Психология 10 лет мальчик: Как воспитывать мальчика 10 лет — советы психолога

Содержание

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.

Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.

Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем.

10 способов воспитания ответственного ребенка

1. Учим убирать за собой самостоятельно

Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:

а) ругать его;
б) самостоятельно наводить порядок.
  
Скажите:

 – В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.

Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.

Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

 – Мы всегда убираем свои вещи на место. 

Если ваш подход позитивный и дружелюбный, ребенок не станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь.

2. Учим заботиться о семье

Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.

По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.

3. Главное — это желание

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.

Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому

У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.

Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.

Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

5. Перестаём критиковать

Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители.

Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором. 

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий… Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»

Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку.

6. Создаем необходимые условия

Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.

Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

7. Даём возможность разобраться ребёнку самому

Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

8. Поощряем

Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

9. Учим составлять график

Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.

Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

10. Стремимся стать хорошим примером

Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

Пример 1. Отрицательный

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Вы сами себя ругаете за незначительный промах, ребенок видит, что любая его ошибка в будущем приведет к неприятному чувству обиды и, вероятно, порицанию со стороны окружающих.

Пример 2. Отрицательный

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Ругать близких при ребенке нельзя ни при каких обстоятельствах. В семье должна быть гармония – наблюдая за вашими отношениями с близкими, ребенок строит собственные паттерны поведения. А тут налицо еще и перекладывание ответственности. Не мама разбила чашку, а папа во всем виноват, «растяпа». Двойной отрицательный урок.

Пример 3. Положительный

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь. 


На каждый возраст – свои обязанности

Ещё один вопрос, который часто задают родители: с какого возраста можно просить ребенка делать что-то самостоятельно?
Приведенный ниже список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям. И старайтесь оказать им столько помощи, сколько им необходимо для успешного прохождения уровня квеста «пока они не освоят его с комфортом.

За что могут нести ответственность малыши:
  • Что надеть.
  • Кушать самостоятельно (если они не попросят вашей помощи).
  • Какую книгу читать, даже если родители читают им вслух.
  • С какими игрушками играть.
  • Когда сходить в туалет.
За что могут нести ответственность дошкольники (3-5):
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
  • Их собственные комнаты.
  • Сколько нужно еды.
  • С кем и когда играть.
  • Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).
За что могут нести ответственность дети школьного возраста (от 6 до 9 лет):
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Какую прическу носить.
  • Как потратить карманные деньги.
  • Когда готовить домашнее задание.
  • Как провести время (после выполнения основных обязанностей, таких как домашние задания).
  • Каким спортом или физической активностью заниматься (выбор кружков — аналогично).
За что могут нести ответственность подростки в 10-12 лет:
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Самостоятельный уход за собой: ногти, волосы, тело.
  • Выбирать маршруты и компанию для прогулок (в допустимых пределах).
  • Оставаться одним дома.
За что могут нести ответственность подростки в 13-15 лет:
  • Выбирать часы подъема (с условием, что все нужно успеть).
  • Стирать белье самостоятельно.
  • Временные изменения во внешнем виде.
  • Ездить на автобусе или метро.
  • Ходить в кино и на другие мероприятия, где нужно расплачиваться, с друзьями.
  • Подрабатывать не в ущерб обучению.
  • Контролировать свой бюджет.

И самое главное — не забывайте хвалить ребенка за любое проявление самостоятельности. Обязательно отмечайте, когда он сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймет, что самостоятельность — не обуза, а навык, который позволяет заслужить уважение окружающих, и за которым следует расширение «свободы».

Воспитание мальчика: что мамы делают не так — Parents.ru

Воспитание

Фото
didesign021/Getty Images/iStockphoto

«Не понимаю, почему сегодня из мальчиков растят слюнтяев и слабаков? Помню, когда я маленькой ходила в детский сад и потом в школу, мальчикам внушали, что плакать стыдно, что ноют только девчонки. Я и стараюсь воспитывать своего сына именно так, а в детском саду со мной не согласны. Но разве такое воспитание не портит будущих мужчин?»
Юлия Б., г. Новосибирск

— Большая проблема воспитания мальчиков в нашей культуре до недавнего времени заключалась в том, что им отказывали в открытом проявлении чувств. Мальчик не должен плакать! Мальчик должен быть мужественным с детства! Увы, «плоды» этого воспитания — готовые пациенты психолога, люди с подавленными чувствами, невротики.

На самом деле выражение чувств: обиды, нежности, радости и т. п. — никак с полом не связано. Это нормально и хорошо и для девочек, и для мальчиков. Это то, чему психологи вынуждены учить взрослых людей, в которых подобное подавили в детстве родители, воспитатели, педагоги. Важно понимать, что проявление чувств не делает мальчиков похожими на девочек и не делает из них слюнтяев.

Есть множество культур, в которых мужчины открыто выражают свои эмоции. На Кавказе мужчины вовсе не стесняются слез. А кто их обвинит в немужественности?

Чувства нужно регулировать, ими нужно управлять, но не подавлять их. Вообще — что такое НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА? Поверьте, у мужчин и у женщин разный взгляд на это понятие. Женщины любят манипулировать им. Для женщины «настоящий мужчина» — тот, кто делает ЕЕ жизнь лучше. И поэтому он настоящий мужчина?.. Это вопрос. И вопрос: как же воспитать мальчика, чтобы он прожил жизнь счастливо? Не другие, живущие рядом с ним, а он сам! Правда, любой нормальный мужчина будет счастлив, делая счастливой свою женщину, а для этого нельзя быть эгоистом, нельзя быть лентяем и т. п. Вот таким его и стоит растить маме.

«Я воспитываю сына одна. Пока ему только 3 года и особых проблем нет, но у меня даже нет никакого примера воспитания мальчиков, я и сама выросла без отца. Нет ли каких-то универсальных приемов?»
Лина С., г. Москва

— Если мама с мальчиком живет одна, ей довольно сложно воспитать из него мужчину. У ребенка просто нет образца для подражания. Что делать? Найти себе мужа и отца ребенку — это первый универсальный совет. Причем, женщина должна найти себе мужа не потому, что малышу нужен отец, а потому что в изменившейся ситуации изменится и ее поведение, оно станет правильным по отношению к ребенку. Но не всегда этот совет можно реализовать… Тогда место папы, хоть бы время от времени, должен занимать другой мужчина: учитель, тренер, руководитель детской студии и т. п.

Если в семье отца нет, мальчику грозит гиперопека со стороны матери, что крайне вредно и тяжело для ребенка. Гиперопека — это большая проблема одиноких матерей, и с ней необходимо бороться всеми силами. Снять гиперопеку — значит перестать заботиться о ребенке чересчур сильно. Не поел сынок? Ничего страшного, захочет — поест, с голоду не умрет! Простудился? Обычное дело — выздоровеет! Гиперопека потому и гипер, что мать выливает в ней на своего мальчика все свои чувства: и те, что предназначались ему, и те, что должны были излиться на мужчину. Итак, снять гиперопеку — это второй универсальный совет для всех мам.

Главная задача в воспитании мальчика — привить ему чувство ответственности. Вот третий универсальный совет. Для девочки это не так важно, потому что в нашей культуре главное отличие мужчины от женщины именно в принятии представителем сильного пола личной ответственности. Если мужчина что-то делает, он отвечает за свои поступки. И каждый мужчина знает, что так и должно быть. Другое дело, если он на подобное не способен — значит, достойный образец отсутствовал, а со стороны матери была гиперопека.

Личный пример

Мужественность помогут воспитать книги, фильмы. Но главное — личный пример. Папа ведет себя как подобает мужчине — и сын это видит. А если папы нет, то мама должна относиться к сыну не как к мальчику, а как к мужчине. Это еще один совет. Мама должна рассказать ему, как поступают мужчины в тех или иных ситуациях, и ждать от сына соответствующей реакции. Чтобы помогал по хозяйству, уступал место и т. п.

Трудовое воспитание — ничего лучше не придумали со времен СССР! Буквально: «Ты подметаешь пол, потому что я тут главная, я зарабатываю деньги, кормлю тебя. И еще: «Потому что ты — мальчик, ты сильнее, а я устала, я — женщина». Если ребенок задает вопрос, почему он подметает, а не мама, это бунт, это проверка ролей в семье. Вы должны ее выдержать.

Фото
ljubaphoto/Getty Images/E+

«Невестка считает себя очень современной, модной, поэтому и моего внука хочет видеть таким же. Елисею только 7 лет, но одевается он как заправский модник, причем, прежде чем выйти из дома, тщательно выбирает, что надеть. А поход с родителями в магазин за обновками — среди главных развлечений. С одной стороны, это, конечно, хорошо, что Елисей следит за собой, старается быть аккуратным, а с другой… Разве это нормальное поведение для мальчика его лет?»
Эльвира Д. , г. Тюмень

— Это отличное поведение! Правы его родители: их ребенок вырастет с развитым чувством вкуса, с привычкой к аккуратности и чистоте. Умение хорошо одеваться — бонус для любого мужчины. Хорошо одетый, он всегда будет нравиться девушкам, а модная, красивая одежда не делает мальчика менее мужественным, это не имеет к мужественности никакого отношения. Вспомните фотографии русских дворянских детей, которых было принято в детстве одевать одинаково, как девочек, — в платьица, отращивать длинные волосы, да еще и завивать их в локоны. Но вырастали эти юноши в настоящих мужчин.

Однако не все, что касается внешнего вида, столь однозначно. В любом случае стоит помнить, что все, что так или иначе выделяет мальчика из коллектива, может и навредить ему, привести к конфликтам со сверстниками.

Воспитывать (и одевать в том числе) ребенка приходится с учетом того, как это принято в окружающем его обществе, чтобы мальчику было комфортно существовать. Если, например, в вашей школе нормально, что у мальчика из младших классов в ухе серьга (которую ему повесила мама), то ничего страшного. Если в вашей школе мальчики-старшеклассники ухаживают за ногтями в салоне, мажут губы гигиенической помадой и ваш сын поступает так же — то же самое. Но есть коллективы, где подобное становится вызовом. Следовательно, нужно учитывать место своего самовыражения и самовыражения своего ребенка.

«До каких лет маме (и папе) мальчика можно обнимать его, целовать, гладить по спинке, спать в одной кровати? Ведь выразить свою нежность ему, хотя бы в детстве, пока он дает это делать, так хочется…»
Марина М. г. Саратов

Обнимать, целовать, гладить и мальчика, и девочку можно без ограничений. По мере взросления телесный контакт с ребенком должен становиться «более взрослым», ведь, очевидно, что отец сына в 5 лет и в 20 обнимает по-разному. Мамам надо помнить, что сын растет, мужает, сюсюкать с ним в 10 лет, как с трехлетним, не годится. Впрочем, он вам и сам не позволит этого делать.

Спать с родителями не возбраняется до 2 лет примерно. Точнее — до первых сигналов проявления самостоятельности и отделения себя от родителей. Пример такого сигнала — когда ребенок говорит: «Я больше не маленький, не надо меня обнимать и тискать». Обычно такое происходит года в 3, у кого-то чуть раньше, у кого-то позже. Но! Если ребенок сам не прочь пообниматься, не отталкивайте его, если он не в состояние уснуть один, также идите ему в этом навстречу.

Новые нравы

По мере того как нарастает либерализм в отношении детей, их воспитание ухудшается. На самом деле раньше воспитание и дома, и в школе было более авторитарным, с детьми вели себя жестче, они росли дисциплинированнее. Кроме того, раньше детей считали взрослыми с более раннего возраста, чем сейчас. Многие в 14–16 лет уже вовсю работали, а сегодня лет до 25 он может считаться — и, главное, считать себя сам! — «еще совсем ребенком». Это не хорошо, не плохо — просто времена меняются. Сегодняшним мальчикам дольше позволяют оставаться детьми.

Фото
Getty Images/Radius Images

Раньше — будем говорить, до перестройки — и в обществе вообще либерализма было куда меньше, существовали пионерские организации, например, где были свои законы, которым, так или иначе, но необходимо было соответствовать. Но нельзя говорить о том, что тогда дети вели себя лучше. Дети вообще никогда не ведут себя лучше или хуже, всегда примерно одинаково. И ровно насколько, насколько им это позволяют. Сегодня — да, позволяют больше. Однако мысль о том, что «раньше дети вели себя лучше», преследует человечество последние 2 тысячи лет.

