Психологическое восприятие: Психологическое восприятие цвета

Содержание

Восприятие

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.


Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
  • деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит… словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей:

  1. образуемые в пределах одного анализатора;
  2. межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие. Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок личности.

Восприятие времени и движения, пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Восприятие движений — отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия. Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений — так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

Психологическое восприятие цвета

Пример HTML-страницы

Во этой статье мы поговорим о восприятии цвета человеком, особенностях оттенков и способности цвета влиять на эмоции и самочувствие.

Магия цвета

Вы замечали, как при взгляде на картины, выполненные в разных тонах, меняется и их восприятие и собственное внутреннее самоощущение. Цвет воздействует на человека не слабее, а, возможно, даже сильнее, чем более ощущаемые физические явления. Цвет способен не только задать общее настроение от угнетения до безграничного позитива, он способен даже воздействовать на работу организма. Условно воздействие цвета можно разделить на эстетическое, психологическое и физиологическое. Понимая общее воздействие конкретного цвета, можно добиваться верного восприятия идеи, заложенной в вашей картине.

Красный


Красный спектр обладает наибольшей длиной волны из видимого диапазона. Волны красного света способны проникать глубоко под кожу и стимулировать кровяное давление, повышать дыхание, стимулирует мозговую деятельность и даже может повышать аппетит. В тоже время, избыток красного может вызывать утомление и депрессию. Издавна предметы красного цвета используются в народной медицине, а с эстетической точки зрения красный воспринимается как знак повышенного внимания.

Оранжевый 


На переходе от красного к желтому лежит оранжевый цвет. Этот цвет более мягкий, вызывает более спокойную реакцию, но тем не менее так же призван акцентировать внимание. Среди физиологических свойств оранжевого: омолаживающий эффект, увеличение мышечной силы, улучшение кровообращения. Оранжевый, как символ жаркого лета, навевает мысли о теплом песке на пляже.


Желтый


Желтый — самый привычный нам цвет. Цвет Солнца, его видимость наибольшая среди чистых спектральных цветов, а насыщенность — наименьшая. От того утомляемость этого цвета наименьшая. Цвет стимулирует зрение и нервную систему, повышается внимание. Желтому приписывают и множественные лечебные свойства: от очищающего воздействия до лечения бессонницы. По теории цветового зрения Юнга — Гельмгольца, желтый возбуждает одновременно два цветоощущающих аппарата: красный и зеленый, что и обуславливает его благоприятное воздействие. Глядя на картину, выполненную в приятных желтых тонах, появляется чувство эстетического удовлетворения и покоя. В тоже время, сочетание оттенков желтого с другими цветами может наоборот — вызывать чувство напряжения, повышенной концентрации внимания.


Зеленый


Самый приятный глазу цвет — зеленый. Человечество росло в зеленых зарослях девственной природы, важнейшая часть жизни — земледелие — неразрывно связано с зеленым цветом листвы, молодой травы и первых побегов.

Глядя на зеленый цвет, глаза отдыхают, зрение улучшается. В зеленых тонах появляется ощущение безопасности, релакса. Зеленый, в отличие от красного, понижает кровяное давление; зеленый расширяет капилляры, поднимает общий тонус, успокаивает и облегчает мигрени и даже используется в психиатрии. При облучении зеленым светом повышается физическая работоспособность.


Голубой 


Цвет неба, один из самых приятных по восприятию цветов. Успокаивает организм, замедляет пульс и ритм дыхания. Голубой и светлы оттенки синего нравятся абсолютному большинству людей, во много благодаря своему успокаивающему воздействию. Как и зеленый, голубой часто используют в психиатрии, для лечения нервных сильных расстройств. Но, в отличие от красного и зеленого, голубое облучение снижает мускульное напряжение и работоспособность.


Синий


Успокаивая еще сильнее, чем голубой, при переизбытке синий может оказывать угнетающее воздействие. В тоже время, гармонично подобранные синие оттенки способны не только вызвать чувство глубокого умиротворения, но и даже помочь при лечении бессонницы, неврозов, истерии, депрессии, эндокринной сферы, почек, легких, верхних дыхательных путей, глазных заболеваний и много другого.


Фиолетовый


Другой край видимого спектра, самый коротковолновый цвет. Цвет глубокого заката, побуждающий отбросить все свои дела, откинуться в кресле, закрыть глаза и включить легкую музыку. Однако, при передозировке фиолетовый вызывает угнетение нервной системы.

Ссылка на источник

Психология восприятия цвета. Восприятие цветов психология. Физика цвета и психология зрительного восприятия. Физика цвета и психология восприятия. Психология восприятия цвета человеком. Какой цвет что обозначает в психологии восприятия.

 Цвета с точки зрения психологии восприятия. Восприятие цветов. Восприятие цвета. Восприятие цветов ребенком. Восприятие цвета детьми. Развитие восприятия цвета. Восприятие цветов человеком. Восприятие цвета человеком. Восприятие формы и цвета. Тест на восприятие цветов. Тест на восприятие цвета. Восприятие цвета игры. Психология восприятия цвета. Восприятие цветов психология. Зрительное восприятие цвета. Восприятие формы величины цвета. Глаз восприятие цветов. Восприятие глазами цвета.  Приятный цвет для восприятия. Восприятие цвета лета. Особенности восприятия цветов. Особенности восприятия цвета. Разное восприятие цветов. Методики восприятия цвета. Разное восприятие цвета. Зеленый цвет восприятие

Пример HTML-страницы

Психологические закономерности зрительного восприятия символов и эмблем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 1 (16). С. 136-142

Психологические закономерности зрительного восприятия СИМВОЛОВ И ЭМБЛЕМ

И. В. Егоров

В статье представлено использование психологических законов зрительного восприятия в различных гербах городов России. Описаны психологические законы зрительного восприятия. Проведен анализ некоторых знаков, символов с точки зрения описанных законов зрительного восприятия.

Интерес к данной теме появился у нас не случайно. Не так давно, познакомился поближе с людьми, которые увлеченно и с интересом занимаются изучением и созданием различных типов символики, эмблематики. Мне как человеку, профессионально занимающемуся вопросами психологии личности, поведения человека было интересно, как я могу использовать свои знания, опыт профессионального психолога в данной области знания?

Ответ на этот вопрос нашелся внезапно. Как-то за разговором со своими знакомыми о том, как создается эмблема, герб, символ, я спросил, каким критериям должен отвечать хорошо сделанный герб или эмблема. И мне начали перечислять определенные принципы хорошо изготовленного герба.

— А есть ли какой либо психологический принцип? — спросил я.

— Конечно. Это должно нравится другим людям, а не только создателю этой эмблемы или герба. Это должен быть красивый, хорошо воспринимающийся зрительно образ, все детали, цвета, которого гармонично сочетаются друг с другом. И вместе с тем нести определенную информацию через цвета, художественные символы.

— Интуитивное знание о красоте и гармонии в знаке, присутствующее у каждого человека, вот тот психологический принцип, на который ориентируются в создании знаков или символов. Так ведь описаны и изучены психологические закономерности человеческого восприятия, помогающие каждому из нас находить красоту и гармонию в том, что мы видим! Эти законы можно использовать и для описания хорошо сделанного герба или эмблемы, а также для понимания того, что красиво не только для одного человека, а для многих! — вот один из ответов на вопрос о пользе психологических знаний в этой области.

Зрительное восприятие (поскольку в нашей статье речь пойдет именно о зрительном восприятии), относится к фундаментальным, сущностным явле-

ниям психики. К тем «кирпичикам» психической жизни человека, из которых строится человеческое мышление и сознание. Восприятие — это один основных уровней психики у человека, которое позволяет ему и создавать нарисованный образ, и его интерпретировать.

С одной стороны, восприятие всегда создает целостный образ, будь то герб или эмблема, или восприятие у того, кто рассматривает эту эмблему или герб. С другой стороны, восприятие всегда избирательно, то есть смотрящий всегда видит то, что хочет увидеть. Это происходит потому, что человек видит то, что видит, исходя из своих прошлых представлений, исходя из прошлого опыта.

Психологические представления о восприятии, о соотношении целого и частей в изображении были в значительной степени рассмотрены в школе ге-штальтпсихологии.

«Каждый из нас видит только часть, какой-то отрезок мира. Эта часть сама по себе небольшая… мы получили возможность по части понять все целое, предположить что-то о структурном принципе этого целого, причем основные законы не являются законами отдельных частей, но характерными свойствами того, что происходит»1.

Восприятие части зависит от целого, частью которого она является, от того, чем она является на своем определенном месте и со своей определенной функцией, от взаимодействия и взаимозависимости частей, составляющих целое.

Одним из основных достижений гештальтпсихологии была разработка представлений о том, каким образом организм добивается оптимальной организации и равновесия частей, составляющих единое целое. Единое целое, которое составляет герб или эмблема, — это и есть тот хорошо созданный знак, о котором мы говорили. Причем в этом едином, целостном знаке каждая отдельная часть подчинена общему, и наоборот, общность, целостность подчеркивает, выделяет каждую из частей знака. Здесь мы подходим к самому важному принципу в восприятии любого знака или символа. Этот принцип состоит в том, что любой нарисованный или увиденный образ, предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг, по-видимому, имеет врожденную тенденцию структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное — то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается менее структурированным (рис. 1).

Однако вся картина восприятия меняется, перестраивается, как только другой элемент фона (или часть знака) становится, в свою очередь, важным для нас. То есть как только мы начинаем специально рассматривать кусочек кар- Рис 1. Ваза Рубина

1 Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1984. С. 97.

тины, все остальное выступает фоном. Именно это происходит, когда вы внимательно смотрите на рисунок вазы Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает — вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон — в фигуру.

Человек выбирает в каждый данный момент рассматривания образа то, что ему в этом образе интересно и важно. Восприятие приспосабливается к удовлетворению потребностей. Когда интерес в восприятии какой-либо части образа будет удовлетворен, восприятие того, что служило фигурой, может измениться в соответствии со сдвижкой доминирующего интереса.

Части составляют взаимосвязанное целое и не могут рассматриваться изолированно. Человек не воспринимает раздражитель как сумму составляющих, а выделяет из них главное, Ф. Перлз был одним из первых психологов, использовавших гештальт-теорию восприятия на изучение личности. Он полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (целостность, структурно организованную фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон.

Здесь уместно будет отметить о свойстве восприятия, которое связано с индивидуальными различиями, а также с различными состояниями одного и того же человека.

Давно уже известно, что специфические установки наблюдателя или отношения к тому, на что мы смотрим, влияют на выбор объектов, которые мы выбираем для восприятия. Этот феномен более отчетливо проявляется по отношению к тем частям картины или тем предметам, которые мы ищем, или к неопределенным ситуациям, которые мы готовы осмыслить в определенном плане.

Если мы, например, смотрим на какую либо эмблему и ищем в этой эмблеме изображение меча, наша установка найти именно изображение меча (которая включает представление о том, «как выглядит меч»), сильно способствует поиску и может сократить время на поиски в данной эмблеме именно этого изображения. Эмоциональные состояния также могут определять перцептивную готовность (способность к восприятию) или способ восприятия определенных объектов и предметов. Как часто надгробная плита ночью на кладбище принималась за призрак. Так же при сильном страхе мы можем увидеть в изображении льва на эмблеме хищный оскал и блеск живых звериных глаз.

Вторая закономерность, или принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда картинка или предмет, или образ представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться свести, собрать их вое-Рис. 2. Заполнение дино и добавить недостающие части. На рис. 2 вы видите не пробелов группу отдельных линий, а контуры лица.

Объединение (группировка) элементов — это еще один аспект организации восприятия знака. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия (рис. 3).

По принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. На рис. 3а легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.

Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. Например, на рис. 3б цифры и буквы предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк.

Элементы рисунка будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности. На рис. 3в слева мы воспринимаем плоский элемент, пересекающий прямоугольник, а не три не связанных элемента, вроде тех, что изображены рядом. И наконец, форма будет воспринята как «правильная», когда она имеет одну или несколько осей симметрии (рис. 3г).

Таким образом, из различных интерпретаций, которые могли бы быть сделаны относительно серии элементов, наш мозг чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая включает наибольшее число рассмотренных выше принципов.

1 4

2 5

3 6

□ □

□ □

а

б

г

Рис. 3. Объединение (группировка) элементов: а — близость; б — сходство; в — непрерывность; г — симметрия.

Теперь попробуем проанализировать некоторые существующие гербы городов России исходя из вышеперечисленных принципов2.

Прежде всего следует отметить, что большинство гербов России создавалось «без соблюдения строгих геральдических законов, хотя и на основании некоторых неизменяемых правил; значение той или другой фигуры редко символическое, а большей частью свидетельствует о фактическом существовании изображенного предмета в данной области или городе»3. Именно поэтому нами были выбраны гербы городов России, так как в них прослеживается внутренняя интуиция и способность художника, создающего герб, к передаче с одной стороны информации о городе, а с другой в хорошо воспринимаемый художественный образ. И все это на строго ограниченном пространстве «щита» являющейся главнейшей частью герба4. Расположение фигур на этом пространстве также имеет определенное значение, т. е. несет определенную смысловую нагрузку. Но для того чтобы считывать эту смысловую нагрузку, изображенную на гербе, тому, кто рассматривает необходимо видеть законченность, целостность, хорошо выстроенное изображение. Так как «прегнанность» (или хорошая структурированность изображения) позволяет быстро и эффективно считывать информацию, которую нам передают посредством изображений на гербе.

Основной принцип фигуры и фона используется чаще всего. Соблюдается этот принцип, когда герб строго поделен на две части. И эти две части изображены различными цветами или различной штриховкой. Для хорошо воспринимаемого изображения эти части должны быть одинаковыми. Хороший пример, для подтверждения использования этого принципа — герб города Зубцов Тверской губернии5. В выделенных (цветом или штриховкой) двух половинах (частях) «щита» очень часто изображают дополнительные фигуры, несущие дополнительную информацию о городе. Но иногда это изображение бывает перегружено различными рисунками и плохо воспринимается, и с трудом понимается сам смысл герба. Например, герб города Телави, Тифлиса6, где верхняя половина «щита» явно перегружена тремя изображениями. Причем в этих изображениях нет законченности, то есть в них отсутствует какая-либо часть рисунка. Из-за чего и появляется ощущение незаконченности изображения. А когда таких изображений несколько, наш мозг сразу же ищет изображение простое, завершенное и хорошо структурированное. Это виноградная лоза в нижней части герба Телави.

Этот же принцип используется, когда в центре щита изображается определенная фигура, как правило, одна. Это может быть или какое-либо животное

2 Здесь хотелось бы заметить, что мы не берем на себя смелость анализировать символическое значение различных изображений, помещенных на гербах. Хотя мы и отдаем себе отчет в том, что и само изображение и месторасположение, и даже цвет несут определенную информационную нагрузку, исторически сложившуюся в геральдике. В этой статье мы акцентировали свое внимание только на том, как зрительно воспринимается тот или иной герб, в зависимости от соотношения, и месторасположения помещенных на нем изображений.

3Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М. : Экономика, 1991.

4 См. : Там же.

5 Там же. С. 57.

6 Там же. С. 150, 152.

(гербы городов Ростова, Томска)7, или птица (герб города Гробин)8, или предмет (герб города Венев)9. Это изображение сразу же привлекает к себе внимание и начинает играть роль фигуры на окружающем ее фоне который, как правило только подчеркивает различные ее части.

В гербах городов Хвалынска10, Царицына11 очень хорошо используется принцип близости и сходства. Изображения стерлядей на «щите» в нижней его половине и в верхней составлено таким образом, что они образуют две различные группы рыб. Не пять рыб, а именно две группы рыб, как было указано выше, мозгу удобней и проще структурировать, объединять эти изображения в две группы.

Если же говорить о принципе симметрии, то этот принцип используется почти во всех гербах городов. Этот принцип, на наш взгляд, один из основных в построении гербов и эмблем. Он позволяет удобно и в то же время рационально использовать пространство щита, на котором рисует художник. И, с другой стороны, позволяет изучающему герб не потеряться в изображениях, а последовательно переводить взгляд с одной симметрично изображенной фигуры на другую.

Таким образом, наша статья посвящена особым закономерностям, которые существуют у человека при зрительном восприятии знака, герба или символа. Эти психологические закономерности важно учитывать (и они учитываются, только, скорее, чисто интуитивно) и при создании эмблем и символов. Нам бы хотелось, что бы от интуитивного построения знака и символа как хорошо организованной фигуры можно было бы перейти к учету и использованию найденных и описанных в психологии восприятия закономерностей и принципов хорошего образа.

Чем может быть полезна психология в эмблематике, геральдике, символике? В этой статье мы сделали попытку ответить на этот вопрос. Безусловно, после статьи у нас (мы скромно, надеемся, что и у читателей) появилось гораздо больше вопросов, чем ответов. Поиск ответов на вопросы — это путь саморазвития, самосовершенствования личности, позволяющий находить что-то новое в себе, в своем окружении и окружающем нас мире.

Библиография

Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / Сост.

П. П. фон Винклер. Репринтное издание. М., 1990.

Кофка К. Восприятие: введение в гештальт-теорию // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. С. 96—113.

Лукомский В. К., Тигольт Н. А. Русская геральдика. Пг., 1915.

Оллпорт Ф. Х. Феномены восприятия // Хрестоматия по ощущению и восприятию. С. 47-57.

7Анисимов О. С. Указ. соч. С. 129, 153.

8 Там же. С. 43.

9 Там же. С. 27.

10 Там же. С. 161.

11 Там же. С. 164.

Ключевые слова: психология, психология личности, зрительное восприятие, гербы, символика.

Psychological Regularities in Visual Perception of Symbols and Emblems

I. V. Egorov

The paper discusses the employment of psychological laws of visual perception in various coats of arms of Russian cities and gives a description of these laws. The author has carried out an analysis of some signs and symbols from a perspective of the laws of visual perception.

Keywords: psychology, psychology of personality, visual perception, coats of arms, symbols.

Урок по общей психологии «Восприятие»

Цель: студенты должны иметь представления о психическом процессе «восприятие»; уметь применять полученные знания; знать: виды, свойства восприятие и его особенности; расширении знаний по разделу «Самопознание»

(На протяжение урока используются материалы презентации. См. приложение 2)

1 слайд (Используйте музыку предложенного файла (Приложение 1) или любую инструментальную, релаксационную музыку)

— Закройте глаза и вспомните сегодняшнее утро, когда вы впервые переступили порог дома. Что первое вы увидели, услышали, или почувствовали? (идет фронтальный опрос, делятся впечатлениями. Например: увидел снег, почувствовал холодный воздух, услышал лай собаки)

— Все что вы сейчас перечислили — это и есть ваш способ восприятия мира. И мы подошли к теме нашего урока «Восприятие» 2 слайд.

Тему записываем в тетрадь

3 слайд

(идет опрос):

Что? Какой вопрос мы можем задать.

Из названия темы мы можем сформулировать вопрос: Что такое восприятие, и какие виды восприятия существуют?

Где (какой вопрос здесь напрашивается):.. находятся анализаторы восприятия у человека и как они работают?

Когда человеку необходимы знания о восприятии?

— И так мы сформулировали цель нашего урока. Давайте к концу урока попробуем ответить на вопросы: Что? Где? Когда?

— В начале урока вы проговорили, как вы восприняли утро. Что же такое восприятие? Увидев, услышав или почувствовав, этот объект или явление отразили в своих органах восприятия в целом. Например, мы почувствовали запах апельсина и представили в целом апельсин, даже если его не видели. В результате воздействия определенных предметов и явлений (Собака, солнышко, холодный воздух, лай, сигнал машины) на наши органы чувства формируется

предметность восприятия, а каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение, лишь при соотнесении ее с целым. Это говорит о целостности восприятия.

Итак: Попробуйте сами сформулировать, что такое восприятие.

4 слайд

Восприятие — это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии (записываем в тетрадь)

Поэт Леонид Мартынов так написал о чувствах:

Тоньше и тоньше становятся чувства,
Их уж не пять, а шесть,
Но человек уж не хочет иного-
Лучше того, что есть.
Знать о причинах, которые скрыты,
Тайные ведать пути,-
Этому чувству-шестому на смену,
Чувство седьмое расти!

— Чтобы быть в гармонии с миром человек использует все виды восприятия. А какие вы знаете? (зрение, слух, ощущение, обоняние, осязание, и возможно подсознание — ясновидение и т.д.) но у каждого из нас есть ведущий тип восприятия и вы его проговорили — кто-то услышал, кто-то почувствовал, а кто-то увидел.

То есть мы выделили основные виды восприятия:

5 слайд

Аудиалный (слуховой), визуальный (зрительный), кинестетический

(ощущения).

Из названия видов восприятия выделите, где находятся основные анализаторы, то есть, с помощью чего мы воспринимаем.

(Глаз, ухо, руки)

— А как же это происходит?

6 слайд

-Мы что-то увидели. Анализаторы глаза, которые состоят из рецепторов, получают раздражение. В нервных клетках возникает возбуждение, которое передается в соответствующие участки мозга и этот физиологический процесс превращается в психический и человек воспринимает тот или иное явление.

Понятно?

7 слайд

Давайте проверим, как вы это поняли. Расставьте в правильной последовательности, то есть, поставьте в нужном порядке, как происходит процесс восприятия.

Перед вами на экране и на раздаточных листах - задание.

Расставьте в правильной последовательности
1.Раздражение в нервных клетках  
2. Сигналы в участках мозга  
3. Анализаторы  
4. Воздействие  
5. Рецепторы  
6. Возбуждение в мозге  
7. Восприятие  

-Проверяем, показываю правильное решение. 8 слайд

— А как можно узнать какой ведущий тип восприятия у человека без диагностики?

-По его речи, тем словам и оборотам, которые он использует и по его действиям. Попробуйте сами их произнести.

9 слайд

Зрители: Используют следующие выражения - смотри сюда, посмотри на меня, я вижу, я гляжу, наблюдаю, замечаю, взгляни и т.д.речевым

10 слайд

Слушатели: послушай, услышишь, прислушайся, расслышишь, вслушайся, заслушаешься и т.д.

11 слайд

Ощущение: чувствую, ощущаю, сентиментальный, чувствительный, расчувствовался, описание ощущений — твердо, мягко, легкий, жесткий и т. д.

— А какой деятельностью предпочитают заниматься люди с разными видами восприятия?

Зрители: смотрят телевизор, газеты, журналы. Воспринимают информацию — лучше в письменном виде, или когда сами самим напишут (например, конспект)

Слушатели: послушать радио, поговорить по телефону. Воспринимают информацию лекции, личное разъяснение, прослушивание информации.

Ощущение: потрогать что-либо, создать самому. Воспринимают информацию — через схемы, алгоритмы действия, когда сами создают что-либо.

— То есть мы выяснили, что можем по поведению, речи человека, выяснить какой у него ведущий тип восприятия. А зачем нам это надо знать?

(Идет обсуждение)

— Из полученной информации о себе можно выделить информацию как продуктивнее готовиться к экзаменам(зрители — написать конспект, слушатели — записать лекцию на магнитофон и затем прослушать, кинестетик — составить схему или алгоритм ответа)

— В быту — бесконфликтное общение. Например, мама-зритель будет приятно удивлена порядку на вашем столе, папа — кинестетик обрадуется помощи в ремонте, а подружка- слушатель с удовольствием поболтает с вами по телефону.

— А в вашей будущей профессии это может пригодиться?

(Идет обсуждение). Будущие менеджеры по туризму клиентам-слушателям подробно расскажут о путешествии, зрителям покажут буклеты с фотографиями, а кинестетикам дадут подержать в руках сувениры из разных стран. Так ваши клиенты лучше воспримут информацию.

И так. Мы выяснили:

12 слайд

Что такое восприятие (повторяем) это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии.

Где находятся анализаторы восприятия? (глаза, уши, руки)

Когда человеку могут пригодиться эти знания? (бесконфликтное общение, при подготовке к экзаменам, в будущей профессии)

— Одна из самых острых жизненных потребностей человека — потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают мозг человека. И чем ярче у вас восприятие, тем ярче и красочнее у вас жизнь. Присоединяюсь к стихам поэта Солоухина.

Пусть будет все. И горечь тоже.
Приемлю мед, приемлю соль.
От одного меня, о боже,
По милосердию, уволь:
Когда ни вьюги и не меда,
Когда ни ночи и не дня,
Когда ни вкуса и не цвета,
Когда ни льда и не огня!

Желаю и вам яркого насыщенного восприятия жизни!

А чтобы закончить наш урок и подвести итоги предлагаю обраться к японской поэзии.

13 слайд

У японцев есть определенный стиль поэзии, который называется СИНКВЕЙН. Смысл этой поэзии - подведение итогов восприятия чего-либо. Предлагаю, и вам подвести итог урока в стиле синквейн. Стих состоит из 5 строк.

Первая — Название темы — состоит из 1 существительного.

Вторая — Описание темы — 2 прилагательных.

Третья — Описание темы в рамках этой темы — 3 глагола.

Четвертая — фраза или предложение, показывающая ваши чувства и подводящая итоги.

Пятая — позитивное слово, которое ставит точку.

Варианты: 1-восприятие, ощущение, зрители, слушатели, анализаторы

2-проницателное, созерцательное, оглушительное, ощущаемое,

3- вспоминали, представляли, обобщали, сочиняли, рассуждали

4- узнали много нового

5- отлично!

Приложение.

Психология цветов: как ее применять в коммуникации предприятия?

Рост Дата публикации: 04.09.2020

Цвета в нашей повседневной жизни играют очень большую и недооцененную роль. Каждый из нас чувствует осознанные или неосознанные симпатии или, совершенно наоборот, антипатии к определенным цветам, что нами руководит при выборе одежды, предметов интерьера и других продуктов. Симбиоз цветов с ощущениями людей можно успешно применять и в маркетинговой коммуникации. Какие цвета использовать в коммуникации своего бренда и каких лучше избегать?

Цвет имеет значение!

Психология цветов – это подотрасль психологической науки, которая изучает значение цветов в возникновении ощущений у человека. Кроме того, она помогает понимать конкретные причины поступка человека за длительный период, например в формировании связанных с совершением покупок привычек.

Исследования показывают, что в почти 90% случаев на решения и оценки людей влияют цвета. Определенные цвета, которые использованы в дизайне продуктов, в упаковке, в рекламе, а также в бренде и на домашней странице производителя, могут побудить нас приобрести эти продукты и кликнуть на иконку того бренда, который нас привлекает больше всего.

Восприятие цветов не одинаково у всех людей – на него влияет множество факторов, в том числе возраст, место проживания и опыт.

Успешный выбор цветов может помочь профессионалам бренд-менеджмента и маркетинга в восприятии и нынешних, и вероятных клиентов создавать совокупность конкретных эмоций и ассоциаций, то есть желаемый образ бренда. Именно поэтому очень важно осознавать влияние и значение цветов.

Красный цвет – самый интенсивный во всей палитре. Маркетинговые специалисты целенаправленно его используют для привлечения внимания – например, в интернет-магазинах этот цвет часто используют для кнопки «купить» (buy now). Красный ассоциируется с энергией, движением, побуждением, потрясением, спешкой, спонтанностью и страстностью, поэтому хорошо подходит для распродаж. Красный цвет также стимулирует различные физические ощущения, в том числе аппетит, поэтому широко представлен в коммуникации предприятий общественного питания.

  • Красный используют такие популярные бренды, как YouTube, Coca-Cola и местный бренд Laima. Хотя упомянутые бренды представляют предприятия разных категорий и их коммуникация отличается, все они используют этот цвет, чтобы содействовать эмоциям, импульсам и ощущениям: Youtube – чтобы побудить потреблять содержание сайта и просмотреть видео, а Coca-Cola и Laima – чтобы пробуждать аппетит.

Черный цвет в нашем восприятии ассоциируется с авторитетом, властью, стабильностью, интеллигентностью и силой. Черный – самый подходящий для печатного текста, поскольку его легче всего прочитать. Из-за своей вневременной элегантности этот цвет весьма распространен в коммуникации модных брендов. Акцентируя изысканность, бренды нередко выбирают и черно-белые фото для фона домашней страницы. Однако стоит помнить, что чересчур большое использование черного цвета в концентрированном виде или на ограниченной площади, например, на одной упаковке или в одном разделе домашней страницы, может создать угнетающее впечатление, в свою очередь, если черный используется для контраста, он может приумножать эмоции грусти и гнева.

Черный тон для своего бренда выбрали, например, бренд спортивной одежды Nike и модный бренд Chanel, а также излюбленный в Латвии бренд натуральной косметики MÁDARA cosmetics.

Серый символизирует нейтральность, спокойствие, баланс, практичность и солидарность. Как и в случае черного цвета, чересчур большая концентрация серых тонов может увеличивать нежелательные ощущения – грусть, чувство незначительности и утраты, депрессию. В психологии цветов серый символизирует компромисс – он между белым и черным, ни светлый, ни темный. При приближении серого тона в цветовой шкале к черному вызванные им ассоциации становятся все драматичнее. Однако в целом серая тональность нейтральна – если другие цвета могут ассоциироваться с конкретными яркими эмоциями, то серый таковых не вызывает, оставаясь интровертным и сдержанным.

  • Этот цвет используют такие бренды, как технологический гигант Apple, онлайн-энциклопедия Wikipedia и автопроизводитель Honda.

Зеленый цвет у людей в основном ассоциируется с природой – с травой, лесом, листвой деревьев. Он воздействует подобно природе – успокаивает, расслабляет и дает отдых, поэтому его широко используют в дизайне дружественных к природе и устойчивых продуктов и в коммуникации охраны природы.

Этот цвет, возможно, достиг вершины в контексте маркетинговой психологии цветов, поскольку почти требует, чтобы его в своем бренд-менеджменте и маркетинге продуктов использовали все дружественные к природе и выпускающие экопродукцию производители. Поэтому обозначение «зеленый бренд» чаще всего относится не только к представленным брендом ценностям, но и к его дизайну.

  • В коммуникации своего бренда этот цвет выбрали такие заметные игроки в своих сферах, как научно-популярный телевизионный канал Animal Planet, приложение WhatsApp, Latvijas Zaļais punkts.

Этот цвет вызывает очень разнообразную гамму ассоциаций – начиная со светло-голубых тонов, которые связаны с прозрачным небом, свежим воздухом и детскими игрушками, до темно-синих, которые символизируют лидерство, опыт, знания и надежность. В зависимости от контекста и ощущений воспринимающего синий цвет в окружающую среду привносит ощущение покоя, гармонии, деловитости и безопасности, но его излишек может вызвать и грусть и создать впечатление холода.

  • Синий цвет весьма почитаем в коммуникации различных технологических предприятий – разные тона синего выбрали гиганты соцсетей Facebook и Twitter, автопроизводитель Volkswagen, предприятие электроники HP и технологическое предприятие IBM.

Желтый цвет преимущественно ассоциируется с солнцем, радостью и оптимизмом. В маркетинговой коммуникации он воплощает бодрость, жизнерадостность, тепло, игривость, открытость к коммуникации и любознательность. Как определяющий или акцентирующий цвет он очень полезен для привлечения внимания – например, в коммуникационных материалах, при начале разговора с клиентом.

  • Желтые тона ассоциируются со спелыми фруктами, вкусной едой и хорошо проведенным временем, поэтому в своем маркетинге его широко используют и предприятия общественного питания, например McDonalds и SubWay.

Важно помнить, что психологическое восприятие цветов в разных странах и регионах мира может существенно различаться. Так, например, белый в западной культуре символизирует чистоту, ясность и спокойствие и чаще всего ассоциируется со свадьбами и медицинскими учреждениями. Напротив, в восточных культурах белый цвет символизирует смерть и печаль, поэтому часто используется на похоронах и в других траурных ритуалах.

В основном белый цвет в людях вызывает ассоциации с чистотой и безопасностью. Он широко используется почти во всех коммуникационных направлениях как фон или рамка для выделения названия бренда на цветном фоне, а также как акцент для контраста и равновесия, поскольку материалы без присутствия белого цвета любого тона могут привести к подавленному ощущению.

Не забудьте и про дальтоников

Примерно 8% мужчин и 0,5% женщин в мире живут с патологией зрения, называемой дальтонизмом, поэтому не могут различать такие цвета, как красный, синий, зеленый, а в некоторых случаях – и желтый. Рекомендуется это иметь в виду, например, при формировании сочетания цветов на домашней странице своего предприятия, в записях в Facebook или в электронных письмах. Чаще всего дальтонизм влияет на восприятие именно красного тона. Если этим цветом вы хотите привлечь особое внимание или предупредить, то не забудьте добавить и поясняющую информацию для тех, кто не воспринимает цвета.

С нужной палитрой навстречу целям

Мудро подобранная палитра цветов может выделить ваш бренд среди конкурентов как на полке магазина, так и в коммуникации в социальных медиа и в интернете.

Исследования показали, что наш мозг отдает предпочтение хорошо распознаваемым брендам и выбранной ими палитре цветов, что делает выбор цветов очень значимым аспектом при создании или обновлении идентичности бренда.

На латвийский рынок ежегодно входят тысячи новых предприятий, поэтому идентичность и узнаваемость бренда имеют все большее значение. Так что стоит убедиться, воплощают ли цвета вашего бренда месседж, которым хотите поделиться, и обращаются ли они к желаемой целевой аудитории!

Психология восприятия

Определение 1

Восприятие — это психический процесс формирования субъективного целостного образа предмета либо явления, воздействующего в данный момент на органы чувств.

Особенности восприятия

В ходе познавательной деятельности индивид редко имеет дело с отдельным свойством предмета (явления). Как правило, предмет выступает в системе различных свойств (элементов). Такие свойства, как цвет, форма, размер, издаваемый звук, запах, вес, способны одновременно вызывать разные ощущения, которые находятся друг с другом в тесной связи.

На основе взаимной зависимости и связи ощущений происходит процесс восприятия. Формы отражения, представленные ощущением и восприятием, являются звеньями единого процесса чувственного познания. Когда ощущения начинают отражать некоторые свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие предоставляет их целостный образ. Это отличает его от комплекса ощущений (предметность).

Для восприятия характерно существование разнообразных ощущений. Кроме того, оно в целом невозможно без ощущений, но его нельзя свести к их совокупности. Это не относится к ощущениям, которые включают прошлый опыт индивида в виде представления и знания.

Процесс восприятия напрямую связан со следующими психическими процессами:

  • Мышление (человек осознает, что перед ним находится),
  • Речь (человек обозначает предмет словами),
  • Память,
  • Внимание,
  • Воля, с помощью которой организуется процесс восприятия (направляется через мотивацию и обладает аффективно-эмоциональной окраской).

В человеческой жизни восприятие играет огромную роль, поскольку оно представляет собой основу ориентации в окружающем мире и обществе. Восприятие является необходимым элементом общественных отношений.

Физиологическая основа восприятия

Для восприятия не существует специальных органов, поскольку материал для него дается анализаторами. При этом первичный анализ, осуществляемый с помощью рецепторов, дополняет сложная аналитико-синтетическая деятельность мозговых концов анализатора.

Любые объекты внешнего мира выступают в качестве сложных комплексных раздражителей (например, для лимона характерен свой размер, цвет, вкус, величина, температура, запах). Основой восприятия являются сложные системы нервных связей, возникающих между соответствующими анализаторами. Говорят, что физиологическая основа восприятия представлена комплексной работой анализаторов.

В составе восприятия ученые рассматривают 2 подструктуры: виды и свойства. В состав свойств восприятия необходимо включить:

  • Избирательность,
  • Предметность,
  • Апперцепцию,
  • Целостный характер,
  • Структурность,
  • Постоянство,
  • Осмысленность.

Предметы и явления окружающей действительности способны действовать на людей в таком многообразии, что они уже не могут воспринять их все с достаточной степенью ясности, реагируя на всю совокупность одновременно. Из большого числа воздействующих предметов максимально отчетливо и осознанно человек воспринимает только немногие из них.

Преимущественное рассмотрение одних объектов в отношении и сравнении с другими отражает избирательность восприятия. То, что располагается в центре внимания в ходе восприятия, представляет собой его предмет. Все остальное считается второстепенным и называется фон восприятия.

Объекты очень динамичны, поскольку то, что являлось сначала предметом восприятия, по завершению сливается с фоном. Напротив, определенная часть фона может начать быть предметом восприятия. Это имеет большое значение на практике, например, когда необходимо выделять предмет из фона (использование яркой окраски). Если нужно затруднить выявление объекта (например, растворить его в фоне), то в некоторых сферах профессиональной деятельности применяют камуфляж, маскировочные костюмы, сетки с веточками, серебряный цвет (самолет, цистерна с топливом).

Свойства восприятия

Избирательность восприятия определяют потребности личности, интересы, установки, личностные качества человека. Предметность восприятия представлена отнесенностью его к внешним объектам. Люди воспринимают объекты не только в качестве системы признаков, но и производят оценку как определенного предмета. В этом случае они не ограничиваются установкой индивидуальных особенностей, а всегда относят к соответствующей категории (например, к овальным, зеленым, пахучим, безвкусным, водянистым относят огурец или овощ).

Иногда узнавание происходит не сразу. Человек должен всмотреться, вслушаться, приблизиться к объекту для того, чтобы получить новую информацию. Узнавание бывает неспецифическим, когда индивид определяет лишь род предмета (дом, машина, человек). Они могут быть и специфическим (машина друга, учитель истории).

Структурность восприятия состоит в том, что оно является не просто суммой ощущений. Оно отражает взаимоотношения разных свойств и элементов предмета, то есть их структуру. Каждый элемент, включенный в образ восприятия, способен приобретать роль только в случае соотнесения с целым (определяется им). Например, при прослушивании музыки, человек воспринимает не отдельные звуки, а целую мелодию.

Психика — это субъективный образ объективного мира. Каждый человек воспринимает одну и ту же информацию по-разному. Это происходит в зависимости от того, какими особенностями обладает воспринимающая личность (направленность, взгляды, убеждения, интересы, потребности, способности, переживаемые чувства и др.). Зависимость восприятия от психической жизни, прошлого опыта, особенностей личности называется апперцепция. Она способна придавать восприятию активный характер.

Константность является относительным постоянством воспринимаемой величины, цвета и формы предметов в случае изменения ракурса, расстояния и освещенности. В качестве ее источника выступает активность системы анализаторов, которые обеспечивают акт восприятия. Восприятие объектов при наличии разных условий дает возможность определить относительно постоянный инвариантный состав объекта.

Что такое восприятие? – Общая психология

Перейти к содержанию

Ощущение и восприятие

Цели обучения

  • Обсудить роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется .

Посмотрите на фигуру на рис. 1 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 1 . Что это за образ? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 2 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 3 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы входите на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но 9Восприятие 0034 может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка, когда вся семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Внимание и восприятие

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Смотреть

Убедитесь сами, как работает слепота по невнимательности, посмотрев этот тест на избирательное внимание от Simons and Chabris (1999):

Вы можете просмотреть стенограмму «теста на избирательное внимание» здесь (откроется в новом окне).

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, произошла в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (1999). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется 9.0015 .

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (рис. 4) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Узнайте больше о невнимательной слепоте на сайте проекта Noba.

Рисунок 4 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивации, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0021 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера (рис. 5): линии кажутся разной длины, но на самом деле они имеют одинаковую длину.

Рисунок 5 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Смотреть

Рассмотрите различия между ощущением и восприятием в этом видео CrashCourse Psychology: