Общефункциональные состояния психической активности
Учебная литература по юридической психологии
Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебник
СПб., 2001.
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАЗДЕЛ III. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Глава 1. Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний
§ 2. Общефункциональные состояния психической активности
Самое общее базовое психическое состояние – состояние бодрости – представляет собой состояние оптимальной ясности сознания, способности индивида к сознательной деятельности. Оптимальная организованность сознания выражается в согласованности различных сторон деятельности, повышенной внимательности к ее условиям. Различные уровни внимательности, как уже отмечалось, – это и есть различные уровни организованности сознания.
Уровень оптимальности психической деятельности человека зависит от внутренних и внешних факторов, как земных, так и космических. Состояние здоровья, эмоциональные циклы, время гида, суток, различные фазы луны, противостояние планет и звезд, уровень солнечной активности – все это существенные факторы нашей психической активности.
Физиологической основой психической активности являются оптимальное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, функционирование очага оптимальной возбудимости (по терминологии И. П. Павлова), доминанты (по терминологии А. А. Ухтомского), возбуждение определенной функциональной системы (по терминологии П. К. Анохина). Энергетический потенциал мозга обеспечивается ретикулярной (сетчатой) формацией, находящейся в основании головного мозга, где происходит первичный анализ поступающих из внешней среды воздействий. Активация же высших, корковых центров обусловливается сигнальной значимостью этих воздействий.
Психическая активность состоит в постоянном анализе значимости поступающей информации и нахождении адекватного поведенческого ответа на них. Бодрствование – состояние активного психического взаимодействия индивида со средой.
Уровень бодрствования обусловлен содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, интересами, увлеченностью. Так, вид сосновой рощи по-разному воспринимается фермером, художником и инженером, которому предстоит проложить в ней шоссейную дорогу. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, экстаза. Все эти состояния сопряжены с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.
Бодрствующее состояние – состояние сознательной деятельности. Однако уровни сознательной деятельности могут быть различными – от экстаза и вдохновения до состояния дремоты.
Человек реагирует на различные значимые ситуации модификацией (своеобразием) своего психического состояния. Одни и те же ситуации по-разному оцениваются им в зависимости от его актуализированных потребностей и возможностей их реализации.
Степень психоэнергетической мобилизации зависит от значимости и сложности ситуации для данной личности, от особенностей ее мотивационного состояния. Уровень мотивации должен быть оптимальным: результативность поведения снижается как при очень низкой мотивации, так и при чрезмерной.
В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром – личность может погружаться в субъективный мир «суженного сознания».
Наибольшая работоспособность появляется у человека через 3 и 10 часов после пробуждения, а наименьшая – в интервале между 3 и 7 часами утра. На общее психическое состояние человека влияют комфортность или дискомфортность обстановки, эргономическая[1] организация среды, мотивация деятельности и условия ее осуществления.
Психическая нагрузка в течение продолжительного времени приводит к состоянию утомления
– временному снижению работоспособности вследствие истощения психических ресурсов индивида. Резко снижаются точность и скорость совершаемых операций, чувствительность, осмысленность восприятия, возникают сдвиги в эмоционально-волевой сфере. Состояние утомления возникает и при монотонных воздействиях. В этих случаях необходима специально организованная внешняя стимуляция, направленная на преодоление монотонности в деятельности человека (вплоть до использования функциональной музыки, цветовых и динамических изменений визуально воспринимаемой предметной среды).[1] Эргономика – наука об оптимизации средств и условий человеческой деятельности.
НАВЕРХ
психологическое состояние разработчиков сильно влияет на рабочий процесс / Хабр
Группа ученых из университетов Германии, Италии и Скандинавии объединила усилия, чтобы показать директорам IT-компаний, какие последствия имеет для бизнеса уровень счастья его сотрудников. В ходе работы с более чем 3000 респондентами исследователи установили, что эмоциональное состояние разработчика в значительной степени сказывается не только на его самоощущении и душевном здоровье, но также на продуктивности, скорости выполнении задач и качестве кода.
Для составления базы респондентов авторы обратились к сайту Github, где собрано крупнейшее онлайн-сообщество IT-специалистов. Всего было отобрано около 30 000 разработчиков, проявлявших активность в последние полгода; 3000 из них согласились принять участие в опросе. Большинство отвечавших официально устроены в компаниях и обладают опытом работы в среднем около пяти лет, средний возраст респондента составляет 33 года.
Участникам был отправлен набор открытых вопросов, где им предлагалось вспомнить случаи из рабочей практики, когда они испытывали те или иные чувства, подробно описать собственные действия, рефлексию и исход ситуации. Приведенный список включал в себя как положительные, так и отрицательные эмоции. Каждый из полученных текстов затем был поочередно проанализирован тремя специалистами, чтобы обобщить последствия переживания и определить их в одну из трех основных категорий — внутренняя жизнь, рабочие процессы или продукт труда.
Результаты показали, что чувства, которые возникают у разработчиков в процессе написания кода, практически в равной степени влияют на них самих и на окружающую действительность. При этом, говоря о положительных эмоциях, респонденты чаще сосредотачивались на том, как они сказываются на внутреннем состоянии — самооценке, рабочем настрое, способности к умственному труду. Когда же речь заходила о негативных переживаниях, на первый план выходил тот урон, которые они приносят компании в целом — производительности, темпам разработки, качеству кода. Авторы подчеркивают это обстоятельство как одно из важнейших заключений исследования: «В общем и целом, разработчики склонны считать, что счастье приносит пользу им самим, в то время как несчастье вредит окружающим».
Наиболее популярными последствиями положительных эмоций оказались: способность сосредоточиться и решать сложные задачи, высокая мотивация, позитивное самоощущение, творческий подход, уверенность в себе, желание сотрудничать. Отрицательные же эмоции чаще всего приводят к низкой концентрации, неспособности принимать решения, выгоранию, снижению продуктивности, срыванию сроков, уклонению от работы (от прокрастинации до увольнения), падению требований к коду и практикам его написания.
Исследователи отмечают, что разграничение влияний на внешние и внутренние несколько условно – психологическое здоровье разработчиков косвенным образом также накладывает отпечаток на рабочие процессы. Однако их работа призвана, прежде всего, обратить внимание людей, создающих условия труда, на прямую и несомненную связь между производительностью и эмоциональным климатом. Внешние последствия были вынесены в отдельный блок для чистоты и наглядности результата.
«Разработчики изо дня в день обмениваются историями в жанре ужасов о том, что происходит с ними на работе, и, на наш взгляд, условиям их труда редко уделяется должное внимание, — комментируют авторы статьи. — Мы надеемся, что своими исследованиями будем способствовать благополучию программистов и поможем им повысить и объемы, и качество производимого кода».
Нравственно-психологическое состояние личности студента во время выпускных экзаменов
ВВЕДЕНИЕ
Современному обществу нужен стрессоустойчивый человек, способный преодолевать любые трудности в разных сферах деятельности.
Стресс – это реакция организма человека на перенапряжение, отрицательные эмоции или простую рутину. С одной стороны, стресс может быть полезен для человека, поскольку в организме человека при стрессе вырабатывается адреналин, который заставляет субъекта искать выход из этой неблагоприятной ситуации.
С другой стороны, если стрессовых ситуаций слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность быстро решать насущные вопросы. Сильный стресс также влияет на здоровье, в частности на иммунную и сердечно-сосудистую системы. Кроме того, стресс подрывает морально-психологическое состояние личности студента во время выпускных экзаменов. Возможны субъективные (чувство тревоги и вины, утомление), поведенческие (непредвиденная опасность), физиологические (язвенная болезнь, повышенное артериальное давление), когнитивные (неэффективные решения, рассеянность) и организационные (прогулы, низкая успеваемость) последствия (Сон и др.: 2015).Поэтому крайне важно противостоять стрессу и придерживаться только позитивного настроя. Пик психоэмоционального напряжения у студентов приходится на период выпускных экзаменов.
Итоговые экзамены – серьезное испытание для студентов, особенно для первокурсников. Их основная цель – проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся по окончании определенного периода. Учебный год очного обучения включает в себя два экзамена – зимний и летний семестр. Общее количество экзаменов обусловлено конкретным учебным планом (обычно не более шести оценочных тестов). Продолжительность выпускных экзаменов зависит от положений и учебных программ высших учебных заведений. Как правило, они длятся около 20 дней. Итоговым экзаменам предшествует период получения кредитов, включающий выполнение и сдачу справочных работ, отчетов по практическим занятиям, курсовых работ, лабораторных исследований, практических заданий и тестов (Сеймур: 2016).
Период получения зачетных единиц и выпускных экзаменов – достаточно сложный и напряженный период в жизни каждого студента. Тревога возникает даже у самых уверенных в себе и умных учеников. Помимо беспокойства, они часто сталкиваются с чувством неполноценности, напряженности, переутомления, пассивности, раздражительности, вспыльчивости.
Все вышеизложенное позволило определить проблему данного исследования – каково морально-психологическое состояние личности студента в период выпускных экзаменов? Целью статьи является определение морально-психологического состояния личности студента. во время выпускных экзаменов.
МЕТОДОЛОГИЯ
Признавая гуманизацию образования первоосновой, современная высшая школа выступает как система условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности (Орлов и др., 2004). Акцент на личностном развитии студента выдвигает ряд проблем, в том числе проблему эмоциональности (Ahnert et al.: 2012; Hoy: 2007).
Являясь фундаментальным свойством психики человека, эмоции входят в число основных компонентов личности, участвуют практически во всех ее структурах, способствуют регуляции ее деятельности. Эмоциональные характеристики во многом определяют отношения между человеком и окружающей средой (Englund: 2016).
В настоящее время эмоциональность, характерная для студенческой молодежи как определенной возрастной и социальной группы, все еще относится к малоизученным областям психологических знаний.
В то же время студенческий возраст как этап развития личности является сенситивным периодом для раскрытия основного социогенного потенциала личности, важнейшей составляющей которого являются эмоциональные отношения (Моросанова, Сагиев: 1994). Этот этап развития характеризуется максимальным включением индивидов в различные сферы социальных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех человеческих ресурсов и определяет высокие требования к их эмоциональной сфере (Багаи, Раванд: 2016; Хансен, Джеймс: 2016; Зотова, Кряжева: 1979).
Учащегося как человека определенного возраста и как личность можно охарактеризовать по следующим трем аспектам:
- 1. Психологический, представляющий собой единство психических процессов, состояний и свойств личности. Важнейшим ее элементом являются психические свойства (ориентация, темперамент, характер, умения), определяющие течение психических процессов, возникновение психических состояний и проявление психических структур. При анализе конкретного учащегося необходимо учитывать особенности данной личности, их психические процессы и состояния;
- 2. социальный, который воплощает в себе социальные отношения и качества, обусловленные принадлежностью учащегося к той или иной социальной группе, национальности и т. д.;
- 3. Биологический, который включает в себя тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, цвет кожи, глаз и др. Этот аспект в большей степени предопределен генетическим фоном и врожденным потенциалом но в определенной степени меняется под влиянием условий жизни (Fernández, Delgado: 2016).
Рассмотрим эмоциональную сферу человека, которая представляет широкий спектр переживаний и чувств. Эмоциональная сфера выполняет следующие функции: стимулирующую, регулирующую, оценочную, а также функцию восполнения дефицита информации.
Эмоциональная сфера личности состоит из эмоциональных переживаний и чувств.
Следует отметить, что переживания — это оценка удовлетворения потребностей индивида, а чувства — это оценка способности конкретного объекта удовлетворять данную потребность любого индивида (Suarez-Balcazar: 2014).
Эмоциональная сфера обнаруживает особенно разительные различия между людьми. Специфика личности, характера, интеллекта, интересов, отношения к другим людям проявляется через эмоции и чувства. Основные различия в эмоциональной сфере человека представлены различными чувствами, их направленностью на те или иные объекты и выражаемыми ими человеческими установками. Являясь формой непосредственных переживаний, чувства выражают все установки человека, в том числе мировоззренческие и мировоззренческие установки, а также отношения к миру и, прежде всего, к другим людям. На эмоциональную жизнь человека влияют темперамент, индивидуальные стереотипы эмоционального реагирования на те или иные ситуации и общая эмоциональная направленность. Таким образом, люди оказываются на пересечении многих типологий (Ковальчикова: 2015).
Важной особенностью эмоций и переживаний является их динамика, т. е. легкость и быстрота эмоционального процесса, его интенсивность и устойчивость. В зависимости от этих свойств различают четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Считается, что для разных темпераментов характерна различная склонность к определенным переживаниям и неодинаковая степень активности, импульсивности, устойчивости сложившихся эмоциональных отношений. Некоторые люди более внутренние, в то время как другие внешние. Эмоции могут быть более или менее выражены посредством жестов, мимики, голоса и т. д. (Poldrack et al.: 2016).
Неотъемлемой частью подготовки к экзамену является психологическая подготовка. Психологическая настройка – это процесс создания, поддержания и восстановления психической готовности студента к сдаче экзамена и получению высшей оценки. Состояние психической готовности создается совместными усилиями и активной деятельностью преподавателей и студентов.
С психолого-педагогической точки зрения это вопросы определения задач, средств, методов и приемов обучения, а также организация психологической подготовки к экзаменам. Для эффективного решения этих вопросов преподаватели и студенты должны понимать психологическую природу рассматриваемых явлений. Состояние психической готовности к экзаменам формируется за счет целенаправленной организации сознания и действий студента исходя из ожидаемых условий предстоящего экзамена. Организация сознания студента направлена на воссоздание таких условий будущего экзамена, которые вызывали бы положительное отношение к нему. Мы считаем, что подготовка к экзамену должна осуществляться в соответствии с принципом «должен – могу – хочу», который характеризует рациональную, нравственно-эмоциональную основу сформированного отношения к экзамену. Он развивает соответствующее состояние полной умственной готовности. Эти шаги предпринимаются в реальных условиях подготовки к экзамену и воплощаются в конкретных действиях студентов и преподавателей (Ahnert et al., 2012; Maclellan: 2016).
У студентов формируются и развиваются состояния, которые классифицируются как состояния нервно-психического напряжения, при жестких временных рамках выполнения заданных заданий, при сложной адаптации к условиям обучения, при эмоциональном и интеллектуальном напряжении при получении зачетов и сдаче экзаменов, в случае ожидания низких оценок на экзаменах, в случае гипермотивации, а также в случае преобладания негативных психических состояний (фрустрированность, агрессивность, тревожность или ригидность), обусловленных чертами личности.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В эксперименте приняли участие студенты 1 курса специальности «Психолого-педагогическое образование» Северо-Кавказского федерального университета.
Формирующий эксперимент, направленный на анализ психоэмоционального состояния первокурсников во время выпускных экзаменов и снижение уровня стресса.
В его задачи входило:
Провести диагностическое исследование и определить текущий уровень стресса, выраженность нервно-психического напряжения и тревоги;
Для определения уровня напряжения и стресса;
Тестировать новую программу снятия стресса у студентов во время выпускных экзаменов; Дать конкретные рекомендации по борьбе со стрессом.
Участниками эксперимента были две группы студентов первого курса Северо-Кавказского федерального университета (всего 40 человек).
Двадцать студентов в контрольной и экспериментальной группах.
Мы использовали следующие методы:
- 1. Опросник, разработанный Т. А. Иванченко, М.А. Иванченко, Т.П. Иванченко «Перечисление симптомов стресса». Данная методика помогает выявить симптомы стресса, самостоятельно оценить их частоту и степень своей подверженности негативным последствиям стресса;
- 2. Шкала манифестной тревожности Тейлора (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина). Этот метод использовался для измерения уровня тревожности;
- 3. Ю.В. Комплексная оценка стрессовых проявлений Щербатых.
Первая группа респондентов составила контрольную группу, а вторая группа была включена в экспериментальную группу.
При первичном изучении уровня напряженности в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента мы использовали три методики и получили следующие результаты, представленные в табл.1.
Таблица 1. Сводка результатов исследования первого уровня напряжения в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе
Благодаря этим методикам мы определили исходный уровень напряжения и стресса у первокурсников. Из таблицы 1 видно, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе преобладал умеренный уровень напряжения. Этот факт свидетельствует о том, что активность и напряжение тесно связаны, т. е. студенты подвержены стрессу как в положительном (стремление чего-то добиться), так и в отрицательном плане (проблемы, заботы). Эти люди рассматривают жизнь как непрекращающуюся борьбу, которая держит их в постоянном состоянии стресса. Выявленный уровень свидетельствует о выраженном напряжении эмоционально-физиологических систем организма человека как ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать.
Следует отметить, что низкий уровень тревожности был более характерен для контрольной группы. Эти студенты жили спокойно и разумно и успешно справлялись со своими проблемами. Они испытывали не значительный, а скорее умеренный стресс, который можно было компенсировать рациональным использованием времени, периодическим отдыхом и оптимальным выходом из определенной ситуации. Напротив, высокий уровень тревожности в экспериментальной группе свидетельствует о том, что эти студенты пережили сильный стресс. Такой уровень стресса угрожает здоровью человека и может быть преодолен с помощью психолога или психотерапевта.
Основываясь на вышеуказанных результатах, мы решили, что будем тестировать нашу программу по снятию стресса в экспериментальной группе с самым высоким уровнем тревожности.
Для реализации формирующего этапа эксперимента на экспериментальной группе была апробирована программа «Лотос» для снятия стресса во время выпускных экзаменов.
Целью программы было снятие эмоционального напряжения и улучшение психологического здоровья ее участников.
Его задачи были следующими:
Обучить участников эксперимента приемам психологической саморегуляции; Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
Для развития личных качеств и обеспечения душевной гармонии. Мы выбрали групповую форму проведения эксперимента.
Мы протестировали нашу программу «Лотос» на первокурсниках экспериментальной группы, провели вторичное обследование и получили следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Исследование уровня тревожности в экспериментальной группе на заключительном этапе эксперимента
Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Лотос» оказала положительное влияние на студентов экспериментальной группы. Из таблицы 2 видно, что умеренный уровень напряженности преобладал над низким и высоким уровнями. Низкий уровень напряженности преобладал над высоким, что свидетельствует о том, что многие студенты экспериментальной группы научились справляться со своими чувствами.
Сравнительный анализ результатов, полученных в контрольной и опытной группах на констатирующем и завершающем этапах опыта, представлен в таблице 3.
Таблица 3. Сравнительный анализ результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и заключительном этапах
Из таблицы 3 видно, что студенты экспериментальной группы улучшили свои показатели после апробации программы «Лотос». Таким образом, умеренный уровень стресса стал преобладать над высоким, а низкий уровень стресса над умеренным. Студенты контрольной группы не испытали существенных изменений и показали примерно одинаковые результаты на констатирующем и итоговом этапах.
Поэтому наша программа и рекомендации по снятию стресса помогли первокурсникам поработать над собой и в большинстве своем справиться с напряжением и стрессом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При сравнительном анализе полученных данных мы пришли к выводу, что рассматриваемые результаты улучшились после апробации программы «Лотос» в экспериментальной группе.
В целом разработка и реализация вышеуказанной программы снизила уровень напряженности у студентов экспериментальной группы, что положительно сказалось на их морально-психологическом состоянии во время проведения выпускных экзаменов.
В рамках данной статьи рассматриваемым фактором является студенческая среда, а именно условия проведения выпускных экзаменов. Для минимизации стресса выдвигаем общие рекомендации, которым должны следовать студенты для улучшения морально-психологического состояния во время выпускных экзаменов:
- 1. Перечислите все, что вызывает стресс. Это поможет избежать спорных ситуаций. Студенты должны попытаться расслабиться и сформировать психологические модели, связанные со спокойствием.
- 2. Регулярные физические упражнения и занятия спортом для уравновешивания нервной деятельности (дозированная ходьба, бег трусцой, плавание, езда на велосипеде).
- 3. Найдите время для занятий, которые доставляют удовольствие: общение с друзьями, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе.
- 4. Планируйте краткосрочные программы релаксации с использованием любых техник: аутотренинг, медитация, дыхание, физические упражнения.
- 5. Не пытайтесь делать слишком много дел одновременно. Планируйте день и выполняйте задачи в соответствии с их важностью, не делайте все в последний момент.
- 6. Придерживайтесь здорового питания.
- 7. Измените то, что можно изменить, и примите то, что никак нельзя изменить. Нет смысла нервничать из-за того, что невозможно изменить.
- 8. Живите сегодняшним днем и радуйтесь каждому дню.
- 9. Избегайте неприятных людей. Никогда не раздражайтесь, разговаривая с людьми, кем бы они ни были. Принимайте людей такими, какие они есть. Если ученикам приходится общаться с невыносимым человеком, они должны радоваться, что они не такие. Не потейте и улыбайтесь – победа будет за вами.
- 10. Общайтесь с интересными людьми! Не замыкайтесь в себе, общайтесь с неординарными и успешными людьми. Посоветуйтесь с ними, спросите, как бы они решили ту или иную проблему.
- 11. Известный психолог Луиза Хей убеждена, что причиной стресса является страх. Она утверждает: «Стресс — это не внутренняя гармония. Внутренняя гармония — это нахождение в мире с самим собой. Невозможно одновременно испытывать стресс и внутреннюю гармонию. Не позволяйте вещам доставать вас. Когда вы чувствуете стресс, сделайте что-нибудь, чтобы избавиться от страха, чтобы вы могли двигаться по жизни, чувствуя себя в безопасности. Не используйте слово «стресс» в качестве отговорки. много силы. Ничто не властно над тобой» (Hay: 2015).
Таким образом, результаты, полученные на формирующем этапе эксперимента, позволили оценить эффективность разработанной и апробированной программы. Таким образом, цель настоящего исследования считается достигнутой, а гипотеза доказанной.
БИОДАННЫЕ
АХМЕДОВА Эльмира Михайловна: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета. Автор более 70 научных работ. Научные интересы: Педагогическая аксиология, Изучение ценностно-смысловых ориентаций в образовательном пространстве общества по бакалаврским психолого-педагогическим направлениям.
Нина Федоровна ПЕТРОВА: доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии Института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета. Автор более 100 научных работ. Научные интересы: Изучение ценностно-смысловой направленности в образовательном пространстве социума в бакалавриате психолого-педагогического направления.
ПАШИНА Светлана Анатольевна: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Северо-Кавказского федерального университета. Автор более 30 научных работ. Научные интересы: Проектная деятельность как средство формирования социальной компетентности студентов.
Наталья Николаевна УВАРОВА: кандидат педагогических наук, доцент, и.о. ректора Гжельского государственного университета. Научные интересы: профессиональное самоопределение, карьерный рост, инновационные процессы в образовании, качество образования, имидж педагога, психолого-педагогическое обеспечение образования, практическая психология образования.
Геназ С.-Х. ДУДАЕВ: кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Чеченского государственного университета. Научные интересы: История и философия науки.
БИБЛИОГРАФИЯ
АБДРАХМАНОВА Р. Я., БОГДАНОВА А.Х., МУХАМЕТЗЯНОВ Ф.А. (2017). Специфика профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. Интеграция образования, 1, 111-115.
АНЕРТ, Л., ХАРВАРДТ-ХАЙНЕКЕ, Э., КАППЛЕР, Г., ЭКШТЕЙН-МАДРИ, Т., МИЛАЦ, А. (2012). Отношения между учениками и учителями и климат в классе в первом классе: как они связаны с регуляция стресса студентов? Прикрепите Hum Dev., 14 (3), 249-263. DOI: 10.1080/14616734.2012.673277
БАГАЕИ, П., РАВАНД, Х. (2016). Моделирование зависимости от локальных заданий в клозе и заданиях теста на понимание прочитанного с использованием теории отклика тестлета. Psicologica, 37(1), 85-104.
БОРОНИНА Л.Н., Вишневский Ю.Р., ДИДКОВСКАЯ Я.В., МИНЕЕВА С.И. (2001). Адаптацияпервокурсников: проблемы и тенденции. Университетское управление, 4(19), 65-69.
АНГЛУНД, Т. (2016). О нравственном воспитании через совещательное общение. Журнал учебных программ, 48 (1), 58-76. https://doi.org/10.1080/00220272.2015.1051119
ФЕРНАНДЕС, MSB, ДЕЛЬГАДО, Л. М. (2016). Шкала отношения студентов университетов к академическому обучению Escala de actitudes de los estudiantes universitarios hacia las tutorías académicas. Образование XXI, 19(1), 247-266. https://doi.org/10.5944/educxx1.15586
ГУЛАЯ, Н.В. (2013). Психологические особенности развития саморегуляции у студентов с негативными психическими состояниями. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 11(2), 257-263.
ХАНСЕН, Д.Т., ДЖЕЙМС, К. (2016). Важность воспитания демократических привычек в школах: непреходящие уроки демократии и образования. Журнал учебных программ, 48 (1), 94-112. https://doi.org/10.1080/00220272.2015.1051120
АЙ, Л. (2015). Коллекция Essential Louise Hay. Карисбад: Hay House Inc., 544 стр.
ХОЙ, Э. (2007). В работе – Педагогические практики обучения навыкам критического мышления студентов CSET. 37-я ежегодная конференция «Границы в образовании» — Глобальная инженерия: знания без границ, возможности без паспортов, Милуоки, Висконсин, F3C-13-F3C-14. DOI: 10.1109/FIE.2007.4417837
КОВАЛЬЧИКОВА И. (2015). От динамической оценки когнитивных способностей к образовательным вмешательствам: Тенденции в когнитивном образовании. Журнал педагогики, 6(1), 5-21. https://doi.org/10.1515/jped-2015-0001
ЛДОКОВА Г.М., ПАНФИЛОВ А.Н. (2013). Психические состояния студентов в сложных условиях учебной деятельности. Концепт, 51, 1-11.
ЛЕВИТОВ Н.Д. (1967). Фрустрация как один из видов психических состояний. Вопросы психологии, 6, 118-129.
МАКЛЕЛЛАН, Э. (2016). Педагогические агенты: активизация рефлексивной практики с помощью психологических ресурсов самодеятельности. Журнал педагогики, 7(2), 79-96. https://doi.org/10.1515/jped-2016-0012
МОРОСАНОВА В.И., САГИЕВ Р.Р. (1994). Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов. Вопросы психологии, 4, 134-140.
ОРЛОВ А.А., ИСАЕВ Е.И., ФЕДОТЕНКО И.Л., ТУРЕВСКИЙ И.М. (2004). Динамика личностно-профессионального роста студентов педагогических специальностей. Педагогика, 3, 53-60. (2016). Афеноменовое исследование нервной и когнитивной функции. Научные данные, 3(1), 1-12. DOI: 10.1038/sdata.2016.110
СЕЙМУР, Л. (2016). Одно замечание: давайте не будем определять учеников по их результатам тестов. Образование Рядом, 16(1), 84.
ШУСТОВА И.Ю. (2005). Процесс самоопределения старшеклассников. Педагогика, 5, 45-48.
СОН, Дж.Х., КИМ, Х.Е., СОК, Дж.В., СОН, С., ЧОЙ, Д. (2015). Влияние эмоционального возбуждения на межвременное принятие решений: исследование фМРТ. Журнал физиологической антропологии, 34 (1). DOI: 10.1186/s40101-015-0047-5
SUAREZ-BALCAZAR, Y. (2014). Принятие наших принципов и морального компаса. Психосоциальное вмешательство, 23(2), 155-157. https://doi.org/10.1016/j.psi.2014.07.001
ТОППО, Г. (2016). План игры для обучения: новые академические конкурсы, основанные на ранних теориях Коулмана, мотивируют учащихся к достижениям. Образование Next, 16(2), 39-45.
ЗОТОВА О.И., КРЯЖЕВА И.К. (1979). «Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности», в кн.: М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова (ред.), Психологические механизмы регулирования социального поведения. Москва: Наука, 219-232 с.
Как ваше психологическое состояние влияет на травму
Как ваше психологическое состояние влияет на травму
Многие сталкивались или наблюдали за кем-то, кто получил травму, связанную с какой-либо физической активностью. Травма по своей сути представляет собой риск, несмотря на принятие всех необходимых мер предосторожности, особенно при более энергичных физических нагрузках. С помощью научных исследований в этом кратком блоге рассматриваются психологические факторы, реакции и реабилитация после травм.
Contributions
Физические факторы являются основными причинами травм при выполнении деятельности (мышечный дисбаланс, перетренированность, усталость), но психологические факторы также могут играть большую роль. Спортивные психологи Джин Уильямс и Марк Андерсен (Andersen & Williams, 1988; Williams & Andersen, 1998, 2007) разработали модель между стрессом и спортивными травмами.
Когда человек сталкивается со стрессовой ситуацией, его восприятие угрозы может усилить тревожное состояние, способствуя изменению фокуса или внимания и мышечному напряжению, что приводит к повышенному риску получения травмы.
Кроме того, на процесс стресса и вероятность травм влияют личностные факторы, история стрессоров и ресурсы преодоления. Стрессоры могут быть серьезными или незначительными, но исследования показали, что люди с более высоким уровнем жизненного стресса получают больше травм, чем те, у кого меньше стресса в жизни. В частности, исследование показало, что люди с низким уровнем социальной поддержки и мягкими навыками преодоления трудностей подвергаются большему риску получения травм. Личность также играет роль в возникновении травмы. В частности, личностные факторы смягчают отношения между стрессом и травмой. Таким образом, если человек характеризует себя высокой личностной тревожностью, у него может быть повышенный риск по сравнению с тем, у кого низкая личностная тревожность.
Реакции
Очень важно понять эти причины, чтобы повысить осведомленность об эмоциональных реакциях людей и других реакциях, связанных с травмой. Исследователи обнаружили, что физкультурники и спортсмены, получившие травму, часто следуют пятиэтапному процессу реакции на горе. Эти стадии могут, но не всегда, включать:
1. отрицание,
2. гнев,
3. торг,
4. депрессию и 9.0003
5. приемка и реорганизация.
Большинство людей, получивших травму, как правило, демонстрируют три общие категории реакции:
1. Обработка информации, относящейся к травме — Сосредоточение внимания на информации, связанной с болью от травмы, осознанием степени травмы и вопросами о том, как произошла травма, признавая негативные последствия или неудобства.
2. Эмоциональные потрясения и реактивное поведение- Стать эмоционально взволнованным, испытывать неустойчивые эмоции, чувствовать себя эмоционально истощенным, испытывать изоляцию, разобщенность, чувствовать шок, неверие, отрицание и жалость к себе.
3. Позитивный взгляд и преодоление трудностей — Принимает травму и справляется с ней, инициирует позитивные усилия по преодолению трудностей, демонстрирует хорошее отношение и оптимизм, с облегчением ощущая прогресс.
Личные и социальные факторы также будут влиять на скорость и легкость их прогресса, так что каждый человек будет сильно различаться.
Другие важные психологические реакции на травму включают:
1. Потеря личности — Потеряна существенная часть самих себя, что серьезно влияет на самооценку.
2. Страх и тревога — Беспокойство, выздоровеют или повторится травма.
3. Недостаток уверенности — Поскольку они не могут практиковать свой распорядок, они могут потерять веру, что приведет к снижению мотивации, снижению производительности или даже к дополнительным травмам, если они будут чрезмерно компенсировать.
4. Снижение производительности — Снижение достоверности и пропущенное время сеанса, приводящее к снижению производительности после травмы. В результате многим трудно снизить свои ожидания, и они могут рассчитывать вернуться к уровню производительности до травмы.
Стресс влияет на физиологическое восстановление после травмы. Исследователи Cramer Roh and Perna (2000) обнаружили, что высокие уровни депрессии и стресса могут нарушить естественный процесс выздоровления организма. Психологический стресс повышает уровень катехоламинов и глюкокортикоидов, нарушая движение заживающих огромных клеток к месту повреждения, препятствует удалению поврежденной ткани. Это также может уменьшить действие инсулиноподобных гормонов роста, которые жизненно важны в процессе восстановления. Стресс также негативно влияет на качество сна, что может помешать психологическому восстановлению.
Реабилитация
Хотя психологический стресс, личность и эмоции могут способствовать травмам, исследования показали, что эти факторы играют важную роль в восстановлении. Люди, которые развивают и осваивают психологические навыки, с большей вероятностью испытают более легкое и быстрое выздоровление. Необходимо освоить четыре важнейших навыка:
1. Постановка целей
2. Позитивный внутренний диалог
3. Образы или визуализация
4. Обучение релаксации
Также важно научиться справляться с неудачами на пути к выздоровлению. Например, научитесь обсуждать чувства с близкими вам людьми и сохранять позитивный настрой. Социальная поддержка может принимать различные формы и помогать пострадавшему чувствовать себя менее изолированным и вовлеченным. Убедитесь, что у вас есть надежная сеть социальной поддержки. Они будут необходимы на протяжении всего процесса восстановления, но наиболее важны сразу после травмы. Еще один хороший способ помочь пострадавшим справиться с ситуацией — это поучиться у тех, кто пережил подобные неудачи, и прислушаться к их рекомендациям. Учиться у других — отличный способ лучше выздороветь и снизить вероятность того, что это повторится снова или даже усугубит ситуацию.
Резюме
В заключение, психологические факторы влияют на возникновение травмы, реакцию на травму и восстановление после травмы. У травмированных тренирующихся и спортсменов проявляются различные психологические реакции. Психологические навыки облегчают процесс реабилитации. Эта информация может нанести ущерб счастью и удовлетворенности жизнью человека, если у него нет знаний или ресурсов для психологического восстановления после травмы.
Caleb Campbell
Masters in Kinesiology, Certified Personal Trainer — NASM, BCS
References
Andersen, M.B. и Уильямс, Дж. М. (1988). Модель стресса и спортивной травмы: прогнозирование и профилактика. Журнал спортивной и физической психологии, 10, 294–306.