Тема Психология личности и ее роль в системе наук о человеке
жүктеу/скачать 274.49 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 114
Байланысты:
2 5415850470587502975
Тема 1. Психология личности и ее роль в системе наук о человеке Личность в английском языке происходит от латинского персона. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Особь – живое существо. Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Личность — психологический носитель социальных свойств, принадлежность индивида к обществу (социальное качество). Человек — индивид — субъект (деятельности) — личность – индивидуальность. Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это свойства, характеризующие человека как биологический организм и как социально типичные свойства. Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека; особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (свойств личности). Супер-Эго: 1.совесть — включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины 2. ЭГО – идеал. Человек выбирает для себя высокие стандарты, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Супер-Эго формируется из того, что окружающие одобряют или высоко ценят в человеке; он ведет к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга (свойства нервной системы), фунциональная ассимметрия мозга. Вторичные свойства: динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека. Человек как личность. 1.Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями. 2.Личность — это представитель определенного общества, гражданин. 3. Личностью называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни общества, в его борьбе за решение как больших, так и более частных задач. Личностью является человек, занятый общественным трудом. 4.Человек как личность включен в многообразные общественные группы — коллективы. 5.Личность обладает самосознанием. Зрелый человек не только познает окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, свои поступки, поведение с позиций общественно принятых норм морали. «Субъект деятельности» занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. жүктеу/скачать 274.49 Kb. Достарыңызбен бөлісу: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 114
©melimde.com 2023
әкімшілігінің қараңыз
современное состояние и перспективы проблемы
Социальная психология | Мир педагогики и психологии №07 (72) Июль 2022
УДК 159. 9
Дата публикации 31.07.2022
Фоминых Екатерина Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected]
Аннотация: Освещается проблема психологического пространства и психологических границ студентов. Рассмотрена сущность феноменов психологического пространства и психологических границ личности. Систематизированы данные о состоянии и функционировании психологических границ в период студенчества. Представлены результаты исследования психологических границ девушек-студенток г. Оренбурга на основе методики Э. Хартмана «Психологические границы личности» (N = 64, возраст – 19-21 год). Выявлено преобладание слишком тонких и тонких границ, указывающих на чувствительность и уязвимость в ситуациях социального взаимодействия, слабость защит. Представлены перспективы и научный потенциал исследований психологического пространства и границ студентов.
Ключевые слова: психологические границы, психологическое пространство, студенты, молодежь, функции психологических границ.
Fominykh Ekaterina Sergeevna
Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor, Assistant Professor Assistant Professor of the Department of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University
Abstract: The problem of psychological space and psychological boundaries of students is highlighted. The essence of the phenomena of psychological space and psychological boundaries of personality is considered. The data on the state and functioning of psychological boundaries during the student period are systematized. The results of the study of the psychological boundaries of female students of Orenburg based on the methodology of E. Hartman «Psychological boundaries of personality» (N = 64, age – 19-21 years) are presented. The predominance of too thin and thin boundaries, indicating sensitivity and vulnerability in situations of social interaction, weakness of defenses, has been revealed. The prospects and scientific potential of research of psychological space and boundaries of students are presented.
Keywords: psychological boundaries, psychological space, students, youth, functions of psychological boundaries.
Правильная ссылка на статью
Фоминых Е.С. Психологическое пространство и границы студенческой молодежи: современное состояние и перспективы проблемы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 07 (72). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskoe-prostranstvo-i-granitsy-studencheskoj-molodezhi-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-problemy.html (Дата обращения: 31.07.2022)
Пространство и время жизни современного человека значительно трансформировались по причине жесткой транзитивности, цифровизации и информатизации, вызванных непрерывными кризисами и вызовами. В данных условиях остро встают вопросы внутреннего и внешнего пространств личности, их интеграции и дифференциации, связывающих и разделяющих границ. Данные аспекты послужили основой для проведения многочисленных отечественных и зарубежных исследований феномена психологического пространства и границ личности по причине его ценного объяснительного потенциала в анализе системных процессов и явлений (Н. Браун, Г. Клауд, Дж. Таунсенд, Т.С. Леви, Т.Д. Марцинковская, С.К. Нартова-Бочавер, Е.В. Рягузова, П. Федерн, Э. Хартман, О.А. Шамшикова, Е.О. Шамшикова, И.А. Шаповал и др.). Исследовательское поле данной статьи мы ограничиваем периодом студенчества как важного этапа трансформации системы отношений личности и построения контура (границы) жизненного пространства.
В отечественной и зарубежной литературе распространен подход к пониманию психологического пространства как субъективно значимого фрагмента бытия личности, определяющего деятельность и стратегию жизни. Психологическое пространство личности онтогенетически развивается; его подвижность детерминирует тенденцию к расширению через включение комплекса физических, социальных и психологических явлений [1]. Психологическая граница рассматривается как система, состояние и функционирование которой обеспечивает выстраивание диалога с собой, другими, миром [2]. Степень зрелости, сохранности, целостности, гибкости границ определяет вариативность жизненных стратегий личности и поведенческих реакций, охватывающих континуумы «конструктивность – деструктивность», «прогресс – регресс», «здоровье – болезнь», «реактивность – проактивность».
Становление личности неразрывно связано с процессом развития психологического пространства и границ, в связи с этим анализ данных феноменов осуществляется в контексте проблем межличностной коммуникации, сепарационных процессов детско-юношеского периода, социального и психологического благополучия на разных возрастных этапах, виктимизации, социальной адаптации и дезадаптации личности. Значительные разработки касаются исследования связи психологических границ и ценностно-смыслового пространства личности, детерминирующих процессы саморазвития, самодетерминации, самореализации.
Бисерова Г.К. [3] установила связь сохранных и целостных границ психологического пространства студентов с высокими показателями осмысленности жизни, способностью структурировать, управлять и контролировать жизненное пространство. Наиболее значимыми для выстраивания жизни, наполненной смыслом, целями и аутентичной творческой самореализации, стали суверенные показатели подсистемы привычек, социальных связей, вещей и физического тела. В исследовании Л.В. Косиковой [4] подтверждена связь сохранных границ психологического пространства и смысложизненных ориентаций студентов. Установлено, что у студентов гуманитарных специальностей значима связь с осмысленностью жизни, продуктивностью, самореализацией, самостоятельностью и ответственностью в настоящем, свободой выбора, у студентов технических специальностей в приоритете контроль над своей жизнью, постановка целей, свобода ценностных и мировоззренческих установок.
Исследование психологического пространства и его границ у одаренных студентов выявило преобладание показателей сохранности границ, тенденции здоровой автономии и конструктивного диалога, учитывающего чужие и собственные границы. Причем данная тенденция является характерной не только для одаренных студентов, но и для общей исследуемой выборки студентов. Отличительной особенностью психологического пространства одаренных студентов является повышенная чувствительность и уязвимость границ физического тела и ценностей, связанная с усилением либо трудностями защиты данных измерений [5].
Исследование психологических границ в контексте жизненной позиции студенческой молодежи зафиксировало две важные закономерности: астенизация пропускающих функций выступает одновременно фактором снижения гармонии и усиления активности жизненной позиции молодежи; рост активности и осознанности жизненной позиции обусловлен энергичностью сдерживающих функций. Низкий уровень гармонии связан с астенизацией вбирающей функции, высокий – энергичностью невпускающей функции; первая работает с внутренними импульсами, вторая – внешними. Высокая осознанность жизненной позиции связана с энергичностью сдерживающей функцией границы, уходом от контакта (невпускающая и сдерживающая функции), активность – интенсивностью и энергичностью пропускающей функции. Чрезмерная защита психологического пространства посредством выстраивания жестких границ, их закрытости, ограничения контактов детерминируют субъективное ощущение дисгармонии жизненной позиции, фиксируя ригидные поведенческие стратегии, константность жизненной линии. Необходимость соответствия культивируемым в масс-медиа нормам и стандартам современной жизни актуализирует у студентов неаутентичный личностный выбор, блокирование ценных и личностно значимых внутренних импульсов [6].
Сензитивность студенческого периода в становлении психологических границ подтверждают данные исследования психологических границ, проведенного нами в 2022 году среди девушек-студенток г. Оренбурга (N = 64, возраст – 19-21 год) на основе методики Э. Хартмана «Психологические границы личности» [2]. Для 30 % испытуемых характерны слишком тонкие границы, для 63 % – тонкие, что определяет чувствительность и уязвимость в ситуациях социального взаимодействия, слабость защит. Противоположная тенденция выявлена у 2 % испытуемых, для которых доминирующими стали толстые границы, коррелирующие с устойчивостью и постоянством взаимодействия, социально-психологического функционирования. Средние показатели границы отмечены в 5 % случаев и определяют здоровые отношения между личностью и миром, использование адекватных психологических защит.
В научной литературе имеются экспериментальные данные, подтверждающие связь нарушений границ и виктимностью у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Слабость и недостаточная структурированность границ подсистем социальных связей, личной территории и временной организации жизни определяет виктимогенный потенциал студентов с ограниченными возможностями здоровья. Суверенными измерениями, следовательно, психологическими составляющими девиктимизации, по результатам исследования являются физическое тело, личные вещи и система ценностей [7].
Изменения соотношения виртуального и реального пространств современной жизни в результате увеличения времени пребывания в онлайн-режиме, актуализировали научный интерес к изучению психологических границ при использовании технических средств [8, 9]. Фиксируемые в настоящее время феномены «киборгизации» и «инвалидизации» личности также связаны с изменениями границ психологического пространства – их расширением, сплетением [10]. У современных студентов отмечается субъективная зависимость от мобильного телефона и Интернета, что обусловлено многофункциональностью технических средств, расширяющей возможности использования времени, пространства, информации, коммуникации, самопрезентации собственной личности и др. Обнаружена и обоснована связь показателей эмоционального интеллекта с изменением границ, их расширением посредством вовлеченности в медиасреду. Обратной стороной технического прогресса является размывание границ личности, утрата приватности, отчужденность от собственного Я, поверхностность межличностных контактов, подверженность навязываемым стандартам и критериям [11].
Перспективы дальнейших исследований в данной области связаны с теоретико-эмпирическим изучением психологических границ и пространства личности как психологической детерминанты процессов жизнеосуществления, саморазвития и самореализации в условиях непрерывных изменений и обновлений. Накопленный в психолого-педагогических исследованиях эмпирический материал о специфике функционирования психологических границ современной студенческой молодежи является важной основой для построения моделей и программ сопровождения и поддержки. Основные проблемные области и векторы работы с психологическими границами затрагивают вопросы осмысленности и аутентичности жизни, целеполагания, саморазвития, конструктивной самореализации. Данные аспекты являются неотъемлемыми элементами в преодолении проблем незрелости и инфантилизации молодого поколения, отчуждения и самоотчуждения, усилении деструктивных, аутодеструктивных, виктимогенных тенденций личности, неконструктивных и нездоровых форм самоутверждения и самореализации, слабости целеполагания и преодоления объективных и субъективных барьеров и др.
Список литературы
1. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 1. С. 35-41.
2. Шаповал И.А., Фоминых Е.С. Психодиагностика границ пространства личности Практикум. СПб.: НИЦ АРТ, 2019. 146 с.
3. Бисерова Г.К. Суверенность психологического пространства будущих педагогов как предиктор их самореализации // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 331-334.
4. Косикова Л.В. Особенности взаимосвязи психологического пространства и смысложизненных ориентаций у студентов гуманитарного и технического профиля // Психология обучения. 2015. № 8. С. 58-63.
5. Парфенова Г.Л. Суверенность психологического пространства одаренных студентов // Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ: сб. материалов всерос. науч. конф. с междунар. участием. Барнаул: Издательство Алтайского государственного педагогического университета, 2020. С. 475-479.
6. Фоминых Е.С. Жизненная позиция и психологические границы личности: взаимосвязь и специфика функционирования в юности // Пензенский психологический вестник. 2020. № 2 (15). С. 3-13.
7. Фоминых Е.С. Нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1 (65). С. 122-125.
8. Марцинковская Т.Д. Личностные границы пространства и времени в ситуации депривации по COVID-19 // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 4. С.104-113.
9. Марцинковская Т.Д., Преображенская С.В. Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 3. С. 45-55.
10. Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 17. С. 81-87.
11. Васюра С.А. Психологические границы в связи с уровнем эмоционального интеллекта студентов в использовании технических средств // Ярославский психологический вестник. 2018. № 3 (42). С. 47-55.
← Предыдущая статьяМоделирование как метод исследования формирования экологической компетентности будущих педагогов в вузе
Следующая статья →Динамика изменения скоростно-силовых качеств мальчиков 5 классов за 2020–2022 год
Расскажите о нас своим друзьям:
Психологическое пространство (определение + преимущества)
Практическая психология
Когда термин «социальная дистанция» стал образом жизни, многие люди призвали заменить этот термин на «физическое дистанцирование». Целью фразы «социальное дистанцирование» является физическое разделение людей, чтобы остановить распространение COVID-19. Сторонники термина «физическое дистанцирование» утверждали, что, хотя мы можем быть физически отделены друг от друга, мы все же можем быть «социальными» посредством других форм общения.
Другая причина, по которой люди могут захотеть использовать термин «физическая дистанция», а не «социальная дистанция», заключается в том, что «социальная дистанция» уже является термином в социологии. И нет, это не имеет ничего общего с глобальной пандемией. Социальная дистанция часто используется как способ описания «психологического пространства». Это пространство существует между людьми, культурными группами и другими идеями. В этом видео я расскажу, что такое психологическое пространство, где оно существует и как мы можем использовать эту идею, живя в условиях пандемии (или не живя в условиях пандемии).
Что такое психологическое пространство?
Типы психологического пространства
Преимущества понимания психологического пространства
Что такое психологическое пространство?
Психологическое пространство или ментальное пространство — это идея о том, что наше восприятие мира влияет на наши внутренние мысли и убеждения. Если мы живем в грязном месте, наш ум может быть грязным; если мы живем в чистом месте, наш ум будет чист.
Я хочу начать с того, что понятие психологического пространства понять непросто. Психологи, которые об этом пишут, даже это признают. Джон Элиот, автор книги «Модели психологического пространства», говорит:
«Несмотря на долгую историю философских и научных теорий о психологическом пространстве, в настоящее время не существует общепринятого описания этого феномена. Попытки описать это были похожи на попытки определить крупицы слюды в пляжном песке: когда присутствует достаточное количество частиц, их существование очевидно, но почти невозможно описать их как нечто отдельное от песка».
Элиот написал это еще в 80-х годах, и не так много других текстов, исследующих эту идею. Однако мы можем использовать аналогии и идеи из буддизма, чтобы определить, что такое психологическое пространство и как мы его переживаем. (Вы также можете ознакомиться с этой инфографикой, размещенной на Reddit, о разнице между психологическим и физическим пространством.)
Типы психологического пространства
Джон Уэлвуд определяет психологическое пространство, разделяя его на три различных типа психологического пространства: ориентированное, чувственное и открытое пространство.
Ориентированное пространство
Ориентированное пространство — один из самых простых типов «пространства» для определения и понимания. Наш разум может воспринимать, где мы находимся в пространстве по отношению к другим объектам. Мы знаем, что находимся в дюйме от телефона и в футе от стула. Мы близки в пространстве к нашим соседям, но далеко от кого-то в другой части мира. Этот тип пространства изучается сам по себе, отдельно от более широкой концепции психологического пространства.
Пространство чувств
Следующий тип психологического пространства — пространство чувств. Это немного сложнее описать. Вы когда-нибудь чувствовали тяжесть? Как будто тяжесть мира легла на твои плечи. Такие психологи, как Уэлвуд, охарактеризовали бы это как ощущение пространства.
Мы чувствуем себя лучше в просторном открытом пространстве. Обширные, открытые пространства (даже те, о которых мы думаем) заставляют нас чувствовать себя лучше. Это идет в обоих направлениях. Вы когда-нибудь расстраивались и решали визуализировать образ открытого пространства? Вы используете чувства, порожденные широким психологическим пространством, чтобы успокоиться.
Определение свободного пространства
Еще один способ взглянуть на это — подумать о термине «свободное пространство». Когда вы находитесь в хорошем голове, все ясно. Если бы ваша «голова» была комнатой, она была бы опрятной, просторной и чистой. Если у вас плохое свободное пространство, все может показаться загроможденным. Эта комната внезапно наполняется вещами. У вас не так много пространства между вами и беспорядком, который заполняет ваш разум.
Опять же, это не простая концепция. Невозможно измерить чувство тяжести от стресса или спокойствие, которое мы получаем от визуализации открытого пространства. Но, скорее всего, вы понимаете, о чем я.
Открытое пространство
Последняя концепция психологического пространства — это открытое пространство. Это похоже на общий термин, который не только охватывает ориентированные и чувственные пространства, но и позволяет вам испытывать их одновременно.
Велвуд приравнивает этот термин к буддийскому термину: пустой ум. Это не значит, что есть пустота. В буддизме «пустота» — это способ объяснить состояние мира таким, какой он есть. Это состояние мира без беспорядка, эгоизма или чего-то еще, что мешает вам увидеть его истинную целостность и красоту. Эта пустота охватывает все, включая вещи, которые физически находятся рядом с вами, и заботы, которые образно преследуют вас.
Преимущества понимания психологического пространства
Современные психологи используют термин «психологическое пространство», чтобы напомнить людям об их собственном пространстве и месте в мире. Вы также можете услышать, что его называют «ментальным пространством». Конечно, физически вы находитесь у себя дома, за компьютером или в определенной стране. Но как насчет того, где вы находитесь мысленно? Чтобы понять, где вы находитесь, вы можете практиковать осознанность или самосознание.
Понимание пункта назначения
Когда вы понимаете психологическое пространство, вы можете представить тип пространства, в котором вам нужно обитать. Вы знаете, каково это быть ясным и незагроможденным. Вы знаете, куда вы «хочете пойти» с точки зрения вашего свободного пространства. Это важно. Чтобы перейти к более позитивному состоянию, вам нужно знать, на что это похоже.
Понимание пути
Возможно, сейчас вы находитесь в тесноте. Вы чувствуете, что вас сдерживают. Хотя вы жаждете другого типа пространства, в данный момент вас там просто нет. Потребуется путешествие, чтобы добраться до «пространства», где вы хотите быть.
Мы не можем быть в двух местах одновременно. Мы не можем находиться одновременно в пяти и двенадцати футах от чего-то. Если вы хотите переместиться в другое пространство, вам придется совершить путешествие туда. Это может потребовать медитации, терпения, терапии или времени. Вы также можете погрузиться в такие темы, как метапознание, которое, по сути, представляет собой размышления о том, как мы думаем. Но с осознанием своего психологического пространства вы можете оценить, где вы находитесь, где вам нужно быть, и понять, что потребуется время, чтобы туда добраться.
Практическая психология
Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.
Что такое психологическое пространство? | Psychology Today
Несколько лет назад меня озарило мое поведение. Я люблю играть на саксофоне, но прошло почти 10 лет с тех пор, как я играл на своей свадьбе. Где был разрыв между тем, что я говорю, что мне нравится, и выполнением и игрой? Когда я исследовал это несоответствие, я понял, что когда я играю, я расстраиваюсь из-за ошибок или недостаточно хорошо играю. И в тот момент я понял, что делаю то, над чем постоянно работаю с клиентами. Я ожидал, что буду лучше, чем я был. Я ожидал, что буду играть как музыканты, которые играют и тренируются годами.
Как и в случае с более важными клиентами, я возлагал на себя необоснованные ожидания. Я оценивал свое выступление преждевременно, еще до того, как мог реально рассчитывать на хорошую игру. Когда я потерпел неудачу, я расстроился и разочаровался. С этим паттерном я потерял азарт играть или даже думать об игре и перестал играть на саксофоне.
Это общая тема в процессе терапии, и она отражает то, с чем большинство из нас имеет дело в реальном мире. Это пример того, как вы переживаете неудачу и не принимаете то, что любите или чему должны научиться; не потому, что вы не можете учиться, а потому, что вы не даете себе «психологического пространства». И эта закономерность распространяется на многие сферы вашей жизни и мешает росту и прогрессу.
Под «психологическим пространством» я подразумеваю принятие себя и своих действий, когда вы изучаете что-то новое или пытаетесь улучшить существующее поведение. Антонио Сальери в фильме «Амадей» испытывает благоговейный трепет, когда говорит, что Моцарт был вдохновлен Богом. Он единственный, кто пишет партитуры без исправлений на бумаге. «Он получает записи непосредственно от Бога».
Если вы не Моцарт, ваше поведение требует процесса обучения, который часто кажется неудобным, когда вы экспериментируете с тем, как это сделать. Процесс включает в себя пробы и ошибки, в которых ошибки являются неотъемлемой частью обратной связи, в которой вы постепенно узнаете, что работает, а что нет в процессе улучшения.
Но большинству из нас очень трудно избежать самоосуждения и критики, если мы даже думаем об этом. Это приводит к преждевременной неудовлетворенности; мы впадаем в уныние и можем сдаться или постепенно сокращать время, затрачиваемое на такое поведение. Найдите минутку, чтобы подумать о временах и ситуациях, когда это верно для вас: вы расстраиваетесь или злитесь на себя из-за того, что не делаете лучше? Это может происходить в школе или на работе. Кроме того, этот шаблон может привести к тому, что вы даже не будете пытаться, во-первых, избежать этого разочарования.
Лицом к лицу с реальностью
Хотя большинство согласится с тем, что невозможно сразу ожидать, что вы будете хороши в чем-либо сразу, большинство из нас попадает в ту же лодку, что и я, с моим саксофоном. Нам очень трудно не соответствовать нашему собственному несправедливому внутреннему критику. Мы преждевременно оцениваем свою работу, всегда полагая, что должны работать лучше, чем на самом деле.
Многие люди, с которыми я работаю, вышли из трудной или пугающей детской среды, которая мешала их обучению и развитию. Став взрослыми, они часто осуждали себя за то, что не продвинулись в жизни так далеко, как другие. Здесь снова устанавливается шаблон негативного разговора с самим собой, который принимает форму недостаточно хорошего поведения.
Даже если вы не можете идентифицировать серьезные детские травматические события, если у вас был отец, который мог быть требовательным или легко злиться, или родитель, который беспокоился или беспокоился, эти обстоятельства могут легко привести к страху, что приведет к нарушению обучения . Детская травма, которая помешала вам не отставать от других детей, часто приводит к негативной самооценке, которая замыкает психологическое пространство.
Подарите себе опыт принятия того, что позволяете себе совершать ошибки, быть неуклюжим и несовершенным. То, что я называю психологическим пространством, необходимым компонентом в процессе изучения чего-то нового.
Большинству из нас очень трудно выйти из этого места принятия себя. Нас ловят, потому что мы не хотим мириться с ошибками. Кроме того, мы боимся, что если примем далеко не идеальное поведение, то либо остановимся на этом более низком уровне производительности, либо, что еще хуже, станем ленивыми.
Источник: Радхика Баттан
Вот полезный способ сформулировать то, о чем я говорю. Если мы находимся в путешествии по жизни, в любое время мы находимся в определенном месте на пути этого путешествия. Скажем, точка «А». Как правило, мы относимся к себе так, как будто должны быть дальше по пути, чем мы есть на самом деле. Например, вы можете сказать: «Я должен был сделать лучше» или даже: «Это было глупо с моей стороны». Эти суждения напоминают нам, что мы ожидаем, что окажемся в точке «Б», а не «А». Это постоянно терпит неудачу, подрывает нашу уверенность и чувство собственной эффективности.