Врач рассказала, от каких эмоций образуются мимические морщины – Москва 24, 22.11.2021
Культ молодости все еще не сдает позиции, несмотря на то что во всем мире приветствуется курс в сторону естественной красоты. Мы выяснили, каких морщин не стоит бояться и как эмоции влияют на рельеф нашей кожи.
Следы на лице
Фото: depositphotos/AllaSerebrina
Главное, от чего стремятся избавиться в погоне за вечной молодостью, – это морщины. Именно их принято считать основным признаком возраста. По словам врача-косметолога Елены Романенко, появление морщин может быть связано, в частности, с типом старения лица, неправильным косметическим уходом, мимическими привычками, эмоциональными особенностями, психологическим состоянием человека.
Елена Романенко
врач-косметолог
В молодом возрасте мышца расслабляется и возвращается в исходное состояние, стоит лишь сменить эмоцию. А с возрастом избыточная мимика оставляет все более глубокие следы на лице. По словам эксперта, формируется устойчивый зажим, или зона гипертонуса, а кожа над ним закладывается в постоянную заметную складку. Такие заломы уже нельзя «стереть», просто расслабив мышцы. Избыточный тонус не только формирует морщины, но и меняет пропорции и черты лица.
Читаем эмоции
Фото: depositphotos/[email protected]
Специалисты говорят, что по внешности можно легко определить характер. Как отмечает врач, привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Появляется индивидуальный рисунок морщин. На лицах людей мы читаем радость и печаль, задумчивость и гнев, недовольство и удивление, любовь и ненависть.
«Даже в анатомическом названии мышц лица отражена связь с эмоциями, при которых они включаются. Например, на лбу находится мышца удивления. Она вызывает горизонтальные морщины лба. Мышца, которая сводит брови к переносице, отвечает за выражение гнева», – комментирует Елена Романенко.
Мышца презрения, поднимающая верхнюю губу, усиливает носогубные складки, формирует недовольное лицо. Подбородочная выпячивает и поднимает вверх нижнюю губу, образуя горизонтальную складку на подбородке.
Елена Романенко
врач-косметолог
Некоторые мимические движения в каком-то смысле действуют даже во благо красоты. Например, мышца трубача включается, когда мы надуваем щеки. Она помогает поддерживать в тонусе нижнюю часть лица. Мышца смеха, которая, по данным врача, выражена у 20% людей, способствует появлению симпатичных ямочек в уголках рта. Скуловые отвечают за улыбку, растягивают уголки рта в стороны и вверх. Правда, таким образом они усугубляют носогубные складки, способствуя появлению «гусиных лапок», но это, по мнению эксперта, морщины со знаком «плюс».
«Мышцы, которые направлены на сжатие, движение вниз, как правило, формируют «отрицательные» морщины и недовольное выражение лица. Так бывает, когда мы хмуримся, сжимаем рот. Если же мимика направлена на расширение, движение вверх, то на лице появляется улыбка, удивление», – продолжает Елена Романенко.
По словам эксперта, если мы часто испытываем какую-то эмоцию, значит, пользуемся одной и той же мышцей. На лице появляется характерное выражение. Срабатывает так называемый принцип обратной мимической связи.
Не только эмоции
Фото: depositphotos/[email protected]
Особое внимание в исследованиях, по мнению Елены Романенко, уделяется мышцам, которые отражают отрицательные эмоции. Такие, например, как беспокойство, ненависть, горе, тревожность, грусть. Подобных мышц значительно больше, чем тех, что передают положительные эмоции. Лицо легче всего «запоминает» негативные выражения, создавая при этом рисунок «некрасивых» морщин и добавляя возраста.
Иногда в появлении складок виноваты неправильные мимические привычки. Например, бороздки на лбу и возле глаз возникают из-за близорукости или неверно подобранных очков. Гусиные лапки могут усиливаться от привычки щуриться на солнце. Причина носогубной складки порой кроется в неправильном прикусе или в потере зубов. Межбровная складка не всегда говорит о гневливости человека, иногда она выступает как последствие хронической боли в спине.
«Если мы часто испытываем однообразные эмоции, то выражение лица становится постоянным, будто превращается в маску», – предостерегает врач.
Когда-то дамы старались блокировать любое движение лица, чтобы сохранить его гладким. Однако, по словам врача, мимика необходима – она делает нашу жизнь полноценной.
Ненужные хлопоты
Фото: depositphotos/Voyagerix
Врач отмечает, что в условиях работы онлайн по видеосвязи наблюдается проблема избыточности мимики. «Это происходит из-за того, что в режиме «говорящая голова» невербально эмоции приходится выражать только мимикой, так как жесты и движения остаются за кадром», – сетует Елена Романенко.
В обычной жизни тоже надо быть настороже – кожа запоминает каждое мимическое движение. Эксперт советует записать себя на видео и сделать выводы, в какие моменты вы излишне хмурите лоб или прищуриваете глаза. Елена Романенко призывает не использовать чересчур активную мимику в ситуациях, когда это не нужно.
Елена Романенко
врач-косметолог
По словам специалиста, хорошо расслабляет зажатые мышцы массаж лица. В домашних условиях можно сделать теплый компресс на лицо и полежать 15 минут. Кроме того, надо почаще расслабляться. В этом помогут любимая музыка, плавание, пешие прогулки и общение с друзьями. Сейчас в борьбе с морщинами стали популярны тейпы – эластичные клейкие ленты, которые фиксируют мышцу и препятствуют образованию складок.
«Тейпы могут быть полезны как профилактика. Если морщины уже явные, то таким способом можно улучшить ситуацию, но полностью избавиться от досадного рельефа не получится», – предостерегает врач.
Также эксперт рекомендует обратить внимание на осанку: она имеет прямую связь с мышцами лица.
«При плохой осанке не может быть радостного выражения лица. Появляется так называемая маска печали: брови и уголки рта опущены, губы поджаты, кожа будто собирается в складки, устремленные вниз», – рассуждает Елена Романенко.
Эксперт обращает внимание на то, что в арсенале современной косметологии есть много способов, которые полностью разглаживают лицо, но это не всегда нужно.
Ольга Романенко
врач-косметолог
По мнению специалиста, можно перестать улыбаться и научиться сохранять каменное лицо в любых ситуациях, но нужно учитывать и фактор естественного старения. Чтобы нравиться себе в зеркале, надо позаботиться о своем внутреннем состоянии и правильно ухаживать за кожей лица.
общество
Профайлинг и политика.
Что говорят микродвижения лиц Трампа, Макрона и ШольцаАпгрейд для политика
Несмотря на то, что физиогномика со времен древних греков так и не была признана научной дисциплиной, в обществе не прекращались попытки «прочитать» лица, особенно, если речь идет о важных переговорах и персонах. Эти попытки участились в середине ХIХ века, — в тот момент, как человечество изобрело фотоаппараты и появилась фотография. Как известно, возможности фотографии особенно оценили политтехнологи, — ведь с помощью правильно поставленного света и можно было выделить нужные черты лица политика, скрыв, наоборот, те, на которые широкой аудитории обращать внимания не стоит. Абсолютно безграничными эти возможности стали в момент цифровизации фотографии и появления таких инструментов редактирования, как Photoshop.
Специалист по анализу выражения лица, психотерапевт Михаил Баев уверен, что
в настоящее время фотография никак неприменима для анализа внутреннего мира человека, так как связь между восприятием статического изображения лица и эмоциональным состоянием его обладателя окончательно разорвана.
«Политтехнологи прекрасно понимают, что фотография политика должна производить нужное впечатление, что она будет серьезно анализироваться большим количеством людей, — говорит Михаил Баев. – Во-первых, электорат должен ему доверять. Во-вторых, он должен понимать, что этот человек «одной крови» с избирателями. В-третьих, политик должен вызывать симпатию. Всегда можно изменить прическу, добавить очки, изменить форму фигуры с помощью костюма, чтобы произвести нужное впечатление по фотографии. Но оно не имеет ничего общего с характером человека», — объясняет специалист.
В качестве примера Михаил Баев приводит фото Барака Обамы, которые демонстрируют эффект разнообразных световых акцентов. Кроме того, существуют различные объективы у фотоаппаратов, которые способны трансформировать пропорции лица.
«Лицо Обамы интересно тем, что оно нетипично. Оно довольно узкое внизу, при этом имеющее мощные надбровные дуги. Подчеркивая надбровные дуги, можно создать впечатление высокой доминантности. Подчеркивая глаза – вызвать доверие. Подчеркивая нижнюю часть лица, акцентировать низкую доминантность. Размытое лицо на фото вызывает низкий уровень доверия», — отмечает Баев.
close
100%
Таким образом, манипулируя со способом съемки и освещением лица на фотографии, его можно подстроить под запросы определенной группы людей. Что делает невозможным определение характера того или иного политика, считает эксперт.
С точки зрения специалиста, анализировать эмоции человека можно только по видео.
Хроника одного лица
Впрочем, политики и те профессионалы, которые стоят за их выдвижением, давно поняли, что внимательный анализ видео действительно может дать ответы на вопросы об истинных эмоциях, которые обычно скрываются под отработанными годами «масками» на лицах политиков.
Поэтому за последние 70 лет политиками были предприняты усилия для того, чтобы научиться скрывать свои истинные эмоции и мотивы. Для того, чтобы в этом убедиться, можно посмотреть на хронику выступления участников политических событий 50-60-х годов. По словам Михаила Баева, видео с советским разведчиком Кимом Филби сейчас можно читать, как открытую книгу. Ничего подобного нельзя сказать ни об одном политике настоящего времени, которых специально учат, как держать себя под «прицелами» камер.
Поэтому, сейчас, по словам Михаила Баева, видео с участием политиков можно использовать только с двух точек зрения.
Во-первых, можно анализировать какие выразительные средства политик использует, для преподнесения тех или иных новостей, своего мнения. Для этого необходимо знать особенности мимики конкретного человека. Дальше нужно анализировать интенсивность мимики, частоту смены тех или иных выражений лица. Во-вторых, зная особенности мимики, можно оценить стресс, который испытывает политик.
Этот анализ особенно эффективно может провести компьютерная профайлер-программа, созданная на факультете психологии в МГУ имени М.В. Ломоносова.
Трамп
Итак, для того чтобы провести анализ скрытых эмоций того или иного политика, прежде всего, нужно изучить разные видео с ним. Условия, в которых происходила запись, слова, которые говорил политик, несомненно, имеют важное значение.
Если анализировать мимику Трампа, то приходится признать, что он прекрасно контролирует себя, имея огромный опыт ведения дебатов, а также телевизионных программ в качестве ведущего, — говорит Баев. Эксперт демонстрирует результаты анализа мимики Трампа профайлер-программой, которая делает важную цветную отметку в том месте, где Трамп говорит о ядерном оружии.
close
100%
«Для Трампа характерны выделения значимых фрагментов речи небольшим подъемом бровей и их движением друг к другу. Есть еще характерное растягивание рта. И в ситуации стресса – это быстрые движение в области рта», — отмечает Баев.
Для того, чтобы выделить характерные черты, присущие тому или иному политику, — нужно провести анализ его мимики в разных ситуациях, на разных площадках. При этом важно понимать, что существуют характерные мимические жесты для той местности, откуда родом человек. Они могут иметь совершенно иное значение.
Михаил Баев приводит в пример видео, где Трампу неожиданно, по дороге в аэропорт, журналисты говорят, что умерла судья верховного суда Рут Гинзбург. В этот момент Дональд Трамп застигнут врасплох, и, тем не менее, он берет себя в руки и говорит теплые слова.
«Его мимика в этот момент выстроена так, что иногда даже начинаешь понимать трампистов», — говорит Михаил Баев.
Эксперт считает, что это видео можно назвать ключевым, то есть, эффективно демонстрирующим типичные мимические приемы Трампа.
Также существует нарезка видео с Трампом, где можно найти микровыражение эмоции отвращения.
«В этот момент Трамп проводит экскурсию по Белому дому и говорит, что секретная служба Белого дома феноменальна, очень крутые специалисты. Противоречит ли его мимика тому, что он говорит? Да. Но, если знать, что это выражение отвращения является нью-йоркской привычкой, — а Трамп из Нью-Йорка, —то мимика приобретает абсолютно другой смысл», — объясняет Баев.
Макрон
Что касается Эммануэля Макрона, то микровыражения его лица абсолютно не соответствуют трамповской схеме мимики. В пример, Михаил Баев приводит выступление Макрона в Габоне.
