) и интонации (от нормальной до ровной или монотонной). , а также любой необычной тональности, например, при синдроме иностранного акцента (Kurowski, Blumstein, & Alexander, 1996).
Речь, безусловно, является критически важной областью, поскольку она несет много вербальной и невербальной информации, в том числе об эмоциональном состоянии и связности мыслей.
- Аффект
Диапазон эмоционального выражения клиента, основанный на его речи, выражении лица или другом поведении. - Настроение
Что клиент сообщает о своем внутреннем настроении, особенно в отношении каких-либо депрессивных или тревожных симптомов. - Внимание/оперативная память
Способность концентрироваться на задаче (внимание) и кратковременно удерживать информацию в уме (рабочая память) перед ее использованием. Этот домен основан на наблюдениях экзаменаторов, самоотчетах клиентов или кратких тестах, таких как обратный счет от 100 до 7 секунд. - Память
Способность вспоминать информацию, основанную на наблюдениях исследователя, самоотчете клиента или кратких тестах, таких как краткосрочное воспоминание трех заявленных им объектов.
Примечание. Когнитивная оценка в рамках MSE, охватывающая основные возможности внимания и памяти, обычно проводится психологами, нейропсихологами или психиатрами, прошедшими специальную подготовку в этой области.
- Мыслительный процесс
Поток и связность мыслей, определяемые по наблюдаемому поведению клиента, особенно речи. Например, если речь клиента бессвязна и неорганизованна, экзаменатор может сделать вывод, что его мышление также дезорганизовано. - Содержание мыслей
Содержание мыслей можно определить на основе спонтанной речи и прямого вопроса экзаменатора. Например, экзаменатор может спросить: «Вы когда-нибудь слышали то, чего не слышат другие люди, или видели то, чего другие люди не видят?» Ответ «да» на такие вопросы повышает вероятность галлюцинаторного содержания мыслей. - Проницательность
Насколько клиент осознает свои сильные стороны и ограничения? - Сильные стороны и ограничения
Традиционные формы MSE были разработаны для регистрации любых когнитивных, эмоциональных или поведенческих нарушений.
Тем не менее, есть место для разработки вопросов и поведенческих наблюдений для изучения и документирования сильных сторон клиента в MSE.
Загрузить 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Плюсы и минусы MSE
Структурированная MSE с удобной для пользователя формой экзаменатора помогает обеспечить изучение всех важнейших аспектов презентации клиента, не игнорируя ни один из них.
Например, настроение является важным доменом для оценки при обследовании клиента. Он включен в качестве домена, который необходимо запрашивать почти во всех показателях MSE.
С другой стороны, существует множество форм MSE и нет общепринятого формата, что может вызвать некоторое замешательство у практиков.
Ниже мы предлагаем три примера шаблонов MSE. Мы также прилагаем образцы описаний для MSE и исчерпывающий контрольный список MSE.
Полезные шаблоны, образцы и контрольный список
Как и было обещано, ниже вы найдете полезные шаблоны, образцы и контрольный список для обследования психического статуса.
3 шаблона MSE
Вот три шаблона обследования психического состояния. Эти шаблоны включают краткий формат MSE и два более полных и подробных формата.
- Форма краткого обследования психического статуса
- Исследование психического статуса/поведенческие наблюдения
- Проверка психического статуса и поведенческие наблюдения
Примеры описаний MSE
В первом из этих примеров используются краткие комментарии, которые эффективно передают всю необходимую информацию. Второй образец выполнен в более длинном прозаическом стиле. Любой стиль может использоваться для передачи важной информации о когнитивном, эмоциональном и поведенческом статусе клиента.
1. Проба ребенка/подростка*
Наблюдения за поведением и психическим статусом:
Настороженность: Настороженность
Ориентация: Полностью ориентирован
Внешний вид: Соответствует возрасту, ухожен и подходящее платье
Поведение: Легко вступает в контакт, вежливый, готовность к сотрудничеству и хороший зрительный контакт
Внимание: Способен участвовать в разговоре, хотя при тестировании была отмечена легкая отвлекаемость
Язык: Свободно и без затруднений с подбором слов
Память: Автобиографическая память сохранна
Двигательная: Двигательных отклонений не наблюдалось
Эмпатия: Интактная
Настроение: Нормальное
Аффект: Полный и реактивный
Мыслительный процесс: Линейный, логичный и целенаправленный
Содержание мыслей: Соответствующее, без психоза, галлюцинаций, мыслей о самоубийстве или убийстве
Импульсивность: Легкая
Суждение: Хорошее
Insight: Good
*Образец предоставлен Сарой Буллард, доктором философии, ABPP, используется с разрешения
2.
Образец для взрослыхЭта 65-летняя женщина приехала на тестирование одна, сама за рулем. Она появилась в заявленном возрасте. Она была слегка растрепана в платье и равнодушно ухожена. Ее походка казалась слегка неустойчивой, и она ходила с тростью («Я недавно упала в своем доме, поэтому теперь я хожу с тростью»).
Она ориентировалась в месте и ситуации, но хуже ориентировалась во времени (пропускала день недели на один и сначала не была уверена в годе). Отмечался легкий тремор обеих рук, который усиливался при дотягивании правой рукой до предметов.
Зрение оказалось удовлетворительным для чтения бланков, но слух слегка ухудшился, и клиенту нужно было повторить некоторую информацию. Речь была прерывистой, с очевидными трудностями в подборе слов; умеренно громкий; с плоской интонацией.
Аффект в целом плоский, но с некоторой лабильностью (периодические приступы плача при обсуждении текущего одиночества). Она описала свое настроение как «угнетенное» большую часть дней. Она сказала, что когда она чувствовала себя подавленной, это обычно происходило потому, что «теперь я всегда одна, так как мой муж умер три года назад».
Она отрицала какие-либо мысли или склонность к членовредительству. Она сообщила о некоторых проблемах с памятью, особенно на новую информацию. Когда ее спросили об употреблении алкоголя (вопрос, указанный в направлении врача), она сказала, что выпивала «несколько — три или четыре — бокала вина» каждый вечер, но не считала это проблемой.
Проницательность оказалась ограниченной в этом последнем отношении. Социальное суждение оказалось в основном неповрежденным, основанным на вопросе о гипотетическом сценарии («Что бы вы сделали, если бы нашли бумажник на полу в супермаркете?» «Отнесите его в отдел обслуживания клиентов»).
Не было никаких признаков формального расстройства мышления или аномального содержания мыслей. Мотивация/усилия при тестировании были переменными (легко сдавались, поскольку тестовые задания становились даже умеренно сложными).
Контрольные списки
Некоторые экзаменаторы предпочитают удобство контрольных списков при проведении MSE, которые они могут позже расширить при составлении официального отчета.
Подробный контрольный список можно найти здесь: Бланк экспресс-записи обследования психического статуса.
Этот контрольный список очень подробный и включает очень полезный глоссарий терминов, связанных с психическим состоянием.
Используемые дескрипторы и терминология
На следующем рабочем листе перечислены общие термины и дескрипторы, которые могут помочь сделать описания MSE понятными для последующих читателей отчетов. Общая терминология разумно будет включать следующее с соответствующими дескрипторами (обычно в диапазоне от нормального до ненормального):
Термин | Определение | Общие дескрипторы |
---|---|---|
Уровень сознания | Насколько внимательный, осведомленный и отзывчивый клиент? | Предупреждение. Сверхбдительный. |
Ориентация | Осознание времени, места, характера ситуации | Ориентирован x 3 (время, место, ситуация). Частично ориентирован (например, ориентируется в месте и ситуации, но плохо ориентируется во времени, например, «текущий год указан как 1984»). |
Качество движения | Может включать походку, мелкую моторику, скорость/ловкость | Нормальная походка и движения верхних конечностей. Неустойчивая походка, тремор (в покое или при дотягивании руки и т. д.), замедление движений, беспокойство/беспокойство. |
Влияние | Наблюдаемый диапазон эмоционального выражения | Нормальный диапазон, соответствующий ситуации, соответствующий настроению. Притупленный или ограниченный (слабо выраженная эмоция), плоский (без выраженной эмоции), лабильный или очень изменчивый. |
Настроение | Эмоциональный самоотчет клиента | Нормальный или эутимный. Печальное или дисфорическое, безнадежное, изменчивое настроение, раздражительность, тревога или тревога, экспансивное или приподнятое настроение. |
Речь | Беглость, темп, громкость, интонация | Свободно. Нормальный темп, громкость, интонация. Прерывистая речь, трудности с подбором слов, принужденная речь. |
Мыслительный процесс | Поток и форма мысли (по сообщениям клиента или по поведению) | Линейный, последовательный, целенаправленный. По касательной, бегство идей, ослабление ассоциаций, скачки мыслей, блокировка мыслей. |
Содержание мысли | Природа идей | Нормальное содержание мыслей. Фиксированные идеи, бред, галлюцинации (слуховые или зрительные и др. ). |
Внимание | Способность фокусироваться | Внимание. Переменное внимание, рассеянность. |
Память | Способность кодировать, хранить и извлекать информацию | Целый для недавней памяти. Целое для удаленной памяти. Ограничено или недостаточно для недавней или удаленной памяти. |
Проницательность | Осознание собственных сильных сторон и ограничений | Нетронутая способность проникновения в суть. Ограниченное понимание. |
Решение | Понимание того, как действовать и реагировать в социальных ситуациях | Здравый смысл. Справедливое решение. |
Мотивация/усилия | Очевидный уровень мотивации и усилий клиента для участия в сеансе | Хорошая мотивация/усилия. Ограниченная или непостоянная мотивация/усилие. |
7 Вопросы клиентам
Приведенные ниже вопросы MSE можно изменить, чтобы они соответствовали типам клиентов, с которыми вы обычно работаете.
- Какую пользу вы надеетесь получить от этой (психиатрической, психотерапевтической, социальной работы, коучинга и т. д.) услуги?
- Каковы ваши сильные стороны? В чем вы особенно хороши? (См. форму исследования сильных сторон ниже.)
- Есть ли у вас трудности – психологические, социально-эмоциональные, академические, профессиональные, с которыми вам нужна помощь?
- Приходилось ли вам в прошлом прибегать к каким-либо психологическим или иным вмешательствам, таким как психотерапия, профессиональный коучинг и т. д.?
- Что, если вообще что-то, сработало для вас в прошлом в качестве вмешательства?
- Каковы ваши основные цели в жизни? (См. форму постановки целей ниже.)
- Какие препятствия существуют на пути к достижению ваших целей?
Полезные видеоролики и книги по этой теме
Чтобы узнать больше о MSE, мы публикуем видео на YouTube, а также две книги, которые помогут вам лучше понять этот процесс.
Исследование психического статуса с участием Джона Соммерса-Фланагана
Это видео является одним из примеров того, как может проводиться MSE. Экзаменатор здесь — опытный клиницист, обладающий навыками работы с людьми в психиатрическом контексте, которым может потребоваться мягкое перенаправление обратно к обсуждаемой теме (Sommers-Flanagan, 2020).
Также рекомендуются следующие книги по психическому здоровью.
1.
Обследование психического статуса: 52 сложных случая, интервью по DSM и МКБ-10, опросники и когнитивные тесты для диагностики и лечения – Wes BurgessВ этой книге подробно описывается, как обычно проводится обследование психического статуса, и приводятся многочисленные описания различных типов клиентов и способы оценки их сильных и слабых сторон.
Читатели оценивают ее как очень интересную и полезную для широкого круга специалистов помогающих профессий.
Найдите книгу на Amazon.
2.
Объяснение экзамена на психическое состояние – Дэвид Дж. РобинсонЧитатели оценили эту книгу как очень доступную и практичную с точки зрения обучения проведению обследований психического статуса.
MSE так же важен для психиатрии, как медицинский осмотр для других областей медицины. Этот текст был написан, чтобы обеспечить практическое, краткое и приятное введение в MSE.
Найдите книгу на Amazon.
Примечание по использованию MSE у детей
Следующие пункты о проведении MSE у детей взяты из книги Марты Дж. Фолкнер «Обследование психического статуса у детей».
- Приветствуйте ребенка.
- Разрешите родителю войти в комнату, если это поможет успокоить ребенка. Если необходимо на какое-то время отделиться от взрослого, отметьте, легко это или трудно для ребенка.
- Признайте и, по возможности, подтвердите опасения ребенка.
- Поощряйте ребенка объяснять вещи своими словами.
- Ребенок выглядит хорошо упитанным и хорошо развитым физически?
- Подчеркните открытые вопросы.
- Будьте чуткими.
- Обратите внимание на манеру общения ребенка с другими. Кажется ли ребенок незрелым или не по годам развитым для своего возраста?
- Тщательно различайте такие явления, как причудливые идеи, воображаемые друзья или внутренние голоса (распространенные в детстве) и бред, зрительные или слуховые галлюцинации (нечастые в детстве).
Полезные ресурсы PositivePsychology.com
У нас есть несколько ресурсов, которые можно использовать вместе с MSE, включая инструменты для проведения интервью на основе сильных сторон. Некоторые из них доступны как часть Инструментария позитивной психологии©, который содержит более 400 инструментов, упражнений и оценок для практикующих специалистов в области психического здоровья, заинтересованных в применении новейших инструментов.
Эта рабочая таблица «Экзамен психического статуса: изучение сильных сторон» предназначена для того, чтобы помочь вам изучить сильные стороны клиента при проведении MSE.
Вы можете дополнительно изучить цели с клиентом, используя этот рабочий лист «Экзамен психического статуса: постановка целей».
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить их благополучие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Обратное сообщение
Экзамен на психическое состояние является важнейшим компонентом оценок во всех помогающих профессиях.
При правильном выполнении MSE и сопутствующее описание предоставляют ценную информацию о функционировании клиента в данный момент времени.
Он также служит полезной точкой сравнения с задокументированными действиями клиента в другое время.
Проведение MSE требует навыков наблюдения за поведением, опыта проведения интервью и гибкости в адаптации вопросов к клиенту.
Должна быть гибкая возможность задавать вопросы, которые могут быть нестандартными, так как это может помочь получить уникальный профиль клиента, связанный с его сильными сторонами и ограничениями.
Следуя комплексному шаблону при опросе клиента и наблюдении за его поведением, вы можете быть уверены, что не упустили важную информацию об их статусе.
Мы надеемся, что различные шаблоны MSE, контрольные списки и дескрипторы доменов, приведенные в этой статье, пригодятся вам в работе с клиентами.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Берджесс, В. (2013). Обследование психического статуса: 52 сложных случая, интервью по DSM и МКБ-10, опросники и когнитивные тесты для диагностики и лечения (том 1). Автор.
- Куровски, К.М., Блюмштейн, С.Е., и Александр, М. (1996). Синдром иностранного акцента: переосмысление. Мозг и язык , 54 (1), 1–25.
- Мартин, округ Колумбия (1990). Исследование психического статуса. В HK Walker, WD Hall и JW Hurst (Eds.), Клинические методы: История, физические и лабораторные исследования (3-е изд.). Баттервортс.
- Робинсон, DJ (2016). Объяснение экзамена на психическое состояние. Rapid Psychler Press.
- Соммерс-Фланаган, Дж. (2020). Обследование психического статуса с Джоном Соммерсом-Фланаганом [Видео]. Получено 30 августа 2021 г. с https://www.youtube.com/watch?v=adwOxj1o7po 9.0020
Анализ психологического состояния и модель клинико-психологического вмешательства у пациентов с COVID-19
Лу Ян, Даньцзюань Ву, Яньбинь Хоу, Сюньцян Ван, Ни Дай, Гуаньцзюнь Ван, Цин Ян, Вэньхуэй Чжао, Посмотреть профиль ORCID Чжунцзе Лу, Юньсинь Цзи , Liemin Ruan
doi: https://doi.org/10.1101/2020.03.22.20040899
- Резюме
- Полный текст
- Информация/История
- Метрики
- Данные/Код
- Предварительный просмотр PDF
Резюме
Исходная информация Пациенты с коронавирусной инфекцией 2019 года (COVID-19) имеют разную степень психологической боли, такой как тревога и депрессия, что может быть связано с их прогнозом. Психологическое вмешательство может проводиться различными способами для уменьшения психологической боли и улучшения лечебного эффекта.
Цель Настоящее исследование было направлено на изучение и анализ психологического статуса пациентов с COVID-19 во время болезни, а также на оценку эффекта и влияющих факторов психологического кризисного вмешательства, чтобы изучить эффективный способ клинического лечения. психологическое вмешательство у острых больных в условиях изоляции.
Методы Всего в исследовании приняли участие 143 человека, в том числе 26 пациентов с диагнозом COVID-19 в изоляторе (группа COVID-19), 87 пациентов с общей пневмонией в обсервационном отделении (группа общей пневмонии) и 30 здоровые добровольцы (Нормальная группа). Все пациенты в отделении получали комплексное психологическое вмешательство, включая психологическое консультирование по телефону (активное и пассивное), самокоррекцию письменных материалов и индивидуальное психологическое кризисное вмешательство. Для оценки состояния психического здоровья всех пациентов в день поступления и через 1 неделю после лечения использовали шкалу депрессии Гамильтона (HAMD) и шкалу тревоги Гамильтона (HAMA).
Результаты Показатели HAMA и HAMD у всех пациентов (включая изолятор и обсерваторию) были значительно выше, чем у здоровых добровольцев на момент поступления. Общий балл HAMA и HAMD в группе CVOID-19 был выше, чем в группе общей пневмонии. После 1-недельной госпитализации с комплексным психологическим вмешательством показатели HAMA и HAMD в группе CVOID-19 значительно снизились.
Заключение Пациенты с диагнозом COVID-19в изоляторе и/или общей пневмонии в обсервации имеют разную степень тревожности, депрессии и нарушения сна. При получении противовирусного лечения пациенты также нуждаются в психологическом вмешательстве. Доказана эффективность модели комплексного психологического вмешательства.
Заявление о конкурирующих интересах
Авторы заявили об отсутствии конкурирующих интересов.
Клинические испытания
ChiCTR2000030697
Заявление о финансировании
Эта работа была поддержана Тематическим фондом брендинга здоровья Нинбо (PPXK2018-01), Проектом плана медицинских и медицинских наук и технологий провинции Чжэцзян (грант № 2018KY671 и 2019KY564), Крупный специальный фонд социального развития Нинбо (грант № 2017C510010).
Декларации авторов
Соблюдены все соответствующие этические принципы; были получены все необходимые одобрения ЭСО и/или комитета по этике, и подробная информация о ЭСО/надзорном органе включена в рукопись.
Да
Все необходимые согласия пациента/участника были получены, и соответствующие институциональные формы были заархивированы.
Да
Я понимаю, что все клинические испытания и любые другие проспективные интервенционные исследования должны быть зарегистрированы в утвержденном ICMJE реестре, таком как ClinicalTrials.gov. Я подтверждаю, что любое такое исследование, указанное в рукописи, было зарегистрировано, и предоставлен идентификатор регистрации испытания (примечание: если вы публикуете проспективное исследование, зарегистрированное ретроспективно, укажите в поле идентификатора испытания пояснение, почему исследование не было зарегистрировано заранее) .