Психологическое время связано с времени индивидом: Психологическое (перцептуальное) время связано с __________________ времени индивидом.

3.3.Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия

Психологическое время

Речь пойдет о субъективном восприятии продолжительности и содержания временных отрезков. Когда мы говорим о психологическом времени, то нас интересует не физическая продолжительность времени, измеряемая в секундах, минутах, часах, сутках и т.п., а то, как осознается индивидом продолжительность того или иного события, как он оценивает и воспринимает время своей жизни.

Поэтому психологическое время имеет свои особенности, отличные от особенностей астрономического времени:

  • Каждый человек является носителем своего собственного психологического времени, которое обладает способностью перестановки событий его жизни во времени.

  • Психологическое время включает в себя различные события жизни в зависимости от того, как оценивает человек их одновременность, последовательность, длительность, скорость протекания, а также их принадлежность к настоящему, прошлому и будущему.

  • С помощью психологического времени человек имеет возможность управлять будущим через настоящее. Причем чем дальше отстоит будущее от настоящего, тем легче им управлять. С помощью психологического времени можно управлять также и прошлым через ощущение своего будущего.

Психологическое время имеет 2 основных объяснения.

  1. Биологический подход базируется на циклической природе многих физиологических процессов, происходящих в организме, к числу которых принадлежат изменения температуры тела и процессы, лежащие в основе обмена веществ.

Основной тезис биологического подхода: внутренние биологические часы контролируют и обменные процессы, и восприятие времени.

Так, увеличение температуры тела ускоряет протекающие в организме процессы, и человеку кажется, что время идет быстрее, т.е. имеет место переоценка течения времени.

Мозг имеет некие биологические часы, регулирующие скорость протекания в организме процессов обмена веществ, что влияет на восприятие течения времени. Из этого следует, что понижение температуры оказывает противоположный эффект, т.е. недооценку течения времени.

Аналогичным образом на восприятие времени действуют лекарственные препараты: те из них, которые ускоряют обменные процессы в организме (амфетамины, кофеин), приводят к переоценке течения времени (т.е. человеку кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле), а препараты, замедляющие обменные процессы (фенобарбитал, успокоительные средства), оказывают противоположное действие.

  1. Когнитивный подход к восприятию времени

    , согласно которому восприятие времени является результатом познавательной активности, а именно:

  • памяти:

  1. чем больше объем сохраняемой информации о событии, тем более продолжительным кажется данный промежуток времени;

  2. чем лучше сохранена информация в памяти, тем более продолжительным воспринимается время;

  3. восприятие времени зависит от того, какими эмоциями окрашена запоминаемая информация: неприятные события воспринимаются как более быстротечные. Всем известно, что по прошествии времени кажется, будто приятные или интересные события длились дольше, чем это было на самом деле. Причина этого в том, что приятные эпизоды лучше запоминаются;

  4. эффект Зейгарник: незавершенная работа сохраняется в памяти лучше, нежели завершенная, поэтому затраченный на нее период времени воспринимается как более продолжительный.

  • внимания: восприятие времени зависит от того, сколько внимания уделяет человек самому течению времени: чем больше он обращает внимания на время, тем медленнее оно течет; напротив, если работа трудна или интересна, оно пролетает незаметно.

Так, когда человек стоит в очереди или занят выполнением рутинных, нагоняющих тоску операций, время ему кажется медленным. Здесь применимо крылатое выражение: «Вода в котле, за которым наблюдают, никогда не закипает». Когда же мы живем богатой и интересной жизнью, когда мы отдаем чему-либо свою душу и свое сердце, тогда нам кажется минутами то время, что на самом деле составляет час.

Здесь применимо крылатое выражение: «Счастливые часов не наблюдают».

Старение организма и восприятие времени: с возрастом время словно ускоряет свой бег. Причина в том, что мы воспринимаем течение продолжительных временных отрезков, таких, например, как промежутки между днями рождения или праздниками, относительно всей прожитой нами жизни. Другими словами, при восприятии определенного промежутка времени собственный возраст человека служит для него некой шкалой сравнения. Например, для 4-летнего ребенка год – это 25% его жизни, а вот для 60-летнего человека год – это незначительная часть прожитой им жизни (1/60 или менее 2%).

На подобное восприятие времени влияют многие физиологические процессы, происходящие в стареющем организме. Так, например, с возрастом снижается содержание в организме гормона допамина. Последствия этого снижения становятся наиболее заметными к 50 годам, а именно в этом возрасте большинство людей начинают осознавать быстрый бег времени.

Восприятие времени и величина окружающего пространства.

Пространство и время в сознании человека связаны между собой и являются психологическими проявлениями одного и того же феномена: восприятие времени человеком зависит от размеров объектов, с которыми он взаимодействует. Человеку кажется, что прошло больше времени, чем на самом деле, если воспринимаемая им внешняя среда сжата: чем меньше размер визуальной среды, тем более растянутым оказывается психологическое время по сравнению с реальным временем. Итак, размер окружающего пространства (гостиная, купе вагона и т.п.) влияет на восприятие продолжительности временных отрезков. Это обстоятельство необходимо учитывать при проектировании не только жилых домов, но и архитектурной среды.

Психологическое пространство – это своеобразная ментальная карта реальности, т.е. система субъективных ориентиров, с помощью которых человек определяет свое место и значение среди других явлений бытия. Характеристики психологического пространства существенно отличаются от свойств физического. Каковы же признаки психологического пространства?

Психологическое пространство представляет собой систему отношений типа «центр – периферия» (фигура – фон), т.е. имеет свойство центральности. Согласно этому свойству, в каждом событии существует свой доминантный центр, им может быть:

  1. какая-то вещь, имеющая особое значение для человека (например, русская печь в избе или телевизор в квартире современного горожанина;

  2. преподаватель, читающий лекцию в аудитории, или сокурсница, которой вы симпатизируете;

  3. сам человек, его близкие, а также значимые и авторитетные для него люди.

Картина мира, создаваемая психологическим пространством, имеет определенную асимметрию, что отличает ее от симметричных в своей основе моделей физического пространства. Психологическая асимметрия проявляется в том, что всему правому или вышестоящему придается большее значение, потому что связано с актуализацией положительных эмоций, чем левому и низкому.

Обратите внимание: психологически не безразлично, где находится человек, с которым вы общаетесь: справа или слева, выше или ниже.

  • Так, чем выше статус руководителя, тем выше и больших размеров кажется его кресло; если вы будете выше партнера в пространстве, то ваша позиция будет восприниматься как более сильная.

  • Или еще пример, касающийся пространственного расположения за столом деловых переговоров. Лучше сесть под углом со своими партнерами: чем острее между вами угол, тем легче договориться. Традиционно в ходе переговоров представители двух сторон сидят лицом друг к другу, чаще всего на противоположных сторонах стола. Но подобная симметрия максимально усиливает противоборство, а расположение под углом, хотя и асимметрично, но является условием сотрудничества, так как психологически более комфортно.

Психологическое пространство – это не физическое пространство, однако оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. То пространство, в котором мы живем, является психологически обозначенным и сконструированным. Иллюстрацию этого легко найти в районе, где живут очень состоятельные люди: здесь величина земельного участка возле дома, высота и архитектура здания, число комнат и т.д. есть не что иное, как пространственные характеристики социального положения жителей этого района; то же самое можно наблюдать и в отношении человеческого тела: движения, позы и положения в пространстве (вспомните, как держат себя начальник и подчиненный, хозяин и гость, победитель и побежденный и т.п.) указывают на социальный статус и ролевые позиции людей.

Время психологическое — определение термина

Термин и определение

субъективно переживаемое или субъективно воспринимаемое человеком время; внутреннее чувство, ощущение времени, его хода, продолжительности и динамики (изменения)

Научные статьи на тему «Время психологическое»

Во время проведения допроса значительную роль имеет установление психологической связи между следователем.

..
Допрос, особенно во время конфликта, несет колоссальное психологическое напряжение и концентрацию….
Установление психологического контакта В психологии допроса эта стадия, во время установления контакта…
Основной этап Во время основной стадии используются психологические приемы ведения допроса….
Замечание 1 Во время этого этапа составляют психологический портрет.

Статья от экспертов

Представлены аргументы, подтверждающие роль психологического времени в здоровье личности. Обсуждается понимание времени как организующего фактора, определяющего для человека целостность его жизненного процесса, динамическое единство прошлого, настоящего и будущего. Рассмотрено современное состояние проблемы организации психологического времени у здоровых лиц и лиц с психосоматическими расстройствами. Выделены особенности психологического времени у лиц с разными психосоматическими заболеваниям. ..

Научный журнал

Creative Commons

Психологические подходы к сущности языка Психологический подход к языку сформировался в языкознании XIX…
: Социально-психологическое, видевшее в языке выражение социально-психологического содержания….
По их мнению, язык связан с психологией народа, но в то же время его нельзя отождествлять с категориями…
представлений индивидов, живущих в одно время в одной этнической и социальной среде….
В то же время слушающий, который воспринимает это сообщение, имеет собственные коммуникативные ожидания

Статья от экспертов

Обоснование. Особенности психологического времени рассматриваются как один из факторов самоэффективности личности. Убежденность в эффективности собственных действий является показателем потенциальной успешности человека. Внимание акцентируется на различных параметрах психологического времени, обеспечивающих высокую предметную и межличностную самоэффективность личности. Цель. Выявить взаимосвязь самоэффективности личности и компонентов психологического времени, включающих особенности временной…

Научный журнал

Creative Commons

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  • 📝 Напиши термин
  • ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  • 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных карточек

Психологическое время формирует наши воспоминания

Ты помнишь, когда в последний раз звонила твоя мама? Что-то в этом роде, наверное — нам часто сложно сказать точное время, когда произошло событие в прошлом. Джейкоб Беллмунд и Кристиан Доллер из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка хотели выяснить, как именно наш мозг оценивает такое время. Теперь они опубликовали свои результаты в журнале Nature Communications, показывая, что психологически сконструированное время формирует наши воспоминания.

Первый автор исследования, Джейкоб Беллмунд, объясняет: «При оценке приблизительного времени звонка мы руководствуемся различными фрагментами информации, которые мы комбинируем. Например, в ночь звонка я смотрел игру Лиги чемпионов. Он начался в 9 часов вечера, и я смотрел его около часа. После игры я сразу легла спать. Так что, скорее всего, я разговаривал с мамой по телефону в перерыве между таймами. На психологическом уровне это один из аспектов, который мы более внимательно рассмотрели в исследовании». Исследователи знали из более раннего исследования, что события, которые происходят близко друг к другу во времени, также сохраняются в мозгу аналогичным образом. Но использует ли мозг своего рода «внутренние часы» для оценки этих времен или это психологический эффект?

Чтобы выяснить это, участникам исследования показали последовательность скриншотов из онлайн-игры «The Sims». На скриншотах показаны события, происходящие в повседневной жизни независимо от времени, такие как открытие холодильника, уборка или игра в настольный футбол. Участники выучили четыре разные последовательности, каждая из которых состоит из пяти событий и каждая представляет собой день из жизни семьи. Затем их задача состояла в том, чтобы оценить, когда могло произойти соответствующее событие. Другими словами, попытаться определить точное время суток, если это возможно. Для каждой последовательности ученые также запрограммировали «скрытые» часы на каждый день, которые имитировали прошедшее время в фоновом режиме. Иногда эти часы показывали участникам, как в повседневной жизни можно было «посмотреть на часы», чтобы ориентироваться во времени. Чтобы выполнить задание, участники должны были считать, сколько времени прошло между каждым событием и их «взглядом на часы». Ученые назвали это «виртуальным временем», которое, по их мнению, мы используем в качестве ориентира при оценке того, когда произошли события.

Затем часы, отображаемые участникам, манипулировались, заставляя «виртуальное время» иногда идти быстрее, а иногда медленнее. «В среднем участники завышали оценку всего на один час. Статистически мы смогли показать, что именно виртуальное время объясняет эту ошибку оценки. Таким образом, это психологически сконструированное время формирует наши воспоминания, а не время, которое на самом деле проходит», — резюмирует Беллмунд. Участники эксперимента лежали в МРТ-сканере. памяти, с точки зрения того, как были представлены заученные образы.Паттерны активности в гиппокампе также отражали психологически сконструированное время между двумя событиями.

«Используя паттерны активности в этой области, мы также увидели, что события из разных последовательностей, которые были близки друг к другу во времени, на самом деле хранятся более похоже, чем события, которые были далеко друг от друга. Таким образом, наш мозг упорядочивает разные воспоминания на одном и том же timeline.», — говорит Джейкоб Беллмунд. Так мозг учится очень эффективно. Но у этого обобщения есть и подводные камни, как продолжает ученый: «Оно также может привести к смешению отдельных воспоминаний. Например, если я знаю, что обычно всегда на работе около девяти часов, это естественным образом влияет на моя оценка для любого конкретного дня. Таким образом, это может привести к предвзятости в памяти. Может быть, я на самом деле был в офисе немного позже в тот день, но мой мозг обобщает до «девяти часов»». Или возьмем наш футбольный матч с самого начала, возможно, игра не началась вовремя, потому что были проблемы с контролем билетов, как в этом году на финале Лиги чемпионов. «Одним из наиболее важных выводов нашего исследования является то, что наши структурные знания, по-видимому, искажают нашу оценку конкретного времени событий», — резюмирует Кристиан Доллер, директор Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка.

При таких заболеваниях, как, например, болезнь Альцгеймера, это «разделение» отдельных запоминаемых последовательностей уже не работает так хорошо, и смешивание воспоминаний может увеличиться. По этой причине исследовательская группа Доллера хотела бы в будущем более внимательно изучить временную память у пациентов с болезнью Альцгеймера.

Время часов против психологического времени

„Время — это то, что удерживает свет от нас. Нет большего препятствия для Бога, чем время: и не только время, но и временные явления, не только временные вещи, но и временные привязанности, не только временные привязанности, но и самый запах и запах времени».0018 – Мейстер Экхарт

Наша повседневная жизнь полна времени. Нас окружает время от пробуждения утром до проверки будильника вечером. На работе есть встречи и поджимающие сроки. Новости приходят каждый час. При таком разделении нашего ментального внимания всегда есть возможность застрять во времени. Тогда мы отвлекаемся от настоящего момента и теряем себя, думая во времени.

Но быть полностью в настоящем моменте (или, как Экхарт Толле называет его «Сейчас») — это ключ к духовному пробуждению или, по меньшей мере, к более счастливой и свободной жизни. Итак, как мы можем сбалансировать тот факт, что нам приходится так часто использовать время, и при этом оставаться в настоящем?

Использование часов

Любое использование часов в практических и полезных целях абсолютно необходимо и полезно. Это включает в себя почти все действия, требующие времени, такие как встречи, расписания и т. д. Даже цели с крайним сроком находятся в области часового времени. Если мы посмотрим на это внимательно, если мы хотим создать что-то до определенной даты, мы устанавливаем крайний срок, чтобы все, что мы делаем, было готово к этому времени. Мы создаем план, чтобы уложиться в срок, а затем выполняем его. Может быть, нам придется изменить крайний срок, но использование времени здесь не проблема. Это означает, что мы можем полностью присутствовать — сосредоточить свое внимание на настоящем моменте — делая это.

Как я писал в предыдущем посте, в конечном счете, время — это всего лишь иллюзия, и его можно использовать только для практических целей.

Что такое психологическое время?

Напротив, психологическое время — это нечто совсем другое. Это всегда происходит, если мы мысленно задерживаемся на ситуации, тогда мы выпадаем из настоящего момента. Если мы установим цель, используя время часов, как описано выше, мы можем работать над ее достижением в настоящий момент и присутствовать при этом. Но когда мы начинаем постоянно проецировать себя в будущее (или прошлое) и жить там в уме, мы становимся неудовлетворенными тем, что есть, и отбрасываем настоящий момент. Это становится средством для достижения цели, и мы хотим быть в конце.

Это случилось со мной, когда я долго начинал свою компанию. Я постоянно был расстроен и недоволен тем, что у меня было, так как я всегда проецировал себя в свое собственное видение и хотел быть там. Но именно это является огромной ошибкой, если мы хотим жить полноценно. Если у нас есть цель и мы видим, что хотим улучшить, это прекрасно. И это источник для личностного роста. Но еще важнее оставаться в настоящем моменте и говорить «да» настоящему моменту и не быть настолько неудовлетворенными им, чтобы отрицать его и говорить ему «нет».

Теперь я делаю это по-другому: да, я хочу создать другую ситуацию в будущем, и это видение движет мной. Но как только я объявил цель и установил крайний срок, мое осознание в настоящий момент работает над достижением цели и довольствуется тем, что есть. Меняется все восприятие того, что есть, не теряя возможности создавать то, что я хочу.

Что происходит, если мы находимся в психологическом времени

Если мы создаем это психологическое время, мы попадаем в ловушку нашего разума. Бывает, что мы создаем проблему из ситуации, и разум не отпускает ее. Это действительно не мелочь, это происходит постоянно. Например, если вы смотрите новости и видите что-то ужасное, случалось ли с вами, что вы не могли отпустить это несколько минут или даже часов? Это тяготит вас, хотя вы абсолютно ничего не можете с этим поделать. Забавно, что прямо сейчас происходит много очень приятных вещей, но в новостях показывали как раз очень плохую вещь, и разум мог застрять в ней.
Теперь этот сценарий может не произойти с вами, если вы имеете определенный контроль над своим разумом, но давайте перейдем к более личной ситуации, возможно, вы можете потерять деньги, работу или даже человека. Теперь намного сложнее оставаться в настоящем и не теряться в «проблеме» и постоянно думать над ней.

Это настоящий источник, если мы страдаем из-за «проблемы», не сама ситуация, а интерпретация и затем обдумывание ее снова и снова. Если мы можем что-то с этим сделать, тогда хорошо, мы делаем это сейчас. Если не можем, то выходим из ситуации или принимаем ее. Никогда не бывает причин останавливаться на ситуации и тем самым создавать проблему в нашем уме.

Психологическое время является причиной того, что мы теряем настоящий момент и попадаем в ловушку «проблемы». Часто в этот самый момент действительно нечего делать, поэтому даже думать о «проблеме» бесполезно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *