Методологические выводы из опыта психологического познания человека //Психологическая газета
Психологическое познание человека, изучаемое со второй половины 20 века в рамках «социальной перцепции», открыло много нового в понимании предмета психологической науки, объектных форм его существования, парадигмальных основ психологических исследований, структуры личности и других особенностей психологии человека. Такое познание обращено к внутренней сущности человека, неявно себя обнаруживающей во внешних формах активности субъекта общения, познания, труда, учебы, игры, отдыха. Первичной формой такой активности являются телесные движения, обладающие экспрессивностью (выразительностью) внешности человека как знака внутреннего психологического содержания. Исследования форм внешнего проявления внутреннего психологического содержания дают основания для методологических выводов, развивающих теоретические представления о целостном конструкте психической организации, существующей в формах идеальной, виртуальной и материальной реальности.
Отметим некоторые из этих выводов:
Вывод 1. Он касается расширительного представления о предмете психологической науки, и вытекает из данных социально-психологической интерпретации людьми друг друга в практике социального взаимодействия. Оказалось, что субъекты обыденного взаимопознания определяют друг в друге, прежде всего, достоинства и недостатки партнеров в понятиях о психологических качествах личности. Это важно для совместной деятельности людей. В этом случае предметами психологического познания являются и психика как функция мозга, и душа как функция самосознания, и психологические качества как функция социального взаимодействия. Эти три продукта психической деятельности человека входят в состав психической организации человека, которая может рассматриваться в логике интегрального понятия о предмете психологической науки, исчерпывающе определяющего его целостность.
Вывод 2. Психическая организация человека воплощается в формах идеальной, виртуальной и материальной реальности.
Идеальная реальность представлена впечатлениями, переживаниями, психическими образами, представлениями, неосознаваемыми отношениями субъекта. Они составляют внутреннее психологическое содержание психического отражения. Виртуальная реальность возникает из знаково-символических форм выражения идеального содержания психической деятельности человека в социальном взаимодействии посредством общения. В них фиксируются значения и смыслы, пережитого и понятого людьми друг для друга. Материальная реальность — это рукотворная предметная среда жизнедеятельности человечества, она является формой объективации его творческого преобразовательного потенциала, создающего предметный мир своих потребностей. В процессах перевоплощения идеальной реальности в виртуальную через тексты и визуализацию, а затем в предметный мир через материальную деятельность происходит воссоединение внутренних и внешних форм существования психики, души и психологии человека.Вывод 3. Познание психики, души и психологических качеств опирались на разные парадигмы научных исследований. Исследования психики, опиравшиеся на методологические принципы естествознания (физики и физиологии) породили психофизиологическую и психофизическую парадигмы. Исследование души, опиравшиеся на принципы рефлектирующей философии, вылились в психо-рефлексирующую методологию самопознания, которая получила свое развитие от интроспекции до психоанализа и психосемантики. Исследования психологических качеств личности развернулось в прикладной психологии, опиравшейся на принципы взаимодействия человека с человеком в предметном мире своих потребностей и культуре. В результате возникла социально-психологическая, предметно-деятельностная и духовно-психологическая парадигмы психологического познания человека.
Вывод 4. Исследования восприятия человека человеком раскрыли онтологический конструкт личности, воспроизводящий ее целостность как субъекта социального взаимодействия. Она заключает в себе все компоненты психической организации человека в отличие от общепсихологического конструкта личности, что ведет к новой модели ее структурной организации. Онтологическая модель личности включает все качества, свойственные человеку как объекту и субъекту социального и предметно-практического взаимодействия.
Вывод 5. Познание психологии человека происходит через восприятие и интерпретацию внешних форм проявления человека в общении, труде и других процессах социального взаимодействия. О психологических качествах личности мы узнаем благодаря объективации психологического содержания во внешнем облике человека, его выразительном поведении (невербальном, вербальном), в предметных действиях, деятельности и ее продуктах. Внешний облик человека это материализованная реальность признаков психологических качеств личности. Если психологические качества личности являются предметом психологического познания человека, то различные формы проявления их в телесных движениях, предметных действиях, поступках, поведении, деятельности и ее продуктах являются объектами научно-исследовательской практики профессиональных психологов.
Вывод 6. В социально-психологических интерпретациях личности обнаружилась амбивалентная сущность психологических качеств человека. Она проистекает из аффективного компонента психического отражения объектов взаимодействия. Первичная эмоция определяет соответствия качеств партнеров их встречным мотивам. Это соответствие-несоответствие формирует положительную или отрицательную эмоцию, которая трансформируется в отношения «приятия-неприятия», предопределяя дальнейшее развитие совместной жизнедеятельности.
Вывод 7. Человеческие отношения это житейское воплощение парадоксов психологического познания человека. В них амбивалентные чувства трансформируются в двусмысленность человеческих отношений: сотрудничество-соперничество; дружбу-вражду; любовь — ненависть и другие. Внутренняя противоречивость человеческих отношения является источником психологических проблем в социальном взаимодействии людей. Партнеры социального взаимодействия постоянно балансируют на границе противоположных чувств. Примирение этих альтернатив достигается через достижение согласия на индивидуальные «жертвы» ради общего успеха.
Вывод 8. Основным источником парадоксальности психологии человека и человеческих отношений является противоречие души и тела. В нем заключено понимание жизни и смерти как сущности бытия мира и человека. Основная проблема, связанная с этой антиномией, проистекает из мотива достижения бессмертия, при ясном понимании телесного конца. Отсюда возникает вопрос о бессмертии души как нетленной сущности сознания. Знаковые системы имеют материальных носителей и в тоже время являют нам нетленные значения в виде знаний, которые все время пополняются познавательной активностью отдельных людей, поколений и человечества в целом. Знание психологии партнеров превращают их в носителей и трансляторов идеальной реальности их души, что обеспечивает ее пребывание в бесконечном пространстве ассоциативных полей жизненных смыслов субъектов социального взаимодействия. Этот процесс может ограничиваться возможностями только нервно-психической организации.
Но он бесконечен, что и предопределяет бессмертие души.Вывод 9. Основным процессом виртуального взаимодействия является общение. Общение, как и другие процессы человеческой активности, направлено на воспроизводство жизни и достижение бессмертия. В общении происходит психологическое познание людьми друг друга, передача индивидуального опыта и трансляция общечеловеческих знаний, презентация достоинств партнеров друг другу, согласование позиций, взаимное влияние и трансформация идеальной реальности в виртуальные формы существования. Личность как субъект общения приобретает социальный статус и общественную значимость. В статусе и значимости личности фиксируется вклад человека в эти отношения как исполнителя и новатора. Человек превращается в субъекта исторического процесса в роли приемника и продолжателя идей и идеалов, осевших в исторической памяти предков.
Вывод 10. Социальная перцепция как научное направление разворачивает психологическую науку к человеку — главному объекту и предмету психологического познания. В качестве объекта научного познания человек предстает как интегральный продукт природы — результат синтеза всех ее свойств. В нем соединились и физические, и химические, и биологические, и психические, и социальные свойства в своеобразной анатомии телесной организации. Такой взгляд на человека, идущий от Пьера Тейяра де Шардена, наводит на мысль о человеке как методологическом основании классификации наук — по базовым свойствам природного объекта. Тогда этим свойствам будут соответствовать по своему предмету физика, химия, биология, психология, социология — науки первого рода. К ним следует добавить математику, предметом которой являются пространственно-временные параметры любых объектов, географию и астрономию, возникших из ориентировочно-исследовательской функции психической деятельности человека, философию и историю, реализующих рефлексивный потенциал психической организации человека. Все остальные науки множатся на прикладных реализациях наук первого рода. Поэтому их предметные поля — это предметные пересечения наук первого рода на полях предметно-практической деятельности и социального взаимодействия
Доклад опубликован в сборнике материалов научно-практической конференции «От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете»
Вопросы итоговой аттестации Общая психология
Определение психологии как науки, предмет, задачи
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» ( psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII -X I Х вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.
Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».
Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:
1) изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;
2) анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;
3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей)
Соотношение житейской и научной психологии
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (см. схему)
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.
Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.
В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.
Отрасли психологии: общие, фундаментальные, прикладные
Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).
Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: психические процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1942 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии». К фундаментальным отраслям психологии относятся общая психология, дифференциальная психология, психология развития, история психологии, психология личности, психофизиология.
Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология, медицинская психология, юридическая психология и многие другие.
Связь психологии с другими отраслями научных знаний
Вопросы психологии долгое время рассматривались в рамках философии. Только в середине XIX века психология стала самостоятельной наукой. Но отделившись от философии, она продолжает сохранять тесную связь с ней. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое. Психология использует экспериментальные методы для проверки гипотез. Однако есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путём. В таких случаях психологи могут обращаться к философии. К числу философско-психологических проблем относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личность на общество.
А. Г. Маклаков указывает, что, хотя долгое время философия разделялась на материалистическую и идеалистическую, сейчас наметилось сближение этих течений философии, и можно говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Материалистическая философия является основной при рассмотрении проблем деятельности и происхождения высших психических функций. Идеалистическая философия, по мнению Маклакова, ставит такие проблемы как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Маклаков отмечает, что использование в психологии обоих направлений (материалистического и идеалистического) «наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу».
По мнению А. Г. Маклакова, к числу проблем, которые можно решить только при сотрудничестве психологов и философов, относятся проблемы эпистемологии. Некоторые теории психологии имеют психолого-философский характер, как, например, теоретические работы неофрейдистов. К примеру, работы Эриха Фромма используются в психологии, социологии и философии.
Психология тесно связана с общественными науками. Она имеет много общего с социологией. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. Психология широко использует такие методы сбора научной информации как опрос и анкетирование, которые традиционно считаются социологическими. Существуют различные концепции, которые психология и социология перенимают друг у друга. Множество проблем, такие как национальная психология, психология политики, проблемы социализации и социальных установок психологи и социологи решают совместно.
Важны для психологии также такие общественные науки как педагогика и история. Примером синтеза истории и психологии является теория культурно — исторического развития высших психических форм Л. С. Выготского. Использование в психологии исторического метода заключается в изучении фило- и онтогенетического развития психических явлений от элементарных к сложным формам. В основе сближения истории и психологии лежит концепция о том, что современный человек является продуктом развития человечества.
Психология тесно связана с медицинскими и биологическими науками. Использование в психологии достижений этих наук основано на том, что большинство психических явлений и психических процессов физиологически обусловлены. Известны факты взаимного влияния психического и соматического друг на друга. Психическое состояние оказывает влияние на физиологическое. Особенности психики могут способствовать развитию определённых заболеваний. Обратная связь состоит в том, что хронические заболевания влияют на психическое состояние.
Психология активно взаимодействует с большим числом наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психология личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией, анатомией и физиологией центральной нервной системы обнаруживается реализуется через нейропсихологию, психофизиологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с дефектологией — в существовании специальной психологии; лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику; с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.
Структура, функции психики. Высшие психические функции
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Структура психики. Психические явления можно разделить на три группы: психические процессы, психические состояния, и психические свойства личности.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами но себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается па его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.
Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
Пихические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.
Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Культура, эпохи и психологические знания
Алберс Д. и Тео Т. (2017). Американская психологическая ассоциация и комплекс пыток: феноменология банальности и работы бюрократии. Journal für Psychologie, 25 (1), 179–204.
Google ученый
Allwood, CM, & Berry, J. (2006). Истоки и развитие психологии коренных народов: международный анализ. Международный журнал психологии, 41 (4), 243–268.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Арнетт, Дж. Дж. (2008). Забытые 95%: почему американская психология должна стать менее американской. Американский психолог, 63 (7), 602–614.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Барад, К.М. (2006). Встреча со вселенной на полпути: Квантовая физика и запутанность материи и смысла . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка.
Google ученый
Бергер П.Л. и Лукманн Т. (1966). Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books.
Google ученый
Берри, Дж. В. (1974). Канадская психология: некоторые социальные и прикладные акценты. Канадский психолог/канадская психология, 15 (2), 132–139.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Бхабха, Х.К. (1994). Местонахождение культуры . Лондон: Рутледж.
Google ученый
Бхатия, С. (2018). Психология деколонизации: глобализация, социальная справедливость и идентичность индийской молодежи . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
Google ученый
Бурман, Э. (2006). Эмоции и рефлексивность в исследованиях феминизированного образования. Educational Action Research, 14 (3), 315–332.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Батлер, Д. (2002, 7 ноября). Тезисы вызывают двойную дилемму для физиков. Природа, 420 , 5.
CrossRef Google ученый
Чакрабарти, Д. (2000). Провинциализация Европы: постколониальная мысль и историческое отличие . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Google ученый
Кристофер, Дж. К., Вендт, Д. К., Маречек, Дж., и Гудман, Д. М. (2014). Критическое культурное сознание: вклад в глобализирующуюся психологию. Американский психолог, 69 (7), 645–655.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Култхард, Г. С. (2014). Красная кожа, белые маски: отказ от колониальной политики признания . Миннеаполис, Миннесота: University of Minneapolis Press.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Данцигер, К. (1990). Конструирование темы: Исторические истоки психологических исследований . Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Данцигер, К. (1997). Разновидности социального строительства. Теория и психология, 7 (3), 399–416.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Дэвис, В. (2015). Индустрия счастья: как государство и крупный бизнес продали нам благополучие . Лондон: Оборотная сторона.
Google ученый
Делёз Г. и Гваттари Ф. (1987). Тысяча плато: Капитализм и шизофрения (Б. Массуми, пер.). Миннеаполис, Миннесота: Университет Миннесоты Press. (Оригинальная работа опубликована в 1980 г.).
Google ученый
Дюссель, Э. (1995). Изобретение Америки: затмение «другого» и миф о современности (М. Д. Барбер, пер.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. (испанская оригинальная работа опубликована в 1992 г.).
Google ученый
Эккенсбергер, Л. Х. (2010). Kulturvergleichende Psychologie, indigene Psychologien und Kulturpsychologie: гармоничная или дисгармоничная семья? Bemerkungen aus Sicht der Entwicklungspsychologie [Кросс-культурная психология, психология коренных народов и культурная психология: гармоничное или дисгармоничное семейное сходство? Заметки из психологии развития. В Б. Майер и Х.-Дж. Kornadt (Eds.), Psychologie – Kultur – Gesellschaft (стр. 175–211). Висбаден, Германия: VS Verlag für Sozialwissenschaften.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Элиас, Н. (1978). Процесс цивилизации . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Уризена.
Google ученый
Энрикес, В. Г. (1992). От колониальной психологии к освободительной: опыт Филиппин . Дилиман, Кесон-Сити: Издательство Филиппинского университета.
Google ученый
Фейерабенд, П. (1975). Против метода: Очерк анархической теории познания . Лондон: Новые левые книги.
Google ученый
Финли, Л., и Гоф, Б. (2003). Рефлексивность: Практическое руководство для исследователей в области здравоохранения и социальных наук . Молден, Массачусетс: Наука Блэквелла.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Герген, К. Дж. (2001). Психологическая наука в постмодернистском контексте. Американский психолог, 56 (10), 808–813.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Герген, К. Дж. (2009). Реляционное существо: за пределами себя и сообщества . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google ученый
Гулд, С.Дж. (1996). Неправильное измерение человека (пересмотренное и дополненное) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.
Google ученый
Хабермас, Дж. (1987). Философский дискурс современности: Двенадцать лекций (Ф. Лоуренс, пер.). Кембридж, Массачусетс: Полити и Бэзил Блэквелл. (Оригинальная работа опубликована в 1985 г.).
Google ученый
Хабермас, Дж. (1990). Моральное сознание и коммуникативное действие (C. Lenhardt & SW Nicholsen, Trans.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google ученый
Взлом, И. (1995). Переписывая душу: Множественная личность и науки о памяти . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Google ученый
Холл, С. (2006). Запад и остальные: дискурс и власть. В R. Maaka & C. Andersen (Eds.), . Опыт коренных народов: глобальные перспективы (стр. 165–173). Торонто, Онтарио: Издательство канадских ученых.
Google ученый
Хардинг, С. Г. (2008). Науки снизу: феминизмы, постколониальность и современность . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Харви, Д. (2005). Краткая история неолиберализма . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
Google ученый
Хелд, Б.С. (2004). Отрицательная сторона позитивной психологии. Журнал гуманистической психологии, 44 (1), 9–46.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Хенрих, Дж. , Хайне, С.Дж., и Норензаян, А. (2010). Самые странные люди в мире? Науки о поведении и мозге, 33 (2–3), 61–83.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Хибберд, Ф. Дж. (2005). Развертывание социального конструктивизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Хук, Д. (2007). Фуко, психология и аналитика власти . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Хук, Д. (2012). Критическая психология постколониального периода: разум апартеида . Лондон: Психологическая пресса.
Google ученый
Хоркхаймер, М., и Адорно, Т.В. (1982). Диалектика просвещения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. (Оригинальная работа опубликована в 1947 г. ).
Google ученый
Хван, К.К. (2012). Основы китайской психологии: конфуцианские социальные отношения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Джабри, В. (2013). Постколониальный субъект: притязания на политику/управление другими в поздней современности . Лондон: Рутледж.
Google ученый
Джексон, Дж. П., и Вайдман, Н. М. (2004). Раса, расизм и наука: социальное влияние и взаимодействие . Санта-Барбара, Калифорния: Abc-Clio.
Google ученый
Ким У., Ян К.-С. и Хван К.-К. (2006). Психология коренных народов и культур: понимание людей в контексте . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Кирби, А. (2006). Смерть постмодернизма и не только. Философия сейчас, 58 , 34–37.
Google ученый
Лафранс, М. Н., и Маккензи-Мор, С. (2013). DSM и его соблазн легитимности. Феминизм и психология, 23 (1), 119–140.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Лонг, В. (2016). История «релевантности» в психологии . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Лиотар Ж.-Ф. (1984). Состояние постмодерна: отчет о знаниях (Г. Беннингтон и Б. Массуми, пер.). Миннеаполис, Миннесота: Университет Миннесоты Press. (Оригинальная работа опубликована 1979).
Перекрёстная ссылка Google ученый
Маркузе, Х. (1964). Одномерный человек: Исследования идеологии развитого индустриального общества . Бостон, Массачусетс: Beacon Press.
Google ученый
Марселла, А. Дж. (2012). Психология и глобализация: понимание сложных отношений. Журнал социальных вопросов, 68 (3), 454–472.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Марселла, А. Дж. (2013). Все психологии являются местными психологиями: размышления о психологии в глобальную эпоху. Psychology International, 24 (4), 5–7.
Google ученый
Мартин-Баро, И. (1994). Письма по психологии освобождения . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Google ученый
Маркс К. (1983). Портативный Карл Маркс (Избрано, частично переведено и с предисловием Е. Каменки). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books.
Google ученый
Миллс, К. В. (1997). Расовый договор . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
Google ученый
Моравски, Дж. Г. (2005). Рефлексивность и психолог. История наук о человеке, 18 (4), 77–105.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Николс, Т. (2017). Смерть опыта: Кампания против устоявшихся знаний и почему это важно . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google ученый
Нсаменанг, А.Б. (2006). Онтогенез человека: взгляд коренных африканцев на развитие и интеллект. Международный журнал психологии, 41 , 293–297.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Оми, Ю. (2012). Коллективистский индивидуализм: преодоление традиционной оппозиции. Культура и психология, 18 (3), 403–416.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Палматер, П. (2011). Помимо крови: переосмысление самобытности коренных народов . Саскатун, Словакия: Пурич.
Google ученый
Паранджпе, AC (1998). Я и идентичность в современной психологии и индийской мысли . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум.
Google ученый
Паркер, И. (2002). Критическая дискурсивная психология . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Перес-Альварес, М. (2016). Наука о счастье: столь же удачна, сколь и ошибочна. Журнал теоретической и философской психологии, 36 (1), 1–19.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Пикрен, Западная Э. (2009). Индигенизация и история психологии. Психологические исследования, 54 (2), 87–95.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Власть, М. (2016). Понимание счастья: критический обзор позитивной психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
Google ученый
Приллелтенский И. (2012). Что, почему, кто и как глобализация: Что должна делать психология? Журнал социальных вопросов, 68 (3), 612–629.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Проктор, Р. Н. (2008). Агнотология: Отсутствующий термин для описания культурного производства невежества (и его изучения). В RN Proctor & L. Schiebinger (Eds.), Агнотология: создание и уничтожение невежества (стр. 1–33). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Google ученый
Проктор, Р. Н., и Шибингер, Л. (ред.). (2008). Агнотология: создание и уничтожение невежества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Google ученый
Райх, Э. С. (2009). Пластиковая фантастика: Как крупнейшая афера в физике потрясла научный мир . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
Google ученый
Ричардс, Г. (2012). «Раса», расизм и психология: к рефлексивной истории (2-е изд.). Лондон: Рутледж.
Google ученый
Роуз, Н. (1996). Изобретая себя: психология, сила и личность . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Розенау, П. М. (1992). Постмодернизм и социальные науки: понимание, проникновение и вторжение . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Google ученый
Саид, EW (1979). Ориентализм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рэндом Хаус. (Первое издание опубликовано в 1978 г.).
Google ученый
Саид, Э. У. (1993). Культура и империализм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кнопф.
Google ученый
Серпелл, Р. (2017). Как изучение когнитивного роста может извлечь пользу из культурной линзы. Перспективы психологической науки, 12 (5), 889–899.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Синха, Д. (1994). Истоки и развитие психологии в Индии: преодоление чужеродных рамок. Международный журнал психологии, 29 (6), 695–705.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Слоан, Т. (1996). Испорченная жизнь: Кризис современной психики . Лондон: Рутледж.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Сокаль, А. (1996). Нарушая границы: к преобразующей герменевтике квантовой гравитации. Social Text, 46/47 , 217–252.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Спивак, Г.К. (1999). Критика постколониального разума: к истории исчезающего настоящего . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Google ученый
Спрангер, Э. (1924). Psychologie des Jugendalters [Психология молодежи] . Лейпциг: Quelle & Meyer.
Google ученый
Сундарараджан, Л. (2015). Понимание эмоций в китайской культуре: размышления через психологию . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Тейлор, К. (1994). Политика признания. В А. Гутманн (ред.), Мультикультурализм: изучение политики признания (стр. 25–73). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Google ученый
Тео, Т. (2013). Реакция на американскую психологию: коренная реконструкция истории немецкой критической психологии. История психологии, 16 (1), 1–18.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Тео Т. (2015a). Историческое мышление как инструмент теоретической психологии: Об объективности. В J. Martin, J. Sugarman и KL Slaney (Eds.), . Справочник Wiley по теоретической и философской психологии: методы, подходы и новые направления для социальных наук (стр. 135–150). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли.
Google ученый
Тео, Т. (2015b). Критическая психология: география интеллектуального участия и сопротивления. Американский психолог, 70 (3), 243–254.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Тео Т. и Феббраро А. (2002). Ошибки атрибуции в постмодернистском ландшафте. Американский психолог, 57 , 458–460.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Тео Т. и Феббраро А. Р. (2003). Этноцентризм как форма интуиции в психологии. Теория и психология, 13 (5), 673–694.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Тео Т., Гао З. и Шейвари Р. (2014). Философская рефлексивность в работе с социальной справедливостью. В CV Johnson & H. Friedman (Eds.), The Praeger Handbook of Social Justice and Psychology (стр. 65–78). Санта-Барбара, Калифорния: Прегер.
Google ученый
Валсинер, Дж. (2009). Интеграция психологии в глобализирующийся мир: реквием постмодернистскому эксперименту с Wissenschaft. Интегративная психология и поведенческие науки, 43 , 1–21.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Ван Дайк, Г.А.Дж., и Нефале, М.К. (2005). Опыт расщепленного эго африканцев: терапия убунту как альтернатива исцелению. Журнал интеграции психотерапии, 15 (1), 48–66.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Уорд, Южная Каролина (2002). Модернизация разума: Психологические знания и переделка общества . Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
Google ученый
Уоттерс, Э. (2010). Сумасшедшие, как мы: глобализация американской психики . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса.
Google ученый
Уэллс, С. (2006). Глубокое происхождение: Генографический проект . Вашингтон, округ Колумбия: National Geographic.
Google ученый
Уинстон, А.С. (ред.). (2004). Определяющее различие: раса и расизм в истории психологии . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google ученый
СТАНОВЛЕНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: Психологические знания и противоречия культурных изменений
Об авторе
Кэти Райт является научным сотрудником Австралийского исследовательского совета в Мельбурнской высшей школе образования Мельбурнского университета.
Кэти Райт
Издательство New Academia Publishing, 2010 г.
290 страниц, 19 иллюстраций
ISBN 978-0-9832451-2-4 Мягкая обложка
Цена: $26,00 Мягкая обложка
Заказ на Amazon
Заказ от Barnes & Noble
Награды:
Специальная благодарность за премию Рэвин Коннелл 2012 года от Австралийской социологической ассоциации.
Об авторе
Кэти Райт является постдокторантом Австралийского исследовательского совета в Мельбурнской высшей педагогической школе Мельбурнского университета.
О книге
Эта книга представляет собой исследование современного увлечения психологической жизнью и исторических событий, которые способствовали этому. Беря в качестве фокуса Австралию, Кэти Райт прослеживает господство терапевтической культуры, начиная с беспокойства девятнадцатого века о нервозности и заканчивая ростом психологии, распространением аналитического отношения и распространением терапии и консультирования. Анализ Райта, опирающийся на социальную теорию, историю культуры и интервью с терапевтами и людьми, проходящими терапию, ставит под сомнение пессимизм, который пронизывает многие описания терапевтического поворота, и дает альтернативную оценку его последствий для социальной, политической и личной жизни. на глобализированном Западе.
Похвала
«Работа Райта представляет собой важное противоядие от длинной серии беспочвенных полемик, которые неправильно понимают роль психотерапии в современном обществе. Работа Райта представляет собой резкий и долгожданный контраст. Она находит язык терапии в основе новых социальных движений».
— Джеффри С. Александер, Лилиан Чавенсон Саден, профессор социологии Йельского университета.
«Сила работ Райта заключается в том, что они делают акцент на сложных, противоречивых путях, которыми различные аспекты наших глобальных миров входят во внутреннюю, эмоциональную текстуру идентичности, а также на процессах, посредством которых бессознательное воображение создает фабрикации социальных — исторический мир».
— Энтони Эллиотт, кафедра социологии, Университет Флиндерс, Австралия.
«Эта работа вносит важный вклад в культурно-историческую социологию. Райт убедительно приводит доводы в пользу переоценки терапевтической культуры посредством убедительной критики существующей теории и привлечения традиций, альтернативных тем, которые доминировали в науке в этой области. Тематические исследования, которые она представляет, по своей сути интересны и важны с теоретической точки зрения, а ее инновационный взгляд на терапевтическое общество внесет ценный и значительный вклад в эту область».