Это не шутка: во времена Древнего Рима говорили, что «раньше молодежь была более воспитанной». Почему так происходит? Когда вы видите детей, которые ведут себя неподобающе, вы объясняете это их плохим воспитанием. А ведь вы в детстве тоже не всегда вели себя хорошо, правда? Но спроси вас сейчас о каком-то эпизоде вашего непослушания, наверняка объясните все «сложившейся ситуацией». И такой подход совершенно нормален и свойственен всем людям. Сейчас виноваты они, а тогда не я, а «ситуация». Вот от этого и столь критичное отношение к нынешним детям.

«Недавно пришлось краснеть на детской площадке во дворе. Мой сын-первоклассник бросался палками в прохожих, а двое его друзей наблюдали и смеялись, о чем мне рассказали соседи. С возрастом он становится совсем неуправляемым. Почему он это делал? И что делать мне?»
Елена К., г. Тула

Зачем делал, это нужно спросить у него. А вообще не думайте, что ребенок видит реальность так же, как взрослый: он наблюдает за миром абсолютно альтернативным способом. У него в 7 лет еще нет четких критериев морали, он просто не понимает, что люди могут что-то испытывать. Высшие психические функции вроде сопричастности и сочувствия воспитываются по мере того, как человек взрослеет.

Ваш сын совершил случайный проступок. Но он поступил плохо, и ему на это надо указать, то есть наказать. Надо перестать сюсюкать с ребенком, а относиться к нему как к взрослому, как к самостоятельной личности — в любом возрасте! Когда делает что-то не так по умыслу — наказывать непременно. Тогда и вести себя будет соответственно. Неуправляемый — это значит не уважающий авторитет родных. А те, следовательно, провалили свою ролевую позицию, не считают себя главными и пытаются договариваться с ребенком. Это неправильно. Но не поздно все исправить.

Напомню, что о подобном писал А.С. Макаренко. Была у него ситуация, когда ребенок своим поведением настолько разозлил педагога, что тот ударил его. И после случившегося долго испытывал угрызения совести. А потом понаблюдал за наказанным и убедился: работает! Ребенок понял, кто тут главный, и стал более послушным.

Я не призываю к физическим наказаниям (хотя это проще и порой стоит прибегать и к этому), но наказания в воспитании необходимы, можно лишить чего-то, например оставить без вкусной еды. У ребенка без наказаний просто не будет мотивации для послушания, мы же помним, что всякие моральные нормы ему пока недоступны. Родители говорят, чего не надо делать, но никак не наказывают, если он их не слушает. Напротив, они продолжают ласкать его, кормить. Кто тут главный? Кто на вершине? Ребенок! И ему там, на вершине, очень хорошо.

То есть в воспитании и мальчика, и девочки непременно должны быть инструменты наказания и поощрения, которые позволят родителям выбрать правильную — главную — роль. Авторитет — это не то, что автоматически достается родителям. Его нужно заработать. Конечно, нашим мамам, у которых буквально в генах живет память о том, что мужчин в стране мало (последняя война оставила незаживающую рану в сердце даже нынешнего поколения) и для некоторых из которых Мальчик — это воплощение мечты и о Сыне, и о Мужчине сразу, авторитет заработать трудно. Но надо себя перебороть ради этого самого Сына.

Больше полезных и интересных материалов о воспитании и психологии детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Дарья Вейцлер

Авторитетное воспитание — лучший способ воспитания уверенных в себе детей: Детский психолог

Кэтрин Фолс Коммерческая | Getty

Мы все хотим воспитать умных, уверенных в себе и успешных детей. Но с чего начать? И какой стиль воспитания лучше выбрать?

Стили воспитания делятся на четыре основные категории. Возможно, вы используете один или несколько из этих разных стилей в разное время, в зависимости от ситуации и контекста.

4 стиля воспитания

Франсин Зельцер, CNBC Make It

Исследования показывают, что авторитарное воспитание высоко ценится по ряду причин: академической, социально-эмоциональной и поведенческой. Подобно авторитарным родителям, авторитарные родители многого ожидают от своих детей, но еще большего они ожидают от собственного поведения.

Что такое авторитетное воспитание?

Авторитетные родители всегда поддерживают своих детей и часто идут им навстречу. Они ведут своих детей через открытые и честные дискуссии, чтобы научить их ценностям и рассуждениям.

Подобно авторитарным родителям, они устанавливают ограничения и следят за соблюдением стандартов. Но в отличие от авторитарных родителей, они гораздо более заботливы.

Некоторые общие черты авторитетных родителей:

  • Отзывчивы к эмоциональным потребностям своего ребенка, придерживаясь при этом высоких стандартов
  • Часто общаются и принимают во внимание мысли, чувства и мнения своего ребенка
  • Допускают естественные последствия, но используют эти возможности чтобы помочь своему ребенку размышлять и учиться
  • Воспитывать независимость и мышление
  • Активно участвовать в развитии и развитии своего ребенка

Почему эксперты соглашаются, что авторитетное воспитание является наиболее эффективным стилем

более развиты социальные навыки и они более способны решать проблемы.

Вместо того, чтобы всегда приходить на помощь своему ребенку, что более характерно для снисходительных родителей, авторитарные родители позволяют своим детям совершать ошибки. Это дает детям возможность учиться, а также дает им понять, что их родители будут рядом, чтобы поддержать их.

Авторитетное воспитание особенно полезно при разрешении конфликтов, потому что то, как мы учимся справляться с конфликтами в юном возрасте, играет большую роль в том, как мы справляемся со своими потерями или насколько мы устойчивы во взрослой жизни.

У снисходительных родителей решение конфликтов обычно остается за ребенком. Ребенок «выигрывает», а родитель «проигрывает». Я видел, как такой подход приводит к тому, что дети становятся более эгоистичными и менее способными к саморегуляции.

Конечно, бывают случаи, когда наказание, например, тайм-аут, необходимо. Но проблема постоянного наказания в том, что оно на самом деле не учит вашего ребенка ничему полезному. В большинстве случаев это учит их тому, что побеждает тот, у кого больше власти, честно это или нет.

Допустим, ваш 10-летний сын умоляет не ходить на футбольную тренировку: «Я не хочу, потому что не думаю, что у меня это хорошо получается».

В ответ

  • разрешительный родитель может сказать: «Это зависит от вас».
  • Небрежный родитель может сказать: «Все, что ты хочешь… это твоя жизнь».
  • Авторитарный родитель может сказать: «Вы должны. Я не хочу больше слышать от вас ни слова».
  • авторитетный родитель может сказать: «Я понимаю, что вы не хотите идти. Но иногда борьба с желанием избежать чего-то тяжелого помогает вам стать лучше!»

В то время как авторитетные родители устанавливают ограничения и ожидают от своих детей ответственного поведения, они не просто требуют слепого послушания. Они общаются и рассуждают с ребенком, что может помочь вдохновить его на сотрудничество и научить детей объяснению правил.

Авторитетное воспитание не гарантирует успеха

Хотя эксперты высоко оценивают авторитетное воспитание, важно отметить, что использование только одного метода не всегда гарантирует положительные результаты.

Воспитание детей — не точная наука. Во многом это больше похоже на искусство. Как детский психолог и мать, я советую проявлять любовь и понимание, но также создавать структуру и границы.

Не зацикливайтесь на наказании. Поддерживайте и действительно слушайте своего ребенка. Задавайте им вопросы и старайтесь понять вещи с их точки зрения. Позвольте им участвовать в процессе принятия решений, чтобы они могли расти и учиться самостоятельно.

Есть разница между стилем воспитания и практикой воспитания. Стиль воспитания – это эмоциональный климат, в котором вы воспитываете своего ребенка, а практика воспитания – это конкретное действие, которое родители применяют в своем воспитании.

Короче говоря, ведите себя как хороший человек, которым вы хотите, чтобы они были.

Франсин Зельцер — детский психолог, адъюнкт-профессор и мать двоих детей. Она продвигает поддерживающий подход к решению проблем, при котором ее пациенты изучают адаптивные стратегии для решения проблем и работают над достижением как краткосрочных, так и долгосрочных целей. Ее работы были представлены в NYMetroParents.com и Parents.com .

Не пропустите:

  • Перестаньте говорить своим детям эти 4 фразы, говорит нейробиолог — вот как говорят успешные родители
  • Психолог делится четырьмя стилями воспитания, и один из них, по мнению исследователей, является наиболее успешным0001

    Четвертый и пятый классы — это годы роста во многих отношениях — в социальном, академическом и физическом плане. Вы можете заметить скачки роста, растущую потребность в независимости и желание быть принятым сверстниками.

    Узнайте больше об этапах развития для 10-летних и 11-летних детей.

    Физические вехи

    Большинство детей растут стабильно, только чтобы ускориться к 11 или 12 годам. По мере приближения полового созревания девочки и мальчики начинают развиваться с разной скоростью. Девочки, как правило, имеют скачок роста в возрасте от 9 лет.и 11, а у мальчиков — в возрасте от 11 до 12 лет. Большинство детей в четвертом и пятом классе:

    • Повышенный аппетит и потребность в большем количестве сна
    • Может быть неуклюжим из-за скачков роста
    • Использовать одну руку и ногу намного лучше, чем другую («Доминирование правой/левой руки» начинается примерно в 7 лет и устанавливается примерно в четвертом или пятом классе.)
    • Быстро развивайте зрительно-моторную координацию ребенку нужны очки.)
    • Демонстрация улучшения почерка и умения пользоваться инструментами
    • Жалобы на боли роста или мышечные судороги
    • Координация движений (например, ведение мяча и бросок в баскетбол или занятия боевыми искусствами)
    • Может попытаться развить силу и выносливость за счет увеличения мышечной массы — особенно у мальчиков
    • Начало проявления признаков полового созревания , как рост волос или жирная кожа; девочки могут иметь увеличение или перераспределение веса, а голоса мальчиков могут начать меняться

    Вехи познания

    Дети этого возраста обычно начинают больше думать об абстрактных идеях, а не только о вещах, которые они могут наблюдать. Они также лучше организуют мысли и планируют. Однако не ожидайте, что они уже смогут отделять факты от мнений. Этот навык все еще находится в процессе.

    Большинство детей этого возраста:

    • Поймите, что мысли индивидуальны и что люди видят других иначе, чем самих себя
    • Начните предсказывать последствия действий и соответственно планируйте
    • Могут аргументировать не только одну сторону вопроса
    • Начните полагаться на друзей, новости и социальные сети, чтобы получать информацию и формировать мнение
    • Развивайте чувство ответственности и помогайте по дому (например, дети могут присматривать за младшими братьями и сестрами.)
    • Начните понимать, как все взаимосвязано (например, дети могут понимать последствия изменения климата или то, как настроение одного человека может влиять на других).

    Четвертый и пятый классы начинают вести активную социальную и эмоциональную жизнь. В этом возрасте дети могут изо всех сил пытаться найти свои собственные таланты и при этом пытаться быть и выглядеть как все.

    Дети в этом возрасте часто:

    • Не уверены в половой зрелости и изменениях в своем теле
    • Не уверены в себе или имеют перепады настроения и борются с самооценкой (это более выражено у девочек)
    • Проверяют ограничения и раздвигают границы
    • Все более независимы от семьи, больше отказываются от семейных занятий и нуждаются в уединении
    • Формируют более крепкие и сложные дружеские отношения
    • Могут сталкиваться с сильным давлением со стороны сверстников и им трудно сопротивляться, если они борются с собой -уважение
    • Иметь более глубокое понимание того, как отношения с другими могут включать в себя больше, чем просто общие интересы
    • Впервые влюбиться или притвориться влюбленным, чтобы соответствовать сверстникам
    • Ценить мнение друзей; делиться секретами и шутками
    • Добры, глупы и любопытны, но также могут быть эгоистичными, угрюмыми и неуважительными
    • Могут испытывать новые взгляды, стили одежды и манеры, выясняя, где и как вписаться в

    Десяти- и 11-летние дети имеют разный уровень зрелости. Это правда физически и эмоционально. Они могут достичь вех раньше или позже, чем ожидалось.

    Но если есть опасения, родители и опекуны должны обратиться к лечащему врачу своего ребенка. Родители и учителя также должны быть на связи. Они могут работать вместе, чтобы найти способы оказать поддержку.

    И взгляните на вехи развития для учащихся средних классов.

    Основные выводы

    • Дружба становится более сложной и важной в этом возрасте.

    • Учащиеся четвертого и пятого классов начинают понимать, как все взаимосвязано — видеть более широкую картину.

    • Десяти- и одиннадцатилетние дети растут так быстро, что у них может быть большой аппетит и им нужно много сна.

      Похожие темы

      • Признаки и симптомы

      Расскажите нам, что вас интересует

      Об авторе

      Об авторе

      Аманда Морин, автор книги «Все особенное» и «Путеводитель по образованию Парента» директор по идейному лидерству в Understood.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *