📖 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СХОДСТВО БЛИЗНЕЦОВ, Глава 9 СЕМЕЙНОЕ СХОДСТВО. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. Анастази А. Страница 70. Читать онлайн
…
Начиная с новаторского исследования Гальтона в 1875 году (ср. 34), изучение близнецов стало одним из основных направлений исследования влияния наследственности и окружающей среды На психологическое развитие индивида. Сегодня в нескольких странах ведутся масштабные исследования близнецов. Открытие усовершенствованных техник дифференциации однояйцевых (монозиготных) и разнояйцевых (дизиготных) близнецов сделало возможным производить более точный анализ результатов исследований (ср. гл. 3). Среди наиболее надежных критериев, используемых для определения зиготности, находятся отпечатки пальцев и типы крови. Было идентифицировано огромное количество типов крови, поэтому сравнение близнецов по данному признаку позволяет эффективно определять их зиготность.
Результаты психологического тестирования. Корреляции между результатами теста на умственные способности однояйцевых близнецов, будучи так же высоки, как и коэффициенты надежности тестов, располагаются между 0,90 и 0,100. Иными словами, степень сходства между однояйцевыми близнецами, которые воспитывались в одной семье, примерно так же высока, как и степень сходства между первоначальным и повторным тестированием одних и тех же индивидов. Значения корреляций между разнояйцевыми близнецами по результатам теста на умственное развитие располагаются между значениями корреляций однояйцевых близнецов и значениями корреляций братьев и сестер. Возможно, из-за неточностей в идентификации и классификации пар разнояйцевых близнецов такие корреляции от исследования к исследованию изменяются больше, чем любой другой вид семейных корреляций. Однако большая часть значений этих корреляций находится в промежутке между 0,60 и 0,70 (44, 49, 77, 123).
Необходимо отметить, что с точки зрения наследственности разнояйцевые близнецы похожи друг на друга не больше, чем обычные братья и сестры. Поэтому различие между корреляцией обычных сиблингов, составляющей 0,50, и корреляцией разнояйцевых близнецов, составляющей 0,60 или 0,70, может отражать лишь большее однообразие той среды, которая окружает разнояйцевых близнецов. Разнояйцевые близнецы развиваются в пренатальный период в условиях одной и той же окружающей среды и появляются на свет в одно и то же время. Поскольку у них один и тот же возраст, они обладают опытом более общим, чем опыт обыкновенных братьев и сестер. С другой стороны, различия между корреляциями однояйцевых и разнояйцевых близнецов могут быть как результатом действия наследственных факторов, так и результатом того, что для однояйцевых близнецов условия окружающей среды имеют еще больше сходства. Последнее утверждение мы рассмотрим более подробно в следующем разделе, который содержит анализ среды, окружающей близнецов.
Что касается особых способностей, то, по имеющимся данным, между однояйцевыми близнецами существует больше сходства, чем между разнояйцевыми. Однако и у тех, и у других сходство по особым способностям проявляется намного меньше, чем по общим тестам на развитие умственных способностей. По результатам серий тестов на моторные навыки, предложенных 46 парам разнояйцевых близнецов и 47 парам однояйцевых близнецов, корреляции составили в среднем 0,43 для разнояйцевых и 0,79 для однояйцевых близнецов (70). По результатам Миннесотского теста на пространственные отношения серийные измерения параметров прежде всего пространственного восприятия показали, что средняя корреляция у 33 пар разнояйцевых близнецов составила 0,28, а у 29 пар однояйцевых близнецов 0,69 (10).
По данным личностных тестов корреляции между близнецами в тенденции ниже, чем в тестах на определение способностей. При этом по степени приближенности результатов однояйцевые близнецы снова превосходят разнояйцевых близнецов. Степень сходства близнецов по их личностным качествам существенно изменяется в зависимости от того аспекта, в котором они рассматриваются. Все эти результаты не противоречат данным, приведенным в предыдущих разделах, посвященных корреляциям по личностным тестам между родителями и детьми, братьями и сестрами.
По шкале Бернрейторского личностного теста, созданной для измерения невротических состояний, были получены следующие корреляции: 0,63 — для однояйцевых и 0,32 — для разнояйцевых близнецов (15). Другим тестом в той же области был личностный тест Вудвортса — Мэтью, по данным которого корреляция однояйцевых близнецов составила 0,54, а корреляция разнояйцевых близнецов 0,36 (46). По тестам на такие личностные качества, как доминирование и самодостаточность, корреляции в тенденции получились ниже (15). Стронговский бланк Увлечений показал корреляцию всего лишь 0,50 — для однояйцевых близнецов и 0,28 — для разнояйцевых (15).
Из анализа результатов юношеского личностного теста Кэттелла, который прошли однояйцевые и разнояйцевые близнецы, сиблинги, дети, не являвшиеся родственниками, но воспитывавшиеся совместно, а также дети, представлявшие население в целом, Кэттелл и др. (16) сделали вывод, что для одних качеств главные причины изменчивости заключены в наследственности, а для других — в окружающей среде. Подобные результаты были получены во время второго исследования, проведенного Кэттеллом и его сотрудниками (17), в нем были использованы объективные измерения личностных качеств. Однако из-за недостаточной обоснованности результатов теста в обоих исследованиях, а также из-за неоднозначности сделанных приближений в статистическом анализе эти результаты могут рассматриваться лишь как гипотетические. Более того, они не нашли подтверждения и во время других исследований однояйцевых и разнояйцевых близнецов, в которых был использован Юношеский личностный тест (118, 119). В результате Британского исследования Айзенк и его сотрудники (28) на основании проведения различных тестов сделали сообщение о том, что значения корреляций по шкале, измеряющей невротические состояния, для 25 пар однояйцевых и 25 пар разнояйцевых близнецов одного пола составили соответственно 0,851 и 0,217.
Сходство близнецов по ряду экспрессивных реакций было исследовано Геддом и его сотрудниками в недавно созданном в Риме Менделевском институте медицинской генетики и изучения близнецов. Например, прослушивая записи своих собственных голосов и голосов своих близнецов, 76 % однояйцевых близнецов оказались неспособны отличить свой голос от голоса своего близнеца, в то же время только 12 % разнояйцевых близнецов не смогли этого сделать (39). В другом исследовании (38) фотографировались выражения лиц и позы однояйцевых и разнояйцевых близнецов во время просмотра ими комедийного фильма или фильма ужасов. Как выяснилось, выражения лиц у однояйцевых и разнояйцевых близнецов различались больше, чем их позы, а реакции на комедийные фильмы различались больше, чем реакции на фильмы ужасов.
Особенно интересны два недавно проведенных исследования, в которых были использованы большие серии различных тестов и техника для точной диагностики зиготности. Одно из исследований было проведено в Институте биологии человека Мичиганского университета (118, 119). Группа, состоявшая из 45 пар однояйцевых и 37 пар разнояйцевых близнецов, находившихся в возрасте учащихся высшей школы, прошла трехдневное тестирование, включающее выполнение заданий, которые содержались в вербальных, числовых, пространственных, мнемонических, логических, перцептивных, моторных и музыкальных тестах, а также в тестах на определение личных интересов, эмоциональных и социальных качеств. Во многих тестах изменяемость (SD2) различий внутри каждой пары была существенно выше у разнояйцевых близнецов, чем у однояйцевых. Ни в одном из тестов такая изменяемость у однояйцевых близнецов не была существенно выше, чем у разнояйцевых близнецов. Иными словами, снова проявилось то, что по большинству психологических свойств однояйцевые близнецы подобны друг другу в большей степени, чем разнояйцевые близнецы.
Большая серия разнообразных тестов была проведена Терстоуном и его сотрудниками (116) в психометрической лаборатории Чикагского университета, а затем в университете Северной Каролины. В число испытуемых входили 48 пар однояйцевых близнецов и 55 пар разнояйцевых близнецов одного пола — все они были учащимися чикагских школ. Средний возраст группы был 14 лет. Анализ распределения различий внутри пар по каждому из 53 показателей позволил сделать вывод, что преобладание небольших различий было характерно как для разнояйцевых, так и для однояйцевых близнецов, при этом по данным многих тестов величина различий у обоих типов близнецов чаще всего была примерно одинаковой. Основное различие между двумя типами близнецов по шкале различий внутри пар располагалось в верхнем конце распределения, в то же время большие различия внутри пар приходились на группу разнояйцевых близнецов. Схематично эти выводы представлены на рисунке 58.
Рис. 58. Схематическая иллюстрация распределения абсолютных различий внутри пар среди однояйцевых и разнояйцевых близнецов. (Данные из Терстоуна и Стрендскова, 116.)
Для достижения целей статистического анализа авторы обозначили в качестве «больших различий» все различия, лежащие в пределах высших значений, составляющих 1/5 совмещенного распределения значений обеих групп. По результатам 23 из 53 измерений (13 на уровне 0,01 и 10 на уровне 0,05) доля этих больших различий значительно больше среди разнояйцевых близнецов, чем среди однояйцевых. Интересно, что вербальные и пространственные тесты относятся к тем тестам, по результатам прохождения которых разнояйцевые близнецы больше всего отличаются от однояйцевых близнецов, — открытие, получившее подтверждение в другом исследовании, в котором использовались некоторые из тех же самых тестов (5). Как бы то ни было, особого внимания заслуживает то обстоятельство, что результаты тестирования большинства пар разнояйцевых близнецов практически ничем не отличались от результатов тестирования пар однояйцевых близнецов; различия между двумя типами близнецов касались главным образом наиболее девиантных пар разнояйцевых близнецов. Глубокое исследование этих девиантных пар может пролить свет на причины больших различий внутри пар. Выделялись ли физически эти близнецы в группе однояйцевых близнецов? Присутствовали ли в их окружении факторы, которые могли стать причинами отклонений в их развитии?
Случаи психологических расстройств среди близнецов. Близнецы широко привлекались к исследованиям причин возникновения различных психологических расстройств. Обычно в этих исследованиях проводилась индивидуальная идентификация монозиготных и дизиготных близнецов, проявлявших определенные расстройства. Случаи проявления таких же расстройств среди других близнецов в тех же самых парах и среди других их родственников также исследовались. В каждой семье тот индивид, который принимал участие в исследовании и по отношению к которому определялось родство, обычно назывался индексным случаем. Еще такой индивид назывался «препозитом» и «пробандом». Если у обоих родственников, составляющих пару близнецов, братьев и сестер и т.д., обнаруживалось некое расстройство, то их начинали называть конкордантами. Если расстройство обнаруживалось только у одного из родственников, составлявших пару, то эту пару называли дискордантной.
Масштабные серии исследований такого типа были проведены Каллманом и его сотрудниками в Психиатрическом институте штата Нью-Йорк (55, 57, 60). Самые интересные результаты принесло исследование шизофрении, во время которого было изучено наибольшее количество случаев. Начав с исследования 953 индексных случаев близнецов (268 монозиготных и 685 дизиготных), имевших шизофрению и проходивших лечение в клиниках штата Нью-Йорк, исследователи перешли к изучению их родственников, имевших тот же диагноз.
Основные результаты исследования приведены в таблице 11.
Таблица 11 Доля конкордaнтов среди родственников 953 больных шизофренией в штате Нью-Йорк. (Данные от Каллмана, 57, с. 146.)
Необходимо отметить, что среди монозиготных пар доля конкордантов составила 86,2 %38, а среди дизиготных пар — всего 14,5 %. Более того, выяснилось, что доли конкордантов для дизиготных близнецов и для полных сиблингов, имевших одних и тех же родителей, почти идентичны. Это открытие особенно важно, поскольку у дизиготных близнецов и, как мы помним, у братьев и сестер степень подобия наследственности одна и та же.
38 Процентные соотношения в таблице 11 были скорректированы для Разных возрастов с той целью, чтобы объяснить факт изменения ожидаемой Доли больных шизофренией с возрастом.
Среди испытуемых, являвшихся братьями и сестрами или по матери, или по отцу (полусиблингов), конкордантами оказались 7,1 %, а среди названных братьев и сестер, не являвшихся биологическими родственниками, доля конкордантов не превосходила то значение, которое было характерно для населения в целом. Доля конкордантов среди родителей испытуемых, являвшихся индексными случаями, составила 9,3 %. Проанализировав данные несколько иным способом, Каллман обнаружил, что дети, у которых один из родителей болен шизофренией, заболевают шизофренией с вероятностью 16,4 %, а дети, у которых шизофренией больны оба родителя, заболевают шизофренией с вероятностью 68,1 %.
То, что у монозиготных близнецов вероятность появления конкордантов намного выше, чем у дизиготных близнецов, получило подтверждение в Англии в исследованиях СлеИтера (101), а также в исследованиях других европейских и американских ученых (ср. 57, 101). В исследовании Слейтером 41 монозиготной пары доля конкордантов составила 76,3 %, а в исследовании 115 дизиготных пар — 14,4 %. На основании своих собственных исследований и на основании данных, полученных другими исследователями, Каллман (57) выдвинул гипотезу, согласно которой предрасположенность индивида к заболеванию шизофренией объясняется наличием, возможно, одного-единственного рецессивного гена, вызывающего сбои в метаболических процессах. При этом развитие шизофрении зависит как от генетических факторов, так и от факторов окружающей среды.
Как сообщает Марк (67), влияние факторов окружающей среды на развитие шизофрении подтверждается исследованием матерей шизофреников. По данным анкетирования, целью которого было выяснение отношения к воспитанию ребенка, сотня матерей взрослых шизофреников мужского пола сравнивалась с контрольной группой матерей нормальных мужчин. Анализ ответов на вопросы анкеты выявил существенные различия между двумя группами матерей: матери шизофреников были склонны жестко контролировать поведение ребенка, проявляя как чрезмерную самоотверженность, так и холодную отчужденность.
Психология bookap
Каллман и его сотрудники применили «метод изучения близнецов» к исследованию других психологических расстройств, включая маниакально-депрессивный, инволюциональный и старческий психозы (57, 58), детскую шизофрению (61), слабоумие (1), гомосексуальные наклонности (56) и тягу к самоубийству (59), хотя число близнецов, принятых за индексные случаи, в некоторых из исследуемых групп было намного меньшим, чем в главном исследовании взрослых шизофреников. Во всех этих категориях, за исключением испытуемых, склонных к самоубийству, конкорданты среди монозиготных близнецов обнаруживались гораздо чаще, чем среди дизиготных близнецов, а по мере снижения степени родства в исследованных случаях доля конкордантов уменьшалась. Однако из-за малочисленности групп некоторые из этих результатов могут носить лишь характер предположений. Важно, что специфичность различных психозов подтверждается тем, что Каллман не сообщает ни об одном случае, когда бы в паре близнецов один страдал маниакально-депрессивным психозом, а другой шизофренией. В его данных также отсутствуют сведения о том, что у какого-либо индивида, принятого за индексный случай и страдающего маниакально-депрессивным психозом, кто-то из родителей, братья или сестры были с диагнозом «шизофрения».
В заключение отметим, что имеющиеся факты однозначно свидетельствуют о сильном влиянии, которое оказывают на шизофрению наследственные факторы по крайней мере в аспекте создания предпосылок для ее возникновения. Точный механизм, посредством которого могут действовать наследственные факторы, по-прежнему еще только предстоит открыть. Что касается других психологических заболеваний, то здесь данные о наличии наследственности носят предположительный характер. Каллман неоднократно подчеркивал (см., напр., 55), что наследственность некоего заболевания никоим образом не свидетельствует о его неизлечимости. Напротив, усилия, направленные на поиск техник, которые позволили бы осуществлять терапию заболеваний и предотвращать их возникновение, должны быть продолжены и подкреплены знанием причинных факторов, связанных как с наследственностью, так и с окружающей средой. Наконец, важно помнить о том, что данные, касающиеся этиологии патологических состояний, не могут обусловливать различий индивидов в пределах вариантов нормального ряда.
близнецовый метод | это… Что такое близнецовый метод?
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД (с. 95) — метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.
Различные модификации близнецового метода были предложены А.Гезеллом, А.Р.Лурия и др. В современной науке используются методы разлученных монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары.
В научной литературе описано около 130 пар монозиготных близнецов, в силу различных обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, так как параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлученных близнецов, поведение которых было по некоторым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Таким образом, сходство психологических признаков могло иметь и негенетическое происхождение.
Метод контрольного близнеца (или контроля по партнеру) сводится к тому, что один из близнецов подвергался внешним воздействиям (например, обучению), результаты которых должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды.
При использовании метода близнецовой пары главное внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.
Оценка результатов, полученных с помощью близнецового метода, основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость специального анализа тех переменных близнецовой среды, которые являются значимыми для формирования исследуемого признака.
Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты многих исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее близнецовый метод остается главным средством анализа актуальных психогенетических проблем человека. Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов близнецового метода позволяет раскрыть психологическое содержание понятия «среда» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.
Френсис Гальтон — создатель близнецового метода
близнецов: похожие и уникальные? — Лейденский блог психологии
«Кто такие идеальные близнецы?» Под этим слоганом голландская телепрограмма решила найти близнецов, которые были бы наиболее похожи внешне, по характеру и поведению. Одна пара победила 229 пар, заставив зрителей задуматься о том, как они могут быть такими похожими, но в то же время уникальными.
Случаи жутко похожих близнецов найти несложно. Возьмем, к примеру, историю о «близнецах Джимах»: двух идентичных близнецах, которых разлучили вскоре после рождения. Несмотря на то, что они выросли в двух разных семьях, у них все же было поразительное сходство. Оба грызли ногти, оба водили одну и ту же машину и курили одну и ту же марку сигарет, и у обоих была одинаковая работа. Выявились и некоторые различия: один близнец лучше выражал себя в письме, а другой в разговоре, и они предпочитали разные прически.
Но почему однояйцевые близнецы так похожи?
Наша личность, внешность и поведение определяются взаимодействием генов и факторов окружающей среды. Гены в значительной степени ответственны за цвет волос и глаз, рост и телосложение. В случае однояйцевых близнецов оба имеют одинаковую генетическую структуру. С другой стороны, окружающая среда состоит из всего, что происходит вокруг нас, включая, помимо прочего, язык, на котором мы говорим, то, как наши родители воспитывают нас, и школы, в которые мы ходим. Эти факторы в основном одинаковы для детей из одной семьи и называются общей средой. Однояйцевые близнецы имеют не только одинаковый генетический фон, но и одинаковое семейное окружение. Поэтому неудивительно, что однояйцевые близнецы могут быть настолько похожи, что людям трудно их отличить.
Почему исследователи так заинтересованы в изучении близнецов?
Однояйцевые близнецы являются отличным источником информации о том, насколько гены, окружающая среда или их комбинация влияют на определенное поведение. Например, «близнецы Джим» могли иметь одинаковый унаследованный уровень интеллекта, но из-за разного воспитания их показатели IQ могли быть очень разными. Если бы один из близнецов вырос в семье с низким доходом, на его IQ больше повлияло бы его окружение (например, отсутствие книг, родители, не поощряющие образование), чем генетическая предрасположенность. И наоборот, если бы другой близнец вырос в семье с высоким доходом, которая всячески стимулировала его образование, генетика сыграла бы большую роль в объяснении того, почему этот ребенок достиг определенного IQ. Поскольку однояйцевые близнецы имеют одинаковый генетический фон, мы знаем, что различия в поведении могут быть связаны только с факторами окружающей среды. У людей, которые не имеют общего ни генетического, ни семейного происхождения, мы не можем сказать, что вызывает эти различия.
Открытие важности этого взаимодействия между генетическим фоном и влиянием окружающей среды пролило свет на развитие многочисленных психологических расстройств. Теперь мы знаем, что аутизм вызван не только воспитанием детей, и что шизофрения не может быть полностью связана с генами. Тем не менее, остается много вопросов о том, почему одни дети хорошо развиваются, а другие изо всех сил пытаются найти свой путь в нашем обществе.
Исследования близнецов в Лейдене
В попытке ответить на эти вопросы в Лейденском университете в настоящее время проводится крупномасштабное лонгитюдное исследование близнецов в рамках более крупного Консорциума по индивидуальному развитию. Отделы психологии развития и детских и семейных исследований будут сотрудничать в следующих четырех возрастных группах однояйцевых и разнояйцевых близнецов в течение 6-летнего периода. В этом исследовании будут изучаться не только гены и факторы окружающей среды; также будут приниматься во внимание показатели мозговой активности, личностных качеств, моделей активности и взаимодействия между родителями и ребенком.
Это даст более полную картину того, какие факторы способствуют благополучию детей, и может помочь нам лучше понять сходство и уникальность близнецов.Хотите узнать больше об этом исследовании? Посетите сайт www.samen-uniek.com для получения дополнительной информации.
Двойная жизнь
В детстве Нэнси Сигал, доктор философии, знала, что она близнец, но не всегда чувствовала себя таковой. Она и ее сестра, разнояйцевые близнецы, не были похожи друг на друга, и у них было мало общих интересов. Между тем набор однояйцевых близнецов, которых она знала со школы, казался невероятно похожим и гармонирующим друг с другом.
Сигал был очарован контрастом. «Я бы подумал: у нас с сестрой одни родители, одна школа, одни и те же друзья — почему мы такие разные?»
Спустя годы, учась в аспирантуре, Сигал обратила внимание на изучение темы, увлекавшей ее с детства. В 1980-х и 90-х годах она работала над знаменательным Миннесотским исследованием близнецов, выращенных отдельно. Это исследование, в котором рассматривались однояйцевые близнецы, выросшие отдельно друг от друга и встретившиеся только во взрослом возрасте, обнаружило поразительное сходство между этими виртуальными незнакомцами, предполагая, что гены сильно влияют на аспекты нашей личности, интеллекта и другие черты, которые, как долгое время считалось, в основном формируются среда.
Сегодня Сигал продолжает изучать близнецов, выращенных порознь, а также другие «близнецоподобные» пары, такие как похожие, но неродственные «двойники», чтобы узнать, что они могут рассказать нам о том, как гены и окружающая среда влияют как на близнецов, так и на все остальные.
На протяжении многих лет ваши исследования подтверждали вашу детскую интуицию о различиях между разнояйцевыми и однояйцевыми близнецами?
Да, есть. Многие из этих исследований близнецов, особенно Миннесотское исследование близнецов, выращенных отдельно, показали, что гены распространены повсеместно. Они влияют практически на каждую измеряемую характеристику. И поскольку разнояйцевые близнецы в среднем имеют только половину своих генов, логично, что они могут быть очень, очень разными, точно так же, как два обычных ребенка в семье могут быть совершенно разными.
Почти каждое поведение, которое мы изучали, имело генетический компонент, включая некоторые очень удивительные, такие как религиозность и социальные установки. Даже в них однояйцевые близнецы, воспитанные порознь, были более похожи, чем разнояйцевые близнецы, воспитанные вместе.
Освещение в СМИ исследования Миннесоты часто фокусировалось на некоторых диких совпадениях, таких как «близнецы Джим», которые были однояйцевыми близнецами, разлученными при рождении, которые не встречались до 39 лет. вторые жены по имени Бетти. Оба постоянно курили, ездили на «Шевроле», служили заместителями шерифа и отдыхали на одном пляже во Флориде. Это удивительные совпадения, но интересны ли они с научной точки зрения? Где грань между забавным анекдотом и научными данными?
Я смотрю на многие из этих сходств как на науку, потому что думаю, что они помогают нам формировать гипотезы, которые мы можем продолжить изучать. Я не так быстро отмахиваюсь от анекдотов. Вы видите гораздо больше этих сходств у однояйцевых близнецов, чем у разнояйцевых близнецов, и, как я уже сказал, они позволяют вам формулировать гипотезы, о которых вы, возможно, и не подумали бы иначе.
Например, мы изучали однояйцевых близнецов, которым было 32 года, когда они встретились. Они оба были пожарными-добровольцами, и у них была одинаковая работа на полную ставку: один устанавливал химические системы пожаротушения, а другой устанавливал охранную сигнализацию. Они оба носили большие ремни с большими пряжками и болтающимися ключами и всегда носили с собой нож.
Звучит как совпадение. Но, возможно, что-то в этих однояйцевых близнецах заставило их тяготеть к похожему опыту и типам людей в их окружении. Вот почему я думаю, что однояйцевые близнецы, даже воспитанные раздельно, имеют более схожую среду, чем другие люди, потому что среда отчасти создается нами самими.
Например, кто занимается пожаротушением? Может, бдительные люди, с альтруистическим уклоном — хочешь помочь людям. Вы также склонны к риску, а пожары опасны. И тогда, может быть, работа пожарным делает вас немного более бдительными, поэтому вы хотите всегда носить с собой нож. Я не говорю, что это правильно во всех отношениях, но эта история заставляет задуматься над идеями, о которых в противном случае вы и не подумали бы.
Значит, схожие характеры близнецов могли привести к таким кажущимся совпадениям? Так, например, если они оба склонны к риску и бдительны, существует ограниченный набор профессий, которые вам понравятся. Летчик-истребитель, может быть…
Верно, или бригада химзащиты, или скорая помощь. Все эти вакансии имеют схожие требования. Но эти близнецы оказались пожарными.
Какое значение имеют подобные исследования для подавляющего большинства из нас, у которых нет однояйцевых близнецов?
Исследования близнецов имеют два уровня. Одна посвящена самим близнецам: всем уникальным аспектам близнецов, близнецов или воспитания близнецов.
Но исследования близнецов также могут многое рассказать о генетических и экологических аспектах поведения и болезней. Вот где эти исследования для всех. Например, если вы найдете пары однояйцевых близнецов, в которых у одного близнеца есть заболевание, а у другого нет — предрасположенность к нему есть у обоих, но только у одного. Так что же спровоцировало это? Если вы сможете идентифицировать эти триггеры окружающей среды, то сможете использовать это для понимания восприимчивости неблизнецовой популяции.
Сейчас вы работаете над исследованием китайских близнецов, которые были усыновлены западными парами и воспитываются раздельно. Как эта работа расширяет исследование, проведенное в Миннесоте, и что вы надеетесь извлечь из него?
Исследование китайских близнецов отслеживает их старение, в то время как предыдущие близнецы, выросшие отдельно друг от друга, были обнаружены во взрослом возрасте.
Мы только в начале исследования, но я надеюсь увидеть, есть ли определенные события в окружающей среде, которые могут вызвать различия между двумя детьми. Что касается их воспитания, они следуют схожим траекториям?
Пока я опубликовал только одно исследование. Он просмотрел отчеты матерей о первой встрече детей друг с другом. Матери были впечатлены тем, как быстро развилась близость детей. Это было удивительно.
Над чем еще ты работаешь?
Я изучаю «виртуальных близнецов», то есть детей одного возраста, воспитанных вместе, но биологически не связанных между собой. Это началось в последние годы моего пребывания в Миннесоте, когда мне позвонила мать и сказала: «Ты полюбишь моих детей». И я сказал: «Скажи мне, почему». Случилось так, что у нее были проблемы с зачатием, поэтому ее отдали на удочерение. Но потом она забеременела, и дети родились с разницей всего в пару дней.
Итак, эти дети не связаны биологически, но воспитываются вместе в очень похожей на близнецов ситуации.
У меня также есть онлайн-исследование взрослых однояйцевых близнецов и их отношений с племянницами и племянниками. Они так же генетически связаны с ними, как и со своими собственными детьми, потому что они генетически такие же, как их мать или отец. И я сравниваю их отношения с разнояйцевыми близнецами, у которых обычные отношения тети-дяди/племянницы-племянника. Я обнаружил, что однояйцевые близнецы имеют более тесные отношения с детьми своих близнецов.
Я также изучаю неродственных двойников — людей, которые являются «двойниками». Они не родственники, но в некоторых случаях выглядят так же, как однояйцевые близнецы. Я нахожу их просто очаровательными. Это исследование помогает опровергнуть утверждение критиков исследований близнецов о том, что однояйцевые близнецы больше похожи просто потому, что люди относятся к ним одинаково, потому что они похожи. Я полагаю, что если это так, то эти неродственные двойники должны быть так же похожи, как однояйцевые близнецы, выращенные порознь. И это не так. И когда они собираются вместе, они не образуют тесных социальных отношений, потому что их интересы настолько разные. У них нет ничего общего, кроме внешности.
Сейчас близнецов больше, чем было раньше. Заметили ли вы соответствующий рост интереса к своей работе?
Да, разнояйцевых близнецов больше. Две трети увеличения связаны с лечением бесплодия, а другая треть — с тем, что матери рожают детей позже, что связано с большим количеством разнояйцевых близнецов. Мы также наблюдаем небольшое увеличение однояйцевых близнецов. Это отчасти потому, что сейчас мы можем лучше справляться с беременностью близнецов [поэтому больше шансов, что близнецы выживут во время беременности и родов]. А также потому, что, когда вы делаете экстракорпоральное оплодотворение, вы микроманипулируете эмбрионом вне матки, и это увеличивает вероятность его разделения, поэтому вы видите больше однояйцевых близнецов.
Я не уверен, что интерес к исследованиям в результате увеличился. Все, что я могу сказать, это то, что люди всегда находят близнецов интересными. Всякий раз, когда я путешествую, скажем, я в автобусе, поезде или самолете, и я обсуждаю, что я делаю, все очарованы. Люди очарованы близнецами. Я много думал о том, почему это так. Я думаю, отчасти это их уникальность — большинство людей — одиночки.