«Здесь он четко выделяет значимые моменты информации с помощью подъема бровей. Но видно, что он расслаблен, нет его типичного движения при стрессе — диагонального растягивания рта. А вот другое выступление, где Макрон все время сидит с поднятыми бровями. В этом выступлении значимо все. Это его обращении к нации. И вот оно — растягивание рта по диагонали, – типичное движение лица Макрона при стрессе», — говорит Баев.
close
100%
Специалист демонстрирует также другое видео, где реакция стресса растянута по времени. Это происходит потому, что на видео Макрон говорит по-английски. Он подбирает слова, поэтому все его реакции замедленны.
Шольц
По мнению Михаила Баева, микродвижения лица Шольца являются наиболее стандартными.
«Для него характерно сжатие губ и подъем подбородка. Это пунктуация, — таким образом Шольц ставит точку или запятую, переходит к следующему смысловому фрагменту», — говорит Баев.
А как же со стрессом? В случае Шольца его типичной реакцией на стресс служит состояние «Stonewalling» — построение каменной стены.
По мнению Михаила Баева, существует показательное видео, где Шольц беседует со студентами – экологами. В нем разворачивается не очень приятная для Шольца дискуссия, студенты перебивают его, есть нарушение вежливости. И
политик входит в состояние «Stonewalling», когда внутри человека бушует буря, а снаружи виден «покер-фейс».
При этом можно сделать вывод о недостаточной подготовленности Шольца, как политика, так как его способ психологического совладания со стрессом виден, что недопустимо на высоком уровне. Таким образом окружающие могут догадаться, что Олаф Шольц пребывает в стрессе.
«Все три политика ведут себя по-разному, и у каждого свои особенности мимики. Это легко заметить, если загружаешь видео для анализа в программу-профайлер, однако для большинства людей такие микродвижения лица могут быть вообще незаметны», — говорит Михаил Баев.
Таким образом, чтобы провести анализ мимики политика, нужно сначала изучить его жизненный путь, отобрать значимые видео в различных контекстах, отметить на них выражения, свойственные его окружению, понять их смысл и только потом провести анализ.
«Это и называется настоящим профайлингом — предсказанием поведения человека на основе анализа проявлений его индивидуальных особенностей и определенной научной методологии», — подытожил проведенный анализ научный руководитель проекта по созданию профайлер-программы, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Гусев.
Выражения лица: теория основных эмоций – Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе
Перейти к содержаниюГлава 3: Теория основных эмоций и теория социального конструктивизма
Базовая эмоция или социально сконструированная эмоция?
В этом разделе мы рассмотрим культурные и универсальные данные для каждого из четырех изменений компонентов эмоций. По мере того, как мы продвигаемся по каждому разделу, подумайте, какую точку зрения поддерживают эти выводы.
Сопоставление выражения лица
Ниже показаны семь человек, демонстрирующих семь различных эмоций. Также есть пустые места под семью картинками, соответствующим образом помеченными 1-7. Используя числа, показанные для каждого из людей, сопоставьте эмоцию с каждым из отображаемых выражений лица.
Теперь ответьте на два вопроса ниже:
- Какие эмоции вы определили в первую очередь?
- Какую эмоцию вы определили последней?
Вышеупомянутая деятельность демонстрирует методологический подход, используемый Полом Экманом и его коллегами (сам Экман на фото 2). Экман обнаружил, что во многих культурах участники могут сопоставить каждую эмоцию с правильным выражением лица с невероятной вероятностью. Эти результаты были воспроизведены в западной и восточной культурах. Для Экмана эти открытия продемонстрировали, что базовые эмоции повсеместно идентифицируются людьми всех культур. В свою очередь, эта универсальная идентификация выражения лица предполагает, что все люди во всех культурах выражают эмоции одинаково.
Проверьте свои знания!
Посетите этот веб-сайт, чтобы проверить свою способность определять выражение эмоций в племени Форе!
Но вполне возможно, что люди в западной и восточной культурах научатся демонстрировать одно и то же выражение лица, особенно из-за большей гибкости во время путешествий в 20 м веке и воздействия средств массовой информации. Итак, Экман решил набрать участников из небольших племен, которые мало знакомы с другими культурами. Он воспроизвел свою работу с членами племени Форе в Папуа-Новой Гвинее и группой Садонг с Борнео. В классическом исследовании Экмана (Ekman, Sorenson, & Friesen, 1969) участники выбрали одно слово из списка из шести слов, обозначающих эмоции, которые соответствовали выражению лица на 30 различных фотографиях. Каждая фотография показывалась по одной в течение 20 секунд. На фотографиях изображены выражения лица для 1 из 6 эмоций: счастья, удивления, страха, гнева, отвращения-презрения и печали. Эти этикетки были переведены на соответствующие языки. В некоторых изолированных культурах не было слов для обозначения отвращения или удивления, поэтому участникам давался пример, который вызывал бы эмоцию («смотреть на что-то вонючее» для обозначения отвращения и «смотреть на что-то новое» для обозначения удивления, стр. 87). ). Люди на включенных фотографиях были мужчинами и женщинами европеоидной расы, включая детей и взрослых, актеров, неактеров, студентов колледжей и людей с диагнозом психических заболеваний. Участники были из США, Бразилии, Японии, Папуа-Новой Гвинеи и Борнео. В таблице 3 показан процент каждого образца, который правильно определил выражение лица на неподвижной фотографии. Большинство участников из промышленно развитых стран (США, Бразилия, Япония) правильно определили выражения лица для всех 6 эмоций.
Таблица 3
Показатели распознавания шести эмоций в пяти культурах
Эмоции, отображаемые на лице | США | Бразилия | Япония | Переднее племя Новой Гвинеи — язык пиджин | Переднее племя Новой Гвинеи — передний язык | Племя Садонг с Борнео |
---|---|---|---|---|---|---|
Счастливый (H) | 97 Н | 97 Н | 87 Н | 99 Н | 82 Н | 92 Н |
Страх (Ж) | 88 Ф | 77 Ф | 71 Ф 26 Вс | 46 Ф 31 А | 54 Ф 25 А | 40 Ф 33 Вс |
Отвращение-презрение (Д) | 82 Д | 86 Д | 82 Д | 29 Д 23 А | 44 Д 30 А | 26 Сб 23 часа |
Гнев (А) | 69 А 29 Д | 82 А | 63 А 14 Д | 56 А 22 Ф | 50 А 25 Ф | 64 А |
Сюрприз (Вс) | 91 Вс | 82 Вс | 87 Вс | 38 Вс 30 Ф | 45 Ф 19 А | 36 Вс 23 Ф |
Грусть (Сб) | 73 Сб | 82 Сб | 74 Сб | 55 сб 23 А | 56 А | 52 Сб |
Воспроизведено из «Общекультурных элементов в выражении эмоций на лице» П. Экмана, Э. Р. Э. Р. Соренсона и В. В. Friesen, 1969, Science, 164 (3875) , с. 87 , (https://doi: 10.1126/science.164.3875.86). Авторское право Примечание. Для племени форе одни слова были на языке пиджин, другие — на языке форе.
В более позднем исследовании (Ekman & Friesen, 1971) участникам племени форе (взрослым и детям) рассказывали историю (см. Таблицу 4), а затем показывали набор из трех лиц. Затем участников попросили выбрать лицо, которое соответствует эмоции, описанной в истории. В Таблице 4 и Таблице 5 показаны результаты взрослых и детей, соответственно. Большинство взрослых участников выбрали правильные фотографии для всех шести эмоций. Тем не менее, участники испытали некоторые трудности с распознаванием страха среди лиц, выражающих удивление и радость, удивление и печаль. Дети, казалось, на самом деле лучше, чем взрослые! Экман и Фризен (1971) изменил методологию по сравнению с предыдущими исследованиями, поскольку было возможно, что изолированные племена могли распознавать выражения лица у европеоидов из-за воздействия средств массовой информации и фильмов западного мира.
Таблица 4
Истории эмоций от Экмана и Фризена (1971)
Правильное выражение лица | Эмоциональная история |
---|---|
Счастье | Его (ее) друзья пришли, и он (она) счастлив. |
Грусть | Его (ее) ребенок (мать) умер, и ему (ей) очень грустно. |
Гнев | Он (она) зол; или он (она) зол, собирается драться. |
Сюрприз | Он (она) как раз сейчас присматривается к чему-то новому и неожиданному. |
Отвращение | Он (она) смотрит на то, что ему (ей) не нравится; или Он (она) смотрит на что-то, что плохо пахнет. |
Страх | Он (она) сидит в своем (ее) доме совсем один, и в деревне больше никого нет. В доме нет ни ножа, ни топора, ни лука со стрелами. В дверях дома стоит большая свинья, а мужчина (женщины) смотрит на свинью и очень ее боится. Свинья уже несколько минут стоит в дверях, а человек смотрит на нее очень испуганно, и свинка не отходит от двери, и он (она) боится, что свинка его (ее) укусит. |
Адаптировано из статьи «Константы лица и эмоций в разных культурах» П. Экмана, Э.Р. и В.В. Friesen, 1971, Journal of Personality and Social Psychology , 17 (2), стр. 126 , (https://doi.org/10.1037/h0030377). Copyright 2016 Американской психологической ассоциации.
В таблицах, перечисленных ниже, есть эмоция, описанная в истории, указанной над ними.
Таблица 5
Результаты для взрослых участников (Ekman & Friesen, 1971)
История счастья
Эмоции На трех фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Счастье, Удивление, отвращение | 62 | 90% |
Счастье, Удивление, печаль | 57 | 93% |
Счастье, Страх, гнев | 63 | 86% |
Счастье, Отвращение, Гнев | 36 | 100% |
История гнева
Эмоции На трех фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Гнев, печаль, удивление | 66 | 82% |
Гнев, отвращение, удивление | 31 | 87% |
Гнев, Страх, печаль | 31 | 87% |
История грусти
Эмоции На трех фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Гнев, страх | 64 | 81% |
Гнев, удивление | 26 | 81% |
Гнев, счастье | 31 | 87% |
Гнев, отвращение | 35 | 69% |
Отвращение, удивление | 35 | 77% |
Отвращение (история запаха)
Эмоции На трех фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Отвращение, печаль, удивление | 65 | 77% |
Отвращение (не нравится история)
Эмоции На трех фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Отвращение, печаль, удивление | 36 | 89% |
История-сюрприз
Эмоции На трех фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Удивление, Страх, отвращение | 31 | 71% |
Удивление, Счастье, Гнев | 31 | 65% |
История страха
Эмоции На двух неправильных фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Страх, гнев, отвращение | 92 | 64% |
Страх, печаль, отвращение | 31 | 87% |
Страх, Гнев, Счастье | 35 | 86% |
Страх, Отвращение, Счастье | 26 | 85% |
Страх, удивление, счастье | 65 | 48% |
Страх, удивление, отвращение | 31 | 52% |
Страх, удивление, печаль | 57 | 28% |
Таблица 6
Результаты для детей-участников (Ekman & Friesen, 1971)
История счастья
Эмоции На двух фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Счастье, Сюрприз | 116 | 87% |
Счастье, Печаль | 23 | 96% |
Счастье, Гнев | 25 | 100% |
Счастье, Отвращение | 25 | 88% |
История гнева
Эмоции На двух фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Гнев, Печаль | 69 | 90% |
История грусти
Эмоции На двух фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Печаль, Гнев | 60 | 85% |
Печаль, удивление | 33 | 76% |
Печаль, Отвращение | 27 | 89% |
Печаль, Страх | 25 | 76% |
Отвращение (история запаха)
Эмоции На двух фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Отвращение, Грусть | 19 | 95% |
Отвращение (рассказ о неприязни)
Эмоции На двух фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Отвращение, Грусть | 27 | 78% |
История-сюрприз
Эмоции На двух фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Сюрприз, Счастье | 14 | 100% |
Удивление, Отвращение | 14 | 100% |
Удивление, Страх | 19 | 95% |
История страха
Эмоции На двух фотографиях | # Участники | % Выбор правильного лица |
---|---|---|
Страх, Грусть | 25 | 92% |
Страх, Гнев | 25 | 88% |
Страх, Отвращение | 14 | 100% |
Воспроизведено из статьи «Константы разных культур в выражении лица и эмоций» П. Экмана, Э.Р. и В.В. Friesen, 1971, Journal of Personality and Social Psychology , 17 (2), стр. 127 , (https://doi.org/10.1037/h0030377). Copyright 2016 Американской психологической ассоциации.
В третьей попытке воспроизвести свои выводы об основных эмоциях Экман и его коллеги (1987) набрали участников из 10 культур: Эстонии, Германии, Греции, Гонконга, Италии, Японии, Шотландии, Мингангкабу на Суматре, Турции и США. . Как и в предыдущих исследованиях, участников просили сопоставлять слова эмоций на их языке с выражениями лица. В этом исследовании выражение лица представляло собой фотографии постановочных выражений, спонтанных выражений и моделей, сокращающих определенные черты лица (как в гипотезе лицевой обратной связи). Шесть эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление. Семь эмоциональных словесных ярлыков были шестью вышеупомянутыми эмоциями и презрением.
Участники рассматривали каждую из 6 эмоций в трех разных выражениях. На всех фотографиях были мужчины и женщины европеоидной расы в возрасте от 30 до 40 лет. Участники выполняли два отдельных задания. В задаче оценки одной эмоции участники просматривали каждую фотографию в течение 10 секунд и проверяли ТОЛЬКО ОДНО из семи слов для эмоций, которые представляли выражение лица. В задаче оценки множественных эмоций участникам снова показывали каждую фотографию в течение 30 секунд. При просмотре каждой фотографии участники указывали, насколько сильно каждая из семи меток эмоций присутствовала в выражении лица по 8-балльной шкале (1 = слабое; 4 = умеренное; 8 = сильное). В таблице 7 показаны результаты оценки эмоций по единому суждению. Для всех стран, даже для изолированного Минангкабау, большинство участников выбрали правильный ярлык для эмоций. В задаче на оценку нескольких эмоций участники всех культур дали наиболее интенсивную оценку эмоциям, предсказанным в Таблице 7. Например, в задаче на одну оценку, если участники проверяли счастье для фотографии А, в задаче на множественную оценку для на той же фотографии А они оценили счастье как самое сильное из всех семи эмоциональных ярлыков.
Таблица 7
Задача с одним суждением: процент правильных меток для шести эмоций, отображаемых на фотографиях (Ekman et al., 1987) 90 003
Страна | Счастье | Сюрприз | Грусть | Страх | Отвращение | Гнев |
---|---|---|---|---|---|---|
Эстония | 90 | 94 | 86 | 91 | 71 | 67 |
Германия | 93 | 87 | 83 | 86 | 61 | 71 |
Греция | 93 | 91 | 80 | 74 | 77 | 77 |
Гонконг | 92 | 91 | 91 | 84 | 65 | 73 |
Италия | 97 | 92 | 81 | 82 | 89 | 72 |
Япония | 90 | 94 | 87 | 65 | 60 | 67 |
Шотландия | 98 | 88 | 86 | 86 | 79 | 84 |
Суматра | 69 | 78 | 91 | 70 | 70 | 70 |
Турция | 87 | 90 | 76 | 76 | 74 | 79 |
США | 95 | 92 | 92 | 84 | 86 | 81 |
Адаптировано из «Универсальные и культурные различия в суждениях о выражении эмоций на лице», П. Экман, В.В. Фризен, М. О’Салливан, А. Чан, И. Диакоянни-Тарлатзис, К. Хайдер, Р. Краузе, В. А. ЛеКомпт, Т. Питкэрн, П.Э. Риччи-Битти, К. Шерер, М. Томита и А. Цаварас, 19 лет87, Journal of Personality and Social Psychology , 53 (4), с. 714 (https://doi: 10.1037/0022-3514.53.4.71). Copyright 2016 Американской психологической ассоциации.
Вот временная шкала, показывающая работу доктора Экмана.
Люди отмечают, что, несмотря на то, что эта методология воспроизведена в разных культурах, существуют и другие ограничения этой методологии. Например, определить эмоции на фотографиях гораздо проще, чем в реальной жизни, где невербальное и вербальное поведение быстро меняется. Вторая проблема заключается в том, что участники могут использовать процесс исключения, чтобы увеличить шансы определения правильного ответа. Например, выполняя это задание в классе, многие ученики заявляют, что сначала определяют отвращение, а потом — презрение.
Система кодирования лицевых движений (FACS) Экмана и Фризена (1978)
Экман и Фризен (1978) разработали для исследователей и криминалистов метод идентификации эмоций по изменению выражения лица. В этом методе наблюдатели ищут изменения в микровыражениях людей, которые можно разбить на единицы действия. Микровыражения — это изменения мимики, длящиеся от 1/15 до 1/25 секунды. Микровыражения бессознательны и не могут добровольно контролироваться человеком. Экман считает, что микровыражения передают наши истинные эмоции, но эти микровыражения могут быть быстро замаскированы макровыражением. Макровыражение — это изменение выражения лица, которое длится от ½ секунды до 5 секунд. Макровыражения имеют тенденцию соответствовать словам и тону голоса, но могут не обязательно соответствовать нашим истинным эмоциям.
Чтобы просмотреть анимированные примеры макровыражений и микровыражений, прокрутите страницу вниз до конца.
При использовании FACS для определения эмоционального опыта человека наблюдатель ищет изменения единиц действия в микровыражении. Каждая единица действия соответствует определенной лицевой мышце. Каждая идентифицируемая эмоция представляет собой комбинацию нескольких единиц действия.
Этот веб-сайт содержит анимированные примеры изменений юнитов действий. Прокрутите этот веб-сайт до самого низа, чтобы увидеть, как объединяются единицы действия для классификации эмоций. Например, эмоция радости представляет собой комбинацию двух единиц действия — 6 (поднятие щеки и губы) и 12 (оттягивание уголков губ). Эмоциональное отвращение включает в себя 3 смены единиц действия — AU9.+ АС15 + АС16. Помните, базовая теория эмоций утверждает, что изменения должны быть уникальными для каждой эмоции. Таким образом, каждая эмоция должна иметь уникальную комбинацию смены единиц действия!
Видео: интервью эксперта Йельского университета с Полом Экманом [об основных эмоциях]
youtube.com/embed/vghfP9pENGc?feature=oembed&rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Лицензия
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
University of Glasgow — Новости университета
Кто-то выглядит злым или грустным? Вы, вероятно, можете предложить ответ на этот вопрос, основываясь на информации, которую вы можете увидеть, просто взглянув на их лицо. Это потому, что выражение лица или комбинация различных мелких движений лица могут быть прочитаны другими людьми, чтобы помочь понять, что человек может чувствовать в данный момент.
Со времени основополагающей работы Дарвина об эволюционном происхождении выражений эмоций на лице ученые пытались выяснить, какие конкретные комбинации движений лица лучше всего представляют наши шесть основных эмоций: радость, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль. До сих пор исследователи предлагали ряд теорий или моделей, чтобы определить, какие движения лица лучше всего соответствуют каждой эмоции, но до сих пор никто не смог показать, какая из них является наиболее точной.
Новое исследование, проведенное группой европейских исследователей под руководством Университета Глазго и Университета Амстердама, начало отвечать на этот вопрос. Новое исследование, опубликованное в журнале Science Advances, показывает, что даже самые лучшие модели для предсказания эмоций по выражению лица не соответствуют суждениям реальных людей. Более того, разные люди сами могут читать разные эмоции по одному и тому же выражению лица, что еще больше затрудняет точное определение того, какие именно движения лица систематически связаны с определенными эмоциями.
Исследования показывают, что при понимании эмоций другого человека наш мозг получает больше информации, чем просто движения лица, и, что важно, на этот процесс могут влиять и личные характеристики (например, пол и культура).
Исследовательская группа попросила более 120 участников, 60 западных и 60 выходцев из Восточной Азии, классифицировать серию лицевых анимационных видеороликов как имеющие одну из шести классических базовых эмоций, если они воспринимают ее как присутствующую. Затем исследователи сравнили эти человеческие ответы с предсказаниями существующих моделей, чтобы увидеть, насколько они точны. Они обнаружили, что даже самые лучшие модели были далеки от совершенства, подчеркнув, что характеристики лица, такие как пол или возраст, также могут быть важными источниками информации помимо простых движений лица.
Исследователи также обнаружили, что существующие модели работают лучше для участников из Запада, чем для участников из Восточной Азии, подчеркивая устойчивую предвзятость к западным представлениям эмоциональных выражений лица в современных теориях в этой области.
Ведущий автор исследования, доктор Лукас Снук из Школы психологии и неврологии Университета Глазго, сказал: «Вопрос о том, как мы читаем эмоции по лицам, важен, а иногда и спорен. Со времен Дарвина существовали гипотезы о том, какие движения лица соответствуют определенной эмоции, например, что хмурый взгляд в сочетании со сжатыми губами сигнализирует о «гневе».
«В ходе нашего исследования мы смогли показать, что не все люди воспринимают одну и ту же эмоцию по одному и тому же набору движений лица.